Конспект урока филимоновская игрушка 2 класс

Обновлено: 15.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Конспект учебного занятия

Тема занятия: «Филимоновская игрушка».

Цель занятия: формирование навыков изображения элементов филимоновской росписи.

Образовательные:

· познакомить обучающихся с историей возникновения филимоновской игрушки;

· познакомить с характерными особенностями филимоновской игрушки;

· формировать умения и навыки в изображении элементов узора по народным мотивам;

Развивающие:

· способствовать развитию творческого мышления и фантазии;

Воспитательные:

· способствовать воспитанию интереса и любви к изобразительному искусству своего народа;

· способствовать воспитанию чувства ответственности за сохранение и развитие художественных традиций.

Оборудование:

Для учащихся:

Техническое оснащение: мультимедийное устройство, компьютер, экран.

Дидактический материал: слайдовая презентация.

Материалы: гуашевые краски, бумага;

Инструменты: стаканчик для воды, кисть, простой карандаш.

1. П. И. Уткин, Н. С. Королева. Народные художественные промыслы. Москва: Высшая школа, 1992.

Ход занятия

Содержание учебного занятия

Организация учащихся на занятии.

– Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Сергеевна и сегодня я буду вести у вас урок.

– Вначале отметим присутствующих.

– Теперь проверим вашу готовность. Раз все готовы, тогда я расскажу Вам, что мы будем делать сегодня на нашем уроке.

– Сегодня мы познакомимся с новым народным промыслом: удивительно красивой глиняной игрушкой – филимоновской, узнаем, как ее расписывают, что обозначает орнамент на игрушках, а еще вы сами побудете филимоновскими мастерами.

Усвоение новых знаний.

Вводная беседа.

– А теперь предлагаю вам совершить увлекательное путешествие на родину игрушки, свое название, которая получила от деревни Филимоново. Ребята!

В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева, Тульской области, на высоком берегу реки Упы стоит эта деревня.

Кто и когда сделал здесь первые игрушки неизвестно, известно только, что делают их испокон веков.

Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.

Есть даже сказка про деда Филимона: шёл дед по дороге, с горы на гору поднимался, с холма на холм, шёл дремучими лесами. Ярко светило солнце, жарко стало, а тут и ручеек. Присел Филимон на камушек, а тут и глина. Повертел он её в руках – получилась птичка, проткнул дырочки – запела птичка. Так с тех пор и повелось «глиняное дело».

Местные глинистые почвы давали плохой урожай, поэтому развитие побочного крестьянского промысла было необходимо. Этим промыслом и стало гончарное ремесло. Мастера работали семейно и продавали ее на базаре. Как правило, мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки.

Филимоновская игрушка имеет вытянутую форму. Это связано с природными свойствами глины. Она жирная и пластичная, а за маслянисто-черный цвет ее называют «синикой». При сушке глина быстро покрывается трещинками, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Отсюда и появляются утонченные, вытянутые, но удивительно изящные формы. После обжига изделия из этой глины приобретают белый цвет.

Расписывают свистульки прямо по белой глине, причудливыми полосками – желтых, красных, зеленых, реже синих и фиолетовых цветов. Начинают писать всегда с центра, а от него уже развивается роспись дальше, повинуясь чутью и воображению.

Лимонка, малинка, зеленка – так ласково называют мастерицы свои краски.

Роспись строится по традиционной схеме: сначала накладывают желтые полосы и пятна, потом их обводят красным, зеленым, синим, иногда фиолетовым цветом.

– А какие узоры наносили мастера? (полоски, точки, круги, овалы, треугольники, «ёлочки»). Узоры эти не простые, каждый что-то означает. Косые или волнистые линии-символы небесных вод и дождя, дающие плодородие земле. Треугольник – земля, точки – символы зерна, круг – солнце, елочки – символ растительности. Все эти узоры напоминают нам о связях человека и природы.

- выделение основных характеристик филимоновской игрушки.

- умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;

- проявление интереса к изучению темы;

- развитие художественного познания мира.

- узнавать историю возникновения филимоновской игрушки ;

- изображать элементы филимоновской росписи, расписывать филимоновскую игрушку.

Тип урока: комбинированный

Оборудование урока: для учителя: учебник, презентация, шаблоны. Для пед. показа: плакат с изображением элементов филимоновской росписи.

для учащихся: листы формата А5: белый и желтый, гуашь, кисть.

Содержание деятельности учителя

Здравствуйте ребята, меня зовут Анастасия Олеговна, и сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства.

Настроиться на урок,

концентрировать внимание и поведение

Актуализация знания и опыта

Ребята, когда вы все были маленькими, с чем вы играли? А какие вы знаете игрушки?

А вы знаете, что это за игрушка? (Филимоновская игрушка) – на слайде филимоновская игрушка .

отвечают на вопросы, оценивают свои знания

Умение пользоваться полученной информацией

3.Постановка учебной задачи

Кто догадался, какова будет тема нашего урока? (Филимоновская игрушка). А какую цель поставим? (Научиться расписывать филимоновскую игрушку).

Самостоятельно или с помощью опоры формулируют тему урока, цель.

Умение самостоятельно определять круг учебных задач

4.Решение учебной задачи

Эвристический полилог, наглядный

Наглядный, словесное пояснение

Сегодня мы познакомимся с глиняной филимоновской игрушкой. Зародилась эта игрушка в Тульской области. А свое название получила от деревни Филимоново.

Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново. Есть даже сказка про деда Филимона:

Шёл дед по дороге. Шёл он дремучими лесами, солнышко ярко светило. Жарко стало, а тут и ручек. Присел он на камушек, а тут и глина. Повертел он её – в руках – получилась птичка, проткнул дырочки – запела птичка. Так с тех пор и повелось «глиняное дело».

Местные глинистые почвы давали плохой урожай, поэтому развивалось еще гончарное ремесло. Мастера работали семейно и продавали ее на базаре. Как правило, мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки. Работали зимой в свободное от сельских трудов время.

На слайде филимоновская игрушка:

Какую форму имеет филимоновская игрушка? (Вытянутую). Какие преобладают в ней цвета? (Желтый, красный, зеленый, синий). Каким узором украшены филимоновские игрушки? (Полоски, точки, круги). В этих узорах выражается древняя символика крестьянской религии.

Как вы думаете, что обозначает круг (солнце), треугольник (земля), елочки (символ растительности и плодородия)? Все узоры напоминают нам о связях человека и природы.

-Олень — символ семейного благополучия и счастья в браке, теплоты отношений, дарят на свадьбу.

Конь — олицетворение всего живого, символ воды. Солнца, пладородия.

Птица — рассвет, пробуждение Земли.

Тренировка в изображении элементов, роспись игрушки: А сейчас давайте потренируемся в изображении элементов филимоновской росписи (линии, точки, круги). Теперь я покажу вам, как украсить наше животное (пед.показ): сначала я пятном изображаю копытца, для этого беру красный цвет. Затем красным цветом изображаю среднюю линию. Теперь я украшу лошадь: изображаю горизонтальные линии, для этого я возьму красный цвет, изображаю их на одинаковом расстоянии, но оставлю место, чтобы затем сделать зеленые линии. Также беру красный цвет и изображаю вертикальные чуть закругленные линии вдоль туловища.

А теперь внимательно послушайте, в какой последовательности мы будем выполнять работу.

На каждой парте лежит шаблон. Вы по очереди обводите его, вырезаете и украшаете животное, затем мы поместим их на наше панно.

Цель: расписать шаблон Филимоновской игрушки.

ВложениеРазмер
Презентация 2.59 МБ
Технологическая карта урока 19.96 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Тема: «Филимоновские игрушки» Познакомимся_________________________________________ Выполним_____________________________________________

Гончар - специалист по изготовлению посуды и других изделий из глины.

Предварительный просмотр:

Учитель: Пашнина Т.С.

Методист: Подгорская Т.А.

Дата урока: 18.11.16г.

Школа: № 104 класс: 2 б

Время урока: 9:30 -10:10

Студентка : Шилова Наталья. 46 группа

дисциплина: изобразительное искусство

Тема урока: «Филимоновские узоры»

Тип урока: урок-импровизация

Цель: расписать шаблон Филимоновской игрушки.

  • понимание красоты в жизни человека;
  • стремление к использованию художественных умений для создания красивых вещей;
  • умение вступать в диалог по теме урока, высказывать своё мнение;
  • умение работать в заданном темпе;
  • умение наблюдать, запоминать и воспроизводить действия учителя;
  • понимание значения искусства в жизни человека и общества;
  • использование приёмов восприятия и характеристику художественных образов;
  • осознание общественных ценностей и отражение их в собственной художественной деятельности;
  • включение эмоционального состояния и своего отношения к природе.
  1. для учителя: презентация-сопровождение, наглядный материал, шаблоны Филимоновской игрушки, гуашь, кисть;
  2. для учащихся: шаблон Филимоновской игрушки, гуашь (желтая, красная, синяя, зеленая), кисть, баночку.

Умение сконцентрироваться на работу

2. Мотивационный (повторение ранее изученного)

  1. Посмотрите на экран, назовите, как называются эти игрушки? (Филимоновские)
  2. Почему игрушка называется Филимоновской? (появились в деревне Филимоново)
  3. Из чего их изготавливают? (из глины)
  4. Назовите особенности Филимоновской игрушки? (длинная шея)
  5. Какие цвета традиционны при росписи игрушки? (желтый, зеленый, красный, синий)
  6. Давайте вспомним, какие узоры используют при украшении Филимоновской игрушки? (полоски, круги)

отвечают на вопросы, оценивают свои знания

умение пользоваться полученной информацией

3. Знакомство с новым материалом

Предположите, какую тему мы продолжим изучать? («Филимоновские игрушки»).

Давайте еще раз вспомним то, что мы знаем и ответим на вопросы.

  1. Как называются люди, которые изготавливают игрушки из глины? (гончар)
  2. Из какой глины изготавливают Филимоновские игрушки? (из красной)
  3. Почему у игрушек длинные шеи? (глина вязкая и однородная, как тесто)
  4. Какие Филимоновские игрушки вы знаете? Перечислите их.

Давайте рассмотрим изображения игрушек.

  1. Кто это? (Барыня)
  2. Назовите фон игрушки? (белый)
  3. Какие части тела выполнены в белом цвете? (лицо, кисти рук)
  4. Опишите эту барыню.

Посмотрите на следующий слайд.

  1. Кто на ней изображен? (мужчина)
  2. Назовите основные цвета, в которой выполнена эта работа.
  3. Назовите узоры? (Полосы, круги и т.п.)
  1. Какой фон у животных? (желтый)
  2. Какие узоры?

Ребята, как вы думаете, такие узоры, могут что-то обозначать? Или просто их наносили на игрушки? (нет, они обозначали символы крестьянской религии)

Давайте попробуем узнать, что же обозначает каждый символ.

  1. На что может быть похож круг? (на солнце)
  2. Кто знает, что обозначает треугольник? (землю)
  3. Елочки? (знак растительности и плодородия)

Все узоры напоминают нам о связях человека с природой, символы в узорах способны защитить от зла и несправедливости – так считали люди.

самостоятельно или с помощью опоры формулируют тему урока, цель

наблюдают за …. , анализируют, аргументируют свое мнение,

под руководством учителя или самостоятельно определяют особенности композиции

умение самостоятельно определять круг учебных задач

умение наблюдать, делать выводы,

умение внимательно следить за материалом, рассуждать, доказывать

4. Педагогический показ

Сейчас я вам покажу, как украсить Филимоновскую игрушку.

  1. Барыня. Крашу блузку красным цветом. На юбке могу изобразить круги, треугольники.
  2. Пока сохнет изображение барышни, покажу, что можно сделать на фигурке животного.
  3. У животного желтый фон. Я могу нарисовать седло, раскрасив его синим цветом. Тело разукрашу в полоски ярких цветов.
  4. Какие я могу взять цвета и изобразить узоры? (зеленый, красный).

Я вам показала, как можно украсить Филимоновские игрушки, вы – сами можете придумать интересные композиции украшения игрушек.

наблюдают и усваивают приёмы и порядок выполнения работы

умение следить и усваивать практические приёмы работ

5. Постановка творческой задачи

Сейчас каждый из вас получит шаблон Филимоновской игрушки и белый лист.

  1. Положите белый лист перед собой. На него положите шаблон игрушки.
  2. Как вы думаете, для чего белый лист? (чтобы не запачкать стол).
  3. Подпишите свой шаблон с обратной стороны.
  4. Какие краски нам понадобятся? (желтая, зеленая, красная, синяя)
  5. Откройте гуашь таких цветов. Остальное уберите, чтобы вам не мешало работать.

Сейчас приступите к работе. Давайте с вами станем настоящими народными мастерами и распишем наши Филимоновские игрушки.

принимают задачу общую и личную в групповой работе

умение воспринимать задание, мобильно выполнять работу, формирование ответственного творческого отношения к работе

- выделение основных характеристик филимоновской игрушки.

- умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;

- проявление интереса к изучению темы;

- развитие художественного познания мира.

- узнавать историю возникновения филимоновской игрушки ;

- изображать элементы филимоновской росписи, расписывать филимоновскую игрушку.

Тип урока: комбинированный

Оборудование урока: для учителя: учебник, презентация, шаблоны. Для пед. показа: образец с изображением элементов филимоновской росписи.

для учащихся: листы : жёлтые, красные, зелёные, синие краски, кисть.

Содержание деятельности учителя

Здравствуйте ребята, присаживайтесь ,сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства.

Настроиться на урок,

концентрировать внимание и поведение

Актуализация знания и опыта

Ребята, когда вы все были маленькими, с чем вы играли? А какие вы знаете игрушки?

А вы знаете, что это за игрушка? (Филимоновская игрушка) – на слайде филимоновская игрушка .

отвечают на вопросы, оценивают свои знания

Умение пользоваться полученной информацией

3.Постановка учебной задачи

Кто догадался, какова будет тема нашего урока? (Филимоновская игрушка). А какую цель поставим? (Научиться расписывать филимоновскую игрушку).

Самостоятельно или с помощью опоры формулируют тему урока, цель.

Умение самостоятельно определять круг учебных задач

4.Решение учебной задачи

Эвристический полилог, наглядный

Наглядный, словесное пояснение

Сегодня мы познакомимся с глиняной филимоновской игрушкой. Зародилась эта игрушка в Тульской области. А свое название получила от деревни Филимоново.

Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново. Есть даже сказка про деда Филимона:

Шёл дед по дороге. Шёл он дремучими лесами, солнышко ярко светило. Жарко стало, а тут и ручек. Присел он на камушек, а тут и глина. Повертел он её – в руках – получилась птичка, проткнул дырочки – запела птичка. Так с тех пор и повелось «глиняное дело».

Местные глинистые почвы давали плохой урожай, поэтому развивалось еще гончарное ремесло. Мастера работали семейно и продавали ее на базаре. Как правило, мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки. Работали зимой в свободное от сельских трудов время.

На слайде филимоновская игрушка:

Какую форму имеет филимоновская игрушка? (Вытянутую). Какие преобладают в ней цвета? (Желтый, красный, зеленый, синий). Каким узором украшены филимоновские игрушки? (Полоски, точки, круги). В этих узорах выражается древняя символика крестьянской религии.

Как вы думаете, что обозначает круг (солнце), треугольник (земля), елочки (символ растительности и плодородия)? Все узоры напоминают нам о связях человека и природы.

-Олень — символ семейного благополучия и счастья в браке, теплоты отношений, дарят на свадьбу.

Конь — олицетворение всего живого, символ воды. Солнца, пладородия.

Птица — рассвет, пробуждение Земли.

А теперь внимательно послушайте, в какой последовательности мы будем выполнять работу.

На каждой парте лежит шаблон. Вы по очереди обводите его, вырезаете и украшаете животное.

Порядок использования красок : жёлтый, красный, зелёный, синий

Порядок последовательности выполнения:

  1. Обвести шаблон
  2. Берём желтую краску и начинаем рисовать и начинаем прорисовывать самые крупные элементы( большой кисточкой)

Начнем с хвоста. Обводим аккуратно по контуру.

  1. Следующее пятно мы наносим в виде круга на груди( большой кисточкой)
  2. Делаем 2 линии на горлышке
  3. Две полосы внизу
  4. Делаем 3 вертикальные полосы внизу

Мы нарисовали хвост( пятно), крыло( грудь), полоски на шее, полоски снизу. Пока желтый цвет высыхает , мы готовим другие краски.

Как вы думаете что у петушка красное ? ( гребешок, бородка, клюв)

  1. Рисуем гребешок, бородку и клюв у петушка красным цветом

Так как хвостик мы рисовали первым, он у нас подсох в первую очередь

  1. На хвостике мы сделаем элементы красных полос

9)Хвост у петушка состоит из перьев. Перышки показываем. И на хвост накладываем красные перышки.

10) Теперь выделяем крылышко. Проводим плавные линии по крылышкам

11) Несколько красных линий по шейке

12) Несколько красных линий по лапкам

Теперь поработаем с зелёным цветом

13) Выделяем хвостик зелёными линиями. Полоса в виде дуги.

14) Выделяем шею горизонтальными зелёными линиями

15) Теперь переходим к крылу. Выделим его.

16)Переходим к лапкам вниз. Делаем орнамент. Рисуем зиг-заг и полосы.

17) Разрисовываем низ

Возьмём синюю краску

Выделим синей краской нижнюю часть крыла

18) Нарисуем глаз в виде маленькой точки. Затем добавляем в шею синих полос и в крыло.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Методическая разработка урока ИЗО, 2 класс.

Тема урока: « Какие бывают игрушки. Филимоновская игрушка» .

Формирование у учащихся умения мастерить народную игрушку

Освоить простейшие элементы изготовления филимоновской игрушки и росписи.

Метапредметные.

Познавательные : Формирование уменя анализировать символику росписи филимоновской игрушки, правильно использовать основные цвета промысла.

Обобщать свои знания и применять их в практической деятельности.

Регулятивные: Уметь слушать ответы других учащихся, контролировать свою деятельность.

Коммуникативные: формирование умения работать в паре, осуществлять взаимопомощь.

Личностные: Проявление интереса и любви к искусству своего народа, ответственности за сохранение и развитие художественных традиций; Формирование образа народного мастера.

Оборудование

Для учащихся: Соленое тесто, салфетка, простые филимоновские игрушки, плакаты «Филимоновская игрушка», презентация «Филимоновская игрушка».

Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

На вашей парте должны лежать кусочек соленого теста, стека и листочек или досочка для пластилина.

Буду мастером таким,
Как наш дядя Евдоким:
Делать стулья и столы,
Красить двери и полы.
А пока сестре Танюшке
Сам я делаю…?
(Игрушки)

Целеполагание

Учитель: О чем мы будем с вами разговаривать?

Дети: Об игрушках.

Тема нашего урока « Какие бывают игрушки»

У: А какие игрушки вы знаете?

Дети: Детские игрушки, елочные игрушки, обрядовые, игрушки- обереги.

Я хочу вам предложить познакомиться с Филимоновской игрушкой . И попробовать себя в роли народных мастеров. (Цель)

4.Изучение нового.

1. Рассказы детей про виды игрушек. ( Ученик - куклы обереги. Прослушивание колыбелыных песен.

Ученик- обрядовые игрушки.

2. Учитель: Вы встречали когда-нибудь разноцветную полосатую корову, а может быть видели медведя с длинной, как у жирафа, шеей? Нет? Ну, а если пофантазировать? Ведь чего только не бывает на свете!( 7 СЛАЙД)

Сегодня мы познакомимся с глиняной филимоновской игрушкой. Зародилась эта игрушка в Одоевском районе Тульской области. А свое название получила от деревни Филимоново. ( 10 СЛАЙД)

Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново. Есть даже сказка про деда Филимона:

Шёл дед по дороге. С горы на гору поднимался, с холма на холм. Шёл он дремучими лесами, солнышко ярко светило. Жарко стало, а тут и ручек. Присел он на камушек, а тут и глина. Повертел он её – в руках – получилась птичка, проткнул дырочки – запела птичка. Так с тех пор и повелось «глиняное дело». (10,11 СЛАЙДЫ)

Мастера работали семейно и продавали ее на базаре. Как правило, мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки. Игрушки или «забавки» стоили на базаре копейки, поэтому нужно было их изготовить очень много. Женщинам помогали в работе девочки, которых приучали к ремеслу с 7-8 лет

Посмотрите на необычные филимоновские игрушки. Почему они такие вытянутые? ( ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ).

Оказывается, все дело в природных свойствах местной глины. Филимоновская глина жирная и пластичная, ее называют «синикой». При сушке глина быстро покрывается трещинками, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Отсюда и появляются утонченные, вытянутые, но удивительно изящные формы.

Поначалу краски разводили «на полном яйце», и роспись была сочных естественных тонов. К сожалению, она быстро тускнела и жухла. Тогда мастерицы начали использовать ацетон. Краски стали более стойкими, яркими, даже несколько пронзительно – ядовитыми.

Для росписи брали гусиные, куриные или утиные перышки, «ведь перышко краску лучше держит и прочнее оно», – говорят филимоновские мастерицы. И сейчас они пишут перышками: с кисточки краска к чистой глине не пристает, и остаются ворсинки, а с перышка – ложится чисто и ровно.

Предлагаю вам стать настоящими народными мастерами. Сегодня изготовим, а на следующем уроке распишем модели филимоновской игрушки. Можно будет скопировать рисунок художника, а можно самим придумать узор.

Техника безопасности: (слайд 14)

Порядок изготовления пункты с 1по 4.

Практическая часть.

В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку.

Самостоятельная работа.

В конце урока устраивается выставка. Ребята устанавливают свои модели на специальную подставку и вместе с учителем выбирают лучшие работы. Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось.

Читайте также: