Конспект урока лепка дымковской игрушки

Обновлено: 04.05.2024

История Дымковской игрушки, основные принципы выполнения народной игрушки.

ВложениеРазмер
plan-konspekt_zanyatiya.docx 224.71 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

План-конспект занятия по лепке

для учащихся 2 года обучения

«Мир Дымковской игрушки»

Педагог ОДОД: Богданова А.И.

План – конспект занятия

«Мир Дымковской игрушки»

Цель занятия: Создание из глины образа Дымковской игрушки «Лошадка».

Обучающие: Знакомство с Дымковской игрушкой, как с яркой представительницей традиционного народного искусства нашей родины; Дать представление о технологии создания игрушки и её эстетических особенностях.

Развивающие : Развивать творческий потенциал и познавательную активность обучающихся;

Развивать у детей память, мелкую моторику рук, глазомер;

Развивать эстетический и художественный вкус воспитанников;

Воспитательные: Воспитывать терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца.

Тип занятия: комбинированный

Методы: беседа, рассказ, демонстрация, наблюдение, практическая часть, контроль.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор

для педагога –наглядный материал, иллюстрации, образцы работ, презентация, глина, стеки, тряпочка, баночка с водой, тазик с водой, дощечка, губка;

для учащихся – клеенка, фартук, дощечки, глина, шликер, стеки, баночка с водой, губки, тряпочки.

1) организационный момент –

2) формирование новых знаний –

3) объяснение нового материала –

5) работа учащихся с педагогом –

6) подведение итогов –

Информационная карта занятия

Номер этапа и название

Способы организации деятельности

Создать условия для выполнения задания

подготовка рабочего места

Фронтальный способ организации

Установлен.дисциплины, порядка, внимания. готовность рабочего места

2.Объяснение нового материала

Актуализировать знания, сформировать положительные мотивы предстоящей деятельности

Вводная беседа о Дымковской игрушке

Фронтальный способ организации

Готовность учащихся к усвоению знаний и овладение умениями, навыками к выполнению работы

3.Формирование новых знаний

Объяснить тему и то, как следует выполнять задание, заинтересовать детей, обеспечить осмысление для дальнейшего применения знаний

Рассказ об истории возникновения Дымковской игрушки.

Объяснение, наглядный метод

Фронтальный и групповой способ организации

Восприятие, осмысление и овладение учащимися первоначальными умениями и навыками

Показ с объяснением, разучивание

Отдых и готовность продолжить работу дальше

5.Самостоятельная практическая работа.

Сформировать умения и навыки

Лепка игрушки «Лошадка»

Практическая работа по выполнению задания

Готовая работа «Лошадка»

Оценить работы учащихся

Уборка рабочего места, выставка работ

Беседа, опрос, анализ работ учащихся

Фронтальный способ организации

Оценка успешности восприятия, осмысление овладение ЗУН

1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Давайте с вами проверим все ли у нас готово к занятию. Перечислите материалы которые у вас на столах. (дощечка, стеки, губка, тряпочка, глина, баночка с водой, шликер).

2. Формирование новых знаний.

- Ребята, вы ходили когда-нибудь с мамой или папой в магазин?

Предполагаемые ответы детей: (да)

- А какие бывают магазины?

Предполагаемые ответы детей: (хлебный, молочный, книжный, игрушечный и т.д.)

- А в какой магазин вы больше всего любите ходить?

Предполагаемые ответы детей: (в магазин игрушек).

- Почему вам больше всего нравится ходить в магазин «Игрушек»?

Предполагаемые ответы детей: (там интересно и весело)

-Ребята, если вы любите игрушки, то посетите вместе со мной необычный магазин.

Демонстрация на экран мультимедийной презентации с изображением дымковских игрушек

- Давайте закроем вместе с вами глаза и произнесем волшебные слова «Чипс-чапс- чопс…», чтобы перенестись в наш необычный магазин!

( за ширмой на полочках стоят Дымковские игрушки ).

- Ребята, вот вы и в магазине. Взгляните, здесь продаются простые игрушки, которые есть у вас дома, но еще есть и необычные. Это Дымковские народные игрушки. Посмотрите внимательно и скажите, чем они отличаются?

Предполагаемые ответы детей: (материалом, формой, выполнены вручную, и т.д.)

Чем знаменито Дымково?

В ней нету цвета дымного,

А есть любовь людей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы.

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы.

3. Объяснение нового материала.

Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? С вами познакомимся с дымковскими глиняными игрушками. Родилось в заречной большой слободе Дымково близ города Вятка. В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки. В пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой. Возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника «Свистопляска». Позднее ярмарка-праздник стала называться «Свистунья». Что же это за игрушки, давайте посмотрим?

На мультимедийной доске включается мини фильм про Дымковскую игрушку, далее идет демонстрация игрушек.

Через горные отроги,

Через крыши деревень,

Мчится глиняный олень.

Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный,

У большого индюка,

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост,

У него совсем не прост,

Точно солнечный цветок,

Да алее гребешок.

Дымковская барышня вся в оранжевых, золотых, алых и зеленых узорах.

Посмотри, как хороша

Щечки алые горят,

Даже кони в праздничных нарядах.

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил.

И за хвост не удержатся,

Если гриву упустил.

- Что общего у всех этих игрушек?

Предполагаемые ответы детей: ( У всех игрушек яркие краски, все на белом фоне, покрыты красивыми узорами. )
- А как вы думаете, какой краской сначала покрывают игрушку?

Предполагаемые ответы детей: (Белой. На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются..)
- А сможете предположить, откуда взяли мастера белый цвет?

Предполагаемые ответы детей: ( Они взяли от снега, у зимы. Игрушки же лепили зимой)
- Правильно. Белый фон взяли мастера от заснеженных полей, когда зимой все вокруг белым-бело. В тех местах зима длинная, а снега много. Мастерам хочется сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег. А почему они яркие?

Предполагаемые ответы детей: ( Потому что они делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками)

- Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?

Предполагаемые ответы детей: (Они использовали яркие цвета: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый)

- Какие узоры вы видите на игрушках?

Предполагаемые ответы детей: На игрушках кружочки, точки, линии, клеточки, полоски, кривые, волны, квадраты, кольца, овал

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/27277_ec34faf0623bad4bbcfc503dda7e31c8.jpg.jpg

- Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.

-Давайте узнаем, как создается игрушка!

На экране демонстрируется мини-фильм параллельно ведется рассказ педагога.

- Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза. Первый раз она рождается, когда ее лепят из красной глины. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности. Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка раскаляется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем. А когда игрушка рождается в третий раз?

Предполагаемые ответы детей: ( В третий раз игрушка рождается, когда ее белят и расписывают краскам)

- Потом ее белят мелом, разведенным молоком, и расписывают. Иногда для придания большей нарядности, поверх узора налепляют кусочки сусального золота. Так она рождается третий раз. Красивые яркие, нарядные игрушки продают на ярмарке. Изготовление игрушки, от лепки и до росписи - процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.

- Предлагаю вам стать настоящими мастерами и слепить дымковскую игрушку «Лошадку».

- Прежде чем начать работу, давайте немного отдохнем!

-Повторяем за мной слова и движения:

Два притопа (по очереди топают ногами),

Два прихлопа (хлопают в ладоши),

Ежики, ежики (руками показывают клубочки, в которые сворачиваются ежи).

Наковали, наковали (стукают левым кулачком сверху по правому и наоборот),

Ножницы, ножницы (перекрещивают по принципу "ножниц" выпрямленные руки перед собой).

Бег на месте, бег на месте (бегут на месте),

Зайчики, зайчики (показывают прямыми ладошками на своей голове ушки зайчиков, ритмично сгибая ладони).

Ну-ка вместе, ну-ка дружно!

Девочки (повторяют только девочки)

Мальчики (повторяют только мальчики)

- Итак, на столах у вас лежат все необходимые материалы: дощечка, стеки, баночка с водой, губка, тряпочка влажная, глина, шликер (глиняный клей).

- Берем в руки наш кусок глины, отламываем нам нужный кусочек, остальную ненужную глину кладем во влажную тряпочку, чтобы она не высохла. Из этого куска раскатываем в ладошках шарик, затем из шара формируем цилиндр - это будет тело нашей лошадки, откладываем в сторону. Теперь отламываем от нашего куска глины четыре одинаковых кусочка, и раскатываем их в одинаковые шарики, затем скатываем из них конусы - это будут ноги лошадки. Затем берем цилиндр (тело лошадки) и с помощью стека делаем на нем засечки в том месте, где будут закрепляться ноги, далее эти засечки обмазываем шликером и начинам соединять конусы (ноги) к цилиндру (тело). Заглаживаем места соединения пальцем, что бы не оставалось швов. Если наше изделие начинает высыхать, то влажной губкой обмакиваем его. Далее переходим к выполнению шеи и головы лошади. Отламываем кусочек глины и раскатываем шар, затем из этого шара раскатываем конус. После вершину у конуса загибаем вовнутрь, получилась мордочка лошади. Берем наше основу (тело с прикрепленными ногами) и делаем засечки там, где будет располагаться шея, обмазываем шликером и крепим шею, заглаживаем место соединения. Осталось сделать нашей лошадке уши, гриву и хвостик. Для ушей отламываем два маленьких кусочка глины и раскатываем из них шарики, сплющиваем и формируем треугольники. Соединяем на голове. Для хвоста и гривы раскатываем четыре колбаски. Берем две колбаски и плетем косичку, тоже самое проделываем с двумя другими. Получившиеся косички закрепляем на нашем изделии.

- А теперь, давайте повторим последовательность работы.

- Если нет вопросов, приступаем к лепке.

Учащиеся самостоятельно лепят «Лошадку». По готовности, работы ставятся на один стол и проводится мини-выставка с обсуждением.

6. Подведение итогов:

- А давайте посмотрим, что же получилось у вас! Какие замечательные лошадки! Теперь им надо высохнуть, затем обжечь в муфельной печи и уже после мы с вами сможем их расписать.

Уборка рабочего места

- Ребята, о какой народной игрушке мы с вами сегодня разговаривали?

Предполагаемые ответы детей: (Дымковской игрушке)

-Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках?

Предполагаемые ответы детей: ( Лошадка, петушок, олень, баран, барышня)

- Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?

Предполагаемые ответы детей: (Они использовали яркие цвета: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый)

- Из каких геометрических тел мы лепили лошадку?

Предполагаемые ответы детей: (цилиндр, конус, шар)

- Сейчас нам необходимо убрать свое рабочее место.

- Понравилось ли вам лепить Дымковскую лошадку?

- Все ли у вас получилось?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические рекомендации для педагогов "ДПИ"и "ИЗО" к занятиям по теме"Дымковская игрушка"

1.Из истории Дымковской игрушки.2.План работы по знакомству детей с Дымковкой игрушкой.3.Первый год обучения по теме.4.Особенности второго года обучения.5.Выводы.


План-конспект урока в 5 классе "Дымковские игрушки"

В пятом классе изучаются связи декоративной группы искусств с жизнью. Мир декоративного искусства – это мир со своими традициям.


План-конспект проведения занятия "Изготовление мягкой игрушки кролик"

План-конспект занятия по теме "изготовление мягкой игрушки кролик" предусматривает краткое описание изготовления игрушки кролик.


План – конспект открытого занятия по теме: «Новогодние игрушки: Дед Мороз и Санта-Клаус».

Учебное занятие "Новогодние игрушки: Дед Мороз и Санта-Клаус" в технике вышивка крестом входит в раздел "Мастерская Деда Мороза" . Представленное занятие является первым в разделе, дети второго года о.


План-конспект открытого занятия на тему: "Оформление мягкой игрушки Ёжик"

Целью данного занятия является развитие творческих способностей учащихся, посредством оформления мягкой игрушки Ёжик.


План -конспект открытого занятия "Оформление елочной игрушки"


План-конспект открытого занятия "Оформление мягкой игрушки Гномик"

План-конспект открытого занятия "Оформление мягкой игрушки Гномик" рассчитан на возрастную категорию детей от 8 до 11 лет.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Тема урока: Дымковская игрушка. Лошадка.

Цель: Познакомить учащихся с основными элементами дымковской росписи; закреплять навыки и приемы лепки, знания о свойствах пластилина и соленого теста; с помощью создания дымковской игрушки воспитывать любовь, бережное отношение к предметам народного творчества, любовь и интерес к искусству.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся научатся различать городецкую, хохломскую и дымковскую роспись; рассматривать и анализировать образцы и находить адекватные способы работы по созданию игрушки, освоят лепку мелких деталей изделия приемом вытягивания и соединение деталей из теста. Познакомятся с изделиями народного промысла и технологией изготовления.

Метапредметные: разовьют навыки контроля и оценки учебных действий в соответствии с поставленной задачей, осознанно строить свои речевые высказывания в устной форме, слушать других.

Личностные: уважать и гордиться культурой и традициями России, опираясь на освоенные знания и умения, выбирать способы реализации собственного творческого замысла в соответствии с традициями дымковской игрушки.

Оборудование: Презентация «Дымковская игрушка», образец лошадки из соленого теста, предметы хохломской и городецкой росписи, стеки, соленое тесто / белое и цветное/ в лоточках, клеенки, кисточка, маленькая розеточка с водой, инструкционная карта, цветные карандаши, дополнительная раскраска с дымковской игрушкой. На доске - тема / закрыта экраном, загадка о лошадке.

Организационный момент

-Здравствуйте, ребята. Сели поудобней и послушайте рассказ о старинном промысле - Дымковской игрушке.

Вступительное слово с презентацией /7 мин

Вас с детства окружают разные игрушки. А когда-то, игрушек у детей не было, а им тоже хотелось играть и нашлись замечательные придумщики и умельцы. Из чего только ни мастерили «ребячью забаву» - игрушки. Из дерева, мочалок, тряпок, соломы… Ну а там, где жили гончары, лепили из глины. Из всех русских глиняных игрушек, наиболее популярна – дымковская.

Наше путешествие начинается у реки Вятки. Когда-то очень давно на поросшем лесом берегу Вятки появилось поселение. По утрам хозяйки дружно топили печи, и кудрявые дымки весело поднимались к небу. Наверное поэтому и назвали село Дымково.

- А чем же славится село Дымково? \ игрушками. И называется эта игрушка дымковской/.

Все игрушки непростые,

А волшебно расписные:

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски.

Казалось бы простой узор, но отвести не в силах взор,

И пошла о дымке слава.

Посмотрите: пышный хвост

У птицы той совсем не прост-

Точно солнечный цветок, а высокий гребешок,

Красной краскою горя,-

Как корона у царя.

Презентация 1- 7 слайд

Создавая игрушку, человек вкладывал в нее свою душу и верил, что у игрушки тоже есть душа.

Весной праздновали праздник проводов зимы, и назывался он в народе «Свистунья» 8 слайд

На празднике дымковские игрушки - свистульки были у всех- и у взрослых и у детей.

Люди верили, что свистом смогут прогнать злые силы.

После праздника игрушками украшали окна между рамами, и все прохожие любовались ими.

Лепили игрушки из местной красной глины мастера, которых называют гончары. Затем ставили в печь для обжига, чтобы они были крепкими и раскрашивали в яркие, праздничные цвета.

Какие цвета и узоры использовали в росписи? 10-11 слайды

На белом фоне- красное, оранжевое, зеленое, голубое, синее.

Узоры: полосы, волнистые линии /волны/, кружочки, точки. Они повторяются друг за другом или в шахматном порядке, соблюдая ритм.

Из всех русских глиняных игрушек, наиболее популярна – дымковская, но кроме дымковских существуют еще тверская, филимоновская, каргопольская игрушки.

- Мы свами недавно выполняли городецкую роспись. Давайте сравним, чем она отличается от дымковской. / сравнить фон, цвета, узоры с городецкой, хохломской / на таблицах или образцах

Самоопределение к деятельности /1 мин

-Сегодня мы будем гончарами и будем работать в гончарной мастерской.

- Как вы думаете, какую игрушку мы сегодня будем лепить? / дымковскую/

А теперь отгадайте, какую именно дымковскую игрушку мы сегодня слепим. /Загадка/

Стройный, резвый и игривый,

Челка, хвост, густая грива,

На ногах его – копыта,

Мышцы пламенем налиты,

Что же это за огонь,


-Вы догадались, какая тема сегодняшнего урока: Лепка дымковского коня. / Поднять экран, чтобы открылась тема на доске/

-Ребята, давайте сформулируем цель урока: Научимся лепить дымковского коня.

Сравнение свойств пластилина и соленого теста /1 мин

- Мы работали с вами с пластилином, а сегодня поработаем с соленым тестом. - Скажите, каким общим свойством обладают пластилин и тесто? /пластичность/

- А кто догадается в чем отличие? /Работа из теста подсыхает/ Поэтому соленое тесто должно быть прикрыто или лежать в лоточке или пакете.

Анализ изделия 5 мин

- Посмотрите, какой конь изящный, ножки упругие, тело подтянуто, стройное, головка гордо сидит на шее, хвостик колечком. А сказочность ему придают яркие узоры.

-Давайте посмотрим, что нам сегодня поможет в работе? /Образец, инструкционная карта/ Разобрать ход работы вместе с детьми с показом приемов.

- Давайте поставим перед собой задачи: какая лошадка должна у нас получиться?

/Яркая, с соблюдением цветов, узоров, аккуратно слеплена. /

На столе – в одном лоточке-белое тесто, в другом цветное –для оформления, стеки, влажные салфетки /для чего? / По окончании работы вытереть руки.

Еще у вас есть вода и кисти. Для чего? /Чтобы склеивать детали. /хвост, голову и гриву/

Физкультминутка 1 мин

Вы наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали,

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем,

И работать продолжаем.

Творческая работа / 20 мин

-А теперь приступаем к работе. Работаем со стекой аккуратно и не забываем прикрывать тесто во время работы, готовые работы ставят на картонную подставку и несут к доске на выставку.

Рефлексия / 2 мин

Оцените свою работу: нарисуйте

над изделием надо еще потрудиться -

изделие сделано хорошо -

изделие сделано отлично -

Итог урока / 5 мин

- Ребята, как вы считаете, мы выполнили цель урока- научились лепить лошадку?

-С каким народным промыслом мы сегодня познакомились? /дымковская игрушка/

С какой профессией вы сегодня познакомились? / гончар /

Продолжите мои предложения:

Мне было интересно…

- Мне понравилось, как дружно вы работали в нашей мастерской, какие замечательные работы слепили. Предлагаю погладить себя по головке.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

Муниципальное учреждение дополнительного образования «Радуга» Копейского городского округа

456655, Челябинская область, г. Копейск, ул. Чернышевского, 45.

Конспект занятия на тему «Барыня»

Лепка дымковской игрушки

Педагог дополнительного образования

МУ ДО «Радуга» КГО

Высшей квалификационной категории

Зимина Людмила Геннадьевна

Тема: Лепка дымковской игрушки. Барыня.

Цель: познакомить детей с последовательностью изготовления дымковской игрушки- барыни.

Задачи : 1. Образовательные: способствовать развитию умения передавать в лепке характерные особенности внешнего вида дымковской барыни.

2. Коррекционно-развивающие: способствовать развитию умения обучающихся ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы) умения планировать ход работы, умения контролировать свою работу.

3. Воспитательные: Воспитывать уважение к людям труда, привитие интереса обучающихся к труду.

Оборудование и материалы : технологическая карта, презентация по изготовлению дымковской игрушки, пластилин, пластиковая бутылка 0,5 л стеки, дощечка для лепки, салфетки, образцы дымковской игрушки.

Ход занятия :

1.Вводная часть.

Подготовка к занятию: Ребята, посмотрите все ли готово у вас к работе.

Какая ждёт сегодня нас работа

Поскорее узнать нам охота.

А мы будем не клеить, не резать, ни шить

Мы будем друзья игрушки лепить.

А какие игрушки – вы сейчас сами же скажете, собрав вот эту картинку. (Дымковская игрушка. Пазлы.)

- Ребята, сегодня будем лепить вот такую дымковскую барыню (показ образца) Вы готовы? Вам нужно совсем немного: пластилин, пластиковая бутылка, сказочное воображение и ваше умение работать с пластилином.

3. Пальчиковая гимнастика:

А теперь согреем наши руки, сделаем гимнастику для рук:

Мы игрушки расписные, Хохотушки вятские Щеголихи слободские Кумушки посадские ( Попарно поочередно загибаем большие пальцы, указательные… )

Наши руки крендельком (Большие пальцы перекрестить, указательные «встретить» ногтями – «кренделек»)

Щеки будто яблочки. (Сделать из рук надутый шарик – «яблочко»)

С нами издавна знаком (Сгибать все пальцы по очереди попарно: большой «кланяется» большому, указательный – указательному…)

Весь народ на ярмарке. (Перекрест пальцев, пожатие)

Вот мы и готовы работать.

А дело- мастера боится. Как вы понимаете эту пословицу?

-Да, любое дело осуществимо, если за нею возьмётся мастер, т. е. умелый, знающий человек. Когда человек проявляет умение, мастерство в своём деле у него все получается. Вот мы и докажем действительно ли эти слова на конце занятия.

Мягко падает снежок, вьётся голубой снежок,

Дым идёт из труб столбом, точно в дымке всё кругом,

Голубые дали и село большое Дымково назвали.

Там любили песни, пляски, в селе рождались чудо-сказки.

Вечера зимой так длинны, и лепили там из глины.

Все игрушки не простые, а волшебно расписные,

Белоснежные, как берёзки, кружочки, клеточки, полоски.

Казалось бы — простой узор, но отвести не в силах взор.

И пошла о Дымке слава.

- Игрушки окружают нас с раннего детства. Ребята, назовите ваши любимые игрушки? Из чего они сделаны (пластмассы, резины, металла, меха). Все эти игрушки фабричные, их сделали машины. Среди фабричных игрушек много одинаковых, похожих, а игрушки ручной работы неповторимы. Обратите внимание на выставку – эти игрушки сделаны машиной, а это ручной работы.


В старину купить игрушку было не по карману всем, а ведь ребятишкам тоже хотелось играть. Но нашлись в пригородах и деревнях талантливые умельцы. Из чего только не мастерили «ребячью забаву» - игрушки! Ну а там, где жили мастера, лепили из глины. Ласково и нежно называют эту игрушку – «дымка». Игрушку называют дымковской по месту происхождения . . С высокого берега реки Вятки, видно село Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни, когда туман, а село вся – будто в дыму, в дымке. Здесь в далекую старину зародилась эта игрушка. (Показ презентации)

Мастера из Дымково лепят петушков, уточек, коней и других животных. Вот, например, барашек. Барашек – свисток, левый рог – завиток,

Правый рог – завиток, на груди – цветок.

Любят лепить ярких, нарядных индюков и павлинов.

Вот индюк нарядный весь такой он ладный,

У большого индюка все расписаны бока

Лепят женщин в нарядных одеждах, с младенцами, птицами, с корзинами, с пирогами, с коромыслами.

Посмотри, как хороша, эта девица – душа:

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво. Барышня уж так красива!

А эту мы с вами будем лепить сегодня. А на следующих занятиях будем белить и расписывать. А теперь я предлагаю вам превратиться в Дымковских мастеров. Классическая дымковская фигурка – барыня. Мы её с вами и будем лепить из пластилина и обычной пластиковой бутылки.

Что мы знаем о пластилине? Какие свойства пластилина вы знаете? (Твердый – в обычном состоянии, мягкий, пластичный – при разминании.)

Давайте вспомним правила работы с пластилином и стеками .

4 . Анализ образца изделия . Р ассмотрите, потрогайте барыню. Из каких частей состоит игрушка? (Голова, туловище, руки, юбка.)

Что особенного у барышни? Для чего эти узоры? А что у барышни на голове? (Кокошник). 5. Словарная работа. Кокошник-нарядный женский головной убор.

Чтобы слепить барыню какие инструменты и материалы нам понадобятся? (пластилин, пластиковая бутылочка и стеки)

6.План работы: Давайте подумаем, с чего начнем лепить барышню.

А) Мы начинаем лепить с какой детали? (из самой большой-юбки). Берем кусок пластилина, разминаем его и намазываем на бутылку. Из этой части получится юбочка. Стараемся размазывать пластилин чтобы не было ямочек, разглаживаем пластилин. Вот юбочка и готова!

Б) А какую часть мы сейчас будем лепить? На какую геометрическую фигуру она похоже? Другую часть пластилина делим еще на две равные части? Из этой части лепим туловище и соединяем с облепленной бутылочкой. Сначала лепим шар. Положите на доску шар, скатываем его движением вперёд-назад, столбиком. Приклеиваем к юбочке, слегка прижимая, примазываем. Все части, как и фигурка, должны быть ровными, гладкими.

Каким приемом скрепляем детали (примазыванием). Примазываем со всех сторон.

В .) А теперь лепим что? (голову). Кусок глины делим еще на две равные части. Берем одну часть. Она какой формы? Как делаем шар? Его надо скатывать круговыми движениями ладони. Шею лепим вытягиванием, скрепляем к туловищу голову примазыванием.

Г.) Это руки, а на что похоже руки? (На столбики). Кусок пластилина делим на две равные части и из одной части лепим шар и из него овал движениями вперёд- назад. Этот столбик делим на две равные части. Примазываем к туловищу руки, затем вытягиваем их в виде конусов и придаем рукам нужную форму, в зависимости от того, что будет в руках у барышни.

Д. ) Лепим кокошник. Раскатываем жгутик и расплющиваем середину, надеваем его на голову. Вот и готова наша барыня. И так давайте повторим ёще раз.

7 . Физминутка . Вы, наверное, устали, а теперь все дружно встали. (Танцевальные движения под музыку «Барыня»). Текущий индивидуальный инструктаж.

- А теперь каждый из вас слепит свою барышню. Если у вас будут, какие- то вопросы перед вами технологическая карты.

Для того чтобы игрушка получилась красивой, правильной надо быть терпеливым, аккуратным, внимательными вы тогда станете мастером.

По окончании работы сначала тщательно вытереть руки бумажной салфеткой.

8. Анализ работ. Отчёт о работе. А теперь все возьмите на руки свои работы. - Что мы лепили? Как лепили «Барыню» (Повторение плана работы по технологической карте).

- Сравните свою работу с образцом. Что получилось? Что не получилось?

11 .Коррекционные задания и игры. Проверка долговременной памяти.

- Вспомните и назовите, какие дымковские игрушки были на картинках.

9 . Итог . Молодцы! Вы, ребята, хорошо справились с работой, как настоящие мастера. Когда они высохнут, будем их раскрашивать.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Конспект урока

Тема: «Изготовление традиционной игрушки из глины»

Дымковская игрушка.

Цель: Познакомить с народной дымковской игрушкой, приёмами лепки.

Задачи: Обучать приёмам и техникой лепки из глины, используя комбинированный способ лепки дымковской игрушки. Закрепить умение лепки начиная с общей формы способом вытягивания. Лепка традиционной игрушки дымковской игрушки козлика, коня, барана, с последующей росписью.

Методы: словесный (беседа, объяснение), наглядный (демонстрация игрушек, иллюстраций, схем), самостоятельной работы (лепка учащихся игрушек, роспись).

Оборудование и материалы: Для преподавателя: дымковская игрушка (работы учащихся прошлых лет), таблицы поэтапной лепки дымковского козла, элементы росписи, иллюстрации картинок дымковской игрушки.

Для учащихся: материал (глина), стеки, доска, тряпочка, баночка для воды, гуашь, кисть, клей ПВА, эскиз дымковского козла.

1. Организационный момент 5 минут

2. Теоретическая часть 10 минут

3. Практическая часть лепка дымковского козла 1час 30 минут

4. Роспись, дымковского козла 1 час 20 минут

5. Подведение итога урока, просмотр работ 10 минут

2. Теоретическая часть. Наш урок посвящён игрушкам! Все когда-то играли, играют и будут играть в игрушки. Игрушек существует огромное множество: изготовленные как в старине, так и современные, выполненные из разных материалов. Сегодня мы уделим внимание игрушкам, пришедшим к нам из старины. Есть одна удивительная профессия- это игрушечных дел мастер, или просто игрушечник. В глубокой древности глиняные игрушки создавались не забавы ради, они были участниками древних обрядов. Им приписывали основную силу охранять оберегать людей от зла. Игрушки назывались народными.

- Ребята какие виды народных игрушек вам знакомы?

- Нам знакомы такие виды народных игрушек: как каргопольская, филимоновская, абашевская и дымковская игрушка.

Откуда же появились такие необычные названия игрушек.

Каргопольская игрушка известна с давних времён. Название произошло от места, где её начали изготавливать - Каргопольский р-н Архангельской области. Игрушки лепили в виде крепких деревенских баб и мужиков. При лепке не сильно соблюдались пропорции: короткие руки, ноги, чуть сплющенное лицо.

Абашевская игрушка – это фигурки животных и птиц, которые в руках мастера приобретают причудливую форму. Главная особенность таких игрушек- удлинённое туловище и короткие ноги, на фоне которых сразу привлекала внимание неестественно длинная шея. Такие животные часто имели пышные чёлки, кудри, бороды. Сам промысел возник в с. Абашево Беднодемьяновского р-на Пензенской области.

Филимоновская игрушка родом из деревни Филимоново в Тульской области. У филимоновских игрушек мягкие по очертаниям формы, они выглядят стройными и изящными. Основные цвета красный, жёлтый, зелёный.

Но сегодня мы с вами более подробно познакомимся с самым известным из глиняных промыслов России- Дымковская игрушка.

Название игрушки происходит от слободы Дымкого, ныне район города Вятки, где производство игрушек уже к началу 19 века приобрело самостоятельное значение. Промысел имел семейную традицию- игрушку лепили женщины и девочки, приурочивая её к изготовлению к весенней ярмарке. Исследователи связывают изготовление глинянных свистулек с вятским весеннем праздником «свистопляской», имеющая языческие корни и посвящённом солнцу. Участники праздника свистели в глинянные игрушки и перекидавались расписными глиняными шарами. Культовое значение праздника давно было утрачено, но сам ритуал сохранялся до начала 20 века. Возрождение промысла связано с именами – Анна Афанасьевна Мезрина, потомственная мастерица, сохранившая приёмы лепки и росписи игрушек. Для производства дымковской игрушки барыни, ковалеров, козликов, петухов спользовалась местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, свёртывая нужную форму из раскатанных в блин глиняных комов. Отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал.

- Ребята а вы заметили какой основной цвет у глиняной дымковской игрушки?

-Белый! Правильно! После того как игрушка просохла её обжигали в печи, а затем белили. Раньше игрушки расписывали анилиновыми красителями, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Сегодня для росписи используются темперные краски и кисть. Использование широкой гаммы до десяти цветов придаёт дымковской игрушке яркость и нарядность. Узор состоит из геометрических фигур: овалы, кружки, кольца, полоски, клетки, линии. Завершают украшение игрушки ромбики из потали или сусального золота, наклееннные поверх узора. Изящные и нарядные Дымковские игрушки способны украсить любой интерьер. Так и делали: фигурками украшали окна домов помещая их между рамами. Прохожие смотрели на них и в памяти оживал яркий и шумный праздник!

3. Практическая часть. Лепка дымковского козла.

Вот такие разные и красивые игрушки существуют в нашей стране. Все игрушки имеют обобщённую форму очень пластичны, несмотря на некоторые отличия приёмы леки в целом похожи. Сначала передаётся общая форма, затем она уточняется. Существуют 3 способа лепки какие?

1. Пластический способ лепки.

2. Конструктивный способ лепки.

3. Комбинированный способ лепки.

Мы будем лепить дымковского козлика используя комбинированный способ лепки. Преподаватель показывает технологию лепки козлика.

1. Из одной части глины делаем туловище. В основе его – цилиндр продолговатый валик) который получают, раскатывая глину прямыми движениями рук.

2. Края цилиндра сгибаем и формируем дугу- мостик. Каждый край стекой делим пополам.

3. Пальцами формируем передние и задние ноги.

4. Из запасной глины выкатываем цилиндр, сгибаем его и формируем заготовку головы и шеи, 2 валика рожки, 2 валика уши, бородка, небольшой хвостик.

5. Заготовку головы присоединяем с одной стороны туловища, рога прикрепляем к макушке и загибаем их назад по бокам головы- уши, бородку прикрепляем с нижней стороны мордочки, на другом конце туловища примазываем хвостик.

6. Изделие тщательно выглаживаем с помощью губки, затем ставим на сушку.

4. Роспись дымковского козла.

Дымковская игрушка-символ радости, жизненной силы. Какой основной цвет дымковской игрушки? Белый. Что такое орнамент и какой вид орнамента использовали в дымковской игрушке? Орнамент- украшение, узор, состоящий из ритмически чередующихся элементов. В росписи дымковской игрушки использовали геометрический орнамент, который состоял из кружков, ромбиков, клеточек, волнистых линий. В сочетании с геометрическими узорами цвета подобраны по принципу контрастности и выгодно подчёркивают друг друга. Традиционные цвета дымковской игрушки: синий, красный, жёлтый, изумрудный, голубой, оранжевый. Каждый цвет, который задействован в дымковской игрушке, имеет своё значение: белый- символизирует чистоту, чёрный-ложь, зелёный-природу, красный –силу, здоровье, синий-небо. Есть солнечные и лунные знаки, как символ зарождения жизни, ромбы- знак плодородия, волны знак неба и воды, перекрещенные полоски- сруб колодца, круг со звёздчатой серединкой- солнце и небесные светила.

Для покрытия белым фоном дымковского козла мы будем использовать белую гуашь с клеем ПВА. Для росписи используем кисти с острым кончиком колонок, белку. После того как побелили наносим узор используя гуашь и кисти, в конце игрушку украшаем на рогах и хвосте золотой акриловой краской, нанося ромбики.

5. Подведение итога урока просмотр.

С каким народным промыслом мы с вами познакомились? Дымковская игрушка- самый известный из промыслов России. Где возник промысел? В слободе Дымкого, район города Вятка. Чем отличается дымковская игрушка от других промыслов? Имеет характерные отличия в росписи. Богатая палитра цветов до десяти.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская художественная школа» г. Глазова

Разработка открытого урока по предмету «Скульптура»

« Изготовление традиционной игрушки из глины.» «Дымковская игрушка».

разработчик: Перевощикова О.П.


Курс повышения квалификации

Специальная оценка условий труда


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы трудового законодательства и охраны труда в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Методики библиотечно-консультационной работы с различными категориями пользователей: юношеством, лицами с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС


«Актуальные дискуссионные вопросы по теме профориентации»

Краткое описание документа:

Конспект урока

Тема: «Изготовление традиционной игрушки из глины»

Дымковская игрушка.

Цель: Познакомить с народной дымковской игрушкой, приёмами лепки.

Задачи: Обучать приёмам и техникой лепки из глины, используя комбинированный способ лепки дымковской игрушки. Закрепить умение лепки начиная с общей формы способом вытягивания. Лепка традиционной игрушки дымковской игрушки козлика, коня, барана, с последующей росписью.

Методы: словесный (беседа, объяснение), наглядный (демонстрация игрушек, иллюстраций, схем), самостоятельной работы (лепка учащихся игрушек, роспись).

Оборудование и материалы: Для преподавателя: дымковская игрушка (работы учащихся прошлых лет), таблицы поэтапной лепки дымковского козла, элементы росписи, иллюстрации картинок дымковской игрушки.

Для учащихся: материал (глина), стеки, доска, тряпочка, баночка для воды, гуашь, кисть, клей ПВА, эскиз дымковского козла.

План урока:

1. Организационный момент 5 минут

2. Теоретическая часть 10 минут

3. Практическая часть лепка дымковского козла 1час 30 минут

4. Роспись, дымковского козла 1 час 20 минут

5. Подведение итога урока, просмотр работ 10 минут

Ход урока

2. Теоретическая часть. Наш урок посвящён игрушкам! Все когда-то играли, играют и будут играть в игрушки. Игрушек существует огромное множество: изготовленные как в старине, так и современные, выполненные из разных материалов. Сегодня мы уделим внимание игрушкам, пришедшим к нам из старины. Есть одна удивительная профессия- это игрушечных дел мастер, или просто игрушечник. В глубокой древности глиняные игрушки создавались не забавы ради, они были участниками древних обрядов. Им приписывали основную силу охранять оберегать людей от зла. Игрушки назывались народными.

- Ребята какие виды народных игрушек вам знакомы?

- Нам знакомы такие виды народных игрушек: как каргопольская, филимоновская, абашевская и дымковская игрушка.

Откуда же появились такие необычные названия игрушек.

Каргопольская игрушка известна с давних времён. Название произошло от места, где её начали изготавливать - Каргопольский р-н Архангельской области. Игрушки лепили в виде крепких деревенских баб и мужиков. При лепке не сильно соблюдались пропорции: короткие руки, ноги, чуть сплющенное лицо.

Абашевская игрушка – это фигурки животных и птиц, которые в руках мастера приобретают причудливую форму. Главная особенность таких игрушек- удлинённое туловище и короткие ноги, на фоне которых сразу привлекала внимание неестественно длинная шея. Такие животные часто имели пышные чёлки, кудри, бороды. Сам промысел возник в с. Абашево Беднодемьяновского р-на Пензенской области.

Филимоновская игрушка родом из деревни Филимоново в Тульской области. У филимоновских игрушек мягкие по очертаниям формы, они выглядят стройными и изящными. Основные цвета красный, жёлтый, зелёный.

Но сегодня мы с вами более подробно познакомимся с самым известным из глиняных промыслов России- Дымковская игрушка.

Название игрушки происходит от слободы Дымкого, ныне район города Вятки, где производство игрушек уже к началу 19 века приобрело самостоятельное значение. Промысел имел семейную традицию- игрушку лепили женщины и девочки, приурочивая её к изготовлению к весенней ярмарке. Исследователи связывают изготовление глинянных свистулек с вятскимвесеннем праздником «свистопляской», имеющая языческие корни и посвящённом солнцу. Участники праздника свистели в глинянные игрушки и перекидавались расписными глиняными шарами. Культовое значение праздника давно было утрачено, но сам ритуал сохранялся до начала 20 века. Возрождение промысла связано с именами – Анна Афанасьевна Мезрина, потомственная мастерица, сохранившая приёмы лепки и росписи игрушек. Для производства дымковской игрушки барыни, ковалеров, козликов, петухов спользовалась местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, свёртывая нужную форму из раскатанных в блин глиняных комов. Отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал.

- Ребята а вы заметили какой основной цвет у глиняной дымковской игрушки?

-Белый! Правильно! После того как игрушка просохла её обжигали в печи, а затем белили. Раньше игрушки расписывали анилиновыми красителями, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Сегодня для росписи используются темперные краски и кисть. Использование широкой гаммы до десяти цветов придаёт дымковской игрушке яркостьи нарядность. Узор состоит из геометрических фигур: овалы, кружки, кольца, полоски, клетки, линии. Завершают украшение игрушки ромбики из потали или сусального золота, наклееннные поверх узора. Изящные и нарядные Дымковские игрушки способны украсить любой интерьер. Так и делали: фигурками украшали окна домов помещая их между рамами. Прохожие смотрели на них и в памяти оживал яркий и шумный праздник!

3. Практическая часть. Лепка дымковского козла.

Вот такие разные и красивые игрушки существуют в нашей стране. Все игрушки имеют обобщённую форму очень пластичны, несмотря на некоторые отличия приёмы леки в целом похожи. Сначала передаётся общая форма, затем она уточняется. Существуют 3 способа лепки какие?

  • Пластический способ лепки.
  • Конструктивный способ лепки.
  • Комбинированный способ лепки.
  • Роспись дымковского козла.

Мы будем лепить дымковского козлика используя комбинированный способ лепки. Преподаватель показывает технологию лепки козлика.

  • Из одной части глины делаем туловище. В основе его – цилиндр продолговатый валик) который получают, раскатывая глину прямыми движениями рук.
  • Края цилиндра сгибаем и формируем дугу- мостик. Каждый край стекой делим пополам.
  • Пальцами формируем передние и задние ноги.
  • Из запасной глины выкатываем цилиндр, сгибаем его и формируем заготовку головы и шеи, 2 валика рожки, 2 валика уши, бородка, небольшой хвостик.
  • Заготовку головы присоединяем с одной стороны туловища, рога прикрепляем к макушке и загибаем их назад по бокам головы- уши, бородку прикрепляем с нижней стороны мордочки, на другом конце туловища примазываем хвостик.
  • Изделие тщательно выглаживаем с помощью губки, затем ставим на сушку.

Дымковская игрушка-символ радости, жизненной силы. Какой основной цвет дымковской игрушки? Белый. Что такое орнамент и какой вид орнамента использовали в дымковской игрушке? Орнамент- украшение, узор, состоящий из ритмически чередующихся элементов. В росписи дымковской игрушки использовали геометрический орнамент, который состоял из кружков, ромбиков, клеточек, волнистых линий. В сочетании с геометрическими узорами цвета подобраны по принципу контрастности и выгодно подчёркивают друг друга. Традиционные цвета дымковской игрушки: синий, красный, жёлтый, изумрудный, голубой, оранжевый. Каждый цвет, который задействован в дымковской игрушке, имеет своё значение: белый- символизирует чистоту, чёрный-ложь, зелёный-природу, красный –силу, здоровье, синий-небо. Есть солнечные и лунные знаки, как символ зарождения жизни, ромбы- знак плодородия, волны знак неба и воды, перекрещенные полоски- сруб колодца, круг со звёздчатой серединкой- солнце и небесные светила.

Для покрытия белым фоном дымковского козла мы будем использовать белую гуашь с клеем ПВА. Для росписи используем кисти с острым кончиком колонок, белку. После того как побелили наносим узор используя гуашь и кисти, в конце игрушку украшаем на рогах и хвосте золотой акриловой краской, нанося ромбики.

5. Подведение итога урока просмотр.

С каким народным промыслом мы с вами познакомились? Дымковская игрушка- самый известный из промыслов России. Где возник промысел? В слободе Дымкого, район города Вятка. Чем отличается дымковская игрушка от других промыслов? Имеет характерные отличия в росписи. Богатая палитра цветов до десяти.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская художественная школа» г. Глазова

Разработка открытого урока по предмету «Скульптура»

«Изготовление традиционной игрушки из глины.» «Дымковская игрушка».

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель : Учить передавать в лепке характерные особенности дымковских животных.

Образовательные задачи : Учить передавать в лепке характерные особенности дымковских животных, их позы, лепить ноги и туловище животного из одного куска, голову и шею из другого;

Развивающие задачи : Развивать мелкую моторику рук и творческие способности детей;

Воспитательные задачи: Воспитывать у детей интерес к дымковской игрушке.

Словарная работа: Дымково, дымковская.

Наглядный материал : дымковская игрушка: конь; презентация «Дымковская

игрушка», ноутбук, проектор, картинки « Дымковская игрушка», музыка

Раздаточный материал : пластилин двух цветов, стеки, печатки-колпачки от фломастеров, чашки с водой и губкой для заглаживания поверхности лепных изделий, дощечки.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, беседа, отгадывание загадок.

Ожидаемый результат : Проявлять у детей творческие способности, уметь внимательно слушать и отвечать на поставленные вопросы, уметь выполнять работу по заданному алгоритму.

Содержание организованной образовательной деятельности:

I . Мотивационно-побудительный этап.

Дети стоят в кругу.

Воспитатель : Здравствуйте, ребята. Какой сегодня хороший день.Давайте все поприветствуем друг друга. Вот у меня в руках мяч. Я вам по секрету скажу, мяч этот не простой, он волшебный. Тот кто его держит становится ласковым. Я передаю его дальше по кругу. Вы передаете дальше и приветствуете ласково друга, которому передали.

Воспитатель : Молодцы, садитесь за стол. Сегодня у нас занятие по лепке. Мы отправимся в деревню Дымково. Зимой, когда топятся печь, летом, когда сильный туман, все село будто в дыму, дымке. Поэтому село назвали Дымково. ( показ слайда)

Воспитател ь: И там делают красивые игрушки. Их называют дымковскими игрушками. (Показ слайда)

II. Организационно-поисковый этап.

Воспитатель : Игрушки они делали из глины в мастерских. А давайте представим что мы работаем в мастерской, где делают игрушки. А лепить мы будем не из глины, как это делают мастера, а из материала, очень похожего на глину – из пластилина.

Воспитатель. А какое животное будем лепить, вы узнаете когда отгадаете загадку: Очень стройный красивый,

С челкой и пушистой гривой.

Может плавать и скакать,

Ест овес, умеет ржать

Прыгнет в воду и в огонь

Верный человеку …….конь

Воспитатель: Каждое животное отличается от других своими характерными признаками. У козлика это …(загнутые рога, бородка, носочки и короткий хвостик) , у коня …(на шее грива, стоячие острые уши, пышный хвост.) , а у коровы … (длинные рога и хвост с кисточкой) . Этими признаками одно животное отличается от другого.

Воспитатель : В чем же их сходство? Что у них одинаковое? (Форма головы, шеи, туловища и ног.) Значит, лепить дымковских животных надо начинать одинаково. С чего нужно начать лепку? .

Воспитатель: А чтобы вам было легче соблюдать последовательность лепки, предлагаю воспользоваться подсказками мнемотаблицы. ( показ слайда)

Воспитатель : Мы будем лепить из целого куска. А сейчас я вам покажу как лепить коня. Сначала намочите руки губкой. Затем берет пластилин и делим их на 2 неравные части. Маленький кусок откладываем. Берем большой и разогреем его немножко в ладонях, чтоб он стал мягкий. Раскатываем прямыми движениями между ладонями, расплющиваем чуть-чуть и сгибаем в форме дуги. Берем стек и разрезаем с двух сторон, и у нас получатся ноги. Берем кусочек поменьше и делим пополам, одну убираем, а второе раскатываем прямыми движениями между ладонями, и сгибаем сверху. Это у нас получилась голова. Соединяем их с туловищем, и приглаживаем. Берем 2 маленьких куска, прищипываем и делаем ушки. Берем пластилин, раскатываем в форме колбаски и скручиваем. Это у нас грива. Берем остаток пластилина, прищипываем и делаем хвост.

Воспитатель. Чтобы игрушки у вас получились выразительными, нужно размять ваши пальчики перед началом лепки .

Поёт рожок, поёт рожок. (Игра на дудочке)

Мы гоним стадо на лужок. («Человечки» обеими руками)

Пасем коров мы целый день, (постукивание кулачками друг об друга)

Лишь станет жарко – гоним в тень, (вытирать пот со лба)

К студеной речке водим пить, («зачерпывание» ладошками)

А к вечеру спешим доить. («Доить» обеими руками поочередно).

Воспитатель: Давайте ребята слепите очень красивую дымковскую игрушку.

Звучит спокойная музыка

Конь копытом застучал,

Низко голову склонил,

И воды в реке попил.

Снова голову поднял,

И по полю поскакал.

Воспитатель : Готовые лошадки украшаем. Берем колпачки и придавливаем, чтоб остался узор. Посмотрите на их ноги, шею, голову и сравните со своей вылепленной фигуркой, подправьте её, если нужно, чтобы и ваши игрушки получились такими же. Мастерская по изготовлению дымковских игрушек на сегодня заканчивает свою работу. Наши мастера потрудились на славу: все игрушки получились нарядными и выразительными.

III. Рефлексивно –корригирующий этап .

Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня занимались? Делали дымковскую игрушку.

Читайте также: