Конспект занятия филимоновская игрушка в старшей группе

Обновлено: 27.04.2024

Оборудование: несколько рисунков филимоновских игрушек, картинки с элементами филимоновских узоров; гуашь, акварельные краски, кисточки, вода, салфетки, готовые шаблонные рисунки филимоновских игрушек, свистульки-игрушки.

Предварительная работа: рассказ воспитателя, рассматривание альбомов, картин о филимоновских игрушках; беседы; лепка из глины филимоновских игрушек; раскрашивание книжек-раскрасок, беседы о филимоновской игрушке.

Ход образовательной деятельности

Организационный момент:

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не простое занятие. Мы отправимся в гости в русскую избу, как художники по росписи народной игрушки. Но сначала заглянем на ярмарку, мысленно представим, что мы посетили еще и ярмарку.

Стихотворение про ярмарку.

Торопись, честной народ,
Тебя ярмарка зовет!

Что душа твоя желает -
Все на ярмарке найдешь!
Всяк подарки выбирает,
Без покупки не уйдешь!

Здесь изображены игрушки с которыми играли дети в Древней Руси. Это деревянные, соломенные, глиняные игрушки, созданные руками народных мастеров. Поэтому они получили название – народные.

Основная часть:

Ребята, вы видели когда-нибудь пасущуюся на лугу разноцветную, полосатую корову? А лошадь с длинной как у жирафа, шеей? Нет, конечно, в жизни такого не бывает. Давайте немного пофантазируем. Представьте кукол барышень одетых в пёстрые юбки до пят и в кокетливые шляпки, солдат в мундирах с погонами, в полосатых штанах и сапогах на высоких каблуках, всадников в фуражках с козырьком, ловко управляющих стройными конями, медведей, оленей, баранов, курочек… Такие игрушки есть у нас в группе. Их называют русскими народными игрушками. И каждая игрушка хранит тепло рук мастера, вложившего в неё всю свою душу. Их действительно создавал народ.

Филимоновской игрушке более 700 лет. При раскопках Жемчужниковского и Снедковского курганов, городищ в Одоеве были обнаружены черепки гончарных изделий, относящиеся к IX – XI вв., с рисунками и знаками, которыми расписывают сегодня филимоновскую игрушку. На раннее происхождение филимоновской миниатюры указывают многие признаки, прежде всего её сюжеты (женщины с птицами и детьми в руках, кони олени, коровы, петухи…) и элементы росписи (разнонаправленные полоски, звезды, ромбы), восходящие к дохристианским формам славянского культа. По легенде, деревня Филимоново была названа в честь деда Филимона – беглого каторжника, мастера гончарных дел, богомаза и игрушечника.

В середине XIX в. промысел был уже известен далеко за пределами Одоевского уезда. Семьдесят пять из ста домов в Филимонове кормились гончарством. Как и везде, посуду делали гончары-мужчины, а игрушки-свистульки – женщины, за что окрестные жители прозвали их «свистуличницами». Все филимоновские игрушки они не обычные (показ иллюстрации): у животных длинная шея, маленькая голова, плавно переходящая в туловище, высокие ножки, вздернутая вверх укрупненная задняя часть с коротким хвостиком. Какие элементы использовали мастера? Расписывают эти игрушки жёлтыми, красными, лиловыми, зелёными, реже синими и фиолетовыми полосками. Есть и узоры в виде ёлочки, креста, круга – солнышка, звезды. (презентация)


Поэтическая минутка (воспитатель читает стихотворение о филимоновской игрушке)

Есть под Тулой деревенька,
Филимоново зовут.

И живут там мастерицы
Что добро в дома несут.
И добро там не простое,
И не злато, серебро.
Филимоновской игрушкой
Называется оно.
Сильно вытянуты шеи
И корова, как жираф,
И медведь, что Змей Горыныч,
Только это просто так.
Чтобы звери, птицы, кони,
Барышни, солдаты,
И коровы, и медведи
Нравились ребятам.
Чтоб добром и красотою сердце согревало
И чтоб сказка никогда нас не покидала.

Ребята! А сейчас закройте глаза и представьте, что мы с вами не в группе, а в мастерской, и вы все не дети, а мастера-художники. Посмотрите у вас на столах стоят филимоновские игрушки, слепленные из глины, но прежде чем расписывать внимательно посмотрите на элементы узоров, характерные для этой игрушки, которую вы выбрали. Не забудьте о цветовой гамме.

– Какие цвета вы будете использовать для росписи филимоновской игрушки?

– Какие элементы росписи будете использовать?

– Хорошо. Приступайте к работе (роспись глиняных фигурок по мотивам филимоновских игрушек, во время самостоятельной работы детей звучит музыка).



Самостоятельная работа детей, индивидуальная работа с детьми

Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогать затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.

Через 10 минут самостоятельной работы – физкультпауза.


На Руси умельцы жили

Очень много мастерили

Для здоровья, для порядку

Все мы делаем зарядку.

За работу тихо сели.

Рефлексия

А теперь заканчивайте свои работы

Сегодня я узнал …

Оцените своё изделие

-* над изделием ещё надо потрудиться;

-** изделие сделано хорошо;

- *** изделие сделано отлично.


Фотографии из архива д/с №15 «Страна чудес» г. Ханты- Мансийск, педагога Пуртовой Анны Газинуровны.

1. Богуславская, И. Я. Русская глиняная игрушка: История, искусство, роспись игрушки / И. А. Богуславская. – М.: 1975.

2. Дайн, Г. Л. Русская народная игрушка: Жизнь игрушке дала свистулька / Г. Л. Дайн. – М.: 1980.

3. Дорожин, Ю. Г. Филимоновские свистульки: рабочая тетрадь по основам народного искусства / Ю. Г. Дорожин. – М.: Просвещение, 1980.

4. Под ред. Неменского, Б. М. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник по изобразительному искусству / под ред. Б. М. Неменского. – М.: 1979.

5. Барадулина, В. А. Основы художественного ремесла: Поколение мастеров – игрушечников / В. А. Барадулина. – М.: Просвещение, 1979.

6. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

7. Воспитание и обучение детей в старшей группе детского сада / Под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.- М.: Мозаика – Синтез, 2006.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. Продолжать знакомство с народными промыслами России- познакомить с филимоновской игрушкой.

2. Помочь освоить элементы филимоновской росписи – «полоски», «елочки», «солнышко», «колесо» Научить анализировать символику росписи филимоновской игрушки, правильно использовать основные цвета промысла.

3. Способствовать развитию познавательной активности, мелкой моторики, воображения, творческих способностей, игровой деятельности, формировать сенсорные эталоны: цвета, величины и формы, тактильной чувствительности.

3. Развивать интерес детей к народному декоративно-прикладному искусству.

4. Дать детям возможность почувствовать себя народным мастером.

Оборудование к занятию.

Плоские модели из соленого теста с силуэтами филимоновских игрушек, гуашь, кисти, баночка для воды, клеенка, салфетка, презентация «Филимоновская игрушка»

Предшествующая работа: рассматривание альбома «Мастера России», выполнение росписи в различных техниках на занятиях по декоративному рисованию, чтение стихов с сайта «Музей филимоновской игрушки»

ФИЛИМОНОВСКОЕ ЧУДО

- Филимоновское чудо, а взялось-то ты откуда?

- Меня вылепил дедок, Филимоном звали.

А потом по всей деревне люди деда величали!

- А узоры расписные, кто придумал-то такие?

- Это тот, старинный род! Ну а глина-то какая?

Небось, бела иль цветная? По деревне слухи шли,

Глину-синику нашли! Эту глину мяли-мяли,

Потом форму придавали, потом в печке обжигали

И полоски рисовали.

- Филимоновское чудо, ты прославилось повсюду!

- В гости к чуду приезжай, про меня не забывай!

(Демонстрируется презентация «Филимоновская игрушка)

Филимоновская деревушка!

Синий лес, холмы, косогор.

Лепят там из глины игрушку

И расписывают до сих пор.

(В. Василенко) (Демонстрируется слайд 2,3,4,.)

Мужчины в деревне Филимоново делали посуду, а женщины и девочки лепили и расписывали игрушки- «забавки» из глины, которая называется «синика». Все филимоновские игрушки-свистульки (Слайд 5). Мастера лепили фигурки животных (олень, медведь, птичка, кот, черепаха, собачка) людей (барыня, солдат, кавалер). Все готовые изделия обжигали в специальных горнах на склоне большого оврага. После обжига посуда и игрушки становились белыми. Затем мастера-художники принимались раскрашивать изделия, используя своеобразные узоры и краски. «Лимонка, малинка, зеленка» – так ласково называют мастерицы свои краски. Игрушки получаются яркими и веселыми.

Воспитатель: Каким узором украшены филимоновские игрушки?

Дети: Полоски, точки, круги, овалы, звездочки, треугольники.

Воспитатель: В этих узорах выражается древняя символика крестьянской религии. Круг - солнце, треугольник - земля, елочки - символ растительности и плодородия.

Животные и птицы расписываются по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, только голова и грудь окрашивается одним цветом, чаще зеленым или красным. (6,7,8,9)

Кофты у барынь и рубахи у солдат обычно окрашены одним цветом: красным, зеленым, желтым. На юбках, передниках и штанах рисуют орнамент из разных элементов. Лица у игрушек остаются белыми, глаза и рот рисуют точками. Во все игрушки можно посвистеть. (10,11)

Подумайте, где в игрушках может быть спрятан свисток?

Дети: В хвосте зверей и птиц. У барышень свистульки спрятаны в кувшины, у солдат в гусей.

Сегодня я предлагаю вам побыть народными мастерами-художниками в Мастерской филимоновских игрушек : выбрать узор и цвет краски для росписи и оформить наши работы. Готовые работы мы передадим на выставку, посвященную дню села. Но сначала подготовим пальчики и глазки, чтобы узоры под рукой выходили более выразительными.

Пальчиковая гимнастика «Кисточка» Упражнение помогает развитию воображения. Сделаем вид, будто мы «обмакнули» правую ладонь, изображающую кисточку, в «краску». Затем несколько раз проведём «кисточкой» по столу — к себе (внутренней стороной ладони, от себя (тыльной стороной). После этого еще раз «обмакнём кисточку в краску» и повторим движения.

Свою косичку без опаски

Она обмакивает в краски,

Потом окрашенной косичкой

В альбоме водит по страничке. (Кисточка)

Зрительная гимнастика. «Буратино»

Превращаюсь в Буратино

Буду рисовать картину

Нарисую я пейзаж

Носик я мокну в гуашь

Вот и небо чистое,

Травка, речка голубая

Я рисую, не моргая,

Будет носик рисовать

Наше зренье улучшать!

Выполняем задание. Берем в руки волшебные кисти, опускаем в воду, берем зеленый цвет, рисуем узоры, расписываем сказочную фигурку. Моем кисть, берем красный цвет, рисуем волшебные узоры. Используем разные элементы.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе. Декоративное рисование «Филимоновские мотивы»

Регулируем нажим кисти. Тонкие линии рисуем кончиком кисти. Следим за осанкой, работаем аккуратно и тихо. Заканчиваем роспись.

(САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ ПОД РУССКУЮ МУЗЫКУ)

Как называются игрушки, которые мы сегодня расписывали? Почему их называют филимоновскими? Из чего лепят? Что в них особенного? Какие цвета используют мастерицы? Какие новые элементы росписи вы запомнили? Наши игрушки получились яркими и веселыми.


ни будут поднимать людям настроение на празднике.

Прикреплённые файлы:

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) в I младшей группе «Бусы для куклы» Конспект НОД похудожественно-эстетическому развитию (рисование) в I младшей группе Тема: «Бусы для куклы Маши» Цель: развитие мелкой моторики.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) в старшей группе «Загадки с грядки» Разработала: воспитатель Дурнева Ирина Николаевна Нетрадиционная техника: печатание картофелем, пробками… Программное содержание: Формировать.

«Ягоды для птички». Конспект открытого занятия по художественно-эстетическому развитию (рисование) во второй группе Конспект открытой организованной деятельности детей. Тема: «Ягоды для птички» Программные задачи: Образовательные: -учить аккуратно рисовать.

«Солнышко». Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (рисование) для детей первой группы раннего возраста Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию (рисование) для детей первой группы раннего возраста Тема: «Солнышко» Цель: продолжать.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (рисование) для детей первой группы раннего возраста Тема: Дождик Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (рисование) для детей первой группы раннего возраста Тема: «Дождик кап – кап –.

Конспект занятия по художественно эстетическому развитию для детей старшей группы. Рисование цветов Тема: Рисование цветов. Цель: развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Учить передавать характерные особенности цветов.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (рисование) «Зайчик и его друзья» Конспект занятия по художественно- эстетическому развитию «Зайчик и его друзья» Цели: • Учить детей рисовать способом штриховки кистью,.

Конспект занятия по рисованию в средней группе «Цветные шары» Конспект занятия по ХЭР (рисование) в средней группе Тема: Цветные шары. Цель: продолжить знакомство с приёмами изображения предметов овальной.

Самоанализ непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (декоративное рисование)

Самоанализ непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (декоративное рисование) Самоанализ непосредственно – образовательной деятельности Конспект НОД "Золотая Хохлома" Непосредственно – образовательная деятельность.

Конспект НОД по ИЗО в старшей группе «Филимоновская игрушка»

Цель: формировать умение расписывать филимоновские изделия.

Интеграция образовательных областей:

«Коммуникация» : формировать умение слушать сказку, отвечать на поставленные вопросы.

«Художественное творчество» : продолжать знакомить детей с филимоновской игрушкой, историей её создания, закрепить представления об основных элементах филимоновской росписи, их значении, используемых цветах; закреплять умение рисовать гуашевыми красками, используя приемы: концом кисти, плашмя, формировать умение ритмично располагать узор на форме.

«Социализация» : воспитывать чувство гордости за родную страну, уважение к труду народных мастеров.

Оборудование: ковролин, плоскостные изображение героев сказки, схема с филимоновскими узорами, кисти, краски, подставки по количеству детей, глиняные изделия.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, вы любите сказки? Хотите одну из них послушать?

В самом центре России, на высоком берегу реки стоит деревня. (Рассказывая, воспитатель прикрепляет на ковролин изображения реки, домов, людей и т. д. по ходу рассказа) Вдоль проселочной дороги рядами выстроились домики.

Однажды пришел в эту деревню человек, которого звали Филимон. Он обнаружил в этих местах отличную глину. Ребята, что можно делать с глиной, как её применять?

Правильно, из глины можно лепить. Вот и Филимон стал лепить из глины горшки и других научил. В честь него эту деревню назвали Филимоново.

Мужчины в Филимоново лепили посуду, а женщины - игрушки-свистульки. Это были петушки, козлики, барыни, кони. Дети помогали взрослым. Долгими зимними вечерами собирались все вместе и изготавливали различные изделия. Весной в огромной печи, которую специально для этого возводили, обжигали и игрушки и посуду. Это было зрелище необычной красоты. Игрушки получались белые, так как местная глина при обжиге белеет.

В те давние времена в деревнях не было красок и поэтому игрушки не расписывали. Когда появились краски, местные мастера стали украшать росписью глиняные игрушки. И они стали вот такими.

Посмотрите на них внимательно и скажите, какого цвета краски использовали умельцы? (Желтую, зеленую, синюю, красную). Украшали фигурки разными элементами. Чаще всего использовали чередующиеся полоски 2-х цветов, круги, которые обозначали солнце, звездочки, елочки, которые обозначали растительность, треугольники, которые обозначали землю.

Солнце вышло из-за тучки,

Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх.)

Руки в стороны потом

Мы пошире разведём. (Потягивания — руки в стороны.)

Мы закончили разминку.

Отдохнули ножки, спинки

Вот смотрите, этих лошадок нужно сделать яркими, нарядными. Хотите помочь им? Давайте украсим их, чтобы они отправились на праздник разнаряженные.

Лошадок мы будем украшать различными узорами, которые мы вспоминали. Использовать будем 3 цвета – красный, зеленый и жёлтый. Не забывайте, что элементы узора должны чередоваться. Начнем украшать. (Показ воспитателя) Работаем только кончиком кисти, чтобы линии получились тонкие и ровные. Работа детей.

Нарядные лошадки у нас получились?


Конспект занятия «Филимоновская игрушка» Тема: «Филимоновская игрушка». Цель: Познакомить детей с особенностями и этапами изготовления филимоновской игрушки, с историей возникновения.

Конспект НОД по ИЗО для старшей группы «Фартук для Алдуни»

Конспект НОД по ИЗО для старшей группы «Фартук для Алдуни» НОД по ИЗО для старшей группы «Фартук для Алдуни». МАДОУ «Детский Сад №76 комбинированного вида» Подготовила воспитатель: Трехина Е. А.

Конспект НОД по ИЗО в младшей группе «Избушка на опушке»

Конспект НОД по ИЗО в младшей группе «Избушка на опушке» Цель: учить составлять целое из частей. Задачи: закрепить знание геометрических фигур квадрат и треугольник; формировать последовательность.

Конспект НОД по ИЗО в подготовительной группе «Бабочка. Монотипия» Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение - детский сад №1 «Колокольчик» Конспект НОД по ИЗО в подготовительной.

Конспект НОД по ОО «Развитие речи» в старшей группе. Рассказывание на тему «Моя любимая игрушка» Конспект НОД по ОО «Развитие речи» старшая группа. Рассказывание на тему «Моя любимая игрушка» Цель: Учить детей составлять рассказы на.

Конспект занятия по ИЗО в старшей группе «Натюрморт» Тема: «Натюрморт» Программное содержание: 1. Продолжать знакомить детей с натюрмортом. 2. Учить детей рисовать с натуры различные предметы,.

Конспект занятия по ИЗО в старшей группе «Зимний лес»

Конспект занятия по ИЗО в старшей группе «Зимний лес» Тема: «Зимний лес» Цель: Продолжать учить рисовать сюжетную композицию на мятой бумаге с помощью различных художественных материалов. Упражнять.

Лепка в подготовительной группе «Филимоновская игрушка» Направление образования и развития (образовательная область): художественно-эстетическое развитие. Цель: создавать условия для ознакомления.

НОД в старшей группе по ИЗО и ручной труд «Рыбки, ёлочки»

НОД в старшей группе по ИЗО и ручной труд «Рыбки, ёлочки» Воспитатель: Ребята сегодня у нас с вами необычный день, на улице падает снег, скоро наступят новогодние праздники, будем встречать на.

Занятие по рисованию «Филимоновская игрушка» Занятие по рисованию на тему «Филимоновская игрушка». Цели: Познакомить детей с новым видом них росписи. Сравнивать и находить сходство.

- У нас на занятии гости, давайте их поприветствуем! Сегодня на улице пасмурно и сыро (светит Солнце). А (И) у нас в группе (тоже) тепло, светло, весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому мы будем чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим радость.

Ребята! Сегодня у нас выставка игрушек. Посмотрите на них какие они яркие, нарядные. Может кто-то знает, как они называются и почему?

- Игрушки в основном делали зимой, когда было свободное время от сельских трудов. Затем продавали их на ярмарках и базарах в городе Туле.

Покупают люди сушку,

А на дивную игрушку

Смотрят долго, не дыша,

До чего же хороша

И нарядны, и новы!

- Как вы думаете, из чего делают филимоновские свистульки? ( Из глины)

- Правильно. Делают игрушки из глины, а глину добывают в глубоких оврагах. Эта глина мягкая, рукам послушная и цветная – белая, красная, розовая, желтая, оранжевая и даже черная. Игрушки смешные, причудливые и в то же время простые по выполнению.

- Какие игрушки лепят в Филимонове? (барышень, солдат, коней, птиц, козликов…)

- У филимоновской есть своя отличительная особенность. Какая? (длинные шеи)

- Молодцы. Верно, все они вытянуты, будто чему-то всегда удивляются, да так удивляются, что все похожи на длинношеих жирафов. И еще, все они не просто игрушки, а свистульки.

Нас лепили мастера,

Нас расписывать пора

Кони, барышни, барашки –

Все высоки и стройны

На боках у нас видны.

- После обжига игрушки расписывают. Расписывают не кисточкой, а чем? (пёрышком)

- Посмотрите, какими элементами росписи расписаны филимоновские игрушки. Давайте назовем знакомые.

- Что они символизируют? (круг – солнце, треугольник – землю, елочки и ростки – символ растительности и жизни)

- Вот такие игрушки мастерят в Филимонове, сохраняя вековые народные традиции. Когда смотришь на филимоновские игрушки собранные вместе, то невольно появляется радостное настроение.

Эй, лошадки все за мной,

поспешим на водопой!

Вот река широка и глубока,

не достанешь до дна.

А водица-то вкусна!

Эй, лошадки все за мной,

поскакали все домой!

- Ой что это? Видимо лошадки услышали, что мы про них говорили и к нам в гости явились. Вот так лошадки! А мы с вами сейчас превратимся в филимоновских художников и будем расписывать лошадок красками.

- Какие цвета преобладают в росписи данной игрушки? (желтый, красный, оранжевый, зеленый, синий и белый цвета)

-Из каких элементов состоят узоры? (полосы, дуги, точки, солнышки)

- А теперь попробуйте раскрасить своих лошадок разноцветными полосками, и они станут похожими на своих глиняных сестричек.

Пока дети рисуют, можно напомнить им пословицы про лошадей, потешку «Ходит конь по бережку»…

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Интегрированное занятие в старшей группе "Мастерим игрушки из овощей и фруктов. В гостях у Золушки"

Интегрированное занятие в старшей группе. Основная цель научить детей сочетать в поделке природный материал (овощи и фрукты), пластилин и другие подручные средства.


Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Народная игрушка-русская матрёшка».

Цель:Познакомить детей с народной игрушкой – матрёшкой.Задачи:- Знакомство детей с историей матрёшки русской.- Заинтересовать и развить интерес детей к народному творчеству.-Развивать твор.


НОД по лепке в старшей группе на тему "Филимоновская игрушка

Интегрированное занятие с детьми старшей группы по ознакомлению детей с филимоновской игрушкой.


НОД открытого интегрированного занятия в старшей группе Тема: «Экскурсия в музей русской народной игрушки»
Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему: ,,НАРОДНАЯ ИГРУШКА”

Интеграция областей: Познание (формирование целостной картины мира),коммуникация, художественное творчество, физическая культура, музыка.Виды детской деятельности: Коммуникативная, познавательно.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме «Игрушки»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме «Игрушки» .

Конспект занятия по лепке в старшей группе на тему: Филимоновский олешек (Лепка из глины).

Цель: Учить лепить фигурку олешка из отдельных частей, соединяя детали.Задачи:- Продолжать знакомить детей с особенностями филимоновской лепки. Обратить внимание на необычность фигурок: короткие, толс.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Конспект занятия в старшей группе по разделу «Учимся рисовать» Тема: «Филимоновская игрушка»

Цель занятия:

1.Познакомить детей с новым для них народным промыслом – филимоновская игрушка. Познакомить с характерными особенностями этого промысла (материал, форма, цвет, узор); выработать умение выполнять аппликацию из узоров.

2.Развивать творческие способности, мелкую моторику пальцев рук.

3.Воспитывать у детей интерес и любовь к искусству своего народа. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

Материалы и оборудование: Рисунок лошадки для аппликации, узоры для вырезания , ножницы , клей , салфетка, филимоновские игрушки, презентация «Филимоновская игрушка».

Используемая литература : Рабочая тетрадь «Учимся рисовать. Графика, живопись и народные промыслы»

Воспитатель: Ребята, у вас есть любимые игрушки? Из какого материала она сделана? Ребята, а посмотрите, какие игрушки я вам принесла.

Открывает шкатулку, показывает игрушки.

Эти игрушки сделаны из глины. Хотите узнать, как называются такие игрушки и откуда они появились? Слушайте.

Презентация: 1 слайд. Филимоновская игрушка.

Филимоновская деревушка!
Синий лес, холмы, косогор.
Лепят там из глины игрушку,
И расписывают до сих пор.
3 слайд.

Да, из красной обычной глины

Зайцы, коники, павлины

И солдатиков войско свет

4. слайд. В России, недалеко от города Одоева на высоком берегу реки стоит деревня Филимоново.

5 слайд. Рассказывают, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружил отличную глину и начал лепить из нее горшки да игрушки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново. Есть даже сказка про деда Филимона. Шёл дед по дороге. С горы на гору поднимался, с холма на холм. Шёл, он шёл дремучими лесами, солнышко ярко светило. Жарко стало, а тут и ручеёк. Присел он на камушек, а тут и глина. Повертел он её - в руках - получилась птичка. Так с тех пор и повелось «глиняное дело».

6. слайд Ловко получалось у Филимона это неведанное до сих пор дело, лепить посуду, игрушки. А люди диву давались, как он смог приспособить никому не нужную глину

7. слайд А однажды слепил птичку и сделал в ней дырочку,чтоб свистела. Всем на ярмарке свистулька понравилась.

8 слайд Игрушки стоили на базаре копейки, нужно было изготовить очень много, поэтому женщинам помогали в работе девочки.

9 слайд .Весной, как только устанавливалась ясная сухая погода, вырывали ямы и обжигали посуду и игрушки.

10 слайд. После обжига игрушки расписывали красными, жёлтыми, зелёными, голубыми красками. Краски замешивали на яйце, наносили их куриным или утиным пером.

11 слайд. И получались вот такие красивые игрушки, которые называются филимоновскими.

Воспитатель: А сейчас, давайте, немного отдохнём.

Воспитатель: Посмотрите, какими узорами украшены игрушки? (Ответы детей).

Ребята а давайте мы сейчас с вами станем настоящими мастерами и украсим филимоновскую игрушку лошадку. А сначала посмотрите какими узорами украшена филимоновская свистулька? Для лошадки у нас тоже есть узоры. Давайте их вырежем и наклеим так, чтобы она была похожа на филимоновскую игрушку.

Но сначала вспомним, как нужно пользоваться ножницами

С ножницами не шути,

Зря в руках их не крути.

И держа за острый край,

Другу их передавай.

Лишь окончена работа-

Ножницам нужна забота.

Не забудь ты их закрыть,

И на место положить.

В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Дети работают под негромкую народную музыку. В конце урока устраивается выставка. Воспитатель не забывает похвалить каждого ученика, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось.

Читайте также: