Лексика включающая названия частей тела лица названия игрушек посуды одежды

Обновлено: 15.05.2024

· знакомство со свойствами и качествами предметов, материалов, из которых они сделаны (стекло, бумага, дерево, металл; стекло прозрачное, хрупкое, бьется; бумага мнется, рвется, размокает). Определение соответствия материала, из которого сделан предмет, его назначению.

Основные методические требования к проведению занятий такого рода следующие:

· широкое использование игровых приемов – сюрпризность появления предметов, неожиданные исчезновения и поиски, игровые действия, игровые атрибуты и др.;

· сюжетный характер игр-занятий;

· рассматривание предмета, его деталей;

· многократное называние воспитателем предметов, действий в моменты сосредоточения внимания ребенка;

· активное подражание детей речевому образцу;

· использование вопросов, предполагающих ответ действием;

· формирование умения находить нужный предмет по слову воспитателя;

· чередование игровых действий с речевыми;

· активные действия детей по обследованию предмета (ощупывание, поглаживание, восприятие на слух, различение по вкусу, запаху), включение двигательного, слухового и других анализаторов;

· сравнение предметов по их внешнему виду;

· постепенное формирование целостного представления о предмете, его назначении, строении, материале, из которого он изготовлен.

В младших группах преобладают занятия с образными игрушками. Наиболее типичны игры-занятия с куклой. Эти занятия ценны тем, что слово в них связывается с действием. Новое слово может повторяться несколько раз в разных сочетаниях, по-разному изменяясь. Занятия с куклой (встреча новой куклы, день рождения куклы, купание куклы, устройство комнаты для куклы, одевание куклы на прогулку, укладывание куклы спать) помогают закрепить в речи детей названия частей тела, предметов одежды, посуды, мебели, глаголы, обозначающие действия во время умывания, одевания, еды. При повторении занятий нужно учитывать имеющийся у детей опыт, продумывать, какие новые слова будут введены. Например, на занятии «Купание куклы» закрепляются слова раздеть, снять, надеть, простынка, вводятся названия действий намылить, смыть, обтереть и др.

Верны ли утверждения?
А) Вспомогательные вопросы – это наводящие и подсказывающие вопросы
В) Речевая активность детей в беседе – один из показателей ее эффективности
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Методические особенности проведения грамматических занятий в старших группах заключаются в том, что трудные грамматические формы, сложные для детей, образует воспитатель, предоставляя детям самостоятельность лишь в тех случаях, когда изменить слово легко
В) К шести годам дети в основном уже усваивают основные закономерности изменения и соединения слов в предложения, согласование в роде, числе и падеже, но единичные, нетипичные формы им еще не даются
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Методические приемы развития речи традиционно делятся прямые и косвенные приемы
В) По роли приемов в процессе обучения выделяют три основные группы: словесные, наглядные и игровые
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Описание – связный рассказ о каких-нибудь событиях
В) Повествование – монологическое высказывание, характеристика предмета в статике
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) После трех лет недостатки звукопроизношения объясняются педагогической запущенностью детей, отсутствием надлежащего воспитания
В) Основное место в системе занятий по развитию речи отводится специальным занятиям, сочетающим показ-образец произношения с активным упражнением детей
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей обязывает педагога широко привлекать наглядные средства обучения, использовать такие методы и приемы, которые бы способствовали развитию всех познавательных процессов
В) Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи предполагает развитие речи у детей как средства общения и в процессе общения (коммуникации), и в разных видах деятельности
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Принцип обогащения мотивации речевой деятельности предполагает использование на занятиях разнообразных, интересных для детей приемов, стимулирующих их речевую активность и способствующих развитию творческих речевых умений
В) Принцип обеспечения активной речевой практики обязывает создавать условия для широкой речевой практики всех детей на занятиях, в разных видах деятельности
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Рассказывание по памяти – рассказ, который отражает существующие в природе предметы и явления, хотя в личном опыте ребенка они не встречались
В) Рассказывание по восприятию обеспечивает единство сенсорного, умственного и речевого развития, к этому виду рассказывания относятся описания игрушек, картин, натуральных предметов, явлений природы
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Рассуждение – логическое изложение материала в форме доказательства
В) Контаминация – высказывание, в котором могут использоваться элементы всех типов монологов с преобладанием одного из них
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Самостоятельный рассказ отличается от пересказа тем, что в рассказе ребенок отбирает содержание для высказывания и оформляет его самостоятельно, а при пересказе ребенок передает готовое авторское содержание художественного произведения и заимствует готовые речевые формы
В) Творческое рассказывание – деятельность, результатом которой является придумывание детьми сказок, реалистических рассказов с самостоятельно созданными образами, ситуациями, логически построенных, облеченных в определенную словесную форму
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Синтетический способ образования степеней сравнения прилагательных – образование сравнительной степени прилагательных при помощи суффиксов -ее(-ей), -е-, -те
В) Аналитический способ образования превосходной степени прилагательных – способ образования превосходной степени прилагательных путем прибавления к основе прилагательного суффиксов -ейш-, -айш (высочайший, умнейший)
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Степень развития слухового сосредоточения у детей старшего дошкольного возраста недостаточна, чтобы привить им чуткость к слоговой структуре слова, сформировать твердые орфоэпические навыки в правильной постановке ударения
В) Речь воспитателя в силу педагогической направленности является по характеру публичной речью
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Тщательная предварительная подготовка к занятию предполагает определение задачи, содержания и места занятия в системе других занятий; связь с другими видами деятельности; методы и приемы обучения; определение структуры и хода занятия, подготовка соответствующего материала
В) Соответствие материала занятия возрастным возможностям умственного и речевого развития детей предполагает организацию учебной речевой деятельности на достаточном уровне трудности с развивающим характером обучения
Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения?
А) Усвоение звуковой стороны языка начинается на втором году жизни
В) На пятом году жизни начинается дифференциация звуков
Подберите правильный ответ
_________ вопрос уже содержат в себе ответ
_________ вопросы – вопросы, требующие простой констатации: называния или описания знакомых ребенку явлений, предметов, фактов
_________ дыхание – при вдохе диафрагма опускается, нижние ребра отходят в стороны, плечи при этом не поднимаются
_________ занятия – занятия, которые строятся по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств речевого развития
_________ правильная речь – правильное звукопроизношение и словопроизношение
_________ речевые нарушения – нарушения речи, имеющие место при отсутствии изменений анатомических структур или тяжелых болезненных процессов в речевых органах и в отделах центральной нервной системы
_________ речь – речь, связанная с конкретной наглядной ситуацией и, не отражая полностью содержания мысли в речевых формах, понятна только при учете той ситуации, о которой рассказывается
_________ речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей
_________ словарь – слова, которые ребенок понимает, связывает с определенными представлениями, но не употребляет
_________ словарь – словарь ребенка, включающий названия частей тела, лица; названия игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета, пищи, помещений
_________ словарь – словарь ребенка, включающий слова, обозначающие явления общественной жизни
_________ словаря – словарно-стилистическая работа, овладение точностью и выразительностью языка
_________ степень обобщения – слово замещает чувственный образ только одного предмета
_________ степень обобщения – слово обозначает несколько групп предметов, имеющих общее назначение
_________ – адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя
_________ – взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата
_________ – выделение силой голоса из группы слогов одного слога
_________ – длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения
_________ – единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки
_________ – искусство путем жестов, поз и различных выражений лица изображать мысли и чувства
_________ – неосознанное владение закономерностями языка
_________ – образование временной нервной связи между словом и образом объекта реального мира
_________ – обычная речь, в которой отсутствует тщательная артикуляция и существуют отдельные отступления от орфоэпических норм
_________ – период наибольшего увеличения активного словарного запаса. Развитие словаря осуществляется за счет слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с ними, а также отдельные их признаки
_________ – правила речевого поведения, определяемые взаимоотношениями говорящих, принятые данным национальным коллективом носителей языка, а также малыми социальными группами в зависимости от возраста, социальной принадлежности, обстановки общения
_________ – преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания
_________ – процесс создания новых слов на базе существующих языковых единиц
_________ – разъяснение детям способа действия для достижения определенного результата
_________ – ритмичный речевой материал, содержащий сложные сочетания звуков, слогов, слов, трудных для произношения
_________ – система общих закономерностей употребления слов
_________ – слова, разные по звучанию, но имеющие одинаковое или близкое значение
_________ – словесное обращение, требующее ответа
_________ – содержание слова в речи, в определенном контексте
_________ – умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями
_________ – целенаправленный, систематический и планомерный процесс, при котором под руководством воспитателя дети овладевают определенным кругом речевых навыков и умений
_________ – этап развития речи, когда ребенок отсутствующие в произношении звуки замещает другими звуками, которые есть в его распоряжении
В 3 года объем словаря ребенка составляет _________
В 5 лет объем словаря ребенка составляет _________
В _________ дети усваивают словообразование существительных с суффиксами -онок, -ёнок, обозначающими детенышей животных
Дифференцировочное торможение осуществляется на _________ обучения правильному звукопроизношению
Длительность занятий по речевой деятельности в старшей и подготовительной к школе группах ДОУ составляет _________
Задача речевого развития детей, в состав которой входят: развитие речевого слуха; обучение правильному звукопроизношению; воспитание орфоэпической правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи; выработка четкой дикции, – это _________
Задача речевого развития детей, в состав которой входят: формирование морфологической стороны речи; освоение разных типов словосочетаний и предложений; формирование диалогической (разговорной) речи; формирование монологической речи, – это _________
Закрепление произношения гласных и согласных звуков; отработка произношения свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков; работа над дикцией; развитие фонематического слуха и интонационной выразительности речи – задачи речевого развития, решаемые в _________ группе ДОУ
Занятия, на которых используются предметы реальной жизни, наблюдения явлений действительности; занятия с применением изобразительной наглядности; занятия словесного характера, без опоры на наглядность, – элементы классификации речевых занятий по _________
Звук, слог, фраза – это _________ звуковые единицы
Метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов – это _________ методы развития речи
Обучение изменению слов по падежам; обучение согласованию существительных с прилагательными в роде и числе; обучение употреблению предлогов (в, на, за, под, около) и глаголов составляет содержание работы по формированию морфологической стороны речи в _________
Период в формировании грамматического строя языка _________ – период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения
Произношение гласных и, ы, у, э, о, а; губно-губных м, п, б; губно-зубных в, ф; переднеязычных н, д, т, з, с; заднеязычных к, г, х; йотированных je, jy, ja, jo ставится в _________ группе ДОУ
Развитие понимания речи в значительной мере опережает активный словарь _________
Создание новой нервной связи между звуковыми, двигательно-кинестетическими и зрительными ощущениями осуществляется на _________ обучения правильному звукопроизношению
Такой прием словарной работы, как дидактические игры с игрушками, предметами и картинками, используется _________
Такой прием словарной работы, как показ картин с незнакомым (малознакомым) содержанием, используется _________
Типичными для детей _________ являются сложносочиненные предложения: «Мы с бабушкой дома остались, а они поехали по своим делам», предложения с однородными членами, входящие в состав сложного: «Он уснул у реки, а коза пришла, разрезала волку брюхо, потом положила кирпичи и зашила», придаточные предложения времени, причины: «Он не ходил на работу, потому что у нас был выходной», придаточные предложения места: «Где машины военные были, там был салют»
У ребенка в _________ центральное место занимает процесс овладения четкой предметной отнесенностью слов и их конкретными значениями
Учить детей правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте временам – задача для педагогического состава детского сада в области _________
Формирование умения правильно спрягать глаголы по лицам и числам; формирование умения осознанно употреблять предлоги с пространственным значением; обучение детей правильному изменению трудных для них слов составляет содержание работы по формированию морфологической стороны речи в _________
Фронтальные занятия; индивидуальные занятия – элементы классификации речевых занятий по _________
Чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал – это _________ методы развития речи

Актуальность темы связана с тем, что проблема формирования словарного запаса занимает важнейшее место в образовании и обучении дошкольников, а вопрос о содержании словаря и методике его развития является одним из важнейших вопросов.

Известно, что наиболее благоприятным для развития всех сторон речи является дошкольный возраст. Богатый и хорошо развитый словарный запас служит средством полноценного общения и развития личности ребенка. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатый словарный запас ребенка - это признак высокоразвитой речи. Трудности, которые испытывают дети с недоразвитой речью при усвоении программы, чаще всего обусловлены недостаточным уровнем развития речи, который во многом определяется объемом и качеством словаря. Формирование лексического запаса имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребенка, так как слово, его значение является средством не только речи, но и мышления.

Особый вклад в решение проблем, связанных с развитием речи детей дошкольного возраста, внесли такие отечественные психологи и педагоги, как Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и др. Методика развития связной речи, в том числе и словаря, дошкольников рассматриваются в работах М. М. Алексеевой, О. С. Ушаковой и др.

Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка. При развитие словаря ребенок всесторонне развивается. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления.

Словарная работа – это целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Словарная работа в детском саду проводится на основе ознакомления с окружающей жизнью. Ее задачи и содержание определяются с учетом познавательных возможностей детей и предполагают освоение значений слов на уровне элементарных понятий. Кроме того, важно, чтобы дети освоили сочетаемость слова, его ассоциативные связи (семантическое поле) с другими словами, особенности употребления в речи. В современной методике большое значение придается развитию умений выбирать наиболее подходящие слова для высказывания, употреблять многозначные слова в соответствии с контекстом, а также работе над лексическими средствами выразительности (антонимы, синонимы, метафоры). Словарная работа теснейшим образом связана с развитием диалогической и монологической речи.

В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов.

Количественный рост словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому количество слов дошкольников одного возраста могут быть разными. Первые осмысленные слова появляются к концу первого года жизни. В современной методике нормой считается 10–12 слов к году. Развитие понимания речи в значительной мере опережает активный словарь. После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к концу второго года жизни он составляет 300 – 400 слов, а к трем годам может достигать 1500 слов. Развитие словаря осуществляется за счет слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с ними, а также отдельные их признаки. Третий год жизни – период наибольшего увеличения активного словарного запаса. К 4 годам количество слов доходит до 1900, в 5 лет – до 2000 – 2500. После 4 – 5 лет дети, владеющие речью, относят новое слово уже не к одному, а ко многим предметам. В 6 – 7 лет до 3500 – 4000 слов. К старшему дошкольному возрасту дети овладевают лексикой и другими компонентами языка настолько, что усваиваемый язык действительно становится родным. Индивидуальные различия в словаре наблюдаются и в эти возрастные периоды. По словам Д. Б. Эльконина, различия в словаре «более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития».

Важная задача воспитания и обучения состоит в учете закономерностей освоения значений слов, в постепенном их углублении, формировании умений семантического отбора слов в соответствии с контекстом высказывания.

Задачи развития словаря:

2-3 года: Развивать понимание речи и активизировать словарь на основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении.

Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей.

3-4 года: Большое внимание в словарной работе уделяется расширению и обогащению активного словаря на основе знаний и грамматических представлений ребенка об окружающей жизни. Усвоение лексической системы родного языка происходит постепенно, так как не все дети одинаково успешно овладевают семантическими единицами и отношениями.

4-5 лет: Работа по воспитанию звуковой культуры речи включает формирование правильного произношения звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности.

5-7 лет: В старшем дошкольном возрасте продолжаенм обогащение, уточнение и активизация словаря. Большое внимание уделяется развитию умения детей обобщать, сравнивать, противопоставлять. В словарь детей вводятся слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет (дерево, металл, пластмасса, стекло, широко используются загадки и описания предметов, их свойств, качеств и действий. Особое внимание уделяется работе над смысловой стороной слова, расширению запаса синонимов и антонимов, многозначных слов, формируется умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации.

В содержании словарной работы выделяются слова, обозначающие материальную культуру, природу, человека, его деятельность, способы деятельности, слова, выражающие эмоционально-ценностное отношение к действительности.

Прежде всего дети усваивают:

Бытовой словарь: названия частей тела, лица; названия игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета, пищи, помещений;

2) Природоведческий словарь: названия явлений неживой природы, растений, животных;

3) Обществоведческий словарь: слова, обозначающие явления общественной жизни (труд людей, родная страна, национальные праздники, армия и др.);

4) Эмоционально-оценочную лексику: слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства (смелый, честный, радостный, качественную оценку предметов (хороший, плохой, прекрасный, слова, эмоциональная значимость которых создается при помощи словообразовательных средств (голубушка, голосок, образования синонимов (пришли – приплелись, засмеялись – захихикали); с помощью фразеологических сочетаний (бежать сломя голову); слова, в собственно лексическом значении которых содержится оценка определяемых им явлений (ветхий – очень старый) ;

5) Лексику, обозначающую время, пространство, количество.

В активном словаре детей должны быть не только названия предметов, но и названия действий, состояний, признаков (цвет, форма, величина, вкус, свойств и качеств; слова, выражающие видовые (названия отдельных предметов, родовые (фрукты, посуда, игрушки, транспорт и др.) и отвлеченные обобщенные понятия (добро, зло, красота и др.). Освоение таких слов должно опираться на формирование знаний понятийного характера, отражающих существенные признаки предметов и явлений. В грамматическом отношении это слова – существительные, глаголы, прилагательные, наречия.

На протяжении дошкольного детства в разных возрастных группах содержание словарной работы усложняется в нескольких направлениях. В. И. Логинова выделила три таких направления:

- расширение словаря на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений;

- усвоение слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира;

- введение слов, обозначающих элементарные понятия на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.

Дидактические игры – широко распространенный метод словарной работы. Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе (словесные). Игровые действия в словарных играх дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов. Новые слова не вводятся. Если воспитатель стремится сообщить новые слова, он неизбежно вторгается в игровое действие, отвлекает детей от игры пояснениями, показом, что ведет к разрушению игры.

Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщенных значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные ранее знания и словарь в новых условиях.

Подбор материала для дидактических игр должен определяться задачами словарной работы. Для активизации бытового словаря подбирают игрушки или картинки, изображающие предметы быта, для активизации природоведческого словаря – природный материал (листья, овощи, фрукты, животные, птицы). Одним из условий четкого руководства играми является определение перечня слов, подлежащих усвоению.

В методике дошкольного воспитания накоплен богатый арсенал дидактических игр с детьми разного возраста («Магазин», «Что из чего сделано?», «Кому что?», «Кто найдет, пусть возьмет», «Кто первый узнает?», «Чудесный мешочек», «Парные картинки», домино «Транспорт»). Они достаточно подробно описаны в различных сборниках дидактических игр.

Для примера приведем наиболее типичные словарные игры.

«Волшебный мешочек» (может проводиться с использованием игрушек разных категорий, в разных возрастных группах, чаще в младших).

Дидактические задачи. Учить детей узнавать предметы по характерным признакам; активизировать словарь (в соответствии с подбором игрушек, предметов; используются имена существительные, глаголы, прилагательные)

Игровые правила. Достать предмет, назвать его, рассказать, какой он. (Усложнение: отгадать предмет на ощупь, достать его и показать можно после того, как о нем рассказано; мешочек не открывается, если предмет не узнан по описанию или неправильно назван.)

Игровые действия. Ощупывание предмета, его угадывание. Загадывание загадки.

Ход игры. Обыгрывание мешочка. Доставание предметов и их рассматривание, сопровождающееся характеристикой их внешнего вида, частей, назначения, признаков.

Определение предметов (помещены снова в мешочек) на ощупь, их называние и описание.

Существуют разнообразные варианты данной игры; содержание, игровые правила и действия усложняются в зависимости от возраста.

«Подбери посуду для куклы».

Дидактические задачи. Закрепить названия разной посуды, формировать умение использовать их по назначению; активизировать словарь (названия предметов посуды).

Игровое правило. Отобрать нужную посуду для повара, няни, для угощения куклы чаем.

Игровые действия. Выбор посуды и ее доставка персонажу.

Ход игры. Дети рассматривают кукол: повара, няню и девочку. Беседуют о том, какая посуда нужна для работы повару, няне и какая девочке для угощения чаем. Затем дети отбирают посуду и относят на «кухню», в «столовую».

В дальнейшем можно вводить обобщающие названия: посуда кухонная, столовая, чайная.

Физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 3 пос. Николаевка" Опыт работы: "Физическое развитие и воспитание.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Консультация «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста» 1 СЛАЙД Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО 2 СЛАЙД Умение чувствовать, понимать и ценить прекрасное.

Развитие речи детей дошкольного возраста 4–5 лет

Развитие речи детей дошкольного возраста 4–5 лет Актуальность проблемы речевого развития Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы.

Развитие конструктивного творчества у детей дошкольного возраста

Развитие конструктивного творчества у детей дошкольного возраста Об условиях развития творческой личности неоднократно говорили многие исследователи в области педагогики. Каждый из них рассматривал творчество.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Актуальность проблемы Развитие мелкой моторики рук имеет значение для общего развития ребенка. Доказано, что развитие рук находится в.

Развитие речи детей дошкольного возраста

Развитие речи детей дошкольного возраста Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Поэтому, развитие речи считаю приоритетным в работе с дошкольниками.

Развитие самостоятельной деятельности у детей дошкольного возраста Развитие самостоятельности помогает детям проявлять инициативу, создавая творческие ситуации в игровой, художественно-изобразительной и.

Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста Стремление к самостоятельной деятельности у детей проявляется очень рано. Малыш после исполнения одного года, сам уже пытается пользоваться.

Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста).

Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста). Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста, обеспечивают эффективность общения и совместимость с другими людьми.

Аннотация. В статье рассмотрены задачи и содержание словарной работы, последовательность усвоения новых слов, приемов работы с дошкольниками над обогащением словаря.

Ключевые слова : пассивный словарь, активный словарь. словарная работа, задачи, содержание, приемы работы.

Обогащение лексического запаса является одним из существенных задач речевого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Работа над развитием речи детей, лексическим словарем начинается еще в детском саду. В дошкольной методике развития речи этот аспект представлен прежде всего в работах А. М. Богуш, Н. В. Гавриш, М. М. Кониной, О. И. Соловьевой, Е. И. Тихеевой, В. И. Яшинои и др.

На сегодняшний день принято выделять четыре основные задачи словарной работы :

- Во-первых, обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми новых слов, которые раньше не знали, а также новых значений слов. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (названий предметов, их признаков и свойств, действий, процессов и т. п.).

- Во-вторых, закрепление и уточнение словаря. Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете, они не всегда знают точное название предметов. Поэтому необходимо наполнение их конкретным содержанием.

- В-третьих, активизация словаря. Как известно, все усваиваемые слова делятся на две категории: пассивный словарь и активный словарь. В пассивный словарь входят слова, которые дошкольники знают, но не употребляют в своей речи. Активный словарь включает слова, которые дети усвоили и употребляют в своей устной речи.

- В-четвертых, устранение из речи детей нелитературных слов (диалектных, жаргонных, просторечных, пониженного значения). Это особенно необходимо в условиях неблагоприятной речевой среды. Дети часто даже не понимают, что эти слова портят и загрязняют их язык. Следовательно, необходимо объяснять и учить дошкольников употреблять соответствующие литературные слова.

Содержание словарной работы в дошкольном возрасте определяется тем, что сначала словарный запас ребенка должен обозначать элементы материальной, интеллектуальной и соционормативной культуры. С этой точки зрения в содержании словарной работы выделяют слова, обозначающие:

• бытовой словарь - названия частей тела, лица, названия игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета, еды, помещений;

• природоведческий словарь - названия явлений неживой природы, растений, животных;

• обществоведческих словарь - родина, национальные праздники, труд людей и т. п. ;

• эмоционально-оценочная лексика - слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства, качественную оценку предметов, синонимы, фразеологические сочетания и т. п. ;

• слова, обозначающие время, пространство, количество.

В грамматическом отношении дети знакомятся со словами, которые относятся к самостоятельным и служебным частям речи (без введения терминов).

По мнению методистов, ребенок усваивает новое слово в определенной последовательности, а именно: а) ощущение отдельных свойств предмета; б) восприятия целостного образа; в) формирование представления о предмете, понятия; г) отражение понятия в слове [1, 162].

Дошкольники лучше усваивают значение нового слова путем показа натуральной предметной наглядности. Объяснение слова путем демонстрации необходимо осуществлять следующим образом:

а) показ натуральных предметов (волчок, шляпа, баклажан)

б) показ чучел, макетов, муляжей (тетерев, стриж, скворец)

в) показ рисунков, диапозитивов, слайдов (акула, окунь, рысь).

Дети пересматривают кинофильмы, посещают спектакли, смотрят передачи по телевидению, слушают радио, быстро запоминают новые слова, однако иногда недостаточно четко понимая их смысл. Педагог должен помочь разобраться в значении этих слов, перевести их в активный словарь ребенка. После введения новых слов их нужно закрепить. Е. И. Негневицкая рекомендует осуществлять закрепленные в определенной последовательности: узнавание слова, подбор его с наглядными подсказки, подбор слова без наглядной подсказки [2,63].

Закрепить новые слова можно в ходе игры. Например, игра "Запрещенные слова". Дидактическая задача игры: учить детей произвольно и осознанно подбирать слова, подходящие по смыслу. Правило игры: составлять предложения, не используя "запрещенные слова". Ход игры: детям предлагается ответить на вопрос педагога предложением, не используя "запрещенные слова". Выигрывает тот, кто составит большее количество предложений. Вопросы педагога могут быть такими:

- Что делает котенок? (Запрещенные слова : играет, мяукает). Вариант ответа: Котенок умывается лапкой, пьет молоко, ластится.

Ведущим принципом введения новых слов является группировка их по темам. К каждой общей теме педагог составляет тематический словарь на весь период обучения. Это позволяет включать слова в активную разговорную речь, строить диалог по соответствующей теме, составлять рассказ.

К указанным форм работы можно добавить еще такие, как: объяснение слова путем использования контекста, введение новых слов в предложения, подбор синонимов, антонимов, употребление форм слова в разных словосочетаниях, упражнения на создание новых слов с помощью суффиксов и префиксов.

Большую роль в обогащении словаря детей играет речь родителей, окружения, в детском саду - воспитателя, а потому речь воспитателя должна быть не только правильной по построению, но и богатой, содержательной, разнообразной по своему словарному составу.

С целью формирования навыков самостоятельного употребления детьми слов с переносным значением методисты рекомендуют внедрять упражнения на замену прямого значения слов синонимичными словами или выражениями, имеющих переносное значение, а также упражнения на самостоятельное составление предложений со словами в переносном смысле. Такие упражнения воспитывают у детей внимательное отношение к слову, развивают языковое чутье.

Работа над изучением многозначности слов предусматривает : а) осознание того, что слово может иметь не одно, а несколько значений; б) точность употребления многозначных слов в речи.

С этой целью можно рекомендовать следующую работу:

- Объяснение и сравнение значений многозначных слов в контексте : ветер колышет травы шелковые; у нашей Тани шелковый платочек.

- Подбор близких по смыслу слов (синонимов) к каждому значению многозначного слова : острый перец - горький, жгучий;

- Подбор слов противоположных по значению (антонимов) : радостное событие - печальное событие.

Среди приемов работы с дошкольниками над многозначными словами методисты называют эффективными следующие:

- построение предложения с многозначными словами;

- рисование по теме многозначного слова;

- нахождение многозначных слов в поговорках, загадках, пословицах и в литературных произведениях - сказках, рассказах;

- сочинение рассказов и сказок на тему многозначного слова [3, 21].

С целью расширения активного словаря детей педагог использует упражнения творческого характера, как: составить предложения, в которых определенное указанное слово было бы употреблено в разных значениях, описать предметы, названием которых является многозначное слово.

Таким образом, своевременное развитие словаря дошкольника - признак хорошо развитой речи, показатель высокого уровня умственного развития, один из важных факторов подготовки к обучению в школе.

1. Богуш А М. Обучение правильной речи в детском саду / А. М. Богуш. – К. : Рад. школа, 1990. - 212 c.

2. Негневицкая Е, Сохина Ф. Методика обучения русскому языку в национальном детском саду. / Негневицкая Е, Сохина Ф. - М. : Просвещение, 1995. - 144 c.

3. Струнина Е, Ушакова О. Семантический аспект в развитии речи старших дошкольников // Развитие речи и речевого обращения дошкольников. / Струнина Е, Ушакова О. - М., 1995.

Активизация словаря детей раннего возраста Фомина Л. П. Хрипкова Н. П. Активизация словаря детей раннего возраста Федеральное государственное автономное образовательное учреждение.

Дидактическая игра как средство развития словаря детей младшего дошкольного возраста Месяц Тема образовательной деятельности Дидактическая игра Сентябрь Мониторинг Мониторинг Октябрь Осень. Явления природы. Звери. Игра с.

Формирование и развитие математических способностей, развитие логического мышления у детей дошкольного возраста Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения. Математика.

Формирование словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР Папка передвижка для родителей. 1 лист Формирование словаря детей дошкольного возраста с ОНР по средствам дидактических игр и упражнений.

Методическая разработка «Развитие речи и обогащение словаря детей посредством произведений УНТ» Пояснительная записка Младший дошкольный возраст, имеет особое значение для речевого развития ребенка. Несмотря на тот факт, что по своей.

Обогащение и развитие словаря детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Содержание работы дошкольного учреждения определяется с учетом пилотного проекта примерной основной образовательной программы дошкольного.

Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста. Цель работы: осветить особенности овладения словарём детьми старшего дошкольного возраста.

Влияние дидактических игр на развитие словаря детей младшего дошкольного возраста Введение Успешное речевое развитие напрямую зависит от чувственного восприятия ребенком окружающего мира и от его предметной деятельности.

Влияние дидактических игр на развитие словаря детей младшего дошкольного возраста Структура работы – выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, вывода, заключения, списка литературы, списка приложений,.

Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности БОД ДПО (ПК) С «ЧУВАШСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ» МИНОБРАЗОВАНИЯ Кафедра дошкольного образования Эссе на тему «Активизация.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

 Методика развития словаря


Курс повышения квалификации

Организация в ДОО «Школы для родителей»: формирование психологической грамотности


Курс повышения квалификации

Гендерные особенности воспитания мальчиков и девочек в рамках образовательных организаций и семейного воспитания


Курс повышения квалификации

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ТНР в условиях ДОУ


«Творческая работа с детьми (3-10 лет) по теме Космос»

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

 Методика развития словаря

Методика развития словаря

Понятие словарной работы и ее значение Развитие словаря понимается как длител.

Понятие словарной работы и ее значение Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.

Количественный рост словаря. 10–12 слов к году. Развитие понимания речи в зна.

Количественный рост словаря. 10–12 слов к году. Развитие понимания речи в значительной мере опережает активный словарь. После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, к концу второго года жизни он составляет 300 – 400 слов, к трем годам может достигать 1500 слов. Развитие словаря осуществляется за счет слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с ними, а также отдельные их признаки. В последующие годы количество употребляемых слов также быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляются. Третий год жизни – период наибольшего увеличения активного словарного запаса. К 4 годам количество слов доходит до 1900, в 5 лет – до 2000 – 2500, а в 6 – 7 лет до 3500 – 4000 слов.

Задачи словарной работы обогащение словаря новыми словами, за счет общеупотре.

Задачи словарной работы обогащение словаря новыми словами, за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.). закрепление и уточнение словаря, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами. активизация словаря. устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.

Прежде всего дети усваивают: · бытовой словарь: названия частей тела.

Прежде всего дети усваивают: · бытовой словарь: названия частей тела, лица; названия игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета, пищи, помещений; · природоведческий словарь: названия явлений неживой природы, растений, животных; · обществоведческий словарь: слова, обозначающие явления общественной жизни (труд людей, родная страна, национальные праздники, армия и др.); · эмоционально-оценочную лексику: слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства (смелый, честный, радостный), качественную оценку предметов (хороший, плохой, прекрасный), слова, эмоциональная значимость которых создается при помощи словообразовательных средств (голубушка, голосок), образования синонимов (пришли – приплелись, засмеялись – захихикали); с помощью фразеологических сочетаний (бежать сломя голову); · лексику, обозначающую время, пространство, количество.

Читайте также: