Курочка и петушок филимоновская игрушка

Обновлено: 09.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе детского сада на тему: «Рисование филимоновских игрушек Петушка и Курочки»

Цель: научить детей приёмам росписи филимоновских игрушек.

Задачи: образовательные: познакомить детей с элементами филимоновской росписи, рассказать об истории промысла, расписать фигурки птиц на бумаге; воспитательные: воспитывать интерес к народному промыслу, воспитывать терпение и настойчивость при выполнении творческой работы; развивающие: развивать восприятие, внимание, память, мелкую моторику.

Предварительная работа: рассматривание филимоновских игрушек и картинок их изображающих.

Материалы и оборудование: филимоновские игрушки, картинки, листы А4 с нарисованными карандашом контурами петушка и курочки, листы А5, краски гуашевые или акварельные, кисти, баночки с водой, клеёнки, восковые мелки черные, аудиопроигрыватель.

Звучит русская народная музыка без слов.

Воспитатель: Ребята, посмотрите какие красивые игрушки-свистульки я вам принесла! (Показывает игрушки, какие есть в группе). Сделаны эти игрушки в Тульской области, в селе Филимонове. Давным-давно в этом селе добывают глину – белую, эластичную, тягучую и мягкую. Раньше там все девочки и женщины делали игрушки, а сейчас в Филимонове есть мастерская керамических игрушек. Но традиции сохраняют, свистульки делают вручную, сушат, вытягивают, так как глина немного «садится», обжигают в муфельной печи при очень высокой температуре и расписывают специальными красками, используя гусиное пёрышко. Ребята, какие цвета вы видите на свистульке? (Желтый, красный, зелёный, синий). Иногда используют и фиолетовый цвет. Фигурки бывают в виде животных (показывает картинки): барашки, олени, медведи, лошадки, уточки, петушки; а также сельские барышни и кавалеры. Все филимоновские игрушки – свистульки. Свисток находится в хвосте животного. А все фигурки людей держат на руках животное, и в его хвостике тоже есть свисток!

Конспект ООД «Лепка по мотивам Филимоновской игрушки «Петушок» в старшей группе

Цель: учить детей лепить филимоновского петушка из пластилина, передавая характерные особенности игрушки.

Задачи:

Формировать представление у дошкольников о филимоновских игрушках; учить видеть их красоту и самобытность.

Учить лепить филимоновского петушка передавая форму частей – длинную шею, маленькую голову, туловище и хвост, подставку; украшать петушка филимоновскими узорами – солнышко, полосочки, кружочки.

Развивать самостоятельность, художественный вкус; мелкую моторику.

Воспитывать интерес к народной игрушке и уважение к труду народных мастеров.

Материал и оборудование: филимоновские игрушки; пластилин, дощечки, стеки, тряпочки; карусель из бумаги.

Ход занятия

I. Организационный момент

Кукла, мячик и скакалка,

И машина, и зверюшки

Называются… (Игрушки)

Воспитатель: Ребята, у каждого из вас как дома, так и в детском саду есть много игрушек, и вы каждый день можете играть с ними. Сегодня к нам в гости пришла необычная игрушка. Давайте с ней познакомимся.

Появляется филимоновский петушок.

Филимоновский Петушок: Здравствуйте, дорогие ребята. Я – народная игрушка, филимоновский петушок. Пришел к вам в гости не один, а со своими друзьями - филимоновскими игрушками (медведем, барыней, барыней с кавалером) и дымковским петушком.


Воспитатель: Откуда вы приехали, такие красивые игрушки? И почему вы называетесь филимоновскими?

Филимоновский Петушок: Нас изготовили мастера, которые живут в селе Филимоново, вот поэтому мы и называемся филимоновскими игрушками. У моих друзей есть секрет: все филимоновские игрушки - свистульки. Когда мы с вами подружимся, вы сможете посвистеть.

Филимоновский Петушок: Ребята, вам нравиться наш наряд? Какой он? Какие цвета любят филимоновские игрушки?

Дети: Игрушки - яркие, красивые, нарядные; узор - в полоску разноцветную, солнце, колосок, точки и кружки; цвета - малиновый, желтый, красный, зеленый, синий цвет.

Воспитатель: Петушок, я заметила, что у тебя шея длинная? И почему все филимоновские игрушки такие вытянутые и высокие?

Филимоновский Петушок: Это связано с особенностью глины, с которой нас мастерят. Глина-синька очень жирная, и при сушке игрушки покрываются трещинками, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Отсюда и появляются утонченные, вытянутые, но удивительно изящные формы.

II. Основная часть.

Филимоновский Петушок: Предлагаю, вам, ребята, вылепить филимоновские петушки, только из пластилина. Вот и мастерская готова. Мы с вами поиграем, и вы станете мастерами.

Физкультминутка

Стали дети мастера

(Руки поднимают вверх - вытягивают, затем к груди - согнуты в локтях.)

Сели - встали, сели – встали,

Мы работать не устали

(Выполняют движения по тексту.)

Ручки - хлоп, хлоп, хлоп;

Ножки топ, топ, топ.

Раз - два, раз – два,

Наши дети мастера.

Дети рассматривают схему поэтапной лепки петушка из целого куска пластилина; воспитатель демонстрирует основные этапы лепки. Приступают к самостоятельной деятельности.

1. Скатаем отдельно подставку для петушка – толстый столбик!

2. Скатаем шар из комка глины величиной с кулачок.

3. Вытягиваем из шара вверх шею петушка, слегка наклоним небольшую головку.

4. У фигурки лепим хвостик - оттягиваем часть глины для хвоста и приплющиваем пальчиками.

5. Лепим 2 маленьких шара и приплющиваем – это бородка и гребешок.

6. Скатываем шарики и длинные жгутики для украшения петушков.








Какие у вас красивые получились игрушки! Молодцы! Настоящие мастера!






В процессе самостоятельной работы педагог предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Включена негромкая народная музыка.

III Заключительная часть.

Обсуждения творческих работ.

Ребята устанавливают свои игрушки, самостоятельно оценивая свои работы. Педагог не забывает похвалить каждого дошкольника, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось и его индивидуальность.

Фотоотчет о занятии по рисованию филимоновской игрушки

Фотоотчет о занятии по рисованию филимоновской игрушки В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева Тульской области на высоком берегу реки Уны стоит деревня Филимоново. По.

Интегрированное занятие с применением ИКТ в средней группе «Силуэтная роспись филимоновской игрушки»

Интегрированное занятие с применением ИКТ в средней группе «Силуэтная роспись филимоновской игрушки» Интеграция образовательных областей: художественно- эстетическое развитие, патриотическое воспитание, речевое развитие, социально- коммуникативное.

Конспект НОД по лепке в младшей группе «Красивая птичка по мотивам дымковской игрушки»

Конспект НОД по лепке в младшей группе «Красивая птичка по мотивам дымковской игрушки» Апрель. 1 неделя Конспект НОД по лепке в младшей группе «Красивая птичка» (По дымковской игрушке) Программное содержание: учить лепить предмет,.

Конспект занятия декоративная лепка по мотивам народной пластики «Филимоновская игрушка» в средней группе Цель: знакомство с филимоновской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства, имеющим свою специфику и образную выразительность.

Мастер-класс по аппликации ко Дню Филимоновской игрушки на МAAM

Мастер-класс по аппликации ко Дню Филимоновской игрушки на МAAM Материал для выполнения мастер – класса: набор цветной бумаги для детского творчества, цветные распечатки с изображением основных элементов.

На Родине филимоновской игрушки

На Родине филимоновской игрушки В июле 2016 года около села Филимоново в Тульской области встретятся творческие педагоги и воспитатели с сайта МААМ. ru на фестивале народных.

Знакомить детей с филимоновской игрушкой, учить детей лепить из целого куска пластилина петушка и курочку, закреплять приемы лепки.

1. Формирование навыка создания выразительного образа петушка и курочки пластичным способом (из единого куска).

2. Развивать мелкую моторику рук, способность к формообразованию, композиции.

3. Воспитывать интерес к народному искусству.

1. Рассматриване филимоновских игрушек.

2. Беседы о народных промыслах.

3. Рассматривание альбома «Филимоновские игрушки».

4. Чтение стихотворений, загадок

Способы:Рассматривание, обследование, сравнение.

Средства :Филимоновские игрушки (курочка и петушок, лист картона зелено цвета, пластилин, подставки, стеки салфетки бумажные.

Ход занятия:

Содержание взаимодействия педагога с детьми Предполагаемые ответы и действия детей

Воспитатель с детьми находятся на ковре, для создания положительного эмоционального настроя на занятииДети заходят в группу, встают полукругом на ковре, здороваются с гостями.

Воспитатель задает детям вопрос: Ребята, вам нравятся сюрпризы (ответы детей). Посмотрите, на столе нас ждет какой-то сюрприз. Какая красивая коробка, ее принес почтальон. Интересно, кто-же прислал и что лежит в коробке (читаю, что написано на коробке). В детский сад №29, детям группы «Ромашка» от народных умельцев.

«Дорогие ребята, мы дарим в вашу мастерскую «Талантливые пальчики» наши игрушки.

Воспитатель открывает коробочку и показывает детям филимоновские игрушки-петушка и курочку. Обращает внимание детей на то, какие красивые игрушки делают филимоновские мастера, какими яркими красками их расписывают

Мотивация детей на участие в дальнейшей деятельности на занятии:

- Ребята, вы хотите побывать народными умельцами и научиться лепить такие игрушки? (ответы детей).

Воспитатель предлагает детям занять свои рабочие места.

Далее воспитатель показывает и объясняет способ лепки : «Лепить будем из одного куска пластилина. Раскатываем толстый столбик (цилиндр, колбаску) и согнем дугой – вот здесь будет голова, а вот здесь – хвостик. Вытянем двумя пальчиками на голове острый клюв сверху прищепим гребешок, другой конец сплющим, что бы получился большой хвост. Острым концом стеки сделаем петушку глазки. Потом из куска пластилина слепим подставку и прикрепим нашего петушка к ней».

Воспитатель беседует с детьми, задаё т вопросы:

1. Ребята, а как вы думаете, можно ли таким же образом слепить курочку, и чем она будет отличаться от петушка.

Если дети не отвечают, задаю наводящие вопросы:

1. Какой у петушка хвост большой или маленький?

2. Посмотрите, а гребешок у петушка и курочки одинаковые?

3. Чем отличаются?

Воспитатель закрепляет с детьми порядок действий и после этого еще раз демонстрирует способ лепки и задает вопросы

1. Что сначала делаем с куском пластилина?

2. Как нам получить голову и хвост?

3. Что надо делать, чтобы появились клюв и гребешок?

4. Какой у курочке будет гребешок - большой или маленький?

Воспитатель обращается к детям и представляет право выбора деятельности:

- Ребята, сейчас вы сможете слепить петушка или курочку, кого хотите.

Воспитатель спрашивает у детей, кого они будут лепить – петушка или курочку.

- Чтобы наши поделки были красивыми давайте разомнем наши пальчики и поиграем:

Я красавец петушок!

Создан для парада!

Перья пух! Перья пух!

Гребешок? Что надо

Глазки-щелки! Очи зорки!

На цветные перышки.

В процессе лепки помогает детям советом и практически (индивидуальная работа). Показывает, как можно слегка в наклон прикрепить курочку к подставке, чтобы было, похоже. что она клюет зернышки. В конце занятия дети приносят своих петушков и курочек на общую подставку.

Воспиталь задает вопрос: Саша, какой петушок тебе понравился больше? Почему? Воспитатель отмечает, какие работы сделаны правильно, в каких есть неточности, и говорю, что в следующий раз нужно постараться и все получится.

Ребята вам понравилось наше занятие? Помните, какие мастера делают такие игрушки?

Покажем вечером поделки родителям и порадуем их своим творчеством.

Петушок большой, а курочка поменьше.

Раскатать толстый столбик, согнуть дугой.

Вытянуть двумя пальчиками на голове острый клюв сверху прищепим гребешок, другой конец сплющим, что бы получился большой хвост

(филимоновских)

Конспект итоговой НОД в первой младшей группе «Петушок и курочка» Программное содержание. Закреплять умение чувствовать музыку, ее изобразительность, передавать характер музыки в движениях и игре на музыкальных.

Конспект НОД по лепке в средней группе «Неваляшка» Образовательные области: • Познавательное развитие • Социально-коммуникативное развитие • Художественно-эстетическое развитие Деятельность:.

Конспект НОД по лепке в средней группе «Щенок» Конспект НОД по лепке в средней группе «Щенок» Воспитывать аккуратность в работе с пластилином. Вызвать положительный эмоциональный отклик.

Конспект НОД по лепке в средней группе «Ёжики» Конспект НОД по лепке в средней группе. Тема: «Ёжики» Воспитатель: Минеева Н. Г. Цели: Образовательные: • Совершенствовать умение скатывать.

Конспект НОД по развитию речи в первой младшей группе «Петушок, курочка и цыплята» Конспект НОД по развитию речи в I младшей группе. «Петушок, курочка и цыплята». Воспитатель: Шелудкова Н. А. Цель: Расширять представление.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Петушок и бобовое зернышко» Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»,.

Конспект занятия по лепке в ранней группе «Вышла курочка гулять» Цель: Обучение умению отщипывать кусочки от целого куска пластилина, закрепление знаний о том, какие звуки издают разные птицы; формирование.

Конспект занятия в первой младшей группе по экологии с использованием ИКТ «Курочка и петушок» Конспект занятия в 1 младшей группе по экологии с использованием ИКТ «Курочка и петушок». Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная,.

Фотоотчет о лепке в средней группе «Петушок»

Фотоотчет о лепке в средней группе «Петушок» Лепка - один из видов изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей.

Перефразирую заголовок: как слепить из пластилина филимоновскую народную игрушку - петух, а заодно и курицу.

Настоящих филимоновских игрушек я в реальной жизни не видела и леплю по фотографиям. Вот мой секрет мастерства - нахожу в интернете картинку поинтереснее и леплю "с натуры":

Филимоновский петушок

А теперь расскажу подробно.

Урок лепки филимоновской игрушки Петух

Лепить буду из пластилина - из одного куска, вот примерно такой величины :

Пластилин

Чем характерны филимоновские игрушки? Кроме очень специфической росписи, в глаза сразу бросается их удлинённость и извилистость. Особенно это относится к шее, филимоновские звери явно произошли от жирафов или змей.

Кусок пластилина разминаю и леплю фигуру вроде рогатки:

Лепим филимоновского петушка

Вы уже догадались где будет голова, а где хвост? Сейчас уточним:

Филимоновский петух лепка.

Хвост загнём, туловище вытянем до толщины шеи, шею тоже вытянем и странно изогнём. Лапы заменяет стилизованная круглая подставка.

Теперь детализируем. Вытянем из головы небольшой гребень, клюв и бородку. Ну, вот вам игрушка - филимоновский петух из пластилина. Я его даже слегка подкрасила в фоторедакторе, чтобы выглядел готовым.

Народная игрушка филимоновский петух

На этом не остановимся, дальше лепим курочку.

Лепим из пластилина филимоновскую игрушку Курица

Филимоновская курица

Ну, эта игрушка чуть более упитанная. И шея не такая уж безразмерно-длинная.

Лепим курочку

Этапы те же,что и у Петуха. Но Курица проще выглядит. Но у неё есть очень характерная для народной игрушки деталь - хвост сделан так,чтобы в нём была свистулька.То есть,я в пластилиновом варианте эту внутреннюю полость с горошинкой делать не буду,но покажу,что туловище слегка вздуто,а хвост-трубка.

Лепка -филимоновская курица

И вотфилимоновская Курица готова. Сразу познакомим её с Петухом:

Филимоновские игрушки -Петух и Курица

Ну что ж - совет да любовь!

Как слепить из пластилина филимоновские игрушки Петуха и Курицу вам рассказала Марина Новикова.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

“ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА РОСПИСЬ ПЕТУШКА”Преподавателя МАУДО”ДШИ г. Ялуторовск.


Курс повышения квалификации

Основы истории искусств для детей 7-14 лет


Курс повышения квалификации

Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

«Арт-терапевтические возможности применения мандалотерапии в работе»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

“ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА РОСПИСЬ ПЕТУШКА”Преподавателя МАУДО”ДШИ г. Ялуторовск.

“ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА РОСПИСЬ ПЕТУШКА”
Преподавателя МАУДО”ДШИ г. Ялуторовска им. C. И. Мамонтова”
Филимоновой Екатерины Александровны

ФИЛИМОНОВСКАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА Филимоновская игрушка появилась в Тульской обл.

ФИЛИМОНОВСКАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА

Филимоновская игрушка появилась в Тульской области в небольшой деревеньке Филимоново.
По некоторым данным этот промысел появился более тысячи лет назад и существует по сей день.
Сейчас филимоновская игрушка практически не изменилась, а местные мастерицы до сих пор передают знания из поколения в поколение.

ИСТОРИЯ ПРОМЫСЛАРодина филимоновской игрушки- деревня Филимоново Одоевского р.

ИСТОРИЯ ПРОМЫСЛА
Родина филимоновской игрушки- деревня Филимоново Одоевского района Тульской области.
Эта местность никогда не славилась богатым урожаем, но крестьяне нашли выход – гончарное дело.
Первое время лепили для себя, да чтобы развлечь детвору, а потом уже стали продавать изделия на местных ярмарках. Ездили на базары в ближайшие города и поселки.
К середине XIX века промысел стал известен далеко за переделами Тульской области. По всей стране любили яркие глиняные фигурки, покупали их на ярмарках и дарили детям.

ВИДЫ ФИЛИМОНОВСКИХ ИГРУШЕКБольшинство изделий, созданные филмоновскими мастер.

ВИДЫ ФИЛИМОНОВСКИХ ИГРУШЕК
Большинство изделий, созданные филмоновскими мастерицами, являются “свистульками”. Изображают как животных, так и людей. Сюжеты традиционны – барыни и крестьянки, бравые солдаты в форме, влюбленные деревенские пары, барышни в длинных сарафанах и пареньки в лаптях, наездники на лошадях. Животные тоже исконно русские – медведи, петухи и курочки, бараны и овцы, коровы, лошади, лисы и волки.


Палитра для росписи была довольно скудная – чаще всего использовали три цвета.

Палитра для росписи была довольно скудная – чаще всего использовали три цвета: желтый, красный и зеленый. Изредка брали синий и фиолетовый.
Проводили роспись в строгом порядке – сперва желтым цветом рисовали пятна, потом обводили их красным (делали узоры) и добавляли зеленый. Рисовать узоры мастерицы начинали всегда из центра, плавно переходя к краям. Узоры были просты и незатейливы: “елочка”, цветные полоски, геометрические фигуры, звездочки. В основном преобладал растительный орнамент – листочки, солнышко, веточки, ягодки, цветочки.

Не смотря на скудную цветовую гамму, все филимоновские изделия были яркими, п.

Не смотря на скудную цветовую гамму, все филимоновские изделия были яркими, праздничными. Детям нравились красочные фигурки, способные издавать громкий свист. Для взрослых же эти фигурки считались сувениром, хотя некоторые полагали, что филимоновская игрушка способна привлечь в дом благополучие и счастье.

Были у филимоновских игрушек и образы.
Например, медведь считался символом могущества, женщина являлась олицетворением великой “Природы” и считалась Матерью-кормилицей, продолжательницей рода. Олень был символом счастливого и долгого брака, поэтому зачастую оленей дарили молодоженам. Коровы символизировали плодородие и сулили хороший урожай крестьянам. . Птицы стали помощниками Матери-земли, вестниками пробуждения природы.

ЭТАПЫ ОКРАСКИ ПЕТУШКАПервый этап. Игрушку “желтят”. По белому фону игрушки на.

ЭТАПЫ ОКРАСКИ ПЕТУШКА
Первый этап. Игрушку “желтят”. По белому фону игрушки наносят первый цвет- желтый.
Это основа для дальнейшей росписи.
Начинают мастерицы писать всегда с центра, а от него уже развивается роспись дальше, где все зависит от воображения мастерицы.

ЭТАПЫ ОКРАСКИ ПЕТУШКАВторой этап. Используют красный цвет или малиновый. Лини.

ЭТАПЫ ОКРАСКИ ПЕТУШКА
Второй этап. Используют красный цвет или малиновый. Линии должны быть тонкими. Роспись ведется по контуру желтого. Линии в различных сочетаниях рождают солнышки, елочки, розетки, геометрические узоры.

ЭТАПЫ ОКРАСКИ ПЕТУШКАТретий этап. Накладывают изумрудно- зеленый цвет. Традиц.

ЭТАПЫ ОКРАСКИ ПЕТУШКА
Третий этап. Накладывают изумрудно- зеленый цвет.
Традиционно называется зеленка. Тонкими линиями роспись ведется между красными линиями.
Животные и птицы всегда расписываются по определенной схеме: поперек туловища и шеи, идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова и грудь окрашиваются одним цветом.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Читайте также: