Конспект занятия народная игрушка для старшей группы

Обновлено: 25.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

Программные задачи.

Дать детям целостное представление о народных игрушках как об одной из форм народного декоративного искусства; познакомить с содержанием народных игрушек, показать его связь с окружающей природой, растительным и животным миром; с художественными традициями в изготовлении игрушек, в использовании для них материалов (глина, дерево, имеющихся в местах проживания мастеров.

Глиняные игрушки: дымковские, филимоновские, каргопольские, калининские, деревянные: богородские двух-трех видов (загорские, семеновские или полхов-майданские) и их изображения, фотографии народных мастеров за работой; картинки с изображением игрушек; несколько современных фабричных игрушек из металла, пластмассы, резины, поролона.

Ход занятия.

Педагог кладет фабричные игрушки на один стол, а народные - на другой. Предлагает детям назвать те и другие игрушки и материал, из которого они сделаны. «Как вы думаете, где сделаны игрушки, которые находятся на первом столе, и кто их сделал? » Подтверждает, что металлические автомобили, пластмассовые животные и куклы, поролоновые зверюшки сделаны на фабриках или заводах. Там по одному образцу изготавливают тысячи одинаковых игрушек. Вот такой автомобиль можно купить и в Калининграде, и в Москве, и в Петербурге, и в других городах и селах. Материал, из которого сделаны эти игрушки, прошел длинный путь, пока стал подходящим для их изготовления. Например, чтобы получить металлические листы и сделать игрушечные автомобили, поезда, кораблики, люди сначала добыли руду из земли, выплавили из нее металл, потом прокатали его на прокатных станах и получили металлические листы нужной толщины.

Далее воспитатель обращает внимание детей на народные игрушки и тоже выясняет, из какого материала они сделаны (глина, дерево, кто и где их изготовил. Подтверждает, что в отличие от фабричных игрушек народные игрушки - дымковские, каргопольские, калининские и филимоновские - выполнены из глины и после обжига расписаны узорами. Каждую игрушку делает от начала до конца один мастер или члены одной семьи. Приглашает послушать рассказ мастера каргопольской игрушки Семена Ивановича Рябова.

«Глину я беру в моей родной деревне Ананьино - это километрах в трех отсюда. Она там вязкая, чистая, без каменьев. Из нее хоть посуду, хоть игрушки можно делать. Заготавливаю я ее летом: зимой замерзнет - ломом не пробьешь. Набью кусочков глины - она у меня в сенях лежит, в ведро положу и ставлю его к печи. Когда оттает, кипятком залью - глина вся разбухнет. Руками ее разминаешь, пока не сделается мягкой, вязкой».

- Семен Иванович рассказывает, - говорит педагог, - а пальцы его разминают комочек темно-коричневой глины. Кажется, медленно, не торопясь, лепит. Отщипнет от глиняного теста кусочек, мнет его, мнет пальцами, придает форму. Где уберет лишнее, где вотрет еще кусочек глины, пальцы смочит водой и гладит мокрыми пальцами почти готовую фигурку, выравнивает. Вот уже на столе барышня в кокошнике, гармонист, птица счастья Сирин, сказочный получеловек-полуконь Полкан. Послушайте, что мастер дальше рассказывает.

«Игрушку я по-своему каждый раз делаю, на свой вкус, и крашу тоже по-разному. Когда барышню делаю, хочу, чтобы представляли, какими они раньше были. Я знаю, что барышни ходили в кокошниках, длинных сарафанах. Современную одежду мы и так видим, а вот в старину- то как одевались, не все знают. Мишку с гармошкой делаю так, чтобы видно было, что веселый он, не загорюнился. Краски, теперь какие хочешь бери - темперу или гуашь. Цвета я выбираю, какие нравятся, какие глаз подскажет. Узоры или головы выдумываю, или на старинные вышивки посмотрю»,

- А вот как мастер раскрашивает обожженные в печи фигурки. Уверенно проведена первая линия по окружности юбки одной из барышень, чуть ниже талии. Затем еще две вертикальные линии очерчивают передник. Затем возникают линии блузки. Мастер закрашивает передник светлой, песочного цвета краской, юбку - терракотовой, блузку - светло-коричневой, кокошник - малиновой. Черные бусинки - глаза, ротик - пуговка - вот и готова барышня. Теперь Рябов берет тонкую кисть и рисует на переднике овалы, кресты, ромбики. (Из кн. А. Миловского «Скачи, добрый единорог».)

По ходу рассказа воспитатель демонстрирует игрушки, фотографии.

- На столе стоят глиняные игрушки, которые изготовили мастера в разных местах нашей страны: одни в Каргополе, другие в Дымкове, третьи в селе Филимоново, четвертые - в Калининской области в городе Торжке.

Воспитатель предлагает двум детям расставить глиняные игрушки на четыре подноса, каждый вид отдельно. Проверяет вместе со всеми, правильно ли сгруппированы игрушки.

Педагог раздает всем детям по одной картинке с изображениями разных игрушек и предлагает поиграть. Объясняет:

- Я буду называть тот или иной вид игрушек, а те, у кого на картинке игрушка такого же вида, должны поднимать картинку и называть. Например: у меня калининский петушок или у меня филимоновская барышня, или у меня каргопольский мужик.

Затем педагог предлагает одному из детей отобрать всех петушков (или игрушки другого содержания: барышень, уточек) и поставить их рядом. Спрашивает, одинаковы ли петушки, сделанные мастерами в разных местах. Вместе с детьми отмечают различия в форме и росписи изделий. Делает вывод, что в каждом месте сложились свои традиции в лепке и росписи игрушек. И хотя каждый мастер вносит в изделие что-то свое, он не отходит от традиций, перешедших от прежних мастеров.

Затем воспитатель рассматривает с детьми деревянные игрушки: богородские и матрешек двух-трех видов (загорские, семеновские и полхов- майданские). Рассказывает, что в селе Богородское Московской области создают деревянные резные игрушки. Игрушки режут из липы, у которой мягкая древесина. Вокруг села много лесов, и уже более 300 лет мастера изготавливают из липовых брусков забавные игрушки. Предлагает детям назвать, кого же изображают богородские мастера-резчики. Отмечает, что чаще всего делают медведей. Но каждый медведь чем-то занимается - играет на гармошке, стоит под душем и т. п. игрушки имеют специальные приспособления, которые заставляют их двигаться. Курочки клюют корм, кузнецы бьют молотами.

Воспитатель демонстрирует некоторые игрушки. Далее обращает внимание детей на характерные особенности игрушек - их резную поверхность (шерсть животных, естественный цвет дерева (игрушки некрашеные - расписные богородские игрушки встречаются редко). Поясняет, что, несмотря на то, что богородские игрушки делают очень давно, они изменились в основном лишь по содержанию. Появились медведи - дискоболы, медведи-пианисты, медведи со спутником. А традиции в их изготовлении остались прежними.

Воспитатель ставит на стол трех матрешек. Спрашивает: «Как вы думаете, дети, в одном или в разных местах изготовляют эти точеные игрушки из дерева - матрешки? ».

Желательно вызвать дискуссию между детьми, давшими разные ответы, предложить каждому доказать правильность своего суждения. Подтвердить мнение тех, кто считают, что матрешек делают в разных местах. Указать на различия в росписи. Так, загорских матрешек мастера «одевают» в сарафан, кофточку и платочек со скромным узором, а семеновских матрешек украшают ярким букетом красных или малиновых цветов с зелеными листьями. У полхов-майданских матрешек в окраске больше всего малиновых или фиолетовых цветов и каждый цветок обведен черным контуром.

Если внимательно рассмотреть форму матрешек, то и здесь можно заметить различия. Загорские матрешки приземистые, семеновские - более стройные, у полхов-майданских - более плавный контур и более вытянутые фигуры.

- Как вы думаете, дети, почему в одних местах изготовляют игрушки из глины, а в других - из дерева? - спрашивает педагог.

В заключении он говорит, что в России есть еще много других мест, где изготавливают игрушки, и всюду на творчество мастеров влияет то, как живут вокруг люди, какая природа их окружает, какой материал для изготовления имеется поблизости. И каждый мастер хочет, чтобы его игрушки радовали тех, кому они попадают в руки.

Продолжать знакомить с русскими народными промыслами и традициями. Формировать способности чувствовать, понимать, оценивать любить искусство и наслаждаться им. Воспитывать интерес к искусству народных мастеров.

Словарная работа: радостная, разноцветные, расписные

Предшествующая работа: беседа с детьми о народных промыслах, рассматривание с детьми предметов прикладного искусства, расписывание глиняных игрушек под дымку, филимоновскую, каргопольскую.

Оборудование: оформление 3 избы в соответствии с изучаемыми игрушками; игрушки : дымковские, каргопольские, филимоновские.

Ход занятия

Звучит русская народная музыка, дети входят в зал.

Воспитатель. Посмотрите, мы с вами пришли на старинную русскую улицу. На этой улице живут мастера, и трудом своим нам добро несут. На Руси всегда уважительно относились к людям, которые много трудятся. Про таких людей говорили – это мастер «золотые руки».

Ребята, я вам предлагаю немножко отдохнуть. Давайте сейчас сядем рядком, да поговорим ладком. Послушайте старую добрую сказку.

Жила – была в одном селе девушка по имени Марья. И такая эта Марья мастерица была! И шить, и вышивать, и игрушки делать могла. И прозвали её за это Марьей Искусницей. Прослышал о Марье Кощей Бессмертный, налетел, схватил её и понёс в своё царство. А Марьюшка превратилась в красивую жар – птицу и стала ронять на землю красивые пёрышки на память о себе. Куда падало красивое пёрышко, там и рождался новый мастер или мастерица. Одно перо упало в селе Дамково, и родился чудесный промысел изготовления дымковской игрушки.

Мягко падает снежок,

Вьётся голубой дымок.

Дым идёт из труб столбом.

Точно в дымке всё кругом

И село большое «Дымково» назвали.

Другое перо упало вблизи города Каргополя, и появилась красавица каргопольская игрушка.

Велика Россия наша

И талантлив наш народ

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идёт

Каргопольская игрушка

Ей не налюбуешься

И в Париже и в Нью – Йорке

Наш Полкан красуется.

А третье перо упало у деревни Филимонова Тульской области. И там мастера стали делать филимоновскую глиняную игрушку.

Ой, свистулечка какая,

И чуть – чуть пузатая!

Ты откуда, уточка?

Уточка свистит моя:

Но вот беда, налетел ураган на Русь матушку! Перепутал все краски, узоры, материалы (воспитатель показывает поднос с разрезными картинками различных игрушек лежащих хаотично). Давайте попробуем разобраться и у наших мастериц помощи попросим. (Дети идут к дому «мастерицы» Филимоновской игрушки).

Марья Искусница встретила детей и показала расписные игрушки. Они увидели игрушки яркие, праздничные и добродушные. Она напомнила, что их называют «маленькой радугой». Давайте из маленьких частичек большую радугу соберём.

Игра «Сложи целое»

Марья Искусница благодарит мастерицу за рассказ и показ, приглашает ребят продолжить свой путь по улице. (Дети заходят в избу к мастерице Каргопольской игрушки). Дети рассматривают игрушки, для закрепления материала проводится игра.

Игра «Четвёртый лишний».

Марья Искусница благодарит мастерицу и приглашает ребят продолжить свой путь по улице. (Дети заходят в избу к мастерице Филимоновской игрушки). Мастерица продолжает знакомить с этим промыслом, для закрепления проводится игра.

Игра «Подбери узор».

Марья Искусница: Вот ребята, вы знаете, что славен труд мастериц русских, уважают их люди, волшебницами зовут. А мне с вами пора прощаться, да в свою сказку возвращаться! Меня добром вспоминайте, мастериц моих не забывайте! До свиданья!

Воспитатель: Ребята, давайте вернёмся по нашей улице туда, откуда мы путь свой начали. Вы сегодня много узнали, были молодцы, мастериц послушали, да и себя показали!

Конспект НОД по дополнительному образованию «Русская народная игрушка. Украшение матрешки» Конспект НОД по дополнительному образованию в старшей логопедической группе «Радуга» (кружок «В горнице») воспитатель: Л. А. Бажкова ноябрь.

Конспект занятия «Народная игрушка» Конспект- занятия на тему : «Народная игрушка» Технологии: 1 Развивающие 2 Здоровьесберегающие 3 Информационные 4 Коммуникативные 5 Игровые.

Конспект занятия для детей дошкольного возраста по ознакомлению с декоративно — прикладным творчеством — «Народная игрушка» Тема: Ознакомление детей с декоративно - прикладным творчеством - «Народная игрушка»(филимоновская, дымковская и русская (матрешка) Цель:.

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в средней группе «Русская народная игрушка матрёшка»

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в средней группе «Русская народная игрушка матрёшка» Цель: продолжать развивать у детей фантазию и воображение, научить новым способам нетрадиционного рисования- «монотипия» и «методом тычка»;.

Конспект занятия в средней группе «Здравствуй, народная игрушка!» Государственное бюджетное образовательное учреждения города Москвы средняя общеобразовательная школа №1002 дошкольное отделение №1.

Краткосрочный проект «Народная игрушка»

Краткосрочный проект «Народная игрушка» Выполнила: воспитатель Романенко Е. А. Паспорт проекта Тип проекта – познавательно-творческий По предметно-содержательной области –,художественно.

Краткосрочный проект «Народная игрушка»

Краткосрочный проект «Народная игрушка» Краткосрочный проект в аллергической группе на тему: «Народная игрушка». Актуальность. Знакомить детей с народной игрушкой, развивать.

Образовательный проект «Русская народная игрушка» (вторая младшая группа) "Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики".

План-конспект занятия «Русская народная игрушка» Русская народная игрушка. (старшая группа) Цель: Познакомить детей с русской народной игрушкой. Задачи: 1. виды русской народной игрушки.

Конспект занятия «Народная игрушка Дона» Тема: «Народная игрушка Дона». Цель: Формирование познавательного интереса к истории и традициям народной игрушки. Задачи: 1. Содействовать.

Подготовила воспитатель-Цыряпкина Наталья Александровна.

Цель:приобщать детей к русскому народному творчеству.

Задачи:

- познакомить детей с историей народной игрушки, с историей рождения русской деревянной матрёшки;

- закрепить знания о разнообразии народной игрушки;

- дать понятие о богородской,филимоновской, дымковской, каргопольской, городецкой игрушке.

Ход:

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о русских народных игрушках.

Народная игрушка образна, красочна, оригинальна по своему замыслу. Это знакомые детям сказочные образы, люди и животные, выполненные из соломы, ткани,дерева, глины.

Мастерили также игрушки и из соломы, мха, еловых шишек, льна. Как глиняные, так и изготавливались во многих местах России. (№2)сюрпризный момент.

Тряпичная (№3,4)

Традиционная тряпичная кукла без лица - безлика. Лицо у всех кукла оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения недобрых сил, злых, а значит, и безвредных для ребёнка. Она должна была принести здоровье, радость, благополучие. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.

делались, чтобы во время игры научить ребенка жизни. Такие куклы служили развлечением для ребенка.

Обереговые куклы

призваны оберегать жителей дома (домашних животных) от голода, от болезней, от плохих людей. (обереги жилища, достатка, обереги здоровья, детства)

У каждого народа есть свои обряды. Наши предки использовали куклы при проведении сезонных праздников, свадьбы, рождения ребенка. Например, масленицу сжигали, прося ухода зимы и приближения весны «Уходи зима снежная, приходи лето красное». Считалось, что с дымом уходят в небо все горести, болезни и неприятности.

Соломенная кукла(№5,6)

Матрешка русская и ее история(№7,8,9,10)

(№7)Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой. Она явилась символом материнства и плодородия. Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более. Почти всегда они имеют («яйцеподобную») форму с плоским донцем и состоят из двух частей — верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и желтом платке. Темы для росписи могут быть очень разными.

(№8) Точная история происхождения матрёшки неизвестна. Существует предположение о том, что матрёшка имеет японские корни. (№9)Изобретение формы русской матрёшки приписывается токарю из подмосковного города Подольска В. П. Звёздочкину в 1890-х годах, а автором первой росписи был профессиональный художник С. В. Малютин.

Наша первая матрешка игрушка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали девочек разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца.

(№10) Интересно и то, что после появления первой детской матрешки в разных районах России художники начали расписывать матрешек, так понравилась им эта кукла!

Дымковская игрушка(№11)

Название игрушек пошло от названия села Дымково, в котором с давних времен делали русские народные игрушки. На гулянье, «Свистопляску», люди приносили с собой небольшие свистульки и целый день свистели в них. Так и повелось, что «в Вятке делают игрушки для свиста». Раньше эти игрушки делали семьями, дети и женщины также принимали участие в изготовлении дымковских игрушек. Местные жители копали глину, месили ее с песком ногами и руками, обжигали в печи и затем разрисовывали. Из печи игрушка выходит красно-коричневой, но затем цвет глины скрывается побелкой.

Роспись дымковской игрушки(№12)

• Побеленная игрушка расписывается. Узор строго геометрический, состоящий из комбинаций полос, клеток, кругов, круглых пятен.

• Характер одежды – желтый, синий, зеленый, красный, малиновый, черный.

В настоящее время мастера изготовляют эти игрушки в мастерских. (№13)

Филимоновские игрушки(№14,15)

Известным народным промыслом славится деревня Филимоново Тульской области, где делают удивительную глиняную игрушку. Деревня находится около залежей хорошей белой глины. Легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки.

(№16,17)Роспись яркая, и в основном преобладает желтый, красный, оранжевый, зеленый, синий и белый цвета. Роспись игрушек традиционна: коней, коров баранов окрашивают полосами, а фигурки людей расписывают, используя все элементы в самых различных сочетаниях. Лица фигурок всегда остаются белыми, только небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос.

(№18)Игрушки смешные, причудливые и в то же время просты по исполнению и очень выразительны. Сюжеты филимоновской игрушки традиционны — это барыни, крестьянки, наездники на лошадях, солдаты с эполетами, танцующие пары; из животных — коровы, бараны, с туго закрученными рогами, лиса с петухом и таинственные существа, прообраз которых трудно определить.

П. И. «Карусели»

Каргополь — древний русский город, окруженный лесом. С давних времен жители этого города и его окрестностей занимались гончарным делом, изготовляли глиняную игрушку. Рядом с яркими, звонкими по цвету дымковскими и филимоновскими игрушками пластика фигурок этого северного края может показаться суровой.

(№20)Это первое впечатление создается из-за того, что в цветовую гамму росписи входят черные, темно-зеленые и коричневые цвета. Что касается сюжетов, то среди них много забавных образов, вылепленных просто, с большой теплотой и народным юмором.

(№21)Каргопольской игрушке свойственны и многофигурные композиции — веселые тройки с седоками в санях, танцующие фигуры, катания на лодке и многие другие сцены, точно подмеченные мастерами. Помимо фигурок людей каргопольцы лепят коней, коров, медведей, оленей, героев сказок и былин. Одним из самых популярных персонажей в каргопольской игрушке был и остается полкан полуконь-получеловек (могучий богатырь)с окладистой бородой, при орденах и эполетах. (№22)

Любят каргопольские мастера изображать и животных, встречаются сюжеты на темы народных сказок. Все фигурки несколько приземистые, с короткими руками и ногами, туловище удлиненное, толстая и короткая шея и сравнительно большая голова. Каргопольские мастера, изображают зверей толстоногими и порой динамичными.

Cейчас мастера для оживления игрушек вносят желтый, голубой и оранжевый цвета.

Богородская игрушка (№23)

Еще один вид русских народных игрушек. В отличие от других русских народных игрушек, эти изготавливаются из резного дерева.

По одному из преданий первые игрушки из дерева стал резать основатель Троице-Сергиева монастыря, Сергий Радонежский, оделявший ими приходивших к нему крестьянских детей.

А еще говорят, что в маленькой деревеньке около современного Сергиева Посада жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись "игрушечным" ремеслом

Богородские игрушки более 300 лет изготавливаются. Их редко раскрашивают и расписывают. Два года должна сохнуть липа, прежде чем из нее изготовят игрушки.

(№24,25)Народными мастерами в селе Богородское Московской области создаются деревянные резные игрушки (медведи, бьющие по наковальне, курочки, клюющие зернышки; фигурки кузнецов( №26), мужика и медведя, - потяни за планку, и они застучат молоточками по маленькой наковальне.)

Все богородские игрушки – шутейные, юмористические, подвижные забавы.

Ребята, я предлагаю вам сейчас поиграть в игру «Найди элемент росписи».

Дети делятся на 3 команды. 1– собирает элементы филимоновской росписи, 2 – дымковской, 3 - каргопольской.

Воспитатель: Как много интересного мы увидели сегодня. Вам понравилось? О чём вы расскажете дома? (Ответы детей). Мы не только увидели изделия мастеров, но и выяснили, где они живут. Мастеров на Руси очень много, сегодня узнали только о некоторых, но впереди у нас ещё много интересных путешествий и встреч.

Цель: Формировать у детей «образ музея», как храма искусства, в котором хранятся художественные коллекции. Уточнить и расширить представление детей о русских народных игрушках, формирование знаний о народном творчестве.

• Познакомить с популярной русской народной деревянной игрушкой – матрешка

• Познакомить с историей Богородского промысла

• Закреплять знания детей о дымковских игрушках

• Продолжать воспитывать детей на русских народных традициях, углублять их знания о народном творчестве

Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров.

Материалы для занятия

• Выставка игрушек – дымковских, филимоновских, богородских; матрешек – сергиево-посадских, полхов – майдановских, семеновских. (картинки использованные в конспекте взяты из интернета, к сожалению нет фото с занятия)

Предварительная работа: беседы, рассматривание русских народных игрушек, разучивание подвижных игр.

Словарная работа: матрешка, народный промысел, филимоновские игрушки, богородские игрушки, орнамент.

Ход занятия

-Сегодня я приглашаю вас совершить виртуальную экскурсию в музей «Русской народной игрушки»,

-кто знает, что такое музей? (ответы детей)

Музей – это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.

-скажите, люди, каких профессий работают в музее? (ответе детей)

-в музее трудится очень много людей. Давайте их перечислим.

Экскурсовод – это тот, кто проводит экскурсии.

Научный сотрудник - собирает материал по выставке (в архиве, библиотеке, в интернете, документах)

Смотритель – смотрит за порядком и поведением, проверяет билеты у посетителей.

Реставратор – человек, который ремонтирует изделия старины.

-но, прежде чем мы начнем нашу экскурсию, надо решить, кто будем экскурсоводом.

-Ребята, а вы мне разрешите быть экскурсоводом? Тогда начнем нашу экскурсию.

-Только сначала давайте вспомним правила поведения в музее.

Правила: Не кричать и не шуметь, не трогать экспонаты руками.

Не перебивать экскурсовода, вопросы задавать с поднятой рукой. По залам музея следует передвигаться бесшумно. Громко разговаривать недопустимо. В конце мероприятия необходимо поблагодарить экскурсовода за экскурсию.

-ну, вот правила, мы повторили, теперь можно начать экскурсию.

Дети останавливаются около выставки игрушек.

Воспитатель-экскурсовод: Здравствуйте, ребята. Как я рада, что вы ко мне в гости зашли. Знаю я великое множество сказок и могу вам рассказать. Только сегодня я хочу вам сказки не рассказать, а показать. Вот здесь они у меня все и стоят.

Дети рассматривают игрушки. Воспитатель обращает внимание детей на дымковские игрушки

Вот здесь живут сказки из Дымково.

Рассказ воспитателя-экскурсовода: «Дымковская игрушка – самая известная глиняная игрушка. Родом она из Дымковской слободы под Вяткой – ныне в городе Кирове. Технология изготовления этих глиняных сувениров зародилась в Вятской губернии (сейчас Кировская область, в гончарной слободе под названием Дымково, порядка 400 лет назад. Лепили игрушки из красной глины, затем просушивали (в течение 20-25 дней, а после в печи обжигали. Готовые фигурки покрывали мелом, разведенным коровьим молоком, расписывали яичными красками, дополняли ромбиками из потали (имитация золота). Традиционные цвета: ярко-красный, желтый, синий, зеленый. Рисунок - геометрический (круги, ромбы, полоски, клетки) с добавлением цветочных мотивов. Чтобы цвета были ярче, разрисованную игрушку смазывали взбитым яйцом.

Самыми популярными были - козлик, петух, баран, баба в ярком сарафане, женщины и животные. Позже сюжеты расширились, появились мужские фигурки и детские, карусели и целые скульптурные группы. Технология изготовления передавалась по наследству. Поначалу промысел этот был семейным делом, а позже им стали заниматься исключительно женщины».

Воспитатель: Кого вы узнали? Здесь и барышня-водоноска, и олень золотые рога, и петушок-золотой гребешок. Вот их сколько, и про каждого сказочка своя есть.

Дети рассматривают дымковские игрушки, и переходят к следующему столу.

Воспитатель-экскурсовод: «А рядышком поселились филимоновские игрушки – тоже яркие, веселые, добрые и шумные. Уж как они свистеть-свиристеть умеют! А вы спросите, зачем эти игрушки? Да видно, такая уж душа у нашего народа, что не только работать он горазд, а и веселиться умеет. А что за веселье без игрушек, без забав?

Филимоновская игрушка — старейший народный художественный промысел России. Родина промысла - деревня Филимоново. Лепить игрушки считалось делом легким, занимались им женщины, а обучать начинали девочек уже с семи лет. Для игрушки использовали нежирную, но пластичную глину «синику», которая после обжига приобретала белый цвет. Все игрушки можно разделить на несколько групп :

люди – солдат, барыня, гармонист, мальчик на петухе, всадник, солдат с гусем.

животные – олень, корова, конь, баран, козел, собака, кот, лиса.

птицы - петух, наседка, павлин, утка.

многофигурные композиции – чаепитие, тройка, карусель, древо, на лавочке. (Рассказ сопровождается показом игрушек, картинок с изображением русских народных игрушек)

Русский народ богат любовью своей – к родной земле, к детям своим. Вот для них, для детишек, и придумывали народные мастера всякие игрушки да забавы. И делали их из разных материалов: и из глины, и из дерева, и из ткани женщины куколок мастерили для своих доченек, и из соломы игрушки делали. Больше всего любили делать забавные фигурки животных и птиц.

А вот на этом столе собрались игрушки из села Богородское московской области.

А вот эти игрушки сделаны из липы. Берет мастер липовую чурку, приглядывается к ней внимательно, словно прикидывает что-то. А потом вырезает острым ножом круглые ушки и короткий нос, в середине – мохнатый живот, внизу – толстые медвежьи лапы. И вот уже готов Михаил Потапыч – людям на забаву. Медведей особенно любят делать богородские мастера. И каких только медведей у них нет – вот мишка медом лакомиться, вот дрова рубит. А здесь, посмотрите-ка, мужик и медведь делят вершки и корешки. Помните эту сказку? А вот тут мишка с мужиком вместе дрова пилят.

Такую хитрость придумали богородские мастера, что игрушки их двигаться умеют : потянешь за две планочки – и вот уже медведь дрова рубит. А на этой дощечке куры быстро-быстро зерно клюют. А здесь медведь с мужиком в кузнице работают, молотами стучат. Чудные игрушки, правда? Много радости они людям приносят, и те большое спасибо мастерам богородским говорят.

Воспитатель: Дальше дети подходят к столу накрытым платком

здесь под платком накрыто вы узнаете, если отгадаете загадку?

Словно репка, она крутобока,

А под алым платочком на нас

Смотрит весело, бойко, широко

Парой черных смородинок-глаз.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может, три, а может, шесть.

Наша русская… .(матрешка)

Воспитатель открывает платок. Под платком стоят матрешки

Воспитатель: Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрешки. Вот еще, какая загадка про матрешек есть, послушайте.

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они живут друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Воспитатель: Вот сколько есть интересных игрушек. Но сначала давайте отдохнем, прежде, чем познакомимся этими игрушками.

«Матрешечка-Матрешка»

Ну, ребятки не зевайте

А в кружочек все вставайте.

Хотите поиграть немножно?

Нарядитесь, тогда матрешкой.

Из детей выбирают 3-х матрешек. Им на голову завязывают платочки. Они приседают в центре круга, который образуют другие дети. Дети идут по кругу и поют песню «Матрешка» на мотив русской народной песни «Колпачок» :

Ах, матрешечка, матрешка

Сарафан в цветочек.

Мы тебя кормили,

На ноги поставили

Танцуй сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь

После игры дети садятся на стульчики. Воспитатель продолжает рассказ о матрешках, сопровождая показом матрешек.

Воспитатель: Фигурки матрешки вырезана из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна фигурка, и так до 10-12 куколок. Вначале делается самая маленькая, неразъемная фигурка. Затем фигурки обрабатываются шкуркой и расписывают, иногда покрывают лаком.

Наиболее известны Семеновские и Загорские матрешки, а также Полхов-Майданские. Все они отличаются элементами росписи, но каждая была одета в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, полушалок, передник.

Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах на столе у нас живут,

Всех матрешками зовут!

Кукла первая толста, а внутри она пуста.

Разнимается она на две половинки,

В ней живет еще одна кукла в серединке.

Эту куколку открой – будет третья во второй!

Половинку отвинти плотную, притертую –

И сумеешь ты найти куколку четвертую.

Вынь ее да посмотри, кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая куколка пузатая.

А внутри пустая, в ней куколка шестая.

А в шестой – седьмая, а седьмой – восьмая.

Это куколка меньше всех, чуть побольше, чем орех.

Вот поставленные в ряд сестры – куколки стоят.

– Сколько вас? – у них мы спросим.

И ответят куклы – восемь!

Воспитатель: Кажется, что матрешка пришла к нам из мира легенд и сказок, из седой древности. На самом деле ей всего немногим больше ста лет. Много есть версий, как и когда то она родилась. Но доподлинно известно, что ее прообразом послужили ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые издавна вытачивали из дерева и расписывали русские мастера. Эти яйца были полыми внутри, в большое вкладывалось малое. Отсюда и пошла матрешка – присмотритесь, даже ее форма в чем-то напоминает яйцо.

Воспитатель: Ну что, понравились вам в нашем музее игрушки? А что вам особенно понравилось и запомнилось, вы можете нарисовать. Спасибо за внимание.

«Дымковская слобода» (коллективная композиция в старшей группе по теме «Народная игрушка»)

«Дымковская слобода» (коллективная композиция в старшей группе по теме «Народная игрушка») Мир дымковской игрушки - это мир сказочно нарядных, красивых и выразительных по пластике фигурок животных, людей и птиц. "Дымковская слобода".

«Филимоновская игрушка — козлик». Конспект занятия по рисованию в старшей группе

«Филимоновская игрушка — козлик». Конспект занятия по рисованию в старшей группе Муниципальное дошкольное образовательное учреждение 119 "Поморочка" г. Архангельск. Конспект непосредственной образовательной деятельности.

«Народная игрушка — русский сувенир Матрёшка». Конспект занятия по изодеятельности с детьми подготовительной к школе группы Цель:расширение представлений детей о разнообразии народной игрушки, разных видах росписей матрёшек. Задачи:1. Создать условия для сравнения.

Фотоотчёт о проведении в младшей группе проекта «Народная игрушка»

Фотоотчёт о проведении в младшей группе проекта «Народная игрушка» Народная игрушка имеет огромное значение в воспитании всесторонне развитого человека. Она самобытна, интересна; её история начинается в.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству «Народная игрушка — конь»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству «Народная игрушка — конь» Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству «Народная игрушка – конь». Цель: слепить из пластилина,.

Конспект НОД по познавательному развитию «Народная игрушка — матрёшка» в средней группе

Конспект НОД по познавательному развитию «Народная игрушка — матрёшка» в средней группе Цель: познакомить детей с русской народной игрушкой - матрёшкой, как с символом народного искусства. Задачи: 1. Расширить представление.

Конспект «О чём расскажет народная кожлянская игрушка»

Конспект «О чём расскажет народная кожлянская игрушка» Тема: «О чём расскажет народная игрушка»Цель - Продолжить знакомить детей с кожлянской игрушкой, с историей возникновения промысла. •Познакомить.

Конспект занятия по аппликации в старшей группе «Новогодняя игрушка для елочки»

Конспект занятия по аппликации в старшей группе «Новогодняя игрушка для елочки» Цели: •Формировать уверенность в себе и своих возможностях; •Побуждать детей создавать индивидуальные художественные образы, используя.

Конспект занятия в старшей группе по лепке «Дымковская игрушка. Олешек»

Конспект занятия в старшей группе по лепке «Дымковская игрушка. Олешек» Интеграция ОО:"Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие".

Примерное планирование воспитательно-образовательной работы в первой младшей группе ДОУ на неделю «Народная игрушка» Дата: 9 января 2020 года День недели: четверг Тема недели «Народная игрушка» Индиви- дуальная работа Владимир К. Антон К. Физическое развитие:.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Конспект

занятия в старшей группе

Тема: «Экскурсия в музей русской народной игрушки»

Цель: знакомство с национальной культурой России.

- создать условия для получения детьми знаний о русских народных игрушках: дымковских, тряпичных куколках, матрешках;

- формировать представление о материалах, из которых изготовлены игрушки и об особенностях росписи изделий;

-расширять словарный запас детей;

- развивать творческую деятельность детей посредством украшения матрёшки;

- воспитывать интерес к родной истории, желание познавать культуру своего народа.

Оборудование: 6 столов, дымковские игрушки, тряпичные куклы, иллюстрации с изображением кукол столбушек, кукол крупеничек, кукол пеленашек, матрешки (игрушки), силуэты матрешек для составления узора, иллюстрации с изображением первых русских матрёшек, современных матрёшек, портреты Сергея Малютина и Василия Звёздочкина, фломастеры, большой платок.

Интеграция ОО: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Предварительная работа: беседа «Как жили наши предки?»; чтение произведений устного народного творчества; знакомство с народными играми, заучивание стихов и закличек.

Методы обучения:

1) Словесные методы (рассказ, беседа, объяснение, инструктаж, чтение художественной литературы, загадка, вопросы, ответы).

2) Наглядные методы (наблюдение, рассматривание иллюстраций, демонстрация русских народных игрушек).

3) Практический метод (самостоятельная работа).

4) Метод контроля (анализ выполненных заданий, оценка результатов деятельности).

5) Игровой метод.


Ход занятия.

Организационный момент.

1. Эмоционально – психологический настрой детей.

Воспитатель встречает детей в группе проводит до музея.

Воспитатель: Я очень рада видеть вас. Проходите сюда на коврик и встаньте, пожалуйста, в красивый кружочек. Сейчас я предлагаю всем взяться за руки, улыбнуться друг другу и пожелать всем хорошего настроения.

Вводная часть.

Вступительная беседа об игрушках.

Воспитатель: Ребята, а теперь посмотрите на эти полочки. Что вы видите?

Дети: Игрушки.

Воспитатель: У нас в группе много игрушек. Наверное, вы все любите играть с ними. Назовите ваши любимые игрушки.

(Дети называют свои любимые игрушки).

Воспитатель: Из чего сделаны эти игрушки?

Дети: Пластмассы, резины, ткани, металла.

Воспитатель: Правильно. Современные игрушки делают из пластмассы, резины, ткани, пластика, металла.

2. Создание проблемной ситуации.

Воспитатель: А сейчас, присядьте, пожалуйста, на коврик и послушайте меня. Давным-давно дети тоже любили играть, но у них не было таких игрушек как у вас, и для них игрушки мастерили мамы и папы, мастера – ремесленники. Игрушки делали из тряпочек, из соломы, из глины, из дерева. Ребята, а как вы думаете, где можно увидеть такие игрушки в наше время?

Дети: Дома, на выставках, в музеях.

Воспитатель: Да эти игрушки сейчас можно увидеть в музее.

3. Игровая мотивация. (Беседа о музее)

Воспитатель: Кто знает, что такое музей?

Дети: Где много старинных предметов.

Воспитатель: Это помещение, место, где хранятся, изучаются и выставляются для показа ценные предметы, картины и документы – экспонаты.

(Ответы детей).

Воспитатель: Русская народная игрушка – это игрушка, сделанная руками человека с теплотой и любовью, и эта игрушка стала символом и гордостью русского народа. Игрушки часто изображали людей, животных, музыкальные инструменты. Давайте с вами вспомним правила поведения в музее.

III. Основная часть.

1. Правила поведения в музее:

Воспитатель: А кто из вас был в музее? Поднимите руки.

(Рассказы детей).

Воспитатель: Как вы думаете, как надо себя вести в музее?

Дети: НЕ бегать, не кричать, внимательно слушать.

Воспитатель: Молодцы.

Правила поведения в музее:

• Не кричать, не шуметь, не мусорить

• По залам музея следует передвигаться бесшумно

• Громко разговаривать недопустимо

• Не перебивать экскурсовода, вопросы задавать с поднятой рукой

• В конце мероприятия необходимо поблагодарить экскурсовода за экскурсию.

Воспитатель: А кто такой экскурсовод?

Дети: Это человек, который работает в музее и рассказывает об окружающих предметах-экспонатах.

Воспитатель: Но, прежде чем начать нашу экскурсию, надо решить, кто у нас будет экскурсоводом. Ребята, вы разрешите мне быть экскурсоводом?

Экскурсия по музею.

Воспитатель: Встаньте, пожалуйста, все в круг и повторяйте за мной слова: «Вокруг себя повернись и в музее очутись!».

Педагог предлагает пройти к первому столу – стенду.

1). Демонстрация дымковских игрушек. (1 стенд)

shop_items_catalog_image150153.jpg
1600.jpg

a57e0c5a-afc4-4e56-a14c-fd20b3327465_800x600.jpg
700-nw.jpg

b19ce4376373c0e46376db693aa355e2.jpg
i.jpg

Воспитатель: Посмотрите на первые экспонаты. Вам они уже знакомы?

Дети: Это дымковские игрушки (если дети затрудняются ответить, педагог помогает им).

Воспитатель: Кого вы узнали?

Дети: Барышню – водоноску, оленя, петушка и т.д.

Воспитатель: Возьмите их в руки и внимательно рассмотрите, легонечко постучите по ним пальчиком. Как вы думаете, из какого материала сделаны игрушки?

Дети: Из глины.

Воспитатель: Посмотрите, какие они яркие, нарядные. Какого цвета краски использовали мастера росписи дымковской игрушки?

Дети: Красную, желтую, синюю.

Воспитатель: Какие элементы узора вы видите на игрушках?

Дети: Колечки, кружочки, волнистые линии

Воспитатель: Для дымковской росписи мастера использовали красный, желтый, синий, чёрный цвета. А с помощью колечек, кружочков, точек, волнистых линий составляли различные узоры.

Далее педагог предлагает пройти к следующему стенду.

2). Рассматривание тряпичных кукол. (2 стенд)

51793568.jpg
image004_30.jpg

Воспитатель: А здесь мы с вами видим необычные игрушки. Возьмите их, потрогайте, какие они мягкие и теплые. Из чего сделаны эти игрушки?

Дети: Из тряпочек.

Воспитатель: Это тряпичные куколки, таких куколок мамы и бабушки делали для своих детей из кусочков различных тканей, и названия у них очень интересные: пеленашка, кукла бабочка, куколка крупеничка, куколка столбушка.

(Рассматриваник игрушек, показ иллюстраций).

Воспитатель: Какой куколке можно спеть такую песенку? (Колыбельную)

Очень куколку люблю.

Я ей песенку спою.

Дети: Кукле пеленашке.

Воспитатель:

Куклу-пеленашку делали для самых маленьких детей и клали им в колыбельку, чтобы защитить ребёнка от сглаза и злых духов.

Кукла-столбушка. Считалось, что она приносит удачу и богатство в дом, является символом продолжения рода. Кукла-столбушка передается от матери к дочке.

526a7f9c225d0aca6f6409952b03bbac.jpg

93b30f3d903e86b6a234fcd4269cf9e5.jpg

Куклу крупеничку наполняли зерном от нового урожая и целый год хранили в красном углу (где стоят иконы), верили, что новый год будет сытным.

6b35054f3892d6521857eee586cf--kukly-i-igrushki-kukla-krupenichka.jpg
d633640152752a9b993226b953d6--kukly-i-igrushki-krupenichka-i-bogach.jpg

А вы заметили, что куклы чем-то необычны?

Дети: Нет лица.

Воспитатель: Считалось, что если у куклы нету лица, то она будет защищать детей и взрослых от злых сил, примет на себя боль и страдания.

Дети переходят к последнему стенду

3). Загадка о матрёшке. (3 стенд)

Воспитатель: Мы с вами подошли к последнему стенду с игрушками, но они скрыты от нас платком. И вы узнаете, что здесь, если отгадаете загадку:

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

Воспитатель убирает платок с игрушек.

Воспитатель: Правильно, это матрешки, они были и остаются самыми любимыми игрушками у детей. Это настоящая русская красавица – кукла с секретом. А вы знаете, в чем секрет матрешки?

Дети: Матрешка разнимается на две половинки.

4). Рассматривание матрёшек, игры с ними.

Воспитатель: Матрешка разнимается на две половинки, и в одной матрешке можно увидеть еще одну.

Игры с матрёшками.

Воспитатель: Давайте посчитаем, сколько куколок живет в самой большой матрешке.

Дети: 7 (Дети считают)

Воспитатель: Скажите, из какого материала сделаны матрешки? Какие узоры видите на них?

Дети: Из дерева. Трава, листочки, цветы.

Воспитатель: Фигурки матрешки вырезали из деревянного бруска. Выбирали липу, ольху, березу. Сначала выполняется самая маленькая неразъёмная фигурка. Затем фигуры обрабатывают шкуркой и расписываются, иногда покрываются лаком. Впервые изготовил чудесную русскую игрушку мастер Василий Петрович Звёздочкин, а расписал её художник Сергей Малютин и называлась она «Матрёна». Она держала в руках чёрного петуха. Платье и сарафан были украшены цветами. (Показ картинки)

Воспитатель: Ребята, а хотите, тоже стать мастерами – художниками, которые расписывают узорами матрешек. Я вас приглашаю в творческую мастерскую.

5). Работа в творческой мастерской.

(Подводит детей к столам, где лежат силуэты матрешек, фломастеры).

Воспитатель: Посмотрите, у этих матрешек мастер забыл украсить сарафаны. Давайте поможем ему выполнить узоры на сарафанах.

(Педагог показывает разукрашенный силуэт матрешки).

Воспитатель: У меня получилась вот такая матрешка, а вы можете нарисовать свои узоры.

6). Самостоятельная деятельность детей.

7). Выставка работ детей .

Воспитатель: У вас получились замечательные матрешки, и я вам предлагаю оформить выставку ваших куколок.

(Дети придумывают имена своим матрёшкам) .

Получилось все на диво,

И забавно, и красиво!

Громче хлопайте в ладошки!

Вот они матрешки – крошки!

IV. Заключительная часть.

1. Подведение итогов.

Воспитатель: Ребята, музей уже закрывается. Нам надо возвращаться в группу. Встаньте, пожалуйста, все в круг и повторяйте за мной слова: «Вокруг себя повернись и в группе очутись!».

Воспитатель: Давайте присядем на коврик и вспомним, в каком музее мы сегодня с вами побывали?

Дети: В русском народном музее.

Воспитатель: Что вы можете рассказать родителям об этом музее?

Дети: Видели русские народные игрушки (дымковские игрушки, тряпичные куклы, матрёшки).

Воспитатель: Как помогли мастеру – художнику?

Дети: Разукрасили сарафаны матрёшкам.

Воспитатель: Мне с вами было очень приятно провести время. Спасибо вам за это.

2. Рефлексия.

(Приём рефлексии «Солнышко »).

Воспитатель: На доске у меня висит круг от солнышка. Жёлтые и голубые лучики лежат в тарелочке на столике. Если вам было интересно, и вы узнали что-то новое, то прикрепляете жёлтый лучик, а если что-то не понравилось, прикрепляете голубой лучик.

Прогнозируемый результат:

*повысить интерес воспитанников к родной истории, к культуре своего народа;

*сформировать знания детей о материалах и особенностях росписи русских народных игрушек;

*обогатить словарный запас детей по теме «Русские народные игрушки»;

*привлечь детей к обмену информацией по теме занятия в ходе общения с родителями.

Читайте также: