Конспект урока дымковская игрушка барыня

Обновлено: 05.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

муниципальное казённое учреждение дополнительного образования

«ТАЙШЕТСКАЯ ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА»

Открытый урок

По предмету «Скульптура» для учащихся 1 класса

(5 лет обучения) по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись»

«Дымковская игрушка. Барыня»

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

«Тайшетской Детской Художественной школы»

Шинкоренко Ольги

Александровны

Иркутская область


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Во всем мире народное искусство вызывает неподдельный интерес. В нашей стране, имеющей глубокие корни декоративно-прикладного творчества, есть и промыслы, и мастера. Искусство, впитавшее в себя народную мудрость, народный вкус, народное понимание жизни, оказалось глубоко притягательным и необходимым современному человеку. Людям хочется видеть вокруг себя не только стандартные массовые изделия, но и рукотворные предметы, несущие тепло рук мастера, красивые и неповторимые. Правда, функция их несколько изменилась. Теперь эти предметы служат украшением быта, а раньше чаще всего несли утилитарную функцию. Такие вещи есть почти в каждом доме, но редко кто может сказать, какой это промысел, как называется игрушка, предмет. Привлекает людей духовная и эстетическая - «праздничная» функция народного искусства.

Для тех же, кто изучает народное искусство, оно становится неисчерпаемым источником творчества. Нередко можно слышать мнение, что «школьное обучение» никакого касательства не имеет к народным промыслам. Но ведь даже те, кто работает в мастерских того или иного промысла, далеко не всегда обладают исключительными способностями и талантом. Однако, то, что сделано их руками, редко становится объектом уничижительной оценки.

Занятия лепкой развивают у детей лучшую координацию движений, развивают пальцы рук (моторику), способствуют большей свободе и раскованности всей руки, а также лучшему освоению пространства, объёма, глубины. Изделия, получаемые в процессе работы, вызывают у детей чувство радости, гордости, удовлетворённости, уверенности в себе.

Также развиваются умственные способности детей, расширяется их художественный кругозор, формируются нравственные представления, которые содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру, воспитывается любовь к труду.

Цель: познакомить детей с последовательностью изготовления дымковской игрушки - барыни.

Задачи: образовательные:

· Научить приемам работы с глиной.

· Вылепить дымковскую игрушку - барыни, соблюдая традиции старых мастеров.

развивающие:

· Способствовать развитию воображения, логики, объемного мышления, памяти, творческих способностей.

воспитательные:

· Способствовать привитию любви и уважению к народному творчеству, к мастерам.

· Правильно организовывать рабочее место.

· Воспитывать усидчивость, терпение и аккуратность.

Оборудование:

для преподавателя:

· глина, подготовленная к работе, стеки, губка, полотенце, бумага.

· наглядные пособия с изображением различных видов дымковских индюков.

· наглядное пособие: поэтапное выполнение дымковской игрушки.

для учащихся:

· глина, подготовленная к работе, стеки, губка, полотенце, бумага

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Методы проведения урока: рассказ по введению в тему, беседа с учащимися по созданию дымковской игрушки, показ элементов дымковского узора, самостоятельная работа учащихся. Объект исследования: дымковские игрушки, таблицы, иллюстрации, трафареты.

Предварительная работа: Рассматривание дымковских игрушек, беседа о народных промыслах, декоративное рисование в альбоме для детского творчества «Дымковские игрушки».

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

2. Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией дымковских игрушек, плакатов, презентаций.

3. Технология последовательности лепки.

4. Практическая часть.

5. Самостоятельная лепка дымковской барыни.

6. Заключительная часть. Подведение итогов.

7. Анализ работ. Выставка.

Мягко падает снежок, вьётся голубой снежок,

Дым идёт из труб столбом, точно в дымке всё кругом,

Голубые дали и село большое Дымково назвали.

Там любили песни, пляски, в селе рождались чудо-сказки.

Вечера зимой так длинны, и лепили там из глины.

Все игрушки не простые, а волшебно расписные,

Белоснежные, как берёзки, кружочки, клеточки, полоски.

Казалось бы — простой узор, но отвести не в силах взор.

И пошла о Дымке слава.

Подготовка к уроку.

Ребята, посмотрите все ли готово у вас к работе. Какая ждёт сегодня нас работа, Поскорее узнать нам охота. А мы будем не клеить, не резать, ни шить Мы будем друзья игрушки лепить. А какие игрушки - вы сейчас сами же скажите, собрав вот эту картинку.. (Дымковская игрушка.)

Ребята, сегодня будем лепить дымковскую барыню. Вы готовы к такому путешествию? Вам нужно совсем немного: глина сказочное воображение и ваше умение работать глиной.

Для начала давайте вспомним, что вы знаете об этом удивительно – сказочном народном промысле?

Дымковская игрушка - один из самых старинных промыслов России, существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.
Возрождение промысла произошло в советское время в 30-е года XX века. Это связано с именем А. И. Деньшина, который, сумел уговорить потомственных мастериц А. Мезрину, Е. Пенкину, Е. Кошкину, не бросать ремесло и организовать артель "Вятская игрушка".
Позднее расширился круг тем за счёт внесения в игрушку новых бытовых и сказочных сюжетов. Было разработано большое количество орнаментов и цветовых сочетаний.

Благодаря своей простой пластике, простоте узоров, яркости палитры дымковская игрушка широко изучается и используется в детском творчестве, воплощаясь в виде рисунков, изделий из глины и других материалов. Колоритные наряды дымковских барынь нашли отражение в коллекциях современных модельеров.
«Дымковские игрушки» - яркие, красочные, барыни и кавалеры щеголяют своими нарядами, петухи и индюки гордятся своими пышными хвостами, которые напоминают сказочные букеты, няни, хвастаются богатым семейством. Много выдумки и фантазии у народных умельцев!

hello_html_m254bfb63.jpg

hello_html_m7e48c6f9.jpg

hello_html_m5bbb7b47.jpg

hello_html_e54dece.jpg

Дымковская игрушка - искусство рукотворное. Каждая - создание одного мастера. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна.
Для её производства используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и до лепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают, для придания изделию ровной поверхности.
После полной просушки в течение от двух до двадцати дней и обжига при температуре 700—800 градусов игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведенным на молоке). Раньше игрушки расписывали анилиновыми красителями, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются темперные краски и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях.
Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски , бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи , барыни .
Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. Вся она - бьющая через край полнота ощущения радости жизни. Особенно она хороша в паре, и в группе с другими, в близком соседстве со своими братьями и сестрами из слободы на реке Вятке.
По белому фону мастерицы "разбрасывали" яркие круги, клетки, мелкие и крупные горошины, прямые и волнистые линии, пятна, точки. Цвета выбирали самые разнообразные в неожиданных контрастных сочетаниях: оранжевый, зеленый, красный, розовый, желтый, голубой, сиреневый и др. Дымку делали не только для продажи, с нею ходили в гости, дарили друг другу. Считалось, что если в доме есть дымковская игрушка – конь, значит, в этом доме будет достаток, не будет голода и нужды. А вот дымковская барышня – это символ материнства и плодородия.

Практическая работа.

Одним из интересных персонажей дымковской игрушки является - барышня. Создание такого видного персонажа всегда очень увлекательно, так как получается игрушка с характером и богатыми украшениями. Именно этим мы и займемся на уроке. Помним, что всегда стремимся выполнить большую часть игрушки из цельного, хорошо размятого куска глины - это повлияет на прочность изделия. Отдельно прилепленные элементы всегда рискуют отпасть от основного массива при сушке, обжиге или даже заглаживая.

А теперь согреем наши руки, сделаем гимнастику для рук.

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу.

Поздороваюсь с ним сильно

И вытягивать начну.

Руки я затем помою,

Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою

И тепло поберегу

Выпущу я пальчики,

Пусть бегут, как зайчики

Вот мы и готовы работать.

Что мы знаем о глине? Какие свойства глины вы знаете? ( Сухая глина - твердая, размоченная - мягкая, пластичная.) Давайте вспомним правила работы с глиной и стеками.

1. Аккуратно пользоваться глиной, не пачкать стол, одежду, лепить на дощечке, не брать глину в рот;

2. Будьте осторожны пластмассовыми стеками; нельзя взмахивать рукой с инструментом - это может нанести травму соседу.

3. После работы с глиной привести в порядок рабочее место; очистить от глины доски, протереть стол мокрой тряпочкой.

4. По окончании работы сначала тщательно вытереть руки бумажной салфеткой, а затем вымыть руки теплой водой с мылом, насухо вытереть полотенцем.

· Берем кусок глины, тщательно разминаем его, заготавливаем нужной величины глиняный цилиндрик для общей массы игрушки.

· Намечаем талию по центру заготовки.

· Нижняя часть - юбка, выполняется по принципу изготовления колокольчика.

· Верхнюю часть плавно и осторожно вытягиваем, формируем голову, туловище и руки. При этом внимательно изучаем представленные таблицы, игрушки. Пытаемся уловить характер, осанку.

· Пропорции утверждены. Когда форма есть, заглаживаем заготовку.

· Теперь приступим к декору. Декора всегда должно быть в меру. Вариантов может быть много (рассматриваем на наглядных пособиях). Декор применяем по желанию.

· Раскатываем длинные колбаски (жгуты), скручиваем их. Формируем прическу и элементы одежды.

hello_html_7108c185.jpg
hello_html_6eef1f08.jpg

· На последнем этапе примазываем получившиеся детали к даме. Разглаживаем.

Самостоятельная деятельность детей.

Учащиеся самостоятельно лепят барышню из глины, по своему замыслу оформляют мелкие детали: носик на лице, прическу. Во время работы уточняются последовательность лепки, способы, советую, как сделать фигурку устойчивой и т.д. Выставляем все фигурки в хоровод, любуемся ими. Определяем, какие они получились: веселые, важные, гордые и др.

hello_html_m1d6b162a.jpg

Подведение итогов.

Преподаватель проводит фронтальный опрос, с целью выявления уровня сформированности теоретических и практических знаний учащихся на занятии.

- Ребята, что нового вы сегодня узнали?

- К какому народному промыслу относится игрушка, которую вы сегодня слепили?

- Каковы отличительные черты дымковской дамы?

- Какие приемы вы использовали в процессе лепки игрушки?

Проводится выставка работ учащихся.

- Давайте посмотрим, что получилось у наших мастеров. Учащиеся демонстрируют свои работы, рассказывают о своих замыслах и их воплощении.

- На следующем уроке я покажу вам, как превратить наши игрушки в расписных красавиц. И тогда они действительно оживут по-настоящему!

Анализ работ учащихся.

- Правильность последовательности выполнения лепки игрушки;

- Выразительность образа игрушки.

- Сохранение народных традиций.

Уборка рабочих мест.

Работы учащихся







Список использованной литературы:

1. Абрамычева Н.«Интеллект и творчество», 2011.

2. Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. — М.: Высшая школа, 1986.

3. Блинов Г.М. Чудо-кони, чудо-птицы. Рассказы о русской народной игрушке. — М.: Детская литература, 1977.

4. Дайн Г.Л. Русская игрушка. М.; «Советская Россия».1987.

5. Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы. — М.: Высшая школа, 1980.

6. Можаева Е., Хейфиц А. Матрешка. — М.: Советская Россия, 1969.

7. Орловский Э.И. Изделия народных художественных промыслов. — Л.: Лениздат, 1974.

8. Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. — М.: Знание, 1984.

Цель: Создать условия для развитие познавательной инициативы дошкольников в процессе знакомства с дымковской игрушкой.

1. обучающие задачи:

Знакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки. Приобщать детей к истокам русской культуры. Закреплять знания детей о дымковской игрушке, историей возникновения, особенностей узоров и цвета узоров.

2. Развивающие задачи:

• развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты;

• развивать активную речь (речь-доказательство, речь – аргументация) детей в процессе сравнения, анализа элементов росписи дымковских игрушек, в поиске идентичных элементов;

• развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи: круги, решетка, линия, волнистая линия, кольцо, листочек, овалов, кругов, точек, прямых и волнистых линий, подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки. Развивать чувство симметрии, ритма.

• обогащать словарь детей: Вятка, дымка, дымковские мастера, дымковская игрушка, дымковская роспись;

3. Воспитательные задачи:

• воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров;

• способствовать проявлению положительных эмоций;

• воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу.

ВложениеРазмер
konspekt_zanyatiya_dymkovskaya_baryshnya.docx 30.92 КБ
d_barynja1.ppt 174 КБ

Предварительный просмотр:

К о нспект занятия « Дымковская барыня ».

• оборудование - рисования дымковской барыни; фигуры дымковских игрушек; стаканчики с водой (по количеству детей); салфетки; кисточки, ватные палочки, краски, гуашь.

Цель : Создать условия для развитие познавательной инициативы дошкольников в процессе знакомства с дымковской игрушкой.

1. обучающие задачи :

Знакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки. Приобщать детей к истокам русской культуры. Закреплять знания детей о дымковской игрушке, историей возникновения, особенностей узоров и цвета узоров.

2. Развивающие задачи :

• развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты;

• развивать активную речь (речь-доказательство, речь – аргументация) детей в процессе сравнения, анализа элементов росписи дымковских игрушек, в поиске идентичных элементов;

• развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи: круги, решетка, линия, волнистая линия, кольцо, листочек, овалов, кругов, точек, прямых и волнистых линий, подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки. Развивать чувство симметрии, ритма.

• обогащать словарь детей : Вятка, дымка, дымковские мастера, дымковская игрушка, дымковская роспись;

3. Воспитательные задачи :

• воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров;

• способствовать проявлению положительных эмоций;

• воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу.

Ход образовательной деятельности:

  1. Вводная часть (организационный и мотивационный момент).
    Воспитатель:

Колокольчик озорной, ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг, слева - друг и справа - друг.

Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

(Дети становятся в круг).


Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой красивый и веселый в моих руках колокольчик. Какой росписью он украшен? ( Рассуждение детей).

Воспитатель : Прошу пройти к столу, на котором выставлены разные изделия дымковских мастеров. (Дети подходят к столу).
Воспитатель: Да, ребята, дымковские изделия нам с вами хорошо знакомы. Все игрушки не простые, а волшебно расписные.

Удивительному чуду мы поклонимся не раз.

о древней дымковской игрушке начнем рассказ!
-Ребята, а кто помнит, где зародилась дымковская игрушка? Почему это место так называется? (если затрудняются, говорю сама).

- Молодцы! Эти удивительные изделия сделаны из глины и расписаны мастерами-художниками.

- Ребята, а вы готовы сегодня узнать секреты народных мастеров из Дымково, о красоте их творчества? (Да).

- Тогда выбирайте в группе самые удобные места.

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

И село большое Дымково назвали.

Воспитатель : С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Вятка, видно заречное село Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом, когда туман, все село – будто в дыму, в дымке. отсюда и название. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка, которую и назвали, дымковской, или ласково – дымкой. Всю зиму лепили мастера свои игрушки, чтобы весной вновь радоваться со всеми теплому, яркому солнышку, которое отражалось в весенних игрушках. Каждую весну шумела, кипела ярмарка-свистунья. Что же это за игрушки? Давайте посмотрим.

Идет демонстрация : презентации.

- Какое настроение создают эти игрушки? Какими цветами расписаны дымковские игрушки? (синий, красный, желтый, зеленый) Да, все игрушки расписаны яркими красками. А еще дымковские игрушки отличаются и своим узором. Какие узоры в их росписи вы увидели? (кружочки, точки, волны, полоски).

один, два, три - кружок собери. Дети строятся в круг.

- Давайте поиграем в игру, я буду бросать мяч и задавать вопрос, а кто поймал мяч - отвечай.

1. На какой фон наносят мастера яркие узоры? (белый)

2. Из чего лепят дымковские игрушки? (из глины)

3. На какие фигуры похожи дымковские узоры? (геометрические)

4. Как называется село, где делают эти удивительные игрушки? (Дымково)

5. Как называется праздник, который проводят в Дымково? (Свистунья)

6. Какими цветами украшают дымковские игрушки? (Красный, синий, зеленый, желтый).

7. Где изготавливают глиняные игрушки? (в печи).

8. Что такое свистулька? (это такие дымковские игрушки).

9. В чем особенность дымковской игрушки? (она белоснежная).

1о. Из каких элементов состоит дымковская роспись? (кружочки, линии, точки, кольца, полоски).

Мы игрушки расписные,
(Стойка прямо, небольшие покачивания плечами)
Хохотушки вятские
(Улыбка друг другу с поворотом)
Щеголихи слободские,
(Поворот вокруг себя)
Кумушки посадские.
(Небольшие приседания)
У нас ручки крендельком
(Показ рук вперед, на пояс)
Щёчки будто яблочки,
(Легкие прикасания к своим щекам)
С нами издавна знаком
(Стойка прямо)
Весь народ на ярмарке.
(Поклон).

Воспитатель: Давайте отправимся в нашу художественную мастерскую. Закроем глаза, покружимся и скажем вместе со мной волшебные слова: «Вертись, кружись в мастерской окажись!» (Дети кружатся и повторяют слова за воспитателем).

Воспитатель: Посмотрите, как интересно: здесь краски, кисточки. А что это? Какая-то посылка и письмо и фотография, давайте прочитаем письмо.

Дорогие ребята! Я – мастерица музея дымковской игрушки Марья-искусница. Хочу попросить вас о помощи. Мне пришлось срочно уехать в Москву на выставку, поэтому я не успела расписать барыней, которые вы обнаружите в посылке. Барыней я отвезу на весеннюю ярмарку Свистуньи. Я уверена, что у вас все получится. Заранее большое спасибо. С уважением, Марья-искусница!».

Воспитатель: Вы хотите помочь мастерице? Как мы можем ей помочь?
Предлагаю вам на время стать помощниками мастера – подмастерьями и занять рабочие места. Здесь есть все для работы, желаю вам хорошо потрудиться! (Дети занимают места за столами).

Сегодня мы с вами превратимся в дымковских мастеров и украсим наших красавиц. Дымковская барыня очень нарядна. На голове непременно – кудри, шляпки, кокошники. На плечах – пелерина, пышные рукава. По низу юбки или передника – оборки. В руках - сумочка, зонтик, собачка, коромысло и т. д. По белому фону, мастерицы щедро «разбрасывали» круги, клетки, крупные и мелкие горошины.

Каждый мастер расписывает игрушку по своему вкусу, поэтому они не похожи одна на другую, но каждая прекрасна по-своему. Вы будете изображать куклу по своему желанию. Предлагаю подумать, перед тем как преступить к работе, какие краски хотите использовать и каким узором будете расписывать свою куклу. Если кто-то затрудняется, то вам – помощники-подсказки изображения кукол на доске. Ребята, обратите внимание на ее одежду.

1 Во что она одета? (юбку, блузку)

2 Какой формы юбка? (как колокол)

3 Что одето на юбку? (фартук)

4 А на голове что? (кокошник).

обратите внимание на то, какими элементами украшены юбка, фартук и кокошник (колечки, точки, прямые и волнистые линии, клеточка).

Для росписи я приготовила вам краски, кисти и ватные палочки.
Для чего кисти? Для чего ватные палочки?

(Геометрические элементы: кружки, кольца, полоски, змейки).


Воспитатель: Я хочу вам напомнить, если вы хотите украсить игрушку колечками, то их рисуем кончиком кисточки, точки – горошины будем наносить ватной палочкой способом примыкания.

3. Выставка детских работ.

- А теперь мастера полюбуемся на ваши работы.

Вот игрушки так игрушки!

Нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней чудной красоты,

Чтоб ввести нас в мир России,

В мир преданий и добра,

Чтоб сказать, что есть в России

Чудо – люди, мастера!

- А сейчас нам пора в группу. Закрываем глаза и говорим: « Крутись, вертись, в группе окажись».

4. Завершение образовательной деятельности.

Подведение итогов, рефлексия деятельности детей.

Воспитатель: Молодцы! Давайте вспомним, о чем мы с вами сегодня говорили? Что делали? Что больше всего понравилось? (ответы детей).

КОНСПЕКТ НОД «ДЫМКОВСКАЯ БАРЫНЯ» (ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ) В ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА.

Воспитатель: Бондарева Т. В.

Учить детей украшать силуэты изделий элементами дымковской росписи, подбирая цвет для узора. Формировать интерес к рисованию и народным традициям.

- Продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством (роспись по мотивам дымковской игрушки).

- Закреплять умение рисовать простейшие элементы дымковской росписи (полосы, круги, точки, волнистые линии).

- Воспитывать аккуратность, эстетический вкус, самостоятельность.

- Развивать творчество, эстетический вкус, умение внимательно слушать воспитателя, моторику руки.

Рассказ об истории возникновения дымковской игрушки; рисование отдельных элементов дымковской народной росписи; роспись отдельных частей дымковской барыни (передника) разными способами.

Материалы и оборудование:

Мольберт, доска, иллюстрации дымковских игрушек, дымковские игрушки (индюк, барыня, мешочек с игрушкой, музыкальная колонка, палитра цветов, используемых в дымковской росписи, образцы основных элементов, клеенки, краски (гуашь, кисточки, вода, палитра.

Ход НОД:

В-ль: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Татьяна Викторовна. Я работаю воспитателем в нашем детском саду, в другой группе. В моей группе ребята постарше вас, они любят рисовать, делать разные поделки. Но я слышала, что у вас тоже очень талантливые дети – настоящие художники. Мои дети очень хотели прийти к вам в гости и полюбоваться на ваши работы, но сейчас они занимаются. Поэтому они попросили, чтобы мы с вами нарисовали для них рисунки и я бы отнесла эти рисунки им. Вы согласны?

Раздаются звуки народной музыки.

В-ль: Что это? Откуда эта музыка? Какая это музыка? (веселая, задорная, народная, плясовая, праздничная). Скажите, для какого праздника подходит эта музыка? (Для народного). А как называется народный праздник? (ярмарка).

Вы угадали. Я была на ярмарке и один мастер передал мне для вас вот этот мешок с игрушкой. А что это за игрушка, не сказал. Говорит: «Пусть ребята попробуют определить наощупь, что там спрятано.» Справимся мы с этим заданием? (да).

Дети ощупывают мешочек с игрушкой внутри. Определяют, что там лежит (кукла).

В-ль: А как вы думаете, какая это кукла? (дети высказывают свои предположения). Давайте посмотрим, что же это за кукла.

В-ль достает из мешочка дымковскую барыню.

Посмотрите, чем украшена фигурка куклы? (кругами, полосами, точками). Какие цвета использовал мастер для росписи этой игрушки? (красный, желтый, зеленый, синий).

Как называется этот вид росписи? (дымковская роспись).

Рассказ в-ля о дымковской игрушке :

Приготовьте, детки, ушки,

Это интересно знать:

Все о дымковской игрушке

Я хочу вам рассказать.

В Дымково, вблизи от Вятки,

Лет четыреста назад

К празднику весны «Свистунье»

Их лепили стар и млад.

Эти вятские игрушки

Словно радуга весной.

Посмотрите: вот индюшка,

Хвост, как веер расписной.

Рядом барышня – красотка

Фартук, юбка и кокошник-

Все сверкает и горит.

Барыни и петухи-

Украшают их полоски,

Клетки, точки и круги.

Красный, желтый и зеленый,

Алый, синий, голубой.

Все цвета на белом фоне

Этой дымки расписной.

Знает промысел народный

Вся страна и целый мир.

Все увидели сегодня

Этот русский сувенир.

Расписывание силуэта дымковской барыни (показ воспитателя).

В-ль обращает внимание детей на основные элементы и на то, что можно их выбирать на свое усмотрение. Поэтому у каждого мастера игрушка получается неповторимой, особенной.

Расписывание детьми силуэтов дымковской барыни.

Сейчас вы сами попробуете побыть мастерами-художниками и расписать такую игрушку. А помогут нам в этом наши золотые ручки. Приготовьте их.

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

Начинаем рисовать.

Дети расписывают силуэты дымковских барышень.

Подведение итогов, рефлексия.

Все вы молодцы, настоящие мастера.

Про ваших дымковских барышень можно сказать :

«Посмотри, как хороша

Щечки алые горят,

Я думаю, вы без труда отгадаете загадку:

«Руки в боки, крендельком-

Ходит девица пешком.

Что это за игрушка?»

(дымковская барыня).

Вы молодцы, у вас получились яркие, красочные, нарядные игрушки. Думаю, ребята из моей группы будут очень рады посмотреть на такие работы. Спасибо вам, ребята.

«Дымковская роспись». Конспект занятия по декоративному рисованию в средней группе «Дымковская роспись». Конспект занятия по изобразительной деятельности (декоративное рисование) в средней группе. «Дымковская роспись».

Фотоотчёт роспись фигурок «Дымковская игрушка. Барыня франтиха»

Фотоотчёт роспись фигурок «Дымковская игрушка. Барыня франтиха» Открытое занятие в старшей группе. МАДОУ "Теремок" город Светлогорск. Подготовила воспитатель Ростовцева Е. Г. Цель: формировать понятия о.

Из опыта работы «Использование дидактических игр в обучении декоративному рисованию детей старшего дошкольного возраста» В связи с утверждением и введением в действие Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования к структуре.

Конспект НОД по декоративному рисованию для детей старшего дошкольного возраста «Ключик для Буратино» Конспект НОД по декоративно у рисованию «Украшение золотого ключика для Буратино» Задачи: 1. Закреплять у детей умение рисовать простейшие.

Конспект НОД по декоративному рисованию «В гостях у Петушка» в средней группе Программное содержание: • Способствовать развитию познавательной активности, мелкой моторики, воображения, творческих способностей, игровой.

Конспект занятия по декоративному рисованию «Городецкие узоры» в подготовительной группе

Конспект занятия по декоративному рисованию «Городецкие узоры» в подготовительной группе Название ООД: «Городецкие узоры» Цель: Создавать условия для формирования чувства любви к Родине на основе изучения национальных культурных.

Конспект занятия по декоративному рисованию старшего дошкольного возраста Тема: «Роспись доски городецким узором» Тема: «Роспись доски городецким узором» Задачи: Образовательные: • Продолжать знакомство с городецкой росписью, ее колоритом, особенностями.

Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе «Батик» Тема:"Цветы для попугая Кеши"(Батик) Программное содержание: 1. Познакомить с новым видом рисования по мокрой ткани (холодный батик).

Конспект занятия по декоративному рисованию в средней группе «Дымковская птичка» Конспект занятия в средней группе по декоративному рисованию на тему: «Дымковская птичка». Кононова Виктория Программное содержание: Продолжать.

НОД по декоративному рисованию «Городецкая роспись» для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Роспись доски городецким узором» Задачи: Образовательные: Продолжать знакомство с городецкой росписью, ее колоритом, особенностями.

Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Дымковская игрушка «Барыня»

Знакомство детей с народной культурой. Расширение знаний детей о дымковской игрушке.

Продолжать знакомить детей с изделиями народных мастеров. Учить детей выбирать самостоятельно приемы и элементы узора. Закрепить умение использовать в узора элементы дымковской росписи (круги, волнистые дуги и сетку)

Воспитывать чувство цвета и умение радоваться результатам.

Развивать творческие способности детей и воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров.

Предварительная работа : рассказ воспитателя, рассматриваете картин о дымковской игрушке, беседы.

Материалы и оборудование к занятию :

Краски - гуашь, баночки для воды, фотография дымковской игрушки, кисти разной толщины, лист альбомный.

Ход занятия:

-Здравствуйте ребята, сегодня мы будем с вами расписывать игрушку! А какую, вы узнаете, отгадав загадку!

Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы.

А ну назови-ка меня!

(Дымка)

Самой известной дымковской игрушкой была женская фигура – «Барышня водоноска» и «Девушка в кокошнике». Они носили яркие расписные юбки, украшенные оборками фартуки, жёлтые кофты и малиновые кокошники, на шее были бусы. Наряды их были неповторимы, и мастера своей росписью пытались это передать. Дымковская роспись очень славна тем, что она сказочно красива, а узоры просты, цвета яркие и сочные.

Ребята, давайте рассмотрим игрушки и скажем, какими элементами украшены они, назовите их (круг, точка, прямая линия, кольцо, волнистая линия, сеточка, мазок). Ребята, давайте в воздухе их прорисуем.

Дети рассаживаются за столы.

У меня есть одна знакомая барышня (показ дымковской Барышни, она очень красивая, но к сожалению сейчас очень грустит. Знаете почему? (Дети высказывают свои предположения). От того, что у неё нет подруг. Хотите ей помочь?

Воспитатель предлагает нарисовать детям Барышень – подруг, раскрасить заранее подготовленные силуэты.

Перед занятием давайте разомнем пальчики и проверим осанку.

Мы игрушки расписные – сжимают и разжимают кулаки

Наши руки крендельком

Щёки будто яблочки

С нами издавна знаком

Весь народ на ярмарке

-Теперь можем приступить к работе.

- Сяду прямо не согнусь, за работу я возьмусь.

В конце занятия подводится итог : анализ работ. Обязательно обращается внимание на то, что все дети помогли Барышне-госте. Она стала весёлая и радостная.








«Дымковская игрушка». Конспект комплексного занятия в средней группе

«Дымковская игрушка». Конспект комплексного занятия в средней группе Дымковская игрушка Конспект комплексного занятия в средней группе Воспитатель Сычевник А. В. Программные задачи: 1. Образовательная: формирование.

Фотоотчёт по рисованию «Дымковская игрушка «Козлик» в старшей группе

Фотоотчёт по рисованию «Дымковская игрушка «Козлик» в старшей группе Цель: формирование у детей умения свободно пользоваться элементами дымковской росписи для украшения силуэтов дымковской игрушки. Задачи:.

Конспект НОД по изобразительной деятельности в средней группе «Филимоновская игрушка»

Конспект НОД по изобразительной деятельности в средней группе «Филимоновская игрушка» Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в страну декоративно – прикладного искусства. Мы с вами уже знакомы с разными.

Конспект занятия в старшей группе по лепке «Дымковская игрушка. Олешек»

Конспект занятия в старшей группе по лепке «Дымковская игрушка. Олешек» Интеграция ОО:"Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие".

Мастер-класс «Дымковская барыня»

Мастер-класс «Дымковская барыня» Мастер- класс предназначен для детей старшего дошкольного возраста, родителей и педагогов дошкольного образования. Задачи: - развивать.

Мастер-класс «Дымковская барыня из глины»

Мастер-класс «Дымковская барыня из глины» Цель: учить лепить дымковскую барыню из глины. Задачи: 1. Познакомить с приемами лепки барыни по этапам. 2. Познакомить с декоративным.

Конспект занятия по лепке из глины «Дымковская игрушка «Козлик»

Конспект занятия по лепке из глины «Дымковская игрушка «Козлик» Методическая разработка занятия на тему: «Дымковская игрушка - «Козлик». Направление: формирование функциональной грамотности обучающихся.

Образовательно-творческий проект «Дымковская барыня»

Образовательно-творческий проект «Дымковская барыня» Подготовительная группа «Росток» Подготовила:воспитатель Веряева Ольга 2019г. «Именно для культуры ребенка (а, следовательно для всей.

ООД по изобразительной деятельности в средней группе «Дымковская уточка» Цель: Вылепить из пластилина уточку в стиле дымковской народной игрушки. Задачи: • продолжать знакомить с дымковской народной игрушкой,.

Цель. Продолжать знакомить детей с народными дымковскими игрушками, воспитывать эстетическое отношение к предметам народных промыслов.

• закрепить у детей знания об основных средствах выразительности дымковской игрушки : яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи;

• формировать умение украшать элементами росписи бумажные силуэты дымковских игрушек, создавая свой узор;

• самостоятельно выбирать приемы и элементы рисования дымковской росписи : круги, решетки, линии, волнистые линии, кольца, овалы, круги, точки;

• развивать интерес детей к изобразительной деятельности, русской художественной культуре;

• развивать у детей чувство ритма, цвета, творческую активность, самостоятельность.

• воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважение к труду народных мастеров.

-раздаточный: альбомный лист, краски гуашевые, кисточки №4и №2, ватные палочки, баночки с водой, салфетки, подставки для кисточек;

-демонстрационный: дымковские игрушки, аудиозапись русских народных мелодий, письмо, посылка, лист ватмана с изображением травы и цветов для оформления и размещения силуэтов дымковских барышень.

Ход занятия:

Дети, к нам в детский сад прислали посылку, вот и письмо, которое прикреплено к посылке. Давайте его прочитаем. Тут написана загадка, которую нужно отгадать.

Весёлая белая глина,

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собаки, гусары и рыбка,

А ну, отгадайте, кто я.

-Дети, как вы, думаете о каких игрушках эта загадка. (О дымковских).

-Дети, а вы хотите посмотреть, что лежит в этой посылке? Посмотрите, что это за игрушки? (Дымковские).

Рассматривание дымковских игрушек.

Посмотрите, хороша эта девица-душа:

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво, барышня уж так красива!

А вот другая девица-душа тоже очень хороша,

Клетчатая юбочка, фартук полосатый,

На полосках точки и вокруг – кружочки.

Как лебедушка плывет, и ребеночка несет.

А эта девица зовется Водоноска.

За колодезной водицей Водоноска-молодица

Как лебедушка плывет, ведра красные несет.

-Каким узором украшены юбки у барышень? (Ответы детей).

-Из каких элементов состоит дымковский орнамент? Назовите их. (Точка, линия, волнистая, круг, клетка, прямая линия, кольцо, волнистая линия, сеточка, мазок).

-Покажите в воздухе движения, какими вы будете выполнять элементы узоров дымковской росписи. (Дети показывают плавными взмахами руки).

-Какими приёмами выполняются узоры? (Примакиванием, концом кисти, кистью плашмя по ворсу).

-Какими цветами пользуются дымковские мастера? (Малиновый, красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый).

-Как одним словом можно сказать про цвета, краски? (Яркие, нарядные, веселые, праздничные).

-Вы заметили, что элементы чередуются, и получается узор. Элементы росписи не должны наталкиваться друг на друга, иначе будет некрасиво, они должны повторяться, чередоваться.

Сегодня мы будем украшать узорами бумажные силуэты дымковских барышень. Выбирайте себе понравившийся силуэт дымковской барышни. Вы можете украсить своих барышень узорами, какие вам понравились больше всего. Постарайтесь сделать яркими и нарядными. Не забудьте: линии проводим кончиком кисточки, а точки на кругах наносим только после высыхания краски, с помощью ватных палочек (тычком). Я предлагаю подумать, перед тем как преступить к работе, какие краски вы хотите использовать и каким узором вы будете расписывать свою барышню. (Дети выбирают силуэты дымковских барышень вырезанных из бумаги).

-Присаживайтесь на свои рабочие места, вы превращаетесь в мастеров-художников, а чтобы мастерам было интереснее расписывать силуэты дымковских барышень, я включу русскую народную мелодию, ведь музыка всегда помогала людям в любой работе.

Самостоятельная работа детей. (Во время самостоятельной работы воспитатель помогает затрудняющимся детям в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ, даёт индивидуальные объяснения по ходу работы).

-Давайте сделаем хоровод из наших барышень. (Дети приносят рисунки и выставляют в хоровод на листе ватмана с фоном неба и травы).

-Посмотрите, какой замечательный хоровод у нас получился. Какая барышня вам больше всего понравилась? (Дети выбирают).

-Чем она отличается от других? (Аккуратная, одинаковые кружки и линии и т. д.)

-Сегодня все дети постарались, у нас получился замечательный хоровод дымковских барышень.

Потрудились мы на славу, расписали «Дымку» сами,

Говорят о ней повсюду: «Удивительное чудо!»

Наше занятие закончено.

Конспект занятия «Дымковская игрушка «Барыня» для детей младшего школьного возраста

Конспект занятия «Дымковская игрушка «Барыня» для детей младшего школьного возраста Цель: познакомить учащихся с дымковской игрушкой «Барыня» Задачи: 1. Познакомиить учащихся с историей промысла дымковской игрушки. 2. Познакомить.

Конспект занятия по изобразительной деятельности «Цветок для мамы»

Конспект занятия по изобразительной деятельности «Цветок для мамы» Конспект занятия по изобразительной деятельности «Цветок для мамы» Цель: продолжить знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования.

Конспект занятия по изобразительной деятельности «Мой воздушный шарик»

Конспект занятия по изобразительной деятельности «Мой воздушный шарик» Цель: учить изображать предметы округлой формы одним движением руки, Образовательные: продолжать знакомить с основными цветами,.

Лепка из пластилина «Дымковская барыня» в средней группе с использованием подручных материалов

Лепка из пластилина «Дымковская барыня» в средней группе с использованием подручных материалов Цель: познакомить детей с лепкой дымковской игрушки – Барышни, из пластилина и подручных материалов. Задачи: развивать желание лепить.

Мастер-класс «Дымковская барыня»

Мастер-класс «Дымковская барыня» Мастер- класс предназначен для детей старшего дошкольного возраста, родителей и педагогов дошкольного образования. Задачи: - развивать.

Мастер-класс «Дымковская барыня из глины»

Мастер-класс «Дымковская барыня из глины» Цель: учить лепить дымковскую барыню из глины. Задачи: 1. Познакомить с приемами лепки барыни по этапам. 2. Познакомить с декоративным.

Образовательно-творческий проект «Дымковская барыня»

Образовательно-творческий проект «Дымковская барыня» Подготовительная группа «Росток» Подготовила:воспитатель Веряева Ольга 2019г. «Именно для культуры ребенка (а, следовательно для всей.

Читайте также: