Ласково и нежно называют эту игрушку дымка

Обновлено: 30.04.2024

«Дымка» , так еще ласково и нежно называют дымковскую игрушку. И невозможно не согласиться с теми, кто, глядя на любую из них, восклицает: “Глазам – радость, душе – отрада! "
Много лет назад придумали люди в Дымковской слободе лепить из красной глины игрушки. Сначала такие игрушки делали лишь потехи ради, чтобы позабавить детей. А позднее стали возить их на ярмарку и продавать. Лепили игрушки чаще всего зимой, когда все вокруг белым – бело. Вылепленную из глины игрушку, обжигали в печи ипотом белили мелом, разведенном на молоке. По белому фону мастерицы "разбрасывали" яркие круги, клетки, мелкие и крупные горошины, прямые и волнистые линии, пятна, точки. Цвета выбирали самые разнообразные в неожиданных контрастных сочетаниях. Дымку делали не только для продажи, с нею ходили в гости, дарили друг другу. Считалось, что если в доме есть дымковская игрушка – конь, значит, в этом доме будет достаток, не будет голода и нужды.
А вот дымковская барышня – это символ материнства и плодородия.
Каждый из этих узоров имеет свое значение-кольцо – символ солнца, каравая хлеба, точки – звезды, волнистая линия – символ воды, прямая линия – дорога. При всей кажущейся простоте один и тот же узор никогда не повторяется, поэтому найти две совершенно одинаковые игрушки невозможно.

У дымковских мастеров есть одна тонкость при закрашивании барышни: при выполнении узоров на юбке используются, обязательно, цвета головного убора и жакета и еще два любых цвета. Повторение цветов в узоре убирает лишнюю пестроту.
Каждая фигурка индивидуальна.
Посмотри, как хороша эта девица-душа;
Щечки алые горят, удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво.
Барышня так красива!
А теперь всмотритесь в лица барышень. Бровки дугой, глаза – точки, румянец на щеках, рот – кружок, бантик или сердечко. Причем цвет ротика и щечек совпадает.
В них столько доброты и веселья. Глядишь на них и улыбаться хочется.
- «…От дымковской игрушки,
Идёт тепло и свет,
Он не иссякнет годы, десятки
Сотни лет… »

Ды́мковская игрушка, вя́тская игрушка, ки́ровская игрушка — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково близ г. Вятка (ныне на территории г. Кирова) .
Аналог дымковской игрушки отсутствует. Яркая, нарядная дымковская игрушка стала своеобразным символом Вятской земли
.Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов Руси, который существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.
Позднее расширился круг тем за счёт внесения в игрушку новых бытовых и сказочных сюжетов. Было разработано большое количество орнаментов и цветовых сочетаний.
Дымковская игрушка — рукодельное изделие. Каждая — создание одного мастера. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна.
Для её производства используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают для придания изделию ровной поверхности.
Технология изготовления.
После полной просушки в течение от двух до двадцати дней и обжига при температуре 700—800 градусов игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведенным на молоке) . Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.
Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.
Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. Вся она — бьющая через край полнота ощущения радости жизни. Особенно она хороша в паре, и в группе с другими, в близком соседстве со своими братьями и сестрами из слободы на реке Вятке

«Дымка» , так еще ласково и нежно называют дымковскую игрушку. И невозможно не согласиться с теми, кто, глядя на любую из них, восклицает: “Глазам – радость, душе – отрада! "
Много лет назад придумали люди в Дымковской слободе лепить из красной глины игрушки. Сначала такие игрушки делали лишь потехи ради, чтобы позабавить детей. А позднее стали возить их на ярмарку и продавать. Лепили игрушки чаще всего зимой, когда все вокруг белым – бело. Вылепленную из глины игрушку, обжигали в печи ипотом белили мелом, разведенном на молоке. По белому фону мастерицы "разбрасывали" яркие круги, клетки, мелкие и крупные горошины, прямые и волнистые линии, пятна, точки. Цвета выбирали самые разнообразные в неожиданных контрастных сочетаниях. Дымку делали не только для продажи, с нею ходили в гости, дарили друг другу. Считалось, что если в доме есть дымковская игрушка – конь, значит, в этом доме будет достаток, не будет голода и нужды.
А вот дымковская барышня – это символ материнства и плодородия.
Каждый из этих узоров имеет свое значение-кольцо – символ солнца, каравая хлеба, точки – звезды, волнистая линия – символ воды, прямая линия – дорога. При всей кажущейся простоте один и тот же узор никогда не повторяется, поэтому найти две совершенно одинаковые игрушки невозможно.

У дымковских мастеров есть одна тонкость при закрашивании барышни: при выполнении узоров на юбке используются, обязательно, цвета головного убора и жакета и еще два любых цвета. Повторение цветов в узоре убирает лишнюю пестроту.
Каждая фигурка индивидуальна.
Посмотри, как хороша эта девица-душа;
Щечки алые горят, удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво.
Барышня так красива!
А теперь всмотритесь в лица барышень. Бровки дугой, глаза – точки, румянец на щеках, рот – кружок, бантик или сердечко. Причем цвет ротика и щечек совпадает.
В них столько доброты и веселья. Глядишь на них и улыбаться хочется.
- «…От дымковской игрушки,
Идёт тепло и свет,
Он не иссякнет годы, десятки
Сотни лет… »


Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название?

Оказывается, глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весенней ярмарке ''Свистунья''. Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и вся слобода была в дыму, в дымке. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими.

Первоначально дымковская игрушка была свистулькой, на которой можно было воспроизвести несложную мелодию или наигрыш. Позже свистульки постепенно уступили место простой, но очень яркой игрушке, изготовляемой на продажу.

Познакомимся с росписью дымковской игрушки. Дымковский петушок полон достоинства и боевого задора. На его груди всегда сияет круг - символ солнца. Обратите внимание, что роспись идёт от крупных деталей к мелким.

Понадобится:

  • гипсовая модель для раскрашивания "Дымковский петушок"
  • гуашь или акриловые краски
  • кисти
  • баночка для воды
  • лист бумаги
  • салфетка
  • тычок (ватные палочки 2 шт.)
  • простой карандаш
  • стирательная резинка

1. Простым карандашом нанесите основные элементы росписи. В нашем случае это глаза, круг на груди и на хвосте.


2. Красной краской закрасьте гребешок, бородку и хвост. Ватной палочкой нарисуйте круг на груди, закрашивать его полностью не надо.


3. Жёлтым закрасьте клюв, украшение гребешка. Ватной палочкой поставьте точки вокруг красного круга на груди и закрасьте его серединку.


4. Голубым закрасьте крылышки, круг на хвосте. Поставьте ватной палочкой точки на круди.


5. Поставьте ватной палочкой зелёные точки на крылышки, хвост. Нарисуйте маленькой кисточкой (фломастером, гелевой ручкой) глаза и сеточку на крылышках. Зелёной краской покрасьте подставку. На этом этапе можно остановиться.


6. Для придания солнечности мастера часто используют "позолоту" и добавляют солнечные блики на свои игрушки: гребешок, бородку, грудь, хвост и крылья.


Вот такие нарядные игрушки, сделанные своими руками, дарили раньше друг другу.


«Дымка» , так еще ласково и нежно называют дымковскую игрушку.

И невозможно не согласиться с теми, кто, глядя на любую из них, восклицает : “Глазам – радость, душе – отрада!

Много лет назад придумали люди в Дымковской слободе лепить из красной глины игрушки.

Сначала такие игрушки делали лишь потехи ради, чтобы позабавить детей.

А позднее стали возить их на ярмарку и продавать.

Лепили игрушки чаще всего зимой, когда все вокруг белым – бело.

Вылепленную из глины игрушку, обжигали в печи ипотом белили мелом, разведенном на молоке.

По белому фону мастерицы "разбрасывали" яркие круги, клетки, мелкие и крупные горошины, прямые и волнистые линии, пятна, точки.

Цвета выбирали самые разнообразные в неожиданных контрастных сочетаниях.

Дымку делали не только для продажи, с нею ходили в гости, дарили друг другу.

Считалось, что если в доме есть дымковская игрушка – конь, значит, в этом доме будет достаток, не будет голода и нужды.

А вот дымковская барышня – это символ материнства и плодородия.

Каждый из этих узоров имеет свое значение - кольцо – символ солнца, каравая хлеба, точки – звезды, волнистая линия – символ воды, прямая линия – дорога.

При всей кажущейся простоте один и тот же узор никогда не повторяется, поэтому найти две совершенно одинаковые игрушки невозможно.

У дымковских мастеров есть одна тонкость при закрашивании барышни : при выполнении узоров на юбке используются, обязательно, цвета головного убора и жакета и еще два любых цвета.

Повторение цветов в узоре убирает лишнюю пестроту.

Каждая фигурка индивидуальна.

Посмотри, как хороша эта девица - душа ;

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво.

Барышня так красива!

А теперь всмотритесь в лица барышень.

Бровки дугой, глаза – точки, румянец на щеках, рот – кружок, бантик или сердечко.

Цель: Знакомство детей с народной культурой.

- Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России.

- Формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек, умение создавать узоры по собственному замыслу. Учить выделять элементы геометрического узора Дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины). Учить расписывать Дымковскими узорами.

- Познакомить с историей Дымковской игрушки.

- Закреплять знания детей о процессе изготовления Дымковской игрушки и умение рассказать об этом.

- Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.

Предварительная работа: составление презентации «Дымковская игрушка», оригинальные Дымковские игрушки для демонстрации, напечатанные трафареты на белой бумаге (формат А 4, «Карточки-образцы с элементами Дымковской росписи» и цветная гуашь.

Вид занятия : Познавательное.

Тип занятия : Художественная деятельность.

Тема занятия : "Дымковская игрушка".

Способы организации детей на занятии : с группой и индивидуальная работа с детьми. Воспитывать аккуратность при работе с кисточкой, краской.

Предварительная работа с детьми: Рассматривание альбома "Декоративно-прикладное искусство. Чтение и заучивание стихотворений о Дымковских игрушках.

Материал: демонстрационный Презентация, Раздаточный материал. Образцы Дымковских игрушек.

Словарь: Народные умельцы, Дымковская роспись, Дымково.

Оборудование: Ноутбук, телевизор, Презентация, раздаточный материал, образцы глиняных Дымковских игрушек, цветные карандаши.

План занятия :

1. Вводная часть.

1.1 Краткий обзор о Дымковской игрушке и ее истории. (Теория, презентация "Дымковская игрушка" Слайд 1-7)

2. Основная часть.

2.1 Элементы росписи и образы Дымковской игрушки. (Презентация Слайд 8,9,10,11)

2.2 Физкультминутка "Мы игрушки расписные"

3. Практическая часть.

3.1 Роспись Дымковской игрушки.

Воспитатель раздает набор карточек с элементами Дымковской росписи каждому ребенку.

Трафареты Дымковских игрушек (барыня, олень, козел, лошадка) на выбор детей.

Дети,ориентируясь на экран и раздаточный материал, продумывают и представляют свой орнамент

и расписывают трафарет Дымковской игрушки. Для образца на экран воспитателем выводится (слайд №11).

Фоном звучит тихая русская народная музыка.

Дети расписывают трафареты бумаги А4 с использованием полученных знаний.

4.1 Воспитателем организуется выставка детских работ.

4.2 Анализ детских работ.

Ход занятия:

I Вводная часть.

Воспитатель: Ребята, у вас всех есть игрушки, а из чего они сделаны?

Дети: Наши игрушки сделаны из пластмассы, резины, металла, дерева, ткани.

Воспитатель: Давайте узнаем, какие игрушки делают в селе Дымково?

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

В ней нет цвета дымного,

А есть любовь людей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы.

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы!

Воспитатель: Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? С вами познакомимся с дымковскими глиняными игрушками. Родился в заречной большой слободе Дымково близ города Вятка. В давние времена жители этой слободы от мала, до велика, лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки. В пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой. Возможно,от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника «Свистопляска». Позднее ярмарка-праздник стала называться «Свистунья». Что же это за игрушки, давайте посмотрим?

II. Основная часть

1. Через горные отроги,

Через крыши деревень,

Мчится глиняный олень.

2. Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный,

У большого индюка,

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост,

У него совсем не прост,

Точно солнечный цветок,

Да алее гребешок.

3. Дымковская барышня вся в оранжевых, золотых, алых и зеленых узорах.

Посмотри, как хороша,

Щечки алые горят,

4. Даже кони в праздничных нарядах.

Кони глиняные мчатся,

На подставках, что есть сил.

И за хвост не удержатся,

Если гриву упусти.

Воспитатель: Что общего у всех этих игрушек?

(У всех игрушек яркие краски, все на белом фоне, покрыты красивыми узорами.)

Ответы детей.

Воспитатель: А как вы думаете, какой краской сначала покрывают игрушку?

(Белой. На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются).

ответы детей.

Воспитатель: А сможете предположить, откуда взяли мастера белый цвет?

Ответы детей.

Воспитатель: Белый фон взяли мастера от заснеженных полей, когда зимой все вокруг белым - бело. В тех местах зима длинная, а снега много. Мастерам хочется сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег. Почему их раскрасили в яркие цвета?

(Потому что, они делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками.)

Воспитатель: Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?

Дети: Они использовали яркие цвета: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.

Воспитатель: Какие узоры вы видите на игрушках?

Дети: На игрушках –(кружочки, точки линии, клеточки, полоски, кривые, волны, квадраты, кольца, овалы)

Воспитатель: Какие образы можно увидеть в Дымковских игрушках?

Дети: Лошадка, петушок, олень, баран, барышня.

Воспитатель: Наиболее,распространё нные сюжеты:

(няньки с детьми, водоносы, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.)

Дети смотрят видео на экране, воспитатель параллельно рассказывает. (Слайд №10)

Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза. Первый раз, она рождается, ее лепят из красной глины. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и прилепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности. Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка раскаляется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем. А когда рождается третий раз?

Дети: В третий раз игрушка рождается, когда ее белят и расписывают красками.

Воспитатель: Потом ее белят мелом, разведенным молоком, и расписывают. Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота, придающее еще большую нарядность игрушке. Так она рождается третий раз. Красивые яркие, нарядные игрушки продают на ярмарке. Изготовление игрушки, от лепки и до росписи — процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может быть, двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.

Мы игрушки расписные,

(Стойка прямо, небольшие покачивания плечами)

(Улыбка друг другу с поворотом)

(Поворот вокруг себя)

(Небольшие приседания)

У нас ручки крендельком

(Показ рук вперед, на пояс)

Щёчки будто яблочки,

(Легкие прикасания к своим щекам)

С нами издавна знаком

(Стойка прямо)

Весь народ на ярмарке.

3. Практическая часть. (Можно включить негромкую народную музыку)

Работа по таблице «Цвет и форма» (на экране).

Воспитатель: Предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и расписать трафареты Дымковской игрушки. Для того чтобы начать работу необходимо:

Выбрать рисунок-шаблон, с которым вы будете работать : Дымковская барышня, лошадка, олень, козел…

Воспитатель: раздает напечатанные трафареты всей группе. Сегодня вы приобщитесь к мастерицам Дымковской игрушки. Мы будем украшать игрушку узорами.

Вспомните элементы узоров при росписи Дымковских игрушек и продумайте свой узор, состоящий из шаблонных элементов.

Воспитатель: Давайте вспомним еще раз.

– Какие основные элементы геометрического орнамента чаще встречаются на игрушках? (Круги, овалы, клетка, полоска, точки, штрихи)

Посмотрите на экран. (слайд11) На экране расположены схемы с элементами Дымковской росписи.

- Дымковскую игрушку расписывают (элементы) : кружками, кольцами, полосками, змейками. Обращайте внимание на карточки розданные вам с этими элементами.

А теперь, посмотрите на экран.

– Видите, как по-разному в узорах расположены элементы относительно друг друга.

в шахматном порядке;

в клетке между линиями.

Обратите внимание на точки:

– На цветовое сочетание элементов в узорах. Цвета - используемые в Дымковской игрушке это красный, оранжевый, желтый, малиновый, синий, голубой, изумрудный, зеленый и в очень небольшом количестве коричневый и черный.

У дымковской игрушки есть свои цвета, есть свой орнамент своя форма, которая придает игрушке индивидуальность, что делает ее не похожей на другие игрушки.

Итак, вам предстоит задание: Оформить геометрическим узором. Выполните рисование цветной гуашью орнамента графическим способом: Для подбора цветовой гаммы воспользуйтесь таблицами на экране. Управляя процессом, художественной деятельностью детей воспитатель советует и оказывает помощь индивидуально.

4. Заключительная часть. Анализ детских работ.

(Выставка детских работ)

Конспект занятия «Дымковская игрушка» для детей 5–7 лет

Воспитатель: Вот что у нас получилось!

– Какие замечательные работы получились у всех!

Мы оформим все работы выставкой и пригласим гостей посмотреть на искусство. Им будет очень приятно, что вы помните народные ремесла наших предков и продолжаете их искусство в современной жизни.

«Дымковская игрушка». Конспект комплексного занятия в средней группе

«Дымковская игрушка». Конспект комплексного занятия в средней группе Дымковская игрушка Конспект комплексного занятия в средней группе Воспитатель Сычевник А. В. Программные задачи: 1. Образовательная: формирование.

Интегрированное развлечение для детей второй младшей группы «Наша первая Дымковская игрушка».

Интегрированное развлечение для детей второй младшей группы «Наша первая Дымковская игрушка». Цель развлечения: воспитывать в детях чувство прекрасного, чувство уважения к мастерам народного творчества. Задачи развлечения: - показать,.

Конспект НОД «Дымковская игрушка»

Конспект НОД «Дымковская игрушка» Цель: - Расширение представления детей об изделиях народного декоративно-прикладного искусства (дымковская роспись). Задачи: образовательные:.

Конспект НОД «Дымковская игрушка». Подготовительная группа Цель: Продолжать знакомить детей с народной дымковской игрушкой. Учить видеть ее красоту и самобытность. Закрепить знания о промысле. Задачи:.

Конспект НОД по рисованию во второй младшей группе «Дымковская игрушка — лошадка»

Конспект НОД по рисованию во второй младшей группе «Дымковская игрушка — лошадка» Цель: • Продолжать знакомить детей с дымковской росписью; • Формировать умение у детей рисовать нетрадиционным способом – ватными палочками;.

Конспект занятия в старшей группе по лепке «Дымковская игрушка. Олешек»

Конспект занятия в старшей группе по лепке «Дымковская игрушка. Олешек» Интеграция ОО:"Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие".

Краткосрочный проект для детей подготовительной группы «Дымковская игрушка»

Краткосрочный проект для детей подготовительной группы «Дымковская игрушка» Краткосрочный проект для детей подготовительной группы «Дымковская игрушка» Автор: Ершова А. И. воспитатель дошкольного отделения №5 ГБОУ.

Лэпбук «Дымковская игрушка»

Лэпбук «Дымковская игрушка» Представляю Вашему вниманию лэпбук для второй младшей группы "Дымковская игрушка". Лэпбук стал одним из продуктов среднесрочного проекта.

Лэпбук «Дымковская игрушка»

Лэпбук «Дымковская игрушка» Лэпбук, в переводе с английского "папка на коленях", дает возможность воспитателям дошкольного образования разместить в нем в игры и задания.

Конспект занятия по лепке из глины «Дымковская игрушка «Козлик»

Конспект занятия по лепке из глины «Дымковская игрушка «Козлик» Методическая разработка занятия на тему: «Дымковская игрушка - «Козлик». Направление: формирование функциональной грамотности обучающихся.

Читайте также: