Кукла как детская игрушка

Обновлено: 11.05.2024

Сейчас при слове «кукла» многие представляют только детскую игрушку – Барби или советских «пупсов». Но на самом деле, у куклы древние корни. И за своё долгое время жизни на земле она успела примерить множество ролей.

Всю историю кукол охватить невозможно. Нам лишь хотелось чуть пошире приоткрыть эту страницу нашей жизни. И, как всегда, новое знание повлекло за собой лишь новые вопросы и неразгаданные тайны.

Куклы идут рука об руку с человеком буквально с самого начала времён: при археологических раскопках всех угасших земных цивилизаций обязательно находят кукол.

В куклах и их особенностях отражается исторический путь развития народа, его менталитет и культура. Однако нечто общее есть у кукол всех племён. Кукла всегда сочетала в себе несколько функций. Важнейшей из них было олицетворение – людей, животных, природных явлений, болезней и пр.

Кукла могла персонифицировать что угодно. Этим она делала опасный окружающий мир ближе и понятнее. Так люди вводили что-то большое, не поддающее их разумению и контролю, в свой привычный обиход, низводили необъятное до вполне осязаемых размеров. И тревожащие явления становились не такими ужасными, ведь между ними и человеком вставал посредник – кукла.

Так может ли такой важный элемент культуры, как кукла, быть только игрушкой?

ДОИСТОРИЧЕСКИЕ ВРЕМЕНА

Сейчас археологи почти уверены, что первых кукол люди использовали вовсе не для развлечения.

Предназначение куклы «играть роль чего-то» просматривается даже в происхождении слова. Наше русское слово «кукла» произошло от греческого «κοῦκλα», которое в свою очередь берёт начало в латинском «cucullus», что значит «куколь, капюшон, накидка».

Исследователи считают, что связь «кукла – капюшон» вполне логична. В первобытном обществе во время многочисленных ритуальных действий люди часто надевали маски. Эти маски закрывали голову и всю фигуру человека. От них и произошло слово «кукла».

Кукла могла воплощать не только страшные, но и добрые силы. И часто кукол использовали в качестве оберега или для лечения. Скорее всего, так и появились игрушки. Когда однажды из подручных средств (сладкой травы и скрученных веточек) мать смастерила игрушку-оберег, похожую на человечка, её ребёнок получил первую в истории куклу.

Когда была создана первая кукла, предназначенная именно для игры точно неизвестно. Сейчас учёные называют дату 35 тыс. лет назад. Это возраст фигурки из кости мамонта, найденной в Чехии в захоронении «Броно-2».

Но, наверняка, это время ещё отодвинется, т.к. археологи находят гораздо более древние предметы, с помощью которых могли быть созданы куклы.

Из археологических исследований стало ясно, что сначала кукол использовали как для игры, так и в качестве ритуального предмета. Однако это были разные виды кукол.

ДРЕВНИЙ МИР

С развитием цивилизации упростилась жизнь, дети дольше оставались детьми, соответственно, роль куклы, как игрушки расширялась. Хотя ещё долго кукла будет играть и другие роли.

В Древней Греции мастера-коропласты (κόρη – «девушка» и πλάσσω – «делаю») делали кукол из терракоты, обожжённой глины. Наверно, самые известные глиняные куклы – это женские фигурки, созданные во времена Микенской цивилизации. Они стилизованно изображали Великую богиню и служили детскими оберегами. Эти куклы были найдены как в местах культа, так и в обычных домах. Так что, скорее всего, эти фигурки использовались и в культе, и в быту.

Со временем мастера-изготовители кукол стали уделять большее внимание деталям: у кукол появились лица, волосы и одежда.

Первые куклы в Древнем Египте были плоскими. Их вырезали из дерева или кости, одежду рисовали прямо на теле, а волосы делали из глиняных бусинок – повторяя модные в то время причёски, состоящие из множества косичек. При этом часто у куклы не было ног – их специально закругляли, т.к. считалось, что если сделать кукле ноги, она сможет убежать от своей хозяйки. Подобные куклы служили игрушкой и оберегом для ребёнка.

В Древнем Риме девочкам дарили кукол в дни сатурналий (празднования конца сбора урожая и пришествия нового года). Куклы сопровождали молодую римлянку вплоть до дня свадьбы. В день своего замужества девушка приносила их в жертву богине Венере, отрекаясь от детства и девственности. А вот если девочка умирала до свадьбы, куклу хоронили вместе с ней, чтобы та развлекала и охраняла её в загробном мире.

Кукла, найденная в захоронении Креперейи Трифены. Сделана из слоновой кости, II век до н.э., Капитолийский Музей в Риме.

Кукла, найденная в захоронении Креперейи Трифены. Сделана из слоновой кости, II век до н.э., Капитолийский Музей в Риме.

Так под конец этого исторического периода обе роли куклы объединились в одном теле.

СРЕДНИЕ ВЕКА

В Средневековье образы кукол стали усложняться. Куклы становились более художественными, и их создание стало более трудоёмким. Поэтому появилась специализация мастеров. Теперь каждый ремесленник занимался своим делом: плотник создавал кукольную мебель, гончар посуду, а портной наряды. Кстати, куклы оделись в специально для них сшитые платья только в XV-XVI вв. До этого одежду на куклах, рисовали, вырезали или приклеивали.

Европа (в основном, Англия, Франция и Германия) стала колыбелью кукольного производства, причём в каждой стране сложились свои традиции.

В Англии кукол делали из дерева. Тонкую работу выполняли резчики-кукольники, которые считались очень уважаемыми мастерами. Их творения стоили очень дорого и ценились чрезвычайно высоко. Этих кукол вручали короли в качестве очень почётной награды за особые заслуги перед страной.

Немецкий город Нюрнберг в Средние века снискал славу столицы производства игрушек. И по сей день он считается самым старинным «игрушечным» городом. Немцы делали кукол из воска: создавалась гипсовая форма, в которую выливалась расплавленная восковая смесь. Глаза для таких кукол выдувались вручную из стекла. И до сих пор самым дорогим и естественно выглядящим материалом кукольных глаз является «немецкое выдувное стекло».

А вот Франция уже в XIV веке закрепила за собой звание законодательницы мод. И из Парижа во все концы просвещённой Европы рассылались куклы, одетые в модные платья. Первые такие куклы делались из воска, иногда даже в человеческий рост. Их дарили друг другу королевы и заказывали богатые аристократки. Позднее подобные куклы стали называться Пандорами.

Как видим в Средние века, куклы также использовались не только для игры. Они были слишком дорогими и хрупкими, чтобы давать их в руки ребёнка. Зато отлично служили аристократии и знати в качестве особых подарков и предметов роскоши, словом куклы считались элитным увлечением для взрослых.

НОВОЕ ВРЕМЯ

В XVIII веке мастера стали создавать кукол всё дороже и эксклюзивнее. Новейшим словом в кукольном производстве стали механические игрушки, которых делали часовщики. Особенно в этой сфере отличались французские умельцы.

Один из них наиболее почитаемых – великий игрушечный мастер Жак де Вокансон. Его куклы утка и флейтист – самые известные представители эры механических игрушек.

Эти удивительные куклы приводили публику в восторг тогда. И восхищают зрителей даже сейчас, в наш искушённый гаджетами век. Подобные механические куклы по праву назывались произведениями искусства. Они создавались в единственном экземпляре и стоили баснословных денег. Так что такие игрушки покупали себе очень богатые люди, ценители прекрасного.

Промышленная революция, начавшаяся в XIX веке, сильно изменила жизнь людей. Вопреки логике, это случилось не постепенно, а вдруг. Это, пожалуй, единственный резкий скачок в истории производства кукол. С внедрением паровых машин создание кукол постепенно ушло из сферы ручного труда. Куклы стали создаваться промышленным способом.

В то же время случился ещё одним важный идейный прорыв: появление куклы-младенца . Их изобретательницей считается мадемуазель Уре. До этого куклы изображали в основном взрослых людей, так что bébé – умилительная кукла-ребёнок мгновенно завоевала сердца всех без исключения! Чрезвычайно популярны такие куклы-младенцы были в викторианской Англии, их делали из воска, и получались они удивительно реалистичными.

От фарфора до пластика

Дальнейшее развитие кукол шло по пути совершенствования материала, из которого они были сделаны.

Изобретение фарфора стало очень подходящим и своевременным новшеством. Секрет китайских мастеров был раскрыт европейцами в начале XIX в. Покрытый глазурью фарфор почти сразу стал любимым материалом кукольников. А чуть погодя его сменил «бисквит» (неглазурованный фарфор), чья матовость и белизна передавала ощущение от кожи человека ещё более точно. Фарфор и «бисквит» - очень красивые, но всё же хрупкие материалы. Как правило, целиком фарфоровые куклы встречались редко. В основном из фарфора делали только видимые части куклы: руки, ноги и голову, причём уже промышленным способом.

Конечно, уникальные куклы не сразу сдали свои позиции. Вначале эры промышленной революции кукол создавали небольшими тиражами. Делали 5-25 копий, затем форма торжественно разбивалась. Копии отличались от своей старшей сестры одеждой, цветом глаз и волос и аксессуарами. Так или иначе, у каждой куклы была своя индивидуальность.

Что фарфоровые, что восковые куклы требовали бережного обращения и служили, скорее, украшением интерьера богатых домов (уже простых буржуа, а не только аристократии). Детям таких кукол давали только по праздникам, под честное слово обращаться с ними аккуратно и только под присмотром взрослых. В богатых семьях считалось престижно хранить и выставлять эти сокровища, которые услаждали взоры гостей дома и одновременно намекали на благосостояние хозяев.

Но по-настоящему всё перевернуло изобретение пластика. Активное промышленное использование этого материала началось с середины XX в. Дешёвый и удобный в производстве, долгосрочный, износостойкий, легко поддающийся формовке и обработке – материал оказался настоящим волшебным подарком для производства игрушек. Вот теперь детские игрушки стали доступны абсолютно каждой семье.

Куклы из него были дёшевы и прочны. С этого времени дети получили множество удобных игрушек, а область уникальных кукол постепенно стала приходить в упадок. Несмотря на то, что единственные в своём роде экземпляры ещё создавались, их уже настойчиво вытесняло массовое производство.

В XX в. практически у каждого ребёнка появилась яркая игрушка и даже не одна. Счастливые дети не ревели над разбитыми любимицами, а наслаждались игрой во всю.

Но у каждого явления есть и оборотная сторона: с приходом массового производства практически исчезло такое понятие как «эксклюзивность куклы». Да, у каждого ребёнка теперь были свои игрушки, однотипные, лишь с небольшими отличиями.

Ни тепла рук, ни души мастера в них уже не ощущалось. И это продолжалось долгое время: дети играли в разнообразные дешёвые пластмассовые игрушки, а избранные любители пытались найти уцелевшие экземпляры антикварных кукол, которые ещё хранили дыхание старины и неповторимость вещи, сделанной вручную.

Французская актриса Алис Делисия со своими будуарными куклами, 1934 Будуарные куклы вошли в моду в 1907 году в качестве модного женского аксессуара и украшения интерьера. Фото ©?

Французская актриса Алис Делисия со своими будуарными куклами, 1934 Будуарные куклы вошли в моду в 1907 году в качестве модного женского аксессуара и украшения интерьера. Фото ©?

Сейчас куклы ассоциируются в основном с порой детства. Хотя коллекционирование кукол, украшение ими интерьера, использование их в качестве модных моделей и пр. – давнее увлечение, доступное лишь элите.

Однако и в наш век заводов и фабрик есть свои плюсы. Упрощение производства кукол позволило многим людям с совершенно разными финансовыми возможностями прикоснуться к коллекционированию кукол. И вот уже больше 20 лет формируется новая сфера в коллекционном мире – коллекционирование современных кукол.

Современные коллекционные куклы бывают совершенно различные. Они создаются авторами вручную и фабрично; их делают из фарфора, пластика, тканей и множество других материалов; их рост разнится от 6 см до 1,5 м; для них придумывают абсолютно любые образы: феи, модные красотки, доверчивые девочки, сказочные герои, селебрити…

Единственное, что объединяет всех коллекционных кукол – это их эксклюзивность, ограниченность тиража. Хотя впрочем, есть и ещё одно отличие: каждая коллекционная кукла – это всегда произведение искусства, а, некоторые из них – настоящие шедевры.

Ку́кла — предмет в виде человека или животного, сделанный из фарфора, пластика, бумаги, дерева и других материалов. Слово «кукла» используется не только в прямом, но и в переносном смысле. В «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимир Иванович Даль приводит два примера переносных значений слова «кукла»: «Кукла: — щеголеватая, но глупая и бездушная женщина; — приговаривание поводильщика медведя: „Ворочается солдат направо, и делает кукла лесная все браво“».

На русском языке все куклы назывались раньше одинаково — просто куклы. А на социальные функции, выполняемые ими в различных сферах человеческой деятельности, не обращали особого внимания. Тем не менее, в обыденной жизни они выполняют функции бытовых кукол-игрушек или сувенирных кукол. Также кукол используют как талисманы. В торговом деле — функцию кукол-манекенов. В старинных народных игрищах или религиозных обрядах куклы исполняют культовые функции. В качестве примеров можно вспомнить искусственную «Козу» в рождественских обрядах или соломенную «Масленицу» в языческих празднествах наступления весны. На охоте применяется одна из разновидностей производственных кукол. В частности, «подсадные» деревянные куклы для приманивания настоящих диких уток. Бывают и «куклы-обманки». То есть якобы пачки денег, а на самом деле простой бумаги, вложенной между верхними и нижними настоящими денежными купюрами. Впрочем, перечисление всех видов и разновидностей кукол заняло бы слишком много места и времени…

В XIX веке куклы были очень ценными и их хранили в шкафах. Дети ими просто любовались. Позже стали делать куклы из папье-маше. Они стали доступны каждому человеку. Существуют и такие куклы, которые в полном смысле являются художественными произведениями, то есть выполняют исключительно эстетические функции. В одних случаях эстетические функции они выполняют самостоятельно (так называемые выставочные куклы), в других случаях — в составе разнообразных художественных композиций. Например, в таких композициях объемных и плоских изображений, как художественные панорамы и диорамы. Существуют также музеи на которых выставлены куклы всех времен и народов.

Особые позиции в искусстве занимают куклы-актеры. Это название сразу же дает понять, что куклы-актеры причастны к актерскому искусству. Кукол-актеров используют как средства для изображения персонажей в различных спектаклях, кинофильмах, телепрограммах, карнавальных шествиях. Впервые это название использовал С. В. Образцов в 1938 году в названии одной из глав своей книги «Актер с куклой». Они могут быть привязаны на нитки, а могут просто одеваться на руку человека. С помощью них показывают спектакли как для детей, так и для взрослых.

С помощью таких кукол сознаются пространственно-временные образы персонажей в кукольных и не кукольных спектаклях, эстрадных миниатюрах, кинофильмах и в других аналогичных произведения. Куклы-актеры управляются и приводятся в движение обычно актерами-людьми, а иногда автоматическими механическими и механически-электронными устройствами. Также стали делать и говорящих, и ходящих кукол, они получили название автоматических кукол или кукол-роботов.

Куклы-актеры подразделяются на виды. Существуют такой тип кукол, как марионетки. Они привязаны на ниточках или лесках и управляются сверху. Их движения получаются очень правдоподобными. В театрах также используют планшетные куклы, которые управляются с помощью планшетов. Они управляются с помощью рукояток, которые прикреплены к голове и к другим частям тела. Существуют и пальчиковые куклы, которые можно использовать в домашних условиях. Их можно сделать даже из бумаги, предварительно разрисовав их и надеть на пальцы. А можно просто разрисовать пальцы фломастером или краской. Также часто используют перчатки.

Содержание

Кукла как детская игрушка

Кукла — игрушка обычно изображает человека или животное. Однако кукла-игрушка может не изображать, а только обозначать какое-либо настоящее или воображаемое (фантастическое) существо. Например, для ребенка, который скачет верхом на прутике (палке), этот прутик обозначает его коня.

Куклы как детские игрушки возникли (вернее превратились в кукол из изображений духов, божков и т. д. или наоборот) ещё в доисторические времена. По форме они были довольно примитивными, а изображали и/или обозначали внешность людей или иных живых существ.

Но довольно сложные и художественно доброкачественные куклы-игрушки появились достаточно поздно. Материалом для их изготовления служили фарфор, дерево или ценные металлы, поэтому стоили они достаточно дорого. Иногда часть куклы для удешевления делалась тряпичной. Впрочем, деревенские девочки заворачивали полено в тряпицу и убаюкивали их как обычных кукол-игрушек в виде человеческих изображений.

Даже в XIX веке купить куклу могли позволить себе только очень богатые люди. Их хранили в специальных шкафах или кукольных домах. Механическая же кукла являлась раритетом и настоящей драгоценностью. С появлением папье-маше кукол стали делать из этого материала и стоимость их резко снизилась. Появились различные виды кукол: говорящие или плачущие, ходящие.

После того, как развилась химическая и полимерная промышленность, кукол стали изготовлять и из полимерных материалов, ассортимент их резко увеличился, их производство было пущено на поток. Среди современных кукол широко известны пупсы, Барби и ее свита. Существуют целые кукольные народы, например Cabbage Patch Kids (детишки с капустной грядки). Многие современные куклы, как и прочие игрушки, являются электронными устройствами.

Часто кукол изготовляют в рекламных целях или как сувенир: куклы в национальных костюмах, куклы-символы (талисманы) каких-либо мероприятий, гигантские куклы в диснейлендах или магазинах.

Во многих странах куклы, которые продают туристам, являются серьёзным источником дохода. Например, некоторые японские деревянные куклы кокэси издают забавный звук, если им поворачивать голову. В Испании, Италии и в латиноамериканских странах во время карнавалов продают кукол, точно имитирующих тело человека (иногда даже вульгарно и эпатирующе) и одетых в карнавальные костюмы.

Кукла (кукла-актер) и персонаж спектакля

В каждом регионе мира и даже каждой стране имеются свои излюбленные виды кукольных персонажей и кукольных театров: русский Петрушка, английский Панч, турецкий Карагёз и другие…

Гигантские куклы, как доспехи надетые на актёров, давно использовались в балаганных и бродячих цирках, а во второй половине XX века появились в диснейлендах, а затем стали использоваться в массовых театрализованных праздничных представлениях и в произведениях других видов прикладного искусства (например, в сфере рекламы). На них и сейчас большая мода, они частые персонажи детских спектаклей или мероприятий.

Кукла в искусстве

Куклы являются частыми действующими лицами произведений искусства, сказок, анекдотов, мультфильмов (см. мультфильм «Босоножка и её друзья»).

Благодаря антропоморфной природе куклы в литературных произведениях чаще всего встречаются мотивы «оживления» куклы, превращение из искусственного и неживого в настоящее и живое. Примерами могут служить «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы» Карло Коллоди и «Золото́й клю́чик, или Приключе́ния Бурати́но» А.Толстого. Также можно вспомнить знаменитого «Щелкунчика», который не только является героем сказки Гофмана и балета П. И. Чайковского, но повлиял на творчество многих писателей и художников. Тема оживших кукол также лежит в основе сюжетов еще двух классических балетов: французского балета «Коппелия» (1870) и австрийского одноактного балет «Фея кукол» (Die Puppenfee) 1888 года.

В волшебных фольклорных сказках кукла чаще всего является такой помощницей главного героя, которая при уважительном отношении к ней помогает советом и делом своему обладателю. Возможно, в этом отразились древние языческие обряды, когда глиняная, металлическая, костяная или деревянная человеческая или человекоподобная фигурка выполняла роль фетиша или идола.

Авторская Кукла

Особым направлением современного прикладного творчества является создание т. н. авторской куклы.
Авторская кукла чаще всего выполняется в единственном экземпляре, представляет собой плод длительного кропотливого труда. Может иметь портретное сходство с определённым человеком (портретная кукла), свой набор одежды и миниатюрных аксессуаров, быть изготовленной, подобно монолитной скульптуре, цельной или иметь шарнирные суставы (Bjd): такой кукле может быть придана практически любая эмоциональная поза.
Авторская кукла предназначена скорее для созерцания. Для изготовления авторской куклы существует огромное количество специализированных материалов, разработаны технологии и популярные методики. Сообщества любителей Авторской куклы в интернете насчитывают тысячи человек.
Авторские куклы подразделяются на множество жанров (например, характерная реалистичная кукла, фантазийная кукла, «кукла без куклы» и т. д.), техник исполнения (например, горячий и холодный пластик, фарфор, текстильные куклы) и по назначению (коллекционные, интерьерные и т. д.).
В последние годы современное искусство авторской куклы породило спрос не только среди коллекционеров, но и искусствоведов, дизайнеров интерьеров, одежды и даже архитекторов. Присутствие авторской куклы в интерьере стало уже давно хорошим тоном и показателем изысканного вкуса обладателей. Во всем мире ежегодно проводятся сотни крупных выставок, посвященных искусству куклы. Среди самых известных из них на постсоветском пространстве можно выделить Международный салон кукол в Москве (Россия) и Салон «Киевская сказка» (Украина), которые по праву считаются одними из крупнейших выставок в Европе, посвященных авторской кукле.


Кукла — предмет в виде человека или животного, сделанный из фарфора, пластика, бумаги, дерева и других материалов.

На русском языке все куклы назывались раньше одинаково — просто куклы. А на социальные функции, выполняемые ими в различных сферах человеческой деятельности, не обращали особого внимания. Тем не менее, в обыденной жизни они выполняют функции бытовых кукол-игрушек или сувенирных кукол. Так же кукол используют как талисманы. В торговом деле — функцию кукол-манекенов. В старинных народных игрищах или религиозных обрядах куклы исполняют культовые функции. В качестве примеров можно вспомнить искусственную «Козу» в рождественских обрядах или соломенную «Масленицу» в языческих празднествах наступления весны. На охоте применяется одна из разновидностей производственных кукол. В частности, «подсадные» деревянные куклы для приманивания настоящих диких уток. К сожалению, бывают и «куклы-обманки». То есть якобы пачки денег, а на самом деле простой бумаги, вложенной между верхними и нижними настоящими денежными купюрами. Впрочем, перечисление всех видов и разновидностей кукол заняло бы слишком много места и времени…

В XIX веке куклы были очень ценными и их хранили в шкафах. Дети ими просто любовались. Позже стали делать куклы из папье-маше. Они стали доступны каждому человеку. Существуют и такие куклы, которые в полном смысле являются художественными произведениями, то есть выполняют исключительно эстетические функции. В одних случаях эстетические функции они выполняют самостоятельно (так называемые выставочные куклы), в других случаях — в составе разнообразных художественных композиций. Например, в таких композициях объемных и плоских изображений, как художественные панорамы и диорамы. Существуют так же музеи на которых выставлены куклы всех времен и народов.

Особые позиции в искусстве занимают куклы-актеры. Это название сразу же дает понять, что куклы-актеры причастны к актерскому искусству. Кукол-актеров используют как средства для изображения персонажей в различных спектаклях, кинофильмах, телепрограммах, карнавальных шествиях. Они служат как вспомогательные средства и дополняют выразительные особенности людей, которые выступают в качестве актеров. Впервые это название использовал С. В. Образцов в 1938 году в названии одной из глав своей книги «Актер с куклой». Они могут быть привязаны на нитки, а могут просто одеваться на руку человека. С помощью них показывают спектакли как для детей, так и для взрослых.

С помощью таких кукол сознаются пространственно-временные образы персонажей в кукольных и не кукольных спектаклях, эстрадных миниатюрах, кинофильмах и в других аналогичных произведения. Куклы-актеры управляются и приводятся в движение обычно актерами-людьми, а иногда автоматическими механическими и механически-электронными устройствами. Так же стали делать и говорящих, и ходящих кукол, они получили название автоматических кукол или кукол-роботов.

Куклы-актеры подразделяются на виды. Существуют такой тип кукол, как марионетки. Они привязаны на ниточках или лесках и управляются сверху. Их движения получаются очень правдоподобными. В театрах так же используют планшетные куклы, которые управляются с помощью планшетов. Они управляются с помощью рукояток, которые прикреплены к голове и к другим частям тела. Существуют и пальчиковые куклы, которые можно использовать в домашних условиях. Их можно сделать даже из бумаги, предварительно разрисовав их и надеть на пальцы. А можно просто разрисовать пальцы фломастером или краской. Так же часто используют перчатки.

Слово «кукла» используется не только в прямом, но и в переносном смысле. В «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимир Иванович Даль приводит два примера переносных значений слова «кукла»: «Кукла: — щеголеватая, но глупая и бездушная женщина; — приговаривание поводильщика медведя: „Ворочается солдат направо, и делает кукла лесная все браво“».

Содержание

Ку́клы как детские игрушки

Кукла — игрушка обычно изображает человека или животное, а иногда иные живые существа (например, бабочку, птицу и т.д). Однако кукла-игрушка может не изображать, а только обозначать какое-либо настоящее или воображаемое (фантастическое) существо. Например, для ребенка, который скачет верхом на прутике (палке), этот прутик обозначает его коня.

Куклы как детские игрушки возникли (вернее превратились в кукол из изображений духов, божков и т. д. или наоборот) еще в доисторические времена. По форме они были довольно примитивными, а изображали и/или обозначали внешность людей или иных живых существ.

Но довольно сложные и художественно доброкачественные куклы-игрушки появились достаточно поздно. Материалом для их изготовления служили фарфор, дерево или ценные металлы, поэтому стоили они достаточно дорого. Иногда часть куклы для удешевления делалась тряпичной. Впрочем, деревенские девочки заворачивали полено в тряпицу и убаюкивали из как обычных кукол-игрушек в виде человеческих изображений.

Даже в XIX веке купить куклу могли позволить себе только очень богатые люди. Их хранили в специальных шкафах или кукольных домах. Механическая же кукла являлась раритетом и настоящей драгоценностью. С появлением папье-маше кукол стали делать из этого материала и стоимость их резко снизилась. Появились различные виды кукол: говорящие или плачущие, ходящие.

После того, как развилась химическая и полимерная промышленность, кукол стали изготовлять и из полимерных материалов, ассортимент их резко увеличился, их производство было пущено на поток. Среди современных кукол широко известны пупсы, Барби и ее свита. Существуют целые кукольные народы, например Cabbage Patch Kids (детишки с капустной грядки). Многие современные куклы, как и прочие игрушки, являются электронными устройствами.

Часто кукол изготовляют в рекламных целях или как сувенир: куклы в национальных костюмах, куклы-символы (талисманы) каких-либо мероприятий, гигантские куклы в диснейлендах или магазинах.

Во многих странах куклы, которые продают туристам, являются серьезным источником дохода. Например, некоторые японские деревянные куклы кокэси издают забавный звук, если им поворачивать голову. В Испании, Италии и в латиноамериканских странах во время карнавалов продают кукол точно имитирующих тело человека (иногда даже вульгарно и эпатирующе) и одетых в карнавальные костюмы.

Кукла (кукла-актер) и персонаж спектакля

В каждом регионе мира и даже каждой стране имеются свои излюбленные виды кукольных персонажей и кукольных театров: русский петрушки, английский Панч, турецкий Карагёз и другие…

Гигантские куклы, как доспехи надетые на актёров, давно использовались в балаганных и бродячих цирках, а во второй половине XX века появились в диснейлендах, а затем стали использоваться в массовых театрализованных праздничных представлениях и в произведениях других видов прикладного искусства (например, в сфере рекламы). На них и сейчас большая мода, они частые персонажи детских спектаклей или мероприятий.

Кукла в искусстве

Куклы являются частыми действующими лицами произведений искусства, сказок, анекдотов, мультфильмов (см. мультфильм «Босоножка и её друзья»).

Достаточно вспомнить знаменитого «Щелкунчика», который не только является героем сказки Гофмана и балета П. И. Чайковского, но повлиял на творчество многих писателей и художников.

В сказках кукла чаще всего является волшебной помощницей, которая при уважительном отношении к ней помогает советом и делом своему хозяину. Возможно, в этом отразились древние языческие обряды, когда глиняная, металлическая, костяная или деревянная человеческая или человекоподобная фигурка выполняла роль фетиша или идола.

Авторская Кукла

Особым направлением современного прикладного творчества является создание т. н. авторской куклы. Авторская кукла чаще всего выполняется в единственном экземпляре, представляет собой плод длительного кропотливого труда. Может иметь портретное сходство с определённым человеком (портретная кукла), свой набор одежды и миниатюрных аксессуаров, быть изготовленной, подобно монолитной скульптуре, цельной или иметь шарнирные суставы(BJD — ball jointed doll|БЖД): такой кукле может быть придана практически любая эмоциональная поза. Авторская кукла предназначена скорее для созерцания. Для изготовления авторской куклы существует огромное количество специализированных материалов, разработаны технологии и популярные методики. Сообщества любителей Авторской куклы в интернете насчитывают тысячи человек.


Психика ребенка в разном возрасте диктует разные потребности в играх и игрушках. За 6 лет после рождения малыш учится воспринимать жизнь и свою социальную роль через игру. Так как на первом месте для него в дошкольном возрасте остается семья и осознание себя в ней, он может многое проецировать из своей повседневной жизни на куклы. Поэтому куклы так важны для развития ребенка. Производители заботятся о потребностях детей, создавая наиболее подходящие по возрасту игрушки. Так по какому принципу выбирать куклы для девочек?

Какие куклы купить для годовалого ребенка?

Конечно же, в первые месяцы куклы детям не нужны, но, когда малыш начинает сидеть или ходить, игрушки становятся основным инструментом для познания мира. При выборе куклы учитывайте несколько факторов:

  1. малыш все берет в рот, поэтому у куклы не должно быть волос или легко отрывающихся деталей, например, ресниц;
  2. кукла должна быть легкая и мягкая. Идеальный вариант – тряпичная кукла. Такие куклы менее травмоопасны и отлично подходят для сна. Но если хочется подарить красивого пупса, то лучше выбирать игрушки с мягконабивным туловищем и виниловыми конечностями;
  3. материалы в мягких куклах должны быть натуральными. В нашем магазине представлены только качественные куклы, изготовленные из безвредных материалов;
  4. в наборе с куклой не должно быть никаких мелких деталей, предметов или коллекций одежды – годовасику это не нужно;
  5. кукла может выступать и как помощник в засыпании, тогда можно купить куклу с уже закрытыми глазками (чтобы соблюсти пункт выше).

Не поддавайтесь на уговоры маркетологов и не покупайте интерактивные куклы для детей такого возраста. Лучше подождать годик-полтора. Малыш может испугаться громких звуков или вообще перестать играть с куклой.

Куклы для девочек с трех лет

В этом возрасте девочки уже хотят быть похожей на маму и начинают проецировать действия родителей в ролевых играх. Что стоит учитывать при покупке куклы для этого возраста:

  1. моторика ребенка еще не развита, поэтому переодевание как вид игры будет не очень интересно – все еще минимум одежды в наборе, только та, что на кукле. В качестве застежки должна быть липучка, которая потребует минимум усилий от ребенка;
  2. уже можно подарить куклу с волосами, но они должны быть качественно прошиты;
  3. пупс уже может быть полностью виниловым, но и мягкие все также остаются актуальными;
  4. будут интересны малышке кроватки и коляски для куклы;
  5. интерактивные игрушки приветствуются.

Куклы для детей от трех до пяти лет

С трех до пяти лет кукла отождествляется у детей с малышом, за которым они могут ухаживать и копировать поведение мамы. Поэтому пупсы для этого возраста станут идеальным подарком. В комплекте к ним могут идти бутылочки, горшки и даже памперсы. Кукла не должна превышать 40 сантиметров, чтобы ребенку было удобно с ней играть. Ближе к пяти годам девочкам интересно делать прически, для этого подойдут куклы-модели для создания причесок.

Какие куклы покупать девочкам после 5 лет

В этом возрасте девочкам уже интересны куклы с модным гардеробом. Зачастую это героини полюбившихся мультиков, например, игрушки под брендом Winx, Bratz, Barbie. Такие куклы имеют длинные волосы, женскую фигуру, яркий макияж, подвижные конечности на шарнирах. В комплектах к ним могут идти предметы мебели или одежда. Дети в этом возрасте уже играют в профессии и строят межличностные отношения, а куклы играют роль подруг. В 5-6 лет девочки уже сами выбирают себе игрушки, поэтому родителям будет не так сложно угодить желаниям ребенка. Размер кукол может быть абсолютно разный: сегодня тренды таковы, что детей в этом возрасте привлекают яркие маленькие игрушки, такие как LOL или 1TOY.



Писает, когда пьет из бутылочки, бутылочка подходит, закрывает глаза когда в горизонтальном положении.Ребенку 1,4 сильно не интересна, но пупс хороший, качественный, нам на будущее.


ASI Кукла Селия 30 см 1160209

Платье у куклы совсем не бальное, очень простенькое в реальности. Лучше пошить самим ей наряды. Туфли растягиваются - мягкий кожзам. Это не минус, просто нужно иметь ввиду, если покупаете для совсем маленькой девочки. Кукла очень нравится и дочери и нам (родителям). Все у куклы идеально (кроме волос у затылка). Волосы прекрасные - легко расчесываются, держат причёску. Кукла стоит не падает на ногах. Ноги и руки не сгибаются. Она не большая, не маленькая, не худая и не полная. Форма и рост идеальны, очень удобно играть в любом возрасте.


Gotz Кукла Ханна Принцесса

Качество кукол Gotz очень высокое, и они все просто красавицы. В жизни гораздо лучше, чем на промо фото. Не оставляют равнодушными ни детей, ни взрослых. Любители этой марки в рекомендациях не нуждаются, а новичкам советую присмотреться. Ханну Принцессу купила с приятной скидкой, приехала она очень быстро, в дороге не пострадала, документы, наручный тег и коробка в порядке. Спасибо!


ASI Кукла Селия 30 см 169951

Сначала магазин послал не ту куклу, моей девочке была нужна блондинка. Оперативно ответили на мою жалобу и быстро и бесплатно поменяли, спасибо! А про ботинки писала, но ответа не получила.


Наша Игрушка Куколка 9 см на мотороллере (3 предмета)

Наша малышка обожает мототранспорт, но пока только тыкая пальчиком в картинки фотокниг. Решили порадовать такой куколкой, чтобы сразу была ассоциация о безопасной езде в шлеме. Есть даже тормоз у мотороллера, реально можно покатать куколку)

Детские куклы во все времена остаются лучшими игрушками для девочек. Малышки учатся ухаживать за любимицами, примеряют им наряды, кормят и укладывают спать. Каждая игрушка индивидуальна, и потому, выбирая подарок для ребенка, необходимо помнить, на какой возраст она рассчитана.

Мягкие куклы для самых маленьких

Самые первые куклы, с которыми знакомятся дети, шьются из ткани. У них мягкие ручки и ножки. Глаза, рты и носики вышиты нитками. Прекрасных малышей выпускают компании Ruberns Barn и Trousselier. Игрушки изготавливаются вручную. Одни из них одеты в милые платья, другие — в костюмы кроликов, зебр и медвежат. Фирма Goki предлагает игрушки из дерева с гибкими ручками и ножками. К комплекту человечков «Берта и Бен» прилагается большая коллекция одежды.

Интерактивные куклы

Такие модели внешне похожи на маленьких детей. С ними можно предложить поиграть девочкам от 3 лет. Игрушки умеют разговаривать, плакать, ходить на горшок. Юная «мама», ухаживая за своим «ребенком» учится быть заботливой и внимательной. Прекрасные интерактивные игрушки есть у производителей «Затейники», Mary Poppins, Llorens.

Куклы-модели

Это мечта девочки, которой уже исполнилось 5 или 6 лет. Они одеты в красивые платья. Их руки сгибаются в локтевых, коленных и голеностопных суставах. Куклы-модели подходят для сюжетных игр, поэтому их никогда не бывает много. Кукольных красавиц с большими глазами и длинными ресницами предлагает компания Sonya Rose.

Наборы с куклами

Приятным дополнением к игрушке станут яркие аксессуары, такие как набор кукольных нарядов, личное авто или мебель. Замечательные игровые комплекты выпускает компания Simba. Производитель знакомит девочек со Штеффи и Кевином, их детьми Еви и Тимми.

Читайте также: