Куклы ворошиловградской фабрики игрушек ссср

Обновлено: 02.05.2024

Некоторое время назад меня, как любительницу отечественных «взрослых» кукол заинтересовала необычная большая (50 см!) барышня советского производства. Звали ее Анна. место рождения — Ворошиловград. Кажется, таких выпускали еще в Киеве, под именем «Наталья». Увидев ее фото в интернете я стала искать себе такую в коллекцию, а найдя собирать информацию по ней. Информации было не много. Среди тех крох, что удалось найти была интересная статья: интервью с Татьяной Пржегодской, сотрудницей музея игрушек. А сейчас мой поисковик и ее не находит. Но, к счастью, текст я сохранила и хочу им поделиться — возможно, такие девушки есть у кого-то в коллекции или информация будет интересной и нужной тем, кто интересуется отечественными игрушками.

Итак, статья Марины Марченко для «Новой газеты».

Трудно представить Барби бабушкой — с морщинками у глаз и слегка оплывшей фигурой. А ведь в своем возрасте она вполне могла бы иметь внуков. Американцы еще не додумались делать 50-летних Барби, хотя те пользовались бы популярностью — многие наши женщины играют в куклы до старости. Несмотря на солидный возраст, «милашка» по-прежнему любима и желанна. А вот специалисты утверждают, что американская Барби — не красавица, а даже наоборот. По-настоящему красивую куклу-подростка сделала наша художница Генлина Георгиевна Смирнова (род 1932г) в 80-х гг. ХХ в. Об уникальной кукле и ее мастере, а также о феномене Барби рассказала «Новой» Татьяна Пржегодская — настоящий профессор по игрушкам, которым она отдала всю свою жизнь (и сейчас трудится в одноименном музее).
Барби, очевидно, интересна прежде всего тем, что она не просто тоненькая и хорошенькая куколка, а еще и девочка-подросток. Когда эта милашка впервые появилась у нас в стране, то была такой непохожей на кукол-детей — эдаких упитанных «бутузов», которых массово выпускала наша отечественная промышленность, что сразу же стала «примой».
В чем же фишка?
— У нас ведь девочки играют в куклы довольно долго, — делится размышлениями Татьяна Александровна. — И старшим детям хочется куклу одеть по-современному и поиграть с ней в игры, соответствующие возрасту. А у Барби все это было: и мебель, и посуда, и другое необходимое приданое. Причем все это сделано в масштабе, что очень важно. Это то, о чем мы лишь мечтали, ведь у нас, как правило, было так: мебель маленького размера, а кукла — большого. И положить такую игрушку на маленькую кроватку для ребенка было невозможно. Идея сомаштабности куклы и ее аксессуаров — основная фишка Барби.
В то время, когда Барби играли во всем мире, на советском рынке она отсутствовала, ведь торговые отношения с Америкой у нас были налажено слабо. Естественно, наши художники приблизительно в те же времена (60—80-е гг.) тоже вынашивали идею создания куклы-девушки. Но сделать ее было непросто.
— Дело в том, что тогда у нас делали кукол экструзионным методом, то есть специальные машины-автоматы выдували из полиэтилена отдельные части кукол, — поясняет Татьяна Александровна. — Эта технология не позволяла делать маленькие и длинные предметы. Ведь рука у Барби тоненькая и длинная, а у нас можно было делать маленькое, но короткое.
Практически не было ничего, чтобы сделать свою Барби: ни машин, ни оснастки, ни тем более нужных материалов. Были только украинские художники — талантливые, смекалистые и дерзкие. Одна из них — Генлина (имя необычное, от «генеральной линии») Георгиевна Смирнова. Несмотря на все «отсутствия» самого необходимого, куклу-девушку она все же сделала!

Она совсем не похожа на старшую сестру — маленькую Барби. Эта кукла крупнее и, как утверждают специалисты, сделана более грамотно скульптурно, что тоже ее выгодно отличает от предшественницы. По заверениям знатоков кукольной красоты, если американскую Барби увеличить в размерах, то она станет уродиной. Это связано с тем, что у куклы непропорциональные руки, ноги и вообще все туловище.
— А если ее раздеть, то сразу видно, что она недостаточно хорошо пролеплена, — утверждает Татьяна Пржегодская. — Хотя последние образцы сделаны гораздо лучше, исправлены многие ошибки. И сама Барби сейчас очень изменилась. А на первом этапе у нее ни ручки, ни ножки не гнулись. Потом уже появились модели со сгибающимися частями туловища. Кукла же Смирновой очень пластична. У нее все продумано и хорошо сочетается: туловище с руками, туловище с ногами. И в то же время шарнировка позволяет куклу посадить, придать ей другую позу. Она удобна. Геня (имя автора игрушки. — Авт.) в этой кукле смогла достичь совершенства. Кукла сразу же заняла достойное место в ассортименте игрушек.

К сожалению, время рождения нашей Барби (1985—86 гг.) совпало с постепенным отмиранием отечественного производства игрушек, которое в 90-х полностью прекратилось. Поэтому ставшую популярной нашу Барби выпускали всего несколько лет на Луганском предприятии (тогда Ворошиловградская фабрика игрушек).

Мама Барби и Роксоланы

После Генлина Смирнова создала еще очень интересную игрушку. По заказу одного из частных предпринимателей, который купил Клавдиевскую фабрику елочных украшений, она сделала куклу необыкновенной красоты — Роксолану. Правда, широкие «потребительские массы» ее уже не увидели.
— Судьбы этого образца мы, к сожалению, не знаем, — говорит Татьяна Александровна. — Известно лишь то, что это была очень изящная и красивая кукла, одетая в украинскую одежду, сделанная мастером по описанию известного образа в литературе.
«Мама» нашей Барби, Роксоланы и еще около 1000 других кукол работала на игрушечной фабрике простой рабочей, что позволило ей изучить технологию изготовления игрушек «от и до». Когда же она стала лепить куклы самостоятельно, знания ей помогли создавать новые образцы. Вскоре у Смирновой образовалась своя школа мастерства. Ее легко можно было узнать по творческому почерку. Все куклы были миловидными и очень пластичными, такими же, как и она сама.
«Раздевание» на худсовете
Каждая новая кукла должна была пройти худсовет (межведомственный художественно-технический совет по утверждению новых образцов игрушек), на котором принимался гипсовый образец игрушки. Естественно, художники старались так его одеть и оформить, чтобы работа вызывала интерес. А еще новая кукла подлежала публичному раздеванию. Во-первых, нужно было ее усадить и посмотреть, как «происходит посадка». Ведь со слов специалистов Музея игрушки, у кукол 50-х годов (жесткошарнированных) с толстым туловищем и такими же руками-ногами иногда была неправильной посадка ног. Получалось, когда такая «лялька» садилась, то ее ноги сильно расходились в разные стороны. Кроме того, смотрели, как поднималась рука, потому что при смещении шарнира это тоже смотрелось некрасиво. Важно было, как одевается и раздевается кукла, удобно ли это делать. На старые игрушки, учитывая их комплекцию, вообще платья расшивали до конца и одевали их, как распашонку. Но это детям было не интересно, поскольку каждой девочке хочется, чтобы на куколку надевалось платье, похожее на ее.
— Очень важным было для худсовета соотношение частей куклы — головы, туловища, рук, ног, а также соответствие возрасту, — рассказывает Татьяна Александровна. — Иногда бывало так: кукла сделана с пропорциями маленького ребенка (не такие длинные, как у взрослого, руки и ноги), а оформлена, как взрослая девочка. Бывало, парик не соответствовал возрасту. Сделан, например, младенец — а у него волосы, как у пятилетней девочки.
После того как кукольный образец получал «одобрямс», он запускался в работу. Для каждого нужно было изготовить специальную оснастку. Но материалы, из которых делали отечественных кукол, давали усадку. Если игрушка в первоначальном замысле была большой, то в итоге она получалась на 15% меньше, чем образец. Учитывая это обстоятельство, художник умышленно увеличивал авторскую работу в размере. Первую отливку куклы тоже приносили на худсовет, где сравнивали опытный образец игрушки с авторским, утвержденным ранее. Иногда даже оснастку заставляли переделывать при расхождении пресс-формы и образца. Когда же производственный образец полностью соответствовал авторскому, утверждался образец-эталон, с которым сравнивали все, что производили игрушечные предприятия в дальнейшем.

Мужчины были «за» грудь

Наша Барби точно также проходила все процедуры утверждения. Тогда участники худсовета, как и заведено, раздели куклу-девушку и впервые увидели грудь.
— Она была сделана очень деликатно, ее и грудью можно было назвать условно, — поясняет Татьяна Александровна. — И это было красиво.
Но консервативные педагоги отнеслись к «ноу-хау», мягко говоря, настороженно, потому как в то время ничего подобного наши дети не видели и, очевидно, не должны были видеть. Примечательно, что сильная половина худсовета отнеслась к новаторству Смирновой достаточно оптимистично, мужчины не увидели ничего плохого в «намеке» на кукольную грудь. А вот женщины-педагоги были не готовы к такому «откровению». Впрочем, куклу утвердили, но разруха в промышленности «поставила крест» на дальнейшем производстве игрушки. У нашей Барби даже нет устоявшегося имени.
— К сожалению, сейчас в Украине нет ни одного предприятия, производящего отечественную куклу, — констатирует Татьяна Александровна. — Художников, которые их делали когда-то для массового производства, тоже не осталось. Работают только мастера, изготавливающие авторские работы для салонов. Это, естественно, не игровые куклы, у них другое предназначение.
Судя по всему, еще долго наши дети будут играть китайскими игрушками. А ведь они все на одно лицо. Если внимательно присмотреться, эти куклы отличаются одна от другой лишь более крупными размерами. Многие красиво одеты и оформлены, но лицо-то не наше, не украинское.

О мастерице: Большую часть своей жизни Генлина Смирнова проработала на Киевской фабрике игрушек «Победа». Помимо создания собственных работ, она помогала многим начинающим мастерам, открывая секреты собственного творчества. Была и членом худсовета по игрушке. Сейчас в Киеве живет дочь Генлины Георгиевны — Татьяна Смирнова, ставшая профессиональным художником.

И совсем немного фото с просторов сети:


А такая барышня живет у меня и ждет своей очереди на прошивку. Увы, мне совершенно не нравится стрижка «хвостики»…

Если у вас живут Аннушки, показывайтесь в комментариях!
Спасибо, что заглянули!


Вы можете купить игровых кукол в нашем разделе в Шопике

Рубрика (Не) Забытые куклы СССР продолжает повествование о наших любимых советских куклах. Сегодня поговорим о куклах Ворошиловградской фабрики игрушек. Информации об этой фабрике мало и что удивительно, куклы этой фабрики встречаются очень часто.

Фабрика выпускала замечательных кукол в 1970 - 1990 - х годах. Кукол было много, фабрика славилась ими, они были детской мечтой и предметом восхищения взрослых. Одной из самых красивых кукол времен СССР была Лиля Ворошиловградской фабрики игрушек. Эта кукла выполнена полностью из пластика, у неё густая качественная прошивка волос, рост 55 см и на спине пищик. Кукла говорила: "Мама". Лилю узнаешь всегда. Эта кукла улыбается! На неё хочется смотреть вновь и вновь, она очень жизнерадостная. И она - предмет обожания:)

Младшая сестренка Лили - Валюшка. Эту куколку в народе прозвали Улыбашкой. Ворошиловградская Улыбашка - это про Валюшу. Посмотрите, какая милота! Глаз не отвести! У меня эта лапочка вызывает восторг, честное слово. Я и сейчас пишу про неё и улыбаюсь:) Валюша ростом 40 см, вся из пластика, она стройная куколка, без пищика - спинка ровная, гладкая. Глазки спящие, густые прошитые волосы.

Красавица Рая. Рост 48 см.

Паричковая красавица Василиса - настоящая Жемчужина кукольной коллекции. Очень красивая, восхитительная, великолепная кукла! Родом она из 1970 - х, рост 56 см, глаза спящие.

А этот милый губастик - темнокожая маленькая Габби. Рост её 42 см, материал - пластмасса, вся на резинках. Кукла необычная, редкая сейчас, достаточно дорогая и очень забавная:) Габби выпускалась Ворошиловградской фабрикой в конце 1980 - х годов.

Теперь посмотрим на знаменитую и утонченную Ворошиловградскую Анну. Анна считается совершенством кукольного мира. Год её рождения 1985. Рост 50 см. Эта кукла очень пластична и гармонична.

Создатель этой прекрасной куклы - талантливый украинский художник — Генлина Георгиевна Смирнова.

На советском рынке отсутствовала уже популярная во всем мире американская кукла Барби. Торговые отношения с США у СССР были налажены очень слабо. Конечно, советские кукольники - художники в те времена (1960—1980-е гг.) вынашивали идею создания куклы - девушки, подобной Барби. "Практически не было ничего, чтобы сделать свою Барби: ни машин, ни оснастки, ни тем более нужных материалов. Были только украинские художники — талантливые, смекалистые и дерзкие. Одна из них — Генлина (имя необычное, от «генеральной линии») Георгиевна Смирнова. Несмотря на все «отсутствия» самого необходимого, куклу-девушку она все же сделала!" ( интервью с Татьяной Пржегодской, сотрудницей музея игрушек. Украина).

Вот бывает у вас так - приехала к вам кукла. Получили посылку, радостно открыли её и получили разочарование. Не моё, не то, не знаю почему, но совсем не моя кукла. Вроде, красивая, желанная, выбирали её с радостью, но не легла на душу.. Вот такая история случилась с моей Сказочной девочкой. Кукла Ворошиловградская (Луганская).

Уж как я её ждала, как предчувствовала скорую встречу. Получив посылку, была очень расстроена тем, что кукла приехала разобранная. При покупке я не уточнила состояние куклы - не представляла, что кукол размером 40 см можно разбирать, срезать резинки и применять к ним прочие издевательства:( Или это обычная экономия на почтовой коробке. В то время я не умела перетягивать кукольные резинки и буквально впала в панику. Конечно, никаких претензий продавцу предъявлять не стала - не хотела выяснять отношения. Решила, что интернет мне в помощь, научусь! Научилась, естественно:)) Надо сказать, что пейт куклы Сказочной оказался прекрасен! Волосы оочень густые, хоть и замочалены. Но здесь секреты восстановления кукольных волос от кукольников тоже в помощь:)) Куклу я помыла, перетянула резинки, постирала одежду. Старую этикетку с платья долой. Не сохранила. Там было указано, что это кукла Сказочная 199. года:))) не важно уже.

И вот смотрела я на неё и понимала - не моё. Не лежит душа к ней. Удивительно, поэтому хочу открыть тему - куклы, которые не прижились. Возможно, у вас тоже были подобные случаи. Приезжает посылка, но кукла не приживается, чувствуете, что не ваше. Бывает?

Принцесса нашла новую хозяйку, которая обожает её и это взаимно! А я счастлива, что моя восстановленная кукла принесла радость и счастье тому, кто её любит, обожает её и танцует с ней. Да, да, так мне и сообщили, что от радости танцуют с ней:)

Пишите свои истории о куклах, которые не прижились у вас, но счастливы в новой семье:)

P.S. Я всегда рада тем, кому нравятся мои статьи и мои темы. Готова обсудить темы с доброжелательными людьми. Только так. Если у вас возникают претензии, критика и прочая бяка - идите дальше, эта страничка не для вас. Критика НЕ приветствуется ни под каким соусом, удаляется и даже не обсуждается:)) Вот так!

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

(Не) Забытые куклы СССР. Ворошиловградская фабрика игрушек

Рубрика (Не) Забытые куклы СССР продолжает повествование о наших любимых советских куклах. Сегодня поговорим о куклах Ворошиловградской фабрики игрушек. Информации об этой фабрике мало и что удивительно, куклы этой фабрики встречаются очень часто.

Фабрика выпускала замечательных кукол в 1970 - 1990 - х годах. Кукол было много, фабрика славилась ими, они были детской мечтой и предметом восхищения взрослых. Одной из самых красивых кукол времен СССР была Лиля Ворошиловградской фабрики игрушек. Эта кукла выполнена полностью из пластика, у неё густая качественная прошивка волос, рост 55 см и на спине пищик. Кукла говорила: "Мама". Лилю узнаешь всегда. Эта кукла улыбается! На неё хочется смотреть вновь и вновь, она очень жизнерадостная. И она - предмет обожания:)

Младшая сестренка Лили - Валюшка. Эту куколку в народе прозвали Улыбашкой. Ворошиловградская Улыбашка - это про Валюшу. Посмотрите, какая милота! Глаз не отвести! У меня эта лапочка вызывает восторг, честное слово. Я и сейчас пишу про неё и улыбаюсь:) Валюша ростом 40 см, вся из пластика, она стройная куколка, без пищика - спинка ровная, гладкая. Глазки спящие, густые прошитые волосы.

Красавица Рая. Рост 48 см.

Паричковая красавица Василиса - настоящая Жемчужина кукольной коллекции. Очень красивая, восхитительная, великолепная кукла! Родом она из 1970 - х, рост 56 см, глаза спящие.

А этот милый губастик - темнокожая маленькая Габби. Рост её 42 см, материал - пластмасса, вся на резинках. Кукла необычная, редкая сейчас, достаточно дорогая и очень забавная:) Габби выпускалась Ворошиловградской фабрикой в конце 1980 - х годов.

Теперь посмотрим на знаменитую и утонченную Ворошиловградскую Анну. Анна считается совершенством кукольного мира. Год её рождения 1985. Рост 50 см. Эта кукла очень пластична и гармонична.

Создатель этой прекрасной куклы - талантливый украинский художник — Генлина Георгиевна Смирнова.

На советском рынке отсутствовала уже популярная во всем мире американская кукла Барби. Торговые отношения с США у СССР были налажены очень слабо. Конечно, советские кукольники - художники в те времена (1960—1980-е гг.) вынашивали идею создания куклы - девушки, подобной Барби. "Практически не было ничего, чтобы сделать свою Барби: ни машин, ни оснастки, ни тем более нужных материалов. Были только украинские художники — талантливые, смекалистые и дерзкие. Одна из них — Генлина (имя необычное, от «генеральной линии») Георгиевна Смирнова. Несмотря на все «отсутствия» самого необходимого, куклу-девушку она все же сделала!" ( интервью с Татьяной Пржегодской, сотрудницей музея игрушек. Украина).

Куклы ГДР, СССР, игрушки. продажи

Юлия Миронова


Юлия Миронова

Галина Петрищева

😒

Юлия, Нет, просто не возникало такой необходимости пока

Юлия Миронова


Юлия Миронова ответила Галине

Куклы ГДР, СССР, игрушки. продажи

Куклы ГДР, СССР, игрушки. продажи запись закреплена
Таисия Прохоренко

Куклы ГДР, СССР, игрушки. продажи

Куклы ГДР, СССР, игрушки. продажи запись закреплена
Марина Шехурина

Алёна Грачева

🤗

У меня коляска такая была. Только красная с желтыми колесами и ручкой

Лариса Савина

Куклы ГДР, СССР, игрушки. продажи

Куклы ГДР, СССР, игрушки. продажи запись закреплена
Игрушки советского детства

19.06.2022 День медицинского работника

Куклы ГДР, СССР, игрушки. продажи

Куклы ГДР, СССР, игрушки. продажи запись закреплена

Дорогие коллекционеры и просто любители кукол здравствуйте! Моя коллекция кукол бигии, их называют пухлики и кривоножки ещё)
Покупаю только тех, кто прям очень понравится , у всех резиновые ножки и ручки, возможно ещё когда-нибудь кто нибудь появится в моей коллекции, не исключаю, но больше всех люблю я девочек в голубом платье.
Поделитесь своими куколками, может у кого-то тоже есть коллекция любимых куколок

Александра Трефилова

Марина Андронова

Александра, ваши куколки приведены в порядок , одеты и обуты, с куколками автора ещё нужно поработать.

Ksusha Ga

🥰

Alexandra, одна другой краше

Елена Власова

Irina Albert

Елена, хочу так же расставить своих. Поделитесь опытом, как часто приходится бороться с пылью. И как вы это делаете.

Татьяна Крапоткина

Самые любимые куклы, это гдр. В детстве в основном были куклы гдр. Несколько сохранила из своего детства, а также есть куклы дочек. Дочкам сейчас 29 и 39 лет.

Куклы ГДР, СССР, игрушки. продажи

Куклы ГДР, СССР, игрушки. продажи запись закреплена
Александр Кучеров

«ФАРФОРОВАЯ ЧАШЕЧКА» ЕЛЕНА ДАНЬКО.

В ХХ веке было немало публикаций о первом фарфоровом заводе России. На протяжении столетия предприятие несколько раз меняло свое имя, но неизменно оставалось на своем историческом месте на берегу Невы, где оно было основано в 1744 году, и где Д. И. Виноградов изобрел рецепт русского «белого золота» и организовал его промышленное производство.

Более подробно о жизни и творчестве сестер Н. Я. и Е. Я. Данько можно прочесть в издании «Творчество сестер Н.Я. и Е.Я. Данько» / авт.-сост. В. Левшенков. СПб., 2012.

Книга «Фарфоровая чашечка».
Автор Елена Яковлевна Данько.
Иллюстрации Елены Константиновны Эвенбах.
Ленинград, гос. издательство. 1925 год.

Куклы ГДР, СССР, игрушки. продажи

Куклы ГДР, СССР, игрушки. продажи запись закреплена
Творческая мастерская Innatoys

Немного окунемся в историю кукол великих княжон 🪆

🟣О царской семье написано немало мемуаров, но игрушки великих княжон не слишком интересовали их взрослых современников, поэтому ярких воспоминаний об этой немаловажной стороне их детского быта практически нет.
Показать полностью.

🟣Да и высочайшее позволение разделить общество с царскими детьми давалось далеко не всем – Александра Фёдоровна внимательно следила за кругом общения своих девочек и считала, что большинство детей из высшего общества избалованны и легкомысленны и могут негативно повлиять на воспитание и характер маленьких княжон.

🟣Одной из немногочисленных допущенных в царские детские комнаты была семилетняя великая княжна Мария Романова, внучка императора Александра II и двоюродная сестра Николая II. И даже она в своих воспоминаниях отводит куклам лишь несколько строк:
"Мы с Дмитрием [младший брат Марии] часами рассматривали игрушки наших юных кузин; они не могли наскучить - такими были прекрасными. Особенно восхитительным мне казался подарок президента Франции [Феликса Фора - Félix Faure], который он преподнес Ольге [в 1896 году Ольге исполнился год], когда она с родителями впервые поехала в эту страну. В футляре из мягкой кожи находилась кукла с полным приданым: платьями, бельем, шляпками, туфлями, полным набором для туалетного столика - все было сделано удивительно искусно, как настоящее"

🟣Во что же играли малышки? У кукол было богатое приданое – дивные наряды, заказанные в Германии и Франции, созданные руками русских мастериц, сшитые самими хозяйками с помощью матери. Императрица часто принимала участие в играх, учила девочек, как надо правильно наряжать фарфоровых воспитанниц и ухаживать за ними и их нарядами. Искусно выполненная кукольная мебель и тончайшие фарфоровые сервизы участвовали в кукольных чаепитиях и прочих домашних заботах – светский этикет и правила домоустройства постигались в игре. Кроме кукол-барышень были и куклы-морячки, и солдаты, и крестьяне. Помимо них в играх были заняты и мягкие игрушки немецкой фирмы Steiff – слоны, зайцы, медвежата… Незвано приходил большой рыжий кот. И вся эта пёстрая компания требовала угощения, внимания и достойного обращения!

🟣В 1918 году в Москве на Смоленском бульваре в доме № 8 художником и коллекционером Николаем Дмитриевичем Бартрамом был образован первый в стране Музей игрушки; в 1932 году он был переведен в Загорск (ныне Сергиев-Посад). Его работникам удалось спасти что-то из царских игрушек, но у музея не было тогда своего помещения для хранения, и игрушки хранились в запасниках Загорского НИИ игрушки и в музее-заповеднике на территории лавры. Большинство предметов из царской «игрушечной» коллекции пылилось и разрушалось на полках, а в экспозиции музея эти предметы были представлены по идеологическим соображениям анонимно, без всякого указания, что это вещи особенные: просто «куклы XIX века».
В 1995 году более 200 предметов из этой коллекции, включая несколько кукол, поступили в ГНИИ реставрации, где экспонатам музея была подарена вторая жизнь. Среди них были куклы немецких фабрик Kämmer & Reinhardt, Simon & Halbig, Armand Marseille и Buschow & Beck, куклы французских фирм Jumeau и Vichy (кукла-автомат с головой фирмы Jumeau, играющая на пианино), куклы российских фабрик и артелей. Знаменитый подарок президента Франции княжне Ольге сохранился лишь частично – в музее остался футляр и часть приданого, но сама кукла утрачена.

Читайте также: