Кто делает елочные игрушки профессия

Обновлено: 20.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Конспект занятия для старшей группы

«История ёлочной игрушки» , профессия стеклодув.

Цель: Узнать историю возникновения и видоизменения новогодних игрушек.

Программное содержание:

Познакомить детей с историей елочных игрушек, дать знания где появилась первая елочная игрушка ( в Германии ),познакомить с профессией стеклодув.

Развивать диалогическую речь, отвечать на вопросы разносторонними предложениями, активизация слов: стеклодувы, стеклянные, тяжелые, легкие, хрупкие.

Формировать понятие о том, что игрушки бьются, аккуратно обращаться с ними.

Воспитывать любознательность, интерес к игрушке разных времен.

Узнать технологию производства старинных новогодних игрушек.

Узнать, где можно ознакомиться с коллекцией старинных новогодних игрушек.

Предварительная работа: Чтение художественной литературы на зимнюю тему. Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением елки, елочных украшений.

Ход занятия.

Воспитатель читает стихотворение:

Любой из вас, конечно, ждет

Веселый праздник Новый год!

Но больше всех на свете

Ждут этот праздник… (дети).

Воспитатель:- Дети, а вы ждете Новый год? А что вам известно об этом празднике? Вы знаете, как праздновали Новый год на Руси? (Ответы детей)

Воспитатель:- Да, Новый год - это один из самых любимых народом праздников.

-В древности начало Нового года отмечали весной – 1 марта, потом перенесли на осень (на 1 сентября).

- Царь Петр 1 издал указ праздновать Новый год в декабре, начало году вести с 1 января. В этом же указе повелевалось у домов богатых горожан, перед воротами, делать украшения из хвойных деревьев. Вскоре елки и хвойные ветки стали украшать дома.

- Дети, как вы думаете, чем украшают елку? Где можно приобрести елочные игрушки? Где делают елочные игрушки? Из чего изготавливают елочные игрушки? Как называют профессии людей, занятых над изготовлением елочных игрушек?

Воспитатель: - Украшение елки очень древний обычай. Наши предки всегда относились с почтением к этому вечнозеленому дереву, символизирующему здоровье, долголетие и бессмертие.

Воспитатель: - Хотите узнать, как наряжали Новогоднюю елку давным-давно? Как вы думаете, когда появились первые елочные игрушки? Хотите об этом узнать?

Дети: Мы хотим узнать, чем украшали елочные игрушки в старину .

Воспитатель:- На чем мы будем путешествовать? (Ответы детей.)

- Смотрите, нас ждет «волшебный ковер»! Предлагаю воспользоваться им!

-Чтобы наш полет свершился, помогайте мне: я буду говорить «волшебные» слова, а вы выполнять движения.

Мы на месте не сидим

На ковер скорей садись,

Хлопни, топни, повернись!

В старине скорее окажись!

Воспитатель:- Вот и остановка, которая называется «Старина» .Как вы думаете чем украшали елку в древности ? Были в древности фабрики по изготовлению игрушек? Из чего были сделаны игрушки? Из каких материалов изготовлены? (Ответы детей)

- От древних людей пришла к нам традиция украшать елку. Древние люди верили, что в деревьях обитают духи плодородия, от которых зависит, насколько обильным будет урожай хлеба, овощей, фруктов. Желая угодить духам, заслужить их благосклонность, люди старались украсить деревья, в которых эти духи и жили.

-Первые елочки были съедобными. Почему? Чем они были украшены? (Ответы детей)

- Конечно, их украшали овощами и фруктами, хлебными изделиями.

-Яблоки считали символом плодородия, яйца означали зарождение новой жизни, орехи – божественный промысел, вафли – символ причастия.

-Чуть позже на елку стали вешать пряники, печения, конфеты и другие сладости.

Воспитатель: - Затем елки украшались уже бумажными игрушками, бумажными гирляндами, различными фигурками.

-В основном делали дома, покупали на рынке. Из простых материалов ваты, бумаги, клея – создавались удивительные фигурки детей, клоунов, животных, плоскостные игрушки.

Воспитатель: Шли годы развивалась промышленность, строились заводы и фабрики. И вот игрушки стали делать на фабриках. Дети, хотите побывать на фабрике, где изготавливают елочные игрушки? И посмотреть из чего их изготавливали?

Просмотр познавательного фильма «Елочные игрушки».

Физкультминутка «Елочка».

Ждут красавицу колючую – рисуют руками елочку

В каждом доме в декабре – делают ладошками дом

На ветвях зажгут фонарики – показывают фонарики

Искры брызнут в серебре – руки над головой

Сразу станет в доме празднично – пальцы оттопырены

Закружится хоровод – берутся за руки в хоровод

Дед мороз спешит с подарками – идут по кругу с воображением мешком за плечом

Наступает Новый год! – машут руками вверху.

Воспитатель:- Из чего сейчас делают елочные игрушки? ( Пластмасса, пенопласт, стекло).Рассматривание игрушек. - Кто знает, где делают стекло и различные предметы и стекла?

-Стекло, дети, выдувают стеклодувы на стекольном заводе.

Вопросы к детям: «Кто выдувает стекло? Где выдувают стекло?»

Послушайте рассказ Ивича «Про стекло».

В природе есть камень, песок, глина, есть вода, трава, но стекла в природе нет. Стекло создал человек сам, много лет назад. Один очень умный человек смешал обычный жёлтый песок с белым порошком содой, сплавил их в жарком пламени и получил стекло. Сначала люди умели делать только мутное стекло, но потом научились делать и прозрачное. Первое время из стекла изготавливали бусы и другие украшения, а позже придумали делать стеклянную посуду. Её выдували из комочков жидкого, горячего стекла из специальных трубок, как дети выдувают мыльные пузыри. Но стеклянное изделие могли выдувать только очень умелые мастера, которых называют стеклодувами. Их труд был очень тяжел. Теперь изделия из стекла делают на больших стекольных заводах, машинами. Люди умеют делать из стекла удивительные вещи: посуду, очки, зеркала и даже нитки, из которых шьют одежду пожарникам, потому что такая одежда в огне не горит, а в воде не промокает. Люди научились варить не только прозрачное, но и цветное стекло: красное, зеленое, желтое.

Вот такая долгая и удивительная история у стекла.

Воспитатель: Стеклодув – мастер, создающий предметы из разогретой стеклянной массы путем выдувания. Он выдувает стекло через стеклянную трубочку, создавая разные предметы: посуду, шары и др. В своей работе мастер пользуется и другими инструментами: ножницами, щипцами. Человек этой профессии должен быть терпеливым, выдержанным, здоровым. Стеклодув за один день выдувает 250 шаров, а это требует большого напряжения легких. Эта профессия считается рабочей, но без творчества и воображения ему не обойтись. Поэтому у каждого дома имеются волшебные лебеди, золотые рыбки, хрустальные башмачки.

Воспитатель: Стеклодув! Какое необычное слово! Произнесите медленно: стеклодув. Из каких частей состоит это слово?

Дети: Стекло и дуть.

Воспитатель: А каким инструментом пользуется мастер стеклодув для выдувания стекла?

Дети: Трубкой.

Воспитатель: Что делают мастера стеклодувы?

Дети: Стекло, стеклянные изделия, елочные игрушки.

Воспитатель: Так изготавливали игрушки в старину, так их изготавливают и в наше время.

Воспитатель: Пришла пора возвращаться. Приглашаю всех на «ковер-самолет»

Мы на месте не сидим

На ковер скорей садись,

Хлопни, топни, повернись!

Снова в детском саду окажись!

Воспитатель: - 18 сентября 2008 года открылся уникальный, единственный в России Музей ёлочной игрушки - «Клинское подворье»!

"Клинское подворье" - это музей елочной игрушки в подмосковном городе Клин. Этот музей молодой и пока единственный в России. Музей расположен в симпатичном современном тереме . В нем можно увидеть множество не только современных игрушек, но и старинных и древних. Его коллекции пополняются до сих пор.

Просмотр презентации «Клинское подворье».

Воспитатель: - Новогодняя игрушка это не только атрибут зимнего праздника, но и часть истории нашей страны. Путешествуя по далекому прошлому , мы узнали, когда появились первые елочные игрушки, какими они были и как менялись со временем. Воспитатель: Давайте немного вспомним какими игрушками украшали елку в древности и в старину?

- Как называется профессия людей которые изготавливали стеклянные игрушки?

- Какие игрушки у нас сейчас с вами? Где хранится большая коллекция самых разнообразных елочных игрушек в наше время?

Стеклодув

Стеклодув – это мастер, создающий изделия из разогретой стеклянной массы путём выдувания. Кстати, недавно центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию, который сам расскажет, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте. Профессия подходит тем, кого интересует рисование и труд и хозяйство (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).


Особенности профессии

Как указывает название профессии, стеклодув выдувает стекло через специальную трубку, создавая всевозможные полые предметы: посуду, шары и пр.

Однако этим ремесло стеклодува не исчерпывается, о чём свидетельствует большое количество инструментов, которыми он пользуется для формирования изделия: ножницы разных форм, щипцы, гладилка, сошки, металлический косарик.

Стекло плавят в стекловаренной печи или с помощью газовой горелки. Техники выдувания могут применяться разные.

Ручное выдувание в формы позволяет создавать изделия, схожие одно с другим. Например, лабораторные колбы. Стеклодув набирает на кончик стеклодувной трубки расплавленное стекло, выдувает пузырь и начинает формовать его, постоянно вращая трубочку и формует стекло в деревянных или металлических формах.

Свободное выдувание заключается в свободном формовании изделия. Стеклянные предметы, выполненные путём свободного выдувания, называют также гутным стеклом (иногда называют гутенским, от немецкого hutte — гута, стеклодувная мастерская). Через труббку выдувается расплавленный шар. Его подправляют деревянными брусками, щипцами. То, что получилось, снимают с трубки и помещают на железный стержень ("понтий" ) и продолжают обработку. При необходимости мастер раскрывает верх или раскатывают нижнюю часть, вытягивает, гнёт, режет вязкое стекло с помощью специальных инструментов.

Нет двух совершенно одинаковых предметов, выполненных таким образом. Для них характерны тонкие стенки и прозрачность.


Прессовыдувание. Будущее изделие сначала формуют в пресс-форме, а затем в горячем виде — воздухом. Изделия получаются более толстостенными, менее прозрачными. Но этот способ позволяет создать на них рельефные украшения.

Итак, изделие сформировано.

Дальше – отжиг. Так называют нагревание до 530–580°С с последующим медленным охлаждением. При быстром и неравномерном охлаждении после формования в стекле возникают остаточные напряжения, которые со временем приведут к тому, что изделие разрушится само собой, без видимых причин. Отжиг позволяет уменьшить эти остаточные напряжения и сделать стекло долговечным.

Как говорят сами стеклодувы, стекло – это живая субстанция. И только мастерство может сделать его послушным.

Применение ремесла

В прошлые годы труд стеклодувов применялся на промышленных предприятиях, например, в фармацевтике, где нужно было запаивать ампулы с лекарством. Теперь многие промышленные процессы полностью автоматизированы, а стеклодувы в первую очередь нужны там, где делается ставка на нестандартность.

Стеклодувы могут специализироваться на разных изделиях, однако, это всегда ручная работа.

Стеклодувы-выдувальщики создают с помощью выдувной трубки и газовой горелки елочные игрушки, неоновые лампы. Такие специалисты до сих пор весьма востребованы.

Стеклодувы-аппаратурщики создают стеклянные приборы для лабораторий, фармацевтических фирм и т.п.

Стеклодувы-художники – эксклюзивные произведения: рюмки, сувениры, вазы.


Близость к огню и раскалённому стеклу вынуждает быть особенно собранным, тщательно соблюдать технику безопасности. И всё же мелкие не редки. Например, при выдувании ёлочного шарика раскалённый стеклянный пузырь может лопнуть, и тогда стекло разбрызгивается и попадает на руки, оставляя мелкие ожоги. Работа стеклодува относится к разряду вредных: целый день на ногах, в мастерской обычно жарко, а зачастую – сильный шум вытяжки. Стекло становится податливым, когда накалено до 1300 о С. Кварцевое стекло требует ещё большего нагрева – 2000 о С.

В мастерской может использоваться стекловаренная печь и печь для отжига, которые излучают жар. В большом цеху печей может быть несколько. Но и газовая горелка серьёзно нагревает воздух. К тому же мастеру приходится целый день смотреть на её пламя. А сам процесс выдувания связан с напряжением лёгких. Например, стеклодув на фабрике ёлочных игрушек может выдувать до 250 шаров за смену.

В производстве стекла основными компонентами являются: кварцевый песок, сода, известняк и доломит, а также различные добавки, в числе которых и мышьяк.

При варке стекла мышьяк испаряется, и это дополнительный фактор риска, несмотря на обязательную вытяжку. Поэтому стеклодув имеет право на досрочную пенсию, хотя многие мастера не спешат уходить.


Стеклодув Максим Орлов как никто другой знает, насколько хрупкой может быть красота. Он рассказал корреспонденту «АиФ в Омске», сколько выдохов тратится на ёлочную игрушку и почему стеклодувы похожи на бодибилдеров.

Только руками

Светлана Казанцева, «АиФ в Омске»: Максим, профессия стеклодува насчитывает многие сотни лет, но сейчас она считается вымирающей. Идёт ли молодёжь в стеклодувы?

Максим Орлов: Молодёжь охотно приходит на мастер-классы, но мало кто изъявляет желание заниматься стеклом профессионально. Этим нужно жить, ежедневно посвящать себя этому ремеслу. Увлечение требует большого вложения сил, времени и денег. Сырьё, то есть цветное стекло, приобретается на собственные средства… А современная молодёжь больше интересуется интернет-технологиями и банковским делом - это перспективнее и выгоднее, чем достижение мастерства в ремесле. Да и руками сейчас работать не хотят. Даже резьба по дереву более популярна, чем выдувание изделий из стекла.

Такую красоту создаёт мастер.

Стекло - очень хрупкий материал, требующий крайне бережного обращения, а также терпения и усидчивости со стороны человека. Да и в профессии стеклодува мало что изменилось. Изготовление изделия - только вручную, с помощью трубки и собственных лёгких. Из современного оборудования на определённых этапах в помощь есть газовая горелка, печь и шлифовальный станок.

- Лёгкие страдают от жары?

- Конечно, страдают. Профессия вредная и опасная, так как часто бывают ожоги кожи и глаз, порезы, высокая температура, шумы. Особая опасность – это присадки, в частности мышьяк, испарения которого сказываются на здоровье. Следует обязательно соблюдать технику безопасности.


Моя работа скорее ювелирная, чем объёмная. Это для выдувания 20-литровых бутылей нужны тренированные лёгкие и огромная физическая сила, чтобы работать с большой стекольной массой.

Мои коллеги, работающие на печах, - мощные, с накачанными мышцами, внешне напоминают бодибилдеров. И неудивительно: стекло само по себе тяжёлое, трубка тоже, нагнетать воздух в неё нужно непрерывно. Для сравнения: за один выдох стеклодув способен надуть большой воздушный шар. Это годы тренировок. Умение приходит с опытом.

Я занимаюсь стеклодувным делом почти 20 лет, но потолка в профессии не достиг, постоянно нахожу что-то новое, самосовершенствуюсь. К примеру, для выполнения каких-то изделий сначала нужно сделать инструмент или отлить форму. На это зачастую уходит гораздо больше времени, чем на само изделие.

На мастер-классы многие приходят с удовольствием.

- Можно ли стеклодувному делу научиться по книгам?

- Сейчас только так и получается учиться. Мне в своё время мастер показал азы ремесла, остальному учился по книгам, обменивался опытом с коллегами. Только через пять лет работы стало получаться то, что мне нужно. Но за это время очень много стекла было испорчено. К примеру, чтобы выдуть простой, но качественный шар, нужно учиться три года. Зато сейчас шар получается за три минуты.

На изготовление сложной модели с кучей мелких деталей может уйти несколько недель - нужно не только выдуть элементы, но и проследить, чтобы они не были острыми и травмоопас ными, а потом собрать в единую композицию.

Стать творцом

- Сколько в России вас, мастеров-стеклодувов, осталось?


- Стекольщиков, кто обрабатывает листовое и оконное стекло, очень много, а мастеров-стеклодувов, кто может творить, чуть больше 10 человек на всю Россию. В Омске нас трое.

- Как вы пришли в профессию?

- С детства любил что-то делать руками: лепил из пластилина, строил авиамодели, занимался слесарным делом. Но отправной точкой послужил момент в жизни, когда я работал на мебельной фабрике.

Как-то меня спросили, могу ли я сделать макет дивана. Я сделал - получилось хорошо, да ещё и прибыльно. Как оказалось, сувениры пользуются спросом, поэтому следующей моей поделкой оказались «волшебные» шары, внутри которых находятся какие-то статичные композиции или фигурки с хлопьями конфетти, блёсток, «снега», и, когда шар тряхнёшь, возникает иллюзия снего пада. Вот такие сказочные, позитивные игрушки. Увидел такой шар в одном из зарубежных фильмов и загорелся сделать похожий. Для серийного производства нужны были стеклянные шары - пришлось заказывать у стеклодува.

аа

Но мастера стекольного дела не вечны - они уходят на пенсию, поэтому однажды я остался без поставщика, сам пошёл в ученики к заводскому стеклодуву. Увлёкся так, что стеклодувное дело стало моей жизнью.

Ремесленник или художник

- У каждого уважающего себя мастера должны быть ученики…

- Они у меня есть - в Омске и во Владимире. По приглашению директора Владимирского стекольного завода (единственный оставшийся в России крупный стекольный завод. - Ред.) я несколько раз ездил обучать специалистов по изготовлению ёлочных игрушек. Сейчас мне приятно видеть, какую красоту там делают, но первое время пришлось помучиться. Чтобы сделать шар, сначала нужно изготовить «пульку», а это тоже целое искусство. В своё время ребята потратили неделю, чтобы научиться делать правильную заготовку.


Много лет подряд с коллегой Григорием Кирюшиным ездим на Байкал в деревню Тальцы, где принимаем участие в инсталляциях местного историко-этнографического музея. В Тальцах был когда-то создан первый в Сибири стекольный завод. Его затопило, когда была запущена иркутская ГЭС. В Тулуне сейчас делаются попытки возродить стекольное производство, но своих мастеров нет…

- Каков предел возможностей мастера-стеклодува? Есть вещи, которые вы создать не можете?

- Из стекла можно сделать практически всё, насколько хватит фантазии и опыта. Невозможно выдуть действующий двигатель внутреннего сгорания, хотя его модель - вполне. К примеру, среди моих работ есть макет бензовоза, локомотива, электроподстанции со всеми проводами и вышками, даже нефтезавода.

- Стеклодувы больше ремесленники или художники?

- Грань между ремесленником и художником в стеклодувном деле весьма зыбкая. Сначала нарабатывается опыт, который потом перерастает в нечто большее, и уже не замечаешь, как воплощаешь в стекле свои фантазии.

- С опытом у мастера появляется свой стиль. Ваши работы имеют отличия от работ других мастеров?

- Большие серьёзные работы всегда делаю на чёрном основании и закрываю стеклянным колпаком. Использую только два цвета: чёрный и белый (прозрачный), чтобы ничего не мешало восприятию. У коллег такого нет. Эксперты сразу могут определить мастера.

Чтобы сделать такой шар, нужно учиться несколько лет.

- Работы мастера-стеклодува стоят дорого - всё же это произведение искусства. Люди готовы платить за эксклюзив?

- Люди платят неохотно. Это беда не только стеклодувов, но и художников, скульпторов, дизайнеров - всех, кто связан с искусством. На Западе с этим проще… Меня давно зовут на Мальту, в Данию - мои работы там знают и ценят, но пока что-то останавливает от переезда.

- Есть изделия, которые можно назвать шедеврами, или это ещё впереди?

- Стремлюсь, чтобы каждая работа была лучше предыдущей. Шедевры это или нет, не знаю, но каждый заказ для меня - вызов моему мастерству. Есть особо удачные работы: например, макет одной из установок нефтезавода. Там и трубопровод, и здание, и линия электропередачи, эстакады, большой факел - получился макет площадью 1 кв. метр.

Необычное керамическое украшение.

Была уникальная работа - трио цирковых гимнастов. Удалось соблюсти пропорции фигурок - вышло очень красиво. Ещё одна интересная работа - хрустальный дом с белочкой - была сделана совместно с Юрием Чеглаковым и Анатолием Коненко. Дом стал призом на одном из региональных конкурсов архитектуры и дизайна. Вообще, есть мечта сделать стеклянную модель омского Успенского собора. Уже готовы некоторые детали, но до полного завершения ещё далеко.

- Семью обеспечили посудой и предметами интерьера собственного изготовления или дешевле пойти и купить?

- У родственников, друзей и знакомых есть мои работы, дома - нет. Сапожник оказался без сапог.

Стеклодув — это мастер по изготовлению разнообразных предметов быта и декора путем выдувания их из стекла с помощью специальной полой трубки. Представители этой профессии — сильные люди, обладающие незаурядными творческими способностями и огромным терпением. Ведь стеклодув — художник, который работает с раскаленным материалом в очень сложных условиях и создает уникальные произведения искусства.

Стеклодув. Стеклодув за работой

Стеклодув — это волшебник, в руках которого горячая аморфная масса превращается в прекрасный шедевр: елочную игрушку, оригинальную фигурку, изысканный кувшин, красивый бокал или даже целый набор посуды. А за созданные мастером шедевры многие покупатели готовы заплатить огромные деньги.

Стеклодув. Изготовление елочной игрушки

Особенности профессии стеклодува

Стеклодув обычно работает в оборудованной мастерской, где помимо набора необходимого инструмента имеется специальная печь с тремя камерами для разных технологических операций:

  • Для расплавления стекла.
  • Для периодического разогрева заготовки в процессе работы с ней.
  • Для медленного охлаждения готового предмета.

Стеклодув. Современный американский художник-стеклодув Жан-Пьер Канлис создает очередное произведение искусства

Кусок расплавленной стеклянной массы, температура которой достигает +1090 °C, мастер кончиком трубки достает из печи и начинает процесс обработки. Для этого он выполняет разнообразные операции с заготовкой:

  • перекатывает ее по плоской поверхности;
  • выдувает из нее стекло через трубку;
  • помещает ее в особые тиски;
  • формирует отдельные детали пинцетом или клещами.

Стеклодув. Стеклодув в небольшой частной мастерской

Существуют также стеклодувы, которые работают по иному принципу. Их еще называют лампворкерами (от английских слов lamp — «лампа, горелка» и work — «работа»). Эти мастера изготавливают небольшие предметы путем нагрева стеклянной массы над пламенем горелки, подключенной к баллону с природным газом. Лампворкеры используют миниатюрные инструменты, многие из них работают в присутствии зрителей в общественных местах.

Стеклодув. Кувшин из цветного стекла Moser, конец XIX века

История стеклодувного ремесла

История профессии стеклодува насчитывает около 2000 лет, хотя человечество открыло для себя стекло гораздо раньше. Еще в Древнем Египте в VI тысячелетии до нашей эры люди научились создавать стеклянные сосуды, украшения и пластины путем переплавки кремнезема в печах. Уже тогда мастера заметили, что цвет стекла можно менять путем добавления в него различных минералов. Чаще всего стекло использовали в производстве мозаики, а технологии держали в строжайшей тайне.

Стеклодув. Стеклодувная трубка

Только в I веке нашей эры на территории современной Сирии была изобретена первая стеклодувная трубка, которая претерпела минимальные изменения в течение последующих 20 веков. Новшество быстро распространилось по всей Римской империи, появились стеклодувные мастерские в разных ее уголках.

Стеклодув. Древнеримская гидрия из стекла, V век

Но с падением Рима в V веке стеклодувное ремесло быстро пришло в упадок, а знания древних мастеров были утрачены. Его второе рождение состоялось спустя пять столетий благодаря усилиям небольшой группы художников, поселившихся на нескольких островах Венецианской лагуны. Здесь началось производство знаменитого муранского стекла, а местные стеклодувы быстро заслужили славу лучших мастеров Европы.

Стеклодув. Муранское стекло. Брачная чаша Анджело Баровье, XV век

Чуть позже, в XIII веке начал формироваться другой всемирно известный центр художественного стекла, который и поныне находится в Богемии (на территории современной Чехии). С XVII века богемское стекло приобрело огромную популярность и стало основной причиной упадка производства в Венеции.

Стеклодув. Ваза со сливами торговой марки Galle, начало ХХ века

Бурный рост промышленности в конце XIX века оказал огромное влияние на производство стекла. Тогда же начали появляться первые промышленные линии по изготовлению бытовой стеклянной посуды (бутылок, стаканов, графинов). Но спрос на истинные произведения искусства из стекла всегда оставался высоким. Поэтому во многих странах Европы в течение последних 200 лет были созданы стекольные мануфактуры, успешно работающие и в наши дни.

Стеклодув. Ваза с виноградом торговой марки Daum, середина ХХ века

Самые известные мануфактуры стеклодувного производства

Среди огромного многообразия изделий из художественного стекла сегодня особо выделяется продукция таких самых известных стеклодувных центров и мануфактур:

    — наиболее авторитетный и востребованный в мире бренд богемского стекла. Головной офис компании находится в городе Карловы Вары, а ее история насчитывает более 150 лет.
  • Galle — ныне несуществующая компания, созданная французским художником Эмилем Галле (Emil Gallé). Шедевры, созданные под этим брендом в стиле ар-нуво, сегодня можно купить только за огромные деньги.
  • Daum — французское предприятие из города Нанси, успешное пережившее конкурентов из Galle. Компания до сих пор использует воссозданный в 1906 году уникальный древнеегипетский метод литья стекла для изготовления уникальных предметов искусства. — французская торговая марка, получившая широкое признание в мире еще в середине XIX столетия за прекрасные изделия из хрусталя, инкрустированные драгоценными металлами. — знаменитый французский бренд, созданный гениальным ювелиром и художником Рене Лаликом. Рецепт уникального стекла для производства ваз и скульптур Lalique уже почти 100 лет хранится в строжайшей тайне.

Стеклодув. Стеклянный графин с бокалами Harcourt торговой марки Baccara, середина ХХ века

На портале Very Important Lot каждый посетитель имеет возможность принять участие в арт-аукционах и приобрести антикварные предметы из стекла или работы современных художников.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Как возникли елочные игрушки.pptx

Как возникли елочные игрушки?Муниципальное бюджетное общеобразовательное учре.


Курс повышения квалификации

Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО


Курс повышения квалификации

Теория, методика и практика обучения младших школьников основам шахматной игры в условиях реализации ФГОС НОО


Курс повышения квалификации

Проективные методики в начальной школе в соответствии с ФГОС


«Основы финансовой грамотности с детства»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Как возникли елочные игрушки?Муниципальное бюджетное общеобразовательное учре.

Как возникли елочные игрушки?
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №21 с. Семёновка г. Йошкар-Олы»

Руководитель:
Романова Наталья Витальевна
Г. Йошкар-Ола
2013 год

АктуальностьТрадиция украшать елку игрушками породила интерес к истории возни.

Актуальность
Традиция украшать елку игрушками породила интерес к истории возникновения данного обряда. Взрослые не смогли дать исчерпывающую информацию, и мы решили попробовать самим все разузнать…
Цель
Проследить историю возникновения елочных украшений

Задачи Выяснить, когда появились первые елочные украшения Проследить особенно.

Задачи
Выяснить, когда появились первые елочные украшения
Проследить особенность новогодних украшений разных поколений людей
Познакомиться с людьми редкой профессии - стеклодувами
Создать проект «Елочные шары»

План исследования1. Найти и изучить в литературе и интернете сведения об ист.

План исследования
1. Найти и изучить в литературе и интернете сведения об истории возникновения елочных игрушек
2.Узнать, кто впервые положил традицию празднования Нового года
3. Провести анкетирование среди одноклассников, которое поможет выяснить, какими были первые игрушки
4. Проанализировать собранную информацию
5. Выяснить, как называются люди, которые делают елочные игрушки
6. Выполнить презентацию по собранному материалу
7. Представить результат проектно-исследовательской работы на школьной конференции

Как думают наши одноклассники

Как думают наши одноклассники

Петр IВ России елка впервые появилась в домах в 1700 году. Это была эпоха Пе.

Петр I
В России елка впервые появилась в домах в 1700 году. Это была эпоха Петра I. В домах и избах пахло смолой, а также сосновыми и еловыми ветками.

Первые елочные игрушки Первые елочные украшения были исключительно съедобн.

Первые елочные игрушки
Первые елочные украшения были исключительно съедобными. На ветках висели яблоки, мандарины, апельсины, морковь, картофель, яйца, орехи, вафли, пряники, фигурный сахар и леденцы.

Особенность елочных игрушек в России На Руси елочные игрушки делали еще из тр.

Особенность елочных игрушек в России
На Руси елочные игрушки делали еще из тряпочек, соломы, льна, цветных ленточек, колосков, кистей рябины. Часто изготавливали кукол, о которых в народе особое представление. Тряпичная кукла была защитой от болезней, бед и нечисти. Ее так и называли: берегиня.

Как изготавливают елочные украшения сегодня?

Как изготавливают
елочные украшения сегодня?

Какими они были, эти игрушки ?

Какими они были, эти игрушки ?


Как думают наши одноклассники

Как думают наши одноклассники

ИсточникиИсточник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-32853/ © Shkolazhizni.r.

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Выбранный для просмотра документ Реферат.docx

Представляем вашему вниманию исследовательскую работу «Как возникли елочные игрушки?»

Новогодние и Рождественские праздники – самые любимые и волнительные праздники. С их приближением, кажется, что обязательно произойдет какое-то чудо. Мы очень любим украшать елку. Став школьницами, стараемся больше узнавать информации и делится ею с одноклассниками.

Когда украшали елку, мы задались вопросом: «А как же возникла традиция наряжать елку игрушками? Наши мамы и папы не смогли дать нам полный ответ, и мы решили самим все разузнать.

Мы считаем, что выбранная нами тема важна, так как большинство школьников не знает историю возникновения елочных игрушек, хотя с большим удовольствием украшают елки.

Цель нашего исследования: выяснить историю происхождения елочных игрушек.

Для того чтобы раскрыть цель, мы поставили перед собой следующие задачи:

1.Выяснить, когда появились первые игрушки.

2.Проследить особенность новогодних игрушек разных поколений людей.

3.Познакомиться с людьми редкой профессии – стеклодувами.

4.Вместе с одноклассниками создать проект «Елочные шары»

Мы составили план исследования:

1. Найти и изучить в литературе и интернете сведения об истории возникновения елочных игрушек;

2. Узнать, кто впервые положил традицию празднования Нового года;

3.Провести анкетирование среди одноклассников, которое поможет выяснить, какими были первые игрушки;

4. Проанализировать собранную информацию;

5. Выяснить, как называются люди, которые делают елочные игрушки;

6. Выполнить презентацию по собранному материалу;

7. Представить результат проектно-исследовательской работы на школьной конференции.

Чтобы ответить на поставленные вопросы, мы с мамами воспользовались возможностями сети Интернет, нашли нужную информацию и картинки, проанализировали собранную информацию. Было

проведено анкетирование одноклассников. На классном часу мы задали вопрос: «Какими были первые елочные украшения?» Представляем вашему вниманию результаты: 19 человек ответили, что стеклянными, 1ученик ответил, что съедобными, 3 ученика сказали, что не знают ответ на данный вопрос.

Мы собрали информацию и узнали, что в России елка впервые появилась в домах москвичей в 1700 году. Это была эпоха Петра I -царя. Он приказал устраивать гулянье, фейерверки, палить из пушек. Только по указу Петра Великого Новый год стали отмечать 1 января, ведь до этого новый год

отмечался сначала в марте, а потом 1 сентября. В домах и избах пахло

смолой, а также сосновыми и еловыми ветками. Ворота были тоже украшены ветками.

Первые елочные украшения были исключительно съедобными. Ими стали яблоки, мандарины, апельсины, морковь, картофель, яйца, орехи, вафли, пряники, фигурный сахар и леденцы. Это не случайно. Каждый из них обозначал нечто важное. Например, яблоко обозначало обильный урожай, яйцо – непрерывную жизнь, орехи – загадочность, вафли – святое благословление. Яблоки занимали самое почетное место среди всего многообразия первых украшений. Осенью отбирались самые красивые яблоки, ровные, крупные и крепкие. Их бережно хранили до самой зимы.

Но также были и чисто русские особенности. Так, на Руси елочные игрушки делали еще из тряпочек, соломы, льна, цветных ленточек, колосков, кистей рябины. Часто изготавливали кукол, о которых в народе особое представление. Тряпичная кукла, обычно безликая и на вид ничем не примечательная, была защитой от болезней, бед и нечисти. Ее так и называли: берегиня. К самодельным куклам относились с аккуратностью и уважением. Верили, что от них зависит благополучие, достаток и даже урожай.

Согласно легенде, однажды выдался неурожайный год, и яблок было мало. Тогда стеклодувы из Германии в 1848 году предложили временную замену этому фрукту. Там и были изготовлены первые стеклянные шары из прозрачного и цветного стекла.

Мы попросили своих родителей помочь нам найти сюжет о людях этой редкой профессии. Вот что получилось.

Найдя в интернете фотографии елочных игрушек, которые вешали наши прабабушки и прадедушки, мы удивились – они были другими.

Елочные украшения наших дней наряднее и веселее. Они предвещают новогоднюю сказку.

Рассказав ребятам историю елочных украшений, мы всем классом решили попробовать создать «фабрику» по производству новогодних украшений. Мы были художниками. И это здорово! У каждой группы получилась своя, неповторимая игрушка. Но самое главное – мы учились договариваться и принимать решение сообща. Благодаря такой работе, мы стали еще дружнее.

После проделанной работы мы снова задали одноклассникам вопрос о первых елочных украшениях. Результаты порадовали нас: большинство ребят запомнили информацию и ответили верно.

Нам понравилось быть исследователями. У нас все впереди.

Список использованной литературы

и ресурсы интернета

Краткая энциклопедия домашнего хозяйства. Изд. «Советская энциклопедия», 1979 г.

Большая энциклопедия школьника. Изд. «Махаон», 1999 г.

Краткое описание документа:

"Проектная работа «Как возникли елочные игрушки» стала результатом совместной деятельности учителя и учеников 1 класса. Работа будет особенно актуальной в период празднования Нового года. Ведь все дети любят этот праздник и с большим желанием украшают елку новогодними игрушками. А вот откуда возникла традиция украшать елку, какова история украшений - все это и раскрывает данная работа.

Следует отметить, что работа состояла как из теоретической части, так и из практической. В классе была работала «фабрика» по производству елочных украшений при совместной деятельности «фотографов» и «журналистов». В период адаптации детей данный проект дал большие положительные результаты по сплочению детского коллектива.

Введение

Новогодние и Рождественские праздники – самые любимые и волнительные праздники. С их приближением, кажется, что обязательно произойдет какое-то чудо. Мы очень любим украшать елку. Став школьницами, стараемся больше узнавать информации и делится ею с одноклассниками.

Когда украшали елку, мы задались вопросом: «А как же возникла традиция наряжать елку игрушками? Наши мамы и папы не смогли дать нам полный ответ, и мы решили самим все разузнать.

"Задачи:

  1. Выяснить, когда появились первые игрушки.
  2. Проследить особенность новогодних игрушек разных поколений людей.
  3. Познакомиться с людьми редкой профессии – стеклодувами.
  4. Вместе с одноклассниками создать проект «Елочные шары»

"
Мы собрали информацию и узнали, что в России елка впервые появилась в домах москвичей в 1700 году. Это была эпоха Петра I -царя. Он приказал устраивать гулянье, фейерверки, палить из пушек. Только по указу Петра Великого Новый год стали отмечать 1 января, ведь до этого новый год отмечался сначала в марте, а потом 1 сентября.

Мы попросили своих родителей помочь нам найти сюжет о людях этой редкой профессии. Вот что получилось.

Найдя в интернете фотографии елочных игрушек, которые вешали наши прабабушки и прадедушки, мы удивились – они были другими.
Елочные украшения наших дней наряднее и веселее. Они предвещают новогоднюю сказку

Заключение
Рассказав ребятам историю елочных украшений, мы всем классом решили попробовать создать «фабрику» по производству новогодних украшений. Мы были художниками. И это здорово! У каждой группы получилась своя, неповторимая игрушка. Но самое главное – мы учились договариваться и принимать решение сообща. Благодаря такой работе, мы стали еще дружнее.

После проделанной работы мы снова задали одноклассникам вопрос о первых елочных украшениях. Результаты порадовали нас: большинство ребят запомнили информацию и ответили верно.
Нам понравилось быть исследователями. У нас все впереди.

Читайте также: