Консультация для родителей опасные игрушки

Обновлено: 01.05.2024

Игрушка для ребенка – это не только развлечение, но и развивающее пособие. Она должны быть полезной, а главное, безопасной. В этой статье мы постараемся актуализировать и дополнить представления о требованиях к безопасности детских игрушек, о критериях выбора их с учетом безопасности для психического и физического здоровья ребенка.

Игрушки в значительной степени влияют на психическое развитие и личностное становление детей дошкольного возраста. Они являются помощниками ребенка в познании окружающего мира, в освоении различного вида деятельности, способствуют развитию психических процессов. Положительный эффект от использования игрушки зависит от ее правильного выбора. При неумелом подборе она в лучшем случае становится просто предметом интерьера, в худшем – может нанести значительный вред психическому и физическому здоровью ребенка.

По статистическим данным, из каждых 100 несчастных случаев, происходящих с детьми, 15 связанны с игрушками. Среди лидеров печальной статистики-детские пистолеты, магнитные конструкторы и воздушные шарики.

Выстрел из игрушечного пистолета пластмассовыми пульками и шариками, может приводить к серьезным травмам. В большинстве стран мира, торговля подобными игрушками категорически запрещена.

Магнитные конструкторы опасны тем, что при проглатывании нескольких шариков они притягиваются друг к другу и вызывают формирование меж кишечных свищей. Это требует срочной операции на брюшной полости.

Если ребенок надувает воздушный шарик ртом, то он может попасть в гортань, перекрыть ее и вызвать гибель ребенка. В ходе исследования, проводившегося в США в течение 20 лет, выяснилось, что половина смертей детей от игрушек связана с воздушными шариками.

Весьма распространенный результат покупки некачественной игрушки – аллергическая реакция на материал, из которого сделана игрушка, на краску, наполнитель. К различным видам травм приводит покупка не соответствующих возрасту игрушек с мелкими, плохо закрепленными деталями.

С появлением новых игрушек возникают новые опасности для детей, которые взрослым необходимо знать и уметь выявлять. Важно понимать, какое значение имеют различные игрушки для развития ребенка, научиться подбирать игрушку, которая бы его развивала и была бы при этом безопасна. Ведь игрушки делают из более ярких, привлекающих детей материалов. Они приобретают новые развивающие возможности, средства воздействия на детей. И в то же время новые красители не всегда безопасны, яркие цвета вызывают быстрое утомление глаз и нервной системы. Игрушки могут оказывать пагубное влияние на психику ребенка.

Что же нужно знать, чтобы ориентироваться в мире игрушек. Как ответить на вопрос какие педагогически ценные качества есть у данной игрушки, каков ее развивающий потенциал (располагает ли к сюжетной игре, развивает ли психические процессы, способствует личностному развитию ребенка и т. д.) и безопасна ли она здоровья малыша.

Выбирая игрушку попытайтесь определить тип и назначение данной игрушки, ее возможный развивающий эффект, позитивные и негативные стороны.

1. Оцените механическую (физическую) безопасность игрушки – неспособность изделия наносить ребенку различного рода травмы.

Механическая безопасность игрушки - прочность, безопасная конструкция, безопасный размер, безопасный вес, безопасный звук.

2. Оцените химико-биологическую безопасность игрушки.

Запах. Игрушка не должна обладать резким или неприятным запахом, говорящем о ее токсичности.

Цвет. Негативное воздействие на зрение и нервно-психическое состояние ребенка может оказать слишком яркий или «ядовитый» цвет игрушки.

Материал. Безопасность материала, из которого изготовлена и которым покрыта игрушка, должна быть заверена в специально прилагающимся паспорте. В нем также должно быть указано, что она не является аллергенным раздражителем и не содержит вредных химических веществ, не обладает токсичностью.

Гигиеничность. Возможность мыть или стирать игрушку.

3. Оцените игрушку исходя из педагогической ценности игрушки :

а) возраст ребенка, на который рассчитана игрушка;

б) развивающее назначение игрушки;

в) категория по виду игр, на которых используется игрушка;

г) функциональные свойства;

д) художественно-образное решение игрушки;

4. На основе ниже приведенных психолого-педагогических критерий безопасности игрушки оцените выбранное вами изделие.

а) отсутствие явных признаков, провоцирующих ребенка на агрессию и жестокость или вызывающих страх и тревогу;

б) отсутствие в игрушки грубого натурализма, в том числе сексуального контекста, выходящего за рамки возрастной компетенции ребенка;

в) функциональная привлекательность игрушки для ребенка (возможность использования в сюжетных играх, в индивидуальной и коллективной деятельности);

г) возможность полифункционального использования игрушки для развития способностей ребенка (творчество, умственное, физическое и духовное развитие);

д) развивающий потенциал игровых действий. Дидактические свойства игрушки, необходимые для развития детей;

е) эстетичность игрушки, отсутствие ошибок в ее конструкции, в описании логики игры.

ж) соответствие игрушки принятым в обществе нормам и духовно-нравственным ценностям.

Обратите внимание, что далеко не всегда можно объективно оценить все позитивные и негативные стороны игрушек. Также внешне может никак не проявляться концентрация вредных веществ в пластмассовых, ярких тканевых, резиновых игрушках, в детской бижутерии. С учетом этого, необходимо покупать игрушки в специализированных магазинах, помните, что если выбранная Вами игрушка оказалась бракованной или с наличием вредных веществ, Вы в праве поменять ее на другую или получить деньги назад.

Помните, какой бы не была игрушка, главное, чтобы она была безопасной!

Консультация для родителей «Осторожно борщевик»

Консультация для родителей «Осторожно борщевик» Борщевик ядовитый – группа растений, относящаяся к роду борщевиков (Heracleum, семейства зонтичных (Apiaceae Lindl). Помимо ядовитых.

Консультация для родителей по ПДД «Осторожно дорога» Ежедневно в нашей стране происходит около тысячи ДТП, в которых погибают дети и эта цифра из года в год растет. Очень часто виновниками.

Консультация для родителей «Осторожно! Гололёд!»

Консультация для родителей «Осторожно! Гололёд!» Этой зимой природа преподносит нам сюрприз за сюрпризом: то стоят морозы и буквально заваливает снегом, то начинается оттепель и снегопад.

Консультация для родителей «Осторожно, гололед!» С наступлением зимы мы ждем, что будет много снега, но, к сожалению, снега совсем мало, зато заморозки чередуются с оттепелью. А это значит,.

Консультация для родителей «Осторожно, гололед» С наступлением зимы мы ждем много снега, но, к сожалению, снега совсем мало, зато заморозки чередуются с оттепелью. А это, как известно,.

Консультация для родителей «Осторожно, гололёд!» Что такое гололёд и гололедица? Гололёд - слой плотного льда, образовавшийся на поверхности земли, тротуарах, проезжей части улицы при замерзании.

Консультация для родителей «Осторожно, ядовитые грибы» Наступил очередной грибной сезон. Из укромных мест извлечены корзины и походная одежда. Сбор грибов – занятие, таящее в себе определённый.

Консультация для родителей «Осторожно: тонкий лед!» Где-то наступила весна, все кругом цветет и пахнет. Но у нас все еще актуальна тема безопасности на тонком льду и в период весеннего паводка,.

Консультация для родителей «Осторожно, тонкий лёд!» В связи с наступлением зимы и с тем, что на водоёмах Удмуртии есть первые утонувшие, воспитателей попросили провести консультацию с родителями.

В консультации подробно рассказывается о полезных игрушках и вредных.

ВложениеРазмер
igrushka_opasnaya_i_poleznaya.doc 43 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРУШКА ОПАСНАЯ И ПОЛЕЗНАЯ
Если спросить родителей, встречали ли они игрушки, опасные для детской психики, то многие наверняка согласятся с тем, что большое количество игрушек с элементами насилия - это плохо. Но можно ли представить, например, обычного мальчишку без солдатиков, пистолетиков, военной техники? Разве плохо, когда такие игрушки способствуют нормальному выплеску природной агрессии или накопившихся негативных эмоций в игру, а не на конкретных живых людей? Каково же мнение детских психологов? Предлагаем точку зрения Веры Васильевны Абраменковой, доктора психологических наук, ведущего научного сотрудника Психологического института Российской Академии образования, автора ряда книг, в частности, «Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба?».

– Я считаю, что любое проигранное ребенком действие способно воспроизводить самое себя в реальности. Если ребенок в игре ведет себя гуманно, милосердно, то у него есть некий пример того, как это нужно делать. И наоборот, если ребенок в игре вынужден быть агрессивным, грубым, это само себя воспроизведет в той или иной ситуации. Вы никогда не задумывались, почему в театрах никогда не было детей-актеров? Их щадили, потому что в любой игре ты не просто надеваешь маску, но и впускаешь в себя эту роль.

Но что тогда делать с агрессивными инстинктами? Подавлять, выплескивать?

– Должен быть культурный канал, который дает возможность выхода. Существуют культурные игрушки, которые дают возможность отреагировать на нападение, защитить себя. Ведь есть оружие нападения и оружие защиты, не правда ли?

Какая игрушка защищает?

– Меч, лук. Это самые старые игрушки, как и ножи для резки (а не для нападения) в древних культурах. У якутов в начале XX века были экспедиции, которые обнаружили, что 3-летний ребенок прекрасно орудует большим ножом, и взрослые не боялись давать ему этот острый нож. А современный ребенок, берущий в руку пистолет или автомат, сразу направляет его на другого человека! Вы никогда не обращали внимания, что при этом детское лицо сразу принимает злое выражение? И эта злоба обязательно прилипнет к нему, останется при нем.

Но ведь игрушечные пистолеты наверняка появились сразу же вслед за настоящими пистолетами? Это же закономерный, взаимосвязанный процесс.

– В прошлом году была выставка «На детской половине. Игры и игрушки детей царской семьи». И там действительно были маленькие револьверчики, сабельки для царевича Алексея. Но детям никогда не позволялось стрелять в людей! Надо находить такие игрушки, которые не будут вызывать ощущение злобы. Например, прекрасная игрушка – водный пистолет, или пугач. Но не такой пистолет, который невозможно отличить от настоящего. Сейчас продаются игрушки даже с именами соответствующими: кукла «киллер», например, с полным набором всевозможного оружия.

Выбирая игрушку, родители должны исходить из того, что игрушка – это орудие культуры, которое способно передать тот или иной культурный пласт. Если говорить о вещах позитивных, то можно, например, купить игрушку, которая имитирует лук: натягивается тетива, и стрела летит в круг на стене: эта игрушка тренирует глазомер, рождает спортивный азарт. Или, если позволяет пространство, можно подарить ребенку игрушечные кегли. Или тот же меч, который помогает ребенку чувствовать себя воином, защитником. Мой сын, когда был маленьким, очень боялся темноты и никогда один не заходил в темную комнату. Я купила для него, скорее интуитивно, чем осознанно, пластмассовый желтый меч и шлем – как у богатырей русских. И сын, словно всегда знал, что с ним надо делать, тотчас выставил его перед собой и пошел в темную комнату. Через какое-то время вышел оттуда со счастливыми глазами: «Мама, он убежал!» «Кто?» – «Бармалей!»

А солдатики, машинки?

– Это замечательно. С ними можно устраивать бои, постигать основы военного искусства. Но мое глубокое убеждение, у американских и разных других импортных солдатиков искаженная мимика, зверское выражение лица. Это не просто солдат, а изверг, убийца. А мимика, человеческое лицо – это очень важный фактор, ребенок реагирует на него особым образом.

Какие игрушки предпочтительны для девочек-дошкольниц?

– Четыре года – это возраст грации, когда ребенок осваивает свое тело. И игрушки должны предоставлять возможности для движения: шары, спортивные ленты на палочках. В девочках очень силен инстинкт материнства, он проявляется в кукле. Поэтому в этом возрасте лучше не покупать Барби. Потому что она- это не «дочка» в понимании ребенка. Это девушка, женщина. Ее можно одевать, раздевать – и все. Это не то маленькое беззащитное существо, которое хочется нянчить, кормить, укладывать. По отношению к этой кукле девочка почувствует себя, скорее, горничной, прислугой, в лучшем случае – подругой, а не мамой. Хорошо, когда игрушка ставит мальчика в положение защитника, а девочку – в положение мамы. Кукла должна акцентировать внимание ребенка не на красоте в первую очередь, а на чувствах.

Разве кукла не должна быть красивой?

– Самая лучшая кукла – это кукла без лица. Это классическая национальная кукла. Она развивает воображение ребенка. Она может смеяться, плакать, быть похожа на маму или соседку. И ребенок может додумать те или иные эмоции, качества. У тех же великих княжон были куклы – фарфоровые, немецкие, дорогие. Но они доставались только по великим праздникам, а в обычные дни в такие куклы не играли. Княжны вышивали, учились рукодельничать. И вообще, любое «рукомесло» и для девочек, и для мальчиков – это замечательное приобретение: наборы для вышивания, столярные, слесарные наборы. Развивается мелкая моторика, воображение. Самые дорогие игрушки – те, которые изготавливаются своими руками или вместе с родителями из подручных материалов.

Мягкие игрушки могут навредить психике?

– Покупая мягкую игрушку, надо обращать особое внимание на цвет, фактуру, пропорции, лицо и особенно на глаза. Это очень серьезный социальный раздражитель. Встречаются игрушки с глазами больного человека – с близко поставленными глазами или с полузакрытыми веками, а это архитипическая форма либо грусти, либо болезни. Ребенок будет ориентирован не на здоровье, радость, а на болезнь или грусть. Разве это не опасно? Выражение лица у игрушки не должно быть злобным, негативным, тогда игрушка будет развивать позитивно.

А как быть с игрушками, лица у которых настолько бесстрастны, что не несут вообще никакой информации, например те же телепузики?

– Это человекообразные существа, в чем-то их можно сравнить с Чебурашкой, да? Но если Чебурашка – существо живое, взгляд у него осмысленный, добрый, то у телепузиков нет никаких человеческих эмоций. Большой животик, огромный рот. Какое-то бесполое существо. Здесь есть роботоподобность, механистичность, что, на мой взгляд, не способствует гуманистичному развитию ребенка. Вы ведь хотите, чтобы ребенок был отзывчивым, сердечным, понимал чувства других людей, а у роботов ничего подобного нет.

То есть каким ты хочешь видеть своего ребенка, такую игрушку ему и покупай?

– Именно так. Ведь игрушка – это средство информации об окружающем мире.

ВЫБИРАТЬ ИГРУШКУ ДЛЯ СВОЕГО КРОХИ, НУЖНО УЧИТЫВАЯ СЛЕДУЮЩЕЕ:

игрушек не должно быть очень много. Ими не нужно заполнять всю комнату. При их большом количестве идет такое перенасыщение сенсорными раздражителями, что ребенок может перевозбудиться, даже заболеть. Ведь малыш идентифицирует себя с любой игрушкой. С солдатиком – на смелость, храбрость, с машинкой – на скорость и так далее. Ребенок по-настоящему погружается в данное игровое пространство. И когда игрушек слишком много, утрачивается их ценность как культурного орудия, принадлежащего человеку, они подавляют личность ребенка;

хороши игрушки полифункциональные. Если это машина, то такая, которую можно разбирать, нагружать, разгружать и так далее.

должны быть психологически-нравственные требования, о которых мы уже говорили. Игрушка может научить ребенка счету, но нести при этом отрицательный нравственный заряд, быть вне нравственности. И наоборот, может развивать его нежность, заботливость, милосердие;

игрушка должна быть красивой, эстетичной, художественной. Посмотрите, какое сейчас количество темных, черных игрушек или фиолетовых – чего вообще не должно быть, потому что фиолетовый цвет – это цвет печали, депрессии. Не стоит покупать игрушки неестественных ярких, кричащих расцветок, ядовитых тонов;

помните, что никакие самые роскошные, дорогие игрушки не заменят вашего насыщенного, живого, любовного общения с ребенком. Можно сделать самолетик из листа бумаги и просто поиграть пальцами, без всяких кукол – это детям во сто крат полезнее, важнее.

Играя, дети познают мир. Поэтому при покупке очередной игрушки важно оценивать не только красивый внешний вид и безопасность, но и то, насколько и как она может повлиять на психологическое и эмоциональное состояние ребенка.

ВложениеРазмер
opasnye_i_vrednye_igrushki.docx 19.43 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Полезные и вредные игрушки»

Играя, дети познают мир. Поэтому при покупке очередной игрушки важно оценивать не только красивый внешний вид и безопасность, но и то, насколько и как она может повлиять на психологическое и эмоциональное состояние ребенка.

Формирование личности ребенка, его развитие, освоение полезных бытовых и коммуникационных навыков невозможно без игр и игрушек. Если раньше куколок и лошадок делали из подручных материалов, то сегодня при производстве игрушек используются самые современные технологии. Психологи и педагоги относятся к этому двояко. Одни утверждают, что высокотехнологичные игрушки позволяют детям легко осваивать мир гаджетов, без которых немыслима жизнь современного человека. Другие бьют тревогу – по их мнению, чересчур реалистичные игрушки не дают развиваться детской фантазии и мешают развитию коммуникативных навыков. Насколько оправданы эти опасения? Давайте разберемся.

Многим родителям знакома картина: ребенок выпросил очередную интерактивную игрушку, день-другой не выпускал ее из рук, а потом забросил и уже просит новую. Взрослые удивляются, а детям – скучно.

Не спешите обвинять детей в избалованности. Психологи утверждают – такие игрушки и в самом деле скучны! Поначалу их яркий внешний вид привлекает ребенка, но быстро выясняется, что в эту игрушку нельзя по-настоящему играть.Куклы все делают сами: поют, танцуют, говорят, плачут, кушают и даже ходят в туалет. Машинки ездят, вертолеты летают, интерактивные мягкие игрушки почти не отличаются от реальных домашних животных. Что же остается ребенку? Только нажимать на кнопки. Разве это – игра?

Ребенку интересен сам процесс игры, интересно активно участвовать в ней. Что-то придумывать. Катать машинку по полу. Говорить от имени куклы или плюшевого мишки. Игрушка, обладающая собственной активностью, превращает детей из участников игры в сторонних наблюдателей, и быстро становится неинтересной детям.

Первоначальная цель игрушек – развивать фантазию, творческий потенциал, воображение ребенка. Суть игры – в создании воображаемых миров и ситуаций. Современные технологии, которые используются при производстве игрушек, не позволяют это сделать. На помощь придут игры с предметами заместителями.

Страшилки и монстры.

Прекрасные принцы и принцессы появляются в мультфильмах все реже. В моде – монстры, мутанты, нечисть, куклы с утрированными и неестественными чертами лица. По мотивам этих мультиков делают игрушки.

Беда в том, что ребенок всегда идентифицирует себя с той игрушкой, в которую в данный момент играет. Он говорит от ее имени, принимает за нее решения, оценивает мир с точки зрения игрушечного персонажа – и незаметно перенимает его качества. Игры в Ивана-царевича, Маугли, благородного рыцаря и удалого гусара помогают детям проявлять благородство, великодушие, смекалку, отвагу, находчивость. А чему научат ребенка кукольные монстры?

Еще одна беда всевозможных игрушечных страшилок – возможные нарушения коммуникативной функции. Монстры не дружат, не спасают мир и не создают семьи. Единственный сюжет, в который с ними можно играть – это бесконечная битва. Причем не за правое дело – а просто по принципу «кто сильнее». Стоит ли удивляться, что дети, играющие в такие игрушки, не понимают ценности дружбы, становятся агрессивными и раздражительными?

Барби и компания.

Изначально на куклах девочки отрабатывали модель будущего материнства. Купали, кормили, укладывали спать. Барби и ей подобные – шикарные светские тусовщицы с умопомрачительными формами и всеми атрибутами роскошной жизни. Они вызывают у маленьких девочек интерес к тем сферам жизни,к которым те в силу возраста еще не готовы: флирту, романам, шопингу, красивой жизни.

Кроме того, красивые и богатые куклы, по мнению психологов, зачастую приводят к формированию у своих маленьких хозяек большого комплекса неполноценности – ведь их внешность не так идеальна, а таких красивых нарядов, машин и яхт в реальной жизни, скорее всего не будет. Уже известно немало случаев, когда подросшие хозяйки Барби начинают перекраивать себя с помощью пластической хирургии, чтоб стать похожими на своих кукол.

1. Гигантские мягкие игрушки представляют для маленьких детей реальную опасность. Во-первых, за ними трудно ухаживать, их не засунешь в стиральную машину. Будучи форменными «пылесборниками», эти игрушки могут стать причиной развития аллергии.

Во-вторых, особо огромный мишка или заяц может запросто придавить ребенка. А при попытке поднять такое чудище малыш может потерять равновесие и упасть. И, наконец, самые маленькие дети могут попросту испугаться таких гигантов. Поэтому безопасная игрушка должна быть минимум вдвое меньше по размеру, чем сам ребенок.

2. Фантастическое оружие с обильными световыми и шумовыми эффектами излишне возбуждает нервную систему ребенка и может вызвать агрессию.

3. Излишне яркие игрушки, окрашенные более, чем в три цвета, не годятся для младенцев – они их раздражают и пугают.

Вот примерный список полезных детских игрушек. Этот перечень может изменяться в отличие от возраста ребенка.

1. Сюжетно-образные игрушки. В этих игрушках нашли свое определенное отражение образы животных, человека, транспорта или иных предметов.

Куклы (Средних размеров).

Набор кукол «семья».

Домашние и дикие животные, динозавры.

Автомобили разного назначения средних размеров.

Наборы: военная техника, корабли, самолеты.

Наборы для сюжетно-ролевых игр.

Предметы домашнего обихода, кукольный дом.

2. Дидактические игрушки. Это такие игрушки, которые специально предназначены для обучения чему-либо.

Набор объемных геометрических фигур.

Набор картинок для группировки.

Серия картинок для установки последовательности.

3. Строительные игрушки.

Набор цветной бумаги и картон.

4. Музыкальные игрушки.

5. Спортивные игрушки.

Важно не количество игрушек у ребенка, а то, умеет ли ребенок в них играть.

Перед покупкой необходимо убедиться, что игрушка безопасна. Как же выбрать ребенку безопасную, полезную и интересную игрушку?

Важна реалистичность игрушек.

Большой размер игрушек.

Материал, из которого сделана игрушка,должен быть: прочным, нетоксичным, не хрупким.

Мелкие детали у игрушки должны отсутствовать.

Недопустимы игрушки с острыми краями, зазубринами.

Игрушка должна соответствовать возрасту ребенка.

Игрушка должна развивать координацию движений, мышление, воображение, активность и любознательность ребенка.

Музыкальные игрушки не должны вызывать неприятных слуховых ощущений.

Нельзя использовать сломанные игрушки, игрушки с дефектами.

Игрушка не должна вселять страх в ребенка.

Игрушка должна быть яркой и интересной для ребенка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Статья на тему: "Вредные игрушки"

В статье рассказывается с чем можно играть , а с чем опасно.


Вредные игрушки.


Консультация для родителей "Вредные игрушки для малышей"

Консультация для родителей "Вредные игрушки для малышей" в которой говорится о различных видах игрушек, способных принести вред здоровью ребенка.

"Полезная и вредная игрушка"

Нормальное детство немыслимо без игрушек. Игрушки являются для ребенка той средой, которая, позволяет ему исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать св.


Полезные и вредные игрушки

Развития ребенка не возможно без игрушек. Именно они позволяют малышу исследовать окружающий мир, учит общаться и познавать себя. Вспомните свои любимые игрушки! Это не обязательно большие и.


Нетрадиционное родительское собрание"Полезные и вредные игрушки"

Нетрадиционное родительское собрание"Полезные и вредные игрушки".


Консультация для родителей «Внимание!Опасные и вредные игрушки для ваших детей»

Консультация для родителей на тему "Внимание!Опасные и вредные игрушки для ваших детей".

Отсутствие каких-либо ценностных ориентиров на рынке игрушек приводит к их бесконтрольному производству, бессистемной закупке и бессмысленному потреблению. В результате прилавки магазинов и детские комнаты завалены однотипными, бесполезными,а иногда и вредными игрушками. Такая ситуация весьма негативно отражается на качестве игры, а следовательно, и на эффективности развития ребёнка.

ВложениеРазмер
Советы родителям при выборе игрушки для своего ребёнка 16.72 КБ

Предварительный просмотр:

Опасные игрушки, или как распознать скрытую угрозу

Казалось бы, что может быть безобиднее детских игрушек. Возможно, все разговоры об их вреде — это лишь позиция родителей, которые предпочитают лишний раз проявить осторожность и чрезмерную опеку. Однако даже тем, кто уверен, что современные игрушки не несут в себе скрытую угрозу, лучше научиться разбираться в многообразии детских развлечений XXI века. Ведь только в этом случае можно быть спокойным, что малыш получит самые позитивные эмоции и полезные навыки.

Много игрушек — хорошо или плохо?

Любой ребенок хочет, чтобы у него было как можно больше игрушек. Телевизионная реклама, а сейчас еще и яркие картинки в интернете, «продают» ему тысячи, а то и сотни тысяч пластмассовых изделий самых разных форм и цветов. Не отстают и детские магазины, супер- и гипермаркеты, где выбор настолько велик, что многие дети устраивают истерики ради пятидесятой машинки в своей коллекции или куклы вульгарного внешнего вида. Кому они нужны? Детям и родителям? Ответ прост: они нужны бизнесменам, главная задача которых заработать на этой весьма прибыльной индустрии. Маркетологи дни и ночи напролет думают, как выдавить из мам, пап, бабушек и дедушек лишнюю копейку. Но будет ли счастлив ребенок? Чему на самом деле научит его большое количество игрушек, к которым теряется интерес в считанные минуты? И здесь важно помнить, что именно родители должны определять, сколько и каких игрушек необходимо малышу. Пусть их будет немного, но они будут максимально безопасными и нести лишь пользу.

Есть ли вредные игрушки?

Крайне не рекомендуется покупать ребенку все подряд игрушки, ведь отдельные экземпляры могут нести в себе опасность как для духовного, так и физического развития. Дешевые игрушки, производимые чаще всего в Китае, могут содержать в себе вредные вещества. Важно смотреть, из какого покрытия состоит изделие, ведь некоторые виды даже могут спровоцировать аллергию. Не стоит забывать и о конструкторах с мелкими деталями, в том числе магнитными шариками. Такую же опасность несут электронные игрушки в виде бытовой техники — ребенок может захотеть разобрать их и попробовать на вкус мелкие элементы, которые запросто попадут в органы дыхания.

С особым вниманием надо относиться к громким и привлекающим внимание игрушкам, продающимся в людных местах (на площадях, рынках, в цирках). Их главная задача — броситься в глаза ребенку и завладеть его вниманием. На самом же деле в большинстве своем это некачественные поделки, разваливающиеся на глазах. Они точно не принесут радости малышу, да и о какой-либо эстетике здесь речи не идет.

Отметим, что популярные в настоящее время технологичные игрушки вроде летающих дронов и вертолетов предназначены для детей школьного возраста, так как их конструктивные особенности несут в себе опасность при неправильном обращении.

Мягкие плюшевые игрушки тоже могут быть причиной испорченных впечатлений, а то и проблем со здоровьем, ведь нередко они выступают в роли «пыленакопителей», а это может быть вредно для аллергиков. Зато пылевые клещи от таких игрушек в полном восторге. Лучше выбрать одну-две подобные игрушки, наиболее любимые ребенком. Например, которые он с радостью берет с собой в кровать. Их следует периодически стирать. Пусть они будут похожи на настоящих зверей, а не вымышленных персонажей.

Мы уже поговорили о многих видах игрушек, но буквально каждый день появляются новые «шедевры» китайской промышленности. Тут важно помнить универсальный совет. Следует ответственно подходить к выбору каждого способа развлечения ребенка. Когда кажется, что если игрушка лежит на полке магазина, то она априори полностью безопасна, надо понимать, что на самом деле это, к сожалению, не всегда так. Поэтому в выборе игрушки лучше быть придирчивым и ответственным покупателем. Не будет лишним изучить общий вид игрушки, надежность ее креплений, материал, определить, присутствует ли неприятный запах, есть ли мелкие детали, которые ребенок может вдохнуть.

Даже если игрушка дорогая и высококачественная, это не значит, что она безопасна для ребенка. Какую идею она несет? Какие эмоции передает? Нужны ли коробам и полочкам в детской комнате сексуальные куклы или страшные монстры, пусть они и являются героями популярных мультфильмов? На этот вопрос должны ответить сами родители, ведь дети воспринимают мир иначе. Им может казаться, что их друзья играют куклами-зомби, а значит, это вполне нормально. Зачастую необходимо уметь переключать внимание малыша на более позитивные образцы игрушечной промышленности. Да, это может быть не так модно, но речь идет о духовном и культурном развитии.

Простой пример: мегапопулярная кукла Барби. Стоит задать вопрос, а какую ролевую модель она представляет? Шопинг, розовый мир, шкафы, ломящиеся от ненужных вещей? Вряд ли именно такие ценности важны для семьи.

Мальчикам, несомненно, нравятся роботы и оружие. Можно попробовать объяснить, что они нужны для того, чтобы защищать слабых, а не нападать. И вот уже совершенно другое восприятие любимой игрушки.

А можно обратить внимание на народные игрушки или сделанные своими руками. Они могут быть дороже, зато сделаны из натуральных материалов. Так пусть у ребенка будет одна качественная, чем десяток низкопробных игрушек.

Но что делать, если «вредную» игрушку купили не родители

Бывает так, что ребенку делают подарки бабушки, тети, крестные мамы или отцы. Понятно, что знакомые и родственники не всегда тщательно подходят к выбору игрушки. И это нормально. В такой ситуации есть несколько вариантов развития событий. Если подарок не привлек особого внимания ребенка, то его можно аккуратно убрать с глаз, а после принять решение, как поступить. Если же ребенок успел «загореться» яркой новинкой, то следует подождать несколько дней, пока пройдет интерес. Затем можно переключить внимание на другой подарок, а про предыдущий постепенно забыть. Но это сработает с маленькими детьми, а как быть со школьниками и более взрослыми ребятами? С ними надо разговаривать. Ни в коем случае не стоит читать нотации или повышать голос. Дети все прекрасно понимают. В дружеской беседе можно рассказать про цели рекламы, культивирование ценностей потребления в обществе, недобросовестных производителей.

Главное — хорошие эмоции и развитие

Не все современные игрушки плохие. Проблема в том, что сегодня эта индустрия настолько велика, что разобраться в ней под силу далеко не каждому. Несмотря на это, родители должны уделить вопросу самое пристальное внимание. Взрослым проще понять, качественная игрушка или нет, какая в ней заложена идея, чему она научит ребенку. Изучив игрушку подробнее, ответив для себя на несколько простых вопросов, можно сделать вывод о том, а нужна ли она. Быть может, лучше отказаться, потратить время, поискать еще и выбрать ту, которая не вызовет сомнений.

Да, это сложно. Но зато при успешном отборе, хорошем контакте с ребенком и семейном понимании в доме не будет бесконечного количества ярких пластмассовых изделий. Их место займут действительно полезные и качественные игрушки, которые будут нести радость и по-настоящему развивать ребенка. Развивать в нем хороший вкус, эмпатию, доброту и интеллект.

И тут важно помнить главный «лайфхак»: даже самые шикарные игрушки не заменят любовь и внимание мамы и папы.

Играя, дети познают мир. Поэтому при покупке очередной игрушки важно оценивать не только красивый внешний вид и безопасность, но и то, насколько и как она может повлиять на психологическое и эмоциональное состояние ребенка.

Формирование личности ребенка, его развитие, освоение полезных бытовых и коммуникационных навыков невозможно без игр и игрушек. Если раньше куколок и лошадок делали из подручных материалов, то сегодня при производстве игрушек используются самые современные технологии. Психологи и педагоги относятся к этому двояко. Одни утверждают, что высокотехнологичные игрушки позволяют детям легко осваивать мир гаджетов, без которых немыслима жизнь современного человека. Другие бьют тревогу – по их мнению, чересчур реалистичные игрушки не дают развиваться детской фантазии и мешают развитию коммуникативных навыков. Насколько оправданы эти опасения? Давайте разберемся.

Многим родителям знакома картина : ребенок выпросил очередную интерактивную игрушку, день-другой не выпускал ее из рук, а потом забросил и уже просит новую. Взрослые удивляются, а детям – скучно.

Не спешите обвинять детей в избалованности. Психологи утверждают – такие игрушки и в самом деле скучны! Поначалу их яркий внешний вид привлекает ребенка, но быстро выясняется, что в эту игрушку нельзя по-настоящему играть. Куклы все делают сами: поют, танцуют, говорят, плачут, кушают и даже ходят в туалет. Машинки ездят, вертолеты летают, интерактивные мягкие игрушки почти не отличаются от реальных домашних животных. Что же остается ребенку? Только нажимать на кнопки. Разве это – игра?

Ребенку интересен сам процесс игры, интересно активно участвовать в ней. Что-то придумывать. Катать машинку по полу. Говорить от имени куклы или плюшевого мишки. Игрушка, обладающая собственной активностью, превращает детей из участников игры в сторонних наблюдателей, и быстро становится неинтересной детям.

Первоначальная цель игрушек – развивать фантазию, творческий потенциал, воображение ребенка. Суть игры – в создании воображаемых миров и ситуаций. Современные технологии, которые используются при производстве игрушек, не позволяют это сделать. На помощь придут игры с предметами заместителями.

Страшилки и монстры.

Прекрасные принцы и принцессы появляются в мультфильмах все реже. В моде – монстры, мутанты, нечисть, куклы с утрированными и неестественными чертами лица. По мотивам этих мультиков делают игрушки.

Беда в том, что ребенок всегда идентифицирует себя с той игрушкой, в которую в данный момент играет. Он говорит от ее имени, принимает за нее решения, оценивает мир с точки зрения игрушечного персонажа – и незаметно перенимает его качества. Игры в Ивана-царевича, Маугли, благородного рыцаря и удалого гусара помогают детям проявлять благородство, великодушие, смекалку, отвагу, находчивость. А чему научат ребенка кукольные монстры?

Еще одна беда всевозможных игрушечных страшилок – возможные нарушения коммуникативной функции. Монстры не дружат, не спасают мир и не создают семьи. Единственный сюжет, в который с ними можно играть – это бесконечная битва. Причем не за правое дело – а просто по принципу «кто сильнее». Стоит ли удивляться, что дети, играющие в такие игрушки, не понимают ценности дружбы, становятся агрессивными и раздражительными?

Барби и компания.

Изначально на куклах девочки отрабатывали модель будущего материнства. Купали, кормили, укладывали спать. Барби и ей подобные – шикарные светские тусовщицы с умопомрачительными формами и всеми атрибутами роскошной жизни. Они вызывают у маленьких девочек интерес к тем сферам жизни, к которым те в силу возраста еще не готовы: флирту, романам, шопингу, красивой жизни.

Кроме того, красивые и богатые куклы, по мнению психологов, зачастую приводят к формированию у своих маленьких хозяек большого комплекса неполноценности – ведь их внешность не так идеальна, а таких красивых нарядов, машин и яхт в реальной жизни, скорее всего не будет. Уже известно немало случаев, когда подросшие хозяйки Барби начинают перекраивать себя с помощью пластической хирургии, чтоб стать похожими на своих кукол.

Опасные игрушки.

1. Гигантские мягкие игрушки представляют для маленьких детей реальную опасность. Во-первых, за ними трудно ухаживать, их не засунешь в стиральную машину. Будучи форменными «пылесборниками», эти игрушки могут стать причиной развития аллергии.

Во-вторых, особо огромный мишка или заяц может запросто придавить ребенка. А при попытке поднять такое чудище малыш может потерять равновесие и упасть. И, наконец, самые маленькие дети могут попросту испугаться таких гигантов. Поэтому безопасная игрушка должна быть минимум вдвое меньше по размеру, чем сам ребенок.

2. Фантастическое оружие с обильными световыми и шумовыми эффектами излишне возбуждает нервную систему ребенка и может вызвать агрессию.

3. Излишне яркие игрушки, окрашенные более, чем в три цвета, не годятся для младенцев – они их раздражают и пугают.

Вот примерный список полезных детских игрушек. Этот перечень может изменяться в отличие от возраста ребенка.

1. Сюжетно-образные игрушки. В этих игрушках нашли свое определенное отражение образы животных, человека, транспорта или иных предметов.

Куклы (Средних размеров).

Набор кукол «семья».

Домашние и дикие животные, динозавры.

Автомобили разного назначения средних размеров.

Наборы: военная техника, корабли, самолеты.

Наборы для сюжетно-ролевых игр.

Предметы домашнего обихода, кукольный дом.

2. Дидактические игрушки. Это такие игрушки, которые специально предназначены для обучения чему-либо.

Набор объемных геометрических фигур.

Набор картинок для группировки.

Серия картинок для установки последовательности.

3. Строительные игрушки.

Набор цветной бумаги и картон.

Пластмассовый конструктор.

4. Музыкальные игрушки.

Поющие игрушки.

5. Спортивные игрушки.

6. Игрушки-забавы.

Важно не количество игрушек у ребенка, а то, умеет ли ребенок в них играть.

Перед покупкой необходимо убедиться, что игрушка безопасна. Как же выбрать ребенку безопасную, полезную и интересную игрушку?

Важна реалистичность игрушек.

Большой размер игрушек.

Материал, из которого сделана игрушка, должен быть: прочным, нетоксичным, не хрупким.

Мелкие детали у игрушки должны отсутствовать.

Недопустимы игрушки с острыми краями, зазубринами.

Игрушка должна соответствовать возрасту ребенка.

Игрушка должна развивать координацию движений, мышление, воображение, активность и любознательность ребенка.

Музыкальные игрушки не должны вызывать неприятных слуховых ощущений.

Нельзя использовать сломанные игрушки, игрушки с дефектами.

Игрушка не должна вселять страх в ребенка.

Игрушка должна быть яркой и интересной для ребенка.

Беседа «Полезные и вредные привычки» Беседа «Полезные и вредные привычки.» Цели и задачи: Учить детей отличать вредные и полезные привычки. Формировать сознательный отказ от.

Консультация для родителей «Полезные и вредные привычки» Консультация для родителей Что лежит в основе правильного воспитания? Как у ребенка воспитывать полезные привычки? На эти вопросы можно.

НОД по ФЦКМ «Полезные и вредные привычки» в средней группе Задачи : Учить детей отличать вредные и полезные привычки. Формировать сознательный отказ от вредных привычек. Закреплять умение объяснять.

Конспект НОД «Полезные или вредные?» для подготовительной к школе группы Полезные или вредные? Программные задачи: Формировать у детей представление о том, что животных нельзя делить на полезных и вредных. Развивать.

Конспект открытого занятия «Полезные и вредные продукты» Фамилия, имя, отчество педагога, должность Лебедева Наталья Борисовна, воспитатель Наименование учреждения, город СПб ГБСУСО «ДДИ № 1».

Конспект занятия «Полезные и вредные продукты» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №23 с. Шурскол Конспект НОД «Полезные и вредные.

Консультация для родителей «Вредные и полезные продукты для детей» Самые полезные продукты для детей Список полезных продуктов для детей составить достаточно трудно. Нормы питания детей разные, у одних.

Мероприятие совместно с родителями «Полезные и вредные продукты» в старшей группе

Мероприятие совместно с родителями «Полезные и вредные продукты» в старшей группе Желаете быть здоровыми и энергичными? Начните с правильного питания. От того, что мы едим, напрямую зависит наше самочувствие. Сбалансированность.

Образовательная ситуация в средней группе «Полезные и вредные продукты» «Полезные и вредные продукты» Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Конспект занятия «Полезные и вредные продукты» Программное содержание: Учить различать полезные и вредные продукты. Закрепить у детей знания о пользе тех или иных продуктов. Уточнить.

Читайте также: