Конспект на тему новогодняя игрушка

Обновлено: 11.05.2024

развивать логическое, пространственное мышление, внимание, память; формировать навыки сотрудничества на занятии, продолжать формировать навыки самооценки.

Задачи интегрируемых образовательных областей.

«Коммуникация» - совершенствовать диалогическую форму речи; учить отгадывать загадки. Расширять кругозор детей: знакомство со старинным обычаем изготовления игрушек для елки.

Воспитывать желание участвовать в оформлении праздничной елки.

«Социализация» - воспитывать у детей взаимовыручку и желание помочь другим.

«Безопасность» - повторить правила безопасности украшения елки.

«Физкультура» - развивать двигательные умения, быстроту, ловкость.

«Музыка»- создать эмоционально-позитивный настрой в группе.

Виды детской деятельности: продуктивная, игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.

Оборудование: наглядные пособия , письмо, два рисунка (найти отличия), атрибуты для игры , магнитная доска, карандаши.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы на зимнюю тему. Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением елки, елочных украшений.

Структура образовательной деятельности:

Вводная часть:

Дети входят под новогоднюю мелодию, садятся за столы.

Все вы, дети, проходите,

В нашем группе так красиво,

Всё сверкает, просто диво!

И скоро зимний праздник,

Его мы ждали год.

Праздник …. (Новый год).

Воспитатель задаёт детям вопросы.

- Ребята, а вы любите праздник Новый год?

- Чем он вам нравится?

Дети: В Новый год дарят подарки, приходят в детский сад сказочные герои, Дед Мороз и Снегурочка поздравляют детей и взрослых.

- Что является главным украшением новогоднего праздника?

Дети: Красиво украшенная ёлка.

Воспитатель обращает внимание на ёлку, на ветках которой лежит письмо.

Ребята, посмотрите на нашу Ёлочку, как вы думаете, она нарядная, готова к празднику?

Дети: Нет, на ней нет новогодних игрушек и украшений.

Дети обращают внимание на конверт, который лежит на ветвях ели. Воспитатель читает письмо.

Воспитатель: Пишет нам сама ёлочка.

«Здравствуйте, ребята! Меня заколдовал Крысиный король, он не хочет, чтобы в вашем саду дети встречали Новый год. И с моих веточек исчезли все новогодние игрушки. Колдовство Крысиного короля пройдёт только тогда, когда вы сделаете три добрых дела. Не могли бы вы мне помочь вернуть мой праздничный наряд?».

Ребята, как вы думаете, сможем мы помочь ёлочке?

Воспитатель: А какие добрые дела мы сможем с вами сделать для ёлочки?

Дети: Прочесть стихи, спеть песенку, сделать игрушки…

Воспитатель: Но как же нам её развеселить, может быть ёлочке сказать ласковые слова, и она станет веселее, а мы сделаем первое доброе дело.

Словесная игра «Ласковые слова для Ёлочки»

Дети встают вокруг ёлки, по очереди называют прилагательные, относящиеся к ёлке.

Дети : Зелёная, новогодняя, красивая, стройная, колючая, пушистая, густая, снежная, зимняя, маленькая, душистая, смолистая, нарядная ….

Воспитатель: Вот нашей ёлочке и стало веселее, молодцы, ребята! Следующее доброе дело – мы прочтём новогодние стихи, которые вы приготовили на утренник, посвящённый ёлочке.

2-3 ребёнка читают стихи.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что раньше был такой старинный обычай изготавливать самодельные игрушки: хлопушки, рыбки из яичной скорлупы, звезды из фольги, домики, избушки, гирлянды…

Давайте и мы тоже украсим елку самодельными игрушками. Для этого нам понадобятся: плоский шар на веревочке, бисер, бусинки , пластилин и ваша фантазия. Посмотрите, на эти шары (показываю картонные шары) красиво будут они смотреться на елке? Дети: Нет. Воспитатель: А почему?

Дети: Они некрасивые…

Воспитатель: А как их можно украсить?

Дети: Елочками, сердечками, снеговиком…

Воспитатель: Молодцы, действительно наши шары можно украсить по-разному но, чтобы нам хорошо работалось, давайте немного разомнемся

Елочки зеленые на ветру качаются

На ветру качаются, низко наклоняются

Сколько елочек зеленых, столько сделайте наклонов.

Приседайте столько раз, сколько бабочек у нас.

Сколько беленьких кружков, столько сделайте прыжков.

Воспитатель: А теперь каждый из вас пусть подумает как он украсит свой шар, что для этого ему понадобится и может приниматься за работу (раздаю шары).

Основная часть занятия:

Подхожу к каждому ребенку интересуюсь, что он будет лепить. Детям затрудняющимся с замыслом даю советы.

Заключительная часть:

Дети приносят свои работы на просмотр (кладут на стол).

Воспитатель: Ребята, кто запомнил какими игрушками украшали елку в старину? Кому понравилось украшать сегодня елочные шары? А кому было трудно в работе? Молодцы, у вас у всех получились необычные новогодние игрушки.. Я думаю ваши игрушки будут очень красиво смотреться на елке.

Воспитатель: Вот мы с вами и сделали последнее доброе дело, колдовство Мышиного короля победили и теперь можем встречать Новый год с нарядной ёлочкой.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Лексическая тема «Новогодний праздник »

воспитатель Редько Е. В.

Конспект организованной образовательной деятельности для детей дошкольной группы по теме «История появления новогодней игрушки»

1. Вызвать интерес к предстоящим новогодним праздникам.

2. Развивать коммуникативные навыки, совершенствовать лексическую сторону речи.

3. Познакомить с историей возникновения новогодней игрушки.

4. Актуализировать потребность в соблюдении праздничных традиций в детском саду и семье.

Предварительная работа: чтение художественной литературы на зимнюю тему. Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением ёлки, ёлочных украшений.

Оборудование: искусственная ёлка, ноутбук.

Словарная работа: старинный обычай, уважить, «Вифлеемская звезда».

Введение в ситуацию:

Воспитатель (обращая внимание детей на искусственную ёлку, стоящую в группе): Ребята, а что это за дерево у нас в группе?

Воспитатель: Интересно, а почему она здесь появилась?

Дети: Скоро Новый год.

Воспитатель: Она совершенно не похожа на новогоднюю ёлку, что же нам с этим делать?

Воспитатель: Чем же нам украсить новогоднюю ёлку, кто знает, чем вообще украшают новогодние ёлки?

Дети: Игрушками, хлопушками, гирляндами…

Воспитатель: С игрушками, которые вы только что описали, ёлочка действительно получилась бы нарядной. (Слайд №2)

Красивый обычай украшать ёлку возник много столетий тому назад. Существовало поверье, что на деревьях обитают духи, от которых зависят будущий урожай и судьба каждого человека, поэтому духов нужно уважить разнообразными подарками. Долгое время ёлки украшали едой – изюмом, конфетами, орехами, печеньем, кренделями, фруктами, но главным украшением ёлки были яблоки – самые красивые отбирали из осеннего урожая и хранили специально до нового года. Позже стали изготавливать более нарядные украшения: золотили еловые шишки, пустые яичные скорлупки покрывали слоем металла. Тут были и бумажные цветы, и искусные поделки из ваты, из серебряной фольги возникали ёлочные феи, изящные звёздочки, бабочки и забавные фигурки зверей, а из скрученных оловянных проволочек делали мишуру.Верхушку венчала «Вифлеемская звезда».

Есть легенда, что своим появлением на свет мишура обязана доброй фее: якобы волшебница превратила обычную паутину в сверкающие серебряные нити и подарила их детям.

В России традиции украшения новогодней ёлки появились благодаря Петру I. Петр, ещё в молодые годы, гостивший в Рождество у своих немецких друзей, был приятно удивлён, увидев странное дерево: вроде бы ель, но на ней вместо шишек – яблоки и конфеты. Став царём, Петр I издал указ отмечать Новый год, как в просвещённой Европе. Все должны были поздравить родных и знакомых с праздником. В двенадцать часов ночи, Петр I вышел на Красную площадь с факелом в руках и запустил в небо первую ракету, начался салют в честь новогоднего праздника. Люди верили, что украшая новогоднюю ёлку, они делают злые силы добрее. В России украшали ёлку игрушками из орехов, рябины, из спичек делали ангелочков, соломенные звёздочки, деревянных лошадок, овечек из ваты, из ткани делали кукол-красатулек.

Спустя несколько лет мастера научились выдувать разноцветные шары из стекла, которые и украсили колючие ветки. Шары на новогодних ёлках появились из-за неурожая яблок. Немецкие стеклодувы решили сделать временную замену и вместо яблок изготовили шары, которые должны были изображать на ёлке традиционные яблоки. (Слайд №3)

Новогодние гулянья обязательно сопровождались играми, песнями, танцами. Хотите поиграть в одну из них?

- Ждали праздника мы долго (трём ладошки о ладошки),

- Наконец пришла зима, в гости ёлку привела (хлопаем в ладоши, показываем на ёлку).

- К ёлке все мы подошли, хороводы завели (хоровод вокруг ёлки).

- Покружились, поплясали (покружились, произвольные танцевальные движения),

- Даже чуточку устали (кисти рук опустить, расслабиться)

- Дед Мороз скорей приди, нам подарки принеси (ладони прижать к груди, потом протянуть).

Так какими же игрушками раньше украшали ёлочку? Давайте посмотрим.

Стеклянными, картонными (Слайд №4),

ватными, фарфоровыми (Слайд №5).

Первые стеклянные игрушки на территории России начали делать в городе Клин. Там мастера выдували стеклянные изделия для аптек. В военные годы пленные немцы научили их выдувать шары и бусы. Кроме шаров, мастера научились выдувать из стекла другие формы: шишки, грибы, разных зверей и птиц, овощи и фрукты, героев сказок. (Слайд №6)

Клинская фабрика «Ёлочка», кстати, по сей день остается единственной в России фабрикой, которая делает бусы для ёлок.

Но, к сожалению, не все могли себе позволить такое украшение, оно было довольно дорогое. А чуда на праздник хотелось всем. Вот и наряжали ёлочку снежинками из фольги, войлочными шариками, вырезанными из дерева игрушками, вязаными варежками, носочками. Игрушки, склеенные из двух половинок выпуклого тонированного картона, получались замечательные. (Слайд №7)

Были игрушки и из ваты, накрученной на проволочный каркас: так оформляли фигурки детей, клоунов, моряков. Также на веточках могли появиться ангелочки. Ведь каждый человек верит, что у него есть свой ангел-хранитель. (Слайд №8)

Ёлочные игрушки отображали историю нашей страны. Если было время военное, то и ёлочные украшения делали такие - солдатиков, самолёты, различные боевые машины. Даже на шарах рисовали военные сражения. (Слайд №9)

Когда наступило мирное время, игрушки тут же превратились в волшебных факиров, в сказочных персонажей (Слайд №10) , в домики и ёлочки, в животных (Слайд №11) , в звёзды и фрукты (Слайд №12) и, конечно же, во множество разноцветных шаров (Слайд №13) !

А вот посмотрите - ёлочка ваших пап и мам, дедушек и бабушек (Слайд №14) .

Сейчас ёлочку, чаще всего украшают шарами (Слайд №15) и игрушками, сделанными своими руками (Слайд №16) .

А бывают ёлочки необычные: из шаров (Слайд №17) , ёлочка, растущая из потолка (Слайд №18) , ёлочка вся в фонарях (Слайд №19) ,ёлочка из галстуков, из карандашей (Слайд №20), но самая красивая ёлочка, которая украшена разными игрушками (Слайд №21) !

Ребята, любите, храните, цените и берегите игрушки!
Ведь так замечательно, когда нас всех окружает КРАСОТА (Слайд №22) !

А ещё в России 18 сентября 2008 года открылся уникальный, единственный в нашей стране музей ёлочной игрушки «Клинское подворье», он находится в подмосковном городе Клин в симпатичном современном тереме.

Итоги: Воспитатель: Ребята, кто запомнил, какими игрушками украшали ёлку в старину? А какими украшают сейчас? Из каких материалов сделаны современные ёлочные игрушки? Можно ли смастерить игрушки самим, своими руками? В каком городе находится единственный в нашей стране музей ёлочной игрушки «Клинское подворье»?

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Конспект занятия «Ёлочная игрушка».

Тема: «Ёлочная игрушка».

Цель: Формирование интереса к истории, традициям и обычаям празднования Нового года в процессе изготовления новогодних игрушек.

Задачи занятия:

Образовательные:

· закрепить умение работать с бумагой при изготовлении поделок;

· совершенствовать умение работать по технологическим картам;

Развивающие:

· развивать способность контролировать с помощью мозга тонкие движения рук и пальцев;

· развивать конструктивное мышление детей, их творческое воображение.

Воспитательные:

· воспитывать эстетический вкус и желание доводить работу до конца;

· воспитывать умение планировать и организовывать свою деятельность.

Оборудование:

· готовые образцы новогодних игрушек;

· инструменты (ножницы, бумага, клей),

· заготовки шаблонов поделок на каждого ребенка;

· старые и современные новогодние игрушки

Планируемые результаты:

Обучающиеся будут уметь:

· Пользоваться необходимыми инструментами;

· Выполнять объёмную новогоднюю игрушку из бумаги.

Обучающиеся будут знать:

· Историю и традиции празднования Нового года;

· Технику безопасности при работе с инструментами;

· Технологию работы и свойства материалов, необходимых для изготовления поделки.

Занятие рассчитано на обучающихся третьего года обучения, продолжительность занятия - 45 минут.

Форма проведения занятия: творческая мастерская.

Используемые технологии:

- ИКТ (презентация);

- работа в сотрудничестве;

Оборудование занятия: ноутбук, экран.

Тип занятия: закрепление изученного материала.

1.Организационный этап

-Здравствуйте, дорогие ребята!

- Ребята, с каким настроением вы пришли на занятие? Покажите мимикой.

Я рада, что у вас хорошее настроение! Тем более, совсем скоро наступит самый долгожданный и волшебный праздник Новый год!

- Какое главное украшение нового года? (Ёлка с игрушками.)

- Ёлка у нас с вами есть, но чего не хватает? (Игрушек.)

- Кто скажет, какая тема сегодняшнего занятия? (Ёлочная игрушка.)

- Какую цель поставим перед собой? (Изготовить ёлочную игрушку.)

- Правильно, кроме этого, мы вспомним историю Нового года, познакомимся с традициями и обычаями празднования Нового года.

- Ребята, а вы любите Новый год? А чем он вам нравится?

А какие традиции празднования Нового года вы знаете?

2. Основной этап

1.Новый год люди отмечают с древнейших времен. Раньше встречали праздник весной. Праздник посвящался солнцу. Поэтому наряжали плодовые деревья огоньками. Со временем все изменилось, во многих странах стали встречать Новый год зимой. В России праздник стали праздновать с 1700 года после указа царя Петра 1. В этом указе царь Петр I велел людям ставить на воротах деревья или ветви сосновые, еловые и можжевеловые, чтобы стояло это украшение с 1-го по 7-е января. В знак веселья люди должны были ходить в гости и поздравлять друг друга, а на Красной площади назначены были огненные потехи, и велено было пускать ракеты. А в богатых домах устраивать пышные балы.

2. А знаете ли вы, почему стали украшать елки? В далекие времена считалось, что в ветвях деревьев нашли приют могущественные духи — как добрые, так и злые, и чтобы поладить с ними, добиться их помощи в жизни, подносились обильные дары, которые развешивались на ветках. Поначалу ее убирали довольно просто, но это продолжалось недолго. Постепенно на ветвях елки появились орехи, сладости, яблоки, шары, а на макушке — изображение солнца, вырезанное из плотной бумаги или сделанное из соломы.

3.На Руси елочные игрушки делали еще из тряпочек, соломы, льна, цветных ленточек, колосков, кистей рябины. Часто изготавливали кукол, о которых в народе особое представление. Тряпичная кукла, обычно безликая и на вид ничем не примечательная, была защитой от болезней, бед и нечисти. Ее так и называли: берегиня. К самодельным куклам относились с аккуратностью и уважением. Верили, что от них зависит благополучие, достаток и даже урожай.

Подвижная игра.

- Давайте поиграем в игру. Я буду называть предметы, а вы, если, вы думаете, что этим предметом украшали елку - захлопаете в ладоши, а если нет – то затопаете! Хорошо?

Яблоки, мандарины, молоко, апельсины, валенки, морковь, утюги, картофель, яйца, коромысло, орехи, вафли, стулья, пряники, фигурный сахар, веник, и леденцы.

- Молодцы, ребята! Это не случайно. Каждый из них символизировал нечто важное. Например, яблоко олицетворяло обильный урожай, яйцо — непрерывную жизнь, вафли — святое благословление. Иногда яблоки покрывали краской и блестками, а орехи — сахаром. Конфеты запаковывали в цветную бумагу или фольгу. Кроме этого, к ветвям елки прикрепляли дольки цитрусовых, палочки корицы и цукаты. Все эти вкусности съедали в новогоднюю ночь, а обертка оставалась висеть. В старину наряженной таким образом елочке приписывали магическую способность отгонять нечистую силу. А украшенные яблоками хвойные ветви укрепляли над порогом и у окон, дабы защитить семью от колдовства и привлечь счастье. Именно яблоки стали прообразом стеклянных шариков…

4. Согласно легенде, однажды выдался неурожайный год, и яблок было мало. Тогда стеклодувы из городка Лауша в Тюрингии (это местность в Германии) в 1848 году предложили временную замену этому фрукту. Там и были изготовлены первые стеклянные шары из прозрачного и цветного стекла.

- С тех пор история новогодней игрушки ушла далеко вперёд.

- В городе Великий Устюг (Чем известен этот город?) создали музей новогодней игрушки. В нём собраны и старые игрушки, и современные.

На зарядку 3 класс!

Мы присядем все сейчас.

Высоко поднимем руки.

Будем жить всегда без скуки.

Повернёмся вправо, влево.

Вновь работать будем смело.

Мы за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

И работать продолжаем.

3. Практический этап

-Чтоб работа закипела,

приготовим всё для дела,

будем клеить и творить!

всё должно в порядке быть.

Материалы и инструменты у вас готовы.

- Какие правила техники безопасности нам необходимо знать при работе с ними?

С ножницами не шути, зря в руках их не крути,

И, держа за острый край, другу их передавай.

Лишь окончена работа – ножницам нужна забота.

Не забудь же их закрыть и на место положить.

Сегодня вы будете делать не одну поделку, а сразу три. Для этого разделимся на три группы. 1 ряд – 1 группа, 2 ряд – 2 группа, 3 ряд – 3 группа. Прежде, чем приступить к работе, давайте узнаем, какие игрушки вы изготовите.

Загадка 1. (для 1 группы)

Человечек озорной,
Неразлучен он с метлой,
Жить в тепле он не привык.
Кто растает? … (снеговик)

Загадка 2. (для 2 группы)

Целый год лежал на полке,
А теперь висит на елке.
Не стеклянный шарик,

А ёлочный …(фонарик)

Загадка 3. (для 3 группы)

Сделанная из стекла,
К нам на новый год пришла,
А вот её сестра из льда
Давно бы стала, как вода.
И вот висит она на ёлке
И дать названье просит только. ( сосулька )

- А сейчас приступаем к работе. Сегодня вы – мастера-волшебники! Мы работаем по технологическим картам, инструкциям! Рассмотрите технологические карты.

- Какие трудности могут возникнуть?

- Как правильно работать с шаблоном? (Прижать к бумаге и обвести карандашом.)

- Как можно разметить несколько одинаковых деталей? (Свернуть бумагу несколько раз.)

- Как ровно согнуть заготовку по линиям сгиба? (Приложить линейку к линии сгиба и провести острым концом ножниц по всей линии, потом согнуть по намеченной линии.)

- При помощи чего соединяем детали изделия? (В основном, при помощи клея, иногда при помощи степлера.)

- Как сделать петлю для игрушки?

- Приступаем к работе. А чтобы вам работалось веселее, чтобы создать новогоднее настроение, я включу музыку, которую написал Пётр Ильич Чайковский для балета «Щелкунчик».

(Индивидуальная работа учащихся с опорой на образец изделия, иллюстрационно-графический план, объяснение и показ учителя.

Распределение заданий для разных групп учащихся с учётом их индивидуальных возможностей:

- базового уровня: анализируют образец изделия, определяют материал. По инструкции и показу педагога подготавливают основу для изделия. Приклеивают детали по месту. Соблюдают правила безопасной работы ножницами, клеем. Ориентируются в направлении, положении и пространственных связях частей изделия. Собирают игрушку, ориентируясь на иллюстративный материал, образец изделия. Оценивают качество выполненных работ. Аккуратно убирают материалы и принадлежности, приводят в порядок своё рабочее место. - сниженного уровня: выполняют работу с постоянной помощью педагога. Направляющая помощь оказывается при размещении и приклеивании деталей при сборке изделия.)

- Ваши игрушки готовы. Давайте повесим их на ёлку.

Оценка практической деятельности

- Давайте обсудим и оценим качество готовых изделий.

- Какая была тема нашего занятия?

- Какую цель мы ставили в начале урока?

- Удалось её решить?

- На прошлом занятии вы вырезали снежинки разных цветов.

Если вам было легко создавать игрушку своими руками, то повесьте на ёлку белую снежинку, если вы испытывали некоторые трудности, то синюю.

- Вы молодцы! Спасибо за занятие!

Технологическая карта изготовления снеговика .

На картоне белого цвета с изнаночной стороны обведи карандашом шаблон снеговика и вырежи его по контуру.

Рукавицы: Согни пополам кусочек красной или синей бумаги, нарисуй рукавицу, вырежи её, разрезая сразу два слоя бумаги. Приклей рукавицы на место.

Валенки: Согни пополам кусочек красной или синей бумаги, нарисуй валенок, вырежи его, разрезая сразу два слоя бумаги. Приклей валенки на место.

Шапка: На кусочке красной или синей бумаги нарисуй шапку или ведро. Приклей на голову снеговика.

Наметь на цветной бумаге отворот на шапку и помпон. Вырежи. Приклей на шапку.

Две салфетки положи одну на другую. Обведи круглый шаблон и вырежи его. Разрезай сразу все слои салфеток.

Прикрепи степлером салфетки к центру снеговика.

Сминай каждый слой салфеток к центру, чтобы получился пушистый комок.

Лицо: Сложи кусочки синей, чёрной и красной бумаги пополам.

Глаза: Из синей бумаги вырежи два кружка для глаз, из чёрной бумаги вырежи 2 кружочка меньшего размера для зрачков. Приклей чёрную деталь на синюю. Готовые глаза приклей на место.

Нос: Вырежи нос – морковку. Приклей.

Рот : Вырежи улыбку и приклей.

Возьми полоску белой бумаги, смажь оба конца клеем и приклей петлю на шапку с изнаночной стороны. Снеговик готов!

Технологическая карта изготовления фонарика .

Отрежь узкую полоску с верхней части заготовки для изготовления петельки.

Вырежи по контуру шаблон фонарика.

Продави все линии сгиба при помощи линейки.

Согни заготовку по линиям сгиба на изнаночную сторону.

На листочке цветной бумаги наметь стёкла для фонарика. Два прямоугольника со сторонами 5см на 4см, и два со сторонами 5см на 2 см. Вырежи.

Приклей узкие прямоугольники на узкие стороны фонарика, а широкие на широкие стороны. На верхние части фонарика можно вырезать и приклеить круги. «Стёкла» можно украсить аппликацией.

Смажь клеем место для склеивания фонарика, склей его по торцевой стороне.

Склей верхнюю часть фонарика.

Продень полоску бумаги в отверстие наверху фонарика, сделай петельку, склей её. Фонарик готов!


Технологическая карта изготовления сосульки.

Отрежь узкую полоску с нижней части заготовки для изготовления петли.

Вырежи все шаблоны и продави все линии сгиба при помощи линейки.

Отогни все линии сгиба на лицевую сторону.

Возьми одну заготовку, смажь длинное «ушко» клеем и приклей его к длинному «ушку» второй заготовки. На свободное «ушко», на его верхнюю часть приклей два конца узкой полоски так, чтобы получилась петля.

Смажь два крайних длинных «ушка» клеем и приклей к ним третью заготовку. У тебя получилась пирамидка. Это половинка сосульки с петлёй на вершине.

Склей ещё одну пирамидку из трёх деталей.

Смажь клеем три коротких «ушка» одной части сосульки и соедини обе части. Игрушка готова! Её можно украсить аппликацией.

Цель: Вызвать интерес к предстоящим новогодним праздникам.

Задачи: Познакомить детей с историей возникновения елочной игрушки. Воспитывать желание участвовать в оформлении елки. Повторить правила безопасности украшения елки.

Формы работы с детьми: фронтальная, индивидуальная.

Словарная работа: новогодние украшения, традиции, история, стеклодув, папье-маше, войлок.

Материал: Коробка с ёлочными игрушками, (современные и старинные), презентация «Ёлочной игрушка», искусственная елка.

1. Дети выстраиваются в круг

Вот тебе моя рука…

Вот тебе моя рука…

Мы тепло всех наших рук раздадим друзьям вокруг.

Воспитатель: Какое время года за окном?

Воспитатель: Вам нравиться зима? Почему?

Воспитатель: Новый год – один из самых радостных и известны праздников в мире. А чтобы узнать, о чем пойдет сегодня речь, вы должны отгадать загадки.

1.Расписные цепи эти

из бумаги клеят дети. ( Гирлянда)

2.Дед Мороз на Новый год

Елку детям принесет

И на ней словно пожар

Полыхает красный . ( Шар)

3.На нитку щарики собрали

И в украшение связали.

Теперь блестят они на елке

Сквозь изумрудные иголки. (Бусы)

4.Хоть не шишки, не иголки,

А висят на ветках елки.( Елочные игрушки)

Молодцы. Вы правильно отгадали загадки.

О чем сегодня на занятии будет идти речь?

Воспитатель: речь пойдет о ёлочной игрушке.

Обратите внимание, какая красивая коробка. Интересно, что в ней?

(Открывает коробку, в ней ёлочные игрушки и письмо.)

- Здравствуйте ребята! Как давно мы вас не видели, очень за вами соскучились. Ночью у нас, произошел спор. Кто из нас самая старинная, самая красивая, самая любимая? В своем споре так ни к чему и не пришли. Помогите нам.

Воспитатель: Мы поможем разрешить этот спор.

Воспитатель: Сегодня я вам расскажу о елочной игрушки.

В России обычай встречать Новый год ввел Петр Первый, и он же повелел, чтобы именно ель стала главным новогодним деревом. Вначале, ёлки не украшали, а начали это делать чуть позже .

Знаете ли вы, чем украшали игрушки много лет назад, когда наши бабушки и дедушки были еще детьми?

Самыми любимыми игрушками на протяжении долгих лет были съедобные фигурки из теста, которые оборачивались в цветную фольгу, золоченые орехи и яблочки. Так же в России выпускались игрушки из ткани, ваты и папье-маше.

Первые стеклянные украшения были немецкого производства. В городке Лауш были изготовлены первые елочные шары. Стеклянные игрушки были очень дорогими, их могли себе позволить только богатые люди.

Прошло времени и в начале 20 века в России, в городах: Санкт – Петербург и Клин, елочные игрушки стали выдувать из стекла.

В наше время мастера-стеклодувы творят настоящие чудеса. Так появляются стеклянные игрушки: шары, зверушки, различные предметы, и изображения людей. А ловкие художники своими кисточками превращают их в настоящие творения искусства.

Меняется время, меняются и игрушки . В России, после 1935 года, выпускали елочные игрушки, такие как, парашютисты, дирижабли.

В годы ВОВ выпускались елочные игрушки: солдаты, танки, пистолеты, собаки – санитары.

После войны игрушки стали выпускать мирные: персонажи из сказок, елочные хоккеисты, различные звери. (показываю игрушку).

В 50-е годы появилась мода на стеклянные бусы, после фильма «Карнавальная ночь» появились игрушки часы. (показываю игрушку).

В освоение человечеством космоса появились: игрушки – спутники, космонавты, ракеты, шарики с росписью на космическую тему.

Потом стали выпускать игрушки на прищепках. (показываю игрушку).

В наше время дизайн игрушек стал разнообразнее: шишки, пирамидки, сосульки, колокольчики. (показываю игрушку).

В 90-е годы появилось много игрушек с символом наступающего года.

Сегодня в производстве елочных игрушек наблюдается: шары с ручной росписью, пейзажами, картинами русской зимы, символикой. (показываю игрушку).

С каждой эпохой создавались своеобразные игрушки.

Всегда очень красивые, елочные игрушки, сделанные своими руками.

Воспитатель: Ребята, вы любите наряжать ёлку? Чтобы праздничная красавица принесла нам радость, а не беду, нужно обязательно соблюдать некоторые правила. Как вы думаете, почему стеклянные игрушки с большой осторожностью нужно вешать на елку?

Ответы детей: они могут разбиться и человек поранится.

Воспитатель: Можно ли использовать вату для украшения елки?

Ответы детей: она может загореться и будет пожар.

Воспитатель: Можно ли украшать ёлку свечами или бенгальскими огнями?

Ответы детей: нельзя .

Воспитатель: Молодцы, правила безопасности мы вспомнили, можем спокойно наряжать ёлку.

Звучит песня «Новогодние игрушки», дети берут из коробки елочные игрушки и украшают ёлку в группе.

Занятие по созданию ёлочной игрушки с детьми первого года обучения.

ВложениеРазмер
Занятие по созданию ёлочной игрушки с детьми первого года обучения 21.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Ёлочная игрушка»

Лукавская Любовь Антоновна

Тема: «Ёлочная игрушка».

Цель: Учить изготавливать ёлочную игрушку из картона, бумаги и дополнительных материалов (прищепки, ленты).

· учить работать с картоном и бумагой, используя шаблон при изготовлении поделок.

· развивать зрительно – моторную координацию;

· развивать конструктивное мышление детей, их творческое воображение.

· воспитывать интерес к занятиям по ручному труду.

· готовые образцы новогодних игрушек;

· инструменты (ножницы, картон, бумага, клей, прищепки),

· заготовки шаблонов поделок на каждого ребенка;

· старые и современные новогодние игрушки

Обучающиеся будут уметь:

· Пользоваться необходимыми инструментами;

· Выполнять объёмную новогоднюю игрушку из бумаги.

Обучающиеся будут знать:

· Историю и традиции празднования Нового года;

· Технику безопасности при работе с инструментами;

· Технологию работы и свойства материалов, необходимых для изготовления поделки.

Занятие рассчитано на обучающихся первого года обучения, продолжительность занятия - 40 минут.

Форма проведения занятия: творческая мастерская.

- работа в сотрудничестве;

Оборудование занятия: ноутбук, экран.

Тип занятия: закрепление изученного материала.

-Здравствуйте, дорогие ребята!

- Ребята, с каким настроением вы пришли на занятие? Покажите мимикой.

Я рада, что у вас хорошее настроение! Тем более, совсем скоро наступит самый долгожданный и волшебный праздник Новый год!

- Какое главное украшение нового года? (Ёлка с игрушками.)

- Ёлка у нас с вами есть, но чего не хватает? (Игрушек.)

- Ребята, а вы любите Новый год? А чем он вам нравится?

А какие традиции празднования Нового года вы знаете?

2. Основной этап

1.Новый год люди отмечают с древнейших времен. Раньше встречали праздник весной. Праздник посвящался солнцу. Поэтому наряжали плодовые деревья огоньками. Со временем все изменилось, во многих странах стали встречать Новый год зимой. В России праздник стали праздновать с 1700 года после указа царя Петра 1. В этом указе царь Петр I велел людям ставить на воротах деревья или ветви сосновые, еловые и можжевеловые, чтобы стояло это украшение с 1-го по 7-е января. В знак веселья люди должны были ходить в гости и поздравлять друг друга, а на Красной площади назначены были огненные потехи, и велено было пускать ракеты. А в богатых домах устраивать пышные балы.

2. А знаете ли вы, почему стали украшать елки? В далекие времена считалось, что в ветвях деревьев нашли приют могущественные духи — как добрые, так и злые, и чтобы поладить с ними, добиться их помощи в жизни, подносились обильные дары, которые развешивались на ветках. Поначалу ее убирали довольно просто, но это продолжалось недолго. Постепенно на ветвях елки появились орехи, сладости, яблоки, шары, а на макушке — изображение солнца, вырезанное из плотной бумаги или сделанное из соломы.

3.На Руси елочные игрушки делали еще из тряпочек, соломы, льна, цветных ленточек, колосков, кистей рябины. Часто изготавливали кукол, о которых в народе особое представление. Тряпичная кукла, обычно безликая и на вид ничем не примечательная, была защитой от болезней, бед и нечисти. Ее так и называли: берегиня. К самодельным куклам относились с аккуратностью и уважением. Верили, что от них зависит благополучие, достаток и даже урожай.

- Давайте поиграем в игру. Я буду называть предметы, а вы, если, вы думаете, что этим предметом украшали елку - захлопаете в ладоши, а если нет – то затопаете! Хорошо?

Яблоки, мандарины, молоко, апельсины, валенки, морковь, утюги, картофель, яйца, коромысло, орехи, вафли, стулья, пряники, фигурный сахар, веник, и леденцы.

- Молодцы, ребята! Это не случайно. Каждый из них символизировал нечто важное. Например, яблоко олицетворяло обильный урожай, яйцо — непрерывную жизнь, вафли — святое благословление. Иногда яблоки покрывали краской и блестками, а орехи — сахаром. Конфеты запаковывали в цветную бумагу или фольгу. Кроме этого, к ветвям елки прикрепляли дольки цитрусовых, палочки корицы и цукаты. Все эти вкусности съедали в новогоднюю ночь, а обертка оставалась висеть. В старину наряженной таким образом елочке приписывали магическую способность отгонять нечистую силу. А украшенные яблоками хвойные ветви укрепляли над порогом и у окон, дабы защитить семью от колдовства и привлечь счастье. Именно яблоки стали прообразом стеклянных шариков …

4. Согласно легенде, однажды выдался неурожайный год, и яблок было мало. Тогда стеклодувы из городка Лауша в Тюрингии (это местность в Германии) в 1848 году предложили временную замену этому фрукту. Там и были изготовлены первые стеклянные шары из прозрачного и цветного стекла.

- С тех пор история новогодней игрушки ушла далеко вперёд.

- В городе Великий Устюг (Чем известен этот город?) создали музей новогодней игрушки. В нём собраны и старые игрушки, и современные.

На зарядку 1 класс!

Мы присядем все сейчас.

Высоко поднимем руки.

Будем жить всегда без скуки.

Повернёмся вправо, влево.

Вновь работать будем смело.

Мы за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

И работать продолжаем.

3. Практический этап

-Чтоб работа закипела,

приготовим всё для дела,

будем клеить и творить!

всё должно в порядке быть.

Материалы и инструменты у вас готовы.

- Какие правила техники безопасности нам необходимо знать при работе с ними?

С ножницами не шути, зря в руках их не крути,

И, держа за острый край, другу их передавай.

Лишь окончена работа – ножницам нужна забота.

Не забудь же их закрыть и на место положить.

- А сейчас приступаем к работе. Сегодня вы – мастера-волшебники!

- Какие трудности могут возникнуть?

- Как правильно работать с шаблоном? (Прижать к бумаге и обвести карандашом.)

Показ и объяснения педагогом выполнения задания.

-Прежде чем приступить к работе, сделаем гимнастику.

Стою и снежинки в ладошку ловлю (ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки). Я зиму, и снег, и снежинки люблю (ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки), Но где же снежинки (на вопрос сжать кулаки)? В ладошке вода (разжать), Куда же исчезли снежинки? Куда? (на первый вопрос сжать кулаки, на второй - разжать) Растаяли хрупкие льдинки-лучи (мелкие потряхивания расслабленными ладонями). Как видно ладошки мои горячи (потереть ладонями друг об друга). Мы разогрели наши пальцы. Теперь они готовы к работе.

- Приступаем к работе. А чтобы вам работалось веселее, чтобы создать новогоднее настроение, я включу музыку, которую написал Пётр Ильич Чайковский для балета «Щелкунчик».

По инструкции и показу педагога обучающиеся подготавливают основу для изделия. Приклеивают детали по месту. Соблюдают правила безопасной работы ножницами, клеем. Ориентируются в направлении, положении и пространственных связях частей изделия. Собирают игрушку, ориентируясь на образец изделия. Оценивают качество выполненных работ. Аккуратно убирают материалы и принадлежности, приводят в порядок своё рабочее место.

- Ваши игрушки готовы. Давайте повесим их на ёлку.

Оценка практической деятельности

- Давайте обсудим и оценим качество готовых изделий.

- Какая была тема нашего занятия?

- Какую цель мы ставили в начале урока?

- Удалось её решить?

На столе лежат белые и синие снежинки, если вам было легко создавать игрушку своими руками, то повесьте на ёлку белую снежинку, если вы испытывали некоторые трудности, то синюю.

Читайте также: