Лексическая тема народная игрушка в старшей группе

Обновлено: 04.05.2024

Цель: Прививать интерес к русским народным промыслам.

Задачи:

Образовательные: Продолжать знакомить детей с русскими народными игрушками, сделанными из разных материалов. Помочь установить связь между поделками и людьми, сделавшими их.

Развивающие: Учить сравнивать игрушки, находить сходства и различия. Обогащать речь яркими эпитетами, сравнениями.

Воспитательные: Воспитывать любовь к русской народной игрушке и людям, сделавшими её. Формировать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества.

Предварительная работа: Беседы с детьми о народных промыслах, рассматривание предметов прикладного творчества, чтение потешек, загадывание загадок по теме.

Материал: Оформленная изба, игрушки, выполненные из различных материалов. Старинное вышитое полотенце. Большая матрёшка. Трафареты матрёшек. Краски гуашевые. Кисточки.

Ход занятия.

Поедем на автобусе.

Дом по улице бежит,

Дом подошвами шуршит,

Подбегает к остановке (идут по кругу друг за другом, притопывая пятками, одновременно «крутят руль»)

Всех желающих берет

И опять бежит вперед.

(Продолжая движение, притопывая пятками и «крутят руль»)

Вот мы и приехали. А приехали мы в русскую избу. Давайте зайдём.

(Дети подходят к столу, на котором разложено вышитое полотенце).

Хотите узнать, что лежит под полотенцем? Тогда садитесь на лавочки.

Воспитатель приподнимает полотенце. Что вы видите?

Вот игрушки так игрушки!

Нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней чудной красоты,

Чтоб ввести нас в мир России,

В мир преданий и добра,

Чтоб сказать, что есть в России

Как вы думаете, какой человек их смастерил: добрый или злой?

Дети: Конечно, добрый и его доброта поселилась в каждой игрушке.

Воспитатель: Поэтому их хочется взять в руки, прикоснуться к ним.

Ребята, из каких материалов сделаны ваши игрушки в группе?

Дети: из пластмассы, из резины, из металла.

Игрушки из пластмассы – пластмассовые, из резины – резиновые, из металла – металлические.

Давайте вспомним из каких материалов изготавливали игрушки в старину.

Дети: из дерева, из соломы, из глины.

Найдите игрушку из глины. Это дымковская барышня. Вначале делали свистульки, а потом и кошки, индюки, жар-птицы, барышни, кавалеры. Их сделали в селе Дымково. Ласково и нежно их называют «дымка». Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни деревня вся как будто в дымке.

Отгадайте загадки об этих игрушках.

Он копытом бьёт, удила грызёт (конь).

Мои руки крендельком, Щеки будто яблоки.

Со мной издавна знаком,

Весь народ на ярмарке (барыня).

По улице мостовой

Шла девица за водой,

Шла девица за водой,

За холодной ключевой (водоноска).

Всех нарядом удивил,

Крыльца важно распустил,

Хвост, как солнечный цветок,

Ярко-красный гребешок! (индюк).

Воспитатель: Молодцы ребята! Какие цвета использовали мастера, расписывая эти игрушки.

Ответы детей (малиновые, желтые, красные, зеленые, оранжевые, синие).

Воспитатель: Найдите, ребята, ещё одну глиняную игрушку.

(дети находят филимоновскую игрушку).

Ой, свистулечка какая,

И чуть-чуть пузатая!

Ты откуда уточка?

Уточка свистит моя:

Лесов вокруг деревни Филимоново мало, но зато много оврагов, а в них полно глины – белой, красной, черной, розовой. Какая отличительная черта у этих игрушек?

Дети: они веселые, разноцветные, красивые.

Русский народ не только умеет создавать замечательные игрушки. А ещё на Руси любили играть.

- А какие народные игры вы знаете?

- Давайте поиграем в забавную игру «У Маланьи».

У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши,

Жили в маленькой избушке (присесть, сложить руки домиком,

Семь сыновей (семь пальцев,

Все без бровей (очертить брови пальцем,

Вот с такими ушами (растопырить ладоши, поднести к ушам,

Вот с такими носами (показать нос растопыренными руками,

Вот с такими усами (нарисовать пальцем усы, развести руки в стороны,

Вот с такой головой (очертить большую голову,

Вот с такой бородой (показать руками с наклоном вниз,

Ничего не ели, на неё глядели

И все делали вот так … (любое движение).

Ребята, под полотенцем вы не увидели ещё одну игрушку, с которой раньше очень любили играть дети. Отгадайте, что же это?

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока,

А внутри секреты есть:

А может три, а может шесть,

Наша русская (матрёшка).

Из какого материала сделана эта красивая матрёшка?

Давайте посмотрим, что за секреты есть у матрёшки.

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Приглядитесь внимательнее. Что вы заметили?

Дети: Они разные, у них разные платочки, губки бантиком, но у каждой по-своему нарисованы щечки – у одной розовые, у другой – красные.

Ребята, я расскажу вам, когда появилась первая матрёшка. Более ста лет назад в художественную мастерскую под Москвой привезли из Японии фигурку лысого старичка. Кукла раскрывалась, в ней находились ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Игрушка всем понравилась, и наши мастера решили сделать свою деревянную куклу. Первая матрёшка состояла из восьми фигурок. Изображала она девочку в сарафане с черным петухом в руках.

Сегодня матрёшек делают в городе Семенове Нижегородской области и в Сергиевом посаде под Москвой. Различаются они росписью и формой. Сергиево-Посадская матрёшка более приземистая. Мастера используют красную, синюю и зеленую краски. Семеновские матрёшки имеют более вытянутую форму. Их фартуки украшены ярко-красными цветами, между которыми вьются ветки с бутонами.

Вот такие были мастера на Руси. А какие пословицы знали мастера, оттого они, наверно, и работали хорошо.

«Делу время, а потехе час»,

«Не спеши языком, а спеши делом»,

«Сделал дело – гуляй смело»,

«Каков мастер, такова и работа»,

«Не будет скуки, коли заняты руки».

Ребята, а вам хотелось бы превратиться в мастеров – народных умельцев?

Предлагаю вам расписать матрешек, а затем покажем их большой матрешке.

Самостоятельная работа детей. Показывают свои работы большой матрешке.

Молодцы, ребята! Матрёшка улыбается, значит, ей понравились ваши работы.

Где мы сегодня были? (в русской избе). Мы говорили о русских народных игрушках. Какие игрушки были в старину, из каких материалов их изготавливали?

Нам пора возвращаться в группу. Поедем снова на автобусе.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Игрушки»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Игрушки» Обучающие задачи: расширять знания детей по теме «Игрушки»; развивать речевой слух, формировать развитие элементарных.

Конспект НОД по развитию речи «Любимые игрушки ребят» для детей младшей группы

Конспект НОД по развитию речи «Любимые игрушки ребят» для детей младшей группы Тема: «Любимые игрушки ребят». Рассматривание и описание игрушек. Образовательные области: познавательное, речевое, физическое. Задачи:.

Конспект НОД по развитию речи «Выбираем игрушки для прогулки» для детей младшей группы Тема «Выбираем игрушки для прогулки» Образовательные области: познавательное, речевое, физическое, социально – коммуникативное. Задачи:.

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы «От весны до зимы»

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы «От весны до зимы» Цель: развивать речь детей с опорой на экологическую тематику. Задачи: - закрепить приметы разных времен года, учить видеть отличия;.

Конспект занятия по развитию речи для старшей группы «Детский сад» Цель : Расширять и закреплять знания детей о своем детском саде. Задачи : 1. Воспитывать любовь и уважение к сотрудникам детского сада;.

Конспект занятия по развитию речи «Из чего сделаны игрушки» для детей младшей группы

Конспект занятия по развитию речи «Из чего сделаны игрушки» для детей младшей группы Тема: «Из чего сделаны игрушки» Задачи: учить определять название игрушек и материал, из которого сделаны; развивать слуховое восприятие,.

Материал для организации коррекционно-образовательного процесса в подготовительной логопедической группе ДОУ.

ВложениеРазмер
Методическая копилка учителя-логопеда по лексической теме «Народные игрушки и традиции» (подготовительная к школе группа) 396.79 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ д/с №414 ЦО г. Новосибирска учитель-логопед О. В. Мельникова

Методическая копилка учителя-логопеда

по лексической теме «Народные игрушки и традиции»

(подготовительная к школе группа)

  1. Материал для совместной деятельности и индивидуальной работы воспитателей логопедической группы с воспитанниками

Формирование лексико-грамматических категорий

Формирование связной речи

Форм-е реч-х нав., фонем. воспр. и нав. зв. ан.

Арт., пал., дых. гимнастика

Дети должны усвоить:

разные виды росписи, их отличительные черты, иметь навыки элементарной росписи народных игрушек.

роспись, мастера-умельцы, водоноска, тряпичные, глиняные, силуэт, свистульки, кокошник, коромысло, веер, фарфор, керамика, мастера-умельцы, ярмарка, элементы, завиток, сеточка, фон.

Игра «Сосчитай-ка». Посчитайте игрушки от 1 до 5.

Игра «Один -много». Не одна лошадка, а много. (лошадок). Не один павлин, а много. (павлинов). Не один барыня, а много. (барынь). Не одна уточка, а много . (уточек). Не одна свистулька, а много . (свистулек).

Игра «Скажи ласково». Свистулька - свистулечка, кукла - куколка, ложка - ложечка, погремушка – погремушечка, лошадь – лошадка, утка – уточка, игрушка – игрушечка.

Игра «Из чего сделаны – какие…». Из резины - она резиновые, из пластмассы – пластмассовые, из железа – железные, из дерева – деревянные, из тряпок – тряпичные, из глины – глиняные, из соломы – соломенные, из бересты – берестяные.

Беседа: из чего делали народные игрушки? Какие они?

Пословицы: В марте щука хвостом лед разбивает. В марте курочка под порожком воды напьется. Март с водою, апрель с травою.

Звуковой анализ односложных и двусложных слов.

Нахождение места звука в слове (начало, конец, середина), ударного слога.

Работа со слоговой схемой слова , схемой предложения, предлоги , и их схематическое изображение.

Дифференциация согласных звуков по твердости – мягкости, звонкости – глухости.

Раз, два – Москва. (Хлопки )

Три, четыре – мы в Сибири.( /-/)

Раз, два, три, четыре, пять – (Соединяем пальчики)

Выходить в Москве опять. (Шагают пальчики по слолу)

Развитие арт. моторики.

«Грибок», «Маляр», «Блинчик с вареньем», «Ветерок»

Дыхательная гимнастика «Волшебная ладошка»

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Мы руки разведем

И побежим кругом.

Игры «Чем похожи», «Найди различия» (для задания предлагаются два изделия с разными видами росписи)

  1. Материал для совместной деятельности и индивидуальной работы с воспитанниками подготовительной логопедической группы

Лексическая тема «Народные игрушки и традиции»

Дети должны усвоить: разные виды росписи, их отличительные черты, иметь навыки элементарной росписи народных игрушек.

Лексический материал: роспись, мастера-умельцы, водоноска, тряпичные, глиняные, силуэт, свистульки, кокошник, коромысло, веер, фарфор, керамика, мастера-умельцы, ярмарка, элементы, завиток, сеточка, фон.

1. Развитие общей моторики

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Мы руки разведем

И побежим кругом.

2. Развитие мелкой моторики

Раз, два – Москва.

Три, четыре – мы в Сибири.

Раз, два, три, четыре, пять –

Выходить в Москве опять.

Шагают пальчики по слолу.

3. Развитие артикуляционной моторики

«Грибок», «Маляр», «Блинчик с вареньем», «Ветерок»

4. Развитие фонетико-фонематического восприятия

«Кто больше» : подбираем поочерёдно слова, которые начинаются со звуков [л] и [ль].

«Где живёт в слове звук» ([л],[ль] в начале, в середине или в конце слова).

«Вспомни имена» : предложите ребёнку вспомнить имена с заданными звуками.

«Составь слово» : поупражняйте в выкладывании слов с буквами Л из разрезной азбуки.

5. Развитие лексико-грамматического строя речи

Игра «Сосчитай-ка». Посчитайте игрушки от 1 до 5.

Игра «Один -много». Не одна лошадка, а много. (лошадок). Не один павлин, а много. (павлинов). Не один барыня, а много. (барынь). Не одна уточка, а много . (уточек). Не одна свистулька, а много . (свистулек).

Игра «Скажи ласково». Свистулька - свистулечка, кукла - куколка, ложка - ложечка, погремушка – погремушечка, лошадь – лошадка, утка – уточка, игрушка – игрушечка.

Игра «Из чего сделаны – какие…». Из резины - она резиновые, из пластмассы – пластмассовые, из железа – железные, из дерева – деревянные, из тряпок – тряпичные, из глины – глиняные, из соломы – соломенные, из бересты – берестяные.

6. Развитие связной речи

Беседа: из чего делали народные игрушки? Какие они?

Пословицы: В марте щука хвостом лед разбивает. В марте курочка под порожком воды напьется. Март с водою, апрель с травою.

7. Индивидуальная работа

Отслеживать правильность произношения в спонтанной речи у воспитанников группы всех поставленных звуков. Работа над слоговой структурой слова (сложные слова) – Настя, Женя П. , Влад Ш., Матвей Ф. – инд. занятия по автоматизации звуков (см. закладки в тетради).

занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи

«Звуки и буква Л»

- формировать умения различать звуки в слогах, словах и предложениях.

- развивать звуко-буквенный анализ;

- з акрепить навык слогового анализа и синтеза слов;

- продолжать учить дифференциации мягких и твёрдых согласных звуков изолированно, в слогах, словах;

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; нижнедиафрагмальное дыхание и звонкость голоса; фонематический слух и восприятие;

- уточнять и расширять словарь.

- воспитывать трудолюбие и уважение к труду взрослых..

Оборудование: предметные картинки, буквы, индивидуальные наборы для составления схем, индивидуальные тетради с заданием, цветные карандаши, зеркала, счётные палочки, профили артикуляции звуков.

Раз, два – Москва.

Три, четыре – мы в Сибири.

Раз, два, три, четыре, пять –

Выходить в Москве опять.

    Упражнения для арт. моторики и развития дыхания: «Ветерок», «Парус», «Болтушка».

Введение в тему:

занятие : что общего (звук Л).Характеристика звука Л, уточнение артикуляции.

Буква Л.

занятие: раздели на 2 группы (Л и Ль).Сравнение звуков.

Развитие фонематического слуха: «Хлопни – топни».

1 занятие (зв. анализ): луна, калоша. Слоговые схемы, составление предложений, схема предложения.

Подгрупповое логопедическое занятие «Русская народная игрушка»

Продолжение знакомства детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно-прикладным искусством русского народа. Расширение представлений о народных игрушках (матрешки – городецкая, богородская, бирюльки).

Развивать эстетическое восприятие, эстетический вкус, творчество. Формирование интереса к истории и национальным традициям России.

Привитие любви и интереса к традициям и обычаям русского народа, приобщение к истокам духовной культуры.

Оборудование: Народные игрушки, иллюстрации с изображением народных игрушек,

Ход занятия

Сегодня у нас в гостях замечательные игрушки, сделанные народными умельцами.

Славилась Россия чудо –мастерами,

Дерево и глину в сказку превращали.

Красками и кистью красоту творили,

Своему искусству молодых учили.

Дидактическая игра»Назови игрушку»

(образование относительных прилагательных); игрушка из дерева (какая) –деревянная (матрешка, дудка»; игрушка –из глины (какая) глиняная (свистулька); игрушка из керамики (какая) –керамическая (куколка).

Дидактическая игра «Посчитай-ка» (согласование числительных с существительными); (матрешек и козликов)

Физкульминутка «Матрешки»

Мы веселые матрешки,

На ногах у нас сапожки,

В сарафанах наших пестрых

Мы похожи,словно сестры

Загадка о матрешке


Вот загадка об игрушке :

Семь Матрен сидят друг в дружке

От большой до самой крошки –

Называются …. (матрешки)

Составить описательный рассказ о матрешке по плану:

2. Какого цвета, размера,формы?

3. Из какого материала сделана?

4. Из скольких частей состоит?

5. Как в нее играют?

Дидактическая игра» Кто быстрее соберет матрешку или козлика»

Повторить потешки за педагогом

Поколдую я немножко

У меня одна матрешка.

На столе она стояла.

А теперь их десять стало.

Он и по воду ходил,

Он и тесто месил

Творогом лепешки смазывал,

Песни пел и сказки сказывал.

Итог занятия : Сегодня мы говорили о народных игрушках. Какие игрушки вам больше всего понравились? Какие игры вам понравились?

З. Е Агранович :Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям.

Фотоотчёт экскурсии вмини-музей «Русская народная игрушка»

Фотоотчёт экскурсии вмини-музей «Русская народная игрушка» Цель: Формирование представлений о культуре и быте русского народа через историю народной куклы, знакомство с русской народной игрушкой.

Календарное планирование «Осень», по теме «Игрушки. Русская народная игрушка», подготовительная группа (ТНР) Игрушки. Русская народная игрушка. О цель: Уточнение, активизация и актуализация словаря по лексической теме «Игрушки»: обогащение словарного.

Конспект интегрированного занятия «Русская народная игрушка-Матрешка» (разновозрастная группа от 5 до 7 лет) «Русская народная игрушка - Матрешка» Цели: - Приобщить детей к национально – культурным традициям, посредством углубления и расширения.

НОД во второй младшей группе «Русская народная игрушка — матрешка» с применением ИКТ Направления развития и образования (образовательные области): социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое развитие.

Педсовет «Русская народная игрушка как средство нравственного воспитания » (из опыта работы) МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» СМОЛЕНСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ РУССКАЯ.

Подгрупповое логопедическое занятие «Город. Улица. ПДД» Орг. Момент. ОБЩИЕ РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ Беседа Название города, главных улиц, площадей, парков; основные достопримечательности; важнейшие предприятия.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Русская народная игрушка» Проект разработала: воспитатель I кв. категории Стрыгина О. И. Проект «Русская народная игрушка» Краткая аннотация проекта: Данный проект.

Проект «Русская народная игрушка «Матрешка» для детей 2–3 лет. Фотоотчет.

Проект «Русская народная игрушка «Матрешка» для детей 2–3 лет. Фотоотчет. Игрушка “Матрёшка“ открывает широкий потенциал для раннего развития ребёнка, формирует творчески развитую личность, способствует повышению.

Фронтально-логопедическое занятие по лексической теме «Русская народная игрушка» в подготовительной к школе группе.

• Упражнять детей в образовании относительных прилагательных.

• Развивать мелкую моторику рук, зрительное восприятие.

• Обогащать словарный запас детей по лексической теме.

• Совершенствовать лексико – грамматические навыки, ориентировку в пространстве.

• Формировать у детей представление об истории и развитии игрушки, интерес к истокам нашего народа.

Оборудование: Игрушки : матрешки, глиняные игрушки, из соломы. Демонстрационный материал: Картинка русской избы. Картинки русских народных игрушек : дымковские, филимоновские, карпогольские.

Ход занятия:

Логопед: Сегодня мы отправимся на экскурсию, а поедем мы на автобусе.

Логопед: Вот мы и приехали, сегодня я приглашаю вас в русскую избу.

Что вы видите? (Ответы детей). Раньше, длинными, зимними вечерами садились дети на лавку и играли. В Древней Руси было мало игрушек. И изготавливали их из того, что было под рукой. Из остатков ткани шили кукол, из глины лепили свистульки и погремушки, из дерева вырезали разнообразные фигурки. В Древней Руси родители сами мастерили поделки для детей. Особенно дети любили глиняные игрушки. Самыми известными глиняными игрушками являются дымковские, филимоновские, каргопольские и хлудневские.

Дымковские (вятские) игрушки отличает особая пластика и яркая расцветка. Традиционными образами для дымковской игрушки являются петухи, индюки, кони, козлы, барышни в широких юбках. Игрушки традиционно раскрашивались геометрическими фигурами, волнистыми и прямыми линиями, клеткой.

Филимоновские глиняные игрушки считаются одними из самых древних на Руси. Среди филимоновских игрушек встречаются фигурки людей, фигурки животных с длинной шеей и маленькой головой, свистульки. Традиционные краски филимоновской игрушки желтая, зеленая, малиновая и голубая.

Каргопольские игрушки родом из Архангельской губернии, города Каргопол. От дымковских и филимоновских их отличает темные цвета (черный, коричневый, темно-зеленый). Среди персонажей встречаются герои сказок и былин, животные настоящие и сказочные: полкан (полуконь- получеловек, птица Сирин, конь с двумя головами. Часто каргопольские мастера делали группы фигур : тройки с санями, танцующие фигурки, лодки с седоками.

Ребята, а давайте с вами вспомним, из каких материалов изготавливали игрушки в старину.

Дети: из дерева, из соломы, из глины.

Логопед: Игрушки из дерева как называются? (деревянные, а из соломы (соломенные, а из глины (глиняные). Все верно, а из каких материалов делают игрушки сегодня?

Дети: из пластмассы (пластмассовые, из резины (резиновые, из металла (металлические).

Логопед: Сосчитайте, сколько на столе деревянных игрушек? Сколько соломенных? Сколько глиняных?

А теперь давайте дадим на эти вопросы полные ответы (проговаривают вместе с логопедом).

Логопед: Игра «Один -много».

• Не одна лошадка, а много. (лошадок).

• Не один павлин, а много. (павлинов).

• Не один барыня, а много. (барынь).

• Не одна уточка, а много. (уточек).

• Не одна свистулька, а много. (свистулек).

Физкультминутка «Матрёшки»

Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)

Девчонки озорные, матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

(Логопед на стол ставит матрёшек)

Логопед: Я к вам в гости пришла и подружку позвала. Только вот беда, не знает она из чего сделаны игрушки. Ребята поможем?

• Из резины - резиновые,

• из пластмассы – пластмассовые,

• из железа – железные,

• из дерева – деревянные,

• из тряпок – тряпичные,

• из глины – глиняные,

• из соломы – соломенные,

• из бересты – берестяные.

Логопед: Повторяем слова за мной и выполняем соответствующие движения.

Я возьму матрешку в левый кулачок.

Положу матрешку справа на бочок.

А теперь поставлю на левое плечо.

Спрячу я матрешку в правый кулачок.

А теперь поставлю прямо пред собой.

А сейчас подвину влево левою рукой.

Положу я под ладошку куколку свою.

А сейчас из-под ладошки снова достаю.

Логопед: Ребята, а давайте игрушки назовём ласково. Игра «Скажи ласково».

• игрушка – игрушечка.

Где мы сегодня с вами побывали? (Русская изба).

О чем говорили? (об игрушках).

Из каких материалов в старину делали игрушки? (солома, глина, дерево).

Какие глиняные игрушки вы знаете?

Фрагмент итогового из заданий в занятии по лексической теме «День космонавтики» в подготовительной к школе группе Кроссворд «Интересно: Космос", посвященный Дню Космонавтики (для подготовительной группы к школе). Цель: Закрепить имеющиеся знания о космосе.

Занятие «Путешествие на ярмарку. Русская народная игрушка» (средняя группа)

Занятие «Путешествие на ярмарку. Русская народная игрушка» (средняя группа) Цель:Формировать интерес к народной игрушке. Воспит. -Солнце яркое встает,спешит на ярмарку народ. Но попасть туда не просто, ворота закрыты.

Сценарий досуга в старшей группе «Русская народная игрушка матрёшка»

Сценарий досуга в старшей группе «Русская народная игрушка матрёшка» Цель: Закрепить знания детей с матрёшке как народной игрушке (история создания, особенности внешнего вида и декора, исходный материал и.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Традиционная русская народная игрушка»

Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Традиционная русская народная игрушка» Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной к школе группе.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе «Русская народная игрушка — матрешка» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе «Русская народная игрушка - матрешка» (с применением ИКТ) Образовательные.

Конспект занятия-экскурсии «Русская народная игрушка» Конспект совместной образовательной деятельности в разновозрастной группе компенсирующей направленности. Экскурсия-занятие в мини-музее.

Консультация для родителей в старшей группе (совместно с детьми) «Русская народная игрушка» Консультация ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ в старшей группе (совместно с детьми). ТЕМА: «Русская народная игрушка». Цель: Продолжать знакомить с историей.

Консультация «Русская народная игрушка и её дидактическое значение» Получить в детстве начало эстетического воспитания – значит на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения.

Логопедическое занятие по лексической теме «Злаки» в подготовительной группе для детей с ОНР Тема. Злаки. Цели: 1. Закрепить в речи детей названия злаков и их частей. 2. Словообразование родственных слов от слова «хлеб». 3. Словообразование.

Представлен методический материал по лексической теме "Народные промыслы, игрушки" в подготовительной к школе группе. Словесно-дидактические игры в которых закрепляется лексический материал, пополняется, уточняется словарный запас ребенка.

Оценить 1714 1

Подборка методического материала по теме «Народные промыслы, игрушки»

(подготовительная группа)

Дидактические игры

«Сосчитай»(согласование числительных с существительными):одна матрешка, две матрешки … пять матрешек, (игрушка, свистулька, кукла, дудка)

«Скажи какая?» (подбор прилагательные к существительным): матрешка какая? - красная, красивая, …., игрушка какая? - …. кукла какая? -

«Назови игрушку» (образование относительных прилагательных): игрушка из дерева (какая?) — деревянная (матрешка, дудка); игрушка из глины (какая?) — глиняная (свистулька); игрушка из керамики (какая?) — керамическая (куколка).


« Доскажи пословицу»

Скучен день до вечера…….(коли делать нечего).

Судят не по словам, а……. (по делам).

Не пеняй на соседа, когда……(спишь до обеда).

Сделал дело……(гуляй смело).

Делу — время……(потехе — час).

Терпение и труд……(все перетрут).

Хочешь есть калачи…. (так не сиди на печи).

Без труда не вытащишь……(и рыбку из пруда)

Горька работа……(да сладок хлеб).

Кто любит трудиться, тому……(без дела не сидится).

Труд человека кормит, а……. (лень портит)

«Подскажи словечко»

Носят женщины, старушки, Не страшны зимой морозы

Носят малые девчушки- Ни большим, ни маленьким.

К уголочку уголок Что нам зимушки угрозы-

Сложен красочный. Мы обуем.

(платок) (валенки)

Если маленький мороз- Мне в частушках подыграет,

Не хватает он за нос. Хоть и не гармошка.

Как начнет мороз сердиться, За обедом в суп ныряет

Мы наденем. Расписная.

(рукавицы). (ложка)

Эту обувь не забыли, Без нее в деревне скучно,

Хоть давным-давно носили. Вместе с ней поют частушки,

Влезут дети на полати, Пляшут Маша и Антошка

У печи оставят … Под веселую …

(лапти) (гармошку).

Как нужна она в лесу! Три струны, ее узнай-ка

В ней грибы домой несу, Что же это…

Полюбуйся на картину- (балалайка)

Любят девочки-подружки Выпускает жаркий пар

С маком бублики и. Древний чайник.

(сушки). (самовар)

«У кого больше?». Развитие фонематических представлений. Подбор слов с заданным звуком на заданную тему.

«Чего не хватает?». Развитие зрительного внимания. Совершенствование грамматического строя речи, употребление существительных в родительном падеже.

«Собери гжельскую розу», «Угадай, какая роспись?», «Собери хвост птице гжельским узором»(работа с разрезными картинками).


Цель. Совершенствовать умение описывать разные предметы.

Игровое задание. Совместно описать предмет.

Правила игры. Описать предмет как можно точнее.

Игра проходит в «избе». Предложите ребёнку описать предмет, не называя его, например: «Ручка длинная, деревянная, сам из металла, длинный, острый, как нож». Тот, кто правильно отгадал, получает фишку. Следующий предмет описывает другой ребёнок.

«Выставка старинных вещей»

Цель. Совершенствовать представления детей о способах классификации предметов по типовым признакам. Учить детей сопереживать успехам и неудачам сверстников.

Игровое задание. Интересно и понятно для других описать предмет.

Правила игры. Рассказать о назначении предмета. Участвовать в конкурсе.

Материал. Экспонаты «избы» или карточки с их изображением.

Игра. Дети делятся на «гостей» и «хозяев» избы. «Хозяин» должен так описать предмет, чтобы «гость» сразу догадался, о чём идёт речь.

Вариант. Предложить детям устроить конкурс, описывая вещи с помощью стихов и загадок. Картинку получит тот, чьё описание будет всеми признано лучшим.

«Одень куклу в национальный костюм»

Цель. Закрепить знания детей о предметах русского национального костюма (летнего и зимнего, мужского и женского).

Игровое задание. Правильно одеть куклу.

Правила игры. Подбирать одежду для мужчин и женщин по сезону.

Материал. На каждого ребенка комплект: картонные плоские куклы и одежда из плотной бумаги.

Игра. Детям предлагается одеть кукол в национальные костюмы (в летний и зимний). Воспитатель задает вопросы на закрепление обобщающих понятий «одежда», «обувь», «головные уборы».

«Подбери предметы по картинке»

Цель. Развить интерес к рассматриванию предметов, отмечая их красоту. Вызвать желание составить натюрморт, располагая предметы в определенной последовательности.

Игровое задание. Подобрать предметы по большим карточкам.

Материал. Большие карточки, изображающие различные натюрморты с предметами, представленными в мини-музее народного быта.

Игра. Дети берут карточки, рассматривают их, обмениваются впечатлениями. Затем подбирают предметы, хранящиеся в музее, и составляют натюрморты в соответствии с карточкой.

«Составь узор»

Цель - упражнять в составлении узоров из геометрических фигур, ритмично соблюдая линию орнамента, расширять представления о композиционном построении узоров на квадратной и круглой формах.

Игровое задание: составить узор на «полотенце», «тарелке», «платке».

Правила игры: выкладывать геометрические фигуры, чередуя по цвету, величине, используя композиционные схемы.

Материал: наборы геометрических фигур, основы для выкладывания узоров, композиционные схемы.

Игра. Воспитатель предлагает рассмотреть крупные геометрические фигуры, какого цвета, на что похоже: круг-тарелка, квадрат-платок и т.д. Предлагает детям составить на них узор.

«Русский сувенир»

Цель - закрепить знания об особенностях изделий Филимоново, Дымково, Хохломы, Гжели (назначение, игрушки, посуда, форма, цвета росписи), учить самостоятельно создавать выразительный образ.

Игровое задание: изготовить русский сувенир для гостей.

Правила игры: создать сувенир по мотивам одной из росписей.

Материал: шаблоны дымковских, филимоновских игрушек, посуды, набор цветных полосок, набор полосок с элементами росписей.

Дополнительный материал: гуашь, кисточки, ножницы, бумага.

Игра: Детям предложить узнать по шаблонам вид игрушек, посуды. Рассказать какими элементами, какими цветами и на каком фоне можно украсить их (с опорой на образцы фонов и росписей). Предложить сделать русский сувенир: обвести шаблон на бумаге, расписать, вырезать, рассказать, какую роспись использовали.

«Укрась избу»

Цель - закрепить знания об элементах украшения избы: причелина, полотенце,

наличник, ставни; о назначении узоров - «оберег»; развивать мелкую моторику пальцев.

Игровое задание: украсить избу, «защитить от злых сил»

Правила игры: выкладывать узор на элементах украшения избы.

Материал: шаблоны «избы», (на месте «полотенца», «причелины», «ставен», «наличников» приклеены кусочки фланели); наборы геометрических фигур.

Игра: предложить детям украсить избу узорами - оберегами, после выполнения рассказать о значении элементов.

Чтение стихов: М. Г. Смирнова «Дымка»,«Красная девица»; А. Дьякова «Весёлая дымка», Л. Гулыга «Пёстрый хоровод»; В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска», П. Синявский «Хохломская роспись», «Гжель», Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома».

Чтение отрывка из книги Н. Бедник«Хохлома»(об истории хохломской росписи).

Пальчиковая гимнастика

«За работу»

Ну - ка, братцы, за работу, работают кулачки-ладошки

Покажи свою охоту.

Большаку дрова рубить, загибать пальцы на каждую строчку

Печи все тебе топить,

А тебе воду носить,

А тебе обед варить,

А тебе посуду мыть.

А потом всем песни петь, работают кулачки -ладошки

Песни петь да плясать, встряхивать кистями рук в воздухе

Наших деток забавлять. руки в «замок», пальцы вверх-вниз

«Игрушки».

Работа над темпом и ритмом речи.

На большом диване вряд (Попеременно хлопают в ладоши и

Куклы Катины сидят: стучат кулачками)

Два медведя, Буратино, (Загибают поочередно все пальчики)

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять. (Разгибают поочередно все пальчики)

Помогаем нашей Кате (Попеременно хлопают в ладоши и

Мы игрушки сосчитать. стучат кулачками)

Игра – лото «Русская посуда» Л. В. Коломийченко «Занятия для детей 6-7 лет по социально – коммуникативному развитию» с. 250.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Отличная методическая разработка для педагогических работников. Материал доступен, лаконичен, полезен и понятен для всех. Так, что можно использовать данный дидактический материал как помощь учителю при организации и проведении образовательных мероприятий!

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Виктория Сергеевна, спасибо за статью. Всё изложено понятным для родителей языком, без лишней "воды". Подробнее.

Данная презентация интересна тем, что каждая игра сопровождается целями и описанием хода игры. Игры . Подробнее.

Актуальная в настоящее время тема. Ценно, что в разработке есть ссылки на электронные ресуры, которы. Подробнее.

Замечательный способ разнообразить возможные способы проверки словарных слов. Материал составлен оче. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Сертификат соответствия качества предоставляемых услуг рег. № 04 ЕАС1.СУ.01217 от 19.11.2019. Услуга: Дополнительное профессиональное образование.По результатам оценки оказания услуг, оценки процесса оказания услуг и проверки результатов оказываемых услуг данный документ подтверждает соответствие предоставляемых ООО «Центр Развития Педагогики» услуг всем нормативным требованиям.

Читайте также: