Курочка филимоновская игрушка шаблон

Обновлено: 17.05.2024

Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств художественного воспитания дошкольников. Знакомясь с народным искусством, дети учатся понимать прекрасное, узнают традиции, обычаи, особенности жизни, быта, передающиеся из поколения в поколение, усваивают эталоны красоты. Декоративное искусство всегда несет на себе отпечаток условности в передаче формы, цвета в выполнении элементов узора. В результате систематической работы ребенок приобретает навыки не только условного решения формы, но и ее орнаментального оформления. Народная игрушка разнообразна по стилю исполнения. Умение лепить игрушки в разных стилях возможно лишь при полном понимании ребенком различия в изображении формы и декоративных украшений. Для этого нужно чаще знакомить детей с игрушками разных промыслов, с их особенностями, как скульптурными, так и орнаментальными.

ВложениеРазмер
shablony_filimonovskih_igrushek.docx 1.69 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Развлечение для детей средней группы. Путешествие в сказку. Сравнение дымковской и филимоновской игрушек.

Дети в игровой форме закрепляют знания о дымковских и филимоновских народных игрушках, об особенностях их росписи.


Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Роспись филимоновских и Дымковских игрушек».

Программное содержание:Познакомить детей с изделиями народных мастеров, дать представление о способах их изготовления и особенностях росписи; закрепить названия некоторых видов народных игрушек.

Мастер - класс. Образовательная область : « Художественно - эстетическое развитие» Тема : « Роспись филимоновских игрушек»


"Филимоновские мастера" (роспись филимоновской игрушки)

Сформировать знания детей об особенностях росписи игрушки, ёё колорите,основных элементах узора.

Роспись Филимоновской и Дымковской игрушек

Дети и взрослые научатся создавать и расписывать филимоновскую и дымковскую игрушку.


НОД «Знакомство детей с видами филимоновских игрушек»

Задачи.Приобщать детей к истокам русской народной культуры на основе активного использования фольклора. Продолжать знакомство с филимоновской игрушкой, как видом народного декоративно прикладного иску.


План-конспект ООД по лепке «Мастерская игрушек» на тему «Филимоновская игрушка"

Тип ООД: Художественно-эстетическое. ЛепкаЦель ООД: формирование у детей представления о многообразии народных промыслов, народной игрушки. Формирование уважительного отношения к народному творчеству.

Все материалы по теме «Филимоновская роспись игрушек. Картинки и раскраски»
( 11 картинок )

Элементы филимоновской росписи.

Чудо-дерево. Филимоновская роспись

Лошадка-свистулька. Филимоновская игрушка

Филимоновская свистулька. Козлик

Рыбка. Раскраска по теме «Филимоновские игрушки»

Барашек. Филимоновская игрушка. Раскраска

Филимоновская раскраска. Игрушка козлик и цветок

Нарисуй филимоновский узор на игрушках

Раскраска филимоновских игрушек

Филимоновская роспись. Последовательность раскраски игрушек

    Филимоновская роспись. Последовательность раскраски игрушек

Филимоновские игрушки. Раскрась петушка

Ваши предложения
и пожелания

Конспект НОД «Наблюдение за цыпленком» в первой младшей группе

Мини-музей «Моя любимая сказка» в дошкольном образовательном учреждении

День мороженого для детей младшей группы

Летняя веранда во второй младшей группе

Праздник русской березки

Опыт работы «Использование метода мнемотехники»

Игра — квест «Путешествие в страну Трудолюбия»

Мастер-класс по изготовлению игры с использованием ватных палочек и картона «Головоломка»

Лабиринты с насекомыми - картинки для лэпбука

Квест «Волшебный лес»: строительство моста через реку

Космос. Обложка для космического лэпбука

Лэпбук «Время года - лето». Обложка

Филимоновская роспись в детском саду

Веселая и нарядная филимоновская игрушка известна всем. Собачки, лошадки, петухи и овечки со свистульками, раскрашенные яркими красками, никого не оставляют равнодушным. Особенно они нравятся малышам. В детских садах филимоновская роспись входит в программу обучения детей рисованию. Ребятишек знакомят с ее основами и историей создания игрушки. Их учат раскрашивать шаблоны филимоновской игрушки для рисования, тем самым приобщая к народному творчеству.

История появления игрушки

История возникновения филимоновской игрушки берёт начало в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области. По легенде, гончарное ремесло там появилось при Иване Грозном, когда гончар по имени Филимон нашёл в окрестностях качественную синюю глину. Она была пригодной для изготовления гончарных изделий и великолепно подходила для росписи. Но раскопки показали, что изготовлением глиняных изделий здесь занимались еще в эпоху палеолита. В древних курганах были найдены глиняные черепки со следами характерной росписи.

Филимоновская глина отличается высокой жирностью и пластичностью. Ее называют синикой. При обжиге глина меняет свой изначально черно-синий цвет на белый или слегка розоватый. Изготовлением игрушек-свистулек традиционно занимались женщины, а мужчины-гончары делали глиняную посуду. Лепить игрушки начинали поздней осенью и всю зиму сушили их на печках. К весне фигурки обжигали — из невзрачных серых они становились ослепительно белыми. Затем их расписывали яркими красками. Готовые свистульки выглядели великолепно. Их традиционно продавали на пасхальных ярмарках. В деревне Филимоново это был один из основных видов заработка.

Особенности создания филимоновской игрушки

Наибольшее распространение филимоновская игрушка получила в XIX веке, когда появились акриловые краски. С их помощью мастерицы создавали великолепную роспись, которая стала характерной особенностью их изделий.

В начале XX века ремесло практически исчезло. Возрождаться оно начало в 60-е годы, когда руководство страны стало поддерживать народные промыслы.

Особенности изделий

Образы и роспись филимоновских игрушек восходят к временам языческой древности. В дохристианские имена времена они имели сакральный смысл и часто служили оберегами:

    Уточка символизирует воду. С изготовления этой фигурки начиналось обучение ремеслу. В древности она была оберегом для маленьких детей.
  1. Всадник на лошади или просто лошадка изображают Велеса — языческого бога удачи и плодородия.
  2. Петушок охраняет домашний очаг от несчастий.
  3. Козочка, олень, бык и барашек с трехцветными кольцами на шеях отгоняют злых духов.
  4. Корова — этот оберег приносит в дом достаток.
  5. Курочка — символ благополучия.
  6. Барышня в нарядной юбке — это особый оберег. Он символизирует древнерусскую богиню Макошь. Традиционно ее изображали с младенцем в правой руке или с утицей в левой. Эта фигурка является символом огромного семейного счастья.

Позже, в 19 веке, появились другие игрушки. Их образы соответствовали особенности жизни людей этого времени:

  • танцующие солдаты и барышня — их называли люботой;
  • солдат с конём или с курочкой, символизирующий обыденную деревенскую жизнь;
  • Иван, который поймал Жар-птицу;
  • чаепитие — образ, связанный с появлением тульских самоваров.

Как рисовать по шаблону

При изготовлении игрушек никогда не используются шаблоны. Чтобы сделать игрушку, мастер просто тщательно разминает глину. Он лепит фигурки, соответствующие традициям мастерства. Мелкие детали отсутствуют. Женщин изображают с младенцем или птицей. У мужчин большие тяжелые сапоги. Главные персонажи — барыни, всадники, солдаты, изредка крестьянки. Их лица едва намечены. На людей надеты ярко раскрашенные пышные юбки или штаны. Кофточки и рубашки обычно одноцветные, украшенные орнаментом по подолу, рукавам и воротнику.

У животных длинные вытянутые шеи. Фигурки людей также несколько вытянуты. Игрушки не детализированы — филимоновских лошадок, быков, барашков, оленей, собак можно отличить только по наличию или отсутствию рогов. Почти все они являются свистульками. Расположение свистка зависит от того, какой образ используется: у животных он находится в хвосте, а у людей — в птице, которую они держат подмышкой.

Символика цветов и узоров

Мастерицы расписывали свои изделия особыми разноцветными полосками и узорами. Каждый из них имел определенное значение:

  • окружности, украшенные узорами, символизируют солнце;
  • треугольники — это символы земли;
  • зигзаги олицетворяют воду;
  • елочки — трава и деревья.

Языческая символика вкладывает в эти орнаменты сильную духовную силу, оберегающую людей от зла. Все элементы напоминают о неразрывной связи человека с природой. Форма орнаментов постоянно меняется, хотя их смысл остается тем же. Это делает филимоновские узоры неповторимыми и уникальными. Цвета росписи также несут древний сакральный смысл. Во всех игрушках присутствуют три главных цвета:

  • жёлтый символизирует огонь и солнечный свет;
  • красный или малиновый олицетворяет землю, человеческое тело и дух;
  • зелёный обозначает природу и возрождение жизни.

Иногда помимо традиционных цветов добавляют цвет фуксии и бирюзовый окрас.

Этапы росписи

Филимоновская глина после обжига приобретает идеально белый цвет и не нуждается в грунтовке. Роспись всех игрушек производится в следующем порядке:

  1. Мастер желтит свистульку, для чего на ее определенные элементы наносится желтая краска. Ту часть, которую человек касается губами при свисте, не окрашивают.
  2. Малиновая раскраска производится тонкой кисточкой. На фигурку наносятся разнообразные узоры: ёлочки, треугольнички, полоски, окружности.
  3. Аналогичным образом производится озеленение игрушки.

Мастер поэтапно рисует узоры тоненькой кисточкой. Для оформления игрушек используют гусиное или куриное перо. Волосяные кисточки не применяются, так как они оставляют на глине ворсинки и разводы. Краски не смешивают — следующий цвет наносится после полного высыхания предыдущего. Основные элементы росписи — белые и желтые полосы. Они бывают достаточно широкими и задают игрушке основной тон. Поверх них наносятся тонкие полоски остальных цветов. Полосы делают ровными и аккуратными, они не должны сползать или перекрывать друг друга.

Занятия в детском саду

Занятие филимоновской росписью в детском саду прекрасно развивает творческие способности малышей. Для раскрашивания используют шаблоны игрушек, изготовленные из бумаги. Обычно это фигурки котов, лошадок, уточек. Часто используют шаблон филимоновской лошадки — на нем проще всего учиться росписи.

История филимоновской игрушки

Существует много программ и курсов для дошкольников по изучению игрушки. В начале занятий детей знакомят с ее историей и основами росписи, затем приступают к раскрашиванию. Для росписи необходимо подготовить шаблоны раскраски филимоновской игрушки с нанесенным на них желтым цветом, несколько раскрашенных свистулек, акварельные краски или гуашь, кисти или ватные палочки. Во время занятий можно читать стихи или художественные произведения, напевать песни или показывать малышам картинки. Можно включить народную музыку.

Благодаря занятиям у детей развивается мелкая моторика и сенсорная чувствительность. Ребёнок осваивает художественные традиции своего народа, учится рисовать несложные геометрические фигуры и элементы.

Детей увлекают такие занятия, они узнают на них много нового. Иногда вместо традиционной глины используют другие материалы (например, гипс).

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

“ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА РОСПИСЬ ПЕТУШКА”Преподавателя МАУДО”ДШИ г. Ялуторовск.


Курс повышения квалификации

Основы истории искусств для детей 7-14 лет


Курс повышения квалификации

Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

«Арт-терапевтические возможности применения мандалотерапии в работе»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

“ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА РОСПИСЬ ПЕТУШКА”Преподавателя МАУДО”ДШИ г. Ялуторовск.

“ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА РОСПИСЬ ПЕТУШКА”
Преподавателя МАУДО”ДШИ г. Ялуторовска им. C. И. Мамонтова”
Филимоновой Екатерины Александровны

ФИЛИМОНОВСКАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА Филимоновская игрушка появилась в Тульской обл.

ФИЛИМОНОВСКАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА

Филимоновская игрушка появилась в Тульской области в небольшой деревеньке Филимоново.
По некоторым данным этот промысел появился более тысячи лет назад и существует по сей день.
Сейчас филимоновская игрушка практически не изменилась, а местные мастерицы до сих пор передают знания из поколения в поколение.

ИСТОРИЯ ПРОМЫСЛАРодина филимоновской игрушки- деревня Филимоново Одоевского р.

ИСТОРИЯ ПРОМЫСЛА
Родина филимоновской игрушки- деревня Филимоново Одоевского района Тульской области.
Эта местность никогда не славилась богатым урожаем, но крестьяне нашли выход – гончарное дело.
Первое время лепили для себя, да чтобы развлечь детвору, а потом уже стали продавать изделия на местных ярмарках. Ездили на базары в ближайшие города и поселки.
К середине XIX века промысел стал известен далеко за переделами Тульской области. По всей стране любили яркие глиняные фигурки, покупали их на ярмарках и дарили детям.

ВИДЫ ФИЛИМОНОВСКИХ ИГРУШЕКБольшинство изделий, созданные филмоновскими мастер.

ВИДЫ ФИЛИМОНОВСКИХ ИГРУШЕК
Большинство изделий, созданные филмоновскими мастерицами, являются “свистульками”. Изображают как животных, так и людей. Сюжеты традиционны – барыни и крестьянки, бравые солдаты в форме, влюбленные деревенские пары, барышни в длинных сарафанах и пареньки в лаптях, наездники на лошадях. Животные тоже исконно русские – медведи, петухи и курочки, бараны и овцы, коровы, лошади, лисы и волки.


Палитра для росписи была довольно скудная – чаще всего использовали три цвета.

Палитра для росписи была довольно скудная – чаще всего использовали три цвета: желтый, красный и зеленый. Изредка брали синий и фиолетовый.
Проводили роспись в строгом порядке – сперва желтым цветом рисовали пятна, потом обводили их красным (делали узоры) и добавляли зеленый. Рисовать узоры мастерицы начинали всегда из центра, плавно переходя к краям. Узоры были просты и незатейливы: “елочка”, цветные полоски, геометрические фигуры, звездочки. В основном преобладал растительный орнамент – листочки, солнышко, веточки, ягодки, цветочки.

Не смотря на скудную цветовую гамму, все филимоновские изделия были яркими, п.

Не смотря на скудную цветовую гамму, все филимоновские изделия были яркими, праздничными. Детям нравились красочные фигурки, способные издавать громкий свист. Для взрослых же эти фигурки считались сувениром, хотя некоторые полагали, что филимоновская игрушка способна привлечь в дом благополучие и счастье.

Были у филимоновских игрушек и образы.
Например, медведь считался символом могущества, женщина являлась олицетворением великой “Природы” и считалась Матерью-кормилицей, продолжательницей рода. Олень был символом счастливого и долгого брака, поэтому зачастую оленей дарили молодоженам. Коровы символизировали плодородие и сулили хороший урожай крестьянам. . Птицы стали помощниками Матери-земли, вестниками пробуждения природы.

ЭТАПЫ ОКРАСКИ ПЕТУШКАПервый этап. Игрушку “желтят”. По белому фону игрушки на.

ЭТАПЫ ОКРАСКИ ПЕТУШКА
Первый этап. Игрушку “желтят”. По белому фону игрушки наносят первый цвет- желтый.
Это основа для дальнейшей росписи.
Начинают мастерицы писать всегда с центра, а от него уже развивается роспись дальше, где все зависит от воображения мастерицы.

ЭТАПЫ ОКРАСКИ ПЕТУШКАВторой этап. Используют красный цвет или малиновый. Лини.

ЭТАПЫ ОКРАСКИ ПЕТУШКА
Второй этап. Используют красный цвет или малиновый. Линии должны быть тонкими. Роспись ведется по контуру желтого. Линии в различных сочетаниях рождают солнышки, елочки, розетки, геометрические узоры.

ЭТАПЫ ОКРАСКИ ПЕТУШКАТретий этап. Накладывают изумрудно- зеленый цвет. Традиц.

ЭТАПЫ ОКРАСКИ ПЕТУШКА
Третий этап. Накладывают изумрудно- зеленый цвет.
Традиционно называется зеленка. Тонкими линиями роспись ведется между красными линиями.
Животные и птицы всегда расписываются по определенной схеме: поперек туловища и шеи, идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова и грудь окрашиваются одним цветом.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Цель: Формировать представление об особенностях лепки филимоновской игрушки – свистульки.

- Помочь понять детям особенности лепки филимоновской игрушки - свистульки;

- Способствовать развитию умения сравнивать, сопоставлять и делать выводы.

ВложениеРазмер
zanyatie_po_lepke_filimonovskaya_kurochka.docx 18.85 КБ


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми

по декоративной лепке

в старшей группе

ТЕМА: «Филимоновская курочка».

  1. Цель: Формировать представление об особенностях лепки филимоновской игрушки – свистульки.
  2. Задачи:

- Помочь понять детям особенности лепки филимоновской игрушки - свистульки;

- Способствовать развитию умения сравнивать, сопоставлять и делать выводы.

- вопросы к детям;

- хоровые и индивидуальные ответы;

- игровой прием, игровая ситуация;

- показ способов действия;

- рассматривание филимоновских игрушек,

-беседа о народных промыслах,

- рассматривание альбома «Филимоновские игрушки-свистульки»,

- чтение стихов, загадки о филимоновских игрушках-свистульках,

- роспись шаблонов игрушек филимоновской росписью;

  1. Индивидуальная работа: Обратить внимание Кирилла, Ксюши на выполнение приема примазывания, подвести к мысли «качество примазывания влияет на прочность фигуры».
  2. Дифференцированный подход:

- Учить детей высокого уровня самостоятельно выполнять работу, опираясь на динамическую таблицу.

- Закреплять знания детей среднего и низкого уровня выполнять работу по показу воспитателя.

- Предложить мальчикам лепить фигурку филимоновского петушка, а девочкам филимоновскую курочку.

- Демонстрационный: элементы деревенской избы, аудиокасета, магнитофон, динамическая таблица лепки филимоновских игрушек, мешочек, игрушки: цыпленок, курочка, уточка.

- Раздаточный: глина, тряпочки, доски для лепки, стеки.

Оформление группы - деревенская изба. Воспитатель и дети одеты в русские народные костюмы. Звучит спокойная русская народная мелодия. Дети входят в группу. В горнице стоит хозяюшка и поет песню «на улице дождик…».

Дети здороваются и низко кланяются:

-Здравствуй, хозяюшка, встречай гостей!

- Здравствуйте, дорогие гости, прошу в мою избу! У меня изба просторная, светлая, всем места хватит. Сижу, работу делаю для продажи на ярмарке. Скоро ярмарка, а изделий мало, коли гости пришли, помогите мне. «Как на Руси водится – вместе дело спорится, а врозь хоть брось».

- Да! Мы специально пришли тебе помочь! А что мы будем делать хозяюшка?

- А вы сначала должны отгадать загадки, и тогда вы поймете кого будете лепить.

(Звучит русская народная музыка «Птичий двор».)

- Ну тогда слушайте внимательно:

Явился в желтой шубке,

Прощайте две скорлупки!

- А как вы догадались, что это цыпленок?

- Цыплята вылупляются из белых скорлупок. И они желтые!

- Молодцы! А вот и он! (Хозяйка достает из мешочка игрушку).

- Слушайте следующую загадку:

Унесла его лиса,

Аж за темные леса.

Слышен тонкий голосок,

- Вот еще одна загадка:

Щиплет за пятки,

Беги без оглядки.

- Под крылом хохлатки,

- Молодцы, все загадки отгадали! Скажите мне пожалуйста, а чем отличается курочка от уточки?

- У них разного цвета оперение; у курочки носик острый, а у уточки закругленный; у уточки голова больше, чем у курочки; у них разные лапки; туловище у уточки немного больше, чем у курочки; шея у курочки короткая, а у уточки длиннее.

- А чем отличается уточка от гуся? Как думает Алена?

- Гусь белого цвета, а уточка пестрая; у гуся очень длинная шея; гусь больше уточки.

- А чем похожи курочка и уточка? Скажи, пожалуйста, Саша И.?

- У них овальное туловище, две ноги, голова у них похожей формы.

- Давайте приниматься за работу. Делу время, а потехе час. Надо нашей хозяюшке помочь, и слепить ей филимоновских курочек и петушков. Поможем?

- А скажите мне, как лепят птиц, с чего нам нужно начать?

- Нам нужно скатать три разных шара.

- А для чего они нам понадобятся?

- Это будет шея с головой, туловище с хвостом и ноги, на которых наша курочка будет стоять.

- послушайте, хозяюшка нам хочет кое – что показать! Это таблица, как нужно лепить птиц! Она нам дает ее в помощь!

- Скажите, что сначала мы будем лепить?

- А как мы будем это делать?

- Мы облепим наш большой пальчик глиной и сделаем кувшинчик.

- А что мы будем делать дальше?

- Теперь нашей курочке (петушку) надо слепить шею и голову.

- А как мы это сделаем?

- Мы из шара будем вытягивать очень длинную сосульку, это будет шея нашей курочки.

- А где же голова у нашей курочки?

- А мы согнем наш столбик в самом верху и сплющим его, это и будет голова у нашей курочки.

- Вот кажется мы все и слепили для нашей курочки!

- Нет! Нам нужно еще слепить ножку.

- А как мы ее будем лепить?

- Третий шар мы скатаем в конус.

- Ну а теперь мы все сделали для нашей курочки?

- Слышите играет веселая музыка и зовет она нас в веселый танец!

(Звучит фонограмма музыки «Птичий двор» - ритмическая гимнастика).

- Хорошо мы с вами потанцевали, да и делом пора заняться. Как вы думаете, что нам осталось сделать?

- Соединить эти три части.

- Что мы с вами сначала соединим?

- Туловище и шею у курочки.

- Каким способом мы будем соединять?

- Вот так петушки да курочки у нас появились!

«Петушок поет с утра,

Ку-ка-ре-ку во двор пора!»

Все работы выставляются в птичий дворик.

- Посмотрите какой у Саши получился петушок! У него длинная шея, клюв поднят вверх, как будто он говорит «КУ-КА-РЕ-КУ».

- А Танина курочка будто клюет зернышки! А как наша хозяюшка рада, что у нее на ярмарке целый птичий двор. Слышите, как закудахтали наши курочки, и запели петушки.

-Спасибо вам ребята за помощь. Хотите вместе со мной на ярмарке побывать?

Читайте также: