Ленигрушка елочные игрушки фабрика

Обновлено: 06.05.2024

Машенька, небольшая советская кукла из пластмассы. Кусочек истории, привет из прошлого, из СССР.

Ее сделали 26 октября 1978 года.

Почему мы покупаем игрушки из далекого прошлого? Наверно скучаем по нашему детству, юности.

Многие из нас родились, учились, работали в стране, которой уже нет. Это страна
называлась СССР.

Купив Машеньку, я как будто вернулась не некоторое время опять в свое детство.

Сделана Машенька в городе на Неве, Ленинграде.Именно там на Московском проспекте 25
была фабрика игрушек «Ленигрушка».

На этой фабрике работали многие замечательные мастера: Марианна Мотовилова, Лев Сморгон и Лев Разумовский.
Мне очень понравилась вот эта кукла.Она сделала по эскизам Марианны Мотовиловой.


Понимая, что купить такую редкую куклу почти нереально, я начала искать кукол из СССР.
Мой кукольный ангел-хранитель сжалился надо мной и послал мне Машеньку.

Я очень обрадовалась такому подарку судьбы, но не поняла, что ее автор Марианна Мотовилова.
Спасибо Ольге SmartDolly , она мне подсказала автора.
Нашла я немного информации о бывшей фабрике «Ленигрушка».
В 1928 году на углу ул. 2-ой роты (ныне 2-ой Красноармейской улицы) и Забалканского (ныне Московского) проспекта было построено здание артели «Ленигрушка».

Во время второй мировой войны артель перешла на выпуск военной промышленности: на производстве отшивались ватники, ватные брюки, полушубки, маскхалаты, рукавицы, вязались сетки с нашитыми на них лоскутами ткани для маскировки танков, пушек, зениток, призванных укрыть крышу Смольного.

К началу 1960-х годов в СССР наметился процесс укрупнения промышленных предприятий, вызвавший волну слияния множества заводов и фабрик, в том числе, выпускавших игрушки: в 1955 году создана фабрика «Ленигрушка» Ленгоргалхимпромсоюз, в 1959 году возникает фабрика «Ленигрушка» Минлегпром РСФСР «Росглавигрушка» по адресу Московский проспект, д. 25, в 1964 году по тому же адресу уже расположена фабрика игрушек №2, а в 1967 году образовано объединение «Ленигрушка» Минлегпром РСФСР «Росглавигрушка».

Позднее в объединение «Ленигрушка» вошли старая фабрика «Ленигрушка», фабрика дидактической игрушки, фабрика елочной игрушки и производство мягкой игрушки.

К 1970-м годам производственное объединение насчитывало несколько филиалов, занимавшихся выпуском различной продукции и расположенных в разных частях города.

В 1982 году завод, теперь уже носивший название «Пластмассы», был признан в числе лучших производителей пластмассовой продукции в г. Ленинграде и Ленинградской области с численностью персонала более двухсот человек и с наилучшими показателями условий труда и отдыха на территории завода.

После распада Советского союза на волне коммерциализации государственных объектов производств пластиковых игрушек продолжила фабрика «Орбита», просуществовавшая до конца 1990-х годов и позднее трансформировавшаяся в ЗАО «Пластмастер» с дочерним юридическим лицом ООО «Пластмассы» и торговой маркой «Плэйдорадо».

На протяжении советского периода многочисленные цеха «Ленигрушки» производили полный спектр продукции: пластиковые, текстильные, деревянные и жестяные игрушки, новогодние стеклянные украшения, карнавальные костюмы и много другое.

На данный момент, ЗАО «Пластмастер» производит пластмассовые игрушки в виде различных кукол и аксессуаров к ним, фигурок животных, а также одну из отечественных фэшн-кукол Кристи, созданных еще в 1990-е годы на фабрике «Орбита» при участии Всероссийского научно-исследовательского института изделий для детей, расположенного в г. Загорск (ныне г. Сергиев Посад, Московская обл.).
Моя Машенька приглашает всех в гости не только с куклами из ССССР, но и другими изделиями.

Например: книгами, журналами, букварями.


Можно прийти в гости вот с такими вещами как строгалка (я с такой пошла в первый класс)

флажками,

открытками,

марками и многими другими маленькими кусочками истории.

Милости просим! Мы рады всем гостям!


Купить куклы детства можно в шопике

Ямогу: Здравствуйте дорогие друзья. Спасибо, что посетили мою страничку.

Ямогу: Пока к сожалению восстанавливаюсь после больницы. Услуги временно прекращены.

Замечательный топик!
Я тоже окунулась в детство! Нахлынула ностальгия!
Спасибо Вам большое!
Машенька просто чудо-девочка!

Такие милые девочки!
Стройненькие, с хорошими ножками!
Спасибо за эстетическое удовольствие и интересный рассказ!

Марина, спасибо за экскурс в историю фабрики. Прочитала с удовольствием.
Вас, конечно, поздравляю с очаровательной Машенькой! В нее не возможно не влюбиться, как и в любую из куколок Марианны Мотовиловой. Конечно, мы всей гурьбой в гости. Конечно, не все в идеальной форме. Есть к чему стремиться. Поэтому не взыщите!

Ирина, сколько же их у Вас! Какая красота! Спасибо, что пришли в гости! Буду знать к чему мне стремиться!
Вот такую книгу ищу.

Я все купила книги из этой серии. Их 4. Последнюю еще не получила, в пути.
Сейчас на Мешке очень много кукол Марианны Мотовиловой, но цены.

Она очень приятная в общении. Всегда доброжелательная. Первую книгу она хочет впустить на диске, потому что велик спрос.

Олег Гукасов

ЛенИгрушка

ЛенИгрушка запись закреплена

Алексей Кудряшов

ЛенИгрушка

ЛенИгрушка запись закреплена
Издательство «Питер»: для детей и родителей

🎄

Новогодние РОЗЫГРЫШИ продолжаются!

Конкурс проводится только по Санкт-Петербургу.

✨

С детским восторгом вся семья каждый год наряжает новогоднюю елку. Приближение праздника, яркие гирлянды, красочные игрушки — дом наполнен волшебством и уютом Тёплыми зимними вечерами, собравшись у елки, все от мала до велика рассматривают елочные украшения: фарфоровая куколка, стеклянный снеговик, грозди ягод переливами горят на зелёных ветках.
Показать полностью. Каждая елочная игрушка по-своему уникальна, часто с ней связана история семьи, целого поколения.

Совместно с ЛенИгрушка и детской петербургской писательницей Кристиной Кретовой мы проводим РОЗЫГРЫШ елочных игрушек ручной работы по мотивам книги «Приключения снегиря в Африке»!

Для участия в розыгрыше нужно:
1. Подписаться на нас
2. Репост данной записи
3. Запись должна быть на стене не ниже 5 места
4. Напишите в комментарии под этим постом о вашей любимой елочной игрушке

😉

Итоги подведем уже 28 декабря и случайным образом выберем 2 победителей! Подарок нужно будет забрать самостоятельно у нас

Старейшее специализированное предприятие народного художественного промысла по выпуску стеклянных ёлочных украшений в России. Производят изделия ручной работы, выполненные в традиционном и современных стилях, отличающиеся богатством цветовой гаммы разнообразием форм и декоративной отделки.

В основе уникального ремесла заложено совершенное владение приемами выдувания, тонкое понимание материала, талант и творчество народных умельцев нескольких поколений.

2. Фабрика «Ариель»

В 1936 году была организована промыслово-кооперативная артель «Детская игрушка». Небольшое предприятие взялось за освоение стеклянных игрушек ручной работы и скоро получило статус предприятия народно-художественных промыслов Горьковской области, заложив серьезный фундамент для дальнейшего развития художественной промысловой, а затем и фабричной игрушки.

3. Фабрика XMAS TOYS

Молодое предприятие, которое с самого основания взяло высокую планку, производит уникальные елочные украшения по собственным эскизам.

Данная фабрика находится в пригороде Екатеринбурга. Урал всегда славился своими мастерами, поэтому и команда XMAS TOYS подобрана творческая и слаженная. Мастерицы вкладывают душу в свою работу и находятся в постоянном поиске интересных решений.

Все игрушки, которые создаются сделаны из стекла и расписаны вручную. Без стеснения, получаются настоящие шедевры !

4. Фабрика "Иней"

Старейшее предприятие, специализированное по выпуску стеклянных ёлочных украшений ручной работы, основанное в 1937 г.

Данная фабрика изготавливает широкий ассортимент продукции: верхушки, шары разного диаметра, фигурки формовой выдувки, шишки, подвески. Каждое изделие, разрисованное в народном и современном мотиве, интересно и неповторимо. Ассортимент рисунков постоянно обновляется. Предприятие выпускает не более 500 штук шаров на один рисунок, приобретая изделия Вы становитесь обладателем эксклюзивной коллекции.

5. Фабрика "Бирюсинка"

Красноярское предприятие оснащено технологическим оборудованием и использует безопасные для здоровья материалы. Это позволяет изготавливать продукцию, соответствующую всем необходимым стандартам качества. Фабрика выпускает мягко-набивные игрушки, карнавальные костюмы для детей и взрослых, игрушки из поливинилхлоридного пластизоля, стеклянные елочные украшения и игрушку-упаковку для новогодних подарков.

6. Винтажный шар

Художественная мастерская новогоднего стиля «Винтажный шар». Основана в 2010 году. Основным видом деятельности является производство ёлочных украшений из натурального стекла. Весь процесс производства ручной. За время существования фирмы ассортимент выпускаемых изделий вырос в несколько раз и сейчас составляет около 280 видов эксклюзивных шаров.

7. Фабрика елочных игрушек г. Карачев

История создания Карачевской фабрики елочных игрушек начинается в 1932 году с промысловой кооперативной артели имени Кирова, производившей гончарные, швейные изделия и ёлочные украшения. К началу войны артель была довольно крупным, по тем временам, предприятием, В годы войны все производственные помещения артели были уничтожены, но уже в год освобождения Брянска в 1943 г. артель была возрождена и стала выпускать наряду с другой продукцией новогодние украшения. Современный «Интерьер-промысел» имеет статус предприятия народного художественного промысла, в первом году этого века оно вошло в сотню лучших предприятий России.

Улыбающийся толстячок Карлсон, доктор Айболит, Володька, Мальвина, бесчисленные Машеньки, Дашеньки и Леночки в нарядах, в школьных платьях, в национальных костюмах. Рождённые в XX веке наверняка помнят эти игрушки, а если нет — то уж точно помнят их родители. Возможно, у кого-то до сих пор хранятся дома известные в своё время на всю страну куклы фабрики «Ленинградская игрушка».




Львы на удачу

В 1928 году на углу 2-й Красноармейской и Московского проспекта появилась артель игрушек имени Рубена (Рубен был председателем Всекоопинсовета — объединения кооперативов инвалидов). Буквально накануне Великой Отечественной войны её переименовали в «Ленигрушку», но по злой иронии судьбы несколько лет в артели изготавливали вовсе не игрушки, а ватники, штаны, маскхалаты и прочие текстильные атрибуты военного времени.

После 1945-го «Ленигрушка» вновь вернулась к своей специализации. Однако в 1950-е выяснилось, что ситуация с технологиями и дизайном игрушек была повсеместно удручающей. Это в огромной-то стране-победительнице! Кукол делали едва ли не так же, как и столетие назад — по надоевшим всем образцам да ещё и из устаревших материалов (из древесно-опилочной массы, например). В артели в качестве и скульптора, и формовщика работал один человек, которого все называли Васильич.

Кто знает, как бы сложилась судьба «Ленигрушки», если бы не случилось необыкновенное — в артель один за другим пришли два талантливых мастера. Оба — со звучным именем Лев. И мир советской игрушки уже никогда не был прежним.


Карлсоны-революционеры

Лев Самсонович Разумовский — коренной ленинградец. Блокада застала его подростком, а в 1943 году он ушёл на фронт и получил страшное ранение: ему оторвало левую руку. Но никуда не делась юношеская мечта стать скульптором, и Разумовский вопреки всему поступил в Ленинградское художественно-промышленное училище. Его дипломную работу «Лётчик» установили в Московском парке Победы, а многие из других его работ хранятся в частных коллекциях в России и за границей.


Молодой художник проникся работой на «Ленигрушке»: ему важно было заинтересовать ребёнка и создать момент сотворчества. Так одним из первых появился доктор Айболит в виде неваляшки, а затем и весёлые яркие клоуны, Тянитолкай, перчаточные персонажи из «Незнайки», разные животные, наделённые характером. Да, та самая обезьянка с лапками-крючками — тоже творение Разумовского. Движущиеся руки, ноги, носы, ботинки — это очень привлекало детей, которым всегда было важно не просто держать куклу в руках, но и общаться с ней.


Новых кукол расхватывали в магазинах моментально. Одной из самых любимых у советских детей игрушкой был Карлсон (его выпускали вплоть до 1990-х). К слову, сама Астрид Линдгрен пришла от него в восторг. Скульптор приезжал к ней в Стокгольм, а шведская газета разместила фото писательницы с игрушками, подписав его так: «Астрид Линдгрен читает вслух „Пеппи длинный чулок“, изданную в СССР, для двух революционных советских Карлсонов с рыжими волосами».

Татьяна — дочь Льва Самсоновича — как-то в ЖЖ рассказала забавную историю про ту встречу Линдгрен и Разумовского:

«Во время разговора Астрид спросила папу, чего бы он хотел выпить — чаю, апельсинового сока или мартини? На что папа ответил, не моргнув глазом: „В это время дня я привык пить мартини!“ Стоит ли говорить, что о мартини ему приходилось только читать у Ремарка и Хемингуэя?»

Володька с характером

Всего Разумовский создал 120 моделей, из них 80 выпускали массовыми тиражами. Художник посвятил игрушкам 20 лет. Его коллега Лев Сморгон пришёл в «Ленигрушку» немного позже. Совершенно не конкурируя с другим Львом, он создал образы, каких раньше в СССР не было. Это были самые разные целлулоидные куклы новой формы, каждая из которых, кажется, имела свой характер.


Что ещё? Минимум деталей, но чёткая геометрия, большие синие глаза и особое выражение лица (которое, кстати, у некоторых менялось при вращении головы — такое вот ноу-хау мастера). Всё это воплотилось в дяде Стёпе, знаменитых гимнастках (хоть их и называли излишне сексуальными) и, конечно, Володьке: его выпускали в разных, как сейчас сказали бы, луках. Прообразом куклы, кстати, был племянник Сморгона.


В 1970-е скульпторы ушли из «Ленигрушки». Как уже много позже пояснил Лев Сморгон в одном из интервью, на фабрику пришли новые технологии. Если целлулоидных куколок до этого изготавливали отдельно, маленькими тиражами, то станки уже могли почти моментально выпускать сразу с два десятка рук, ног и голов.

«Как мастер я стал просто не нужен», — сказал скульптор. Необычные и новаторские игрушки, больше похожие на произведения искусства, советское массовое производство уже не интересовали, да и сами мастера стремились к чему-то большему, чем кукла.

«Кукла Маша, не плачь. »

Но было бы несправедливо не упомянуть ещё об одном мастере «Ленигрушки», которая, кстати, училась вместе со Львами. Это Марианна Мотовилова. На фабрику она устроилась в начале 1960-х, и все узнаваемые куклы-девочки и куклы-сказочные героини — её творчество. Как раз тогда «Ленигрушка» начала производить кукол из полиэтилена, и новые образы были очень кстати. Поначалу модели были более тонкими и хрупкими, позже они окрепли внешне, но сохранили изящность и миловидность. Советским девочкам сразу пришлись по душе Даши, Маши, Веры, Оли, Кати.


Помимо кукол в разных нарядах Марианна Мотовилова создала серию моделей в национальных костюмах, а её рыжий Антошка с хитрецой в глазах переодевался то в красноармейца, то в моряка, то в спортсмена. И уж конечно нельзя пропустить школьниц в форме и белых фартуках — идеальный тогда подарок ученицам маленьким и не только. Мастер проработала на фабрике до конца 1970-х.


Что же стало с «Ленигрушкой»? Ещё в 1968 году на её базе объединили несколько производств, включая фабрику ёлочных украшений, в 1982-м она превратилась в завод «Пластмассы», а затем, после приватизации, — в фабрику «Орбита». Её и потом переименовывали несколько раз, но несмотря на все перипетии, наследница артели по-прежнему производит игрушки. Современные куклы, конечно, мало похожи на своих предшественниц, но это и закономерно.


Впрочем, ценители, коллекционеры и просто ностальгирующие покупают кукол «Ленигрушки» на интернет-аукционах и барахолках и делятся на форумах секретами реставрации: меняют резинки, на которых держатся руки и ноги, приводят в порядок волосы, восстанавливают аутентичную одежду и шьют новую. Так взрослые сохраняют кукольную историю.

Рецепты летнего отдыха от KudaGo

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl + ↵


Нарядная пушистая елка, пышно украшенная разноцветными шарами, сверкающими гирляндами, блестящим дождиком и мишурой — то, без чего сегодня невозможно представить новогодний праздник. Однако так было далеко не всегда.

История елочных игрушек в России

Хотя ель получила статус новогоднего символа еще при Петре I, первые елочные украшения появились в России только в XIX веке. Постепенно у нас прижилась европейская традиция, и уже к концу XIX века рождественскую ель можно было встретить почти в каждом доме. На дерево вешали съедобные украшения — яблоки, орехи, печенье, конфеты и другие сладости, а также свечи и золоченые шишки.


Затем появились самодельные елочные игрушки из бумаги и картона; их украшали лоскутками ткани, кружевами и бисером. Широкое распространение в дореволюционной России получили ватные игрушки на проволочном каркасе и украшения из папье-маше: всевозможные куколки, ангелочки, фигурки животных, бутафорские фрукты.


Стеклянные елочные игрушки в то время могла позволить себе только состоятельная публика. Первые игрушки из толстого зеркального стекла — преимущественно шары и сосульки — привозили из Европы, и продавались они по баснословной цене.

«Елочка» — старейшая российская фабрика елочных игрушек

Постепенно в России стало развиваться собственное производство стеклянных изделий. Старейшая из ныне действующих отечественных фабрик елочных игрушек находится Подмосковье, в Высоковске (Клинский район). Она была открыта в 1848 году — изначально как стекольный завод, который производил лампы, пузырьки и бутылочки для парфюмерных и аптекарских целей. Однако предприимчивые мастера быстро научились изготавливать из стекла бусы, серьги и другие украшения, а впоследствии поняли, что украшать стеклянными бусами можно и рождественскую ель. Слава клинских мастеров быстро разлетелась по всей стране, и уже в 1896 году елочные бусы из дутого стекла были представлены на XVI Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде.


Сегодня клинскую землю называют колыбелью елочного ремесла. Фабрика елочных игрушек в Высоковске продолжает свою работу — с 1970-х годов предприятие носит название «Елочка». Здесь изготавливают елочные игрушки ручной работы, гирлянды, бусы и другие елочные украшения. Клинские мастера в совершенстве владеют приемами выдувания, тонко чувствуют материал, а также хранят народные традиции и секреты ремесла, передающиеся из поколения в поколение. При фабрике действует небольшой музей, экспозиция которого знакомит посетителей с историей отечественных елочных игрушек — начиная с 1930-х годов и до наших дней.

Читайте также: