Кукла аука богородская игрушка

Обновлено: 30.04.2024

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Богородская игрушка

Когда была вырезана из липы первая игрушка в селе Богородском, точно никто не знает, однако существует легенда о том, что первую фигурку «Ауку» сделала для своих детей мама, что бы их позабавить. Позже куклу продали купцу, а он поставил ее в своей лавке для украшения, но игрушка тут же была куплена с выгодой для купца, после этого он заказал еще целую партию игрушек.

В середине 15 века село принадлежало московскому боярину М. Б. Плещееву. Он завещал его своему старшему сыну Андрею. В 1491 году Андрей в свою очередь завещал своему сыну Федору. Впоследствии в 1595 году село Богородское перешло в Троице-Сергиев монастырь. В селе стояла деревянная Успенская церковь.

В ходе событий Смутного времени начала 17 века земли в центральной части Московского государства были разорены. Из 17 поселений, входивших в состав Богородицкой вотчины Троицы-Сергиева монастыря, возродились лишь 4, среди них Богородицкое, но уже как безхрамовая деревня.

В XV – XVI веках местные крестьяне, в то время крепостные Троице-Сергиева монастыря, заложили основы развившегося впоследствии художественного промысла обработки дерева. Село стало одним из центров народного творчества в истории русского прикладного искусства.

Первоначально участие богородчан в игрушечном деле выражалось лишь в поделке мелких частей и фигурок, которые потом отвозились в Сергиев Посад для дальнейшей отделки. Часть игрушек шкурили и расписывали, часть продавали бельем игрушки расходились у стен Лавры, по рынкам Москвы и других.

Старинный русский промысел сейчас переживает нелегкие времена. Но пока еще фабрика жива, можно побывать в музее Богородской игрушки и в очередной раз удивиться искусству русских резчиков и полной ненужности их мастерства.

В православном сердце России недалеко от города Сергиев Посад, на живописном холме на берегу реки Куньи, стоит село Богородское - родина замечательного народного промысла резных деревянных игрушек и скульптур. К сожалению из-за большого количества китайских подделок этот уникальный народный промысел сейчас находится на гране вымирания. Сейчас купить настоящую Богородскую игрушку в Москве других городах практически невозможно, в основном продаются подделки, если в Советские годы на фабрике работали сотни мастеров, то сейчас всего 25 и всё что производится продаётся на месте. На фабрике есть музей посвященный истории Богородской игрушки, в музее можно познакомиться с историей возникновения промысла, с основными приемами и стадиями резьбы богородских резчиков.


Богородская игрушка

Богородская игрушка

Богородская игрушка

Богородская игрушка

Богородская игрушка

Богородская игрушка

Богородская игрушка

Богородская игрушка

В первом зале музея представлены игрушки и скульптуры сделанный мастерами до конца 20 века.

Богородская игрушка

Богородская игрушка

Богородская игрушка

Богородская игрушка

Богородская игрушка

Богородская игрушка

Богородская игрушка

Богородская игрушка

Богородская игрушка

Богородская игрушка

Богородская игрушка

Богородская игрушка

Богородская игрушка

Богородская игрушка

Богородская игрушка

Богородская игрушка

Богородская игрушка

Богородская игрушка

Богородская игрушка

Богородская игрушка

Богородская игрушка

Богородская игрушка

Богородская игрушка

Богородская игрушка

Богородская игрушка

Богородская игрушка

Богородская игрушка

Богородская игрушка

Богородская игрушка

Богородская игрушка

Богородская игрушка

Богородская игрушка

Богородская игрушка

Богородская игрушка

Богородская игрушка

Богородская игрушка

Богородская игрушка

Богородская игрушка

Богородская игрушка

Богородская игрушка

Богородская игрушка

Богородская игрушка

Богородская игрушка

Богородская игрушка

Богородская игрушка

Богородская игрушка

Во втором зале представлены работы современных мастеров начиная с 2000 года

Богородская игрушка

Богородская игрушка

Богородская игрушка

Богородская игрушка

Богородская игрушка

Богородская игрушка

Богородская игрушка

Богородская игрушка

Богородская игрушка

Богородская игрушка

Богородская игрушка

Богородская игрушка

Богородская игрушка

Богородская игрушка

Богородская игрушка

Богородская игрушка

Богородская игрушка

Богородская игрушка

Богородская игрушка

Так же при желании здесь можно попробовать свои силы в росписи игрушек и увидеть процесс производства

Богородская игрушка

Богородская игрушка

Богородская игрушка

Богородская игрушка

Богородская игрушка

В процессе производства

В процессе производства

В процессе производства

В процессе производства

Церковь Сергия Радонежского в Богородском

С территории фабрики открывается неплохой вид на церковь Сергия Радонежского в Богородском

Церковь Сергия Радонежского в Богородском

***

А через дорогу от фабрики находится памятник павшим в Великой Отечественной войне который украшен деревянным ангелом сделанный местными мастерами

***

Богородское - село старинное. Уже в XV - XVI веках местные крестьяне, в то время крепостные Троице-Сергиева монастыря, заложили основы развившегося впоследствии художественного промысла обработки дерева. Село стало одним из центров народного творчества в истории русского прикладного искусства.

В 1913 году мастера объединились в артель "Богородский резчик", была открыта профессионально-техническая школа, основной задачей которой была подготовка новых кадров - мастеров художественной резьбы по дереву.

В 1960 году, в канун 300-летия зарождения народного промысла, артель была преобразована в фабрику.

К 2001 году на предприятии определилось несколько направлений деятельности: участок резной белой игрушки, участок скульптуры, участок токарной расписной игрушки с движением, основанной на старинных принципах сборки и росписи, участок смешанных стилей и направлений, в основном щепая и крашеная игрушка, матрешка. С 1999 года на предприятии в сотрудничестве с Троице - Сергиевой Лаврой возрождается иконостасная резьба.

Пара советов как распознать подделку:
1) Богородская игрушка недолжна быть полностью покрыта краской, она должна быть закрашена только частично или вовсе некрашеной.
2) В нижней части игрушки должна стоять фирменный штамп и приклеена бирка с названием игрушки и координатами фабрики.

Сегодня решила вам рассказать о Богородской игрушке. Я купила несколько фигурок себе всего-то несколько лет тому назад, когда побывала на экскурсии в замечательном и старинном городе - Великий Новгород. Там-то я в них и влюбилась.

В древние времена на Руси не было такого огромного количества игрушек, как сейчас. Игрушки были глиняные , тряпичные да деревянные.

Наши предки считали, что дерево имеет способность обмениваться энергетикой с человеком, хранить тепло, поддерживать гармонию и равновесие.

Сергиев Посад и его окрестности издавна считались историческим центром игрушечного дела в России. Такая себе «игрушечная столица».

Рассказывают, будто в маленькой деревеньке недалеко от современного Сергиева Посада жила многодетная, но очень бедная крестьянская семья.

Мать решила сделать для своих ребятишек куклу. Вначале она сшила ее из ткани, но через несколько дней дети ее разорвали, затем сплела из соломы, но уже к вечеру того же дня кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала куколку из дерева. Дети дали ей имя - Аука.

Долго игрались ребятишки с этой куклой, и вот она им надоела, и тогда отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, который и купил эту куколку да еще и заказал крестьянину целую партию подобных игрушек.

С тех пор рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись «игрушечным» ремеслом.

Богородские мастера свои игрушки не раскрашивают. Раньше, правда, отвозили их к художникам на роспись, но позже решили, что лучше оставлять их естественными, чтобы ощущать тепло и видеть фактуру дерева.

Традиционная богородская игрушка - это неокрашенные фигурки животных, людей и птиц, композиции из жизни крестьянской семьи, вырезанные из дерева.

В те далёкие времена игрушки имели символическое значение, они были символами и оберегами для человека. Особенно был любим образ медведя.

По представлениям славянских народов , он – обладатель доброй силы, персонаж многих народных сказок, символ могущества. Медведя часто наделяют человеческими чертами характера.

Самые популярные игрушки – движущиеся. Их еще называют дергачами. Фигурки крепятся на нитке к внутренней планке или шару и движутся при покачивании этого утяжелителя.

Одна из самых известных богородских игрушек – «Кузнецы», когда мужик с медведем по очереди бьют молоточками по наковальне.

Я себе купила, конечно же, «Кузнецов», а еще медведя-рыболова. При подергивании медведь достает из проруби рыбу. И современного медведя, который работает на компьютере.

Богородскую игрушку продолжают изготавливать и сегодня.

Конечно же, главное отличие богородских игрушек заключается в том, что эти вещицы тёплые и родные. Вырезанные из душистой богородской липы, они сохраняют её запах и благородный узор дерева.

Игрушечная столица России: от куклы Ауки до мишек-футболистов

фото О. Бондаревой, НацАкцент

Несколько взмахов топором – и на моих глазах обычная липовая чурка начинает обретать черты косолапого. Сегодня на богородской фабрике понаблюдать за рождением мишек, зайцев, лис, сказочных персонажей и многих других героев традиционной богородской игрушки может любой экскурсант. Для самых любопытных есть возможность обучиться промыслу на мастер-классе.

Откуда есть пошла богородская игрушка


На самой фабрике от резных, токарных, белых и расписных игрушек и скульптур глаза разбегаются еще больше, чем в парке.

Символ богородской игрушки – кузнецы мужик и медведь, бьющие молотками по наковальне, стоит только подвигать планкой. Но началась история не с них, а с куклы Ауки:

"По одной из легенд, мать решила позабавить детей и вырезала из дерева куклу, которую малыши назвали Аукой. Надоевшую игрушку позже продали на ярмарке купцу, который, почуяв выгоду, заказал целую партию таких же. С тех пор жители Богородского занимаются игрушечным промыслом".

Кукла Аука

С момента зарождения промысла в XVII—XVIII веках (а на фабрике считают, что промысел отметил 500-летний юбилей) до середины XIX века местные мастера не расписывали свои изделия. Деревянные заготовки крестьяне вырезали зимой, когда не было сельскохозяйственных работ, а затем сбывали их скупщикам из Сергиева Посада, где фигуркам и придавали законченный облик.

Артель образовалась в Богородском в 1913 году, в лучшие времена здесь трудились до 800 мастеров. Резчик по дереву Денис Ожигов застал времена, когда на производстве было 200 мастеров, сегодня осталось всего 10 человек. В этом году в Богородский институт художественной резьбы по дереву, который является филиалом Санкт-Петербургской высшей школы народных искусств, зачислено 22 студента, в прошлом было – 30.

Стамеска для декора

Традиционную богородскую игрушку вырезают из липы, из всех пород она наиболее пластична и удобна в работе. Материал готовят долго: только на просушку древесины уходит четыре года. После чурочки попадают в мастерские. Ее посещение – часть экскурсии.

За работой

На разбитую пополам чурку Денис прикладывает лекало, обводит и, ловко орудуя топором и пилой, придает дереву форму. Дальше работает за столом при помощи множества богородских ножей и стамесок – ими "игрушечники" и "рисуют" фигурки, филигранно выводя мельчайшие детали.

– Начинаю снимать лишнее, заглаживать все шероховатости, чтобы потом можно было расписывать. Как художник расписывает красками, так я должен стамесками нанести декор. Декором называют шерстку, глазки, носик – их надо наметить как кисточкой, – комментирует свои действия резчик, плавно выводя на теле зверя шерстяные "штрихи".


Сегодня уже не все игрушки и детали делают вручную, некоторые рождаются на токарном станке.

После некоторые изделия отправляются на роспись (для самых маленьких ценителей богородскую игрушку расписывают яркими красками), а некоторые – ожидать покупателя: существенную часть игрушек по-прежнему ничем не покрывают. Со временем липа приобретают красивый коричнево-золотистый оттенок.

Богородскую игрушку отличает подвижность: большинство фигурок оживают при помощи планки, кнопки, пружины или шарика-баланса. Причем простой механизм приводит в действие не только мишек, но и целые композиции.

Готовые игрушки

При желании гостям предлагают самим создать игрушку под руководством мастера или расписать уже имеющиеся заготовки.

Символ сквозь века

В музее представлена огромная коллекция изделий богородского промысла от истоков до наших дней, от почти невидимой глазу матрешки до огромного медведя, от редких экспонатов до интерактивных забав.

Как отмечает экскурсовод, матрешек здесь начали делать в 1990-е годы, когда каждое художественное предприятие выживало как могло.

В музейных стендах за какой-то час оживают сюжеты из разных эпох и сословий – первые сюжеты для игрушек мастера брали из своей жизни. Все, что окружало крестьянина, и не только нашло отражение в деревянных фигурках.

Тачанка 1936 года в музей попала с помойки

На соседних полках игрушки пьют чай, рубят капусту, пасут скот, играют на балалайке. Рядом секретничают герои сказок и фольклора. Тут же несется тачанка, запускают космические спутники и отправляют на вертолете Деда Мороза к детям.

Но главной на протяжении веков у мастеров остается фигура медведя: косолапый работает наровне с мужиками, встречает Олимпиаду и чемпионат мира по футболу 2018 года.

Подарите себе путешествие в детство.
Отдохните всей семьей в Богородском, что под Москвой.
Погрузитесь в мир, где родился и живет
всемирно известный русский промысел.











Президент США Франклин Рузвельт, принимая советского представителя
(во время второй мировой войны), поставил на стол богородские скульптуры, дав понять, что знает и ценит русское народное искусство

богородской игрушки, где собраны удивительные сокровища Богородского
промысла. Увезите Богородское с собой — приобретите Богородскую игрушку в фирменном магазине.

в парке богородской игрушки — вас ждет избушка на курьих ножках, Кот ученый, Иван-царевич у пруда, медведи и другие любимые персонажи русских сказок.

дом-музей Виктора Бокова,
всенародно известного поэта, автора стихов «Оренбургский пуховый платок», «Я назову тебя зоренькой», «На побывку едет», «Ой, снег-снежок» и многих-многих других.

единственная в России действующая гидроаккумулирующая электростанция — последняя комсомольская стройка.
Оцените завораживающий вид гигантского индустриального объекта СССР.

мастер-классы и экскурсии позволят не только узнать секреты Богородского промысла, но и почти самостоятельно
изготовить свою Богородскую игрушку.

совершите небольшое путешествие
в Калязин, сделайте фото величественного символа города — стоящей посреди Волги колокольни
Никольского собора.

богородской игрушки, где собраны удивительные сокровища Богородского
промысла. Увезите Богородское с собой — приобретите Богородскую игрушку в фирменном магазине.

в парке богородской игрушки — вас ждет избушка на курьих ножках,
Кот ученый, Иван-царевич у пруда, медведи и другие любимые персонажи русских сказок.

дом-музей Виктора Бокова,
всенародно известного поэта, автора стихов «Оренбургский пуховый платок», «Я назову тебя зоренькой», «На побывку едет», «Ой, снег-снежок» и многих-многих других.

единственная в России действующая гидроаккумулирующая электростанция — последняя комсомольская стройка.
Оцените завораживающий вид гигантского индустриального объекта СССР.

мастер-классы и экскурсии позволят не только узнать секреты Богородского промысла, но и почти самостоятельно
изготовить свою Богородскую игрушку.

совершите небольшое путешествие
в Калязин, сделайте фото величественного символа города — стоящей посреди Волги колокольни
Никольского собора.

Богородская игрушка прочно вошла в культурную жизнь русского народа, как его феномен.
В течение столетий этот край считается одним
из крупнейших в России центров
по художественной обработке дерева.

Местные крестьяне, в то время крепостные Троице-Сергиева монастыря, заложили основы развившегося впоследствии всемирно известного художественного промысла обработки дерева.

26 февраля 1764 года императрицей Екатериной II был подписан указ о секуляризации церковных владений, согласно которому все архиерейские и монастырские вотчины переходили в ведение и управление государства, и деревня Богородская перешла в разряд казенных поселений.

На рубеже XVIII и XIX веков в деревне возник игрушечный промысел. Причины его появления именно в этом селении остаются загадкой— жители окрестных сел и деревень, в основном, были заняты работой на фабриках и заводах. В Богородском же стали делать детские деревянные резные игрушки «в белье» (то есть белые, не раскрашенные), изображающие людей, зверей, птиц, сцены из быта, сюжеты по мотивам сказок и басен. Часть игрушек шкурили и расписывали, часть продавали, белые игрушки расходились у стен Лавры, по рынкам Москвы
и других городов.

В 1913 г. по инициативе земства ведущие резчики промысла объединились в «Кустарную игрушечно-резную артель», успешно участвовавшую в торговой и выставочной деятельности Кустарного музея. В 1960 году артель была преобразована в фабрику художественной резьбы.

Богородское делает людей богаче за счет приобретения лучшего культурного опыта, вложенного в деревянную Богородскую игрушку.

Богородская игрушка

История богородской деревянной игрушки насчитывает больше 350 лет. Известны изделия во всем мире, и по достоинству их в свое время оценили не только дети, но и скульпторы с мировым именем. Отличительная особенность богородской игрушки – это отсутствие явных деталей и строгих резных форм в изделиях скульптурного плана. Благодаря такому способу изготовления игрушка развивала у детей творчество и фантазию, и в течение длительного времени не надоедала им.

Не менее интересными были подвижные игрушки. Их продуманная конструкция длительное время работала и не ломалась.

Богородская игрушка получила свое название от села, в котором проживали мастера, делающие деревянные заготовки. Богородская игрушка настолько прочно вошла в жизнь местного населения, что одно из изделий стало символом поселка и изображено на его гербе. Это подвижная игрушка с мужиком и медведем.

Содержание:

История промысла


Изготовлением богородской игрушки начали заниматься в XV – XVI веках, в одноименном селе близ Сергиева Посада, Московской области. Изначально мастера по обработке и художественной резке дерева трудились по заказам скупщиков. Они готовили основу, которую уже после раскрашивали в Сергиевом Посаде.

Окончательно, как промысел, изготовление богородских игрушек сформировалось в конце XVIII – начале XIX века, когда весь процесс изготовления игрушек был передан мастерам из села Богородское. Их они разрабатывали, определяясь с тематикой, изготавливали основы и при необходимости расписывали.

Вначале XX века в этом же селе организовали артель, в которой готовили мастеров резки игрушек, передавая им накопленные знания, техники и умения. Из-за войны и экономических неурядиц, артель временно закрывалась, и после с новой силой заработала уже в советское время.

Богородские деревянные игрушки активно экспортировали в страны Европы. Вначале тематики были представлены бытом простого народа, позже, после окончания Второй мировой войны, мастера ушли в сказочную тематику. В более поздние годы на появление сюжетов для изготовления игрушек, влияние оказывали события, происходящие в стране, например, отправка человека в космос, популяризация спорта и т.д.

Виды богородских игрушек

Богородские деревянные игрушки были двух видов:

1. Скульптурная игрушка

скульптурная богородская игрушка

2. Подвижная игрушка

подвижная богородская игрушка

Фигурки скульптурного плана отличались отсутствием четко выраженных черт. В них дети, ввиду развития собственной фантазии, могли видеть мишку, лису и прочих животных.

Также вырезались богородскими мастерами игрушки с движущимися конструкциями. Фигурки крепились мастерами на плашки, которые двигались относительно друг друга, также внутрь их отправлялись пружины с кнопками, а еще одна часть игрушек представляла собой фигурки, закрепленные на плашке с противовесом на нитях.

Наиболее известные богородские деревянные игрушки – это:

Богородские кузнецы

Кузнецы, закрепленные на плашках;

Богородский мужичок

Пляшущий мужичок с пружиной внутри;

Богородские курочки

Курочки, клюющие зерна на кругу с противовесом.

Сюжетом для изготовления игрушек выбирались эпизоды из обычной жизни, нередко освещались ремесла и профессии того времени. Например, сапожник изображался в момент изготовления сапог, пряха сидела с веретеном за прялкой, лесорубы рубили дрова, гусары восседали на конях, барышни изображались с цветками в руке. В более поздних сюжетах появлялись медведи в сопровождении космических спутников, пылесосы, футболисты и т.д.

Технология изготовления

изготовление богородских игрушек

Традиционно богородские деревянные игрушки вырезали из массива липы. Среди всех деревьев, эта древесина наиболее мягкая и податливая.

Вначале заготовленные и высушенные стволы распиливали на небольшие брусочки и только после этого они отправлялись в работу к мастерам.

Брусочки ремесленники раскалывали самостоятельно, парой взмахов на четыре части. Именно такой формы заготовки были наиболее удобными для работы. Вырезали фигурки с помощью специальных богородских ножей и напильников. Из цельного куска делались дорогие виды игрушек, а из оставшихся щеп изготавливали игрушки попроще.

При отборе дерева старались брать те, в которых сучков было наименьшее количество, так как древесина с сучками сложна в обработке для данного вида промысла. Мастерами по резьбе дерева выступали, как правило, мужчины.

Роспись богородской игрушки

росписные богорордские игрушки

(Цветные (росписные) богородские игрушки)

После заготовки всех элементов игрушки, она собиралась и отправлялась на роспись. Если композиция представляла собой не единую конструкцию, а была собрано из множества фигур либо щеп, крепили элементы между собой при помощи клея ПВА и деревянных штапиков.

Чаще всего встречались богородские игрушки, которые не были окрашены вовсе. Они позволяли детям развивать фантазию. Если же игрушки расписывались, краски мастерами брались яркие, насыщенные и очень сочные. В игрушках прослеживались элементы хохломской и городецкой росписи, но при этом они были лишены характерных для данных техник мелких деталей, так как игрушки были рассчитаны на детей.

Читайте также: