Лепим народную игрушку из глины

Обновлено: 16.05.2024

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Скульптор И. Я. Ганцбург говорил о значении лепки следующее : «…В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета…»

Говоря о лепке в детском саду, мы имеем в виду изобразительную деятельность, в процессе которой дети изображают предметы окружающей их действительности, создают элементарную скульптуру, пользуясь глиной или пластилином.

Создание ребёнком даже самых простых скульптур – творческий процесс. Так, маленький кусок глины маленькому ребёнку представляется мячом, апельсином, яблоком, а согнутый до соединения концов глиняный столбик – кольцом, баранкой. Во время работы с глиной ребёнок получает эстетическое наслаждение от её пластичности, объёмности, от форм, которые получаются в процессе лепки.

Одновременно ребёнок осознаёт различные свойства глины и пластилина, знакомится с объёмной формой, строением и пропорциями предметов, у него развивается точность движения рук и глазомер, формируются конструктивные способности. Если этот вид деятельности правильно поставлен, то лепка может стать любимым занятием детей.

На занятиях лепкой из глины перед воспитателями ставятся определё нные задачи: развитие детского творчества, вооружение детей изобразительными и техническими умениями, создание интереса к данному виду деятельности.

В системе эстетического воспитания детей лепка занимает определённое место и имеет свою специфику. В результате обучения дети дошкольного возраста могут быть подведены к созданию выразительного образа, так как во время лепки они используют многие изобразительные и технические средства, но используют их своеобразно, что зависит от степени знаний и умений детей.

Своеобразным является и содержание детской лепки, дети лепят почти все окружающие их предметы. Объясняется это тем, что дошкольникам часто непонятен смысл изображения предмета в пластике, они ещё не понимают красоты пластических форм, часто для них во время лепки существует одна цель – создать предмет, с которым можно играть. Дети старшей группы научились понимать, какие предметы получаются красивее из глины или пластилина, а какие лучше рисовать или делать из спичечных коробков, дощечек, палочек и т. д.

В работе с детьми используются три вида лепки : лепка предметная, сюжетная и декоративная. Каждая из этих видов имеет свои особенности и задачи.

В предметной лепке изображение отдельных предметов для ребёнка является более простым. Дети с интересом лепят фигурки людей и животных.

Сюжетная лепка также имеет свою специфику. В лепке реально вылепленные фигуры не требуют условного изменения формы и сокращения пропорций для создания представления о пространстве.

Сюжетная лепка проводится лишь в старших группах, так как они владеют разными приёмами изображения.

Декоративная лепка. Одним из средств эстетического воспитания является знакомство детей с народным прикладным искусством, с разными его видами, в том числе и мелкой декоративной пластикой народных умельцев. Красивые обобщённые формы, изображающие кукол, зверей, птиц с условной яркой росписью, радуют детей и положительно влияют на развитие художественного вкуса, расширяют детские представления и фантазию.

Обычно в детском саду для лепки используют глину или пластилин.

Человек с давних времён знает, что из глины можно лепить, и с давних времён люди занимались гончарным делом. Глина вошла в быт человека, из неё готовят посуду, глиняными обожженными плитками покрывают крыши, стены и полы в домах. Глина - землистая масса, которая при смешивании с водой превращается в пластичный материал. Высохшая сохраняет форму, которую ей придают, и, если её обжечь, она становиться твёрдой.

Глина должна быть основным материалом для обучения детей лепке в детском саду прежде всего потому, что она пластична, однотонна, красива как материал и даёт ребёнку возможность понять целостность формы предметов. Большой ком глины позволяет работать над крупными массами и композициями из нескольких фигур, что в пластилине часто не возможно. Глина имеет ещё одно преимущество над пластилином: глиняные изделия можно подвергать дальнейшей обработке в муфельной печи или после хорошего просушивания окрашивать гуашью с добавлением яичного желтка или темперой.

Таким образом, для работы с детьми нужно использовать и глину. Глину можно выбирать прямо из грунта или купить в магазине.

Воспитателей затрудняет, а часто и пугает подготовка глины для лепки. На самом деле это не так трудно. Нужно лишь один раз правильно её заготовить, и в течение всего года глина будет пригодна для работы.

Прежде всего, сухую глину, если она не засорена, разбивают молотком, засыпают в сосуд и заливают водой так, чтобы верхний слой оставался сухим. Таким же образом поступают со старыми работами детей, которые не нужны для дальнейшего сохранения и не подвергались обжигу в муфельной печи. Когда глина впитает воду (через день или два, то, на сколько возможно, нужно промешать её палкой и, долив воды, хорошо перемять руками, чтобы получилась густая глинистая масса, похожая на промешанное тесто, отстающая от рук. Подготовленную таким образом глину надо сложить в полиэтиленовый пакет, плотно завязать, чтобы не проходил воздух, и поместить в ящик, ведро и т. д. В таком состоянии глина может храниться целый год. Время от времени глину проверяют и опрыскивают водой.

Особое внимание уделяю народному прикладному искусству и приобщаю детей к нему: расширяю знания в области декоративно-прикладного искусства, знакомлю с творчеством народных мастеров, знакомлю с новыми приёмами лепки.

Рассматриваем разные предметы народного декоративного искусства. Одним из таких предметов является Филимоновская игрушка.

Немного расскажу об истории возникновения филимоновской игрушки.

Народным промыслом является деревня Филимоно Одоевского района Тульской области, где делают удивительную глиняную игрушку. Из красной глины здесь делали кирпич и черепицу, а иссиня – чёрная (синика) шла на игрушки. Возможно, это и определило её промысел (легенда говорит, что жил дед Филимон, он и делал игрушки). Но, в основном, игрушки лепили только женщины. Занимались они этим зимой для ярмарок. Лепили кукол – барынь, солдатиков, животных, всадников. Делали и свистульки. Брали особую пластичную глину и вытягивали всю фигурку из целого куска. Если при высыхании ГЛИНА «садилась», то фигурку опять вытягивали. Потом удлинённые фигурки обжигали в муфельных печах или земляных горнах. Игрушки становились белого цвета с оттенком розового, жёлтого, серого. Обожжённые фигурки расписывали куриным «пёрышком» (кисточкой). Роспись по схеме традиционна, цвета – красный, зелёный, синий (или фиолетовый). Сейчас в деревне организованы мастерские по изготовлению глиняной игрушки, где работают мастерицы. Звери и животные, выполненные художницами, отличаются по форме и росписи. Игрушки смешные, причудливые и в тоже время просты по исполнению и очень выразительны. Сюжеты филимоновской игрушки традиционны, как были и раньше – это барыни, солдаты с эполетами, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных – коровы, бараны с тугозакрученными рогами, лиса с петухом и таинственные существа, прообраз которых трудно определить.

У всех игрушек упругие тела, длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с маленькими головками. Эти игрушки трудно спутать с какими-либо другими, так как они имеют свои традиции в трактовке формы и росписи.

Все игрушки очень весёлые, и когда их много – это праздник. Маленький ребёнок, прежде всего, видит в филимоновской игрушке забаву, фантастическое изображение предмета, которое пробуждает его творчество. Филимоновские игрушки, как правило, - свистульки и рассчитаны на то, чтобы ребёнок играл с ними.

Прежде, чем начать лепить ту или иную филимоновскую игрушку, мы с детьми тщательно рассматриваем её. Так как в наличии мало экспонатов, рассматриваем игрушки по компьютеру (показать слайд филимоновских игрушек).. Ведь филимоновскую игрушку нельзя лепить по представлению.

А сейчас я покажу способы изготовления некоторых филимоновских игрушек. На экране дети видят каждый этап лепки игрушки и лепят. (показ слайдов)

«Сказки из глины». Лепка из красной глины

«Сказки из глины». Лепка из красной глины Отпуск продолжается. И, нам скучать некогда. Целый день на улице, хорошая погода: можно купаться, играть в подвижные игры, помочь взрослым.

Лепка из глины «Дед Мороз и Снегурочка»

Лепка из глины «Дед Мороз и Снегурочка» Скоро, совсем скоро наступит долгожданный для всех праздник Новый год! На улицах нашего города появляются красивые гирлянды, на Бульваре.

Конспект ООД в подготовительной группе. Лепка из глины «Изразцы». Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе. Область «Художественно – эстетическое развитие». Лепка.

Лепка «Елочка». Мастер-класс

Лепка «Елочка». Мастер-класс Когда в садике мы репетировали песенки и стишки к Новогоднему утреннику, я заметила, что дети с удовольствием поют про елочку, которой.

Лэпбук «Филимоновская игрушка» (в рамках проекта «Страна народных мастеров»)

Лэпбук «Филимоновская игрушка» (в рамках проекта «Страна народных мастеров») Предлагаю вашему вниманию, дорогие коллеги, следующий лэпбук сделанный нами в рамках идущего в нашей группе долгосрочного проекта «Страна.

Мастер-класс «Ёлочные украшения из глины»

Мастер-класс «Ёлочные украшения из глины» Дорогие коллеги и друзья все снова готовимся к Новому Году. В современном мире огромное количество ёлочных украшений, всё доступно нужно.

Мастер-класс по лепке плоских фигур из глины «Морская рыбка» для детей в возрасте 7–9 лет

Мастер-класс по лепке плоских фигур из глины «Морская рыбка» для детей в возрасте 7–9 лет Цели и задачи: -познакомить детей с новым пластическим материалом-глиной и ее свойствами; -развитие мелкой моторики; -развитие положительных.

Тульский пряник, филимоновская игрушка и праздник кукурузоманов!

Тульский пряник, филимоновская игрушка и праздник кукурузоманов! Сезон кукурузы подошел,пора заготавливать талаш-кукурузные листья, с которых многие мастерицы и мастера такие шедевры научились делать,что.

dety-lepiyat

Лепка из глины для детей – хороший способ отдыха, смены деятельности и развития мелкой моторики. Глина весьма податливый, послушный и пластичный материал. Она пробуждает чувство радости, активизируя тактильные ощущения. С помощью мастер-классов по лепке с детьми вы можете изготовить подарки на разные праздники.

Из данного материала возможно создать свистульку или колокольчик, светильник или подсвечник, бижутерию или посуду. А самое главное, что это занятие по душе многим детям. Процесс лепки и создания своего уникального произведения вовлекает каждого ребёнка.

Вся польза лепки из глины для детей

lepka-iz-gliny-dlya-detej

Дети любят работать руками, и занятия с глиной является хорошим способом борьбы со скукой. Дети могут замешивать её, делить на части, формировать маленькие фигуры — и они могут сломать, то что сделали и начать снова! Это простой способ тренировки мелкой моторики.

Детям нужно краткое введение в работу с глиной (например, убедитесь, что они не кладут глину в рот!) И организовать специальную рабочую зону.

Занятия с глиной психологи называют Глинотерапия – для них это метод психотерапевтической работы. Глина передаёт характер, эмоции, внутренний мир и состояние души человека. Стоит отметить, что данная методика полезна для людей любых возрастов. Подробнее о глинотерапии можете прочиать в этой статье: Удивительная глинотерапия: как вылепить нового себя

Основные преимущества программы:

  • Способствует снижению страхов, чувства тревоги и агрессивности у детей;
  • оказывает психотерапевтическую помощь малышам, которые страдают гиперактивностью и замкнутостью;
  • восстанавливает психическую чувствительность детей, переживших ситуации экстремального стресса;
  • отлично развивает творческую фантазию, образное мышление, мелкую моторику и воображение;
  • развивает способность выражать и контролировать свои чувства;
  • помогает достичь взаимопонимания и умения работать в коллективе;
  • учит осознавать свои чувства, переживания, подталкивает на размышления.

glina-dlya-detej

Увлекательные занятия с детьми 2-4 года

С детьми такого возраста очень легко работать, ведь они только познаю мир, и все движения повторяют за вами. Маленькие пальчики учатся мять и собирать кусочки глины в небольшие композиции. Но важно следить за ребёнком во время творчества. На данном этапе не стоит выбирать сложные фигуры и композиции. Начинать лучше всего с обыкновенных шаров, овалов и квадратов. Занятия, продолжительностью 5-10 минут будет достаточно.

Чему надо научить ребёнка к 2-4 годам:

  • Как резать колбаски;
  • как вырезать фигурки из лепёшки;
  • как резать глину на разные геометрические фигуры;

К 3-4 годам ребёнок уже сможет:

  • Отрывать кусочки глины от общей массы;
  • катать из них шарики;
  • раздавливать их;
  • делать колбаски;
  • скручивать их в колечки;
  • соединять детали в одну поделку.

Для детей 4-5 лет

В этом возрасте рекомендуется познакомить ребёнка с инструментами для лепки и дать ими поработать. Приступать к лепке детям такого возраста советует после похода в зоопарк, просмотра интересного мультика или прогулки на природе. Пусть ребёнок слепит увиденных им зверей. Начать можно со слона, ведь с его изготовлением трудностей не возникает. Жираф – привлекает всех своей длинной шеей и отличный вариант для лепки с детьми. Или же предложить слепить несложные фигурки птиц, растений, еду для кукол. Время работы составляет около 10-20 минут.

Для детей 6-7 лет

В этом возрасте дети очень заинтересованы разными мультфильмами. Лепить любимого героя или персонажа – любимое занятие детей 6-7 лет. Ребёнку можно предложить полепить более сложные фигурки по пошаговым инструкциям. В этом возрасте ограничений по времени с лепкой нет, пусть ребёнок занимается, сколько ему хочется.

Лепим из глины с детьми, мастер-класс

Для обустройства рабочего места потребуется свободный и ровный стол, предварительно застеленный клеёнкой.

Выбираем глину для лепки детям

  • Классическая натуральная глина для лепки и творчества. Она экологически чистая, безопасная, не содержит химических примесей и не вызывает аллергическую реакцию. С ней комфортно и легко работать – глина не прилипает к рукам, быстро сохнет, не трескается и остаётся лёгкой.
  • Самозатвердевающая глина. Очень удачна и практична для творчества с детьми. В её состав входит 65% натуральных компонентов. Используется для лепки разнообразного декора и игрушек. Для полного высыхания материала требуется 24 часа, но после застывания, масса не обладает высоко прочностью и эластичностью.
  • Целлюлозная глина. Достаточно сложная в работе и совершенно не пластичная. Не рекомендуется для творчества с детьми.
  • Полимерная глина. Этот материал лепиться как пластилин, но застывает при невысокой температуре в духовке. Пластика бывает разных степеней жёсткости. В продаже представлена широкая палитра оттенков глины. Из термопластика можно лепить всё что угодно, но выбирают этот материал в основном – опытные любители и профессионалы.

vybor-gliny-dlya-lepki-detyam

Инструменты, необходимые для работы с глиной

  • Набор стеков;
  • формы (по желанию);
  • подставка для лепки;
  • клеёнка.

Мастер-класс: лепка из глины для детей

Поэтапная инструкция по изготовлению осьминога

  1. Смочите поверхность для работы водой, отрежьте кусок глины от основной массы и скатайте шар.
  2. Сделайте 16-18 колбасок, заострённых с одной стороны, а с другого конца, используя воду, прилепите их к телу.
  3. Влажной губкой протрите поверхность игрушки, разравнивая неровности и трещины.
  4. Полученную заготовку оставьте сохнуть на 24 часа, а после пройдитесь по всей фигурке мелкой наждачкой.
  5. Для того, чтобы придать изделию надёжность, поместите её в пакет с небольшими отверстиями и положите на тёплую батарею.
  6. Покройте игрушку слоем белой краски, затем повторите процедуру. После того, как изделие высохнет, покройте любой другой краской.
  7. Черты лица на фигурке можно нарисовать с помощью гуаши тонкой кистью или же вылепить и приклеить на конечном этапе.

Лепим цветы из глины с детьми поэтапно

  • Глина;
  • пластмассовый нож;
  • клей ПВА;
  • гуашь.
  1. Скатайте из глины колбаску и нарежьте её на равные части.
  2. Из полученных кусков скатайте шары и расплющьте их пальцами.
  3. Для того, чтобы облегчить задачу ребёнку, нарисуйте цветок на бумаге и дайте выложить лепестки на изображение.
  4. Для сердцевины возьмите такую же деталь и прилепите в центр цветка. При помощи стека можно его украсить, нанеся сетку или точки.
  5. Далее следует высушить заготовки и покрыть белой краской в несколько слоёв, а затем раскрасить цветной гуашью.
  6. Соберите картину из нескольких цветов и прикрепите при помощи клея к основе.

Пошаговая инструкция по лепке гнезда с птицей и яйцами

  1. Оторвите 3 куска глины среднего размера от общей массы.
  2. Скатайте шарик из одного куска и продавите ямку по центру. Придайте заготовке форму гнезда.
  3. Возьмите второй комок глины и разрежьте ровно на 3 части. Скатайте шары и придайте им продолговатую форму. Готовые яйца положите в гнездо.
  4. Возьмите оставшийся кусок и слепите из него птицу.
  5. На места хвоста и крыльев воткните перья.
  6. Оставьте поделку сохнуть на воздухе. При желании изделие можно раскрасить.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Как пользоваться глиной?

  1. Перед лепкой убедитесь, что масса не слишком мокрая или не слишком сухая. Она пластична, не липнет к рукам и мягкая по консистенции.
  2. Пробита, то есть освобождена от пузырьков.
  3. Обёрнута во влажную тряпку и упакована в плотный полиэтиленовый пакет во избежание засыхания.
  4. Освобождена от тяжёлых включений, то есть она однородная и не имеет комочков.

Как хранить?

Хранят глину во влажных, хорошо отжатых тряпках и пакетах, без доступа воздуха.

Какие изделия можно сделать?

Из глины вылепить можно практически всё, что пожелает душа. Статуэтки, посуду, бижутерию, свистульки, колокольчики, игрушки. Лепка из глины – поле для ваших идей и фантазий.

Заключение

Подводя итог, можно сказать, что лепка из глины творит чудеса. Это красиво, приятно, но ещё и полезно. Благодаря глинотерапии человек учится владеть собой, регулировать своё состояние и эмоции. Также человек может создать свою уникальную задумку, мечту или желание. Корректируя и работая над глиняной фигурой, человек своими руками меняет внутреннюю и внешнюю ситуацию к лучшему. Это настоящая магия!

«Традиционная глиняная детская игрушка». Мастер-класс для воспитателей

С древних времён игрушка является проявлением любви взрослых к детям, старших к младшим. Любая игрушка – самая примитивная и простая, создана, прежде всего, для общения. Маленький человек узнает окружающий мир с помощью игрушек. Взрослые рассказывают о большом реальном мире детям, создавая мир игрушечный, но в нём отражается настоящая жизнь. (Слайд №2).

Наиболее долго сохранялась обережная функция игрушек, особенно, это касалось игрушек звучащих – свистящих. Именно поэтому, среди глиняных игрушек, больше всего свистулек, которые своим весёлым звучанием отгоняли от ребёнка болезни, напасти – всё, что связывалось с миром «злых духов». Изготовление глиняных игрушек – особая отрасль гончарного ремесла, существующая и сегодня. Изготовленные народными мастерами, эти изделия поражают своей простотой и выразительностью. Большую известность получили российские керамические игрушки : филимоновские, дымковские, каргопольские, купинские, торжковские, жбаневские и др. (Слайды №4-9). Всё это промысловые игрушки, которые делаются на продажу, для украшения.

А есть те изделия, которые изготавливались женщинами – мамами для своих детей. Детские игрушки, чтобы отвлечь, увлечь ребёнка, изготавливались перед глазами детей. (Слайд №10)

Весь наш город Новосибирск стоит на огромных залежах глины. Глины разных сортов, разного качества и цвета. У нас есть синие, белые и красно-коричневые глины в сыром виде. В частности, наша Затулинка стоит на колоссальных запасах качественной глины для производства кирпича. И эта же глина прекрасно подходит для изготовления свистулек. Глину, которую я сегодня принесла для работы. В 90-ые годы мы сделали большой запас глины из котлована, на месте которого сейчас стоит 16-этажка. Это перекресток улицы Громова и Зорге (Слайд №11). Эта глина вымораживалась, отмучивалась. В результате получилась гончарная глина, достаточно пластичная и удобная для работы.

Процесс лепки из глины является творческим и увлекательным занятием. Полезным для мелкой моторики рук ребёнка, т. к. материал очень пластичен и даёт возможность изготавливать очень красивые изделия. Наши занятия по лепке вырабатывают у детей усидчивость, настойчивость, художественный вкус.

Процесс изготовления игрушки-свистульки индивидуален для каждого мастера, поэтому не существует единой технологии. Предлагаю вам изготовить свистульку по технологии, которая опробована нашим преподавателем по изодеятельности Маргаритой Ивановной Титаевой. Именно она научила меня изготовлению свистулек. Человек очень творческий и талантливый педагог. (Слайд №12)


Предлагаю вам сделать вместе со мной глиняную Затулинскую свистульку, которую так же придумала Маргарита Ивановна и воодушевила нас на её изготовление. Для этого нам понадобиться затулинская глина, два стека, сделанных из мягких пород деревьев. Это могут быть кедровые, кленовые, липовые стеки. Желание сделать свистульку и немного таланта и терпения. (Слайд №13)

1. От основного куска глины отделяем небольшой кусочек на детали. Из оставшейся глины формируем шар, из шара делаем лепёшку. (Слайд №14,15)

2. Лепёшку сворачиваем в «вареник», причём один конец формируем так, чтобы в дальнейшем сделать из него свисток, хвостовая часть птички. А второй конец «вареника» превращаем в головку птички. Стараемся вылепливать внутреннюю часть гладкой, ровной. (Слайд №16-24)

3. Из отложенного кусочка глины на детали будем делать птичке ножки. Делим кусочек глины пополам, скатываем два шарика. На теле игрушки стеком делаем насечки и примазываем ножки. Теперь птичка может стоять. (Слайд №25)

4. В лучшем варианте птичка должна постоять минут 20-30, это необходимо для того, чтобы глина не тянулась за стеком. После этого приступаем к изготовлению свистка. Все наши движения должны быть плавными, спокойными, а не быстрыми и резкими. Стеком делаем большую дырочку, так, чтобы не повредить форму птички, убираем все неровности внутри отверстия. (Слайд №26-28) Стенки отверстия должны быть гладкими, чтобы воздух мог спокойно проходить сквозь них. (слайд) Берём стек лопаточкой и делаем отверстие в хвостике. Выводим стек так, чтобы он вышел в тело птички. (Слайд 29-32) Теперь нам понадобиться второй стек. Он должен как бы продолжать первый. (Слайд №33,34)

5. Пробуем посвистеть. Звук пошёл. (Слайд №37) Отлично! Но не всегда удаётся добиться свиста с первого раза, не огорчайтесь. Перебейте глину снова, и за работу. Звук у всех свистулек будет разный (чистый, глухой, слабый, пронзительный и т. д., что зависит от расположения отверстий и размеров камеры. Можно звучание сделать более интересным. (Слайд №38,39) В этом случае дополнительно с боку игрушки круглой стороной стека делаем дополнительную дырочку. (слайд) При осмотре отверстий следует обратить внимание на чистоту (лишние мелкие кусочки глины, оставленные стеком, удаляются).

6. Выглаживаете птичку влажной салфеткой, пальцами. Такой процесс называется лощением. Наводим красоту. (Слайд №40) Приступаем к украшению изделия. Наша затулинская птичка имеет свой декор. Это могут быть ягоды рябины или смородины, сделанные бусиной, одетой на развёрнутую скрепку. Иголочки кедра, веточки. (Слайд)

7. После этого птичку необходимо высушить и, при желании, обжечь в печи или в пламени обычного костра, при этом поместив игрушку в жестяную баночку с отверстиями.

Вот такие птички мы изготавливаем с нашими детьми в подготовительной группе, во второй половине года. Звук нашим свистулькам ставит, естественно, воспитатель.

Автор: Новоалександрова Елена Борисовна, воспитатель МБДОУ детский сад «Теремок», Рязанской области, Рязанского района, п. Мурмино.
Описание: мастер-класс будет полезен воспитателям, детям старших и средних групп.
Назначение: использование для наглядного пособия и для художественного развития детей.


Цель: изготовление игрушки из глины.
Задачи:
– Научить работать с глиной, лепить из глины игрушки;
– Учить составлять простой узор по образцу, умению детей ориентироваться на плоскости;
– Формировать знания об особенностях росписи филимоновской игрушки;
– Формировать интерес детей к декоративно – прикладному искусству;
– Развивать мелкую моторику рук, образное мышление;
– Развивать эстетический вкус, воображение, самостоятельность.
Материал:
- Глина (кембрийская);
- Индивидуальные доски для лепки;
- Баночки с водой;
- Стека;
- Салфетки бумажные;
- Грунт (акриловый-художественный);
- Кисти для рисования №1, №3;
- Гуашь(зеленого, желтого, красного цветов);
- Ватные палочки;
- Лак для волос.

С давних времен известна тульская деревня Филимоново. Далеко за её пределами знают и любят филимоновские расписные игрушки-свистульки. Мастера делают игрушки из глины, а глину добывают в глубоких оврагах. Эта глина мягкая, рукам послушная. Лепят из неё разные фигурки: петушков, курочек, уточек, барышень, коней, козликов, солдат … Все эти игрушки забавные, стройные и такие вытянутые, будто они всегда чему-то удивляются, и свои шеи от удивления вытянули. У барышень свистульки спрятаны в кувшин, у птиц под хвосты или крылья, у животных под лапы. В давние времена всей семьей всю зиму изготавливали игрушки, а весной выходили с ними на праздник «Свистуньи».
Вылепленные игрушки-свистульки обжигают в специальных печах. А когда игрушки остынут, их расписывают. Украшают игрушки чаще всего цветными полосками, елочками, пятнышками, простыми ягодками, волнистыми линиями. Используют цвета: красный, зеленый, белый, желтый, иногда розовый. Филимоновские узоры означают разное, например: замкнутые полосы – доброе начало; треугольник или полуовал с полосками – солнце; в середине полоса, а по бокам полоски вверх или вниз – дерево.
Есть под Тулой деревенька –
Филимоново зовут
И живут там мастерицы,
Что добро в дома несут,
А добро там не простое,
И не злато, серебро,
Филимоновской игрушкой
называется оно.
Детям дошкольного возраста трудно слепить игрушку-свистульку, чтоб она внутри была полая, поэтому я для своих детей упростила филимоновскую игрушку. Сегодня я хочу познакомить вас как лепить из глины уточку и петушка.




Чтобы глина была мягкая, на три дня заверните её в мокрую хлопчатобумажную ткань. Для изготовления петушка отрезаем стекой два куска глины: один толщиной примерно 2 см, другой – 1 см.




Пока работаем с большим шаром, маленький шар положим в мокрую тряпку, чтобы глина не сохла. Из большого шара катаем толстую колбаску, затем морковку.



Согнем морковку так, чтобы тонкая часть была немного выше толстой. Тонкий кончик сгибаем и формируем клюв – это голова и клюв.



Делаем хвост: толстую часть приплюснем по всей поверхности равномерно, толщина хвоста должна быть 0,5 см.



Делаем гребень и бороду: из глины скатаем два шарика, для гребня немного больше.
Лепим бороду: шар – колбаска – конус.
Лепим гребень: шар – колбаска – плоский овал (толщина 0,3 см) – овал обрезаем: внизу дугой, наверху вырезаем угол.



Для скрепления деталей глину надо смачивать водой. Окунув палец в воду, затем коснитесь им до салфетки (чтобы не было много воды) и только потом до глины.
Так как детали мелкие, мне удобней прикреплять их стекой.



Отложим туловище петуха. Делаем из меньшего шара (который у нас лежит в ткани) ноги–подставку: катаем короткую толстую колбаску, затем конус. Вставляем в середину широкой части конуса палочку (можно кисть обратной стороной), катаем, помогая руками до тех пор, чтобы конус стал полым внутри, толщина стенок 0,5 см. Можно сделать подставку другим способом.





Смачиваем водой верхнюю часть подставки, ставим туловище петуха, прикрепляем детали с помощью шнурка и стеки.





Слепим для петушка другую подружку – уточку.
Отрезаем стекой кусок глины толщиной примерно 1,5 см. Катаем шар, затем толстую колбаску, один конец колбаски в диаметре меньше другого.



Согнем колбаску, чтобы получилась дуга. Со стороны толстой части колбаски формируем хвост. Со стороны тонкой части – немного вытягиваем предполагаемую шею.


Заостряем шею, сгибаем, формируем клюв.

Игрушки из кембрийской глины не обязательно сушить в муфельной печи, поэтому при комнатной температуре игрушки высохнут за 3 дня.









Покрываем игрушки лаком для волос. Лак придает блеск, выразительность игрушки, закрепляет рисунок.

Петя, Петя, Петушок -
Золоченый гребешок,
Маслина головушка,
Шелкова бородушка.
Петя по двору ходил,
Перо Петя уронил.

Ой, свистулечка какая,
Утка полосатая!
Необычная, смешная
И чуть-чуть пузатая!
- Подожди минуточку,
Ты откуда, уточка?
Уточка свистит моя:
- Филимоновская я!



Филимоновские игрушки
Из старинной деревушки.
Там леса, луга, поля,
Расчудесная земля!
По полосочкам красивым
Ты узнаешь нас всегда:
Жёлтый, красный и зелёный –
Наши яркие цвета.

Автор: Букина Галина Викторовна, воспитатель, МАДОУ детский сад К/В №8 «Росинка», город Пущино.
Описание: данный мастер-класс предназначен для детей подготовительной группы детского сада и начальной школы, педагогов, родителей и просто творческих людей.
Назначение: пополнение Центра творчества в группе, подарок, игрушка на выставку, конкурс.
Цель: изготовление дымковской игрушки-лошадки.
Задачи:
- учить передавать в лепке характерные особенности дымковской лошадки,
расписывать вылепленную фигурку дымковским узором;
- закреплять умение выполнять работу по образцу;
- развивать мелкую моторику рук, творческие способности;
- воспитывать интерес к дымковскому народному промыслу, уважение к ручному
труду.



Для работы нам понадобится:
- глина для скульптурной лепки
- сухая и сырая тряпочки
- ёмкость с водой
- стеки
- кисти разных размеров
- акриловые краски
-пластиковая пластина для лепки.


Для лепки используем конструктивный (лепим из отдельных частей) и пластический способы.
1. Делим наш комок глины на 7 комков разной величины: большой, средний, маленький и 4 совсем маленьких.



2. Из среднего комка сначала скатываем круговыми движениями рук шар, а затем прямыми движениями рук раскатываем толстую колбаску-туловище лошадки.



3. Из маленького комка пластическим способом делаем шею и голову. Сначала скатываем шар, затем оттягиваем глину вверх, раскатываем прямыми движениями рук форму моркови. Затем загибаем узкий край вперёд. Получилась голова и шея.



4. Крепко прижимаем шею к туловищу с переднего края и примазываем. Сглаживаем место соединения сырыми пальцами.















13. Из четвёртого,самого маленького кусочка, делаем два тоненьких жгута, аналогично переплетаем и сворачиваем в кольцо. Получился хвост.










20. Между красными и голубыми кругами ритмично рисуем концом кисти оранжевые точки. Закрашиваем оранжевым цветом уши.




21. В конце росписи малиновой краской рисуем круги меньшего диаметра в середине красных и голубых кругов.

Читайте также: