Лепные игрушки из глины

Обновлено: 18.05.2024

Керамика связана с историей человека с древних времен. Именно по предметам из глины и их фрагментам дошла до нас история жизни древних народов. Да и сами первые люди, согласно мифам о сотворении мира, были созданы Богом по образу и подобию своему из глины.
Самое интересное, что многие способы создания керамических изделий сохранились с незапамятных времен и претерпели не самые кардинальные изменения. Конечно, современные керамисты, в дополнение к традиционным способам создания керамических работ, открывают новые техники лепки, стремятся к использованию новых материалов и способов декорирования. Мир керамики удивительно разнообразен, богат различными техниками и открытиями. Это дает учителю возможность обучить детей множеству способов лепки, разным подходам к форме, к декорированию, научить чувствовать материал. Знание свойств глины, большого количества приемов лепки, как объемных, так и плоскостных вариантов создания работы, предоставляет каждому ученику одинаково высокий шанс для реализации его творческих возможностей, создаются условия для максимального развития детей с разными способностями.
Данное пособие по художественной керамике является результатом обобщения работы автора на протяжении многих лет с детьми ремесленно-художественного отделения ДШИ №2.
Составная часть образовательного процесса на отделении – керамика, взаимосвязана с историей народных промыслов, историей изобразительного искусства, композицией, рисунком, живописью.
Срок обучения в школе – 3 года. Возраст детей от 9 до 16 лет. Группы обучающихся – разновозрастные.

Цель моей работы с детьми: развить в детях способности к творческому восприятию и мышлению.

  • Создать условия для самовыражения учащихся, развить их воображение и фантазию;
  • Научить практической работе с фактурами;
  • Закрепить приёмы стилизации и трансформации образа.
  • Создать условия для развития импровизации в ходе выполнения практической работы
  • Развить способности применять полученные знания в любой практической работе;

Одним из важнейших разделов при обучении керамике в нашей школе, является обучение созданию пустотелой скульптуры. На протяжении учебы, дети осваивают следующие способы создания пустотелой скульптуры:

1. Лепка из жгутов. Один из самых старых способов создания сосудов и пустотелой скульптуры. Дети знакомятся с ним еще в дошкольном возрасте. Образ лепится из заранее подготовленных жгутов и лент. Жгуты накладываются один на другой по спирали. Каждый следующий жгут кладут на внешний край предыдущего. Полученные стенки разглаживают как изнутри, так и снаружи стекой. Способ универсальный, т.к. позволяет легко сужать и расширять фигуру в необходимых местах, может быть использован при изготовлении любой формы.

2. Лепка из пустотелого шара. Это также, один из первых способов, использованных человеком для создания некрупных изделий. Способ заключается в следующем: небольшой кусок глины делится на 2 части, из которых формируются шарики. По центру шара большим пальцем делается углубление почти до самого дна, остальные пальцы лежат на внешней стороне шара. Постепенным пошаговым движением по кругу формы раздвигаем боковые стенки. Два готовых полушария тщательно склеиваются шликером. Образ дополняется необходимыми деталями ( голова, руки, ноги и т.д.). При обучении этому способу дети получают знания по стилизации образа.

3. Лепка из куска с последующей выборкой глины. Данный способ предполагает создание законченного образа из достаточно крупного куска. Затем фигура разрезается металлической струной на 2-3 части. Петлеобразной стекой вынимаются излишки глины изнутри, и облегченные части фигуры склеиваются шликером (жидкой глиной).

4. Лепка из пласта. Данный способ является одним из наиболее популярных способов изготовления художественной керамики в настоящем времени. Из раскатанного пласта ребенок формирует либо готовый образ, либо его детали. Освоение этого способа способствует раскрепощению ребенка, полету фантазии, отходу его от реального представления образа к стилизованному. Развивает образно-ассоциативное мышление, учит думать и выражать свои мысли в характерной только для этого человека форме.

5. Лепка по матрице. При данном способе используются приспособления в виде небольшого шара, овала, пластиковой чаши, любой несложной формы. Может использоваться как внутренняя, так и наружная часть формы. Форма покрывается сначала пленкой (чтобы глина не прилипла к форме), затем на нее размещают раскатанный пласт, который повторяет необходимую форму. Излишки глины отрезаются. Данный способ используется в разделе «Конструирование». Очень хорош для развития пространственного, объемного мышления и логики.

6. Лепка из фактурных пластов (фактурных налепов). Сравнительно молодой и достаточно востребованный сейчас способ лепки. Способ предоставляет большие возможности для создания стилизованных образов, предполагает полет мысли, фантазии ребенка, требует особого подхода к формообразованию. К преимуществам и отличительным чертам способа относятся:

а) огромные возможности для фантазии и импровизации;
б) большая степень обобщения образа;
в) сравнительная быстрота исполнения;
г) прекрасные возможности для декорирования;
д) легкость изделия по массе;
е) эффектность работы;
ж) достаточно широкий спектр приложения (скульптура, сосуды, декоративные тарелки, панно).

Данную работу я хочу посвятить знакомству именно с этим способом лепки, раскрыть особенности создания художественного образа и технические приемы работы данным способом. Начать знакомство со способом лепки из фактурных пластов предлагаю с лепки животного.

Создание образа.

Лепка изделий способом «из фактурных пластов» ориентирована на разный возраст , разную степень подготовленности ребят, но, тем не менее, все дети должны иметь определенные навыки и умения, владеть основными примами лепки, уметь держать объем. В частности, при обучении в нашей школе дети сначала осваивают все вышеперечисленные способы создания пустотелой скульптуры. У них есть опыт работы с фактурами . Имеют представление о декорировании изделий, штампами, контррельефом, налепами, росписью.

1. Создание эскиза

Для того, чтобы слепить животное в данной технике, нам, прежде всего, необходимо создать ряд эскизов и зарисовок, т.к. удачный эскиз– решение половины поставленных задач. Ребятам объясняется, что данная техника невозможна для лепки реалистичного животного. Предлагается создать стилизованный образ животного. Для начала им необходимо выбрать объект стилизации, изучить форму, фактуру и даже характер животного. Обнаружив характерные черты животного, ребенок должен удалить в процессе стилизации все несущественное. Например: при лепке жирафа, достаточно сделать очень длинную шею и характерный декор, для барана самыми значимыми будут рога. Излишнее насыщение деталями будет мешать цельности образа, усложнять его общее восприятие. Самый оптимальный вариант – одновременное присутствие условностей изображения и узнаваемости образа.

  • утрировать природную форму, доводя ее до максимальной остроты (предельно округлить тело мышки или активно вытянуть шею жирафа);
  • изменять соотношение пропорций, увеличивать в размере наиболее важные детали;
  • допускать разные условности: отсутствие конечностей, преломление формы и т. д.

Важно одно: все используемые приемы должны работать на выявление идеи и лучшее раскрытие замысла.
При лепке животного способом «из фактурных налепов» могу предложить взять за основу туловища округлую форму, либо шар, либо овал



2. Практическая работа над образом

1. Подготовка к работе

Для создания задуманного образа нам необходимо приготовить: глину, 2 влажные тряпки, фактурные ткани, скалку, стеки, шликер. Можно использовать любые сорта глин средней жирности. Причем глина должна быть хорошо очищена, тщательно промята, не должна прилипать к рукам. Шликер приготовим заранее. Для этого возьмем небольшой кусок глины, размешаем его с водой до однородного сметанообразного состояния, 2-3 раза пропустим через сито.

2. Лепка животного

1) Заготавливаем пласты с фактурной поверхностью, не менее 4-5 видов. Раскатываем пласт, расположив глину на ткани, накрыв ее сначала также тканью. Снимаем верхнюю ткань, накрываем пласт фактурной тканью, прокатываем еще раз заготовку. Толщина заготовок должна быть 5-7 мм. Небольшие пласты можно раскатывать на бумаге. Инструмент для раскатывания – обычная скалка



2) Раскатываем еще один пласт толщиной 10 мм. Это заготовка для донышка, основания скульптуры.



3) Вырезаем из него круг, проделываем в середине небольшое отверстие. Небольшое отверстие необходимо для того, чтобы выходящие при обжиге газы не разорвали работу.



4) Отрывая от фактурных пластов небольшие кусочки, начинаем формировать нижние конечности животного, пока это просто лента высотой от 50 до120мм высотой. Высота конечностей зависит от задуманного образа, у жирафа она будет, естественно, выше, чем у барана. Кусочки наклеиваются немного внахлест, перемежаются разными фактурами, места приклеивания смазываются шликером. По окончании этой процедуры вы можете, при желании, наметить ноги. Для этого необходимо в переднезадней и боковых сторонах ленты, по середине, немного прогнуть пальцем нашу заготовку внутрь.







5) После набора необходимой высоты конечностей, приступаем к формированию шарообразного туловища. Придерживаем место присоединения туловища одной рукой, второй приклеиваем изнутри фактурный кусок и отгибаем его наружу. Формируем шар (овал), оставив незакрытой только место, где у животного начинается шея. Следите за тем, чтобы между фактурами не было зазоров, промежутков, так как это не придаст прочности вашей работе. Также будьте внимательны к толщине ваших пластов. Если они разнятся по толщине, то постарайтесь использовать более толстые при лепке конечностей и нижней части туловища. В противном случае конструкция может просто обрушиться под собственной тяжестью.










7) Склеиваем из 4-5 фактурных кусков небольшой лоскутный пласт. Сворачиваем его в кулек, склеиваем по шву. Получилась голова животного, которую мы приклеиваем шликером на намеченное место.







8) Осталось приклеить на шликер небольшие треугольники – уши и из двух шариков сделать глаза. Из полоски глины смоделируйте гриву и хвост. Их лучше приклеить с помощью стеки.









Наша лошадка готова. Бережно перенесите ее в место сушки.



Необходимо помнить при создании работы об усадке при сушке и обжиге, которая, в зависимости от вида глины может составлять от 3 до 10%.

3. Сушка работы

Это очень ответственный момент. Сушить изделия необходимо в специально отведенном месте, недоступном для сквозняков. Нельзя ставить влажные изделия возле батарей парового отопления. Изделие должно сохнуть медленно, постепенно. Быстрая сушка ведет к возникновению напряжения внутри глины между быстро высохшими и давшими усадку тонкими деталями и еще влажными. Это может привести к деформации, появлению трещин и разрывов. Поэтому сушить изделие первые два-три дня желательно под тряпкой, газетами или полиэтиленовой пленкой.

4. Обжиг работ

Очень важная и последняя стадия работы над керамическим изделием. Обжигают работы в горнах, русских, муфельных, газовых и электрических печах. В нашей школе электрические печи с датчиком и регулятором температуры.
Керамические изделия, выполненные способом лепки из фактур, подвергают обжигу дважды.
Первый обжиг (утильный, бисквитный) производится после окончательной просушки работ, для получения прочного черепка. Второй (политой) – для закрепления на нем глазурей (полив) и разных цветовых покрытий. Температура утильного обжига доводится обычно до 800-900 °С, политого – до 1000-1100 °С.
Качество обжига зависит от того, как поместить работы в печи. Располагать их надо аккуратно, друг над другом, используя при необходимости подставки (из той же глины) и опоры. Более тяжелые изделия размещаются внизу, более легкие – наверху. Между изделиями должно быть свободное пространство, по которому будут циркулировать разогретые газы.

Сырые изделия могут прикасаться друг к другу, глазурованные не должны соприкасаться, чтобы при плавлении глазурей не произошло их спекание.

Во избежание пережога, работы должны находиться на расстоянии 2-3 см от нагревательных элементов.

Температура в печи до 400 °С должна повышаться очень медленно, так как черепок теряет физически связанную воду и дает значительную усадку. После этого можно немного ускорить процесс до 600 °С и выдержать в этом состоянии около часа, чтобы стенки изделий не разрушились. Далее температура повышается до желаемой, причем, от 800 до 900 °С обжиг снова должен идти медленно. По достижении необходимой температуры печь можно выключить и дать ей остыть до комнатной температуры.

5. Декорирование изделия

Как уже отмечалось выше, работа будет декорироваться после первого (утильного) обжига. Наиболее эффектными способами декорирования керамики, выполненными в этой технике, будут: холодный способ – втирание акриловых красок в фактурные трещинки (он не требует второго обжига), и способ, требующий повторного обжига – фроттаж. Это втирание в фактурные углубления а) глазурей; б) пигментов; в) оксидов металлов. Мне он представляется более интересным, так как этот способ декорирования позволяет добиться убедительного эффекта «старения», возможны непредвиденные и весьма впечатляющие эффекты после второго обжига. Справедливости ради, необходимо отметить, что холодный способ декорирования более прост, дешев, быстр и нагляден в исполнении.












Заключение

Это пособие можно взять за основу в работе керамистам, руководителям кружков и студий, преподавателям школ искусств, любителям, которые только собираются осваивать данную технику. Возможен вариант использования его как руководства к действию в предложенном виде и вариант развития его, исходя из собственного опыта, видения и условий работы.

Глиняные игрушки

Глиняная игрушка – это проявление особенностей национального народного творчества на протяжении нескольких веков. Изделия из глины пользовались особым успехом у людей независимо от пола, возраста и статуса. Мастерами воссоздавались реальные или воображаемые предметы и образы, которые предназначались для умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания ребёнка, являлись частью интерьера, украшением дома. Игрушки демонстрировали историческую сущность народов на протяжении нескольких столетий.

Описание игрушки

Всё, разнообразие красок, формы, украшений, неповторимость в исполнении, способ лепки, неординарность образа можно наблюдать на примере Дымковской, Каргопольской, Филимоновской, Абашевской, Хлудневской, Романовской игрушки и керамики Скопина. Поколения за поколениями мастеров-ремесленников и художников создают образцы глиняных изделий, придерживаясь многолетних традиций народа и пользующие популярностью вот уже не одно столетие.

Дымковская глиняная игрушка образовалась в 15-м столетии недалеко от города Вятка в слободе Дымково. Игрушки изготовлялись и расписывались только руками, поэтому среди них не найдёшь одинаковых и похожих друг на друга фигурок. Для нанесения орнамента использовали специальная смесь, в составе которой было яйцо, уксус и сухой анилиновый краситель. Главными элементами росписи являлись геометрические фигуры. Для создания узоров обычно использовалось яркие цвета и позолота. Формой Дымковской игрушки являются полые внутри фигурки изображающие животных, птичек, девиц и кавалеров. В давние времена готовые игрушки покрывали молочно-меловой смесью и уже, потом наносили краски. В современном мире мастера Дымковской игрушки предпочитают, используют для росписи краску на водной основе (гуашь), с добавлением яичного продукта или темперные краски. Вятская игрушка вот уже много лет считается народным искусством, отличительной чертой которого является яркость, красочность и индивидуальность.

Каргопольская игрушка появилась в г. Каргополь Архангельской обл. и была практически полностью утрачена. Благодаря мастерице-игрушечнице У.И. Бабкиной сохранились некоторые образцы. Она смогла воссоздать утраченный вид промысла и создать архаичную внешность, стилистику, типаж и методы росписи игрушки. Многочисленные фигурки (Берегиня, Полка, Бобка) и сюжетно-тематические композиции дошли до наших дней, и являются украшением музея народного творчества.

Филимоновская игрушка относится к середине 16 века. Промысел появился среди мастеров гончарного дела, проживающих в Тульской области. Лепкой игрушек занимались в основном женская половина населения и ребятня, используя местную пластичную глину. Со временем данное производство пришло в убыток и одни из последних мастериц проживали в деревне Филимоново. Одиночные и многофигурные композиции пользовались огромным спросом и покупались населением для эстетического удовольствия. Существовало более 50-и образцов филимоновской игрушки, среде них были фигурки людей и животных, целые тематические сюжеты. По своей стилистики фигурки имели вытянутые пропорции, были расписаны орнаментом, состоящим из геометрических фигур, в качестве красителей использовали синтетические краски.

Абашевская игрушка родом из села Абашево. В связи с тем, что большинство населения являлись староверами, то и игрушки носили в основном религиозные мотивы, например, оленьс необычными рогами олицетворяющие «дорогу к всевышнему». В середине 19 века изготовлением игрушки занялись мастера в одном их районов Пензенской области. Игрушки делались умельцами, каждый из которых придерживался истории, но и сам придумывал свои уникальные сувениры. Начиная с 30-х гг. изделия стали раскрашивать маслянистыми красителями, а сверху добавляли бронзовые или серебряные элементы. Хлудневская игрушка – это гончарный промысел, который начал своё существование в Калужской области, в деревне Хлуднево. Начиная с 16 века мастера, используя глину этих мест, лепили музыкально-шумовые инструменты и различные фигурки. Одна придуманная мастерицей фигурка могла содержать целую историю, и чтобы её узнать обладатель сувенира должен был повертеть игрушку и раскрыть скрытый замысел мастера. Ещё одной визитной карточкой Хлудневского гончарного промысла является «мокрый соловей» – это сосуд со свистком, звук из которого можно извлечь только налив в него воду. На сегодняшний день такие свистки делают в форме птичек.

В Липецкой области в селе Романово-Городище, где проживали бояре Романовы со своими крестьянами, возникло гончарное производство, где из глины местной добычи создавались цветная посуда, «романушки» (свистульки), и более 40 сюжетных Романовских игрушек, среди которых: летящие птицы, тройки лошадей, наездники, животные, люди и многое другое. Керамика Скопина – это изделия из глины и керамики, представленные в виде скульптур или игрушек. Появление промысла в 19 веке в Рязанской области в городе Скопине, связано с обнаружением залежей глины. Ещё во времена Древнерусского государства появились декоротивно-бытовая посуда и фигурки, отличающиеся своей простотой. Это были герои русских сказок в первую очередь драконы, и хищной птицы скопа.

Как играть?

В давние времена глиняные игрушки в форме фигурок использовали в качестве предметов для проведения ритуальных обрядов, связанных с сельскохозяйственным календарём. Известно, что например, свистулька выполняла функции оберега, и исходящий из неё звук обладал способностью отгонять злых духов. Изготовляли игрушку-свистульку к весне, к тому времени, когда славяне начинали праздновать «свистопляску» – самобытный праздник сопровождаемый свистом и плясками. Впоследствии, когда этот музыкальный предмет перестал выполнять вышеуказанные функции, он обрёл новый статус и его развитие пошло по двум направлениям.

В первом случае свистулька превратилась в музыкальный инструмент в виде сосудообразной флейты с десятком – окарину (гусёнок). А в другом варианте – стала народной игрушкой и могла быть представлена в виде птицы или целой композиции (филимоновская барыня со свистулькой-птицой под мышкой). Наряду с обрядовыми игрушками большой популярностью пользовались грематушки – глиняные полые цилиндры, наполненные шариками из этого же материала, они выполняли функцию погремушки и создавались специально для детей. Многочисленные образцы подобных глиняных изделий были найдены при раскопках на территории Киева, Рязани, Москвы, Коломны и других величественных городов России.

Плюсы и минусы

Глиняные игрушки олицетворяли образы, без каких либо анатомических особенностей и детализации объектов. За основу народной игрушки взяты три фигурки – это конь, птица и баба. Именно из них, внося небольшие изменения, создавались любимые в народе игрушки и талисманы-обереги. Из коня получались: корова, коза, баран. Птица перевоплощалась во все свистящие музыкальные инструменты. А бабе отводилось особое место в создании многофигурных композиций. Все вновь созданные образы несли определенное значение, кто-то символ могущества и благодати, а кто-то знак добра, плодородия и изобилия. Также особое значение имел использованный орнамент и цвет народных промыслов, например, красный, означал огонь; жёлтый – цвет хлебной нивы и солнца; зелёный – возрождение жизни; синий – воду и небо, космос; белый издавна считался символом чистоты. Игрушки для детей создавались из расчёта возраста, соблюдались размеры, пластика, отсекалось всё лишнее, и оставалась одна суть. Фигурки были наполнены тайной, сказкой, они будили фантазию и воображение ребёнка, вызывали эмоции и радость.

Новый век

До сих пор одной из визитных карточкой России является глиняная игрушка, которая является отражением русского культурного наследия. Даже современные изделия, выполненные по традиционным сюжетам, погружают человека в мир сказок, по-прежнему символизируя щедрость и безграничную доброту русской души. На сегодняшний день они уже не несут той функциональности и значения, что в прошлые века, но остаются объектом любования.

igrushki-iz-polimernoj-gliny

Лепка – процесс увлекательный и для детей, и для взрослых. Развитие ведь не заканчивается в детстве, следовательно, арт-терапия, которая, безусловно, сопутствует лепке, будет полезна людям разных возрастов. Если боитесь «связываться» с классической глиной, можете попробовать ее современный вариант – полимерную глину. Игрушки из полимерной глины получаются такими милыми и реалистичными, что это хобби надолго останется с вами.

Что необходимо для лепки

Полимерную глину также могут называть пластикой. Вещество, легко деформирующееся и пластичное, без риска разрушений и трещин, стало излюбленным материалом поклонников лепки. Первое, что понадобится для работы, это сама пластик-субстанция, которая бывает разных видов.

kak-vybrat-polimernuyu-glinu

Полимерная глина для ручной лепки может быть:

  • Самоотвердевающей – отвердевает на воздухе, потому хранится в вакуумной упаковке. Она, в свою очередь, подразделяется на тяжелую, легкую и холодный фарфор.
  • Запекаемая. Твердеть такой материал начинает при температуре выше 100 градусов, так как при таких условиях испаряются пластификаторы. Может быть жидкой, обычной, с наполнителями или полупрозрачной.

Глина – основа лепки, но кроме нее придется запастись еще кое чем. Например, не обойтись без скалки (ее может заменить стеклянная бутылка), острого ножа для бумаги, разной толщины кисточек, тонкой проволоки (будущий каркас), трафаретов для фигур.

Рабочее место должно быть комфортным: можно создавать маленькие шедевры на плитке, на пластиковой доске, стекле или очень прочной бумаге. Дабы не запачкать глину, работать лучше в перчатках. Для запекания/обжига мастеру нужны салфетки или фольга. Приобретать все и сразу не нужно: отдельные инструменты на первых порах заменят подручные средства. Со временем ваш рабочий уголок «обживется» всем необходимым.

Запекать игрушки вы, вероятно, будете в духовом шкафу на кухне. Микроволновки, мультиварки и гриль тоже используют, но значительно реже. Все же названные приборы не дают возможности контролировать процесс обжига полноценно. В инструкции к полимерной глине идет описание температур, которые она выдерживает – на них и ориентируйтесь.

Учимся делать различные простые фигурки

Если все материалы и инструменты собраны, приступайте к первым урокам. Не забудьте убрать волосы и вымыть руки, одежда не должна вам мешать. Сразу приступать к лепке сложной игрушки не стоит: потренируйтесь на простых приемах, лепите незатейливые фигурки.

Предлагаем вам посмотреть видео в котором представлен мастер-класс по лепке из полимерной глины.

А чтобы все получалось без ошибок, учитывайте следующее:

      1. Перед началом работы тесто нужно хорошенько размять, пластика должна стать мягкой и теплой. Температурный и фактурный индикатор – ваши руки, они по мере опыта приобретут особую чувствительность.
      2. Если работаете с самоотвердевающей глиной, не отщипывайте большие кусочки. То, что остается, прячьте в пленку, а незавершенные детали смачивайте водой.
      3. Работая с термопластикой, следите, чтобы не оставалось в ней воздушных пузырьков – при нагревании они расширятся, и ваша кукла или, допустим, мишутка потеряют изначальные пропорции.

Новичкам рекомендовано обязательно делать эскиз будущей поделки. Без предварительного этапа работы не получится сделать что-то стоящее: продумайте эскиз, цвета, концепцию. Возможно, вы будете дополнять фигурку бисером или перышками (хотя начинающим не стоит сразу так усложнять работу).

Сначала лепится центр композиции – самая массивная деталь. Если вы делаете фигурку на проволочном скелете, работаете над ним. Принцип действия тот, что и с пластилином. К слову, это хорошая практика: делаете небольшой объемный эскиз из пластилина, а потом повторяете работу по образцу, но уже с пластикой.

Если ни того, ни другого давно (или вовсе никогда) не брали в руки, начинайте с примитивных поделок – колобок, снеговик, простой мишка. Чем дальше, тем больше вы начнете декорировать работу. И когда руки привыкнут к новой деятельности, станут увереннее, можно приниматься за более сложные композиции.

Мастер-класс: делаем игрушку из полимерной глины своими руками

Какой-нибудь мимимишный персонаж – это то, что надо для первой большой работы. Почему бы и вам не попробовать себя в лепке зайчика, которого можно оставить себе в качестве сувенира (или подарить близкому). А если поместить его в красивую коробочку, подарок вызовет восторг.

Для работы нужны:

  • полимерная глина четырех цветов – белая, блекло-розовая, насыщенно-розового и голубого цветов, а также совсем немного черной глины;
  • нож-скальпель;
  • стек с шариками;
  • ровная рабочая поверхность;
  • медицинские перчатки (работайте в них).
      1. Из белой глины привычным образом катаем шарик, а потом немного его сплющиваем, чтобы получился треугольник с округлыми краями.
      2. Перекладываем его на рабочую поверхность, сглаживаем углы, следим за пропорциями.
      3. Из голубой глины лепим капельку, сплющиваем немного, чтобы сформировался вытянутый треугольник. Выкладываем на рабочую поверхность, приклеиваем голову к туловищу – на данном этапе работа напоминает «мороженку».
      4. Берем скальпель и делаем надрез на туловище, дабы сформировать ножки.
      5. Из белой глины делаем маленький кружочек, разрезаем пополам его. Одну часть кружочка приклеиваем под головкой – получится шейка.
      6. Катаем две колбаски разного размера, от каждой отрезаем два одинаковых кусочка. Из них делаем капельки. Большие капельки сплющиваем – из них получатся ушки. В итоге у вас будут две лапки-капельки и два ушка.
      7. Лапки присоединяем к туловищу, а ушки к голове. Одно ушко можно чуть-чуть загнуть.
      8. Катаем два белых шарика, приклеиваем их к мордочке. Из темно-розовой глины катаем крохотный носик.
      9. Стеком с шариками делаем углубления для глаз. Из черной глины делаем черные шарики, чуть сплющиваем их и приклеиваем в сделанные углубления. Туда же – белые шарики поменьше.
      10. Катаем шарики белые, совсем маленькие, приклеиваем на черные – это будут блики на зрачках. Из крошечных розовых шариков делаем зайке щечки.
      11. Катаем из черной пластики тонкую нить (очень-очень тонкую), нарезаем на кусочки, делаем реснички. На каждый глаз иголочкой приклеиваем по три реснички. Над глазками из этих же кусочков клеим брови.
      12. Зайка почти готов, его следует запекать 15 минут на 110 градусах.

Остывший зайка прекрасен – возможно, именно он станет вашей первой игрушкой из полимерной глины своими руками! Осталось только придумать, как его преподнести. Можно сделать его магнитом, можно – частью объемной открытки, а можно из красивых маленьких лоскутков и кружев сшить вручную для него одеяльце. И в этом милейшем одеяльце спрятать зайчика в маленькую красивую коробочку, и подарить тому, кого любишь. Обрадуется не только ребенок!

Идеи, куклы ручной работы из полимерной глины

Возможно, симпатяжки-игрушки вдохновят вас на новые идеи. Например, захочется снять свой мультик, в котором герои – авторства маминых рук. Оригинальная идея для сюрприза ребенку на День рождения. Можно привлечь домочадцев к процессу (мама лепит, папа делает фото или монтирует, братья-сестры ассистируют). И вот именинник получает персональный мультик на День рождения, героев которого можно потрогать!

А, может быть, захочется переключиться на кукол ручной работы из полимерной глины? Это уже не просто игрушки, а шикарный интерьерный декор, находка для чьей-то коллекции. Возможно, вы начнете с Мальвины или Пьеро, а потом дорастете до собственной выставки авторской игрушки.

В следующем видео рассказывается про то как сделать куклу с полимерной глины своими руками.

Для мастеров осовремененное ремесло становится средством заработка. На ярмарках люди любят приобретать красивые фигурки из пластика. Кто-то делает с ними целые панно, кто-то снимает анимацию, кто-то лепит на потеху детям, а кто-то находит художественное призвание через работу с полимерной глиной. Главное – начать, быть может, это увлечет всерьез и надолго!

Все о лепке из глины

В бесконечном потоке современного ритма жизни люди порой забывают уделять время себе, заниматься тем, что им действительно нравится. Психологи в один голос заявляют о том, насколько важно иметь хобби и периодически отвлекаться на любимое дело, забывая о рутине.

Одним из вариантов таких увлечений выступает лепка из глины. Это занятие может приносить массу положительных эмоций, а по материальным вложениям совсем не затратное.


К тому же если вам удастся стать истинным мастером в этом деле, то не исключено, что оно станет дополнительным источником дохода.

Какая глина используется?

Изделия, выполненные из глины, представляют собой уникальные предметы искусства, которые существуют только в единственном экземпляре, что, бесспорно, делает их эксклюзивными. Ведь то, как один человек видит конечный результат, как работают его руки и инструменты в этих руках, какие используются материалы при создании – всё это неповторимый творческий процесс, напрямую зависящий от вдохновения увлечённого человека.


Важной частью всего этого процесса является, конечно, материал, с помощью которого производится лепка, то есть сама глина. Она используется в четырёх разнообразных вариантах: жёлтого, красного, белого, голубого цветов. Оттенок напрямую зависит от количества входящих в её состав минеральных добавок. Они нужны для того, чтобы сделать глину, встречающуюся в дикой природе, пригодной для творчества.





Специалисты приписывают глине звание лучшего материала, с помощью которого можно заниматься лепкой. Изделия, выполненные из нее, не ломаются со временем, а хорошо держат первоначальную форму. Если же на получившемся предмете образуются трещины, это свидетельствует о том, что в момент изготовления были допущены ошибки, а в состав глины входит слишком мало воды.

Для лепки можно использовать глину как купленную в магазине, так и приготовленную в домашних условиях. Если вы решите пойти по первому пути, то сможете выбрать между упаковкой, вес которой составляет около 0,5 килограмма, и той, чья масса варьируется от 10 до 25 килограммов. Бесспорно, закупка оптом обойдётся дешевле, нежели приобретение небольших партий. Такой продукт продаётся в вакуумной упаковке, чтобы пузырьки воздуха не попадали внутрь.



В противном случае готовое изделие будет отличаться хрупкостью, на нём могут образовываться трещины.

Также можно использовать шамотную глину, а другой вариант – приготовить сырье самостоятельно. Рецепт совсем несложный, главное здесь – найти качественный материал в природной среде. Специалисты рекомендуют искать его в тех местах, где залежи неглубокие, например на берегу реки с обрывом. Однако сразу после нахождения использовать это сырье нельзя, так как оно может крошиться по итогу, причиной чему выступают разнообразные примеси в составе.



Для того чтобы убрать лишние элементы, глину помещают в ведро, наполненное тёплой водой, на одну ночь. Наутро излишние примеси осядут на дно, а верхний слой, самый жирный, необходимо будет просушить, пока он не станет нужной консистенции.


При работе с натуральной глиной важно соблюдать определённые пропорции и замесить разные ингредиенты в смесь, состоящую из показателей 8: 1: 1, где самое большое число – глиняная часть, а остальное приходится на песок и воду.


Если вы хотите оставить глину на некоторое время для хранения, то важно создать все условия, чтобы она не теряла влагу: держать её в прохладном месте (многие рекомендуют выбрать для этих целей подвальные помещения, погреб или даже полку в холодильнике), поместить в полиэтиленовый пакет, чтобы ограничить поступление воздуха. Периодически следует открывать пакет и оставлять материал на бумажном полотенце для проветривания, чтобы не допустить образования плесени.


Необходимые инструменты

Вид глины не влияет на то, с каким инструментом вам предстоит работать – базовый набор стандартен для всех вариаций.


Итак, для лепки из глины вам понадобится ниже перечисленное.

  1. Твёрдая и просторная поверхность для работы. Это может быть любая мебель, которая удобна именно вам. Главное, чтобы хватило места и для расстановки инструментов, и для творческого процесса.
  2. Ненужная материя для очистки грязных рук (можно воспользоваться бумажными полотенцами).
  3. Перчатки. Они не столь обязательны, но могут понадобиться в процессе замешивания глины. Необходимы тем людям, чья кожа рук чувствительная и склонна к сухости.
  4. Фартук, чтобы защитить одежду от излишков глины.
  5. Канцелярский нож для того, чтобы отрезать куски глины и вырисовывать мелкие узоры (некоторые люди используют в этих целях лезвие для бритвы, хотя это не так безопасно).
  6. Разнообразные формочки (специальные или из подручных материалов). Они необходимы для нанесения всевозможных узоров для украшения будущего шедевра.
  7. Наждачная бумага нужна для шлифовки готовой фигурки. Используются варианты разной зернистости (номера 220, 400 и от 800 до 1500).
  8. Ёмкость с проточной водой комнатной температуры понадобится в том случае, если вы работаете с глиной, добытой в природных условиях, ей может потребоваться увлажнение.
  9. Краски. Гуашь, акрил понадобятся для создания разнообразных украшений на слепленном изделии.
  10. Кисти, отличающиеся друг от друга по толщине: белка, щетина и другие.
  11. Всевозможные блёстки, бисерные украшения, стеклярус, чтобы задекорировать изделие (только в том случае, если вы не планируете обжиг).





Как пользоваться материалом?

После того как вы подготовили все необходимые инструменты, следует проделать ряд манипуляций с глиной, чтобы она была максимально пригодна для лепки. Первостепенно нужно достать её из прохладного места, где она хранилась прежде, и потрогать руками.


Важно понимать, какой консистенции должна быть глина, пригодная для работы, и в случае необходимости можно добавить в её состав песок или воду, чтобы размягчить состав. Главное – делать это нерезко, равномерно, отслеживая изменения в структуре материала.

Способы лепки

Специалистами выделяются два вида лепки: конструктивный и пластический. Первый представляет собой изготовление отдельных деталей и дальнейшее их соединение по типу конструктора. Второй способ предполагает лепку из цельного куска глины. Для обоих способов разработаны техники, которые мы рассмотрим ниже.

Для конструктивной лепки

  • Изготовление жгутиков (колбасок). Лепится плоская основа, а остальные детали катаются в форме колбасок. Далее они накладываются друг на друга в зависимости от того, что вы хотите изобразить на основании. Углы сглаживаются, и получается замечательная объёмная композиция.


  • Текстильная керамика. Детали раскатываются пластами с помощью скалки, а затем соединяются между собой посредством глины, разведённой до состояния сметаны с жидкой консистенцией.


  • Мозаика. Также производится плоская основа, а составляющие детали формируются с помощью формочек и соединяются с заготовкой. Получившийся ажур смотрится очень привлекательно.



Для пластической лепки

  • Лепка вручную из цельного куска, без использования каких-либо инструментов. Такой способ считается довольно сложным и требует наличия опыта.


  • Формовка. Здесь могут понадобиться разные ёмкости (к примеру, кофейная чашка), глина помещается в эту форму и «вдавливается», чтобы приобрести такие же очертания.


  • Отливка в гипс. Для этой техники понадобятся приобретённые в магазине гипсовые формы. Глина подвергается разведению водой до наполовину жидкого состояния, после чего заливается в емкости.


  • Гончарный круг. Это, пожалуй, самый романтичный образ, с которым связана лепка из глины. Здесь главным принципом выступает вытягивание. Для начала применяется жгутовая техника или лепка из цельного куска, затем сырьё как бы тянется вверх, а при помощи вращения круга ему придаётся желаемая форма.


Какие поделки можно слепить?

Как и любое творчество, лепка из глины нисколько не ограничивает простора вашей фантазии. Своими руками с помощью необходимых материалов вы можете сделать поистине уникальное произведение искусства. Простые и красивые фигурки в виде самых разных животных принесут много радости как в процессе творчества, так и по его завершении, особенно если в работу вовлекаются все члены семьи.





Лепка из глины благотворно влияет на детскую моторику. Начинать можно с фигурок без мелких деталей. К примеру, с ребёнком было бы интересно изготовить кружку, а затем разукрасить её во все цвета радуги. Далее можно проявить смелость и взяться за зверьков с более мелкими деталями. Допустим, сделать кошку, дракона или тигра – они считаются не такими уж лёгкими по уровню сложности.



Пользуются популярностью также свистульки, которые затейники используют в практических целях. Взрослые часто отдают предпочтение посуде: разнообразным чашкам, блюдцам, плоским и глубоким тарелкам. Для тех, кто хочет улучшить свой навык, рекомендуется опробовать себя в создании дымковской игрушки – одном из русских народных глиняных художественных промыслов. Также многие люди занимаются изготовлением скульптур побольше, чтобы украшать ими территорию в саду.




Для наилучшего понимания процесса лепки из глины рассмотрим поэтапно мастер-класс для начинающих по изготовлению животного.

  1. Прежде всего необходимо из хранившейся в пакете глины раскатать жгут.
  2. От получившейся детали нужно отделить столько кусочков, сколько вы собираетесь сделать частей тела будущего зверька.
  3. Далее разомните рукам каждую из заготовок. Глина должна стать мягкой и, грубо говоря, покладистой.
  4. Далее приступаем к формированию основы фигурки, для чего берём самый большой кусок – это будет туловище.
  5. После того как вы сформировали основу, к ней необходимо поочерёдно прикрепить готовые части тела: голову, лапы, хвост зверя (здесь, конечно, всё зависит от того, на какое существо пал ваш выбор).
  6. Отличный способ изобразить животное максимально реалистично – иметь на виду его фото, хотя, конечно, нет необходимости соблюдать каждую из физиологических особенностей зверя, достаточно опираться на мультяшный внешний облик. Также для первого раза можно найти на просторах интернета изготовленную из глины фигурку этого животного и опираться на данный пример.
  7. Как только изделие хорошо высохнет, необходимо воспользоваться наждачной бумагой, а затем покрыть поверхность клеем ПВА (также можно обратиться к помощи акриловой грунтовки). А когда и он высохнет, можно переходить к процессу окрашивания. Для этого отлично подойдут акриловые краски или гуашь.
  8. Хороший способ сохранить изделие в первоначальном виде на более долгий срок – покрыть его лаком.




Декорирование глиняных фигурок

Окрашивание

Один из наиболее известных приёмов, с помощью которого можно украсить готовое глиняное изделие. Краски, используемые для этих целей, подразделяются на два вида: те, что наносятся на только что высохшее изделие и запекаются вместе с ним, и те, которыми покрывается готовое изделие.

К первому виду относится, например, кобальтовое покрытие (благодаря ему создают гжельскую роспись). Вторая группа – это особенно распространённые акриловые краски, используемые для росписи по стеклу и керамике.



Молочение

Этот процесс декорирования глиняных фигурок заключается в том, что уже подверженное обжигу изделие погружается в молоко, а затем вновь отправляется в печь и повторно обжигается, но уже при температуре ниже, чем была прежде.

После такой техники керамика становится обладательницей тёмно-коричневого оттенка, а также приобретает водоотталкивающие свойства.


Важно учитывать тот факт, что посуду, которую планируется использовать для хранения пищи, нельзя подвергать молочению.

Техника протирки

Готовое – уже обожжённое изделие – протирают губкой, которая предварительно смачивается в гуаши коричневого оттенка. Краска как бы сглаживает стыки, углы, вследствие чего изделие приобретает особенный вид. Однако важно помнить, что такой метод не подходит, если вы собираетесь в дальнейшем использовать изделие как посуду.


Лепка из глины – хороший способ расслабиться и насладиться творческим процессом. К тому же этот вид деятельности положительно влияет на развитие воображения и мелкой моторики. Недостаток можно увидеть лишь в том, что цены материалов довольно высоки, а процесс уборки после работы – трудоёмкий. Тем не менее потраченное время стоит того, ведь фигурки из глины станут отличным украшением дома, а также приятным подарком для ваших близких.


Больше о лепке из глины, смотрите в видео ниже.

Делаем фигурки из полимерной глины

Лепка фигурок из глины – это один из самых простых и доступных способов создания оригинальных поделок. Освоить этот навык легко может как взрослый, так и маленький ребенок. Главное – запастись терпением и интересными идеями.






Особенности

Полимерная глина также известна как пластика или холодный фарфор. По своим характеристикам материал напоминает пластилин. Он легко разминается. Размягченная пластика подходит для моделирования фигур с большим количеством мелких деталей.




После лепки изделия запекают в духовке. Это делает их прочными и устойчивыми к механическим повреждениям. Качественная полимерная глина после запекания не крошится и не тускнеет. Фигурки, выполненные из этого материала, используются как новогодние украшения, декор для дома или обычные игрушки для детей.




Мастер-класс изготовления фигурок людей

Из разноцветной полимерной глины получаются забавные фигурки людей. Убедиться в этом можно, попробовав вылепить своими руками маленькую девочку. Она понравится любителям аниме и японской культуры. Процесс создания такой фигурки состоит из следующих шагов.

  1. Для начала надо сделать каркас. Для этого к плоской основе из желтой полимерной глины крепятся два куска проволоки. Они аккуратно переплетаются между собой.
  2. На ножки фигурки начинают наслаивать материал светлого оттенка.
  3. Далее белую пластику аккуратно скатывают, формируя шар. Его верхнюю часть надо сделать зауженной.
  4. Нижний край юбки надо сделать более тонким. После этого подготовленную деталь надевают на каркас.
  5. Материал синего цвета раскатывают в колбаску. От этой детали отрезают 4 одинаковых детали. Две из них крепятся к плечам девочки. Из двух остальных формируют аккуратные рукава.
  6. Из светлой пластики вылепливают две одинаковые ручки. Их присоединяют к рукавам. Место крепления аккуратно разглаживают.
  7. Далее из этого же материала делают большой шар. Аккуратными движениями ему придают нужную форму. Нижняя часть лица выбранного персонажа должна слегка выдаваться вперед.
  8. В центральной части этой детали при помощи зубочистки необходимо сделать небольшое отверстие.
  9. Из раскатанной тонким слоем пластики необходимо сформировать прическу этого милого персонажа.
  10. Когда голова будет готова, ее останется только прикрепить к телу девочки.
  11. Далее можно приступать к декорированию милого человечка. Из раскатанной тонким слоем мастики формируют глаза, румянец и декор для платья.



Поделку запекают в духовке, следуя инструкции на упаковке. Готовое изделие покрывают слоем прозрачного лака. Освоив этот принцип создания персонажей, из пластики можно будет вылепливать любые фигурки.

Другие красивые и простые идеи

Существуют и другие интересные идеи, на которые стоит обратить внимание начинающим.






Тоторо

Еще одна интересная поделка, которая точно понравится любителям японской анимации – фигурка, изображающая Тоторо. Делается этот миленький персонаж очень просто.

  1. Для начала пластику белого и серого цветов нужно смешать и хорошо размять. От получившейся светло-серой детали надо отделить большую часть.
  2. Эту заготовку необходимо скатать в шар. Ее верхнюю часть нужно сделать вытянутой.
  3. Далее при помощи стеки на основе фигурки нужно сделать углубление под улыбку.
  4. Рот мультяшного персонажа делается из белой пластики.
  5. Эта деталь клеится к серой фигурке. На ней острой стекой намечают зубы.
  6. Далее из пластики белого и черного цветов делают глаза и нос Тоторо.
  7. Из серого материала вылепливают аккуратные заостренные ушки. Они крепятся к голове персонажа.
  8. Белую полимерную глину тщательной раскатывают. Слой материала должен быть очень тонким. Из белой пластики вырезают накладку для живота.
  9. Ее прислоняют к основанию фигурки. Края тщательно разглаживают.
  10. Из пластики того же светло-серого цвета делают хвост. Он располагается в нижней части фигурки.
  11. Остатки серого материала раскатывают, формируя тонкую полоску. Заготовку нарезают на одинаковые части. Каждую из них загибают и крепят к животу Тоторо.



Чтобы фигурка получилась реалистичной, из тонких полосок черной пластики формируют усики и когти мультяшного персонажа. Голову его украшают небольшим зеленым листочком.



Динозаврик

Фигурку милого динозаврика вполне можно сделать вместе с ребенком. Она яркая и простая в исполнении. Процесс ее создания выглядит следующим образом.

  1. Полимерную глину синего цвета надо хорошо размять в руках.
  2. Далее от большого куска цветного материала надо отделить 4 детали одинакового размера.
  3. Каждую из них необходимо аккуратно вытянуть вверх, формируя лапки динозавра.
  4. Далее из того же материала делают и туловище. Ему стараются придать форму овала.
  5. Все эти детали соединяются между собой. Места крепления лап разглаживают пальцами.
  6. По такому же принципу делаются и лапы с шеей. Они тоже надежно фиксируются на основе поделки.
  7. Из остатков материала вылепливают голову динозавра. Эта деталь должна иметь форму груши.
  8. На передней части поделки надо сделать небольшой надрез и два отверстия.
  9. К верхней части фигурки крепят глаза, сделанные из пластики белого и черного цветов.
  10. Соединив голову с туловищем динозавра, этого персонажа украшают пятнами, сделанными из красной пластики.
  11. Белая полимерная глина используется для создания маленьких коготков. Они крепятся ко всем четырем лапкам.



Готовая фигурка получается красивой и устойчивой.

Свинка

Любители милых животных могут также вылепить из полимерной глины розовую свинку. Делается она очень просто.

  1. Пластику разминают в ладонях, и формируют из нее туловище животного вместе с головой.
  2. К этой «фасолинке» крепятся маленькие черные точки, играющие роль глаз.
  3. В нижней части фигурки вылепливают две лапки одинакового размера. Они должны быть аккуратными и симметричными.
  4. Далее из розовой пластики вылепливают два ушка и пятачок. Последний украшают небольшими отверстиями.
  5. Подготовленные детали крепятся к мордочке животного.
  6. Из бежевой полимерной глины, раскатанной тонким слоем, вырезают белый овал. От него отрезают верхнюю часть. Получившуюся деталь крепят к основанию фигурки.
  7. Пластику белого и зеленого цветов также раскатывают скалкой или при помощи паста-машины. Эти заготовки нарезают на тонкие полоски. Затем их соединяют, формируя объемный шарф. Его края аккуратно нарезают при помощи стеки.
  8. Обернув фигурку шарфиком, ее отправляют запекаться.




Готовую поделку можно дополнительно покрасить акрилом. Сверху ее покрывают прозрачным лаком.

Солдатик

Такая фигурка делается из материалов нескольких основных цветов. Процесс ее создания выглядит следующим образом.

  1. Из бежевой пластики надо скатать аккуратный шар. К центральной части фигурки крепится зубочистка. Переднюю часть поделки украшают глаза, сделанные из черной глины.
  2. Черную пластику тщательно разминают в руках. Из заготовки небольшого размера вылепливают вытянутую шляпку.
  3. Далее из того же материала делают две полоски. Одна из них должна быть шире другой.
  4. Более широкую полоску крепят к нижней части шляпки. Затем головной убор размещают на голове человека.
  5. Тонкая черная полоска располагается под подбородком фигурки.
  6. Из бежевой пластики делаются небольшие ушки и нос, из черной – аккуратные усы. Все эти детали размещаются на лице персонажа.
  7. Из красной полимерной глины вылепливают туловище и руки персонажа. Тот же материал используется для украшения шляпки солдата. Туловище и голову персонажа соединяют.
  8. Кусочек белого пластика скатывают в небольшую колбаску. Ее нижнюю часть аккуратно разрезают стекой.
  9. Из того же материала раскатывают две тонкие колбаски. Ими украшают туловище персонажа. К нему крепятся и ножки солдата.
  10. Ботинки для него делаются из черной пластики. Они крепятся к штанам. Фигурка солдата должна получиться устойчивой.



Готовое изделие можно использовать как оригинальное новогоднее украшение.

Котенок

По сравнению с предыдущими работами фигурки котов кажутся совсем легкими. Вылепить такого маленького котенка можно меньше чем за час.

  1. Для начала белую пластику скатывают в небольшой круг. Приложив к нему основание стеки, мордочке придают реалистичности.
  2. Далее там же проделывают отверстия под глаза и нос. Их заполняют розовой и голубой пластикой. Носик и глаза котенка делают объемным.
  3. Из материала белого цвета необходимо вылепить два треугольных уха. К каждому из них надо прикрепить две розовых детальки.
  4. Для создания туловища котенка белую пластику раскатывают в объемную колбаску. Оба края разрезают при помощи стеки. Лапки аккуратно закругляют, разглаживая их пальцами.
  5. Полимерную глину розового цвета разглаживают. Из заготовки вырезают длинный прямоугольник. Далее его аккуратно скручивают.
  6. Котенка помещают на розовую основу, слегка согнув его туловище. Из белой пластики вылепливают изогнутый хвостик, который также крепится к телу животного.




Готовую фигурку запекают и подкрашивают, намечая узор на коврике и милый румянец.

Набравшись немного опыта, из полимерной глины можно будет создавать фигурки сов, драконов и других не менее интересных персонажей.






О том, как своими руками можно сделать ёжика из полимерной глины, смотрите в следующем мастер-классе.

Читайте также: