Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе дымковская игрушка

Обновлено: 13.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Занятие по изобразительной деятельности для детей подготовительной

группы на тему: «Дымковские игрушки»

(воспитатель: Пугачева Е.С.)

Программное содержание:

Образовательные задачи:

1. Закреплять умение придумывать узор и украшать им силуэты изделий по – мотивам дымковской росписи.

2. Закреплять умение детей выделять зависимость выразительности образа от способа изображения .

3. Учить детей расписывать силуэты: закреплять приемы изображения характерных элементов росписи: круги, точки, волнистые линии рисования кистью (методом примакивания), тычком.

Развивающие задачи:

1. Содействовать развитию творческих замыслов детей.

2. Развивать базисные качества личности: самостоятельной, инициативность, креативность

3. Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение, мышление.

4. Развивать композиционные умения при составлении узоров, размещении его на силуэте.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать интерес к народному творчеству.

2. Воспитывать самостоятельность при подготовке рабочего места.

Методы и приёмы:

Игровые: сюрпризный момент.

Наглядные: рассматривание дымковских игрушек.

Словесные: вопросы продуктивного и репродуктивного характера, пояснения, поощрение, оценка детской деятельности, напоминание, беседа, сравнение.

Практические: решение проблемных ситуаций, самостоятельная изобразительная деятельность детей.

Разнообразный изобразительный материал (гуашь, цветные карандаши), кисточки, тычки, силуэты игрушек дымковских игрушек, дымковские игрушки, аудиозапись русских народных песен «Пойду ль я выйду ль я да…», магнитофон, мольберт.

Предварительная работа : р ассматривание альбомов, иллюстраций, занятия по ознакомлению с окружающим миром, изобразительная деятельность, дидактические игры: «Собери узор», «Найди отличия».

Индивидуально – дифференцированный подход:

К детям со средним уровнем развития: вопросы репродуктивного характера.

К детям с высоким уровнем развития: вопросы поискового характера, рассказывание по картинке, использование речи доказательства, выбор изобразительных средств.

Ход занятия :

Кукла Даша пригласила к нам своих друзей.

Какие это игрушки?

Это самые распространенные и любимые образы народной глиняной игрушки.

А чем отличаются дымковские игрушки от других видов декоративно-прикладного искусства?

Чем они украшены? Какими элементами? Какие цвета используют мастера?

А хотите ли вы стать мастерами и попробовать самим расписать силуэты игрушек?

Дорогие мастера, выбирайте. Что вам необходимо для работы.

Звучит русская народная музыка.

Вопросы к детям:

-А почему ты выбрал этот силуэт игрушки?

Зачем нужен тычок?

Использование игровых приемов: посмотри у цветочка не хватает еще одного тычочка (кружочка). Посмотри сколько места волнистая линия так и просит дальше побежать..

/Организуется выставка изделий/

Молодцы дети и у вас получились красивые, расписные игрушки. Здесь и козлик, и барыня, и олень - золотые рога. Сережа использовал яркие синие, желтые, красные цвета.

Алеша украсил козлика волнистыми линиями и кружочками.

Дымковские. Изготовленные из глины.

Барыня, петух, олень, конь.

Узорами: клетка, круги, прямые и волнистые линии, точки-горошины.

Розовый, синий, оранжевый, зеленый.

Дети выбирают материал, подготавливают свое рабочее место.

Потому, что он мне больше всех понравился.

Чтобы рисовать кружочки.

Практическая деятельность детей.

Дети, которые закончили работу приносят свои изделия на специально отведенный стол.

Любуются своими работами.


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы организации здоровьесберегающей среды в дошкольном образовании


Курс повышения квалификации

Здоровьесберегающие технологии на физкультурных занятиях в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО


Курс повышения квалификации

Педагогические основы деятельности воспитателя в условиях ФГОС ДО


«Творческая работа с детьми (3-10 лет) по теме Зимнее окно»

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 917 570 материалов в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Организация работы в ДОО по подготовке детей к школе»
  • Курс повышения квалификации «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
  • Курс повышения квалификации «Познавательное и речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Экологическое образование детей дошкольного возраста: развитие кругозора и опытно-исследовательская деятельность в рамках реализации ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Укрепление здоровья детей дошкольного возраста как ценностный приоритет воспитательно-образовательной работы ДОО»
  • Курс повышения квалификации «Патриотическое воспитание дошкольников в системе работы педагога дошкольной образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Одаренные дети. Особенности развития и система сопровождения в системе ДОО»
  • Курс повышения квалификации «Педагогическая деятельность мини-музея как культурно-просветительского центра дошкольной организации»
  • Курс повышения квалификации «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Внедрение технологии решения изобретательских задач в педагогический процесс дошкольной образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «ФГОС ДОО. Развитие поисковой активности, инициативы и познавательной мотивации методом экспериментирования у детей дошкольного возраста»
  • Курс повышения квалификации «Технология проектной деятельности в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с природой»
  • Курс профессиональной переподготовки «Сурдопедагогика в дошкольном образовании»
  • Курс повышения квалификации «Управление качеством дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Система сопровождения ребенка с ОВЗ в общеразвивающем детском саду в условиях реализации ФГОС»

Оставьте свой комментарий

  • 05.09.2016 979
  • DOCX 16.5 кбайт
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Масягина Марина Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

60 минут

«Проблемы адаптации детей с ОВЗ в обучении на примере детей РАС»

88 минут

«Память: виды, индивидуально-типологические особенности и способы развития»

144 минуты

«Привязанность к взрослому в жизни ребенка, причины и последствия нарушения привязанности»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Конспект занятия «Дымковская игрушка», сопровождающей презентацией, раздаточным материалом. Эти разработанные материалы могут быть использованы с детьми подготовительной группы в ходе НОД, так и в совместной деятельности с детьми. С помощью программы Microsoft Word и PowerPoint подготовлена мультимедийная презентация, которая сопровождается фильмами и музыкой по теме и раздаточным материалом: «Элементы дымковской игрушки» и «Трафареты Дымковской игрушки» . Возможности программы позволяют быстро создать печатный раздаточный материал нужного содержания и качества. Они помогут познакомить дошкольников с народными промыслами России, в доступной форме расскажут об истории возникновения, об особенностях промысла.

ВложениеРазмер
Конспект занятия "Дымковская игрушка" 23.59 КБ
Презентация "Дымковская игрушка" 1.26 МБ
Раздаточный материал "Дымковская игрушка" 91.11 КБ
раздаточный материал-трафареты Дымковской игрушки 78.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Дымковская игрушка», для детей подготовительной группы, с использованием презентации и раздаточным материалом.

Назначение: Воспитатели ДОО, учителя начальных классов, любознательные родители. Конспект подходит для занятия с детьми 5-7лет.
Цель: Знакомство детей с народной культурой.
Задачи - Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России.
- Формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек, умение создавать узоры по собственному замыслу. Учить выделять элементы геометрического узора Дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины). Учить расписывать Дымковскими узорами.
- Познакомить с историей Дымковской игрушки.
- Закреплять знания детей о процессе изготовления Дымковской игрушки и умение рассказать об этом.
- Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.
Предварительная работа составление презентации «Дымковская игрушка», оригинальные Дымковские игрушки для демонстрации, напечатанные трафареты на белой бумаге (формат А 4), «Карточки-образцы с элементами Дымковской росписи» и цветные карандаши.
Индивидуальная работа : Оказывать помощь в рисовании элементов «Дымковской росписи».

Вид занятия: Познавательное.

Тип занятия: Художественная деятельность.

Тема занятия: "Дымковская игрушка".

Возраст : 5-7 лет.

Способы организации детей на занятии: с группой и индивидуальная работа с детьми. Воспитывать аккуратность при работе с кисточкой, краской.

Предварительная работа с детьми: Рассматривание альбома "Декоративно-прикладное искусство. Чтение и заучивание стихотворений о Дымковских игрушках.

Материал: демонстрационный Презентация, Раздаточный материал. Образцы Дымковских игрушек.

Словарь: Народные умельцы, Дымковская роспись, Дымково.

Оборудование: Ноутбук, проектор, экран, Презентация, раздаточный материал, образцы глиняных Дымковских игрушек, цветные карандаши.

1.. Вводная часть.

1.1 Краткий обзор о Дымковской игрушке и ее истории. (Теория, презентация "Дымковская игрушка" Слайд 1-7)

2.1 Элементы росписи и образы Дымковской игрушки. (Презентация Слайд 8,9,10,11)

2.2 Физкультминутка "Мы игрушки расписные"

3. Практическая часть.
3.1 Роспись Дымковской игрушки.

Воспитатель раздает набор карточек с элементами Дымковской росписи каждому ребенку.

Трафареты Дымковских игрушек (барыня, барашек, лошадка) на выбор детей.
Дети ,ориентируясь на экран и раздаточный материал, продумывают и представляют свой орнамент
и расписывают трафарет Дымковской игрушки. Для образца на экран воспитателем выводится (слайд №11).

Фоном звучит тихая русская народная музыка.

Дети расписывают трафареты бумаги А4 с использованием полученных знаний.

4.1 Воспитателем организуется выставка детских работ.

4.2 Анализ детских работ.

Ход занятия:
I Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, у вас всех есть игрушки, а из чего они сделаны?
Дети: Наши игрушки сделаны из пластмассы, резины, металла, дерева, ткани.
Воспитатель: Давайте узнаем, какие игрушки делают в селе Дымково?
(Слайд №2)
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нет цвета дымного,
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!
(В.Феофанов)
Воспитатель: Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? С вами познакомимся с дымковскими глиняными игрушками. Родился в заречной большой слободе Дымково близ города Вятка. В давние времена жители этой слободы от мала, до велика, лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки. В пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой. Возможно ,от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника «Свистопляска». Позднее ярмарка-праздник стала называться «Свистунья». Что же это за игрушки, давайте посмотрим?
(Слайд №3)
II. Основная часть
1.Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Красноногий, желторогий,
Мчится глиняный олень.
(Слайд №4)
2.Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка,
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост,
У него совсем не прост,
Точно солнечный цветок,
Да алее гребешок.
(Слайд №5)
3. Дымковская барышня вся в оранжевых, золотых, алых и зеленых узорах.
Посмотри, как хороша,
Эта девица-душа,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.
(Слайд №6)
4. Даже кони в праздничных нарядах.
Кони глиняные мчатся,
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержатся,
Если гриву упусти.
(Слайд №7)
Воспитатель: Что общего у всех этих игрушек?
Дети: У всех игрушек яркие краски, все на белом фоне, покрыты красивыми узорами.
Воспитатель: А как вы думаете, какой краской сначала покрывают игрушку?
Дети: Белой. На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются.
Воспитатель: А сможете предположить, откуда взяли мастера белый цвет?
Дети: Они взяли от снега, у зимы. Игрушки же лепили зимой.
Воспитатель: Правильно! Белый фон взяли мастера от заснеженных полей, когда зимой все вокруг белым - бело. В тех местах зима длинная, а снега много. Мастерам хочется сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег. Почему их раскрасили в яркие цвета?
Дети: Потому что, они делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками.
Воспитатель: Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?
Дети: Они использовали яркие цвета: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый,
зеленый.
Воспитатель: Какие узоры вы видите на игрушках?
( Слайд №8)
Дети: На игрушках –(кружочки, точки линии, клеточки, полоски, кривые, волны, квадраты, кольца, овалы)
Воспитатель: Какие образы можно увидеть в Дымковских игрушках?
(Слайд №9)
Дети: Лошадка, петушок, олень, баран, барышня.
Воспитатель: Наиболее ,распространённые сюжеты:
(няньки с детьми, водоносы, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.)
Дети смотрят видео на экране, воспитатель параллельно рассказывает. (Слайд №10)
Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза. Первый раз, она рождается, ее лепят из красной глины. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и прилепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности. Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка раскаляется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем. А когда рождается третий раз?
Дети: В третий раз игрушка рождается, когда ее белят и расписывают красками.
Воспитатель: Потом ее белят мелом, разведенным молоком, и расписывают. Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота, придающее еще большую нарядность игрушке .Так она рождается третий раз. Красивые яркие, нарядные игрушки продают на ярмарке. Изготовление игрушки, от лепки и до росписи — процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может быть, двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.

Физкультминутка
Мы игрушки расписные,
(Стойка прямо, небольшие покачивания плечами)
Хохотушки вятские
(Улыбка друг другу с поворотом)
Щеголихи слободские,
(Поворот вокруг себя)
Кумушки посадские.
(Небольшие приседания)
У нас ручки крендельком
(Показ рук вперед, на пояс)
Щёчки будто яблочки,
(Легкие прикасания к своим щекам)
С нами издавна знаком
(Стойка прямо)
Весь народ на ярмарке.
(Поклон

3. Практическая часть. (Можно включить негромкую народную музыку)
Работа по таблице «Цвет и форма» (на экране).
(Слайд №11-12)

Воспитатель: Предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и расписать трафареты Дымковской игрушки (см. Приложение №1) Для того чтобы начать работу необходимо:
Выбрать рисунок-шаблон, с которым вы будете работать: Дымковская барышня, лошадка, барашек…
Воспитатель: раздает напечатанные трафареты всей группе .Сегодня вы приобщитесь к мастерицам Дымковской игрушки. Мы будем украшать игрушку узорами.

Вспомните элементы узоров при росписи Дымковских игрушек и продумайте свой узор, состоящий из шаблонных элементов.

Воспитатель: Раздает каждому ребенку набор карточек «Элементы Дымковской росписи»

Давайте вспомним еще раз.

– Какие основные элементы геометрического орнамента чаще встречаются на игрушках? (Круги, овалы, клетка, полоска, точки, штрихи)

Посмотрите на экран. (слайд11) На экране расположены схемы с элементами Дымковской росписи.

- Дымковскую игрушку расписывают (элементы): кружками, кольцами, полосками, змейками. Обращайте внимание на карточки розданные вам с этими элементами.

А теперь, посмотрите на экран.
– Видите, как по-разному в узорах расположены элементы относительно друг друга.

в ряд;
в шахматном порядке;
в клетке между линиями.
– Обратите внимание на точки:
между кольцами;
на кольцах;
по краю колец.
– На цветовое сочетание элементов в узорах. Цвета - используемые в Дымковской игрушке это (стандартно)

красный, оранжевый, желтый, малиновый, синий, голубой, изумрудный, зеленый и в очень небольшом количестве коричневый и черный.

У дымковской игрушки есть свои цвета , есть свой орнамент своя форма, которая придает игрушке индивидуальность, что делает ее не похожей на другие игрушки.

Итак, вам предстоит задание: Оформить геометрическим узором. Выполните рисование цветными карандашами орнамента графическим способом: Для подбора цветовой гаммы воспользуйтесь таблицами на экране. Управляя процессом, художественной деятельностью детей воспитатель советует и оказывает помощь индивидуально.
4.Заключительная часть. Анализ детских работ.

(Выставка детских работ)

Воспитатель: Вот что у нас получилось!

– Какие замечательные работы получились у всех!

– Давайте выберем, чьи работы получились самыми интересными?

Мы оформим все работы выставкой и пригласим гостей посмотреть на искусство. Им будет очень приятно, что вы помните народные ремесла наших предков и продолжаете их искусство в современной жизни.

А научили вас Дымковскому искусству украшать игрушки вятские мастерицы. Не зря говорят в народе: «Умелец да рукодельник себе и другим людям радость приносит».

Оттого и любим мы народные игрушки, что столько в них доброты и веселья.
В конце занятия устраивается выставка.

Цель: выполнить роспись шаблона дымковской игрушки; закрепить навыки декоративного украшения изделий на основе росписи дымковской игрушки.

Задачи:

-закрепить знания детей о дымковской игрушке, истории возникновения, особенностях узоров и цвета узоров;

-развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи: круги, решетка, линия, волнистая линия, кольцо, листочек, овалов, кругов, точек, прямых и волнистых линий, подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки;

-воспитывать интерес к народному искусству.

Материалы и оборудование: образцы народной игрушки, краски, кисти, стакан с водой, салфетки, палитра, бумага, образец изделия.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, отгадайте мою загадку:

Веселая, белая глина

Кружочки, полоски на ней

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней

Кормилицы и водоноски

И всадники, и ребятня

Собачки, гусары и рыбы

А ну назовите меня! (Дымковская игрушка. )

Правильно, это дымковская игрушка. А делают такие красивые игрушки в селе Дымково Вятской области.

2. Беседа на тему «Дымковская игрушка».

Во время беседы воспитатель демонстрирует образцы дымковской игрушки.

Воспитатель: Больше четырех веков дымковская игрушка дарит нам ощущение праздника. Все краски дымковской росписи имеют свое значение: зеленый - цвет земли, красный - символ огня. силы здоровья. Голубой - цвет неба, белый связан с понятием чистоты, правды, добра.

Мастера нарядно расписывают юбки барынь и фигурки животных - важных индюков, коней в яблоках, поросят, собак. Дымковские игрушки часто «представляют» Россию на международных выставках и показах. Мотивы дымковской росписи широко используют дизайнеры мебели, украшений и одежды.

3. Роспись шаблона дымковской барыни.

Сегодня мы с вами превратимся в дымковских мастеров и украсим наших красавиц. Дымковская барыня очень нарядна. На голове непременно - кудри, шляпки, кокошники. На плечах - пелерина, пышные рукава. По низу юбки или передника - оборки. В руках - сумочка, зонтик, собачка, коромысло и т. д.

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Роспись шаблона «Дымковская игрушка»

Давайте вспомним, какой фон у дымковских игрушек. (Ответы детей.) Какие узоры народные художники рисуют на изделиях? (Ответы детей.) А знаете ли вы, что эти узоры означают? (Ответы детей.) Круг и крест - это символы солнца. Зигзагообразные линии или узор, состоящий из ромбов, изображают засеянное поле. Волнистые линии символизируют потоки воды. Рисуя эти узоры, древний художник думал о том, что незатейливая игрушка должна принести ее обладателям благополучие, хороший урожай, теплое, но не засушливое лето. Мы же сейчас, украшая игрушку, совсем об этом не думаем. Мы просто любуемся ее красотой. А какие краски нам необходимо подготовить для работы? (Ответы детей.) Верно. Краски для росписи игрушек используют яркие: красные, желтые. Синие и другие.

Так с чего же начинается работа по раскрашиванию нашей барыни? (Ответы детей.) Сначала мы раскрасим пелерину и кокошник. Потом - рисуем узоры. Посмотрите, кружочки и линии можно нарисовать концом кисточки. А вот точечки очень удобно рисовать ватной палочкой. В этом случае точки получаются аккуратными.



В процессе объяснения воспитатель показывает приемы раскрашивания, обращая внимание детей на цветовую гамму и действия при смене краски.

4. Рефлексия.

Воспитатель: Вот и готова наша барыня. А как украсили игрушку вы?

Вот игрушки так игрушки!

Нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней чудной красоты,

Чтоб ввести нас в мир России,

В мир преданий и добра,

Чтоб сказать, что есть в России

Чудо - люди, мастера!

Молодцы! Давайте вспомним, о чем мы с вами сегодня говорили? Что делали? Что больше всего понравилось? (Ответы детей.)

Список использованной литературы

1. Изобразительная деятельность и художественный труд. Подготовительная группа: комплексные занятия. Волгоград: Учитель, 2013. - С. 34-36.

2. Народное творчество. Дымковская роспись. Раскраска. - М. : ООО «Триада, лтд», 2016.

«Дымковская игрушка». Конспект комплексного занятия в средней группе

«Дымковская игрушка». Конспект комплексного занятия в средней группе Дымковская игрушка Конспект комплексного занятия в средней группе Воспитатель Сычевник А. В. Программные задачи: 1. Образовательная: формирование.

Фотоотчёт по рисованию «Дымковская игрушка «Козлик» в старшей группе

Фотоотчёт по рисованию «Дымковская игрушка «Козлик» в старшей группе Цель: формирование у детей умения свободно пользоваться элементами дымковской росписи для украшения силуэтов дымковской игрушки. Задачи:.

Конспект НОД по рисованию «Дымковская барышня» в подготовительной группе

Конспект НОД по рисованию «Дымковская барышня» в подготовительной группе Тема: «Дымковская барышня». Рисование. Образовательные области: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое.

Конспект НОД по рисованию «Дымковская лошадка» в подготовительной группе

Конспект НОД по рисованию «Дымковская лошадка» в подготовительной группе Тема: «Дымковская лошадка» Рисование. Образовательные области: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие,.

Конспект НОД по рисованию с элементами лепки «Дымковская игрушка — лошадка» в младшей группе

Конспект НОД по рисованию с элементами лепки «Дымковская игрушка — лошадка» в младшей группе Конспект НОД по рисованию с элементами лепки «Дымковская игрушка — лошадка» в младшей группе Цель: • Познакомить детей с дымковской.

Конспект НОД по рисованию во второй младшей группе «Дымковская игрушка — лошадка»

Конспект НОД по рисованию во второй младшей группе «Дымковская игрушка — лошадка» Цель: • Продолжать знакомить детей с дымковской росписью; • Формировать умение у детей рисовать нетрадиционным способом – ватными палочками;.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по рисованию «Дымковская роспись. Барышня»

Конспект НОД в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по рисованию «Дымковская роспись. Барышня» Цель: Приобщать детей с ЗПР к народной культуре,народным промыслам. Задачи: 1. Коррекционно-образовательные. Закрепить знания детей о народных.

Конспект занятия в старшей группе по лепке «Дымковская игрушка. Олешек»

Конспект занятия в старшей группе по лепке «Дымковская игрушка. Олешек» Интеграция ОО:"Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие".

Цель: продолжать знакомить детей с народным промыслом - глиняная Дымковская (вятская) игрушка.

-Закреплять навыки рисования элементов дымковской росписи (кружок, точка, полоски, сетка, кольцо);

- закрепить знание о процессе изготовления дымковской игрушки и умение рассказывать об этом.

- Развивать эстетическое восприятие у детей, познание о декоративно-прикладном искусстве;

-развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми в процессе и продуктивной деятельности;

-развивать композиционные умения при составлении узоров, размещении его на гипсовых фигурах.

- Воспитывать интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа;

- продолжать воспитывать интерес к устному народному творчеству;

-воспитывать самостоятельность и творчество.

Методы и приё мы:

Игровые: сюрпризный момент.

Наглядные: рассматривание дымковских игрушек.

Словесные: вопросы продуктивного и репродуктивного характера, пояснения, поощрение, оценка детской деятельности, напоминание, беседа, сравнение.

Практические: решение проблемных ситуаций, самостоятельная изобразительная деятельность детей.

Предварительная работа: рассматривание альбомов, иллюстраций, занятия по ознакомлению с окружающим миром, изобразительная деятельность, дидактические игры: «Собери узор», «Найди отличия».

Материал: гипсовые фигурки дымковских игрушек, гуашь, палитры, кисти, ватные палочки, салфетки, баночки с водой (непроливайки). Аудиозапись русских народных песен «Пойду ль я выйду ль я да…», магнитофон, мольберт.

Ход занятия

Организационная часть (3 мин.).

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

И село большое Дымково назвали.

- А теперь откройте глаза, посмотрите вокруг, и догадайтесь, куда вы попали!

– А попали мы в село Дымково!

(Вводная беседа с демонстрацией дымковских игрушек, плакатов, презентаций. Объяснение последовательности росписи. 10 мин.).

Воспитатель: Чем знаменито Дымково?

Дети: Игрушкою своей.

- Из чего делают эти игрушки?

Воспитатель: Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название?

Дети: глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весенней ярмарке ’’Свистунья’’.

Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и вся слобода была в дыму, в дымке. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими.

(Воспитатель демонстрирует игрушки, слайды, презентации и др. Обращает внимание на особенности дымковской игрушки)

Каждый глиняный персонаж расписывается по-особому.

Посмотри, как хороша

Щечки алые горят,

– Дымковская барыня очень нарядна. На голове непременно – кудри, шляпки, кокошники. На плечах – пелерина, пышные рукава. По низу юбки или передника – оборки. В руках - сумочка, зонтик, собачка, коромысло. Раскраска человеческих фигурок имела определенную последовательность. Вначале черной краской прорисовывались волосы, брови и глаза. Три оранжевых или красных пятнышка, поставленных на лице игрушки означали рот и щеки. Затем расписывалась шляпка и в самую последнюю очередь - яркая юбка.

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил.

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

– Особой выдумкой отличаются игрушки, изображающие животных и птиц. Дымковские кони с пышной гривой и хвостом.

Голосисты эти птицы

И нарядны, словно ситцы!

- Народная фантазия, любовь к красочности проявляется и в образе обычного петушка. Дымковский петушок полон достоинства и боевого задора. На его груди всегда сияет круг -символ солнца.

Воспитатель: Какие цвета используют мастера для росписи игрушки?

Дети: красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый.

Воспитатель: А какой, самый главный цвет остается в росписи?

Дети: Белый цвет.

Воспитатель: Правильно, белый фон игрушек никогда не закрашивается целиком, а всегда активно участвует в росписи, заставляя особенно ярко звучать цвета красок. Цвета в росписи мастера используют самые разнообразные, а вот элементов всего пять, назовите их.

Дети: Круг, прямая и волнистые линии, точки-горошины, ромб и клетка.

Воспитатель: Дымковская роспись, имеет и различные растительные элементы: зерна, ягодки, листики и цветочки.

- И по сей день, дымковская игрушка продолжает радовать нас своей яркостью, красочностью, праздничностью. Промысел дымковской игрушки сохраняется благодаря дымковским мастерицам из города Кирова.

– Ребята, кто считался в селе Дымково лучшим мастером?

Дети: дедушка Тихон.

Мне сказали, что дедушка Тихон этой зимой долго болел. Давайте зайдем к нему в гости, проведаем мастера. Здравствуйте, дедушка Тихон.

– Скоро откроется весенняя ярмарка дымковской игрушки, а я из-за болезни смог расписать только одну игрушку. Мне очень важно принять участие в ярмарке, показать людям свое мастерство. Боюсь, один я никак не справлюсь, может быть, вы мне поможете?

– Ребята, давайте поможем дедушке Тихону. Я предлагаю вам стать его учениками. Я думаю, мы все готовы превратиться в народных мастеров. Осталось только сказать волшебные слова:

Вправо- влево повернись и в умельцев превратись!

Надеваем фартуки и проходим в мастерскую. У дедушки Тихона есть заготовки игрушек. Вы сможете выбрать ту, которую захотите расписывать. В мастерской есть всё для превращения обычной фигурки в настоящую дымковскую игрушку.

Физкультминутка (пальчиковая гимнастика)

(физминутка 2 мин)

Привезли мы глину с дальнего бугра Взялись за руки, идут по кругу

Ну-ка за работу, чудо-мастера! Вытягивают руки вперёд, в стороны

Слепим, высушим – и в печь! Лепят ладошками

А потом распишем. Пальцы в щепотку, рисуют волнистые линии

Будем мы игрушки «печь», «Лепят» ладошками

Печка жаром пышет. Кулачки сжимают и разжимают

А в печи – не калачи, Машут указательным пальцем

А в печи – игрушки! Вытягивают руки вперёд

(Самостоятельная роспись 10 мин.)

Порадуем Дедушку Тихона своими знаниями. Теперь можем приступить к работе.

- Сяду прямо не согнусь, за работу я возьмусь.

- Настроились? Тогда давайте творить чудеса.

- Приступайте к работе.

(Педагог включает в этот момент спокойную народную музыку)

По ходу расписывания игрушек направлять детей :

- Ребята круги мы будем делать с помощью ватной палочки. Круги и точки на узоре повторяются, поэтому нужно проделать это несколько раз подальше друг от друга. Чтобы рисовать ватной палочкой, нужно смочить водой, а затем набрать краску.

-Ребята, кольца вокруг точек рисуем кончиком кисточки.

- Берем кисть тремя пальчиками у железного наконечника. Макаем кисть в воду и о край баночки снимаем лишнюю каплю. Обмакиваем кисть об салфетку. И на весь ворс набираем краску нужного цвета. Кончиком кисти рисуем кольца на нашем узоре.

Заключительная часть. (Подведение итогов 5 мин.)

По окончании работы дети выставляют свои изделия на столе перед дедушкой Тихоном.

Дед: Вот спасибо вам ребятки за помощь. Вы хорошо потрудились. Теперь и на ярмарку можно.

Затем дети по очереди высказывают своё мнение об игрушках.)

- Я предлагаю вам полюбоваться нашими игрушками.

- Какая из них вам нравится больше всего? Почему?

- Какую игрушку вы купили бы на ярмарке для своего дома, или кому-нибудь в подарок?

- А я, ребята, купила бы все игрушки, потому что они очень красивые, нарядные, веселые, праздничные. Вы все старались, трудились, вложили в них своё умение как настоящие мастера! Спасибо за вашу работу. Осталось только сказать волшебные слова: Вправо- влево повернись и в ребятишек превратись!

Конспект НОД «Роспись дымковской игрушки»

Конспект НОД «Роспись дымковской игрушки» Программное содержание. Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством. Учить детей расписывать глиняные игрушки дымковскими.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Роспись дымковской игрушки «Козлик»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Роспись дымковской игрушки «Козлик» Интеграция образовательных областей: художественно- эстетическое развитие; речевое развитие; социально- коммуникативное развитие. Методические.

Конспект НОД по декоративному рисованию «Нарядный индюк» по мотивам дымковской игрушки Конспект НОД рисование декоративное «Нарядный индюк» (по мотивам дымковской игрушки) Цель: 1. Закреплять знания детей о характерных особенностях.

Конспект ООД по декоративному рисованию «Роспись филимоновской игрушки» в старшей группе

Конспект ООД по декоративному рисованию «Роспись филимоновской игрушки» в старшей группе Цель: учить раскрашивать шаблоны игрушек элементами филимоновской росписи. Задачи: • Формировать представление у детей о филимоновских.

Конспект ОД по декоративному рисованию в подготовительной группе «Городецкая роспись — цветочный узор»

Конспект ОД по декоративному рисованию в подготовительной группе «Городецкая роспись — цветочный узор» Цель: учить детей рисовать городецкие цветы - розаны, купавки, ромашки, бутоны, листья на силуэте солонки или дощечки, передавая яркий.

Конспект ООД по декоративному рисованию в подготовительной группе «Роспись дымковского индюка»

Конспект ООД по декоративному рисованию в подготовительной группе «Роспись дымковского индюка» Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию (декоративное рисование) в подготовительной группе Амина Керимова Тема: «Роспись.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Министерство общего и профессионального образования

Орган местного самоуправления

«Управление образования города Каменск-Уральского»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад № 89»

открытого занятие в старшей группе по рисованию

на тему: Роспись дымковской игрушки

Воспитатель: Климова Е.И.

Конспект НОД по рисованию в старшей группе

Тема: «Роспись дымковской игрушки»

Цель: способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора, воспитывать интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.

Задачи:

-развивать эстетическое восприятие, образные представления, чувство цвета и композиции;

- развивать чувство прекрасного;

-продолжать развивать навыки коллективной работы;

-развивать умение выразительно читать стихи о дымковской игрушке.

-закреплять знания детей о дымковских игрушках, о дымковской росписи;

-закреплять эмоционально положительное отношение к народному декоративному искусству.

-закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, кольцо, прямые и волнистые линии );

-учить детей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку;

- помочь детям замечать и выделять основные средства выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи. Ориентируясь на подлинники, вызвать у детей желание расписать игрушки.

-воспитывать уважение и интерес к народным промыслам.

Предварительная работа: беседа о дымковских игрушках, рассматривание элементов росписи. Рисование дымковских узоров, роспись бумажных силуэтов.

Методы и приемы:

Беседа, активизирующая опыт детей;

Предварительное формирование замысла в индивидуальных беседах;

Совместное со взрослым или самостоятельное планирование деятельности;

Совместное со взрослым или самостоятельное определение способов деятельности;

Индивидуальная помощь ребенку в процессе деятельности;

Анализ детских работ.

Материалы. Фотографии дымковских игрушек, села Дымково. Силуэты дымковских игрушек, глиняные дымковские игрушки, дымковские игрушки, вырезанные из белой бумаги, краски гуашь, кисти разной толщины, подставки, палитры, баночки с водой, салфетка (на каждого ребенка) , ватные палочки. Большой лист бумаги для оформления картины.

Ход занятия:

Организационный момент.

-Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся.

-Проходите на стульчики.

У вас у всех дома игрушки. Они сделаны из современных материалов. Каких? (пластмассы, резины, металла, меха).

-Но наряду с ними до сих пор еще пользуются большой популярностью народные глиняные и деревянные игрушки.

-Посмотрите, как много красивых игрушек сегодня у нас в гостях! Такие интересные игрушки! Вы их узнали? Что это за игрушки?

Дети: Это уточки, кони, это дымковские игрушки.

-Правильно ребятки, а что же мы знаем об этой яркой русской нарядной игрушке.

(перед детьми картина с видом Дымковской слободы)

- Погляди-ка на картинку. Что за деревенька в дымке?

(дети читают стихи о дымковском промысле и слободе)

1. И село родное люди «Дымково» назвали.

Там любили песни, пляски.

В том селе рождались сказки.

Вечера зимою длинны и лепили там из глины.

2. Все игрушки – непростые,

А волшебно – расписные

Белоснежны, как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски.

3. Говорят о ней повсюду.

Удивительному чуду мы поклонимся не раз!

И о дымковской игрушке

Мы ведем сейчас рассказ.

Часть. Основная.

1.История возникновения дымковской игрушки.

-Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу голубой реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково….

-Здесь люди поселились умелые. Нашли они глину на берегу реки, начали из неё лепить посуду, а потом и игрушки для своих ребят.

-Глину собирали обычно весной и смешивали её с мелким чистым песком из реки, много раз перемешивают, заливают водой и снова перемешиваю. Готовую глину раскатывают на шарики, из которых и лепят потом игрушки.

-Когда умельцы лепили, главными помощниками у них были острая лучинка и мокрая тряпочка . Лучинкой мастер убирал лишнюю глину, а мокрой тряпочкой приглаживал все неровности и шероховатости , и получалась игрушка ровная да гладкая. После этого игрушку сушили несколько дней, а потом обжигали в русской печи 3-4 часа.

Воспитатель обращает внимание детей на игрушки.

-Ребята, посмотрите внимательно на фигурки и скажите,что в них общего?

Дети: Они все белого цвета.

-Правильно, все они белого цвета. Этот цвет получается оттого, что обожженные фигурки обмакивают в специальную смесь молока и мела.

Фигурки становятся белыми, и на это белое покрытие хорошо наносятся любые краски.

-Краски используют разного цвета. Какие?

Дети: Зеленые, красные, малиновые, желтые, оранжевые, синие. (показать к-ку)

-Красок у мастера было много – всех цветов и оттенков, поэтому игрушки получались яркими и веселыми. Узор составляли мастера из кружков, колечек, точек, волнистых линий, полосок, клеток, овалов.

-Каждый элемент дымковской росписи что-нибудь означает. Круг – символ солнца, каравай хлеба; точка – звезды; волнистая линия – вода ; прямая линия – дорога.

-Дымковские игрушки делают исключительно вручную.

Как вы думаете, с каким настроением лепили и разрисовывали эти игрушки наши мастера?

Дети: Игрушки лепили с хорошим, веселым настроением!

-Яркие, красивые игрушки любили люди и с удовольствием их покупали. Продавать свои игрушки мастера возили на ярмарки. Собирался там народ с разных мест на гулянье, а называлось оно «Свистунья» или « Свистопляска» , потому что дымковские игрушки были не простые. Многие из них были свистульками. От этих свистулек и пошло название гуляньям.

-Ребята, вам понравился мой рассказ?

Тогда давайте вместе разрисуем свои игрушки различными орнаментами и сделаем веселый праздник в дымковской деревне.

2.Физкультминутка: «Пляска в дымковской деревне»

Эй, ребята, выходите,

Пляску русскую начните!

В этой пляске удалой

Пусть кружится шар земной.

Вот какой веселый пляс

Начинается у нас!

Не стоит никто на месте

Все танцуют с нами вместе.

Мы наклонимся сейчас.

Постараемся для вас.

Все ногами топают,

Все в ладоши хлопают.

3. Практическая часть.

-А сейчас, предлагаю пройти в мастерскую и украсить дымковским узором модели коней, которые я приготовила для вас. Вместе мы сделаем настоящий праздник в дымковской деревне!

-Мастерская открыта – проходим и приступаем к работе.

(Прикрепляю к мольберту нарисованные на листе силуэт лошадки, показываю и объясняю детям последовательность работы)

- Ребята, посмотрите внимательно как я буду раскрашивать свою лошадку

- Сначала хвост, гриву, копыта – мы закрашиваем полностью черным цветом.

-Ребята, у этой игрушки ушки – лошадки всегда раскрашивают разные. Вот посмотрите, показать картинки.

-Где мы расположим узор? ( Вдоль ног, шеи, туловища ).

-Какие узоры мы будем использовать для росписи лошадки? (Круги, точки, прямые и волнистые линии, кольца)

-Печатаем круги и точки вдоль ног, шеи, туловища.

-Каждый мастер расписывает игрушку по своему вкусу, поэтому они не похожи одна на другую, но каждая прекрасна по-своему. Вы будете изображать лошадку по своему желанию. Предлагаю подумать, перед тем как преступить к работе, какие краски хотите использовать и каким узором будете расписывать свою игрушку. Если кто-то затрудняется, то вам – помощники-подсказки изображения дымковских игрушек на доске.

-Для росписи я приготовила вам краски, кисти и ватные палочки.
-Для чего кисти? Для чего ватные палочки?

Пальчиковая гимнастика ,, Замок,,

-Давайте разомнем пальчики и проверим осанку.

На двери весит замок

Кто его открыть бы смог?

Мы замочек покрутили,

Мы замочек повертели,

Мы замочек потянули,

Потянули и открыли!

-Теперь можем приступить к работе.

- Сяду прямо не согнусь, за работу я возьмусь.

- Какие краски мы будем использовать?

- Какие элементы вы запомнили? Как они называются и что символизируют?

- С каким настроением мы будем расписывать наши игрушки?

- Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными, не набирайте много краски, лишнюю воду с кисточки промачивайте о салфетку.

Индивидуальная помощь детям:

По ходу расписывания лошадки направлять детей:
-Круги мы будем делать с помощью тычка-пальчика. Круги и точки на узоре повторяются, поэтому нужно проделать это несколько раз подальше друг от друга. Чтобы рисовать пальцем и ватной палочкой нужно смочить водой, а затем набрать краску, краску с пальца убираем с помощью влажной салфетки. Диана, кольца вокруг точек рисуем кончиком кисточки.
- Дети украшают узором модели вырезанных из бумаги игрушек , по окончании работы сделать общую картину «Дымковская слобода» (село, деревня, где создают глиняные игрушки) .

Итог занятия.

-Ай да, Дымковская Слобода у нас получились! Настоящие – дымковские игрушки! Давайте приклеим их на большой лист бумаги, где уже есть изображение деревни.

Анализ детских работ:

-Ребята, посмотрите внимательно и выберите наиболее яркие и аккуратные работы.

- Да, ребята, слобода у вас получились веселая и дружная!

Итог: Скажите

1. На какой фон наносят мастера яркие узоры? (Белый)

2. Из чего лепят дымковские игрушки? (из глины)

3. Какие узоры изображаются на игрушках? (кружки, полоски, прямые и волнистые линии)

4. Как называется село, где делают эти удивительные игрушки? (Дымково)

5. Какими цветами украшают дымковские игрушки? (Красный, синий, зеленый, желтый)

Читайте также: