Конструирование народная игрушка старшая группа

Обновлено: 18.05.2024

· Формировать умение делать игрушку из ткани, пользуясь схемой последовательного выполнения работы.

Познание:

· Познакомить детей с историей и способом изготовления народной игрушки – куклы-самоделки;

· Развивать интерес к народной игрушке.

ВложениеРазмер
konyuhova_s.l._nod_na_yarmarku.docx 34.29 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Полтавский детский сад «Солнышко»

Полтавского района Омской области

Конспект занятия кружковой работы

по программе «Юные краеведы»

в старшей группе

Тема: «Народная игрушка

высшей квалификационной категории:

Цель: Развитие умения в совместной деятельности мастерить куклу-самоделку

  • Вызвать желание изготовить куклу самостоятельно, старинным способом;
  • Формировать умение делать игрушку из ткани, пользуясь схемой последовательного выполнения работы.
  • Познакомить детей с историей и способом изготовления народной игрушки – куклы-самоделки;
  • Развивать интерес к народной игрушке.

Оборудование: экспонаты музея «Русская изба», мультимедийное оборудование (проектор, ноутбук, доска), запись русской народной песни «Ах, вы сени мои сени», презентация «Старинная кукла-самоделка», схема изготовления куклы.

Материал: лоскуты ткани, ножницы, клубки ниток, бусинки, бусы, подставка для демонстрации работ.

Предварительная работа: чтение и заучивание потешек, колыбельных, словарная работа: знакомство со значением старинных слов «свертеть», «рядить»; рассматривание предметов народно-декоративного творчества, экскурсия в музей.

Работа с родителями: привлечение родителей к пополнению и изготовлению экспонатов для мини-музея в группе (сундук, макет русской печи, куклы в национальных костюмах, самовар, ложки деревянные, символы народных праздников – кулич, жаворонки, чучело Масленицы; куклы-самоделки).

Дети входят в группу, звучит русская народная мелодия

«Ах, вы сени, мои сени!»

- Ребята, слышите песню?

-А что такое сени?

Дети: Ответы детей

- Где вы видели сени?

Дети: В нашем Полтавском музее.

-Что еще вы там видели?

Дети: Русскую избу.

Педагог и дети проходят в музей «Русская изба».

-В нашей группе тоже есть музей русской избы. Расскажите, что есть в нашем музее.

Дети: Есть самовар, куклы в русских костюмах, сундук и печь и т.д.

-Правильно. Раньше ребята не было шкафов, кроватей и спали на лавочках, дети после уличных гуляний, сушились на печке, играли в разные игрушки.

Я вам сейчас расскажу об одной из самой любимой игрушке кукле-самоделке.

Дети рассаживаются на скамейки, покрытые домоткаными ковриками.

Но, пожалуй, самой любимой в старину была кукла, сделанная из тряпок. В одной семье таких куколок могло быть досто штук! Уже пятилетняя девочка умела сама «свертеть» простую куколку из подходящих лоскутков. Ребята, «свертеть» это старинное русское слово, значит сделать, смастерить.

Вначале это был простой тряпичный или деревянный столбик, который символизировал образ человека. Шли годы, менялся окружающий мир, а вместе с ним постепенно менялась и кукла.

У нее появились ручки, ножки, но лица как и у кукол бревнышек по-прежнему не было. Так как по старинному поверью «если у куклы было лицо, она могла принести беду в дом, поэтому куклы были безликие». После этого ее можно было, и «рядить», это старинное русское слово означало наряжать.

Кукольную одежду шили очень старательно, как настоящую, ведь по ней люди судили о вкусе и мастерстве девочки – будущей хозяйки. Нельзя быть девушке лентяйкой, ни к чему не годной, ее и замуж никто не возьмет. Куклы наших прабабушек, проживали в играх целую жизнь: они вели «кукольное» хозяйство, «ходили в гости», «справляли свадьбы», «отмечали праздники». Так играли девочки постарше.

Если девушка выходила замуж, она приносила свою куколку в дом мужа. А когда рождался ребеночек, клала эту куколку в колыбельку, для защиты малыша от злых сил. Чтобы малыш спал спокойно, мама говорила такие слова: «Сонница – бессоница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой».

А такие ребятишки, как вы, играли с куклой как с ребенком, качали ее, пели колыбельную.

Давайте мы с вами тоже споем колыбельную.

«Ай, люли, люли, люли

Кукле радуемся мы

Станем куколку качать

Ее не будем огорчать

Мы ей песенку споем,

засыпай ты крепким сном

баю-баю – баю – бай, ты скорее засыпай».

Пение колыбельной под русскую народную мелодию.

Ребята встают в круг и по очереди передают (имитируя) куклу и качают ее.

-Какие вы, молодцы! Как красиво пели. А вам хотелось бы подержать такую куклу?

Дети: Смастерить куклу

-Вы умеете мастерить русскую куклу?

-Эта проблема решаема, я научу вас вертеть такую куклу.

2.Совместная продуктивная деятельность.

Я показываю основные этапы ее изготовления:

1слайд: Сначала на большом квадрате ткани, находим серединку, положив в нее небольшой кусочек ваты, теперь голова стала круглой формы.

2 слайд: Завязываем ниткой на уровне шеи. Получилась голова.

3слайд: Теперь свободные концы ткани выравниваем, отмеряем размеры ладошки куклы и перетягиваем ткань ниткой с обеих сторон. Вот и руки готовы.

4 слайд: Оставшийся уголок ткани подвязываем вокруг туловища ниткой на поясе.

5 слайд: Чтобы наша кукла получилась нарядная, мы сделаем ей юбочку из маленького лоскутка ткани.

-Я думаю, что у нас все получится. Для этого я вам приготовила небольшую подсказку. Давайте уточним, запомнили ли вы как делать куклу.

Дети проговаривают этапы выполнения работы. Проходят за столы.

-Но чтобы наша кукла была еще наряднее, мы ее украсим бусами. На столах у нас есть все для работы, осталось приготовить наши руки.

-Каждый возьмите по большой бусинке, положите на ладошку. Катать мы ее будем круговыми движениями, повторяем вместе со мной:

«А мы бусинки катали

И желания загадали

Чтоб здоровым всем расти

Счастье в дом нам принести»

-Отложите большую бусинку и приступайте к работе.

Педагог обращает внимание на аккуратность выполнения работы, последовательность; оказывает помощь детям, которые испытывают трудности при выполнении работы.

Чтение стихотворения, дети стоят в кругу вокруг подставки с куклами.

Не отыщешь краше.

Свернута из тряпки

В юбочку, наряжена.

Хоть не магазинная,

Но зато красивая!

Параша ее любит.

Нежит и голубит,

И целует в щечку

-Дети вам понравилось, то чем мы сегодня занимались?

- А чем мы сегодня с вами занимались?

Дети: Мастерили куклу

-Теперь вы можете взять свою куклу домой и научить своих друзей мастерить такую куклу.

познакомить с народной игрушкой – куклой-самоделкой, способами изготовления этой куклы; расширить словарный запас; развивать интерес к народной игрушке, желание изготовить игрушку самостоятельно старинным способом.

проявляет интерес к народной игрушке – кукле-самоделке, способам ее изготовления; мастерит игрушки самостоятельно (по возможности); активно пользуется связной речью.

кукла-самоделка, кукла-самокрутка, стригунок, оберег, тряпичная кукла, подручный материал, природный материал.

иллюстрации, игрушки-самоделки, тряпичные куклы, подручный и природный материал.

Ход занятия:

Детей встречает бабушка Арина, которая расставляет игрушки в избе.

- Какие игрушки есть у вас дома? Во что вы любите играть?

- Посмотрите, пожалуйста, какие игрушки есть у моих внуков.

Рассматривание игрушек на столе. При наличии достаточного набора образцов вместе с детьми обсудить, какие игрушки больше подойдут мальчикам (тележки-каталки, луки, лошадки, какие - девочкам (куклы, а какие тем и другим (мячи). Обратить внимание детей на отдельную часть игрушек (из дерева, соломы, природного материала).

- Перед вами игрушки-самоделки. Как вы понимаете, что значит «игрушки-самоделки»?

- Это значит, что их не покупали, а родители сами мастерили такие игрушки в минуты отдыха на забаву своим маленьким детям. Дети постарше сами могли сделать себе такую потешку без помощи взрослого.

- Из какого материала сделаны эти игрушки?

- Все, что вы назвали: дерево, шишки, желуди, мох, солома, берёста, тряпки, - для крестьян материал привычный, который всегда был под рукой. И поэтому называют этот материал подручным.

- Видите, каких удивительных человечков умели делать когда-то в наших лесных краях. Выглядят эти человечки словно герои сказки, и название у них тоже сказочное - «лесовички» (или «моховички», но если мы их разглядим внимательно, то без труда узнаем крестьян за обычными занятиями.

Вот возвращается из лесу усталый дровосек с вязанкой дров, за пояс его заткнут топор. А вот крестьянка собралась по грибы, по ягоды – в ее руке берестяное лукошко. (Показывает иллюстрации.)

- Давайте и мы с вами побываем в старинном, дремучем, за-гадочном лесу.

Это последнее предложение является переходом к игре с использованием загадок (продолжительность не более пяти минут). Чтобы попасть в «загадочный лес», дети закрывают глаза и ждут, когда зазвенит колокольчик.

- Вот мы и в лесу. Пахнет нагретой хвоей, травами, цветами и немножко медом. Недавно прошел дождь, и. «цветное коромысло над рекой повисло». Какое? (Радуга)

- Разве бывает лес без деревьев?

• На полянке девчонки

В белых рубашонках,

В зеленых полушалках. (Береза)

• Зимой и летом одним цветом. (Ель)

• Ее никто не пугает,

А она вся дрожит. (Осина)

- Дети, вы взяли с собой корзинки?

• На бору, на яру стоит мужичок,

На нем красный колпачок. (Гриб)

- Слышите, трава шуршит?

• Под соснами, под елками

Лежит мешок с иголками. (Еж)

- В лесу надо вести себя осторожно, много здесь и опасного, можно ненароком попасть туда, где «не море, не земля, корабли не плавают и ходить нельзя». (Болото)

- А можно встретиться и с диким зверем – волком, рысью или даже с самим лесным хозяином Михаилом Потаповичем:

• Сидит дед, в шубу одет,

Наружу мех, пугает всех. (Медведь)

- Пока мы с вами гуляли по нашему загадочному лесу, я кое-что нашла. Посмотрите-ка сюда, с чьей ветки эти детки?

Для усиления игрового момента следует подготовить корзину с различными поделками - «отгадками». Например, задав вопрос «С чьей ветки эти детки?», педагог «снимает» с нее шишки и предлагает детям узнать, какая из них еловая, а какая - сосновая.

Особо следует остановиться на материале, из которого сделаны соломенные игрушки, подчеркнув их природный характер. Слово «солома», практически не известное городским детям, требует разъяснения (стебли хлебных растений).

- Очень забавны старинные соломенные куколки - стригунки. Они названы так потому, что их снизу подравнивали, подстригали ножницами. Если стригунка поставить на поднос и слегка потрясти, то куколка начинает поворачиваться, как бы танцевать.

(Показывает, как танцует куколка-стригунок.)

- Солому иногда заменяли на сухую траву, тонкие прутики или мочало.

(Показывает эти материалы.)

- Пожалуй, самой любимой в старину была кукла, сделанная из тряпок. В одной крестьянской семье таких кукол могло быть до ста штук! Уже пятилетняя девочка умела сама «свертеть» простую куколку из подходящих лоскутков.

(Показывает куколку, выполненную одним из способов.)

- Как вы думаете, почему у этой куколки нет лица?

(Размышления детей.)

Показывает детям несколько старинных куколок (или слайдов с их изображениями, у которых нет лица. Обращая внимание на эту примечательную особенность – безликость куклы, легко переходит к мысли о неоднозначности ее использования в народной традиции : кукла-игрушка, обрядовая кукла, кукла-оберег. Обережную (защитную) функцию куклы наглядно раскрывает сказка «Василиса Прекрасная». Предлагает вспомнить эту сказку.

- Вначале это был простой тряпичный (или деревянный) столбик, который символизировал образ человека вообще. Затем стала выделяться верхняя часть столбика - голова куклы. Для головы старались использовать белую ткань. Долгие годы лицо не раскрашивалось, так как люди раньше были очень суеверные и думали, что лицо «оживает». Если такая кукла сломается, кому-то может быть плохо. Кроме того, глаза – зеркало души – необходимо закрывать, чтобы защитить внутренний мир человека от неожиданных неблагоприятных воздействий мира внешнего «сглаза», «наговора».

- Шли годы, менялся окружающий мир, а вместе с ним постепенно изменялась и кукла. У нее появились ручки, ножки, личико мальчика или девочки. Лицо куколке раньше рисовали угольком из печки или вышивали цветными нитками. После этого ее можно было и рядить (наряжать). Кукольную одежду шили очень старательно, как настоящую, ведь по ней люди судили о вкусе и мастерстве девочки – будущей хозяйки. Нельзя быть девушке лентяйкой, ни к чему не годной, такую и замуж никто не возьмет!

Куклы наших прабабушек проживали в играх своих маленьких хозяек целую жизнь: они вели свое кукольное «хозяйство», «ходили в гости», «справляли свадьбы», «крестили детей» и, как все, «отмечали праздники народного календаря». Для этого требовалось много кукол. Так играли девочки постарше. Маленькие же начинали с простого: играли со своей куколкой, как с ребенком.

Предложить девочкам подержать этих куколок, покачать их.

- Игре девочек с куклами в старину придавалось особое значение. Согласно поверью, если девочки охотно играют в куклы, то в семье будет прибавление и достаток ее возрастет. И наоборот: если с куклами обращаются небрежно, дому грозит несчастье. Выходя замуж, девушки приносили с собой в дом мужа целые корзины с любимыми куклами, продолжая играть с ними вплоть до рождения первенца. Потом эти куклы выполняли роль детского оберега – защиты ребенка от плохих и злых сил (например, чтобы малыш ночью спал спокойно, с ним рядом в колыбель клали мамину куколку и произносили слова заговора: «Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой»).

- А теперь я предлагаю самим свертеть тряпичную куколку по одному из способов.

Показывает картинки-схемы, по которым они будут работать. Во время выполнения работы звучит русская народная мелодия «Сошью Дуне сарафан».

Программное содержание: Продолжать формировать представление о способе конструирования конуса из полукруга. Дать представления об истории и особенностях русского национального костюма. Научить составлять узоры по мотивам народного искусства – украшать сарафан и рубаху.

Развивать умение аккуратно вырезать, правильно размещать детали на бумаге; закреплять приёмы вырезывания предметов из бумаги, сложенной гармошкой, равномерно наносить клей.

Воспитывать интерес к жизни наших предков

Методы и приемы: Использование худ. слова, вопросы к детям, показ, рассматривание образцов, рассказ воспитателя, показ ребенка, игровой прием, самостоятельная работа детей. Дети выполняют, воспитатель оказывает им необходимую помощь.

Материалы и оборудование: Кукла в русском народном костюме, готовая объемная кукла (для анализирования детьми, клеевые кисточки, клей, салфетки бумажные, цветная бумага, заготовки кукол для аппликации, цветная бумага, ножницы.

Предварительная работа: Беседа с детьми «Русский народный костюм», Рассматривание иллюстраций с русскими костюмами.

Что мы родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем.

И березки, вдоль которых, взявшись за руки идем.

Что мы родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем.

И рубиновые звезды, звезды мира над кремлем!

- О чем стихотворение? (о родине)

- В какой стране мы живем? (в России)

- Назовите столицу нашей России? (Москва)

- В каком городе мы живем? (в Саранске)

- В какой Республике находится наш город? (Республика Мордовия)

- Мы с вами живем в современном мире, смотрим телевизор, играем на компьютере. Но очень интересно знать, как жили наши предки в давние времена, во что одевались, какие отмечали праздники.

- Кто такие предки? (Люди, которые жили раньше, прабабушки, прадедушки).

- Дети, где мы можем узнать, как жили наши предки? (Из книг, фильмов, из музеев)

- Какую носили одежду? Ответы детей.

- Давайте рассмотрим с вами русскую народную одежду.

- Кто знаете, из каких предметов состоит русский народный костюм? (Рубаха, сарафан, кокошник).

- Сарафан-это высокая юбка с длинными лямками. Какой он красивый, нарядный, украшен тесьмой с узорами. В старину люди все делали сами, своими руками. Русский сарафан и кокошник украшали разнообразными узорами. Узоры, повторяющиеся много раз, называют орнаментом. На сарафане орнамент располагается по подолу и в центре. Орнамент считался оберегом (оберегал человека) – не только для красоты, но и для защиты от болезней, бед, несчастий - носили сарафаны. Обратите внимание, какие разные и красивые узоры, где они расположены. Сарафаны и кокошники украшали растительными и геометрическими орнаментами. Давайте назовём элементы растительного орнамента (цветы, листья, завитки). Теперь назовём элементы геометрического орнамента (квадраты, круги, ромбы, треугольники, прямоугольники). Посмотрите, они чередуются, повторяются (рассматривание образцов на доске).

- Каждый элемент узора несет свое значение. Крестик-огонь, квадрат, ромб – поле (с точками- с пшеницей, волнистая линия - вода, цветок-радость, круг – солнце. Шили сарафаны из разных тканей, и каждый цвет что – то означал:

Красный - огонь, считалось, что красный цвет охраняет и защищает.

Зеленый – цвет жизни и растительности. Их одевали на рождение детей и празднование хорошего урожая.

Жёлтый, оранжевый – цвет пшеницы и солнца. В жёлтых сарафанах водили хороводы после посевов, тем самым призывая солнце обогревать поля к хорошему урожаю.

Синий и голубой – цвет неба и воды, в синих сарафанах отмечали праздник Ивана Купала.

Белый – чистота, честность, преданность.

- Сегодня я предлагаю изготовить матрешку в русском народном сарафане в подарок малышам младшей группы. Матрешка является символом России, своей красотой она покорила весь мир. Туристы увозят с собой домой матрешек как память о нашей стране.

- Вы согласны порадовать малышей вот такой игрушкой? (показ образца). Рассматривание образца

- Из чего изготовлена моя матрешка? (сарафан матрешки из большого конуса, рукава из маленьких конусов, кругов). Но сначала отдохнем.

Физминутка «Матрешка»

Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)

Девчонки озорные, матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

Дети садятся за столы, на которых для каждого лежат детали для матрешек.

Дети выбирают для себя заготовки.

- Выберите самую большую деталь - это туловище. Из полукруга нам необходимо сделать конус.

-Кто покажет, как сделать нам из полукруга конус? (показ ребенка)

- У конуса одна сторона бумажного листа собрана в узкий конец, а вторая - расширена. И поэтому нужно свернуть полукруг в конус (показывает). Для этого нужно поднять два угла полукруга и соединить их так, чтобы они чуть-чуть заходили друг за друга, формируя тем самым конус. Клеем закрепить по линии, где соединяются стороны полукруга. Затем немного подержим конус в руках, пока клей не застынет.

- Большой полукруг нужен, чтоб мы сделали конус - туловище. Так же нужно сделать рукава рубашки, кто расскажет, как их сделать? (Круг делим пополам на 2 маленьких полукруга, делаем конусы)

- Где будут располагаться наши маленькие конусы - рукава? (склеим их по бокам большого конуса).

- Из белого квадрата вырежем круг, кто покажет, как превратить квадрат в круг (показ ребенка). Это голова матрешки. Предлагаю использовать шерстяные нити вместо волос.

- Украшаем платье орнаментом, на голову кокошник. И после высыхания приклеиваем голову к верхушке конуса.

Пальчиковая гимнастика Мы веселые матрешки

Мы веселые матрешки, (Хлопают в ладоши)

На ногах у нас сапожки, (Указательным и средним пальцами идут по полу)

В сарафанах наших пестрых (Соединяют ладошки вместе)

Мы похожи словно сестры. (Руки в замок)

Самостоятельная работа детей. Дети выполняют, воспитатель оказывает им необходимую помощь.

В стародавние времена, на Руси, любую работу люди заканчивали играми, песнями да плясками. Мы с вами славно поработали, а теперь весело поиграем.

Проводится русская народная игра «Вышел Ваня погулять».

Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют:

Вышел Ваня погулять,

Стал подружку выбирать.

Стал подружку выбирать,

Кому ленточку отдать.

(Дети останавливаются)

(Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает)

Да за ленточку держись.

Ваня: “Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая и красивая (все хлопают, дети пляшут).

После игры дети идут в группу к малышам и дарят матрешек

Коллаж в технике тканевой аппликации «Женщина в народном костюме с традиционным коми орнаментом и деталями одежды»

Коллаж в технике тканевой аппликации «Женщина в народном костюме с традиционным коми орнаментом и деталями одежды» В марте 2018 года в г. Сыктывкаре – столице Республики Коми с целью развития художественного творчества детей, выявления и поддержки одарённости.

Конспект занятия по конструированию из бумаги объемных игрушек «Мышка»

Конспект занятия по конструированию из бумаги объемных игрушек «Мышка» Конспект по конструированию из бумаги объемных игрушек и ознакомление с окружающим миром для детей средней группы на тему: «Мышка»Цель:.

Конспект занятия по конструированию из бумаги «Дома на нашей улице»

Конспект занятия по конструированию из бумаги «Дома на нашей улице» Цель: Учить детей изготавливать из бумаги дом, передавая его характерные признаки. Задачи: 1. Совершенствовать умения и навыки изготовления.

Конспект занятия по конструированию из бумаги «Машина»

Конспект занятия по конструированию из бумаги «Машина» Цель: Учить детей конструировать из бумаги машину, передавая ее характерные признаки. Задачи: 1. Совершенствовать конструктивные умения.

Конспект занятия по конструированию «Корзиночки из бумаги» Задачи: Учить делать объемную поделку (корзиночку). Закрепить навык вырезания по намеченному контуру. Развивать глазомер, мелкую моторику.

Конспект занятия по конструированию на тему «Изготовление конусной куклы в татарском национальном костюме»

Конспект занятия по конструированию на тему «Изготовление конусной куклы в татарском национальном костюме» Тайбя Нигматуллина Конспект занятия по конструированию «Изготовление конусной куклы в татарском национальном костюме» Тема:" Изготовление.

Куклы в русском народном костюме

Куклы в русском народном костюме Как то обдумывая, как мне лучше познакомить деток с русским народным костюмом, захотелось мне создать, что нибудь своими руками. Просмотрев.

Формирование представлений о русском народном узоре у детей средней группы посредством декоративного рисования Методическая разработка «Формирование представлений о русском народном узоре у детей средней группы посредством декоративного рисования».Актуальность.

Конспект занятия по конструированию из бумаги (оригами) «Подарок папе» Конспект занятия по конструированию из бумаги «Подарок папе». Программное содержание: вызвать у детей интерес к подготовке подарков, учить.

Занятие по аппликации в младшей группе «Лошадка в русском народном стиле»

Занятие по аппликации в младшей группе «Лошадка в русском народном стиле» ЗАНЯТИЕ ПО АППЛИКАЦИИ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ "ЛОШАДКА В РУССКОМ НАРОДНОМ СТИЛЕ"Цели и задачи:- Учить детей последовательно наклеивать готовые.

Программное содержание: Продолжать формировать представление о способе конструирования конуса из полукруга. Дать представления об истории и особенностях русского национального костюма. Научить составлять узоры по мотивам народного искусства – украшать сарафан и рубаху.

Развивать умение аккуратно вырезать, правильно размещать детали на бумаге; закреплять приёмы вырезывания предметов из бумаги, сложенной гармошкой, равномерно наносить клей.

Воспитывать интерес к жизни наших предков

Методы и приемы: Использование худ. слова, вопросы к детям, показ, рассматривание образцов, рассказ воспитателя, показ ребенка, игровой прием, самостоятельная работа детей. Дети выполняют, воспитатель оказывает им необходимую помощь.

Материалы и оборудование: Кукла в русском народном костюме, готовая объемная кукла (для анализирования детьми, клеевые кисточки, клей, салфетки бумажные, цветная бумага, заготовки кукол для аппликации, цветная бумага, ножницы.

Предварительная работа: Беседа с детьми «Русский народный костюм», рассматривание иллюстраций с русскими костюмами.

Что мы родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем.

И березки, вдоль которых, взявшись за руки идем.

Что мы родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем.

И рубиновые звезды, звезды мира над кремлем!

- О чем стихотворение? (о родине)

- В какой стране мы живем? (в России)

- Назовите столицу нашей России? (Москва)

- В каком городе мы живем?

Мы с вами живем в современном мире, смотрим телевизор, играем на компьютере. Но очень интересно знать, как жили наши предки в давние времена, во что одевались, какие отмечали праздники.

- Кто такие предки? (Люди, которые жили раньше, прабабушки, прадедушки).

- Дети, где мы можем узнать, как жили наши предки? (Из книг, фильмов, из музеев)

- Какую носили одежду? Ответы детей.

- Давайте рассмотрим с вами русскую народную одежду.

- Кто знаете, из каких предметов состоит русский народный костюм? (Рубаха, сарафан, кокошник).

- Сарафан-это высокая юбка с длинными лямками. Какой он красивый, нарядный, украшен тесьмой с узорами. В старину люди все делали сами, своими руками. Русскийсарафан и кокошник украшали разнообразными узорами. Узоры, повторяющиеся много раз, называют орнаментом. На сарафане орнамент располагается по подолу и в центре. Орнамент считался оберегом (оберегал человека) – не только для красоты, но и для защиты от болезней, бед, несчастий - носили сарафаны. Обратите внимание, какие разные и красивые узоры, где они расположены. Сарафаны и кокошники украшали растительными и геометрическими орнаментами. Давайте назовём элементы растительного орнамента (цветы, листья, завитки). Теперь назовём элементы геометрического орнамента (квадраты, круги, ромбы, треугольники, прямоугольники). Посмотрите, они чередуются, повторяются (рассматривание образцов на доске).

- Каждый элемент узора несет свое значение. Крестик-огонь, квадрат, ромб – поле (с точками- с пшеницей, волнистая линия - вода, цветок-радость, круг – солнце. Шили сарафаны из разных тканей, и каждый цвет что – то означал:

Красный - огонь, считалось, что красный цвет охраняет и защищает.

Зеленый – цвет жизни и растительности. Их одевали на рождение детей и празднование хорошего урожая.

Жёлтый, оранжевый – цвет пшеницы и солнца. В жёлтых сарафанах водили хороводы после посевов, тем самым призывая солнце обогревать поля к хорошему урожаю.

Синий и голубой – цвет неба и воды, в синих сарафанах отмечали праздник Ивана Купала.

Белый – чистота, честность, преданность.

- Сегодня я предлагаю изготовить матрешку в русском народном сарафане в подарок малышам младшей группы. Матрешка является символом России, своей красотой она покорила весь мир. Туристы увозят с собой домой матрешек как память о нашей стране.

- Вы согласны порадовать малышей вот такой игрушкой? (показ образца). Рассматривание образца

- Из чего изготовлена моя матрешка? (сарафан матрешки из большого конуса, рукава из маленьких конусов, кругов). Но сначала отдохнем.

Физминутка «Матрешка»

Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)

Девчонки озорные, матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

Дети садятся за столы, на которых для каждого лежат детали для матрешек.

Дети выбирают для себя заготовки.

- Выберите самую большую деталь - это туловище. Из полукруга нам необходимо сделать конус.

-Кто покажет, как сделать нам из полукруга конус? (показ ребенка)

- У конуса одна сторона бумажного листа собрана в узкий конец, а вторая - расширена. И поэтому нужно свернуть полукруг в конус (показывает). Для этого нужно поднять два угла полукруга и соединить их так, чтобы они чуть-чуть заходили друг за друга, формируя тем самым конус. Клеем закрепить по линии, где соединяются стороны полукруга. Затем немного подержим конус в руках, пока клей не застынет.

- Большой полукруг нужен, чтоб мы сделали конус - туловище. Так же нужно сделать рукава рубашки, кто расскажет, как их сделать? (Круг делим пополам на 2 маленьких полукруга, делаем конусы)

- Где будут располагаться наши маленькие конусы - рукава? (склеим их по бокам большого конуса).

- Из белого квадрата вырежем круг, кто покажет, как превратить квадрат в круг (показ ребенка). Это голова матрешки. Предлагаю использовать шерстяные нити вместо волос.

- Украшаем платье орнаментом, на голову кокошник. И после высыхания приклеиваем голову к верхушке конуса.

Пальчиковая гимнастика Мы веселые матрешки

Мы веселые матрешки, (Хлопают в ладоши)

На ногах у нас сапожки, (Указательным и средним пальцами идут по полу)

В сарафанах наших пестрых (Соединяют ладошки вместе)

Мы похожи словно сестры. (Руки в замок)

Самостоятельная работа детей. Дети выполняют, воспитатель оказывает им необходимую помощь.

В стародавние времена, на Руси, любую работу люди заканчивали играми, песнями да плясками. Мы с вами славно поработали, а теперь весело поиграем.

Проводится русская народная игра «Вышел Ваня погулять».

Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют:

Вышел Ваня погулять,

Стал подружку выбирать.

Стал подружку выбирать,

Кому ленточку отдать.

(Дети останавливаются)

(Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает)

Да за ленточку держись.

Ваня: “Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая и красивая (все хлопают, дети пляшут).

После игры дети идут в группу к малышам и дарят матрешек

Фотоотчет к Дню именинников в русском народном стиле

Фотоотчет к Дню именинников в русском народном стиле Фото отчет к дню именинников в русско народном стиле. Варвара краса и Баба Яга. Награждение медалями. Традиционный "КАРАВАЙ". Поем.

Конспект развлечения для старшей группы «День рождения летних именинников в русском народном стиле» Конспект развлечения для старшей группы "День рождения летних именинников в русско народном стиле".Цель:- Способствовать накоплению ребенком.

Конспект занятия по конструированию из бумаги «Медвежонок» в старшей группе

Конспект занятия по конструированию из бумаги «Медвежонок» в старшей группе Цель: Учить детей конструировать из бумаги медвежонка, выделяя его характерные особенности. Задачи: Формировать умение следовать устным.

Конспект занятия по конструированию из бумаги в старшей группе «Яблоко»

Конспект занятия по конструированию из бумаги в старшей группе «Яблоко» Цель: Учить из бумаги конструировать яблоко, выделяя его характерные особенности. Задачи: Формировать умение следовать устным инструкциям.

Конспект занятия по конструированию из бумаги «Зайчонок» в старшей группе

Конспект занятия по конструированию из бумаги «Зайчонок» в старшей группе Цель: Учить из бумаги конструировать зайчонка, выделяя его характерные особенности. Задачи: Формировать умение следовать устным инструкциям;.

Конспект занятия по конструированию из бумаги «Снеговик» в старшей группе

Конспект занятия по конструированию из бумаги «Снеговик» в старшей группе Конструирование из бумаги: «Как люди изобрели бумагу и сделали новогоднего снеговика» бразовательные задачи: 1. Продолжать знакомить детей.

Мастер-класс «Кукла в казахском народном костюме»

Мастер-класс «Кукла в казахском народном костюме» Продолжаю работу над куклами для патриотического уголка. Пятая кукла из моей коллекции кукол в народных костюмах будет казашкой. Для этого.

Моя коллекция кукол в народном костюме

Моя коллекция кукол в народном костюме Здравствуйте, дорогие коллеги! Сегодня хочу рассказать о своей коллекции кукол ручной работы, в народном костюме. Мне привезли двадцать.

Узоры и орнаменты в русском народном костюме. Пособие для детей дошкольного возраста

Узоры и орнаменты в русском народном костюме. Пособие для детей дошкольного возраста Русская национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях, истории своего народа.

Занятие по аппликации в младшей группе «Лошадка в русском народном стиле»

Занятие по аппликации в младшей группе «Лошадка в русском народном стиле» ЗАНЯТИЕ ПО АППЛИКАЦИИ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ "ЛОШАДКА В РУССКОМ НАРОДНОМ СТИЛЕ"Цели и задачи:- Учить детей последовательно наклеивать готовые.

Оборудование запись русской народной песни «Ах, вы сени мои сени», презентация «Старинная кукла-самоделка», схема изготовления куклы.

Материал: лоскуты ткани, ножницы, клубки ниток, бусинки, бусы, подставка для демонстрации работ.

Предварительная работа: чтение и заучивание потешек, колыбельных, словарная работа: знакомство со значением старинных слов «свертеть», «рядить»; рассматривание предметов народно-декоративного творчества

Работа с родителями: привлечение родителей к пополнению и изготовлению экспонатов, символы народных праздников – кулич, жаворонки, чучело Масленицы; куклы-самоделки).

Дети входят в группу, звучит русская народная мелодия

«Ах, вы сени, мои сени!»

- Ребята, слышите песню?

-А что такое сени?

Дети: Ответы детей

- Где вы видели сени?

Раньше ребята не было шкафов, кроватей и спали на лавочках, дети после уличных гуляний, сушились на печке, играли в разные игрушки.

Я вам сейчас расскажу об одной из самой любимой игрушке кукле-самоделке.

Дети рассаживаются на скамейки, покрытые домоткаными ковриками.

Но, пожалуй, самой любимой в старину была кукла, сделанная из тряпок. В одной семье таких куколок могло быть досто штук! Уже пятилетняя девочка умела сама «свертеть» простую куколку из подходящих лоскутков. Ребята, «свертеть» это старинное русское слово, значит сделать, смастерить.

Вначале это был простой тряпичный или деревянный столбик, который символизировал образ человека. Шли годы, менялся окружающий мир, а вместе с ним постепенно менялась и кукла.

У нее появились ручки, ножки, но лица как и у кукол бревнышек по-прежнему не было. Так как по старинному поверью «если у куклы было лицо, она могла принести беду в дом, поэтому куклы были безликие». После этого ее можно было, и «рядить», это старинное русское слово означало наряжать.

Кукольную одежду шили очень старательно, как настоящую, ведь по ней люди судили о вкусе и мастерстве девочки – будущей хозяйки. Нельзя быть девушке лентяйкой, ни к чему не годной, ее и замуж никто не возьмет. Куклы наших прабабушек, проживали в играх целую жизнь: они вели «кукольное» хозяйство, «ходили в гости», «справляли свадьбы», «отмечали праздники». Так играли девочки постарше.

Если девушка выходила замуж, она приносила свою куколку в дом мужа. А когда рождался ребеночек, клала эту куколку в колыбельку, для защиты малыша от злых сил. Чтобы малыш спал спокойно, мама говорила такие слова: «Сонница – бессоница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой».

А такие ребятишки, как вы, играли с куклой как с ребенком, качали ее, пели колыбельную.

Давайте мы с вами тоже споем колыбельную.

«Ай, люли, люли, люли

Кукле радуемся мы

Станем куколку качать

Ее не будем огорчать

Мы ей песенку споем,

засыпай ты крепким сном

баю-баю – баю – бай, ты скорее засыпай».

Пение колыбельной под русскую народную мелодию.

Ребята встают в круг и по очереди передают (имитируя) куклу и качают ее.

-Какие вы, молодцы! Как красиво пели. А вам хотелось бы подержать такую куклу?

Дети: Смастерить куклу

-Вы умеете мастерить русскую куклу?

-Эта проблема решаема, я научу вас вертеть такую куклу.

2.Совместная продуктивная деятельность.

Я показываю основные этапы ее изготовления:

1слайд: Сначала на большом квадрате ткани, находим серединку, положив в нее небольшой кусочек ваты, теперь голова стала круглой формы.

2 слайд: Завязываем ниткой на уровне шеи. Получилась голова.

3слайд: Теперь свободные концы ткани выравниваем, отмеряем размеры ладошки куклы и перетягиваем ткань ниткой с обеих сторон. Вот и руки готовы.

4 слайд: Оставшийся уголок ткани подвязываем вокруг туловища ниткой на поясе.

5 слайд: Чтобы наша кукла получилась нарядная, мы сделаем ей юбочку из маленького лоскутка ткани.

-Я думаю, что у нас все получится. Для этого я вам приготовила небольшую подсказку. Давайте уточним, запомнили ли вы как делать куклу.

Дети проговаривают этапы выполнения работы. Проходят за столы.

-Но чтобы наша кукла была еще наряднее, мы ее украсим бусами. На столах у нас есть все для работы, осталось приготовить наши руки.

-Каждый возьмите по большой бусинке, положите на ладошку. Катать мы ее будем круговыми движениями, повторяем вместе со мной:

«А мы бусинки катали

И желания загадали

Чтоб здоровым всем расти

Счастье в дом нам принести»

-Отложите большую бусинку и приступайте к работе.

Педагог обращает внимание на аккуратность выполнения работы, последовательность; оказывает помощь детям, которые испытывают трудности при выполнении работы.

Чтение стихотворения, дети стоят в кругу вокруг подставки с куклами.

Не отыщешь краше.

Свернута из тряпки

В юбочку, наряжена.

Хоть не магазинная,

Но зато красивая!

Параша ее любит.

Нежит и голубит,

И целует в щечку

-Дети вам понравилось, то чем мы сегодня занимались?

- А чем мы сегодня с вами занимались?

Дети: Мастерили куклу

-Теперь вы можете взять свою куклу домой и научить своих друзей мастерить такую куклу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Консультация для родителей. Тема: "Народная игрушка и ее роль в развитии дошкольника"

Игрушки из глины и дерева, из соломы и бересты, из теста или бисера. Игрушки-обереги и игрушки-потешки, стригушки и козули, бирюльки и свистульки. Дымковские и каргопольские, архангельские и филим.


«Народная культура и традиции.Народная игрушка кукла-самоделка»

Подробный конспект НОД по познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности. Включает в себя ознакомление детей с видами народной игрушки, самостоятельное и.


Конспект организации непосредственно образовательной деятельности по приобщению детей второй младшей группы к истокам русской народной культуры. Тема: «Народная игрушка»

(интеграция ОО «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»).


Конспект занятия кружковой работы по программе «Юные краеведы» в старшей группе Тема: «Народная игрушка кукла-самоделка»

Задачи:Художественное творчество:· Вызвать желание изготовить куклу самостоятельно, старинным способом;·.

Конспект организации образовательной деятельности по приобщению детей средней группы к истокам русской народной культуры. Тема: «Народная игрушка» (интеграция ОО «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»).

Конспект организацииобразовательной деятельности по приобщению детей средней группы к истокам русской народной культуры.Тема: «Народная игрушка» (интеграция ОО «Художестве.


Занятие "Здравствуй мир" на тему: Народная игрушка - деревянная игрушка"

laquo;Народная игрушка — деревянная игрушкаПр.сод.: расширять знания детей о народной культуре. Развивать наблюдательность, речь. Воспитывать эстетический вкус.Ход занятия.

Читайте также: