Лепка дымковской игрушки из пластилина поэтапно презентация 3 класс

Обновлено: 28.04.2024

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА: ГЖЕЛЬСКАЯ И ХОХЛОМСКАЯ ПОСУДА, ДЫМКОВСКАЯ И БОГОРОДСКАЯ ИГРУШКА.

Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.

Декоративно-прикладное искусство Декоративно-прикладное искусство (от лат. - deko – украшаю) – широкий раздел искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями.

Произведения ДПИ р азличная утварь (посуда ) м ебель т кани игрушки о дежда украшения

Гжельская керамика Гжельскому промыслу недавно исполнилось 670 лет. Гжель-визитная карточка России. Гжель включает около 30 подмосковных сёл и деревень. Ещё в Х VI веке гжельцы возили на московские ярмарки излишки бытовой посуды и глину московским гончарам. Гжельская посуда «лучшая из всех делаемых в России сего рода посуд».

Дымковская игрушка Дымковская игрушка-один из самых старинных промыслов России, существует на Вятской земле более 400 лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек .

Богородская игрушка Богородская игрушка зародилась 350 лет назад под влиянием Троице-Сергиева монастыря-центра художественных ремёсел Московской Руси. Богородская игрушка-это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц из липы, композиции из жизни русского крестьянина.

Хохлома Хохлома- старинный русский народный промысел, родившейся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зелёным и чёрным тонами по золотистому фону.

Хохлома и современность

Музей декоративно-прикладного искусства в Санкт-Петербурге

Экспозиции музея Музей принадлежит к числу интереснейших и самобытных явлений в России. Один из старейших и интереснейших художественных музеев Петербурга. В собрании музея представлено русское и западноевропейское декоративно-прикладное искусство XVI - нач. XX в.; советское прикладное искусство; промышленный дизайн; коллекции русских изразцовых печей XVIII в.; советских тканей 1920-1940 гг.

Экспозиции музея В экспозиции, которая разместилась на 1 э таже здания, можно видеть художественную мебель, фарфор, керамику, ткани, стекло, костюм XVI- нач. XX в.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Создание дымковской игрушки

ИТАК, МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ. В принципе, можно использовать любые доступные вам материалы: Если вам доступна художественная глина — то можно использовать её — только учитывать, что готовые изделия боятся воды. Также нужно учесть, что глина достаточно долго сохнет (а её нужно высушить перед раскраской).

ПРОЦЕСС ЛЕПКИ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ. Если вам доступен пластилин — это также нормальный материал. Но ввиду его водооталкивающих свойств это не самый хороший вариант, так как покраска пластилина — это то ещё удовольствие.

ПРОЦЕСС ЛЕПКИ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ. В современных условиях лучше всего , если вам доступна самозатвердевающая полимерная глина . В художественных магазинах продаются такие брикеты разных цветов, с которыми работаешь как с обычной глиной — но не нужно обжигать, эта глина полимеризуется и не боится воды. Также при работе с такой глиной руки должны быть влажными . Кроме того, более экономичный способ — это дымковская игрушка из солёного теста .

ПРОЦЕСС ЛЕПКИ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ. Поскольку все четыре типа материалов сходны по пластичности, особо останавливаться на их отличиях не будем . Мы остановимся на общем процессе лепки дымковской игрушки.

ПРОЦЕСС ЛЕПКИ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ. Нулевой шаг — это выбор образца, готового изделия, которое вы хотите скопировать. Выбранный образец нужно мысленно расчленить на составляющие. Выделить основу, оценить её форму . Выделить «придатки» — хвосты, крылья, копыта, ноги, юбки, коромысла, головы — всё, что крепится к основе.

ПРОЦЕСС ЛЕПКИ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ. Первый шаг — это создание основы . Каждая дымковская игрушка, если вы присмотритесь, состоит из основы — туловища. На которое впоследствии «надевается» всё остальное (перья, хвосты, головы, юбки и так далее). Основа создаётся из комка глины шарообразной формы. То есть, сначала нужно скатать шарик нужного вам размера.

ПРОЦЕСС ЛЕПКИ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ. Второй шаг — это изготовление придатков. Вы не поверите, но основа придатков — это также шарики из глины, только меньшего, чем основа размера . Третий шаг — соединение придатков с туловищем. Для этого «конечности» прижимаются к туловищу. А потом с помощью некоторого количества глины и чуть большего, чем обычно, количества воды, создаётся плавный переход между придатками и туловищем.

ПРОЦЕСС ЛЕПКИ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ. Теперь можно добавить всяких украшений — колечек, шариков, колбасок, канавок. И оставить заготовку игрушки высыхать.

Внимание ! Оцените свои возможности правильно! Не стоит начинать лепку со сложных форм Самое главное довести работу до конца!

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Дымковская игрушка Подготовила учитель начальных классов МОБУ СОШ «ЦО «Кудро.


Курс повышения квалификации

Профилактика синдрома «профессионального выгорания» у педагогов


Курс повышения квалификации

Теория и методика педагогического проектирования


Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Дымковская игрушка Подготовила учитель начальных классов МОБУ СОШ «ЦО «Кудро.

Дымковская игрушка Подготовила учитель начальных классов МОБУ СОШ «ЦО «Кудрово» Кондратьева Надежда Юрьевна





















СПАСИБО за урок!

СПАСИБО за урок!

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 918 382 материала в базе

Материал подходит для УМК

«Технология», Лутцева Е.А., Зуева Т.П.

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Правовое обеспечение деятельности коммерческой организации и индивидуальных предпринимателей»
  • Курс повышения квалификации «Технология и организация кухонь народов мира: особенности и традиции»
  • Курс повышения квалификации «Экономика предприятия: оценка эффективности деятельности»
  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»
  • Курс повышения квалификации «Психолого-педагогическое сопровождение при подготовке к конкурсам профмастерства WorldSkills Russia»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по подбору и оценке персонала (рекрутинг)»
  • Курс профессиональной переподготовки «Черчение: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Учебная деятельность по предметной области «Черчение»: основы предмета и реализация обучения в условиях ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»
  • Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»

Оставьте свой комментарий

  • 29.09.2018 6226
  • PPTX 8 мбайт
  • 653 скачивания
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Кондратьева Надежда Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

60 минут

«Бизнес-технологии в образовании»

76 минут

«Новый профессиональный стандарт педагога как ресурс развития профессиональной компетенции педагогических работников»

62 минуты

«Три составляющие успеха: мотивация, воля, деятельность»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.


Курс профессиональной переподготовки

Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования


Курс повышения квалификации

Основы издания детских книг в рамках проектной деятельности в школе


Курс повышения квалификации

Основы разработки онлайн-курса

«Тревога: инструкция по применению»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Филиал МАОУ Богандинской средней общеобразовательной школы № 1
«Княжевская средняя общеобразовательная школа».
Разработала : учитель
начальных классов,
первой категории
Князева
Евгения Яковлевна

Чем знаменито Дымково?

Там любили песни, пляски, Вечера зимой так длинны,
В селе рождались чудо - сказки. И лепили там из глины.
.

Бока крутые,
Рога золотые,
Копыта с оборкой,
На спине Егорка.

Разойдись честной народ!
Дядя хрюшу продаёт.

Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил.

И за хвост не удержаться,
Если гриву отпустил.

Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил.
Вот так небылица.
Что за чудо-птица?

Индя - индя, индюшок, ты похож на сундучок.
Сундучок-то не простой-красный, белый, золотой.

Дымковские барышни всех на свете краше,
А гусары-баловни -- кавалеры ваши.

Зонтик грибком,
Руки крендельком.
Ходит барыня красавица
По улице пешком.

Вот игрушки расписные,
Хохотушки вятские—
Щеголихи слободские,
кумушки посадские.

За студёною водицей водоноска - молодица,
Как лебёдушка плывет. Вёдра полные несёт.

Барыня готова.
Оставим её для просушки.

Автор
учитель начальных классов
филиала МАОУ Богандинской СОШ № 1
«Княжевская СОШ»
Князева Евгения Яковлевна

Краткое описание документа:

Образовательная: знакомство с дымковской игрушкой как одним из видов народного творчества, характерными особенностями дымковской игрушки

Воспитательная: прививать качества аккуратности и внимательности, собранности при выполнении приемов лепки. Воспитание художественного вкуса, привитие любви детей к народной игрушке, формирование умения коллективизма, взаимовыручки.

Развивающая: р азвитие эстетических качеств, творческих способностей.

Методы проведения урока: рассказ по введению в тему, беседа с учащимися по созданию дымковской игрушки, показ элементов дымковского узора, самостоятельная работа учащихся.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 918 382 материала в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Оставьте свой комментарий

  • 17.12.2014 7916
  • PPTX 11.2 мбайт
  • 210 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Князева Евгения Яковлевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

42 минуты

«Теория и методика развития дошкольника для организации образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях с учетом ФГОС ДО»

88 минут

«Организация профессиональной деятельности социального педагога в условиях реализации ФГОС»

54 минуты

«Альтернативные формы обучения: взаимодействие участников, поиск решений»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Дымковская игрушка из пластилина. Женский образ.Выполнила: ученица.


Курс повышения квалификации

Особенности организации учебной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей технической направленности


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания электромузыкальных инструментов и компьютерной музыки в ДМШ и ДШИ


Курс повышения квалификации

Особенности организации учебной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей технической направленности


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Дымковская игрушка из пластилина. Женский образ.Выполнила: ученица.

Дымковская игрушка из пластилина. Женский образ.
Выполнила: ученица 2 «Б» класса Головнина Соня . Руководитель: учитель начальных классов Жукова О.А.

История дымковской игрушкиДымковская игрушка – один из старейших художественн.

История дымковской игрушки
Дымковская игрушка – один из старейших художественных промыслов России. Он существует более 400 лет и до сих пор не утратил своей популярности. Наоборот, пользуется неизменным успехом и в нашей стране и далеко за ее пределами. Родиной промысла является город Киров (ранее – Вятка и Хлынов), а точнее Дымковская слобода, ныне вошедшая в состав города.-


В XV-XVI веках, когда появилась дымковская народная игрушка, языческие предст.

В XV-XVI веках, когда появилась дымковская народная игрушка, языческие представления славян во многом утратили свое значение. Игрушки более раннего периода были предельно просты по форме, потому что определяющим считался их сакральный смысл. С отказом от дохристианских обрядов и ритуалов формы игрушек стали меняться, приобретая изысканность и красоту.

Та дымковская игрушка, которая известна сегодня, отражает русский быт XIX век.

Та дымковская игрушка, которая известна сегодня, отражает русский быт XIX века. Образы барынь и кавалеров, щеголяющих в пышных нарядах, появились в более позднее время. Тем не менее мастера бережно хранят традиции и приемы, сложившиеся в период зарождения этого искусства. Дымковский промысел в советский период в начале XX века был практически утрачен.

Осталась одна потомственная мастерица, хранившая традиции изготовления и росп.

Осталась одна потомственная мастерица, хранившая традиции изготовления и росписи игрушек, - А. А. Мезрина. Благодаря ей и художнику А. И. Деныпину, первому исследователю дымковского искусства, в начале 30-х годов промысел удалось возродить. Вокруг Деныпина и Мезриной сосредоточилась группа энтузиастов, большинство из которых были связаны семейными узами. Их стараниями дымковская игрушка вернула себе былую славу.

Промыслы живут не только благодаря сохранению традиций, но и при условии появ.

Промыслы живут не только благодаря сохранению традиций, но и при условии появления новых сюжетов.

Образы и сюжеты Женские образы.. Барыни, кормилицы, модницы, водоноски, нян.

Образы и сюжеты

Женские образы..
Барыни, кормилицы, модницы, водоноски, няньки с младенцами на руках
Фигурки статичные, с крупными головами, украшенными кокошниками или модными шляпками. Весь внешний вид выражает достоинство и величественность
Мужские образы Кавалеры.
Они меньше по размеру и скромнее по внешнему виду, чем женские персонажи.
Как правило, изображаются верхом на животных.

Животные Первоначально игрушки имели формы тотемных животных: медведя, баран.

Животные
Первоначально игрушки имели формы тотемных животных: медведя, барана, оленя, козла. Но со временем в ассортименте появились и домашние питомцы.
Все животные имеют вскинутые головы и короткие широко расставленные устойчивые ножки. Часто они изображаются в ироничной форме: в ярких костюмах и с музыкальными инструментами.
Птицы
Утки, индюки, петухи.
Индюки и петухи изображаются с фигурными, ярко расписанными хвостами, утки - в оборчатых пышных пелеринах.
Композиции
Группы из нескольких фигур, среди которых могут присутствовать и люди, и животные.
Многофигурные композиции очень разнообразны, они изображают быт русских городов и деревень. Здесь и прогулки на лодках, и праздничные гулянья, и застолья, и многое другое. –

Особенности формыВсе дымковские игрушки монолитны и даже монументальны. Они в.

Особенности формы
Все дымковские игрушки монолитны и даже монументальны. Они всегда расширяются книзу: дамы за счет пышных юбок, кавалеры всегда верхом, животные имеют коротенькие и устойчивые ножки. Такие формы обусловлены технологией изготовления. Вылепить фигурки на тонких длинных ногах практически невозможно, ведь необходимо сделать так, чтобы они не оседали под тяжестью корпуса во время сушки.

Галерея Женские образыБарыни, кормилицы, модницы, водоноски, няньки с младенц.

Галерея
Женские образы
Барыни, кормилицы, модницы, водоноски, няньки с младенцами на руках.
Фигурки статичные, с крупными головами, украшенными кокошниками или модными шляпками. Весь внешний вид выражает достоинство и величественность.

Галерея Мужские образыКавалеры. Они меньше по размеру и скромнее по внешнем.

Галерея
Мужские образы
Кавалеры.
Они меньше по размеру и скромнее по внешнему виду, чем женские персонажи. Как правило, изображаются верхом на животных.

Галерея Животные Первоначально игрушки имели формы тотемных животных: медведя.

Галерея
Животные
Первоначально игрушки имели формы тотемных животных: медведя, барана, оленя, козла. Но со временем в ассортименте появились и домашние питомцев.
Все животные имеют вскинутые головы и короткие широко расставленные устойчивые ножки. Часто они изображаются в ироничной форме: в ярких костюмах и с музыкальными инструментами.

Галерея Птицы Утки, индюки, петухи. Индюки и петухи изображаются с фигурными.

Галерея
Птицы
Утки, индюки, петухи.
Индюки и петухи изображаются с фигурными, ярко расписанными хвостами, утки - в оборчатых пышных пелеринах.

Галерея Композиции Группы из нескольких фигур, среди которых могут присутст.

Галерея
Композиции
Группы из нескольких фигур, среди которых могут присутствовать и люди, и животные.
Многофигурные композиции очень разнообразны, они изображают быт русских городов и деревень. Здесь и прогулки на лодках, и праздничные гулянья, и застолья, и многое другое.

Мы будем выполнять женский образ дымковской игрушки.

Мы будем выполнять женский образ дымковской игрушки.

Для работы нам понадобились: Обрезанная пластиковая бутылка; ненужная газет.

Для работы нам понадобились:
Обрезанная пластиковая бутылка;
ненужная газета;
детский пластилин;
гуашь;
кисточка;
клей ПВА

Набиваем заготовку отрезками газеты, для устойчивости будущей поделки.

Набиваем заготовку отрезками газеты, для устойчивости будущей поделки.

Берём пластилин и обклеиваем обрезанную пластиковую бутылку, «дно юбки» тоже.

Берём пластилин и обклеиваем обрезанную пластиковую бутылку, «дно юбки» тоже залепляем пластилином.


Затем лепим туловище, голову, руки , Кокошник и косы.

Затем лепим туловище, голову, руки , Кокошник и косы.

Смешиваем клей ПВА и белую гуашь.

Смешиваем клей ПВА и белую гуашь, после этого гуашь становится более прочной , хорошо ложиться, не обсыпается и держится долгие годы

Вот так ,сверху вниз, аккуратно, кистью, покрываем этим составом нашу фигуру

Вот так ,сверху вниз, аккуратно, кистью, покрываем этим составом нашу фигуру

Оставляем на несколько часов фигуру – даем ей хорошо высохнуть, а затем перей.

Оставляем на несколько часов фигуру – даем ей хорошо высохнуть, а затем перейдем к покраске.
Можно поразмышлять как будет выглядеть готовая игрушка, подготовить нужные краски.

Вот что у меня получилось.Дымковская игрушка приносит счастье в дом!

Вот что у меня получилось.
Дымковская игрушка приносит счастье в дом!

Дымковская игрушка: история промысла, технология создания Подготовили студентки группы 02021303 Шанина Е., Луханина Ю.

Дымковская игрушка – один из старейших художественных промыслов России. Он существует более 400 лет и до сих пор не утратил своей популярности. Наоборот, пользуется неизменным успехом и в нашей стране и далеко за ее пределами. Родиной промысла является город Киров, а точнее Дымковская слобода.

Легенда Однажды ночью встретились близ города два дружественных войска и, не узнав друг друга в темноте, вступили в бой. Много людей погибло в том случайном бою. С тех пор и пошла традиция каждую весну справлять тризну по погибшим. Со временем эта история забылась. Торжество, утратив свой трагический смысл, превратилось в массовые народные гулянья.

Возникновение промысла Постепенно сложились особые приемы лепки и росписи, что сделало местные игрушки узнаваемыми и востребованными. Игрушки более раннего периода были предельно просты по форме, потому что определяющим считался их сакральный смысл. Та дымковская игрушка, которая известна сегодня, отражает русский быт XIX века. Образы барынь и кавалеров, щеголяющих в пышных нарядах, появились в более позднее время.

Дымковский промысел в советский период В начале XX века дымковский промысел был практически утрачен. Осталась одна мастерица, хранившая традиции изготовления и росписи игрушек, – Мезрина А. А. Благодаря ей и художнику в начале 30-х годов промысел удалось возродить.

Образы и сюжеты Тип Состав Описание Женские образы Барыни, кормилицы, модницы, водоноски, няньки с младенцами на руках. Фигурки статичные, с крупными головами, украшенными кокошниками или модными шляпками. Мужские образы Кавалеры. Они меньше по размеру и скромнее по внешнему виду, чем женские персонажи. Как правило, изображаются верхом на животных. Животные Первоначально игрушки имели формы тотемных животных: медведя, барана, оленя. Но со временем появились и домашние питомцы. Имеют вскинутые головы и короткие широко расставленные ножки. Часто они изображаются в ироничной форме: в ярких костюмах и с музыкальными инструментами.

Тип Состав Описание Птицы Утки, индюки, петухи. Индюки и петухи изображаются с фигурными, ярко расписанными хвостами, утки - в оборчатых пышных пелеринах. Композиции Группы из нескольких фигур, среди которых могут присутствовать и люди, и животные. Многофигурные композиции очень разнообразны, они изображают быт русских городов и деревень. Здесь и прогулки на лодках, и праздничные гулянья, и застолья, и многое другое.

Особенности формы Все дымковские игрушки расширяются книзу: дамы за счет пышных юбок, кавалеры всегда верхом, животные имеют коротенькие и устойчивые ножки. Вылепить фигурки на тонких длинных ногах практически невозможно, ведь необходимо сделать так, чтобы они не оседали под тяжестью корпуса во время сушки.

Этапы изготовления дымковской игрушки Технология изготовления довольно проста. Делается дымковская игрушка поэтапно. Основные этапы: лепка, сушка и обжиг, побелка и роспись. Остановимся на каждом из них подробнее.

Лепка дымковских игрушек Лепят дымковские игрушки по частям. Сначала из промытой жирной глины, разбавленной песком, катают шарики разных размеров. Затем расплющивают до плоских лепешек, из которых делается корпус игрушки. К корпусу прикрепляются более мелкие детали. Места скрепления деталей обильно смачивают водой, затем заглаживают стыки влажной тряпкой.

Сушка и обжиг В среднем сушка занимает от 2-3 дней до 2-3 недель. После этого наступает время обжига. Игрушки накаляли докрасна, а затем оставляли остывать там же в печи. Сейчас для обжига используется электрическое оборудование, которое позволило сделать процесс менее трудоемким и опасным.

Побелка После обжига в печи игрушка становится красно-коричневой, поэтому перед нанесением узоров ее выбеливают. Для этого готовится специальный раствор из мелового порошка и молока. При скисании молока этот раствор затвердевает, образуя на поверхности игрушки равномерный казеиновый слой.

Роспись Цвета: синий, оранжевый, зеленый, коричневый, желтый, малиновый. Вместо кисточек в старые времена пользовались деревянными палочками с обмоткой из льняного лоскута. В краску добавляют сырое яйцо. Это позволяет сделать цвета более насыщенными и придает фигурке блеск.

Малиновой краской намечаются щеки и рот, черной рисуются дуги бровей и круглые глазки. Волосы окрашиваются преимущественно в темный цвет: черный или коричневый. Рубахи и головные уборы делаются однотонными, а юбки барынь и шкура животных покрывается орнаментом поверх белого цвета.

Орнамент Все игрушки украшены строгим орнаментом из геометрических фигур: круги, полосы, клетки, ромбы и зигзаги. Двух одинаковых игрушек найти невозможно. Несмотря на нарочитую простоту орнамента, он очень символичен. Волнистая линия ассоциируется с рекой или водой; клетки, образованные пересекающимися линиями, напоминают сруб дома или колодца, а окружность с точкой в центре – символ солнца и других небесных светил.

Изучение «дымки» на уроках ИЗО Во всех школах и детских садах России, студиях детского творчества изучается сегодня дымковская игрушка. История этого промысла тесно связана с историей нашей страны. Дымковская игрушка для школьников – это, прежде всего, изучение традиционных орнаментов. Дети приобщаются к культуре своей страны. Рисование дымковской игрушки или лепка фигурок в дымковском стиле – это увлекательно занятие, за которое ребята принимаются с большим энтузиазмом

Современное состояние промысла В 2010 году в центре был установлен памятник дымковской игрушке. Он представляет собой скульптурную группу под названием «Семья», которая включает барыню с младенцем на руках, кавалера, играющего на гармошке, ребенка и домашних питомцев.

В 2014 году на открытии Олимпиады в Сочи среди прочих достояний русского искусства была представлена и дымковская игрушка. Фото с церемонии напоминает, каким зрелищным и ярким было это представление.

Читайте также: