Курсовая влияние электронной и компьютерной игрушки на развитие детей дошкольного возраста

Обновлено: 28.04.2024

Актуальность заключается в том, что в настоящее время, решающее значение в любой области человеческой деятельности имеет получение информации, ее отбор, обработка и применение. Освоение новых информационных технологий в образовании – залог успешной реализации личности современного дошкольника.

Содержание работы

Глава 1. Теоретическое обоснование вопроса
Отечественный и зарубежный опыт использования компьютерных игр в развитии дошкольников.
Влияние компьютерной игры на развитие дошкольника.
Использование компьютерных игр в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения и в семье.
Заключение
Список использованных источников
Приложения
1. Педагогические рекомендации по применению компьютерных игр, при подготовке к школе на занятиях в детском саду и семье.
2. Планы - конспекты по проведению занятий с использованием компьютерных игр в детском саду.

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

Наиболее популярными из игр этого класса являются, например, игры, где необходимо собрать картинку из маленьких кусочков, для чего вся картинка демонстрируется в течение какого-то времени. Или найти и убрать все парные картинки из группы, при этом все картинки закрыты, и можно открыть одновременно не более двух. Или запомнить месторасположение группы предметов, а затем, когда их перемешают, расположить их по своим местам или указать отсутствующие.

Весьма полезны игры, развивающие мышление ребенка. Игры помогают малышу постепенно абстрагироваться от реально существующих в мире вещей. Так, начиная с объектов хорошо знакомых ребенку, например яблок или кукол, давая ребенку понять, что это всего лишь знаки, а не реальные вещи, программа постепенно меняет их, преобразуя в объекты которых нет в реальности, таким образом развивая знаковую функцию сознания, то есть понимание того, что существует несколько уровней реальности окружающего нас мира – это и реальные предметы, и картинки с их изображением, и слова, и наши мысли. Так ребенок учится оперировать не только реальными вещами, которые он может потрогать, но и образами. Программы на развитие памяти, логики, мышления могут заинтересовать не только детей, но и родителей. В подготовке детей к школе могут помочь игры из серии "Несерьезные уроки": "Учимся думать", "Учимся анализировать", "Учимся мыслить логически". Эти занимательные игры помогут сформировать и закрепить навыки мышления, развить способность к запоминанию и анализу информации. Яркое и красочное оформление игр, неординарная постановка задач позволят усовершенствовать навыки мышления.

Также существуют программы, способствующие формированию у ребенка сенсорных эталонов, которые, в свою очередь, обеспечивают формирование важных психических качеств. В таких программах, эталоны цвета или размера часто прячутся в каком-то предмете, и задачей ребенка является найти нужный эталон. Существует множество Интернет-сайтов для детей на которых представлены короткие игры, помогающие развитию сенсорики. Один из таких сайтов – детский портал Солнышко[50] – веселый, живой, красочный сайт для детей и родителей.

Игры на развитие моторных реакций. В любой игре ребенок должен одновременно нажимать на определенные клавиши (что развивает мелкую мускулатуру рук и готовит ребенка к письму) и следить за тем, что происходит на экране. А от того, как быстро ребенок сможет нажатием нужной клавиши изменить положение героя игры, зависит ее финал.

Рекомендуются игры на развитие восприятия. Например, собрать картинку из нескольких частей, разложить по местам фигурки, например, собрать сумку доктора или расселить животных по местам их обитания. Так же, подойдут игры, где нужно найти "спрятавшуюся" фигурку или предмет, или сравнить два рисунка. Здесь могут помочь такие игры как: "Животные леса", "Времена года", "Лента времени".

Полезны игры, требующие от ребенка применения его творческих качеств. Например, создать персонаж (если все сделано правильно, он оживает), нарисовать картинку определенного содержания. При этом, дополнительно, рекомендуется еще попросить ребенка придумать герою имя, рассказать, кто он, сочинить какую-то историю с его участием, которую, к тому же, можно проиллюстрировать на компьютере. Компьютерная программа "Арт-студия" отвечает всем этим требованиям.

Существует множество компьютерных игр помогающих подготовить ребенка к школе, обучить и закрепить знания по школьным предметам. Это игры из серии LEGO "Мой мир", "Башня знаний", "Лунтик". Эти программы автоматически определяют, в какой области ребенок ориентируются лучше всего, поэтому ему будет интересно самому показать героям, что и как надо делать. Закрепляя, таким образом, пройденный материал, ребенок почувствует себя знатоком. Рекомендации для родителей по правильному и эффективному применению компьютерных игр для подготовки детей к школе.

- Необходимо выбирать жанр игры в соответствии с темпераментом и склонностями ребенка. Нужны игры, которые не будут его перегружать.

Надо знать своего ребенка или воспитанника и рекомендовать ему такие игры, которые не будут его перегружать. Присмотритесь к ребенку. Если он перевозбужден, значит, надо уменьшить уровень сложности игры или вообще сменить ее тип. Если вы замечаете, что ребенок стал излишне нетерпелив в общении с окружающими, это тоже может быть последствием компьютерных игр: дети привыкают к тому, что компьютер реагирует на их действия мгновенно, и замедленная реакция окружающих начинает их нервировать. В этом случае объясните ребенку, в чем суть проблемы, и подберите игры поспокойнее, в которых ему придется больше думать и меньше действовать.

- Разрешайте дольше играть в игры с исследовательским содержанием, чем с развлекательным. Определить, содержит ли игра элементы исследования, можно по следующим признакам.

1. ребенок проявляет инициативу и пытается решить возникшую проблему самостоятельно;

2. внимательно наблюдает и анализирует текущую ситуацию (возможно размышление вслух);

3. делает выводы из наблюдений;

4. действует в соответствии с полученными выводами;

5. в случае ошибки корректирует свои действия и пытается решить проблему другим путем;

- Продолжительность игры выбирается в соответствии с возрастом ребенка и характером игры. У каждой игры свой ритм и своя продолжительность. Ритм и продолжительность должны быть сбалансированы. Если ритм игры напряжен, то игра не должна быть продолжительной.

- Не рекомендуется прерывать игру ребенка до завершения эпизода –- человек должен покидать компьютер с сознанием успешно выполненного дела.

- Некоторые игры очень хорошо подходят для совместной игры взрослого и ребенка. Совместная игра создает доверительные отношения в плане решения проблем ребенка, связанных с компьютером.

- У детей 5–8 лет преобладает наглядно-образное мышление. Поэтому основной способ взаимодействия с вычислительной техникой в данном возрасте происходит посредством игровой деятельности.

- При неправильном подборе игровых программ, в частности основанных на жестокости, агрессивности или чистой развлекательности, возможно такое нежелательное психологическое явление, как вытеснение интересов. Это может проявляться: в нежелании общаться с друзьями, заниматься учебой, спортом, общественной жизнью, в "уходе" в виртуальный мир компьютера. Итак, чтобы дети могли играть в компьютерные игры без вредных последствий и при этом подготовиться к школе, необходимо проконтролировать выбор жанра игры, содержание, систему управления, настройку интерфейса и уровня сложности.

Планы - конспекты по проведению занятий с использованием компьютерных игр в детском саду.

Тема: «Собачка» («Мазаика»)

Цель: учить детей пользоваться двумя кнопками «мыши», воспитывать культуру обращения с компьютером, развивать внимание, мышление

Активизация словаря: день космонавтики, ракета

Обогащение словаря: курсор

Методы и приёмы: художественное слово, беседа, объяснение, рассказ, наглядный материал.

Оборудование: компьютер, презентация, картинки, компьютерная программа «Мозаика».

Предварительная работа: беседа с детьми о дне космонавтики, чтение рассказов.

Индивидуальная работа: помочь Андрею начать рисовать

Ребята, а у меня для вас есть загадка, попробуйте её отгадать

Там все знаки зодиака-

Водолея, девы, рака. Состоит из точек свет,

Светятся и ночью и днём, Полна горница планет.

Туда смотрит астроном.

Молодцы, быстро догадались. А кто мне скажет, какого числа у нас праздник День космонавтики?

День космонавтики у нас 12 апреля. Его начали отмечать с 1962 года. А кто из людей полетел первым. Кто знает?, да первым человеком был Юрий Алексеевич Гагарин. А кого ещё вы знаете из людей космонавтов?

но до того как в космос полетел первый человек, в космос посылали животных. Вы знаете каких? Белка и Стрелка - советские собаки-космонавты - первые животные, совершившие орбитальный космический полёт на корабле «Спутник-5», и вернувшиеся на Землю невредимыми. Старт состоялся 19 августа 1960 года, полёт продолжался более 25 часов, за время которого корабль совершил 17 полных витков вокруг Земли. Дальнейшая жизнь Белки и Стрелки прошла в вольере Института авиационной и космической медицины. При этом их возили на показ в детские сады, школы и детские дома. Белка и Стрелка дожили до глубокой старости. Но у нас то сегодня необычное занятие. Сегодня мы будем заниматься ещё за компьютером. А у кого дома есть компьютер? а что вы на нем делаете?

(презентация на компьютере, о составных частях компьютера)

Но чтобы пользоваться компьютером, нужно знать некоторые правила:

ü Не баловаться за компьютером.

ü Не тыкать пальцами в монитор и другие детали.

ü Сегодня мы будем работать с мышкой и ей нужно пользоваться аккуратно.

Вот сколько у нас правил как нужно работать за компьютером.

Но я ведь не просто так спрашивала вас про Белку и Стрелку. Сегодня мы будем на компьютере делать вот такую собачку.

Но сначала давайте встанем и немного разомнемся.

Мы немножко отдохнём,

Встанем, глубоко вдохнём.

Руки в стороны, вперёд,

А потом наоборот.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели

И лучи детей согрели.

Чудеса у нас на свете-

Стали маленькими дети,

А потом все дружно встали

И большими разом стали.

А теперь подойдите, пожалуйста, к компьютеру. Так чтобы всем было видно.(рассказать что есть на экране) Посмотрите, у нас есть квадратики и треугольники разных цветов - это детали мозаики. У меня собачка будет оранжевого цвета. Поэтому я беру оранжевый квадратик. Я навожу курсор мыши на квадратик и щелкаю по нему левой кнопкой «мыши». Для того чтобы нам начать делать собачку нам нужно отсчитать от верхнего левого края 7 клеточек, а сверху вниз одну. И левой кнопкой «мыши»ставим квадратик на место. Чтобы поставить треугольник мы его так же выбираем, но если нам нужно его повернуть, то щелкаем правой кнопкой «мыши». Когда нам красочка больше не нужна, мы наводим её на ведерка и шелчком левой кнопки мыши выбрасываем её.

А теперь давайте каждый сам сделает свою собачку. Садитесь за компьютеры если кому то нужно будет помочь я подойду. (дети работают за компьютером)

Вот какие у нас получились собачки. А давай те дадим каждой из них кличку. Моюбудут звать Шарик. А как будут звать твою собачку (спрашивает каждого ребёнка).

Скажите, что же вы сегодня узнали на уроке?

Тема: «Соберём головоломку»

Цель: закреплять умение детей работы с мышью, воспитывать культуру обращения с компьютером, развивать внимание, мышление

Активизация словаря: пазлы, насекомые

Обогащение словаря: курсор, клавиши

Методы и приёмы: художественное слово, беседа, объяснение, рассказ, наглядный материал, сюрпризный момент.

Оборудование: компьютер, ,картинки, компьютерная игра Trizzle.

Предварительная работа: игра в пазлы

Индивидуальная работа: помочь Данилу

Ребята, знаете, сегодня я у возле нашей группы нашла конверт. Давайте посмотрим, что в нем лежит. (воспитатель открывает вместе с детьми конверт). Это какие то кусочки бумаги. Интересно, они вам ничего не напоминают?

Да это пазлы, а давай те их соберём. Что же у нас получилось?

Мы же с вами часто собираем пазлы а вы знаете при этом, что раньше наши пазлы использовали на уроках, чтобы дети лучше запоминали то чему их учили.

Но пазлы можно собирать не только в ручную но и на компьютере. Вот и сегодня мы будем собирать пазлы на компьютере. ПОЭТОМУ НАМ НУЖНО НЕМНОГО РАЗМЯТЬСЯ.

Все движения разминки

повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте.

Эх! Руками машем вместе.

Эхе - хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге - ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок?

Завтра будет вновь урок!

Теперь мы можем сесть за компьютер, но перед тем как мы начнем собирать на нем пазлы, нам надо вспомнить из чего же он состоит. Я вам буду загадывать загадки, а вы попробуете отгадать их.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Министерство образования, науки и молодежной политики

ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»

Студентка 3 курса

Компьютерные игры в работе с детьми старшего дошкольного возраста

преподаватель высшей кв.

ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………

1.1 Психолого-педагогические особенности развития детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………..

1.2 Возможность компьютерных игр для всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста…………………………………………

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОДБОР РАЗВИВАЮЩИХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………………………

2.1 Обобщение опыта практикующих воспитателей в применении компьютерных игр в образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста……………………………………………………..

2.2 Разработка картотеки развивающих компьютерных игр для детей старшего дошкольного возраста………………………………………….

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..

Двадцать первый век- век технологий. Технологии стали неотъемлемой частью жизни каждого человека и ребенка соответственно. Современные дети отдают большее предпочтение именно компьютерным играм, чем играм в обычные игрушки.

Исследователи отмечают: чем раньше начнется знакомство ребенка с компьютером, тем свободнее он будет себя чувствовать в мире вычислительной техники. Разумеется, компьютер является не более чем инструментом в руках педагога детского сада.

Грамотное использование компьютера в дошкольном учреждении ставит ребенка в совершенно новую, качественно отличающуюся ситуацию развития. Взаимодействуя с компьютером, открывая для себя его возможности, ребенок в детском саду овладевает новыми формами общения, расширяет границы познаваемого мира.

Данная тема меня заинтересовала тем, что в процессе занятий детей на компьютерах улучшаются их память и внимание. Дети в раннем возрасте обладают непроизвольным вниманием. И здесь компьютер просто незаменим, так как пере­дает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговремен­ным.

Компьютерные игры учат детей преодолевать трудности, контролиро­вать выполнение действий, оценивать результаты. Ребенок входит в сюжет игр, усваивает их правила, подчиняя им свои действия, стремиться к достижению результатов. Кроме того, практически во всех играх есть свои герои, которым нужно по­мочь выполнить задание. Таким образом, компьютер помогает развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые ка­чества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усид­чивость, а так же приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) предполагается для детей дошкольного возраста ряда видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры.[1]

Игры современного ребенка отличаются большим разнообразием. Дети нуждаются в традиционных, дидактических, ролевых, компьютерных играх. Всегда основным мотивом игры ребенка является его желание действовать и жить, как взрослые. Но поскольку он из-за своих ограниченных возрастом возможностей не способен, то ребенок реализует себя в игре. Как отмечал А.Н.Леонтьев цель ребенка в игре не выиграть, а играть, его интересует не столько результат, сколько сам процесс игры. Проблемой влияния компьютерных игр на развитие старших дошкольников в нашей стране занимались многие психологи и педагоги.

С.Л. Новоселова отмечала, что введение компьютера в систему дидактических средств детского сада может стать мощным фактором обогащения интеллектуальной основы умственного, эстетического, социального и физического развития ребенка.

Введение компьютера в систему дидактических средств детского сада может стать мощным фактором обогащения интеллектуального, эстети­ческого, нравственного и физического развития ребенка. Становясь средством познания, компьютер способствует психологическому развитию ребенка, закреплению уже сформированных знаний и навыков, по­знанию нового, реализации потенциальных творческих возможностей, разви­тию фантазии. Особое значение для развития дошкольни­ка имеет его ведущая деятельность - игра, поэтому компьютеры в детском са­ду используются, прежде всего, как средство игры, как новая, сложная, инте­ресная и управляемая самим ребенком игрушка, с помощью которой он реша­ет самые разнообразные игровые задачи. Компьютерные игры не изолированы от педагогического процесса дошкольного учреждения. Они предлагаются в сочетании с традиционными играми и обучением, не заменяя обычные игры и занятия, а дополняя их, входя в их структуру.

При изучении развития детей, видно, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. Исследователи (И.Ю. Пашелите Г.П. Петку) отмечают, что включение компьютера в учебно-воспитательный процесс дошкольного учреждения должно осуществляться через игру, рисование, конструирование и другие естественные для ребенка виды деятельности, подчеркивают необходимость тесной взаимосвязи компьютерных игр с традиционными играми и занятиями детей.

Ярусова Е.А. считает основной целью использования компьютера в дошкольном учреждении – всестороннее развитие ребёнка, его подготовку к жизни и деятельности в «компьютерной действительности», т.е. формирование у него положительного эмоционального отношения к компьютеру, восприятие его как помощника в различных видах деятельности, понимание его назначения и возможностей для достижения поставленных целей.

Противоречия теории и практики заключаются в том, что, несмотря на требования ФГОС ДО, педагоги недостаточно уделяют времени на внедрению и использованию компьютерных игр для работы с детьми. В большинстве случаев это происходит по причине отсутствия оборудования в детских садах. Также зачастую происходит неправильный подбор компьютерных игр, которые негативно сказываются на развитие ребенка.

Проблема исследования: Какое влияние на развитие детей старшего дошкольного возраста оказывают компьютерные игры?

Объект исследования: Процесс развития детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: Компьютерные игры как средство развития старших дошкольников.

Цель исследования: Теоретическое обоснование развивающего значения компьютерных игр в работе воспитателя со старшими дошкольниками.

1) Раскрыть психолого-педагогические особенности развития детей старшего дошкольного возраста.

2) Описать возможности компьютерных игр для всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста.

3) Обобщить опыт практикующих педагогов в применении компьютерных игр в образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста.

4) Разработать картотеку развивающих компьютерных игр для детей старшего дошкольного возраста.

Методы: Анализ психолого-педагогической литературы, обобщение опыта, подбор практических материалов.

Влияние электронной и компьютерной игрушки на развитие детей дошкольного возраста.

Семеновой Екатериной Валентиновной

Актуальность исследования. Согласно ФГОС учебно-воспитательный процесс является системным, целостным, развивающимся во времени и в рамках определённой системы целенаправленным процессом, который основывается на взаимодействие взрослых и детей, носящий личностно-ориентированный характер, направленный на получение общественно-значимых результатов, призванный привести к преобразованию индивидуальных свойств и качеств воспитанников. Функции учебно-воспитательного процесса в ДОУ – это воспитательная, воспитательная, развивающаяся, социализирующая, оздоровительно-профилактическая. Отличие учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении от обучения в школе состоит в том, что здесь развитие детей, в первую очередь, осуществляется в игре, а не в учебной деятельности.

Игра же, в свою очередь, является исторически сложившимся средством воспитания. Игра зародилась еще в далеком прошлом, когда только еще начинало возникать человеческое общество. Игра зародилась во время человеческого труда. На протяжении всей человеческой истории игра всегда отражала действительность, характерные стороны уклада жизни, труда и быта людей. Дети в игре, где отразились их впечатления от окружающей реальности в форме образов, переживают эстетические и нравственные чувства на высочайшем психологическом и эмоциональном уровне. Играя, дети познают многообразный мир природы, учатся контактировать с животными, растениями, с объектами неживой природы, усваивая сложную систему отношений с окружающей средой. От игровой деятельности зависит развитие воли в старшем дошкольном развитии.

Среди отечественных исследователей наибольшее внимание проблеме влияния электронной и компьютерной игрушки на развитие детей дошкольного возраста уделяли такие ученые как В.П. Арсентьева, Т.М. Казарина, С.Л. Новоселова, Д,А. Пучкова, Ю.А. Романова и др.

Объект: Влияние электронной и компьютерной игрушки.

Предмет: Влияние электронной и компьютерной игрушки на развитие детей дошкольного возраста.

Цель: Проанализировать влияние электронной и компьютерной игрушки на развитие детей дошкольного возраста.

1. Изучить особенности влияния электронной и компьютерной игрушек на развитие детей дошкольного возраста.

2. Изучить виды электронных и компьютерных игрушек влияющих на развитие детей дошкольного возраста

1. Методы теоретического исследования:

- теоретический анализ и синтез,

Компьютерные игры – сравнительно новый вид творческих игр, включающих в себя использование средств компьютерной игровой программы.

Развитие телевидения, а затем появление электронных игрушек и развлекательных компьютерных программ постепенно видоизменили классические формы детской игры.

Общение детей дошкольного возраста с компьютером С.Л.Новоселова рекомендуют начинать с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности [3].

В дошкольном возрасте у детей развивается воображение, которое в свою очередь развивает мышление[7]. Исследователи отмечают, что бездумное применение компьютерных игр и игрушек может привести к тому, что вырастут люди, которые предпочитают не размышлять, а перебирать впечатления.

Компьютерные игры отличаются от других видов игр, имея следующую особенность наглядной демонстрации ролевых способов решения игровых задач. Сюжеты данных игр могут основываться на народных сказках и фольклорного творчества. Посредством этих игр дошкольники формируют навыки нравственного поведения в многочисленных жизненных ситуациях. Компьютерные игры способствуют избеганию штампов и стандартов при оценке поведения игровых персонажей в разных условиях. Тем самым, играя, дошкольники усваивают разнообразные способы коммуникации, средства общения и эмоционального выражения. Конечно же, компьютерные игры для дошкольников должны быть положительными и соответствовать нравственным нормам, содержать компоненты новизны, исключив агрессивность и жестокость.

Большинство детей дошкольного возраста, у которых дома есть компьютер, воспринимают его как игрушку. Поэтому важно учитывать рекомендации специалистов, помогающие сделать средством обучения, а не игрушкой, порабощающей ребенка.

Малыши, когда им в руки попадает что-то новое, не размышляют о том, что там внутри, а просто нажимают на все существующие кнопки [8]. То же и при игре на компьютере. Яркая картинка на мониторе раздражает зрительный рефлекс, музыкальные заставки – рефлекс слуховой. Для кого-то это может стать замещением жизненных эмоций.

Существующие компьютерные программы позволяют помочь детям развить память, внимание, узнать что-то новое об окружающем мире, познакомить с буквами и многое другое.

Однако исследователи отмечают, что современный рынок переполнен разнообразными компьютерными играми, в задачи которых не входит обучение и развитие детей. Это разного рода экшн, дум - игры агрессивного содержания, аркады, симуляторы.

Исследования, проведенные медицинскими работниками в Швейцарии, показали, что дети, регулярно играющие в компьютерные игры, отличаются следующими качествами:

✓ мыслят быстрыми, готовыми ассоциациями;

✓ ставят поверхностные вопросы, не проявляя интереса к ответам;

✓ на вопросы взрослых дают поверхностные и стереотипные ответы;

✓ в общении с детьми не ощущают дистанции, не умеют вступать в глубокие личностные отношения [5].

По мнению исследователей, компьютерные игры должны начинать играть определенную роль в жизни детей только после того, как будут сформированы волевая и эмоциональная сфера.

Перед взрослыми неизбежно встает вопрос выбора, какие компьютерные игры нужны дошкольнику? Если в семье есть компьютер и решено применять его с целью воспитания и развития ребенка, то взрослые должны быть в курсе игровых новинок и обсудить с ребенком содержание новой игры. Совместное обсуждение может стать первым проявлением исследовательской деятельности ребенка. Узнать, есть ли в игре элемент исследования, можно, внимательно присмотревшись к ее содержанию и пообщавшись с ребенком по теме текущих игровых проблем.

Компьютерные игры устроены так, что процесс их освоения побуждают ребенка заниматься исследовательской деятельностью, совершенно не замечая этого: пробовать, получать информацию, уточнять, делать выводы, корректировать свои действия в соответствии с текущей ситуацией.

Наилучшим способом этого можно достичь, если взрослые находятся в курсе проблем, стоящих перед играющим ребенком, и решают их вместе с ним.

Совместное обсуждение и решение этих проблем могут стать первым проявлением исследовательской деятельности ребенка.

Правильно подобранные игровые программы, соответствующие возрасту, темпераменту, учебной направленности, учитывающие склонности ребенка помогут эффективно применить их с целью воспитания и развития.

Наибольший интерес представляют игры с исследовательским содержанием.

При неправильном подборе игровых программ может произойти вытеснение интересов: ребенок может полностью уйти в виртуальный мир [1].

Отечественными исследователями отмечено, что для результативного и адекватного применения игровых программ с целью воспитания и развития ребенка дошкольного возраста, педагогам и родителям, в главную очередь, следует выбирать жанр игры с учетом его темперамента и склонностей дошкольника. Некоторым детям лучше подходят спокойные и неторопливые игры, а остальным – активные и динамические.

При адекватном подборе и методах использования компьютерных игр развивается внимание, сосредоточенность, быстрота действий, появляются интерес к компьютеру и психологическая готовность к работе с ним.

Классификация программ необходима педагогам и родителям для того, чтобы легче было ориентироваться во всем богатстве компьютерных игр, облегчает отбор требуемой программы по различным критериям.

Самым главным в каждой компьютерной игре является отношение к игре ребенка, а для того чтобы воспитателю и родителю не заблудиться в безбрежном море виртуальных развлечений, следует обладать информационной культурой и воспитывать ее также в детях. Формированию информационной культуры способствуют развивающие компьютерные игры. Основной задачей применения компьютерных игр является подготовка дошкольника к жизни в информационном обществе, обучение аспектам компьютерной грамотности и воспитание психологической готовности к использованию компьютера, создание чувства уверенности в ходе работы на нем [6].

Многие обучающие игры традиционно ориентированы на формирование навыков чтения и счета, что поможет при подготовке к поступлению в школу, тем самым, решая вопрос преемственности между дошкольным и младшим школьным звеньями образовательной системы.

В разнообразном ассортименте детских программ выделяется большая группа обучающих и развивающих компьютерных игр, которые специально созданы в образовательных целях.

Развивающие игры, предназначены для формирования и развития у детей общих умственных способностей, эмоционального и нравственного развития, способности соотносить свои действия по управлению игрой с создающимися изображениями на экране. Они развивают фантазию, воображение. В них нет явно заданной цели – они являются инструментами для творчества, самовыражения ребенка. Развивающим программам присущ исследовательский характер.

К программам развивающего типа относятся:

1. Разнообразные графические редакторы, «рисовалки», «раскраски», конструкторы, которые предоставляют возможность рисования на экране прямыми и кривыми линиями, геометрическими фигурами и пятнами, закрашивания замкнутых областей, стирания, коррекции рисунка;

2. Текстовые редакторы для ввода, редактирования, хранения и печатания текста;

3. «Конструкторы сред» с разнообразными функциональными возможностями свободного перемещения персонажей и других элементов на фоне декораций, в том числе те, которые служат основой создания «режиссерских» компьютерных игр;

4. Музыкальные редакторы для ввода, хранения и воспроизведения простых мелодий;

5. «Конструкторы сказок», совмещающие возможности текстового и графического редакторов для формирования и воспроизведения иллюстрированных текстов [3].

Представленные игры предполагают множество педагогических методик их использования:

1.Обучающие игры. К ним относятся игровые программы дидактического типа, в которых в игровой форме предлагается решить одну или несколько дидактических задач. В этот класс входят игры, связанные:

✓ с формированием у детей начальных математических представлений;

✓ с обучением азбуке, слога - и словообразованию, письму через чтение чтению через письмо;

✓ с обучением родному и иностранному языкам;

✓ с формированием динамических представлений по ориентации на плоскости и в пространстве;

✓ с эстетическим, нравственным воспитанием;

✓ с основами систематизации и классификации, синтеза и анализа понятий.

2. Игры – эксперименты. В играх этого вида цель и правила не заданы явно: они скрыты в сюжете или способе управления игрой. Поэтому ребенок, прежде чем добиться успеха в решении игровой задачи, должен путем поисковых действий прийти к осознанию цели и способа действия. Это является ключом к достижению решения игровой задачи.

3. Логические игры. Полезность логических игр в том, что они развивают навыки логического мышления у детей дошкольного возраста. Чаще всего игра представляет собой одну задачу или набор нескольких головоломок, которые должен решить играющий. Типичными представителями данного жанра являются разнообразные задачи на перестановку фигур или составление рисунка.

4. Игры – забавы. В этих играх не содержатся в явном виде игровые или развивающие задачи. В них предоставляется возможность детям развлечься, осуществить поисковые действия и увидеть на экране результат в виде какого-либо «микромультика». Ребенок придумывает свой сюжет, используя известных героев. Такие игры дают возможность искать нестандартные пути решения задач [2].

Целью работы явился анализ влияние электронной и компьютерной игрушки на развитие детей дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

1. Изучить особенности влияния электронной и компьютерной игрушек на развитие детей дошкольного возраста.

2. Изучить виды электронных и компьютерных игрушек влияющих на развитие детей дошкольного возраста.

Таким образом, в работе были изучены особенности влияния электронной и компьютерной игрушек на развитие детей дошкольного возраста и виды электронных и компьютерных игрушек влияющих на развитие детей дошкольного возраста. В связи с этим были сформулированы следующие выводы:

1. Благодаря компьютерным играм у детей дошкольного возраста формируются навыки нравственного поведения в многочисленных жизненных ситуациях.

2. Компьютерные игры помогают избегать штампов и стандартов при оценке поведения игровых персонажей в различных условиях.

3. Играя в компьютерные игры, дети дошкольного возраста усваивают разнообразные способы коммуникации, средства общения и эмоционального выражения.

4. Компьютерные игры необходимо подбирать такими, чтобы они были положительными и соответствовали нравственным нормам, содержали компоненты новизны, и в них отсутствовала агрессия и жестокость.

Актуальность заключается в том, что в настоящее время, решающее значение в любой области человеческой деятельности имеет получение информации, ее отбор, обработка и применение. Освоение новых информационных технологий в образовании – залог успешной реализации личности современного дошкольника.

Содержание работы

Глава 1. Теоретическое обоснование вопроса
Отечественный и зарубежный опыт использования компьютерных игр в развитии дошкольников.
Влияние компьютерной игры на развитие дошкольника.
Использование компьютерных игр в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения и в семье.
Заключение
Список использованных источников
Приложения
1. Педагогические рекомендации по применению компьютерных игр, при подготовке к школе на занятиях в детском саду и семье.
2. Планы - конспекты по проведению занятий с использованием компьютерных игр в детском саду.

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

С.Л.Новоселова предлагает несколько правил, которыми следует руководствоваться при введении в жизнь ребенка (старшего дошкольного возраста) компьютерных игр:

Правило первое: ограничивать длительность игр до 10-15 минут в день

Правило второе: приобретаемые электронные игры должны иметь крупные и четкие изображения и символы, большие экраны.

Правило третье: если ребенок медлительный, рассеянный и все время проигрывает, что ведет к снижению его социального статуса в группе детей, лучше всего отвлечь его от этих игр и обратить внимание на другие игры и игрушки, более пригодные для него[31].

Нужно следить за тем, что бы ребенок использовал компьютер не только для развлечений, нужно научить применять его для решения прикладных задач: создать рисунок, сочинить мелодию, найти информацию и т.д. Тогда ребенок убедится: при помощи компьютера многие задания можно выполнить гораздо быстрее и эффективнее[25].

При правильном подборе и методах применения компьютерных игр развивается внимание, сосредоточенность, быстрота действий, появляется интерес к компьютеру и психологическая готовность к работе с ним.

Правильно подобранные игровые программы, соответствующие возрасту, темпераменту, учебной направленности, учитывающие склонности ребенка помогут эффективно применить их с целью воспитания и развития. Наибольший интерес представляют игры с исследовательским содержанием.

При неправильном подборе игровых программ может произойти вытеснение интересов: ребенок может полностью уйти в виртуальный мир.

Рассмотрим некоторые виды компьютерных программ для дошкольников. В разнообразном ассортименте детских программ выделяется большая группа обучающих и развивающих компьютерных игр, которые специально созданы в образовательных целях.

Предназначены для формирования и развития у детей общих умственных способностей, эмоционального и нравственного развития, способности соотносить свои действия по управлению игрой с создающимися изображениями на экране. Они развивают фантазию, воображение. В них нет явно заданной цели – они являются инструментами для творчества, самовыражения ребенка. Развивающим программам присущ исследовательский характер.

К программам развивающего типа относятся:

-Разнообразные графические редакторы, "рисовалки", "раскрашки", конструкторы, которые предоставляют возможность рисования на экране прямыми и кривыми линиями, геометрическими фигурами и пятнами, закрашивания замкнутых областей, стирания, коррекции рисунка;

-Текстовые редакторы для ввода, редактирования, хранения и печатания текста; "Конструкторы сред" с разнообразными функциональными возможностями свободного перемещения персонажей и других элементов на фоне декораций, в том числе те, которые служат основой создания "режиссерских" компьютерных игр;

-Музыкальные редакторы для ввода, хранения и воспроизведения простых мелодий;

-"Конструкторы сказок", совмещающие возможности текстового и графического редакторов для формирования и воспроизведения иллюстрированных текстов. Такие игры предполагают множество педагогических методик их использования.

К ним относятся игровые программы дидактического типа, в которых в игровой форме предлагается решить одну или несколько дидактических задач. В этот класс входят игры, связанные:

- С формированием у детей начальных математических представлений;

- С обучением азбуке, слого- и словообразованию, письму через чтение и чтению через письмо;

- С обучением родному и иностранному языкам;

- С формированием динамических представлений по ориентации на плоскости и в пространстве;

- С эстетическим, нравственным воспитанием;

- С основами систематизации и классификации, синтеза и анализа понятий.

В играх этого вида цель и правила не заданы явно: они скрыты в сюжете или способе управления игрой. Поэтому ребенок, прежде чем добиться успеха в решении игровой задачи, должен путем поисковых действий прийти к осознанию цели и способа действия. Это является ключом к достижению решения игровой задачи.

Полезность логических игр в том, что они развивают навыки логического мышления у детей дошкольного возраста. Чаще всего игра представляет собой одну задачу или набор нескольких головоломок, которые должен решить играющий. Типичными представителями данного жанра являются разнообразные задачи на перестановку фигур или составление рисунка.

В этих играх не содержатся в явном виде игровые или развивающие задачи. В них предоставляется возможность детям развлечься, осуществить поисковые действия и увидеть на экране результат в виде какого-либо "микромультика". Ребенок придумывает свой сюжет, используя известных героев. Такие игры дают возможность искать нестандартные пути решения задач.

Компьютерные диагностические программы.

Эти программы могут использоваться в детском саду для выявления уровня общих умственных способностей детей; оценки уровня развития психических и психофизиологических свойств личности; определения уровня готовности детей к поступлению в школу.

Российские исследователи отмечают, что для эффективного и правильного применения игровых программ с целью воспитания и развития дошкольника, педагогам и родителям, прежде всего, необходимо выбирать жанр игры в соответствии с темпераментом и склонностями ребенка. Одним лучше подходят спокойные, неторопливые игры, а другим – активные, динамические[8],[25],[31], [37].

При правильном подборе и методах применения компьютерных игр развивается внимание, сосредоточенность, быстрота действий, появляются интерес к компьютеру и психологическая готовность к работе с ним.

Классификация программ нужна педагогам и родителям для того, чтобы легче было ориентироваться во всем богатстве компьютерных игр, облегчает отбор требуемой программы по различным критериям. Самое главное во всех компьютерных играх – отношение к игре ребенка, а для того чтобы воспитателю и родителю не заблудиться в безбрежном море виртуальных развлечений, необходимо иметь информационную культуру и воспитывать ее в детях. В формировании информационной культуры могут помочь развивающие компьютерные игры. Основная задача использования компьютерных игр – это подготовка ребенка к жизни в информационном обществе, обучение элементам компьютерной грамотности и воспитание психологической готовности к применению компьютера, создание чувства уверенности в процессе работы на нем[17].

Большинство обучающих игр традиционно направлены на формирование навыков чтения и счета, что поможет при подготовке к поступлению в школу, таким образом, решается вопрос преемственности между дошкольным и младшим школьным звеньями образовательной системы.

Компьютерные игры не заменяют обычные игры, а дополняют их, обогащая педагогический процесс новыми возможностями(Ю.М.Горвиц, С.Л.Новоселова). Для реализации этих возможностей необходимо четкое понимание того, что способности ребенка, обеспечивающие его игры с использованием компьютера, формируются до того, как он сел за него. [33].

Для полноценного использования компьютера как средства деятельности, средства познавательного анализа информации о действительности от дошкольника требуется умение оперировать символами, обобщенными образами; ему необходимо достаточно развитое мышление, творческое воображение, определенный уровень произвольности действий. Все это формируется у ребенка в его многообразной практической и игровой деятельности. При этом особое значение для формирования потребности целенаправленного управления компьютером, развития компьютерных игр имеет ведущая деятельность ребенка-дошкольника – игра. С.Л.Новоселова указывает на то, что игра – форма размышления ребенка об окружающем мире [7].

Специалисты утверждают, компьютерные игры должны быть неразрывно связаны с обычными играми. Если в обычной игре ребенок отображает действительность с помощью замещающих, но реальных предметов, то в компьютерной игре, пользуясь игровой программой, опираясь на свое воображение, создавать игровой "видеоряд". Мыслимое ребенком переносится на экран (С.Л.Новоселова)[28].

Таким образом, использование компьютера в учебно-воспитательном процессе детского сада поставило перед медиками и педагогами целый ряд проблем. Многие из них уже решены. Разработаны научно обоснованные рекомендации по организации занятий с применением компьютеров для дошкольников:

- продолжительность занятий с использованием развивающих компьютерных игровых программ для детей 5 лет не должна превышать 7 минут и для детей 6 лет – 10 минут;

- компьютерные игровые занятия в дошкольных учреждениях следует проводить не чаще двух раз в неделю;

- после занятий следует проводить гимнастику для глаз;

- стульчик, сиденье и подножка стола индивидуального места дошкольника должны быть отрегулированы и установлены так, чтобы уровень глаз ребенка приходился на центр экрана[11].

Использование компьютерных игр, имеющих гарантию качества, полное техническое и методическое обеспечение в рациональном сочетании с традиционными видами игр, будет способствовать формированию самобытной творческой личности дошкольника. Использование компьютерных игр в педагогическом процессе детского сада и семьи заключается в том, чтобы воспитывать и развивать творческие способности ребенка, формировать его как личность, обогащая интеллектуальную сферу. Компьютеры в детском саду используются, прежде всего как средство игры, как новая, сложная, интересная и управляемая самим ребенком игрушка, с помощью которой он решает самые разнообразные игровые задачи. Компьютерные игры не изолированы от педагогического процесса, они предлагаются в сочетании с традиционными играми и обучением, не заменяя обычные игры и занятия, а дополняя их, входя в их структуру, обогащая педагогический процесс новыми возможностями.

Педагогические рекомендации по применению компьютерных игр, при подготовке к школе на занятиях в детском саду и семье.

1. Использование преимущественно игровых форм занятий, особенно на начальном этапе обучения. Играя, дети осваивают и закрепляют сложные понятия, умения и навыки непроизвольно.

2. Вводить новые понятия и правила для детей очень эффективно в форме стихов, чтобы облегчить запоминание трудных терминов и непривычных действий.

3. Высокая степень самостоятельности выполнения детьми заданий за компьютером. Автономная деятельность повышает личную ответственность ребенка, а самостоятельность принятия решений в сочетании с их положительными результатами дает заряд позитивных эмоций, порождает уверенность в себе и устойчивое желание возобновлять работу, постепенно переходя на более сложный уровень заданий. Управление сложным техническим средством уравнивает детей со взрослыми, на которых они стремятся походить. Самостоятельная работа за компьютером – основное средство безболезненного, постепенного перехода от привычной игровой, к новой, более сложной учебно-познавательной деятельности.

4. Максимальное использование мультимедийных возможностей компьютера. Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях начальной школы.

5. Создание обстановки психологического комфорта на занятиях. Этому в значительной мере способствуют простые и дружелюбные интерфейсы современных обучающих и развивающих компьютерных игр. Как следствие, дети не боятся собственных ошибок, нередко многократно повторяют задания сначала до положительного результата, что делает даже самых робких и застенчивых детей раскрепощенными и активными.

6. Необходимо соблюдать возрастные нормы непрерывного пребывания за компьютером и не допускать перегрузки детей учебной работой, физического утомления.

Специалисты разделяют компьютерные игры на несколько типов, согласно их предназначению:

- развивающие логическое мышление и память ребенка;

- улучшающие координацию движений (мелкую моторику рук);

- развивающие навыки счета и чтения;

- развивающие фантазию и объемное восприятие;

- развивающие художественный вкус и музыкальный слух ребенка.

Игры на развитие памяти. Дети еще не умеют запоминать вещи и события по необходимости. Память малышей работает самопроизвольно, запоминая только наиболее яркие и эмоционально сильные впечатления. А, идя в школу, первокласснику просто необходимо уметь запоминать новые знания. Как действует игра? Она просто ставит малыша перед необходимостью запомнить что-либо, чтобы использовать это в процессе игры, а красочность и необычность впечатлений облегчают этот процесс, способствуют запоминанию.

Актуальность заключается в том, что в настоящее время, решающее значение в любой области человеческой деятельности имеет получение информации, ее отбор, обработка и применение. Освоение новых информационных технологий в образовании – залог успешной реализации личности современного дошкольника.

Содержание работы

Глава 1. Теоретическое обоснование вопроса
Отечественный и зарубежный опыт использования компьютерных игр в развитии дошкольников.
Влияние компьютерной игры на развитие дошкольника.
Использование компьютерных игр в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения и в семье.
Заключение
Список использованных источников
Приложения
1. Педагогические рекомендации по применению компьютерных игр, при подготовке к школе на занятиях в детском саду и семье.
2. Планы - конспекты по проведению занятий с использованием компьютерных игр в детском саду.

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

Глава 1. Теоретическое обоснование вопроса

    1. Отечественный и зарубежный опыт использования компьютерных игр в развитии дошкольников.
    2. Влияние компьютерной игры на развитие дошкольника.
    3. Использование компьютерных игр в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения и в семье.

    Список использованных источников

    1. Педагогические рекомендации по применению компьютерных игр, при подготовке к школе на занятиях в детском саду и семье.

    2. Планы - конспекты по проведению занятий с использованием компьютерных игр в детском саду.

    Актуальность заключается в том, что в настоящее время, решающее значение в любой области человеческой деятельности имеет получение информации, ее отбор, обработка и применение. Освоение новых информационных технологий в образовании – залог успешной реализации личности современного дошкольника.

    Дошкольное воспитание как составная часть всей системы непрерывного образования обеспечивает начальные этапы развития человеческой личности. В дошкольном детстве ребенок осваивает способы осуществления деятельности. Использование компьютерных игр в дошкольной педагогике – одна из самых новых и актуальных проблем. Компьютерные игры развивают у детей внимание, умение сосредоточиться, воспитывают целеустремленность и желание победить, они имеют яркий соревновательный характер.

    Игра была важна для развития ребенка с незапамятных времен. Игры современного ребенка отличаются большим разнообразием. Дети нуждаются в традиционных, дидактических, ролевых, компьютерных играх. Всегда основным мотивом игры ребенка является его желание действовать и жить, как взрослые. Но поскольку он из-за своих ограниченных возрастом возможностей не способен еще водить машину, управлять самолетом, лечить больных, ребенок реализует себя в игре. В игре все возможно. Как отмечал А.Н.Леонтьев цель ребенка в игре не выиграть, а играть, его интересует не столько результат, сколько сам процесс игры. Проблемой влияния компьютерных игр на развитие старших дошкольников в нашей стране занимались многие психологи и педагоги.

    У истоков этой работы стояли ученые и специалисты центра "Дошкольное детство" им. А.В.Запорожца С.Л.Новоселова отмечала, что введение компьютера в систему дидактических средств детского сада может стать мощным фактором обогащения интеллектуальной основы умственного, эстетического, социального и физического развития ребенка.

    Исследование Г.П.Петку отмечает возможности игровых компьютерных программ для организации режиссерских игр. И.Ю.Пашелите доказала, что компьютерные средства эффективно обогащают систему развивающей дидактики детского сада, формируя у детей общие умственные способности. Одним из важных моментов применения компьютера в работе со старшими дошкольниками является то, что ребенок, управляя обучающей игровой программой, начинает сначала думать, а потом действовать. Другой ценный аспект это то, что с помощью компьютерных программ можно приобщить малыша к исследовательской работе. Компьютерные игры и программы устроены так, что процесс их освоения побуждает ребенка пробовать, проверять, уточнять, делать выводы, корректировать свои действия в соответствии с текущей ситуацией.

    Следует заметить, что достижения детей в компьютерных игровых программах не остаются незамеченными ими самими и окружающими. Дети чувствуют большую уверенность в себе, повышается их самооценка. Дети с достоинством рассказывают друзьям обо всех "тонкостях" работы на компьютере, который выступает как эффектный способ самоутверждения, повышения собственного престижа. Овладение компьютером благотворно влияет на формирование личности ребенка и придает ему более высокий социальный статус.

    Проблема исследования: состоит в уточнении педагогических условиях, которых возможно применение компьютерных игр , а также особенностях их руководства.

    Объектом исследования: особенности руководства компьютерными играми дошкольника.

    Предмет исследования: использование компьютерных игр в всесторонним развитии ребенка.

    Цель данной курсовой работы: изучить использование компьютерных

    игр в развитии дошкольника

    Задачи курсовой работы:

    1. Изучить отечественный и зарубежный опыт использования компьютерных игр в развитии дошкольников.
    2. Выявить влияние компьютерной игры на развитие дошкольника.
    3. Определить использование компьютерных игр в педагогическом процессе дошкольного образования.

    Методы исследования: нами были использованы следующие методы: анализ педагогической и методической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта по руководству компьютерными играми дошкольников.

    Глава 1. Теоретическое обоснование вопроса

    1.1 Отечественный и зарубежный опыт использования компьютерных игр в развитии дошкольников

    Компьютерные технологии проникают во все сферы жизни современного общества, в том числе в дошкольные образовательные учреждения. Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях доказывают возможность и целесообразность его применения в обучении детей, показывают особую роль компьютера в развитии интеллекта, креативности и личности ребенка в целом (С.Л.Новоселова, С.Пейперт, Г.Петку, Б.Хантер и др.). Ребенок, как никто другой, нуждается в доступной, понятной и необходимой ему информации, благодаря которой он получает представления о мире, учится мыслить и анализировать, развивать свои способности, память, воображение. Основой для этого являются детские книги, телевизионные программы для детей, развивающие компьютерные игры. В рамках целостного подхода к развитию личности дошкольника одной из основных задач современной педагогики является формирование информационных качеств личности, информационной культуры. В решении этих задач могут помочь развивающие компьютерные игры[33].

    Основная задача использования компьютерной игры – подготовка ребенка к жизни в информационном обществе, обучение элементам компьютерной грамотности и воспитание психологической готовности к применению компьютера, создание чувства уверенности в процессе работы на нем. Практически все исследователи, как отечественные, так и зарубежные, сходятся во мнении, что развитие, обучение и воспитание детей дошкольного возраста посредством компьютера должно происходить в рамках игровой деятельности, которую с успехом можно реализовать, используя дидактические компьютерные игры[6],[7],[28],[33].

    Было признано целесообразным, в информатизации дошкольного образования идти от деятельности к информатике, так как даже самые упрощенные сведения о принципах программирования в условиях перегрузки детей занятиями, изживания в детских садах игры приведут к утрате связи познавательного интереса детей с их реальной повседневной деятельностью. Информатика должна входить в жизнь ребенка через его игру, конструирование, художественную и другие виды деятельности. Компьютер – развивающее средство самостоятельной деятельности ребенка. Компьютерные игры не заменяют обычных; компьютерные игрушки не заменяют «предметных» игрушек. Применение компьютерных игр и игрушек опирается на способность детей – замещать в игре одни предметы другими[30].

    В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлениями, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в процессе игры. Исследования С.Л.Новоселовой свидетельствуют, что ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный до определенного времени объект игровым значением в смысловом поле игры. Эта особенность является психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера как игрового средства. Изображение, возникающее на мониторе, может быть наделено ребенком игровым значением в ситуации, когда он сам строит сюжет игры, оперируя образными и функциональными возможностями компьютерной программы[31].

    Богатый опыт применения компьютера как средства обучения накоплен в США, Великобритании, Франции. В США существует ряд моделей обучения детей дома и в школе с применением компьютеров. Исследования показали, что дети, обучающиеся в группах компьютерного обучения, достигли больших успехов по сравнению с теми, кто не использует компьютер. Исследования, проведенные в Великобритании, свидетельствуют о расширении сфер использования компьютера в образовании и воспитании детей, огромной популярности компьютерных игр. Был проведен опрос, Великобританскими педагогами в котором, по мнению 82% опрошенных, современные дети обладают более обширным багажом знаний, чем предыдущие поколения, именно благодаря тем возможностям в образовании, которые открывает компьютер. Компьютерные игры характеризуются как увлекательные и новаторские. 34% опрошенных указывают на то, что компьютер помогает в образовании и воспитании детей. По мнению французских специалистов, компьютерные игры учат детей логически мыслить, развивают словарный запас, расширяют кругозор. Среди обучающих программ, используемых в работе дошкольных учреждений Франции, есть такие, которые помогают детям осваивать буквы, распознавать их в словах. Авторы программ руководствуются принципом "обучать развлекая". Французские исследователи констатируют, что наибольший интерес наблюдается у детей, когда они добиваются лучших результатов в компьютерной игровой деятельности. У старших дошкольников наблюдаются настойчивость и терпение, обычно не свойственные детям этого возраста. В процессе деятельности детей за компьютером было выделено несколько типов мотивации: интерес к новому, загадочному предмету – компьютеру; исследовательский мотив (желание найти ответ на незнакомые вопросы); мотив успешного решения познавательных задач [33].

    Отечественная наука и практика также располагают интересным опытом разработки и применения компьютерных программ в работе с дошкольниками [8],[10],[13],[18],[25].

    В 1991 году началась реализация проекта "Пилотный детский сад". Целью этого проекта было получение комплекса наукоемких программно-методических средств для современных компьютеров, адресованных детям 4-7 лет и охватывающих все разделы дошкольного воспитания. Программа проекта отмечала необходимость установления преемственности в развивающем использовании компьютеров в детском саду и школе[30].

    Ассоциация "Компьютер и детство" в России создала десятки развивающих программ, направленных на развитие режиссерских игр, конструирования, комбинаторских способностей мышления, элементарных математических представлений, ориентации в пространстве, на знакомство с закономерностями природных явлений. Составлением игровых программ для дошкольников занимаются педагоги, психологи, программисты. До недавнего времени возможности освоения дошкольниками компьютерных средств не были представлены ни в одной программе. Но на даны момент выяснилось, что компьютер – специфическое «интеллектуальное орудие» человека, позволяющее решать задачи деятельности на новом информационном уровне. Компьютерные средства рассматриваются в единстве с предметными игровыми условиями развития детской деятельности. Многие ученые ( Ю.М.Горвиц, Е.В.Зворыгина, С.Л.Новоселова и др.) провели большую работу по применению новых информационных технологий в дошкольных учреждениях[33].

    Но остается еще много проблем в информатизации дошкольного образования, решение которых - приоритетная задача для образования и общества. Отечественный и зарубежный опыт применения игровых развивающих и обучающих компьютерных программ показывает, что существуют подходы, которые могут быть с успехом использованы в практике дошкольного образования в качестве комплексного средства воспитания и обучения[33].

    Таким образом, исследователи применения компьютерных игр в образовательном процессе ДОУ, отмечают, что развивающие компьютерные игры можно и нужно применять в развитии, обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Особо отмечается, что компьютерные игры не должны заменять обычных игр дошкольников. Компьютер может стать прекрасным помощником в развитии и образовании ребенка. Навыки и способности, которые разовьет ребенок при помощи компьютера, окажутся полезными не только в ближайшем, но и в отдаленном будущем. [28].

    Разделяя точку зрения многих исследователей, я считаю основным аспектом использования компьютера в дошкольном учреждении, является всестороннее развитие ребенка, формирование у него положительного эмоционального отношения к компьютеру, восприятие его как помощника в различных видах деятельности, понимание его назначения и возможностей для достижения поставленных целей.

    1.2 влияние компьютерной игры на развитие дошкольника

    Компьютерные игры – сравнительно новый вид творческих игр, включающих в себя использование средств компьютерной игровой программы. Развитие телевидения, а затем появление электронных игрушек и развлекательных компьютерных программ постепенно видоизменили классические формы детской игры. Общение детей дошкольного возраста с компьютером специалисты рекомендуют начинать с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности (С.Л.Новоселова).

    В этом возрасте у детей развивается воображение, которое в свою очередь развивает мышление. Исследователи отмечают, что бездумное применение компьютерных игр и игрушек может привести к тому, что вырастут люди, которые предпочитают не размышлять, а перебирать впечатления. Большинство детей дошкольного возраста, у которых дома есть компьютер, воспринимают его как игрушку. Поэтому важно учитывать рекомендации специалистов, помогающие сделать средством обучения, а не игрушкой, порабощающей ребенка[31].

    Малыши, когда им в руки попадает что-то новое, не размышляют о том, что там внутри, а просто нажимают на все существующие кнопки. То же и при игре на компьютере. Яркая картинка на мониторе раздражает зрительный рефлекс, музыкальные заставки – рефлекс слуховой. Для кого-то это может стать замещением жизненных эмоций. Существующие компьютерные программы позволяют помочь детям развить память, внимание, узнать что-то новое об окружающем мире, познакомить с буквами и многое другое. Однако исследователи такие как С.Л.Новоселова Ю.М.Горвиц, Е.В.Зворыгина, отмечают, что современный рынок переполнен разнообразными компьютерными играми, в задачи которых не входит обучение и развитие детей. [1].

    Читайте также: