Кружок по дымковской игрушке

Обновлено: 17.05.2024

В современном образовании большую роль играет патриотическое воспитание, приобщение детей к народной культуре. Эту задачу педагог решает через беседы и рассказы о Родине, а также через знакомство с народно - прикладным искусством. Реализуя образовательную программу МДОБУ «Детский сад № 21», в рамках знакомства с народными промыслами России, был реализован проект «Дымковская роспись».

Проектная деятельность активизирует детей к изучению и выявлению особенностей культурного наследия своего народа. Знакомит с разнообразием форм и методов работы народных, дымковских мастеров. Народные художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы. Затем эта красота находила отражение в узорах декоративной росписи.

Таким образом, тема декоративно-прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна. Она помогает развивать не только творческую личность, но и любовь к родному дому, к своей стране.

Проект «Дымковская роспись»

(подготовительная к школе группа)

Проект : краткосрочный (2 недели)

Участники проекта : воспитанники подготовительной группы № 2, воспитатель, родители.

Актуальность проекта : Дошкольный возраст - то время, когда возможно подлинное погружение в истоки национальной культуры. Неотъемлемой частью народной культуры является декоративно-прикладное искусство.

Декоративно – прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности дошкольников. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю.

Знакомство с народным искусством в детском саду способствует всестороннему воспитанию личности ребенка, развитию его творческих способностей и заложенного потенциала; активно воздействует на духовное развитие дошкольника, на формирование патриотических чувств.

Цель: Создать условия для приобщения детей к истории и культуре своего народа через знакомство с народным промыслом «Дымковская роспись»

Задачи: Познакомить с историей возникновения дымковской игрушки; с основными цветами и элементами, правилами и особенностями росписи; развивать творческие способности детей, умение видеть красоту геометрических и растительных узоров, их колорит и чередование; Воспитывать эстетический вкус, интерес к изучению народных, Российских промыслов.

Дети познакомятся с искусством Дымковской росписи, научатся передавать простейшие элементы узора; научатся самостоятельно выбирать цвет, материал; повысится интерес к декоративно – прикладному виду деятельности; появится желание использовать дымковскую роспись в свободном рисовании, раскроются творческие способности; появится чувство уважения и гордости за свой народ, его культуре, желание самим участвовать в творческом процессе.

Воспитатели: разработаны беседы, конспекты занятий, демонстрационный материал, практический материал по всем видам детской деятельности.

Родители: повысится интерес к совместной работе с ДОУ, участие в конкурсах, выставках, помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок.

Продукт проекта : мини - музей Дымковской игрушки.

План реализации проекта «Дымковская роспись»

этапы мероприятия Срок выполнения

1. Подготовительный -Подбор методической литературы, наглядного пособия, стихотворений, загадок.

-подготовить материал для создания игры

-Определение итогового продукта. Ноябрь

2. Основной -Ознакомление с историей создания дымковской игрушки.

-Ознакомление с основными цветами и элементами дымковской росписи.

-Ознакомление с правилами и особенностями росписи дымковской игрушки.

-Чтение : стихотворений, потешек, загадок, сказок.

-Декоративное рисование «Дымковские узоры»

Раскрашивание раскрасок «Дымковская игрушка».

Роспись плоскостных силуэтов дымковской игрушки.

Лепка дымковской игрушки из глины.

Изготовление игры. Ноябрь

3. Заключительный Создание мини-музея Дымковские игрушки

Образовательная область Формы работы

Познавательное развитие -Конспект занятия «История возникновения дымковской игрушки», «Дымковские игрушки» Презентация дымковские игрушки

Социально – коммуникативное развитие -Беседы «История дымковской росписи», «Цветовая палитра" «Правила росписи дымковской игрушки», игра-лото «Дымковская игрушка».

Художественное – эстетическое развитие Рисование «Дымковские узоры»

Раскрашивание раскрасок «Дымковская игрушка».

Роспись плоскостных силуэтов дымковской игрушки.

Лепка дымковской игрушки из пластилина, глины.

Речевое развитие Заучивание стихотворения «Дымковские игрушки» Н. Агошкина; чтение Сказки о русской игрушке Дымке; заучивание потешек; разгадывание загадок.

Физическое развитие -Физкультминутки: «Дымковские барышни», «Дымковские игрушки».

Работа с родителями -помощь в изготовлении игрушек для музея.

Прикреплённые файлы:

Конспект НОД «Дымковская игрушка». Подготовительная группа Цель: Продолжать знакомить детей с народной дымковской игрушкой. Учить видеть ее красоту и самобытность. Закрепить знания о промысле. Задачи:.

Конспект НОД по аппликации «Моя любимая игрушка» (подготовительная группа)

Конспект НОД по аппликации «Моя любимая игрушка» (подготовительная группа) Конспект НОД «Художественное творчество» (аппликация) «Моя любимая игрушка». Подготовительная группа. Интеграция областей:конструирование,.

Краткосрочный проект для детей подготовительной группы «Дымковская игрушка»

Краткосрочный проект для детей подготовительной группы «Дымковская игрушка» Краткосрочный проект для детей подготовительной группы «Дымковская игрушка» Автор: Ершова А. И. воспитатель дошкольного отделения №5 ГБОУ.

Народная игрушка в технике мозаичной пластилинографии «Барышня-матрешка». Коллективная работа (подготовительная группа)

Народная игрушка в технике мозаичной пластилинографии «Барышня-матрешка». Коллективная работа (подготовительная группа) Ой ты барышня-матрёшка, Разноцветная одёжка, Знает весь огромный мир Этот русский сувенир! С. Иванов Век бурно развивающихся технологий,.

Поисково-исследовательский проект «Книга памяти» к 75-летию Победы (подготовительная к школе группа)

Поисково-исследовательский проект «Книга памяти» к 75-летию Победы (подготовительная к школе группа) Актуальность проекта: Современному российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью.

Проект «Дыхательная гимнастика. Веселый ветерок». Здоровьесберегающие технологии (подготовительная к школе группа)

Проект «Дыхательная гимнастика. Веселый ветерок». Здоровьесберегающие технологии (подготовительная к школе группа) Актуальность Дыхательный аппарат включает в свой состав грудную клетку с расположенными в ней легкими, трахеей и бронхами, а также диафрагму.

Проект «Космическое путешествие» (подготовительная к школе группа).

Проект «Космическое путешествие» (подготовительная к школе группа). Тема проекта: «Космическое путешествие». Актуальность: Современные дети мало интересуются темой космоса, в нынешнее время стало привычным.

Проект «Декоративно-прикладное искусство. Дымковская игрушка» для средней группы

Проект «Декоративно-прикладное искусство. Дымковская игрушка» для средней группы Автор проекта: Долматова Юлия Сергеевна Вид проекта: Долгосрочный, творчески-информационный Участники проекта: Дети средней группы, родители.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Гимназия № 1404 «ГАММА»

Зам. Директора по УВР на заседании МО ДО

Программа внеурочной деятельности

по обучению лепке игрушек из глины

для 4-5 класса средней школы


Пономарева Надежда Федоровна,

учитель ИЗО, МХК

Москва, 2016-2017 учебный год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одним из направлений деятельности студии «Ступеньки творчества» является обучение детей лепке русских народных игрушек из глины.

Во всем мире народное искусство вызывает неподдельный интерес. В нашей стране, имеющей глубокие корни декоративно-прикладного творчества, есть и промыслы, и мастера. Искусство, впитавшее в себя народную мудрость, народный вкус, народное понимание жизни, оказалось глубоко притягательным и необходимым современному человеку. Людям хочется видеть вокруг себя не только стандартные массовые изделия, но и рукотворные предметы, несущие тепло рук мастера, красивые и неповторимые. Правда, функция их несколько изменилась. Теперь эти предметы служат украшением быта, а раньше чаще всего несли утилитарную функцию. Такие вещи есть почти в каждом доме, но редко кто может сказать, какой это промысел, как называется игрушка, предмет. Привлекает людей духовная и эстетическая – «праздничная» функция народного искусства.

Для тех же, кто изучает народное искусство, оно становится неисчерпаемым источником творчества. Нередко можно слышать мнение, что «школьное обучение» никакого касательства не имеет к народным промыслам. Но ведь даже те, кто работает в мастерских того или иного промысла, далеко не всегда обладают исключительными способностями и талантом. Однако, то, что сделано их руками, редко становится объектом уничижительной оценки.

Занятия в студии лепкой развивают у детей лучшую координацию движений, развивают пальцы рук (моторику), способствуют большей свободе и раскованности всей руки, а также лучшему освоению пространства, объёма, глубины. Изделия, получаемые в процессе работы, вызывают у детей чувство радости, гордости, удовлетворённости, уверенности в себе.

Также развиваются умственные способности детей, расширяется их художественный кругозор, формируются нравственные представления, которые содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру, воспитывается любовь к труду.

Данная программа включает в себя обучение лепке дымковских игрушек из глины.

Обучение проходит в три этапа:

· Подготовительный (основы работы с глиной),

· обучение лепке игрушек (изучение технологических приемов),

· обучение росписи игрушек (окрашивание фона, овладение характерными элементами дымковской росписи).

Цель: обучение технологии лепке дымковских игрушек.

Воспитание гармонически развитой личности ребенка.

· обучение детей технологическим приемам лепки простых русских народных игрушек ( дымковских);

· развитие навыков лепки игрушек из глины, росписи игрушек, отрабатывая точность и чистоту выполнения элементов;

· воспитание эстетического отношения к народному искусству, способствуя развитию индивидуальных интересов и склонностей.

Программа рассчитана на один год обучения и тесно привязана к школьной возрастной классификации. Такой набор в группы наиболее эффективен и органично вписывается в работу школьного учреждения, на базе которого ведутся занятия. Дети приходят в студию по желанию.

Основой успешной реализации данной программы является соблюдение принципов обучения:

· учебный курс должен опираться на традиционные промыслы России, работы лучших мастеров, специальную методическую литературу, использование таблиц, схем, иллюстраций;

· содержательные задачи решаются методом освоения материала «от простого к сложному»;

· материал дается постепенно, доступно для понимания детей и наработки у них умений и навыков;

· должны учитываться возрастные и индивидуальные особенности воспитанников;

· должна осуществляться связь с окружающим миром.

Настоящая программа включает в себя материалы, освоение которых позволит учащимся добиться хороших результатов не только в изучении декоративно-прикладного искусства, но и на основе этого обучения развивать творческое воображение, фантазию, эстетический вкус, волю, усидчивость, т.е. она направлена на всестороннее развитие личности.

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

На протяжении всего обучения на занятиях с используются различные методы и технологии обучения, но все они направлены на реализацию интересов и способностей воспитанников. К каждому этапу обучения применяется конкретная методика обучения.

Методы можно объединить по следующим признакам:

· словесные: объяснение, пояснение, беседа, рассказ, инструктаж (вводный, текущий, частичный), используемый чаще всего на занятиях по закреплению или выполнению творческих заданий;

· наглядные: демонстрация образцов, выполненных мастерами, иллюстраций, схем и таблиц;

· практические: показ способов лепки, различные упражнения в приобретении умений, индивидуальная отработка, роспись изделий и т.п. Все они используются в комплексе и направлены на лучшее усвоение программы с учетом способностей обучающихся, сложности работы, скорости выполнения задания.

В последнее время появилось понятие технологии. Они отличаются от методов жесткой последовательностью выполнения той или иной деятельности. Это дает высокий результат обучения. Технологии всегда воспроизводимы. Наряду с технологиями, основанными на воспроизведении характерных приемов работы того или иного промысла (технология лепки и росписи дымковских игрушек), на занятиях в студии используются и другие, например – проектная.

Также различны и формы организации занятий. В зависимости от задач занятия, с воспитанниками можно заниматься фронтально, модульной группой, индивидуально, когда требуется отработка того или иного навыка.

Занятия состоят из теоретической и практической части. По своей структуре можно выделить следующие типы занятий:

· формирование новых знаний и умений,

· контроля и коррекции знаний,

· практического применения полученных знаний и умений.

Для повышения мотивации учащихся можно проводить и нестандартные занятии: экскурсии, зачеты, конкурсы, выставки, защиту проектов.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

В этом отношении приоритетными для обучения в студии являются:

-осознание исторических и характерных особенностей дымковских игрушек.

- овладение технологией создания и росписи игрушек,

-формирование умения различать разные виды игрушек дымковского промысла.

Коммуникативные

- уметь ставить вопросы, если непонятен процесс лепки или росписи игрушек;

- представление своего опыта;

Регулятивные

- осознание процесса создания продукта;

- самостоятельное создание игрушек творческого характера;

-нравственно- эстетическое оценивание;

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ

лепка игрушек из глины «Чудеса рядом»:

· знать историю возникновения дымковского промысла глиняной игрушки (в рамках программы), характерные особенности игрушек,

· знать названия игрушки,

· пользоваться профессиональной терминологией,

· знать названия элементов росписи,

· уметь лепить и расписывать дымковские игрушки,

· контролировать качество своей работы, исправлять ошибки,

· придумывать самостоятельно сюжеты лепки и составлять из них композицию.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

В целях оценки результативности занятий проводится ежедневный анализ (маленькие выставки, устное обсуждение успехов и недостатков работы),

Итоговый контроль проводится в форме занятий – соревнований, контрольных занятий, выставок (школьных, окружных, городских), защиты творческих проектов. Итоги проведенных мероприятий анализируются с учащимися и их родителями.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Обучение по данной программе предполагает наличие кабинета, в котором имеются необходимые материалы и инструменты: шкафы или полки для сушки игрушек, емкости для замачивания глины, планшеты для лепки, необходимое количество банок для воды, тряпочки, стеки, краски разных по составу свойств, кисти, карандаши, наглядные пособия, литература для детей, лакокрасочная продукция и многое другое.

Образовательная деятельность требует и финансового обеспечения. В основном, это личные средства родителей, которым необходимо объяснить важность занятий их детей лепкой. Покупка муфельной печи и дорогостоящих материалов невозможна без поддержки администрации учреждения, в котором работает студия или кружок.

Педагог, работающий по данной программе, должен владеть способами лепки игрушек, предусмотренных программой, уметь не только заинтересовать и научить детей, но и обеспечить непрерывный процесс обучения.

Рабочая программа кружка "Секреты народных мастеров. Дымковская игрушка". Данный материал поможет наладить работу по ознакомлению с творчеством русского народа в средней группе. Дымковская глиняная игрушка представляет блестящую ху­дожественную и педагогическую страницу в народном творче­стве. Более «детскую» игрушку трудно придумать. Задачей воспитателя является создание условий, направлен­ных на развитие художественных способностей детей, вообра­жение и образное мышление, которые способствуют приобще­нию детей к народной дымковской игрушке, помогают закре­пить технические навыки, полученные ранее, учат анализировать и сравнивать и, используя народный промысел «Дымков­ская игрушка», оптимизировать процесс развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.

ВложениеРазмер
План кружка "Дымковская игрушка" средняя группа. 36.11 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа кружка

«Секреты народных мастеров

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, народной дымковской игрушки.

А ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой.

Дымковская глиняная игрушка представляет блестящую художественную и педагогическую страницу в народном творчестве. Более «детскую» игрушку трудно придумать, но, разумеется, она только в отдельных образах может заинтересовать детей: конюхи, петухи, наездники, барыни и т. д.

Истоки творческих сил человека восходят к детству - той поре, когда творческие появления во многом непроизвольны и жизненно необходимы.

Первостепенное значение имеет сама потребность в художественном творчестве. Она возникает при особом эмоциональном отношении к окружающему, когда за формой предметов и явлений дети открывают вызывающее у них отклик внутреннее содержание. При достаточном богатстве таких впечатлений для ребенка становится возможным и желание выразить свои личные переживания в создаваемых им самим образах.

Задачей воспитателя является создание условий, направленных на развитие художественных способностей детей, воображение и образное мышление, которые способствуют приобщению детей к народной дымковской игрушке, помогают закрепить технические навыки, полученные ранее, учат анализировать и сравнивать и, используя народный промысел «Дымковская игрушка», оптимизировать процесс развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.

Задачи, решаемые при обучении детей декоративному рисованию:

1. Познакомить детей с дымковской игрушкой и вызвать у них интерес к этому виду народного творчества.

2. Создать условия для приобщения детей и родителей к народному творчеству при помощи дымковской игрушки.

3. Сформировать навыки технического исполнения дымковской росписи.

4. Сформировать у детей отношение к цвету как важнейшему свойству в развитии эстетического вкуса.

Педагогические средства, рекомендованные для решения задач:

2. Чтение художественной литературы.

3. Дидактические игры.

4. Специально организованное обучение в форме занятий.

5. Работа с родителями.

С давних пор дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение народного искусства. Изучая близкое и родное творчество своих земляков, детям легче понять и творчество других народов, получить первоначальное эстетическое воспитание.

Из всего многообразия русских народных промыслов именно «дымка», на мой взгляд, разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребенка.

Работу планируется начать с создания условий для приобщения детей и родителей к народной культуре. Детей воспитывает всё, и, прежде всего, то, что их окружает. Сначала ведётся подбор познавательной литературы о народном промысле «дымка», об особенностях дымковских узоров, об истории этого промысла, уточняются методы и приемы, используемые при ознакомлении детей с этим промыслом и обучении их росписи.

Обучение детей начинается с рассматривания дымковских игрушек и их изображений, по ходу делаются необходимые пояснения, чтобы помочь детям разобраться в особенностях дымковской росписи.

Дымковская игрушка поражает детей своей яркостью, ни с чем не сравнимой красотой, красочностью. Контрастные сочетания, яркие цвета, нанесенные по белому фону, пробуждают в детях интерес к «дымке», вызывают желание самим научиться так расписывать.

Работа по обучению детей рисованию дымковским узором проводится в следующей последовательности:

1. Знакомство детей с дымковской игрушкой.

2. Формирование у детей навыки рисования дымковских узоров.

Реализации поставленных задач способствует составлению перспективного плана, который отражает последовательность работы.

Работа проводится с группой во второй половине дня.

Первое занятие направлено на углубленное знакомство детей с дымковской игрушкой. Детям показываются изделия, красочные иллюстрации. С огромным интересом, затаив дыхание, дети слушают рассказ воспитателя, ведь каждую игрушку можно представить ярко, эмоционально, используя различные сравнения, эпитеты, стихи.

При рассматривании с детьми дымковских игрушек или иллюстраций, обращается внимание, во-первых, на особенности дымковской росписи (насколько она проста), во-вторых, на умение выражать полученные впечатления от восприятия этих изделий; в-третьих, необходимо подчеркнуть яркость и разнообразие цветов, используемых в росписи дымковских игрушек, так ребёнок эмоционально отзывчив к цвету.

Целью рассматривания изделий дымковских мастеров и их иллюстраций является приобщение детей к народному творчеству и выделение элементов дымковской росписи.

На этом же занятии проходит знакомство детей с элементами данной росписи, дети учатся рисовать: прямую линию (держа кисточку вертикально от листа бумаги) и точку-горошину (тычком).

Всё это вызывает у дошкольников интерес к дымковским игрушкам, чувство радости от встречи с прекрасным. После занятия они могут поделиться впечатлениями об увиденном и порадоваться своим первым положительным результатам.

На следующем занятии проходит знакомство детей с новыми элементами - волнистая линия, круги, а также закрепляется цветовая гамма. Больше внимания планируется обратить на технику рисования. Перед тем как изобразить какой-либо элемент росписи на бумаге, обязательно рисовать его в воздухе.

Далее проводятся занятия согласно перспективному плану:

• Знакомство с дымковской игрушкой.

• Распишем наряды козлятам.

• Блюдца с узорами.

Целью данных занятий является обучение технике рисования дымковской росписи тычком и кистью, знакомство с элементами росписи, роспись плоскостных силуэтов.

При знакомстве детей с тем или иным элементом необходимо помочь детям почувствовать всю красоту и неповторимость узора, обращать внимание на индивидуальность каждого узора, каждой детали, и тогда, от занятия к занятию, дети будут рисовать отдельные элементы все более и более уверенно.

Не стоит забывать о том, что не все дети могут сразу проявить интерес к рисованию узоров, поэтому необходимо дать время заинтересоваться народной игрушкой, ее узорами и красотой.

Большую помощь в приобщении детей к прекрасному могут оказать прогулки. Ведь наблюдения за природой доставляют детям большую радость и удовольствие, оставляя часто неизгладимый след в их жизни, сознании.

На основе этих впечатлений закладываются зачатки любви к родному краю, русской природе, нашему народному творчеству.

Целевые прогулки проводятся как предварительная работа по подготовке к занятию. Наблюдения можно организовать со всей группой детей в утренние или вечерние часы. Основным методом в процессе наблюдения является беседа.

Дети учатся не только наблюдать за объектами живой природы, но и зарисовывать их палочкой на земле, а впоследствии карандашами, красками на бумаге. Природа способствует умственному развитию детей, их восприятию и отношению к цвету как к важнейшему свойству в развитии эстетического вкуса. Если приучить любоваться яркими красками природы (неба при закате и восходе, замысловатой формой снежинок, красотой ярко-желтых, красных осенних листьев и т. д.), у ребенка развивается художественный вкус, он глубже может познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками. Это поможет формировать у детей отношение к цвету как к важнейшему свойству в развитии эстетического вкуса.

У дошкольников неустойчивая память, слабо развита мелкая моторика пальцев рук. Поэтому необходимо медленно двигаться от простого к сложному, первые элементы росписи начинать рисовать пальцем, а затем уже тычком и кистью. В процессе обучения технике рисования учить детей подбирать и сочетать цвета друг с другом соответственно белому фону.

Ребенок эмоционально отзывчив к цвету. Он не равнодушен к прекрасным сочетаниям от нежных мягких до ярких, звучных, радующих глаз красок. «Чувство. цвета является популярнейшей формой эстетического чувства вообще» (К. Маркс.)

Эстетическое восприятие цвета связано с эмоциональным откликом и основано на эстетическом переживании ребенка. Ребенок воспринимает цвет непосредственно, искренне, увлеченно. Это очень ценное качество, которое надо не только беречь, но и поддерживать, развивать в процессе обучения, так как оно является условием развития эстетического вкуса и художественного восприятия цвета у дошкольников. Так постепенно можно переходить к творчеству.

После того как технические навыки у детей будут сформированы, начать развивать у детей творческое воображение, используя в свободное от занятий время дидактические игры, развивающие воображение, память, творчество, умение анализировать.

Задачи: продолжить знакомить детей с дымковской игрушкой; выделять и называть элементы; развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.

Задачи: знакомить детей с элементами различных росписей, выделяя элементы дымковской росписи; уметь находить пару; развивать внимание, умение анализировать.

Задачи: закреплять знания детей о «дымке»; учить собирать из нескольких частей целое; развивать мышление, творческое воображение.

Задачи: продолжить знакомить детей с русскими народными росписями; выделять из них «дымку»; развивать внимание, мышление, зрительную память, умение анализировать.

Эти игры помогут детям придумывать новые композиции, дети самостоятельно, без помощи воспитателя научатся рисовать различные узоры. Расписывая бумажные шаблоны, дети по своему желанию смогут подбирать элементы росписи, цветовую гамму.

В течение обучения детей организуются выставки детских работ с целью показать родителям успехи их детей в освоении дымковской росписи.

На родительском собрании планируется провести беседу с родителями на тему «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье», в которой показать значение воспитания эстетического вкуса в развитии личности ребенка. И поэтому первая задача семьи - развить у ребенка эстетическое восприятие всего окружающего мира.

На следующем родительском собрании рассказать об истории дымковской игрушки, ее мастерах, чтобы родители смогли понять и оценить всю красоту этих глиняных: изделий, расписанных яркими красками. Такая предварительная работа с родителями поможет сильнее заинтересовать детей, так как родители, поняв важность этой работы, в свою очередь, дома могут рассматривать вместе с детьми иллюстрации, книги, рекомендованные им педагогом. Все это способствует развитию интереса и желания у детей самим научиться расписывать «дымковских» лошадок, птичек, барышень и наездников.

Эти занятия, занимая основное место в процессе обучения (так как дети на них знакомятся с историей развития и особенностями дымковской росписи, учатся рисовать элементы), проводятся в форме беседы или просто знакомства с новым элементом, обязательно с рассматриванием данного элемента на дымковских игрушках, иллюстрациях с изображением дымковских игрушек. В конце учебного года проводится вечер развлечения для родителей и детей, на котором подводится итог проделанной работы.

И хотя работы детей могут быть далеки от совершенства, их росписям будут присущи все характерные признаки «дымки», а главное - дети прикоснутся к искусству, искусству подлинно народному.

Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо и тактично. Красота нужна и дорога всем, но прежде всего она необходима детям.

В ходе реализации задач необходимо отслеживать результаты детей. Для этого проводится промежуточная диагностика по определенным критериям анализа и оценки созданных детьми изображений, которая показывает рост интереса детей к народному творчеству, повышение художественной, творческой активности у детей.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №22 общеразвивающего вида»


Проект «Расписная дымковская игрушка»


Воспитатели Уляшева В.В.,


1. Информационная справка

Актуальность темы

В детском возрасте, когда ребенок особо эмоционально относится к окружающему миру, особое значение имеет реализация его потребности в художественном творчестве.

Знакомство детей с дымковской игрушкой в непосредственно-образовательной деятельности по декоративному рисованию поможет научить их воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой, познакомит с народными традициями, заложит основы эстетического воспитания.

Важное воспитательное значение народного искусства неоднократно подчеркивала в своих работах Н.П. Сакулина: «Детям младшего дошкольного возраста близки и понятны работы мастеров декоративной росписи, понятно искусство игрушечников».

Выбирая тему для проекта «Расписная дымковская игрушка», мы опирались на то, что дымковские игрушки привлекают внимание детей своей яркостью и оригинальностью. Изделия эти радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Дымковские игрушки просты, но своеобразны, они наивны, но выразительны.

Использование дымковской народной игрушки в детском саду дает возможность решать задачи художественного развития и воспитания детей; постоянное продуманное знакомство с промыслом, планомерное, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству.

Вывод: Дымковская игрушка является особым видом народного творчества. Она будит мысль и фантазию ребенка. От занятия к занятию в ходе данного проекта развивается фантазия и воображение ребенка; вся деятельность подводит его к восприятию художественных достоинств игрушки, учит сравнивать их, выделять отличительные признаки, красоту, декоративность и учит любоваться дымковской игрушкой.

Причины: В наше время родители мало уделяют внимания знакомству детей с различными видами декоративно-прикладного искусства. Но только в детском саду формируются условия приобщения детей к народному искусству с использованием, например, народной дымковской игрушки.

Цель проекта: Знакомство детей с дымковской игрушкой через продуктивные виды деятельности

1. Развивать эстетическое восприятие через приобщение к декоративной деятельности (лепить, рисовать и украшать узорами дымковские игрушки)

2. Формировать технические навыки в продуктивных видах деятельности: рисовании, лепке, аппликации дымковской росписи (тычком, кистью, налепом)

3. Привлечь внимание к народной игрушке.

4. Научить воспринимать прекрасное, заложить основы эстетического воспитания

5. Воспитывать положительный эмоциональный отклик на красоту узора дымковской игрушки, радость от созданного изображения.

Базисный компонент: Работа по проекту проводилась в рамках программы «От рождения до школы» авторов Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Участники проекта: воспитатели второй младшей группы, дети от 3-4 лет и родители детей.

Тип проекта: краткосрочный (1 неделя), групповой

Прогнозируемые результаты:

Дети должны знать :

· Технологию изготовления дымковской игрушки

· Называть элементы дымковской росписи (точки, кружочки, полоски, линии)

Дети должны уметь:

· Выделять характерные особенности дымковской игрушки (цвет, узоры)

· Украшать дымковскими узорами дымковские игрушки, сделанные из бумаги, глины

· Выделять из всех игрушек дымковскую игрушку.

2. Этапы и содержание работы над проектом:

Проект «Расписная дымковская игрушка» реализуется в этапах:

Этапы работы

Деятельность педагога

Деятельность детей

I этап - подготовительный

Формирование целей и задач проекта;

Составление плана работы, мероприятий;

Определение содержания методов, форм работы с детьми, родителями по проекту;

Подготовка художественного слова (загадок, стихов, сказок), игр (дидактических, подвижных, настольно-печатных), иллюстративного материала с дымковской игрушкой, презентаций по истории и технологии дымковской игрушки

Принятие детьми поставленных целей и задач.

II этап – практический

Планирование и организация деятельности

Использование персонажей (Барыня, Мастер, Петрушка)

Проведение мастер-класса, консультация для родителей;

Составление и оформление папок-передвижек, рекомендаций, брошюр по мини-музею;

Объединение детей и взрослых в работе группы.

Активное участие детей в работе

Формирование специфических знаний и технических умений и навыков.

III этап – оценочно-рефлексивный

Проведение развлечения «Ярмарка»;

Организация выставок детских работ и мини-музея в детском саду;

Оформление опыта работы.

Участие в мероприятии

IV этап - презентационный

Выступление на педсовете по результатам работы над проектом;

Обмен опытом работы с коллегами.

Формы организации работы с детьми по проекту

¾ Совместная деятельность педагога с детьми (проблемная, познавательная, игровая, продуктивная);

¾ Совместная работа родителей с детьми (продуктивная)

¾ Самостоятельная деятельность детей ( рассматривание иллюстраций, альбомов, наглядно-дидактического материала, плакатов, произведений детской художественной, познавательной литературы, настольно-печатные, сюжетно-ролевые )

Необходимое оборудование:

Демонстративный материал: Игрушки Барыни, индюка, уточки, петуха; альбом по дымковской игрушки; объемная картинка с изображением дымковских лошадок; папки передвижки на тему «Путешествие в Дымково», «Значение дымковских игрушек в жизни ребенка»; игрушки сделанные из соленого теста и из бумаги.

Раздаточный материал: силуэтное изображение барыни (для лепки), уточки (для аппликации); раскраски дымковских игрушек; приглашение на мастер-класс; брошюрки в мини-музей; пластилин; доски для лепки; клей; кисточки; гуашевые краски; глина.

1. Выставка детских работ: «Хорошая дымковская игрушка», «Украшаем Уточку», открытки «Дымковский конь»;

2. Выставка детских работ по лепке «Курочка», «Индюк» в группе;

3. Выставка детских работ по лепке «Дымковские птицы»

4. Выставка «Занимательные и познавательные игры по ознакомлению с дымковской игрушкой»

5. Фото отчет о проведении тематической недели (Приложение 18)

6. Оформление папок-передвижек «Путешествие в Дымково», «Значение дымковской игрушки в жизни ребенка»

7. Конспект консультации для родителей

8. Сценарий мастер-класса для родителей

9. Изготовление брошюрок для родителей в мини-музей

10. Изготовление пригласительных для родителей на мастер-класс

11. Изготовление альбомов по дымковской игрушке

12. Конспекты совместной деятельности педагога с детьми

13. Картотека стихотворении по дымковскому промыслу (приложение 3)

14. Оформление мини-музей в детском саду

15. Презентация «История Дымково».

Содержание работы над проектом по этапам

І этап – Подготовительный

Цель: формирование мотива у детей к предстоящей деятельности, постановка цели и задач, подборка необходимого материала по теме проекта.

- Формировать мотив к деятельности детей, специалистов, родителей.

Мотивов для детей послужила беседа о многообразии игрушек. Детям было рассказано о многообразии игрушек. Детей подводили к представлению, что есть игрушки не только те, с которыми они каждый день играют, но есть и народные игрушки, которые стали в наше время сувенирные.

Для воспитателей мотивом стала совокупность фактов: реализация целей программы, недостаток наглядных материалов (игрушки, дидактические игры)

- Подобрать фотоматериал, иллюстрации, альбомы, дымковские игрушки

- Подбор методической литературы (Приложение 19)

- Разработать план тематической недели «Расписная дымковская игрушка».

- Оформить наглядную информацию для родителей.

- Подбор песен, стихов, загадок, пословиц, поговорок по теме.

- Подбор дидактических, настольно-печатных, подвижных игр.

- Подбор и изготовление пособий, атрибутов.

- Разработка конспектов совместной деятельности педагога с детьми.

- Составление сценария развлечения «Ярмарка».

- Определение тематики бесед, проблемных вопросов, ситуаций.

- Работа с родителями: обсуждение плана мероприятия, содержания тематической недели, разработка плана взаимодействия с родителями, определение тематики консультаций с родителями и папок-передвижек;

- Подбор ТСО (технические средства обучения): музыкальный центр, набор аудиозаписей, компьютер, фотоаппарат, проектор

-Подбор учебно-наглядных пособий: магнитная доска, фланелеграф, фигурки персонажей, средства для художественного творчества (пластилин, краски, глина), плакаты.

ІІ этап – Практический

Цель: формировать представление детей о дымковской игрушке, о ее особенностях (о цвете, об узорах, элементах)

Практический этап основан на перспективном планировании работы с детьми (Приложение 1) и работы с родителями (Приложение 2)

Алгоритм проведения тематической недели проекта «Расписная дымковская игрушка»

Дни недели, название дня

Цель, задачи дня

Основные идеи дня

Цель: Формировать представление детей о дымковской игрушке.

1.Дать представление о значении дымковской игрушки в быту;

2.Развивать умение детей всматриваться в игрушку, определяя внешний вид игрушки)

3.Воспитывать бережное отношение к народному искусству.

В гости к ребятам приходит дымковская Барыня, которая рассказывает детям о дымковской игрушке. Для Барыни дети украшают пластилином платье, подбирают в игре наряды для разных дымковских игрушек.

Цель: Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой.

1. Обогащать представления детей об истории возникновения, о технологии изготовления дымковской игрушки

2.Развивать умение детей выполнить элементарные математические задания (сравнивать неравные группы предметов)

3.Воспитывать интерес к дымковской игрушке

Мастер приглашает детей в мастерскую художника, где дети узнают об истории Дымковской игрушки. Он показывает детям технологию изготовления игрушек и их оформление.

«В мире Дымковских игрушек»

Цель: Продолжать формировать умение детей выделять характерные особенности дымковской игрушки.

1.Продолжать учить детей составлять дымковские узоры на бумаги.

2.Развивать чувство ритма.

3.Закреплять цветовую гамму и геометрические фигуры

Воспитатель предлагает совместно с детьми украсить уточку, слепить индюка и коллективно поиграть вместе с воспитателем в лото.

Цель: Закреплять у детей представление полученных знаний.

1.продолжать формировать интерес к декоративному творчеству.

2. Формировать технические навыки и умения детей лепить из глины

3.Привлечь детей к посещению мини-музея.

Воспитатель предлагает детям посетить мини-музей, где они увидят разнообразие дымковских игрушек, что игрушки неповторимы и не похожи друг на друга. Дети в совместной деятельности с воспитателем погружаются в творческую атмосферу и как начинающие художники лепят своих дымковских птиц.

Цель: продолжать закреплять у детей представление полученных знаний.

1.Формировать умение украшать дымковскими узорами объемную игрушку из глины.

2.Закрепить с детьми название народной игрушки и название элементов узора.

3.Создать атмосферу радости и удовольствия

Петрушка приглашает детей на Ярмарку, где дети покажут свои работы и увидят работы других мастеров. В самостоятельной деятельности дети продолжают раскрашивать раскраски по дымке, применяя дымковские украшения.

ІІІ этап – Оценочно-рефлексивный

Цель: обобщение представление о дымковской игрушки.

Проект «Расписная дымковская игрушка» реализовался со всеми воспитанниками второй младшей группы. В ходе реализации проекта опыт детей обогащался яркими впечатлениями, накапливался новыми знаниями и представлениями о дымковской игрушке, о ее технологии изготовления и узоров.

Проект «Расписная дымковская игрушка» позволил повысить компетентность родителей в области ознакомление детей с народным промыслом. При совместной работе с родителями был проведен мастер-класс (Приложение 16), организован мини-музей для детей и родителей.

Критерием оценки реализации проекта, явилось, что взрослые в повседневной жизни стремятся приобщать детей к народному промыслу (посещать музеи, выставки, узнавать историю дымковской игрушки).

Эффективность проведённой работы стало возможным благодаря соблюдению ряда педагогических условий: доступности содержания, которые предлагались для освоения детям 3-4 лет. Важным моментом являлось создание эмоционального отношения к дымковской игрушке через накопления эмоционального опыта, продумывание мотивировки, продуктивные виды деятельности.

І V . Результаты работы по проекту

Итоги проекта

- 100% охват воспитанников второй младшей группы темой проекта;

-эмоционально-насыщенное, содержательное проживание ребенка в детском саду;

-активность, эмоциональность детей в работе;

- наличие интереса к народному промыслу;

- повышение компетентности родителей в области народного промысла;

- обогащение родителей педагогическими знаниями и практическими навыками по эстетическому воспитанию.

У детей появился познавательный интерес к дымковской игрушке. Дети стали активнее проявлять себя в продуктивной деятельности: наряжают силуэты животных и птиц дымковскими узорами (в рисовании «Дымковский конь», в аппликации «Украшаем Уточку», в лепке «Украшаем платье Барыни», в дидактической игре «Наряди Дымковскую игрушку»). Сами принимают участие в изготовлении дымковской игрушки: лепят из глины «Дымковских птиц», и расписывают красками («Расписная игрушка»), играют в дидактические игры, с интересом посетили ярмарку, на которой были выставлены все детские работы сделанные детьми и их родителями.

Дети стали внимательнее рассматривать дымковскую игрушку, выделять колорит, элементы узора.

В период работы над проектом обогатился опыт детей яркими впечатлениями, новыми знаниями , пополнился словарный запас, развивались мышление, любознательность. Дети научились украшать дымковскими узорами игрушки, сделанные из бумаги и глины, умеют выделять из всех игрушек дымковскую, а также знают предназначение дымковской игрушки в быту.

Вместе с родителями собрали и оформили материал по проекту. Благодаря родителям пополнилась предметно-развивающиеся среда изобразительного уголка. Родители изготовили дидактические игры по дымковской игрушке, технологические карты по лепке, альбомы; приобрели демонстрационные плакаты с элементами дымковской росписью, дидактические пособия с образцами дымковских игрушек, раскраски, открытки. Также были созданы атрибутами для разных видов совместной и самостоятельной деятельности детей в группе и в изобразительном уголке, для эмоциональной сферы, решения эстетических задач.

В ходе реализации проекта столкнулись с проблемой, что как в группе, так и в детском саду недостаточно разнообразных дымковских игрушек сделанные мастерами. Ведь хочется детям показать подлинные народные промысла, чем на картинках. Т.к. картинка не дает столько эмоции и тактильных ощущений, как увидеть игрушку, которую можно еще саму потрогать.

І V этап – Презентационный

- Оформление опыта работы в педагогический кабинет по проекту «Расписная дымковская игрушка».

- Презентация проекта на Педагогическом Совете.

-Участие в конкурсе внутри детского сада «Лучший педагогический проект».

Перспективное планирование воспитательно-образовательной деятельности во второй младшей группе

Начиная работу по приобщению детей дошкольного возраста к народному искусству, я обратилась к игрушке. Национальная русская игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающаяся ветвь народного искусства, имеющая свои традиции.

Из всего многообразия русских народных игрушек я выбрала дымковскую, а также филимоновскую и калининскую, так как узоры, украшающие эти игрушки, просты и доступны для детей средней группы. Это те же элементы, которые указаны в программе по декоративному рисованию: прямые линии, круги, кольца, точки. При рассматривании игрушек отметила, что узоры разного цвета: красные, зелёные, желтые, оранжевые, синие.

Считаю,что эти игрушки разносторонне взаимодействуют на развитие чувств, ума и характера ребёнка.

Удивительная простота сюжета, чёткость формы, сочетаются с живой раскраской. Народная игрушка несёт ребёнку и эстетическое развитие. Красота росписи и выразительность формы вызывают чувство радости, восхищения, учат видеть и замечать прекрасное в окружающей жизни.

Являясь национальной по содержанию, игрушка понятна и доступна для восприятия ребёнку, так как содержит в себе те образы птиц и животных, которые окружают их и хорошо известны с первых лет жизни. Из дымковских игрушек это – петушки, барашки, коровы, козлики. Из филимоновских: барашки, олени, лисичка с петухом, кот с гармошкой, разные весёлые птицы – свистульки. Из калининских – знаменитые яркие калининские петушки и уточки-лебеди с грациозно повёрнутыми назад шейками. Как правило, они небольшого размера, очень удобны в обращении, легко помещаются в руке ребёнка.

Зная, что эффективность педагогического воздействия зависит от уровня подготовленности воспитателя, его эрудиции в данном вопросе, от практических умений и навыков, я перед началом работ тщательно изучила материалы, касающиеся истории дымковского промысла, современного его состояния. Уточнила методы и приёмы, используемые при ознакомлении детей дошкольного возраста с народной русской глиняной игрушкой и обучению их лепке и росписи.

Программа рассчитана на 3 года. Внедрение данной программы начинается со средней группы с декабря и до выпуска детей в школу.

Читайте также: