Конспект занятия по дымковской игрушке в подготовительной группе

Обновлено: 05.05.2024

Подготовила: Сушкова Олеся Валерьевна, воспитатель МДОБУ детский сад № 105, города Сочи.
Актуальность: этот материал поможет родителям и воспитателям легко и доступно объяснить детям историю создания дымковской игрушки.
Цель: знакомство с историей создания и видами дымковской игрушки.
Задачи:
1. Развитие познавательного интереса к истории создания дымковской игрушки.
2. Воспитание уважения к взрослому труду и к труду гончаров.
3. Развитие эстетического вкуса.
Атрибуты: иллюстрация дымковских игрушек, шаблоны дымковских игрушек, краски гуашь, кисти.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель: Ребята, во что вы любите больше всего играть? (в игрушки)
- А вы знаете, из чего сделаны ваши игрушки? (игрушки сделаны из пластмассы, резины, металла, дерева, ткани)
- А хотите узнать, какие игрушки делают в селе Дымково? (да).
- Дымковская игрушка «родилась» в Кирове. Пять столетий назад за речкой Вяткой находилось небольшое село Дымково. (слайд 1) Среди жителей села оказалось много талантливых мастеров гончарного дела, которые стали заниматься производством игрушек. Целые семьи занимались рабочим процессом: одни добывали глину и делали смеси из комового мела; другие — лепили игрушки; третьи — их обжигали; четвертые — белили и разрисовывали.
- Таким образом, процесс создания дымковской игрушки состоит из двух этапов: формирование фигурки и ее раскраска. (слайд 2)
Для создания фигурки использовалась глина и речной песок. Как правило, это была вятская красная глина. Каждая деталь игрушки состоит из тела и остальных частей (ножки, ручки, голова и так далее). Все детали между собой скрепляются плавными переходами. Готовая деталь сушиться на открытом воздухе несколько суток. Затем обжигается на огне. Раньше для этого использовали русскую печь. Сегодня — это муфельная печь, где температура достигает 1000С.
Когда заготовка остывает, ее отбеливают темперными красками. Наши предки для этой цели использовали молоко.
Следующий этап создания игрушки — это раскраска, где используются только чистые цвета без смешивания. Обязательно использовали яркие цвета: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый. В старину для этого брали естественные красители на основе яиц, молока, сажи, уксуса. Сегодня есть для этого готовые акриловые краски. Главное требование дымковской игрушки - это яркость и естественность. Для раскраски игрушки также использовали особый мотив, который получил название «дымковский». В рисунках использовали элементы кружочков, точек, линий, клеточек, полосок, кривых, волн, квадратов, колец, овалов. (слайд 3)
- Итак, ребята, традиционные образы дымковских игрушек — это барыня, домашние животные, индюк. (слайд 4) Все они выполнены в ярких цветах, что показывает радость жизни. Дымковская игрушка является эксклюзивной, потому что каждая мастерица пытается привнести в изделие свои авторские наработки. Поэтому невозможно найти две абсолютно идентичные игрушки. Давайте и мы с вами побываем в роли мастеров и мастериц и распишем дымковскую игрушку.
(детям дается шаблон игрушки и необходимо создать дымковский образ)
- Посмотрите, ребята, какие красивые и разные получились у нас игрушки.

Конспект занятия «Дымковская игрушка», сопровождающей презентацией, раздаточным материалом. Эти разработанные материалы могут быть использованы с детьми подготовительной группы в ходе НОД, так и в совместной деятельности с детьми. С помощью программы Microsoft Word и PowerPoint подготовлена мультимедийная презентация, которая сопровождается фильмами и музыкой по теме и раздаточным материалом: «Элементы дымковской игрушки» и «Трафареты Дымковской игрушки» . Возможности программы позволяют быстро создать печатный раздаточный материал нужного содержания и качества. Они помогут познакомить дошкольников с народными промыслами России, в доступной форме расскажут об истории возникновения, об особенностях промысла.

ВложениеРазмер
Конспект занятия "Дымковская игрушка" 23.59 КБ
Презентация "Дымковская игрушка" 1.26 МБ
Раздаточный материал "Дымковская игрушка" 91.11 КБ
раздаточный материал-трафареты Дымковской игрушки 78.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Дымковская игрушка», для детей подготовительной группы, с использованием презентации и раздаточным материалом.

Назначение: Воспитатели ДОО, учителя начальных классов, любознательные родители. Конспект подходит для занятия с детьми 5-7лет.
Цель: Знакомство детей с народной культурой.
Задачи - Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России.
- Формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек, умение создавать узоры по собственному замыслу. Учить выделять элементы геометрического узора Дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины). Учить расписывать Дымковскими узорами.
- Познакомить с историей Дымковской игрушки.
- Закреплять знания детей о процессе изготовления Дымковской игрушки и умение рассказать об этом.
- Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.
Предварительная работа составление презентации «Дымковская игрушка», оригинальные Дымковские игрушки для демонстрации, напечатанные трафареты на белой бумаге (формат А 4), «Карточки-образцы с элементами Дымковской росписи» и цветные карандаши.
Индивидуальная работа : Оказывать помощь в рисовании элементов «Дымковской росписи».

Вид занятия: Познавательное.

Тип занятия: Художественная деятельность.

Тема занятия: "Дымковская игрушка".

Возраст : 5-7 лет.

Способы организации детей на занятии: с группой и индивидуальная работа с детьми. Воспитывать аккуратность при работе с кисточкой, краской.

Предварительная работа с детьми: Рассматривание альбома "Декоративно-прикладное искусство. Чтение и заучивание стихотворений о Дымковских игрушках.

Материал: демонстрационный Презентация, Раздаточный материал. Образцы Дымковских игрушек.

Словарь: Народные умельцы, Дымковская роспись, Дымково.

Оборудование: Ноутбук, проектор, экран, Презентация, раздаточный материал, образцы глиняных Дымковских игрушек, цветные карандаши.

1.. Вводная часть.

1.1 Краткий обзор о Дымковской игрушке и ее истории. (Теория, презентация "Дымковская игрушка" Слайд 1-7)

2.1 Элементы росписи и образы Дымковской игрушки. (Презентация Слайд 8,9,10,11)

2.2 Физкультминутка "Мы игрушки расписные"

3. Практическая часть.
3.1 Роспись Дымковской игрушки.

Воспитатель раздает набор карточек с элементами Дымковской росписи каждому ребенку.

Трафареты Дымковских игрушек (барыня, барашек, лошадка) на выбор детей.
Дети ,ориентируясь на экран и раздаточный материал, продумывают и представляют свой орнамент
и расписывают трафарет Дымковской игрушки. Для образца на экран воспитателем выводится (слайд №11).

Фоном звучит тихая русская народная музыка.

Дети расписывают трафареты бумаги А4 с использованием полученных знаний.

4.1 Воспитателем организуется выставка детских работ.

4.2 Анализ детских работ.

Ход занятия:
I Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, у вас всех есть игрушки, а из чего они сделаны?
Дети: Наши игрушки сделаны из пластмассы, резины, металла, дерева, ткани.
Воспитатель: Давайте узнаем, какие игрушки делают в селе Дымково?
(Слайд №2)
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нет цвета дымного,
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!
(В.Феофанов)
Воспитатель: Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? С вами познакомимся с дымковскими глиняными игрушками. Родился в заречной большой слободе Дымково близ города Вятка. В давние времена жители этой слободы от мала, до велика, лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки. В пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой. Возможно ,от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника «Свистопляска». Позднее ярмарка-праздник стала называться «Свистунья». Что же это за игрушки, давайте посмотрим?
(Слайд №3)
II. Основная часть
1.Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Красноногий, желторогий,
Мчится глиняный олень.
(Слайд №4)
2.Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка,
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост,
У него совсем не прост,
Точно солнечный цветок,
Да алее гребешок.
(Слайд №5)
3. Дымковская барышня вся в оранжевых, золотых, алых и зеленых узорах.
Посмотри, как хороша,
Эта девица-душа,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.
(Слайд №6)
4. Даже кони в праздничных нарядах.
Кони глиняные мчатся,
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержатся,
Если гриву упусти.
(Слайд №7)
Воспитатель: Что общего у всех этих игрушек?
Дети: У всех игрушек яркие краски, все на белом фоне, покрыты красивыми узорами.
Воспитатель: А как вы думаете, какой краской сначала покрывают игрушку?
Дети: Белой. На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются.
Воспитатель: А сможете предположить, откуда взяли мастера белый цвет?
Дети: Они взяли от снега, у зимы. Игрушки же лепили зимой.
Воспитатель: Правильно! Белый фон взяли мастера от заснеженных полей, когда зимой все вокруг белым - бело. В тех местах зима длинная, а снега много. Мастерам хочется сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег. Почему их раскрасили в яркие цвета?
Дети: Потому что, они делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками.
Воспитатель: Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?
Дети: Они использовали яркие цвета: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый,
зеленый.
Воспитатель: Какие узоры вы видите на игрушках?
( Слайд №8)
Дети: На игрушках –(кружочки, точки линии, клеточки, полоски, кривые, волны, квадраты, кольца, овалы)
Воспитатель: Какие образы можно увидеть в Дымковских игрушках?
(Слайд №9)
Дети: Лошадка, петушок, олень, баран, барышня.
Воспитатель: Наиболее ,распространённые сюжеты:
(няньки с детьми, водоносы, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.)
Дети смотрят видео на экране, воспитатель параллельно рассказывает. (Слайд №10)
Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза. Первый раз, она рождается, ее лепят из красной глины. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и прилепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности. Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка раскаляется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем. А когда рождается третий раз?
Дети: В третий раз игрушка рождается, когда ее белят и расписывают красками.
Воспитатель: Потом ее белят мелом, разведенным молоком, и расписывают. Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота, придающее еще большую нарядность игрушке .Так она рождается третий раз. Красивые яркие, нарядные игрушки продают на ярмарке. Изготовление игрушки, от лепки и до росписи — процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может быть, двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.

Физкультминутка
Мы игрушки расписные,
(Стойка прямо, небольшие покачивания плечами)
Хохотушки вятские
(Улыбка друг другу с поворотом)
Щеголихи слободские,
(Поворот вокруг себя)
Кумушки посадские.
(Небольшие приседания)
У нас ручки крендельком
(Показ рук вперед, на пояс)
Щёчки будто яблочки,
(Легкие прикасания к своим щекам)
С нами издавна знаком
(Стойка прямо)
Весь народ на ярмарке.
(Поклон

3. Практическая часть. (Можно включить негромкую народную музыку)
Работа по таблице «Цвет и форма» (на экране).
(Слайд №11-12)

Воспитатель: Предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и расписать трафареты Дымковской игрушки (см. Приложение №1) Для того чтобы начать работу необходимо:
Выбрать рисунок-шаблон, с которым вы будете работать: Дымковская барышня, лошадка, барашек…
Воспитатель: раздает напечатанные трафареты всей группе .Сегодня вы приобщитесь к мастерицам Дымковской игрушки. Мы будем украшать игрушку узорами.

Вспомните элементы узоров при росписи Дымковских игрушек и продумайте свой узор, состоящий из шаблонных элементов.

Воспитатель: Раздает каждому ребенку набор карточек «Элементы Дымковской росписи»

Давайте вспомним еще раз.

– Какие основные элементы геометрического орнамента чаще встречаются на игрушках? (Круги, овалы, клетка, полоска, точки, штрихи)

Посмотрите на экран. (слайд11) На экране расположены схемы с элементами Дымковской росписи.

- Дымковскую игрушку расписывают (элементы): кружками, кольцами, полосками, змейками. Обращайте внимание на карточки розданные вам с этими элементами.

А теперь, посмотрите на экран.
– Видите, как по-разному в узорах расположены элементы относительно друг друга.

в ряд;
в шахматном порядке;
в клетке между линиями.
– Обратите внимание на точки:
между кольцами;
на кольцах;
по краю колец.
– На цветовое сочетание элементов в узорах. Цвета - используемые в Дымковской игрушке это (стандартно)

красный, оранжевый, желтый, малиновый, синий, голубой, изумрудный, зеленый и в очень небольшом количестве коричневый и черный.

У дымковской игрушки есть свои цвета , есть свой орнамент своя форма, которая придает игрушке индивидуальность, что делает ее не похожей на другие игрушки.

Итак, вам предстоит задание: Оформить геометрическим узором. Выполните рисование цветными карандашами орнамента графическим способом: Для подбора цветовой гаммы воспользуйтесь таблицами на экране. Управляя процессом, художественной деятельностью детей воспитатель советует и оказывает помощь индивидуально.
4.Заключительная часть. Анализ детских работ.

(Выставка детских работ)

Воспитатель: Вот что у нас получилось!

– Какие замечательные работы получились у всех!

– Давайте выберем, чьи работы получились самыми интересными?

Мы оформим все работы выставкой и пригласим гостей посмотреть на искусство. Им будет очень приятно, что вы помните народные ремесла наших предков и продолжаете их искусство в современной жизни.

А научили вас Дымковскому искусству украшать игрушки вятские мастерицы. Не зря говорят в народе: «Умелец да рукодельник себе и другим людям радость приносит».

Оттого и любим мы народные игрушки, что столько в них доброты и веселья.
В конце занятия устраивается выставка.

Цель: Знакомство детей с народной культурой.

- Познакомить с историей Дымковской игрушки.

- Воспитание любови и уважения к труду народных мастеров, к народному искусству России.

- Формирование знаний о характерных особенностях росписи игрушек,умения создавать узоры по собственному замыслу.

- Развитие умения выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины, расписывать дымковскими узорами.

- Закрепление знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки и умение рассказать об этом.

- Развитие эстетического восприятия, чувства ритма, цвета, творческих способностей. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.

составление презентации «Дымковская игрушка», подбор иллюстраций «Дымковская игрушка», оригинальные дымковские игрушки для демонстрации, напечатанные трафареты на белой бумаге (формат А4) и цветные карандаши.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята,у вас всех есть игрушки,а из чего они сделаны?

Дети: Наши игрушки сделаны из пластмассы,резины,металла,дерева,ткани.

Воспитатель: Хотите узнать какие игрушки делают в селе Дымкого?

Ответы детей.

Воспитатель: Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

В ней нету цвета дымного,

А есть любовь людей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы.

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы.

Воспитатель Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? Давайте с вами познакомимся с дымковскими глиняными игрушками. Промысел родился в заречной большой слободе Дымково близ города Вятка. В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи,обжигают игрушки. В пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой. Возможно,от этого и возникло название Дымкого, а игрушки стали называть дымковскими. Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника «Свистопляска». Позднее ярмарка-праздник стала называться «Свистунья». Что же это за игрушки, давайте посмотрим?

Ответы детей.

Воспитатель (показывает иллюстрации) :

Через горные отроги,

Через крыши деревень,

Мчится глиняный олень.

Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный,

У большого индюка,

Все расписаны бока.

У него совсем не прост,

Точно солнечный цветок,

Да алее гребешок.

Дымковская барышня вся

в оранжевых, золотых, алых и зеленых узорах.

Посмитри, как хороша

Щечки алые горят,

Даже кони в праздничных нарядах.

Кони глиняные мчатся

На подставках,что есть сил.

И за хвост не удержатся,

Если гриву упустил.

Воспитатель: Что общего у всех этих игрушек?

Дети: У всех игрушек яркие краски, все на белом фоне, покрыты красивыми узорами.

Воспитатель: А как вы думаете,какой краской сначала покрывают игрушку?

Дети: Белой. На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются.

Воспитатель: А сможете предположить,откуда взяли мастера белый цвет?

Дети: Они взяли от снега,у зимы. Игрушки же лепили зимой!

Воспитатель: Правильно!Белый фон взяли мастера от заснеженных полей, когда зимой все вокруг белым-бело. Зима длинная,а снега много. Мастерам хочется сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег. Почему их раскрасили в яркие цвета?

Дети: Потому что они делались к празднику,поэтому раскрашивали их яркими красками.

Воспитатель: Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?

Дети: Они использовали яркие цвета:красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.

Воспитатель: Какие узоры вы видите на игрушках?

Дети: На игрушках кружочки,точки и линии, клеточки, полоски, кривые, волны, квадраты, кольца, овалы.

Воспитатель: Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках?

Воспитатель: Наиболее распространё нные сюжеты: няньки с детьми, водоносы, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.

Воспитатель: Ребята, хотите посмотреть как создается игрушка?

Ответы детей.

(Дети смотрят видео на интерактивном доске,воспитатель параллельно рассказывает).

Много труда надо вложить,чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза. Первый раз она рождается, когда ее лепят из красной глины. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности. Игрушку надо обжечь,чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка раскаляется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем. А когда рождается третий раз?

Дети: В третий раз игрушка рождается, когда ее белят и расписывают красками.

Воспитатель : Правильно. Потом ее белят мелом, разведенным молоком, и расписывают. Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота, придающее еще большую нарядность игрушке. Так она рождается третий раз. Красивые яркие, нарядные игрушки продают на ярмарке. Изготовление игрушки, от лепки и до росписи — процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.

Воспитатель: Предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и расписать трафареты дымковской игрушки.

(Напечатанные трафареты раздаются детям. Карандашами они начинают с удовольствием расписывать. В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. включается негромкая народная музыка. В конце занятия устраивается выставка.)

Воспитатель: Ребята, вы молодцы. Замечательные работы у вас получились. Нет ни одной одинаковой дымковской игрушки. Много интересного вы узнали о дымковской игрушке? Что больше всего понравилось?

Ответы детей.

Конспект занятия «Дымковская игрушка»

Конспект занятия «Дымковская игрушка» Конспект НОД по изобразительной деятельности в средней группе «Дымковская игрушка» Занятие по декоративному рисованию в средней группе «Дымковские.

«Дымковская игрушка». Презентация для второй младшей группы "Дымковская игрушка" презентация для второй младшей группы подготовила Овчаренко Марина Леонтьевна На берегу реки Вятки стоит село – Дымковская.

Консультация для родителей «Творим вместе с детьми. Дымковская игрушка» «Дымковская игрушка»Получить в детстве начало эстетического воспитания – значит на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать.

Конспект занятия цикла «Дымковская игрушка» Конспект цикла занятий на тему: «Дымковская игрушка». Цели и задачи: 1. Продолжать знакомить с дымковской игрушкой. Учить детей передавать.

Конспект НОД по изобразительной деятельности «Дымковская игрушка» Конспект НОД по рисованию «Дымковская игрушка» Цель: способствовать формированию представления у детей о происхождении дымковской игрушки,.

Конспект НОД занятия по художественному творчеству «Дымковская игрушка»

Конспект НОД занятия по художественному творчеству «Дымковская игрушка» Конспект НОД по теме Дымковская игрушка. (Средняя группа) Интеграция образовательных областей: познание, художественное творчество Цель:.

Конспект ООД «Дымковская игрушка» Вид «Художественное творчество» Цель: Обобщение знаний детей о дымковской игрушке. Формирование уважительного отношения к народному творчеству.

Конспект по лепке для детей старшей группы «Дымковская игрушка» Конспект по лепке для детей старшей группы «Дымковская игрушка» Задачи по изобразительной деятельности: учить передавать в лепке особенности.

Конспект занятия во второй младшей группе «Дымковская игрушка» Конспект занятия по художественно-продуктивной деятельности во второй младшей группе по теме «Дымковская игрушка» Цели: 1. Художественно-эстетическое.

ООД для детей средней группы по ознакомлению с народным декоративно-прикладным искусством «Дымковская игрушка» ООД для детей средней группы ДОУ по ознакомлению с народно-прикладным искусством, направленное на развитие познавательных и творческих способностей.

Конспект интегрированного занятия по теме «Дымковская игрушка» в подготовительной к школе группе детского сада.

Тема: Дымковская игрушка

Возрастная группа : подготовительная группа, 6 -7 лет

Форма НОД: занятие, деятельностный подход

Форма организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная.

Учебно-методический комплект: Программа «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы

Цель: художественно-эстетическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное и физическое развитие личности ребенка на фоне эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и другим людям; создание условий для возможности позитивной социализации ребенка, развитие инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Развивать логические, коммуникативные и познавательные универсальные действия; умения детей выполнять движения в соответствии с заданной задачей; развивать творческую активность, воображение; закреплять навыки работы с различными материалами; формирование представлений об объектах окружающего мира.

Продолжать развивать интерес к художественному творчеству, посредством знакомства с дымковскими игрушками и привлечения детей к росписи игрушки-лошадки, игрушки – барышни, лепке объёмной фигуры игрушки (по желанию детей). Закрепить знание элементов дымковской росписи (круги, кольца, точки, полосы, решётки). Закрепить практические навыки: промывание кисти перед использованием краски другого цвета; навык смешивания красок и использование палитры; навык лепки игрушки с натуры с использованием иллюстрированной карты – схемы. Обогатить, активизировать словарь художественными терминами.

1. Художественно-эстетическое развитие.

2. Речевое развитие.

3. Социально-коммуникативное развитие.

4. Познавательное развитие.

5. Физическое развитие.

Предметно-пространственная развивающая среда:

Занятие проводится в группе, разделенной на «Мастерскую» с выставленными экспонатами и «созидательную часть», где происходит творческая деятельность детей. Эта три компонента: стол для рисования на бумаге, стол для раскрашивания глиняных фигур и стол для лепки.

Наглядные средства: объёмные фигурки дымковских игрушек, иллюстрации и альбомы «Дымковская игрушка», карточки с элементами дымковской росписи, иллюстрированная карта – схема лепки игрушки, магнитная доска.

Оборудование для творчества: гуашь, кисти, салфетки, стаканы с водой, подставки для кисточек, наборы пластилина, доски для работы с пластилином, фартуки.

Музыкальные средства: спокойная музыка для самостоятельной деятельности детей, музыкальное сопровождение для подвижной игры «Лошадки».

Предварительная работа: знакомство с различными видами народно-прикладного искусства, просмотр презентации по теме, изучение элементов росписи, рассматривание иллюстраций и фигур игрушек, чтение стихов, потешек.

иметь представление об истории создания дымковской игрушки, знать особенности изготовления и техники росписи игрушек, эмоционально откликаться на красоту изделий народных промыслов, уважительно относиться к труду мастеров, употреблять в речи новые термины и образные выражения, позитивно реагировать на результаты своего творчества и творчества детей.

Содержание занятия

1. Мотивация к деятельности

Деятельность детей. (Игровая, речевая, двигательная деятельность)

Коммуникативная игра «Солнечные зайчики» (выполняется в парах, настраивает на позитивное настроение).

Мы все с зеркальцем играли (поворот ладошек)

Зайчик солнечный поймали (кулачки сжать)

Зайка, зайка озорной (грозим левым пальчиком)

Поиграй скорей со мной (грозим правым пальчиком)

Взаимодействие детей друг с другом. (Коммуникативная, игровая деятельность)

Мы все с зайчиком играли (ладошками показываем ушки зайчика)

И друг другу передали (пожать ладошки)

Взаимодействие с воспитателем. (Познавательная, речевая деятельность)

Воспитатель: Ребята, вы знаете, кого называют мастерами?

Сегодня мы ещё раз отправимся в Дымковскую мастерскую. А пойдём мы по волшебной дорожке. Повторяйте за мной волшебные слова.

«Дорога, дорога, раз, два, три -

Нас в мастерскую приведи».

Вот мы и пришли, только на мастерской висит замок.

Открыть мы его сможем, если правильно выполним задание. Нужно найти карточки с элементами Дымковской росписи и прикрепить их к магнитной доске.

Деятельность детей. (Познавательно - исследовательская деятельность)

Дети находят и прикрепляют карточки с элементами Дымковской росписи, Взаимодействие детей друг с другом. (Коммуникативная деятельность, решение проблемной ситуации)

Создаю проблемную ситуацию - прикрепляю карточки с элементом хохломской росписи. Если дети ошибаются – замок не открывается.

- Почему замок не открылся? (Дети отвечают.)

(Проблемная ситуация решена детьми и замок открылся.)

2. Основная часть.

Воспитатель: Вот мы и попали мастерскую. Посмотрите, сколько здесь фигурок. Давайте их рассмотрим, возьмем в руки, потрогаем, погладим и даже, если вы захотите, понюхаем. Какие они яркие, красочные, пестрые.

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

В ней что-то есть от радуги, от капельки росы.

В ней что-то есть от радости,

Гремящей как басы!

Взаимодействие с воспитателем. (Познавательно - исследовательская, коммуникативная деятельность, речевая деятельность, восприятие фольклора)

Как вы думаете, из чего сделаны эти фигурки? Для чего их изготавливали? Похожи они на современные игрушки?

(Рассматриваем фигурки индюка, барышни, коней, называем элементы росписи, цвета, фон сходства и отличия. По мере исследования каждой из фигур, я описываю её в стихах)

Какие дымковские игрушки вам понравились?

Вот индюк нарядный

Весь такой он ладный

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост -

Точно солнечный цветок.

Да алеет гребешок.

Дымковская барышня вся в оранжевых, золотых, алых и зеленых узорах.

Посмотри, как хороша

Эта барышня – душа

Щечки алые горят,

Даже кони приобрели сказочный наряд.

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил.

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил

Взаимодействие с воспитателем. (Познавательно - исследовательская, коммуникативная деятельность, речевая деятельность)

Как вы думаете, можно ли спутать дымковские игрушки с другими народными игрушками. Что в них особенного? Какие геометрические фигуры и цвета?

Взаимодействие детей друг с другом. (Социально-коммуникативная деятельность, творческая, речевая, аналитическая деятельность)

Игра «Загадай-ка – отгадай-ка». (Дети разбиваются по парам. Один ребенок задает вопрос, другой отвечает. Затем меняются)

3. Организация продуктивной деятельности.

Взаимодействие с воспитателем. (Игровая, коммуникативная деятельность, речевая, музыкальная, двигательная деятельность)

Воспитатель: как вы считаете, готовы мы теперь поработать как настоящие мастера? Дети отвечают? Хотите поработать? Тогда поехали

Подвижная игра «Лошадки»

Прежде чем приступить к работе, разогреем наши пальчики.

«Послушные пальчики»

Кисточку в руках катаю (трём ладошки друг о друга)

Между пальчиков верчу (пальцы в замок)

Непременно каждый пальчик быть послушным научу.

(Массаж пальчиков.)

Самостоятельная деятельность детей. (Групповая и индивидуальная деятельность, творческая, конструирование, коммуникативная и изобразительная деятельность)

Дети занимают места. Выбирают тот вид деятельности, какой им больше нравится.

Первый стол: раскрашивание по образцу глиняных фигур.

Второй стол: лепка дымковских игрушек.

Третий стол: самостоятельное рисование дымковской игрушки и ее раскрашивание.

Давайте подготовим свой внешний вид к работе.

Дети надевают фартуки, садятся за столы и приступают к работе.

(Звучит спокойная музыка, во время работы слежу за осанкой детей.)

У вас получились замечательные игрушки расписанные…какой росписью? Пусть ваши работы пока подсыхают, потом мы их поместим на выставку!

(Дети рассматривают работы, обмениваются впечатлениями.)

Взаимодействие с воспитателем. (Коммуникативная деятельность, речевая деятельность, формирование эмоциональной отзывчивости)

Нам пора возвращаться, давайте произнесём волшебные слова.

«Дорога, дорога, раз, два, три

Нас обратно приведи!»

Вам понравилось в мастерской «Дымковская игрушка»? Тогда я приглашаю вас в следующий раз в другую мастерскую. Всех благодарю за работу и прошу помочь в организации выставки работ.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Дымковская игрушка»

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Дымковская игрушка» Программное содержание : Продолжать знакомить детей с творчеством дымковских мастеров, с художественными традициями в изготовлении игрушек.



Назначение: Воспитатели ДОО, учителя начальных классов,любознательные родители.Конспект подходит для занятия с детьми 5-7лет.
Цель: Знакомство детей с народной культурой.
Задачи-Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России.
- Формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек,умение создавать узоры по собственному замыслу.Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).Учить расписывать дымковскими узорами.
- Познакомить с историей Дымковской игрушки.
- Закреплять знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки и умение рассказать об этом.
- Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.
Предварительная работа составление презентации «Дымковская игрушка», оригинальные дымковские игрушки для демонстрации,напечатанные трафареты на белой бумаге(формат А4) и цветные карандаши.

Воспитатель Ребята,у вас всех есть игрушки,а из чего они сделаны?
Дети Наши игрушки сделаны из пластмассы,резины,металла,дерева,ткани.
Воспитатель Давайте узнаем какие игрушки делают в селе Дымкого?
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
(В.Феофанов)
Воспитатель Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? С вами познакомимся с дымковскими глиняными игрушками.Родился в заречной большой слободе Дымково близ города Вятка.В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи,обжигают игрушки.В пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой.Возможно ,от этого и возникло название Дымкого,а игрушки стали называть дымковскими. Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника .Позднее ярмарка-праздник стала называться . Что же это за игрушки,давайте посмотрим?






Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка,
Все расписаны бока.
Посмотрите,пышный хвост,У него совсем не прост,
Точно солнечный цветок,
Да алее гребешок.



Дымковская барышня вся в оранжевых,золотых,алых и зеленых узорах.
Посмитри, как хороша
Эта девица-душа,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.



Даже кони в праздничных нарядах.
Кони глиняные мчатся
На подставках,что есть сил.
И за хвост не удержатся,
Если гриву упустил.



Воспитатель Что общего у всех этих игрушек?
Дети У всех игрушек яркие краски, все на белом фоне, покрыты красивыми узорами.
Воспитатель А как вы думаете,какой краской сначала покрывают игрушку?
Дети Белой.На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются.
Воспитатель А сможете предположить,откуда взяли мастера белый цвет?
Дети Они взяли от снега,у зимы. Игрушки же лепили зимой.
Воспитатель Правильно!Белый фон взяли мастера от заснеженных полей,когда зимой все вокруг белым-бело.В тех местах зима длинная,а снега много.Мастерам хочется сделать игрушку такой же чистой и белой,как снег. Почему их раскрасили в яркие цвета?



Дети Потому что они делались к празднику,поэтому раскрашивали их яркими красками.
Воспитатель Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?
Дети Они использовали яркие цвета:красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.
Воспитатель Какие узоры вы видите на игрушках?
ДетиНа игрушках кружочки,точкиБ линии, клеточки, полоски, кривые, волны, квадраты, кольца, овалы.





Воспитатель Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках?
Дети Лошадка,петушок,олень,баран,барышня.
Воспитатель Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоносы, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.




Воспитатель Давайте посмотрим как создается игрушка?

(Дети смотрят видео на интерактивном доске,воспитатель параллельно рассказывает).
Много труда надо вложить,чтобы игрушка стала такой нарядной.Она рождается три раза.Первый раз она рождается,когда ее лепят из красной глины.Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности.Игрушку надо обжечь,чтобы она стала прочной.От сильного жара игрушка раскаляется,а когда остывает,глина становится звонкой и крепкой.Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем.А когда рождается третий раз?
Дети В третий раз игрушка рождается,когда ее белят и расписывают красками.
Воспитатель Потом ее белят мелом,разведенным молоком,и расписывают.Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота,придающее еще большую нарядность игрушке.Так она рождается третий раз.Красивые яркие,нарядные игрушки продают на ярмарке.Изготовление игрушки, от лепки и до росписи — процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.




Воспитатель Предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и расписать трафареты дымковской игрушки.






Напечатанные трафареты раздается детям. Карандашами они начинают с удовольствием .В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце занятия устраивается выставка.

Читайте также: