Лепка белорусская народная игрушка в детском саду

Обновлено: 18.04.2024

Одним из наиболее действенных средств приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре является белорусская народная игрушка. Она выступает как предмет забавы и развлечения, является неизменным спутником детства.

- Народные игрушки воплощают лучшие художественные традиции, знакомят детей с культурой своего народа, закладывают фундамент связи с Р одиной ;

- Она стимулирует активную работу мысли, подталкивает к самостоятельной доработке, собственному прочтению игрушечного образа .

- У чит ребенка уже с младшего возраста мыслить более обобщенно, оказывает влияние на развитие у детей не только образного, но и абстрактного мышления .

Тематика : самая разнообразная, отражает труд и быт народа, его отношение к окружающему, сюжеты сказок.

В белорусской народной игрушке проявляются как общие признаки, сближающие ее с игрушками других народов, так и осо­бенные, свойственные только ей: компактность, обобщенность, лаконичность, экономность, выразительность изобразительных средств , динамичность, декоративность. В этой игрушке своеобразно преломляются наивность, и вместе с тем мудрость, фантазия и реальность..

Народная игрушка выполнена по всем законам стилизации (когда выделяются одна или две важные детали, например, видовые признаки того или иного животного), поэтому она учит ребенка уже с младшего возраста мыслить более обобщенно, оказывает влияние на развитие у детей не только образного, но и абстрактного мышления.

1. В Беларуси наиболее древняя - глиняная игрушка, изображающая фигурки лю­дей, животных, погремушки.

Ученые утверждают, что свистящие и звенящие изделия имели и ритуальное значение. Свист изгонял злых духов. Верили, что игрушки оберегают детей. Массовое ремесленное изготовление глиняной игрушки началось с XI - XII столетия в связи с развитием гончарства. Обозначены яркие особенности глиняной игрушки: обобщенность формы, самые простые приемы лепки фигурки. Компактность, передача главного в образе: крутая шея с гривой – у коня. Загнуты рога – у барана; сплющенный клюв – у утки.

2. Значительное распространение в народном быту имела деревянная игрушка обычно с интонацией движений или действий.

3. Интересные, оригинальные, с древнейшей историей игрушки из соломы. Назначение их очень широко: для игры, в сельскохозяйственных обрядах, на праздниках, для украшения дома и пр.

С давних времён народы разных стран и континентов для домашнего творчества использовали природные материалы. Поделки изготавливали из камня, соломы, льна, дерева, лоскутков ткани.

Игрушки изо льна были не просто игрушками, через них передавали систему ценностей культуры народа. Кукла следовала за нашими предками на протяжении всей жизни. Обучающие куклы помогали ребёнку быстрее запомнить определённые знания. Чрез образы животных ребёнок познавал мир. Подарочные куклы позволяли показать искусство мастерицы и передать особое душевое расположение к человеку. Обереговые игрушки оберегали дом, человека, ещё не родившегося ребёнка. Обрядовые, использовались при проведении определённых сезонных праздников, свадьбы, рождение ребёнка и т.д. Обереги давали в дорогу мужу, сыну или брату. Мать дарила дочери льняную куклу, сделанную своими руками, перед замужеством, считалось, что таким образом она помогала дочери чувствовать вдали от дома постоянную материнскую любовь и заботу.

Льняная игрушка по всей вероятности, родилась уже в те времена, когда люди стали выращивать лён. Дети всегда находились рядом с родителями. Чтобы было чем их занять, отвлечь – придумали различные игрушки. На поле делали куклу из соломы, а когда пряли пряжу – исходным материалом служило льняное волокно.
Сложенный по полам жгут отдалённо напоминал голову, а расходящиеся к низу веером волокно – платье или сарафан. Вставленный и закреплённый поперёк туловища 2-ой жгут обозначал руки. Фигурка куклы постепенно совершенствовалась и усложнялась. Появились фигуры коней, птиц, собак. Таким образом, во время игр дети знакомились с миром животных. Их привычками, характером. На человеческие фигурки надевались рубашки и сарафаны, делались украшения - таким образом, детям передавалась культура национальной одежды. В процессе игр дети познавали взрослый мир.

Плетение из соломки объёмных фигур - кукол, животных, птиц – уходят своими корнями в далёкое прошлое. Такие куклы и фигурки были не только игрушками для детей, но и использовались в различных обрядах.

Кони, козы, птицы, куклы из соломки – это тоже божества и защитники: конь-герой многих попевок и сказок, он всегда сопровождал мужчину и был ему и другом, и советчиком, и защитником; коза – символ урожая и плодовитости; кукла – Мать – прародительница, защитница женщин; птицы – души предков, охраняющие и помогающие ныне живущим на Земле. На протяжении всей истории своего существования человек не мог обойтись без надежды на помощь и поддержку, непонятных им до конца сверхъестественных сил. Он наделял их образами, которые сопровождали его всю жизнь. Фигурки из соломы, кот изображали петуха, голубя, козу, ставили на рождественский стол. Соломенных птиц подвешивали над столом. Фигурки дарили молодым на свадьбе, друг другу в соответствующие праздники, большие изображения Масленицы, Марены делали во время массовых обрядов принося в жертву через сожжение или потопление. Вместе с соломенными жаворонками люди звали весну.

Из соломки можно изготавливать различные декоративные скульптуры и игрушки. Благодаря её свойству гнуться и сохранять заданную форму.

Работа над соломенной скульптурой начинается с изготовления основы фигуры – каркаса. Она делается из пучков соломки или проволоки, образуя форму животного или человека. Затем каркас оплетается соломкой. Поделки изготавливают из распаренной соломы. В тех местах, где это необходимо следует сделать перевязки, которые должны быть очень тугими, тогда изделие будет более красивым, поскольку связанная соломка сокращается в объёме. Перевязанная влажная соломка при высыхании хорошо высыхает форму, даже если перевязку заем убрать. Это свойство можно использовать при изготовлении рук и ног кукол, а так же некоторых элементов одежды. Ещё один вариант украшения изделий – перевязать их цветными нитками, при этом лучше всего подойдёт красный цвет. Для этих же целей используют тесьму или окрашенную соломку.

Игрушка - одно из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненное и народное. Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются в народе представления о жизни, труде, красоте. Игрушка близка к фольклору, создаёт ощущение особенностей русского национального народного творчества

Древнейшие глиняные игрушки, найденные археологами на территории нашей страны, относятся к эпохе бронзы, ко II тысячелетию до Рождества Христова. Это маленькие глиняные топорики, посуда, погремушки. Вероятно, это культовые предметы. Находили глиняную игрушку в раскопках X-XVII вв. (Москва, Рязань) - свистульки (кони, птицы, фигурки людей). Они вылеплены из глины, обожжены, иногда украшались росписью и глазурью.

Известно, что царский двор при Алексее Михайловиче закупал игрушки в "Москве на торгу". Игрушечное производство в XVII-XVIII вв. достигает большой высоты. Богатые семьи заказывали дорогие игрушки, их покупали и в царскую семью. В книге расходов императрицы Екатерины I за 1721 г. указано: "Куплено в Москве на торгу разных игрушек государыне царевне Наталье Петровне и великому князю и княжне - три коровы, два коня, два оленя, четыре барана, две пары лебедей, два петуха, одну утку, при ней трое детей, город с солдатами. За всё заплачено 4 рубля 9 алтын две деньги".

В XVIII-XIX вв. производство глиняной игрушки достигло невиданного расцвета, главными покупателями были простые люди.

Уникальный очаг народного творчества, типичное явление народной культуры - деревня Хлуднево Думиничского района Калужской области. Хлудневская игрушка - свидетельство неугасающей народной традиции, в основе которой лежит близость человека с природой. Кроме гончарного промысла здесь был и другой - женский, "бабий" промысел - изготовление глиняной игрушки. Местные глинистые почвы давали плохой урожай, и развитие побочного крестьянского промысла было необходимо. Этим промыслом и стало гончарное ремесло и изготовление игрушек. Мягкий, пластичный материал (глина) шёл не только на изготовление посуды. Во всех местностях, где занимались гончарным ремеслом, лепили небольшие погремушки (грематушки) фигурки- свистульки, Особенной любовью пользовались свистульки, которым можно было придать любой зрительный образ и к тому же использовать, как своеобразный музыкальный инструмент.

Игрушки лепили женщины и девочки, начиная с 7-8 лет. Занимались этим в свободное от сельских работ время - большей частью зимой и весной до покосов.

Яркая, жизнерадостная, решенная с предельной чёткостью в пластическом и цветовом отношениях, наивная (в самом высоком смысле этого слова) глиняная игрушка , обладает волшебной способностью украшать наш быт, вносить тепло и радость в убранство жилища.

Глиняную игрушку находили археологи при раскопках наряду с глиняной посудой. Конечно, изготовление игрушки из глины было не главным промыслом, а попутным. Устанет мастер от основной работы, возьмет кусок глины да и слепит что-нибудь этакое, какую-нибудь безделицу для своих детей или для себя забавы ради. Лишь позднее игрушки из глины стали предметом продажи. Их стали делать специально для весенних ярмарок, коротая долгие зимние вечера за изготовлением свистулек, гудков, коней, барынь, всадников и прочей игрушечной армии. Игрушками стали заниматься целые семьи, передавая секреты изготовления, заготовки и обжига глины от поколения к поколению. У каждого мастера вырабатывался свой стиль, своя манера лепки и оформления изделий.
Игрушки различаются по манере лепки, по тому, какая глина взята для изделия. Лучше всего лепятся игрушки, свистульки из жирной глины. Эта глина используется для филимоновских игрушек. За иссиня-черный цвет ее прозвали синикой. А вообще игрушки лепят из той глины, какая есть в данной местности.


Из всех народных игрушек самыми распространенными в Беларуси были глиняные игрушки, известные еще из глубокий древности. Это были игрушки-свистульки, погремушки, игрушки, изображающие коня, птицу, человека. В первую очередь эти игрушки играли роль амулетов, которые охраняли человека от злых духов. А поскольку возраст ребенка самый paнимый, то эти фигурки должны были отгонять злого духа не только своим! видом, но и звуками. С течением времени магическое значение этих изделий забылось, и они стали использоваться как забавы.

В XIX веке белорусская глиняная игрушка была неизменным атрибутов многочисленных ярмарок, любимой детской забавой. Сегодня немногочисленные мастера выполняют традиционные игрушки по заказу музеев художественных салонов. В большинстве случаев это свистульки в вид! коня, птицы, наездников, кукол, баранов, медведей. Популярность этих образов объясняется их близостью к человеку, а также связью с мифологией. Согласно преданиям, эти животные и птицы давали человеку силы, coдействовали его хорошим отношениям с природой. Конь — слуга солнца, который, по поверью, приносил на землю его тепло, птицы «отмыкали» весну, медведь давал крестьянину силу, коза оберегала урожай.

Многие из традиционных белорусских игрушек связаны с календарными весенними праздниками, посвященными началу весенних работ. Но уже в XX веке игрушки мастерили на протяжении всего гол и не привязывали к конкретному сезону.

Как отмечает В. А. Силивон, белорусская игрушка выполнена по законам стилизации (условности и обобщенности). Эта игрушка небольшая по объему, размеру, очень удобна для игры, легко помещается в руке ребенка. Чем же игрушки привлекательны? Прежде всею, удивительно выразительной пластикой фигур. Очень четко читаются действия, настроение образа: добродушный, испуганный, задумчивый, растерянный. Глиняные фигурки стилизованы, сохранены только те мелкие детали, которые отражают наиболее выразительные стороны образа, его характер. В народных белорусских игрушках прослеживаются добрый юмор, шутка. Роспись в глиняной белорусской игрушке использовалась очень редко. Кроме того, для украшения игрушки используются декоративные налепы. Знакомство дошкольников с белорусской глиняной игрушкой может происходить на занятиях по лепке, в кружковой работе, в свободной художественной деятельности.

На кружковых занятиях дети не только знакомятся с основными образами белорусских игрушек, но и сами принимают участие в их изготовлении. Чтобы вызвать интерес у детей, можно показать им несколько разных игрушек, представить каждый персонаж в разных вариантах, что дает возможность продемонстрировать детям разнообразие форм, пропорций и приемов лепки. В paботе с детьми необходимо учитывать тот факт, что почти все белорусские игрушки однообразны по способу лепя Лепка коня, медведя, барана, козы осуществляется из одного куска.

В ходе занятий детям необходимо объяснять, что лепить игрушку нужно из одного куска глины путем оттягивания, сплющивания, обработки пальцами. Игрушку нельзя дополнять многочисленными деталями, так как, они могут поломаться в процессе сушки. Игрушку нельзя смачивать водой, так как глина раскисает и изделие деформируется. Если есть муфель­ная печь, то готовое изделие нужно обжечь, предварительно хорошо высушив в течение 2—3 суток при комнатной температуре.

Для занятий лепкой необходимым материалом является глина. В Беларуси повсеместно встречается глина разного цвета: белая, серая, красная.

Подготовка глины. Глину чистую, без примесей песка и камней измельча­ли на кусочки и заливают горячей водой. Когда глина пропитается и превра­тится в «кашу», ее вымешивают деревянной лопаткой, а потом руками до тех нор пока глиняная масса не будет похожа на тесто. Готовая глина не прилипает к рукам и держит вылепленную форму. Готовую глиняную массу фасуют кусками и помещают и помешают в полиэтиленовый пакет, который герметично завязывают

В таком состоянии глина может сохраняться около года. После использо- ее необходимо смачивать водой.

Если глина с примесями песка, камней и мусора, то используют другой способ приготовления глины. Для этого в глину добавляют большое количество воды, перемешивают жидкую глиняную массу, а затем процеживают через мелкое сито и ставят в теплое место для выпаривания влаги.

Для того чтобы избавиться от пузырьков воздуха, который есть в глине, перед лепкой кусок глины бросают с высоты на дощатую поверхность раз 15-20, потом бьют по куску глины специальным деревянным молотком или брусом.

Цель: формирование у детей интереса к предметам народного декоративно- прикладного искусства путем ознакомления с филимоновской игрушкой.

-познакомить детей с филимоновской игрушкой, как видом народного декоративно-прикладного искусства, имеющим свою специфику и образную выразительность.

-формировать представление о ремесле игрушечных дел мастеров.

-создать условия для творчества детей по мотивам филимоновской игрушки.

-учить лепке птички на основе овала или цилиндра.

-развивать воображение, чувство формы.

-воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.

-рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, беседа о том, что все эти красивые вещи создали мастера- народные умельцы.

Материалы и оборудование: 1-2 филимоновские игрушки, подставка для демонстрации, схема с показом способа лепки, альбом с образцами и рисунками филимоновских игрушек, пластелин, дощечки, стеки, салфетки, карандаш для проделывания отверстия под свисток.

Дети входят в группу и встают полукругом (под музыку)

Мы построим ровный круг,

Справа друг и слева друг.

Дружно за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся!

Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки? Так вот сегодня у нас волшебное, сказочное занятие, на котором мы будем лепить интересные игрушки. Вы ведь любите лепить?

У нас в группе есть филимоновские игрушки, давайте их рассмотрим, подходите все к столу. (Рассмотрение игрушек-свистулек выставленных на подносе). Посмотрите, какие они яркие, весёлые, нарядные, и все игрушки—это свистульки.

Рассказ "Как появилась филимоновская игрушка" сопровождается показом демонстрационного материала. (показ слайдов)

Филимоновская деревушка - Синий лес, холмы, косогор. Лепят здесь из глины игрушки и расписывают до сих пор. Да, из самой обычной глины! Появляются вдруг из глины на свет - зайцы, коники, павлины, солдатиков целое войско, барышни и др.

В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева, Тульской области, на высоком берегу реки Уны, стоит деревня Филимоново. Именно тогда в местные владения князя Воротынского,будто бы прибыл гончар Филимон. Он обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.

Люди к глине этой относились совсем неприветливо, ведь она была одноцветной. В этих краях не бывало никогда урожая богатого. Жили из-за бесполезной земли впроголодь. А у Филимона ловко получалось - это неведанное до сих пор дело, лепить посуду, игрушки. Местные жители диву давались, как он смог приспособить никому не нужные глиняные залежи. Понравилось Филимону это выгодное предприятие. Отбою от покупателей не было. А однажды дырочку в игрушке проколупал, чтоб свистела. Залилась звонкой песней игрушка. Детишкам и людям на ярмарке понравилось. И стал Филимон свистульки для народа делать. Старались, подражали ему, слушались беспрекословно.

Научились игрушки да посудины мастерить в деревне все от мала до велика, всем полюбилось это занятие.

С тех пор заиграла, запела цветная мягкая глина под руками мастеров. Пользу в ней люди увидели немалую, радость она в дом принесла. Гончарили мужчины, а женщины лепили звонкие свистульки, за что жители окрестных деревень прозвали их свистулечницами, потому что игрушки делались со свистками. Свистулька – ее еще называют в разных местах сопелкой, гудухой, соловьем –самая и до сих пор популярная игрушка на Руси. Бывало, длинными зимними вечерами собирались мастерицы и лепили игрушки под удивительные напевы русских народных песен. Обжигали поделки в горнах, это ямы, которые вырывали там же где и добывали глину. А весной продавали их на ярмарках и базарах.

Главное, что поражает при взгляде на филимоновскую игрушку – ее смелая роспись.

Используют три главных цвета: красный, желтый, синий. Иногда применяют фиолетовый и зеленый. Расписывают свистульки прямо по белой обожженной глине. В основном это полоски, точки, круги, овалы, звездочки и треугольники.

Сюжеты филимоновской игрушки традиционны - это барыни, крестьянки, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных - коровы, бараны, лошадки, медведи; из птиц - курицы, петухи и многое другое.

В отличие от дымковских, все филимоновские игрушки - свистульки, даже барыни и кавалеры. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц, которых они держат. Все игрушки очень веселые и поэтому дарят хорошее настроение.

Незатейливы филимоновские игрушки. Но игрушка радует - значит, делали ее добрые руки.

Воспитатель: Ребята! Я сегодня, когда пришла в садик получила посылку, давайте ее вместе откроем. Посмотрите, а здесь письмо.

«Дорогие дети, мы филимоновские мастера очень хотим, чтобы вы научились нашему ремеслу, лепке игрушек. Высылаем вам волшебную глину, чтобы у вас получилась настоящая филимоновская игрушка-свистулька и рисунки как нужно е лепить. Удачи вам ребята!»

Ну что, ребята,попробуем? А чтобы у нас все получилось, давайте произнесем волшебные слова и сделаем волшебные движения, наберемся силы. Встаньте ровно по кругу.

Тик-так, тик-так - все часы идут вот так: тик-так

(наклоняют голову то к одному, то к другому плечу)

Смотри скорей, который час: тик-так, тик-так, тик-так.

(раскачиваются в такт маятнику)

Налево - раз, направо - раз мы тоже можем так

Тик-так, тик-так, тик-так

(повороты туловища по тексту, руки на поясе).

Воспитатель: Вот вы и превратились в мастеров. Пора и за работу. Мы с вами будем лепить свистульку-петушка. Посмотрите, какой он.

Я—красавец петух! Создан для парада!

Перья—пух! Перя—пух! Гребешок? Что надо!

Глазки—щелки! Очи зорки! Голосок соловушки!

На цветные перышки!

Воспитатель: Вот какой Петя- петушок. Давайте, мы тоже слепим такого красавца! Лепить мы будем по схеме-рисунку. Посмотрите все на рисунок. Начинаем.

1. Скатаем шар из комка пластелина величиной с кулачок.

2. Вытягиваем вверх шею петушка, слегка наклоним небольшую головку. Заострим клювик, прищипываем пальчиками бородку и гребешок.

3. Нижнюю часть обхватим пальцами, сожмём, оттянем и расплющим чтобы получилась подставка. (обратить внимание чтобы он стоял) .

4. У фигурки лепим хвостик, оттягиваем часть пластелина для хвоста, в хвосте карандашом протыкаем отверстие для свистка (как бы вкручиваем карандаш).

5. Крылышки процарапаем стекой. (работают под русскую народную музыку).

Какие у вас красивые получились игрушки! Молодцы! Настоящие мастера! Давайте их поставим на подставочки, чтобы они всех нас радовали.

Фотоотчет о мастер-классе по по росписи кожлянской игрушки-свистульки

Фотоотчет о мастер-классе по по росписи кожлянской игрушки-свистульки Многие сегодня пытаются постичь истоки своей культуры, сохранить народные традиции для будущих поколений. В нашей Курской области все.

Елочные игрушки своими руками (подготовительная группа)

Елочные игрушки своими руками (подготовительная группа) Пустая обёртка - вот это игрушка! Ни шарик, ни бусы, ни, даже, хлопушка. Пустые обёртки - легки и красивы. Фольга отражает огней переливы.

Физкультурное тематическое занятие «Встреча весны» (подготовительная группа)

Физкультурное тематическое занятие «Встреча весны» (подготовительная группа) Задачи: - закрепить знания детей о весне, её приметах; - закреплять умение ходить змейкой между предметами; - совершенствовать умение прыгать.

Итоговое занятие-игра «Путешествие в страну математики» (подготовительная группа) ЦЕЛЬ : Закрепить представления о свойствах предметов, взаимосвязи целого и частей,сложении и вычитании групп предметов,геометрические.

Конспект занятия по лепке «Городецкая роспись «Ковш-петух» (подготовительная группа)

Конспект занятия по лепке «Городецкая роспись «Ковш-петух» (подготовительная группа) Цель: Продолжить знакомство детей с народным декоративным искусством Нижегородской области – Городецкая роспись Развивающие задачи:.

Конспект занятия по лепке «Фрукты для игры в магазин» (подготовительная группа)

Конспект занятия по лепке «Фрукты для игры в магазин» (подготовительная группа) Литвинова Наталья Конспект занятия по лепке «Фрукты для игры в магазин» (подготовительная группа) Образовательная область Художественно.

Конспект занятия по лепке в младшей группе «Филимоновские игрушки» Цели: знакомство с филимоновской игрушкой; лепка фигурок по мотивам народной пластики. Задачи: познакомить детей с филимоновской игрушкой.

Музыкально-тематическое занятие «Прогулка в осенний лес» (подготовительная группа) Видео Цель • развитие личностной активности детей через синтез музыки, движения, речи и образного мышления. Задачи Образовательные • Рассказать.

Конспект занятия по лепке «Осеннее дерево» (подготовительная группа)

Конспект занятия по лепке «Осеннее дерево» (подготовительная группа) Проект занятия по лепке: «Осеннее дерево». (подготовительная группа) Каипова Динара Айгазыевна Проект занятия по лепке: «Осеннее дерево».

Занятие по развитию речи «Дерево дружбы» (подготовительная группа)

Занятие по развитию речи «Дерево дружбы» (подготовительная группа) «Дерево дружбы». Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе. составитель: Соколова Г. В. ; картину нарисовала воспитатель.

ТЕМА: Народный праздник «Сороки».

Лепка птички-свистульки.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: Познакомить с традициями весеннего народного праздника - «Сороки». Закрепить известный фольклорный материал. Учить лепить игрушку-свистульку по мотивам работ смоленских мастеров.

РАЗВИВАЮЩИЕ: Развивать творческие способности, мелкую моторику рук.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: Воспитывать интерес к народным традициям и обычаям.

Обогащение словаря: закличка, палочка-пичужка.

Ход ЗАНЯТИЯ.

Этап. Цель Содержание Оборудование и материалы

Настроить детей на продуктивную деятельность во время занятия.

Выявление знаний детей о народных праздниках.

2. Объяснение нового материала.

Знакомство с традициями и обычаями народного праздника «Сороки».

Лепить игрушку, используя приемы лепки смоленских мастеров– умельцев.

Дополнительно, справившимся с работой раньше других.

IV.Окончание Закрепить пройденный материал.

Кто прочь прогнал метель?

Кто ото льда очистил реки?

Кто разбудил капели звон?

Кто первым почкам дал напиться?

Кто дал земле тепло?

Кто птиц позвал к нам возвратиться?

-Идет матушка-весна - отворяй ворота. Первым Март пришел – белый снег сошел.

-Какие народные праздники вы знаете?

Масленица – проводы зимы. Какие традиции связанные с этим народным праздником вы знаете? : едят блины, блин – символ солнца.

Рождество – дети ходят по дворам, поют «колядки».

Пасха – красят яйца, пекут куличи, паски.

-22 марта – день весеннего равноденствия. В этот день в народе отмечают праздник – Сороки. День Сороков – большая встреча весны. В народе так и говорят : «На Сороки день с ночью равняется, сорок птах небесных издали возвращаются».

- Каких перелетных птиц вы знаете?

Приманивая весну, дети пели песенки-заклички:

-Весна, весна, красная,

Приди, весна, с радостью,

С великой милостью.

-Давайте и мы с вами весну поторопим, вставайте под карусель и споем вместе песенку-закличку. (Повторение заклички).

-А еще в этот день дети затевали различные игры.

Игра на внимание «Летят, летят».

-Грачи летят, на всю Русь кричат:

«Гу-гу-гу, мы несем весну!»

Дети, взявшись за ленточки, бегут по кругу:

-Журавли летят, на всю Русь кричат:

«Гу-гу, гу-гу, Мы несем весну!»

-Ласточки летят, на всю Русь кричат:

«ГУ-гу-гу, мы несем весну!»

-Поросята летят, полосаты визжат:

«Хрю-хрю-хрю, надоело нам в хлеву!»

Подойдите ко мне поближе, что вы видите в этой чаше? Это вода не простая, а талая. В праздник Сороки хозяйки набирали в чашу снега и заносили домой, а что случалось со снегом, попавшим в тепло? Эту воду называли «снежицей». Водой талой – «снежицей» окропляли стены домов и комнатные цветы, чтобы все вокруг весной задышало. Побрызгаем и мы водой «снежицей» наши цветы и стены и повторим закличку про весну.

Еще на Сороки разных птичек из теста пекли. Раздавали детям птичек-свистулек из глины, чтобы они их свистом прогоняли злых духов.

-Сегодня мы с вами будем лепить птичку-свистульку, пользуясь приемами лепки смоленских мастеров-умельцев.

Работа детей совместно с педагогом.

• Возьмите в руки глину и немного помните ее. Этот прием называется перемин: (скатать валик, затем сложить пополам и скатать шар, повторить несколько раз). Используется для того, чтобы удалить лишний воздух из глиняного теста, и если плохо очищена глина, мелкие камушки.

• Круговыми движениями ладоней катаем шар.

• Затем расплющиваем до тех пор, пока не получится круглая пластина толщиной 3-4 мм.

• Следующий этап напоминает приготовление пельменей, т. е. пластину сгибаем пополам и соединяем с помощью шликера края.

• В результате получаем вытянутую пустотелую форму с двумя выступами.

• Из одной части лепим мундштук, а из другой шею и голову птички, прищипываем клюв.

• Зарядка для глаз.

Затем приступаем к озвучиванию свистульки: со стороны мундштука палочкой-«пичужкой» протыкаем отверстие и делаем внизу клиновидный вырез вовнутрь игрушки, примерно под углом 30°.

• Затем настраиваем свистульку.

• Украсим нашу птичку знаком солнца с помощью различных штампиков. Посмотрите на таблицу, на ней изображены различные символы, которые использовали народные мастера для обозначения солнца. Понравившийся вам значок солнца приемом тиснения нанесите на грудь своей птице и по бокам.

Интерактивная игра с триггерами «Дымковская игрушка»

- Какие традиции народного праздника Сороки вы запомнили?

- Как называются песенки, которыми дети кликали весну?

-Как называется палочка с помощью которой озвучивают свистульку?

- Что вам больше всего понравилось на занятии?

«Карусель» - бубен с привязанными ленточками.

Расписная чаша с водой.

Глина, дощечка, мокрая салфетка, палочка-«пичужка».

Прикреплённые файлы:

Конспект занятия «Народный праздник «Капустница» (старшая группа) Цель. Приобщение детей к русской народной культуре. Создать детям радостное настроение Задачи: Познакомить детей с русским народным праздником.

«Масленица-русский народный праздник» — фотоотчет

«Масленица-русский народный праздник» — фотоотчет Наша Масленица годовая! Она гостюшка дорога! Здравствуй Масленица! Ежегодно в нашей группе и в детско саду празднуем Масленицу. Мы танцуем,.

Мастер-класс. «Свистульки из вербы».

Мастер-класс. «Свистульки из вербы». «Свистульки из вербы».Вербное воскресенье– весенний праздник, отличают его перед Пасхой. В этот праздник было принято устраивать вербные.

Открытый творческо — продуктивный проект Народный праздник весны: «Красная горка».

Открытый творческо — продуктивный проект Народный праздник весны: «Красная горка». Тип проекта: творческо-продуктивный (оформление в виде праздника). Срок реализации проекта: 1неделя. Участники проекта: дети младшей группы,.

Праздник «Сороки» (подготовительная группа). Фотоотчет о прошедших мероприятиях

Праздник «Сороки» (подготовительная группа). Фотоотчет о прошедших мероприятиях Представляю вам частичку нашего годового проекта " Приобщение детей к русским народным и православным праздникам". Хочу вас познакомить.

Праздник «Сороки» — встреча весны КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ НА ТЕМУ «ПРАЗДНИК «СОРОКИ» - ВСТРЕЧА ВЕСНЫ» Музыкальный руководитель Колесникова.

Сценарий оздоровительного досуга «Сороки. Птичий праздник» Историческая справка. Сороки – 22 марта – день весеннего равноденствия. В этот день праздновалась основная встреча весны на Руси. По старинной.

Тематическая неделя Русский народный праздник «Масленица» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 108 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением.

Занятие по теме: «Птицы» Петушки — свистульки

Занятие по теме: «Птицы» Петушки — свистульки Изготовление Петушков-свистулек к наступающему Новому году. Петушки-свистульки изготовлены из глины (можно сделать из соленого теста, замазки,.

Цель: формирование у детей интереса к предметам народного декоративно- прикладного искусства путм ознакомления с филимоновской игрушкой.

-познакомить детей с филимоновской игрушкой, как видом народного декоративно-прикладного искусства, имеющим свою специфику и образную выразительность.

-формировать представление о ремесле игрушечных дел мастеров.

-создать условия для творчества детей по мотивам филимоновской игрушки.

-учить лепке птички на основе овала или цилиндра.

-развивать воображение, чувство формы. -воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.

-рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, беседа о том, что все эти красивые вещи создали мастера-народные умельцы.

Материалы, инструменты, оборудование: 3-4 филимоновские игрушки, подставка для демонстрации, схема с показом способа лепки, альбом с рисунками филимоновских игрушек, солёное тесто, дощечки, стеки, салфетки, карандаш для проделывания отверстия под свисток.

Ход ООД

Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки? Так вот сегодня у нас волшебное, сказочное занятие, на котором мы будем лепить интересные игрушки. Вы ведь любите лепить? У нас в группе есть филимоновские игрушки, давайте их рассмотрим, подходите все к столу. (Рассмотрение игрушек-свистулек выставленных на подносе). Посмотрите, какие они яркие, веслые, нарядные, и все игрушки—это свистульки.

Рассказ "Как появилась филимоновская игрушка" сопровождается показом демонстрационного материала.

Филимоновская деревушка Синий лес, холмы, косогор Лепят там из глины игрушку И расписывают до сих пор. Да, из самой обычной глины Появляются вдруг на свет Зайцы, коники, павлины И солдатиков войско цвет.

В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева, Тульской области, на высоком берегу реки Уны стоит деревня Филимоново. Именно тогда в местные владения князя Воротынского будто бы прибыл гончар Филимон. Он обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из не горшки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.

Люди к глине этой относились совсем неприветливо. Из-за не, многоцветной, урожая не бывало никогда богатого. Жили из-за бесполезной земли впроголодь. Ловко получалось у Филимона это неведанное до сих пор дело, лепить посуду, игрушки. Местные жители диву давались, как он смог приспособить никому не нужные глиняные залежи. Понравилось Филимону это выгодное предприятие. Отбою от покупателей не было. А однажды дырочку в игрушке проколупал, чтоб свистела. Залилась звонкой песней игрушка. Детишкам и людям на ярмарке понравилось. И стал Филимон свистульки для народа делать. Старались, подражали ему, слушались беспрекословно.

Научились игрушки да посудины мастерить в деревне все от мала до велика, всем полюбилось это занятие.

С тех пор заиграла, запела цветная мягкая глина под руками мастеров. Пользу в ней люди увидели немалую, радость она в дом принесла. Гончарили мужчины, а женщины лепили звонкие свистульки, за что жители окрестных деревень прозвали их свистулечницами, потому что игрушки делались со свистками. Свистулька – е еще называют в разных местах сопелкой, гудухой, улюткой, соловьм –самая и до сих пор популярная игрушка на Руси. Бывало, длинными зимними вечерами собирались мастерицы и лепили игрушки под удивительные напевы русских народных песен. Обжигали поделки в горнах, это ямы, которые вырывали там же где и добывали глину. А весной продавали их на ярмарках и базарах.

Главное, что поражает при взгляде на филимоновскую игрушку – ее смелая роспись. Используют три главных цвета: красный, жлтый, синий. Иногда применяют фиолетовый и зелный. Расписывают свистульки прямо по белой обожжнной глине. В основном это полоски, точки, круги, овалы, звздочки и треугольники.

Сюжеты филимоновской игрушки традиционны - это барыни, крестьянки, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных - коровы, бараны, лошадки, медведи; из птиц - курицы, петухи и многое другое.

В отличие от дымковских, все филимоновские игрушки - свистульки, даже барыни и кавалеры. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц, которых они держат. Все игрушки очень веселые и поэтому дарят хорошее настроение.

Незатейливы филимоновские игрушки. Но игрушка радует - значит, делали ее добрые руки.

Воспитатель: Ребята! Я сегодня, когда пришла в садик получила посылку, давайте е вместе откроем. Посмотрите здесь письмо. «Дорогие дети, мы филимоновские мастера очень хотим, чтобы вы научились нашему ремеслу, лепке игрушек. Высылаем вам волшебную глину, чтобы у вас получилась настоящая филимоновская игрушка-свистулька и рисунки как нужно е лепить. Удачи вам ребята!» А вот и глина. Ну что ребята попробуем? А чтобы у нас вс получилось, давайте произнесем волшебные слова и сделаем волшебные движения, наберемся силы. Встаньте ровно по линии.

Тик-так, тик-так - все часы идут вот так: тик-так

(наклоняют голову то к одному, то к другому плечу)

Смотри скорей, который час: тик-так, тик-так, тик-так.

(раскачиваются в такт маятнику)

Налево - раз, направо - раз мы тоже можем так

Тик-так, тик-так, тик-так

(повороты туловища по тексту, руки на поясе).

Воспитатель: Вот вы и превратились в мастеров. Пора и за работу. Мы с вами будем лепить свистульку-петушка. Посмотрите, какой он.

Я—красавец петух! Создан для парада!

Перья—пух! Перя—пух! Гребешок? Что надо!

Глазки—щлки! Очи зорки! Голосок соловушки!

На цветные прышки!

Воспитатель: Вот какой Петя- петушок. Давайте, мы тоже слепим такого красавца! Лепить мы будем по схеме-рисунку. Посмотрите все на рисунок. Начинаем.

1. Скатаем шар из комка «волшебной» глины величиной с кулачок.

2. Вытягиваем вверх шею петушка, слегка наклоним небольшую головку. Заострим клювик, прищипываем пальчиками бородку и гребешок.

3. Нижнюю часть обхватим пальцами, сожмм, оттянем и расплющим чтобы получилась подставка. (обратить внимание чтобы он стоял) .

4. У фигурки лепим хвостик, оттягиваем часть «волшебной» глины для хвоста, в хвосте карандашом протыкаем отверстие для свистка (как бы вкручиваем карандаш).

5. Крылышки процарапаем стекой. (работают под русскую народную музыку).

Какие у вас красивые получились игрушки! Молодцы! Настоящие мастера! Давайте их поставим на подставочки. А когда они высохнут мы их обязательно распишем яркими цветами, чтобы они всех нас радовали.

На следующий день, после окончательного высыхания наших петушков, мы с детьми раскрасили их гуашевыми красками.

Конспект ООД по лепке средняя группа «Филимоновские игрушки-свистульки»

Конспект интегрированной комплексной ООД «Дары природы» (средняя группа) Конспект интегрированной комплексной ООД на тему: «Дары природы» по ОО: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое» (средняя.

Конспект итогового занятия по лепке «Божья коровка» (средняя группа) Конспект итогового занятия по лепке «Божья коровка» Средняя группа (4–5 лет) Тема: «Божья коровка» Программное содержание: продолжать учить.

Конспект ООД по математике «Порядковый и количественный счет» (средняя группа) Тема: Порядковый и количественный счет. Программные задачи: Образовательные: Продолжать учить порядковому счету в пределах 5; Формировать.

Конспект ООД по физической культуре «Белочка в гостях у ребят» (средняя группа) Конспект ООД по физической культуре «Белочка в гостях у ребят» (средняя группа). Выполнила: воспитатель 1 квалификационной категории Новикова.

Конспект ООД по математическому и сенсорному развитию «Родились у нас котята» (средняя группа) Подготовила и провела воспитатель Голикова И. Б. МБДОУ «Детский сад №67 «Улыбка» г. Тамбов Цель: Содействовать формированию элементарных.

Вторая младшая группа Конспект ООД по сенсорному развитию детей на основе дидактических Тема: «Игрушки» Цель: Продолжать формировать элементарные математические представления. Задачи: Образовательные: -Упражнять в умение различать и называть.

Конспект занятия по лепке «Фрукты для зайчат» (средняя группа) фрукты для зайчат. Задача. Побуждать детей к лепке тех фруктов, которые им знакомы. Развивать желание с помощью стеки добиваться правильного.

Конспект ООД по лепке «Рыбки плавают в аквариуме». Первая младшая группа

Конспект ООД по лепке «Рыбки плавают в аквариуме». Первая младшая группа Цель: Формирование интереса к работе с пластилином Задачи: Образовательная: Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина.

Конспект ООД по лепке «Весёлые клоуны» (старшая группа) Цель: развитие продуктивной деятельности детей, развитие детского творчества. Программные задачи: формировать умение передавать простое.

План-конспект НОД по лепке «Танк». Средняя группа

План-конспект НОД по лепке «Танк». Средняя группа Цель: закрепление умения детей лепить танк, правильно передавать его форму и пропорции. Задачи: Образовательные: упражнять детей в приемах.

Читайте также: