Композиция по мотивам дымковской игрушки

Обновлено: 28.04.2024

НОД по ИЗО «Дымковская игрушка» Возрастная группа: вторая младшая. Тема (в соответствии с комплексно-тематическим планированием) : Народная игрушка Тема НОД : «Украсим дымковскую уточку» Направление образования и развития (образовательная область) Художественно – эстетическое развитие Речевое развитие Цель.

Конспект НОД по рисованию на тему «Знакомство с дымковскими игрушками. Рисование узоров» Конспект НОД по рисованию Тема : «Знакомство с дымковскими игрушками. Рисование узоров» Тема: «Знакомство с дымковскими игрушками. Рисование узоров» Цель: познакомить с народными дымковскими игрушками. Задачи: Обратить внимание детей на узоры, украшающие игрушки. Учить выделять и.

Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование - Мастер-класс в младшей группе «Дымковская барыня»

Публикация «Мастер-класс в младшей группе «Дымковская. » Мастер – класс в младшей группе «Капитошка» Тема: «Украшение юбки дымковской барыни» Цель: знакомство дошкольников с дымковской игрушкой, формирование чувства патриотизма и уважения к самобытной русской культуре. ОО «Художественно-эстетическое развитие» Приобщение к искусству.

Занятие по ИЗО в подготовительной группе с использованием ИКТ «Роспись дымковских барышень» Цель: 1. Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки, формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и.

Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование - Конспект ОД по декоративному рисованию «Дымковская барышня» с детьми 4–5 лет

Конспект занятия в средней группе по декоративному рисованию «Закрепление знаний о Дымковской игрушке» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 1 «ЛАСТОЧКА» КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДЕКОРАТИВНОМУ РИСОВАНИЮ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ Воспитатель: Богданович Т.С. г. Елизово Цель: закрепление знаний о дымковской игрушке .

Лепка из пластилина «Дымковская барыня»

Лепка из пластилина «Дымковская барыня» Цель: Приобщение детей к народному декоративно прикладному искусству через знакомство с «Дымковской игрушкой». Задачи: Познакомить детей с народным промыслом – «Дымковская игрушка». Познакомить детей с цветовым колоритом и с элементами узора дымковских игрушек – круги, горошины.

Конспект занятия по рисованию «Дымковская игрушка «Лошадка» в группе раннего возраста Цели: • Формировать представление о народных игрушках, приобщать к традициям русского народа. • Продолжать формировать умение отщипывать пластилин от большого куска, скатывать шарики и прикреплять их на основу; • Развивать эстетическое восприятие, мелкую моторику рук; •.

Создание вязаной дымковской игрушки способствует формированию у детей интереса к народно-прикладному искусству "Дымковская игрушка", своей Родине и ее истории.

ВложениеРазмер
metod._razrabotka.docx 717.27 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Композиция «Карусель» по мотивам дымковской игрушки»

(сокращенная версия работы)

Кощеева Юлия Владимировна

Педагог дополнительного образования МКУ ДО «Дом детского творчества»

г. Нолинска Кировской области

История возникновения промысла

Дымковская игрушка – одна из визитных карточек не только Вятского края, где её изготавливают, но и всей России-матушки. Она имеет практически такое же мировое значение, как балалайка и матрешка. Эти ослепительно-белые глиняные фигурки с яркими неповторимыми рисунками завоевывают сердце того, кто их видит, раз и навсегда.

Для детей нет большей радости, чем посвистеть в расписную свистульку. И, глядя на это, хочется смеяться и балагурить, потому что яркие краски и контрастные рисунки настраивают на чрезвычайно позитивный лад, как говорят наши современники. А наши предки, которые это чудо придумали, сказали бы, что такой игрушке сердце радуется!

Технология изготовления этих глиняных сувениров зародилась в Вятской губернии (сейчас Кировская область), в гончарной слободе под названием Дымково, порядка 400 лет назад. Здесь и появилась дымковская игрушка. Козлик, петух, баран, баба в ярком сарафане - изначально, в основном, женщины и животные служили моделями для будущих расписных поделок. Позже сюжеты расширились, появились мужские фигурки и детские, карусели и целые скульптурные группы. Технология изготовления передавалась по наследству. Поначалу промысел этот был семейным делом, а позже им стали заниматься исключительно женщины. Толчком к возникновению этих уникальных фигурок послужило празднование «Свистуньи». Именно для этого праздника изготавливалась дымковская игрушка.

Начали отмечать этот день в память о погибших в 1418 году вятчанах и устюжанах. Поначалу каждый год справляли тризну по погибшим. Потом она переросла в народное гуляние, сопровождавшееся свистом из глиняных свистулек. Для этого праздника и наловчились местные мастера делать яркие и голосистые фигурки, которые позже получили название «дымковская игрушка». История, для детей и их веселого свиста начавшаяся, получила продолжение, потому что свистульки эти полюбились и взрослым. А позже к ним добавились игрушки.

Методика создания вязаной игрушки

Повзрослев, каждый человек в душе остаётся ребёнком. Остаётся желание что-то создавать, творить!

Создание вязаной дымковской игрушки способствует формированию у детей интереса к народно – прикладному искусству «Дымковская игрушка», своей Родине и её истории.

Происходит знакомство с характерными особенностями дымковской техники выполнения не из привычных материалов (пластилина, глины), а из обычных ниток при помощи крючка. Соблюдаются все особенности выполнения дымковской игрушки: изготовление отдельных геометрических фигур с последующим соединением частей в готовую игрушку.

Знакомство с характерными видами росписи дымковской игрушки, учитывая при вязании цвет пряжи, элементы и орнаменты для украшения, помогают создать игрушку, схожую с оригиналом (вылепленную из глины).

При создании вязаной Дымковской игрушки дети закрепляют знания и умения вязания игрушек – сувениров различного вида сложности.

Для работы необходимо:

100 г . – пряжи белого цвета;

20 г. - пряжи жёлтого цвета;

20 г. - пряжи зелёного цвета;

15 г. - пряжи тёмно- синего цвета;

10 г. - пряжи голубого цвета;

25 г. - пряжи красного цвета;

По 5 г. - пряжи чёрного и сиреневого цвета;

Бисер, бусины, пайетки для украшения сувенира.

Цвет пряжи – белый

Цепочку из 4 в.п. замкнуть в кольцо.

2 ряд – в каждый ст. б/н провязать по 2 ст. б/н =16 ст. б/н;

3 ряд – в каждый 2-й ст. б/н провязать по 2ст б/н =24 ст. б/н;

4-15 ряды =24 ст. б/н;

16 ряд - в каждый 5 –й ст. б/н провязать по 2ст б/н =30 ст. б/н;

17 - 21 ряды =30 ст. б/н;

22 ряд - в каждый 3 –й ст. б/н провязать по 2ст б/н =36 ст. б/н;

23-25 ряды =36 ст. б/н;

Разделить всё вязание на две части по 18 ст. б/н. Далее каждую деталь вязать отдельно.

26-28 ряды =18 ст. б/н;

Присоединить жёлтую нить

2 ряд – с передней части лапы выполнить 3 прибавления по 3 ст. б/н через 1 ст. б/н основания;

Далее провязать ряд до конца ст. б/н без прибавления столбиков.

3 ряд – в петли прибавки предыдущего ряда вывязать по 3 ст. б/н.

Цепочку из 4 в.п. замкнуть в кольцо;

1 ряд - 8 ст. б/н в кольцо;

2 ряд – в каждый ст. б/н провязать по 2 ст б/н =16 ст. б/н;

Цвет пряжи – чёрный

Цепочку из 4 в. п. замкнуть в кольцо;

1 ряд - 8 ст. б/н в кольцо;

2 ряд – в каждый 2-й ст. б/н провязать по 2 ст. б/н =12 ст. б/н;

Цвет пряжи – жёлтый

3 ряд – в каждый 2-й ст. б/н провязать по 2 ст. б/н =18 ст. б/н;

4-6 ряды - 18 ст. б/н;

Деталь клюва наполнить синтепоном. С двух сторон детали чёрной нитью вышить «петельки».

Деталь бородки (4 шт.)

Цвет пряжи – красный

Цепочку из 4 в.п. замкнуть в кольцо;

1 ряд - 8 ст. б/н в кольцо;

2-4 ряды – 8 ст. б/н;

Деталь наполнить синтепоном.

5 ряд – каждые 1-й и 2 –й ст. б/н провязать вместе.

Нижняя часть (1 шт.)

Цепочку из 4 в.п. замкнуть в кольцо.

1 ряд - 7 ст. б/н в кольцо;

2-4 ряды – 7 ст. б/н;

5 ряд – каждые 1-й и 2-й ст. б/н провязать вместе.

Деталь не наполнять.

Боковая часть (2 шт.)

Цепочку из 3 в. п. замкнуть в кольцо;

1 ряд - 6 ст. б/н в кольцо;

2-4 ряды – 6 ст. б/н;

5 ряд – каждые 1-й и 2-й ст. б/н провязать вместе.

Деталь не наполнять.

Цвет пряжи – красный

Цепочку из 7 в.п. обвязать 12-ю рядами столбиков без накида за заднюю петлю.

Цвет пряжи – белый

Цепочку из 25 в.п. обвязать 6-ю рядами ст. б/н, выполняя прибавления с двух сторон цепочки.

Оформление детали крыла

Выполнить вышивку узором «сетка» розовой нитью с двух сторон. Этой же нитью по краю детали выполнить обвязку узором «рачий шаг», оставив центральную часть - «спинку» без обвязки.

На детали крыльев пришить рюшку.

Цвет пряжи – зелёный

Цепочку из 30 в. п. обвязать 1 рядом ст. с/н, ступая в каждую петлю основания по 2 ст. б/н =60 ст. б/н.

Цвет пряжи – белый. Цепочку из 25 в.п. обвязать 4 -мя рядами ст. б/н, выполняя с одной стороны детали прибавления, а с другой – повороты ряда, заменяя

1 ст. б/н воздушной петлей.

5 ряд – не довязывать до конца ряда по 5 ст. б/н. с двух сторон;

6 - 16 ряды - не довязывать до конца ряда по 2 ст. б/н. с двух сторон.

Внутренняя деталь соединяет между собой все основные детали сувенира – головы, туловища и хвоста.

Цвет пряжи – белый

Цепочку из 24 в. п. замкнуть в кольцо

Обвязать 10-ю рядами ст. б/н.

Деталь наполнить синтепоном.

Дополнительные детали (украшения)

Цвет пряжи – тёмно –синий

Цепочку из 50 в.п. обвязать ст. с/н, ступая в каждую петлю цепочки по 2 раза =100 ст. с/н.

По краю рюшку обвязать полустолбиками, ступая за заднюю стенку -

с нижней стороны нитью голубого цвета, с верхней стороны – красной.

Цвет пряжи – белый

Цепочку из 4 в.п. замкнуть в кольцо.

2 ряд – (цвет пряжи – жёлтый) в каждый ст. б/н провязать по 2 ст. б/н =16 ст.б/н.

В серединку каждого кружка пришить по бордовой бусинке.

Соединить с внутренней стороны обе детали хвоста по краю ст. б/н. Деталь вывернуть на лицевую сторону. Вставить внутрь детали картон. Нижнюю часть детали хвоста обвязать узором «рачий шаг».

По краю детали хвоста с внутренней стороны пришить рюшку тёмно-синего цвета.

На лицевую деталь хвоста пришить украшения – кружочки.

С обратной стороны хвоста пришить 4 кружочка, выполненных красной и жёлтой пряжей.

Пришить внутреннюю деталь, соединяя детали хвоста, головы и туловища. Сверху пришить деталь крыльев, хвоста. Пришить дополнительные детали.

План – конспект занятия, проведённого в Доме детского творчества

Объединение «Сувенир», первый год обучения.

Расписная Дымковская игрушка – «Барыня», связанная крючком.

Задача: Научить выполнять изделие, состоящее из нескольких деталей с каркасом из картона.

1. Познакомить с процессом изготовления Дымковской игрушки крючком.

2. Воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира, аккуратность, самостоятельность в работе.

3.Воспитывать интерес, уважение к народным промыслам своего края.

4.Развивать умение выполнять детали крючком различной геометрической формы, творческое воображение.

Оборудование для детей: «Технологическая карта» изготовления Дымковской игрушки - «Барыня»; по 50г. пряжи белого цвета для изготовления головы игрушки; крючки №1,№2, ножницы;

Оборудование для педагога : несколько видов Дымковской игрушки – «Олень», «Индюк», «Барыня» и т.д.

Шаблон Дымковской игрушки из плотного картона и наряды к ней.

Дымковская игрушка «Барыня», выполненная педагогом крючком из обычных ниток.

  1. Оргмомент. Проверка готовности детей к занятию.
  2. Основная часть.
  1. Вступительная беседа.

Дымковская игрушка – уникальное явление в русском искусстве. Это едва ли не самый известный и популярный среди народных промыслов. Слава его давно перешагнула границы нашей страны. Без весёлых нарядных Дымковских фигурок уже много десятилетий не обходится ни одна выставка народного искусства. О Дымковской игрушке немало написано специальных статей и очерков и даже стихов.

В Дымкове, за Вяткою рекою,

Драгоценный продолжая труд,

Не ища на старости покоя,

Мастерицы славные живут.

Красная за окнами калина,

Пароходный движется дымок,

На столе – ещё сырая глина,

Грубый, не оформленный комок.

За своей работою старушка

На скамейке низенькой сидит.

Глиняную вятскую игрушку

Лепит…нет, не лепит, а творит!

Хороша игрушка расписная!

Вся поёт, бесхитростно – светла,

И видна в ней радость молодая

Ставшего искусством ремесла.

В слободе Дымково, под Вяткой (ныне город Киров) издавна существует русский народный художественный промысел. Его мастерицы создают жизнерадостные, нарядные и весёлые фигурки, вносящие с собой в дом потоки света, солнца, песни, говор и смех слободских гуляний.

Послушайте сказку: Жил – был комочек глины. Дождик его мочил, солнышко сушило. Однажды лежал он себе в овраге. Шла мимо женщина: «Вот то, что я искала». Взяла она комочек и положила его в корзину. Пришла женщина домой поставила корзину в кладовую, а там уже было много – много таких же кусочков.

Много времени прошло. Настала зима.

Принесли комок глины в избу и положили на стол. А на столе лежит уже столько всего: вода в тазике, молоко, яйца, мел. В комнате тепло, весело полыхают в печи дрова. Взяли добрые руки мастерицы кусочек глины, раскатали его колбаской, взяли другой кусочек глины, расшлёпали его в лепёшку, а её свернули воронкой – конусом. Оказалось, что это юбочка. Сверху прилепили туловище с ручками, головку, на головку надели высокий кокошник, дали в руки коромысло, вылепили ведёрки. Получилась Барышня – водоноска.

(Во время рассказывания сказки все элементы демонстрируются – шаблоны, вырезанные из плотного картона).

Ждёт. Сохнет игрушка три дня и три ночи. А потом поставили её в печь. Из печи Барыня вышла закалённая, крепкая. Потом развели мел в молоке и побелили водоноску. Вот настала пора расписывать игрушку. А на столе у мастерицы много красок. Какую взять?

- Поможем мастерице. Вспомним, какими красками раскрашивают Дымковскую игрушку?

-Синий, красный, зелёный, жёлтый. Можно ещё взять оранжевый и малиновый.

- Ещё напомним мастерице, какие узоры можно использовать в росписи (кружочки, кружочки с рисунком, волнистые линии, точки и т.д.)

(Показ карточек с элементами).

Всё вспомнила мастерица и расписала игрушку. Так простой серый комочек глины превратился в яркую, нарядную Барыню.

Мы сегодня тоже начнём выполнять Дымковскую игрушку, но немного необычную.

Вместо глины и красок мы будем использовать яркие нитки. А вместо кисточек мы будем пользоваться крючками для вязания.

- На какие части можно разделить всю игрушку? И какую геометрическую фигуру напоминает каждая часть?

-Голова-шар, юбка- конус, туловище и ведёрки – цилиндр, кокошник и передник – половина плоского круга, коромысло – узкий прямоугольник и и.д.

3) Практическая часть.

Сегодня мы выполним только одну деталь нашей Барыни – голову.

- Пряжа какого цвета понадобится?

Белая. Имитация побеленной глины.

- Какую геометрическую форму напоминает голова?

Самостоятельное выполнение детали по «Технологической карте» под наблюдением педагога.

На следующем занятии мы продолжим выполнение Дымковской игрушки – Барыни.

- Какие материалы и инструменты понадобятся для изготовления туловища и юбки?

- подумать, какой сувенир на тему Дымковской игрушки хотели бы связать;

- написать проект на тему «Применение вязаной Дымковской игрушки или ее элементов (украшения) в быту».

https://xn-----6kcczvgdqeowecha6a6t.xn--p1ai/image/cache/catalog/dymka/1800.8barynyakaravay1-900x1200.jpg
https://www.present.ru/upload/iblock/ef9/ef96ccc3b8b0534bd0c75678122dc9f0.jpg

Наши дети практически незнакомы с различными видами декоративно-прикладного искусства и с народными промыслами. А ведь именно занятия декоративно - прикладным искусством, могут научить детей воспринимать прекрасное, научат любоваться красотой окружающей действительности. Дымковские мастерицы создают жизнерадостные, нарядные, веселые фигурки, вносящие с собой в дом потоки света, солнца, песни, говор и смех слободских гуляний. Более "детскую" игрушку трудно придумать. Они привлекают детей яркостью и оригинальностью. Мастерицы весьма изобретательны в своих простосердечных узорах, имеющих бесконечное множество вариантов: это и легкие цветные линии, образующие ясные геометрические сочетания, горошки, полоски, точки. Декоративная роспись дымковской игрушки дает возможность детям почувствовать себя в роли настоящих мастеров, выразить в своей работе индивидуальность, красоту окружающего мира, природы.

Знакомить детей с дымковской игрушкой и элементами дымковской росписи в нетрадиционной форме.

• Расширять представления детей об истории возникновения дымковской игрушки.

• Формировать представления об элементах дымковской росписи и дымковской игрушки.

• Формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских узоров.

• Формировать умения украшать дымковскими узорами силуэты игрушек.

• Развивать познавательную активность.

• Развивать восприятие цвета, умение подбирать необходимые краски.

• Развивать умения применять нетрадиционные техники: рисовать ватными палочками, применять метод –тычок.

• Развивать технические навыки в пользовании кистью (легко касаться изделия, создавая прямые и волнистые линии) ;

• Воспитывать любовь к дымковской игрушке.

• Прививать любовь к русскому быту с помощью литературных произведений и народного фольклора.

• Воспитывать уважение к труду мастеров.

Продолжительность проекта: среднесрочный февраль - март

Тематика проекта : познавательно – творческий.

Области интеграции : речевое развитие, социально- коммуникативное, физическое развитие, художественно- эстетическое.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, психолог, родители.

Вид проекта : групповой, фронтальный.

Проблемы: Дети не знают о дымковской игрушке ничего.

Этапы реализации проекта

Совместная деятельность с детьми:

НОД.
Познание ФЦКМ

1.Тема: «Знакомство с дымковской игрушкой».

Цель: способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора, воспитывать интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.


2. Тема: Презентация «Веселая Дымка».
Цель: Закреплять умение рассматривать, описывать и сравнивать народные игрушки. Сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора. Воспитывать интерес, уважение и бережное отношение к народному творчеству.

НОД.
Познание Развитие речи

1. Беседа ««Особенности росписи дымковских игрушек».

Цель: познакомить детей с особенностями росписи дымковских игрушек. Формулирование высказываний и самостоятельных суждений, составление предложений.

2.Беседа: «Где родилась дымковская игрушка?» Цель: Познакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки. Рассматривание, сравнение и описание. Отвечать на вопросы полным ответом. Развивать речь, мышление, память.

НОД Рисование «Дымковский олень»

НОД Рисование «Дымковская барыня»

НОД Лепка «Украсим наряд дымковской барышни».

НОД Рисование «Весёлые лошадки».

НОД Рисование «Дымковский индюк».

НОД Лепка « Дымковский петух»

Цель: Рассматривание дымковских игрушек, изучение деталей и особенностей орнамента. Участие в беседе о цвете и ритме в узоре. Выполнение задания по образцу. Самостоятельный выбор цвета для узора и составление узора из знакомых элементов. Развивать мелкую и крупную моторику рук.

Развитие речи и чтение художественной литературы:

Составление сказок с использованием дымковских игрушек, словесные игры: «Определи место игрушки», «Сравни игрушки»,

Слушание и обсуждение русских народных сказок: «Мужик и медведь», «Иван-царевич и серый волк», А. Дьякова «Весёлая дымка», «Сивка-бурка». Чтение и заучивание загадок, потешек, прибауток и стихов по теме.

Сюжетно-ролевые игры: «Семья»; «К нам гости пришли»; «Магазин

«Какой игрушки не стало», «Подбери узор», «Узнай по силуэту»,

«Разрезные картинки», «Дымковская игрушка», «Наряди барыню», «Найди лишний» «Дымковская мозаика», «Что изменилось», «Красота дымковского орнамента», « Дымковское лото».

Подвижные игры.
Цель: познакомить детей с народными играми. Воспитывать умение действовать в коллективе.
1. «Ручеек».
2. «Горелки».
3. «Башмачки потерялись».
4. «Перетягивание каната».
5. «Золотые ворота».

Открытое занятие по нетрадиционным формам рисования для педагогов.

Показ презентаций «Дымковская игрушка», «Чудо Вязьмы».

Выставки продуктов изобразительной деятельности для родителей.

Консультации для родителей.

Фотоотчёты воспитателей и родителей по теме проекта.

Методы и приёмы:

Методы, которые использовались, были выбраны из цели и задач, поставленных в данном проекте, его структуры, с учётом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, уровня сформированности коллектива.

Словесный метод: объяснение, беседа, разъяснение,

устная инструкция, художественное слово,

Наглядный метод: рассматривание иллюстраций,

показ с проговариванием действий, работа с базовыми формами.

Практический: упражнения, дидактические игры, создание проблемной ситуации.

Для создания мотиваций использовались игровые приёмы, проблемные ситуации, ролевые игры. Для создания творческой атмосферы применялось художественное слово и музыкальное сопровождение.

В ходе реализации проекта

В ходе реализации проекта

В ходе реализации проекта

В ходе реализации проекта

В ходе реализации проекта

В ходе реализации проекта

В ходе реализации проекта

  • В ходе реализации данного проекта предполагаем, что в результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагогов группы, у детей сформируется интерес к дымковской игрушке.
  • Они усвоят цвета данной росписи, смогут называть все элементы росписи. Узнают приёмы рисования и научатся составлять узоры.
  • Дети получат первоначальные представления о декоративно- прикладном искусстве, расширят кругозор с помощью стихов, загадок, игр.
  • Будут применять полученные знания и умения в практической деятельности.
  • В процессе реализации проекта были проведены различные виды деятельности, которые способствуют формированию духовно- нравственной культуры, знаний детей о дымковской игрушке. Методы, которые использовались, были выбраны из цели и задач, поставленных в данном проекте, его структуры, с учётом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, уровня сформированности коллектива.
  • Используемые словесные методы (объяснение, беседа, разъяснение, устная инструкция, художественное слово, речевые игры).
  • Наглядные методы (рассматривание иллюстраций, показ с проговариванием действий, работа с базовыми формами).
  • Практические (упражнения, дидактические игры, создание проблемной ситуации).
  • Для создания мотиваций использовались игровые приёмы, проблемные ситуации, ролевые игры. Для создания творческой атмосферы применялось художественное слово и музыкальное сопровождение.

Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»,

Наглядно-методическое пособие. Дымковская игрушка. Под редакцией А. Дорофеева. Наглядное - дидактическое пособие из серии «Мир в картинках. Дымковская игрушка». Чудо-Кони, чудо - птицы. Г. Блинов. Рассказы о русской народной игрушке. Москва «Детская литература» 1977 г. ВеличкинаГ., ШпикаловаТ. Дымковская игрушка. Рабочая тетрадь по основам народного искусства Издательство Мозаика-Синтез Величкина Г. А. «Дымковская игрушка» издательство Мозаика – Синтез 2009г Доронина Г. Ознакомление дошкольников с дымковской игрушкой // Дошкольное воспитание. - 1984. - № 8. - С. 23-25. 7. Г. С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Комарова Т. « Занятия по изобразительной деятельности в средней группе »

Конспект беседы «Знакомство с дымковской игрушкой»

Цель: ознакомление с дымковской игрушкой.

Обучающие: познакомить с историей дымковской игрушки; формировать знание об особенностях росписи игрушек; основных элементах узора.

Развивающие: развивать интерес к изучению народных промыслов

Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству.

Ребята, у вас всех есть игрушки. Давайте узнаем, какие игрушки делают в селе Дымково. Современные игрушки сделаны из пластмассы, резины, металла, меха. Но и сейчас все любят народные глиняные и деревянные игрушки. В большом селе Дымково родилась дымковская игрушка. Веселые игрушки отличаются яркими красками.

В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки, в пасмурные дни стелется туман от речки тонкой дымкой, возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Что же это за игрушки.

Рассматривание игрушек: олень, индюк, барышня, конь.

Дымковская барыня вся в оранжевых, золотых, алых и зеленых узорах.

Даже кони приобрели яркий наряд. Что общего у всех этих игрушек? (белый фон, яркие

краски, геометрические узоры.)

Как вы думаете, какой сначала краской покрывают игрушку? А знаете ли вы почему? Можно предположить, что белый фон взяли мастера от заснеженных полей. Лепили игрушку чаще всего зимой, когда все вокруг было белым бело. В тех местах зима длинная, а снега много. Сидит мастер у окна, видит вокруг все в снегу, и хочется ему сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками, которые особенно хорошо выделяются на белом фоне.

Где расположен узор на дымковской игрушке? Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?

Давайте узнаем, как создается дымковская игрушка. Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза. Первый раз она рождается, когда ее лепят из красной глины. Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка раскаляется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем. Потом ее белят мелом,

разведенным молоком, и расписывают. Самые любимые из них - это свистульки.

Как можно расписать деревянные игрушки, какие элементы лучше использовать? (Кружки, полоски, волны, кольца, точки). - Какие цвета любят мастера Дымково?

Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника (свистопляска).

Позднее ярмарка-праздник стала называться «Свистунья». Все посетители

ярмарки от мала до велика считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку.

Вся ярмарка наполняется свистом, и от этого праздник веселей. Спрос на игрушки очень велик. После праздника глиняные расписные игрушки выставляли в окнах между рамами.

Какие же особенности мы увидели у дымковских игрушек? (Округлая форма, нет лишних деталей, белый фон, простой геометрический узор - полоски, кружочки, точки, волны, кольца).

НОД Лепка «Дымковский петух».

Формирование и развитие у детей интереса к народному декоративному творчеству посредством создания дымковской игрушки.

Обучающие: учить детей лепить петуха по мотивам дымковской игрушки, подмечать и отражать в работе особенности петуха: пышный хвост, волнообразные крылья, гребешок – корона. Закреплять умение лепить птицу из целого куска пластилина, дополняя изделие деталями путём налепа. Отрабатывать умение волнообразно, изогнуто лепить крылья, оперение хвоста; заглаживать поверхность игрушки,

пользоваться стекой, сглаживать поверхность фигуры.

Развивающие: развивать эстетическое восприятие, образные представления. Воспитательные: воспитывать у детей у детей интерес и уважение к народным промыслам.

Далеко - далеко, за дремучими лесами, за зелеными полями, на берегу голубой реки стояло большое село. Каждое утро люди вставали, топили печи и из трубы вился голубой дымок. Домов в селе было много, вот и назвали его- Дымково. Давайте все вместе повторим, как называлось это село (Дымково).

Люди любили лепить яркие, веселые игрушки - свистульки. Много игрушек за зиму слепят, а когда снег убежит с полей, люди выносили свои игрушки и свистели, так они зиму провожали и весну встречали. А по имени села игрушки стали называть дымковские. Ребята, а из чего сделаны эти игрушки? (эти игрушки из глины). Раньше такими игрушками играли ваши прабабушки и прадедушки Ребята, а вы хотите поиграть такими игрушками. Мы отправимся в мастерскую дымковской игрушки (дети садятся за столы). Вы сейчас не детвора, а все чудо-мастера! Сегодня мы попробуем слепить дымковскую игрушку. В мастерскую заходите. На игрушку посмотрите.

Поглядите, что за птица! Кто не взглянет удивится!

Хвостик, клюв и оперенье – Просто чудо, загляденье!

Ребята, как вы думаете, что это за птица? (петух).

Правильно, это дымковский петух. Давайте рассмотрим его. Какой у него хвост? (хвост у петуха изогнутый, пышный). Какие у петуха крылья? (крылья у петуха волнистые). Какой гребешок у петуха? (гребешок у петуха, как шапочка, как корона). Да, хвост у петуха пышный, крылья волнообразные, а гребешок, как корона.

Мы с вами уже лепили дымковскую уточку. Кто из вас догадался, как легче вылепить петуха?

Для этого нам нужно разделить пластилин на две части. Из одной части лепим овальное туловище, вытягиваем шею и формируем голову и хвост, из второго куска лепим подставку.

Правильно, а сейчас я вам покажу, как лепить крылья. Беру небольшой кусок пластилина яркого цвета, раскатываю между ладонями, а затем немного сплющиваю. Получаю вот такую пластину.

Затем придаю волнообразную форму, прикрепляю крылья к туловищу птицы. А кто мне расскажет, как лепить корону-гребешок? (сначала из маленького куска пластилина нужно слепить пластину, прикрепить её к голове, пригладить и прищипнуть края).

Правильно, с чего начнёте работу? (дети рассказывают) Молодцы, ребята. Я вижу, вы готовы лепить дымковского петуха. Прежде чем приступить к работе, давайте подготовим наши пальчики.

Идёт, идёт петушок, набок колпачок. Красная бородка, глиняная головка.

Рано-рано встал, по водичку пошёл, Молодичку нашёл. Молодичка – добра, сапожки дала.

Ну-ка за работу, чудо мастера! Старайтесь, чтобы ваши петушки были красивыми и аккуратными. У хорошего мастера на рабочем месте всегда чистота и порядок. (Дети под спокойные русские народные мелодии лепят петуха, приносят своих петушков и ставят их на подставку).

Вот и готовы наши петушки. Мастера умелые их сегодня сделали. Чья игрушка, дети, вам больше всего понравилась и почему? (ответы детей).

Сегодня мы много интересного вспомнили о селе Дымково, о дымковской игрушке. Сами попробовали себя в роли мастеров.

Рисование по мотивам дымковской росписи. Коллективная композиция «Дымковская слобода»

Цель: Способствовать развитию эстетического восприятия, образному представлению, чувство цвета и композиции, развитию чувства прекрасного. Закрепить знания детей о дымковских игрушках, о дымковской росписи. Закрепить эмоционально положительное отношение к народному декоративному искусству. Продолжать развивать навыки коллективной работы.

Предварительная работа: рассматривание с детьми дымковских игрушек (барышни, конь, индюк, козлик и другие) Отметить, что дымковская игрушка является визитной карточкой нашего края Кировской области. Дымковские игрушки какие они яркие, нарядные. Рассматривание альбомов, фотографий дымковских игрушек, с основными элементами дымковской росписи : сплошные и волнистые линии, мазки, кольца, точки, кружки.

Ход: Предлагаю расписать вырезанные из бумаги фигурки дымковких игрушек. А затем, ребята, мы с вами сделаем общую картину «Дымковская слобода» (село, где создают дымковские игрушки).

Дети приступают к рисованию. По мере необходимости подхожу к детям, напоминая о том, что необходимо использовать разные элементы в росписи своей игрушки, расположение узора и разнообразных цветов.

После того, как все игрушки были расписаны, вместе с воспитателем разложили фигурки на большом листе бумаги, создавая картину.


Дети за работой.



Роспись дымковских фигурок.


С выполненными работами.





Дети за оформлением картины.


Вот такая картина у нас получилась.

Создание декоративного панно по мотивам городецкой росписи

Создание декоративного панно по мотивам городецкой росписи Цель: создание декоративного панно с городецкой росписью. Задачи: - продолжать знакомство с народными промыслами; - учить составлять узор.

Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи «Городецкая ярмарка» (подготовительная группа) Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи «Городецкая ярмарка» (подготовительная группа) Цель: Продолжить знакомство с городецкой.

Конспект НОД по декоративному рисованию «Дымковская слобода» (Коллективная композиция)

Конспект НОД по декоративному рисованию «Дымковская слобода» (Коллективная композиция) Программное содержание. Развивать эстетическое восприятие, образные преставления, чувство цвета и композиции. Закреплять знания детей.

Конспект НОД по мотивам городецкой росписи «Павлин» Цель: Роспись птицы волшебного сада "Павлина", научить детей элементам росписи : цветок (бутон, листок. Задачи: - Приобщение детей к истокам.

Конспект НОД во второй младшей группе по декоративному рисованию по мотивам дымковской росписи на тему: «Волшебная Дымка». МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №2 Г. КАМЕНКИ КАМЕНСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ Конспект НОД во второй младшей группе по декоративному рисованию по.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе. Коллективная работа «Дымковская слобода»

Конспект занятия по рисованию в старшей группе. Коллективная работа «Дымковская слобода» Конспект по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» - рисование по теме: «Дымковская слобода» (коллективная работа).

Конспект занятия в старшей группе «Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи» Выполнила: Маркова Т. Ю. Цель: Формировать представление о Дымковской росписи. Задачи: Образовательные: - Учить приемам рисования плавных.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Дымковская слобода»

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Дымковская слобода» Задачи: • Продолжить знакомить с дымковской игрушкой: с элементами узора, сочетаниями цветов, композицией; • Развивать эстетическое восприятие,.

Мастер-класс «Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи» для детей 6–7 лет

Мастер-класс «Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи» для детей 6–7 лет Мастер-класс «Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи» для детей 6-7 лет. В наши дни дымковская игрушка по праву считается.

Мастер-класс по росписи дымковской барыни

Мастер-класс по росписи дымковской барыни .

Мир дымковской игрушки - это мир сказочно нарядных, красивых и выразительных по пластике фигурок животных, людей и птиц.

"Дымковская слобода"

«Дымковская слобода» (коллективная композиция в старшей группе по теме «Народная игрушка»)

Цель: развивать эстетическое восприятие, образные представления. чувство цвета и композиции.

Закреплять знания детей о дымковской росписи,развивать чувство прекрасного.

Воспитывать эмоционально-положительное отношение к народному декоративному искусству, уважение к труду народных умельцев.

Загадать детям загадку.

Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы.

А ну, назовите меня!

(Дымковская игрушка)

Для изображения Дымковской слободы понадобится следующий материал: лист белой бумаги, картинки дымковских фигурок, для раскраски, альбом "Дымковская игрушка", клей ПВА, фломастеры, ножницы, картинки домов и деревьев.


Рассмотреть с детьми альбом "Дымковская игрушка". определиться с основными цветами, используемые для раскрашивания фигурок. Предложить детям раскрасить фигурки.


Затем раздать ножницы и вырезать картинку по силуэтам фигурок.


Для создания образа деревни располагаем вырезанные деревянные дома и деревья на листе бумаги и приклеить.


Затем предоставить возможность детям приклеить свои вырезанные дымковские фигурки, которые они вырезали аккуратно.


Дымковская слобода готова. Получилась веселенькая деревенька.



«Дымковская игрушка». Фотоотчет НОД по рисованию в старшей группе

«Дымковская игрушка». Фотоотчет НОД по рисованию в старшей группе «Дымковская игрушка». Фотоотчет НОД по рисованию в старшей группе. В начале учебного года воспитанники нашей группы продолжают знакомство.

Коллективная работа из ниток. Композиция «День земли» в старшей группе.

Коллективная работа из ниток. Композиция «День земли» в старшей группе. Коллективная работа из ниток. Композиция «День земли» в старшей группе. Цель. Совершенствовать умение детей работать с нитками. Задачи.

Конспект НОД по декоративному рисованию «Дымковская слобода» (Коллективная композиция)

Конспект НОД по декоративному рисованию «Дымковская слобода» (Коллективная композиция) Программное содержание. Развивать эстетическое восприятие, образные преставления, чувство цвета и композиции. Закреплять знания детей.

Конспект по лепке для детей старшей группы «Дымковская игрушка» Конспект по лепке для детей старшей группы «Дымковская игрушка» Задачи по изобразительной деятельности: учить передавать в лепке особенности.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе. Коллективная работа «Дымковская слобода»

Конспект занятия по рисованию в старшей группе. Коллективная работа «Дымковская слобода» Конспект по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» - рисование по теме: «Дымковская слобода» (коллективная работа).

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Дымковская слобода»

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Дымковская слобода» Задачи: • Продолжить знакомить с дымковской игрушкой: с элементами узора, сочетаниями цветов, композицией; • Развивать эстетическое восприятие,.

Конспект занятия во второй младшей группе «Дымковская игрушка» Конспект занятия по художественно-продуктивной деятельности во второй младшей группе по теме «Дымковская игрушка» Цели: 1. Художественно-эстетическое.

НОД по теме «Русская народная кухня» в старшей группе. НОД по теме «Русская народная кухня» в старшей группе. Автор конспекта: Мазунина Оксана Борисовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №183».

Рисование по мотивам дымковской росписи. Коллективная композиция «Дымковская слобода»

Рисование по мотивам дымковской росписи. Коллективная композиция «Дымковская слобода» Дорогие коллеги представляю вашему вниманию коллективную работу своих воспитанников. Цель: Способствовать развитию эстетического восприятия,.

Сценарий образовательной деятельности по лепке в старшей группе «Дымковская игрушка «Индюк» Дидактическое обоснование образовательной деятельности Тема: Образовательная область Форма педагогического мероприятия Возраст.

Читайте также: