Конструирование из бумаги в старшей группе на тему игрушки

Обновлено: 10.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

20.09.17 Велигорская М.Г.

Ұйымдастырылған оқу іс-әрекетінің технологиялық картасы

Технологическая карта организованной учебной деятельности

Облысы/Область: «Познание»

Бөлімшесі/Подобласть: Конструирование

Тақырыбы/Тема: Игрушки-зверюшки. Оригами.

Мақсаты/Цель: Научить сгибать бумагу в разных направлениях. Показать основные приемы работы с квадратом-основой.

Билингвалдық компоненті/ Билингвальный компонент: игрушка - ойыншы қ

Приносит в группу шкатулочку с золотым ключиком.

Организует сюрприз: Волшебный квадрат.

Дети с интересом рассматривают изделия, появляющиеся из шкатулки.

Беседует с детьми об истории возникновения данного искусства.

Проводит практический эксперимент с бумагой (писчая, газетная, салфетки, гофрированная, обои, ватман, фольга).

Показывает, как из квадратной основы появляются игрушки.

Рассказывает сказку о рыбаке.

Предлагает детям изготовить игрушки

Во время работы помогает правильно работать с клеем и ножницами.

Слушают воспитателя, отвечают на вопросы.

Дети щупают, мнут, рвут, шуршат бумагой; определяют, какая громче шуршит, какая легче рвётся, мнётся и т.д.

Выбирают, какой вариант наиболее интересен.

Становятся сказочниками, придумывают свои варианты.

Выполняют работу под руководством воспитателя

Предлагает подвести итог – дать клички зайчикам и кошечкам и сочинить про них загадку или стишок.

Что за зверь лесной встаёт, как столбик, под сосной. И стоит среди травы уши больше головы?

Зверь знакомый с шёрсткой гладкой спать на печке любит сладко, выгнет спинку он дугой. Угадайте, кто такой?

Күтілетін нәтіже/Ожидаемый результат:

Білуі тиіс/Знать: приемы обработки листа-основы гладилкой; проводить качественные сгибы.

Талапты болуы/Иметь: представление о данном виде искусства; о производстве бумаги.

Қолынан келуі тиіс/Уметь: провести сборку изделий; отвечать на вопросы о последовательности работы.

hello_html_m5c53b71.jpg

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда


Курс повышения квалификации

Обеспечение санитарно-эпидемиологических условий в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Обеспечение экологической безопасности руководителей и специалистов общехозяйственных систем управления


«Рейтинг и портфолио: альтернативные средства оценивания учебных достижений»

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 917 573 материала в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Формирование компетенций межкультурной коммуникации в условиях реализации ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере»
  • Курс повышения квалификации «Экономика предприятия: оценка эффективности деятельности»
  • Курс повышения квалификации «Финансы предприятия: актуальные аспекты в оценке стоимости бизнеса»
  • Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»
  • Курс повышения квалификации «Источники финансов»
  • Курс профессиональной переподготовки «Разработка эффективной стратегии развития современного вуза»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем»
  • Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»
  • Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»
  • Курс профессиональной переподготовки «Управление качеством»

Оставьте свой комментарий

  • 05.11.2017 2917
  • DOCX 53 кбайт
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Велигорская Мария Григорьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

32 минуты

«Как занять ребенка, если под рукой ничего?! Игры с бумагой для младших школьников.»

82 минуты

«Арт-терапия, песочная терапия, метафорические карты как методы профилактики эмоционального выгорания»

35 минут

«Игра в архитектуру. "Благоустройство школьного двора или прилегающего к школе участка"»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект НОД по конструктивно - модельной деятельности из бумаги "Игрушки", будет полезен воспитателям для детей старшей группы. Формировать у детей умение планировать этапы выполнения работы, соблюдать последовательную цепочку действий. Закрепить представление о материалах используемых на занятии. Развивать общую моторную координацию и мелкую моторику, координацию движений обеих рук, зрительно двигательную координацию. Развивать зрительное внимание, ассоциативную память. Развивать творческое воображение, художественный вкус, фантазию, творчество.

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по конструктивно - модельной деятельности для детей старшей группы из бумаги на тему "Игрушки"»

Конспект по конструированию из бумаги «Игрушки

Задачи: Формировать у детей умение планировать этапы выполнения работы, соблюдать последовательную цепочку действий. Закрепить представление о материалах используемых на занятии. Развивать общую моторную координацию и мелкую моторику, координацию движений обеих рук, зрительно двигательную координацию. Развивать зрительное внимание, ассоциативную память. Развивать творческое воображение, художественный вкус, фантазию, творчество.

Материал: цветная бумага, салфетки, коробочки, картон, ножницы, клей П. В. А.

Активизация словаря : стеклянный, пластмассовая, железная

1. Организационный момент.

Ребята, сегодня мы с вами будим готовить сюрприз малышам. А что малыши любят больше всего? Конечно, они любят игрушки. А вот посмотрите, сколько у меня игрушек. Что это? - Машинка. Она какая? - Железная. Это хорошо или плохо? -Хорошо, что она не сломается, а плохо -она тяжелая. А это что? - Это кукла, она пластмассовая. Хорошо- она легкая, плохо- она может поломаться. Это шарик, он стеклянный, хорошо- он легкий, красивый, плохо- он может разбиться и мы порежем руки. А эта игрушка бумажная, хорошо- она легкая, яркая, плохо- она может порваться. Молодцы, ребята, вот сколько много вы знаете об игрушках. А теперь давайте пройдем в нашу мастерскую и сделаем малышам игрушки. Из чего мы их будим делать? - Из бумаги, коробочек, картона. Спрашиваю у детей что они будут делать и что им для этого нужно. Но, прежде чем приступить к работе, давайте приготовим наши ручки (разминка для пальчиков) .

Есть у нас игрушки:

Это- толстый мишка!

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем снова проверять.

2. Основная часть:

Ребята берут необходимый материал и приступают к работе. В группе звучит тихая музыка. Воспитатель, при затруднении, помогает детям. В середине занятия проводится физ. минутка

А теперь все на зарядку!

Влево, вправо повернитесь.

Руки вверх и руки в бок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы, вы ребятишки!

Замедляем, дети, шаг

И на месте стой. Вот так!

А теперь мы сядем дружно,

Нам еще работать нужно!

Дети продолжают делать работы. Воспитатель обращает внимание на то, как дети сидят.

По окончанию работ, дети выходят и загадывают загадку про свою игрушку (загадки дети придумывают сами)

3.Итог: Подведение итогов.

Вы все хорошо поработали и у вас получились интересные игрушки. А сейчас мы с вами пойдем и подарим их малышам, они будут очень рады.


Цель: Познакомить детей с Богородской народной игрушкой – как произведением русского народного искусства.
Задачи:
1. Дать пoнятие o богородской игрушке, её видах, технoлoгии изгoтoвления.
2. Фoрмировать знания детей o Богородской игрушке.
3. Развивать интерес к нарoдной игрушке.
4. Вoспитывать бережнoе отнoшение к игрушке, интерес к ее изгoтовлению, к нарoдным умельцам - мастерам - резчикам пo дереву.
5. Прoбуждать детей к пoискoвoй деятельнoсти, к рассуждению.
6. Научить изгoтавливать игрушку пo мoтивам нарoдного творчества своими руками.

Оборудование:
- Мультимедийная доска, проектор, ноутбук, видеоролик – изготовление Богородской игрушки
- Заготовки – зайчик, морковь; полоски плотного картона 1,5 х 20 см, клей-карандаш, цветные карандаши, салфетки, дощечка для работы с клеем, ножницы.




Дети проходят в изо-студию, педагог приглашает пройти на ярмарку.
Педагог: Ребята посмотрите, что у нас сегодня на ярмарке?
Дети: игрушки
Педагог: Правильно, это игрушки.
Как вы думаете, из чего сделаны эти игрушки?
Дети рассматривают, знакомятся – ощупывают. Из дерева.
Педагог: Все верно! Это деревянные игрушки из села Богородское, оно находиться под Москвой. Поэтому они так и называются Богородские игрушки.
Ребята вы хотите узнать, как изготавливались такие игрушки?
Сегодня я приглашаю Вас в настоящую мастерскую по изготовлению Богородской игрушки.
Вы хотите там побывать?

Дети рассаживаются за столы.
На экране появляется видеоролик «Богородская игрушка»
Педагог поясняет видео.

Рассказ педагога к видеоролику

История Богородской деревянной игрушки.
Богородская игрушка пoлучила свoе название от села, в котoром прoживали мастера, делающие деревянные заготовки.
Традиционно богородские деревянные игрушки вырезали из массива липы. Среди всех деревьев, эта древесина наибoлее мягкая и податливая.
Вначале заготoвленные и высушенные стволы распиливали на небoльшие брусoчки и только после этого они oтправлялись в работу к мастерам.
Брусочки ремесленники раскалывали самостоятельно, парой взмахов на четыре части. Именнo такой фoрмы заготoвки были наибoлее удoбными для рабoты. Вырезали фигурки с помощью специальных богородских ножей и напильников.
Самая известна подвижная богородская игрушка с мужиком и медведем.
После загoтовки всех элементов игрушки, она сoбиралась и отправлялась на рoспись. Если компoзиция представляла собoй не единую кoнструкцию, а была собрано из мнoжества фигур либо щеп, крепили элементы между собой при помoщи клея ПВА и деревянных штапикoв.
Чаще всего встречались богородские игрушки, которые не были oкрашены вовсе. Они пoзволяли детям развивать фантазию. Если же игрушки расписывались, краски мастерами брались яркие, насыщенные и oчень сoчные. В игрушках прoслеживались элементы хoхломской и горoдецкой рoсписи, но при этом они были лишены характерных для данных техник мелких деталей, так как игрушки были рассчитаны на детей.
Сюжетом для изгoтовления игрушек выбирались эпизoды из oбычной жизни.

Педагог: Вам понравилось наше путешествие?
Вы хотите попробовать себя в роли ремесленников?
Конечно, сделать Богородскую игрушку, из дерева как положено мы не можем. Предлагаю изготовить вот такую подвижную игрушку «Заяц и морковка» из бумаги и картона, раскрасить ее цветными карандашами.
Итак, приступим!
Конструирование:
1. Раскрашиваем наши заготовки: зайчиков и морковки.



2. Вырезаем по контуру зайчиков и морковки, не разрезая соединение снизу – у лапок и носика морковки.




4. Кладем одну полоску картона между зайчиками, на линию сгиба. Смазываем полоску клеем там, где лапки, с одной стороны полоски и с другой. Нам нужно закрепить лапки зайчика на картонной полоске.




6. Наносим клей на уши и голову зайки.
Будьте внимательны! Клей наносим до верхней полоски картона. Так чтобы верхняя полоска могла двигаться!




8. Наносим клей только на верхнюю полосу, а также на верхушку и ботву моркови.
9. Переворачиваем и поступаем так же с другой стороны - клей наносим только на верхнюю полосу, а также на верхушку и ботву моркови.



10. Проверяем, если мы правильно нанесли клей, то наша игрушка может двигаться. А значит, зайчик будет сыт!



Рефлексия: Скажите, пожалуйста, где мы сегодня с вами побывали? (В мастерской)
С каким народным творчеством мы познакомились? (С богородской игрушкой)
Почему она так называется? (Потому что изготавливается в селе Богородская)
Как и из чего изготавливали мастера богородскую игрушку? (Ее вырезали из дерева специальными ножами и расписывали яркими красками)
Ребята вы настоящие мастера, я не сомневалась, что у нас все получиться!
Такая игрушка вполне достойна того, чтобы использовать её по прямому назначению — для игр.

Автор: Косарева Наталья Николаевна, воспитатель.
Назначение и описание. На этом занятии представлен способ яркой, красочной, изготовления новогодней гирлянды из цветных бумажных колец. Она не сложна, ее может легко и с удовольствием сделать старший дошкольник, а младшим дошкольникам можно предложить готовые цветные полоски, а они только будут ее собирать. Данное занятие будет интересно как воспитателям, так и всем творческим людям.

Цель НОД. Изготовление новогодней гирлянды.
Задачи НОД:
• Познакомить с детей с последовательностью изготовления новогодней гирлянды, из цветной бумаги.
• Развивать аккуратность, точность движений и мелкую моторику.
• Воспитывать желание самостоятельно создавать новогоднее украшение.
Оборудован ие. Раздаточный материал. Листочки цветной бумаги 15х20 см, ножницы, клей.
Демонстрационный материал. Новогодняя гирлянда из цветной бумаги.


Предварительная работа. Рассмотреть вместе с детьми различные варианты покупных новогодних гирлянд. Отметить что все гирлянды состоят из повторяющихся элементов и выполнены из различного материала. Перед детьми выдвинуть проблему: « А, можно ли самим и из чего, сделать новогоднюю гирлянду?». Предложить самостоятельно или с помощью родителей решить ее. В результате дети выдвинули очень много идей, но многие из них оказались трудно выполнимы. Одна мама вспомнила как когда она была маленькой, то в детском саду они делали гирлянду из колец. Идея всем понравилась и дети решили украсить свою группу такой новогодней гирляндой.

Любой из нас, конечно ждет
Веселый праздник – Новый год!
Но больше всех на свете
Ждут этот праздник - дети!

Сегодня на занятии, как вы уже догадались, мы приступим к изготовлению самой длинной и красочной в мире новогодней гирлянды, для украшения нашей раздевалки.

Предлагаю вам рассмотреть гирлянду. Из каких элементов она состоит? (из колец)
Правильно, колец, а чтобы нам их сделать нужно сначала нарезать цветную бумагу на узкие полоски, а затем соединить их в кольцо, но смотрите сами, если полоска будет очень узкой, то она сможет быстро порваться, если широкой, то такой кольцо будет очень трудно будет соединить между собой. ( все эти доводы дети проверяют эксперементальным путем).

Дети, приступаем к созданию гирлянды. Для начала предлагаю вам разрезать вашу цветную бумагу на узкие полоски. (самостоятельная работа детей).

Физкультминутка «На елке»
Мы на елке веселились (ритмичные хлопки в ладоши)
И плясали и резвились. (удары кулочками)
После добрый Дед Мороз (шагают на месте.)
Нам подарочки принес! (разводят руки в стороны, ладошки вверх)

Отдохнули переходим к созданию колечек. Для этого нужно намазать один кончик полоски с не цветной стороны клеем и соединить с другим кончиком. (самостоятельная работа детей).
Молодцы, пока сохнут наши колечки. Я предлагаю вам выйти из за стола и поиграть в игру.

Словесная игра « Моя мечта»
Возьмите этого снеговичка, посланника Деда Мороза и скажите, о чем вы мечтаете. ( дети передают снеговика по кругу и говорят о своей мечте).
Отдохнули? Продолжим создавать нашу гирлянду. Для этого возьмите два колечка и соедините их полоской между собой. Точно также, намажьте ее кончик и приклейте его к другому. У вас еже три колечка в цепочке, продолжайте соединять два колечка. ( самостоятельная работа детей)
Все свои колечки соединили?

Малоподвижная игра "Снежинки"
Отдохнем? Представьте, что кружатся снежинки, медленно, медленно медленно. (под плавную музыку, красивые движения рук)
Переходим к созданию самой длинной гирлянды. Предлагаю соединить ваши гирлянды, с гирляндами других детей.(самостоятельная совместная работа детей)

Посмотрите какая красивая гирлянда у вас получилась, яркая и красочная, и весьма крепкая. Мы ею украсим раздевалку нашей группы, вот удивятся все какие вы волшебники и отличные мастера, раз создали такую прекрасную новогоднюю гирлянду.




Последовательность изготовления гирлянды. Фото.
Из цветной бумаги нарезаем полоски, с помощью клея соединяем их между собой, образуя колечки.

занятия в детском саду

Идеальной для использования в дошкольном воспитании является деятельность, в которой присутствует ряд важных развивающих аспектов, и интеграция образовательных областей достигается легко. Одним из таких любимых и увлекательных для детей и воспитателей видов работы является конструирование. Кроме педагогических достоинств, занятия конструированием оставляют яркий эмоциональный след в памяти ребёнка, иногда сохраняющийся на всю жизнь. Именно поэтому перед воспитателем встают вопросы: как организовать занятия по конструированию для детей разного возраста, какие нюансы возникают в процессе работы, как грамотно составить конспект и помочь детям осваивать новые навыки с большим интересом.

Теоретические аспекты обучения конструированию в детском саду

Модным трендом современности является ориентация детей с раннего возраста на будущую перспективную профессию, на раннее развитие полезных прикладных навыков. Всё популярнее становятся клубы юных программистов и кружки робототехники для любого возраста. И дети, и взрослые всё чаще занимаются любительскими поделками и ремесленными хобби, различными художественно-прикладными занятиями, в которых также велик элемент конструирования.

Два мальчика, сидя за столом, рассматривают какое-то техническое устройство

Робототехника — наиболее перспективный и востребованный вид конструирования на сегодняшний день

Конструирование само по себе может стать одним из очень востребованных обществом элементов дошкольной подготовки, а воспитатели, способные творчески организовать такие занятия, без труда найдут себе применение не только в рамках детского сада, но и в других организациях.

Традиционно организация любого типа занятия начинается с постановки определённых целей, достижение которых будет свидетельствовать об успешности и эффективности мероприятий. В процессе занятий конструированием преследуются следующие цели:

  • образовательная (осваиваются новые слова и понятия, такие как названия конструируемых и моделируемых объектов, геометрических фигур, технических терминов, названия материалов и инструментов, техник работы и т. д.);
  • развивающая (развивается мелкая моторика, внимание и концентрация, логическое и пространственное мышление, трудовые индивидуальные и коллективные навыки, аналитические и творческие способности);
  • воспитательная (воспитывается желание работать и завершать начатое, интерес к коллективному и индивидуальному творчеству, любознательность и аккуратность).

Важной особенностью конструирования является тесная связь с игрой. Дети конструируют не для того, чтобы поставить готовое изделие на полку и потом восхищаться им или просто забыть про него. Они конструируют, чтобы играть, и начинают играть уже во время самого процесса конструирования. Этой игрой и следует управлять воспитателю. Необходимо грамотно использовать ход игры, задавать свой сценарий развития ролевых моментов и в зависимости от игры подбирать уместные виды, формы и техники конструирования.

Девочка строит дома из крупных модулей

Конструирование для ребёнка — это игра, в ходе которой он познаёт форму, цвет и другие характеристики объектов

Типы конструирования в ДОУ

В зависимости от возраста и состава группы (преобладания в детском коллективе девочек или мальчиков), особенностей её интересов (например, когда профессия родителей вызывает в детях явное любопытство) и просто для яркого разнообразия можно выбрать разные типы конструирования для проведения занятий. Например, возможен такой выбор:

  • Художественное конструирование. Основным признаком является создание художественных изделий вплоть до абстрактных образов и орнаментов. Дети выражают своё отношение к ним, передают их характер, зачастую нарушая пропорции, а также экспериментируя с цветом, фактурой, формой. Для работы могут использоваться различные материалы, например, бумага и природные материалы. Прикладные техники рисования и создания художественных инсталляций, аппликаций, объёмных барельефов и т. д. позволяют получать изделия разнообразной сложности и наполненности.
  • Техническое конструирование. Характерно моделирование реальных технических объектов, строений, машин и техники либо создание конструкций по аналогии с образами из сказок, фильмов. В работе могут использоваться строительные материалы и стандартные конструкции (часто заводского изготовления), например, деревянные кубики или конструктор «Лего», а также все подобные им материалы.

Видео: художественное конструирование из бумаги

Формы конструирования

  • Конструирование по образцу. Используется подражательная модель, когда дети повторяют все этапы конструирования за воспитателем. Сперва воспитатель демонстрирует в медленном темпе и с подробными объяснениями всю последовательность работ начиная от изготовления деталей конструкции и до финального готового образца. Затем к работе приступают дети, выполняя конструирование самостоятельно и с поправками воспитателя.
  • Конструирование по модели — это более сложный вид конструирования. Обычно этот вид применяется уже после конструирования по образцу. Детям демонстрируется готовое изделие, но не сам способ изготовления. Предлагаются инструменты, материалы и творческая задача изготовить нечто подобное самостоятельно. Например, можно предложить воспитанникам самостоятельно сделать модель машинки из бумаги.
  • Конструирование по условиям. При этой форме работы детям описываются некие характеристики объекта, но наглядная модель не приводится. Например, дошкольники построили домик из строительного конструктора, и воспитатель предлагает построить теперь гараж по соседству с этим домиком. Задаются условия: подъездная дорожка, большие ворота, площадь для размещения игрушечной машинки. Дети могут решить самостоятельно, как будет выглядеть объект, но они должны обязательно выполнить заданные воспитателем требования к строению.
  • Конструирование по чертежам и наглядным схемам. В этом случае конструирование объекта идёт по схематическому рисунку с устными пояснениями воспитателя. Эта форма приучает детей понимать, что на плоском схематическом изображении лежит отражение объёмного объекта, учит читать схемы и понимать соотношения схем и объектов (масштаб, пропорции и т. д.). В процессе работы с большой вероятностью могут возникнуть затруднения, связанные с пространственным ориентированием и сложностью этой формы конструирования, поэтому начинать следует с простых схем, заранее подготовленных несложных шаблонов, попутно разъясняя детям новые геометрические понятия и взаимосвязи.
  • Конструирование по замыслу. Эта форма требует понимания абстрактных понятий, свойств и функционального назначения объектов. На этапе работы с этой формой конструирования дети переходят на уровень самостоятельного моделирования объектов. Перед ними стоит задача: не повторить показанный объект, а задумать иной и воплотить свой замысел. Например, самостоятельно придумать объект любого назначения и выполнить его из доступных материалов.
  • Конструирование по теме представляет собой разновидность конструирования по замыслу, в которой задаётся конкретная тема (класс объектов) для конструирования. Тема может звучать, например, как «Здания» или «Машины». Во всём остальном (детализация объекта, выбор материала и техники работы и т. д.) ребёнок свободен принимать самостоятельные решения.
  • Каркасное или модульное конструирование. Эта сложная форма конструирования очень требовательна к рабочим материалам. Специальный материал должен позволить ребёнку работать отдельно с каркасом и иными деталями конструкции, определяющими её внешний облик или иные свойства. Таким материалом может быть строительный конструктор, позволяющий выстроить сначала форму здания (несущие конструкции), а потом модифицировать одну и ту же форму в здания разного назначения (жилое, офисное, производственное). Для работы подойдёт также автомобильный конструктор, сперва дающий возможность построить ходовую часть (несущую раму с колёсами), а потом с использованием ряда произвольных элементов (кузов, кабина) менять назначение автомобиля. Модульное конструирование позволяет понять принципы разделения объекта на составные части конструкции с разным функциональным назначением, разными ограничениями и возможностями, разным влиянием на прочность и внешний вид.

Формы организации обучения конструированию следует чередовать в зависимости от требований программы определённой возрастной группы.

Видео: конструирование по образцу в технике оригами

Рекомендации по обучению конструированию в детском саду

При планировании занятий с элементами конструирования следует учитывать ряд аспектов:

  • Размеры поделок. Не рекомендуется сразу выполнять поделки небольшого размера с миниатюрными деталями. Полезнее начинать с простых изделий, среднего или достаточно крупного размера с малым числом деталей (детали также должны быть достаточно крупными, не менее 6–7 см).
  • Сложность поделок, разнообразие применяемых техник. Начните с самых простых поделок и постепенно их усложняйте (вводите новые детали, уменьшайте размеры изделий). Этот же принцип касается и используемых техник. Правильным решением будет вводить новшества постепенно. Дети должны использовать уже освоенные техники (например, рисование) и новые (склеивание бумаги), комбинируя их. Так, модель дома можно будет склеить из бумаги (простой белый куб или призма), а далее нарисовать детали (окна, двери, фактуру стен). При дальнейшей работе нарисованные детали можно будет заменить деталями, изготовленными с использованием других техник (например, аппликацией из бумаги или приклеиванием иных материалов).
  • Доступность и лёгкость использования материала. Материал можно использовать разнообразный, но работа с ним не должна вызывать у детей затруднений. Он должен быть подготовлен к использованию и обработан заранее. Природные материалы лучше всего использовать не пересушенные и чистые (крупные сухие листья и стебли растений, крупные семена и шишки, орехи и жёлуди). Можно использовать ткань, обрезки текстиля или верёвок, салфеток и полиэтиленовой плёнки разных цветов. Рекомендуется избегать применения дорогостоящих и малодоступных материалов.

Дети стоят на улице с вёдрами, наполненными каштанами

Наиболее доступным является природный материал, который ребята с удовольствием соберут на прогулке

Воздержитесь от излишне эмоциональных восторгов в пользу работы одного творца, помните, что каждый ребёнок в группе — художник и творец. Похвалите каждого и даже замечания и предложения по доделке и переделке обязательно подайте в конструктивном ключе, как улучшение и так уже заслуживающей всяческого одобрения работы.

Будет ошибкой не контролировать обсуждение детьми работ других детей, важно мягко, но настойчиво пресекать обсуждения с пренебрежением или сильными негативными оценками, высмеиванием и переходом на личности.

Дети и воспитатель стоят с поднятыми вверх руками

В начале или середине занятия по конструированию рекомендуется провести тематическую физкультминутку

Что можно использовать в качестве мотивирующего начала занятия

Отличным вступлением для начала занятия, мотивирующим детей на активную творческую работу, будет игра и связанная с ней беседа, обсуждение будущего объекта конструирования (актуализация знаний детей о нём). Если дошкольники не сталкиваются с данным объектом в повседневной жизни, желательно использовать рисунки, натурные примеры и модели, видеоматериалы.

Примеры мотивирующего начала занятий для различных тем:

  1. Тема технического конструирования «Дом». Рассказывается сказка «Теремок», проводится просмотр одноимённого мультфильма. Беседа актуализирует знания детей о домах, демонстрируются сказочные герои, небольшие игрушечные фигурки зверей (для которых необходимо сделать из бумаги небольшой домик). Можно раздать по маленькой фигурке каждому ребёнку или группе детей, в таком случае они будут делать домик для конкретного героя (конструируют индивидуально или совместно).
  2. Тема художественного конструирования «Осенний пейзаж». Показываются картинки осенней природы для формирования у детей образа изменений природы в это время года. Обсуждаются изменения в природе и различные элементы осеннего пейзажа. Демонстрируются элементы конструкции (шишки, семена, листья и стебли растений), обсуждается, на что они похожи и как их можно использовать.
  3. Тема художественного конструирования «Мост». Детям показывается небольшая игра, герой которой не может преодолеть препятствие — реку или глубокий овраг. Игра может быть с фигурками и игрушками, может быть отражена в рисунках, последовательно описывающих развитие ситуации и затруднения героев. В роли героя может быть кто-то из детей (заранее подготовленный), в таком случае препятствие (овраг или речка) может быть отражено физически ленточками или флажками прямо на полу. В последнем случае игра может носить подвижный характер и сочетаться с небольшой коллективной разминкой после предшествующего занятия. В процессе игры дети выполняют несколько несложных заданий, а затем сталкиваются с непреодолимым препятствием. Ширина преграды не позволяет её перепрыгнуть. Ставится проблемная задача, и дети предлагают решение.

Будьте готовы к неожиданным вариантам (постройка воздушного шара или плота), в этом случае вы либо направляете детей на нужный вариант действий, либо имеете заготовку для конструирования предлагаемых вариантов.

Читайте также: