Корень как в слове игрушка

Обновлено: 20.05.2024

В слове "игрушка" сомнение может вызвать буква "ш", которая при произнесении напоминает звук "ж". Поэтому можно ошибиться, и вместо "игруШка" написать "игруЖка". Для того чтобы избежать ошибок необходимо подобрать такое проверочное слово, в котором бы буква "ш" слышалась четко и ясно.

Такими словами для проверки могут быть: "игрушечный", "игрушечка", в которых гласная буква "е" помогает прояснить звучание сомнительной "ш". Итак, правильное написание слова: "игруШка".

В написании слова игрушка можно задуматься: какую букву писать, ш или ж, перед глухим согласным "к" ? Ведь, как известно, во многих словах как раз перед ним происходит оглушение звонких согласных, например:

подружка [ш];

солодка [т];

смазка [с];

скобка [п];

ковка [ф].

Чтобы развеяить сомнения в написании существительного "игрушка", изменим его форму или подберем родственные слова с целью, чтобы после сомнительного согласного появился гласный звук, который усилит его позицию:

игрушка - нет игрушек;

Теперь ясно, что в слове "игрушка" пишется буква "ш".

Слово игрушка пишется с буквой "ш". Чтобы проверить это слово, нужно чтобы после буквы "ш", которую мы и проверяем (ведь по аналогии с подобными словами можно ошибочно написать и букву "ж") стояла какая-нибудь гласная буква. То есть нужно найти в русском языке либо однокоренное слово, либо другую форму этого же слова. Самое главное - необходима гласная буква. Вот и получается в первом случае проверочное слово "игрушечный" (это ведь прилагательное с тем же самым корнем), а во втором случае проверочной формой слова может быть Родительный падеж (кого?/чего?) - "игрушек".

Таким образом очень хорошо видно, что в этом корне следует писать "ш", а не "ж".

Слово игрушка можно проверить однокоренным ему словом игруШечный, игруШечка. Явно слышится буква Ш.

Честно говоря, не представляю как по-другому можно написать данное слово. Но. всякое бывает. может кому-то и пригодится.

Проверка слова игрушка.

Сперва разберем слово игрушка по составу:

В данном слове наиболее плохо слышится "ш". Поэтому нужно подобрать однокоренные слова с гласной буквой после "ш": игрушечки, игрушечками.

Предложение со словом игрушка: Развивающая игрушка очень понравилась маленькому Максимке, он не выпускал ее из рук и постоянно игрался.

В корне слова "игрушка" нет сомнительных гласных, то есть тех безударных гласных, правописание которых может вызвать затруднения. А вот в суффиксе УШК есть согласный Ш, который мы можем проверить словом игрушечка или игрушечный.

Для того, чтобы проверить букву Ш в слове ИГРУШКА, нужно подобрать проверочные (однокоренные) слова так, чтобы эта буква отчетливо слышалась.

Проверочными словами будут:

  • игрушечка,
  • игрушек
  • игрушечный.

В слове ИГРУШКА проверки требуется стоящая в слабой позиции парная согласная Ш в корне ИГРУШ-. Для ее проверки нужно найти проверочные слова. где после согласной будет следовать гласная, и согласная таким образом будет в сильной позиции: игруШечка, игруШечный.

Чтобы убедится в правильности написания слова "игрушка", вам нужно вспомнить несколько проверочных слов. В данном случае, это будут такие варианты, как: "игрушечка" и "игрушечный". В этих словах вы четко услышите - Ш, а значит и в самом слове "игрушка" нужно писать эту букву.

В слове "игрушка" есть буква Ш, которую можно спутать со звонкой буквой Ж ("игружка"). Для того чтобы не допустить ошибку, необходимо сделать проверку, которая состоит из двух способов:

  1. Подберем однокоренные слова, в которых после буквы Ш будет идти гласная, например, игрушечка, игрушечный, (нет) игрушек
  2. Сделаем морфемный разбор слова:

"игрушк-" - основа слова

Как раз-таки из суффикса "-ушк-" следует, что пишем букву Ш.

Слово Аллегория оказывается существительным женского рода и первого склонения в котором выделим окончание -Я: Аллегория-Аллегорией-Аллегорию.

Ударение в нем падает на третий слог: аллегОрия.

Корнем слова оказывается морфема АЛЛЕГОРИ-: Аллегорический.

Обратим внимание, что в этом корне имеется безударная гласная А, безударная гласная Е и сдвоенные согласные Л, а само слово можно ошибочно написать как ОЛИгория.

Проверить безударные гласные а также согласные Л в слове Аллегория мы не можем, слово целиком заимствованное из древнегреческого языка и подлежит запоминанию.

Буквально слово означает иносказание, переносный смысл.

  • Для проверки слова "лёгкий" существует правило о правописании согласных в корне.

Для этого надо подобрать однокоренное слово, в котором этот согласный стоял бы перед гласным, например -леГкий - леГок. Четко слышится согласный Г. Правильно пишется - лёгкий.

Девочка рассказывала стихотворение, от волнения на лице у неё появился легкий румянец.

  • Зелёный - для проверки написания согласной буквы в первом слоге (е или и), надо изменить слово так, чтобы на первый слог падало ударение, например: зелёный - зЕлень, четко слышен звук Е. Правильно пишется - зелёный.

Пешеходы ждали когда загорится зеленый свет, чтобы перейти спокойно улицу.

  • Летит - в этом слове можно ошибиться в написании гласной в первом слоге (е или и), также, как и в предыдущем слове, к слову летит подберем проверочное слово так, что бы на эту гласную падало ударение, например: летит- полёт, перелет. Выяснили, что правильно пишется гласная Е - летит.

На ночном небе хорошо видно как летит самолет, мигая огоньками.

  • Блестит- в этом слове надо проверить гласную в первом слоге (е или и). Подберем проверочное слово, так чтобы на эту гласную падало ударение: блестит - блЕск, ударение падает на гласную Е. Значит правильно писать - блестит.

Наташа всегда следит за порядком в доме, у неё все блестит от идеальной чистоты.

Слово Режим оказывается существительным мужского рода и второго склонения а потому выделим в нем нулевое окончание: Режим-Режима-Режимом.

Ударение в нем падает на второй слог: режИм.

Корнем слова оказывается морфема РЕЖИМ: Режимный.

Обратим внимание, что в этом корне имеется безударная гласная Е, а ударная И стоит после шипящей и слышится как Ы, а само слово можно ошибочно написать как рИжЫм.

Проверить безударную гласную в этом слове мы не можем и ее правописание запоминаем, а вот для ударной гласной И действует правило написания ШИ через И.

Не проверить, конечно, – правило применить. Согласно какому орфографическому правилу в середине существительного ПАЛЬЦЫ после буквочки Л пишется Ь (мягкий знак) – ведь не всегда он пишется после согласных мягких в середине слов, есть же буквосочетания ЧН (ночной), ЧК (бочка), НЧ (нянчить), НЩ (бакенщик), ЩН (помощник), РЩ (фонарщик), СТ (гости), НТ (кантик), ЗД (гвоздики), где буква Ь отсутствует, причём не только после Ч, Щ, обозначающих звуки мягкие, не имеющие парных твёрдых, но и после Н, Р, С, Т, обозначающих звуки мягкие, но имеющие парные твёрдые?

А правило, которое я имею в виду, связано с наличием (написанием) и отсутствием Ь как средства обозначения мягкости предыдущего согласного, в нём несколько пунктов.

В соответствии с пунктом первым мы буквочку Ь пишем после мягких согласных (кроме шипящих) на конце слов: ангажировать, морковь, заумь, впрямь, двигатель.

Пункт второй знакомит нас с написанием Ь для смягчения в середине словарных единиц. Его следует писать после согласных мягких, стоящих перед твёрдыми: письмо (после [с’] перед [м]), возьмут (после [з’] перед [м]), нянька (после [н’] перед [к]). Далее указывается, что при наличии подобных слов с Ь в родственных им лексемах (словах), а также словоформах данных лексем, в коих звук мягкий располагается в середине перед другим мягким, буквочку Ь сохраняем:

  • в лексемах письмецо, письменный, в словоформе о письме после [с’] перед [м’] Ь, имеющийся в слове письмо, сохраняется;
  • также сохраняется он в словоформах возьмёшь, возьмёте, о няньке – после [з’] и [н’] перед [м’] и [к’], ибо в словоформах возьму, возьмут, нянька, няньку его мы пишем в соответствии с правилом: после мягкого перед твёрдым.

Третий пункт касается мягкого звука [л’] в середине слов. После него Ь пишется всегда:

  • и перед твёрдыми: крыльцо, большой, аульный (после [л’] перед [ц], [ш] и [н]);
  • и перед мягкими: пильщик, аульчане (после [л’] перед [щ’] и [ч’]).

Вот этот третий пункт правила мы и применяем при написании словоформ пальцы, пальцев, пальцами и пр., а также однокоренных лексем пальчик, распальцовка: буквочка Ь после буквы Л пишется обязательно.

В последнем пункте данного правила перечисляются буквосочетания, пишущиеся без Ь независимо от того, перед каким звуком – твёрдым или мягким – располагается мягкий звук, который на письме хочется обозначить мягким знаком, но нельзя этого делать: будет нарушено правило орфографии (я эти буквосочетания назвала в начале ответа).

Для наглядности я составила табличку, подытоживающую сказанное.


Хочу обратить внимание учеников на то, что часть данного правила (о некоторых буквосочетаниях и о Ь на конце и в середине некоторых словарных единиц) изучается в начальных классах, а потом полное правило изучается в разделе (довольно объёмном в школьном курсе) «Фонетика» в классах 5 и 6 в теме «Обозначение мягкости согласных на письме), повторяется и обобщается в старших классах, но, к сожалению, это одно из тех правил, которые в меньшей степени усваиваются в школе.

В академическом Справочнике по орфографии и пунктуации это правило изложено ЗДЕСЬ. В справочнике немного шире изложен материал, много примеров и приводятся немногочисленные исключения и указываются вариативные написания некоторых слов.

Шоу пришлось основать собственную компанию и попытаться изготавливать астроджекс своими силами, пока в 2000 году за производство и международную дистрибуцию игрушки не взялась швейцарская компания Active People.

Разумеется, дети будут от Pleo в полном восторге, однако меркантильным взрослым наверняка покажется, что на такую сумму игрушка явно не тянет.

Были дома, которые законопослушные немцы смогли купить за копейки, были сервизы, из которых их потомки до сих пор пьют кофе, игрушки , в которые стали играть их дети.

Сказали, что Нюра вполне может делать нетяжелую домашнюю работу, может вязать, шить и клеить, например, ёлочные игрушки из бумаги.

Прошла коридором, узким и тесным от детских игрушек , велосипеда, лохани, сундуков, развалившегося ничейного шкафа.

Разобрать слово по составу, что это значит?

Разбор слова по составу один из видов лингвистического исследования, цель которого — определить строение или состав слова, классифицировать морфемы по месту в слове и установить значение каждой из них. В школьной программе его также называют морфемный разбор. Сайт how-to-all поможет вам правильно разобрать по составу онлайн любую часть речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, причастие, деепричастие, наречие, числительное.

План: Как разобрать по составу слово?

При проведении морфемного разбора соблюдайте определённую последовательность выделения значимых частей. Начинайте по порядку «снимать» морфемы с конца, методом «раздевания корня». Подходите к анализу осмысленно, избегайте бездумного деления. Определяйте значения морфем и подбирайте однокоренные слова, чтобы подтвердить правильность анализа.

  • Записать слово в той же форме, как в домашнем задании. Прежде чем начать разбирать по составу, выяснить его лексическое значение (смысл).
  • Определить из контекста к какой части речи оно относится. Вспомнить особенности слов, принадлежащих к данной части речи:
    • изменяемое (есть окончание) или неизменяемое (не имеет окончания)
    • имеет ли оно формообразующий суффикс?

    В начальных классах разобрать по составу слово — значит выделить окончание и основу, после обозначить приставку с суффиксом, подобрать однокоренные слова и затем найти их общую часть: корень, — это всё.

    * Примечание: Минобразование РФ рекомендует три учебных комплекса по русскому языку в 5–9 классах для средних школ. У разных авторов морфемный разбор по составу различается подходом. Чтобы избежать проблем при выполнении домашнего задания, сравнивайте изложенный ниже порядок разбора со своим учебником.

    Порядок полного морфемного разбора по составу

    Чтобы избежать ошибок, морфемный разбор предпочтительно связать с разбором словообразовательным. Такой анализ называется формально-смысловым.

    Шоу пришлось основать собственную компанию и попытаться изготавливать астроджекс своими силами, пока в 2000 году за производство и международную дистрибуцию игрушки не взялась швейцарская компания Active People.

    Разумеется, дети будут от Pleo в полном восторге, однако меркантильным взрослым наверняка покажется, что на такую сумму игрушка явно не тянет.

    Были дома, которые законопослушные немцы смогли купить за копейки, были сервизы, из которых их потомки до сих пор пьют кофе, игрушки , в которые стали играть их дети.

    Сказали, что Нюра вполне может делать нетяжелую домашнюю работу, может вязать, шить и клеить, например, ёлочные игрушки из бумаги.

    Прошла коридором, узким и тесным от детских игрушек , велосипеда, лохани, сундуков, развалившегося ничейного шкафа.

    Разобрать слово по составу, что это значит?

    Разбор слова по составу один из видов лингвистического исследования, цель которого — определить строение или состав слова, классифицировать морфемы по месту в слове и установить значение каждой из них. В школьной программе его также называют морфемный разбор. Сайт how-to-all поможет вам правильно разобрать по составу онлайн любую часть речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, причастие, деепричастие, наречие, числительное.

    План: Как разобрать по составу слово?

    При проведении морфемного разбора соблюдайте определённую последовательность выделения значимых частей. Начинайте по порядку «снимать» морфемы с конца, методом «раздевания корня». Подходите к анализу осмысленно, избегайте бездумного деления. Определяйте значения морфем и подбирайте однокоренные слова, чтобы подтвердить правильность анализа.

    • Записать слово в той же форме, как в домашнем задании. Прежде чем начать разбирать по составу, выяснить его лексическое значение (смысл).
    • Определить из контекста к какой части речи оно относится. Вспомнить особенности слов, принадлежащих к данной части речи:
      • изменяемое (есть окончание) или неизменяемое (не имеет окончания)
      • имеет ли оно формообразующий суффикс?

      В начальных классах разобрать по составу слово — значит выделить окончание и основу, после обозначить приставку с суффиксом, подобрать однокоренные слова и затем найти их общую часть: корень, — это всё.

      * Примечание: Минобразование РФ рекомендует три учебных комплекса по русскому языку в 5–9 классах для средних школ. У разных авторов морфемный разбор по составу различается подходом. Чтобы избежать проблем при выполнении домашнего задания, сравнивайте изложенный ниже порядок разбора со своим учебником.

      Порядок полного морфемного разбора по составу

      Чтобы избежать ошибок, морфемный разбор предпочтительно связать с разбором словообразовательным. Такой анализ называется формально-смысловым.

      Шоу пришлось основать собственную компанию и попытаться изготавливать астроджекс своими силами, пока в 2000 году за производство и международную дистрибуцию игрушки не взялась швейцарская компания Active People.

      Разумеется, дети будут от Pleo в полном восторге, однако меркантильным взрослым наверняка покажется, что на такую сумму игрушка явно не тянет.

      Были дома, которые законопослушные немцы смогли купить за копейки, были сервизы, из которых их потомки до сих пор пьют кофе, игрушки , в которые стали играть их дети.

      Сказали, что Нюра вполне может делать нетяжелую домашнюю работу, может вязать, шить и клеить, например, ёлочные игрушки из бумаги.

      Прошла коридором, узким и тесным от детских игрушек , велосипеда, лохани, сундуков, развалившегося ничейного шкафа.

      Разобрать слово по составу, что это значит?

      Разбор слова по составу один из видов лингвистического исследования, цель которого — определить строение или состав слова, классифицировать морфемы по месту в слове и установить значение каждой из них. В школьной программе его также называют морфемный разбор. Сайт how-to-all поможет вам правильно разобрать по составу онлайн любую часть речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, причастие, деепричастие, наречие, числительное.

      План: Как разобрать по составу слово?

      При проведении морфемного разбора соблюдайте определённую последовательность выделения значимых частей. Начинайте по порядку «снимать» морфемы с конца, методом «раздевания корня». Подходите к анализу осмысленно, избегайте бездумного деления. Определяйте значения морфем и подбирайте однокоренные слова, чтобы подтвердить правильность анализа.

      • Записать слово в той же форме, как в домашнем задании. Прежде чем начать разбирать по составу, выяснить его лексическое значение (смысл).
      • Определить из контекста к какой части речи оно относится. Вспомнить особенности слов, принадлежащих к данной части речи:
        • изменяемое (есть окончание) или неизменяемое (не имеет окончания)
        • имеет ли оно формообразующий суффикс?

        В начальных классах разобрать по составу слово — значит выделить окончание и основу, после обозначить приставку с суффиксом, подобрать однокоренные слова и затем найти их общую часть: корень, — это всё.

        * Примечание: Минобразование РФ рекомендует три учебных комплекса по русскому языку в 5–9 классах для средних школ. У разных авторов морфемный разбор по составу различается подходом. Чтобы избежать проблем при выполнении домашнего задания, сравнивайте изложенный ниже порядок разбора со своим учебником.

        Порядок полного морфемного разбора по составу

        Чтобы избежать ошибок, морфемный разбор предпочтительно связать с разбором словообразовательным. Такой анализ называется формально-смысловым.

        Родственные для «игрушка» слова — это лексемы, близкие по смыслу, с корнем –игр–, принадлежащие к разным частям речи. игрушка — существительное, корень слова — игр, имеет следующие однокоренные слова:

        1. беспроигрышный
        2. выигрышно
        1. выигрышный
        2. доигрывание
        1. долгоиграющий
        2. заиграться
        1. заигрывание
        2. заигрыванье
        3. игорный
        4. игральный
        5. игрануть
        6. играный
        7. играть
        8. играючи
        9. играющий
        10. игрец
        11. игривость
        12. игривый
        13. игристый
        14. игрок
        15. игротека
        1. игрочок
        2. игрунок
        3. игрунчик
        4. игрунья
        5. игрушечка
        6. игрушечник
        7. игрушечность
        8. игрывать
        9. игрываться
        10. контригра
        11. медиапроигрыватель
        12. наигранность
        13. наигранный
        14. наиграно
        15. переигровка
        1. переигрывание
        2. проигравший
        3. проиграть
        4. проигрыватель
        5. проигрывать
        6. проигрыш
        7. проигрышно
        8. проигрышный
        9. разыгрывать
        10. розыгрышный
        11. сыгрануть
        12. сыграный
        13. сыгровка
        14. электропроигрыватель

        Слова с омонимичными корнями

        Важно! Не являются однокоренными, омонимичные корни имеют одинаковое написание, но разное лексическое значение.

        1. безвыигрышный
        2. беспроигрышность
        3. выиграть
        4. выигрывать
        5. выигрыш
        6. доиграть
        7. доиграться
        8. доигрывать
        9. доигрываться
        10. заигранный
        1. играться
        2. игрище
        3. игровой
        4. игрочишка
        5. игрун
        6. игрунка
        7. игрушечница
        8. игрушечный
        9. наиграть
        10. наиграться
        1. наигрывать
        2. наигрыш
        3. невыигрышный
        4. переиграть
        5. переигрываться
        6. поигрывать
        7. проигранный
        8. проиграться
        9. проигрывание
        10. проигрываться

        Обратите внимание, что среди однокоренных слов не всегда можно найти проверочные слова.

        Читайте также: