Конструирование на тему народная игрушка в средней группе

Обновлено: 01.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Конспект занятия по конструированию в средней группе

на тему «Русской народной сказки «Колобок».

Автор: Коробкова Ирина Викторовна, воспитатель МБДОУ детский сад № 21, город Новочеркасск, Ростовская область.

Цель: формировать у детей умения сооружать элементарные фигуры животных (конструирование по схемам).

Развивать способности создавать сюжетную композицию по мотиву хорошо знакомой сказки через художественное конструирование.

Учить конструировать сказочных героев, передавая их характерные особенности конструкторскими средствами, раскрывая смысл художественного произведения.

Продолжать развивать интерес и любовь к художественной литературе.

Закреплять геометрические фигуры цвет и форму.

Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета плоскости (слева, справа, между, около, рядом).

Развивать связную речь детей.

Воспитывать у детей дружеское отношение друг к другу и желание помочь.

Учить согласовывать свои действия с действиями партнера при распределении обязанностей и выполнении общей постройки.

Воспитывать культуру общения.

Оборудование: использование компьютерной технологии – презентация по русской народной сказке «Колобок». Геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат – 5 шт. Загадка о зайце. Музыка для физкультурной минутки (заяц, волк, медведь, лиса) и музыка для самостоятельной деятельности детей «Пение птиц в лесу». Художественный конструктор из плотной ткани. Модели заместители животных на столы и доску. Браслеты с кружками разного цвета (жёлтый, белый, серый, коричневый, оранжевый).

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром мне позвонили по телефону жители сказочной страны и сообщили неприятную новость. Злая фея заколдовала сказку, потому что сказка заканчивалась плохо. И книжка с этой сказкой исчезла.

Воспитатель: Как же быть? Как мы можем помочь книжке? Мы можем сделать аппликацию? А, что ещё мы сможем сделать?

Воспитатель: А, я хочу вам предложить составить сказку… Как вы думаете из чего?

Воспитатель показывает на доску с геометрическими фигурами.
Воспитатель: Сколько всего фигур на доске? А какие это фигуры? Сколько треугольников? Сколько квадратов? А, сколько фигур без углов? Какого цвета эти фигуры, скажите, одним словом? Фигуры хотят с вами поиграть. Игра «Чего не стало?».

Воспитатель: А сейчас, мы должны вспомнить правила, как нужно слушать сказку. Я начну рассказывать сказку, а вы послушайте и отгадайте, как она называется. Воспитатель читает русскую народную сказку «Колобок».

Жили-были старик со старухой.

Вот и просит старик:

- Испеки мне, старая, колобок.

- Да из чего испечь-то? Муки нет.

- Эх, старуха. По амбару помети, по сусекам поскреби — авось и наберёшь.

Воспитатель: Дети, как называется эта сказка?

Дети: «Колобок».

Воспитатель показывает колобка на компьютере.

Воспитатель: Посмотрите, какой красивый и румяный колобок. Каким цветом мы обозначим колобка?

Дети: Жёлтым.

Воспитатель показывает кружок жёлтого цвета.

Воспитатель: А что же было дальше? Кто хочет рассказать?

( Сказку продолжают рассказывать дети).

Старушка так и сделала: намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно приостынуть.

(Рассказывать продолжает другой ребёнок).

Полежал колобок, полежал, да вдруг покатился. С окошка на лавку, славки на дорожку. И покатился по дорожке в лес. Катится колобок по лесу…

Воспитатель: С кем встретился колобок в лесу? Послушайте загадку и отгадайте:

Заберется в огород и давай над грядкой

Забивать капустой рот,

Грызть морковь украдкой.

Погрызет часок – другой

И стрелой бежит домой!

Дети: Это заяц.

Воспитатель показывает зайца на компьютере .

Воспитатель: Какого цвета заяц бывает зимой, а какого цвета летом?

Дети: Зимой заяц белой, а летом – серый.

Воспитатель: Посмотрите, а грудка у зайца беленькая. Давайте зайца обозначим белого цвета.

Воспитатель показывает кружок белого цвета.

Воспитатель: Давайте вспомним, с кем встретился колобок после зайца?

Дети: С волком.

Воспитатель показывает волка на компьютере.

Воспитатель: Какой был волк? Ребята, давайте подберём прилагательные.

Дети: Злой, голодный, серый, зубастый, сердитый, мохнатый, клыкастый.
Воспитатель: Каким кружком обозначим волка?

Дети: Серым.

Воспитатель: Почему?

Воспитатель показывает кружок серого цвета.

Воспитатель: Кто еще повстречался колобку? Не торопитесь! Послушайте! Я сейчас расскажу, какой это герой, а вы отгадаете. Колобок встретил большого и неуклюжего зверя. Шерсть у него была коричневого цвета и лохматая. На голове были круглые уши, а на морде мелкие глаза. Кто это? Дети: Это медведь.

Воспитатель показывает медведя на компьютере.
Воспитатель: Каким кружком обозначим медведя?

Дети: Коричневым.

Воспитатель: Почему?

Воспитатель показывает кружок коричневого цвета.

Воспитатель: А, с кем ещё встретился колобок? Не торопитесь! Послушайте музыку!

Дети: С лисой.

Воспитатель показывает лису на компьютере.

Воспитатель: Каким кружком обозначим лису?

Дети: Оранжевым.

Воспитатель: Почему?

Воспитатель показывает кружок оранжевого цвета.

Воспитатель: Что же случилось с колобком.

Дети: Лиса съела колобка.

Воспитатель: Колобок в сказке встречается с животными. Как назвать этих животных?

Дети: Дикие животные.

Воспитатель: А, сейчас давайте немного разомнёмся и покажем, как двигаются все эти животные.

Физ минутка.

Под музыку ходьба – имитация животных.

Заяц – прыгает,

Волк – ходит,

Медведь – переваливается,

Лиса – крадется, хвостиком виляет, следы заметает.

Гимнастика для глаз «День и ночь».

Воспитатель: Молодцы! Подойдите ко мне.

Воспитатель надевает каждому ребёнку браслет, определённого цвета.

Воспитатель: А теперь, ребята, найдите свою пару, по цвету браслета на вашей руке. Этот цвет определяет, какого героя сказки вы будете строить. А, теперь найдите свою пару и свой цвет на столах.

Самостоятельная работа детей в парах. Во время работы детей уточнять, что хотят построить и где будут располагать.

Анализ детских работ.

Воспитатель: Посмотрите, какие вы молодцы! Какая замечательная сказка у вас получилась. Сейчас мы ее сфотографируем и пошлем в сказочную страну.

Воспитатель делает фото.

Воспитатель: А, что помогло вам построить сказку?

Дети: Дружба.

Воспитатель: Сегодня вы внимательно слушали, хорошо отвечали, дружно строили и помогали друг другу. Поэтому у вас получилось построить из конструктора такую замечательную сказку. И Злая Фея из сказочной страны дарит вам волшебный цветок дружбы и радости. (Воспитатель раздаёт подарки детям).

• Развивать элементарные конструктивные навыки в процессе действия со строительным материалом.

Задачи:

• продолжать учить детей выполнять работу по образцу;

• закрепить у детей представление о форме, величине, длине.

• развивать навыки конструирования

• развивать цветовое восприятие;

• развивать у детей стремление к игровому и речевому общению;

Воспитательная:

• воспитывать коммуникативные навыки, доброжелательное отношение друг к другу.

• Воспитывать умение договариваться с друг другом, осуществляя коллективный замысел.

Интеграция образовательных областей:

«Художественно-эстетическое развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; «Физическое развитие»

Материалы и оборудование:

Матрешки, декоративный конструктор, наборы деревянных кубиков разной величины и цвета, ворота, забор, машина-игрушка.

Предварительная работа:

Экскурсия в мини-музей «Русская Матрешка», рассматривание иллюстраций, знакомство с предметами декоративно-прикладного искусства, чтение стихов, потешек, загадок, сказок о Матрешке.

Ход НОД

-Придумано кем-то просто и мудро

При встречи здороваться:

«Доброе утро! Доброе утро, солнцу и птицам.

Доброе утро, улыбчивым лицам.

И каждый становится

Доброе утро длится до вечера!»

Улыбнитесь друг другу.

-Дети, посмотрите на свои руки. Какие они? (3-4 ответа)

Пальчиковая гимнастика: «Умелые руки».

Наши руки умелые такие, Поворачивают то вверх, то вниз.

Наши руки – руки золотые! Сжимают кулачки

Они умеют вышивать, Загибают пальцы по одному.

Шить, цветочки поливать,

Подметать и шарф вязать

Стены красить, суп варить,

И тарелки чисто мыть,

За порядком всем следить. Грозят пальчиком.

Руки золотые. Фонарики.

Песня «Вот они какие ручки золотые»

Ребята, нам сегодня очень понадобятся наши золотые руки. (слышен шум).

- Вы слышите, за дверью какой-то шум? Что случилось? Пойду-ка, я посмотрю!

Возвращается с грузовой машинкой, в которой сидят матрешки.

Матрешка: Горе-то какое, ой-ой-ой! Подул сильный ветер, и домик-то наш рассыпался. Ой-ой-ой. Скоро зима, а нам негде жить!

Воспитатель: А из чего он был построен ваш дом?

Матрешка: Из картона.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему он разлетелся от ветра? (ответы детей)

Для чего нужны дома? (ответы детей)

- Правильно, дома нужны для того, чтобы человеку было уютно, чтобы укрыться от холода, зноя, ветра, дождя, снега.

-Как вы думаете, прочный ли дом из картона? Конечно, нет. Давайте, объясним матрешкам, из чего же нужно строить дома, чтобы они были прочные, надежные? (ответы детей: из кирпича, камня, бетонных плит, дерева.)

Песня «Всем на свете нужен дом»

Просмотр презентаций «Дома бывают разные»

Слайд 1-2. Этот дом построен из кирпичей. Он кирпичный.

Слайд 3-4. Этот дом построен из панелей. Он панельный

Слайд 5-6. Этот дом построен из камня. Он каменный.

Слайд 7-8. Этот дом построен из дерева. Он деревянный

Слайд 9-10. Это - одноэтажные дома, избы. Такие дома чаще встречаются в поселках, селах, деревнях, они построены из дерева и бревен.

Слайд 11. Раньше мастера плотники могли построить дом даже без единого гвоздя.

Воспитатель: Матрешка, а тебе какие дома больше нравятся, какой бы ты хотела для себя построить?

Матрешка: Мне больше нравится дом из дерева.

Воспитатель: Ребята, а давайте мы поможем матрешкам построить новый, уютный и надежный дом из деревянных кубиков!

Пальчиковая игра.

Чтобы дом построить новый, /удары кулачками.

Запасают тес дубовый, /загибают пальцы поочередно на обеих руках. Кирпичи, железо, краску

Гвозди, паклю и замазку.

Шифер, рамы и стекло, /указательные и большие пальцы рук «строят окно»

Чтобы смастерить окно.

А потом – потом – потом Удары кулачками сверху друг о друга

Начинают строить дом.

Показ воспитателем процесса создания объёмной конструкции домика с забором и воротами, акцентируя внимание на основные части дома и их соответствие размерам Матрешек (стены, окна, перекрытия, крыша, забор, ворота). Обращает внимание на то, как надо правильно расположить детали конструктора, чтобы получился дом.

Коллективная работа детей.

Индивидуальная помощь педагога.

Матрешка: Вы построили нам дом,

Будем дружно жить мы в нем!

Дети и воспитатель: Поздравляем с новосельем!

Матрешка: Вместе будем мы плясать,

С вами в «Ладушки» играть!

Минутка шалости «МАТРЕШКИ»

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево – вправо)

Девчонки озорные, Матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Вы похожи словно сестры.

Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

Рефлексия: пальчиковая гимнастика «Домик»

На полянке дом стоит, дети ставят ладошки домиком

Ну а к дому путь закрыт. ладошки в замок

Мы ворота открываем, запястья вместе, пальцы открыты

В домик всех вас приглашаем.

Будем в доме этом жить

И с ребятами дружить! обнимаются

Дети играют с Матрешками, обыгрывают свои постройки.

Перспективный план работы педагога-психолога по познавательно-речевому развитию детей среднего дошкольного возраста Пояснительная записка Перспективный план педагога-психолога МБДОУ № 11 «Теремок» по познавательно- речевому развитию детей в возрасте 4-5.

Конспект НОД конструирование из бумаги. Для детей среднего возраста «Народные потешки» Конспект НОД конструирование из бумаги. Для детей среднего возраста «Народные потешки» (аппликация, оригами). Программное содержание: продолжать.

Конспект НОД по познавательно–речевому развитию детей младшего дошкольного возраста «Стоит в поле теремок» Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательно–речевому развитию детей младшего дошкольного возраста "Стоит.

Конструирование из бумаги для детей среднего дошкольного возраста «Пингвин».

Конструирование из бумаги для детей среднего дошкольного возраста «Пингвин». Предлагаю вашему вниманию материал по ознакомлению детей с животными Арктики. Цель: Изготовить с детьми поделку «Пингвина» из бумаги..

Макет по познавательно-речевому развитию детей дошкольного возраста «Сельский дворик»

Макет по познавательно-речевому развитию детей дошкольного возраста «Сельский дворик» Цель: расширять представления детей о домашних животных и их детенышей. Обогащать и активизировать словарный запас детей. Задачи: Учить.

НОД по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «На помощь обезьянкам»

НОД по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «На помощь обезьянкам» .

НОД по речевому развитию детей среднего дошкольного возраста по теме «Весна» Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативная (развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками; развитие всех компонентов.

План-конспект занятия по речевому развитию детей среднего дошкольного возраста «Зимушка-зима» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Задачи:.

Проект по познавательно-речевому развитию детей младшего возраста «Дикие животные зимой» 1 слайд Здравствуйте, вашему вниманию представляется проект по познавательно-речевому развитию младших дошкольников «Дикие животные». 2.

Занятие по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Хлеб, хлеб, хлебушек» Цель: создать условия для формирования у воспитанников бережного отношения к главному достоянию человечества – хлебу. Задачи: • Упражнять.

Проект способствует приобщению детей к истокам русской народной культуры, зародить интерес к игрушкам старины (куклам, деревянным игрушкам, дымковским и филимоновским игрушкам). Проект направлен на просвещение родителей, вовлечение в образовательный процесс, повышение роли семьи в современном обществе.

ВложениеРазмер
proekt_narodnaya_igrushka_srednyaya_gruppa.docx 28.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Сланцевский детский сад №2 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей"

Проект провела: Матвейшина Т.В.

Проект : «Народная игрушка»

Участники : дети средней группы (4-5 лет, родители, воспитатели).

Сроки реализации : краткосрочный (22.03.21 – 26.03.21)

Автор проекта: воспитатель: Матвейшина Т.В.

Актуальность: проект способствует приобщению детей к истокам русской народной культуры, зародить интерес к игрушкам старины (куклам, деревянным игрушкам, дымковским и филимоновским игрушкам). Проект направлен на просвещение родителей, вовлечение в образовательный процесс, повышение роли семьи в современном обществе.

Проблема: недостаточное количество русских народных игрушек в группе при ознакомлении детей с русским народным творчеством, отсутствие знаний о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушек.

Цель проекта: знакомство детей с народными игрушками и материалом, из которого они выполнены; привлечение детей к играм с ними.

— познакомить детей с народными игрушками-самоделками;

— способствовать развитию речевого общения, обогащению и расширению словаря;

— развивать игровые, познавательные, сенсорные, способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка;

— формировать у ребенка эмоционально-эстетическое и бережное отношение к игрушкам, интереса к истории народного творчества, уважения к людям труда;

— формировать умение видеть прекрасное в жизни и передавать его в своих творческих работах;

— активизировать взаимодействие детей, родителей и педагогов в процессе проекта.

Тип проекта: познавательно-творческий.

Проект будет проходить в 3 этапа:

— начнут проявлять интерес к народной игрушке, народно-прикладному искусству, промыслам;

— освоят элементы росписи;

— овладеют знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушек;

— проявят доброту, заботу, бережное отношение к игрушкам;

— возрастёт речевая активность детей в разных видах деятельности;

— у детей сформируются знания о русском народно — прикладном творчестве, народной игрушке.

— освоят технику изготовления народной игрушки;

— будут вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность, укрепятся семейные связи;

— обогатят родительский опыт, приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;

— примут активное участие в жизни детского сада и группы;

— продолжат развитие своих творческих способностей;

— повысится компетентность родителей при выборе игрушки (предпочтение народным игрушкам).

I этап — подготовительный:

определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата;

изучение методической литературы;

подбор художественной литературы;

подбор иллюстраций, альбомов, презентаций, видеофильмов;

подбор настольно-печатных игр, дидактических игр, подвижных русских народных игр, народных игрушек;

подготовка материала для художественного творчества;

обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта.

II этап – реализация проекта:

1.Консультации для родителей: в информационном уголке «История народной игрушки»;

2. Беседы: «Береги игрушки»; «Моя любимая игрушка»,

3. Рассматривание картин, иллюстраций с изображением народных игрушек (матрешек, деревянных игрушек-забав, дымковских и филимоновских игрушек);

4.Просмотр презентации: «Русская народная игрушка»;

5.Беседа: «Народная игрушка»;

6.Рассматривание игрушек и разного материала;

1.Рисование: «Дымковская лошадка»

2.Раскрашивание «Дымковской лошадки»;

3.Аппликации: «Неваляшка»; «Нарядное платье барышни»;

4.Лепка: Дымковская лошадка» «Угощение для матрешки»;

5.Отгадывание загадок об игрушках;

6.Разучивание русских народных потешек и песенок;

7.Конструирование: «Домик для матрёшки»;

8.Слушание музыкальных произведений из «Детского альбома» П. Чайковского, «Ой, да мы матрёшки» сл. Петрова, муз. З. Левина;

9.Дидактические и настольные игры: «Собери матрешку», «Собери красивую пирамидку», «Какой игрушки не стало», «Чудесный мешочек», «Домик для матрешки», разрезанные картинки «Русские узоры»;

10.Сюжетно-ролевые игры: «Магазин игрушек», «Детский сад»;

11.Подвижные русские — народные игры: «Гори, гори ясно», «Ручеёк», «У медведя во бору».

1.Совместные игры родителей с детьми в игрушки (дома);

2.Сбор «Народных игрушек» к выставке;

3. Изготовление игрушек-самоделок к выставке «Народная игрушка» совместно с детьми.

III этап — итоговый:

— выставка детских работ (в группе);

— выставка совместных творческих работ детей и родителей «Народная игрушка»

В процессе взаимодействия педагог – дети — родители в реализации проекта:

— начали проявлять интерес к народной игрушке, народно-прикладному искусству, промыслам;

- освоили частично освоили элементы росписи;

— овладели знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушек;

— начали проявлять доброту, заботу, бережное отношение к игрушкам;

— сформировались знания о русском народно-прикладном творчестве, народной игрушке.

— освоили технику изготовления народной игрушки;

— были вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность, укрепили семейные связи;

— обогатили родительский опыт, приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;

— приняли активное участие в жизни детского сада и группы;

— развитие творческих способностей родителей;

— повысили компетентность при выборе игрушки (предпочтение народным игрушкам).

Работа с детьми:

Опрос детей : «Что ты знаешь о народных игрушках?» (См. приложение)

«Кто и как изготавливает народные игрушки?».

Рассматривание открыток о народных игрушках

Сюжетно – ролевые игры: «Магазин игрушек», «Идем в музей»

Работа с родителями :

Анкетирование «Что знает ваш ребенок о народных игрушках и о декоративно – прикладном искусстве?»

Консультация : « Народная игрушка »

Оформление альбома «Народные игрушки»

Создание мини – выставки «Народная игрушка»

Оформление выставки детских работ.

Потешки о матрёшке.

Потешка с движением.

Дуйте в дудки (показывают игру на дудочке)

Бейте в ложки! (вытянув руки вперед, ударяют ладонь об ладонь)

В гости мы идём к матрёшке (шагают на месте)

Кукла деревянная (руки «фонарики»)

Матрёшечка румяная! (щёчки гладят кулачками)

Потешки о матрёшке.

1. Как у нашей у Хохлатки

Нынче вывелись цыплятки,

А из одной скорлупочки

Мартёшка вышла в юбочке.

2. На заре трубит рожок,

Кличет стадо на лужок:

3. Ходят куры в стороне

Позыбали обо мне,

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Знакомство с дымковской игрушкой(средняя группа)

ТЕМА: «Знакомство с дымковской игрушкой»Программное содержание:познакомить детей с изделиями декоративно-прикладного искусства – дымковской игрушкой. Учить различать цвета, используемые в роспис.


Неделя игры и игрушки.(средняя группа)

План работы по тематической неделе.

ПРОЕКТ "Деревянная игрушка" средняя группа

Презентация по проекту "Деревянная игрушка" В средней группе.


Неделя «Игры и игрушки» Средняя группа № 8 «Гномики».

Неделя «Игры и игрушки» Средняя группа № 8 «Гномики».


"Русская народная игрушка. Богородская резьба. Дымковская игрушка".(Средняя группа).

Презентация "Русская народная игрушка. Богородская резьба. Дымковская игрушка" (Средняя группа) является дополнительным материалом к системе занятий по теме "Русские народные промыслы", в з.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Детско-родительский творческий проект

«Народные игрушки»

Вид проекта: групповой, позновательно-творческий.

Продолжительность: 1 неделя

Участники: дети средней группы, воспитатели: Козубняк Т.В, Нефедкина Ю.М., родители

Образовательная деятельность: физическое развитие; познавательное развитие; речевое развитие; социально-коммуникативное развитие; художественно-эстетическое развитие.

Актуальность: Всем известно, во что играют наши современные дети – в игрушки иностранного производства. Выбор детей можно понять, когда постоянно по телевидению рекламируют, например, кукол которые могут летать или роботы – трансформеры, конечно же, каждому ребенку захочется такую игрушку, тем более что такая игрушка есть у других детей. Они идут в магазины и видят эти игрушки, и родители им покупают. К сожалению, очень редко встретишь таких родителей, которые покупают народные игрушки, ценят их, объясняют детям, откуда пришли к нам такие игрушки. А это немаловажно. Через знакомство с народно - прикладным искусством происходит ознакомление с историей, культурой своего народа. Если рассказать ребенку во что играли наши бабушки и дедушки, из чего мастерили игрушки … мы незаметно пробудим познавательный интерес у ребенка и таким образом, приобщим к традициям, к культуре наших предков, воспитываем в детях нравственно - патриотические чувства - уважение, гордость за землю, на которой живешь.

приобщать детей к традициям народной культуры;

учить различать народные игрушки;

развивать у детей интерес к народным играм;

воспитывать моральные качества, характер, честность, чувства

Развитие нравственно – патриотических чувств в процессе приобщения к народно – прикладному искусству.

ознакомить с разнообразием русских народных игрушек;

знать характерные особенности разных промыслов;

воспитывать добрые нежные чувства к русскому народному творчеству;

продолжать совершенствовать умение коллективно трудиться;

воспитывать интерес к истории и культуре русского народа;

обогащать и расширять словарный запас детей;

развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;

побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой.

создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;

развитие совместного творчества родителей и детей;

развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;

заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

привлечение родителей к пополнению уголков по знакомству с русским народным творчеством ;

помощь родителей в изготовлении альбома «Моя любимая игрушка » ;

участие в выставке « Народная кукла »

Воспитание любви к народному искусству России.

Ребенок – творец, мастер, создатель народной игрушки.

Ребенок умеет сотрудничать в паре, коллективе.

Имеют представления о народных игрушках, их видах, о народно- прикладном искусстве.

Умеют изготавливать глиняные игрушки.

Устойчивый познавательный интерес к народным игрушкам.

Умение организовывать совместную и самостоятельную игровую деятельность с народной игрушкой .

Устойчивое желание играть с народной игрушкой.

Используемые педагогические технологии:

Здоровье сберегающие технологии.

Обучение в сотрудничестве.

Информационно - коммуникационные технологии.

Исследовательские методы в обучении.

Работа над проектом осуществлялась

во время непрерывной образовательной деятельности;

в ходе режимных моментов;

в самостоятельной деятельности детей;

в совместной деятельности.

Основные этапы реализации:

Работа на занятиях:

НОД Лепка «Дымковская игрушка»

НОД Аппликация: «Одень Матрешку»

НОД ознакомление с окружающим миром « Дымковская игрушка»

Совместная деятельность детей и воспитателя:

Беседы: « В какие мне нравится играть игрушки?», «Что ты знаешь о народных игрушках?», «Во что играли ваши пробабушки и продедушки?», «Кто и как изготавливал народные игрушки?».

Беседы с детьми на тему: «Народная игрушка». (филимоновская, каргопольская, дымковская, русская матрешка)

Презентация – « В гости к дымковской игрушке», «Из каких материалов и как изготавливают предметы декоративно – прикладного искусства?»

Заучивание потешек о матрешке

Декоративное рисование: «Дымковская уточка»

Дидактические игры: «Домик для матрешки» (соотнесение по величине; с элементами конструирования) «Которая по счету матрешка спряталась?», «Узнай игрушку по описанию», «Составь узор» , «Сосчитай матрешек»

Пальчиковые игры «Матрёшки» , «Дымковские барышни», «У матрешкиной сестрицы»

Физкультминутки «Любуемся игрушками» « Уточка»

Дыхательная гимнастика « Дуем, задуваем» , «Подуй на платочек»

Русские народные подвижные игры «Растеряхи», «Жаворонок», «Дударь», «Гуси –гуси», «Золотые ворота». «Сиди, сиди, Яша», «Бабки», «Лошадки», «Ручеек».

Рассматривание открыток о народных игрушках

Сюжетно – ролевые игры: «Магазин игрушек», «Идем в музей» (Воспитывать бережное отношение к вещам. Расширять представления о способах безопасного обращения с глиняной и фарфоровой игрушкой), «Ярмарка игрушек», «Путешествие в страну «Народных игрушек».

Викторина « Ярмарка игрушек».

Загадывание загадок по теме проекта.

Чтение художественной литературы : считалки, потешки, заклички, скоговорки, частушки,с тихи: И. Кадухина, Т.Маврина, В. Фофанов, Л.Дьякова, Г.Л. Дайн. «Игрушечных дел мастер», Н.Коноплева «Вторая жизнь вещей»,.М.Ю. Юрьева «Не от скуки на все руки»,.Ю. Анохин «В музее игрушек».

Сочиняем сказку «В гостях у Матрены».

«Лошадка» роспись силуэтов филимоновских игрушек.

Оригами: «Веселые подружки».

Театрализованные игры с использованием народной куклы . Обыгрывание потешек с использованием куклы «Зайчик - на пальчик»

Самостоятельная деятельность детей:

Рассматривание иллюстраций и картинок народной игрушки.

Самостоятельная изобразительная деятельность по данной теме (лепка, рисование, аппликация, пластилинография)

Совместная деятельность детей и родителей:

Рассматривание вместе с детьми картинок, иллюстрации народной игрушки.

Просмотр мультфильмов (кукольных).

Совместное творчество родителей и детей по изготовлению игрушек, поделок, рисунков по теме проекта.

Заучить с детьми стихотворений, считалок, потешек.

Заключительный:

оформление выставки детских работ «Народная игрушка»;

занятие на тему: НОД Лепка «Дымковская игрушка» ,

НОД Аппликация: «Одень Матрешку»,

НОД ознакомление с окружающим миром « Дымковская игрушка».

развлечение «Викторина « Ярмарка игрушек».

Оформление фото альбома «Народные игрушки».

Создание мини – музея «Народная игрушка».

Пальчиковая игра «Матрешки» У матрешки нашей Мани Пять девчоночек в кармане. Маню раскрываем, Зину вынимаем. Вот раскрыли Зину, Вытащили Нину. А из Нины мы досталиЧернобровую Наталью. А внутри Наташи Засиделась Даша. Дашу мы раскрыли ,Выпустили Лилю. Все девчонки из кармана Вышли в красных сарафанах.

1–2 строчки — сжимаем руки в кулаки. 3–12 строчки — на счет вынимаем из кулаков по одному пальцу одновременно. Если не получается, можно освобождать пальцы поочередно с помощью другой руки. 13–14 строчки — раскрываем ладони и растопыриваем пальцы, словно показывая матрешек в ярких сарафанах.

Пальчиковая гимнастика ,, Дымковская барышня ,, Мы игрушки расписные – сжимают и разжимают кулаки Хохотушки вятские Щеголихи слободские Кумушки посадские Наши руки крендельком Щёки будто яблочки С нами издавно знаком Весь народ на ярмарке

«У Матрешкиной сестрицы…» У Матрешкиной сестрицы ( Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по левой ладони). По деревне небылицы: ( Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по правой ладони). Ходит утка в юбке, В теплом полушубке, Курочка – в жилете, Петушок – в берете, Коза- в сарафане, Заинька – в кафтане, ( На каждое название животного загибают пальцы на руках, начиная с больших). А всех их пригоже Корова в рогоже. ( Ритмичные чередующиеся хлопки в ладоши и удары кулачками).

Дать могу одну подсказку- Хватит вам её вполне: Все мои сестренки сразу Помещаются во мне. Ну- ка, что это за крошки? Деревянные…(Матрешки)

2.Я хочу вам рассказать Лет четыреста назад К празднику весны, «Свистунья», Их лепили, стар и млад…(Дымковские игрушки)

3.Мы веселые сестрицы Играть в прятки мастерицы! Мы милы и круглолицы, А платочки у нас – расписные, А улыбки у нас – озорные! . (Матрешки)

4.Деревянные игрушки, Да игрушки не простые- Мы всегда в движении, Мы всегда в работе. А как нам это удается, Играя вы поймете. (Богородская игрушка)

5.Расписные коньки, Разноцветные индюки. Барышни румяные И гусары бравые- Играй вдоволь, да смотри Только нас не урони!(Дымковская игрушка)

6.Привезли мы глину с дальнего бугра Ну-ка за работу, чудо мастера ! Слепим, высушим- и в печь! А потом распишем.(Дымковская игрушка)

7. Он упрямый человек!
Не заставишь лечь вовек!
( Ванька-встанька)

8.Вам такой встречается?
Он совсем не хочет спать,
Положу - встаёт опять
И стоит-качается.
( Ванька-встанька)

9.Не заставишь лежа спать.
Лишь уложишь - хочет встать.
Поупрямее барашка
Эта кукла- . (неваляшка)

10.Эту толстую игрушку
Не положишь на подушку.
Знать, пример взяла с лошадки:
Стоя спать, а не в кроватке!
(неваляшка)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Традиции изготовления народных тряпичных кукол - важный аспект знакомства детей с фольклором и старинными обычаями нашего народа.

Просмотр содержимого документа
«Статья по конструированию, ручному труду (средняя группа) по теме: Декоративно прикладное творчество. « Русская народная тряпичная кукла».»

Статья по конструированию, ручному труду (средняя группа) по теме:
Декоративно прикладное творчество.

« Русская народная тряпичная кукла».


Народная кукла– средство приобщения дошкольников к истокам русской культуры.

Актуальность этой темы объясняется тем, что в настоящее время одним из важнейших приоритетов дошкольного образования является духовно- нравственное воспитание детей.

Традиции изготовления народных тряпичных кукол - важный аспект знакомства детей с фольклором и старинными обычаями нашего народа. Ведь любое занятие по изготовлению древней куклы из лоскутов или природного материала непременно превращается в беседу о далёком прошлом, о культуре и быте наших предков. Кукла имеет многовековую историю. Тряпичная кукла появилась в далеком прошлом. В кукле отражаются народные представления о мире, добре, красоте. Кукла по-прежнему находит путь к сердцу детей и взрослых. Тряпичные куклы очень индивидуальны и самобытны. Традиционные народные куклы разнообразны. К любому празднику на Руси в семье мастерили куклу, в которую вкладывалась частица души.

Любая традиционная народная кукла - берегиня или сделанная просто "детишкам для забавы", обладает чудесной индивидуальностью и при этом чрезвычайно проста в изготовлении.

На занятиях по изготовлению кукол у детей пробуждается вера в своих творческих способностях, индивидуальности, неповторимости, вера в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Самой любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживлена собственной вдохновенной фантазией.

Перед собой я поставила цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народной куклы. Именно поэтому и видя, что ребятам интересно и нравится работать с народным творчеством, решила познакомить с изготовлением русской народной тряпичной куклы.

Поскольку куклы небольшие по размеру, дети вынуждены постоянно «работать» пальчиками, тем самым у них развивается моторика рук. Прежде всего, важно отметить, что народная игрушка воздействует на все уровни ощущений: тактильный, визуальный, звуковой. Особое значение имеет материал, из которого изготавливались игрушки.

К примеру, известно, что тряпичная кукла, в отличие от пластмассовой, снимает психологический барьер между ребенком и «миром больших вещей», воспитывает ласковое, небоязливое отношение к миру. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.

Вот с такими куклами дети познакомились на занятии и сделали сами.




Кукла «Пеленашка» Кукла «Зерновушка» или «Крупеничка» Кукла «Кормилица»




Кукла «Зайчик на пальчик» Кукла «Кубышка Травница» Кукла «Птица Радость»

Мы проводим творческие занятия с детьми по "производству" народных кукол ,

Принимаем участие в конкурсах на всероссийском уровне ,на уровне ДОУ.

Для того чтобы привлечь внимание родителей к проблеме ознакомления детей с историческим прошлым своих предков, их играм и игрушкам я предложила родителям своих воспитанников активно включиться в совместную деятельность. Родители приняли активное участие в изготовлении данной игрушки.

Параллельно велась работа с педагогами. Знакомила педагогический коллектив с историей развития народных кукол, а также провела мастер класс, где педагоги с удовольствием сами изготовили куклы «Родители приняли активное участие в изготовлении данной игрушки. Параллельно велась работа с педагогами. Знакомила педагогический коллектив с историей развития народных кукол, а также провела мастер класс, где педагоги с удовольствием сами изготовили куклы «Масленица».

Читайте также: