Лексика включающая названия частей тела лица названия игрушек посуды мебели

Обновлено: 29.04.2024

Аннотация. В статье рассмотрены задачи и содержание словарной работы, последовательность усвоения новых слов, приемов работы с дошкольниками над обогащением словаря.

Ключевые слова : пассивный словарь, активный словарь. словарная работа, задачи, содержание, приемы работы.

Обогащение лексического запаса является одним из существенных задач речевого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Работа над развитием речи детей, лексическим словарем начинается еще в детском саду. В дошкольной методике развития речи этот аспект представлен прежде всего в работах А. М. Богуш, Н. В. Гавриш, М. М. Кониной, О. И. Соловьевой, Е. И. Тихеевой, В. И. Яшинои и др.

На сегодняшний день принято выделять четыре основные задачи словарной работы :

- Во-первых, обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми новых слов, которые раньше не знали, а также новых значений слов. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (названий предметов, их признаков и свойств, действий, процессов и т. п.).

- Во-вторых, закрепление и уточнение словаря. Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете, они не всегда знают точное название предметов. Поэтому необходимо наполнение их конкретным содержанием.

- В-третьих, активизация словаря. Как известно, все усваиваемые слова делятся на две категории: пассивный словарь и активный словарь. В пассивный словарь входят слова, которые дошкольники знают, но не употребляют в своей речи. Активный словарь включает слова, которые дети усвоили и употребляют в своей устной речи.

- В-четвертых, устранение из речи детей нелитературных слов (диалектных, жаргонных, просторечных, пониженного значения). Это особенно необходимо в условиях неблагоприятной речевой среды. Дети часто даже не понимают, что эти слова портят и загрязняют их язык. Следовательно, необходимо объяснять и учить дошкольников употреблять соответствующие литературные слова.

Содержание словарной работы в дошкольном возрасте определяется тем, что сначала словарный запас ребенка должен обозначать элементы материальной, интеллектуальной и соционормативной культуры. С этой точки зрения в содержании словарной работы выделяют слова, обозначающие:

• бытовой словарь - названия частей тела, лица, названия игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета, еды, помещений;

• природоведческий словарь - названия явлений неживой природы, растений, животных;

• обществоведческих словарь - родина, национальные праздники, труд людей и т. п. ;

• эмоционально-оценочная лексика - слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства, качественную оценку предметов, синонимы, фразеологические сочетания и т. п. ;

• слова, обозначающие время, пространство, количество.

В грамматическом отношении дети знакомятся со словами, которые относятся к самостоятельным и служебным частям речи (без введения терминов).

По мнению методистов, ребенок усваивает новое слово в определенной последовательности, а именно: а) ощущение отдельных свойств предмета; б) восприятия целостного образа; в) формирование представления о предмете, понятия; г) отражение понятия в слове [1, 162].

Дошкольники лучше усваивают значение нового слова путем показа натуральной предметной наглядности. Объяснение слова путем демонстрации необходимо осуществлять следующим образом:

а) показ натуральных предметов (волчок, шляпа, баклажан)

б) показ чучел, макетов, муляжей (тетерев, стриж, скворец)

в) показ рисунков, диапозитивов, слайдов (акула, окунь, рысь).

Дети пересматривают кинофильмы, посещают спектакли, смотрят передачи по телевидению, слушают радио, быстро запоминают новые слова, однако иногда недостаточно четко понимая их смысл. Педагог должен помочь разобраться в значении этих слов, перевести их в активный словарь ребенка. После введения новых слов их нужно закрепить. Е. И. Негневицкая рекомендует осуществлять закрепленные в определенной последовательности: узнавание слова, подбор его с наглядными подсказки, подбор слова без наглядной подсказки [2,63].

Закрепить новые слова можно в ходе игры. Например, игра "Запрещенные слова". Дидактическая задача игры: учить детей произвольно и осознанно подбирать слова, подходящие по смыслу. Правило игры: составлять предложения, не используя "запрещенные слова". Ход игры: детям предлагается ответить на вопрос педагога предложением, не используя "запрещенные слова". Выигрывает тот, кто составит большее количество предложений. Вопросы педагога могут быть такими:

- Что делает котенок? (Запрещенные слова : играет, мяукает). Вариант ответа: Котенок умывается лапкой, пьет молоко, ластится.

Ведущим принципом введения новых слов является группировка их по темам. К каждой общей теме педагог составляет тематический словарь на весь период обучения. Это позволяет включать слова в активную разговорную речь, строить диалог по соответствующей теме, составлять рассказ.

К указанным форм работы можно добавить еще такие, как: объяснение слова путем использования контекста, введение новых слов в предложения, подбор синонимов, антонимов, употребление форм слова в разных словосочетаниях, упражнения на создание новых слов с помощью суффиксов и префиксов.

Большую роль в обогащении словаря детей играет речь родителей, окружения, в детском саду - воспитателя, а потому речь воспитателя должна быть не только правильной по построению, но и богатой, содержательной, разнообразной по своему словарному составу.

С целью формирования навыков самостоятельного употребления детьми слов с переносным значением методисты рекомендуют внедрять упражнения на замену прямого значения слов синонимичными словами или выражениями, имеющих переносное значение, а также упражнения на самостоятельное составление предложений со словами в переносном смысле. Такие упражнения воспитывают у детей внимательное отношение к слову, развивают языковое чутье.

Работа над изучением многозначности слов предусматривает : а) осознание того, что слово может иметь не одно, а несколько значений; б) точность употребления многозначных слов в речи.

С этой целью можно рекомендовать следующую работу:

- Объяснение и сравнение значений многозначных слов в контексте : ветер колышет травы шелковые; у нашей Тани шелковый платочек.

- Подбор близких по смыслу слов (синонимов) к каждому значению многозначного слова : острый перец - горький, жгучий;

- Подбор слов противоположных по значению (антонимов) : радостное событие - печальное событие.

Среди приемов работы с дошкольниками над многозначными словами методисты называют эффективными следующие:

- построение предложения с многозначными словами;

- рисование по теме многозначного слова;

- нахождение многозначных слов в поговорках, загадках, пословицах и в литературных произведениях - сказках, рассказах;

- сочинение рассказов и сказок на тему многозначного слова [3, 21].

С целью расширения активного словаря детей педагог использует упражнения творческого характера, как: составить предложения, в которых определенное указанное слово было бы употреблено в разных значениях, описать предметы, названием которых является многозначное слово.

Таким образом, своевременное развитие словаря дошкольника - признак хорошо развитой речи, показатель высокого уровня умственного развития, один из важных факторов подготовки к обучению в школе.

1. Богуш А М. Обучение правильной речи в детском саду / А. М. Богуш. – К. : Рад. школа, 1990. - 212 c.

2. Негневицкая Е, Сохина Ф. Методика обучения русскому языку в национальном детском саду. / Негневицкая Е, Сохина Ф. - М. : Просвещение, 1995. - 144 c.

3. Струнина Е, Ушакова О. Семантический аспект в развитии речи старших дошкольников // Развитие речи и речевого обращения дошкольников. / Струнина Е, Ушакова О. - М., 1995.

Активизация словаря детей раннего возраста Фомина Л. П. Хрипкова Н. П. Активизация словаря детей раннего возраста Федеральное государственное автономное образовательное учреждение.

Дидактическая игра как средство развития словаря детей младшего дошкольного возраста Месяц Тема образовательной деятельности Дидактическая игра Сентябрь Мониторинг Мониторинг Октябрь Осень. Явления природы. Звери. Игра с.

Формирование и развитие математических способностей, развитие логического мышления у детей дошкольного возраста Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения. Математика.

Формирование словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР Папка передвижка для родителей. 1 лист Формирование словаря детей дошкольного возраста с ОНР по средствам дидактических игр и упражнений.

Методическая разработка «Развитие речи и обогащение словаря детей посредством произведений УНТ» Пояснительная записка Младший дошкольный возраст, имеет особое значение для речевого развития ребенка. Несмотря на тот факт, что по своей.

Обогащение и развитие словаря детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Содержание работы дошкольного учреждения определяется с учетом пилотного проекта примерной основной образовательной программы дошкольного.

Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста. Цель работы: осветить особенности овладения словарём детьми старшего дошкольного возраста.

Влияние дидактических игр на развитие словаря детей младшего дошкольного возраста Введение Успешное речевое развитие напрямую зависит от чувственного восприятия ребенком окружающего мира и от его предметной деятельности.

Влияние дидактических игр на развитие словаря детей младшего дошкольного возраста Структура работы – выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, вывода, заключения, списка литературы, списка приложений,.

Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности БОД ДПО (ПК) С «ЧУВАШСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ» МИНОБРАЗОВАНИЯ Кафедра дошкольного образования Эссе на тему «Активизация.

Верны ли утверждения?
А) Вспомогательные вопросы – это наводящие и подсказывающие вопросы
В) Речевая активность детей в беседе – один из показателей ее эффективности
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Методические особенности проведения грамматических занятий в старших группах заключаются в том, что трудные грамматические формы, сложные для детей, образует воспитатель, предоставляя детям самостоятельность лишь в тех случаях, когда изменить слово легко
В) К шести годам дети в основном уже усваивают основные закономерности изменения и соединения слов в предложения, согласование в роде, числе и падеже, но единичные, нетипичные формы им еще не даются
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Методические приемы развития речи традиционно делятся прямые и косвенные приемы
В) По роли приемов в процессе обучения выделяют три основные группы: словесные, наглядные и игровые
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Описание – связный рассказ о каких-нибудь событиях
В) Повествование – монологическое высказывание, характеристика предмета в статике
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) После трех лет недостатки звукопроизношения объясняются педагогической запущенностью детей, отсутствием надлежащего воспитания
В) Основное место в системе занятий по развитию речи отводится специальным занятиям, сочетающим показ-образец произношения с активным упражнением детей
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей обязывает педагога широко привлекать наглядные средства обучения, использовать такие методы и приемы, которые бы способствовали развитию всех познавательных процессов
В) Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи предполагает развитие речи у детей как средства общения и в процессе общения (коммуникации), и в разных видах деятельности
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Принцип обогащения мотивации речевой деятельности предполагает использование на занятиях разнообразных, интересных для детей приемов, стимулирующих их речевую активность и способствующих развитию творческих речевых умений
В) Принцип обеспечения активной речевой практики обязывает создавать условия для широкой речевой практики всех детей на занятиях, в разных видах деятельности
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Рассказывание по памяти – рассказ, который отражает существующие в природе предметы и явления, хотя в личном опыте ребенка они не встречались
В) Рассказывание по восприятию обеспечивает единство сенсорного, умственного и речевого развития, к этому виду рассказывания относятся описания игрушек, картин, натуральных предметов, явлений природы
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Рассуждение – логическое изложение материала в форме доказательства
В) Контаминация – высказывание, в котором могут использоваться элементы всех типов монологов с преобладанием одного из них
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Самостоятельный рассказ отличается от пересказа тем, что в рассказе ребенок отбирает содержание для высказывания и оформляет его самостоятельно, а при пересказе ребенок передает готовое авторское содержание художественного произведения и заимствует готовые речевые формы
В) Творческое рассказывание – деятельность, результатом которой является придумывание детьми сказок, реалистических рассказов с самостоятельно созданными образами, ситуациями, логически построенных, облеченных в определенную словесную форму
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Синтетический способ образования степеней сравнения прилагательных – образование сравнительной степени прилагательных при помощи суффиксов -ее(-ей), -е-, -те
В) Аналитический способ образования превосходной степени прилагательных – способ образования превосходной степени прилагательных путем прибавления к основе прилагательного суффиксов -ейш-, -айш (высочайший, умнейший)
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Степень развития слухового сосредоточения у детей старшего дошкольного возраста недостаточна, чтобы привить им чуткость к слоговой структуре слова, сформировать твердые орфоэпические навыки в правильной постановке ударения
В) Речь воспитателя в силу педагогической направленности является по характеру публичной речью
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Тщательная предварительная подготовка к занятию предполагает определение задачи, содержания и места занятия в системе других занятий; связь с другими видами деятельности; методы и приемы обучения; определение структуры и хода занятия, подготовка соответствующего материала
В) Соответствие материала занятия возрастным возможностям умственного и речевого развития детей предполагает организацию учебной речевой деятельности на достаточном уровне трудности с развивающим характером обучения
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Усвоение звуковой стороны языка начинается на втором году жизни
В) На пятом году жизни начинается дифференциация звуков
Подберите правильный ответ
_________ вопрос уже содержат в себе ответ
_________ вопросы – вопросы, требующие простой констатации: называния или описания знакомых ребенку явлений, предметов, фактов
_________ дыхание – при вдохе диафрагма опускается, нижние ребра отходят в стороны, плечи при этом не поднимаются
_________ занятия – занятия, которые строятся по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств речевого развития
_________ правильная речь – правильное звукопроизношение и словопроизношение
_________ речевые нарушения – нарушения речи, имеющие место при отсутствии изменений анатомических структур или тяжелых болезненных процессов в речевых органах и в отделах центральной нервной системы
_________ речь – речь, связанная с конкретной наглядной ситуацией и, не отражая полностью содержания мысли в речевых формах, понятна только при учете той ситуации, о которой рассказывается
_________ речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей
_________ словарь – слова, которые ребенок понимает, связывает с определенными представлениями, но не употребляет
_________ словарь – словарь ребенка, включающий названия частей тела, лица; названия игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета, пищи, помещений
_________ словарь – словарь ребенка, включающий слова, обозначающие явления общественной жизни
_________ словаря – словарно-стилистическая работа, овладение точностью и выразительностью языка
_________ степень обобщения – слово замещает чувственный образ только одного предмета
_________ степень обобщения – слово обозначает несколько групп предметов, имеющих общее назначение
_________ – адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя
_________ – взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата
_________ – выделение силой голоса из группы слогов одного слога
_________ – длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения
_________ – единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки
_________ – искусство путем жестов, поз и различных выражений лица изображать мысли и чувства
_________ – неосознанное владение закономерностями языка
_________ – образование временной нервной связи между словом и образом объекта реального мира
_________ – обычная речь, в которой отсутствует тщательная артикуляция и существуют отдельные отступления от орфоэпических норм
_________ – период наибольшего увеличения активного словарного запаса. Развитие словаря осуществляется за счет слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с ними, а также отдельные их признаки
_________ – правила речевого поведения, определяемые взаимоотношениями говорящих, принятые данным национальным коллективом носителей языка, а также малыми социальными группами в зависимости от возраста, социальной принадлежности, обстановки общения
_________ – преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания
_________ – процесс создания новых слов на базе существующих языковых единиц
_________ – разъяснение детям способа действия для достижения определенного результата
_________ – ритмичный речевой материал, содержащий сложные сочетания звуков, слогов, слов, трудных для произношения
_________ – система общих закономерностей употребления слов
_________ – слова, разные по звучанию, но имеющие одинаковое или близкое значение
_________ – словесное обращение, требующее ответа
_________ – содержание слова в речи, в определенном контексте
_________ – умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями
_________ – целенаправленный, систематический и планомерный процесс, при котором под руководством воспитателя дети овладевают определенным кругом речевых навыков и умений
_________ – этап развития речи, когда ребенок отсутствующие в произношении звуки замещает другими звуками, которые есть в его распоряжении
В 3 года объем словаря ребенка составляет _________
В 5 лет объем словаря ребенка составляет _________
В _________ дети усваивают словообразование существительных с суффиксами -онок, -ёнок, обозначающими детенышей животных
Дифференцировочное торможение осуществляется на _________ обучения правильному звукопроизношению
Длительность занятий по речевой деятельности в старшей и подготовительной к школе группах ДОУ составляет _________
Задача речевого развития детей, в состав которой входят: развитие речевого слуха; обучение правильному звукопроизношению; воспитание орфоэпической правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи; выработка четкой дикции, – это _________
Задача речевого развития детей, в состав которой входят: формирование морфологической стороны речи; освоение разных типов словосочетаний и предложений; формирование диалогической (разговорной) речи; формирование монологической речи, – это _________
Закрепление произношения гласных и согласных звуков; отработка произношения свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков; работа над дикцией; развитие фонематического слуха и интонационной выразительности речи – задачи речевого развития, решаемые в _________ группе ДОУ
Занятия, на которых используются предметы реальной жизни, наблюдения явлений действительности; занятия с применением изобразительной наглядности; занятия словесного характера, без опоры на наглядность, – элементы классификации речевых занятий по _________
Звук, слог, фраза – это _________ звуковые единицы
Метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов – это _________ методы развития речи
Обучение изменению слов по падежам; обучение согласованию существительных с прилагательными в роде и числе; обучение употреблению предлогов (в, на, за, под, около) и глаголов составляет содержание работы по формированию морфологической стороны речи в _________
Период в формировании грамматического строя языка _________ – период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения
Произношение гласных и, ы, у, э, о, а; губно-губных м, п, б; губно-зубных в, ф; переднеязычных н, д, т, з, с; заднеязычных к, г, х; йотированных je, jy, ja, jo ставится в _________ группе ДОУ
Развитие понимания речи в значительной мере опережает активный словарь _________
Создание новой нервной связи между звуковыми, двигательно-кинестетическими и зрительными ощущениями осуществляется на _________ обучения правильному звукопроизношению
Такой прием словарной работы, как дидактические игры с игрушками, предметами и картинками, используется _________
Такой прием словарной работы, как показ картин с незнакомым (малознакомым) содержанием, используется _________
Типичными для детей _________ являются сложносочиненные предложения: «Мы с бабушкой дома остались, а они поехали по своим делам», предложения с однородными членами, входящие в состав сложного: «Он уснул у реки, а коза пришла, разрезала волку брюхо, потом положила кирпичи и зашила», придаточные предложения времени, причины: «Он не ходил на работу, потому что у нас был выходной», придаточные предложения места: «Где машины военные были, там был салют»
У ребенка в _________ центральное место занимает процесс овладения четкой предметной отнесенностью слов и их конкретными значениями
Учить детей правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте временам – задача для педагогического состава детского сада в области _________
Формирование умения правильно спрягать глаголы по лицам и числам; формирование умения осознанно употреблять предлоги с пространственным значением; обучение детей правильному изменению трудных для них слов составляет содержание работы по формированию морфологической стороны речи в _________
Фронтальные занятия; индивидуальные занятия – элементы классификации речевых занятий по _________
Чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал – это _________ методы развития речи

Словарная работа – это планомерное расширение, углубление и обобщение знаний детей о предметном мире, о жизни людей, об их труде и отношениях; в процессе ее происходит количественное накопление ребенком слов, освоения их содержание и активное использование в речи.

Проблема развития речи продолжает быть актуальной и в настоящее время. Дети с недостаточного сформированной устной речью оказываются неготовыми к началу школьного обучения. Одной из причин являются бедность словарного запаса ребенка. Каждому ясно: чем богаче у человека словарный запас, тем полноценнее его устная речь. «Поэтому одной из главнейших задач детского сада – формирование правильной устной речи детей на основе овладения или литературного языка своего народа».

А развитие словаря одна из частных задач (их выделено 7) формирования правильной устной речи. Вот почему работа по обогащению, закреплению и активизации словаря занимает значительное место в общей системе речевого развития детей.

Усиление принципа развивающего обучения в школе предъявляют определенные требования и к дошкольному воспитанию. Для успешного обучения в школе необходимо, чтобы система родного языка, его элементы выступали как объект его созидательной деятельности. Поэтому одной из задач развития речи в детском саду является формирование у дошкольников начального элементарного познания языковой действительности, на которые может опираться обучение в школе.

Значение слова выступает связующим звеном между языком (язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл) и речью (речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков). Оно выражается как в единицах языка, так и в единицах речи. В лингвистике слово рассматривается как лексическая единица, в которой выделяется звуковая оболочка, предмет, называемый словом, и смысл, который оно вызывает в нашем сознании.

Со значением слов непосредственно связно представление о них как о понятиях. Усвоению понятий детьми придается большое значение в воспитании и обучении.

Л. С. Выготский писал: «Значение слова с психологической стороны, как мы в этом неоднократно убеждались на протяжении нашего исследования, есть не что иное, как обобщение или понятие». «… мы в праве рассматривать значение слова, как феномен мышления».

В окружающем нас мире бесконечно много различных предметов и явлений, и если бы стремились каждое из них назвать отдельным словом, то словарный запас, которым мы должны были бы пользоваться, стал бы практически необозрим, а сам язык – недоступным человеку. Мы им просто не могли бы пользоваться как средством коммуникации.

В общении и в мышлении человек обходится ограниченным количеством слов, и словарный запас намного меньше числа обозначаемых слов предметов и явлений. Каждое такое слово представляет собой понятие, относящееся не к одному предмету или явлению, а к целому их классу, выделенному по совокупности общих и специфических признаков. Эти же признаки для выделяемого класса явлений и предметов выступают как существенные, т. е. выражающие их основные качества и свойства, а не второстепенные признаки.

Слова-понятия позволяют обобщать и углублять знания об объектах, выходя в их познании за пределы непосредственного опыта, за рамки того, что дается человеку через органы чувств.

Процесс усвоения детьми значения слов, их семантики был изучен Л. С. Выготским, установившим, что ребенок по мере своего развития переходит от случайных, несущественных признаков к существенным.

То есть, из множества качеств и признаков предмета или явления, заключенных в слове – понятии, ребенок поначалу усваивает лишь те, которые непосредственно выступают в совершаемых им действиях с соответствующими предметами. В дальнейшем по мере получения и обогащения жизненного опыта, им усваивается более глубокий смысл соответствующего понятия, включая и те качества, обозначаемых им предметов, которые прямо не воспринимаются.

В практике работы дошкольных учреждений внимание в основном уделяется количественной стороне этого процесса, т. е. расширению объема словаря, увеличению словарного запаса в связи с работой по ознакомлению детей с окружающим миром. Выделения собственно языковых задач в процессе обогащения словаря, разграничение познавательного (расширение и углубление знаний и представлений детей об окружающем мире) и языкового развития привело к необходимости включать в словарную работу анализ особенностей усвоения смысловой стороны слова. Воспитание у детей внимания к содержательной стороне слова. Воспитание у детей внимания к содержательной стороне слова, его семантике, уточнение значений слов, обогащение связей с другими словами развивают точность словоупотребления и положительно влияют на связность монологического высказывания.

Освоение социального опыта происходит в процессе всей жизнедеятельности ребенка. Поэтому словарная работа связана со всей воспитательной работой дошкольного учреждения. Ее содержание определяется на основе анализа общей программы развития и воспитания детей: это лексика, необходимая ребенку для общения удовлетворения своих потребностей, ориентировки в окружающем, познания мира, развития и совершенствования разных видов деятельности. Прежде всего, дети усваивают

бытовой словарь : названия частей тела, лица; названия игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета, пищи;

природоведческий словарь : названия явлений неживой природы, растений, животных;

обществоведческий словарь : слова, обозначающие явления общественной жизни (труд людей, родная страна, национальные праздники, армия и т. д.);

эмоционально-оценочную лексику: слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства (смелый, честный); качественную оценку предметов (хороший, плохой); слова, эмоциональная значимость которых создается при помощи словообразовательных средств (голубушка); образования синонимов (пришли-приплелись); с помощью фразеологических сочетаний (бежать сломя голову); слова, в собственно лексическом значении которых содержится оценка определенных им явлений (ветхий – очень старый);

Лексику, обозначающую время, пространство, количество.

В активном словаре детей должны быть не только названия предметов, но и названия действий, состояний, признаков, свойств и качеств [1, с. 96].

Еще в исследованиях Ф. А. Сохина, А. И. Максакова, Е. М. Струниной, А. Г. Тамбовцевой, А. А. Смага, А. И. Лаврентьевой, Г. И. Николайчук было установлено, что работа над словом оказывает подлинное развивающее воздействие, если оно не ограничивается его расширением, а включает углубление понимания значений слов, ознакомление детей с многозначными словами, смысловыми отношениями слов (синонимия, антонимия).

Исходя из этого, в словарной работе на первое место выдвигается положение о том, что слово – единица языка, которая служит для наименования предметов, явлений, процессов, свойств, а работа, над словом является одной из важных в общей системе развития речи. Овладение словарным составом родного языка – необходимое условие освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой культуры речи.

Методика словарной работы предусматривает следующие направления:

Обогащение словаря. Осуществлять эту задачу – значит способствовать количественному накоплению слов, необходимых ребенку для речевого общения с окружающими.

Закрепление и уточнение словаря. Эта задача понимается прежде всего как помощь ребенку в освоении обобщающего значения слов, а также в их запоминании

Активизация словаря. Активизация словаря – важнейшая задача словарной работы в детском саду. В процессе этой работы воспитатель побуждает детей употреблять в речи наиболее точные, подходящие по смыслу слова. Следовательно, активизация словаря – это увлечение количества используемых в речи слов, содержание которых точно понимается ребенком.

Усложнение содержания словарной работы прослеживается в каждой возрастной группе в трех следующих направлениях:

1. Овладение словарем в единстве с восприятием предметов и явлений в целом;

2. Рост словаря за счет понимания слов, обозначающих качества, свойства, детали предметов и явлений, их отношения. Этот процесс требует способности к расчисленному восприятию, владения мыслительными операциями – анализом, сравнением.

3. Введение в лексикон слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.

В целом словарная работа направлена на то, чтобы подвести ребенка к пониманию значения слова, обогатить его речь смысловым содержанием, т. е. на качественное развитие словаря.

В итоге у детей накапливается значительный лексический запас, что обеспечивает свободное общение в широком плане (общение со взрослыми и сверстниками, понимание художественной литературы, телепередач и т. п.) этот словарь характеризуется разнообразием тематики, в нем представлены все части речи, что позволяет сделать речь ребенка в конце дошкольного детства содержательной, достаточно точной и выразительной.

Исследовательская деятельность в детском саду (из опыта работы)

Исследовательская деятельность в детском саду (из опыта работы) "Исследовательская деятельность в детском саду " из опыта работы. “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и.

«Масленица в детском саду» (из опыта работы)

«Масленица в детском саду» (из опыта работы) Масленица – самый весёлый, разгульный народный праздник на Руси с незапамятных времён. Она до сих пор остаётся одним из любимейших праздников.

Из опыта работы «Акробатика в детском саду»

Из опыта работы «Акробатика в детском саду» Акробатика в детском саду Сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников всегда было и остается главной задачей.

Формы работы с родителями в детском саду В соответствии с законом РФ «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, одной из основных задач, стоящих.

Опыт работы «Празднование дня рождения в детском саду»

Опыт работы «Празднование дня рождения в детском саду» .

Мини — музей в детском саду (из опыта работы).

Мини — музей в детском саду (из опыта работы). Здравствуйте, дорогие коллеги. Музейная педагогика и мини-музеи прочно вошли в жизнь дошкольных учреждений. Цель музейной педагогики: создание.

Настольные игры в детском саду. Из опыта работы

Настольные игры в детском саду. Из опыта работы В детском саду широко используем настольные игры. С помощью игр мы решаем очень много задач в игровой и занимательной форме. Вашему вниманию.

Сущность здоровьесберегающей педагогической системы ДОУ (из опыта работы) Сущность здоровьесберегающей педагогической системы ДОУ: понятие,критерии, технология, измерения. Начиная работу по данной теме, мною была.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.


Курс повышения квалификации

Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО


Курс профессиональной переподготовки

Теория и методика преподавания музыкально-теоретических дисциплин в дополнительном образовании


Курс повышения квалификации

Современные подходы к управлению персоналом


«Формирование семейных ценностей у школьников на уроках литературы в условиях реализации ФГОС ООО»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Система работы по развитию речи детей дошкольного возраста
Составитель: Субботина А.Б.
ГКУ ЦССВ «Школа циркового искусства имени Ю.В. Никулина»

Методика развития словаря
Сущность словарной работы
соотнесенность слова с предметом
связь слова с определенным понятием
соотнесенность слова с другими лексическими единицами

Два аспекта в словарной работе
с дошкольниками
Освоение ребенком предметной отнесенности слов и их понятийного содержания
развитие познавательной деятельности детей: осуществляется в логике предметных связей и отношений (Е. И. Тихеевой, М. М. Кониной, Л. А. Пеньевской, В. И. Логиновой, В. В. Гербовой, А. П. Иваненко, В. И. Яшиной
Усвоение слова как единицы лексической системы, его связей с другими лексическими единицами
ознакомление детей с многозначными словами, раскрытие их семантики, точное по смыслу использование антонимов, синонимов, многозначных слов, т.е. развитие смысловой стороны речи (О. С. Ушакова, Е. М. Струнина).

Особенности развития словаря
детей дошкольного возраста
1 г. – 10-12 слов
2 г. - 300 – 400 слов
3 г. - 1500 слов
4 г. - до 1900 слов
5 лет – до 2000 – 2500 слов
6 – 7 лет до 3500 – 4000 слов

первая степень обобщения – слово замещает чувственный образ только одного предмета
вторая степень обобщения – слово замещает чувственный образ ряда однородных предметов
третья степень обобщения – слово обозначает несколько групп предметов, общее назначение (игрушки, посуда и т. п.)
четвертая степень обобщения - итог предыдущих уровней обобщения (слово содержит в себе обобщения - слова игрушки, посуда, мебель и др.)

Задачи и содержание словарной работы
Обогащение словаря новыми словами за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).
Закрепление и уточнение словаря - углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием.
Активизация словаря - употребление слов в связной речи, в речевой практике.
Устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные).

Прежде всего дети усваивают:
бытовой словарь: названия частей тела, лица; названия игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета, пищи, помещений
природоведческий словарь: названия явлений неживой природы, растений, животных
обществоведческий словарь: слова, обозначающие явления общественной жизни (труд людей, родная страна, национальные праздники, армия и др.)
лексику, обозначающую время, пространство, количество
эмоционально-оценочную лексику: слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства (смелый, честный, радостный), качественную оценку предметов (хороший, плохой, прекрасный), слова, эмоциональная значимость которых создается при помощи словообразовательных средств (голубушка, голосок), образования синонимов (пришли – приплелись, засмеялись – захихикали

Направления словарной работы
(В.И. Логинова)
- расширение словаря на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений;
- усвоение слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
- введение слов, обозначающих элементарные понятия на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.

Методы словарной работы
Первая группа
непосредственное ознакомление с окружающим и обогащения словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии
опосредованного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ диа-, кино и видеофильмов, просмотр телепередач
Вторая группа
(закрепления и активизации словаря)
рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием
дидактические игры, чтение художественных произведений, дидактические (словарные) упражнения

Этапы работы по развитию словаря
- обогащение знаний и словаря на основе наблюдений предметов и явлений действительности, обследования признаков предметов, их свойств и качеств;
- уточнение и закрепление представлений и словаря с помощью иллюстративного материала, развитие обобщающей функции слова, перенос наименования на сходные предметы и их изображения, употребление слов в разных ситуациях общения;
- использование словаря в активной речи, в процессе бесед, разговоров, рассказов, в специальных лексических упражнениях на подбор синонимических рядов слов, антонимов, на многозначные слова.

Методы словарной работы

Методы словарной работы

Методика словарной работы
в возрастных группах
(младший возраст)
существительные – названия предметов одежды, посуды, мебели, игрушек, растений (дерево, трава, цветы), овощей (морковь, капуста, репа, помидор, огурец), фруктов (яблоко, груша, апельсин, лимон), домашних животных (петух, курица, лошадь, корова, собака, кошка), их детенышей (цыпленок, жеребенок, теленок, щенок, котенок) и др.;
глаголы, обозначающие некоторые действия (мыть, вытирать, варить, готовить, гладить, стирать, лечить, ставить, сажать и др.);
прилагательные (большой, белый, маленький, красный, желтый, зеленый, синий, черный, горячий, холодный, сладкий, кислый, круглый);
· наречия (вчера, сегодня, завтра, близко, далеко, низко, высоко).

Методика словарной работы
(младший возраст)
введение ребенка в новые общественно-бытовые условия
сюжетно-ролевые игры на бытовые темы
наблюдения за объектами ближайшего окружения
непосредственное наблюдение предметов и явлений, а также изобразительная наглядность – игрушки и картины
ООД по ознакомлению с предметным миром

Виды занятий
По первичному ознакомлению с предметами
Привлечение внимания к предмету, действию и привлечение внимания к слову.
Создается поисковая ситуация, предлагается вопрос: где кукла (мяч)? Слово повторяется ребенком.
По углублению знаний о предметах
Устанавливается связь между назначением предмета и его строением, материалом.
Определяются видовые особенности предмета.

занятия с образными игрушками (игры-занятия с куклой)
дидактические игры с игрушками: «Магазин игрушек», «Найди игрушку», «Угадай игрушку на ощупь», «Узнай, что изменилось», «Угадай, что спрятали» и др.
рассказ воспитателя с привлечением детей
Рассматривание картин:
- предметные (для уточнения названий предметов)
- сюжетные (для активизации словаря: «Наша Таня», «Мы играем»)
художественная литература (сказки, стихи, потешки, прибаутки, загадки)

рассматривании картин из серии «Наша Таня»
дидактическая игра «Чудесный мешочек»
упражнении «Скажи по-другому»

раскрытие значений многозначных слов - сначала в конкретных ситуациях: слушают звуки дождя, тиканье часов;
рассматривают картинки и вместе с воспитателем и образцу называют их, употребляя слово идет (дождь идет, часы идут, троллейбус идет, девочка идет).

Синонимы в словаре имеют приблизительный характер, например радоваться, улыбаться, веселиться, смеяться (русские народные сказки «Маша и медведь», «Колобок»).

Методика словарной работы
(средний возраст)
Задача - наполнение конкретным содержанием имеющихся у детей слов, уточнение их смысла, активизация в речи.
при сравнении предметов выделять и точно обозначать существенные признаки
активизировать слова, обозначающие качества и действия
обогащать речь детей прилагательными на основе расширения и углубления представлений (лиса рыжая, хитрая, осторожная)

Методика словарной работы
(средний возраст)
Детей учат использовать антонимы для обозначения величины, цвета (большой – маленький, длинный – короткий, светлый – темный)
продолжают развивать понимание и навыки употребления слов, выражающих видовые и родовые понятия
формируют умение использовать обобщающие слова (овощи, посуда, мебель, игрушки, одежда)

ООД по ознакомлению с качествами и свойствами предметов
Первая часть
выделение качества предмета в какой-либо ситуации или деятельности, ознакомление с новым словом (прозрачный, непрозрачный);
Вторая часть
обучение детей обследовательским действиям, выделение каждым ребенком качеств, закрепление слов-названий, освоение слов, обозначающих действия;
Третья часть
упражнение детей в выделении данного качества в разнообразных предметах и в использовании новых слов.

Методика словарной работы
(средний возраст)
Приемы сравнения
Вопросы и указания воспитателя
Что это? Какого цвета? Какой по величине? форме?
Из каких частей состоит? Для чего нужен?

Методика словарной работы
(средний возраст)
беседа по игрушкам
описание игрушек и составление загадок «Найди и опиши», «Магазин игрушек»
понимать общий смысл картины («О чем картина?»), составлять описание, классифицировать картинки по родам и видам
дидактические игры «Угадай, что спрятали», «Посмотри и запомни», «Угадай, что прибавилось», «Чудесный мешочек», «Угадай, что изменилось»
словесные дидактические игры («Узнай по описанию», «Где что растет?», «Кто что делает»)

Методика словарной работы
(средний возраст)
наблюдения, рассматривание предметов, игрушек, картин
задания на подбор эпитетов, антонимов, синонимических рядов без наглядного материала («Какое что бывает», «Кто больше слов скажет про куклу, мяч», «Назови ласково», «Скажи по-другому», «Я начну, а ты продолжи», «Добавь слово»)
работа над многозначными словами (идти, носик, ножка, ручка и др.)

Методика словарной работы
(старший возраст)
Задача - активизация словаря, выработка навыков осознанного и уместного использования слов в соответствии с контекстом высказывания.
названия предметов, качеств, действий
слова с противоположным значением (сильный – слабый, быстрый – медленный, стоять –- бежать)
со сходным значением (веселый – радостный, прыгать – скакать)
слова, обозначающие материал (дерево, металл, стекло, пластмасса и др.)
осмысливание образных выражений в загадках, объяснение смысла поговорок
В подготовительной группе - работа над смысловой стороной слова, усвоение выразительных средств языка.

Самостоятельные занятия
по сравнению предметов
Методические требования:
1) предметы для сравнения подбирают таким образом, чтобы было достаточное количество сравниваемых признаков (цвет, форма, величина, части, детали, материал, назначение и др.);
2) сравнение должно быть плановым, последовательным – от сравнения предметов в целом к вычленению и сравнению частей и затем к обобщению;
3) основными приемами обучения должны быть вопросы и указания, помогающие детям последовательно сравнивать, замечать те особенности, которые они сами не видят, точно формулировать ответ и подбирать нужное слово;
4) дети должны проявлять максимум речевой активности.

Формирование родовых понятий на основе обобщения групп предметов различных видов
1-я часть
Сначала дети рассматривают и описывают картинки, изображающие транспорт
2-я часть
сравнивают их и выделяют общий признак, на основе которого делается обобщение (возить, перевозить) и вводится обобщающее слово
3-я часть
проводятся упражнения по отбору из разных картинок тех, которые относятся к транспорту (подведение под понятие)

Упражнения и игры для активизации словаря
1. Употребление детьми наименований предметов и их признаков
игра «Дорисуй голыша»
вопросы:
Что можно шить? штопать? примерять? надвинуть? застегнуть? подпоясать? завязать? надеть?
игра «Назови, какой»

2. Классификация предметов и их обобщение:
различные виды классификации предметов и их словесных обозначений по разным признакам
исключение из заданной группы предметов и слов, не обладающих общим признаком «Какие предметы (слова) лишние?»
подбор к слову, обозначающему родовое понятие, слова с видовым значением (какие фрукты растут в саду? назовите перелетных птиц?)
подведение слов видового значения под родовое название (туфли, сапоги, сандалии; берет, панама, шляпа)
обобщение через противопоставление (ласточка – птица, а бабочка? платье – одежда, а туфли?)
составление словосочетаний и предложений со словами, обозначающими видовые и родовые понятия

Приемы толкования значений слов:
составление словосочетаний и предложений с объясняемым словом
сравнение слов по звучанию и значению, подбор рифмованных слов
пояснение слова другим словом
подбор к слову слова, противоположного по значению (антонима)
объяснение значения слова через его определение

словообразовательный анализ
сопоставление слова с другими словами

Приемы работы над антонимами
подбор антонима к заданному слову
отыскивание антонимов в рассказах, пословицах, поговорках
договаривание предложения с антонимами
составление предложений и связных высказываний с заданной парой антонимов

Приемы работы над синонимами
подбор синонимов к изолированному слову
объяснение выбора слов в синонимическом ряду
замена синонима в предложении
составление предложений со словами синонимического ряда
составление рассказа со словами синонимического ряда

Приемы работы с многозначными словами
объяснение и сравнение значений многозначных слов в контексте: ушко ребенка (зайчика), ушко иголки
подбор близких по смыслу слов к каждому значению многозначного слова (острый перец – горький, жгучий)
подбор антонимов к каждому значению многозначного слова (острая – тупая (иголка)
составление предложений
рисование на тему многозначного слова
нахождение многозначных слов в пословицах, поговорках, загадках, скороговорках
придумывание рассказов и сказок

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

 Методика развития словаря


Курс повышения квалификации

Организация рабочего времени педагога-воспитателя с учетом требований ФГОС ДО


Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности детских общественных объединений в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Организационно-педагогическое обеспечение деятельности педагога-организатора образовательного учреждения


«Сказкотерапия с элементами арттерапевтических техник»

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

 Методика развития словаря

Методика развития словаря

Понятие словарной работы и ее значение Развитие словаря понимается как длител.

Понятие словарной работы и ее значение Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.

Количественный рост словаря. 10–12 слов к году. Развитие понимания речи в зна.

Количественный рост словаря. 10–12 слов к году. Развитие понимания речи в значительной мере опережает активный словарь. После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, к концу второго года жизни он составляет 300 – 400 слов, к трем годам может достигать 1500 слов. Развитие словаря осуществляется за счет слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с ними, а также отдельные их признаки. В последующие годы количество употребляемых слов также быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляются. Третий год жизни – период наибольшего увеличения активного словарного запаса. К 4 годам количество слов доходит до 1900, в 5 лет – до 2000 – 2500, а в 6 – 7 лет до 3500 – 4000 слов.

Задачи словарной работы обогащение словаря новыми словами, за счет общеупотре.

Задачи словарной работы обогащение словаря новыми словами, за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.). закрепление и уточнение словаря, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами. активизация словаря. устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.

Прежде всего дети усваивают: · бытовой словарь: названия частей тела.

Прежде всего дети усваивают: · бытовой словарь: названия частей тела, лица; названия игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета, пищи, помещений; · природоведческий словарь: названия явлений неживой природы, растений, животных; · обществоведческий словарь: слова, обозначающие явления общественной жизни (труд людей, родная страна, национальные праздники, армия и др.); · эмоционально-оценочную лексику: слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства (смелый, честный, радостный), качественную оценку предметов (хороший, плохой, прекрасный), слова, эмоциональная значимость которых создается при помощи словообразовательных средств (голубушка, голосок), образования синонимов (пришли – приплелись, засмеялись – захихикали); с помощью фразеологических сочетаний (бежать сломя голову); · лексику, обозначающую время, пространство, количество.

Читайте также: