Кто пианист спят усталые игрушки

Обновлено: 18.05.2024

Что такое джазовые стандарты ? Это обширный набор музыкальных тем (мелодий), которые знает и может сыграть без долгой подготовки практически любой джазовый музыкант. Не будем путать стандарты с исполнением поп-музыкантами «каверов» на старые песни: кавер — это дословное воспроизведение , а стандарт — только повод для своей трактовки , как правило, с большой долей импровизации. У российских джазменов есть излюбленные российские песенные темы, которые они часто играют в джазовой стилистике. Этим российским джазовым стандартам и посвящена наша серия из 12 публикаций.

«Спят усталые игрушки»

Музыка: Аркадий Островский (1914-1967), слова: Зоя Петрова

Мелодия «Спят усталые игрушки» появилась в 1964 г., когда заказ на запись финальной песни для выпусков новой телепередачи для детей получил Аркадий Островский . Передача выходит в эфир каждый вечер до сих пор: она называется «Спокойной ночи, малыши». Самая известная запись, считающаяся канонической, была сделана уже после смерти композитора, в 1971 г.

Самый известный исполнитель — Олег Анофриев (кадр из фильма 1960-х гг.) — и композитор Аркадий Островский (фото начала 1960-х).

Самый известный исполнитель — Олег Анофриев (кадр из фильма 1960-х гг.) — и композитор Аркадий Островский (фото начала 1960-х).

Любовь джазовых музыкантов к этой теме понятна: во-первых, её знает вся страна, даже всё постсоветское пространство; во-вторых, мелодия сама по себе носит яркий джазовый характер, потому что её написал джазовый музыкант. Да, Аркадий Ильич прошёл долгий путь в советском джазе: с 1935 по 1941 играл на аккордеоне в Ленинградском джаз-оркестре Эмиля Кемпера, писал там аранжировки, а с 1940 по 1947 был пианистом и аранжировщиком в Государственном джаз-оркестре РСФСР п/у Леонида Утёсова . Тем не менее, большинство его известных песен поздних лет носило эстрадный характер. В эстрадном духе была выдержана и самая первая версия песенки, которую для телепередачи «Спокойной ночи, малыши» в 1964 г. записала Валентина Дворянинова. Боюсь, большинству поколений младше 50 этот вариант уже незнаком, и останься песенка такой — вряд ли бы мы её сейчас обсуждали. Но зерно будущего джазового стандарта — её джазовая аккордовая структура — в ней содержалось уже тогда.

Большая джазовая судьба мелодии «Спят усталые игрушки» началась с того, что в новой записи 1971 г. музыканты ансамбля «Мелодия» подчеркнули её характер джазовой баллады, вокалист и актёр Олег Анофриев (1930-2018) спел её именно как джазовую балладу (в менее популярной версии, которую пела Валентина Толкунова, это было не так заметно), но самым главным джазовым фактором в записи 1971 г. стало фантастическое соло на фортепиано, которое сыграл в последнем куплете песенки пианист «Мелодии» Борис Фрумкин (ныне — народный артист России и руководитель Государственного камерного оркестра джазовой музыки им. Олега Лундстрема). Первые 30 секунд видео — это начальная заставка, мелодия для фортепиано и кларнета под условным названием «Тик-так», а далее начинается знакомая миллионам песенка в той версии, которая завершала каждый выпуск ежевечерней детской телепередачи с 1974 по 1989 годы.

Мало кто помнит, что это не первая версия песни: в варианте 1971 г. был другой второй куплет и короткий вокализ в коде. Именно в таком варианте песня была выпущена ВФГ «Мелодия» на пластинке для детей в 1971 г.

И мало кто знает, что тот же самый Борис Фрумкин в 1982 году сделал ещё одну аранжировку мелодии Островского в стилистике поп-джаза или easy listening — без вокала, со струнной секцией и совершенно иным по характеру фортепианным соло — и записал её с ансамблем «Мелодия» для альбома «Песня остаётся с человеком»!

Естественно, что эту мелодию джазовые музыканты играют часто, и зачастую ищут собственные варианты её трактовки — что и свидетельствует о её статусе «российского джазового стандарта».

Джазовые версии

2011. Санкт-петербургский дуэт: Алексей Чижик (вибрафон) и Дмитрий Гурович (терменвокс и контрабас).

2012. Российский пианист Иван Фармаковский играет «Спят усталые игрушки» во время гастролей в США. Концерт в Принстоне, штат Нью-Джерси. Его версия выполнена в энергичном звучании современного мэйнстрима. На тенор-саксофоне Ральф Боуэн , на контрабасе Кенни Дэйвис , на ударных Дональд Эдвардс .

А киевский саксофонист Дмитрий «Бобин» Александров в том же 2012 г. в квартете, где вторым заметным солистом был пианист Алексей Саранчин , подчеркнул в теме Островского фактуру джазовой баллады, сделав упор на нарочито винтажную стилистику начала 1950-х — причём чем дальше развивается его соло, тем более он клонит выразительные средства к ярким блюзовым интонациям старого доброго хардбопа, и пианист Саранчин отвечает ему в своём соло столь же винтажными блок-аккордами.

В 2016 г. московские джазовые модернисты из LRK Trio (пианист Евгений Лебедев , контрабасист Антон Ревнюк и барабанщик Игнат Кравцов ) сыграли «Спят усталые игрушки» в качестве заявки от зрителей, без подготовки, что ещё раз свидетельствует о статусе джазового стандарта.

В 2017 г. судьба темы обрела новое измерение. Её и раньше применяли зарубежные гастролёры, чтобы установить контакт с российской аудиторией. Но американский саксофонист Дерек Браун , прославившийся применением техник так называемого битбокса к сольной игре на саксофоне, пошёл дальше многих. Он исполнял «Спят усталые игрушки» в своей версии, комбинируя битбокс, собственно саксофон и игру с аудиторией, на каждом концерте в России — а было их 50 (!) — естественно, к огромному удовольствию аудитории. Вот как его версию принимали, например, в Дзержинске Нижегородской области:

Версию в духе джазового мэйнстрима в 2018 г. сыграл секстет преподавателей джазовой кафедры Российской Академии музыки им. Гнесиных . За роялем был тогдашний заведующий завкафедрой Валерий Гроховский (ныне проректор РАМ и декан эстрадного факультета Академии), на контрабасе играл Евгений Онищенко , на ударных Иван Авалиани . В духовую секцию входили трубач Пётр Востоков , саксофонист Тимур Некрасов и тромбонист Максим Пиганов .

В духе джазовой баллады тему сыграл в 2021 г. на сцене екатеринбургского клуба EverJazz гитарист Дмитрий Барсуков со своим трио (контрабасист Никита Баталов и барабанщик Алексей Мурунов ).

Завершим этот небольшой обзор самым, пожалуй, экзотическим вариантом. В 2014 петербургская неоджазовая группа Newlux записала собственную версию песни Аркадия Островского с текстом на английском языке (перевод Олега Кобельского и Александра Шерстнёва). Вокальные партии исполнили саксофонист группы Newlux Никита Баринов , вокалистка лаундж-проекта Nina Karlsson — Нина Карлссон и солист популярной группы Billy's Band , c тех пор сделавший интересные шаги как джазовый вокалист, джазовый продюсер и пропагандист джаза — Билли Новик .

В следующей серии (4 из 12): «Песенка о хорошем настроении» Анатолия Лепина (Лиепиньша)

Интересно? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!

25 февраля - день рождения великого советского композитора Аркадия Островского. Его песни и сейчас пользуются огромной популярностью - "Спят усталые игрушки", стала главной колыбельной страны, а популярная песня без слов, получившая современное название "Трололо", покорила интернет и прославила Эдуарда Хиля на весь мир. Сын Аркадия Ильича Михаил уже после смерти композитора поделился историей создания знаменитых хитов.

"Пусть всегда будет солнце"

История создания этой композиции началась с 4-летнего мальчика, которому только что разъяснили значение слова "всегда". Поняв его смысл он воскликнул "Пусть всегда будет солнце. " Очевидцем этого разговора малыша с мамой стал детский писатель Корней Чуковский, который включил эти строки в свою книгу. Книга Корнея Ивановича попала в руки художнику Евгению Чарушину, который, находясь под впечатлением от таких простых, но важных слов, создал плакат, на котором изобразил малыша и написал знаменитые строки.

До композитора этот плакат дошел уже в виде фотографии с первомайской демонстрации, опубликованной в газете. Аркадий Ильич тут же написал припев, после чего позвонил своему другу поэту Льву Ошанину, с которым они дописали песню.

"Песня остается с человеком"

Гимн фестиваля "Песня года" стал совместной работой Островского с поэтом Сергеем Островым. Одному из музыкальных критиков композиция не понравилась и он резко высказался о ней в своей рецензии. Взбешенный композитор отомстил обидчику, публично его оскорбив. Во время исполнения песни на встрече Союза композиторов он пропел слова о том, что "не будет счастлив тот, кто не умеет слушать песен" обращаясь лично к этому критику.

"Я очень рад, ведь я наконец возвращаюсь домой"

У этого вокализа две волны популярности и создана она была при интересных обстоятельствах. Дело в том, что со своим постоянным автором Ошаниным композитор постоянно ругался, потом они, конечно, мирились, но однажды во время ссоры Островский в сердцах заявил, что обойдется и без слов Льва Ивановича.

Эта трогательная мелодия — часть детства многих поколений телезрителей. Её ждали, под нее грезили о чуде, засыпали. Ждали мультфильм, в конце концов.

Эта песенка кажется уже народной, но у неё есть авторы. «Спят усталые игрушки» написали композитор Аркадий Островский и поэтесса Зоя Петрова . Песенка писалась быстро, последние штрихи композитор вносил в партитуру, когда уже опаздывал на запись. И старался не зря!

Впервые она была исполнена в 1964 году для первого выпуска программы «Спокойной ночи, малыши!» Так и прижилась на экране — на многие годы, навсегда.

Одной из первых исполнительниц легендарной колыбельной стала Валентина Дворянинова :

Многие помнят и классическое исполнение Олегом Анофриевым . Исключительно удачный выбор певца! Гениальный артист нашёл точный тон, который идеально подошёл песне:

Кроме того, «Спят усталые игрушки» в какой-то период исполняла и Валентина Толкунова :

Третий куплет, который начинается со слов « В сказке можно покататься на луне» , был дописан Зоей Петровой лишь в 1982 году. Он понадобился для пластилиновой заставки, которую «слепили» мультипликатор Александр Татарский и Эдуард Успенский . Прекрасная работа!

И хотя были попытки заменять «Усталых игрушек» колыбельной «Спи, моя радость, усни» (тоже прекрасной), по просьбам зрителей старую, привычную песенку вернули в заставку.

Любопытный факт, который я не знал, хотя в детстве смотрел программу. Каждый день недели заставка у «Спокойной ночи, малыши!» была разная: прибавлялось количестве игрушек у телевизора. А вы замечали?

Спят усталые игрушки


«Спят усталые игрушки» – пожалуй, самая знаменитая колыбельная советских времён. Большинству из нас она знакома с самого детства как песенка из заставки передачи «Спокойной ночи, малыши!», что выходит на телевидении с 1964 года. Давайте же узнаем, как создавалось это произведение, почему ноты для него композитор записывал стоя и каким изменениям подвергался текст колыбельной за долгое время существования передачи…

Историю создания песни «Спят усталые игрушки», а также интересные факты, текст и содержание композиции читайте на нашей странице.

Краткая история

Автор колыбельной – знаменитый советский композитор-песенник Аркадий Островский, чьему перу принадлежат такие произведения, как «Пусть всегда будет солнце» и «Вокализ», известный многим по исполнению Эдуарда Хиля. Родственники композитора отмечали, что «Спят усталые игрушки» была сочинена в кратчайшие сроки. По воспоминаниям близких, Островский не успевал к началу записи на студии и дописывал её ноты в чрезвычайной спешке, стоя у рояля.

Аркадий Островский

Автором текста песни выступила знакомая Островского, поэтесса Зоя Петрова. Хотя «Спят усталые игрушки» так и осталась самым знаменитым её произведением, за свою жизнь Петрова поработала над тремя сборниками детских песен, а также написала несколько пьес и сценариев для телепередач.

Впервые колыбельная прозвучала в дебютном эфире «Спокойной ночи, малыши!» в 1964 году. Исполнительницей композиции тогда стала советская эстрадная певица Валентина Дворянинова. После колыбельную перепел актёр Олег Анофриев, чей вокал знаком нам по фильмам «Гардемарины, вперёд!» и «Земля Санникова».


На заре 70-х «Спят усталые игрушки» исполнялась без заставки и самим ведущим – персонажем по имени дедушка Так-Так. Этого героя сыграл советский актёр театра и кино Борис Рунге. Ранние выпуски передачи запомнились зрителям замечательными кукольными представлениями, добрым голосом ведущего и его диалогами с собачкой по кличке Кузя –знаменитых Фили, Хрюши, Степашки и Каркуши тогда ещё не было.

В 1981 году советский мультипликатор и режиссёр Александр Татарский сделал для передачи новую, «пластилиновую» заставку. Но для того, чтобы выгоднее обыграть композицию визуально, Татарскому пришлось обратиться к Петровой с просьбой внести изменения во второй куплет колыбельной. Так вместо строчек про Дрёму, что «тихо ходит возле нас» в песне появились слова о сказочных приключениях и пере Жар-птицы.

«Спят усталые игрушки» за годы фактически непрерывного звучания в эфире стала своеобразной традицией – под эту песню каждый вечер ложились спать сотни тысяч советских детей. Когда в 1992 году авторы программы решили сменить композицию на песню «Спи, моя радость, усни», в редакцию стали приходить десятки писем с просьбами вернуть колыбельную на экраны. Зрители добились своего только в 1997-ом, когда полюбившуюся всем мелодию всё же вернули в эфир.

Валентина Дворянинова
Олег Анофриев

Кадр из заставки телепередачи «Спокойной ночи, малыши!»
автор музыки песни «Спят усталые игрушки» Аркадий Островский

Интересные факты:

  • Лёгкий «джазовый» мотив песенки об уставших игрушках нельзя назвать чертой, характерной для жанра колыбельной. Возможно, на стиле произведения сказался тот факт, что Островский в течение 6 лет играл в составе Ленинградского джазового оркестра.
  • Многие музыкальные критики обвиняли песню в том, что, в отличие от большинства народных колыбельных, она не несёт в себе образов родного дома или матери. По мнению рецензентов, вместо этого «Спят усталые игрушки» рисует перед ребёнком картину всеобщности, навязывая установку о том, что все люди обязательно должны ложиться спать по ночам.
  • В 1982 году композицию перепела знаменитейшая советская певица Валентина Толкунова. Версия с её вокалом стала одной из самых знаменитых вариаций колыбельной.
  • В 1989 году в рамках 25-летнего юбилея «Спокойной ночи, малыши!» композицию вживую исполнил Олег Анофриев.
  • Изначально у программы было несколько рабочих названий: от лаконичного «Сказка на ночь» до более развёрнутого «В гостях у волшебного человечка Тик-Так», но только перед дебютным эфиром режиссёры и сценаристы утвердили окончательное название телепрограммы, которое не менялось за всё время её существования.
  • Идея передачи «Спокойной ночи, малыши!» пришла в голову главному редактору по программам для детей и юношей Валентине Фёдоровой после поездки в ГДР. Там она увидела мультфильм, рассказывающий о песочном человечке, что заставляет детей засыпать при помощи волшебного песка.

Содержание и текст песни «Спят усталые игрушки»

Поразительно, как легко композитору Аркадию Островскому удалось создать произведение, которое стало любимым не для одного, но для десятков поколений советских и российских детей. Даже сегодня многие детки с удовольствием засыпают под легкие переливы клавишных и знакомые строчки о луне и радуге.

Для создания волшебной атмосферы в тексте песни её автор Зоя Петрова использует классический «сказочный» приём – одушевление. Книги и игрушки в этой песне, как и люди, устают и отправляются спать, чтобы увидеть яркие сны, в которых их ждут удивительные приключения. В канву текста органично вплетены и воспитательный посыл («должны все люди ночью спать»), и обещание того, что завтра ждёт новый день, за который можно будет вдоволь наиграться. А много ещё ли нужно малышу?

текст песни «Спят усталые игрушки»

«Спят усталые игрушки» смело можно ставить на одну полку с « Крылатыми качелями », « Песенкой мамонтёнка », « Колыбельной медведицы » и другой классикой советской детской музыки. Пройдут года, тренды не раз переменятся, но к таким произведениям слушатели будут возвращаться снова и снова, чтобы почувствовать то светлое, тёплое и немного печальное чувство навсегда ушедшего от нас детства.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Спят усталые игрушки

Наверное, это не лучшее начало для статьи, но вынужден признаться сразу — сколько себя помню, передачу «Спокойной ночи, малыши» я никогда не любил. Все эти «сюсюканья» с кукольными Хрюшей, Степашкой, Филей и прочими казались мне пустой тратой ценного эфирного времени. Ждать, когда же, наконец, закончится болтовня и начнётся долгожданный мультфильм, было невыносимо.
Если же вместо мультфильма ведущие просто начинали зачитывать книжку, тут уж хотелось швырнуть в телевизор тапком. Читать я выучился уже к 4 годам, поэтому воспринимал происходящее на экране, как форменное издевательство.

Впрочем, моё капризное отношение к «Спокойной ночи, малыши» — скорее, исключение. Большинство детей передачу любили, а уж песенку из заставки можно по праву считать самой известной колыбельной, написанной в советское время.

spyat_ustalie_igrushki_01

Инициатором создания вечерней передачи для малышей стала Валентина Федотова — главный редактор детских ТВ-программ. Пишут, что на эту идею её натолкнул мультсериал про песочного человечка, снятый в социалистической Германии (в немецком фольклоре этот персонаж заставлял детей засыпать, кидая им в глаза горсть песка).

Музыкальную заставку для новой передачи попросили написать Аркадия Островского — автора знаменитого антивоенного гимна «Пусть всегда будет солнце».

spyat_ustalie_igrushki_03


Аркадий Островский.

Музыку в джазовом духе а-ля «Summertime» композитор сочинил легко и быстро. А стихи к песне написала его знакомая — непрофессиональная поэтесса Зоя Петрова, убедительно рассказавшая детям, почему им надо спать.

Михаил Островский, сын композитора:
«»Спят усталые игрушки» на слова Зои Петровой писал на ходу. Ноты в тетрадь дописывал в спешке, стоя у рояля, — опаздывал в студию на запись. Это тот случай, когда песня писалась пять минут и всю жизнь. Ведь он очень любил детей, постоянно выступал в детских садах, пионерских лагерях, больницах. У него была единственная на всю Москву «Волга» с темно-зеленым низом и салатным верхом, на которой он катал ребятню со всех ближайших дворов».

Это был не единственный случай сотрудничества Петровой и Островского. Впоследствии они сочинят для передачи ещё несколько детских песен — например, небезызвестную «Купила мама Лёше отличные галоши».

Что касается премьеры «Усталых игрушек», то она состоялась уже в первом выпуске «Спокойной ночи, малыши» — 1 сентября 1964 года.
К сожалению, как выглядела телепередача в 1960-70-е годы, я практически не помню, а в Интернете за весь этот период можно найти лишь один черно-белый выпуск 1964 года. Там мы можем увидеть, что в начале музыка Островского звучит на фоне подмигивающих часов, а в конце песню «Спят усталые игрушки» исполняет ведущий – причём, только первый куплет. Кто это — я так и не выяснил (ведущих у этой передачи было много).

Если верить Интернет-источникам, первой песню исполнила и записала певица Валентина Дворянинова. Судя по записи, текст тогда заметно отличался от будущей «канонической» версии. Он состоял всего из трёх куплетов:

Спят усталые игрушки, книжки спят,
Одеяла и подушки ждут ребят.
Даже сказка спать ложится,
Чтобы ночью нам присниться.
Ты ей пожелай: «Баю-бай!»

Обязательно по дому в этот час
Тихо-тихо ходит Дрема возле нас.
За день мы устали очень,
Скажем всем: «Спокойной ночи!»
Глазки закрывай! Баю-бай!

Баю-бай, должны все люди ночью спать.
Баю-баю, завтра будет день опять.
За окошком все темнне,
Утро ночи мудренее,
Глазки закрывай! Баю-бай!

Однако, самым известным исполнителем этой песни стал замечательный певец Олег Анофриев (тот самый, который мастерски спел почти за всех персонажей в м-ф «Бременские музыканты»).

Олег Анофриев:
«Тогда он (Островский — С.К.) мне позвонил и сказал: «Олежек, хочу, чтобы ты спел — тут песнишка у меня появилась, я ее как-то утром левой ногой спьяну написал».
…Это шутка, конечно. Он не был пьяницей — просто легко относился к детским песням. Наиграл мне ее — какая-то трали-вали. Я сначала сомневался, надо ли мне ее исполнять: простая мелодия, буквально несколько нот. Но Аркадий меня уговорил».

В памяти большинства зрителей исполнение Анофриева неразрывно связано со знаменитой пластилиновой заставкой, снятой в 1981 году Александром Татарским. По сути, с неё и началась слава этого киевского режиссёра, закреплённая таким шедеврами, как м-ф «Пластилиновая ворона» и «Падал прошлогодний снег». Говорят, что именно по просьбе Татарского текст «Спят усталые игрушки» был изменён. Вместо куплета про Дрёму Зоя Петрова написала новый — более визуально благодарный:

В сказке можно покачаться на луне
И по радуге промчаться на коне.
Со слоненком подружиться
И поймать перо жар-птицы
Глазки закрывай! Баю-бай!

В те же 1980-е годы песня какое-то время звучала в исполнении певицы Валентины Толкуновой — на фоне всё той же пластилиновой заставки. Что и говорить, голос Толкуновой — чистый, звонкий, полный материнской нежности — прекрасно подходил для детской колыбельной. И всё же версия Анофриева мне всегда казалась более эмоционально выразительной. Послушайте, как замечательно он поёт «а-а-деяла» (будто бы с лёгкой зевотой) и как интонационно выделяет слово «Очень!».

В 1986 году началась перестройка, и создатели «Спокойной ночи, малыши» решили, что заставка передачи тоже требует перемен. «Спят усталые игрушки» заменили старинной колыбельной «Спи, моя радость, усни» (муз. — Б. Флис, сл. — Ф.В. Готтер), а режиссёр Владимр Самсонов снял новый анимационный видеоряд в тёмных коричневых тонах. С точки зрения искусства, снято всё было на высочайшем уровне, однако детишкам мрачноватая заставка не приглянулась.
В 1988 году в передаче стала звучать песня И. Дунаевского из старого фильма «Цирк» («Сон приходит на порог…») с новым — более детским — видеорядом, но она тоже надолго не задержалась. В середине 1990-х для «Спокойной ночи, малыши» была записана ещё одна песня «Фея сна» (муз. Т. Ефимов, сл. — Л. Рубальская) в исполнении эстрадной певицы Светланы Лазаревой.

На этом эксперименты с песнями закончились. В 1997 году в передаче снова зазвучала «Спят усталые игрушки» в версии Анофриева, а в 2002-м вернули заставку Татарского (хотя и в отредактированном обновлённом виде). Даже талант гениального Юрия Норштейн, заставка которого крутилась в 1999-2001 гг., не смог соперничать с любовью зрителей к пластилиновой радуге и жирафу на шести подушках. Как там говорят — «Лучшее — враг хорошего»?

Заставки «Спокойной ночи, малыши» с 1961 по 2014 гг.:

Разумеется, популярная колыбельная сразу стала предметом пародирования. По-моему, ещё в советские времена была сочинена «алкоголическая» версия со словами:

Спят усталые игрушки, книжки спят.
Вобла и пивные кружки ждут ребят.
За день мы устали очень,
Выпить хочется, нет мочи,
Кружку подставляй, наполняй!

Спьяну можно отоспаться на столе
И в милицию умчаться на козле,
Над сержантом поглумиться,
А потом попасть в больницу,
Глазки закрывай, баю-бай!

Баю-бай, должны все люди ночью спать,
Баю-баю, завтра будет день опять.
И сантехник и строитель —
Ждет вас всех медвытрезвитель,
Глазки закрывай, баю-бай!

Ну, а под издевательскую дэнс-версию профессора Лебединского или металл-версию гитариста Владимира Зеленцова уж точно не заснёшь.

Автор: Сергей Курий
ноябрь 2018 г.

Читайте также: