Кроссворд на тему дымковская игрушка с ответами

Обновлено: 15.05.2024

Заполнив горизонтальные строки кроссворда, в выделенных вы сможете прочитать название русского праздника – торга (ярмарки), на котором все посетители от мала до велика считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку или берестяную дудку.

ВложениеРазмер
izo_krossvord.docx 12.86 КБ
krosvord.pptx 181.02 КБ

Предварительный просмотр:

Решение кроссворда по теме «Народно-прикладное искусство в работе с детьми». Заполнив горизонтальные строки кроссворда, в выделенных вы сможете прочитать название русского праздника – торга (ярмарки), на котором все посетители от мала до велика считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку или берестяную дудку.

  1. Гжель всем нравится своим цветом. Какой он? (Синий.)
  2. Основной материал, из которого изготавливают изделия в селе Полховский Майдан. (Дерево.)
  3. Материал, из которого изготавливают дымковскую игрушку. (Глина.)
  4. Название промысла, для которого характерно изготовление подносов. (Жостово.)
  5. Благодаря этому цвету хохлому часто называют так. (Золотая.)
  6. Обобщающее слово, которым можно назвать изделия мастеров Дымково Филимоново, Каргополья. (Игрушка.)
  7. Профессия мастеров, чьими руками изготовлялись глиняные расписные игрушки в одном из главных культурных центров русского Севера в Каргополье. (Гончар.)
  8. Поскольку изделия малой декоративной пластики (изделия дымковских каргопольских, филимоновских мастеров) являются объемными, то к какому виду пространственных искусств из можно отнести? (Скульптура.)
  9. Предмет домашней утвари, которым особенно прославились Городецкие мастера. (Прялка.)
  10. Итак, ярмарка эта называется свистуньей.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

С И Н И Й Д Е Р Е В О Г Л И Н А Ж О С Т О В О З О Л О Т А Я И Г Р У Ш К А Г О Н Ч А Р С К У Л Ь П Т У Р А П Р Я Л К А

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


План-конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками в средней группе Тема: «Народно-прикладное искусство- Дымка. Филимоновская игрушка».

Тема: «Народно-прикладное искусство- Дымка. Филимоновская игрушка».


Мастер - класс для педагогов на тему: Здоровьесберегающие технологии - нетрадиционные формы работы с детьми дошкольного возраста.

Мастер - класс "Удивительные камешки МАРБЛС".


МАСТЕР – КЛАСС для педагогов на тему «Ритмопластика как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста в рамках здоровье сберегающих технологий»

laquo;Ритмопластика как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста в рамках здоровье сберегающих технологий».


Мастер – класс для педагогов на тему: "Использование интеллект-карт в работе с детьми в образовательном процессе"

Мастер – класс для педагогов на тему: «Использование интеллект-карт в работе с детьми в образовательном процессе».


Статья "Народно – прикладное декоративное искусство, как часть патриотического воспитания."

Народное искусство глубоко воздействует на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений. Ознакомление с произведениям.


Консультация для родителей «Народно-прикладное декоративное искусство в жизни детей»

Материал для ознакомления родителей как помочь детям в домашних условиях пополнить и углубить знания о народных промыслах.


Мастер-класс для педагогов на тему: "Нетрадиционная техника рисования в работе с детьми группы "Особый ребенок".

Мастер-класс для педагогов по использованию в работе с детьми нетрадиционных техник рисования.

Рекомендован воспитанникам подготовительной группы для повторения и закрепления пройденного материала, развития внимательности и памяти.

ВложениеРазмер
krossvord_dymkovo.pdf 1.64 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказ о дымковской игрушке «В мастерской дымковской игрушки»

Программное содержаниеВоспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Ф.

Конспект занятия по рисованию с детьми 2 средней группы на тему конек – дымковская игрушка Конек – дымковская игрушка

Составила Боричевская Наталья Викторовна. ГБДОУ № 69 Конек Дымковский:Цель: - воспитывать желание рассматривать народные игрушки (лошадка)- понимать настроение, выраженное в народной игрушке;- уч.


Памятки для родителей "Дымковская глиняная игрушка", "Как познакомить ребёнка с Дымковской игрушкой"

Дымковская глиняная игрушка – один из самый ярких и самобытных народных промыслов Вятского края. Зародился промысел в вятской заречной слободе Дымково, отсюда и название игрушки. Первыми дымковскими и.


Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Дымковская игрушка».(роспись дымковской игрушки)

Конспект занятия по кружковой деятельности«Дымковская игрушка».(роспись дымковской игрушки).


"Четвёртый лишний. Дымковская игрушка " Дидактическая интерактивная игра в PowerPoint

Дидактические задачи: закрепить знание детей о дымковской игрушке, умение отличать её от других видов художественного промысла.Игровые правила: из четырёх картинок найти игрушку , которая не отн.

Рассказ о дымковской игрушке для дошкольников «В мастерской дымковской игрушки»

Рассказ о дымковской игрушке для дошкольников «В мастерской дымковской игрушки».

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Дымковская игрушка» «Роспись дымковской игрушки «Барыни»

Цель: приобщение детей к русской культуре, знакомство с народными промыслами.Программное содержание:- Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России.- Развивать .

Давным-давно, ещё тогда, когда боялись люди природы, казалось древнему охотнику, земледельцу и скотоводу, что всюду есть добрые и злые существа. В лесу - Леший, в реке - Водяной, русалки, в избе - Домовой. Думали тогда люди, что и дерево, и рыба, и птица - все понимают человеческий язык.

И люди в те времена, собираясь на охоту, на рыбную ловлю или просто со стадом в лес, старались вслух не произносить тех слов, которые с успехом предстоящего дела связаны. А для того чтобы и зверя обмануть, и друг друга понимать, придумали охотники, рыболовы да пастухи особый "тайный" язык, особую "загадочную" речь. Ещё в начале нашего века сибирские охотники во время охотничьего сезона медведицу называли "коровой", а корову "рыкуша", коня - "долгохвостый".
Вот загадка когда-то из этой тайной речи и родилась. И сначала она для того и служила, чтобы помочь молодым "тайный" язык выучить. Если отгадал да запомнил загадку:
Корова комола,
Лобик широк,
Глазеньки узеньки,
В стаде пасется
И в руки не дается,

то наверняка не забудешь, как нужно называть медведицу на охоте.
Зимними вечерами, когда переделаны все дела по хозяйству, собирались, бывало, и стар и мал в какой-нибудь избе. И начинали старики молодым мудреные вопросы задавать. А загадывали старики не просто, как вздумается, а строго порядка держались. Начинали с загадок о человеке, о том, что к нему ближе всего, - об одежде, о доме. Потом про огород, сад, поле, пасеку. А потом уже о снеге, громе, молнии, о звездах и месяце.
Постепенно, с веками, сильнее да умнее человек становился, меньше стал "темных сил" бояться. Не нужны стали и "обманные" названия, забылись они постепенно.
А загадка не забылась. Её широко использовали как испытание мудрости и в жизни, и в сказках. Главное стало, чтобы человек смекалку свою испытал, лишний раз вокруг оглянулся - пусть видит, в каком интересном мире живет.
И везде, в самом будничном, загадка умеет что-нибудь интересное подметить, самое привычное сделать необычным, загадочным. Вот, например: "Вниз смеется, кверху - плачет". Разгадка проста: ведро в колодце. Но так тонко подмечено, что пустое ведро идет вниз поскрипывает, как бы смеется, а вверх поднимаясь - воду расплескивает, как будто плачет.
Позже загадка перешла в мир детства, стала учить ребенка узнавать мир, видеть его по-новому. Для ребенка мир всегда полон таинственности, ему ещё многое предстоит отгадать. И разгадывание загадок доставляет ребенку удовольствие, отгадка - радует и удивляет.

Обогащение лексического строя речи:

- расширять словарь существительных, местоимений, прилагательных, числительных, глаголов, наречий;

- знакомить с различными значениями слова;

- изучать синонимы и антонимы;

- объяснять задачи и способы употребления метафор (образных сравнений), эпитетов, олицетворений, создающих выразительную характеристику предмета.

Формирование грамматический строй речи

- образовывать формы существительных и прилагательных с уменьшительно- ласкательными суффиксами;

- образовывать слова различными способами ( с помощью приставок, суффиксов и др.);

- согласовывать имена существительные с прилагательными и числительными;

- изменять глаголы по временам, видам, родам (прошедшем времени), числам;

- использовать в речи предлоги.

Развитие связного высказывания

Строить предложение с противопоставлением, используя союзы «а» и «да», вопросительные предложения;

- использовать однородные члены

  1. Открыть файл с игрой
  2. Нажать на полноэкранный режим F5
  3. Нажать на клавишу пробела или левой кнопкой мышкой по экрану для перехода
  4. Сначала выходит вопрос загадки, далее нажимая на пробел или на экран с помощью мышки, выходит ответ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация: Интерактивный кроссворд по теме: "Цветы в легендах" к методическим идеям "Нравственно-патриотическое воспитание детей через легенды о цветах Подмосковья"

В ЦД "Жемчужинка" работаем над проектом "Нравственно - патриотическое воспитание детей через легенды и притчи о цветах Подмрсковья"Вместе с воспитателем Романовой Инной Александровной разработали к пр.


Интерактивный кроссворд «Дымковская игрушка»

Рекомендован воспитанникам подготовительной группы для повторения и закрепления пройденного материала, развития внимательности и памяти.

Создание интерактивного кроссворда с помощью программы MicrosoftPowerPoint

С помощью этого видео урока вы с лёгкостью сами можете создавать анимированый кроссворд в программе MicrosoftPowerPoint.


Интерактивный кроссворд «Гжельская роспись»
Интерактивный музыкальный кроссворд "Помоги смешарикам"

Интерактивное пособие «Поможем Смешарикам» предназначено для детей старшего дошкольного возраста и представляет собой кроссворд из музыкальных терминов. Отвечая.

Интерактивная игра "Угадай животное" (интерактивный кроссворд)

Интерактивная игра, созданная в рамках участия во Всероссийском форуме "Педагоги России: инновации в образовании".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопрос: Где появилась дымковская игрушка? Ответ: В небольшой слободе (микрорайоне) Дымково рядом с городом Хлынов, а ныне городом Киров.


Вопрос: Кто делает дымковские игрушки? Ответ: Дымковские игрушки делают только женщины и передают своё ремесло дочерям и внучкам.


Вопрос: С каким весенним праздником связывают возникновение промысла «Дымковская игрушка»? Какими были первые дымковские игрушки? Ответ: Весенний праздник Вятская свистунья, Свистопляска. Первыми дымковскими игрушками были свистульки в виде баранов, коней, козлов, уточек, которые изготавливались зимой и ранней весной к этой ежегодной ярмарке.


Вопрос: Из чего и как лепят дымковские игрушки? Ответ: Из местной ярко – красной глины, которую перемешивают с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят по частям, затем идёт сборка, недостающие детали прикрепляют, примазывая, используя для связки и заглаживания уже жидкую красную глину. После чего просушивают несколько дней и обжигают в печи.


Вопрос: Кто делает дымковскую игрушку? Ответ: Один мастер вручную от лепки до росписи. Вопрос: Чем перед росписью покрывают мастерицы, вынутые из печи остывшие игрушки? Ответ:Ослепительно белым мелом разведённым на снятом молоке.


Вопрос: Какими красками расписывают дымковские игрушки? Ответ: Раньше мастерицы сухие анилиновые краски растирали на яйце, разведённом уксусом или перекисшим квасом. В настоящее время гуашевые краски разводят на яйце или используют темперные и специальные краски для керамики. Для росписи используют 4 – 10 ярких цветов.


Вопрос: Что объединяет все дымковские игрушки? Ответ: Все игрушки яркие, праздничные, нарядные. Вопрос: Какие цвета любят дымковские мастера? Ответ: Красный, жёлтый, оранжевый, зеленый, синий, малиновый. Вопрос: Чем мастера расписывают игрушки? Ответ: Сейчас игрушки расписывают колонковыми и хорьковыми кисточками. Раньше мастерицы делали кисти сами из тряпок, наматывая продёрнутый холщовый лоскут на палочку, также лучинки – для наведения глаз. Торцом ровно срезанного прутика наносили пятна.


Вопрос: Какие формы имеют узоры? Ответ: Узоры имеют простые геометрические формы: кружки, кольца, полоски, змейки.


Вопрос: Что лежит в основе росписи игрушек кроме геометрического узора? Ответ: Раньше наклеивали кусочки золотистой фольги. Мастерица смачивала кисточку в яичном белке, легко касалась золотистого квадратика и прикрепляла его на кокошники водоноскам и нянькам, на шляпы барыням и т.д. Теперь используют медный поташ.


Вопрос: Чем отличается наряд няньки и водоноски от наряда барыни? Ответ: У няньки и водоноски на голове кокошник, а у барыни – шляпа. У няньки и водоноски поверх юбки, одет фартук с оборками, чтобы не замарать юбку, а у барыни юбка с оборками. Вопрос: Какой узор на юбке у водоноски? Няньки? Барыни? Ответ: У водоноски – полоски, у няньки – клетки, у барыни – кольца, кружки.


Вопрос: Что отличает пластику дымковских коров, козлов, баранов, оленей от коней? Ответ: Лишь форма рогов и рисунок морды.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка относится к общекультурному направлению внеурочной деятельности. На занятии учащиеся выполняют объемную игрушку из пластилина, а затем расписывают её по мотивам Дымковской игрушки.

Просмотр содержимого документа
«Разработка занятия по внеурочной деятельности на тему:"Дымковская игрушка"»

(МБОУ школа №18 имени Маршала А.М.Василевского)

155815 Ивановская область, город Кинешма, улица им. Юрия Горохова, д.8

Разработка занятия внеурочной деятельности

в изостудии «Цветик- семицветик»

учителя Изобразительного искусства

МБОУ школы №18 им. Маршала А.М.Василевского

Филиной Ольги Владимировны

Номинация: общекультурное направление.

Тема: «Дымковская игрушка» (5 класс).

Пояснительная записка

Цель занятия: закрепление пройденного материала по циклу “народное творчество”, роспись дымковской игрушки, изготовленной собственными руками.

Обучающая: обучать детей дымковской росписи, правильно работать с кистью (всем ворсом и ее концом). Учить располагать узор на предмете, самостоятельно выбирать цвета для узора.

Развивающая: развивать чувство ритма, цвета, композиции при составлении дымковского узора. Учить видеть колорит росписи. Развивать творчество детей.

Воспитательная: прививать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев. Развивать интерес к изучению народных промыслов. Обращать внимание на тесную связь народных традиций, музыки и устного народного творчества.

Форма проведения: занятие- практикум.

Методы организации занятия:

Словесный (объяснение, консультация)

Наглядный (демонстрация рисунков, фотографий Дымковских игрушек, элементов росписи и варианты узоров). Проведение занятия с использованием ИКТ (презентация)

Игровой (в ходе занятия проводится игра «Найди наряд для Дымковской барыни»)

Практический (выполнение росписи объёмной игрушки, вылепленной самостоятельно, используя полученные знания).

Результаты занятия:

- представление о народном промысле - глиняная Дымковская (вятская) игрушка (Кировская область);

- умение видеть форму, цвет, декор игрушки и передавать единство этих качеств в рисунках и объёмных работах;

- умение выполнять вариации орнаментальных композиций на основе дымковской росписи;

Метапредметные:

- освоение межпредметных понятий, необходимых на уроках литературы, истории, музыки;
- развитие навыков самоанализа, самоконтроля при планировании действий на уроке, формулировании темы и задач урока;
- осуществление учебной деятельности и учебного сотрудничества при организации работы в группах.

- усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
- развитие готовности и способности к саморазвитию и самосовершенствованию;
- развивать художественно-творческие и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость;
- воспитание интереса к декоративно-прикладному искусству.

Возраст детей: 10-11 лет.

Необходимые условия проведения занятия: занятие проводится во внеурочное время в оборудованном для изодеятельности кабинете.

Оборудование: компьютер, экспозиционный экран, презентация «Дымковская игрушка», демонстрационный материал игрушек и образцов Дымковской росписи, силуэт Дымковской барыни, образцы узоров глиняных игрушек Дымково, Каргополя, Филимонова; игрушки из пластилина, покрытые белой акриловой краской, краски гуашевые, кисти, ватные палочки, раздаточный материал с образцами узоров Дымковской росписи, кроссворд по теме: «Дымковская игрушка».

Методические советы на подготовительный период:

- знакомство с историей промысла Дымковская игрушка (на уроках и внеурочном занятии),

- поиск информации о данном промысле в Интернете, доп. литературе (дом. задание);

- обмен информацией о промысле (на уроках и внеурочном занятии);

- упражнения в составлении дымковских узоров на бумаге, роспись силуэта игрушки, вырезанной из бумаги (на уроке);

- работа с пластилином, лепка объемной игрушки – барыни, лошадки (на внеурочном занятии);

- грунтовка игрушки белой акриловой краской (на внеурочном занятии);

- создание эскиза росписи игрушки (на внеурочном занятии);

- разучивание стихов о промысле Дымковская игрушка (дом. задание).

План занятия.

Организационный момент.

Цель: создание эмоционального настроя на занятие, проверка готовности к занятию.

2.Этап мотивации.

Цель: с помощью пословицы побудить учащихся к размышлению о значимости труда мастеров народных промыслов, сформулировать тему занятия и цель.

3. Актуализация знаний

Цель: актуализировать знания учащихся о промысле Дымковская игрушка, закрепить знания об узорах, их цветовом строе и вариантах построения.

4. Психогимнастика

Цель: снятие эмоционального напряжения перед работой, создание положительного психологического настроя на работу.

5.Самостоятельная работа учащихся.

Цель: роспись объёмной игрушки по мотивам Дымковского промысла.

6. Итог урока. Рефлексия

Цель: сформировать умение анализировать учебные действия и результаты.

7. Экспресс-выставка работ учащихся. Мини-представление «Ярмарка».

Цель: создание радостного настроения, положительных эмоций от творческого процесса.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов! Все ли вы готовы к занятию? (ответ учащихся). Тогда начнём!

2. Мотивация.

У вас на партах лежит пословица, прочитайте её.

«Не то золото, что дорого и блестит,
А то дорого, что руками мастера создано».

-Ребята, как вы понимаете эту пословицу? (ответы учащихся)

Мастерить, фантазировать, подчинять себе материал и преодолевать его сопротивление - в этом человек проявляет свою истинно человеческую сущность и в наибольшей степени ощущает себя творцом.

И как бы далеко ни шагнула техника, как бы ни преуспевала во всех сферах производства электроника, как бы ни восхваляли «умных « роботов» - живые человеческие руки не могут оставаться без дела.

Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старину не вспоминаем,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.

Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми, которые создавали и создают своими руками сказочную красоту. Для того чтобы любить, необходимо все это видеть и знать.

Сегодня мы с вами продолжим наше увлекательное путешествие по карте народных промыслов к мастерам Дымковской игрушки.

Слушают внимательно учителя.

Игрушки в нашей мастерской уже готовы. Но такие ли они красочные и красивые как на слайдах? Сформулируйте тему нашего занятия в творческой мастерской. Какие знания и умения нам будут необходимы на нашем занятии?

Отвечают на вопросы учителя. (Мы будем учиться расписывать Дымковскую игрушку)

Рассмотреть Дымковскую игрушку.

Выделить особенности игрушки: цвет и орнамент Дымковской игрушки.

3. Актуализация знаний

Давайте вспомним, с чего началось наше знакомство с Дымковской игрушкой?

Где зародился промысел, почему он так называется?

Кто хочет поделиться своими знаниями?

1ученик. Дымковская игрушка - Эту игрушку называют “дымковской” по месту происхождения. На реке Вятке стоит г. Киров. С высокого берега реки Вятки видна заречная слобода. Зимой, когда топились печи, а летом, когда туман, вся слобода - будто в дымке. Так и назвали ёе – Дымково. Здесь в далёкую старину и зародился промысел дымковской игрушки. Поэтому и название такое.

Учитель. В начале были игрушки – свистульки. Игрушки были самым ярким украшением ярмарки, где проходило праздничное гулянье с озорным и веселым названием - свистунья.

А почему свистунья? Кто напомнит старинную легенду?

2 ученик. Однажды к городу подошли враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи придумали хитрость. Все жители города, даже малые дети, получили по маленькой глиняной свистульке. Подкравшись ночью к вражескому стану, они подняли отчаянный свист. Кочевники решили, что их окружают подоспевшие на выручку дружины, и в страхе бежали. С тех пор и отмечают горожане свой праздник – свистунью. И ни один праздник не обходится без ярких игрушек.

Учитель Ребята, а какими узорами украшают мастера свои игрушки? Что они означают?

Кружочки, клеточки, полоски, точки, волнистые полоски и т.д. Украшали этими узорами не случайно, русский народ вкладывал в них особый смысл:

Кружочки- солнышки – символ жизни.
Точки, крестики – начало жизни – человека.
Квадратики с точками - засеянное поле.
Квадратики - жилище
Линии – покой, воду.
Люди верили в то, что эти символы будут оберегать их жилище, детей, их поля.

Учитель Давайте проверим, как хорошо вы знаете Дымковские узоры. Я предлагаю сыграть в игру «Найди узор для дымковской барыни». У вас на партах в конвертах образцы узоров, найдите среди них дымковские узоры и прикрепите на доску рядом с нашей Дымковской барыней.

Работают в парах. Выбирают из предложенных узоров Дымковские, прикрепляют на доску.

Учитель Молодцы, ребята! Вы все очень хорошо справились с этим заданием. Обратите внимание на построение дымковского узора. Как его можно строить? (ответы детей)

Располагать элементы можно в шахматном порядке, в клетках, между полосами, в ряд.

Какие цвета используются в росписи? (ответы детей).

Ну что же, теперь я думаю, пришло время продолжить работу над вашими игрушками, которые вы вылепили.

Когда форма игрушки была готова, что мы сделали?

Выбелили игрушки белой краской. Частично разукрасили.

Что разукрасили у барыни? (кофту, кокошник, прическу)

У лошадок? ( гриву, хвост, наметили копыта).

Что осталось нам сделать для наших игрушек? Нарисовать Дымковский узор. Что будем украшать узором у барыни? Юбку.

Где будем рисовать узор на лошадке? По всей фигурке лошадки.

4. Психогимнастика

Сейчас рассмотрите внимательно свою игрушку.

Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте себе что-то прекрасное, доброе, хорошее, что было в вашей жизни или может быть то, о чем вы еще только мечтаете. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью, как спокойно становится вашей душе. Вас обвивает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение. Пусть эти теплые чувства, радостное настроение отразятся в образах ваших игрушек. Откройте глаза и приступайте к работе. Постарайтесь сделать свои игрушки необычными, сказочными. Используйте для этого разные средства и дополнительные детали.

5.Самостоятельная работа учащихся.

Учащиеся под музыку начинают расписывать свои игрушки. Во время самостоятельной работы учитель делает целевые обходы. Помогает учащимся, у которых возникли затруднения.

6. Итог урока. Рефлексия

Игрушки сделаны. Не беда, если что-то сразу не получилось. Со временем придет чувство пластики, простых форм, понимание истинно народного искусства. Сегодня вы показали себя мастерами-волшебниками, в руках которых кусочки пластилина превратились в веселые, жизнерадостные, изящные дымковские игрушки. Вы получили радость и удовлетворение от своей работы.

- Сегодня я выступил (а) в роли…

- Я на занятии научился(лась)…

- У меня получилось…

- Делать своими руками – это…

7. Экспресс-выставка работ учащихся. Мини-представление «Ярмарка».

Ребята, куда отправлялись игрушки? На ярмарку. Я вас всех приглашаю на нашу ярмарку. Берите свои игрушки и выходите, покажите их всем.

Учащиеся берут игрушки и под музыку выходят с ними к доске, где прикреплен плакат Ярмарка. Рассказывают стихи о Дымковских игрушках. Ученик, выполняющий роль коробейника, угощает всех пряниками, испеченными в форме Дымковской барыни.

В старину мы вновь попали
Много нового узнали,
О народных промыслах
И умелых мастерах.

В мастерских кипит работа.
Нам лениться неохота.
Ведь в народе говорится
Дело мастера боится.

Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной, умельцах
На весь мир молва идет.

Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!

Она глядит не прянично –
Ликующие и празднично.
В ней молодость – изюминка,
В ней удаль и размах…
Сияйте, охра с суриком,
По всей земле в домах!

И злость, и хмурость льдинкою
Без всякого следа
Пусть под улыбкой Дымкова
Растают навсегда!

В Вятке делают игрушки
Сколько радости для глаз!
Подрастают мастерицы,
Может быть, и среди нас.

Я слеплю себе свистульку,
Буду трели выводить,
Мастеров из славной Дымки
Никогда нам не забыть.

Наша Дымкова игрушка
Не стареет сотню лет.
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.

Ребята, я благодарю вас за ваше творчество, за вашу работу. Все вы сегодня молодцы! Угощайтесь вкусными пряниками. На этом наше занятие закончено. До новых встреч.

Методические советы по проведению занятия:

Занятие следует проводить в специально оборудованном для изобразительной деятельности кабинете. На занятии должно быть достаточно наглядного материала: плакаты с Дымковскими игрушками, таблицы – плакаты с Дымковскими узорами, индивидуальные опорные карты с вариантами узоров, образцы детских работ по данной теме, ЭОР (презентация по теме занятия).

На занятии учащиеся расписывают объемную форму игрушки, что значительно труднее по сравнению с росписью плоскостного силуэта. Поэтому игрушку необходимо поворачивать, наносить узор со всех сторон. Для этого можно поставить игрушку на картонную основу. При рисовании круглых элементов лучше всего использовать ватные палочки, тычки. Линии, полосы лучше наносить круглыми синтетическими кистями, у которых ворс более упругий.

Для заключительной части занятия мини-представления Ярмарка необходим яркий плакат с надписью «Ярмарка», место для выставки игрушек (стол или парту) украсить скатертью или вышитым полотенцем. Для ученика, выполняющего роль коробейника, продумать элементы костюма (рубашка, кепка или колпак, короб). Желательно заранее приготовить угощение для ребят и гостей (самодельные леденцы на палочках или пряники в форме Дымковских игрушек).

Методические советы на период ближайшего последействия:

В конце занятия, если останется время, можно провести экскурсию по ярмарке. Учащимся задаются вопросы: какая игрушка тебе больше всего понравилась на ярмарке, почему? Можно предложить ребятам рассказать о своей игрушке (что удалось больше всего, над чем ещё надо поработать).

Закрепить знания по данному промыслу можно с помощью кроссворда «Дымковская игрушка» (см. Приложение).

Список используемой литературы:

Богуславская И. Я. Русская глиняная игрушка, изд. «Искусство», Л., 1975.

Дьяконов Л. В. Дымковские глиняные расписные, изд. «Художник РСФСР», Л., 1965

Киселева Г. Г., Шаклеин С. П. Дымковская игрушка на рубеже столетий. Киров (Вятка), 2007

Русские художественные промыслы, самые красивые и знаменитые. М., Мир энциклопедий Аванта+, изд. Астрель, 2010.

Читайте также: