Куклы относятся к игрушкам которые способствуют

Обновлено: 03.05.2024

Игрушка – это предмет, специально предназначенный для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых.

Главной особенностью игрушки является то, что в ней в обобщенном виде представлены типичные черты, свойства предмета, в зависимости от которых, ребенок, играя воспроизводит те или иные действия. Например, кукла - обобщенный образ человека; автобус, машина, мотоцикл - обобщенные образы транспорта; слон, лиса, заяц - обобщенные образы различных зверей.

Классификация игрушек, разработанная Е. А. Флериной, и в настоящее время принята в теории и практике дошкольного воспитания и помогает подбору игрушек для детей разного возраста. Достоинство этой классификации в том, что она соответствует основным видам детских игр, обеспечивает их многообразие. Среди них игрушки: образные (куклы, животные, мебель, транспорт, технические (конструкторы, строительные материалы, игрушки из полуфабрикатов —дощечек, планок и т. д., дидактические, веселые, музыкальные, театральные

Первый вид: Сюжетно-образные игрушки (игрушки-куклы, игрушки-звери, игрушки-домашние животные, посуда, мебель и т. д. ; они определяют сюжет игры).

Второй вид: Технические игрушки (заводные игрушки, игрушки с дистанционным управлением, фильмоскопы; они отражают используемую человеком технику).

Третий вид: Игрушки-забавы (смешные фигурки животных, человечков; в их основе - движение, сюрприз, неожиданность; назначение - развеселить, позабавить детей; например, танцующий поросенок, прыгающий лягушонок и др.).

Четвертый вид: Спортивно-моторные игрушки (предназначены для осуществления задач физического воспитания:

1) Игрушки, развивающие сенсомоторный аппарат, укрепляющие мелкие мышцы, развивающие ловкость, глазомер: волчки, бусинки;

2) Игрушки для укрепления мышц предплечья и плеча, развития силы: серсо, обручи, мячи, кегли, кольцебросы;

3) Игрушки, содействующие развитию основных движений, укрепляющие мышцы ног и туловища: каталки, скакалки, кони-палочки, велосипеды, педальные автомобили;

4) Игрушки для групповых игр: настольные крокеты, баскетбольные мячи. В детском саду должны быть подобранны спортивно-моторные игрушки всех групп; только при этом условии игры могут проводиться в известной системе.

Пятый вид: Музыкально-озвученные игрушки (погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, органчики, детское пианино и др. ; они удовлетворяют интерес дошкольников к звукам, мелодии, побуждают их воспроизводить).

Шестой вид: Театральные игрушки (Петрушка, куклы-марионетки, костюмы и их элементы, маски; по содержанию они являются образными, но имеют свое специально педагогическое назначение - служат задачам эстетического воспитания, развития речи, мышления, воображения, способности воспроизведения).

Седьмой вид: Дидактические игрушки (предназначены для умственного развития дошкольников: пирамиды, матрешки, вкладыши, мозаика).

Восьмой вид: Маскарадно елочные игрушки (они связаны с празднованием Нового года; дети с ранних лет понимают, что эти игрушки - дар елке и делают ее красивой и нарядной).

Е. А. Флерина считала, что эти игрушки помогают детям в разнообразных играх отражать окружающую действительность и нужны детям и раннего, и дошкольного, и даже младшего школьного возраста. По для каждого возраста характер игрушек должен быть особым. Малышам важно самим действовать — превращаться в автомобиль или паровоз, бегать, дудеть. Им нужна машина, которую можно возить за веревочку, нагружать, разгружать. А старшим интереснее игрушки с механизмами

Е. А. Флерина работала над созданием таких игрушек, которые помогали бы детям от разить в игре окружающую действительность, способствовали бы воспитанию коллективизма, патриотических и гуманных чувств.

Традиционная игра в дочки - матери часто остается вне педагогического руководства, недостаточно используется для воспитания навыков культурного поведения, заботы об окружающих. Недостаточно разнообразен тип кукол для детей старших групп, в которых кукла в основном дается в виде образа ребенка, указывала на большое педагогическое значение военных игрушек, которые помогают воспитанию патриотизма, смелости, организованности

К техническим игрушкам Флерина относит также строительные материалы, конструкторы, различные полуфабрикаты, из которых дети сами мастерят игрушки. Этот материал способствует развитию творчества, изобретательства.

Веселые игрушки предназначены не для игры, а для забавы, развлечения. Их нельзя применить в любой игре, так как у них. всегда законченный, неизменный об раз: птицы только клюют, поросенок всегда танцует. Основное назначение их — вызывать веселый смех, развивать чувство юмора

Е. А. Флерина, выделяя дидактические и моторные игрушки, подчеркивает их общевоспитательное значение: они не только тренируют движения, глазомер, органы чувств, но и помогают организовать детский коллектив, воспитывают внимание, выдержку, находчивость.

Большое внимание уделяла автор уделяла руководству строительными играми и методам обучения детей конструированию. Она считала, что, кроме свободного конструирования, следует давать детям задания -упражнения в игровой форме: воспроизвести конструкцию по образцу, по памяти, по рисунку.

«Классификация игрушек» В. С. Мухиной

Игрушки, направленные на познавательное развитие ребенка, воздействующие на нравственную сферу личности ребенка (погремушки, матрешки, пирамидки, игрушки-заместители реальных предметов человеческой культуры, орудий); (куклы, мягкие игрушки - изображения зайца, обезьяны, собаки и др.). Среди игрушек, направленных на познавательное развитие ребенка, в первую очередь следует назвать погремушки, которые определяют содержание его поведенческой активности, его манипулирования. Ребенок внимательно рассматривает подвешенные перед его глазами игрушки, что упражняет его восприятие (происходит запечатление формы и цветов, возникает ориентировка на новое, появляется предпочтение). Все куклы, по мнению В. С. Мухиной, также можно разделить на несколько групп, отличающихся по своему внешнему виду, который определяет направление общения ребенка с игрушкой и тем самым выполняет различные функции: - «прекрасные куклы», имеющие большие глаза, обрамленные ресницами, короткий носик, маленький яркий рот, обязательно густые и блестящие - белые, золотистые, рыжие, черные - волосы. Среди них выделяются куклы для любования - в рост человека и средних размеров; - характерные куклы (кукла-мальчик или кукла-девочка) с ярко выраженными определенными качествами: наивность, глупость, озорство и т. п. ; - куклы эмоциональной рефлексии изображают мальчика или девочку в разных эмоциональных состояниях (покой, улыбка, печаль, злость, страх, удивление). Ребенок строит с каждой из них свои отношения, соответствующие его настроению; - этнографические куклы, внешний вид которых отражает национальные черты того или иного народа.

«Классификация игрушек» Е. А. Аркина

Ассортимент игрушек чрезвычайно многообразен и непрерывно обновляется с учётом последних достижений в различных областях знаний.

В своей классификации Е. А. Аркин одним из первых выделил несколько групп игрушек, которые он назвал «изначальными»:

1. звуковые игрушки – трещотки, жужжалки, бубенцы, погремушки и т. д. ;

2. двигательные игрушки – лук, стрелы, бумеранги и т. д. ;

3. образные игрушки – изображения животных и куклы;

4. верёвочка, из которой делают различные, порой самые замысловатые фигуры.

«Классификация игрушек» С. Л. Новосёлова

Она включает шесть разрядов:

Первый – основной – определяет виды игрушек по степени их соотносимости к различным видам игр;

Пять последующих – раскрывают качественные характеристики игрушек: степень готовности, вид применяемого сырья, величину, функциональные свойства, художественно-образное решение.

Игрушки можно классифицировать по разным признакам:

· по возрастному назначению (для новорожденных (от 0 до 3 месяцев, для младенцев (4-5 – 12 месяцев, для детей 1-2 лет и т. д.);

· по материалу изготовления (деревянные, пластмассовые, резиновые, меховые и т. п.);

· по воспитательному назначению:

- сенсорные (погремушки, пищалки, музыкальные игрушки; калейдоскоп);

- двигательные (мяч, юла, заводные игрушки);

- образные (изображения животных, куклы, солдатики, машинки);

- общественно-бытовые и производственно-технические (игрушечные инструменты, совок и ведёрко, оружие);

- конструктивные (различные конструкторы и сборные игрушки).

«Классификация игрушек» А. С. Макаренко

Практика подтверждает положение А. С. Макаренко в детской игре все три вида игрушек.

Первый вид: готовые игрушки (автомобиль, пароход, кукла, слон и др. ; они хороши тем, что знакомят дошкольников со сложными идеями и вещами, вызывают деятельность воображения).

Второй вид: полуготовые игрушки (разрезные картинки и кубики, конструкторы, разборные модели, они хороши тем, что ставят перед детьми задачу, для разрешения которой требуется дисциплина и логика мышления, усидчивость; недостаток в том, что одни и те же задачи надоедают детям своим повторением).

Третий вид: игрушки-материалы (песок, глина, куски дерева, картон, бумага, бросовый материал; А. С. Макаренко их назвал самым благодатным детским игровым материалом, так как он создает простор для творческой фантазии ребенка).

«Классификация игрушек» Тихеевой Е. А.

В современной теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр: с игрушками и предметами; настольно-печатные; словесные. В основу данной классификации положены идеи Е. И. Тихеевой. Система Е. И. Тихеевой была достаточно прогрессивной и инновационной. Она включала использование различных знакомых детям предметов (две чашечки, две вазочки разных размеров, цветовой окраски и т. д., игрушек и природного материала (листья, цветы, плоды, шишки, раковины и т. д.).

В работах Е. И. Тихеевой предложена специально-оборудованная дидактическая кукла, «приспособленная в целях обучения ребенка, например, знакомства с одеждой, ее назначением, названием, предметами домашнего обихода и т. д.». Так в отечественной педагогике возникает особый интерес к игрушкам как средству обучения и эстетического развития дошкольника.

Должны быть игрушки, представляющие собой предметы жизненного окружения в уменьшенном виде. Такие игрушки способствуют закреплению представлений детей, которые они добыли опытным путем. Это игрушечные персонажи, фигурки людей, транспорт различного вида, кукольная посуда, овощи, фрукты, грибы, птицы, домашние животные. Эти игрушки используются педагогом в процессе специальных игр-занятий, но не даются им в свободное пользование.

Е. И. Тихеева предложила собственную классификацию дидактического материала, разделив его на «естественный» и «искусственный». «Естественный дидактический материал» включает игрушки и предметы жизненного обихода, овощи, плоды, цветы, шишки, растения, семена и др. Искусственный строится по принципу парности и предназначен для изучения различных качеств и свойств предметов, сравнения и рассматривания.

Экскурсия в магазин игрушек

Экскурсия в магазин игрушек Цель: создание условий для социальной адаптации детей с особенностями развития посредством экскурсионного метода, ознакомление обучающихся.

Фотозарисовка «Коллекция елочных игрушек»

Фотозарисовка «Коллекция елочных игрушек» Во все времена новогодние праздники были самыми любимыми и долгожданными. Оттаивая от тепла, елка источала удивительный запах смолы, талого.

Календарный план недели «Дома бывают разные. Классификация зданий по назначению» в средней группе Тема недели: «Дома бывают разные. Классификация зданий по назначению"ПонедельникУтроУтренняя гимнастика Д/и «Найди что я назову»,Пальчиковая.

Коллекция игрушек из киндер-сюрпризов

Коллекция игрушек из киндер-сюрпризов Немного истории. Сын владельца кондитерской фабрики Микеле Ферерро придумал Киндер-сюрприз. В Италии на Пасху пекли пирожные с запечёнными.

Конспект занятия по математике в старшей группе «Классификация геометрических фигур»

Конспект занятия по математике в старшей группе «Классификация геометрических фигур» Цель: обобщение полученных ранее знаний о геометрических фигурах и их свойствах. Задачи: Дать представление о глубине; Закрепить знания.

Консультация для педагогов ДОУ «Классификация народных игр» Русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной.

Знакома вам такая ситуация: скоро день рождение любимой доченьки или племянницы, а может просто знакомой девочки и первое, что приходит в голову - подарить куклу. Да не простую, а какую-нибудь особенную, чтобы девочка была в полном восторге от нее! Мы заходим на страничку Ярмарки Мастеров Куклы и игрушки и от изобилия ассортимента просто начинают разбегаться глаза. Пролистав несколько первых страниц каталога, устаем и покупаем наиболее понравившуюся нашему взгляду куклу. Но на сколько она окажется приспособленной для детских игр? И вообще, как правильно подобрать нужную игрушку к определенному возрасту ребенка? Помогут нам в этом разобраться наши милые рукодельницы с Ярмарки Мастеров, которые уже долгое время создают замечательных текстильных куколок для детей разного возраста.

Как правильно выбрать игрушку для ребенка? Виды текстильных кукол, фото № 1

Публикацию, для удобства, я решила разделить на пункты по определенному типу тела игрушки.

1. Куклы-бабочки

Считаются самой первой игрушкой малыша! Они идеально подходят детям от 0 до 3 лет, т.к. являются полностью безопасными! Иногда у них либо совсем не прорисованы лица, либо черты только обозначены. И это не удивительно, ведь в таком возрасте ребенок не обращает внимание на тонкости, ему важна мягкость текстуры игрушки, чтобы можно было ее крепко обнять и сладко заснуть. Кстати, при загрязнении игрушки, ее можно легко постирать, а это большой плюс!

Рассказывает мастерица Юлия о своих куколках-бабочках: "Такая кукла подойдет малышам с рождения. Предназначена для тактильного и визуального развития. Туловище набито несильно, поэтому игрушка мягкая и приятная на ощупь. Личико прорисовывается лишь слегка, чтобы малютка мог проецировать на нее свои эмоции".

Как правильно выбрать игрушку для ребенка? Виды текстильных кукол, фото № 2

2. Куклы со сплошной набивкой

Такие куколки идеально подойдут для детей возрастом от 3 лет. В игрушке не используются какие-либо дополнительные материалы в виде пуговиц для скрепления частей тела: руки и ноги пришиваются непосредственно к телу самой куклы. У них есть небольшой нюанс - самостоятельно стоять они не могут, только с опорой. Их естественное положение - лежа, возможно сидя. Хотя, для детей такого возраста это не столь важно, а наоборот, даже удобнее, главное, чтобы куколка была приятная на ощупь и с ней удобно было играть! Как правило, одежду делают несъемной, но это не обязательно.

"Для детей помладше покупают малышек с гардеробом или с домиком, или все вместе. Когда подрастают дети, приходят за куклами больших размеров. Маленькие куклы, хорошо развивают мелкую моторику, попробуй одеть этих малипусек! ", - так рассказывает о своих куколках мастерица Расиля .

Как правильно выбрать игрушку для ребенка? Виды текстильных кукол, фото № 3

2. Куклы на пуговичном креплении

Самый распространенный вид текстильных кукол! Руки и ноги здесь соединяются с телом при помощи пуговиц. Такой вид игрушки уникален тем, что за счет натяжения пуговиц в области бедер, прикрепляющих две ноги к талии, куколка может самостоятельно стоять, чаще всего в обуви, сидеть, лежать. Тем самым она дает больший полет фантазии в играх детям. Эта кукла подойдет для ребенка от 4.5 - 6 лет. Основной тип игры у детей такого возраста - это ролевой, поэтому здесь очень важно, чтобы одежда и обувь у игрушки была обязательно съемной, а волосики расчесывались.

"Такие куколки универсальные. Они могут служить, как для игры детям, так и для вдохновения взрослым (в качестве интерьерных). Одежда вся снимается и волосики можно расчесывать, создавая разные прически. У меня как-то заказывали такие текстильные куклы для детей 5 лет и 7 лет, малышки были счастливы, играя с ними!", - говорит мастерица Татьяна .

Как правильно выбрать игрушку для ребенка? Виды текстильных кукол, фото № 4

На фото текстильная кукла " Анютка "

3. Шарнирные куклы

с деревянными бусинами

Это более редкий тип кукол, но он тоже встречается. Такую игрушку тяжелее сшить, т.к. все суставы соединяются при помощи бусин определенного диаметра, а это значит, что нога разделяется на две части и в области колена пришивается бусина, обеспечивая гибкость в этом месте. Таким же способом крепятся ноги в области бедер и руки в области плечей и локтей. Поэтому эти куколки уникальны своей пластичностью, они приятные на ощупь, т.к сшиты из мягкого хлопка! Ими интересно будет играть детям примерно от 6-7 лет, может чуть помладше.

Так рассказывает про свои куколки мастерица Ольга : "Текстильная кукла прекрасный вариант подарка. Она подойдёт и для детской игры, и в качестве украшения интерьера, и даже для коллекционирования. Однако не стоит забывать, что такая кукла требует аккуратного и бережного отношения, а также имеет мелкие элементы в деталях одежды (пуговицы, бисер), поэтому не рекомендуется давать такую игрушку детям младше 3-х лет".

Как правильно выбрать игрушку для ребенка? Виды текстильных кукол, фото № 5

4. Текстильные куклы на каркасе

Этот тип кукол относится к условно-игровым. Возраст детей примерно от 6-8 лет. Т.е. с ними в принципе можно играть, но осторожно, с любовью. Все потому, что в качестве каркаса используется проволока, а какой бы не был прочный этот материал, срок службы все же у него есть, поэтому для активных детских игр такие игрушки не подойдут.

Куклы на каркасе бывают двух видов:

4.1 Текстильная кукла на частичном каркасе

Здесь проволока проходит только через ноги и туловище, руки на пуговичном креплении или наоборот, ноги на пуговичном креплении, а руки на проволочном. Так обеспечивается гибкость определенных конечностей.

Как правильно выбрать игрушку для ребенка? Виды текстильных кукол, фото № 6

На фото текстильная кукла с частичным каркасом " Иришка " . (Как можно заметить, здесь каркас проходит через ноги, поэтому в области коленей они согнуты, руки на пуговичном креплении).

А вот куколка с каркасом только в ручках:

Как правильно выбрать игрушку для ребенка? Виды текстильных кукол, фото № 7

На фото текстильная кукла с частичным каркасом " Кукла Лиза "

У этой куколки Лизы есть даже своя история!

Рассказывает мастерица Елена : "Это моя единственная игровая кукла, шила я ее для "будущей племянницы", а родился племянник, вот и живет с тех пор у меня милая Лиза, в ожидании доброй, заботливой девочки, которой она составит компанию в играх.

Каркас у куколки только в ручках, для того чтобы она могла крепко держать игрушки. Волосы надежно закреплены, густые, так что прически можно делать совершенно не опасаясь за их сохранность. Гардероб у куколки очень разнообразный, есть и теплый вариант, который позволит гулять даже зимой. Куколка отлично подойдет для девочек от 6/7 лет и старше. Более младший возраст - это риск, что кукла может быстро потерять презентабельный вид. Все же кукла текстильная, и хоть ее мейкап и тонировка зафиксированы лаком, стирать ее нельзя, допускается только сухая чистка".

4.2 Текстильная кукла на полном каркасе

Такая куколка за счет проволоки-каркаса, проходящего через все туловище, руки и ноги, становиться очень гибкой и тем самым может принимать любые положения. Как правило, игрушки с таким типом тела имеют статус интерьерной, они не предназначены для активных детских игр. Но опять же, все зависит от ребенка, как трепетно он к ней относится. Оптимальный возраст примерно от 8 лет и старше.

Как правильно выбрать игрушку для ребенка? Виды текстильных кукол, фото № 8

И последний на сегодня тип очаровательных кукол:

5. Коллекционные куклы

Это, пожалуй, самый сложный, в плане изготовления, тип кукол. На создание 1 игрушки уходит примерно месяц! Такие куколки тоже относятся к условно-игровым. При ее создании учитывается каждая деталь образа от лица до пальчиков на руках и ногах. Самостоятельно стоять такие куколки не могут (но это не всегда). Детям (примерно от 10 лет) давать их можно, но не для активных игр, т.к. данные игрушки требуют бережного к себе отношения.

Как правильно выбрать игрушку для ребенка? Виды текстильных кукол, фото № 9

На фото куколка мастерицы Дианы Опариной.

Рассказывает мастерица Диана : "Сейчас мои куколки стали условно-игровыми. Это значит, что они более "тискательные". Тело сшито из бязи и обтянуто трикотажем. Ручки и ножки пришиты к телу, без всяких креплений, по типу будуарных болтушек. Чтобы их приятно было держать в руках. Почему условно-игровые? Потому что, условно можно играть, но очень аккуратно. Т.е их можно переодевать, одежда съёмная. Их можно аккуратно расчесывать и менять причёски. Можно укладывать спать, брать на прогулку. Но нельзя, кормить, мыть, стирать. Заказы беру очень редко, т.к творю по вдохновению".

Как правильно выбрать игрушку для ребенка? Виды текстильных кукол, фото № 10

Вот и все, пожалуй, типы текстильных кукол, которые, на мой взгляд, приобрели большую популярность в мире! Надеюсь, публикация была для вас полезной и вы теперь непременно выберите подходящую для своего ребенка куколку, которая подарит ему море радости и позитива!

Сердечно благодарю мастериц, согласившихся участвовать в моей публикации со своими чудесными работами!

Если вам все понравилась, ставьте лайк, оценивайте по звездной шкале, добавляйте в избранное и не забудьте поделиться с друзьями в соц. сетях данной публикацией! А также, пишите в комментариях свое мнение, можете даже добавлять фотографии и ссылки своих личных работ с площадки Ярмарки Мастеров! Думаю всем будет очень интересно!

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

РОЛЬ КУКЛЫ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Уникальный период жизни человека – детство, время формирования личности. В дошкольном возрасте закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание. Одним из факторов, обуславливающих развитие ребёнка-дошкольника, является игра с куклой.

«Маленькая тряпичная кукла – это хранительница глубоких традиций, она обогащает наш духовный мир и несет тепло и радость в сегодняшний неспокойный день» (О. Рудометова, Каргопольский музей).

Так отзывались о традиционной тряпичной кукле наши предки. Меняются времена, видоизменяются куклы, превращаясь из тряпичных в куклы из пластика и прочих материалов, теперь их изготавливают не вручную, а на различных заводах, но эти куклы так же привносят радость и тепло в жизнь детей и взрослых.

В современном толковом словаре русского языка Т.Ф. Ефремовой дается следующее определение куклы:

«Кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. Фигура человека или животного, сделанная из какого-либо материала, как действующее лицо специальных театральных представлений» [6]. Исходя из данного определения, можно сделать вывод – куклы предназначены для игры детям, они могут быть изготовлены из различных материалов, также кукла служит действующим лицом театрального представления.

Игра в жизни ребенка – это активное средство познания мира и воспитания чувств, а хорошая кукла способствует образному восприятию мира ребенком.

Существует классификация кукол, разделяющая их на куклы – обереги, обрядовые, игровые.

К куклам – оберегам относятся куклы «Куватка», отгоняющая злую силу; «Ангелочек», которую в старину делали в подарок на именины.

Обрядовые куклы в давние времена изготавливались для совершения обрядов и имели ритуальное значение. Это куклы «Покосница», изображавшая женщину во время сенокоса; «Купавка», олицетворявшая собой начало купаний; «Крупеничка», наполненная зерном и дарившаяся на праздники.

Игровые куклы предназначаются для забавы детям. В старину они делались из тряпок и прочего подручного материала, сворачивались, сшивались взрослыми или самими детьми. У современных детей появилось больше возможностей – куклу не только можно сделать самому, но и купить готовую в магазине. Несмотря на такое разнообразие и доступность кукол сегодня, они продолжают выполнять свои первозданные функции – радовать ребенка, приучать его к труду, снимать эмоциональное напряжение, помогать проигрывать различные социальные роли, развивать творческие способности.

Так, тряпичная кукла хороша тем, что ей может играть даже самый маленький ребенок – ведь она мягкая и приятная на ощупь. Тряпичная кукла является нянькой для ребенка - обнимая такую игрушку, малыш чувствует себя защищенным и засыпает быстрее. Для изготовления такой куклы используются различные материалы: хлопок, бархат, фланель, шерсть. А при прикосновении к разным тканям у ребенка развивается сенсорика и познавательные способности. Внутрь тряпичной игрушки иногда вшиваются мелкие предметы, крупы, что полезно для тренировки моторики рук [3]. Тряпичная кукла успокаивает ребенка, снимает эмоциональное напряжение, помогает расслабиться и уснуть. Дети старшего дошкольного возраста могут самостоятельно изготовить куклу. В процессе изготовления дети подбирают ткани, украшения для игрушки, тем самым развивается эстетический вкус и творческие способности. Ребенок может проявить свое творчество – сделать куклу такой, какой ее рисуют собственные воображение и фантазия. Кукла приучает к труду и бережному отношению к предметам – самодельную куклу ребенок не будет портить, так как в нее вложены его силы, старание и частичка души.

При изготовлении ребенком народной куклы осуществляется передача традиций и опыта предков. Ребенок изучает костюм, обряды и праздники, связанные с изготавливаемой куклой. Каждый элемент народной куклы, ее одежды несет определенное значение. Так, красный цвет в одежде служит оберегом, символом жизни и производительной силы природы. Кукольная одежда точно передает особенности местных костюмов [1]. Таким образом, при помощи изготовления народной куклы, игры с нею реализуется преемственность поколений, передача бесценного опыта предков.

Современная кукла – девочка похожа на ребенка 3–6 лет. Дети с интересом её переодевают, завязывают ей банты, поят чаем за кукольным столиком, кормят с ложечки. Такая кукла воспринимается детьми не только как «дочка», но и как подружка, которая учит дружить, общаться, помогает запомнить правила этикета. Разыгрывая разные жизненные ситуации, девочка приучается к труду. В процессе одевания и раздевания кукол, представляющем интерес для ребёнка, он запоминает, в каком порядке должны надеваться вещи, и какая вещь, для какой ситуации предназначена. Эти полученные навыки в дальнейшем применяются в жизни. Кукла формирует понимание о красивом и некрасивом, хорошем и плохом, добре и зле, оставляя простор для фантазий и возможности реализации своих идей.

Кукла для ребенка является настоящей подружкой, с ней он разговаривает, делится заботами, переживаниями, радостями. Ребенок, играя с куклой, в зависимости от настроения, наделяет куклу мыслями, чувствами, присущими ему самому.

Таким образом, через игру с куклой приобретенные детьми знания лучше усваиваются. Ведь когда дети "учат" чему - то свою куклу, сами уже никогда не поступят наоборот [2]. Через игру девочка идентифицирует себя с мамой, копируя и усваивая присущие женщинам черты. Примеряя на себя роль матери, она не только получает социальные навыки, но и отчасти компенсирует свое зависимое от взрослых положение, утверждая свое превосходство над куклой - дочкой. Через игру в куклы ребенок выражает свои чувства, порой скрытые от глаз взрослых, потребности, свое отношение к той или иной жизненной ситуации. По этой причине куклы могут использоваться как детектор неблагополучия, и как средство, с помощью которого ребенок может поведать о своих сложностях и секретах.

Игры с театральными куклами, к которым относятся пальчиковые, теневые, куклы на руку, марионетки, влияют на развитие артистичности – того качества личности, которое помогает ребенку приспособиться к условиям окружающей среды, принять на себя ту или иную социальную роль, управлять своими чувствами и эмоциями [7]. Участие ребенка в кукольном театре помогает раскрыть его внутренний потенциал, развивает фантазию, воображение, побуждает импровизировать и проявлять творчество.

Порой одушевленные ребенком куклы и предметы лучше, чем живой собеседник, потому что они не могут нарушить течения его мысли, его игры.

Ребенок способен управлять своим персонажем и действовать так, как хочется ему – иногда пошалить, ведь кукле это разрешено, то есть воплотить свои желания. Прежде, чем начать игру дети продумывают, какого образа будут придерживаться их куклы, наделяют их характерными чертами, манерами. Затем словесные образы кукол оживляются, воплощаются в игре.

Таким образом, игра с куклой выполняет одну из важнейших ролей в психическом развитии ребенка дошкольного возраста. Кукла, будь то народная тряпичная или современная из пластика, несомненно, приносит радость ребенку, приучает его к труду, снимает эмоциональное напряжение, помогает проигрывать различные социальные роли и развивать творческие способности.

Кукла – доступный и значимый проводник в мир взаимоотношений и быта взрослых; элемент культуры, обеспечивающий связь поколений; фактор благоприятного развития ребенка-дошкольника.

Проблема социализации детей является актуальной во все времена. На сегодня у детей искажены представления доброте и милосердии, великодушии и справедливости. Именно поэтому, перед нами, необычайно остро стоит проблема социализации дошкольников. Педагогам необходимо знать, на какие моменты обращать внимание при воспитании детей, какие средства использовать при этом.

Бесспорно, ребёнку трудно, да, практически, и невозможно самостоятельно пройти весь процесс социализации. Помочь в этом могут игры и игрушки, близкие детям по восприятию и образам. Они несут в себе огромную педагогическую ценность. В них есть всё необходимое для успешного приобщения детей к окружающему миру, к социальной действительности.

Игрушка незаменимый спутник ребенка с первых дней рождения. Именно через игрушку ребёнок познаёт окружающий мир, всё его разнообразие.

Кроме этого, игрушка является отражением социального развития общества.

Пожалуй, самая главная игрушка для детей всех возрастов — это кукла.

Кукла выполняет важную функцию в процессе человеческой социализации и обладает огромным педагогическим потенциалом.

Кукла занимает особое место в воспитании ребенка. Это та игрушка, которая больше всего отвечает потребностям его познавательной деятельности.

Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Игра в куклы выполняет серьезную социальную и психологическую функцию, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход эмоциям. В куклы дети играли всегда, причем не только девочки, но и мальчики.

Играя с куклами, ребенок включается в мир людей: в игре он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей, вкладывает в уста куклы, свои слова, мысли, переживания. Через куклу в душу и в сознание ребенка проникают представления о человеке — красивом и некрасивом, хорошем и плохом, добром и злом.

Для современного ребенка кукла – это некий символичный партнер для игры, объект эмоционального общения. Ребенок учится проявлять заботу, сопереживать во всех кукольных перипетиях, которые сам создает в воображении на основе своих чувств и опыта.

Играя, ребенок оживляет куклу, делает ее с собственным лицом, наделяет ее характером в зависимости от собственного поведения и опыта.

В играх с куклами отражаются те социальные отношения, которые в первую очередь эмоционально затрагивают ребенка.

Играя, ребенок оживляет куклу, делает ее с собственным лицом, наделяет ее характером в зависимости от собственного поведения и опыта.

В играх с куклами отражаются те социальные отношения, которые в первую очередь эмоционально затрагивают ребенка.

Игры в куклы- это отражение социального опыта. Она направлена на развитие в ребенке умения общения, правильного поведения в жизненных ситуациях, развитие социального интеллекта. Через куклу он устраивает моральные и нравственные нормы общества, в котором живет.

Играя с куклой, ребенок воспроизводит человеческие взаимоотношения в своем вымышленном мире, усваивает законы общества.

Через игру с куклой, ребенок выражает свой внутренний мир. Так, в воссоздании семейных отношений, примерке ролей членов своей семьи, можно увидеть то, как именно видит ребенок свою семью. Что сейчас его беспокоит, или же что он желает увидеть в своей семье.

Разнообразие кукол столь велико, что его трудно привести в какую-то систему, дать классификацию кукольного мира. Куклы отличаются по материалу и сложности изготовления, по внешнему виду и своей роли в игре. Куклы могут быть сделаны из самого разного материала. Они бывают тряпичными, пластмассовыми, фарфоровыми, резиновыми, деревянными, пластиковыми и пр. Бывают разного размера — от крохотных пупсиков до огромных "девиц", ростом с 5-летнего ребенка. Очень ценна для ребенка кукла сделанная своими руками.

Не нужно думать, что кукла обязательно должна быть красивой, качественной и мастерски изготовленной.

Куклу ребёнок делает сам, и важно объяснить ему, что любой результат будет прекрасен, потому что это его результат, и его кукла будет единственной в мире.

Только изготовив куклу самостоятельно, ребёнок сможет достичь с ней успехов, потому что очень важно, чтобы он чувствовал родство с этим произведением, видел в нём не частичку себя, а всего себя – с достоинствами и недостатками. Ребёнок, может добавить какой-то свой атрибут, например, резинка для волос, бантик, цветочек и т. д.

В психологической работе с ребёнком бывают определенные сложности – это достучаться до него, завоевать доверие, получить своего рода разрешение на оказание помощи. Поэтому крайне важен выбор корректной формы общения с проблемным малышом. Сегодня во всём мире для психологической коррекции детей и подростков активно используются сказкотерапия и куклотерапия. Эти два метода позволяют мягко и тактично заглянуть во внутренний мир ребёнка.

Ребёнку часто очень трудно открыться взрослому. Взрослые – это представители другого мира, порой воспринимаемого детьми как враждебный. Взрослые даже могут быть виновниками наличия у ребёнка психотравмы. А кукла – это «свой парень», она не может обидеть, высмеять, выдать твой секрет. Кукле можно открыться, её нельзя бояться.

В современной психологии также рассматривается роль кукол в различных аспектах.

Куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Роль куклы заключается в обеспечении диалога, в котором происходит «замена» реального контакта с человеком на опосредованный контакт через куклу; сегодня кукла лечит заикание, нарабатывает моторику кисти, а «рукой учат голову».

Игрушка – замечательный помощник психолога, а если это ещё и «своя игрушка», то её помощь сложно переоценить.

Сегодня гиперактивным является чуть ли не каждый второй дошкольник. Для того, чтобы просто поговорить с таким ребёнком, приходится тратить кучу энергии и нервов. В случае куклотерапии проблема «усадить» малыша отпадает: ему просто будет интересно.

Занятия и упражнения Куклотерапией – процесс сложный, интересный, захватывающий.

Куклотерапия – это метод лечения с помощью кукол. Возможности куклотерапии позволяют решить различные важные коррекционные задачи, например: расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости, выработка навыков саморегуляции, коррекция отношений в системе ребенок – родитель, для разрешения конфликтов, улучшения социальной адаптации, в коррекции страхов, нарушенного поведенияКукла в психологической помощи выступает посредником между ребёнком и кооректирующим взрослым. Сначала нуждающийся в коррекции малыш создаёт свою куклу, а затем под руководством помощника «играет» с ней, проговаривая волнующие его ситуации и таким образом справляясь с ними.

Кукла обладает педагогическим потенциалом, способствующим воспитанию дошкольников, так как она развивает в детях зарождающееся родительское чувство, является для ребенка партнером по общению в игре.

Кукла позволяет закрепить социальный интерес к человеку, кукла – объект переноса тех свойств личности, которые особенно притягательны для ребенка.

Человеку несведущему это может показаться просто забавой без особого смысла, но практикующие родители знают, какое огромное значение имеет игра в куклы для развития ребенка. Ведь именно кукла была одной из самых первых игрушек, созданных в древности. И до сих пор все девочки мира не против получить новую куклу на день рождения. В этой статье рассказываем, почему для них это так важно.


Чему учит кукла и как она помогает ребенку?

Кукла – это не что иное, как маленькая модель человека, а потому, играя с ней, соотнося себя с похожим существом, которому можно подарить свой голос и чувства, ребенок получает важный опыт понимания своей природы, потребностей, желаний. Кукла учит таким базовым вещам, как эмпатия, умение общаться, забота и ответственность. Она развивает моторику и воображение. Но давайте по порядку.


Навыки общения и социализация

Не всегда у ребенка есть возможность общения с другим детьми, но, если в его распоряжении имеется кукла, он уже не одинок. Любимый пупсик – первый друг малыша, с которым можно разделить свои радости и горести, поговорить и поиграть, когда старшие заняты. С куклой ребенок отрабатывает умение вступать в диалог, озвучивать свои мысли, спорить и договариваться. А когда в игру вступают несколько участников, все они еще глубже погружаются в сложный мир диалогов и отношений, которые строятся на простых сюжетно-ролевых действиях.


В непосредственной связке с развитием навыков общения идет и становление речи ребенка. Проговаривая различные диалоги и отыгрывая сценки, он учится в максимально безопасной и комфортной для него обстановке использовать новые слова, обороты речи, строить предложения и правильно употреблять те или иные устойчивые фразы, свойственные его родному языку (или даже нескольким языкам).


Обучение базовым навыкам

Почти все малыши инсценируют в игре с куклами то, что происходит в их реальной жизни: кормление, переодевание, укладывание спать, приучение к туалету и другим правилам гигиены. Игра с куклой помогает ребенку закрепить новые навыки, проникнуться их важностью и необходимостью.

Очень часто именно ролевые игры становятся ключом к принятию каких-то важных бытовых навыков, которые нужно освоить плавно и без насилия. Предложите малышу вместе поиграть в чистку зубов его любимой кукле или поучить ее есть самостоятельно, и вы увидите, что в следующий раз ваш ребенок и сам проще отнесется к делу, которое прежде могло вызывать волну отрицания.


Воображение

Полная эмоций и страстей драматическая игра помогает развивать воображение ребенка, ведь вместе со своей куклой он становится одновременно и актером, и режиссером множества невероятных историй, проживает те сценарии, которые не всегда возможны в реальной жизни. Искать пиратские клады, летать, примерять на себя разные профессии и придумывать самые невероятные локации – все это невозможно без применения фантазии, а кукла становится отличным пусковым механизмом.


Эмоциональное и психическое развитие

Заботясь о кукле, дети учатся заботиться и о настоящих людях. Когда малыш кормит с ложечки своего пупса, переодевает его, баюкает и катает в коляске, он не просто играет, но развивает в себе такие важные качества, как эмпатия, сочувствие, готовность быть рядом, умение любить и оказывать помощь. Если вы хотите, чтобы из вашего ребенка вырос внимательный и отзывчивый человек, обязательно поддерживайте его игры с куклами.

Психологическая помощь

Играя с куклами, ребенок не просто инсценирует разные события, он по-настоящему проживает их, зачастую сам себе оказывая грамотную психологическую помощь. В игре с любимой куклой маленький человек позволяет себе легко выпустить и высказать тяжелые эмоции, которые имеют на него слишком большое давление.

Так, например, во время адаптации к садику или после переезда на новое место взрослые часто видят в игре ребенка мотивы последних событий реальной жизни. Знайте: это не просто копирование, но настоящая психотерапия для младших членов семьи. Кстати, мы и сами можем помочь нашим детям в трудной ситуации, предложив им проиграть ее с куклами. Очень часто это позволяет увидеть такие проблемы, о которых взрослые могли даже не подозревать.


Мелкая моторика


По возрасту или по ощущениям: как выбирать куклу?

На первый взгляд ответ кажется очевидным: выбирать надо ту, которая нравится ребенку. Но у психологов есть своя точка зрения на этот счет, к которой полезно прислушаться.

Малышам до трех лет рекомендуется покупать мягких, максимально приятных по тактильным ощущениям кукол – вязаных, тряпичных, мягконабивных. Считается, что чем проще кукла, чем меньше у нее деталей, тем легче ребенку наделять ее теми чертами, которые важны для него, соотносить с собой и своим миром. К тому же такой куклой ребенок точно не поранится и не сможет ее сломать. А еще с ней очень уютно засыпать и просто обниматься.


Детям дошкольного возраста детали уже важны. Для них имеет значение, во что одета кукла, как выглядят ее лицо, волосы и тело, что она может или не может делать (сгибаются ли конечности, можно ли ее переодевать, купать, расчесывать). В этом возрасте также становится очень важным игровое пространство для куклы, то есть дом, куда ее можно поселить.


Начиная с младшего школьного возраста детям становятся интересны куклы, изображающие не только малышей, но и взрослых. Если прежде девочка могла прохладно относиться к кукле Барби, то теперь настает время, когда у нее вызывают интерес все атрибуты взрослой жизни – от одежды до функциональных возможностей куклы, которая постепенно плавно приобщает к таким серьезным вопросам, как выбор профессии, отношения с противоположным полом и возможность создания своей семьи.

Читайте также: