Ленинградская фабрика елочных игрушек

Обновлено: 16.05.2024

А еще, я познакомился с директором фабрики «Иней» Невструевой Людмилой. Я предложил несколько идей для эксклюзивных коллекций новогодних шариков на 2018 год. Мы обсудили возможность создания шариков с узорами павловопосадских платков, новогодней коллекции по мотивам "Штирлица" и биографии актера Вячеслава Тихонова, который родился в Павловском Посаде. Ну и, конечно же, куда без усадеб?! Я предложил выпустить комплект новогодних шаров с изображением усадеб Московской области. Хотели бы вы приобрести такие елочные украшения к следующему Новому Году и если да, то с какими усадьбами?

А пока кадры, привезенные из нашего путешествия в новогодний мир. Вы увидите, как елочные игрушки готовятся к тому, чтобы попасть в наши дома и подарить нам ощущение праздника!


Искусство российских мастеров по стеклу ценится во всем мире. Это праздничое и кропотливое ремесло стало активно развиваться в России еще в начале XIX века. Однако, считается, что основоположником российского стеклоделия стал Михаил Ломоносов, который сформировал научные основы этого вида производства.

2. Самая новогодняя экспозиция в Подмосковье.

Долгое время елочные игрушки были скорее редкостью, чем неизменным атрибутом Нового Года. В позапрошлом веке новогодние украшения из стекла, как правило, изготавливались одиночными ремесленниками-умельцами. Это производство было кустарным и не могло быть направлено на массовый поток.

3. Выставка фабрики "Иней" рассказывает о том, какие игрушки производились здесь в разные годы.

И лишь в конце XIX - начале XX столетия в Москве и Санкт-Петербурге появились первые небольшие узконаправленные производства, которые специализировались на изготовлении сезонных изделий из стекла.

4. Некоторые экспонаты из этой партии еще хранятся в домашних коллекциях наших родителей и бабушек.

Большая часть мастеров-стеклодувов приехали в Москву из российских городов и сел в начале XX века. Именно их умения и традиции и заложили основу производства елочных игрушек.

5. А помните, как в детстве мы с придыханием ждали, когда же взрослые принесут коробочку с елочными игрушками и мы всей семьей будем наряжать елку?

Век назад самое известное производство игрушек из бесцветного стекла находилось в Голутвинской слободе.

6. Такие шарики, сосульки и фигурки помнят большинство жителей нашей страны.

После революции значительная часть новогодних традиций, заложенных во времена царской России, была упразднена. Новый Год и Рождество с их непременными атрибутами: праздничной елью и новогодними игрушками на несколько лет были забыты.

7. Обратите внимание, как менялась мода на елочные игрушки! Прошло несколько лет и шарики стали более "тонкими", крупными и блестящими.

Однако, праздничные традиции оказались сильнее партийных взглядов. Уже совсем скоро празднование новогодних праздников вернулось в российские дома.

8. Однотонные глянцевые шары с лаконичным узором. Фигурка Снегурочки на "прищепке" и розовая шишка! Ну разве это не ностальгия в чистом виде?

Производственное объединение "Иней" было создано на базе бывшей артели в 1937 году. Уже через год "Иней" прославился на весь Советский Союз. Здесь стали производить игрушки, которые запросто можно было назвать настоящими произведениями искусства. Елочные украшения из стекла причудливо расписывались. Здесь производили как классические игрушки, так и елочные украшения, оформленные по мотивам народных рисунков, произведений классиков и других известных сюжетов.

9. Экскурсию для наших маленьких и взрослых пассажиров провел сам Дед Мороз!

Пиком творческого расцвета "Инея" стали 50-50-е годы прошлого века. Именно в этот период на фабрике стали производить удивительно трогательные и по-домашнему душевные игрушки.

10.

11. А это - редкие и очень ценные кадры. Мне резрешили запечатлеть для вас новогоднее таинство!

Фабрика "Иней" прошла через множество испытаний. Но, к счастью, волшебников, создающих елочные игрушки не сломили экономические реалии. Фабрике удалось выжить и сейчас она вновь признана и успешна.

12. Вот так ювелирно-непросто волшебники фабрики "Иней" создают для нас частички новогодней радости!

13.

14.

Цех по металлизации.

15.

16. Этапы производства.

17. Во время экскурсии по предприятию.

18. Даже в своем "шаблонном" виде шарики уже очень красивые.

19. Самыми популярными цветами в дизайне елочных украшений считаются оттенки синего и красного.

20. А теперь готовое изделие попало в руки художника, который украсит их новогодней росписью.

А еще, на фабрике "Иней" очень любят делиться своей радостью от сопричастности к новогоднему чуду. Несколько лет назад здесь приняли решение о начале сотрудничества с туристическими компаниями. Перед Новым годом в "Инее" - аншлаг. Запись на экскурсии по фабрике с посещением мастер-классов, как правило, закрывается еще летом!

21.

22.

23. Узнаете Паровозик из Ромашково?

Один из любимых мультиков детства. Кто бы тогда мог подумать, что в 2017 году у меня будут три своих "паровозика": "Усадебный экспресс", "Экоэлектричка" и "Промпоезд")

Я очень рад, что нам с командой "Промпоезда" и московским "Моспромарт" удалось попасть на фабрику "Иней". Видеть столько неподдельной радости на лицах путешественников - бесценно! Мы обязательно вернемся сюда в следующем году!

24. Для современных детишек здесь тоже делают шарики с изображением их любимых мультгероев.

25. А вот так мы своими руками создавали собственный, эксклюзивный новогодний шарик!

26. Шары "Моспромарт" и "Промпоезд".

27. На этих фото вы можете видеть, что цены на продукцию фабрики остаются очень демократичными.

Кстати, посте этой поездки мы решили, что наши друзья и соорганизаторы из проекта о промышленном наследии "МосПромАрт" теперь будет коллекционировать елочные игрушки, а "Промпоезд" - паровозики. Так что, теперь у нас появились первые экспонаты собственных коллекций!

Фабрика «Иней» — старейшее предприятие специализированное по выпуску стеклянных ёлочных украшений ручной работы, основанное в 1937 г. Мы изготавливаем широкий ассортимент продукции, это и верхушки, шары разного диаметра, фигурки формовой выдувки (более 40 видов), шишки, подвески. Каждое изделие, разрисованное в народном и современном мотиве, интересно и неповторимо. Ассортимент рисунков постоянно обновляется. Предприятие выпускает не более 500 штук шаров на один рисунок, приобретая наши изделия Вы становитесь обладателем эксклюзивной коллекции.

А самое главное Вы можете увидеть, как создается каждое изделие на нашей фабрике. Специально для Вас мы проводим экскурсии, на которых можно не только наблюдать, но и участвовать в создании сказки.

История фабрики

«Иней»

История нашей фабрики начинается аж в дореволюционной России, с кустарных производств и артелей, которые работали на дому, изготовляли игрушки из картона, мишуру, гирлянды и бусы из стекла. Жизнь ремесленников этого профиля была нарушена запретом Новогоднего праздника. Но с момента его возвращения «людям», то есть с 1935 года, естественным образом возрастает интерес к производству елочных украшений. Причиной возвращения, стала маленькая заметка в газете «Правда» от 28 декабря. Три абзаца, подписанные просто, без чинов — П. Постышев, — были озаглавлены так: «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!»

«Игрушка» № 11

Игрушек было мало, необходимо наверстывать упущенное. В 1937 году на основе одной такой артели объединяются мастера, стеклодувы и художники. В Москве создается фабрика «Спортигрушка», которая разместилась по адресу Спартаковская площадь д.10. Основные цеха производства размещались недалеко от станции метро «Семеновская» (Семёновский переулок, д.6). После войны создается еще один филиал фабрики в Павлово-Посадском районе, в поселке Чисто-Перхурово, а затем и второй цех филиала в деревне Данилово. (В послевоенное время в деревне Данилово, была небольшая фабрика кроватной арматуры. На ее основе, после реконструкции и был открыт так называемый второй цех. В начале только стеклодувный. И голье возили в Чисто-Перхурово, где и расписывали. И только к началу 1971 г все операции уже делали на месте. И в конце 1971 г Перхуровская и Даниловская фабрики обединились с Московской фабрикой, и стали его филиалами до полной ликвидации Московской фабрики). Изначально, за художественную основу брались дореволюционные игрушки. Но, довольно в скором времени появляются многочисленные новые проекты и идеи. Первые шары фабрики отвечают всем модным тенденциям и веяниям времени. Уже через год после начала работы, продукция фабрики пользуется большим спросом и приобретает весомую известность. В журнале "Игрушка" № 11 от 1938г была опубликована статья: «Фабрика «Спортигрушка» выпускает к елке разнообразный ассортимент разрисованных шаров. Чего только нет на этих хрупких изящных шариках! Былинный эпос, сюжеты из народных сказок, персонажи из поэм Пушкина, произведений Маршака и Чуковского».

М.Н.Бартрам

В начале 50-х годов фабрику «Спортигрушка» переименовали в «Бауманскую». Расцветом фабрики можно смело назвать 1950-1960-е годы. Именно в это время ( с 1948 по 1963 год) на производстве работала Мария Николаевна Бартрам, дочь известного коллекционера, художника и исследователя игрушки Николая Дмитриевича Бартрама. Изделия этих лет отличает особая теплота, мягкость цветовых решений, геометрия рисунка. Игрушки такие "детские", праздничные, теплые и домашние.

«Иней»

Следующие десятилетия для Фабрики, как и для большинства других традиционных промыслов, стали временем тяжелых испытаний, связанных с ослаблением творческого развития устойчивого художественного образа, но и в эти непростые годы наша фабрика сумела сохранить потенциал и костяк коллектива творческих работников. Название «Иней» фабрика получила в 1990 году. После акционирования, директор фабрики создал при производстве магазин «Страна детства» с широким ассортиментом отечественной, не только новогодней, игрушки. Наша фабрика, одно из немногих производств, не только уцелевшее в 90-е, но и благополучно функционирующее и по сей день. В свое время повезло найти акционеров, заинтересованных в развитии нашего производства. Более того, фабрика работает всё по тому же профилю и до сих пор весьма успешно занимается производством чудесных, не потерявших своего шарма и особой изюминки, ёлочных игрушек.

Дом ёлочной игрушки

В настоящее время наша фабрика выпускает более 250 наименований елочных украшений ручной работы из стекла. Это высокохудожественная, традиционная для России елочная игрушка: персонажи народных сказок, изделия связанные по тематике с фольклором, русским пейзажем, бытом города и деревни, московская символика. Наша продукция украшает в новогодние дни не только домашние елки, но интерьеры помещений, витрины и уличные елки. Многообразие ассортимента, красота и изысканность росписи, высокое качество при доступных ценах изделий определили широкую популярность продукции нашей фабрики. На фабрике проводятся экскурсии, работает магазин, где можно приобрести себе игрушки по душе.

Улыбающийся толстячок Карлсон, доктор Айболит, Володька, Мальвина, бесчисленные Машеньки, Дашеньки и Леночки в нарядах, в школьных платьях, в национальных костюмах. Рождённые в XX веке наверняка помнят эти игрушки, а если нет — то уж точно помнят их родители. Возможно, у кого-то до сих пор хранятся дома известные в своё время на всю страну куклы фабрики «Ленинградская игрушка».




Львы на удачу

В 1928 году на углу 2-й Красноармейской и Московского проспекта появилась артель игрушек имени Рубена (Рубен был председателем Всекоопинсовета — объединения кооперативов инвалидов). Буквально накануне Великой Отечественной войны её переименовали в «Ленигрушку», но по злой иронии судьбы несколько лет в артели изготавливали вовсе не игрушки, а ватники, штаны, маскхалаты и прочие текстильные атрибуты военного времени.

После 1945-го «Ленигрушка» вновь вернулась к своей специализации. Однако в 1950-е выяснилось, что ситуация с технологиями и дизайном игрушек была повсеместно удручающей. Это в огромной-то стране-победительнице! Кукол делали едва ли не так же, как и столетие назад — по надоевшим всем образцам да ещё и из устаревших материалов (из древесно-опилочной массы, например). В артели в качестве и скульптора, и формовщика работал один человек, которого все называли Васильич.

Кто знает, как бы сложилась судьба «Ленигрушки», если бы не случилось необыкновенное — в артель один за другим пришли два талантливых мастера. Оба — со звучным именем Лев. И мир советской игрушки уже никогда не был прежним.


Карлсоны-революционеры

Лев Самсонович Разумовский — коренной ленинградец. Блокада застала его подростком, а в 1943 году он ушёл на фронт и получил страшное ранение: ему оторвало левую руку. Но никуда не делась юношеская мечта стать скульптором, и Разумовский вопреки всему поступил в Ленинградское художественно-промышленное училище. Его дипломную работу «Лётчик» установили в Московском парке Победы, а многие из других его работ хранятся в частных коллекциях в России и за границей.


Молодой художник проникся работой на «Ленигрушке»: ему важно было заинтересовать ребёнка и создать момент сотворчества. Так одним из первых появился доктор Айболит в виде неваляшки, а затем и весёлые яркие клоуны, Тянитолкай, перчаточные персонажи из «Незнайки», разные животные, наделённые характером. Да, та самая обезьянка с лапками-крючками — тоже творение Разумовского. Движущиеся руки, ноги, носы, ботинки — это очень привлекало детей, которым всегда было важно не просто держать куклу в руках, но и общаться с ней.


Новых кукол расхватывали в магазинах моментально. Одной из самых любимых у советских детей игрушкой был Карлсон (его выпускали вплоть до 1990-х). К слову, сама Астрид Линдгрен пришла от него в восторг. Скульптор приезжал к ней в Стокгольм, а шведская газета разместила фото писательницы с игрушками, подписав его так: «Астрид Линдгрен читает вслух „Пеппи длинный чулок“, изданную в СССР, для двух революционных советских Карлсонов с рыжими волосами».

Татьяна — дочь Льва Самсоновича — как-то в ЖЖ рассказала забавную историю про ту встречу Линдгрен и Разумовского:

«Во время разговора Астрид спросила папу, чего бы он хотел выпить — чаю, апельсинового сока или мартини? На что папа ответил, не моргнув глазом: „В это время дня я привык пить мартини!“ Стоит ли говорить, что о мартини ему приходилось только читать у Ремарка и Хемингуэя?»

Володька с характером

Всего Разумовский создал 120 моделей, из них 80 выпускали массовыми тиражами. Художник посвятил игрушкам 20 лет. Его коллега Лев Сморгон пришёл в «Ленигрушку» немного позже. Совершенно не конкурируя с другим Львом, он создал образы, каких раньше в СССР не было. Это были самые разные целлулоидные куклы новой формы, каждая из которых, кажется, имела свой характер.


Что ещё? Минимум деталей, но чёткая геометрия, большие синие глаза и особое выражение лица (которое, кстати, у некоторых менялось при вращении головы — такое вот ноу-хау мастера). Всё это воплотилось в дяде Стёпе, знаменитых гимнастках (хоть их и называли излишне сексуальными) и, конечно, Володьке: его выпускали в разных, как сейчас сказали бы, луках. Прообразом куклы, кстати, был племянник Сморгона.


В 1970-е скульпторы ушли из «Ленигрушки». Как уже много позже пояснил Лев Сморгон в одном из интервью, на фабрику пришли новые технологии. Если целлулоидных куколок до этого изготавливали отдельно, маленькими тиражами, то станки уже могли почти моментально выпускать сразу с два десятка рук, ног и голов.

«Как мастер я стал просто не нужен», — сказал скульптор. Необычные и новаторские игрушки, больше похожие на произведения искусства, советское массовое производство уже не интересовали, да и сами мастера стремились к чему-то большему, чем кукла.

«Кукла Маша, не плачь. »

Но было бы несправедливо не упомянуть ещё об одном мастере «Ленигрушки», которая, кстати, училась вместе со Львами. Это Марианна Мотовилова. На фабрику она устроилась в начале 1960-х, и все узнаваемые куклы-девочки и куклы-сказочные героини — её творчество. Как раз тогда «Ленигрушка» начала производить кукол из полиэтилена, и новые образы были очень кстати. Поначалу модели были более тонкими и хрупкими, позже они окрепли внешне, но сохранили изящность и миловидность. Советским девочкам сразу пришлись по душе Даши, Маши, Веры, Оли, Кати.


Помимо кукол в разных нарядах Марианна Мотовилова создала серию моделей в национальных костюмах, а её рыжий Антошка с хитрецой в глазах переодевался то в красноармейца, то в моряка, то в спортсмена. И уж конечно нельзя пропустить школьниц в форме и белых фартуках — идеальный тогда подарок ученицам маленьким и не только. Мастер проработала на фабрике до конца 1970-х.


Что же стало с «Ленигрушкой»? Ещё в 1968 году на её базе объединили несколько производств, включая фабрику ёлочных украшений, в 1982-м она превратилась в завод «Пластмассы», а затем, после приватизации, — в фабрику «Орбита». Её и потом переименовывали несколько раз, но несмотря на все перипетии, наследница артели по-прежнему производит игрушки. Современные куклы, конечно, мало похожи на своих предшественниц, но это и закономерно.


Впрочем, ценители, коллекционеры и просто ностальгирующие покупают кукол «Ленигрушки» на интернет-аукционах и барахолках и делятся на форумах секретами реставрации: меняют резинки, на которых держатся руки и ноги, приводят в порядок волосы, восстанавливают аутентичную одежду и шьют новую. Так взрослые сохраняют кукольную историю.

Рецепты летнего отдыха от KudaGo

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl + ↵

Магазин

ЦЕНЫ:
🔹ЭКСКУРСИИ групповые/частные: будни - 400 руб./чел. / выходные - 500 руб./чел.
В будни после 16:00 экскурсия - 300 руб./чел.
Показать полностью.
🔸МАСТЕР-КЛАССЫ по декорированию ёлочных шариков - 400 руб./шар
🔹МАГАЗИН ёлочных игрушек - от 150 - 1500 руб./игрушка

АДРЕС:
📍 г. Санкт-Петербург, Большой пр. В.О., д. 83, ДК Кирова
Сезон работы с 3 декабря 2021 по 9 января 2022
Работаем с 11:00 до 18:00 (без перерыва и выходных)

Зимний музей-фабрика ёлочных игрушек

Зимний музей-фабрика ёлочных игрушек запись закреплена

Зимний музей-фабрика ёлочных игрушек

Зимний музей-фабрика ёлочных игрушек запись закреплена

Зимний музей «Фабрика ёлочных игрушек» работает до 9 января включительно!
Успейте зарядиться новогодним настроением в каникулы
Сборные экскурсии для индивидуальных посетителей начинаются каждый час! В 11:00, 12:00, 13:00, 14:00, 15:00, 16:00 и в 17:00.

ДК Кирова, самый правый подъезд , левая дверь
Большой проспект В.О. 83

Зимний музей-фабрика ёлочных игрушек

Зимний музей-фабрика ёлочных игрушек запись закреплена

🌟

С 8 по 9 января Зимний музей «Фабрика ёлочных игрушек» проведёт АБСОЛЮТНО БЕСПЛАТНЫЕ благотворительные экскурсии.

‼

Благотворительная организация/фонд, организующие досуг детей-инвалидов, детей-сирот, детей, оставшихся
без попечения родителей, пенсионеров, инвалидов, многодетных семей может забронировать не более 2 экскурсий в эти даты.
Показать полностью.

Не бронируйте экскурсии, если вы не уверены, что сможете привезти группу.

‼

Перед экскурсией обязательно необходимо предъявить копии документов, подтверждающие льготы на всех участников группы!

Мастер-класс НЕ является бесплатным и может быть оплачен по желанию на месте (400 руб./шар).

В 1925 г. празднование Рождества в СССР было запрещено. Только в 1935 г. было принято решение о возобновлении празднования Нового года, тогда же вернули и елку, но не рождественскую, а советскую.

Артели по производству елочных украшений заработали в полную силу. Они стали выпускать игрушки из ваты (для жесткости их покрывали клейстером со слюдой а лица часто делали из глины), папье-маше и ткани. Новое поколение елочных игрушек разительно отличалось от старого: теперь же на смену ангелам пришли красноармейцы, лыжники, представители различных профессий, пионеры. Такие вещи выпускались до середины 1950-х гг. В конце 1930-х гг. на елках появились герои детской литературы - Иван Царевич, Руслан и Людмила, братец Кролик и братец Лис, Красная Шапочка, Кот в сапогах, Крокодил с Тотошей и Кокошей, доктор Айболит.

В Ленинграде в 1930-е гг. производством елочных украшений занималась артель "Изокульт", располагавшяся в Апраксином дворе на Мариинской линии, входившая в Всекопромсовета. Кроме укашений из стекла и ваты, выпускались барельефы вождей, игры и куклы. Цех по производству стеклянныйх елочных украшений в 1939 г. находился на Рощинской ул., 15 (Весь Ленинград на 1939 г. С. 151) . В 1940 г. "Изокульт" продолжила свою деятельность по старым адресам, только на Рощинской, 15 уже работает артель "Культигрушка", входящая в систему Ленкультпромсоюза. Производство: елочные украшения, массовая скульптура и лабораторное оборудование. (Весь Ленинград на 1940 г. С. 192) .

По информации, почерпнутой на сайтах коллекционеров елочных игрушек артель "Изокульт" закрылась в 1947 г.

Явилась ли артель "Культигрушка" родоначальником фабрики елочных украшений пока установить не удалось.

В 1968 г. Фабрика елочных украений, располагавшаяся на Рощинской ул., 8 вошла в Производственное объединение "Ленинградская игрушка" (см. Московский пр., 25 ), а в 1970 г., после реорганизации производственного объединения, стала филиалом. С этого времени ее название "Ленигрушка" филиал №2 елочные украшения.

В 1992 г. ЛПО "Ленигрушка" было приватизировано, было создано АОЗТ (потом ЗАО) "Орбита", ставшее правоприемником предприятия. ЗАО "Орбита было ликвидировано в 2010 г. Производство елочных украшений скорее всего прекратилось еще раньше. (добавил: Наталия )

Читайте также: