Ленинградское производственное объединение игрушка

Обновлено: 04.05.2024

Тема родилась после летней прогулки по блошиному рынку в Измайлово. Иногда на Вернисаже в Москве можно встретить поистине редчайшие экземпляры кукольных коллекций. Мне посчастливилось встретиться с винтажным чудом времен СССР. Это кукольный пальчиковый театр ПО "Ленинградская игрушка".

Как всегда, немного истории.

Всё начиналось с маленькой артели им. Рубена, которая находилась на территории Апраксина двора в Ленинграде. В 192 8 году на углу ул. 2-ой роты (ныне 2-ой Красноармейской улицы) и Забалканского (ныне Московского) проспекта было построено здание артели.

1933 год - артель переехала по адресу Московский проспект, 25.

1940 год - артель получила название "Ленигрушка".

К началу 1960-х годов в СССР наметился процесс укрупнения промышленных предприятий, вызвавший волну слияния множества заводов и фабрик, в том числе, выпускавших игрушки: в 1955 году создана фабрика «Ленигрушка» Ленгоргалхимпромсоюз, в 1959 году возникает фабрика «Ленигрушка» Минлегпром РСФСР «Росглавигрушка» по адресу Московский проспект, д. 25, в 1964 году по тому же адресу уже расположена фабрика игрушек №2, а в 1967 году образовано объединение «Ленигрушка» Минлегпром РСФСР «Росглавигрушка».

Ленинградская фабрика дидактической игрушки в 1967 году не входила в состав ПО Ленигрушка. Фабрика дидактической игрушки изначально была самостоятельным производством. Позже эта фабрика вошла в состав МЛП РСФСР РОСГЛАВИГРУШКА.

Набор кавалерии. ПЕРВАЯ КОННАЯ. Ранний набор из колкого пластика. Позже такой набор выпускался из твердой гнущейся пластмассы. Фигурки объемные и плотные. Самый поздний набор уже из мягкой гнущейся пластмассы, которую можно было сгибать как угодно. Фигурки тонкие, практически плоские.

В объединение «Ленигрушка» вошли старая фабрика «Ленигрушка», фабрика дидактической игрушки , фабрика елочной игрушки и производство мягкой игрушки.

1970 г - производственное объединение «Ленигрушка» насчитывало несколько филиалов.

Дидактические игрушки времен СССР предназначались для развития и обучения ребенка в ходе игры. Цветные шары, пирамидки, матрешки, настольные игры содержали определенную задачу - знакомили ребенка с цветом, формой, величиной, количеством.

Театральные игрушки отражали содержание сказок, басен, стихов: «репка», «колобок», «теремок».

Технические и художественные требования к качеству игрушки в СССР были следующие: игрушки должны соответствовать утвержденным образцам - эталонам. На поверхности игрушек не должно быть вмятин, царапин и заусенцев. Лицевая поверхность игрушек должна быть окрашенной или покрытой лаками так, чтобы окраска поверхности была ровной, блестящей, яркой, без пропусков, полос, пробелов, морщин и отслоения пленки.

Колеса у транспортных игрушек должны быть центрично и прочно посажены на оси. У транспортных игрушек с открывающимися дверками эти дверки должны легко открываться и закрываться. У игрушек, имеющих звуковые приборы, звук должен быть четким, громким и имитировать сигнал, соответствующий назначению игрушки, например, паровоза, автомашины, парохода. Требуется, чтобы отверстия в деталях сборных токарных игрушек (пирамид) были центрированными, детали токарных игрушек (шаров, бочонков, грибов, банок, песочниц) имели чистую внутреннюю поверхность, крышки с донышками (банки, бочонки, чашки) плотно прилегали и не имели щелей. Сборные игрушки (пирамидки, шары, грибы, бочонки) должны легко собираться и разбираться. Детали игрушек — строительные материалы и наборы — должны иметь правильную геометрическую форму.

Упаковывались игрушки либо в индивидуальную обертку, либо в групповую, в зависимости от их размера. Большинство игрушек обертывается в 2—3 слоя бумаги (причем первичный слой должен быть мягким) и укладывается рядами в ящик, с перекладкой древесной стружкой или соломой. Перевозка игрушек навалом не допускалась.

Редчайшие куклы времен СССР - шедевры советского времени. Это наша (не) забытая история. Эпоха ушла, а куклы остались.

Олег Гукасов

ЛенИгрушка

ЛенИгрушка запись закреплена

Алексей Кудряшов

ЛенИгрушка

ЛенИгрушка запись закреплена
Издательство «Питер»: для детей и родителей

🎄

Новогодние РОЗЫГРЫШИ продолжаются!

Конкурс проводится только по Санкт-Петербургу.

✨

С детским восторгом вся семья каждый год наряжает новогоднюю елку. Приближение праздника, яркие гирлянды, красочные игрушки — дом наполнен волшебством и уютом Тёплыми зимними вечерами, собравшись у елки, все от мала до велика рассматривают елочные украшения: фарфоровая куколка, стеклянный снеговик, грозди ягод переливами горят на зелёных ветках.
Показать полностью. Каждая елочная игрушка по-своему уникальна, часто с ней связана история семьи, целого поколения.

Совместно с ЛенИгрушка и детской петербургской писательницей Кристиной Кретовой мы проводим РОЗЫГРЫШ елочных игрушек ручной работы по мотивам книги «Приключения снегиря в Африке»!

Для участия в розыгрыше нужно:
1. Подписаться на нас
2. Репост данной записи
3. Запись должна быть на стене не ниже 5 места
4. Напишите в комментарии под этим постом о вашей любимой елочной игрушке

😉

Итоги подведем уже 28 декабря и случайным образом выберем 2 победителей! Подарок нужно будет забрать самостоятельно у нас

Машенька, небольшая советская кукла из пластмассы. Кусочек истории, привет из прошлого, из СССР.

Ее сделали 26 октября 1978 года.

Почему мы покупаем игрушки из далекого прошлого? Наверно скучаем по нашему детству, юности.

Многие из нас родились, учились, работали в стране, которой уже нет. Это страна
называлась СССР.

Купив Машеньку, я как будто вернулась не некоторое время опять в свое детство.

Сделана Машенька в городе на Неве, Ленинграде.Именно там на Московском проспекте 25
была фабрика игрушек «Ленигрушка».

На этой фабрике работали многие замечательные мастера: Марианна Мотовилова, Лев Сморгон и Лев Разумовский.
Мне очень понравилась вот эта кукла.Она сделала по эскизам Марианны Мотовиловой.


Понимая, что купить такую редкую куклу почти нереально, я начала искать кукол из СССР.
Мой кукольный ангел-хранитель сжалился надо мной и послал мне Машеньку.

Я очень обрадовалась такому подарку судьбы, но не поняла, что ее автор Марианна Мотовилова.
Спасибо Ольге SmartDolly , она мне подсказала автора.
Нашла я немного информации о бывшей фабрике «Ленигрушка».
В 1928 году на углу ул. 2-ой роты (ныне 2-ой Красноармейской улицы) и Забалканского (ныне Московского) проспекта было построено здание артели «Ленигрушка».

Во время второй мировой войны артель перешла на выпуск военной промышленности: на производстве отшивались ватники, ватные брюки, полушубки, маскхалаты, рукавицы, вязались сетки с нашитыми на них лоскутами ткани для маскировки танков, пушек, зениток, призванных укрыть крышу Смольного.

К началу 1960-х годов в СССР наметился процесс укрупнения промышленных предприятий, вызвавший волну слияния множества заводов и фабрик, в том числе, выпускавших игрушки: в 1955 году создана фабрика «Ленигрушка» Ленгоргалхимпромсоюз, в 1959 году возникает фабрика «Ленигрушка» Минлегпром РСФСР «Росглавигрушка» по адресу Московский проспект, д. 25, в 1964 году по тому же адресу уже расположена фабрика игрушек №2, а в 1967 году образовано объединение «Ленигрушка» Минлегпром РСФСР «Росглавигрушка».

Позднее в объединение «Ленигрушка» вошли старая фабрика «Ленигрушка», фабрика дидактической игрушки, фабрика елочной игрушки и производство мягкой игрушки.

К 1970-м годам производственное объединение насчитывало несколько филиалов, занимавшихся выпуском различной продукции и расположенных в разных частях города.

В 1982 году завод, теперь уже носивший название «Пластмассы», был признан в числе лучших производителей пластмассовой продукции в г. Ленинграде и Ленинградской области с численностью персонала более двухсот человек и с наилучшими показателями условий труда и отдыха на территории завода.

После распада Советского союза на волне коммерциализации государственных объектов производств пластиковых игрушек продолжила фабрика «Орбита», просуществовавшая до конца 1990-х годов и позднее трансформировавшаяся в ЗАО «Пластмастер» с дочерним юридическим лицом ООО «Пластмассы» и торговой маркой «Плэйдорадо».

На протяжении советского периода многочисленные цеха «Ленигрушки» производили полный спектр продукции: пластиковые, текстильные, деревянные и жестяные игрушки, новогодние стеклянные украшения, карнавальные костюмы и много другое.

На данный момент, ЗАО «Пластмастер» производит пластмассовые игрушки в виде различных кукол и аксессуаров к ним, фигурок животных, а также одну из отечественных фэшн-кукол Кристи, созданных еще в 1990-е годы на фабрике «Орбита» при участии Всероссийского научно-исследовательского института изделий для детей, расположенного в г. Загорск (ныне г. Сергиев Посад, Московская обл.).
Моя Машенька приглашает всех в гости не только с куклами из ССССР, но и другими изделиями.

Например: книгами, журналами, букварями.


Можно прийти в гости вот с такими вещами как строгалка (я с такой пошла в первый класс)

флажками,

открытками,

марками и многими другими маленькими кусочками истории.

Милости просим! Мы рады всем гостям!


Купить куклы детства можно в шопике

Ямогу: Создаю мебель, обувь, одежду и аксессуары для кукол БЖД (формат МСД)

Ямогу: Делаем кукольные ткани. Настоящие! Рисуем, печатаем на всех видах ткани. И немного шьем из них=)

Замечательный топик!
Я тоже окунулась в детство! Нахлынула ностальгия!
Спасибо Вам большое!
Машенька просто чудо-девочка!

Такие милые девочки!
Стройненькие, с хорошими ножками!
Спасибо за эстетическое удовольствие и интересный рассказ!

Марина, спасибо за экскурс в историю фабрики. Прочитала с удовольствием.
Вас, конечно, поздравляю с очаровательной Машенькой! В нее не возможно не влюбиться, как и в любую из куколок Марианны Мотовиловой. Конечно, мы всей гурьбой в гости. Конечно, не все в идеальной форме. Есть к чему стремиться. Поэтому не взыщите!

Ирина, сколько же их у Вас! Какая красота! Спасибо, что пришли в гости! Буду знать к чему мне стремиться!
Вот такую книгу ищу.

Я все купила книги из этой серии. Их 4. Последнюю еще не получила, в пути.
Сейчас на Мешке очень много кукол Марианны Мотовиловой, но цены.

Она очень приятная в общении. Всегда доброжелательная. Первую книгу она хочет впустить на диске, потому что велик спрос.

Улыбающийся толстячок Карлсон, доктор Айболит, Володька, Мальвина, бесчисленные Машеньки, Дашеньки и Леночки в нарядах, в школьных платьях, в национальных костюмах. Рождённые в XX веке наверняка помнят эти игрушки, а если нет — то уж точно помнят их родители. Возможно, у кого-то до сих пор хранятся дома известные в своё время на всю страну куклы фабрики «Ленинградская игрушка».




Львы на удачу

В 1928 году на углу 2-й Красноармейской и Московского проспекта появилась артель игрушек имени Рубена (Рубен был председателем Всекоопинсовета — объединения кооперативов инвалидов). Буквально накануне Великой Отечественной войны её переименовали в «Ленигрушку», но по злой иронии судьбы несколько лет в артели изготавливали вовсе не игрушки, а ватники, штаны, маскхалаты и прочие текстильные атрибуты военного времени.

После 1945-го «Ленигрушка» вновь вернулась к своей специализации. Однако в 1950-е выяснилось, что ситуация с технологиями и дизайном игрушек была повсеместно удручающей. Это в огромной-то стране-победительнице! Кукол делали едва ли не так же, как и столетие назад — по надоевшим всем образцам да ещё и из устаревших материалов (из древесно-опилочной массы, например). В артели в качестве и скульптора, и формовщика работал один человек, которого все называли Васильич.

Кто знает, как бы сложилась судьба «Ленигрушки», если бы не случилось необыкновенное — в артель один за другим пришли два талантливых мастера. Оба — со звучным именем Лев. И мир советской игрушки уже никогда не был прежним.


Карлсоны-революционеры

Лев Самсонович Разумовский — коренной ленинградец. Блокада застала его подростком, а в 1943 году он ушёл на фронт и получил страшное ранение: ему оторвало левую руку. Но никуда не делась юношеская мечта стать скульптором, и Разумовский вопреки всему поступил в Ленинградское художественно-промышленное училище. Его дипломную работу «Лётчик» установили в Московском парке Победы, а многие из других его работ хранятся в частных коллекциях в России и за границей.


Молодой художник проникся работой на «Ленигрушке»: ему важно было заинтересовать ребёнка и создать момент сотворчества. Так одним из первых появился доктор Айболит в виде неваляшки, а затем и весёлые яркие клоуны, Тянитолкай, перчаточные персонажи из «Незнайки», разные животные, наделённые характером. Да, та самая обезьянка с лапками-крючками — тоже творение Разумовского. Движущиеся руки, ноги, носы, ботинки — это очень привлекало детей, которым всегда было важно не просто держать куклу в руках, но и общаться с ней.


Новых кукол расхватывали в магазинах моментально. Одной из самых любимых у советских детей игрушкой был Карлсон (его выпускали вплоть до 1990-х). К слову, сама Астрид Линдгрен пришла от него в восторг. Скульптор приезжал к ней в Стокгольм, а шведская газета разместила фото писательницы с игрушками, подписав его так: «Астрид Линдгрен читает вслух „Пеппи длинный чулок“, изданную в СССР, для двух революционных советских Карлсонов с рыжими волосами».

Татьяна — дочь Льва Самсоновича — как-то в ЖЖ рассказала забавную историю про ту встречу Линдгрен и Разумовского:

«Во время разговора Астрид спросила папу, чего бы он хотел выпить — чаю, апельсинового сока или мартини? На что папа ответил, не моргнув глазом: „В это время дня я привык пить мартини!“ Стоит ли говорить, что о мартини ему приходилось только читать у Ремарка и Хемингуэя?»

Володька с характером

Всего Разумовский создал 120 моделей, из них 80 выпускали массовыми тиражами. Художник посвятил игрушкам 20 лет. Его коллега Лев Сморгон пришёл в «Ленигрушку» немного позже. Совершенно не конкурируя с другим Львом, он создал образы, каких раньше в СССР не было. Это были самые разные целлулоидные куклы новой формы, каждая из которых, кажется, имела свой характер.


Что ещё? Минимум деталей, но чёткая геометрия, большие синие глаза и особое выражение лица (которое, кстати, у некоторых менялось при вращении головы — такое вот ноу-хау мастера). Всё это воплотилось в дяде Стёпе, знаменитых гимнастках (хоть их и называли излишне сексуальными) и, конечно, Володьке: его выпускали в разных, как сейчас сказали бы, луках. Прообразом куклы, кстати, был племянник Сморгона.


В 1970-е скульпторы ушли из «Ленигрушки». Как уже много позже пояснил Лев Сморгон в одном из интервью, на фабрику пришли новые технологии. Если целлулоидных куколок до этого изготавливали отдельно, маленькими тиражами, то станки уже могли почти моментально выпускать сразу с два десятка рук, ног и голов.

«Как мастер я стал просто не нужен», — сказал скульптор. Необычные и новаторские игрушки, больше похожие на произведения искусства, советское массовое производство уже не интересовали, да и сами мастера стремились к чему-то большему, чем кукла.

«Кукла Маша, не плачь. »

Но было бы несправедливо не упомянуть ещё об одном мастере «Ленигрушки», которая, кстати, училась вместе со Львами. Это Марианна Мотовилова. На фабрику она устроилась в начале 1960-х, и все узнаваемые куклы-девочки и куклы-сказочные героини — её творчество. Как раз тогда «Ленигрушка» начала производить кукол из полиэтилена, и новые образы были очень кстати. Поначалу модели были более тонкими и хрупкими, позже они окрепли внешне, но сохранили изящность и миловидность. Советским девочкам сразу пришлись по душе Даши, Маши, Веры, Оли, Кати.


Помимо кукол в разных нарядах Марианна Мотовилова создала серию моделей в национальных костюмах, а её рыжий Антошка с хитрецой в глазах переодевался то в красноармейца, то в моряка, то в спортсмена. И уж конечно нельзя пропустить школьниц в форме и белых фартуках — идеальный тогда подарок ученицам маленьким и не только. Мастер проработала на фабрике до конца 1970-х.


Что же стало с «Ленигрушкой»? Ещё в 1968 году на её базе объединили несколько производств, включая фабрику ёлочных украшений, в 1982-м она превратилась в завод «Пластмассы», а затем, после приватизации, — в фабрику «Орбита». Её и потом переименовывали несколько раз, но несмотря на все перипетии, наследница артели по-прежнему производит игрушки. Современные куклы, конечно, мало похожи на своих предшественниц, но это и закономерно.


Впрочем, ценители, коллекционеры и просто ностальгирующие покупают кукол «Ленигрушки» на интернет-аукционах и барахолках и делятся на форумах секретами реставрации: меняют резинки, на которых держатся руки и ноги, приводят в порядок волосы, восстанавливают аутентичную одежду и шьют новую. Так взрослые сохраняют кукольную историю.

Рецепты летнего отдыха от KudaGo

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl + ↵

for sale

Изменения ОБЩИХ правил форума (п.2.1): увеличен до 800 пкс предельный размер вставляемых изображений в посты. Подробнее.

Куклы СССР: Ленинградское ПО "Игрушка"

Советские винтажные куклы, мишки, игрушки, выпущенные после 1945-го года и до распада СССР. Куклы нашего детства

Правила форума
В данном разделе действуют следующие ПРИНЦИПЫ ВЫСТАВЛЕНИЯ ФОТОГРАФИЙ . Благодарим за внимание к ним!

Куклы СССР: Ленинградское ПО "Игрушка"

Ленинградское производственное объединение "Игрушка"

Изображение


1. - раннее клеймо
2. - позднее клеймо

Каталог, собираемый форумчанами ДП
Поскольку куклы Ленигрушки как правило имеют клеймо, в каталог вносятся только куклы с этикетками, страницы из печатных каталогов и т.п.




Увеличить фото »»
"кукла" »»

Увеличить фото »»
"кукла" »» Inga

Изображение

5. Алина
Молоток.ру

Изображение

Молоток.ру

Изображение

6. Вера
Молоток.ру


Молоток.ру

Изображение

7. Мальвина


7.1. Мальвина

santana-melly

Изображение

8. Марина
Молоток.ру

Изображение

Молоток.ру

Изображение

9. Мальвина
Молоток.ру


Молоток.ру

Изображение

10. Дима
Taisija13

Изображение

Taisija13

Изображение

11. Голыш в ванночке
Молоток.ру

Изображение

12. Лена
Молоток.ру


Молоток.ру

Изображение

Тигрёнок
Молоток.ру

Изображение

1. Снегурочка
Молоток.ру


Молоток.ру

Изображение

2. Грелка Барышня
Молоток.ру

Изображение

Молоток.ру

маленький песик идеального состояния,гoлубые глазки, набит опилками,на шее имеет родной ошейник с медалькой на обратной стороне которой значится,что выпустила его в свет пушкинская фабрика игрушек

Читайте также: