Конспект урока по мягкой игрушке

Обновлено: 07.05.2024

Цель: закрепить технологические приемы изготовления игрушки-сувенира «Звезда».

-научить детей изготавливать игрушку-сувенир «Звезда»;

-обучить основам трудовой культуры;

-привить художественный вкус;

-закрепить знания учащихся по теме «Секреты мастерства».

Инструменты и материалы: иглы, ножницы, нитки, ткань (трикотаж или велюр), набивочный материал, шаблон, игрушка-сувенир «Звезда», наглядные пособия «Инструменты», «Разновидности набивочного материала» и музыкальное сопровождение.

  1. Организационный момент.
  2. Теоретическая часть.
  3. Охрана труда.
  4. Практическая часть.
  5. Подведение итогов.

1. Организационный момент

Педагог. Здравствуйте ребята. Сегодня на занятии мы завершаем знакомство с темой «Секреты мастерства».

2. Теоретическая часть.

Педагог. Мы с вами уже изучили некоторые виды швов («вперед иголку», шов «через край»), говорили о цветовом решении игрушки, познакомились с инструментами, знаем этапы изготовления игрушки. Давайте их вспомним:

-цветовое решение игрушки;

-раскрой деталей игрушки;

-сметывание и сшивание деталей игрушки;

-сборка деталей игрушки;

Сегодня на занятии нам предстоит изготовить небольшой сувенир, который может служить и игольницей и игрушкой. А что это такое вы узнаете, если отгадаете мою загадку:

На черный платок

А склевать не просто.
(звезды)

Конечно, это звезды. О них мы будем говорить сегодня на занятии.

Ни дождика, ни снега,

Ни пасмурного ветра

В полночный, безоблачный час.

Распахивает небо сверкающие недра,

Для добрых и радостных глаз!

Как лучик вселенной, мерцает, словно дышит,

Звенит потихоньку зенит!

А есть такие люди, они прекрасно слышат,

Когда звезда со звездою говорит!

Ребята, посмотрите, к нам на занятие пришел гость! Кто Вы?

Звездочет: Спросите у Солнца, у звезд, у Луны,

Я - Звездочет из волшебной страны!

Сегодня вам, ребята, открою по секрету,

Один удивительный факт!

Вот я считаю звезды, а звездам счета нет,

И это действительно так!

Смотрите в телескопы и тоже открывайте иные миры и края,

Но только надо чтобы хорошая погода

Была на планете Земля!

А знаете ли вы, ребята, что когда с неба падает звезда, нужно загадывать желание. Сейчас я для вас устрою настоящий звездопад!

Эти звезды, конечно же, исполнят все заветные желания! А к тому же они прибавят вам умения, трудолюбия, творчества, усидчивости и терпения.

Осенью вечера становятся темными, на звездном небе бывает хорошо видна широкая мерцающая полоса. Эта полоса немного напоминает след от пролитого молока, поэтому ее с древности называют люди Млечным путем.

Кто-то пролил молоко,

И получилась млечная дорога!

А вдоль по ней, вдоль по ней

Между жемчужных полей

Месяц плывет, как белая пирога.

А на Луне, на голубом валуне

Лунные люди смотрят, глаз не сводят,

Как над Луной, под Луной

Шар голубой, шар земной

Очень красиво всходит и заходит!

Млечный путь - это великое множество слабосветящихся звездочек, которые для невооруженного взгляда сливаются в сплошное сияние. Посмотрите, у нас тоже есть свой Млечный путь, только звезд не хватает. Давайте приступим к работе и сошьем звезды, которые ночью будут освещать кабинет.

Не забывайте о технике безопасности:

Работать ножницами можно,
Но только очень осторожно.

Не бегай с ними по квартире -

Так можно сделать харакири!

Коль просит кто-то, не зевай,

Храните ножницы на месте

Концами сомкнутыми вместе.

Ты не бери иголку в рот:

Иголка острая - не плод!

Игла в работе весела,

Она тонка и так мала!

Не будешь класть ее на место,

Вдруг потеряется в отместку.
И затаится в беспорядке
Тебе ж потом воткнется в пятку!

Иголки нужно сосчитать,

Потом уж сесть и шить начать.

Прежде чем приступить к работе, давайте разомнем наши пальчики:

Вот помощники мои,

Их как хочешь, поверни.

1,2,3,4,5 - не сидится им опять!

Постучали, повертели, и работать захотели.

4. Практическая часть.

-работа с шаблонами;

-анализ выполненной работы.

4. Подведение итогов занятия.

- что нового сегодня узнали;

- с чем познакомились;

- какую игрушку научились делать;

-какие трудности возникли при работе.

5. Подведение итогов.

Задание к следующему занятию.

-принести ткань для изготовления новой игрушки.

Наше занятие окончено, приведите в порядок рабочие места, до свидания.

Тема: Изготовление игрушки «Медвежонок».

Цель: познакомить учащихся с историей плюшевого медвежонка; научить технологическим приемам изготовления игрушки «Медвежонок», развить эмоционально-эстетическое отношение к народной культуре и традициям.

-продолжить обучение учащихся основам трудовой культуры;

  • познакомить учащихся с многообразием игрушек;
  • обучить детей технологическим приемам изготовления игрушки «Медвежонок»;
  • познакомить учащихся с историей плюшевого мишки;
  • воспитывать уважительное отношение к традициям и истории народа;

-привить художественный вкус.

Материалы и оборудование: ножницы, иголки, булавки, нитки, вырезанные из ткани детали медвежонка.

Здравствуйте ребята. Сегодня на занятии мы продолжим знакомство с темой «Изготовление игрушек из сыпучих и несыпучих материалов».

Мы делали много игрушек своими руками. Шили и гномов, и зверей, и вымышленных сказочных персонажей. Настала очередь познакомиться поближе и сшить еще одну забавную игрушку. Какую? Вы узнаете, если отгадаете мои загадки:

Зимой спит, летом ульи ворошит.

Любит мед, ест малину,
Но ревет, сутуля спину,
Может волка одолеть,
А зовут его (медведь)

Правильно, это медвежонок, плюшевый мишка. Я хочу поведать Вам его историю .

История плюшевого мишки. Оглянитесь! И вы увидите множество мягких игрушек, на любой вкус и цвет, в разных позах, разных мастей, они расположились в главном зале магазина "Детский мир". Взгляд скользит по необъятному множеству и останавливается на. плюшевом медвежонке. Вот уже исполнилось 100 лет со дня начала массового выпуска плюшевых мишек. За прошедшее столетие в мире были проданы миллионы плюшевых медвежат всех размеров и цветов, став самой популярной игрушкой в мире. Причем, что интересно, они вызывают одинаковый восторг, как у детей, так и у взрослых (особенно, конечно, женщин). Так что если вы в раздумьях по поводу подарка, смело покупайте симпатичного плюшевого мишку! Почему плюшевых медведей любят дети - это вполне объяснимо. А вот с чем связана их популярность у взрослых женщин? Оказывается, у плюшевого медвежонка пропорции, идеально напоминающие младенца. И в женском мозге при этом активно вырабатываются гормоны, отвечающие за материнский инстинкт. Вот почему любая женщина при виде симпатичного медвежонка сразу же начинает умильно улыбаться и тискать его.

Как все начиналось? Надо сказать, то у плюшевого мишки есть даже конкретный день рождения. В США, Великобритании и скандинавских странах День Плюшевого Мишки отмечают 27 октября. В уходящем году праздник был особенно торжественным: 100 лет все-таки! Любопытно, что эта игрушка появилась благодаря президенту США и эмигранту из России (а что в мире обошлось без русских!). В конце 1902 года президент США Теодор Рузвельт на охоте пощадил медвежонка. Это событие стало поводом для шуток. Мишка в искусстве. Американский историк Фрэнк Мерфи, автор исследования "Легенда о Медвежонке Тедди" приводит ряд любопытных фактов. Первая книга сказок о приключениях плюшевого мишки (автор - писательница Элис Склотт) была издана в 1907 году в США, за это время в разных странах мира вышло около 400 книг различных авторов, в которых главным героем был плюшевый мишка. Из них наиболее широко известна сказка английского писателя Александра Милна "Винни-Пух", впервые изданная в 1926 году.В 1909 году в США появилась первая песенка о плюшевом мишке "Два Шага Медвежонка Тедди"(ТЬе ТесМу Веаг Т\\ю 81ер). После этого только в США и Великобритании было создано около 80-ти песен на эту же тему. Первый мультфильм о плюшевом мишке был снят в 1909 году. Великий мультипликатор Уолт Дисней снял свой первый мультфильм о плюшевом мишке в 1924 году, а в 1975 году создал фильм о Винни-Пухе.

Как мишка повлиял на прогресс науки?

Американский историк Чарльз Панати, автор книги "Необычайные истоки обычных вещей, считает, что изобретение плюшевого медведя стало отправной точкой для технического прогресса. Изначально медвежата Тедди изготавливались из натурального меха и дорогих тканей. Но массовый спрос потребовал от производителей удешевления исходных материалов. Поэтому уже в 1903 году для изготовления шкуры медведя начали использовать плюшевую ткань, до этого применявшуюся, в основном, для обивки мебели. Именно плюшевые мишки побудили производителей тканей разрабатывать специальные материалы, рассчитанные исключительно на детей.В 1930-е годы, после того как часовые механизмы стали относительно дешевыми, медвежата стали первыми массовыми заводными игрушками. После появления дешевых электрических батареек в 1950-е годы, первой игрушкой, в которой они были использованы, также были плюшевые медведи. Кроме того, плюшевый мишка стал первой "говорящей" игрушкой, которую можно купать (образец появился в 1956 году).

Мишка, как музейный экспонат. В различных странах мира открыто более двадцати музеев плюшевых медведей. В мире насчитывается несколько десятков тысяч коллекционеров этой игрушки - специально для них выпускаются ограниченные партии плюшевых мишек. Известный аукцион периодически проводит торги, на которые выставляются лишь плюшевые мишки. Самый дорогой экземпляр Тедди, произведенный в 1929 году из мохера, был продан за $90 тыс. Вот такая игрушка!

1. Актуализация опорных знаний: Прежде чем преступить к работе, я должна выяснить, хорошо ли Вы усвоили предшествующий материал:

Учебный материал "Технология раскроя и пошива мягкой игрушки" представлен в виде разработки занятия с использованием компьютерной презентации и предназначен для проведения занятия по курсу «Мягкая игрушка» с воспитанниками учреждений дополнительного образования и для проведения занятий по предмету " Технология" в рамках раздела "Создание изделий из текстильных и поделочных материалов" с учащимися учреждений общего образования 2-7 классов. Предложенные приемы выполнения доступны для широкого круга детей. Может быть рекомендована как методическое пособие для педагогов дополнительного образования, учителей технологии, учителей начальной и коррекционной школ, воспитателей, самостоятельной работы учащихся. раскрой и пошив

ВложениеРазмер
razv_plan_zanyatiya_raskroy_igrushki.doc 97.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВЁРНУТЫЙ ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА

Ефимова Елена Владимировна

Воспитатель ГПД, педагог дополнительного образования, учитель технологии

ГБОУ Гимназия №74 Выборгского района, ГБОУ ДОД ДДТ «Союз» Выборгского района, ГБОУ Лицей №95 Калининского района.

«Технология раскроя и пошива мягкой игрушки»

Формировать знания и умения учащихся в области технологии раскроя и пошива мягкой игрушки.

  • познакомить с видами и историей возникновения игрушек
  • способами раскроя и пошива мягких игрушек
  • совершенствовать технологические приемы выполнения раскройных и ручных работ
  • развивать мелкую моторику
  • интерес к ДПТ и этнокультуре
  • воспитывать аккуратность, чувство бережливости
  • точность выполнения действий
  • умение принимать самостоятельные решения

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, ИКТ.

  • изучат факты из истории появления игрушки;
  • освоят приемы и приобретут навыки раскроя и пошива игрушки
  • продолжат работу над изготовлением игрушки;
  • приобретут некоторые навыки ведения диалога с педагогом и друг с другом.

Материалы и инструменты

Столы, магнитная доска, демонстрационно-наглядный материал, мультимедийное оборудование

Ткань, нити, ножницы, иглы для ручного шитья

Литература для подготовки

Т.В.Городкова, М.И.Нагибина. Мягкие игрушки - мультяшки и зверюшки. - Ярославль: Академия развития, 1996.

А.В.Ефимова. Работа с мягкой игрушкой в начальных классах. -М.: Просвещение, 1978.

О.С.Молотобарова. Кружок изготовления игрушек-сувениров. - М.: Просвещение, 1990.

В.И.Петухова, Е.Н.Ширшикова. Мягкая игрушка. – М.: Народное творчество, 2000.

Литература для детей

М.И.Нагибина. Чудеса из ткани своими руками. -Ярославль: Академия развития, 1997.

Методическое обеспечение и

Работы детей из методического фонда, альбомы, слайды, презентация.

Тип занятия: комбинированный.

Вид урока: урок усвоения нового материала (открытия нового знания).

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Межпредметные связи: история, информатика, ИЗО, ОБЖ.

Продолжительность занятия 90 минут.

  1. знакомство с технологией раскроя и пошива мягкой игрушки
  2. знакомство с видами операций
  3. раскрой деталей мягкой игрушки
  4. пооперационное изготовление деталей мягкой игрушки

Здравствуйте! Я рада приветствовать вас на нашем занятии. Моими помощниками сегодня будут (назначение дежурных). Все вместе мы снова отправимся с вами в волшебную страну – страну «Мягкой игрушки».

Тема занятия (слайд 1) «Технология раскроя и пошива мягкой игрушки»

Этапы занятия (слайд 2)

Чтобы не заблудиться, не потеряться, все успеть узнать и сделать, мы будем держаться дружно – работать коллективно .

Во все исторические эпохи игрушка была связана с процессом игры - ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. Сегодня я хотела бы напомнить вам, что история игрушки (слайд 3) своими корнями уходит в глубокую древность, она связана с магическими обрядами. (слайд 4-6). Созданные руками человека фигурки из глины, дерева, камня, лоскутов ткани и кусочков пряжи играли большую роль в обрядах, служили оберегами и талисманами.

Как и сегодня, первой игрушкой ребенка в древности была погремушка. В Древней Греции и Риме погремушки дарили новорожденному. Постукивая этими погремушками, матери и кормилицы напевали колыбельные песни. Еще эти предметы имели и иное назначение. От первобытных времен сохранилось поверье, что трещотки своим шумом отклоняют злых духов и тем самым оберегают ребенка. Много погремушек найдено при раскопках древнеримского города Помпеи.

Самые ранние, известные нам игрушки Древнего Египта датируются серединой III тыс. до нашей эры. Это деревянные фигурки коров. В Древнем Египте мы впервые встречаем игрушки с несложным механизмом движения. Это "Крокодил" и "Тигр". Древние мастера изображали их с большим знанием повадок и характера. Эти миниатюрные деревянные игрушки с помощью несложного проволочного механизма, приводимого в движение рукой ребенка, открывали пасть.

Конечно, многие деревянные игрушки не дошли до нас, сохранились лишь из глины, кости и металла. На миниатюрном античном сосуде, хранящемся в Эрмитаже, находим изображение детской двухколесной каталки с длинной ручкой и маленьким четырехугольным кузовом на оси, куда мог сесть ребенок.

В глубокой древности возник и такой известный нам вид игрушки, как кукла. Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет. Вырезались они из тонких дощечек и раскрашивались геометрическим узором, символизирующим одежду. Головы кукол украшались париками из деревянных и нитяных бус. Но служили эти куклы не детям, а взрослым и были связаны с различными формами религии той эпохи. Древнейшие египетские куклы были погребальными дарами и призваны скрасить одиночество умершего. Считалось, что человеческие изображения могут оживать и влиять на судьбы людей. Античные Греция и Рим оставили нам довольно большое количество кукол. Многие из них продолжали носить культовый характер. Девушки бережно хранили эти куклы до замужества и в канун свадьбы приносили их в дар богиням Артемиде, Венере. Но были и игровые куклы. Делались они из глины, дерева и часто были подвижны. Руки и ноги прикреплялись к телу с помощью ниток и палок. Более тщательно, из дорогих материалов, выполнялись куклы для детей знати.

Особую роль как в жизни детей, так и взрослых играли куклы-марионетки. Платон в "Законах" сравнивал человека с игрушкой, а наши страсти с нитями, которые приводят ее в движение.

Со временем изображения утрачивали магический смысл, идол переходил в разряд игрушки, а талисманы и амулеты – в разряд украшений и сувениров.

На прошлых уроках мы уже начали работать над изготовлением мягкой игрушки.

  • К какому виду работ относится изготовление игрушек?
  • Какие инструменты и материалы необходимы при изготовлении игрушек? (слайд 9-12)
  • Какие правила ТБ вы знаете? (слайд 13 - 18)
  • Какая подготовительная работа нужна для изготовления игрушки (Технологическая последовательность)? (слайд 20 - 24)

А теперь подумайте и скажите: что предстоит делать дальше? (слайд 20)

Следующий этап технологической последовательности изготовления игрушки -

При раскрое формируется внимательность, аккуратность, точнось движений. Также формируется пространственное мышление, развитие мелкой моторики положительно влияет на развитие логического мышления, речи и письма. Все это ведет к более полному развитию личности.

Раскрой - наиболее ответственный момент во всей работе над игрушкой.

Прежде всего – это наиболее опасный этап работы, так как вы на протяжении всей работы пользуетесь ножницами.

История возникновения ножниц уходит корнями в глубокую древность. «Два конца, два кольца, посередине гвоздик». Что это такое? Правильно, ножницы. Сейчас эту загадку каждый ребенок отгадает, а ведь было время, когда даже взрослые не то что загадки — самих ножниц не знали. Потому что их еще не изобрели. Когда требовалось что-нибудь разрезать, брали нож. Но вот приблизительно три с половиной тысячи лет назад кто-то соединил ручки двух ножей пружинящим мостиком. Получились первые ножницы — для стрижки овец. И до сих пор их называют «овечьи». А больше тысячи лет назад другой человек придумал заменить мостик гвоздиком. И родился замечательный инструмент, про который сложена загадка.

Самые первые упоминания о ножницах достоверно известны приблизительно с 3 века до нашей эры, тогда ножницы имели еще несколько другую конфигурацию - их изготавливали в виде 2-х ножей, скрепленных между собой пластиной из металла.

После 13 века кольцевые петли на концах ножниц сменились кольцами, рукоятки ножниц стали украшать художественной ковкой и «автографами» кузнецов - клеймами.

Более привычные нашему глазу ножницы с шарнирным механизмом и кольцеобразными петлями на концах появились позднее.

Первоначально все виды одежды шили дома, но постепенно это стало делом специалистов – портных. Название «портновские» ножницы произошло от названия профессии - портной- человек шьющий порты. Слово «порты» в России изначально означало одежду вообще.

Во многом, качество сшитых Вами изделий будет зависеть от правильного выбора ножниц. Существует несколько видов ножниц, они отличаются углом заточки, конструкцией, размерами и назначением. Не следует использовать одни и те же ножницы на разных этапах шитья- если Вы будете резать кальку своими великолепными портновскими ножницами, то они очень быстро затупятся. Для прорезания петель и других мелких работ, лучше использовать маленькие швейные ножницы. Полезно иметь "под рукой" вспарыватель и нож для прорезания петель.

Так как ножницы являются постоянно используемым инструментом, необходимо соблюдать основные правила ухода- это срок службы Вашим ножницам. Правила просты и соблюдение их не составит Вам особого труда. Итак:

- храните ножницы чистыми и сухими;

- регулярно чистите ножницы и смазывайте трущиеся части, особенно после чистки.

Регулярное соблюдение этих правил продлит жизнь Вашим ножницам.

Мы только что повторили правила безопасной работы с ножницами и, надеюсь, что все будут очень внимательными и аккуратными. Давайте еще раз повторим правила поведения на занятиях. Хочу еще раз напомнить вам о том, что от точности кроя зависит весь внешний вид вашей игрушки. Недаром говорится: «семь раз отмерь – один раз отрежь». Раскрой для различных тканей разный:

  • Если вы шьете игрушку из тонкой ткани по изнаночной стороне, то детали раскраиваются по внешней линии обводки.
  • Если игрушка шьется по лицевой стороне, то раскраивать надо по линии контура, без запаса на шов.
  • При раскрое деталей из меха лучше пользоваться маленькими ножницами, стараться не повредить ворс.

После того, как все основные детали игрушки будут вырезаны, мы перейдем к следующему этапу работы – сшиванию деталей

  1. Выполнение практической работы №1 (слайд 26).
  • Текущий контроль усвоения нового материала.

Устный опрос по правилам ТБ и основным этапам раскроя мягкой игрушки.

  • Подготовка рабочего места к раскрою, раскрой. (слайд 25)

Демонстрация педагогом приёмов раскроя различных тканей. Самостоятельная практическая работа детей. Консультация, оказание практической помощи, если ребёнок в ней нуждается

В ходе практической работы педагог следит за посадкой учащихся за машиной, выполнением правил безопасного труда, правильностью выполнения работы.

Сшивание деталей мягких игрушек относится к ручным работам и выполняется при помощи ручной иглы и наперстка.

Что появилось раньше — иголка или одежда? Многих этот вопрос, наверное, удивит: разве можно без иголки сшить одежду? Оказывается, можно. Первобытный человек сшивал звериные шкуры, прокалывая их костями животных или рыб. Это были древние шила. Когда же осколками кремня (очень твердого камня) в шилах высверлили ушки, получились иглы. Через много тысячелетий на смену костным иголкам пришли бронзовые, потом железные. На Руси, случалось, ковали и серебряные иглы. Около шестисот лет назад арабские купцы завезли в Европу первые стальные иглы. Нитки вдевали в их загнутые колечками концы.

Кстати, где у иголки ушко? Смотря у какой. У обычной — с тупого конца, у машинной — с острого. Впрочем, некоторые новые швейные машины прекрасно обходятся и без иголок, и без ниток — они склеивают ткань. А вот люди без иголки обойтись не могут. Игла — это настоящая помощница, и поэтому славят ее в стихах и песнях, не забывают в пословицах, поговорках и загадках.

Наперсток тоже существовал не всегда. Был такой момент, когда безызвестного портного, исколовшего себе все пальцы, вдруг осенило. Но когда это произошло, никто не может сказать. Известно только, что в средние века уже были мастера, занятые исключительно изготовлением этих вещиц. Значит, их требовалось много, и они широко использовались. От тех времен до нас дошли изящные, украшенные эмалью, инкрустацией и гравировкой шедевры. Старейшие сохранившиеся до наших дней наперстки изготавливались из золота. Потом их стали выполнять из позолоченного серебра или бронзы, но цвет традиционно оставался желтым, чтобы на его фоне легче было разглядеть движение серебристо-белой стальной иглы.

В 1824 году владелец фабрики металлических изделий в Германии изобрел универсальный станок для изготовления наперстков любого вида и размера. Изобретение было запатентовано, и вскоре началось массовое производство наперстков.
В конце XIX века наперстки стали столь широко популярными, что их продавали и в качестве сувениров. Более того, их стали использовать в коммерческих целях: граверы стали наносить на них рекламные названия фирм и отдельных изделий.

Перед тем, как приступить к шитью, вспомните, какие ручные швы вы знаете.

(проверка работы, выполненной на предыдущих уроках) (слайд 28).

  • Легко ли было выполнять стежки одинаковой величины?
  • Легко ли было выполнять прочную, ровную строчку?
  • Сколько времени вы тратили на ручные работы?
  • Легко ли уколоть палец иглой?

Работа по сшиванию игрушки также требует от вас внимательности, аккуратности, точности действий и безупречного выполнения правил ТБ.

Технология сшивания деталей игрушки представлена на слайде 29.

Такая работа выполняется за довольно длительное время и очень важно помнить о правильной посадке (слайд 30).

  1. Выполнение практической работы №2 (слайд 31)
  • Текущий контроль усвоения нового материала .

Устный опрос по правилам ТБ и основным этапам пошива мягкой игрушки.

  • Подготовка рабочего места к шитью, пошив деталей.

Демонстрация педагогом приёмов шитья различных тканей. Самостоятельная практическая работа детей. Отработка приемов ручных работ на примере изготовления мягкой игрушки. Консультация, оказание практической помощи, если ребёнок в ней нуждается.

Закрепление (слайд 32) . Анализ допущенных ошибок, оценка проделанной работы, уборка рабочих мест.

Мы сегодня очень хорошо потрудились. Вы уже много знаете об игрушках и технологии их изготовления. Сегодня мы еще раз убедились, как важно быть внимательным и аккуратным, уметь слушать и слышать. Постарайтесь хорошо запомнить правила безопасной работы – они потребуются нам еще и на следующем занятии по сборке и оформлению игрушек. До скорой встречи!

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 78 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

Открытый урок

по трудовому обучению в 5 классе

«Изготовления мягкой игрушки»

hello_html_m29d5b54f.jpg

Разработала учитель трудового обучения

Горобий Галина Васильевна

Аннотация занятия.

Главной целью данного урока является подготовка учащихся к самостоятельной работе изготовления мягкой игрушки.

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. При постановке вопросов и определении заданий учитывались индивидуальные особенности учащихся.

На данном уроке применялись объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый и деятельности методы обучения.

На всех этапах урока учащиеся были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность. Все объекты труда были максимально познавательны, имели эстетическую привлекательность и давали представление об изготовлении мягкой игрушки. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. Важнейшим направлением активизации процесса обучения являлось вовлечение детей в деятельность по принципу “Я - могу” через цепочку « мне – надо» для достижения своего «Я - хочу». Изготовление игрушки своими руками вызывало повышенный интерес к работе и приносило удовлетворение результатами труда, возбуждало желание к последующей деятельности.

Процесс изготовления игрушки способствовал развитию художественного вкуса, фантазии, формирования таких важных качеств, как трудолюбие, терпение, настойчивость, способность доводить начатое дело до конца. Кроме того, выполнение технологических процессов способствовало развитию мелкой моторики, логического и пространственного мышления. Совокупность всех этих факторов ведет к гармоничному развитию личности . Проведение занятий по изготовлению игрушек значительно упрощается при наличии развитой базы наглядно-демонстрационных материалов, в качестве которых используются не только готовые изделия, книги и журналы по изготовлению игрушек, но и подборки фотографий с различных выставок, компьютерные презентации.

Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для широкого круга детей, в частности , для учащихся 5 класса. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей учащихся 5 класса

Методическая цель открытого занятия:

- методика использования персонального компьютера в процессе изложения нового материала и при выполнении практических работ.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок усвоения нового материала (открытия нового знания).

Методы обучения: интерактивный (рассказ, показ, беседа, практическое выполнение);

Методы проведения: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, ИКТ.

План занятия:

2. Актуализация опорных знаний учащихся------10

4. Изложение нового материала---------------------15

5. Инструктаж по технике безопасности----------10

7.Закрепление новых знаний и умений учащихся-5

8. Итог урока. Оценивание работ. Рефлексия.---10

Тема : Материалы для изготовления мягкой игрушки и их свойства . Разработка эскизного рисунка мягкой игрушки. Изготовление шаблонов для изготовления мягкой игрушки.

Цель: Учить детей умениям последовательно выполнять разработку эскиза мягкой игрушки “Сова”. Определить уровень усвоения полученных знаний, умений и навыков в выполнении самостоятельной работы.

Задачи:

Обучающие:

- изучение технологической последовательности выполнения эскизов и шаблонов мягкой игрушки.

Воспитательные:

-воспитывать доброжелательное отношение к окружающим

-воспитывать соблюдение правил этикета

Развивающие:

- развивать творческие способности учащихся

-развивать познавательный интерес

Ход занятия

1 .Организационная часть.

Готовность учащихся к занятию, назначение дежурных.

2. Актуализация опорных знаний учащихся.

Игра: «Ромашка»

1. Что вы знаете об игрушках?

2. Как давно появились первые игрушки?

3. Какими они могли быть?

4. Назовите ваши любимые игрушки?

5. Вы решили изготовить мягкую игрушку?

6.Из какой ткани можно изготовить игрушку?

3. Мотивация учебной деятельности учащихся

Это детская площадка

Мячик здесь ,ведро, лопатка.

И мальчишки, и девчонки

Принесли с собой….

4. Объяснение нового материала .

Тема нашего урока. «Разработка эскизного рисунка мягкой игрушки. Изготовление шаблонов»

Из всех видов игрушек мягкая игрушка – самая поздняя по времени возникновения. Раньше заботливые мамы шили своим детям из разноцветных лоскутков куколок, птиц, фигурки животных и набивали их ватой или тканью. Украшали, используя вязание и вышивку.

Сейчас игрушки шьют на фабриках и продают в магазинах. Но до сих пор есть люди, которые создают игрушки собственными руками. Как вы думаете, почему?

Начните свои ответы со слова «хорошо».

Хорошо уметь делать все своими руками.

Хорошо фантазировать, создавая что-нибудь необычное.

Хорошо уметь шить и вышивать. Это занятие лечит от скуки и безделья и постепенно открывает целый мир рукоделия, художественного творчества, народных ремесел.

– Ребята, сегодня мы с вами совершим экскурсию в художественную мастерскую. Каждый из вас сможет почувствовать себя художником и проявить свои творческие способности и самостоятельно разработать эскиз мягкой игрушки «Сова»

hello_html_m17a2adc6.jpg
hello_html_m2769d508.jpg

«Сова» игольница «Сова» игрушка

hello_html_m68bc7288.jpg

«Сова» подушка

На уроке вы познакомитесь с новыми терминами «стилизация» «эскиз», «шаблон»

Интерактивное упражнение «Микрофон»

-А как вы, думаете, что такое эскиз и шаблоны? (ответы детей)

Стилизация в искусстве – это процесс придания творческому произведению чертеж другого стиля.

Эскиз – это рисунок будущей игрушки.

Шаблон, лекало – вырезанные из картона детали игрушки.

Сегодня вам предоставляется возможность самостоятельно изготовить эскиз и шаблоны мягкой игрушки.

«Сова»– так называют мягкую игрушку, которая создается на основе простых геометрических форм –круг, треугольник. (Демонстрация названных геометрических фигур).

Значит, для того, чтобы сделать игрушку-Сову, можно просто нарисовать геометрические фигуры, а можно изменить их форму. Готовый эскиз целиком будет зависеть от вашей фантазии. Подготовьте материалы и инструменты для работы. Картон, линейка, карандаш.

Прежде чем приступить к работе, уточним, что такое эскиз и шаблон.

(Термины записаны на доске)

Эскиз – карандашный набросок вышей будущей игрушки, зарисовка. Можно выполнить 2-3 эскиза, и выбрать более интересный.

Шаблон – вырезанные из картона или плотной бумаги детали игрушки. По шаблонам можно изготовить много копий игрушки.

- А из какой ткани можно изготовить игрушку? (ответы детей)

Х/Б, Ситец, сатин, бязь, бархат.

- А можно изготовить игрушку из шёлка? (ответы детей)

Демонстрация тканей для учащихся

Ткань Х/Б

hello_html_m5683a540.jpg

Ткань бархат

hello_html_m53e57769.jpg

Физкультминутка.

А сейчас предлагаю поиграть. Игра называется пантомима.

Пантомима – язык жестов. Я читаю пословицу, а вы ее изображаете.

Вот пословицы. Скорее пантомимой нам изобразите,

Пусть другие отгадать сумеют, что вы этим им сказать хотите.

Семь раз отмерь - один раз отрежь.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

5. Инструктаж по технике безопасности.

Для изготовления шаблонов понадобятся ножницы.

Повторим правила безопасного труда при работе с нужным, но опасным инструментом.

hello_html_38fed761.jpg

Правила безопасной работы с ножницами

1. Соблюдай порядок на своем рабочем месте.

2. Перед работой проверь исправность ножниц.

3. Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучающая – научить решать задачи, используя смекалку, изобретательность, приобрести трудовые навыки.

Развивающая - развивать детскую инициативу, расширить кругозор учащихся.

Воспитывающая – воспитать эстетический вкус приобщить к изучению исторического и культурного наследия прошлого, аккуратность в работе, любовь к труду.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Методы обучения:

- метод применения интерактивных средств обучения

Оборудование, материалы: интерактивная доска, ножницы, наперсток, набор швейных игл, набор ниток, фурнитура, готовые игрушки, тесьма «вьюнчик»,

Наглядность: плакаты по Тб, памятки, презентация к уроку.

Меж предметная связь – история, казахский язык, английский язык, математика, информатика.

Ход урока:

Задачи: обеспечить создать комфортные условия для обучения

Вступительное слово учителя

Каждый человек повторяет весь путь, пройденный человечеством за многие миллионы лет. И пусть мы проходим дорогу в считанные годы, все равно начинать приходится с самого начала – подниматься на ноги, осваивать первые робкие шаги, учиться владеть собственными руками. Человека во многом создали труд и стремление к прекрасному. И вот сегодня у нас необычный урок, на котором мы познаем историю возникновения игрушек, научимся создавать свою индивидуальную игрушку, которую потом можно подарить друзьям или своим родным и близким. На уроке у нас присутствуют гости, давайте мы покажем, что мы умеем и чему мы научились.

Итак, на уроке нам необходимо сшить игрушку, класс делим на 2 бригады

Проверка домашнего задания (интегративное обучение):

Фофанова НастяМені? мейірімді досым бар. Ол мені? «Жуля» атты ишім. Ол мені ыл?и мектептен ?арсы алып, о?ан т?ттілер бергенде ?атты ?уанады. (У меня есть добрый друг, это моя собачка «Жуля». Она всегда меня встречает со школы и сильно радуется, когда я ей даю сладости.)

Боранбай Касиет.I have got a big dog. Its name is John. It has got a beautiful colour. John is our family’s guard. (А у меня собака большая и зовут его Джон. У него очень красивая окраска. Он наш сторож.)

Шылмырза Б.

Моя собачка маленькая зовут её «Чапа». Она живёт у нас дома, чужих непускает. У неё очень серьезный характер, но меня сильно любит. Она любит купаться, поэтому я её купаю почти каждый день.

Игрушки известны с древних времен. Их изготавливали из глины, папье-маше, бересты, ткани. Игрушки имели причудливые формы, и каждая украшалась в зависимости от фантазии творца умельца, который создавал эту игрушку. Мягкая игрушка появилась с начала 18 века. Петр 1 пригласил из Голландии мастериц, которые научили монахинь Хотьковского монастыря под Московой изготавливать такие игрушки. В конце 19 столетия особенной популярностью пользовались плюшевые медведи, кошки, собачки.

Учитель:

- Обратите внимание на эти замечательные игрушки, которые у нас сегодня имеются. каждая игрушка индивидуальна. Прекрасный образец художественного творчества народная игрушка. Это глиняная Дымковская, резная Богородская и другие. На прошлом уроке мы с вами выполняли подбор материалов, из которой будем шить нашу игрушку. И производили раскрой деталей игрушки. Давайте, вспомним из каких деталей состоит нашу будущая игрушка?

(Ученица называет детали игрушки на казахском и английском языке, русском языке (интегративное обучение)

(leqs, tail, middle part of the head, side part of the head, feet, hands, back, belly nose, arms, ears, bow)

Это боковые части головы- 2 детали

средняя часть головы – 1 деталь

спинка - 2 детали

ладошки -2 детали,

ступни – 4 детали

хвост – 1 деталь

.(учитель открывает демонстрацию деталей слайд- презентация)

Учитель: Какие, геометрические формы имеют наши детали?

Ученица: Круг, Овал, прямоугольник (circle, oval, rectangle)

Учитель: Правильно, а теперь обратимся к памятке пошива. Обратите внимание на последовательность выполнения работы.

(Открываем памятку на интерактивной доске, памятки у каждой бригады на парте)

Памятка пошива:

  1. Сметать ладошки, ноги и руки, ступни,хвост собачки швом «вперед иголку»
  2. Приметать ступни к деталям ног
  3. Сшить детали ладошек, ног, рук, ступни, хвост швом «назад иголку»
  4. Приметать руки, ноги, хвост по насечкам к брюшку швом «вперед иголку»
  5. Соединить лицевыми частями деталь брюшка и спинки, совмещая насечки и сметать их между собой швом «вперед иголку»
  6. Сшить брюшко и спинку швом «назад иголку»
  7. Выкроить уши по своему желанию (длина, ширина)
  8. Приметать уши по насечкам во внутрь боковой части головы швом «вперед иголку»
  9. Сметать деталь средней части головы с боковой швом «вперед иголку»
  10. Сшить детали между собой.
  11. Колышком выворачиваем получившуюся игрушку на лицевую сторону, выправляя все уголки.
  12. Набиваем ватой.
  13. Сметываем голову с туловищем потайным стежком.
  14. Оформляем голову, пришиваем глазки, носик, челочку, повязываем бант

Учитель: Итак, что необходимо нам для работы? Какие инструменты и приспособления, материалы нам потребуются?

Ученица: ( отвечает на английском, казахском и русском языке) Для работы нам потребуется

  1. ше?бер, д??гелек, тік, т?ртб?рыш, ине, т?ймелер, колышек, каркас, жіптер, ?айшы, ойма?, ма?та.

2. needle, buttons, wedqe, skeleton, thread, scissors, thimble, cotton, wool.

(игла, пуговицы, колышек, каркас, нитки, ножницы, наперсток, вата)

Инструмент бывалый-
Не большой, не малый.
У него полно забот.
Он и режет и стрижёт.
(ножницы)

Ножницы изобретены около 300 лет до нашей эры. Они появились одновременно, в Италии и Галилеи. Неизвестно какая из этих стран является их настоящей родиной, но до нашего времени подобного орудия не было еще нигде. Древние ножницы были похожи на современные. у них два клинка соединены посередине не гвоздем, а кривой гибкой пластиной. Что было не совсем удобно. Инструмент делался целиком из железа. В арабских странах ножницы приобрели современную форму: два раздвигающихся лезвия с кольцеобразными ручками. Самые древние формы найдены в 10 веке под Смоленском.

Учитель: Спасибо молодец. Какие нитки мы будем применять при пошиве игрушки?

(на интерактивной доске слад-презентация набора ниток)

Ученица: Нам необходимы швейные нитки, и мы их будем применять при пошиве игрушки.

Учитель: Хорошо, а какие швы, мы применим?

(на доске открывается таблица швов)

Название швов:

шов «вперёд иголку»

Шов «вперед иголку», или сметочный, считается самым простым. Им временно соединяют участки ткани. Стежки прокладывают справа налево. Длина стежка — от 5 мм до 2 см в зависимости от назначения шва. Стежки на лицевой и изнаночной сторонах — одинаковой длины.

Шов «назад иголку». Этим прочным, эластичным швом когда-то, до изобретения швейной машинки, шили одежду. Внешне он похож на шов «вперед иголку. На изнанке — никакого сходства: стежки заходят друг за друга, образуя непрерывную линию. Шьют справа налево: иголку выводят с изнанки на лицевую сторону, делают стежок назад и под тканью проходят на два стежка вперед, затем возвращаются, прокладывают очередной стежок назад на некотором расстоянии от предыдущего и под тканью — два стежка вперед и т. д.

шов « назад иголку

Ученица: Применим шов « вперед игла», и шов «назад игла»

Учитель: Молодцы, а теперь отгадайте загадки

Бір сауса?та то??арыл?ан шелек ойма?

1.На пальце одном ведерка верх дном. ( Наперсток)

2.Весь мир одевает, а сама нагишом. ( Иголка)

3. It dresses all the world, but nudes itself. (Needle)

Правила безопасности

1.Иглы хранить в подушечке или игольнице, обвив их ниткой.

2.Во время работы иголки вкалывать в подушечку, нельзя брать иголку в рот, не вкалывать в одежду, мягкие предметы, не оставлять иголку в изделии.

3.Не шить ржавой иглой. Она плохо проходит в ткань, оставляет пятна и может сломаться.

4. Ножницы хранить в определенном месте.

5. Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего; передавать кольцами вперед.

6. Не оставлять ножницы в раскрытом виде.

7. Следить за движением и положением лезвий во время работы.

8. Использовать ножницы только по назначению.

Самостоятельная работа учащихся

Шитье, набивка ватой, декоративное оформление игрушки.

В ходе работы осуществляется текущий инструктаж с целью предупреждения ошибок.

Физминутка слайд13

Вот помощники мои
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.
Постучали, повернули
И работать захотели.
Тихо все на место сели.

(Ученикам которые уже завершили работу даю задание продолжить пословицы, которые говорят о важности труда.)

  1. Труд человека кормит…(а лень портит)
  2. От скуки…( бери дело в руки)
  3. Терпение и труд…(все перетрут)
  4. Глаза страшатся… ( а руки делают)

Рефлексия. Итог урока. Оценки.

Вот и завершилась наша творческая работа, у каждой команды получилась замечательная индивидуальная игрушка. Голова приподнята – задорный вид, глазки бусинки задумчивый взгляд. Ухо приподнято – прислушивается, интересные получились игрушки. Мы справились со своей задачей. Цель урока достигнута.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить с ролью игрушки в жизни человека и научить изготавливать мягкую игрушку- снеговика.

Задачи: Образовательная: научить изготавливать новогоднюю игрушку из подручных материалов.

Развивающая: развивать познавательный интерес детей к творческому труду, к истории игрушек; активизировать творческий потенциал обучающихся.

Воспитательная: прививать уважение к русским традициям и обычаям, приобщить к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей.

1.Регулятивные - определение целей составление плана деятельности; 2.Личностные - формирование мотивации деятельности;

4.Коммуникативные - умение договариваться, работать в коллективе, отстаивать свою точку зрения.

Тип занятия: формирование новых знаний.

Виды деятельности: беседа, самостоятельная практическая работа.

Методы обучения: словесный (беседа, загадки);

- наглядные ( образцы поделок, просмотр слайдов);

- практические (изготовление новогодней игрушки по технологической карте);

Формы работы: индивидуальная, коллективная.

Технические средства обучения – ПК, мультимедийный проектор.

Межпредметные связи: история, литература.

Материалы и инструменты:

  • - заготовки деталей игрушки ( дет. из белой х/б диаметром 13 см для головы; из нетканого материала диаметром 20 см для туловища ; прямоугольник 14x12 см для шапки и 20x2 см - шарф
  • - х/б нитки;
  • - бусины, бисер для глаз и носа;
  • - вата для набивки;
  • - ножницы для отрезания ниток.

Ход занятия

I. Организационный этап: (2мин)

В светлу горницу войду,

Взглядом все тут обойду.

Сразу видно – эта хата

Мастерами то богата!

Я рада приветствовать вас на своём занятии.

Мотивационный настрой:

– Ребята, сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие в прошлое. И как всегда не уйдем с занятия с пустыми руками. А чтобы понять о чем идет речь вы должны ответить на вопросы.

Актуализация знаний

- Знаете ли вы, ребята, какое любимое развлечение было у девочек и маленьких мальчиков во все времена? (слайд 1)

Это детская площадка.

Мячик здесь, ведро, лопатка.

И мальчишки, и девчушки

Принесли с собой. (игрушки)

  • Для чего нужны игрушки?
  • Только ли детям нужны игрушки?
  • Какие бывают игрушки? (слайд 2)

(Игра в куклы поощрялась взрослыми, поскольку, играя в них, ребенок познавал мир и себя, учился вести хозяйство, обретал образ семьи. «Кто в куклы не играет, тот счастья не знает», – гласит поговорка. Кукла была не просто игрушкой, она была знаком продолжения рода, залогом семейного счастья и благополучия)

Определение темы и постановка цели

- Сюрприз из корзины (мягкие игрушки )

- Чем похожи эти игрушки?

- из чего они изготовлены

А теперь попробуйте определить какая же тема занятия сегодня у нас ? чем мы будем заниматься? (слайд 3)

А вот какую игрушку, мы сейчас и отгадаем (слайд 4)

Лепит детвора зимой

Чудо с круглой головой:

Ком на ком поставит ловко,

Рот — дуга, и нос морковка,

А два глаза — угольки,

Да из веток две руки.

Солнце вышло, он и сник.

Кто же это? (снеговик)

Работа по теме:

Первые упоминания об игрушках датируются серединой третьего тысячелетия до н.э, они представляли собой миниатюрные фигурки различных животных, выполненных исключительно из дерева. Далее в Древнем Египте стали появляться первые проволочные механизмы, благодаря которым звери начинали двигаться.

В разных странах игрушки изготавливали из бивня мамонта, из дерева, папье-маше, из соломы, мастерство по их изготовлению передавалось из поколения в поколение.
Самая поздняя игрушка по времени возникновения – это, конечно же, мягкая. Она шилась заботливой мамой из разноцветных лоскутков, набивалась ватой и тканью. Впервые ее появление отмечено в 19 веке, а в 20 началось массовое производство, и возник бум на плюшевых медвежат.

Практическая работа

Для того, чтобы изготовить такую игрушку, не нужно быть большим «мастером». Главное - иметь желание и немного времени. Эти игрушки можно изготавливать из подручных материалов, лоскутков ткани, из старой одежды. Они делаются очень быстро и с душой. Может поэтому они такие красивые.

Исследование:

– Сейчас внимательно рассмотрите что находится у вас на столах, образцы снеговиков и скажите мне, какие материалы и инструменты нам понадобятся? Давайте посмотрим, что же вам будет нужно для изготовления этой игрушки. (слайд 5)

(Ответы детей:«Ткань, нитки, вата, ножницы.»)

Перед началом работы давайте вспомним технику безопасности. (слайд 6)

- Самостоятельная работа детей (технологическая карта на слайдах и рабочих столах, звучит музыка, уч-ся собирают игрушку) (слайд 7-8)

Физ.минутка

Тех.карта (слайд 9-11)

-Заключительная часть:

Мы слепили снежный ком,

Шляпу сделали на нем,

Нос приделали и в миг

снеговик

Какая игрушка на ваш взгляд самая красивая и аккуратная?

Повторение нового материала:

Давайте сейчас повторим:

– Что вы узнали сегодня нового на занятии? (Ответы уч-ся)

– Какую игрушку вы изготовили?

– Испытывали ли вы трудности при ее изготовлении?

– Чему научились? (Ответы уч-ся)

– Где вам это может пригодиться?

(Дети делятся впечатлениями.)

Рефлексия:

У нас приближается наш любимый праздник «Новый год». Давайте вместе украсим нашу классную доску

Перед вами лежат снежинки: красный и синий. Если вам понравилось занятие, прикрепите на доску синие снежинки, если нет – то белые.

Читайте также: