Лепка барышни дымковская игрушка

Обновлено: 11.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Конспект занятия в старшей группе.

Тема: «Дымковская барышня». Декоративная лепка.

Задачи: Продолжать знакомство детей с дымковской игрушкой как видом декоративно-прикладного искусства. Учить лепить фигурку барышни, передавать форму частей, плотно их соединять. Закреплять знания о промысле, представление о характерных элементах декора и цветосочетаниях. Воспитывать интерес к народной глиняной игрушке.

Оборудование: глина, стеки, дощечки для лепки, заранее приготовленный образец – вылепленная из глины дымковская барышня и заранее подготовленные части игрушки, влажные салфетки.

Предварительная работа: Рассматривание дымковских игрушек, беседа о народных промыслах, декоративное рисование в альбоме для детского творчества «Дымковские игрушки».

Воспитатель загадывает загадку:

Веселая красная глина,

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы.

А ну, назовите меня.

- Почему они так называются? (Ответы детей.)

- Давайте рассмотрим дымковскую барышню. (Показ слайдов.)

- Как одета эта барышня? (Ответы детей.) – Красивая юбка, на голове шляпа. Это богатая барышня.

- А что можно сказать об этой игрушке? (Ответы детей.) – У нее в руках малыш, на голове шапочка. Это кормилица. Она кормит и нянчит малыша.

В кокошнике няня,

- Ребята, а это что за барышня? (Ответы детей.)

– Почему она называется водоноской? (Ответы детей.)

- Веселые эти игрушки или грустные? (Веселые.)

– Конечно, веселые. Игрушки лепили для детей, старались их развеселить, поэтому они такие забавные. А вы хотите тоже научиться лепить такие же игрушки? (Ответы детей.)

(Предложить детям вылепить нарядную дымковскую барышню. Показ заранее приготовленный образец. Объяснение последовательности лепки.)

- Барышню будем лепить так. Разделим кусок глины на 5 частей. Самый большой кусок превращаем в лепешку и сворачиваем в колокол. Получаем пышную юбку. Туловище лепим отдельно. Голову раскатываем в виде шара и оформляем: делаем красивую прическу и шляпку. Далее лепим два одинаковых цилиндра – это руки. Все части аккуратно соединяем и разглаживаем влажной салфеткой. Отдельно лепим воротник: слегка оттягиваем и прищипываем по краю. Так же украшаем юбку. По желанию лепим бусы. (На заранее подготовленных частях игрушки показывается, как соединить заготовки, аккуратно разгладить места соединений.)

Для начала мы с тобой
Крутим только головой. (Вращения головой.)
Корпусом вращаем тоже.
Это мы, конечно, сможем. (Повороты вправо и влево.)
А теперь мы приседаем.
Мы прекрасно понимаем —
Нужно ноги укреплять,
Раз-два-три-четыре-пять. (Приседания.)

Напоследок потянулись
Вверх и в стороны. Прогнулись. (Потягивания вверх и в стороны.)
От разминки раскраснелись
И на место все уселись. (Дети садятся.)

Самостоятельная деятельность детей.

(Дети самостоятельно лепят барышню из глины, по своему замыслу оформляют мелкие детали: носик на лице, прическу. Во время работы уточняются последовательность лепки, способы, советую, как сделать фигурку устойчивой и т.д. Выставляем все фигурки в хоровод, любуемся ими. Определяем, какие они получились: веселые, важные, гордые и др.

Румянец на лице,

1. Знакомить детей с дымковской игрушкой, учить видеть её красоту и самобытность.

2. Учить детей лепить дымковскую барышню, используя натуру: передавая

части, их форму, пропорцию, выразительные особенности: маленькая голова, большая юбка, кокошник, оборки.

3. Учить лепить фигуру комбинированным способом: из одной части голова, туловище, из второй-руки.

Закреплять умение плотно скреплять части; технические навыки (оттягивание, промазывание, сглаживание).

4. Воспитывать интерес к народной глиняной игрушке, музыкальному творчеству.

1. Знакомились с искусством дымковских мастеров.

2. Рассматривание иллюстраций, изделий.

3. Лепка оленя, коня, птиц.

4. Чтение и заучивание стихотворений о дымке.

Подготовка к занятию:

Оформить выставку дымковской игрушки.

Пластилин, стеки, дощечки, салфетки по количеству детей, бросовый материал (колпачки из под фломастеров.)

Ход занятия.

-Ребята послушайте стихотворение и догадайтесь о чём оно?

(под спокойную русскую мелодию читаю стихотворение)

Мягко падает снежок,

Вьётся голубой дымок,

Дым идёт из труб столбом,

Точно в дымке всё кругом,

(И село большое Дымково назвали.)

-Дети, а вы догадались о каком селе говорится в стихотворении?

(Село Дымково, там живут дымковские мастера и лепят игрушки из глины.)

-Ребята, а вы хотите там побывать? У меня есть волшебный цветок «Цветик-семицветик», давайте оторвё м лепесток и скажем волшебные слова:

Лети, лети, лепесток

Через запад на восток

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг

Лишь коснёшься ты земли,

Быть, по-моему, вели:

Вели, чтоб мы оказались в селе «Дымково».

-Ой, ребята, посмотрите, село большое перед нами, из труб голубой дымок вьётся. Мы с вами в селе Дымково. Давайте-ка зайдём в избу.

Нас встречает хозяйка в русском народном костюме.

-Проходите гости дорогие!

Много гостей, хозяину радость! Вечера зимою длинные, лепит мастер здесь из глины.

-Все игрушки не простые, а волшебно-расписные.

-Кружочки клеточки, полоски, простой, казалось бы, узор - а не в силах отвести взор.

-Дети, а кто знает, чем знаменито наше село?

(дымковскими игрушками)

-Какие дымковские игрушки вы видите?

(животных, людей, птиц и т. д.)

-Из чего мастера делают игрушки?

-Какие элементы дымковской росписи вы знаете?

(полоски, клетка, чёрточки, кружки и т. д.)

(хозяйка подводит детей к гончарному кругу)

-А это ребята гончарный круг, он помогает мастерам в работе с глиной - на нём они изготавливают посуду.

-Дети, а кто знает с какими старинным русским праздником связано зарождение дымковского промысла?

(с праздником свистуна)

На этом празднике дымковские игрушки - свистульки были у всех детей и взрослых. Люди верили, что свистом смогут прогнать злые силы.

К этому весеннему празднику мастера готовились всю зиму, они лепили чудесные игрушки из глины, обжигали их и расписывали.

Все жители Слободы приходили на ярмарку и приносили свои «весёлые» и «нарядные» игрушки.

Каких только игрушек здесь не было, одна другой краше.

-Ребята, а я для вас тоже приготовила сюрприз. Вы хотите быть настоящими мастерами? Я приглашаю вас слепить на ярмарку по игрушке. Подходите и поудобнее рассаживайтесь за столы.

-Сегодня мы будем лепить дымковскую барышню. Посмотрите, какая она красивая, нарядная в готовом виде.

1. Что есть у барышни? (голова, шея, плечи, талия, руки, юбка, кокошник,

2. Какой формы голова? (круглая,

3. Из чего состоит туловище? (голова, шея, плечи, талия, нижняя часть – юбка,

4. Какая юбка? (расширенная к низу, похожая на треугольник, трапециевидная, расклешённая к низу,

5. Сравните, что больше кофта или юбка? (фигура разделена, как бы на две части, первая-голова и туловище, вторая юбка,

6. Что больше голова или туловище? (туловище в несколько раз больше, чем голова,

7. Как украшен костюм барышни? (оборки, кокошник, фартук)

-Дети, а теперь покажу вам, как нужно лепить барышню.

Берём кусок пластилина, делим его на две неравные части. Из большой лепим голову, туловище, юбку. Из меньшей руки.

Чтобы слепить голову с туловищем раскатываем цилиндрическую форму прямыми движениями ладоней.

Затем оттягиваем небольшую часть – это голова.

Остальную часть зрительно делим пополам, намечаем талию. Теперь немного оттягиваем шею и пальчиками загладим.

Низ юбки мы должны сделать пышными: используем палочку-печатку или пальцами внизу защипываем края. Из меньшей части мы слепим руки.

Давайте с вами вспомним, как это делать.

-Раскатываем длинный цилиндр, делим его стеком пополам, сравниваем эти части, они должны быть одинаковой длины. Потом в районе плеча делаем углубления палочкой - печаткой. Вставим туда руки и заглаживаем места соединения.

Украшать свою барышню вы будете сами, для этого у вас есть пластилин разного цвета в розетках.

А теперь давайте вспомним, с чего начнём лепить дымковскую барышню : (делим на неровные части).

Как будем лепить туловище: (оттягиваем голову, туловище).

Как будем лепить юбку: (с помощью палочки-печатки, пальцев)

-Дети, а теперь можете приступать к работе.

Самостоятельная работа: (под русскую народную мелодию)

Вылепленные изделия дети выставляют на выставку.

-Ну, дорогая хозяюшка, посмотрите, хорошо ли мы потрудились?

-Все ваши фигурки выполнены правильно, аккуратно, благодаря вашему вниманию, старанию и умению.

Посмотрите, как хороша

Тугая чёрная коса,

Щёчки алые горят,

-Спасибо ребятушки, вы очень помогли нашим мастерам.

-Ну, а после хорошей работы и отдохнуть не мешает. Ведь недаром в народе говорят: «Делу время - потехе час». Приглашаю вас на русский народный танец. Хорошо у вас. Дорогая хозяюшка, но нам пора в детский сад.

Конспект занятия по рисованию в подготовительной к школе группе «Ярмарка дымковской игрушки» Тема: «Ярмарка дымковской игрушки». Цель: развитие интереса к народному промыслу России «дымковской игрушке». Задачи: Обучающие: - упражнять.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Роспись дымковской игрушки «Козлик»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Роспись дымковской игрушки «Козлик» Интеграция образовательных областей: художественно- эстетическое развитие; речевое развитие; социально- коммуникативное развитие. Методические.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию детей средней группы «Мастерская дымковской игрушки»

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию детей средней группы «Мастерская дымковской игрушки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 «Сказка» г. Холмска муниципального образования «Холмский.

Конспект НОД по декоративному рисованию по мотивам дымковской росписи в средней группе «Тарелочка» Программное содержание: Продолжать знакомить детей с дымковской росписью. Развивать воображение и фантазию. Воспитывать у детей интерес.

Конспект ООД по развитию речи в младшей группе «Игрушки» по мотивам произведений А. Барто Конспект ООД по развитию речи в младшей группе «Игрушки» по мотивам произведений А. БартоВоспитатель: Гареева Светлана ХамитьяновнаЦель:.

Конспект открытого занятия по рисованию по мотивам дымковской игрушки в средней группе «Уточка» Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное,познавательное,художественно-эстетическое развитие. Цель:Формировать представление.

Конспект занятия по лепке игрушки по мотивам каргопольского промысла Тема занятия: Лепка игрушки по мотивам каргопольского промысла Цель: Познакомить детей с приемами лепки в процессе создания образа каргопольской.

Конспект занятия «Украсим узором по мотивам дымковской росписи» Художественное творчество. Рисование, средняя группа из опыта работы воспитателя МБДОУ детский сад №3 д. Ясенцы Буевой А. Г. Тема: " Украсим.

Занятие в подготовительной к школе группе «Искусствоведческая беседа. Путешествие в мир Дымковской игрушки» Искусствоведческая беседа «Путешествие в мир Дымковской игрушки»Основной вид деятельности. Художественная деятельность. Форма деятельности.

Дымковская игрушка — уникальное явление в русском искусстве. Это едва ли не самый известный и популярный среди народных промыслов. Слава его давно перешагнула границы нашей страны. Приобщать детей к основам народных традиций полезно в дошкольном детстве.

ВложениеРазмер
konspekt_nod_po_lepke.docx 385.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по лепке « Дымковская барышня»

Воспитатель: Шабанова Наталья Владимировна

МАОУ СОШ 29 г Липецка « Солнечный город»

Цель занятия: познакомить детей с последовательностью изготовления дымковской игрушки - барыни.

• Продолжать знакомить детей с особенностями лепки из пластилина.

∙Развивать умение лепить дымковскую барышню, изучая работы мастеров Дымково.

∙ Формировать интерес к народному декоративно прикладному творчеству.

Предварительная работа: знакомство с дымковской игрушкой, заучивание стихотворений, просмотр тематических книг.

Материалы: доска для лепки, пластилин, заготовки из пластиковой бутылки, стеки, салфетки.

Сегодня, ребята, мы поговорим об игрушках. Но не об обычных, в которые вы все привыкли играть, а об игрушках, созданных руками народных русских мастеров.

Скажите, пожалуйста, какие игрушки вы любите?

А вы знаете, что раньше у детей не было столько разнообразных игрушек, и взрослые, чтобы порадовать своих малышей, делали их своими руками. Лепили из глины, вырезали из дерева, шили из ткани, плели из соломы. Хотите попробовать сделать игрушку сами? Я принесла вам барышню.

Посмотри, как хороша

Щечки алые горят,

Это, ребята, дымковская барыня!

Посмотрите, какая она нарядная и красивая. Как вы думаете у мастера, который её слепил и расписал, было хорошее настроение? А почему? И у вас всё получится, если будете делать свои поделки с любовью, стараться, использовать такие же яркие цвета пластилина.

Давайте внимательно рассмотрим барышню. Её юбочка напоминает колокол. Туловище – овал, головка – шарик, руки напоминают трубочки, палочки. Еще длинная коса и головной убор - кокошник. А в руках у барышни может быть самовар, корзинка, маленькая собачка, коромысло с ведрами. Юбочка расписана узорами: кружочки, палочки, волнистые линии. У барышни серёжки, рюшечки. Мастер использовал позолоту, и наряд стал ещё красивее.

Пройдите на ковер.

Подвижная игра «Барышня».

К Барышни мы близко подойдем, (дети, сужая круг, подходят к барышни),
Барышни низки-низкий наш поклон (кланяются).
Мы над барышней посмеемся (расширяют круг и показывают на нее рукой)
Ха-ха-ха!
Хороша ты, наша барышня, хороша! (качают головой).
Раз, два, три!
Нас ты, барышня, догони! (дети убегают, барышня их ловит).

А теперь мы пройдем к нашим рабочим местам. Посмотрите, что я для вас приготовила. Деталь от бутылки мы превратим в нижнюю часть игрушки, Разминаем белый пластилин, катаем шарики и лепим из них юбку. Разминаем красный пластилин, катаем шарик, затем овал и раскатываем руки. Лепим туловище, руки, голову, кокошник. Лепим волосы, лицо, серьги, Начинаем украшать юбку. Лепим хлеб и полотенце. Наша барыня готова.

Дымковская игрушка Барышня из пластилина

Поделки из пластилина

Дымковская игрушка Барышня из пластилина

Родиной этой игрушки является село Дымково, где мастера изготавливают их из глины, после чего расписывают яркими красками. В этом мастер-классе представлена дымковская игрушка из пластилина «Барышня», а вы сможете повторить эту поделку, если будете придерживаться пошаговых фотографий данного мастер-класса.

Для изготовления барышни возьмем следующие материалы:

Начнем работу с белого пластилина. Мы используем скульптурный, который бывает различным по твердости. Чтобы его размять, иногда рекомендуется подержать пластилин с горячей воде, после чего он становится более податливым. Из него вылепливаем нижнюю часть (юбку) будущей барышни.

Изготовление юбки

Затем сверху добавляем заготовку из красного пластилина, это будет тело.

Изготовление туловища

Добавляем заготовки для рук, это будут «колбаски», скатанные из красного пластилина.

Изготовление рук

Сверху делаем широкую накидку, а из белого пластилина вылепливаем небольшие шарики, которые станут руками.

Изготовление красной накидки и белых ручек

Голову делаем из белого пластилина и закрепляем сверху нашей дымковской поделки.

Голова из белого пластилина

Добавляем небольшой красный воротник, который поможет скрыть место соединения головы с телом.

Изготовление красного воротника

Волосы барышни делаем из тонких жгутиков коричневого пластилина, их сначала перекручиваем между собой, после чего укладываем на голове. Кокошник выполним из оранжевого пластилина.

Изготовление волос барышни и кокошника

Украсим головной убор желтым ромбиком и жгутиком, выполненным из красного пластилина.

Украшение головного убора желтым ромбиком

Оформляем лицо нашей барышни. Добавляем яркие красные серьги.

Дымковская игрушка Барышня из пластилина. Оформление лица и изготовление красных серьг

Начинаем украшать юбку. Делаем пышную оборку из красного пластилина.

Дымковская игрушка Барышня из пластилина. Пышная оборка из красного пластилина

Затем скатываем несколько шариков из пластилина оранжевого цвета, расплющиваем их и закрепляем на юбке.

Дымковская игрушка Барышня из пластилина. Прикрепление шариков из оранжевого пластилина на юбке

Поверх них добавляем белые кружки.

Дымковская игрушка Барышня из пластилина. Прикрепление белых кружков поверх оранжевых

А центр этих декоративных элементов украшаем красными кружочками. По нижнему краю юбки добавляем желтых ромбиков. Наша дымковская игрушка «Барышня» из пластилина готова.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Мастер-класс по лепке дымковской барышни

Лепка начинается с изготовления купола-подола. Это как раз традиционный элементы одновременно основа для всего сюжета. Проще всего раскатать шар глины (5-7см. Диаметром) до блина толщиной 5–8 мм. Тут можно воспользоваться специальным стеком-скалкой или мокрой тканью и руками. Можно обходиться минимальным набором инструментов. Теперь блин можно разделить на две равные части. В результате нас есть материал для двух барышень. В зависимости от вашего вкуса купол может быть в виде конуса, колокола или полусферой. Параболический подол, наверно, самый классический.

hello_html_m15c34a38.jpg
hello_html_59744109.jpg

Соединим два радиуса блина (по разрезу), образуем конус. Очень тщательно слепите стык снаружи и изнутри. Когда конус готов можно изменить его форму до необходимой. Я слегка расширила верх и сузила низ, приближая купол к параболической форме.

Следующий овальный кусок глины образует голову дымковской барышни. Не нужно делать ее большой и с четко выраженной шеей, так как традиционные черты были сформированы качеством примазывания основных частей тела, и мастера стилизовали фигуру человека до той, которой мы восхищаемся в настоящее время. Голова должна быть слеплена из примерно в двое меньшего куска глины, чем туловище.

hello_html_2f7639ce.jpg
hello_html_mbc938a3.jpg

Теперь есть выбор что делать дальше – руки или украшения и атрибуты. Здесь нужно определить будущий сюжет окончательно и выработать оптимальную стратегию построения барышни. .

В украшении нет никаких тонкостей – используем уже знакомые приемы и элементы. Я сделалнекий распахнутый подол с кружевом и защипнул низ купола.

hello_html_7968c4bc.jpg
hello_html_2b8ae0da.jpg

Барышня с коромыслом – один из классических сюжетов и здесь не нужно стремиться к реализму и достоверности. Можно поиграться с видом коромысла и ведер, но самое главное все прочно слепить. В примазывании большую помощь может оказать стек, особенно в местах, где даже самый тонкий палец бессилен. Помните, что устранить дефект неровности можно, а вот трещину при некачественной лепке устранить уже не удастся

hello_html_570d01bc.jpg
hello_html_m1862cf95.jpg

В след за коромыслом необходимо прилепить еще один традиционный элемент – кокошник.Его украшение можно сделать многими способами: защипы, инкрустация шариками глины, капельки, рюшечки и так далее.

Последними элементами стали в моей барышне маленькие сережки и коса.

hello_html_m48920f0e.jpg
hello_html_m1562fef8.jpg

В конце лепки еще раз удостоверьтесь в качестве примазанных частей, отсутствии трещини шероховатостей. Можно воспользоваться мягкой кистью для сглаживания или стеками.

Вот такая барышня у меня получилась. При желании можно добавить пару детишек к подолу,которые как бы держаться за юбку матери и сопровождают ее везде, а большему из них можно добавить в руку маленькое ведерко и еще усложнить композицию. Но тут уже дело вашей фантазии.

Важно сохранить остатки глины до следующего занятия. Так как приготовление глины до рабочего состояния является трудоемким процессом, то можно немного сэкономить время, если в ближайшие дни вы хотите продолжить лепку.

Скомкайте остатки глины в один большой кусок и слегка увлажните. Теперь заверните глину в целлофановый пакет и устраните из него лишний воздух. Если следующая лепка будет не скоро, то глину следует засушить маленькими кусочками, которые можно размочить гораздо быстрее, чем один большой кусок. Сырая глина может в скором времени «цвести» —микроорганизмы будут активно размножаться на такой плодородной почве и скоро вы учуете запах их отходов жизнедеятельности.

Читайте также: