Конспект знакомство с филимоновской игрушкой

Обновлено: 17.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Конспект образовательной деятельности по окружающему миру в средней группе «Филимоновские игрушки»

Цель: формирование у детей интереса к предметам народного декоративно-прикладного искусства.

-формировать знания детей о филимоновской игрушке, как виде народного декоративно-прикладного искусства, имеющего свою специфику и образную выразительность;

- закреплять знания об особенностях росписи игрушек, основных элементах узора;

-формировать представление о ремесле игрушечных дел мастеров;

- обогащать словарь детей словами: филимоновские свистульки, разноцветные, расписные, глиняные;

- воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.

Материалы и оборудование: выставка филимоновских игрушек (оформленная под ярмарку), презентация «Филимоновские игрушки».

Ход занятия:

- Ребята, мы сегодня с вами отправимся в Тульскую область в село Филимоново. Проходите, не толпитесь,
На игрушки подивитесь!
Все игрушки не простые,
А волшебно – расписные.

- Все игрушки веселые и забавные, форма игрушек вытянутая, будто они чему – то удивляются. Ребята, вы знакомы с этими игрушками? Как они называются?

Воспитатель: - Филимоновские игрушки - это не просто игрушки, а игрушки -свистушки, которыми можно не только играть, но и посвистеть. Послушайте, какой получается свист?

Дети: Громкий, веселый, звонкий.

Воспитатель: А легенда об этой игрушке говорит, что жил в Тульской области дед Филимон, и он делал игрушки-свистульки, а потом продавал их на ярмарке.

А делают Филимоновские игрушки из белой глины, которая обладает волшебным свойством. Расписывали игрушки анилиновыми красками. Роспись у филимоновской игрушки характерная: фон белый или ярко желтый, а на нем зеленые, красные и малиновые линии, полосы, кружочки, точки. Условно все игрушки можно разделить на несколько групп:

1) люди – солдат, барыня, гармонист, мальчик на петухе, всадник, солдат с гусем, любота.

2) животные – олень, корова, конь, баран, козел, собака, кот, лиса.

3) птицы - петух, наседка, павлин, утка.

4) многофигурные композиции – чаепитие, тройка, карусель, древо, на лавочке, Георгий со змеем.

Краски берут яркие, солнечные и поэтому все филимоновские игрушки красочные, сказочные, веселые. Все мастера с большим, добрым сердцем‚ мягкими теплыми руками. Игрушки у них получаются добродушные, забавные, веселые.

Филимоновское чудо,
Сразу узнают повсюду:
Яркие, цветные, прелестные,
Всему миру известные.

Дети: Да.
Физкультминутка «Самолет»

Смотрите в небе самолет, руки в сотоны полунаклоны в лево, вправо
А в самолете том пилот пилот - из пальцев сделать очки руки поднести к глазам
Штурвалом ловко управляет имитируем управление штурвалом
И между облаков летает руки в сотоны полунаклоны в лево, вправо

Под самолетом то гора, руки перед грудью гора
То лес дремучий, то нора, руки скрестить перед грудью, над головой сомкнуть
То в небо дивится народ, движение смотрим вдаль, влево -право
То зайцы водят хоровод танец на месте

Виртуальная экскурсия «Филимоновские игрушки»

Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, вот мы с вами побывали в селе Филимоново. Из чего делают мастера свои игрушки? Какие узоры мастера используют в своей росписи? Какая игрушка вам больше всего понравилась?
Выбирите из раскрасок игрушку, которая вам понравилась, и раскрасьте ее.

Образовательные области: художественно- эстетическое развитие, социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Методические задачи: продолжать знакомить детей с народными промыслами на примере филимоновской игрушки, познакомить с характерными особенностями филимоновской игрушки, учить детей создавать характерный узор филимоновской игрушки, воспитывать бережное отношение к народному наследию, обогащать словарный запас, активизировать речь детей, закрепить умение чередовать однородные предметы по цвету.

ВложениеРазмер
nash_filimonovskaya_igrushka_20g.docx 21.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по изобразительной деятельности в младшей группе знакомство с «Филимоновской игрушкой».

Образовательные области : художественно- эстетическое развитие, социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Методические задачи : продолжать знакомить детей с народными промыслами на примере филимоновской игрушки , познакомить с характерными особенностями филимоновской игрушки , учить детей создавать характерный узор филимоновской игрушки , воспитывать бережное отношение к народному наследию, обогащать словарный запас, активизировать речь детей, закрепить умение чередовать однородные предметы по цвету.

Материалы к занятию : филимоновские игрушки (3-4 шт, плакаты, дидактические картинки с изображением филимоновских игрушек , акварельные листы А4 с силуэтом филимоновского коня , мольберт, гуашь, кисти, банки с водой.

Предварительная работа : рассматривание филимоновских игрушек , беседы с детьми.

приветствие / ЗАСТАВКА на экране

- Сегодня к нам пришли гости давайте с ними поздороваемся

собрались все дети в круг

я твой друг и ты мой друг

крепко за руки возьмемся

и друг другу улыбнемся

Воспитатель : Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в деревню Филимоново, где живут - Народные мастера.

А вы бывали в деревне?? А как мы узнали что это деревня? У кого есть бабушки и дедушки в деревне?

А теперь я приглашаю вас посмотреть на наш экран и хочу познакомить с очень интересным и видом творчества – Филимоновская роспись

В самом сердце России есть деревня под названием Филимоново . Давным-давно, прибыл в эту деревню гончар, а звали его Филимон . Он обнаружил в этой местности глину и начал лепить из нее горшки, а деревню так и стали называть Филимоново .

Очень уж ловко у Филимона получалось лепить посуду и игрушки .

А однажды пришла ему в голову мысль, взял он, да и сделал дырочку в игрушке , чтобы та звук издавала. И стала называться такая игрушка – свистулька . Показ игрушки

Очень полюбились такие игрушки деткам , а Филимон стал свои свистульки на ярмарке продавать.

Понравилось и людям в деревне это ремесло, научились в деревне из глины посуду, да игрушки лепить . Все, от мала, до велика.

/// Свистулька – и до сих пор является самой популярной игрушкой на Руси . Везде ее по-разному называют – сопелкой, гудухой, улюткой, соловьем. Продавали игрушки – «забавки» на ярмарках, на базарах. Собирались мастерицы за работой, холодными зимними вечерами и лепили игрушки ///

- Ну мы с вами засиделись, давайте сделаем разминку

Физминутка запись- Аудио .

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, как много различных филимоновских игрушек изготавливали мастера? Попробуем с вами разгадать загадки, а ответ и будет названием игрушки «забавки» .

Присаживаются на ковер

Загадки./ картинки с отгадками

Заплелись густые травы,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога. (баран)

Бегут по дорожке

Борода да ножки. (козлик)

Про кого моя загадка?

Яркий, красочный, пятнистый,

Он как встанет поутру,

Запоет «ку-ка-ре-ку» . (петух)

Воспитатель : Молодцы ребята, все загадки разгадали.

А я знаю, что гости приготовили для нас подарок

Посылка давайте посмотрим, что там лежит, а как ее открыть.

(Руки держат в замочке)

На двери висит замок.
Соединить пальцы обеих рук в замок
Кто его открыть бы мог?
Пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны.
Постучали,
Не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга
покрутили,
Движения сцепленными пальцами от себя к себе
потянули
Пальцы сцеплены, руки потянуть в разные стороны
и открыли.
Расцепить пальцы.

Готовые силуэты лошадок

Воспитатель : Посмотрите чего то не хватает у лошадок, правильно полосок

Давайте поможем, что бы лошадка стала настоящей филимоновской игрушкой.

Для этого мы с вами станем, тоже умельцами, мастерами и художниками

Для этого нам понадобиться…. Одеть фартук и нарукавники.

/ ФАРТУКИ, НАРУКАВНИКИ/ как атрибуты к рисованию в мастерской/ на экран фото мастерской. Мастер в фартуке.

Воспитатель: Все готовы? (воспитатель раздает шаблоны лошадки) . Правила обращения с красками кисточками.

Рисование « филимоновская игрушка – лошадка » .

- Обратите внимание, ребята, у всех филимоновских игрушек длинные шеи , маленькие головы и короткие ноги. Узор росписи- цветные полосы. Красные, желтые, зеленые; реже- синие. Сейчас мы с вами тоже будем украшать филимоновских лошадок.

Оркестр. - Мы так хорошо порисовали и у нас для вас подарок.

Мы приготовили для вас разные музыкальные инструменты, дорогие гости и вы попробуйте вместе с нами.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект непрерывной образовательной деятельности в младшей группе «Знакомство с улицей»

Конспект по формированию элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.

Конспект организованной образовательной деятельности для младшей группы на тему: «Народная игрушка - конек».

Воспитатель: Матурина Алсу АббясовнаАНО ДО "Планета детства "Лада" ДС №140 "Златовласка"г. Тольятти, Самарская область Конспект организованной образовательной деятельности для младшей .


Непрерывная образовательная деятельность с детьми во второй младшей группе «Знакомство с дымковской игрушкой» с использованием игровых, и информационно коммуникативных технологий

Цель: познакомить детей с дымковской игрушкой.Задачи: Образовательные:- формировать умение самостоятельно составлять узор из элементов дымковской росписи (кружочки, точки) с помощью кисточки, ватной п.


Конспект непрерывной образовательной деятельности в младшей группы. «Знакомство с фруктами»

Методическая разработка для педагогов младшей группы.Должность и место работы: воспитатель, ГБДОУ№57 Красногвардейского района, г. Санкт-Петербург. Конспект непрерывной образовательно.


Конспект по изобразительной деятельности в младшей группе

Конспект занятия «Дождик, дождик кап-кап-кап»Цель: Развивать у детей умение переключать слуховое внимание. Вызывать у детей эмоциональный отклик, рит.


Конспект непосредственно – образовательной деятельности в младшей группе.Тема: «Мои любимые игрушки»

laquo;Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение».


Конспект образовательной деятельности во второй младшей группе «Знакомство с Дымковской игрушкой»

Конспект образовательной деятельностиво второй младшей группе«Знакомство с Дымковской игрушкой».

Речевое развитие: расширять представления детей о многообразии окружающего мира, обогащать речь детей, учить внимательно слушать рассказы.

Социально-коммуникативное развитие: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; формировать интерес к народным промыслам; учить оценивать результат своей работы; развивать внимание, умение понимать поставленную задачу.

Познавательное развитие: развивать восприятие, совершенствовать глазомер, чувство цвета, знакомство с трудом людей творческих профессий.

Художественно-эстетическое развитие: формировать интерес к народному искусству, расширять представления детей о народном искусстве, углублять знания о филимоновской игрушке, учить лепить по типу народных игрушек.

Ход НОД:

-Ребята, а вы любите играть в игрушки?

-А какие игрушки у вас самые любимые?

-Куклы, роботы, пазлы, конструкторы, Лего и т. д.

-А вы знаете ребята, что современные игрушки отличаются от тех игрушек, которые были в «старые времена»?

Звучит музыка, дети закрывают глаза и представляют, что летят на «ковре-самолете». Воспитатель включает презентацию.

-Итак, ребята, мы прибыли в «старые времена»…Усаживайтесь поудобнее, я начинаю рассказ…

А теперь перенесемся в деревню Филимоново Тульской области, где начала свою историю филимоновская игрушка. А началась она 1000 лет назад. Кстати, есть легенда, которая гласит, что деревня была названа в честь деда Филимона, беглого каторжанина, который был игрушечником и гончаром. Есть археологические подтверждения того, что при раскопках под Тульской областью, были найдены глиняные черепки, и они представьте себе, имели символы и знаки, которые мы видим на сегодняшних филимоновских игрушках.

Игрушки в деревне Филимоново в основном лепили женщины, девочек начинали обучать этому искусству с семи лет. Почти все филимоновские игрушки, по сути своей — свисток (не свистят петухи и индюки). С помощью такой свистульки наши предки отпугивали злых духов, они пользовались большим спросом на ярмарках. Все филимоновские игрушки можно разделить на четыре группы:

люди; животные; птицы и композиции из нескольких фигур.

Внешний облик филимоновской игрушки определяется свойствами местной глины - синьки. Раньше глину заготовляли в зимнее время года. Выкапывали колодцы на глубину 2 метра и там добывали эту самую глину. А добывали её зимой, чтобы колодцы не обвалились. В современных условиях заготовки глины происходит уже по-другому. После того как из глины изготовили фигурки, их просушивали. Чрезмерно жирная глина быстро деформировалась и покрывалась мелкими трещинами, поэтому их приходилось постоянно разглаживать влажной рукой. Из-за этого фигурки становились утонченными, и слегка вытягивались, становясь слегка не пропорциональными, но удивительно изящными.

После обжига фигурок в печи, они становились белоснежными (свойства глины-синьки, и не требовали специального грунта. Нанести яркие краски с помощью кисти на фигурку не получится, для этого мастера используют гусиное перо. Для филимоновских игрушек характерен орнамент из цветных полосок и пятнышек. В основном используют желтый, красный, зеленый цвета. Лица фигурок остаются белыми. Эти игрушки, трудно спутать с какими либо другими игрушками.

-Ну что ребята, понравился вам рассказ про филимоновскую игрушку?

-Тогда ребята садимся на «ковер-самолет» и летим обратно в детский сад…

Физкультминутка «Мы игрушки расписные».

Мы игрушки расписные (стоика прямо покачивания плечами)

Хохотушки вятские (улыбаются друг другу с поворотами)

Щеголихи слободские (поворот вокруг себя)

Кумушки посадские (небольшие приседания)

У нас ручки крендельком (показ рук вперед, на пояс)

Щечки будто яблочки (легкое касание щек)

С ними издавна знаком (стойка прямо)

Весь народ на ярмарке (поклон).

-А хотите сами побывать в роли мастеров и слепить игрушку?

-Конечно, слепить филимоновскую свистульку – это целая наука, нам она пока не по силам, но слепить фигурку из соленого теста мы с вами можем. Бережно высушим наши фигурки, а потом раскрасим гуашью. Ну что приступим…

Дети самостоятельно лепят из соленого теста петушков и по желанию составляют композиции «Петушок и курочка».

Техника лепки фигурок, похожей на филимоновскую, но без свистков.

Скатаем шар из комка глины (соленого теста) величиной с кулачок. Вытянем вверх шею петушка.

Слегка наклоним небольшую головку. Заострим клювик.

Нижнюю часть обхватим пальцами, сожмем, оттянем и расплющим (получится подставка).

У фигурки лепим хвостик. Если его прищипить чуть- чуть, - получится курочка.

Если же оттянуть часть массы и смоделировать более пышный хвост- изогнуть, прищипить, расплющить, получится петушок. Только не забудьте про гребешок и бородку! Крылышки процарапаем стекой, прищипем или налепим по бокам туловища.

Вылепленных птичек можно разместить на одной подставке, соединить грудками. А если вылепить ещё и несколько цыплят, получится петушиная семейка.

После просушки фигурок, дети их «белят» гуашевыми красками, смешанными с небольшим количеством клея ПВА, и расписывают по мотивам филимоновских узоров : украшают красными, желтыми, зелеными и зелеными полосами и пятнышками.

Дидактическое пособие по ознакомлению с филимоновской народной игрушкой (игрушки из ковролина)

Дидактическое пособие по ознакомлению с филимоновской народной игрушкой (игрушки из ковролина) Описание: игрушка изготовлена из ковролина "Радуга" (тонкий ковролин, используется для оформительских работ); представляет собой набор.

Фотоотчет «Знакомим детей с Филимоновской игрушкой»

Фотоотчет «Знакомим детей с Филимоновской игрушкой» Народное искусство - достояние не только взрослых, но и детей, поэтому так велика роль в нашем детском саду, где успешно не боясь этого.

Фотоотчет «Знакомство детей с народной игрушкой»

Фотоотчет «Знакомство детей с народной игрушкой» Игрушка — один из самых древних видов декоративно-прикладного искусства. Игрушки создавались отдельным мастером-кустарем, крестьянином,.

Конспект НОД «Знакомство с дымковской игрушкой» (вторая младшая группа)

Конспект НОД «Знакомство с дымковской игрушкой» (вторая младшая группа) Виды детской деятельности. Игровая, познавательно-исследовательская, речевая, коммуникативная, продуктивная, художественная. Задачи: 1.

Конспект занятия «Знакомство с Романовской игрушкой» для младшей группы Цели: Знакомство с Романовской игрушкой, рассказать детям о том, что все эти красивые игрушки создали мастера – народные умельцы. Задачи:.

Лепбук «Знакомство с романовской игрушкой» для детей старшей группы

Лепбук «Знакомство с романовской игрушкой» для детей старшей группы В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности,.

Презентация познавательно-творческого проекта «Знакомство с дымковской игрушкой» В нашей группе прошел познавательно-творческий проект "Знакомство с Дымковской игрушкой", целью и задачами которого которого являются развитие.

Познавательно-творческий проект «Знакомство с новогодней игрушкой»

Познавательно-творческий проект «Знакомство с новогодней игрушкой» .

«Филимоновский конь». Интегрированное занятие по знакомству с филимоновской игрушкой во второй младшей группе

«Филимоновский конь». Интегрированное занятие по знакомству с филимоновской игрушкой во второй младшей группе Примечание: на занятие использовалось авторское дидактическое пособие разработанное Егоровой И. В. Образовательные области: художественно.

Образовательные. Познакомить детей с филимоновской народной игрушкой, как видом декоративно-прикладного искусства.

Развивающие. Развивать интерес к народным игрушкам Поволжья. Активизировать и обогащать словарный запас детей.

Воспитывающие. Формировать интерес детей к истокам русской народной культуры на основе активного использования фольклора;

Воспитывать у детей уважение к труду народных мастеров.

Материал. Оформление настенного плоскостного панно с изображением филимоновской деревни, филимоновские игрушки.

Предварительная работа. Знакомство детей с дымковской народной игрушкой. Расписывание силуэта дымковского коня. Рассматривание филимоновских игрушек. Беседа о народных промыслах.

Воспитатель. - Дети, к кому мы ездили раньше в гости? Дети. – К бабушке в деревню.

Воспитатель. - А вы хотели бы поехать ещё в гости?

Воспитатель. - Сегодня мы с вами поедем в деревню Филимоново, к деду Филимону. Отправляемся в деревню на машине. Садитесь поудобнее, пристегните все ремни, для безопасности.

Завели машину ш-ш-ш (круговые движения)

Накачали шину ш-ш-ш (насос)

И поехали скорей (вращение руля).

Воспитатель. Вот мы и приехали в деревню Филимоново.

Синий лес, холмы, косогор.

Лепят там из глины игрушки и расписывают до сих пор.

Да, из красной обычной глины

Появляются вдруг на свет

Зайцы, конники и павлины

И красавицы – маков цвет. (Воспитатель показывает на плоскостное деревенское панно: дома, разные филимоновские фигурки).

Воспитатель. – Есть под Тулой деревенька, Филимоново зовут. И живут здесь мастерицы, что добро в дома несут. С древних времен известна тульская деревня Филимоново. По всей России-матушке и далеко за ее пределами знают и любят филимоновские расписные игрушки-свистульки. Ребята, хотите узнать, почему их так называют? Давным-давно, жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки - свистульки. А мастерицы их расписывали. Они были такие яркие, веселые, полосатые с длинной шеей. Вот и назвали деревню Филимоново, а игрушки филимоновские. Игрушки в основном делали зимой, когда было свободное время от сельских трудов. Затем продавали их на ярмарках и базарах в городе Туле. (Воспитатель берёт игрушку показывает детям).

Воспитатель. – Дети, подойдите на игрушки поглядите, игрушки раскрашены ярко, полоски красные, зелёные, жёлтые, сверху вниз и поперёк, очень привлекательные. (Даёт игрушки детям потрогать, погладить, рассмотреть). –Ты откуда пришла к нам такая? Вся простая без хитрых затей. С длинной шеей, расписная, Для игры и забавы детей. Лепят филимоновские игрушки из глины, а глину добывают из глубоких оврагов. Эта глина мягкая, рукам послушная.

(Воспитатель проходит и показывает каждому ребенку комок глины, предлагает его потрогать, затем мнёт ее в руках, вытягивает глину, показывает детям, как из неё лепят). Все эти игрушки забавные, высокие, стройные и такие вытянутые, будто они всегда чему-то удивляются, и свои шеи так вытянули, что на жирафов стали похожи. Лепят их весёлые мастерицы и приговаривают: «Ух, ты, серьёзная получилась! Сейчас повеселее тебя сделаем. Давай-ка улыбнись!» Дети, филимоновская игрушка - свистулька. Ты свести свистулечка, моя дорогулечка. Тише, громче, веселей, чтоб порадовать детей. (Воспитатель показывает детям, как свистит игрушка - свистулька, затем раздаёт каждому ребёнку по игрушки-свистульки, предлагает детям по свистеть, по веселиться). Вот, свистулечка какая, глиняная птичка Необычная смешная птичка невеличка. Воспитатель. - Сколько восторга способна подарить филимоновская игрушка-свистулька даже маленькому ребенку! Свистеть можно на все лады. А это так здорово поднимает настроение! Простая интересная забава снимает детскую напряженность. Дети, давайте с вами продолжим веселие и поиграем. Музыкальная пауза. Игра «Волшебный платок». (Воспитатель говорит слова). Платок поднимается, детки собираются. Всех укрывает, волшебство начинает. Платок опускается, чудо начинается. 1-2-3-4-5 зайчики идут плясать. Воспитатель. – Дети, вот образцы от деда Филимона, их надо расписать яркими полосками. Для вас открыта мастерская, заходите, садитесь. Прежде чем начать надо пальчики размять. Пальчиковая гимнастика. Раз, два, раз, два, наши дети мастера. Сели встали, сели встали, мы работать не устали. (На столах на каждого ребёнка: клеёнка, краски гуашь (красная, зелёная, синяя, жёлтая, кисточка, салфетка, баночка с водой, силуэт филимоновской игрушки. Дети разноцветными полосками, расписывают образцы).

Воспитатель. - Филимоновская игрушка готова! Вы замечательно работали. У вас получились очень красивые игрушки. Так и хочется сказать. Ну, игрушка просто диво Загляденье как красива. И не зря ведь говорится, Дело мастера боится. Понравились ли вам ваши игрушки? Чем? От них веет теплом, добротой. Глядя на них, поднимается настроение.

Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Садитесь поудобнее, пристегните все ремни, для безопасности.

Завели машину ш-ш-ш (круговые движения)

Накачали шину ш-ш-ш (насос)

И поехали скорей (вращение руля).

Конспект занятия «Знакомство с народной культурой и традициями» Цель: Продолжать знакомить детей с народной культурой и ее традициями. Развивать познавательную активность детей в процессе эксперементирования.

Конспект интегрированной образовательной деятельности по развитию речи «Знакомство с русской народной игрушкой матрешкой» Программное содержание: • учить: - отгадывать загадки; - участвовать в диалоге при обсуждении; -отвечать на вопросы по содержанию прослушанного.

Конспект НОД по рисованию во второй группе раннего возраста «Знакомство с дымковской игрушкой» Цель: Знакомство детей с дымковской игрушкой. Образовательные задачи: Познакомить с народной дымковской игрушкой (лошадка, обратить внимание.

Конспект НОД по рисованию во второй младшей группе «Знакомство с дымковской игрушкой»

Конспект НОД по рисованию во второй младшей группе «Знакомство с дымковской игрушкой» Конспект НОД по рисованию во второй младшей группе «Знакомство с дымковской игрушкой» Бэлла Мойсеева МБДОУ № 13 «Снежинка» г. Юрги Конспект.

НОД в подготовительной группе по ознакомлению детей с народной игрушкой «Сергиев Посад — город мастеров-игрушечников» Конспект НОД в подготовительной группе по ознакомлению детей с народной игрушкой"Сергиев Посад - город мастеров-игрушечников"Задачи: Продолжать.

Конспект занятия «Знакомство с Романовской игрушкой» для младшей группы Цели: Знакомство с Романовской игрушкой, рассказать детям о том, что все эти красивые игрушки создали мастера – народные умельцы. Задачи:.

Конспект НОД «Дымковская игрушка. Сравнение с филимоновской игрушкой» с использованием ИКТ и игровых технологий Цель: Развивать творческие способности детей на основе ознакомления с русскими народными игрушками. Интеграция образовательных областей:.

НОД в подготовительной к школе группе «Знакомство детей с дымковской игрушкой» НОД в подготовительной к школе группе «Знакомство детей с дымковской игрушкой». Программные задачи: • Продолжать знакомство детей с дымковской.

ООД Художественно-эстетическое развитие «Знакомство с дымковской игрушкой» для детей старшей группы

ООД Художественно-эстетическое развитие «Знакомство с дымковской игрушкой» для детей старшей группы Конспект ООД Лексическая тема «Знакомство с дымковской росписью Художественно - эстетическое развитие. (Рисование). Тема : " Дымковская.

Цель: эстетически воспитывать детей с помощью народного искусства.

• Совершенствовать знания детей о филимоновской игрушке.

• Учить рисовать кисточкой узоры полоски, елочки.

• Развивать интерес к филимоновским игрушкам.

• Развивать эстетические чувства, умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы.

• Вызывать желание что-то сделать самим, перенимая у народных умельцев несложные приемы.

• Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России.

• Воспитывать уважительное и бережное отношение к культуре и истории своей Родины.

Предварительная работа

Знакомство с дымковскими игрушками, с техникой их выполнения, с мастерами промысла, рассматривание иллюстраций по дымковской игрушке.

Демонстрационный материал:

• Филимоновские игрушки. (глиняные свистульки)

• Иллюстрации с филимоновской игрушкой

• Наглядное пособие по изготовлению и росписи филимоновских игрушек

Раздаточный материал: на каждого ребенка

• Шаблон рисунка филимоновского петушка

• Гуашь разных цветов (красная, синяя, желтая, зеленая)

• Непроливайка с водой

Ход НОД

1.Познавательно-коммуникационная деятельность «История филимоновской игрушки».

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятии мы познакомимся с одним народным промыслом – филимоновской игрушкой. Садитесь поудобнее, и внимательно послушайте.

На фланелеграфе прикреплены иллюстрации филимоновской игрушки.

«Чудо Филимоновских свистулек»

Расскажите нам, откуда

Появилось это чудо?

Кто придумал эти краски,

Словно взятые из сказки.

Воспитатель:

С древних времен известна тульская деревня Филимоново. По всей России-матушке и далеко за ее пределами знают и любят филимоновские расписные игрушки-свистульки. Хотите узнать, почему их так называют? Легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки. Вот и назвали деревню Филимоново.

Игрушки в основном делали зимой, когда было свободное время от сельских трудов. Затем продавали их на ярмарках и базарах в городе Туле.

Делают игрушки из глины, а глину добывают в глубоких оврагах. Игрушки смешные, причудливые. Лепят в Филимонове барышень, солдат, коней, птиц, козликов и прочих зверушек

Воспитатель: ребята посмотрите внимательно на игрушки, которые я вам принесла.

Дети подходят к педагогу и внимательно рассматривают игрушки.

Воспитатель: как и у дымковской игрушки у филимоновской есть своя отличительная особенность. Какая? Может, кто из вас догадался?

Воспитатель: они все вытянуты, будто чему-то всегда удивляются, да так удивляются, что все похожи на длинношеих жирафов. И еще, все они не просто игрушки, а свистульки. Посмотрите, у барышень свистки спрятаны в кувшины, у солдат – в гусей. И во все игрушки можно посвистеть.

Воспитатель: вылепленные игрушки обжигают в специальных печах. Раньше это были земляные печи, которые делали в оврагах, где добывали глину. Игрушки сначала раскалятся до красна, а потом до бела. А когда они остынут, становятся бело-розовыми и твердыми, как камень.

Нас лепили мастера,

Нас расписывать пора

Кони, барышни, барашки –

Все высоки и стройны

На боках у нас видны.

После обжига игрушки расписывают.

Затем игрушки несли на ярмарку, где мастера не только показывали, что они изготовили, но и продавали их.

2. Физкультминутка

Давайте представим, что мы с вами на ярмарке и немного поиграем.

Дружно встанем – раз, два, три –

Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво.

И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,

И направо, и еще, через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги,

Точно в танце руки в боки,

Наклонились влево, вправо –

Получается на славу!

3. Продуктивная деятельность «Роспись филимоновского петушка»

Воспитатель:

Расписывают филимоновскую игрушку не кисточкой, а перышком. Посмотрите, какими элементами росписи расписаны филимоновские игрушки. Давайте назовем знакомые. Чаще всего украшают игрушки «ветвистой «елочкой», «яркой ягодкой», звездочкой» лучистой или «солнышком». А элементы обозначают следующее: круг – солнце, треугольник – землю, елочки и ростики – символ растительности и жизни. лица у фигурок остаются белыми и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза и рот.

Воспитатель:

Ребята посмотрите, и назовите те краски, которые используют художники для

Дети: Узор состоит из красного, желтого, зеленого, синего, цветов.

Воспитатель: Я предлагаю вам стать народными мастерами. Сейчас мы с вами будем рисовать узор на филимоновской игрушке петушок. Петушок — любимый образ в народном творчестве. Он связан с солнцем и изобилием. Грудку и крылья птицы украшают узоры, напоминающие большое и маленькое солнышко.

Воспитатель: Но прежде чем приступить к работе давайте внимательно рассмотрим петушка. Посмотрите какая у него длинная вытянутая шея. Голова по сравнению с туловищем какая? Она больше или меньше?

Дети: Голова меньше туловища.

Воспитатель: еще у петушка есть клюв и гребешок. У вас на столах лежат рисунки петушка. Давайте посмотрим и обсудим, какие приемы мы будем использовать в росписи.

Дети: Полосочки, елочки.

Воспитатель: аккуратно садитесь за свои рабочие места и приступайте к работе.

Дети начинают расписывать петушков. Педагог оказывает индивидуальную помощь.

Воспитатель: посмотрите ребята, какие замечательные петушки у нас с вами получились. Понравилось вам быть мастерами филимоновских игрушек?

Дети:Да! Очень!

5. Рефлексия.

Воспитатель: вместе с детьми рассматривают свои работы, обсуждают у кого как получилось.

Воспитатель: Ребята, с чем вы сегодня познакомились? Что нового узнали?

Дети: Мы познакомились с филимоновскими игрушками. А еще мы сами были мастерами и расписывали филимоновскую игрушку – петушка.

Конспект занятия по пластилинографии «Филимоновская лиса»

Конспект занятия по пластилинографии «Филимоновская лиса» Знакомство с филимоновской игрушкой Пластилинография «Лисичка». Цель: сформировать у детей первичное представление о филимоновской игрушке.

Конспект НОД для детей 5–6 лет «Японская игрушка» КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ТЕМА: «ЯПОНСКАЯ ИГРУШКА» Разработала: воспитатель МБДОУ «Детский.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы «Филимоновская игрушка» Тема: «Филимоновская игрушка» Интеграция видов детской деятельности: изобразительная, игровая, коммуникативная. Интеграция образовательных.

Конспект НОД по ИЗО в старшей группе «Филимоновская игрушка»

Конспект НОД по ИЗО в старшей группе «Филимоновская игрушка» Цель: формировать умение расписывать филимоновские изделия. Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»: формировать умение слушать.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Богородская игрушка» Программное содержание: 1. Познакомить детей с богородской игрушкой. 2. Развивать умение сравнивать, анализировать, устанавливать причинно.

Конспект НОД по рисованию с детьми средней группы «Моя любимая игрушка» Программное содержание: Продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы. Развивать желание использовать в рисовании разнообразные.

Конспект занятия по рисованию в средней группе «Филимоновская лошадка»

Конспект занятия по рисованию в средней группе «Филимоновская лошадка» Цель :1.:Воспитывать интерес к творчеству народных мастеров 2. Учить детей расписывать силуэт филимоновской игрушки, чередуя прямые полосы.

Конспект занятия по изобразительной деятельности «Филимоновская игрушка» Конспект занятия по изобразительной деятельности «Филимоновская игрушка»Цели: Продолжить изучать историю возникновения Филимоновской игрушки.

Конспект НОД по рисованию «Дымковская игрушка» в средней группе Конспект НОД по художественно-продуктивной деятельности на тему «Дымковская игрушка» Для средней группы «Лошадка» Цель: развитие творческой.

Конспект НОД «Филимоновская игрушка» «Народные игрушки» Автор разработчик: Паученко Елена Николаевна Воспитатель ГБДОУ детский сад № 69 Приморского района Санкт-Петербурга Возрастная.

Читайте также: