Лексическая тема елочные игрушки

Обновлено: 27.04.2024

«Елочки» — присесть, руки вперед. Следить за спиной, спина прямая.

Есть в лесу три полочки.

Лежат на елях небеса,

На елках - птичьи голоса,

Внизу на елочках - роса.

Физкультминутка «Наша елка»

Наша ёлка велика, (круговое движение руками)

Наша ёлка высока, (встать на носочки)

Выше мамы, выше папы - (присесть и встать на носочки)

Достаёт до потолка. (потянуться)

Будем весело плясать: « Эх, эх, эх»!

Будем песни распевать: «Ля-ля-ля»!

Чтобы ёлка захотела в гости к нам прийти опять!

Пальчиковая гимнастика «Елочка»

Елочку пушистую (соединяем пальцы рук треугольником перед собой)

Разными игрушками елку украшали (хлопаем в ладоши)

Шарики повесили, (соединять пальцы рук, образуя шар)
Звонкие хлопушки, (хлопают кулачками друг о друга)
Яркие фонарики, (вращаем руками)
Клоуна Петрушку, (показывают руками длинный нос)
Сосульки ледяные, (опускают указательные пальцы вниз)
Мишуру пушистую, (поднимаем и опускаем руки, мелко перебирая пальцами)

Звезды золотые. (поднимают руки, широко раздвинув пальцы)

Пальчиковая гимнастика «Ёлочка»

Перед нами елочка: (соединяем пальцы рук треугольником перед собой)

Шишечки, иголочки. (кулачки, указательные пальчики выставлены)

Шарики, фонарики («шарики» из пальцев вверх и вниз)

Зайчики и свечки, («ушки» из указательного и среднего пальцев)

Звезды, человечки. (указательный и средний пальчики шагают)

1. «Лошадка на санях детей катает». Поцокатьшироким язычком.

2.Для челюсти«Окошко»«Окошко открывается и закрывается» - спокойное открывание и закрывание рта.

3. «Снеговики радуются снегу и морозу».Надуть щеки. Веселое выражение глаз.

4.«Сосулька».Высунуть «острый» язык как можно дальше удерживать его в таком положении (под счет до «шести—восьми»).

5.«Санки-ледянки».Сделать язык «чашечкой».

6.«Горка для спуска».Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой».

7.«Саночки».Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз, кончик свободен. Движения вперед-назад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов.

8. «Холодный ветер открывает и закрывает форточку».Рот открыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка.

1.«Снег идет». И.п.: ноги вместе, руки подняты вверх. 1-плавно опускать руки (вдох носом); 2 – на выдохе произносить: «Ш-ш-ш!». Повторить 3-4 раза.

2. «Мороз трещит»[щщщщщщщщщщщщ] (громко, тихо)

3.«Ветер свистит»[сссссссссссссссс] (громко, тихо)

4.«Вьюга завывает»[уууууууУУУУУУУУууууу] (громко, тихо)

5.«Погреем ладошки»[хххххххххххх] (сильно, слабо).

Существительные: Новый год, шар, подарок, ёлка, хлопушка, мишура, конфетти, танец, пляска, хоровод, гирлянда, украшение, карнавал, игрушка, фейерверк,

веселье, шарики, звезда.

Прилагательные: игрушечный, любимый, маленький, большой, стеклянный, пластмассовый, круглый, овальный, квадратный, прямоугольный, новогодний, весёлый, смешной, добрый, сердитый. нарядная, красивая, блестящая, игривый, холодный, шаловливый, весёлый, праздничный, долгожданный, прошедший.

Глаголы: играть, веселиться, водить, встречать, провожать, дарить, наряжать,

зажигать, рассказывать, готовиться, репетировать, танцевать, плясать, украшать, праздновать, дарить, благодарить.

Наречия: интересно, много, мало, тихо, шумно, весело, дружно, холодно, легко, быстро, нарядно.

Игры и упражнения

1.Дидактическая игра «Назови ласково».

Шар — шарик, шарики. Звезда — звёздочка, звездочки.

Бусина — бусинка, бусинки. Фонарь — фонарик, фонарики.

2.Дидактическая игра «Скажи какие?».

Игрушки для украшения елки — какие? — . (елочные)

Шары из стекла — какие? — . (стеклянные)

Флажки из бумаги — какие? — .

Зайцы из пластмассы — какие? — .

Флажки разных цветов — какие? — .

3.Дидактическая игра «Подбери признак к предмету»

елка (какая?) — . праздник (какой?) — .

елочные игрушки (какие?) — . Дед Мороз (какой?) — .

Снегурочка (какая?) — . ребята (какие?) — .

4.Дидактическая игра «Один – много»

шар – шары хоровод - … праздник — … елка - …

5.Дидактическая игра «Есть – нет» (родительный падеж единственного числа)

шар – нет шара гирлянда - … праздник — … игрушка - ….

6.Дидактическая игра « Посчитай»

один подарок, два …, три …, четыре …, пять …;

одна елка, две … , три …, четыре …, пять… .

одно лукошко, два …, три…, четыре…, пять …

7.Игра «Что висит на елке?»

Дети поднимают руки вверх и громко говорят «Да!», если согласны с ответом. Если не согласны - молчат и руки не поднимают.

Педагог предлагает детям внимательно слушать ответы:

-Что висит на елке?

-Блестящие шишки? (- Да.)

-Картонные мишки? (- Да.)

-Белые зайчишки? (- Да.)

-Тетрадки и книжки?

-Яркие игрушки? (- Да.)

-Бусы и хлопушки? (- Да.)

-Разные зверушки? (- Да.)

-Тарелки и кружки?

-Разноцветные шары? (- Да.)

-Много яркой мишуры? (- Да.)

8. «Отгадай загадки».Объясни, что тебе помогло их отгадать.

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

На Новый год я главная. (Ёлка)

Если стужа на дворе,

Все деревья в серебре,

Огнями елочка цветет,

Значит скоро … (Новый год).

Зимой, в часы веселья,

Вишу на яркой ели я

Встанет елочка в углу

У окошка на полу.

А на елке до макушки

Она с дедушкой пришла,

Смех веселье принесла.

Привела к нам Новый год. (Снегурочка)

Стоит, светло сверкая,

Как пышно убрана!

Скажите, кто она?

И рисую, и леплю –

Очень это я люблю.

А совей сестре Валюшке

Сам я делаю …(Игрушки)

Сам дней не знает,

А другим указывает. (Календарь)

Он с седою бородой.

Шуба, посох со звездой.

Он подарки нам принес,

Кто же это? (Дед Мороз)

Из бумаги клеят

На ёлке всё, что хочешь, есть:

Игрушек там – не перечесть.

Конфеты, дождик и хлопушки,

Гирлянды, звезды и верхушка.

Среди блестящей мишуры

Сверкают круглые (Шары).

На нитку шарики собрали

И в украшение связали.

Теперь блестят они на ёлке

Сквозь изумрудные иголки. (Бусы)

И верхушку украшая,

Там сияет, как всегда,

Очень яркая, большая

Посмотри в дверную щёлку -

Ты увидишь нашу ёлку.

Наша ёлка высока,

Достаёт до потолка.

От подставки до макушки

На ветвях висят … (Игрушки)

Стало лентой витою. (Серпантин)

На праздник важный,

Цветной, бумажный. (Конфетти)

У гирлянды есть сосед.

Он в хвойной зелени сверкает

И новогодней встречи свет

Стеклянным боком отражает. (Ёлочный шар)

Вся в шарах и бусах

Раз, два, три! — Звучит команда, —

Ну-ка, елочка, гори!

Новый год встречаем с ней

В свете праздничных огней.

Любим мы её иголки –

Украшаем нашу … (Ёлку).

Вся из снега, изо льда,

Но не мерзнет никогда.

Вместе с дедушкой придет

К ребятне на Новый год. (Снегурочка)

Без пожара отмечайте

В эти дни стоит мороз

В роще, сквере, на катке.

Нам веселый Дед Мороз

Что-то долго вез в мешке. (Подарки)

Наступает Новый год,

Он подарки принесет.

За окошком минус тридцать,

Дома - хвойная царица. (Ель)

Он по елочке-царице

Вниз бежит на нитке,

Хоть совсем не жидкий.

Это - цитрусовый фрукт,

Всех друзей и всех подруг

Он поздравить хочет.

Он оранжевый и яркий

И лежит в твоем подарке. (Мандарин)

Обо мне идет молва,

Что для елки я листва.

Знает даже не биолог -

Я мороза не боюсь.

Вся из тысячи иголок,

Если тронете - колюсь. (Хвоя)

На него приходят в маске,

Чтобы оказаться в сказке,

В той, где заяц дружит с волком,

И не ловит кот мышей.

Он бывает возле елки,

Для него костюмы шей.

Наконец пришла зима,

Скоро Новый год.

И мамуля мне сама

Что-то долго шьет.

Я надену тот наряд

И не буду мальчиком.

Буду я на елке рад

Прыгать белым зайчиком. (Карнавальный костюм)

В Новый год мы выступали,

Хор наш запевал.

Музработник за роялем

И лилась она над залом,

Над веселым карнавалом. (Песня)

Елочка зажглась, и вдруг

Все ребята встали в круг.

Каждый с кругом тем знаком.

Как его мы назовем? (Хоровод)

Задания для самокоррекции, развития мелкой моторики, графомоторных навыков.

- Изготовление снежных комков из бумаги, путём её сжатия и скатывания между ладонями.

-«Пластилиновые жгутики! – выкладывание новогодней гирляндф по контуру пластилиновыми жгутиками разных цветов.

-«Выложи ёлочку». Из палочек, спичек, мозаики, геометрических фигур, шнура, сосновых игл, веточек.

- «Вырежи» симметричные ёлочные игрушки из сложенного вдвое листа бумаги.

- Дорисовать вторую половину снежинки, снеговика, ёлки, снежка, ёлочной игрушки, сугроба, сосульки.

- Раскрасить ёлочные шары, висящие на ёловой ветке, на ёлке.

- Штриховать в разных направлениях изображения предметов на зимнюю тематику.

-«Обведи карандашом». Обвести предмет (снеговик, сосулька, сугроб, ёлочная игрушка, ком снега, снежные постройки, снежинки, ёлка) по тонкому контуру, частым и редким штрихам, точкам.

Тема: «Сказка про ёлочные игрушки»». Лексическая тема «Новый год».

Основная образовательная область: речевое развитие.

Цель : развивать познавательные и речевые умения детей на примере сказки.

Образовательные: активизировать и совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи.

Развивающие: продолжать развивать речевое дыхание, общую и мелкую моторику, умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различия, творческое воображение, память, внимание, восприятие, умение работать в коллективе.

Воспитательные: воспитывать интерес к истории ёлочной игрушки, желание украсить ёлочку игрушками, сделанными своими руками. Создание положительного эмоционального фона радости, ожидания праздника.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно- эстетическое развитие.

Методы и приемы: показ, художественное слово, беседа.

Предварительная работа: разучивание стихотворений, беседа, чтение рассказов о новогоднем празднике, разучивание стихов по мнемотаблице.

Материалы и оборудование: коробка, хвойная веточка, фетровая ёлочки, ёлочные игрушки, кинопроектор, изображения елочных игрушек с «липучками».

«Говорят, под Новый год

Что ни пожелается -

Все всегда произойдет,

Все всегда сбывается»

Я загадала, чтобы к нам пришло волшебство

Что же это на нашей елке?

Дети: Елочная игрушка, (коробка)

Воспитатель: Откроем. Не открывается ребята коробочка? (дети размышляют). Может по запаху определим?

Дети: Да! Ёлочкой так пахнет! (Приоткрыть коробочку.)

2. Основная часть.

Воспитатель: Мне кажется, что эта веточка, напоминает нам, что у нас в группе есть вот такая удивительная елочка (из фетра) и она не наряжена, а ведь скоро Новы год. Мне хочется ее нарядить, а вам?

Знаете, почему люди украшают на Новый год елку? Обычай украшать появился очень, очень давно у наших пра-пра-пра- бабушек и дедушек В те далекие времена все люди верили в сказки и в чудеса. Они считали, что в ветвях деревьев живут могущественные духи - добрые, и злые. И чтобы поладить с ними и добиться их помощи в разных делах люди приносили разные дары, которые развешивали на веточках елки. Сначала елки украшались очень просто: орехами, яблоками, даже картошкой. Теперь на колючих зеленых ветвях самые разнообразные игрушки. А на макушке-звезда. Я вам сейчас их покажу. (Рассматриваем игрушки)

Игра «Ёлочные игрушки»

Елку можно украшать разными игрушками. Поиграем в игру, какие игрушки, если они:
Из картона - …(картонные)
Из бумаги - . (бумажные)
Из пластмассы - . (пластмассовые)
Из фарфора - …(фарфоровые)
Из дерева - …(деревянные)
Из стекла - …(стеклянные).

Воспитатель: Я знаю интересную сказку про елочные игрушки, хотите услышать?

Сказка про ёлочные игрушки.

Утром Илюша проснулся и почувствовал, что в доме пахнет елкой.

Он побежал в большую комнату. У окна стояла елка.

Зеленая, высокая, пушистая.

На ветках покачивались блестящие игрушки: разноцветные шары, серебряный колокольчик, большой барабан, часы и золотая дудочка.

Илюша обошел вокруг елки, дотронулся до колокольчика, колокольчик тихо ответил тоненьким голоском: “Дин-дон, дин-дон!”

Илюша прикоснулся к барабану, и барабан громко забарабанил: “Бум-бум-бум!”

Илюша приложил ухо к часам и услышал, что они тихонько тикают: “Тик-так! Тик-так!”

А когда Илюша раскачал на ветке золотую дудочку, она громко и звонко запела: “Ду- ду- ду- ду- ду!”

Удивился Илюша, что все игрушки на елке имеют свои голоса.

Он отошел в сторонку и прислушался – игрушки тихонько звенели.

Илюша подумал: “Новый год – волшебный праздник.

У меня волшебная елка, а на елке волшебные игрушки”.

-Чем пахло утром в комнате? (Елкой)

-Куда побежал Илюша? (В комнату)

- Что увидел Илюша в комнате? (Елку.)

- Какая была елка? (Зеленая, высокая.)

- Что висело на елке? (Игрушки.)

- Какие игрушки? (Разноцветные шары, серебряный колокольчик, большой барабан, часы и золотая дудочка.)

-Что сделал Илюша с игрушками? (Дотронулся)

- Как звенел колокольчик? Звучал барабан? Тикали часы? Пела дудочка?

- Что подумал Илюша про елку и игрушки?

Пересказ по цепочке.

Упражнение "Что звучит?"

Воспитатель воспроизводит звучание инструментов ( дудочка, барабан, колокольчик.) Дети, прослушав должны ответить, что звучит.

– А теперь представьте, что вы игрушки, которые висят на ёлке, качаются и звучат. Возьмите по игрушке.

Наша ёлочка звени! (Музыка)

Воспитатель: А теперь покрутись игрушки в ребят превратись

Сегодня мы увидели какая красивая елочка была у Илюши, ну а я вам подготовила вот такие игрушки, и мы украсим нашу елочку. (Дети украшают ёлочку).

Воспитатель: Украшая ёлочку, надо подержать в руках игрушку чуть подольше и загадать желание. Ведь каждая ёлочная игрушка – это частичка волшебства, в которое так хочется верить под Новый год! А еще говорят, что в каждой из них скрыта своя тайна

3 Заключительная часть

- О каком празднике мы сегодня говорили? (Ответы детей.)

– Какое у вас настроение? (ответы детей)
– Молодцы, все активно и дружно работали, помогали друг другу.

– Я подарю вам маленькие сувениры, они будут напоминать вам, что совсем скоро наш любимый праздник.

Счастливого Нового года!

Формы взаимодействия с родителями:

Рекомендовать родителям рассмотреть дома новогоднюю елку, совместно с ребенком украсить её игрушками, сделанными своими руками. И ёлочка будет наряднее и праздничнее обычной потому, что делая игрушки, мы вкладываем в них душу и настроение. И дело даже не в творческом подходе. Ребенок будет счастлив от самого процесса, да и родителям полезно будет отвлечься от будничной суеты и повседневных проблем и окунуться в праздничную атмосферу.

Рассказать о елочных игрушках, обратить внимание на их внешний вид и материал, из которого они сделаны, назвать их, сравнить игрушки по величине и цвету; посмотреть на большую елку, установленную на центральной площади города.

Игры и упражнения в праздничные дни

Игра «Кто больше?» (ребёнок составляет предложение с добавлением однородных членов). - Мы украсили елку. - Мы украсили зеленую елку. - Мы украсили зеленую, пушистую елку. - Мы украсили зеленую, пушистую, новогоднюю елку. Цель: совершенствовать навык распространения предложения путем введения однородных членов.

Словесное упражнение «Что на елке, а что под елкой?» . Цель: закрепить понимание предлогов на и под, активизировать словарь по теме.

Игра «Подбери признак» (ребенок смотрит внимательно на игрушки, и говорит как можно больше слов об этом предмете). Например: Снеговик (какой?) – большой, белый, круглый, веселый… Гирлянда (какая?) – новая, красивая, блестящая, разноцветная… Мишура (какая?) – блестящая, новогодняя, серебристая… Игрушка (какая?) – красивая, стеклянная, круглая, новогодняя…

Игра «Чудесный мешочек» (ребёнок опускает руку в мешочек, ощупывает одну из игрушек и рассказывает, какая она). Например: Это шарик. Он круглый, гладкий, лёгкий. Это сосулька. Она тонкая, длинная, гладкая. Это фонарик. Он бумажный, лёгкий.

Цель: закреплять умение подбирать признаки к предмету.

Игра «Чего не стало?» (ребёнок закрывает глаза, взрослый убирает с елочки одну игрушку, ребёнок говорит, чего не стало).
Цель: развитие внимания и памяти.

Прочитать вместе с детьми: Е. Ильина «Наша елка», О. Высотская «Елочка», Я. Аким «Елка наряжается».

игра, конфеты, посох, нос, усы, борода, гирлянда, шарики, звезда.

Глаголы: играть, веселиться, водить, встречать, провожать, дарить, наряжать,

провожать, зажигать, рассказывать, готовиться, репетировать, конец,

танцевать, рассказывать, декламировать.

Прилагательные: нарядная, красивая, новогодняя, блестящая, игривый, добрый,

холодный, шаловливый, весёлый, праздничный, долгожданный, прошедший.

Наречия: весело, холодно, легко, быстро, нарядно.

•Игра «Подбери признак к предмету»

Цель: обогащать и уточнять словарь прилагательных.

Ёлка (какая?) высокая, пушистая, нарядная. Праздник(какой?) .

Ёлочные игрушки (какие?) . Дед Мороз(какой?) .

Снегурочка (какая?) . Ребята (какие?) .

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

Праздник — много праздников. Снегурочка — много Снегурочек.

Игрушка — много игрушек. Мишура — много мишуры.

Хлопушка — много хлопушек. Гирлянда — много гирлянд.

Хоровод — много хороводов. Карнавал — много карнавалов.

Назови со словом «новогодний» следующие слова: ёлка, песня, подарок, хоровод,

Например. Праздник ( какой?) новогодний.

• Скажи какой, какая или какие?

Ёлка из пластмассы — пластмассовая. Маска из гипса — гипсовая.

Игрушка из стекла — стеклянная. Свечи из воска — восковые.

Мишура из бумаги — бумажная. Конфеты из шоколада — шоколадные.

Костюм из меха — меховой. Пряник из муки — мучной.

• Скажи чей, чья, чьи*!

(С выделением окончания голосом.)

Хвост зайца ( чей хвост?) — заячий. Шкура лисы — лисья.

Шкурка зайца — заячья. Лапы лисы — лисьи.

Ушки зайца — заячьи. Шкура медведя — медвежья.

Хвост лисы — лисий. Хвост медведя — медвежий.

Глаза лисы — лисьи. Лапы медведя — медвежьи.

• Сосчитай до пяти

(С выделением окончания голосом.)

Один новогодний подарок, два новогодних подарка, три новогодних подарка, четыре новогодних подарка, пять новогодних подарков.

• Образуй новое слово

Добавьте к исходным словам подходящие по смыслу приставки: при-, на-, у-, вы-, за-, пере-, вы-, от-, по-.

Например: играть — наиграть, выиграть.

Встречать, провожать, заканчивается, танцевать, рассказывать, удивлять, дарить, морозить.

• Скажи чей, чья, чье?

Игрушка Тани ( чья?) — Танина. Маска зайца — заячья.

Подарок Вани — Ванин. Стих Саши — Сашин.

Хвост лисы — лисий. Платье Ирины — Иринино.

Костюм Оли — Олин.

• Сосчитай до десяти

Один новогодний подарок, два новогодних подарка, три новогодних подарка,

четыре новогодних подарка. десять новогодних подарков.

Аналогично со словосочетаниями: ёлочные игрушки, сказочные герои, длинные

стихи, весёлые песни.

Я читаю интересный стих, ты читаешь интересный стих, он читает интересный

стих, мы читаем интересный стих, вы читаете интересный стих, они читают

Аналогично со словосочетаниями: я танцую возле ёлки, я получаю подарок, я

играю с Дедом Морозом.

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

•Игра «Поможем Незнайке»

Цели: учить детей различать и правильно употреблять предлоги

Ход игры. Перед детьми ѐлка: на ѐлке шарики, под ѐлкой коробка, в коробке — подарки, за ѐлкой зайчик. Воспитатель обращается к детям: «Ребята, к нам в гости пришел Незнайка.Он составил разные предложения. Послушайте внимательно, все ли у него правильно. А если неправильно, то найдите ошибку».

Воспитатель читает предложения, составленные Незнайкой.

Например: шарики висят под ѐлкой. — Неправильно! —

Какие слова перепутал Незнайка? — «На» и «под».

Подарки лежат на коробке. — Неправильно! Подарки лежат в коробке. — Какие слова перепутал Незнайка? — «В» и «на».

Аналогично проводится работа и с другими предложениями.

Игра «Составь предложение»

Цели: развивать связную речь, закреплять умение правильно строить предложение, развивать слуховое внимание.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям послушать предложение, в котором все слова поменялись местами, и построить правильное предложение.

На, мальчик, санках, катается.

В, снежинки, воздухе, кружатся.

Самый, зимы, февраль, месяц, холодный.

Дому, к, тропинку, метель, замела.

Принѐс, детям, Дед Мороз, подарки, всем.

Мы, новогоднюю, на, ѐлку, пришли.

Катя, и, украшать, Миша, ѐлка, шары, разноцветный.

• Составь по плану рассказ на тему

«Как ребята встречают Новый год»

1. Как называется праздник?

2. Почему его так назвали?

3. Кто приходит в гости к ребятам?

4. Как выглядят гости?

5. Что делают ребята на празднике?

6. Что вручает ребятам Дед Мороз?

• Послушай стихотворение и выучи понравившееся

Говорят, под Новый год,

Что ни пожелается —

Всё всегда произойдёт,

Всё всегда сбывается.

Могут даже у ребят

Сбыться все желания,

Нужно только, говорят,

Не лениться, не зевать

И иметь терпение,

И ученье не считать

За свое мучение.

Говорят, под Новый год,

Что ни пожелается —

Всё всегда произойдёт,

Всё всегда сбывается.

Дело было в январе

Дело было в январе.

Стояла ёлка на горе,

И возле этой ёлки

Бродили злые волки.

Когда в лесу так тихо,

Встречают волка под горой

Зайчата и зайчиха.

Кому охота в Новый год

Попасться в лапы волку!

Зайчата бросились вперёд

И прыгнули на ёлку.

Они прижали ушки,

Повисли, как игрушки.

Десять маленьких зайчат

Висят на ёлке и молчат —

Дело было в январе.

Подумал он, что на горе —

• Письма Деду Морозу

Взрослый спрашивает дошкольников, о чём они мечтают под Новый год? Возможные

велосипеде. Я мечтаю об интересном сложном трансформере. Я мечтаю о быстром самокате. А я мечтаю о своём личном компьютере. А я мечтаю о поездке в Диснейленд.

Далее ребятам предлагается написать о своих желаниях Деду Морозу.

• Послушай стихотворения и выучи понравившееся

В защиту Деда Мороза

Мой брат (меня он перерос)

Доводит всех до слёз.

Он мне сказал, что Дед Мороз

Совсем не Дед Мороз!

Он мне сказал: — В него не верь!

И вдруг сама открылась дверь.

И вот я вижу — входит дед,

Он с бородой, в тулуп одет,

Тулуп до самых пят!

Он говорит: — А ёлка где?

А дети разве спят?

С большим серебряным мешком,

Стоит обсыпанный снежком.

В пушистой шапке дед.

А старший брат твердит тайком:

— Да это наш сосед!

Как ты не видишь: нос похож!

Я отвечаю: — Ну и что ж!

А ты на бабушку похож,

Но ты же не она!

Наступает Новый год.

Что он людям принесёт?

У каждого, кто трудится,

Кто честен, добр и смел,

Пускай желанья сбудутся,

Чего б он ни хотел.

Строитель хочет строить дом

На радость новосёлам,

Чтоб каждый становился в нём

Счастливым и весёлым.

О чём мечтает садовод?

В его мечтах весь мир цветёт,

И люди, глядя на цветы,

Пусть эти славные мечты

• Послушай и перескажи сказку

«В гостях у Дедушки Мороза»

Спит Маша в постельке и видит сон. Шагает она в лесу и видит: сидит седой Дед Мороз. Сидит он и снежные комки ест.

— Здравствуй, Маша! Спасибо, что в гости пришла. Поможешь мне. Приготовь мне постель да перину хорошенько взбей.

Дом у деда ледяной, а по стенам снежные звёзды. Вместо перины лежит пушистый снег. Маша стала взбивать снежок, а под ним — зелёная травка.

— Зачем ты, Дедушка, зелёную травку под снежной периной держишь? —

— Нельзя её выпускать. Зима захватит и заморозит травку.

Вот я и прикрыл зелень снежком. Весной снежная перина растает. Травка вырастет и будет славная рожь.

Обогащаем и активизируем словарный запас. Закрепляем знание существительных: игрушки, пирамидка, волчок (юла), матрешка, кубики, кукла, машина (кабина, кузов, колеса), мяч, поезд, кораблик; прилагательных: красный, желтый, зеленый (цвет), большой, маленький (величина), круглый, квадратный (форма),пластмассовый, плюшевая (материал) и т.п.; глаголов: прыгать, катать, играть, надувать, строить, убирать, бросать, делиться.

Игры и упражнения

Игра «Один – много»

кукла –

Игра «Скажи ласково»

Упражнение «Чего (кого) не стало?» - предложить ребенку запомнить 5-6 игрушек, находящихся в комнате. Затем спрятать одну или две из них, когда ребенок выйдет из комнаты и спросить «Чего не стало?». Повторить упражнение 2-3 раза.

«Узнай игрушку по её части»(кабина – машинка, колечко – пирамидка и т.д.)

Проблемные вопросы: - Почему взрослые не играют в игрушки?

Упражнение «4-ый лишний»: Назвать лишний предмет, объяснить почему он лишний.

машинка – пирамидка – морковка – матрешка (морковка - это не игрушка)

кубики – апельсин – мячик – машинка

машина – кубики – матрешка - пирамидка

Упражнение "Положи игрушки" на понимание пространственных отношений: поставьте перед ребенком 4-5 игрушек. Ребенок должен выполнить инструкции: положи мяч справа (слева, спереди, сзади, между) от машины и т.п.

Игра «Скажи наоборот»

Игра «Что сломали у игрушки?»

У машинки отвалилось . (колесо)

«Куда спрятались игрушки?» Закрепление употребления предлогов на, за, под.

Взрослый. Маша плохо обращалась со своими игрушками, и они спрятались от нее. Помогите девочке найти игрушки. Расскажи, где могут прятаться игрушки.

Ребенок. Мишка залез на шкаф. Кукла спряталась за креслом. Мячик закатился под диван и т.д.

Психоречевая гимнастика «Один — одна»:

Пирамида – кубик и т.п.

Упражнение «КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?»

Конструктор сделан из дерева. Какой конструктор?

Матрёшка из дерева — . Какая матрёшка?

Посудка сделана из стекла. Какая посудка?

Ведёрко сделано из пластмассы. Какое ведёрко?

Мебель для кукол. Какая мебель? И т.д.

Упражнение для развития моторики. Самомассаж рук мячиком Су-Джок

Я мячом круги катаю (между ладоней по кругу),

Взад-вперед его гоняю (движения вверх-вниз),

Им поглажу я ладошку,

А потом сожму немножко.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк -(перебрасывание мяча из руки в руку)

Мяч летает между рук.

Пальчиковая гимнастика

Танюша

У нашей Танюшки Щенок — лопоушка,

Живые игрушки: И мышка смешная

Котёнок — миленок, По кличке Норушка.

Сжать пальцы в кулачок. Поочерёдно разгибать их, начи­ная с большого.

Игрушки

У Антошки есть игрушки: Это мяч. Он из резины.

Вот веселая лягушка. Разноцветная матрешка

Вот железная машина. И с хвостом пушистым кошка.

Поочередно сгибают пальчики в кулачок, начиная с большого.

Пальчиковая гимнастика

Работа над темпом и ритмом речи

На большом диване в ряд Попеременно хлопают в ладоши и

Куклы Танины сидят: стучат кулачками.

Два медведя, Буратино, Загибают поочередно все пальчики.

И веселый Чипполино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять. Разгибают поочередно пальчики.

Помогаем нашей Тане Попеременно хлопают в ладоши

Мы игрушки сосчитать. и стучат кулачками.

Мои игрушки

Хороши у нас игрушки: на правой руке с подушкой большого пальца соединяем подушечки остальных пальцев на каждое слово -"клювик"

Куклы, мишки и хлопушки, то же на левой руке
С ними весело играть, две руки одновременно - "клювик" на каждое слово
Но не надо забывать:

Игрушки – не люди, одна рука "ребро", другая -"ладонь"
Но все понимают меняем положение на каждое слово
И очень не любят,
Когда их ломают.
Пусть игрушки дружат с нами,
Обижать мы их не станем,
Поиграем и потом
Все на место уберем.
(З. Петрова)

Координация речи и движения

Кукла спит

Я хожу, хожу, хожу, Ходьба на месте с высоким

Вдруг я куклу разбужу! подниманием колен.

Кукле надо отдыхать, Полуприседание, удержание позы.

Кукле хочется поспать

Я на цыпочках хожу, Потягивание на носочках, глубокий вдох.

Куклу я не разбужу. Руки на поясе, ходьба на носочках,

И ни разу, и ни разу

Я словечка не скажу. Проговаривание шепотом.

Буратино

Буратино потянулся, движения соответствуют тексту

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел, —

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик тот достать,

Надо на носочки встать.

"Лошадка

Я люблю свою лошадку, Поглаживание ладонью по голове

Причешу ей шерстку гладко. воображаемой лошадки по спинке,

Гребешком приглажу хвостик потом по хвостику.

И верхом поеду в гости. Бег по кругу с высоким подниманием колена,

руки держат воображаемые поводья.

Мячик мой.

Координация речи с движением.

Друг весёлый, мячик мой, 4 прыжка на носочках, руки на поясе.

Всюду, всюду он со мной. По 2 взмаха левой и правой рукой - как бы удары по мячу.

Раз, два, три, четыре, пять. 5 прыжков на носочках, руки на поясе.

Хорошо мячом играть. Вновь по 2 взмаха - "удара".

Мячик

Координация речи и движения, развитие общей моторики

Раз, два, прыгай, мячик. Взмахи правой ладонью, как бы удары по мячу.

Раз, два, и мы поскачем. Ритмичные прыжки на носочках,

Девочки, и мальчики руки на поясе.

Прыгаем, как мячики.

Логоритмическая гимнастика

Робот

Стоит робот на дороге,

У него не гнутся ноги,

Может он махать руками,

Может он моргать глазами,

Может головой кивать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Дети руки сгибают в локтях, совершают поочерёдно дейст¬вия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и чётко.

Существительные: праздник, маски, Снегурочка, Дед Мороз, Новый год,шар, подарок, ёлка, хлопушка, мишура, конфетти, танец, пляска, хоровод.

Прилагательные: игрушечный, любимый, маленький, большой,стеклянный, пластмассовый, круглый, овальный, квадратный, прямоугольный, новогодний, весёлый, смешной, добрый, сердитый.

Глаголы: танцевать, плясать, украшать, праздновать, дарить, благодарить, наряжать.

Наречия: интересно, много, мало, тихо, шумно, весело, дружно.

«Назови ласково»

Шар - шарик, шарики.

Звезда - звёздочка, звездочки.

Бусина - бусинка, бусинки.

Фонарь - фонарик, фонарики.

«Скажи какие?»

Игрушки для украшения елки - какие? - . (елочные)

Шары из стекла - какие? - . (стеклянные)

Флажки из бумаги - какие? - .

Зайцы из пластмассы - какие? - .

Флажки разных цветов - какие? - .

«Узнай словечко»

Белый, пушистый, искрящийся . (снег)

Колючая, мохнатая, зеленая . (ёлка)

Сладкое, холодное, сливочное . (мороженое)

Ледяная, тающая, остроконечная . (сосулька)

Уходящий, старый, новый . (год)

Дидактическая игра «Подбери признак к предмету»:

елочные игрушки (какие?) — .

Дед Мороз (какой?) — .

Пересказать рассказ «Елка».

В детском саду елка. У елки стоит Дед Мороз, большой, седой, в красной шубе, в меховой шапке, в белых валенках, с палкой в руке. Он очень понравился ребятам. Саша на него смотрел, смотрел, подошел и тронул. Дед Мороз зашевелился, голову поднял и громко спросил:

— Кто меня разбудил?

— Спасибо, Саша, а то я чуть праздник не проспал. Пришлось бы подарки в лес увозить.

Выложить фигурку из спичек по образцу.

Елочка зеленая выросла в лесу.

Елочку на праздник я домой принесу.

«Что лишнее и почему?»

Лыжи, санки, коньки, василек.

Зима, весна, декабрь, осень.

позёмка, горнолыжник, подледная (рыбалка), снеговик.

"Добавлялки"

Кто подарки нам принёс?

Ну конечно…(Дед Мороз)

Возле ёлки в Новый год

Дети водят . (хоровод)

Очень звонкие игрушки -

Мы берём картон и краски -

К карнавалу будут. (маски)

Сшит костюм цыганский Вале,

Чтоб блеснуть на . (карнавале) /span

Если стужа на дворе,

Все деревья в серебре,

Огнями елочка цветет,

Значит скоро . (Новый год).

Всегда и в любую погоду

Мы рады . (Новому году).

Бородой седой зарос

Старый, добрый . (Дед Мороз)

Смотри: он весел и ярок

И что-то несет нам в . (подарок).

Собирайтесь в хоровод

И встречайте . (Новый год).

Ведь подарки нам принес

Наш веселый . (Дед Мороз).

Наш веселый Дед Мороз!

У него красный . (нос),

Шуба длинная, до пят.

Веселит он всех . (ребят).

«Отгадай загадки». Объясни, что тебе помогло их отгадать.

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

На Новый год я главная. (ёлка)

Она с дедушкой пришла,

Смех веселье принесла.

Привела к нам Новый год. (Снегурочка)

На ёлочке висят,

В темноте сверкают,

И ярко так блестят. (дождик)

Какая игрушка стреляет,

Как пушка? (хлопушка)

Сам дней не знает,

А другим указывает. (календарь)

На праздник важный,

Цветной, бумажный. (конфетти)

Две новые, кленовые

На них поставил две ноги

И по большим снегам беги. (Лыжи)

Есть, ребята, у меня

Два конёчка, два конька.

Спят все лето напролет,

Любят кони только лед. (Коньки)

Я катаюсь на нем

До вечерней поры.

Но ленивый мой конь

Возит только с горы.

А на горку всегда

Сам пешком я хожу

За веревку вожу. (Санки)

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем ёлку украшать:

Бусы, шарики, игрушки,

Дождик, звездочки, хлопушки.

Ель в сиянии огней –

Можно приглашать гостей!

Пальчиковая гимнастика

«Ёлочка»

Перед нами елочка: Пальцы рук, переплетены, из больших

пальцев – верхушка «елочки».

Шишечки, иголочки. Кулачки, указательные пальчики выставлены

Шарики, фонарики «Шарики» из пальцев вверх и вниз.

Зайчики и свечки, «Ушки» из указательного и среднего пальцев;

обе ладони сложены, пальцы сжаты.

Звезды, человечки. Ладони сложены, пальцы расправлены; средний и указательный пальцы стоят на столе.

«На ёлке»

Мы на елке веселились, Ритмичные хлопки в ладоши.

И плясали, и резвились. Ритмичные удары кулачками.

После добрый Дед Мороз Дети «шагают» средним и

Нам подарки преподнес. указательными пальцами обеих рук.

Нам большущие пакеты, «Рисуют» руками большой круг.

В них же – вкусные предметы: Делают ритмичные хлопки.

Конфеты в бумажках синих, Загибают на обеих руках пальчики,

Орешки рядом с ними, начиная с большого.

«Подарки»

Дед Мороз принес подарки: Дети «шагают» пальчиками по столу.

Буквари, альбомы, марки, На каждое произнесенное название

Кукол, мишек и машины, подарка загибают по одному пальчику

Попугая и пингвина, сначала на правой, потом на левой руке.

И пушистого щенка! Делают из пальчиков приавой рук

Гав! Гав! мордочку щенка.

Выучите с ребёнком стихотворение. Поработайте над звукопроизношением и выразительностью речи.

Новогоднее

Наступает Новый год.

Что он людям принесет?

У каждого, кто трудится,

Кто честен, добр и смел,

Пускай желанья сбудутся,

Чего б он ни хотел.

Строитель хочет строить дом

На радость новоселам,

Чтоб каждый становился в нем

Счастливым и веселым.

О чем мечтает садовод?

В его мечтах, весь мир цветет,

И люди, глядя на цветы,

Пусть эти славные мечты

Встали девочки в кружок,

Встали и примолкли.

Дед Мороз огни зажег

На высокой ёлке.

Бусы в два ряда.

Пусть не гаснет ёлка,

Пусть горит всегда. А. Барто

Новый год у ворот,

Ребятишек ёлка ждёт. Я. Аким

Здравствуй праздник новогодний,

Праздник ёлки и зимы!

Всех друзей своих сегодня

Позовём на ёлку мы.

Стихи для автоматизации поставленных звуков

Подарок

В Новый год под яркой елкой

Я нашла подарок свой.

В старой обувной коробке

Спал котенок золотой.

Носик кнопкой, хвостик кистью,

Лапки в белых башмачках,

А усищи-то, усищи!

И полоски на боках.

Заберу его в кроватку.

Тихо песенку спою,

Чтобы спал он сладко-сладко,

Сказку на ночь расскажу! С. Суворова

Короткие стихи для малышей про Новый год

Снег идёт, снег идёт
Значит скоро Новый Год
Дед Мороз к нам придёт
Всем подарки принесёт!

Елка наряжается -
Праздник приближается.
Новый год у ворот,
Ребятишек елка ждет.

В.Петрова
Дед Мороз прислал нам елку,
Огоньки на ней зажег.
И блестят на ней иголки,
А на веточках - снежок!

Рысью мчится Новый Год.

Рысью мчится Новый Год,
В дом спешит, стучится;
На озёрах белый лёд
Глаз слепит, искрится.
Клён, ольху обняв, стоит –
Так теплее вместе;
Что-то тихо говорит
Ей, своей невесте.
Солнце скоро упадёт
Весело за горку;
Забуянит, запоёт
Лес пургою звонкой.
Снег запляшет хоровод,
Вихрем закружится;
Скоро, скоро Новый Год!
Рысью в гости мчится.

По сугробам напрямик,
Шел веселый снеговик.
А в руках его была
Не корзина, не метла,
Не плитка шоколадная,
А елочка нарядная!

Наша ёлка высока.

Выше папы, выше мамы.

Достает до потолка.

Снова пахнет свежей смолкой

Мы у ёлки собрались
Нарядилась наша елка
Огоньки на ней зажглись.
Игры, шутки, песни, пляски,
Тут и там мелькают маски.
Ты - медведь. А я - лиса!
Вот такие чудеса!
Вместе встанем в хоровод.
Здравствуй, здравствуй Новый год!

Это что за дед мороз,
Что за щечки, что за нос,
Борода то борода,
А на шапочке звезда.
На носу то крапинки,
А глаза то папины!

Мы слепили снежный ком,
Ушки сделали на нём,
И как раз вместо глаз
Угольки нашлись у нас!
Кролик белый, как живой,
И с хвостом, и с головой!
За усы не тяни - из соломинок они!
Длинные, блестящие, словно настоящие!

Какого цвета Новый Год?
Веселого - как рыжий кот,
Он серебристый как снежок,
И разноцветный как мешок,
С подарками прекрасными -
Машины, куклы, красками,
Он солнечного цвета,
Как будущее лето!

Добрый дедушка Мороз
Мне щенка в мешке принес,
Но какой-то странный дед,
В шубу мамину одет,
А глаза его большие
Как у папы голубые.
Это папа, я молчу,
Втихомолку хохочу,
Пусть позабавляются,
Может сам признается.

Зайчик умывается,
На елку собирается.
Вымыл носик, вымыл хвостик,
Вымыл ухо, вытер сухо.
Надел бантик,
Стал он франтик.

Выпал снег, настал мороз,
Кошка лапой моет нос,
У щенка на черной спинке
Тают белые снежинки!

Синий бархат неба вышит,
Словно в сказке серебром,
Ожиданьем чуда дышит
В этот праздник все кругом!

***
Пусть в окошко постучится
В полночь добрый Новый год,
Всем мечтам поможет сбыться,
Счастье, радость принесёт!

Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе мы в кружок -
Получается снежок.
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.

СНЕЖОК
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня - посмотри! -
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.

Ольга Меленцова
Мерзнут щеки, мерзнет нос,
Мерзнут наши ручки.
Ой мороз, мороз, мороз
Брось ты эти штучки!
Перестань мороз шалить,
Перестань кусаться,
Дай немножко поиграть,
С горки покататься!

Что за чудо, чудо-ёлка
Все зелёные иголки,
В бусинках и шариках,
В жёлтеньких фонариках!

***
Дети водят хоровод,
Хлопают в ладоши.
Здравствуй, здравствуй Новый год,
Ты такой хороший.

К празднику я кошке,
надела сапожки,
причесала ей усы,
сшила новые трусы.
Только как их надевать?

- Хвостик некуда девать!

***
Вышла девочка на лыжах,
а за ней котенок рыжий,
он бежать не устает,
добежал до горки - ждет!
Прокати, Аленка, рыжего котенка!

***
В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Елку из лесу привез.
Елка плакала сначала
От домашнего тепла,
Утром плакать перестала,
Задышала, ожила.
Чуть дрожат ее иголки,
На ветвях огни зажглись.
Как по лесенке, по елке
Огоньки взбегают ввысь.
Блещут золотом хлопушки.
Серебром звезду зажег
Добежавший до верхушки
Самый смелый огонек.
Год прошел, как день вчерашний.
Над Москвою в этот час
Бьют часы Кремлевской башни
Свой салют - двенадцать раз!

Читайте также: