Кощей начало водяной игрушка

Обновлено: 12.05.2024

Это первый полнометражный мультфильм с героями вселенной известного мультсериала «Сказочный патруль». Зрители узнают главную тайну бессмертия Кощея и подлинную цель его исканий. Об этом герое ходило множество легенд и мифов, но никто до сих пор не знает его настоящую историю.

28 сентября в широкий прокат вышел первый полнометражный анимационный фильм «Кощей. Начало» по вселенной популярной мульт-франшизы «Сказочный патруль». Постановщиком анимации выступил Андрей Колпин, а сюжет сочинили Мария Парфёнова, Антон Ланшаков и Евгений Головин. В продюсерах этой анимации значатся Евгений Головин, Роберт Гндолян, Татьяна Цыварева, художниками выступают Татьяна Петровска, Андрей Осадчих и Андрей Ромашихин, а музыку сочинил дуэт композиторов Сергея Боголюбского и Дарьи Ставрович. Производством занималась студия «Паровоз», до 2016 года существовавшая под названием «Му». Ранее здесь создавались такие хиты, как «Лео и Тиг» и «Бумажки», рассчитанные на самых маленьких.

Идея «Кощея» выросла из мультсериала «Сказочный патруль», посвященного трем юным волшебницам. Зрителям новой анимации также предстоит познакомиться с прекрасной циркачкой Мэй и её братом, мальчиком-пандой Бао, узнать, как в юности выглядела и чем занималась Ядвига Петровна, известная нам как Баба Яга (искала приключения на Цыпе – избушке на курьих ножках). А также выяснить новые подробности из жизни Водяного, Кота Ученого, котофеечек и множества других удивительных обитателей Сказочной страны, где герои разных «национальностей» живут дружно и весело.

Действия мультфильма не ограничены пределами Мышкина. Появилось много новых персонажей, но присутствуют и знакомые — девочки-волшебницы, Василиса Васильевна, Баба Яга и другие. Зрителям откроются события далекого прошлого, и легенда о древнем пророчестве вновь приобретает реальные очертания. В центре — история любви. Одна судьбоносная встреча превращается в смелое путешествие. Героям предстоит пройти через множество испытаний, чтобы по-настоящему найти себя и обрести друг друга.

А начнётся история про давние времена, где бок о бок на Земле жили обычные люди и сказочные существа. Кругом царило добро и свобода, время текло медленно и размеренно. Однако этот покой нарушил Белый Призрак — беспощадный монстр, который убивает все живое. Несчастья и страдания пришли и в Дивноземское княжество. Но молодой воин, Кощей, прибывает в столицу княжества в поисках безжалостного монстра — Белого призрака. Когда-то Кощей поклялся отомстить за гибель близких и уничтожить чудовище. В столице Кощей встречает юную волшебницу — циркачку Мэй. Волею случая они оказываются в Дикоземье, где им предстоит пережить ряд приключений, преодолеть многочисленные испытания, спасти мир и доказать, что настоящая любовь — бессмертна.

Новый взгляд на одного из самых известных персонажей славянских сказок — Кощея Бессмертного. Если в народных произведениях «Марья Моревна» и «Царевна-лягушка» он был отодвинут на второй план, то теперь находится в центре повествования, представая вовсе не отталкивающим чародеем, а харизматичным юношей. Молодой зеленоглазый красавчик Кощей гоняет на байке и борется со злом. За плечами у него меч-кладенец, заточенный на великое дело. Правда, у него острое не только лезвие, но и язык. Кладенец болтливый и трусливый. Ну, а храбрым он быть не обязан. Подвиги совершает Кощей, пока старается спасти любимую. Он молодой, говорит твердо и уверенно. Гордый одиночка, который жаждет мести, пока не встречает на своем пути любовь. Она не встретил свою любовь, которая превращает эгоистичного воина в благородного героя и помогает спасти сказочное Дивноземье.

«Это самый загадочный фольклорный герой, который в первоисточниках неоднозначный: хороший он или плохой – это загадочная история», – уточнила сценарист Мария Парфенова.

«Мы показываем путь, как Кощей преодолел в себе все отрицательные качества, как эта история его любви, история спасения мира, преобразила его, как он, наоборот, стал добрым», — выделил замысел режиссер Андрей Колпин.

Красочная анимация, исполненная в лучших традициях многобюджетных западных аналогов. Визуальный ряд позволит на полтора часа погрузиться в настоящую сказку. Это огромная анимационная вселенная, которую населяют более 150 волшебных существ и иллюстрируют примерно 50 красочных фантастических локаций. Каждая живописная деталь здесь оригинальна и выразительна, а вместе они создают у зрителя впечатление «ожившей картины» – именно такого эффекта старалась добиться команда. Такая тщательная проработка потребовала от студии «Паровоз» расширения штата и привлечения новых специалистов, в том числе аниматоров из Испании, Франции, Канады, Новой Зеландии, Индии, Египта, Бразилии, Перу, Мексики, Аргентины, Таиланда, Белоруссии и других стран. В общей сложности над созданием мультфильма «Кощей. Начало» трудилась международная команда из более, чем 500 человек. Порядка ста из них регулярно работали вместе в опенспейс-пространстве студии, которое тоже пришлось расширить до 500 квадратных метров.

В давние времена люди и сказочные существа жили вместе. Пока в Дивноземское княжество не нагрянул Белый призрак — «правая рука» безжалостного Ледяного монстра, способного уничтожить весь мир. Лишь одному герою под силу остановить чудище. Он молод, силен, красив, а еще водит байк. Его зовут Кощей.

Кощей

Кощей

Кощей

Непревзойденный воин, сдержанный, спокойный, немного саркастичный. Владеет волшебным мечом Кладенцом. Ему не нужны лишние слова, за него говорит его ловкость, воинское мастерство и болтливый Кладенец. Кощей всецело предан своей главной цели — найти и уничтожить Белого призрака, погубившего его родных. Но встреча с юной волшебницей Мэй меняет его жизнь. Любовь делает из Кощея не просто воина, а настоящего ГЕРОЯ, способного спасти мир.

Мэй

Мэй

Мэй

Юная и прекрасная дриада, волшебница, способная управлять силами природы, непревзойденная акробатка и звезда бродячего цирка. Мэй — отзывчивая, добрая, решительная и жизнерадостная девушка. Она обладает удивительным и редким волшебным даром — исцелять своей жизненной энергией, которым Мэй щедро делится со всеми нуждающимися.

Бао

Бао

Бао

Приемный брат Мэй, мальчик восьми-девяти лет, мечтает стать великим воином, героем. Бао обладает неуемной жизнерадостностью и необычным умением: он может превращаться в панду. Удивительно, как много в жизни ситуаций, когда это умение буквально спасает жизнь. Бао мечтает о подвигах, любит сестру, музицирует, закален цирковой жизнью.

Меч Кладенец

Меч Кладенец


Говорящий меч. Болтун, хвастун, врунишка и трус. Боится затупиться в бою, поэтому старается уклониться от сражений и просто «уболтать» противника. Обожает «острить», сыпать ехидными шуточками и эпиграммами. Кладенец гордится тем, что он заточен для «великой миссии», правда точно не знает для какой. Лучший и единственный друг Кощея. Мечтает о всеобщем признании и славе.

Водяной

Водяной

Водяной

Незадачливый воришка и мелкий шулер. Шутник, балагур и исполнитель частушек. Умеет битбоксить. Несмотря на «плохие» наклонности, добрый и отзывчивый. Ворчит, но помогает.

Князь Белояр

Князь Белояр

Князь Белояр

Младший брат верховного князя. Умелый воин, успешный политик. Импозантный, честолюбивый. Прекрасно владеет ораторским искусством и умеет расположить к себе любого, кто может послужить его целям. Любимец прекрасного пола.

Яга (Ядвига)

Яга (Ядвига)

Яга (Ядвига)

Молодая колдунья, вольная ведьма. Она умеет видеть будущее. Умна, доброжелательна, обладает специфическим чувством юмора. Путешествует по волшебному лесу в избушке на курьих ножках (в прямом смысле этого слова, избушка установлена на гигантском сказочном цыпленке). Яга (Ядвига) готова помогать попавшим в беду героям, но старается держаться подальше от людей.

Василиса

Василиса

Василиса

Ректор «Волшебного колледжа». Не бесконечно-могущественная волшебница. Умна, сдержанна, немногословна, очень уверена в себе. Внешне красива и холодна, но в душе — огонь.

Сказочный Патруль
Сказочный Патруль

Аленка, Варя, Маша и Снежка — лучшие выпускницы волшебного колледжа из мультсериала «Сказочный патруль», приручившие силы огня, воздуха, земли и воды.

Мультфильм «Кощей. Начало» пиарится на традиционных для русского народа сказочных персонажах и образах, при этом по форме и стилю подачи перед нами достаточно слабое подражание Диснеевской анимации с клиповым повествованием.

Кроме того, авторы безосновательно сделали главным положительным героем мультфильма классического злого персонажа Кощея. Такие смысловые манипуляции по своей сути являются информационными диверсиями, нацеленными на размытие культурного кода.

Мнение (подробно)

Если для детей сказки – это всегда в первую очередь развлечение, то для взрослых сказки – это инструмент формирования мировоззрения ребёнка. Через истории про смелых богатырей, мудрых принцесс и страшных драконов можно донести до ребёнка представления о том, как надо преодолевать трудности, находить друзей, проявлять смекалку, трудиться, не поддаваться своим страхам и многому другому.

Одной из самых важных задач сказок – является формирование навыка различения добра и зла, понимания того, что в мире есть хорошее и плохое, полезное и вредное. Именно с этой целью злых персонажей по типу Змея Горыныча, Кощея, Водяного, Кикиморы, Лешего – всегда в русском фольклоре наделяли отталкивающей внешностью, чтобы ребёнок сопоставлял образ этих героев с их поведением, внутренними качествами и видел причинно-следственные связи.

Многое, из того, что запоминается нам в детстве, остаётся на всю жизнь и служит своеобразными маяками, которые в дальнейшем помогают ориентироваться в разных жизненных обстоятельствах. Но что будет, если взять и один из маяков подменить, перекрасив его в другой цвет? Например, ребёнку, выросшему на классических сказочных историях, рассказать о том, что Кощей совсем не страшный злодей, похищающий девушек и разоряющий сёла, а вполне себе милый малый – добрый, весёлый, сообразительный, смелый, отважный и так далее. И бессмертным он стал, спасая других и жертвуя собой, а не спрятав свою душу в иглу, которую заточил в сундуке.

Скорее всего, такая подмена вызовет в голове ребёнка нарушение логичности и целостности полученных им представлений, и как следствие - возникновение калейдоскопа и целого вороха неопределённостей и противоречий в психике. Ведь как сопоставить то, что один и тот же герой – одновременно и злой, и добрый, и спасает, и убивает, и помогает, и вредит? Думающий взрослый человек способен критически проанализировать просмотренные произведения и выбрать что-то одно, а другое отринуть или пометить как «сомнительное», «глупое», «вредное». Но ребёнок тем и отличается от взрослого, что он ещё не способен к анализу сложных произведений и сам без помощи взрослых точно этим заниматься не будет. В результате целостность его мировоззрения от рассказа про «доброго Кощея» будет серьёзно нарушена.

После такой вводной части можно перейти к обсуждению мультфильма «Кощей. Начало»

По форме подачи – это классический Голливуд с обилием юмора (где-то хорошего, где-то глупого), мемов, заимствований и отсылок к другим произведениям, постоянным мельканием событий , кислотными цветами оформления, сумбурным повествованием и так далее.

Количество основных действующих лиц здесь приближается к 20, из-за чего успеть понять, как они все между собой взаимосвязаны, достаточно сложно. Тем более, что герои куда чаще скачут, дерутся или куда-то летят, чем разговаривают друг с другом и объясняют свои поступки.

Мне лично такой подход не нравится, так как считаю, что продукция для детей должна быть выполнена в форме достаточно размеренного и спокойного повествования, раскрывающего одну или пару основных идей (что не отменяет юмора, спецэффектов и прочего – просто всё должно быть в меру).

Это необходимо для того, чтобы ребёнок мог лучше осознавать то, что происходит на экране, успевал следить за сюжетом, оценивать события и тем самым привыкал вдумчиво взаимодействовать с медиаинформацией. Если же ребёнка «кормить» такими мультфильмами, да ещё и не разъяснять ему, что к чему, то скорее всего у него будет формироваться клиповое мышление. Он будет выхватывать отдельные куски, шутки, события, но целостного понимания не будет.

Тем не менее, если с уровня взрослого разобраться в содержании и посыле произведения, то общий сюжет, на первый взгляд, достаточно поучительный. Есть страшные злодеи – Белый призрак и Ледяной монстр, и они хотят захватить мир Дивноземья, в котором люди обитают совместно со сказочными существами. Есть добрые персонажи – ловкий и смелый юноша Кощей, красивая волшебница Мэй и их сказочные друзья: Меч-кладенец, Ковёр-самолёт, Водяной, Баба Яга, Кот учёный, Василиса Премудрая, ведьмы из Сказочного патруля, князья Белояр и Володар, Лихо и так далее.

Если бы все герои истории были новыми персонажами, выдуманными авторами для своего мультика, то общая логика сюжета, как уже отмечено, была бы вполне созидательной. Но проблема в том, что создатели мультфильма сделали целый винегрет из всем известных сказочных существ, при этом произвольно распределив их по «командам», без учёта прошлого амплуа персонажей (или целенаправленно нарушив логику).

В результате чего архетипичные злодеи - в первую очередь сам Кощей (также Водяной, Лихо) - здесь оказались главными положительными героями. А это приводит к тому, о чём написано в первой части этой рецензии – в глазах юных зрителей, знакомых с классическими сказочными сюжетами, происходит размытие понятий добра и зла, и как следствие они утрачивают различение.

При этом надобности называть главного героя Кощеем по сюжету никакой нет – его можно было назвать, как угодно, хоть Вася Пупкин – на сценарии это бы никак не отразилось. Но авторы мультфильма всё же использовали именно этот образ – либо с целью пиара на всем известных персонажах, либо осознанно с целью культурной диверсии, что более вероятно.

Есть в мультике и ещё одна «мина, замедленного действия» - то, как показана романтическая линия Кощея и девушки Мэй, обладающей даром лечения. И речь не столько про присутствующую поцелуйную тему с летающими сердечками (что выглядит примитивно), а о том, что по какой-то причине именно Мэй первая проявляет интерес к развитию отношений. В одном из эпизодов на 46-ой минуте мультфильма она откровенно клеится к Кощею, добиваясь от него взаимности. Он же смущается, теряется и радуется подвернувшейся возможности прекратить этот неловкий момент. В дальнейшем Кощей как положено проявляет свои мужские качества, а Мэй женские, но этот эпизод сильно выбивается из контекста и накладывает нехороший отпечаток на романтическую линию героев.

Также в негативную сторону следует отметить то, что в мультике очень много магии. Герои и злодеи достигают своих целей в основном не за счёт ума, науки, логики, а благодаря своим волшебным способностям. У Кощея из руки выстреливает трос (своеобразный аналог Человека-Паука или Скорпиона из «Смертельной битвы»), Мэй управляет растениями и умеет лечить, её младший брат превращается в боевую панду, Водяной путешествует через лужи, Василиса управляет Змеем-Горынычем, Баба Яга останавливает время и так далее.

Спрашивается – каким образом юным зрителям можно брать пример с таких персонажей? Какие таланты нужно в себе развить, чтобы научиться выпускать цепь из руки, управлять цветами или превращаться в панду?

А если убрать эти волшебные качества – останется ли что-то от персонажей, ведь их сюжет и характер в мультфильме раскрыт слабо, да и то во многих случаях с неоднозначной стороны. Тот же Кощей заявляет, что он «работает только на себя» - то есть, перед нами очередной герой-индивидуалист, привыкший противопоставлять себя окружающим. И нарисован он в большей степени как продукт Диснея, также как и девушка Мэй - с огромными глазами на пол-лица.

Тем не менее, есть в произведении и некоторые положительные моменты – например то, как создатели обыграли магические предметы. У Ковра-самолёта появилась приборная панель с навигацией, и он стал аналогом городского такси. Волшебный шар приобрёл черты современных сервисов видеосвязи. Меч-кладенец обзавёлся собственным голосом и характером – это, наверное, единственный персонаж, который проходит по ходу мультфильма заметное развитие, обретая смелость и веру в свои силы. Сам волшебный мир прорисован достаточно масштабно и интересно, правда, увидеть это можно только при замедленном просмотре.

Но вся эта красота, к сожалению, вряд ли будет полезна юному зрителю. Скорее, она поможет удержать его у экрана, в то время, пока в его психику будет сгружаться калейдоскоп всевозможных событий и героев, достаточно сомнительного качества.

Хочется поговорить об этом сказочном персонаже, вернее о том, почему он бессмертный. И я попробую разобраться, почему его бессмертие находится на конце иглы?

В наших сказках часто говорится о том, что Кощея можно победить, если знать, где находится его смерть, а далее перечисляется: что она находится на конце иглы, игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце. Кажется, что просто это набор сказочного перечисления, чтобы усложнить работу главного героя, Ивана-Царевича, который хочет победить Кощея и разрушить Кощеево царство. Но это лишь на первый взгляд.

Кощей, как сказочный персонаж.

С одной стороны Кощей - самый страшный, темный персонаж русских народных сказок, с другой стороны - пленник. И правда, он был пленником у Марьи Моревны, пока Иван Царевич не дал ему вдоволь напиться воды, из-за чего вернулась сила Кощеева.

Кощей появляется не в одной сказке, а сразу в нескольких. Это не простой персонаж, а, скорее всего космогонический миф, то есть миф происхождения мира из хаоса. Самое важное в этом мифе - это игла, на которой и сосредоточены жизнь и смерть данного персонажа. Было бы просто, если б игла была сама по себе. Но игла должна в чем-то храниться. В данном случае - это яйцо. А что означает яйцо?

Значение яйца.

Яйцо - это жизнь, это скорое рождение чего-то упорядоченного из хаоса. В яйце должен быть желток - символ солнца и зародыш - символ самой жизни. Что может быть прекраснее в этих символах?

Но в данном яйце нет ни солнечного света, нет ни жизни в виде зародыша. Есть лишь игла, и ничего более. А главный герой сказки обязательно находит это яйцо и берет власть над жизнь и смертью темного персонажа в свои руки.

Вечный вопрос: быть, или не быть? Вечная борьба между добром и злом заканчиваются в один момент, рушатся оплоты кощеевы и наступает Золотой век, а все герои счастливо живут дальше.

А как они живут дальше - в сказках нет продолжения, и остается только предполагать, что счастье их длится вечно. Но это в сказке, а в жизни так не бывает. Добро и зло, жизнь и смерть всегда присутствовали в нашем бытие, и как белое и черное, эти две противоположности не могут существовать друг без друга: не может быть жизнь без смерти, не может быть в мире только добро. Вечная борьба этих двух противоположностей заставляет прогресс двигаться вперед, то есть становится движущей силой для человечества.

Иван Царевич побеждает Кощея, и это символ победы добра над злом. Но так как в сказке, в жизни не бывает. В сказках добро всегда побеждает зло, в жизни - далеко не всегда.

Теперь я хочу рассмотреть символизм всего того, что как "сфера в сфере" лежит друг в друге: игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке, сундук - на высоком дубе.

Яйцо - символ солнца, которое несет свет, радость. тепло и главное - переход из небытия в бытие. Это был самый простой дар для подношения языческим богам. С древних времен яйцо - символ первоосновы, начало начал, это то, с чего начинается происхождение бытия. Помните вопрос о том, что было раньше: яйцо, или курица? И как ни странно, на него имеется ответ: сначала было яйцо. В мифологии всего мира яйцо символизирует тайну сотворения мира, и оно возникло само по себе, но стало источником всего живого на Земле. Языческие традиции давно забыты, но праздник Пасха - это ничто иное, как символ жизни, возрождения и победы жизни над смертью. Теперь перейдем к утке, в которой, по сказке, находится яйцо.

Значение Утки.

Утка, уточка для древних славян - символ продолжения рода, поэтому в утке и находится яйцо - жизнь. Утица - символ семьи, семейного счастья, лада. Она же - творец Мира. Славяне часто ставили на стол деревянную посуду в виде утицы, из которой ели деревянными ложками всей семьей.

Еще утка выступает в роли тотема. В Иудаизме она является символом бессмертия. Таким образом утка, как символ, полностью взаимосвязана с яйцом и несет такую же функцию, как зарождение жизни, но при этом в более сложном значении. Утка, по сказке, находится в зайце. То есть нужно понимать, откуда происходит жизнь и бытие.

Значение Зайца.

А Заяц - это лунный символ. По данным ученых, Луна появилась одновременно с Землей. Жизненные циклы тесно взаимосвязаны с Луной. Приливы и отливы - это далеко не все, на что влияет земной спутник. На животных, растения и человека тоже влияет. У нас есть лунные календари посадки растений, так что урожай во многом зависит от того, в какое время человек посадил то, или иное растение. Волки - представители животного мира, воют на Луну. Что это? Генетическая память? А у женщин беременность длится 280 дней, то есть 10 лунных месяцев.

Директор Астрономической обсерватории имени В.П.Энгельгардта, профессор института физики КФУ Юрий Нефедьев, который несколько десятилетий изучает Луну, говорит, что на Луне могла быть жизнь, также там могла быть и примитивная атмосфера. Такие условия на Луне могли быть миллиарды лет назад, и вполне могли создаться условия для зарождения жизни на Луне. Вода, как считает профессор, обнаружена на некоторых спутниках планет Солнечной Системы, но жизнь пока нигде не обнаружена. Есть также предположение, что на Луне также была вода.

Нельзя не упомянуть и тот факт, что человек, с древних времен, не перестает смотреть на Луну, любоваться ею, рассматривать ее и изучать. Именно с Луной связаны воспоминания многих людей о своих первых чувствах ко второй половинке.

Древним людям казалось, что темные пятна Луны похожи на зайцев. Луна для них была символом плодовитости, потомства и циклического возрождения. В некоторых культурах заяц - это жертвенная и спасительная фигура, например, в буддийской легенде о зайце, который прыгнул в огонь, чтобы дать пищу голодному Будде.

Во многих восточных мифах заяц ассоциируется с женским циклом воспроизводства. Зайцы и в самом деле по природе своей очень плодовиты, и придание им подобного символизма вполне справедливо. А в европейской традиции пасхальный кролик приносит пасхальные яйца.

Некоторые североамериканские индейские племена рассматривали лунного зайца как сына великого Маниту.

Заяц также считается и тотемным животным.

Если зайца рассматривать в цепочке: заяц, утка, яйцо, то несомненно, идет полная взаимосвязь. Яйцо - жизнь, утка - это зарождение жизни, и заяц - плодовитость и цикличность жизни. Заяц, по сказке, находится в сундуке (ящике).

Значение сундука.

Что скрывать? Многим этот предмет знаком. У моей бабушки был большущий сундук, и для меня сам сундук уже был сказкой. Ну, во-первых, я не знала, что в нем лежит, это была такая тайна. Во-вторых, когда я была маленькой, мне страшно хотелось залезть в него и играть в нем. Он был большим, и я бы там поместилась без вопросов. В-третьих, на сундуке висел огромный замок. Я пыталась его открыть, но где от него ключ, я не знала, и пробовала совать в него спички, заколку, отвертку. Но замок был хорошим, и на мои попытки его открыть, не поддавался. А бабушка на мои вопросы о содержимом сундука отвечала: "Ничего там хорошего нет, старые вещи".

Старые вещи! Как мне хотелось на них посмотреть! Любопытство сжигало меня. Тайна сундука открылась для меня два года назад, после смерти бабушки. Несколько вещиц я взяла себе на память о ней.

Думаю, что любой сундук - это прежде всего тайна. В сундуках могут храниться не только старые вещи, но и ценности. Например, злато - серебро, или соболя - меха разные, а может быть, как в сказке говорится, мудрость народная. Такой мудростью могут быть книги.

Сундук - это не просто ящик с крышкой - это хранилище. Пираты и разбойники хранили свои сокровища, музыканты - свои музыкальные инструменты, художники - свои принадлежности и полотна, а все матери - приданое для своих дочерей.

Сундук имел и свое сакральное значение: в нем хранилась либо тайна, либо какая - то волшебная вещь. В русских народных сказках сундук хранит свою главную тайну - тайну смерти Кощея. Если сундук рассматривать в цепочке: сундук, заяц, утка, яйцо, то они также все вместе взаимосвязаны, так как сундук является хранилищем. Сундук расположен высоко, на ветвях дуба.

Значение дуба.

Дуб - это древо мира, или мировое дерево, или вселенское древо, в котором объединены все сферы мироздания. Это древо проходит через 3 мира (меры, мерности). Корни его уходят в мир мертвых, ствол находится в мире живых, или в нашем мире, а ветви тянутся в небо - в будущее (мир еще не родившихся).

Мировое древо также отождествляют с Мировой осью. Оно воплощает не только пространственные, но и временные координаты. Так например: "Стоит дуб, на дубу 12 сучьев, на каждом сучке по 4 гнезда". Речь идет о годе, о 12 месяцах и о 4 неделях в каждом месяце. Т.о. в этой загадке говорится о времени. И это верно. Существует 3 времени: прошлое, настоящее и будущее. Настоящее время очень коротко, а прошлое и будущее - это два основных времени, где настоящее время - всего лишь, связующий миг между ними.

В заговорах Мировое древо помещается в центре мира, на острове посреди океана, где посредине острова стоит камень Алатырь, а на камне Алатыре стоит дуб булатный,(или береза, кипарис, яблоня), а на ветвях его обитает сам Господь, когда входит в Рай, и святые - Богородица, архангел Михаил, Георгий, Илья - пророк. У корней же древа находятся демонические и хтонические существа: змей, бес, огнедышащий дракон, и они на цепи охраняют вход в царство мертвых. Дуб также оказывается в цепочке, и указывает время (меру), в котором находится сундук. Осталось узнать, что означает игла?

Значение иглы.

Игла - это приспособление, которым можно шить, вышивать, и создавать разные вещи: одежду, белье, шторы, скатерти, игрушки и т.д. Но, одновременно, это игла, которая может не только уколоть, но даже навредить здоровью. То есть в образе самой иглы уже заложен смысл добра и зла. И они находятся вместе, на одном пространстве, в одном яйце, то есть они появляются на свет из яйца одновременно. И Иван Царевич должен добыть это яйцо, разбить его и переломить иглу. Таким образом добро и зло разделятся и зло будет побеждено, а Кощей должен будет исчезнуть, и его Кощеево Царство разрушится.

Таким образом, Кощей не может быть смертным, пока игла, содержащая добро и зло вместе, не будет переломлена. А чтобы никто не смог добраться до этого места, Кощей разместил сундук на ветвях Мирового дерева - Дуба. А значит это, что сундук существует в другом измерении, в другой мере, или в будущем, так как ветви древа - символ будущего.

Когда это произойдет, на Земле наступит Золотой век, люди будут жить счастливо и долго.

28 октября одновременно в кинотеатрах и на «КиноПоиск HD» вышел полнометражный мультфильм «Кощей. Начало» от студии «Паровоз». Речь в нём, как понятно уже из названия, идёт о становлении известного героя русских сказок. Изначально релиз картины планировался на больших экранах, но из‑за локдауна планы создателей изменились.

«Кощей. Начало» задуман как часть вселенной мультсериала «Сказочный патруль», рассказывающего о приключениях юных волшебниц, которые владеют силами четырёх стихий — тут поклонники «Клуба Винкс» должны были немного напрячься. И это выглядит как промах студии — ведь многие будут смотреть мультфильм, не зная о его истоках.

Но даже если вы в курсе, кто такие Алёнка, Варя, Маша и Снежка, вам, как и автору этого текста, легче не станет. Ведь создатели фильма приберегли в рукаве немало способов помучить зрителя.

До тошноты яркий визуал и музыкальная солянка

В абстрактном сказочном княжестве живёт храбрый воин по имени Кощей. Он одержим идеей отомстить Белому призраку — злому существу, погубившему его родных. Но для этого ему сначала нужно раздобыть особый артефакт — ключ Забвения. След приводит героя к дриаде Мэй и её младшему брату Бао, и вместе они пускаются в авантюрное путешествие в поисках реликвии.

Забавно, что сюжет мультфильма укладывается в несколько предложений, хотя плотность событий зашкаливает. Но вот парадокс: при этом не пропадает ощущение, будто на экране ничего толком не происходит.

Всё потому, что основной конфликт можно было бы раскрыть за 20 минут. Но создателям нужно было как‑то растянуть хронометраж, поэтому оставшееся время они заполнили бессмысленными деталями, не имеющими отношения к истории.

Кадр из фильма «Кощей. Начало»

Если смотреть «Кощея» больше 20 минут, можно получить приступ мигрени от тошнотворного обилия ярких цветов и быстро сменяющих друг друга пёстрых локаций. В лучшем случае зритель почувствует себя младенцем, перед лицом которого беспрестанно трясут погремушкой. В общем, если авторы задались целью создать самый раздражающий визуал в мире — им отлично это удалось.

Но этим дело не ограничивается: создатели решили по максимуму воздействовать не только на глаза, но и на уши зрителей. В этом музыкальном бардаке смешалось буквально всё. Хотите кельтские мелодии? Пожалуйста. Азиатские мотивы? Не обойдётся и без них.

В мультфильм вставили даже очень странный музыкальный номер в духе болливудских кинолент — хотя, кто знает, вдруг он задумывался как тонкая отсылка к «Скотту Пилигриму». Фильмы о Гарри Поттере, «Луни Тюнз» — это ещё не все ассоциации, которые придут вам в голову, когда вы попытаетесь вслушаться в музыкальный ряд.

Клише на клише и бесстыжие заимствования

В то же время «Кощей. Начало» в некотором смысле порадует тех, кто любит подмечать детали. Например, можно вести подсчёт каждый раз, когда на экране появляется очередное клише. Скажем, герои пытаются поцеловаться, но их всё время прерывают. Или тот, кто был злодеем, оказался хорошим, а вроде бы положительный персонаж, наоборот, раскрылся как плохиш.

Кадр из фильма «Кощей. Начало»

Либо можно уподобиться персонажу Леонардо Ди Каприо, Рику Далтону, и бодро указывать на экран, когда увидите там элемент, позаимствованный из другого фильма. Пленённого персонажа приковывают точь‑в‑точь как Тай Лунга из «Кунг‑фу Панды». В какой‑то момент начнётся нелепая сцена с участием рыб — копий героев «Подводной братвы». А на фоне один раз промелькнёт потерянный родственник Кролика из диснеевского «Винни‑Пуха».

Хотя самое большое заимствование ленты, конечно, сам Кощей — микс Геральта из Ривии и Флина Райдера, если бы из последнего выкачали всё обаяние. Картину довершают четыре героини «Сказочного патруля» — мультфильма‑плагиата «Клуба Винкс».

Синдром одинаковых лиц и «деревянная» анимация

Фильм отчаянно мимикрирует под работы Disney: это видно и по вокальным вставкам, и по тому, как старательно художники копируют стиль рисования людей. На самом деле в диснеевских картинах героев, особенно женщин, и правда часто изображают довольно типично: слишком детские черты лица, небольшой курносый нос и гигантские глаза.

Именно за это, кстати, критиковали обе части «Холодного сердца», где главные героини — Анна и её сестра Эльза — выглядели почти идентично, различались лишь причёски и одежда.

Кадр из фильма «Кощей. Начало»

Иногда доходит до смешного, как в случае с одной из недавних диснеевских работ — «Райя и последний дракон». Тогда в Сети шутили, что даже драконше Сису нарисовали лицо Эльзы. Хотя постепенно студия, кажется, что‑то осознаёт: так, в предстоящем «Энканто» в центре внимания окажется девушка с чуть более необычной внешностью, чем мы привыкли.

Между тем студия «Паровоз» продолжает рисовать своим персонажам одни и те же смазливые лица. И это ещё полбеды: мимика при этом у них, мягко говоря, маловыразительная. Кстати, герои Disney, которыми так явно вдохновились создатели, пусть и похожи друг на друга, но выглядят совершенно живыми: они выразительно смеются, плачут, дурачатся и злятся.

Кадр из фильма «Кощей. Начало»

Тут невольно переносишься мыслями на девять лет назад, когда на экраны вышел мультфильм студии Pixar «Храбрая сердцем». Тогда целая команда аниматоров трудилась над физикой движения волос принцессы Мериды. Чтобы кудри выглядели в точности как настоящие, художники разработали несколько вариантов завитков.

Стоит ли говорить, что результат вышел превосходным. В «Кощее» же волосы и плащ Мэй живут своей, отдельной от хозяйки жизнью. Причём уж очень малоподвижной.

Ничего русского в сказке о Кощее

В своё время российский блогер Руслан Усачев ругал «Три богатыря на дальних берегах» за то, что в одной из сцен в избе в Древней Руси висит зеркало. Так вот, по сравнению с «Кощеем» это просто ерундовая придирка.

Ведь ни в самих персонажах, ни в том, что их окружает, нет вообще ни капли аутентичности. Да, номинально тут есть Кощей, водяной, меч‑кладенец, Баба‑яга и прочие персонажи славянской мифологии. Только вот в их образах нет совершенно ничего русского.

Ничто во внешности героя не выдаёт в нём знакомого по сказкам Кощея — пусть и молодого. Он просто смазливая бесхарактерная болванка, к которой можно подставить любое имя. Его могут звать Кощей, а могут — Юджин Фицерберт или Робин Гуд.

Кадр из фильма «Кощей. Начало»

И это больше всего раздражает и в то же время печалит. Волшебная «Тайна Коко» с головой погружала зрителя в мексиканскую феерию, выбрав главной темой экзотический для европейской культуры праздник — День мёртвых.

В «Храброй сердцем» авторы кропотливо воссоздавали атмосферу древней Шотландии. И ради одного лишь платья они сначала сделали реальный образец материи, а впоследствии в точности дублировали его на компьютере. А ведь за этими мультфильмами в основном стоят люди, для которых эти культуры даже не родные.

В нашем же случае, имея богатейшую славянскую мифологию, мы получаем «Кощея», в котором главный герой передвигается на мотоцикле без малейшей на то причины — это вам не «Вперёд» от Pixar, где каждая современная деталь сказочного сеттинга оправданна и имеет смысл. А Баба‑яга в этом мультфильме пиратка — разумеется, просто так, смысла в этом нет.

Кадр из фильма «Кощей. Начало»

Критикуя анимацию, часто можно услышать: зачем придираться к мультфильму, целевая аудитория которого — дети 4–12 лет. Да, скорее всего, совсем маленьким зрителям этот мультик даже понравится: их заворожит приторный визуал и назойливая музыка.

Но если вы ответственный родитель, которому важно, что смотрит ребёнок, знайте: нет вообще никакой разницы, пойти в кино на «Кощей. Начало» или дать ребёнку включённый YouTube с тоннами яркого, залипательного, а порой и вредного контента.


*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Читайте также: