Конспект занятия по ознакомлению дымковская игрушка

Обновлено: 18.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Конспект занятия для детей старшего возраста.

Тема: «Дымковские игрушки»

Воспитатель: Власова Г.И.

Цель: Знакомство детей с народной культурой через знакомство с дымковской игрушкой.
Задачи:

- Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России;

- Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве;
- Формировать знания о характерных особенностях росписи игрушек, умения создавать узоры по собственному замыслу. Учить выделять элементы геометрического узора Дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины). Учить расписывать Дымковскими узорами;
- Закрепить знания об истории Дымковской игрушки, о процессе её изготовления.

Интегрируемые образовательные области:

- социально – коммуникативное развитие;

- художественно – эстетическое развитие.


Оборудование: ноутбук, проектор, экран.

Предварительная работа:

- знакомство детей с дымковской игрушкой (беседы, рассматривание иллюстраций, проектная деятельность и т.д.);

- слушание русских народных мелодий, чтение сказок, легенд о Дымковских игрушках, разучивание стихов, загадок, частушек о дымковских игрушках ;

- рассматривание альбомов «Декоративно-прикладное искусство».

Демонстрационный материал:

- творческая выставка «Весёлая «Дымка» (иллюстрации с изображениями дымковских игрушек, рисунки, дымковские игрушки из глины, пластилина, глина для изготовления игрушек);

- русские народные мелодии;

- медиа ресурсы (презентация «Дымковская глиняная игрушка»).

Раздаточный материал:

Шаблоны дымковских игрушек (барыня, водоноска, барашек, конь и т.д.) по выбору детей, краски акварельные, кисти разной ширины, стаканчики под воду, фломастеры.

Ход занятия:
I Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, у вас всех есть игрушки, а из чего они сделаны?
Дети: Наши игрушки сделаны из пластмассы, резины, металла, дерева, ткани. А ещё бывают игрушки из глины.
Воспитатель: Давайте с вами поговорим о том, какие игрушки делают в селе Дымково?
(Слайд №2)
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нет цвета дымного,
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!
(В.Феофанов)
Воспитатель: Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? Родился этот промысел в заречной большой слободе Дымково, близ города Вятка. В давние времена жители этой слободы от мала, до велика, лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки. В пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой. Возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Что же это за игрушки, давайте вспомним?
II. Основная часть

Приготовьте, детки, ушки,

Это интересно знать:

Всё о дымковской игрушке

Мы хотим вам рассказать.

В Дымково, вблизи от Вятки,

Лет четыреста назад

К празднику весны «Свистунье»,

Их лепили стар и млад.

Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника «Свистопляска». Позднее ярмарка-праздник стала называться «Свистунья».

Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка,
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост,
У него совсем не прост,
Точно солнечный цветок,
Да алеет гребешок.
(Слайд №4)

Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Красноногий, желторогий,
Мчится глиняный олень.

Дымковская барышня вся в оранжевых, золотых, алых и зеленых узорах.
Посмотри, как хороша,
Эта девица-душа,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.

Даже кони в праздничных нарядах.
Кони глиняные мчатся,
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержатся,
Если гриву упусти.

В кокошнике няня,

И хорош, и пригож Ваня,

За студеною водицей

Как лебедушка плывет,

Ведра красные несет

На коромысле не спеша.

Посмотри, как хороша

Тугая черная краса,

Щечки алые горят,

Сидит кокошник горделиво.

Водоноска так красива,

Как лебедушка плывет,

Песню тихую поет.

Физкультминутка
Мы игрушки расписные,
(Стойка прямо, небольшие покачивания плечами)
Хохотушки вятские
(Улыбка друг другу с поворотом)
Щеголихи слободские,
(Поворот вокруг себя)
Кумушки посадские.
(Небольшие приседания)
У нас ручки крендельком
(Показ рук вперед, на пояс)
Щёчки будто яблочки,
(Легкие прикасания к своим щекам)
С нами издавна знаком
(Стойка прямо)
Весь народ на ярмарке.
(Поклон)

Воспитатель: Что общего у всех этих игрушек?
Дети: У всех игрушек яркие краски, все на белом фоне, покрыты красивыми узорами.
Воспитатель: А как вы думаете, какой краской сначала покрывают игрушку?
Дети: Белой. На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются.
Воспитатель: А сможете предположить, откуда взяли мастера белый цвет?
Дети: Они взяли от снега, у зимы. Игрушки же лепили зимой.
Воспитатель: Правильно! Белый фон взяли мастера от заснеженных полей, когда зимой все вокруг белым - бело. В тех местах зима длинная, а снега много. Мастерам хочется сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег. Почему их раскрасили в яркие цвета?
Дети: Потому что, они делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками.
Воспитатель: Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?
Дети: Они использовали яркие цвета: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.

Воспитатель: Какие узоры вы видите на игрушках?
( Слайд №9)
Дети: На игрушках –(кружочки, точки линии, клеточки, полоски, кривые, волны, квадраты, кольца, овалы)

Барыни и петухи –

Украшают их полоски,

Клетки, точки и круги.

Красный, жёлтый и зелёный,

Алый, синий, голубой –

Все цвета на белом фоне

Этой дымки расписной.

Воспитатель: Какие образы можно увидеть в Дымковских игрушках?
(Слайд №10)
Дети: Лошадка, петушок, олень, баран, барышня.

Воспитатель: Наиболее, распространённые сюжеты: (няньки с детьми, водоносы, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.)

Чудо – всем на удивленье:
Расписные медвежата,
Барыни, коньки, утята,
Расписные даже хрюшки –
Царство дымковской игрушки!

Игра «Собери картинку»

(Дети смотрят видео на экране, воспитатель параллельно рассказывает). (Слайд №10)
Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Технология изготовления игрушек была следующей. В теплое время года на подворье завозили красную глину и мелкий речной песок. Глину замачивали, добавляли песок и тщательно перемешивали. Когда заканчивались работы в поле и на огороде, поближе к зиме, всей семьёй принимались за лепку. Интересно, что раньше в этой работе принимали участие только женщины. Возможно поэтому мужские фигурки чаще всего изображались юмористически. Например, молодец сидит верхом на козле и играет на гармошке и т. д.

Рождается игрушка три раза. Первый раз, она рождается, ее лепят из красной глины. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и прилепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности. Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка раскаляется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем. А когда рождается третий раз?
Дети: В третий раз игрушка рождается, когда ее белят и расписывают красками.
Воспитатель: Потом ее белят мелом, разведенным молоком, и расписывают. Есть еще одна особенность. Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота, придающее еще большую нарядность игрушке. Эта работа так и называется «сажать золото». Мастерица смачивает кисточку в сыром яйце, легонько касается золотого квадратика или ромбика и сажает его на нужное место – барыням и водоноскам на кокошники и шляпки, петухам на гребешки, крылья. Так она рождается третий раз. Красивые яркие, нарядные игрушки продают на ярмарке. Изготовление игрушки, от лепки и до росписи — процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может быть, двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.

3. Практическая часть.

(Звучит негромкая мелодия «Дымковская игрушка»)
Воспитатель: Предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и расписать трафареты Дымковской игрушки.

Физкультминутка

Сейчас мы скажем волшебные слова и превратимся в мастеров.

Один, два, три, четыре, пять

Чтобы мастерами стать

Все присели, все нагнулись

Друг другу дружно улыбнулись

Две пружинки, три прыжка

И похлопали слегка

Вокруг себя пару кругов

И превратились в мастеров.

Воспитатель: Проходите в мастерскую. Для того, чтобы начать работу необходимо: выбрать рисунок-шаблон, с которым вы будете работать: дымковская барышня, лошадка, барашек… (дети выбирают напечатанные шаблоны). Сегодня вы приобщитесь к мастерицам Дымковской игрушки. Мы будем украшать игрушку узорами.

Вспомните элементы узоров при росписи Дымковских игрушек и продумайте свой узор, состоящий из шаблонных элементов.

(звучит русская народная мелодия «Ярмарка». Управляя процессом, художественной деятельностью детей воспитатель советует и оказывает помощь индивидуально).
4.Заключительная часть. Анализ детских работ.

(Выставка детских работ)
Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

Белоснежны как березки,

Кружочки, клеточки, полоски.

Простой, казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

Воспитатель: Вот что у нас получилось!
– Какие замечательные работы получились у всех!
– Давайте выберем, чьи работы получились самыми интересными?

Мы оформим все работы выставкой и пригласим гостей посмотреть на искусство. Им будет очень приятно, что вы помните народные ремесла наших предков и продолжаете их искусство в современной жизни.
А научили вас Дымковскому искусству украшать игрушки вятские мастерицы. Не зря говорят в народе: «Умелец да рукодельник себе и другим людям радость приносит».
Оттого и любим мы народные игрушки, что столько в них доброты и веселья.

«Соедини центр с изделием».

Задание будет заключаться в следующем: нужно соединить название центра декоративно-прикладного искусства с родным изделием.

Подготовка к занятию. К занятиям цикла «Знакомство детей с русскими народными промыслами» требуется очень серьезная подготовка. Прежде всего необходимо найти изделия того народного промысла, о котором идет речь, подготовить выставку этих изделий. Хорошо, если в детском саду данный промысел представлен достаточно широко и полно. Но как быть, если мало?

В таких случаях я прошу помощи у родителей: на время — самое большее на месяц—они могут принести изделия народных промыслов из дома. Кроме того, использую многочисленные иллюстрации.

Выставку нужно оформить в отдельном помещении — фольклорной студии, изостудии, музыкальном зале, помещении музея детского сада, в любом кабинете, куда можно привести детей и где все экспонаты будут хорошо видны. Особенностью музея детского сада должна быть возможность не только посмотреть экспонаты, но и потрогать, ощупать их, осмотреть со всех сторон. Воспитатель должен объяснить это детям перед тем, как привести их в музей.

Часть 1 Введение

Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодня я приготовила вам сюрприз. Вместо обычного занятия мы пойдем в музей. Этот музей небольшой, он расположен прямо в нашем детском саду.

А вы когда-нибудь бывали в музеях? В Москве музеев много. Самые большие из них — Исторический музей, Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Зоологический музей. Есть еще музеи, посвященные разным писателям и поэтам. Есть и музей кукол. Все музеи очень разные, в них собрано много экспонатов.

А зачем люди приходят в музей? Правильно, чтобы увидеть то, что в повседневной жизнивидишь очень редко, а то и вовсе не встречаешь. Например, в музеях изобразительных искусств можно увидеть картины великих мастеров, в зоологическом музее — различных животных. Так как в музеях представлены вещи редкие, ценные, то трогать их руками запрещается.

А мы сегодня пойдем не в большой музей, а в музей нашего детского сада. Там вы увидите очень красивые вещи. Но я не буду рассказывать о них. Помните русскую пословицу: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»? Пойдемте со мной, вы всё увидите сами.

Часть 2 Экскурсия по музею

Воспитатель: Итак, сегодня в музее выставка игрушек. Посмотрите на них, какие они яркие, нарядные. Может быть, кто-нибудь помнит, как они называются? Это дымковские игрушки, их делают в селе Дымково рядом с русским городом Вяткой.

Люди придумали делать эти игрушки давным-давно. Сначала их изготавливали не для забавы. Раньше русские люди верили, что у них есть много богов-покровителей. Самым главным был бог солнца Ярило. Дымковские мастера стали изображать его в виде коня, иногда двух- или трехглавого. Сам конь был белым, с золотой гривой, а на груди его рисовали красный круг — символ красного солнышка. Еще одной важной покровительницей всех русичей была богиня Роженица. Она хранила домашний очаг и семью. Ее изображали в виде величественной барыни, сильной и красивой женщины. Около фигурок этих божеств, вылепленных из глины, ставили фигурки, изображающие все, что просили у своих богов: домашний скот, младенцев и т.д.

Потом дымковцы стали придумывать и другие фигурки, начали раскрашивать их яркими красками и использовать как игрушки и сувениры. Детьми и взрослыми очень любимы были глиняные свистульки, которые умели петь на разные голоса.

Беседа с детьми «Характерные особенности росписи дымковских игрушек»

С удалью знакомой пляски заводили. Праздник отмечали —пели, не скучали. Как-то вятичи-дружки сели в праздник у реки. Под руками глина — слой натри аршина. Стали шарики катать, как снежки, бывало. Глину щупать, глину мять — жирная, как сало! В Дымкове, за Вяткою-рекою, Драгоценный продолжая труд, Не ища на старости покоя, Труженицы славные живут. Кто-то сделал

Воспитатель: Посмотрите на все игрушки внимательно, ребята. Это игрушки керамические, они сделаны из глины. В окрестностях села Дымково было много краснрй глины, Я сегодня принесла кусок такой глины. Вы с ней прекрасно знакомы, не раз лепили из нее. Вот эту глину и превращали мастера в веселые игрушки.

Сначала они лепили фигурку. Потом подсушивали ее и обжигали в горячей печи, чтобы фигурка сталатвердой.

Посмотрите внимательно на фигурки на иллюстрации. Что в них общего? Правильно, все они белого цвета. Этот цвет получается оттого, что обожженные фигурки обмакивают в специальную смесь молока и мела. Фигурки становятся белыми, и на это белое покрытие хорошо наносятся любые краски.

Как вы думаете, эти игрушки лепили и разрисовывали веселые мастера или грустные?

А как они передали нам свое радостное настроение?

Возьмите каждый по игрущке. Держите их осторожно, рассмотрите внимательно. Какие узоры использовали мастера при их росписи? Давайте рассказывать по очереди. Танечка, какая у тебя игрушка? Какого она цвета? А какой узор на ней изображен? Каким цветом нарисованы круги, полоски?

Каждый ребенок составляет короткий рассказ о своей игрушке. Воспитатель помогает детям, задавая вопросы о цвете узора, составляющих его частях. Он призывает ребят пофантазировать, представить, каким характером обладает его барышня-водоноска, или уточка, или синичка-свистулька, важный индюк или конь.

Часть 4 Заключение

Воспитатель еще раз называет все игрушки, находящиеся в музее, поднимая и показывая их со всех сторон. Можно сопровождать показ чтением стихов, русских потешек. Затем он предлагает детям пойти в группу и слепить такие же игрушки.

Занятие по лепке

Тема: «Дымковская лошадка»

  • Продолжать знакомить детей с дымковскими игрушками, воспитывая у них эстетическое отношение к изделиям народных мастеров.
  • показать пластичность передачи движений в лепке;
  • продолжать учить детей лепке из целого куска глины по типу народных
  • глиняных игрушек;
  • обратить внимание детей на тесную связь народных традиций,
  • декоративно-прикладного искусства, музыки и устного народного творчества

Материалы для занятия:

  • Дымковские лошадки (игрушки и иллюстрации)
  • Глина
  • Клеенки или подставки для лепки
  • Тряпочки для вытирания рук, стеки

Воспитатель показывает детям дымковского коня и предлагает подумать, как можно его вылепить, какие приемы при этом ' применить. Голову и шею коня можно слепить из одного куска глины, шея затем плавно переходит в туловище. Передние и задние йоги можно слепить отдельно, разделяя их при помощи стеки, затем примазать к туловищу. Воспитатель обращает внимание детей на соразмерность всех частей туловища коня.

Гриву и хвост коня также можно оформить с помощью стеки, стараясь придать им развевающийся вид. Это поможет передать движение коня.

Перед началом работы воспитатель обязательно напоминает детям, как правильно работать с глиной, как содержать одежду и рабочее место в порядке. Во время лепки воспитатель старается помогать детям советами, редко прибегая к прямому вмешательству или показу.

Во время работы воспитатель включает негромкую музыку, использует русские народные мелодии. Можно предложить детям прослушать пьесу Свиридова «Тройка», где в музыке великолепно переданы характер стремительного движения коней, и обсудить ее с ребятами.

После окончания работы игрушки выставляются на просушку. При оценке работ и анализе занятия воспитатель обращает внимание детей на то, что игрушки у всех получились разные, у каждой имеются свои индивидуальные особенности. Можно предложить каждому ребенку сказать несколько слов о своей игрушке. Какой у тебя получился конь? Озорной, игривый или усталый, много поработавший и желающий отдохнуть. Какой у него характер — открытый, доброжелательный или немного диковатый? Пусть дети немного пофантазируют.

В заключение воспитатель напоминает детям, что после того как игрушки подсохнут, их обязательно надо будет раскрасить.

Занятие по лепке

Тема: «Дымковский индюк»

Продолжать знакомить детей с дымковскими игрушками, воспитывая эстетическое отношение к изделиям народных мастеров, воспитывать уважение к их труду

  • Продолжать обучать детей лепить детали общей фигурки из отдельных кусков глины, а затем плавно соединять их с помощью примазывания
  • Упражнять в выполнении приемов раскатывания, сплющивания, прищипывания, оттягивания при изготовлении отдельных деталей

Материалы для занятия:

  • Дымковский индюк (лучше, если не один)
  • Глина
  • Клеенки или подставки для лепки
  • Тряпочки для вытирания рук, стеки

Воспитатель показывает детям дымковского индюка, предлагает внимательно рассмотреть его и потрогать. Обсуждается вопрос, из каких деталей состоит фигурка индюка, в какой последовательности лучше его лепить. Сложные детали — борода, гребень, хвост—требуют тщательной проработки. При их лепке можно прибегнуть к помощи стеки, применить приемы прищипывания, оттягивания глины.

Во время работы детям предоставляется возможность поэкспериментировать с глиной, изготавливая эти детали. Воспитатель просит детей подумать, как можно передать характер индюка. Для этого дети сначала должны вообразить 1 , какие черты характеры присущи их индюку: может, он зазнайка и хвастун, а может быть, он добрый и застенчивый; а вдруг он драчун; а может, немного трусоват? Как передать эти особенности в глине? Воспитатель помогает детям советами, указаниями. К показу или непосредственной помощи педагог прибегает редко. Ребенок, экспериментируя с глиной, должен сам найти нужную форму, испытать радость настоящего открытия.

При обсуждении работ воспитатель опять предлагает детям сказать несколько слов о получившихся у них фигурах.

В материале представлен конспект организованной образовательной деятельности по знакомству с русской народной культурой. А именно знакомство с историей дымковской игрушки и процессе ее изготовления.

ВложениеРазмер
Конспект ООД "Дымковская игрушка" 23.68 КБ
Презентация "Дымковская игрушка" 2.29 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная начальная школа»

Воспитатель Пашко О.В.

Цель : Знакомство детей с русской народной культурой.

Интеграция областей: познавательное развитие, социально- коммуникативное, речевое, художественно- эстетическое, физическое.

Методы и приемы: словесный (объяснение, рассказ), наглядный (показ образца, показ предмета), практический (роспись игрушки), игровой.

- познакомить с историей дымковской игрушки;

-закрепить знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки.

-формировать позитивные установки к творчеству;

-воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к изделиям народных промыслов.

- учить детей отвечать на поставленные вопросы;

-воспитывать любовь и интерес к художественному слову.

Художественно – эстетическое развитие:

- формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек, умение создавать узоры по собственному замыслу;

- учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины);

- учить использовать в росписи элементы дымковских узоров;

- развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.

-снять психическое напряжение у детей путем переключения на другой вид деятельности; внести эмоциональный заряд.

Предварительная работа: составление презентации «Дымковская игрушка»; организация выставки дымковских игрушек, беседа о том, что их создали мастера- народные умельцы; просмотр фотографий с изображением предметов народно- прикладного искусства; разучивание стихотворений по заданной тематике; грунтовка колокольчиков; изготовление тычков.

Словарная работа : слобода, печь, обжигать игрушки, символизировали, крепостная стена, половодье.

Материалы и оборудование : дымковские игрушки, фотографии, элементы росписи дымковской игрушки, интерактивная система, заготовки колокольчиков, гуашь, кисточки, поролоновые кисточки, ватные палочки, баночки с водой.

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами познакомимся с историей дымковской игрушки.

С высокого берега реки Вятка, на которой стоит город Киров, видно село Дымково. А почему оно так называется? В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняные игрушки к весенней ярмарке. Зимой вся деревня в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки. Это одна версия происхождения названия. (слайд 2)

А еще в пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой. Возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называться дымковскими (слайд 3). Ласковое название дымковской игрушки- дымка.

Дети рассказывают стих (слайд 4):

В Дымково любили песни, пляски,

В селе рождались чудо-сказки.

Вечера зимою длинные,

И лепили там из глины.

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

И пошла о Дымке слава,

Заслужив на это право.

Мы поклонимся не раз,

О древней дымковской игрушке

Поведем сейчас рассказ.

Всю зиму женщины Дымково лепили глиняные игрушки и распродавали их на празднике проводов зимы. Многие игрушки делали как свистульки. Да и сам праздник назывался «Свистунья». Веселые игры, торговля, шум, свист символизировали приход весны и общую радость людей.

Старики рассказывают еще такую легенду: «Однажды к крепостным стенам слободы подошли враги. Городу грозила гибель. Тогда горожане придумали хитрость. Все жители, даже малые дети, получили по глиняной свистульке. Подкравшись ночью к врагам, они подняли громкий свист. Враги решили, что их окружает великое войско, и в страхе бежали».

Как же изготовляется дымковская игрушка? (слайд 5) Красную жирную глину для лепки мастерицы собирали весной после половодья на речке Вятка. Тут же на речной отмели заготовляли мелкий, чистый песок, с которым тщательно перемешивали глину. Из глиняного теста лепят сначала большие основные части игрушки и отдельно мелкие, которые затем прикрепляют и примазывают с помощью жидкой красной глины. Вылепленную игрушку сушат 2-4 дня при комнатной температуре, потом обжигают в печи. После того, как игрушка остынет, поверхность изделия белят, а затем только раскрашивают. (слайд)

Воспитатель : Дети, мы с вами смотрели иллюстрации, на которых изображены дымковские игрушки. Так же они представлены на нашей выставке. Так какие образы можно увидеть в дымковских игрушках?

Дети : (ответы: лошадка, петушок, индюк, олень, баран, барышня).

Воспитатель: Верно. Наиболее распространенные сюжеты: няньки с детьми, водоносы, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.

Деты рассказывают стихи.

(Слайд 6) Шляпка грибком,

Ходит барышня- красавица

По улице пешком.

(Слайд 7) Индя- индя- индючок

Ты похож на сундучок.

Сундучок не простой:

Красный, белый, золотой.

(Слайд 8) Уточка- марфуточка

Воспитатель : Дети, а какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?

Дети: Они использовали яркие цвета: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.

Воспитатель : Дети, а какие узоры вы видите на игрушках?

Дети : На игрушках кружочки, точки, линии, клеточки, полоски, кривые, волны, квадраты, кольца, овалы.

Воспитатель : (слайд 9) Все верно. А еще элементы дымковской росписи «говорящие»: круг- это символ солнца, каравая хлеба. Точки- звезды, волнистые линии- вода, прямые линии- дорога.

Воспитатель : Как вы думаете, почему именно белой краской покрывают игрушку? (слайд 10).

Дети: Потому что на белом фоне узоры хорошо и красиво смотрятся.

Игра «Бабушка Маланья».

У Маланьи, у старушки, (дети движутся по кругу, держась за руки).

Жили в маленькой избушке.

Все без бровей (закрывают руками брови),

Вот с такими ушами (показывают большие уши),

Вот с такими носами (показывают большой нос),

Вот с такими усами (показывают усы).

С такой головой (показывают большую голову),

С такой бородой (показывают большую бороду),

Целый день сидели,

Движения могут быть самыми разнообразными: можно сделать рожки, попрыгать и поплясать, сделать руками длинный нос или в шутку заплакать. Движение необходимо повторить несколько раз, чтобы ребята могли войти в образ и получить удовольствие от игры.

Воспитатель: Сейчас, дети, вы сможете представить себя в роли мастеров дымковских игрушек. Мы будем с вами расписывать колокольчик дымковским узором. Я вам напоминаю, что круги нужно рисовать тычком, точки- ватной палочкой, линии- кисточкой. (слайд 11).

В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Негромко играет народная музыка.

Воспитатель : Сегодня мы с вами познакомились с историей дымковской игрушки. Я вижу, что сегодняшнее занятие вас увлекло.

Цель: познакомить детей с народной дымковской игрушкой.

• расширить представления детей о народной игрушке (дымковская игрушка);

• расширять и активизировать словарь

• формировать у детей умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских узоров.

• развивать умение детей участвовать в беседе, совершенствовать диалогическую речь;

• развивать умение детей замечать характерные особенности дымковской игрушки.

• воспитывать интерес к народному творчеству.

Материалы и оборудование:

• панорамный рисунок деревни на берегу реки;

• дымковские игрушки;

• плакат элементами росписи;

• домик и костюм бабушки Прасковьи;

• разноцветные баночки из-под гуашевых красок для игры;

• силуэты дымковской лошадки для раскрашивания;

• гуашь, тычки и салфетки

• запись народной музыки.

Ход занятия:

I. Воспитатель: Добрый день, дорогие ребята, я очень рада видеть вас! Давайте соберёмся в круг и настроимся на доброе и хорошее!

Собрались все детки в круг!

Я твой друг и ты мой друг!

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Воспитатель: На чём можно путешествовать, передвигаться по воде?

Дети предлагают варианты.

Воспитатель: Давайте отправимся в плавание в лодке! А пока мы будем плыть, я вам немного расскажу о том месте, куда мы направляемся.

Дети выстраиваются друг за другом и имитируют движения гребцов руками.

Воспитатель: На низком берегу реки Вятки расположилась старинная слобода под названием Дымково. Там русские мастерицы лепили самые разные игрушки : коней, оленей, птиц, индюков, а также солдат и барышень. Посмотрите, над каждой избой поднимается голубой дымок над трубой. От того и назвали слободку Дымково, а игрушки, которые здесь делают – дымковскими.

Дети опускают руки – "выходят" из лодки.

III. Воспитатель: Дорогие мои спутники, мы с вами добрались до слободы Дымково, (слобода – это поселение около города) и я приглашаю вас посетить выставку работ замечательных здешних умельцев.

Дети подходят к дымковским игрушкам.

Посмотрите сколько тут красивых, ярких, нарядных игрушек. Эти вещи радуют нас своей красотой. Вам знакомы эти игрушки? Давайте поближе с ними познакомимся. Эти игрушки из слободы Дымково. Значит, как о них можно сказать? Какие они?

Дети: Дымковские!

Воспитатель: Правильно. И почему их так назвали?

Дети: Потому, что их сделали в селе Дымково.

Воспитатель: Дети, давайте посмотрим, какие фигуры использовали для своей росписи мастера?

Дети: Круги, полоски, точки, клетки, кольца.

Воспитатель: Какие цвета используют мастерицы для росписи игрушки?

Дети: Красный, жёлтый, зелёный, синий, оранжевый и т. д.

IV. Воспитатель: Я знаю, что в селе Дымково одним из лучших мастеров считают ба-бушку Прасковью. Давайте зайдем к ней в гости, проведаем мастерицу.

Подходят к дому, стучат. Выходит бабушка Прасковья.

Бабушка Прасковья: Здравствуйте, гости дорогие, зачем пожаловали? Кто такие?

Воспитатель и дети: Мы приехали в село, чтобы познакомиться с народным про-мыслом дымковской игрушки. А почему ты, бабушка, такая грустная?

Бабушка Прасковья: Скоро откроется ярмарка дымковской игрушки, а я прихворнула и потому успела расписать только одну игрушку. Я очень опечалена по этому поводу. Мне очень важно принять участие в ярмарке, показать людям свое мастерство. Я из-за своей болезни стала невнимательна и рассыпала баночки с красками…А вижу плохо и не могу собрать все баночки. Помогите мне, пожалуйста, соберите их!

Воспитатель: Бабушка не печалься, мы, конечно, тебе поможем!

V. Игра: "Соберём краски".

Дети собирают рассыпанные разноцветные баночки из-под гуашевых красок в коробку.

Бабушка Прасковья: Молодцы ребятки! Какие вы внимательные, аккуратные и ловкие. Может, вы и игрушки мне поможете раскрасить?

Дети соглашаются. Воспитатель приглашает детей на рабочие места, где приготовлены краски, тычки и силуэты дымковской лошадки для раскрашивания. Бабушка Прасковья показывает народную игрушку и объясняет, как положено по дымковским канонам рас-красить лошадку. Дети приступают к работе, а взрослые помогают им (при необходимо-сти). Тихо звучит спокойная народная музыка.

Готовые работы выкладывают на общий стол, дети вместе с бабушкой Прасковь-ей их рассматривают.

Все игрушки не простые,

Белоснежны как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски.

Простой казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор!

Спасибо вам за работу, дорогие художники!

VI. Воспитатель: Какие вы все молодцы! Все справились с заданием и помогли бабушке Прасковье!

Но нам пора возвращаться в детский сад. До свиданья, бабушка! Не болей больше! А заболела, так полечись травкой да медком!

Дети выстраиваются друг за другом и имитируют движения гребцов на лодке. Все возвращаются в группу.

VII. Воспитатель: Закончилось наше путешествие. Давайте припомним, где мы были? Кому помогли? С какими игрушками познакомились? Что значит народная игрушка? Вам понравились дымковские игрушки? А наше путешествие понравилось?

Ваши рисунки мы увидим на выставке. Спасибо, вы молодцы!

«Дымковская игрушка». Конспект комплексного занятия в средней группе

«Дымковская игрушка». Конспект комплексного занятия в средней группе Дымковская игрушка Конспект комплексного занятия в средней группе Воспитатель Сычевник А. В. Программные задачи: 1. Образовательная: формирование.

Использование раскрасок для ознакомления с народными промыслами России

Использование раскрасок для ознакомления с народными промыслами России В рамках тематической недели «Мастера и мастерицы» мы знакомим детей с предметами народного творчества и народными промыслами России. Творчество.

Конспект НОД «Дымковская игрушка». Подготовительная группа Цель: Продолжать знакомить детей с народной дымковской игрушкой. Учить видеть ее красоту и самобытность. Закрепить знания о промысле. Задачи:.

Конспект НОД по рисованию во второй младшей группе «Дымковская игрушка — лошадка»

Конспект НОД по рисованию во второй младшей группе «Дымковская игрушка — лошадка» Цель: • Продолжать знакомить детей с дымковской росписью; • Формировать умение у детей рисовать нетрадиционным способом – ватными палочками;.

Конспект занятия в старшей группе по лепке «Дымковская игрушка. Олешек»

Конспект занятия в старшей группе по лепке «Дымковская игрушка. Олешек» Интеграция ОО:"Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие".

Мастер-классы от родителей по ознакомлению с народными промыслами своей родословной по проекту «Патриотическое воспитание»

Мастер-классы от родителей по ознакомлению с народными промыслами своей родословной по проекту «Патриотическое воспитание» Год назад в нашей группе стартовал проект по патриотическому воспитанию детей в старшей группе. Дети узнавали свою родословную, традиции.

Конспект занятия по лепке из глины «Дымковская игрушка «Козлик»

Конспект занятия по лепке из глины «Дымковская игрушка «Козлик» Методическая разработка занятия на тему: «Дымковская игрушка - «Козлик». Направление: формирование функциональной грамотности обучающихся.

Взаимодействие с родителями в рамках проекта по духовно-нравственному воспитанию «Знакомство с народными промыслами»

Взаимодействие с родителями в рамках проекта по духовно-нравственному воспитанию «Знакомство с народными промыслами» На первоначальном этапе проекта в раздевалке группы и в нашей группе в соц. сетях родителям для ознакомления были предложены консультации.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Технологическая карта по ознакомлению с декоративным рисованием («Дымковская роспись»)

Тема: «Ознакомление с дымковскими игрушками, элементами дымковской росписи».

Возрастная группа: старшая группа.

Образовательная область, интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие – приоритетное, интегрируются познавательное и социально-коммуникативное развитие.

Цель: ознакомление детей с изделиями народных промыслов, закрепление и углубление знаний о дымковской игрушке, и их росписи.

- Обогащать знания детей о дымковских игрушках, о дымковской росписи;

- Формировать эмоционально положительное отношение к народному декоративному искусству.

- Развивать эстетическое восприятие, образные представления, чувство цвета и композиции;

- Развивать чувство прекрасного;

- Воспитывать уважение к труду народных мастеров.

Дополнительные задачи: расширять знания и представления детей о дымковской игрушке и росписи; воспитывать у детей желание и умение взаимодействовать со сверстниками и педагогом.

обогащение словаря: дымковские игрушки, дымковская роспись.

активизация словаря: роспись.

Материалы, оборудование (средства): выставка дымковских игрушек, письмо с легендой о дымковской игрушке, презентация с иллюстрациями по теме (дымковская игрушка, дымковские мастера, элементы росписи, село Дымково, наглядный материал для ДИ «Найди лишнее»).

Методы и приемы (способы): использование наглядных материалов, сюрпризный момент, проблемный вопрос, художественное слово, беседа, показ, объяснение, рефлексия, положительная оценка.

Подготовительная (предварительная) работа: беседа с детьми о росписях основанная на личном опыте и знаниях детей.

Форма организации: фронтальная, дети сидят полукругом на стульях.

Планируемый результат занятия: дети ознакомлены с изделиями народных промыслов, у детей закреплены и углублены знания о дымковской игрушке и их росписи, дети творчески отвечали на вопросы.

Читайте также: