Лепка и роспись глиняных игрушек

Обновлено: 30.04.2024

Расписные узоры в Дымковской игрушке являются знаковыми, идут еще от язычества, выступают символами природы, стремящимися к красоте, правде и здоровой жизни и являются своеобразными оберегами. Традиционно роспись представляет собой сочетание кругов, зигзагов, прямых или волнистых линий, клетки и просто точки.

В росписи дымковских игрушек традиционно используются яркие цвета: синий, красный, оранжевый, желтый, голубой, зеленый и другие, и в очень небольшом количестве коричневый и черный.

При этом важно знать значение цвета. Зеленый цвет в народном представлении связан с понятием жизни, символизирует природу, землю, пашню, иначе говоря, жизнь простого крестьянина. Белый всегда был связан с понятием нравственной чистоты, правды, и добра. Красный цвет — согревающий, это символ огня, красоты, силы, славы и здоровья. Голубой — цвет небесной чистоты.

Материалы и инструменты:

- белила акриловые титановые;

- краска акриловая алого, голубого, оранжевого, желтого, зеленого, черного цветов;

- разбавитель для красок;

- кисти разные по толщине и по форме;

- влажное полотенце или тряпочка.

Итак, начнем расписывать петушка!

Обожженную и остывшую фигурку нужно сначала побелить. Мне нравятся акриловые краски, они не стираются. Можно расписывать темперными или гуашевыми красками, последние менее светоустойчивы. Для побелки лучше использовать белила титановые, они плотно ложатся в отличие от цинковых (эти более прозрачны и фигурка будет не такая белая).

Берем среднего размера кисть круглую или плоскую, начинаем наносить краску на поверхность игрушки, хорошо размазывая, но в некоторых плохо доступных местах приходиться подкрашивать тонкой кистью.

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 2 часть роспись, фото № 1

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 2 часть роспись, фото № 2

Можно начать расписывать с любой части. Я начну расписывать сначала крылья голубой краской. Кисть опять же можно взять плоскую или круглую средних размеров. Вот, что получается.

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 2 часть роспись, фото № 3

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 2 часть роспись, фото № 4

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 2 часть роспись, фото № 5

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 2 часть роспись, фото № 6

Затем гребешок и бородку — алым.

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 2 часть роспись, фото № 7

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 2 часть роспись, фото № 8

Перейдем к росписи хвоста. Такой желто-оранжевый цвет я получила путем смешения красок: в чисто желтый добавила немного оранжевой краски.

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 2 часть роспись, фото № 9

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 2 часть роспись, фото № 10

Так рисуем с обеих сторон хвоста.

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 2 часть роспись, фото № 11

Сразу красим клюв и на грудке круг в желтый цвет.

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 2 часть роспись, фото № 12

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 2 часть роспись, фото № 13

Оранжевым рисую небольшие кружочки вокруг большого желтого круга, сохраняя между ними небольшое расстояние.

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 2 часть роспись, фото № 14

Возвращаемся к хвосту и рисуем небольшие кружочки тем же голубым, что и крылья. С другой стороны аналогично.

Не забывайте тщательно мыть кисть после каждой смены краски, что бы цвета не смешивались и были яркими.

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 2 часть роспись, фото № 15

Затем оранжевым делаю маленькие точки на хвосте тонкой кистью вот так.

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 2 часть роспись, фото № 16

И этим же цветом кружочки над крылом. Оранжевым цветом сразу рисую на другой стороне все то же самое.

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 2 часть роспись, фото № 17

Теперь рисую сеточку алым цветом между крылом и кружочками самой тонкой кистью. Не забываем с другой стороны сделать такую же сеточку.

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 2 часть роспись, фото № 18

Далее рисуем глаза петушку с двух сторон. Делаю небольшой желтый кружок.

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 2 часть роспись, фото № 19

Потом черным цветом и самой тонкой кистью ставлю точку на желтом глазике и рисую верхнее веко,тут же черным — носик (кончик).

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 2 часть роспись, фото № 20

Теперь на клювике делаю вот такой перекрест и 2 точки спереди.

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 2 часть роспись, фото № 21

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 2 часть роспись, фото № 22

Сразу черным цветом закончу рисунок над крылом и на грудке. Аналогично с другой стороны.

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 2 часть роспись, фото № 23

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 2 часть роспись, фото № 24

Ставлю черную точку — тут будут сережки.

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 2 часть роспись, фото № 25

И сами сережки — алым цветом.

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 2 часть роспись, фото № 26

Опять возвращаюсь к хвосту и рисую волнистые линии алым на желтых полосках.

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 2 часть роспись, фото № 27

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 2 часть роспись, фото № 28

Подрисовываем нижнее веко тоже алым с обеих сторон.

Все элементы должны быть нанесены симметрично! Это основной принцип росписи.

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 2 часть роспись, фото № 29

Вот и петушок почти готов. Осталось раскрасить ступку.

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 2 часть роспись, фото № 30

Для росписи ступки я использовала травяной цвет. Получила его, смешав ярко зеленую краску с желтой и каплей черного цвета.

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 2 часть роспись, фото № 31

Любуемся! Но это еще не все.

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 2 часть роспись, фото № 32

Заключительным штрихом в декорировании является нанесение позолоты. Её применение вносит неповторимую отличительную особенность в дымковскую игрушку. Исконно применяли натуральное сусальное золото — тончайшие золотые пластинки в виде маленьких квадратиков или ромбиков. Я использовала обычную золотистую фольгу, приклеив ее на бородку, грудку и крылья.

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 2 часть роспись, фото № 33

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 2 часть роспись, фото № 34

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 2 часть роспись, фото № 35

Вот и готов наш петушок! Мне кажется, он получился немного хитрый.

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 2 часть роспись, фото № 36
Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 2 часть роспись, фото № 37

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 2 часть роспись, фото № 38

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 2 часть роспись, фото № 39

В компании с другими петухами. Так и до петушиного боя не далеко!

Ничего. Мои не дерутся, они добрые и веселые!

Лепка и роспись дымковской игрушки петушка. 2 часть роспись, фото № 40

Я указала время изготовления 7 дней, поясняю: сама лепка фигурки занимает у меня не много времени, потом постепенная сушка в естественных условиях 4-5 дней, затем обжиг в муфельной печи пол дня и на следующий день сама роспись. Если вы делаете обжиг в духовке или совсем его не делаете,то за 4-5 дней петух может быть уже готов.

Слепить и расписать такого петушка может не только взрослый, но и ребенок. Если вы попробовали это сделать сами или с ребенком, обязательно покажите, что получилось. Если возникли вопросы, спрашивайте, буду рада помочь.

Этот мастер-класс участвует в конкурсе Славянские мотивы 2017, если он вам понравился, нажимайте на оранжевую кнопку справа Нравится, тем самым, отдав свой голос. Комментарии приветствуются! А если вы хотите первыми узнавать о новых дымковских игрушках моего магазина, других новостях и мастер-классах, станьте подписчиком моего магазина, нажав на кнопку Добавить в круг. Всем рада!

Продуктивная деятельность. Роспись дымковских игрушек.

– продолжить детей знакомить с народными росписями декоративно-прикладного искусства («дымка»);

– упражнять в рисовании простых элементов дымковской росписи (прямая линия, точки-горошины);

– развивать мелкую моторику пальцев рук, эстетический вкус.

– учить видеть красоту, своеобразие в изделиях дымковских мастеров, развивать художественный вкус; учить детей согласовывать движения с речью; расширять и обогащать знания;

– упражнять в рисовании сложных элементов (волнистая линия, круги);

– развивать внимание, память, образное мышление, мелкую моторику пальцев рук;

– воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству, желание учиться рисовать дымковские узоры.

Предварительная работа: беседа с детьми об истории прохождения дымковских игрушек, рассматривание дымковских изделий, иллюстраций, рисование вне занятий.

• репродукции и образцы декоративно-прикладного искусства;

• аудио - или CD-записи веселой плясовой народной песни и художественного свиста;

• образцы рисунков-упражнений геометрического орнамента дымковской игрушки;

• различные глиняные игрушки;

• гуашь, палитра, кисти, стаканы с водой, салфетки.

Ход деятельности:

1. Введение в тему.

Воспитатель: Я сегодня получила письмо издалека, а прислала ее Марья-искусница. Хотите знать, что она пишет?

Воспитатель читает письмо, в котором Марья-искусница сообщает, что она немного заболела, и просит о помощи у ребят в росписи глиняных игрушек. Надо будет «оживить» фигурки, украшая их дымковской росписью. Для этого приглашает детей в страну мастеров.

В: За высокими горами, синими морями есть страна волшебных мастеров. Ребята, хотите попасть в эту страну?

В: Вот только найти туда дорогу нелегко. Для вас Марья-искусница прислала игру с заданием, и если вы, ребята, правильно его выполните, то мы найдем дорогу в страну волшебных мастеров.

Д/и «Найди лишний предмет» (карточки с изделиями народного промысла).

Дети выполняют задание.

В: А теперь отправляемся в страну мастеров. Давайте поедем на поезде.

Я буду паровоз, а вы – вагончики.

Вот поезд наш едет,

А в поезде нашем

Далеко, далеко ребят он увез.

-Мы приехали на станцию «Дымково».

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом,

Тут «Дымково» назвали…

– А кто знает, чем прославилось старинное русское село?

Д: игрушки.

В: Издавна люди занимались лепкой игрушек из глины.

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

Глиняные игрушки лепили и раскрашивали только женщины и дети. А между делом они отдыхали и играли в разные игры. Показывает детям дымковские игрушки и рассказывает о них.

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор.

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на козлятках.

А вы, ребята, хотите стать мастерами-художниками?

Марья-искусница приготовила вам силуэты бумажных игрушек. Поупражняемся на них рисовать дымковскую роспись. Однако давайте внимательно рассмотрим узор на игрушке.

II. Ознакомление с характером росписи игрушек.

– Дымковскую игрушку нельзя спутать с другими лепными народными игрушками благодаря ее колориту (цвету). Чем отличается она от других игрушек?

– Верно, это, прежде всего, снежной белизны фон, по которому написан простой узор геометрического характера: кружки, точки, полоски. Дымковские мастера наносят узор в свободной кистевой манере. Краски, каких цветов используют мастера для росписи игрушек?

Дети: красный, желтый, синий, зеленый…

Воспитатель: Да, они любят яркие и праздничные цвета на белом фоне.

III. Рассматривание разнообразия элементов геометрических узоров. Объяснение последовательности работы.

Ребята, вспомните, какие элементы дымковской росписи мы уже знаем. (Прямая линия, точки-горошины.)

Сегодня я вам покажу новые элементы дымковской росписи : волнистая линия, круги. Давайте их рассмотрим и попробуем нарисовать их на бумажных силуэтах.

Дети вместе с воспитателем выполняют задание.

Помните, Марья-искусница просила вас «оживить» игрушки? Так вот я вам сейчас раздам недоконченные работы мастера. А вы постарайтесь аккуратно их расписать. Росписи у вас будут разные. У кого вместо кисточки – ватные палочки, они будут украшать игрушки прямыми линиями и точками-горошками. Для этого намокнем палочку в краску и наносим на игрушку. А чтобы игрушка была красивая и веселая точки ставим через некоторое расстояние.

Ребята, у кого кисточки, мы будем украшать игрушки кружками и волнистыми линиями. Для этого мы светлой краской рисуем большой круг, затем смываем краску с кисточки, высушим салфеткой, и более темной краской в середине вставим тычку. Затем слева направо кончиком кисточки рисуем волнистые линии до середины кружка. И у нас получился красивый узор.

V. Самостоятельная работа детей – роспись дымковских игрушек.

– Сейчас в нашем городе Мастеров начинается работа. Поможем Мастеру докрасить изделия. Ну – ка за работу, чудо-мастера!

(Во время самостоятельной работы звучит русская народная музыка).

Пока ваши работы сохнут, поиграем в игру «Конь» (физкульминутка) :

Конь меня в дорогу ждет,

Бьет копытом у ворот.

На ветру играет гривой,

Пышной, сказочно красивой.

Быстро на седло вскачу,

Не поеду – полечу.

Цок, цок, цок, цок,

Цок, цок, цок, цок,

Там, за дальнею рекой,

Помашу тебе рукой!

Руки за спиной «в замок», поочередное поднимание ног, согнутых в колене, покачивания головой, подскоки на месте.

VI. Подведение итогов.

Выставка работ: на столах. Вопросы для анализа:

– Как вы думаете, ребята, «ожили» наши игрушки?

– Какие элементы росписи мы использовали?

–Понравится ли наш подарок Мухе-Цокотухе?

Копыта с оборкой,

На спине Егорка.

-Индя – индя - индючок,

Ты похож на сундучок,

Сундучок не простой,

Красный, белый, золотой. (А. Дьяков.)

За лошадками – козел, тут и олень на стол!

Друг за дружкой петух, утка и индюк,

А за ними в свой черед – кукол пестрый хоровод.

Пестрые, яркие, славные подарки!

В: Пора нам в путь. Все сели на поезд. Понравилось вам наше путешествие в страну мастеров? Вот и закончилось наше путешествие. А теперь, детвора, к Мухе нам в гости спешить пора.

Дополнительная программа кружковой работы по реабилитации несовершеннолетних «Удивительный мир игрушек. Игрушки из помпонов» Пояснительная записка Общество, в котором развивается и воспитывается ребенок, выдвигает перед подрастающим поколением свои требования.

Комплексно-тематическое занятие по рисованию в средней группе «Роспись новогодних елочных игрушек» Тема. “ Роспись новогодних елочных игрушек “ Программное содержание. - Вызвать интерес к украшению елочных игрушек - силуэтов. -Продолжать.

Конспект интегрированного занятия «Путешествие в Дымково» (старшая группа)

Конспект интегрированного занятия «Путешествие в Дымково» (старшая группа) Цель: Ознакомление с жизнью и бытом русского народа, развитие основ художественной культуры ребёнка через народное декоративно-прикладное.

Конспект открытого занятия по развитию речи в первой младшей группе «Веселые игрушки» Интеграция областей: «Речевое развитие», «Музыкальное развитие», «Познавательное развитие» .Средства: • наглядные – игрушки, музыкальные.

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе «Роспись дымковской игрушки» Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе «Роспись дымковской игрушки» Интеграция образовательных областей:.

Развитие познавательных процессов с использованием глиняных игрушек для песочной терапии и сказкотерапии Период дошкольного детства самый благоприятный период для развития психических функций, социально-значимых качеств ребенка, именно в это.

Технологическая карта «Роспись петушка по мотивам дымковской игрушки» старшая группа (5–6 лет) ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непрерывной непосредственно образовательной деятельности с детьми Воспитатель: Возмищева Т. С.

Эти яркие радостные игрушки вряд ли оставят равнодушным вашего ребенка. Барышни в пышных нарядах, румяные кавалеры на конях, козлах и даже петухах, индюки с узорчатыми хвостами, достойными павлинов. Кажется, эти персонажи вышли из русских народных сказок. Как слепить дымковскую игрушку из пластилина? Чтобы узнать это, перенесемся в красочный, задорный мир вятских мастериц.

дымковская игрушка из пластилина

Путешествие в Дымково

Прежде чем узнать, как сделать дымковскую игрушку из пластилина, познакомимся с ее историей. Изготавливать расписные изделия мастерицы начали в 15-м веке. Родиной игрушки стала Дымковская слобода, которая находилась под Вяткой. В настоящее время на этом месте стоит город Киров.

Первоначально игрушки изготавливали для весеннего праздника Свистопляска. Он был посвящен пробуждению природы от долгой зимней спячки. Женщины мастерили из глины веселые расписные свистульки, которые продавали на ярмарках. Считалось, что сказочные игрушки могут защитить дом от бед. Поэтому ими украшали жилища. На зиму свистульки ставили между двойными окнами.

Традиции изготовления дымковской игрушки бережно хранятся до сих пор. В Кирове действует объединение мастеров, которые продолжают создавать вручную уникальные изделия.

Секреты изготовления

Детям проще сделать дымковскую игрушку из пластилина. Но настоящие мастера берут для работы местную красную глину, смешивая ее с речным песком. Все части фигурок лепятся отдельно, а потом соединяются. Стыки сглаживаются, при этом используется жидкая глина.

дымковская игрушка из пластилина поэтапно

Полученные игрушки сперва подсушиваются на воздухе, а затем обжигаются в горячей печи. Поверхность белят. В старину для этого брали мел и разводили в молоке. Краски делались из куриных яиц, смешанных с квасом. Узоры наносили пером. Они были просты: круги, точки, волнистые линии, зигзаги. Причем каждый элемент имел свое значение. Круг символизировал солнце. Точками изображались человеческие следы. Волнистая линия напоминала о воде, перекрещенные полоски обозначали колодец.

Цвета использовались яркие, праздничные. Чтобы придать готовым игрушкам блеск, их покрывали взбитым яичным белком.

Сказочный конь

Научимся делать дымковскую игрушку из пластилина поэтапно. Изготовим вместе с ребенком коня. Для работы можно использовать остатки пластилина любых цветов. Действуйте по инструкции:

  1. Мысленно разделите будущую игрушку на отдельные детали: туловище, ноги, голову, уши, хвост, гриву.
  2. Туловище лепим из самого большого куска пластилина, придавая ему овальную форму.
  3. Ноги можно сделать отдельно в виде конусов, расширяющихся кверху. А можно слепить их из того же куска пластилина. Для этого его с обоих сторон стеком разрезаем пополам, чтобы вышли четыре конечности. Округляем их, примазываем и загибаем вниз.
  4. Голову с шеей лепим из загнутой колбаски. Примазываем к туловищу, утончаем мордочку.
  5. Делаем ушки конической формы.
  6. Для гривы нужны два переплетенных жгутика, которые крепят по шее между ушками.
  7. Хвост делается из таких же заплетенных в косичку жгутиков. Их соединяют в замкнутое кольцо и прикрепляют к туловищу.

как сделать дымковскую игрушку из пластилина

Беремся за краски

Когда дымковская игрушка из пластилина готова, ее покрывают белой гуашью, разведенной пополам обычным клеем ПВА. Изделию необходимо просохнуть. Если требуется, наносят несколько слоев. Теперь можно приступать к раскрашиванию. Для этих целей берут гуашь или акрил.

Для дымковской игрушки используются самые яркие цвета: красный, желтый, золотой, зеленый, синий, малиновый. Элементы узоров простые: круги, разноцветные полоски, ромбики, кольца, точки. Предложите ребенку сначала изобразить орнамент на бумаге. Так он сможет потренироваться и увидеть со стороны, как сочетаются цвета.

Расписанного коня покройте лаком. Это закрепит краски и придаст игрушке дополнительный блеск.

Барыня из пластиковой бутылки

Для лепки дымковской игрушки из пластилина, выполняемой вместе с детьми, используются вспомогательные материалы. Смастерить нарядную барыню намного проще, если в качестве основы взять верхнюю часть пластиковой бутылки вместе с крышкой. Облепливаем ее пластилином. У нас получается туловище с пышной юбкой.

лепка дымковской игрушки из пластилина

Отдельно лепится круглая голова. Нос обозначается небольшой выпуклостью. Кокошник прикрепляется сверху. Руки изготавливаются из колбасок. Все детали надежно прикрепляются к бутылке. Стыки разглаживаются, чтобы получилась ровная поверхность.

Коса - обязательный атрибут русской красавицы. Для нее нужны два узких жгутика, переплетенных друг с другом. Часть косы укладывается перед кокошником. Остальные волосы убираются на затылке в прическу "шишка". При желании вы можете слепить городскую барышню. Вместо кокошника на голову ей надевается шляпка. Ее основа - расплющенный "блинчик" из пластилина. Сверху для украшения можно прилепить цветок или интересную оборку.

Добавляем детали

Чтобы дымковская игрушка из пластилина выглядела как настоящая, уделим внимание мелочам. Большую правдоподобность барыне придадут оборки, которыми можно украсить не только шляпку, но и края платья. Также с их помощью можно обозначить фартук, выступающий на юбке, или пелеринку на плечах.

как слепить дымковскую игрушку из пластилина

Для начала раскатаем жгутик. Простукивая его ребром ладони, получаем ленточку. Осталось сложить ее по принципу гармошки, получив несколько одинаковых сегментов.

В руки барыне можно вложить небольшое животное (курочку, собаку, кошку). Некоторые дымковские барышни держат детей. Когда изделие готово, его белят и раскрашивают.

Делая дымковскую игрушку из пластилина, дети развивают мелкую моторику, фантазию, художественный вкус, а также знакомятся с традициями родной страны. Пусть в вашем доме поселятся многоцветные фигурки, несущие с собой радость и отличное настроение.

filimonovskaya-rospis

Современная мода – это скорость, быстрая сменяемость и мощная эксплуатация мотивов прошлого. Совсем другое дело искусство, протяженностью в столетия: концептуальное, самобытное, хрупкое. Пример такого творчества – филимоновская роспись. Об исторической подоплеке промысла, о самых интересных технических моментах росписи и об уникальности местной игрушки читайте далее.

История ремесла

В Тульской области, в Одоевском районе началась история одного промысла – в селе Филимоново мастерицы стали делать игрушки с интересной фактурой и необычной росписью. Гончарное дело развивалось в Филимоново веками, а все благодаря жирной, очень пластичной глине. Природный ее цвет темно-синий, отчего местные называли ее «синькой». После обжига глина становилась белой или чуть розоватой. Мужчины делали посуду, а женщины – игрушки-свистульки.

Согласно одной легенде в селе появился беглый преступник Филимон: он и научил местных делать глиняные фигурки. Он был первым или нет, узнать точно нельзя, но очевидно, что в середине 19-ого столетия здесь начали делать глиняные игрушки. Промыслом занималась вся семья: у мужчин ловко получалась посуда, жены и невестки помогали им, а девочки и бабушки «специализировались» на лепке и росписи игрушек.

filimonovskaya-igrushka-raskraska

Возникновение промысла в 19 веке – это, скорее, не его начало, а новый виток, пик популярности. По сведениям ученых филимоновский промысел насчитывает не меньше семи столетий. И сегодня петушок, коник, барыня, собачка в данном художественном направлении легко узнаваемы: вытянутые фигурки с ярким, геометрически ориентированным узором ни с чем не спутать. Разве что схожи с ними игрушки, представляющие дымковский промысел.

Филимоновская роспись

Одоевские мастерицы подарили художественной культуре страны вытянутые, тонкие игрушки с изящными формами. Во время сушки местная глина могла трескаться, ломаться, потому мастерицы разглаживали и выравнивали работы мокрыми руками. От этого изделия и вытягивались, становились немного непропорциональными. Но такой нюанс стал брендом, и сегодня описание росписи филимоновской игрушки невозможно без акцента на непривычной форме изделия.

Особенности техники росписи

Грунтовать игрушку не приходилось, ведь при обжиге глина давала ровный цвет.

Мастера использовали анилиновые краски ярких, выразительных цветов. Колористика не самая широкая – красный, желтый да зеленый. Но при этом рисование тройкой цветов (плюс/минус оттенки) в итоге давало пеструю, веселую картинку.

Учиться технике изображения элементов филимоновской росписи можно с малых лет: краски художник наносит последовательно, никогда их не смешивает. Пока не высохнет элемент одного цвета, мастер не перейдет к другому.

  • желтый – это солнце, сама жизнь и свет всего мироздания;
  • зеленый цвет означает молодость, возрождение жизни;
  • красный – символизирует землю и огонь, сакральные понятия для человека.

Художницы старались изображать игрушки столь яркими и пестрыми, словно хотели говорить ими о счастье жить, об изначальной установке человека проживать судьбу в радости и благодарности миру.

Образцы, сюжеты, символизм

В основном мастерицы изображали людей, животных, птиц и небольшие композиции.

svistulka

Типы расписных игрушек:

  • Люди. Барыни и кавалеры всегда с готовой историей: у первых в руках дети или птицы, у мужчин – музыкальные инструменты (часто кавалер представал верхом на лошади). Деталей мало, голова сочленена с шеей, на персонаже – яркий головной убор.
  • Животные. Преимущественно это домашний скот – бараны, коровы, лошади. Все животные с вытянутыми фигурами, тонкошеие, часто отличить зверей друг от друга можно только по форме рогов.
  • Птицы. Также преимущественно домашние – утка, петух, курица, павлин. Шеи у них длинные, конусообразные, головки маленькие.
  • Композиции. Изображались мастерами сюжеты свидания, чаепития, карусели. Чаще это были сцены повседневности, простой жизни. Но встречались и знаковые композиции – например, Георгий со змеей.

Практически все игрушки – свистульки. Музыкальным даром «обделены» только индюки и петухи.

Традиционные узоры и элементы росписи филимоновской игрушки

Элементам росписи филимоновской игрушки присуща символичность, в этом смысле она совпадает с другими народными промыслами России.

ehlementy-rozpisi

Орнаменты просты и незатейливы, но при этом узоры глубоко символичны. Их корни, как несложно догадаться, в язычестве – в искусстве язычество особенно долго сопутствовало христианству.

  • круги с лучами, кольцевые орнаменты с треугольничками – это символы солнца, добра, радости, благоденствия;
  • схематичные веточки и елочки в филимоновой (как еще могут именовать роспись) означают древо жизни, т.е. связь поколений и неустанное развитие.

Птица означала счастье, добрые вести, конь – это богатство, барыня отождествлялась с берегиней и хранительницей очага, всадник – это защитник или землепашец.

Животных традиционно расписывали яркими разноцветными полосочками. Солнышки и растительный орнамент преобладали в росписи, работы часто ассоциировали с детским стилем, но в этой наивности и простоте их прелесть.
Филимоновский промысел в наше время

Филимоновский промысел в наше время

В Тульской области, в поселке Одоеве десять лет назад открылся музей Филимоновской игрушки. Шесть лет назад здесь же стартовал творческий проект – фестиваль гончарного искусства и глиняной игрушки. С каждым годом «Сказки деда Филимона» собирают все больше участников. Да и музей привлекает новых туристов: а посмотреть есть на что, аутентичных игрушек, созданных руками мастеров из разных стран мира в экспозиции больше 2000!

Удивительно, что многовековая история промысла, что прославившая Филимоново роспись удостоилась музея только в 2009 году. Но благодаря музею и фестивалю самобытное народное творчество живет и развивается, находит новых почитателей, а также получается новые способы отображения. Узнаваемые элементы, цвета, орнаменты появляются уже не только на глиняных игрушках, но и в принтах канцелярской продукции, тканей и т.д.

Стоящая в одном ряду с дымковской, богородской, каргопольской игрушкой, филимоновская – это не только промысел предков, а одухотворенная культура русского народа. Она запечатлела быт, верования, традиции народа. Потому глиняные свистульки часто становятся домашним оберегом, талисманом, хранителем семейного благополучия – в маленькой игрушке так много любви, примиряющей простоты и лаконичной творческой осмысленности.

Дымковская игрушка из пластилина

В старину дымковские игрушки были популярным украшением практически каждого дома. Они изготавливались из глины и расписывались различными яркими красками. Данные изделия создают и в наши дни. Сегодня мы разберем, как можно их изготовить своими руками, что для этого понадобится.


Особенности

В настоящее время дымковские игрушки чаще всего производятся уже не из глины, а из пластилина. Они могут быть выполнены в форме свистульки, детской погремушки либо просто в виде декоративных статуэток для дома.

Мастера, которые остались полностью верны старинным традициям, создают, как правило, различные фигурки птиц, животных, барышень, а иногда и мужчин. Но можно встретить и более сложные композиции, в том числе и людей, сидящих верхом на конях, женщин, которые держат в руках каравай.


При формировании данных игрушек используются простой узор и небольшое количество цветов при росписи. Следует помнить, что при традиционном производстве фон обязательно оставляют белым, но в настоящее время очень часто можно увидеть дымковские игрушки, которые раскрашиваются в различные цвета.

Все орнаменты, которые изображаются на поверхности статуэтки, представляют собой гладкую роспись, которая сочетается с геометрическими мелкими рисунками.

Из-за простой технологии изготовления данная игрушка достаточно часто используется для детского творчества. Занятие лепкой позволяют развивать мелкую моторику рук у детей, а роспись помогает формировать эстетический вкус.

Среди одиночных пластилиновых статуэток нередко можно увидеть целые тематические композиции, которые демонстрируют сцены быта либо сюжеты народных сказок.


Инструменты и материалы

Перед тем как приступить к изготовлению данной статуэтки, следует подготовить все необходимое для этого:

Читайте также: