Консультация для родителей как научить ребенка убирать игрушки

Обновлено: 03.05.2024

О том, почему дети не хотят уби­раться и как пре­вра­тить уборку в раз­ви­ва­ю­щее заня­тие. “В вос­пи­та­нии не тре­бу­ется ни излиш­няя мяг­кость, ни суро­вость – тре­бу­ется разум­ность.” Свя­ти­тель Фила­рет, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский (с)

«Ребе­нок играл и в какой-то момент необ­хо­димо уби­рать игрушки. Мно­гие роди­тели ста­ра­ются с ран­него дет­ства при­учить малыша уби­рать игрушки и мно­гие при этом тер­пят фиа­ско. Попро­буем разо­браться почему. На мой взгляд, самый саж­ный важ­ный момент при при­уче­нии ребенка к уби­ра­нию игру­шек – это коли­че­ство игру­шек у совре­мен­ных детей и орга­ни­за­ция их хранения.

Оля и Катя – подружки. Им почти по три года. Мамы дево­чек тоже регу­лярно обща­ются. Мама Кати посто­янно жалу­ется, что Катя не уби­рает игрушки и маме каж­дый вечер при­хо­дится делать уборку вме­сто Кати. У Оли­ной мамы такой про­блемы нет.

Давайте загля­нем домой к каж­дой девочке и посмот­рим, что же про­ис­хо­дит вечерами.

У Кати много заме­ча­тель­ных игру­шек. Целый игру­шеч­ный рай. Из-за изоби­лия, Катя даже не очень знает, какие у нее есть игрушки. Все Катины игрушки акку­ратно хра­нятся в боль­ших короб­ках в дет­ской ком­нате. Точ­нее, так хоте­лось бы маме. В иде­але. В реаль­но­сти дела обстоят так. Каж­дый вечер Катя и мама перед сном начи­нают уби­рать игрушки. Точ­нее, Катя про­дол­жает играть, а мама бес­си­стемно запол­няет пустые кон­тей­неры игруш­ками и закры­вает крыш­ками. В одну коробку попа­дают и кубики, и куклы, и набор док­тора. В дру­гой коробке мы най­дем снова кубики, часть набора посуды, колечки от пира­мидки и т.д. Ком­ната при­об­ре­тает внешне опрят­ный вид. Деся­ток боль­ших раз­но­цвет­ных кон­тей­не­ров акку­ратно стоят по пери­метру ком­наты. Утром Катя начи­нает играть. Она не знает, что где лежит и поэтому про­сто выва­ли­вает игрушки из каж­дого кон­тей­нера на пол. Ком­ната начи­нает напо­ми­нать свалку. Катя роется в игруш­ках, ее вни­ма­ние пере­клю­ча­ется от одной игрушки к другой.

В чем же про­блема? Мама орга­ни­зо­вала про­стран­ство жизни девочки без учета осо­бен­но­стей ребенка. Давайте пред­ста­вим себе, что кто-то дру­гой «помог» вам с орга­ни­за­цией хра­не­ния ваших вещей. Вам выде­лили много сим­па­тич­ных коро­бо­чек и хао­тично сло­жили туда ваши вещи: в первую коробку сло­жили джинсы, часть ниж­него белья, сви­тера, во вто­рую снова белье, брюки и блузки и т.д. И вы не зна­ете, что и где у вас лежит. Поиски нуж­ной вещи зани­мают массу вре­мени. Вам хочется раз­ло­жить все акку­ратно, но оби­лие вещей затруд­няет наве­де­ние порядка. Готовы ли вы каж­дый день акку­ратно уби­рать в шкаф свои вещи, если их каж­дый день будут снова выбра­сы­вать на пол? Хва­тит ли у вас на это сил? Ско­рее нет, чем да. Точно так же про­ис­хо­дит и с Катей. Коли­че­ство игру­шек у девочки настолько велико, что ей не хва­тает энер­гии их убрать. Именно поэтому это при­хо­дится делать маме.

А что же с Олей?

У Оли немного игру­шек. Может быть, даже мало. пара кукол, посуда для кукол, набор док­тора, машинка, кон­струк­тор, пира­мидки. С пер­вого взгляда может пока­заться, что в Оли­ной ком­нате шка­фов больше, чем игру­шек. Дей­стви­тельно, суще­ствен­ную часть ком­наты зани­мают невы­со­кие стел­лажи, на кото­рых акку­ратно раз­ло­жены игрушки. Куклы сидят на полке, неко­то­рые игрушки лежат в пла­сти­ко­вых ящич­ках или кор­зи­ноч­ках, кон­струк­тор в коробке. Оля пом­нит все свои игрушки и знает, где у нее лежит какая игрушка. Мама нико­гда не пере­кла­ды­вает вещи девочки. Поэтому Оля нико­гда не тра­тит время на поиски. Она про­сто достает с полки то, что ей нужно. А после игры уби­рает. Да, ино­гда ока­зы­ва­ется убрано не все, ино­гда неко­то­рые детали зака­ты­ва­ются под кро­вать. Бывает, что мама Оли в отсут­ствие тра­тит немного вре­мени на то, чтобы раз­ло­жить по местам что-то, что лежит не на своем месте. Но это нельзя назвать уборкой..

Вам кажется стран­ным, что Оля уби­рает игрушки? А самом деле, здесь нет ничего стран­ного. У каж­дого ребенка есть внут­рен­няя тяга к порядку. Она даже силь­нее, чем у взрос­лого. Но взрос­лый спо­со­бен сам орга­ни­зо­вать свою жизнь и достичь порядка в делах и вещах. А ребенку нужна помощь. Ребенку очень важно знать, что все все­гда лежит на своих местах, и он может найти нуж­ную вещь там, где она должна быть. Но если вещи ребенка пере­ме­ща­ются, как в слу­чае Кати, то ребе­нок не живет в состо­я­нии порядка. Поэтому задача роди­те­лей – орга­ни­зо­вать про­стран­ство жизни ребенка так, чтобы у малыша не было боль­шого коли­че­ства игру­шек, чтобы каж­дая игрушка имела свое место. Тогда ребе­нок смо­жет под­дер­жи­вать порядок.

Отдельно стоит пого­во­рить и о раз­лич­ных роди­тель­ских при­тя­за­ниях и тре­бо­ва­ний. Все­гда ли тре­бо­ва­ния роди­те­лей адек­ватны и все­гда ли ребе­нок может их выполнить?

Вера (3 года) очень любит рисо­вать. Она часами может сидеть за сто­лом и рисо­вать. Вера очень любит цвет­ные рисунки и у нее отлич­ное цве­то­вое вос­при­я­тие, она очень тонко чув­ствует оттенки. Поэтому Вере поку­пают очень боль­шие наборы каран­да­шей, по 30–50 штук. Обычно Вера орга­ни­зо­вы­вает свое рабо­чее про­стран­ство так: выкла­ды­вает перед собой все каран­даши, кото­рые у нее есть и рисует. У девочки есть спе­ци­аль­ная полка, где хра­нятся аль­бомы, под­ставки с каран­да­шами и краски. После рисо­ва­ния Вера обычно ста­вит каран­даши в ста­кан­чик, уби­рает аль­бом. Но Вери­ному папе не нра­вится сам про­цесс орга­ни­за­ции рисо­ва­ния. Его раз­дра­жает стол, зава­лен­ный каран­да­шами. Он гово­рит: «Неужели трудно дер­жать каран­даши в ста­кане? Ты рису­ешь одним каран­да­шом! Нужно брать один каран­даш, рисо­вать, ста­вить его в ста­кан и брать дру­гой. А так у тебя на столе бар­дак», — воз­му­ща­ется папа. Вера ста­ра­ется уго­дить папе. Она ста­вит перед собой ста­кан, но потом каран­даши все равно ока­зы­ва­ются на столе: так ей удоб­нее выби­рать. А папа сердится.
Что мы видим в этом при­мере? Тре­бо­ва­ния, кото­рые не только не соот­вет­ствуют воз­расту ребенка, но и про­ти­во­ре­чат здра­вому смыслу. Про­блема ско­рее в педан­тич­но­сти папы, чем в Вере. Именно папе стоит пере­смот­реть свои взгляды в сто­рону мень­шего стрем­ле­ния к все­об­щему порядку».

Тру­до­лю­бие через игру

Есть еще вари­анты, как пре­вра­тить непо­сред­ственно про­цесс уборки в игру. Учи­ты­вая пси­хо­ло­ги­че­ские фак­торы, не стоит также забы­вать о воз­расте и доступ­ных игро­вых мето­дах в целях вос­пи­та­ния тру­до­лю­бия. Исполь­зуя немного фан­та­зии, можно научить ребенка под­дер­жи­вать поря­док без выра­ботки нега­тив­ных ассо­ци­а­ций к про­цессу уборки.

Игра — это и при­ятно и полезно для детей. Можно пред­ста­вить себя стро­и­тельно-убо­роч­ной тех­ни­кой, кото­рая соби­рает мусор (раз­ные игрушки) и сор­ти­рует их. Машинки могут раз­во­зить кукол по домам, боль­шие машинки могут соби­рать малень­кие к себе в «гараж». Пыле­сос­ный монстр в слу­чае отказа спец.техники выпол­нять свое зада­ние может засо­сать все раз­бро­сан­ные игрушки, и их необ­хо­димо будет срочно спасать.

Кре­а­тив­ный спо­соб вызвать инте­рес – при­ду­мать полез­ные изоб­ре­те­ния для уборки. Это может быть что угодно из под­руч­ных мате­ри­а­лов. Напри­мер, из ненуж­ной кар­тон­ной коробки можно сде­лать реак­тив­ный само­лет по сбору игру­шек. Ков­ром-само­ле­том, кото­рый соби­рает вся­кие мелочи, может стать кусок кар­тона. Такой спо­соб раз­ви­вает твор­че­ское мыш­ле­ние, рас­ши­ряет кру­го­зор, ведь необ­хо­димо при­ду­мать что-то новое и полезное.

Поскольку уборка игру­шек рано или поздно пре­вра­ща­ется в рутин­ную обя­зан­ность, при­хо­дится при­ду­мы­вать что-то нестан­дарт­ное для под­дер­жа­ния инте­реса. Так, можно объ­яв­лять время уборки кон­крет­ных вещей. Напри­мер, «время лего» по звонку коло­коль­чика или свистку – и ребе­нок уби­рает кон­струк­тор. Посте­пенно такую так­тику можно дове­сти до игры. Напри­мер, под­го­то­вить спи­сок с переч­нем вещей и два кубика. Один кубик ука­зы­вает на кате­го­рию игрушки, дру­гой на коли­че­ство. Так, ребе­нок бро­сает кубики и выпол­няет зада­ние. Не только инте­ресно, но и полезно – можно таким обра­зом научиться счи­тать. А когда и такая форма надо­ест, раз­ба­вить игру можно при­ят­ными зада­ни­ями с кар­точ­ками, как-то кувы­рок на коль­цах, минутка отдыха и т.д.

Квест, а не ультиматум.

Люби­мое роди­тель­ское «не будешь смот­реть мульт­фильм, пока не наве­дешь поря­док», можно транс­фор­ми­ро­вать в увле­ка­тель­ный для ребенка квест.

Если есть время – лучше нари­со­вать карту из 7–10 стан­ций. Ребе­нок путе­ше­ствует от одной стан­ции к дру­гой и на каж­дой его встре­чают мест­ные жители и дают зада­ния. Жите­лям одного города нужно очи­стить дно озера (помыть рако­вину), дру­гого – помочь собрать уро­жай (все тот же рас­сы­пан­ный лего), тре­тьи про­сят пора­бо­тать в саду (полить цветы). А на чет­вер­той стан­ции жители могут про­сто уго­стить путе­ше­ствен­ника ябло­ком. Конеч­ная цель путе­ше­ствия (мульт­фильм) тоже имеет зна­че­ние, хотя боль­шин­ство детей увле­чется и самим про­цес­сом – при­клю­че­ни­ями, ожи­да­нием новых встреч.

Можно заве­сти общие семей­ные суб­бот­ники. Напри­мер, гене­раль­ной убор­кой зани­маться всем вме­сте, чтобы не только мама, но и все члены семьи под­клю­чи­лись. Таким обра­зом, дети будут чув­ство­вать себя частью кли­нин­го­вого про­цесса, а не наблю­да­те­лями со сто­роны. Еже­дневно можно взять за пра­вило уборку 10-минутку перед ужи­ном, например.
Ино­гда сов­мест­ный труд может вре­менно усту­пить место состя­за­нию. Для него удобно пове­сить на холо­диль­ник таб­личку, где каж­дый будет отме­чать вымы­тую им посуду или выне­сен­ный мусор. А через неделю под­ве­сти итоги и награ­дить побе­ди­теля. Даже если взрос­лые будут про­дол­жать все делать обыч­ным обра­зом, азарта ребенка хва­тит на всех.

Какую бы игру вы не выбрали, не забы­вайте о похвале и награ­дах. Конечно, моти­ва­ция уборки ради муль­ти­ков или кон­фет не педа­го­гична. Очки, набран­ные во время убо­роч­ных игр должны быть при­ят­ной мело­чью – наклей­кой, инте­рес­ной открыт­кой, дет­ским жур­на­лом. Ребенку будет инте­ресно копить и зара­ба­ты­вать эти очки, если он смо­жет потра­тить их на что-то суще­ствен­ное, напри­мер, поход в музей или зоо­парк. Приз можно назна­чить зара­нее. А можно напи­сать целый спи­сок раз­ных наград с рас­цен­ками, пусть ребе­нок сам выбирает.

Разум­ность в вос­пи­та­нии, о кото­рой гово­рил Свя­ти­тель Фила­рет, должна быть и в деле при­уче­ния к труду. Конечно, малень­ких детей проще увлечь игрой, и необ­хо­димо это делать, потому что лучше так, чем уль­ти­ма­тумы, нака­за­ния и выра­ботка нега­тив­ных ассо­ци­а­ций вкупе с потра­чен­ными нерв­ными клет­ками роди­те­лей. К тому же игры раз­ви­вают фан­та­зию и логику, так или иначе учат систем­ному мыш­ле­нию и акку­рат­но­сти. Однако дети рас­тут, и поня­тие игры должно посте­пенно заме­няться поня­тием ответ­ствен­но­сти. Поря­док и уборка игру­шек, а затем и лич­ных вещей, а затем и осталь­ного дома должны стать ответ­ствен­ным делом, и, в конеч­ном счете, дети должны научиться любить труд. Пусть в ран­нем дет­стве это будет ради очков и наград. Но взрос­лея, ребенку полезно будет понять, что тру­дится он не только для себя, но и для окру­жа­ю­щих. Посе­ян­ные зерна тру­до­лю­бия в дет­стве обя­за­тельно дадут доб­рые плоды в будущем.

А как Вы при­уча­ете детей к труду? Поде­ли­тесь сове­тами на нашем форуме!

В каком возрасте можно научить ребенка порядку

Ребёнок начинает понимать родителей с года. Годовалый малыш уже может откликнуться на просьбу дать игрушку или передать салфетку. И уже с этого возраста можно приучать кроху класть предмет, который он взял, на место. Плюс такого раннего приучения, что ребенок спокойно воспринимает и выполняет задания. Дети старшего возраста начинают капризничать и могут выразить протест или недовольство.

Объясняйте крохе, что, пока он не уберет игрушку или книгу на место, он не сможет взять другую. Но, если ребенок хочет играть сразу с несколькими игрушками, не мешайте ему. При смене деятельности, например, когда кроха построил башню и решил перейти к рисованию, попросите малыша сначала убрать кубики. А уже затем доставайте предметы для творчества.

Учтите, чем старше ребенок, тем хуже действует вышеописанный метод. В 2-3 года он уже хочет и книжку, и машинку, и кубики сразу. Давайте малышу одновременно столько предметов, сколько нужно для игры. Например, кукла и ее домик, гардероб или набор юного доктора либо парикмахера или гараж и машинки и так далее. К пяти годам у малыша должно сформироваться позитивное отношение к уборке.

Почему ребенок не хочет убираться

Когда малыш повзрослеет, он может капризничать из-за того, что не хочет убираться. Одна из причин такого поведения, что он проверяет родителей. Крохе интересно, что будет, если не выполнить поручение. В этом случае спокойно и твердо, без крика, истерик и потакании повторяйте просьбу. Спросите, нужна ли ваша помощь.

Если ребенок все равно отказывается убираться, отступите. Через некоторое время ему что-нибудь станет нужно. Например, попросит печенье или сок. В этом случае, скажите, что дадите только после того, как кроха выполнит незавершенную работу и обязательно предложите помощь. Совместная уборка ускорит процесс и поможет наладить контакт с малышом.

Как уговорить ребенка убирать игрушки

Когда вы просите ребенка что-то выполнить, говорите спокойно, уверенно, твердо и доброжелательно. Не кричите и не раздражайтесь. А когда кроха выполнит задание, не забудьте похвалить за проделанную работу и добрый поступок.

Если описанные выше методы не работают, можно перейти к следующему способу. Скажите, что если он не уберется, вы уберете игрушки самостоятельно и спрячете изделия на несколько дней. Если малыш так и не выполнил просьбу, спокойно соберите игрушки, сложите в коробку и уберите на два дня. Обязательно скажите, что раз он не убрался, вы спрятали игрушки, как и обещали.

Проявите твердость и не поддавайтесь на уговоры! Даже если кроха слёзно будет просить только книжку или один маленький конструктор. Отдайте предметы только в тот день, на который договаривались. Когда отдаете игрушки, обязательно договаривайтесь с ребенком, что тот после игры обязательно уберет игрушки на место.

Еще один интересный и действенный способ - завести штрафной ящик, куда отправляются игрушки, которые не убраны к конкретному часу. Каждый раз напоминайте крохе об уборке и, что приближается час, к которому все должно быть убрано. Неубранные игрушки убирайте в ящик и не отдавайте дня два.

Приучайте делать уборку и делайте уборку вместе ежедневно в одно и то же время. Поможет календарь уборки, где каждый пройденный день уборки вы будете вместе заклеивать интересными стикерами или наклейками. Когда малыш уберется, пусть он выберет понравившуюся наклейку и заклеит нужную дату. Показывайте такой календарь родственникам и друзьям, говорите, какой малыш молодец, что он самостоятельно каждый день убирает за собой игрушки.

Лучший метод при приучении детей к порядку - поставить ребенка в условия, когда он захочет убираться самостоятельно. Поможет и собственный пример. Всегда поддерживайте чистоту и порядок в доме, регулярно делайте уборку и постепенно вовлекайте в процесс малыша.

Давайте ребенку задания, которые он в силах выполнить. При этом помогайте крохе, но не делайте все за него. Это не только воспитает самостоятельность, но и не сделает уборку чем-то тяжелым и неприятным. Еще несколько рекомендаций, как приучить детей к домашним обязанностям, вы найдете здесь .


Дети и беспорядок — это синонимы. Конструктор в самых неожиданных местах, крошки печенья на диване и динозавры в ванне — так выглядит квартира, в которой есть ребёнок. Можно ли это изменить? В блоге Департамента труда и соцзащиты Москвы на этот вопрос отвечает психолог семейного центра СЗАО Тимур Орлов.

Дети обычно не понимают, что вокруг них беспорядок. Разве что сами наступят пяткой на конструктор или машинку. Но порядок в комнате необходим родителям и детям не только для эстетики и удобства, но и для безопасности (в первую очередь — самого ребёнка).

Каждой игрушке — свое место

Требование постоянно убирать игрушки на место прерывает детскую игру, поэтому иногда всё-таки стоит разрешить оставить на полу куклу, мячик и медвежонка — пускай они пьют чай из игрушечного сервиза. А когда же тогда убирать игрушки? Выберите для этого специальное время: например, перед тихим часом или отходом к ночному сну. Таким образом ребёнку будет легче смириться с тем, что игрушкам пора расходиться по своим контейнерам и полкам. Конечно, небольшие внеплановые уборки тоже можно устраивать: если беспорядок слишком уж затрудняет передвижение по комнате.

С какого возраста учить ребёнка наводить порядок

Навести полноценный порядок в комнате ребёнок способен примерно с трёхлетнего возраста, но приучать его к этому можно уже с года. Попросите малыша подать кубик, чтобы положить его в контейнер, или поставить пирамидку на полку. Обязательно похвалите ребёнка, но если у него что-то не получается, не требуйте от него слишком многого. Ребенок научится порядку постепенно.

Чтобы ребёнку было проще, придумайте для каждой игрушки своё место. Так он будет знать, куда именно надо убрать предмет, и не будет теряться при наведении порядка

Хорошим решением будет покупка контейнера для хранения игрушек. Лучше, чтобы они были разного цвета: так проще запомнить, что в каком контейнере должно храниться. Например, овощи, фрукты, посуда — в белом, машинки — в красном, куклы — в розовом, животные — в синем и т. д. Можно использовать и одинаковые емкости, но тогда стоит их как-то пометить — например, наклеить на каждый контейнер наклейку или разрисовать его вместе с ребенком.

Если ребёнок убрался, но игрушки находятся не на своих местах, не стоит просить его переделывать. Таким вы обесцените его труд. Вы можете просто рассказать, какие игрушки нужно будет положить на другие места в следующий раз.

Если дети протестуют против порядка

Так как все дети разные, то идеального рецепта не существует. Чтобы подобрать ключик именно к своему ребёнку, стоит попробовать несколько разных способов:

  • Превратите уборку в игру. Соревнуйтесь, кто больше соберёт игрушек. Если ребёнок увлечется игрой, позвольте ему выиграть. Или представьте себя в виде мышек, которые прячут припасы по норкам. Так ребёнку будет легче вовлечься в деятельность.
  • Найдите или придумайте сказку про неубранные игрушки и что с ними происходит. Важно, чтобы в такой сказке всегда был счастливый финал — все игрушки вернулись на свои места.
  • Попробуйте убирать игрушки необычным способом — например, локтями! Или издавать смешные звуки, когда предмет попадает на своё место.
  • Поощряйте ребенка специальными наклейками, которые он будет зарабатывать за хорошо сделанную уборку.

Ни в коем случае не стоит играть на страхах ребенка, угрожая выбросить игрушки, если ребёнок не уберет их. Сработает ли такая стратегия? Безусловно. Но ребёнок не только получит дозу стресса, но также может затаить обиду и злость на взрослого, а это негативно скажется на детско-родительских отношениях.

Помните, что любое овладение навыком всегда проходит несколько стадий:

1. Ребенок наблюдает за действиями взрослого.

2. Пробует делать вместе со взрослым.

3. Действует сам, но под наблюдением взрослого, иногда пользуясь его помощью и поддержкой.

4. Начинает действовать самостоятельно.

Поэтому сначала пусть ребёнок смотрит, как наводите порядок вы. Потом начинайте привлекать его, чтобы он по чуть-чуть помогал вам. Через некоторое время ребёнок уже будет стараться сам класть игрушки на место, и ваша помощь потребуется лишь изредка, когда ребёнок не заметит какую-то «спрятавшуюся» игрушку или забудет, перепутает, где правильное место для паровозика. А позже ваша помощь и вовсе не потребуется, и вы с удивлением обнаружите, как хорошо малыш умеет наводить порядок.

Если вам трудно найти общий язык с ребенком и вы чувствуете, что терпение на пределе, обращайтесь в столичные семейные центры. На интерактивной карте вы можете легко отыскать ближайшее учреждение и обратиться за помощью к профессионалам.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Креативные способы побудить ребенка убрать в своей комнате

Многие родители задаются вопросом, как заставить ребенка убрать игрушки и навести порядок в своей комнате. Чаще всего взрослые рассказывают детям дошкольного возраста истории про сказочных персонажей, которые забирают вещи и игрушки, разбросанные по дому, а детей постарше лишают чего-либо приятного за непослушание.

Существуют ли действенные способы привлечь ребенка к домашним делам, не прибегая к страшилкам и наказаниям? Например, в Израиле отец, расстроенный тем, что его сыновья предпочитают компьютерные «стрелялки» помощи по дому, отвез их на «экскурсию» в лагерь беженцев в Восточном Иерусалиме. Увидев последствия войны, мальчики отказались от компьютерных игр и стали больше ценить чистоту и уют родного дома. А родители юной американки, увлеченной соцсетями, забрали у нее на две недели телефон, и все это время выкладывали в ее аккаунт свои шуточные фотографии, на которых они убирают в ее комнате. Девочке стало настолько стыдно за «глупых предков», что она удалила все страницы в социальных сетях.

Необычные методы воспитания детей применяют и многие известные люди. Например, певица Мадонна призналась, что когда ее дочь Лурдес была подростком, она выкидывала ее вещи, если та оставляла их на полу.

О том, какие методы воспитания сына применяет певица и актриса Анастасия Стоцкая, вы можете узнать, посмотрев передачу из цикла «Мы-родители!».

Как приучить ребенка 2-5 лет собирать игрушки?

Помогите ребенку проявить свои способности. Предоставьте малышу возможность проявить свои лучшие качества. Для этого родителям важно понимать, какого рода способностями обладает их чадо, а также учитывать его возраст. Так, например, малышу двух-пяти лет можно предложить сначала собрать все красные игрушки, потом желтые и так далее. Или – сортировать все предметы по их назначению: машинки в одну коробку, куклы – в другую.

Как мотивировать ребенка 5-7 лет убирать в своей комнате?

Многие молодые родители пытаются заставить своих чад выполнить работу по дому, используя нотации и угрозы. Однако на большинство детей пяти-семи лет подобные методы воспитания не оказывают существенного влияния. Детские психологи рекомендуют родителям применять игровой и соревновательный методы воспитания ребенка.

Придумайте игру

Вместо того, чтобы кричать на ребенка, превратите процесс уборки детской комнаты и выполнение обязанностей по дому в интересную и увлекательную игру. Например, предложите своему чаду стать полицейским, который ищет пропавшие игрушки и возвращает их на свое место. Это поможет приучить ребенка выполнять порученные ему обязанности самостоятельно.

Избегайте рутины

Предложите детям навести порядок в своей комнате, используя необычный инвентарь для уборки помещений. Например, игрушечную швабру или детский пылесос. Чем интереснее и увлекательнее будут ваши поручения, тем больше ребенка привлечет выполнение домашних обязанностей. Так, можно попросить чадо выполнить какое-либо задание на скорость. После чего стоит поощрить ребенка, чтобы у него был стимул доводить дело до конца. Главное, чтобы поощрение было разумным.

Избегайте рутины

Устройте соревнования между детьми

Если в семье несколько детей, можно устроить соревнования между ними. Например, предложите им принять участие в состязании «Кто первый соберет игрушки с выделенного ему участка» или «Кто лучше всех вымоет пол в квартире». Это поможет разнообразить досуг детей увлекательными занятиями и ненавязчиво привлечь их к выполнению домашних работ и поручений родителей.

Создайте интригу

Чтобы заставить ребенка убрать игрушки, спрячьте одну из его любимых игрушек или вещей и предложите найти ее. Измучившись с ее поисками, ваша дочь или сын, скорее всего, сами захотят навести порядок в детской комнате.

Дайте понять ребенку, когда он поступает неправильно

Если чадо игнорирует просьбы помочь по дому, родители также могут «отказаться» выполнять свои родительские обязанности. Так, например, мама может «забыть» о том, что они с сыном или дочерью собирались в кино или в кафе, а папа – взять с собой ребенка на рыбалку или в парк на выходных.

Как приучить подростка убирать в своей комнате: 6 рекомендаций родителям

В процессе полового созревания, когда организм ребенка перестраивается, многие подростки испытывают приступы хронической усталости и апатии или выражают протестное отношение, выражая свою «взрослость». В этом возрасте они могут полностью игнорировать любые просьбы и требования взрослых. Я-родитель предлагает несколько методов побудить подростка помогать родителям.

Мотивируйте ребенка

Постарайтесь донести до ребенка, что его репутация и успешность во взрослой жизни во многом зависят от того, как он относится к своим обязанностям уже сейчас. Объясните ему, что уборка комнаты, например, сформирует у него такие личностные качества, как дисциплинированность и ответственность, которые необходимы для достижения успеха в любой сфере жизни.

Найдите пример для подражания

Обратите внимание чада на людей, которые могут быть примером для подражания. Это может быть молодой преуспевающий человек из числа ваших знакомых, у которого подросток мог бы учиться правильному отношению к жизни. Для сравнения найдите в своем окружении человека, жизнь которого не является примером. Если удастся, убедите его сказать при подростке что-то вроде: «А ведь мама мне говорила – большое начинается с малого. Надо было слушаться, не пришлось бы теперь дворы мести». На впечатлительных детей этот способ действует безотказно.

Стимулируйте стремление стать взрослым

Заставить подростка убрать свою комнату, если он сам этого не хочет, очень сложно. В этом случае скажите чаду, что если он не может поддерживать минимальный порядок в своей комнате, значит, он недостаточно взрослый и ему не стоит позволять того, что обычно позволяют его сверстникам. Такой подход может кардинально изменить отношение подростка к домашним обязанностям.

Стимулируйте стремление стать взрослым

Поддерживайте энтузиазм

Многим детям в подростковом возрасте уборка комнаты или выполнение других домашних обязанностей кажется скучным и неинтересным. Если ребенка ничего не интересует, родителям стоит помочь ему раскрыть свои творческие способности, выявив интересы и склонности чада. В этот период взрослым крайне важно поддерживать энтузиазм детей. Например, предложите сыну или дочери провести досуг вместе: прогуляться в парке, сходить в кафе или посетить интересную выставку.

Демонстрируйте уважение

Вы можете предложить подростку навести порядок вместе. Однако перед тем, как начать уборку в комнате ребенка, родителям стоит понять, как он это воспримет: у него могут быть секреты, которыми он не захочет делиться с вами. Психологи советуют родителям не критиковать свое чадо или, что еще хуже, сравнивать его с кем-то из сверстников с намерением пристыдить. В подростковом возрасте дети болезненно реагируют на критику в свой адрес. Крик и угрозы сделают ребенка более замкнутым и недоверчивым. Не забывайте, подросток хоть и находится в зависимости от родителей, но уже имеет свою точку зрения, которую стоит уважать. Предложите ему провести уборку в несколько этапов. Это значительно легче, чем делать все и сразу. Хорошо, если успехи ребенка в этом деле будут как-то отмечены. В некоторых случаях достаточно одной похвалы, чтобы подросток захотел поддерживать минимальный порядок в своей комнате.

Покажите личный пример

И самое главное – приучайте ребенка убирать в своей комнате на личном примере. Ведь если вы сами мало заботитесь о чистоте и порядке в доме, не стоит ждать от своего чада другого поведения.

Не стоит требовать от детей соблюдения идеального порядка в комнате – это верный способ внушить им отвращение к домашним обязанностям. Позвольте им самим принимать решения и нести за них ответственность. Это простое правило поможет воспитать в ребенке самостоятельность и инициативность.

Екатерина Кушнир

Портал «Я–родитель» предлагает пройти тест, который позволит понять, какой талант есть у вашего ребенка и как его развить.

Научить ребенка убирать игрушки не сложно

Дошкольники

Приучение ребёнка к порядку – один из ключевых этапов взросления и воспитания. Многие родители сталкиваются с такой проблемой – малыш поиграл, раскидал кубики, машинки, конструкторы по всей комнате, а собирать их не хочет. Это зачастую раздражает домашних, и приносит определённые неудобства всей семье. Как научить убирать игрушки и сделать это легко и непринуждённо?

Научить ребенка убирать игрушки не сложно

Научить ребенка убирать игрушки не сложно

Настраиваемся и действуем

Не ждите, что малыш сразу освоит эту сложную науку. Возможно, для постижения, казалось бы, простых навыков, понадобится время. Соблюдая простые правила, справится с задачей по наведению порядка после игр будет совсем несложно:

  • не повышайте голос, если ребёнок не понимает, чего от него хотят. Раз за разом терпеливо объясняйте, что нужно делать и зачем;
  • подключайте к уборке всех членов семьи. Пусть они своим примером покажут, для чего нужно собирать игрушки;
  • превратите процесс уборки в весёлую и подвижную игру. Для малыша это лучший способ научиться наводить порядок;
  • не показывайте неудовольствия. Маленькие дети остро чувствуют эмоциональное состояние мамы или папы. Если родители собирают любимых мишек, кукол, заек без раздражения, чадо поймёт, что уборка – это не наказание, а приятная обязанность.

Когда начинать процесс

Естественно, что 6-месячного кроху приучить к порядку невозможно. И требовать от него убирать за собой, по крайней мере, глупо. Опытные мамы и педиатры сходятся в одном— начинать приучать к уборке нужно, когда ребёнок готов к этому:

  • малыш понимает, о чём его просят, и может самостоятельно выполнять сложные действия;
  • возраст от 1,5 лет;
  • не диагностировано сложных психологических и неврологических заболеваний;
  • развитие в рамках общепринятых норм.

Как научить ребёнка убирать за собой игрушки без слёз и истерик

Предлагаем 7 эффективных способов:

Эстафета 🏃

Все дети любят подвижные игры и подарки. Вместе устройте соревнование — соберите разбросанные вещи на скорость. Кто выигрывает – получает поощрительный приз. Какой, придумайте сами, исходя из предпочтений ребёнка. Правила игры:

  • в дальний конец комнаты поставьте две коробки;
  • объясните сыну или дочери правила игры;
  • засеките время и дайте старт эстафете.

В соревновании побеждает тот, у кого больше всего собранных игрушек. Победитель получает заранее оговоренное награждение, а проигравший — собирает оставшиеся на полу кубики, детали конструктора или мягкие игрушки.

Важно! Старайтесь не устраивать подобные игры ежедневно. Задача – дать понять ребёнку, что собирать игрушки не скучно и не утомительно. Если кроха настаивает на повторной эстафете на следующий день, пообещайте, что если сегодня он уберёт всё самостоятельно, завтра вы обязательно поиграете снова.

Уборка на время ⏱

Еще один способ научить чадо убирать за собой – игра «Чистота на время». Обговорите с малышом правила. Например, ему даётся 15 минут на наведение порядка. Мама в это время готовит ужин или занимается своими делами. По истечении времени, если условия задания выполнены, маленький «уборщик» получает поощрительный приз и похвалу. Если что-то не получилось, дайте дополнительное время на доработку. Этот метод поможет развить соревновательный дух и научит чувству времени.

Важно! Не ругайте кроху, если что-то не получается. Наоборот, за несколько минут до окончания времени, спросите, всё ли получается и не нужна ли помощь. Малыш поймет, что родители готовы подключиться к решению проблемы в любой момент, успокоится и дело пойдёт быстрее.

Чем меньше игрушек, тем проще их убирать после игры

Чем меньше игрушек, тем проще их убирать после игры

Поиск «зайки» 🐰

Этот метод поможет, если у крохи есть любимая игрушка. Спрячьте её неподалёку от разбросанных вещей. Затем обратите внимание малыша, что не видите её и предложите вместе собрать, все, что разбросано по полу. Заглядывайте во все труднодоступные места и зовите мишку, машинку или куклу. Когда они «случайно» найдутся, объясните ребёнку, для чего нужен порядок, и зачем собирать игрушки.

Читайте также: