Конспект занятия по изо дымковская игрушка в средней группе

Обновлено: 07.05.2024

Интеграция областей: «Художественно - эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Цель: Учить детей украшать силуэты изделия, элементами дымковской росписи. Продолжать формировать интерес к декоративному рисованию.

1. Обучающие задачи:

Знакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки, приобщать к истокам русской культуры и народно-прикладному творчеству. Закреплять знания детей о дымковской игрушке, особенностей узоров и цвета узоров. Закреплять умение детей рисовать простейшие элементы дымковской росписи (кружочки, точки, волнистые линии).

2. Развивающие задачи:

развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно рисовать элементы дымковской росписи: круги, прямая линия, волнистая линия, точки, подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки; мелкую моторику рук.

3. Воспитательные задачи:

• воспитывать интерес и любовь к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров;

• способствовать проявлению положительных эмоций;

методы и приемы (игровой, наглядный (показ презентации, практическая деятельность детей, вопросы к детям словесная)

Словарная работа: Слобода, обжигать, расписывать.

Оборудование: Дымковские игрушки

Презентация «Дымковские игрушки»

Элементы дымковской росписи.

Раздаточный материал: Вырезанные шаблоны дымковских лошадей на каждого ребенка

Гуашь, салфетки, кисти тонкие, ватные палочки, баночки с водой.

Рассматривание презентации из серии «Дымковская роспись», дымковских игрушек. Чтение стихов и потешек об дымковских игрушках.

Индивидуальная работа: Обратить внимание на положение кисточки в руке у Андрея, учить Милену рисовать волнистые линии.

1. Вводная часть.

Воспитатель : Здравствуйте, дети. Я вас приглашаю в старинное село Слобода Дымково. Это очень старинное название деревни. В Слободе Дымково живут мастера, которые изготавливают вот такие красивые дымковские игрушки. Посмотрите, что за корзиночка стоит на столе, а рядом письмо лежит. А в корзиночке дымковские игрушки.

Давайте сядем и рассмотрим дымковских игрушек и узнаем от кого письмо. (Дети рассматривают игрушки)

А письмо из слободы Дымково . Слобода – это такое старинное слово деревни. В наше время это село или поселок. (словарная работа)

Ребята посмотрите, здесь в конверте есть письмо и лошадки, они очень грустные. Давайте узнаем, почему? (воспитатель читает письмо)

Дорогие ребята! У нас случилась беда. Скоро ярмарка, а все мастера ушли в отпуск. Вот остались не расписанные игрушки-лошадки. Жители Дымково просят помощи. Дети мы поможем жителям?

Дети: Да, поможем!

Воспитатель: А как мы им поможем?

Дети: Мы нарисуем узоры

Воспитатель: Дети дымковских игрушек расписывали мастера.

Мастера ( Словарная работа) – это люди, которые лепят разные игрушки из глины и обжигают их.

Слово обжигать (Словарная работа) – это когда мастер, слепив игрушку, отправляют их в очень горячие печки для просушивания. Такие изделия очень прочные.

Слово расписывание ( Словарная работа) -это слово значит рисование узоров на готовых глиняных игрушках.

Чтобы помочь грустным игрушкам, предлагаю нам превратимся в настоящих дымковских мастеров.

Игра- превращение «В мастера превратись»

Один, два, три, четыре, пять (порядковый счет до 5 ФЭМП)

(хлопаем в ладошки)

В превращалочку играй, (берутся за ручки)

Два шага налево (выполняют движения согласно тексту)

Два шага направо

Глазки мы закроем

Глубоко вдохнем (дыхательное упражнение)

И тихо, тихо выдохнем

Вот теперь мы мастера!

2. Основная часть

Воспитатель: Но чтобы приступить к работе, сначала посмотрим на работы настоящих мастеров в презентации «Дымковские игрушки»

Воспитатель: Ребята, вам понравились дымковские игрушки?

Воспитатель: А какой главный цвет присутствует в росписи дымковской игрушки?

Воспитатель: Сейчас посмотрим, как мы будем расписывать лошадку.

Продолжить показ слайда с техникой прорисовки узоров.

(Воспитатель описывает последовательность рисования узоров лошадки).

Воспитатель: С начала, рисуем линии на гриве лошадки, затем рисуем глаза и уздечку черной краской. Закрашиваем ушки лошадки в синий цвет, чтобы было красиво и хвост черной краской.

Рисуем волнистые линии сверху, вниз по туловищу лошадки, не забываем оставлять место для кружочков.

Воспитатель: Наши глазки устали, предлагаю сделать зарядку для наших глаз.

Гимнастика для глаз: «Яркое солнышко»

«солнце ослепило наши глазки», закрыть глаза ладонями, затем открыть глаза и поморгать. (1-3 повторить)

Воспитатель: Дети, покажите в воздухе, как мы будем рисовать волнистую линию, кружек, точку. (Дети повторяют технику рисования волнистой линии, кружочка и точки в воздухе)

А чтобы рисовать кружочки возьмите ватные палочки.

Одним кончиком ватной палочки рисуем желтые кружочки, а другим кончиком ватной палочки рисуем точки внутри кружочков. (нетрадиционное рисование)

Воспитатель: Перед тем как начнем рисовать, давайте вспомним узоры и поиграем в игру «Назови элементы узора»

Вот лежат геометрические фигуры, выбирайте, кому какая геометрическая фигура нравится . (Дети берут по одной геометрической фигуре)

Воспитатель: А теперь назовите геометрическую фигуру и цвет и переверните фигуру и назовите элемент узора. (ФЭМП)

Дети: Прямая линия, волнистая линия, клетка, точка, круг.

Воспитатель: А теперь приступайте к работе мастера.

Старайтесь, чтобы работы были аккуратными.

Не набирайте много краски, лишнюю воду с кисточки промачиваем о салфетку.

Воспитатель: Ну-ка мастера потрудитесь,

раскрасьте лошадку не ленитесь.

Дети приступают к работе.

Самостоятельная работа детей.

(Классическая музыка Д. Шостакович «Забвение» во время самостоятельной работы детей)

Индивидуальная работа: Обратить внимание на положение кисточки в руке у Андрея, учить, Зарину рисовать волнистые линии.

Воспитатель: Дети, наши пальчики устали, давайте немного отдохнём, а затем продолжим рисовать.

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали. (активное сгибание и разгибание пальцев)

Пусть немного отдохнут,

Снова рисовать начнут. (встряхнуть руками перед собой)

Дружно локти отведем, (энергично отвести локти назад)

И рисовать начнем.

Дети продолжают самостоятельную работу.

3. Заключительная часть.

Воспитатель: А сейчас нам пора обратно превращаться из мастеров в детей детского сада. Давайте хлопнем пять раз в ладоши, и мы тут же станем снова детьми. Не забывайте, что сейчас мы превращаемся обратно, значит, и счёт у нас будет обратный.

«Пять, четыре, тир, два, один».

Вот и снова мы маленькие дети.

- Скажите, вам понравилось наше превращение в мастеров?

- Какую игрушку мы расписали?

- Каким узором мы рисовали? (Дымковский роспись).

- Как думаете, нужная ли работа дымковских мастеров.

Воспитатель предлагает полюбоваться лошадками. Выбрать, понравившуюся лошадку. Предложить рассказать, почему им понравилась эта лошадка.

Худ.слово: «Все лошадки не простые,

А волшебно расписные.

Белоснежны как березки,

Кружочки, волны, точки.

Простой казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор».

Воспитатель: Вот наши лошадки засветились, заиграли яркими красками. Я эти лошадки сегодня же обратно отправлю письмом в слободу Дымково.

Жители слободы Дымково будут благодарны вам за помощь.

Сегодня вы были отличными мастерами дымковской росписи.

Я горжусь вами! Спасибо за вашу работу, мастера.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности декоративное рисование "Дымковские коняшки"

Конспект совместной деятельности декоративного рисования на объемной форме "Дымковские коняшки".


Конспект занятия по декоративному рисованию. «Дымковская барышня. Ткань на юбку»

Вызвать интерес к росписи дымковской игрушки.


Конспект занятия по декоративному рисованию «Филимоновская игрушка».

Познакомить с Филимоновской игрушкой, её характерными особенностями.

Конспект занятия (НОД) по рисованию "Дымковская игрушка"

Конспект предназначен для работы с воспитанниками 5-го года жизни.


Занятие по декоративному рисованию "Дымковская слобода"

Приобщение детей к истокам народной культуры посредством декоративного рисования.


конспект занятия по декоративному рисованию "Филимоновская игрушка"

Цель занятия: расширить представления детей о многообразии филимоновской игрушки; показать особенности выполнения росписи различных бумажных силуэтов.


КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ДЕКОРАТИВНОМУ РИСОВАНИЮ «ДЫМКОВСКАЯ БАРЫШНЯ» (СТАРШАЯ ГРУППА)

Программные задачи: 1. Учить детей самостоятельно придумывать узор по мотивам дымковской росписи, располагая его на силуэтах дымковских барышень.2. Закреплять умение детей рисовать линии, точки, .

Задачи: Продолжать учить детей составлять узор из элементов дымковской росписи (точки, колечки, кружочки, полоски). Закреплять умения: концом кисти наносить точки, прямые и волнистые линии, всей кистью рисовать круги, дуги, кольца, правильно держать кисть. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, творчество. Вызывать интерес к народной игрушке. Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе, уважение к работе народных мастеров.

-рассматривание дымковских игрушек и беседа о них;

-рассматривание альбома «Дымковские игрушки»;

-рисование элементов дымковского узора;

-составление рассказов и сказок, действующими лицами которых являются дымковские игрушки;

-разучивание стихотворений о дымке.

Материал, инструменты, оборудование:

Картина зимнего пейзажа (старинные избы, из труб идёт дым, деревья в зимнем наряде);

-дымковские игрушки (индюк, барышня, птичка, конь);

-образцы элементов дымковской росписи.

-силуэты игрушек (индюк, барышня, птичка, конь, козлик)-на выбор ребёнка;

-гуашь, кисти, салфетки, стаканчики с водой.

Методические приё мы:

-показ и объяснение воспитателя;

-напоминание о технике рисования;

-наблюдение за работой детей;

-анализ работы воспитателем и детьми.

Музыкальное сопровождение: запись русских народных мелодий.

Ход занятия:

-Ребята, я приглашаю вас в мини-музей дымковской игрушки (выставка дымковских игрушек).

-На севере нашей страны, в селе Дымково живут замечательные мастера, которые умеют делать из глины забавные игрушки и украшать их яркими узорами (показать картинку зимнего села Дымково)

Дым идёт из труб столбом,

Точно в дымке всё кругом.

И село большое Дымково назвали!

-В древние времена жители села от мало до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой всё село в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки. Возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими.

Вот эти игрушки! (показать)

Игрушки не простые, а дымковские, расписные!

-Посмотрите, какие разные игрушки делают дымковские мастера!

-Назовите, кого вы видите? (олень, барашек, конь).

-У всех одинаковые ноги, тело. Вместо шерсти нарисованы узоры. Мастера выделили у каждого животного самое главное, что отличает их от других: у оленя - ветвистые рога, у барашка – рога загнутые кольцами.

-Давайте рассмотрим, какими узорами украшены животные? (из кругов, колец, полос, кругов)

-Ребята, круги, кольца, полосы называются элементами узора (крупные и мелкие элементы сочетаются)

-Необычные сказочные птицы. Кто это? (уточка, петушок, индюк)

-Узоры у птиц более сложные, че у животных. Особенно красив и наряден индюк! Его большой круглый хвост и крылья похожи на сказочные цветы. На них не только нарисованы различные круги, кольца, волнистые линии, но и налепы, пышные оборки (показать).

-Самой известной дымковской игрушкой была женская фигура - Барышня, Водоноска, Няня с малышами на руках… Они носили яркие расписные юбки, украшенные оборками фартуки, на шее бусы. Разнообразные узорчатые юбки (клетчатый узор, а в каждой клетке кольца, круги, точки)

-Из каких элементов составлен узор на этой юбке? (из полос)

-Что надето на голове? (кокошники, шляпки)

-Своими игрушками дымковские мастера радуют и веселят людей.

-Посмотрите и назовите все цвета красок, которыми рисуют узоры дымковские мастера (красный, оранжевый, синий)

-Они хорошо выделяются на белом фоне игрушек. Много разных ярких красок в узорах! Поэтому игрушки такие радостные и весёлые даже в пасмурный день!

-Для чего нужны дымковские игрушки? (есть игрушки с которыми играют, а есть те, которыми жилища украшают)

-Игрушки лепят из глины, затем несколько дней подсыхают в комнате, затем обжигают в специальных печах. Игрушки становятся твёрдыми. Когда игрушки остынут, их покрывают белой краской, затем «наряжают». Расписывают яркими красками с помощью мягких кисточек.

-Ребята, вы тоже попробуете украшать дымковскими узорами силуэты животных, птиц или барышень.

Динамическая пауза «Мы в музее побывали»

Мы в музее побывали, очень многое узнали (шагаем на месте)

Хорошо всё рассмотрели и, конечно, поумнели, (развести руки,

дотронуться до головы)

Но пора нам отдохнуть, разомнёмся снова в путь (шагаем)

Для начала мы с тобой крутим только головой,

Корпусом вращаем тоже, это мы, конечно, сможем.

А теперь мы приседаем, мы прекрасно понимаем-

Ноги нужно укреплять, 1, 2, 3, 4, 5. (приседаем)

Напоследок потянулись, вверх и в стороны, прогнулись!

-Предлагаю вам стать дымковскими мастерами! Давайте украсим дымковским узором силуэты игрушек. Согласны быть дымковскими мастерами?

1, 2, 3, 4, 5 начинаем мы играть!

Вправо, влево повернись,

В мастеров все превратись!

-Приглашаю в художественную мастерскую!

-Возьмите любую игрушку и пройдите на свои места.

-Чтобы кисточка стала волшебной, нарисуем элементы узора в воздухе (изображаем в воздухе)

-Закройте глаза, придумайте узор…начинайте рисовать красиво, ярко, аккуратно.

Обращать внимание на осанку, на количество набранной краски, о правильном смывании в воде краски с кисти.

Вот помощники мои

Их, как хочешь поверни!

Так и эдак, эдак-так,

Не обидятся никак!

Можешь пальцы сосчитать:

10 пальцев - пара рук! Вот твоё богатство, друг!

(Продолжаем работать)

Выставить рисунки детей.

-Вот он дымковский хоровод! Сколько в нём много разных игрушек! Но объединяет их цвета красок и узоры! А вам нравятся ваши работы?

На них смотреть нам всем интересно!

Игрушки украшены просто чудесно!

Планирование НОД по рисованию в средней группе: «Дымка»

Планирование НОД по рисованию в средней группе: «Дымка» «Узор на полосе – дымковская игрушка».Предварительная работа: Рассказ воспитателя о создании дымковской игрушки, о мастерах, особенностях.

Знакомство с дымковской игрушкой. Декоративное рисование. Знакомство детей с дымковской игрушкой. (2002г) (младшая группа). Занятие 1. «Украшение платочка». Программное содержание. 1. Познакомить.

в средней группе. Дымковская игрушка.

Тема: «Нарисую я лошадку».

Цель: Знакомить детей с изделиями народных промыслов. Формировать умение, замечать и находить основные средства выразительности дымковской росписи : цвет, разнообразие элементов.

1. Закреплять умение детей составлять простой узор по мотивам дымковской росписи, используя линии, круги, точки, колечки.

2. Закреплять умение правильно держать кисточку, пользоваться красками, совершенствовать навыки закрашивания изображения. Знакомить с техникой “тычок” ватными палочками для создания узора.

3. Продолжать работу по «вживанию» в образ дымковской игрушки, усиливая восприятие детей через народный фольклор. Воспитывать в детях отзывчивость на красоту росписи, развивать эстетическое восприятие.

4. Активизация словаря: Дымковские игрушки, колечко, кружок, линия, красный, синий, желтый, нарядная, радостная, веселая, праздничная.

Оборудование: иллюстрации с изображением дымковских игрушек; образцы узоров на листах А – 4; силуэты дымковской лошадки, палитра с шестью цветами: красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, оранжевый; баночки с водой, кисти №3, салфетки, подставки для кисточек.

1. Беседы о дымковской игрушке, об особенностях узора, композиции, цветосочетании

2. Рассматривание изделий декоративно – прикладного искусства

3. Рисование элементов дымковской росписи.

4. Дидактическая игра: «Найди такой же».

Дидактическая задача. Попробуйте найти похожие узоры на столе.

Ход занятия.

В. Сегодня мы будем рисовать игрушку, которая спрятана под платком. Посмотрите, может, вы узнаете её даже под платком. Нет, не узнаете? Тогда послушайте про неё загадку:

Я копытами стучу, стучу.

Грива вьётся на ветру.

Кто это? Правильно, это лошадка. Но лошадка не простая, а сделанная в Дымково. (В. снимает с игрушки платок.) Дымковскую игрушку невозможно спутать с другими. Не правда ли? (Ответы детей.) Мы узнаем её по белому фону, на котором нарисован простой узор: кружки, колечки, полоски, точки. А какие яркие краски используют мастера для украшение игрушек! Назовите их цвета. (Ответы детей.) Да, вы правы, игрушка расписана красными, синими, золотисто-желтыми красками.

–А как забавно выглядит сама лошадка! Как по-доброму смотрит она на нас! Вот поэтому дымковская игрушка всегда несет людям радость. Посмотрите на неё, и настроение ваше сразу улучшится. А знаете ли вы стихотворения про лошадку?

Дети по своему желанию читают наизусть стихи.

Кони гуляют гурьбой на лугу. Дети шагают на месте,

Я всех коней перечислить могу: высоко поднимая колени

Черный как уголь, белый как снег, загибают пальцы по очереди

Рыжий как пламя, красивее всех.

Серый, весь в яблоках, с гривой седой,

Конь шоколадный, совсем молодой.

Кони пасутся у речки гурьбой, Дети шагают на месте,

Их посчитаем еще раз с тобой: высоко поднимая колени

Черный как уголь, белый как снег, загибают пальцы по очереди

Рыжий как пламя, красивее всех.

Серый, весь в яблоках, с гривой седой,

Конь шоколадный, совсем молодой.

- А хотите научиться рисовать такую лошадку? тогда смотрите.

В. Показывает последовательность рисование лошадки, обращая внимание детей на то, что рисовать контур нужно простым карандашом, лишь слегка на него нажимая. Затем контур закрашивается белой краской так, как это делают мастера. Узор наносят на игрушку только после высыхания фона.

-Вот какая лошадка получилась у меня. А теперь вы распишите свою игрушку.

Воспитатель. А сейчас закройте глаза, представьте, каким узором вы будете расписывать свою дымковскую лошадку, цвет узора, как расположите, с чего начнете рисовать. Теперь открыли глаза и приступаем к рисованию.

Самостоятельная работа детей. Помощь затрудняющимся детям, индивидуальная работа.

3. Подведение итогов.

В. Вы настоящие народные мастера, расписали игрушку яркими цветами. Вот они какие красивые скачут по полю.

Полюбоваться, прочитать потешку.

Цок! Цок! Цок! Цок!

Я лошадка серый бок

Я копытцем постучу,

Если хочешь прокачу!

Посмотри, как я красива

Хороши и хвост, и грива.

Цок, цок, цок, цок, я лошадка серый бок!

Конспект НОД по изобразительной деятельности в средней группе «Дымковская игрушка»

«Дымковская игрушка» Конспект занятия НОД по художественному творчеству в средней группе роспись уточки

«Дымковская игрушка» Конспект занятия НОД по художественному творчеству в средней группе роспись уточки Программное содержание: 1. Закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги).

Конспект занятия по ИЗО «Дымковская игрушка» задачи: 1)Знакомство детей с творчеством дымковских мастеров и схудожестенными традициями в изготолвении игрушек 2)Расписывать готовый силуэт.

Конспект занятия «Дымковская игрушка» Цель. Вызвать интерес и эмоциональный отклик на народную игрушку; обратить внимание на ее красоту забавный характер, который с любовью передают.

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Дымковская игрушка — козлик золотые рога» Конспект интегрированного занятия в средней группе «Дымковская игрушка» Программное содержание: Воспитывать интерес к народному быту и.

Конспект интегрированного занятия «Дымковская игрушка» в подготовительной группе по ФГОС Конспект интегрированного занятия по теме «Дымковская игрушка» в подготовительной к школе группе детского сада. Тема: Дымковская игрушка.

«Весёлая страна — Дымково». Конспект НОД по рисованию во II младшей группе в рамках проекта «Дымковская игрушка»

«Весёлая страна — Дымково». Конспект НОД по рисованию во II младшей группе в рамках проекта «Дымковская игрушка» БОУ СОШ № 10 СПДС "Аленушка", город Жигулевск Презентация проекта «Дымковская игрушка» Конспект НОД ОО «Художественно-эстетическое.

Конспект открытого занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Дымковская игрушка» Конспект открытого занятия по художественно – эстетическому развитию в старшей группе «Дымковская игрушка» Программные задачи: Приобщить.

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Красавица — Дымковская игрушка» Задачи: 1. Образовательные: Познакомить детей с историей дымковской игрушки. Познакомить с разнообразием фигурок дымковского промысла, с.

Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе. Рисование «Моя любимая игрушка» Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе. Тема: «Моя любимая игрушка». Цель: 1. Выявить уровень развития.

Россия славится своими художественными промыслами, имеющими многовековую традицию. Один из старейших – дымковская игрушка, рассказ для детей об этом удивительном промысле уместен будет уже в детском саду.

ВложениеРазмер
Народная игрушка. Дымковская игрушка 21.62 КБ

Предварительный просмотр:

Тема недели: Народные игрушки.

Цель недели: Расширять представления о народной игрушке.

Тема : Дымковская игрушка.

Цель: Расширять представления детей о дымковской игрушке.

Задачи: Расширять представления детей о народной игрушке села Дымково, о её назначении и о том, что к ней следует относиться бережно;

Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, творчество. Вызывать интерес к народной игрушке;

Воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством;

Формировать представления о последовательности трудовых операций при изготовлении дымковской игрушки.

Вызвать желание самим попробовать нарисовать элементы росписи, использовать в работе нетрадиционную технику рисования.

Совершенствовать умение рисовать элементы дымковской росписи.

Активизировать словарь за счёт слов :промыслы, дымковские игрушки, глиняные, барыня, свистульки, обжигали.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное.

Материал: несколько иллюстраций дымковских игрушек, картинки с элементами дымковского узора, карусель с игрушками; гуашь, баночки с водой, пуговицы, ватные палочки, салфетки, готовые фигурки дымковской игрушки.

Предварительная работа: Рассказ воспитателя, рассматривание альбомов, картин о народных игрушках, раскрашивание книжек-раскрасок. Чтение русских потешек, песенок, загадок.

Голос за ширмой Внимание, внимание!

Торопись, честной народ,

Всех вас ярмарка зовет!

Кто на ярмарку пойдет,

Много полезного найдет,

А кто не пойдет,

Тот со скуки помрет!

Воспитатель: Ребята, мы много говорили о народных традициях.

Яркой страницей народного быта на Руси были ярмарки. Обычно во время ярмарок возводились огромное количество каруселей и качелей. На ярмарках не только торговали и покупали, но и обязательно веселились, как могли: песни пели, плясали, силой мерялись, ремеслом хвалились, подарки дарили!

Воспитатель: - Народ веселили скоморохи с дрессированным, “учёным”медведем, остроумный русский весельчак Петрушка.

Воспитатель: Ребята, хотели ли вы посетить ярмарку?

Звучит музыка «Ярмарка», появляется игрушка Петрушка.

Вы меня узнали?(Да)

я Петрушка – веселушка ,

Я игрушки для вас взял и встречать вас прибежал!

– А у ребят есть игрушки в детском саду!

Мои игрушки не простые,
Они чудесно расписные.

(Детям дает из сумочки)

И Колесо свое, друзья,

Взял сюда не просто я,

Раз, другой перевернется -

В карусельку обернется!

Воспитатель предлагает детям самостоятельно (называет имена)расставить игрушки на карусели.

- Сколько игрушек на карусели?(5)

Петрушка: Вот на карусели все игрушки сели,
По кругу помчались, все цвета смешались.

Воспит: Посмотрите, какие красивые.

- назовите, кого вы видите (конь,баран, петух)

-расскажите, какие цвета использованы игрушках (яркие, разноцветные, удивительные, красочные, Красной, жёлтой, синей, чёрной, зелёной, белой, розовой.)

- назовите, какие элементы узора ( точки, кружки, клетка, колечки, прямые, волнистые линии).

К как вы думаете, к какому виду промыслов их можно отнести? И прежде чем мы ответим с вами на этот вопрос, давайте вспомним, с какими промыслами вы знакомы?

(Здесь дети самостоятельно определяют дымковскую игрушку (по изучен.матер) по характерным для них узорам- Кружочки, точечки, полоски)

Давайте вместе скажем:

Дети: дымковские игрушки.

Воспитатель: Ребята, а кто сделал эти игрушки?

Дети рассматривают иллюстрацию «Слобода Дымково».

Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково. Жили в том селе весёлые и озорные люди-мастера. Любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, – кукол, музыкальных инструментов, разных забав.

Много их наделают за долгую зиму. А когда приходила весна, мастера выносили свои игрушки на ярмарку. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими.
Воспитатель : Какое настроение создают эти игрушки?
Воспитатель: Для чего еще нужны дымковские игрушки? (высказывание детей)

Воспитатель: Есть игрушки, которыми жилища украшают, а есть те,

Воспитатель: Для детей делали специально маленькие игрушки: лошадки, свинки, барашки. Красивые игрушки? Давайте ненадолго в них превратимся. Становитесь в круг. Как только я буду называть какую-нибудь игрушку, нужно постараться изобразить её в движении.

Дети становятся в круг. Звучит музыка. Воспитатель произносит: «Барыня!», и дети стараются двигаться так, как, по их представлениям, ходит дымковская барыня, придерживая длинную воображаемую юбку, поводя плечиками. «Баран» и дети стараются двигаться так, как, по их представлениям, ходит баран(показывают рожки). Воспитатель произносит: «Конь!», дети скачут, как лошадка. Воспитатель произносит: «Индюк!», дети идут, высоко поднимая ноги, хлопая руками – крыльями, надувая щёки.

А так же мастерицы делали маленьких птичек – дети в них не только играли, но и свистели. Поэтому их называли свистуньи. А иногда устраивали такие праздники, на которых свистели в свистуньи не только дети, но и взрослые. А вы хотите посвистеть?

Дети берут игрушки – свистуньи и свистят.

Воспитатель: Весело у вас на каруселях кататься.

А можно ли на ярмарке ремеслу обучаться?

Петр. На нашей ярмарке есть площадь мастеров.

Там ремеслу обучат — будь здоров!

Воспитатель: Охота бы и нам с ребятами там побывать,

Чему-нибудь поучиться да свое уменье показать.

Ребята, интересно вам посмотреть, как создавалась дымковская игрушка мастерицами? Проходите на площадь мастеров. Здесь мастерицы приготовили подсказки(картинки),как они работают над игрушкой.

Беседа по 1-й иллюстрации.

Воспитатель: Что вы видите на картинке? (лепить из глины).

Воспитатель предлагает детям засучить рукава - приготовить руки для работы и поставить локти на стол.

Пальчиковая гимнастика: (дети выполняют имитационные движения руками в соответствии с текстом).

Глину мягкую замесим,
И получше разомнем.
На кусочки все разделим,
Барышню лепить начнем:
Мы скатаем голову,
Юбку - раскатаем.
Юбка словно колокол,

Прищипнём вверху кокошник,

Руки ей приладим,
А затем возьмем в ладошки,
Пальчиком загладим.

Воспитатель: Вот и готова наша глиняная барышня. Глина еще сырая, игрушку нужно немного подсушить. Давайте подуем на нее (дети дуют на воображаемую поделку, свои ладошки).

  • А что дальше делают с вылепленными игрушками?(2-я иллюстрация)
  • Правильно, ставят в специальную печь - обжигают. Для чего? (чтобы глина стала крепче, игрушки не рассыпались).

Воспитатель: А как вы думаете, они могут разбиться?

Дети: Если их уронить, то они разобьются.

Воспитатель: Как с ними надо обращаться?

Дети: С ними надо обращаться аккуратно, бережно.

  • А что дальше делают с в игрушками?(3-я иллюстрация)

Затем покрывали белой краской

Воспитатель: А затем? мастерицы. правильно, расписывали. (4-я иллюстрация)

Узоры были особенные и неповторимые.

Вот и задание от мастериц «Собери узор» (узор ,который будет на юбке барыни)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что обозначают элементы дымковской игрушки? Круг обозначает солнце, волнистые линии – воду, пересечённые прямые линии – землю.

-5-я иллюстрация – готовая работа мастеров -барышня расписная.

Воспитатель : Самой известной дымковской игрушкой была женская фигура – «Барыня водоноска» и «Девушка в кокошнике». Они носили яркие расписные юбки, украшенные оборками фартуки, жёлтые кофты и малиновые кокошники, на шее были бусы. Наряды их были неповторимы, и мастера своей росписью пытались это передать. Дымковская роспись очень славна тем, что она сказочно красива, а узоры просты, цвета яркие и сочные.

Рядом, на столе лежат несколько барынь- незаконченная работа мастеров.

Воспитатель Посмотрите Мастера не успели расписать своих барышень! Обратили ли вы внимание , что у барынь на юбке нет украшений?

(Дети рассматривают варианты)

Воспитатель: Как же барышни без красивой юбки?

Воспитатель ненавязчиво побуждает детей помочь мастерам - украсить наряд барышень.

Дети предлагают помощь.

Петрушка: У меня есть в сумочке украшения.

Дети высыпают пуговицы (украшения).

Обращаю внимание на таблицу «Дымковская роспись».

Воспитатель: Прежде чем начать рисовать, давайте вспомним- какие узоры мы будем рисовать.

Украшать будем по-особенному, печатать пуговицами круги, а точки и линии нарисуем ватной палочкой.

Дети украшают юбки, звучит народная музыка. После выполнения работы дети надевают барынь на правую руку и становятся на импровизированную улицу (в круг).

Воспитатель: Дети, вам понравилось быть мастерами? Какие наряды у нас получились?! Какие они красивые! А вам нравятся ваши работы? Какая юбочка вам понравилась больше всех? Обязательно обращается внимание на то, что все дети помогли мастерам.

Воспитатель: Ребята, есть народный танец «Барыня». Давайте вместе с нашими барышнями его исполним .

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе «Дымковская игрушка».

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Цель: эстетически воспитывать детей с помощью народного искусства.

- расширить знания детей о дымковской игрушке: продолжать знакомить детей с дымковскими игрушками, элементами росписи, цветовой гаммой;

- учить украшать силуэты дымковских игрушек. Закреплять навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, полоски, волнистые линии, точки),

вызывать желание что-то сделать самим, перенимая у народных умельцев несложные приемы.

- развивать интерес у детей к народному декоративно-прикладному искусству; приобщать к национальным – культурным традициям, расширяя и углубляя знания о народных игрушках.

- способствовать развитию речи, зрительной памяти, наблюдательности, внимания;

- расширять и активизировать словарный запас детей;

- развивать чувство цвета, эстетические чувства;

- развивать умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы;

- развивать общую и мелкую моторику;

- воспитывать интерес к народной игрушке, уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством;

- воспитывать самостоятельность, активность;

- формировать эстетическое восприятие и воображение, приучать детей к вежливости (учить здороваться, прощаться, благодарить за помощь);

просмотр презентации «Дымковская игрушка», разгадывание загадок о матрешке, рассматривание дымковской игрушки, игры с матрёшками.

Форма организации: подгрупповая, индивидуальная.

Активизировать употребление в речи названий элементов дымковской росписи.

Закрепление: дымковская игрушка: индюк, петух, козлик, барышня; нарядная, радостная, веселая, праздничная, румяная.

Материалы и оборудование:

• иллюстрации с изображением дымковских игрушек;

• трафареты лошадок, гуашь, кисточки, ватные палочки, краски и кисточки, салфеточки (по количеству детей);

• элементы росписи дымковской игрушки;

• образцы, украшенных росписью силуэтов барышень;

• просмотр презентации «Дымковская игрушка»;

• рассматривание дымковской игрушки;

• узоров, используемых для украшения дымковской игрушки;

Методы и приемы: психологический настрой (установление эмоционального контакта); приветствие в стихах «Здравствуй»; демонстрация игрушек и иллюстраций дымковских игрушек; рассказ о том, как появились дымковские игрушки; словесная игра; динамическая пауза - игра «Что вышло?»; сюрпризный момент; игра с Королевой-кисточкой «Назови узор и цвет»; загадка Королевы-кисточки; имитационное упражнение; пальчиковая гимнастика; самостоятельная работа детей (рисование); гимнастика для глаз «Лучик солнца»; выставка детских работ, обсуждение; рефлексия.

Содержание организованной образовательной деятельности

I. Организационный момент.

(установление эмоционального контакта)

Дети становятся в круг

Глаза закрываем и представляем,

Здесь и сейчас себя представляем.

Что было вчера, мы забываем

Думаем только о том, что сейчас.

Хороший, красивый каждый из вас,

Вы самые лучшее, что есть на свете.

Воспитатель: Ребята посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, давайте поздороваемся с гостями.

Приветствие в стихах «Здравствуй»

Дети: Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!

II. Основная часть

Воспитатель: Ой смотрите, что это за девочка к нам пришла, плачет и одета не так как мы. Давайте спросим что у нее случилось и почему она грустит.

Девочка Аленка (переодетый младший воспитатель, в народном сарафане и красивом платке с узорами) отвечает: я Аленка, я потеряла свою любимую игрушку и без нее мне грустно.

Воспитатель : ребята а давайте подарим девочке Аленке свои игрушки.

Девочка Аленка : спасибо большое, вы очень добры, но мне нужна моя игрушка, помогите мне ее найти. Мою любимую игрушку зовут барыня.

Славилась Россия чудо-мастерами,

Дерево и глину в сказку превращали.

Красками и кистью красоту творили,

Своему искусству молодых учили.

Эти игрушки называются дымковские, они сделаны из глины и раскрашены яркими красками. Послушайте рассказ о том, как появились дымковские игрушки.

Живу я в одном селе. Когда на улице холодно и зимний мороз сковывает землю, в домах затапливаливают печи, дым окутывает крыши, да, так, что ничего не видно, один дым. Вот и назвали мое село Дымково.

Трудятся взрослые в том селе с утра до позднего вечера: сеят хлеб, готовят еду, пасут домашних животных: коров, овец. А дети играют на лугу, пеют песни. Нет у нас таких игрушек, как у вас. И задумались взрослые: чем порадовать детишек? Набрали на берегу реки глины, вылепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом и расписали красками.

Так и появились дымковские игрушки: барыни, козлики, лошадки, свиньи, олени. Яркие, веселые, задорные – полюбились они детям.

А давайте поиграем в игру «Вставь словечко»

«. Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом,

И село большое … („Дымково") назвали.

Там любили песни, пляски,

Там рождались чудо-… (сказки),

И лепили там из … (глины)

Все игрушки не простые,

А волшебно-… (расписные),

Белоснежны, как березки

(Кружочки, клеточки, полоски —) воспитатель показывает

Простой, казалось бы узор, соответствующие узоры,

Но отвести не в силах взор». а так же изображения

Из глины … (козлик) в яблоках, животных и людей

Собою хорош, очень пригож. на иллюстрациях

А вот … (олень) на стройных ногах,

Вся краса у оленя в … (рогах).

А вот дымковские … (барыни):

У них руки крендельком,

Щеки будто яблоки.

С ними издавна знаком

Весь народ на ярмарке.

Динамическая пауза - игра «Что вышло?»

Подними ладошки выше и сложи над головой.

Вышла крыша, а под крышей – мы с тобой.

Подними ладошки выше, а потом согни дугой.

Вышли гуси – вот один, а вот другой.

Подними ладошки выше и сложи перед собой.

Вышел мостик, мостик крепкий и прямой.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Звучит мелодия Королевы-кисточки. Ребята, а теперь Королева-кисточка приглашает вас подойти к столам и нарисовать для Аленки ее игрушку - барышню.

Игра с Королевой-кисточкой «Назови узор и цвет»

Королева-кисточка напоминает нам, что дымковские игрушки всегда бывают только белыми. А мастера расписывали свои игрушки яркими красками и предлагает назвать цвета, которыми пользовались дымковские мастера (красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, черный, голубой). Воспитатель: Какие цвета используют мастера, украшая свои игрушки? (Ответы детей) Как, одним словом можно сказать про эти цвета? (Ответы детей: яркие, нарядные, веселые, праздничные).

Ребята, Королева-кисточка спрашивает, какими узорами дымковские мастера расписывают свои игрушки? (Ответы детей: прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо, клетка, решётка)

А что обозначают элементы росписи (круг – символ солнца, точки – звезды, прямая линия – дорога, волнистая линия – вода, елочка – символ здоровья), а затем найти и показать эти элементы на изображениях игрушек.

У дымковской игрушки есть свои цвета есть свой орнамент своя форма, которая придает игрушке индивидуальность, что делает ее не похожей на другие игрушки.

Королева- кисточка предлагает вам попробовать самим стать народными умельцами. А сначала угадайте загадку:

Румянец на лице,

Стоит не дыша. (барышня)

Давайте изобразим, как ходит барышня

Ой, люли, ой, люли,

Барыни на луг пошли (идут на месте)

Покружились и цветочки собирать пошли. (выполняют пружинку и собирают цветы в корзинку).

Королева-кисточка приготовила для вас барышень, только они еще не расписаны. Давайте и мы попробуем расписать их. (Дети подходят к столам, заранее подготовленным к рисованию, занимают места). Давайте вспомним, как будем расписывать ее. Какие части мы закрашиваем полностью? (волосы). А узор где расположим? (вдоль туловища, юбки).

А сейчас закройте глаза, представьте, каким узором вы будете расписывать свою дымковскую барышню, цвет узора, как расположите, с чего начнете рисовать. Теперь открыли глаза разомнем пальчики и приступим к рисованию.

Прежде, чем рисовать.

Нужно пальчики размять.

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Поздоровались с большим.

А теперь потрем ладошки.

Друг о друга мы немножко.

Кулачки разжали – сжали,

Кулачки разжали – сжали.

Вот и пальчики размяли.

А сейчас мастера.

За работу всем пора.

Самостоятельная работа детей.

Негромко звучит русская народная музыка. Дети работают самостоятельно. В ходе работы, воспитатель закрепляет название геометрических фигур, цветов, элементов росписи, проводит индивидуальную работу, напоминает технические приемы рисования.

Гимнастика для глаз «Лучик солнца»

Лучик, лучик озорной, поиграй-ка ты со мной.

Ну-ка, лучик, повернись, на глаза мне покажись.

(делают круговые движения глазами)

Взгляд я влево отведу, лучик солнца я найду.

(отводят взгляд влево)

Теперь вправо посмотрю, снова лучик я найду.

(отводят взгляд вправо)

Из выполненных работ предложить детям сделать выставку «Красивая дымковская барышня». При анализе отметить расположение узоров, цвет, аккуратность работы. Воспитатель обращает внимание на яркость барышень, их красоту, предлагает детям ответить на вопросы: «Чья работа больше нравится? Почему? Какая барышня самая аккуратная?»

Ш. Заключительная часть.

Воспитатель: (Держит в руках Королеву кисточку) Вот наши барышни засветились. На душе становиться радостно, празднично. Спасибо за вашу работу, мастера. И Аленка повеселела, вон сколько барынь у нее есть, любой играть можно. Аленка решила вас отблагодарить и приготовила для вас сладкий сюрприз.

На этом занятие окончено.

Воспитатель: Ребята, Вы сегодня – молодцы, отлично поработали! Но пора нам прощаться с нашей гостьей Аленкой и пожелать ей счастливого пути!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказ о дымковской игрушке «В мастерской дымковской игрушки»

Программное содержаниеВоспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Ф.

Конспект занятия по рисованию с детьми 2 средней группы на тему конек – дымковская игрушка Конек – дымковская игрушка

Составила Боричевская Наталья Викторовна. ГБДОУ № 69 Конек Дымковский:Цель: - воспитывать желание рассматривать народные игрушки (лошадка)- понимать настроение, выраженное в народной игрушке;- уч.


Памятки для родителей "Дымковская глиняная игрушка", "Как познакомить ребёнка с Дымковской игрушкой"

Дымковская глиняная игрушка – один из самый ярких и самобытных народных промыслов Вятского края. Зародился промысел в вятской заречной слободе Дымково, отсюда и название игрушки. Первыми дымковскими и.


Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Дымковская игрушка».(роспись дымковской игрушки)

Конспект занятия по кружковой деятельности«Дымковская игрушка».(роспись дымковской игрушки).


Знакомство с росписью дымковской игрушки (дымковская лошадка). (младшая группа)


Знакомство с росписью дымковской игрушки (дымковский петушок).

Знакомство с росписью дымковской игрушки (дымковская лошадка). Открытое интегрированное занятие в младшей группеОбразовательные области : художественное творчество, познание, коммуникация, социализаци.

Рассказ о дымковской игрушке для дошкольников «В мастерской дымковской игрушки»

Рассказ о дымковской игрушке для дошкольников «В мастерской дымковской игрушки».

Читайте также: