Литература по народной игрушке

Обновлено: 14.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Научно-исследовательская работа

МБОУ Троицкая средняя общеобразовательная школа,

с. Троицк, Иркутской области

Народная игрушка -

проводник к русской народной культуре.

Автор: Кулакова Ольга

МБОУ Троицкая СОШ.

Руководитель: Рудая Тамара Александровна,

учитель технологии.

Троицк - 2014

Народная игрушка - проводник к русской народной культуре.

Россия, Иркутская область, с .Троицк, МБОУ Троицкая СОШ,4 класс

Цель исследования:

Пробудить интерес детей к русской народной культуре.

Задачи исследования:

· Познакомиться с историей возникновения народной куклы.

· Изучить виды кукол.

· Сравнить традиционную народную куклу с игрушками массового

· Изготовить обереговые и игровые куклы.

Гипотеза : если на народную игрушку не влияет время, то она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

Предмет исследования: традиционные народные куклы.

Актуальность исследования: Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и что, она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Результатом исследования - стали куклы – обереги и игровые куклы, сделанные своими руками.

Методика: анализ литературы, информационных ресурсов.

Наглядное представление данных : мультимедийное приложение, выставка кукол

Народная игрушка - проводник к русской народной культуры..

Россия, Иркутская область, с. Троицк, МБОУ Троицкая СОШ, 4 класс

Научная статья.

Из словаря С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой «Толковый словарь русского языка» я узнала, что: кукла — предмет в виде человека или животного, сделанный из фарфора, пластика, бумаги, дерева и других материалов. В наше время на прилавках магазинов много игрушек, они сделаны на фабрике, но эти игрушки не несут тепла души их создателей. Все, что происходило вокруг первобытного человека, было непонятным и очень часто жестоким и пугающим. С неба лилась вода, падал стрелами огонь (дождь, молния). Молнии поджигали дома, убивали людей и скот. Ветер вырывал с корнями деревья, разрушал жилища. И человек задавался вопросом: кто все это делает? Это были, какие-то высшие и могущественные существа-боги. Люди создали скульптуры богов, дали им имена. Чаще всего богов делали в виде человеческих фигур. Это и были самые первые куклы. Люди, сотворившие богов, верили им, поклонялись и надеялись на их защиту. Было время, когда куклы спасали людям жизнь, заменив человека в обрядах жертвоприношения. У наших предков был ужасный обычай: чтобы умилостивить богов, приносили в жертву им людей. Но однажды кому-то пришло в голову предложить богам вместо живого человека куклу. Взяли обыкновенное полено, обрядили его в платок и сарафан и принесли в жертву богам. Боги жертву приняли. Так кукла – полено спасла человека. Обряды жертвоприношения с тех пор превратились в настоящие праздники: наряженных кукол с песнями носили на руках, водили хороводы, затевали игры, « отдавали» богам – топили в реках, сжигали на кострах, разбрасывали по полям. Взамен просили счастливой любви, хороших урожаев, здоровья.

На территории России древнейшие куклы найдены из раскопок в Радонеже, Коломне, Москве. Русская народная кукла имеет свою славную историю и богатые традиции. Тряпичные куклы, выполненные в традициях, сложившихся в народе, это куклы, которые делали с использованием старинных техник и технологий.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. Вначале кукла защищала от болезней, несчастий и всяких злых духов. Она как бы заменяла собой человека, отвлекала на себя злые силы и тем самым берегла своего хозяина. Так ее и звали - оберег или берегиня. Если человек желал избавиться от какой-либо напасти, он брал куколку-берегиню, трижды поворачивал против часовой стрелки и приговаривал: "Отвернись злом, повернись добром". Куклы были самые разные, но одно у них было общее: у славянских кукол не было лица!

Типы и назначение куклы.

По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые.

Куклы – обереги . Интересно, что у тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связано с древними представлениями, с ролью игрушки в прошлом, как магического предмета. Такая “безликая кукла” служила “оберегом”. Отсутствие лица было знаком того, что кукла – вещь неодушевленная, а значит не доступная для вселения в неё злых сил. Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана.

Известно, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. Во-первых, в наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы, тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил магическое значение, и узор должен был в лице куклы, оберегать ребенка. Слово «узор» обозначало «призор», т.е. «присмотр». Поэтому на кукольном платье, как и на костюме взрослого человека, вышивали: круги, кресты, розетки – знаки солнца; женские фигурки и оленей- символы плодородия; волнообразные линии – знаки воды; горизонтальные линии – знаки земли, ромбики с точками внутри - символ

засеянного поля; вертикальные линии - знаки дерева, вечно живой природы.

Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца. Берегиню сна вешали над изголовьем кровати. Верили, что она своими большими крыльями отгоняет дурные сны. В подарок на именины делали куклу “Ангелочка”.

Это незамысловатая, но очень симпатичная кукла – оберег, бытовавшая во многих губерниях России.

Её изготавливали, используя старинную традиционную технологию, имея под рукой всего лишь лоскутки светлой ткани, ножницы и нитки. Эта кукла делается из четырёх квадратов ткани.

Самый большой квадрат используется для изготовления головы и туловища, два одинаковых поменьше – для крыльев и совсем маленький – для нимба.

Пеленашка — древнейшая кукла-оберег. Пеленашка находилась в люльке до крещения ребёнка (При крещении младенец приобретал статус человека). Кукла была легка в изготовлении, для неё использовались куски ношеной, чаще домотканой одежды. Спеленатая кукла могла быть использована детьми в играх. Эту куклу хранили в семье вместе с крестильной рубашкой.

Берестушка . Кукла была изготовлена из бересты, свёрнутой в трубочку. Внутрь вкладывалась молитва (или заговор). Это был сильный оберег. Как правило, эту куклу делала для ребёнка и дарила ему родная бабушка (поэтому её иногда называли бабушкина кукла).

Не только детские куколки были оберегами. Жили в домах куклы-домовые. Кстати сказать, и, теперь сельские жители стараются приобрести или сами сделать куклу-домового или куклу – Берегиню домашнего очага. И делают эту куклу не без смысла.

Игровые куклы , предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. К игровым свёрнутым куклам относят куклы – закрутки, которые изготавливались очень просто. Туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой. Таким же способом изготовлены руки и, наконец, небольшой шарик – голова с помощью нитки прикреплённый к туловищу.

Наиболее ранняя среди традиционных игровых свёрнутых кукол России была кукла “полено’’. Представляла собой деревянное поленце, наряженное в стилизованную женскую одежду. Позднее пришла более сложная кукла. Она представляла собой простейшее изображение женской фигуры. Туловище – кусок ткани, свёрнутый в “скалку”, тщательно обтянутое льняной тряпицей лицо. Кудельная, либо волосяная коса. Грудь из набитых ватой шариков. Костюм, как правило, с куклы не снимали.

Была распространена игровая тряпичная кукла “Малышок – голышек”. Отличительной особенностью техники её изготовления было то, что ткань внизу не оставляли единым “подолом”, а разделяли на две части и формировали ножки, обматывая их нитками. Куклу обязательно подпоясывали. “Малышок”, как уже ясно из названия, был голенький, без одежды, но пояс являлся не только обязательным атрибутом русского традиционного костюма, но и очень сильным оберегом. Голову обвязывали нитками. Надо отметить, что “Малышок - голышек”, изображающий

мальчика, достаточно редкое явление среди традиционных кукол.

На Руси в крестьянских семьях, когда ребеночек подрастал, мама делала ему маленькую куколку – Зайчика. Надевала на пальчик, чтобы в ладошку спрятался. И с этих пор у ребенка появлялся настоящий дружок, с которым можно поиграть и доверить ему самое сокровенное. Он всегда будет рядом, с ним можно поделиться своими горестями и радостями.

Обрядовые куклы . Богата земля русская обрядами. И не только русская. На всех континентах, все народы совершают своеобразные обряды, участниками которых бывают куклы. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол.

Обрядовая кукла “Покосница” изображала женщину во время сенокоса. “Покосница” – одна из самых простых по технике изготовления кукол. Она делается без надрезов и без единого шва, из цельного куска ткани. В центре прямоугольного лоскута светлых тонов помещают набивку для головы куклы – ватин или ветошь. Затем формируется голова и перевязывается нитками. Из излишков ткани по бокам формируются и перевязываются нитками руки. На куклу надевают юбку, передник (но должна быть видна “рубаха”- светлая основа куклы), повязывают платок. Общие тона используемой ткани – разные, светлые, ведь первый покос издавна считался в деревнях праздником.

Кукла “Купавка”- это обрядовая кукла одного дня. “Купавка” олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли по воде, и тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды – такое значение придавалось очистительной силе воды. Эта кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала. Порядок изготовления “Купавки” очень прост. Две палочки разной длины связывают крест – накрест. На верхней части креста укрепляют голову из светлой ткани, набитой ветошью, этой же тканью обтягивают руки куклы. Фиксируют ткань на шее, руках и поясе куклы. Привязывают лямки сарафана из яркой ткани. Надевают на куклу юбку, платок, повязывают пояс, а на руки привязывают тесёмки из ткани. Так как эта кукла летняя, её принято украшать травой, живыми цветами, зелёными веточками.

Обрядовую куклу “Масленица” делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево – тонкий ствол берёзы.

Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. Её закрепляли на крестовине из дерева. Куклу украшали лентами, искусственными цветами. На руки её ставили посуду, использовавшуюся при приготовлении блинов, вешали тесёмки, завязывая которые, люди загадывали желания. Эти тесёмки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.

Надо сказать, что в народе всегда придавали значение здоровью детей и семьи. Так некоторые обрядовые куклы были лечебные. Это “Козьма и Демьян”. Изготавливали их из лечебных трав: тысячелистник, ромашка и других трав. Есть такое предание. Жили на Руси два брата – погодки. Эти братья лечили людей и не брали денег и еды за лечение.

Поэтому раньше делали в их честь кукол и сажали в красный угол, чтобы они приносили, благо и здоровье в дом.

Обрядовая многорукая кукла «Десятиручка». Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда садились за рукоделие. В изготовлении используются нитки красного цвета, который является обережным. На низ сарафана вкруговую привязывается обязательно 9 красных ниточек-бантов. Куколка предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданое, и женщинам в разных делах, таких как ткачество, шитье, вышивка, вязание.

Традиционно после изготовления она почти сразу же сжигалась. Имея множество рук, она помогает женщине справляться со всей ее работой и сегодня. Предлагаем повесить куколку на видное место в комнате, где женщина проводит время в работе.

Современная кукла.

Современная классическая кукла имеет детские пропорции. Она хлопает огромными глазами и цветёт румянцем. Её одевают как в детские, так и во взрослые одежды. С появлением “Барби” в кукольном мире произошёл переворот. Она стала мечтой и идеалом каждой девочки. “Барби” завораживает и очаровывает. Продажи куклы Барби считаются самыми высокими в сравнении с реализацией других игрушек.

Руд Хендлер, одна из совладельцев компании “Маттел”, увидела, как её дочь Барбара играла с картонными фигурами – трафаретами. Девочка надевала на них наряды, которые соответствовали тем или иным ролевым ситуациям. Так у Хендлер родилась идея выпустить куклу не в старом образе младенца, а придать ей облик взрослого человека. У такой куклы может быть своя профессия, свой уклад жизни. Стало быть, новой кукле потребуются праздничные наряды, повседневная одежда, бытовые предметы и т. д. Но для начала кукле нужно было найти образ. Компания “Маттел” купила у танцовщицы Лили право копирования фигуры. Затем было изготовлено изображение куклы. Хендлер назвала её в честь дочери – Барби. Но вскоре дизайнеры поменяли облик куклы, они пришли к заключению, что кукла должна отражать модные тенденции, копируя пропорции известных всей стране топ – моделей. Барби появилась в 1958 году, и специалисты кукольных дел видят в ней отражение бытовавшего в ту пору стереотипа женского типа.

Девочки с восторгом приняли новую игрушку, потому что её внешние данные отвечали их представлению об изящном и прекрасном.

Но Барби существует только в окружении собственных вещей. Для неё надо приобретать мебель, дом, потом бассейн, автомобиль, друга и так до бесконечности. Барби – продукт общества потребления. Она очень красива, но бездушна и инфантильна. Для американцев не имеет значение, что у неё нет души. Ведь многие из них уверены, что за доллары они могут купить и дружбу, и любовь.

Взрослые создают для детей всё новых кукол. Сейчас компания “Менли Той Квест” разрабатывает куклу нового поколения – Синди Смарт, это усовершенствованная Барби. Кукла способна видеть с помощью встроенной камеры и распознавать предметы. Кроме того, Синди Смарт оснастят микрофоном и системой распознавания речи: она сможет разговаривать на 5-ти языках. В её память заложат большое количество программ.

Такие длинноногие красотки и дальше будут очаровывать детей. Так через вроде бы безобидную куклу нам навязывается идеология общества потребления и американский образ жизни. Играя с такой куклой, ребёнок сам превращается в бездушную куклу, играющую на сцене жизни по законам общества потребления.

Сравнение традиционной народной игрушки

с игрушкой массового производства.

Как у традиционной русской народной куклы, так и у современной куклы массового производства есть свои преимущества и свои недостатки.

Традиционная тряпичная русская кукла была “безликой”, что позволяло детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать настроение куклы и её характер. Преимуществом такой куклы было её быстрое изготовление, она была индивидуальна в своём роде и больше не повторялась. Такая добротно и ладно сшитая кукла считалась хорошим подарком и рассматривалась как эталон рукоделия. По ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.

Недостатком тряпичной куклы было то, что её нельзя было помыть, причесать и сшить новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимали. Многие тряпичные куклы были однодневками.

Преимущество современной куклы в том, что она долговечна. Её можно мыть, расчёсывать, переодевать в разную одежду. По видам одежды кукла может менять профессию, побывав и врачом, и космонавтом и т.д. Она сопровождается соответствующими аксессуарами. У современной куклы двигаются голова, руки, ноги и талия.

Недостатком современных кукол является то, что они не индивидуальны, а внедрены в массовое производство. Они притупляют вкус к разнообразию и фантазии, и не приучают детей к труду и рукоделию.

Моё исследование.

Мы посмотрели стандартный ассортимент игрушек в магазинах города и выяснили следующее:

  • прилавки наших магазинов изобилуют игрушками из Китая. Они пользуются большим спросом. Покупателей привлекает яркое оформление и небольшая цена.
  • есть в продаже куклы российского и белорусского производителей.
  • Некоторые покупатели отдают предпочтение куклам из России, так как они изготовлены из безопасных материалов. Куклы выполнены из резины и пластмассы, фарфора, синтетических тканей и волокон.

В магазинах идеальных кукол не продают. Детская игрушка, должна быть из натуральных материалов: из шерсти, хлопчатобумажных тканей, из дерева. Натуральные материалы безопасны для здоровья. Польза от игры с пластмассовыми игрушками, равна нулю.

Ребенок, получая игрушки одну за другой, может все равно маяться от скуки. А народная кукла, да к тому же сделанная своими руками, никогда не надоест! В куклы не только играли - с ними справляли календарные обряды, призывали дождь в засуху или тепло в прохладную пору. Они были рядом на свадьбах и при рождении младенцев. С ними встречали гостей, их дарили на день рождения, придумывали о них сказки, делились радостями и невзгодами: куколка не выдаст, она непременно поможет! Через эти милые создания дети начинают постигать свои корни. А значит, есть надежда, что в стремительно меняющемся мире останется память предков, которая не даст забыть свою историю. К ней, генетической памяти, можно обратиться за помощью в самых трудных случаях.

Ребенок, получая игрушки одну за другой, может все равно маяться от скуки. А народная кукла, да к тому же сделанная своими руками, никогда не надоест! В куклы не только играли - с…

Защитить дом, исцелить, привлечь богатство и удачу помогут традиционные куклы-мотанки, удивительные и загадочные. Наши предки верили в их магическую силу, способность охранять от злых сил, дурного глаза и болезней. Изготовление этого оберега — целый ритуал. Мотанку не вяжут, не шьют, а только мотают. Использовать при этом иглы, ножницы или любые колюще-режущие предметы строжайше запрещается — чтобы не резать свое счастье и судьбу.
Хозяюшка-благополучница, Подорожница, Благодать, куклы на удачное замужество, беременность, счастье, здоровье. С помощью мастер-классов, представленных в этом издании, вы сможете самостоятельно изготовить любую куклу- мотанку, которая станет для вас надежным оберегом, обладающим невероятной энергетикой.

Защитить дом, исцелить, привлечь богатство и удачу помогут традиционные куклы-мотанки, удивительные и загадочные. Наши предки верили в их магическую силу, способность охранять от…

Учебно-методическое пособие предназначено для педагогов ДОУ и студентов педагогических вузов по специальности "Народное художественное творчество". Предлагаемое пособие содержит теоретический и практический материал, который может быть использован специалистами учреждений дополнительного образования, педагогами специальных образовательных учреждений на занятиях и в самостоятельной художественной деятельности.

Учебно-методическое пособие предназначено для педагогов ДОУ и студентов педагогических вузов по специальности "Народное художественное творчество". Предлагаемое пособие содержит…

В традиционной русской культуре наряду с фольклором, обрядовыми праздниками, ритуальными оберегами, предметами прикладного искусства особое место занимает обрядовая кукла. Она была и детской игрушкой, и элементом праздничных обрядов. Обо всем этом рассказывается в кратких этнографических очерках.
Авторы в доступной и увлекательной форме воссоздают уникальные приемы изготовления обрядовых и игровых кукол, на протяжении веков сопровождавших быт русских крестьян.

Книга представляет интерес для широкого круга читателей, увлекающихся народным творчеством. Материал может быть использован для организации внеклассной кружковой работы с детьми младшего и среднего школьного возраста.

В традиционной русской культуре наряду с фольклором, обрядовыми праздниками, ритуальными оберегами, предметами прикладного искусства особое место занимает обрядовая кукла. Она…

Куклы-обереги. Мотанки, домовые, ангелы, веночки

Татьяна Денисова - кукольный мастер, участница многочисленных выставок-ярмарок и фестивалей, сохраняет и продолжает народные традиции. Учит детей и взрослых декоративно-прикладному искусству, раскрывая перед ними завораживающий мир народной куклы.
Народные куклы-обереги дошли до нас из глубины веков. Они - часть древних традиций наших предков, которые на время были забыты, а теперь возрождаются. Помните, что над каждой куклой работают не только руки - это еще и труд души.
Когда-то умение делать кукол передавалось от матери к дочери, от бабушки к внучке. Создание кукол в большинстве случаев - женское дело, женская магия. Ведь женщина всегда была хранительницей домашнего очага и семейных традиций.
Попробуйте создать куклу-мотанку, и вы почувствуете, как просыпается родовая память.
В этой книге собраны куклы-обереги на самые разные случаи жизни.
- Травница - оберег на здоровье. Вместо юбки у нее мешочек с душистыми травами, в котором сокрыт запах лета, луговых трав и цветов.

- Кормилка - оберег, воплощающий образ ласковой матери, оберегающей чадо от всякой беды. Это одна из первых детских игрушек, которую младенец может запросто попробовать на зуб.

- Колокольчик - игровая и обережная куколка для хорошего настроения.

- Коза - обрядовая и обережная кукла, усливающая женскую энергию и вдохновляющая на творчество в повседневных делах.

- Куколка на здоровье - настоящая спасительница для захворавшего человека: она отдает свою силу, очищает и дарует энергию.

- Подорожница - оберег для тех, кто отправляется в дальний путь.

- Девка-баба - игровая кукла для подрастающей девочки, помогающая осознать свою женскую силу и предназначение.
Пусть каждая созданная вами куколка радует людей, оберегает и приносит счастье!

Татьяна Денисова - кукольный мастер, участница многочисленных выставок-ярмарок и фестивалей, сохраняет и продолжает народные традиции. Учит детей и взрослых…

Создание из ярких лоскутков ткани кукол, несущих в себе особую символику и способных стать оберегами на все случаи жизни - уникальный в своем роде вид рукоделия, позволяющий прикоснуться к древним русским традициями. Будь то лоскуток, ниточка, лента, какая-то особая форма - все наполнено глубоким смыслом, отражающим мудрость наших предков. Представляем вашему вниманию удивительную книгу, созданную настоящим знатоком русских традиций, мастером Юлией Моргуновской и посвященную изготовлению традиционных обережных кукол своими руками. На ее страницах вы найдете 14 вариантов кукол-оберегов на разные случаи жизни с подробными описаниями, пошаговыми фотографиям, а также с рассказом о предназначении каждой куколки.

Создание из ярких лоскутков ткани кукол, несущих в себе особую символику и способных стать оберегами на все случаи жизни - уникальный в своем роде вид рукоделия, позволяющий…

Традиционной игрушкой в быту на Руси с древних времен была тряпичная кукла.
Изготавливались такие игрушки из подручного материала: из мягких шерстяных или хлопчатобумажных тканей, льна и ниток. Их мастерили неспешно, с хорошим настроением, большой любовью и надеждой на будущее. При изготовлении загадывали желание, напевали и приговаривали. Мастерица, создавая традиционную куколку, передавала своему творению часть души. Все делалось вручную, в единственном экземпляре. Поэтому эти куколки такие милые, добрые и очень родные, от них веет семейным теплом и домашним уютом, при их виде на душе становится отчего-то очень светло и радостно.
Смастерите для своего ребенка куколку. Сделанная при его участии вашими руками, она наверняка будет пользоваться особым доверием вашего сына или дочери.

Традиционной игрушкой в быту на Руси с древних времен была тряпичная кукла.
Изготавливались такие игрушки из подручного материала: из мягких шерстяных или хлопчатобумажных…

Книга рассказывает о том, как своими руками с помощью родителей ребенок может сделать настоящую народную куклу, игровую, обрядовую или даже куклу-оберег. Кукла выполняет воспитательную функцию, учит рукоделию, совместная работа над первой игрушкой помогает малышу изучать и осознавать традиции своего народа, способствует развитию мелкой моторики, творческих способностей ребенка. Автор увлекательно рассказывает об обрядах, с которыми связана та или иная кукла, о ее предназначении, о свойствах кукол-оберегов, в пошаговых мастер-классах показывает как сделать таких традиционных кукол как: обрядовые "Пеленашка", "Кукла-мать с детьми", "Неразлучники" "Мировое дерево", "Кукла-крестушка", "Столбушка (кукла-полено)", "Купальская кукла", обереговые куклы "Подорожница", "Благополучница", "Крупеничка", "Десятиручка". Ну и конечно же игровые куклы "Узелковая" (из носового платка), "Берегиня", "Зайчик" из лоскута.

В наше время функция народной куклы в основном сводится к игровой, но процесс изготовления такой игрушки очень увлекателен, во время работы можно можно петь, рассказывать сказки, разговаривать, и в этом смысле народная кукла без сомнения сохранила свои магические свойства - это сплачивает семью и настраивает на добрый и позитивный лад.

Книга рассказывает о том, как своими руками с помощью родителей ребенок может сделать настоящую народную куклу, игровую, обрядовую или даже куклу-оберег. Кукла выполняет…

Это вторая книга серии «Энциклопедия народного мастера», посвящённая изготовлению традиционной народной куклы. В издании представлены пошаговые мастер-классы по изготовлению совершенно новых кукол народного мастера Г. Качан, не вошедших в первую книгу. Книга будет интересна как начинающим, так и опытным мастерам, желающим наполнить свою жизнь гармонией и положительной энергией.

Это вторая книга серии «Энциклопедия народного мастера», посвящённая изготовлению традиционной народной куклы. В издании представлены пошаговые мастер-классы по изготовлению…

Чеботкова Н. Свадебные куклы Методическое пособие

В этом методическом пособии собрано описание трех этнографических свадебных кукол: Зольная, Зольная с «гусеничкой», Кукла Невеста в венке и в шитом платье и шаги по их изготовлению.
Пособие предназначено для тех, кто интересуется народной куклой, народным бытом, а также для тех, кто ведет занятия со взрослыми и детьми.

". В разных местностях могли быть свои особенности проведения свадьбы, но основные действия — сватовство, сама свадьба (с утра свадебного дня до окончания свадебного пира) и послесвадебные обряды, выполнявшиеся примерно год после свадьбы, сохранялись неизменными везде.
Главной задачей было создать успешную, крепкую, богатую достатком и детьми семью и охранить молодых от «сглаза», того, что может повредить этому.

Свадьба — важнейший переход в жизни женщины. Девушка-невеста должна переродиться в замужнюю женщину, молодуху. И нужно защитить ее, оберечь от порчи и постараться обеспечить дальнейшую счастливую жизнь в новой семье, плодородие. В свадебных обрядах участвовали и куклы. И как обереги, и как пожелания плодородия. "

Чеботкова Н. Свадебные куклы Методическое пособие

В этом методическом пособии собрано описание трех этнографических свадебных кукол: Зольная, Зольная с «гусеничкой», Кукла…

Взяв в руки книгу Ольги Мироновой и перелистав её, вы на какое-то время окунётесь в мир обрядовых куколок. Кто-то считает, что в современном образе жизни эти куколки не более, чем украшение в доме. Кто-то приурочивает создание и дарение куколок к какому-то важному празднику, например, свадьбе, и тогда куколку уже нельзя назвать просто декоративной.
Конечно же, эти куколки не являются обрядовыми в том понимании, каким наделяли их наши предки. Но и бесполезными безделушками их не назовёшь. А если учесть, что и по сей день процесс создания куколок частично сохраняет в себе архаичные элементы, то и называем мы их обрядовыми, так как они разительно отличаются от светских кукол, предназначенных для повседневных игр в дочки-матери. Эти куклы сопровождали наших предков всю жизнь от рождения до старости. Отголоски этих традиций мы постараемся сохранить в наше время.
Возможно, мастер-классы по куколкам этой книги всколыхнут в вас желание создать какую-нибудь из них самостоятельно и поселить в своём доме в качестве обережного символа. В книге вы найдёте подробные описания каждого этапа создания кукол.
Книга представляет интерес для широкого круга читателей, увлекающихся народным творчеством.

Взяв в руки книгу Ольги Мироновой и перелистав её, вы на какое-то время окунётесь в мир обрядовых куколок. Кто-то считает, что в современном образе жизни эти куколки не более, чем…

Интерес к традиционным формам искусства и культуры стал возвращаться с неимоверной силой и скоростью, и люди начали увлечённо творить новые образы на основе старых образцов, время от времени преображая свои творения как внешне, так и внутренне. Тряпичные куклы активно, преломляясь через призму своих создателей, возвращаются в жизнь современного человека, во многом оторванного от природы и выбравшего в качестве места обитания каменные джунгли.

Интерес к традиционным формам искусства и культуры стал возвращаться с неимоверной силой и скоростью, и люди начали увлечённо творить новые образы на основе старых образцов, время…

Традиционная тряпичная кукла - это загадочный мир живых и интересных образов, таящих в себе множество скрытых смыслов. В качестве игрушки, оберега, обрядового символа кукла сопровождала человека от самого рождения, а секреты ее изготовления передавались из поколения в поколение.
Задача книг этой серии - сохранить драгоценные крупицы нашей культуры. А начнем мы с изготовления игровых и обережных кукол для детей. Особые навыки и инструменты не требуются. Куклы делаются в прямом смысле слова "на коленке" из лоскутов и ниток. Утешница, подружка, мамушка, пеленашка - тряпичные куклы никогда не наскучат! И пусть у них нет лица и безукоризненной симметрии, но зато у них есть добрая душа и богатая история. Они развивают воображение и знакомят детей с культурой наших предков.
Большое количество фотографий, интересные факты подробные мастер-классы - в книге есть все для того, чтобы каждый желающий мог приобщиться к чарующему миру куклы и сочинить свою лоскутную историю.

Традиционная тряпичная кукла - это загадочный мир живых и интересных образов, таящих в себе множество скрытых смыслов. В качестве игрушки, оберега, обрядового символа кукла…

В России есть свой праздник влюблённых! 8 июля - Всероссийский День семьи, любви и верности - уникальный праздник, вышедший из христианского церковного календаря. В этот прекрасный летний день православные почитают память святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских - покровителей семейного счастья, любви и верности. Символом праздника Дня семьи, любви и верности стала Ромашка. Но изначально символом и оберегом крепкого семейного союза на Руси была народная традиционная кукла "Неразлучники". Мастера этой книги предлагают объединить современный символ праздника и исконно русский - Ромашку и Неразлучников. День семьи, любви и верности - сравнительно молодой праздник. Со временем у него обязательно появятся свои традиции празднования. Но уже и сейчас в этот день принято дарить подарки. Мы решили, что отличным подарком для молодых станет обрядовая свадебная народная пара кукол НЕРАЗЛУЧНИКИ - символ и оберег крепкого семейного союза. Эти куклы скрывают в себе зашифрованное послание. Талисман изготавливали особым способом - куклы обязательно держались за руки. Традиционно руки Неразлучников не скрепляли, а объединяли в одну с самого начала. Но современные мастера народной игрушки делают Неразлучников и с переплетёнными руками. Есть правила изготовления кукол Неразлучников своими руками. Никаких острых, колющих, режущих предметов использовать при работе над куклой нельзя. Всё делается только руками мастера, мастерицы. Ткани отрываются от цельного полотна, а не режутся. Нить для смотки частей изделия не должна прерываться, использовать нужно цельную красную нить. Предлагаем читателям этой книги сделать своими руками Неразлучников. Для подарка ли, для себя и своей семьи в укреплении любви и верности. Подарите парочку таких кукол с пожеланиями крепкой и счастливой семейной жизни полной любви и взаимного уважения. Кроме этого, Праздник семьи, любви и верности - отличный повод провести этот день вместе и сказать самым близким и дорогим людям добрые слова. А можно и не ждать 8 июля. Ведь в нашей жизни есть немало поводов, чтобы подарить парочку Неразлучников - это маленькое чудо, сделанное вашими руками, со словами любви.

В России есть свой праздник влюблённых! 8 июля - Всероссийский День семьи, любви и верности - уникальный праздник, вышедший из христианского церковного календаря. В этот…

Название проекта «Традиции русского народа»
Продолжительность проекта: 4 недели
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.
Участники проекта: педагоги, дети, родители.
Возраст детей : 4-5 лет.
Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект: в какие игрушки играли наши бабушки и дедушки, когда были маленькими, какие сказки слушали, где жили и какую одежду носили?
Цель проекта: развитие патриотических чувств у детей 4-5 лет в процессе реализации педагогического проекта «Традиции русского народа»
Задачи проекта
Для детей:
Обучающие:
• Познакомить детей с традициями и культурой русского народа;
• Познакомить детей с русской народной игрушкой;
• Продолжать знакомить детей с русским фольклором – русскими народными сказками, русскими народными мелодиями и песнями.
Развивающие:
• Развивать творческие способности детей в процессе изобразительной деятельности.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес и любовь к истории русского народа.
• Воспитывать патриотические чувства у детей.
Для педагогов:
• Составить план проекта и осуществлять его реализацию в разных видах детской деятельности.
Для родителей:
Подготовить материал на тему «Русские народные традиции» (для создания альбома по проекту):
• Русские народные костюмы (женские, мужские, обрядовые),
• Русские народные игрушки (деревянные, глиняные игрушки, народные промыслы, тряпичные обрядовые куклы и т.п.),
• Русские народные праздники (Масленица, Иван Купала, Пасха и т.д.)
• Быт (русская изба),
• Защитники Руси (богатыри, воины 1812 г., времён первой, второй мировой).
Форма проведения итогового мероприятия проекта: организация выставки детского творчества.
Продукты проекта:
Для детей:
· Лепка филимоновской свистульки (из пластилина), роспись дымковской игрушки (рисование), рисование пластилином «Жостовский поднос» (в миниатюре).
Для педагогов:
· Создание альбома «Традиции русского народа» по материалам родителей.
· Организация выставки детского творчества.
Для родителей:
· Подготовка материала для альбома «Традиции русского народа».
· Посещение выставки детского творчества.
Ожидаемые результаты по проекту
· Обогащение знаний и представлений детей о русских народных традициях.
· Развитие патриотических чувств у детей.

Познание
Чтение художественной литературы
Коммуникация

Социализация
Физическая культура Формы взаимодействия с семьей
Драматизация сказки «Лисичка со скалочкой».
Русские народные подвижные игры «Гуси-гуси», «Бабка-Ёжка», «Бабушка и пирожок» Задание для родителей подготовить материал на тему «Русские народные традиции» (для создания альбома по проекту)
Художественное творчество
Музыка Режимные моменты
Лепка из пластилина «Избушка».
Раскрашивание «Дымковской игрушки». Расширение представлений детей о народных промыслах.
Пластилинография «Жостовский поднос». Расширение представлений детей о народных промыслах.
Лепка «Филимоновской свистульки» из пластилина. Приобщение детей к мастеровым традициям русского народа.
Показ изготовления обрядовой куклы-закрутки. Расширение представления детей о традициях наших предков.
Конструирование из строительного материала «Как избушка встала на курьи ножки.
Рисование декоративное «Весёлые матрёшки (хоровод). Слушание русских народных мелодий и песен («Плясовая», «Весёлая русская», «Во поле берёзка стояла», «Порушка-Пораня», «Барыня», «Как на тоненький ледок», «Во кузнице», «Солдатушки, бравы ребятушки»). Русские народные подвижные игры на прогулке.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К ПРОЕКТУ «ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДА»

Литература
1. Косарева В.Н. «Народная культура и традиции», Волгоград, «Учитель», 2013.
2. Пентелеева Н.Г. «Знакомим детей с малой Родиной», М., «ТЦ «Сфера», 2015.
3. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. М.: Айрис-пресс, 2003.
4. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. М., «Цветной мир», 2012.
5. Лыкова И.А. «Конструирование в детском саду», М., «Цветной мир», 2015.
6. Тихомирова О.Ю., Лебедева Г.А. «Пластилиновая картина», М., Мозаика-Синтез, 2011.
7. «Большая книга сказок» в обр. С. Кузьмина, Смоленск, «Книжный дом», 2015.

Русские народные мелодии и песни

«Плясовая»,
«Весёлая русская»,
«Во поле берёзка стояла»,
«Порушка-Пораня»,
«Барыня»,
«Как на тоненький ледок»,
«Во кузнице»,
«Солдатушки, бравы ребятушки».
Русская народная подвижная игра «Гуси-гуси»

Выбираются «хозяйка» и «волк». Остальные играющие — «гуси». «Хозяйка» сзывает гусей, «гуси» ей отвечают.
— Гуси-гуси!
— Га-га-га
— Есть хотите?
— Да-да-да!
— Ну, летите же домой!
— Серый волк под горой,
Не пускает нас домой,
Зубы точит,
Съесть нас хочет!
— Ну летите, как хотите, только крылья берегите!
«Гуси» разбегаются, «волк» их ловит. Когда «волк» переловит всех «гусей», «хозяйка» говорит ему:
— Волк, у тебя на дворе много свиней и других зверей. Пойди прогони их.
«Волк» просит ее прогнать их. «Хозяйка» трижды делает вид, что прогоняет зверей, но не может прогнать всех. Тогда «волк» идет прогонять их сам, а «хозяйка» в это время уводит «гусей» домой.

Русская народная подвижная игра «Бабка Ёжка»

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, прыжках на одной ноге, умению играть в коллективе.
Описание: Дети образуют круг. В середину круга встает водящий — Бабка Ёжка, в руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:
Бабка Ёжка – костяная ножка
С печки упала, ногу сломала,
А потом и говорит:
— У меня нога болит!
Бабка Ёжка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется — тот «заколдован» и замирает.
Правила игры: «Заколдованный» стоит на месте. Выбирается другой водящий, когда «заколдованных» станет много.

Русская народная подвижная игра «Бабушка и пирожок»

Задачи: развивать ловкость и внимательность, скоростные качества.
Описание: Выбираются «Бабушка» и «Пирожок». Остальные дети встают в круг, взявшись за руки. «Пирожок» находится в центре круга, а «Бабушка» – за его пределами. Дети говорят:
Испекла нам бабушка
Вкусные оладушки,
И с начинкой пирожок,
Ну-ка, съешь меня, дружок!
«Пирожок» выбегает из круга (дети поднимают руки вверх, образуя ворота), а «Бабушка» старается его поймать. После чего ведущие меняются.

Русские народные Считалочки

Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть,
К нам сорока подлетела
И тебе водить велела.

Шел баран
По крутым горам,
Вырвал травку,
Положил на лавку.
Кто ее возьмет, Тот и водить пойдет.

Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, он какой?
Аты-баты, золотой.

На золотом крыльце сидели
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей.
Не задерживай
Добрых и честных людей!

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Зайцева Ольга Геннадьевна

В статье рассматривается народная игрушка как неисчерпаемый источник педагогического материала, основа нравственного и патриотического воспитания. Ее использование в работе с детьми дошкольного возраста способствует усвоению ими духовных ценностей, заложенных в ней, формирует интерес к народному творчеству и любовь к своей Родине.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Зайцева Ольга Геннадьевна

Текст научной работы на тему «Традиционные ценности в народной игрушке»

ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ В НАРОДНОЙ ИГРУШКЕ

Зайцева Ольга Геннадьевна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра дошкольного и начального образования;

Гуманитарно-педагогический институт Федеральное государственное автономное образовательное учреждение Севастопольский государственный университет, г. Севастополь

Аннотация: в статье рассматривается народная игрушка как неисчерпаемый источник педагогического материала, основа нравственного и патриотического воспитания. Ее использование в работе с детьми дошкольного возраста способствует усвоению ими духовных ценностей, заложенных в ней, формирует интерес к народному творчеству и любовь к своей Родине.

Ключевые слова: народная игрушка, дети дошкольного возраста, художественные и педагогические традиции.

В конце 2015 г. президентом РФ В.В. Путиным была подписана «Стратегия национальной безопасности» [1], в которой сохранение и развитие культуры на традиционных духовно-нравственных ценностях востребовано национальными интересами страны, а их разрушение приравнивается к угрозе государственной безопасности. В этой связи, стратегической целью является сохранение и приумножение традиционных ценностей народов России.

Исторический опыт показал, что незнание культуры своего народа, его настоящего и прошлого ведет к разрушению связи между поколениями, наносит урон развитию человека и народа в целом.

Родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Поэтому, очень важно, знакомить ребенка с культурой своего народа начиная уже с дошкольного возраста. Невозможно решать задачи нравственного, патриотического воспитания не дав детям представления и знания о национальных традициях своей Родины.

Многие черты личности, сформированные народом, являются насущными и необходимыми в воспитании подрастающего поколения. Народный кодекс воспитания многих этносов на первый план выдвигает - служение своему народу и стране. Воспитательный идеал выражается в подготовке героя для своей страны, несущий в себе собирательный образ лучших качеств данного народа. Каждый должен считать своим долгом, при необходимости, пожертвовать собой во имя своей Родины, ее благополучия. Герои русских народных сказок и былин, к примеру, долго странствуют по свету, мужают в борьбе с разными злыми силами. Добрые люди им помогают, да и сами герои не раз оказывают помощь людям, находящимся в руках злодеев. Моральный облик «героя своей страны» включает в себя такие черты, как доброта, отзывчивость, почтение к родителям и старшим, самопожертвование.

Сущностью народного идеала всегда было противопоставление добра - злу, красоты и порядка - мировому хаосу, жизнеустройства и преобразующих сил творчества - распаду и смерти, вечного - временному. В этом заложена нравственная, жизнеутверждающая сила народного творчества. Сегодня к нам постепенно возвращается национальная память, и мы с особым вниманием должны относиться к старинным традиционным обычаям, праздникам, фольклору, народной игрушке.

Народная игрушка - прошлое в настоящем. Живая традиция, сохраняющая связь поколений, народов, эпох. Это огромный мир духовного опыта народа, художественных идей.

В народной игрушке фольклорная традиция синтезируется с традицией художественной. Ее отличает яркий художественный стиль народного творчества, в ней легко узнается знакомый образный язык, активное, жизнеутверждающее мировидение. Традиционная игрушка становится знаком, символизирующим народный стиль. Народной игрушке свойственны «врожденные» черты национальной культуры. Такова дымковская игрушка, богородская резьба, русская матрешка и пр., -живые носители традиционного народного творчества. В то же время известный исследователь в области народной игрушки Г.Л. Дайн [2, 186], отмечает, что в народной игрушке ярко выражен не только самобытный народный национальный характер, но также и универсальные, интернациональные черты общечеловеческой культуры. У разных народов встречаются одни и те же игрушки. Повторяются не только сами образы. Наблюдается поразительное сходство их форм конструкций, они оказываются близкими по цвету, орнаменту, росписи. Близость эта объясняется общечеловеческими потребностями. Всюду, где бы ни жили люди, перед ними всегда стояла общая важная задача - передать свой жизненный опыт следующему поколению. Народные игрушки были важным средством воспитания. Они рождались из естественной бытовой потребности, везде народные мастера учились у одного учителя - природы, работали с одним и тем же материалом.

Народная игрушка - духовный образ идеальной жизни, идеального мира, это атхетип представлений о добре, ставит перед собой благородную воспитательную задачу, учит добру, красоте, мудрости и сопереживанию.

Ни одно поколение не обходилось и не обходится без опоры на традиции предшествующих поколений, которые воспринимает с учетом задач, потребностей, интересов и условий своего времени.

Народные традиции и обычаи являются важнейшим средством, обеспечивающим организацию и субъективное формирование этнической общности, ее индивидуализацию. Они включают в себя, с одной стороны, духовные ценности этноса, а с другой, при помощи четко регламентируемых норм и правил, создают модель поведения для новых поколений, выступая при этом одним из важнейших воспитательных факторов.

Традиции выполняют целый ряд функций: устанавливают преемственность культур; являются формой хранения и передачи информации и культурных ценностей от поколения к поколению; производят отбор одобряемых обществом образцов поведения и эстетических, художественных ценностей. Выступая в роли коллективной памяти, традиции являются неотъемлемым элементом этнического сознания. Это материальные и духовные ценности этносов: устное народное творчество, народное песенное и художественное творчество. Самое ценное в художественных промыслах - это люди, мастера и художники, хранители прекрасных традиций, замечательные творцы нового.

Мир народной игрушки - мир целостного человека, который создается условиями природного окружения и охватывается как бы одним взглядом, одним чувством, все живет в нем не порознь, а вместе: поля, леса, солнце, тучи, человек - вся земля, весь белый свет. Народный мастер, пользуясь благами природы, добытыми трудом на земле, чувствует себя внутри природы, он связан с жизнью села в целом. Народный мастер особенно чувствует свою сопричастность к культурной традиции родного края. В своем творчестве он сохраняет масштаб всеобщего, познает мир через самого себя такая причастность к целому и создает в каждой культуре свой национальный образ мира, свои образы-типы, поскольку в каждом искусстве сохраняется генетическая связь в самом переживании мира, в эмоциональных реакциях на явления и творческая переработка ее в психике человека.

Такое восприятие жизни, мира ведет к особому прочтению традиционного образа в народной игрушке, которому мы верим, потому что оно отражает не только

авторское понимание жизни, а понимание народное, отлитое временем, закрепленное в формах, традициях, несущих опыт, выработанное вековым народным сознанием.

Изучив место и роль народной игрушки в воспитании детей дошкольного возраста можно утверждать следующее: народная игрушка - неотъемлемая часть народной педагогики. Игрушка не только сопровождение игры, но и средство обучения, развлечения и даже лечения. Народная игрушка выступает важным фактором психического развития. Она влияет на развитие познавательной, эмоциональной сфер личности, ее творческих способностей, активизирует продуктивную деятельность, способствует формированию самостоятельности у детей.

Через игрушку передается социально-культурный опыт, воспитываются нравственные и эстетические представления. Народная игрушка отражает художественные традиции, эстетические предпочтения и мировоззрение народа. Это обуславливает ее педагогическую роль как важного средства воспитания ребенка на национальных традициях. В исследовании О.Г. Батухтиной [3, 16] отмечается, что важным условием этого направления является ознакомление дошкольников с художественными и ремесленными традициями народной игрушки в сочетании с познавательным, эстетическим, нравственным и эмоциональным содержанием, а также воспитание правильного понимания ее культурно-исторического значения (произведение народного творчества, памятный подарок, традиционный национальный сувенир).

Игрушка - тот же носитель информации для ребенка, что газета или интернет для взрослого. По мнению доктора психологических наук В.В. Абраменковой [4, с. 101], игрушка может выступать агентом национальной информационной безопасности. Кукла может быть политическим предметом или политическим фигурантом. В известной в 90-х годах телепередаче «Куклы», персонажи, напоминающие политических деятелей, изображались в гротеске, что не способствовало их популяризации. В свое время, в США, разразился политический скандал из-за «куклы-террориста» Бен Ладена, которая бойко распродавалась в магазинах. Вслед за этим появилась кукла-герой, изображающая президента Буша. Бизнес оказался выгодным, но создателя игрушек обвинили в антипатриотизме и подрыве национальной безопасности США. Однако он сумел убедить власти в том, что игрушки формируют адекватное отношение американцев к президенту и могут положительно повлиять на будущую избирательную кампанию.

Какова культура, таковы и игрушки. Народная игрушка представляет собой самобытное явление материальной и духовной культуры народа. В единой живой системе народного творчества она служит средством связи поколений, в художественно-эстетическом содержании предметного окружения.

Народная игрушка - выступает культурным орудием, посредством которого в особой свернутой форме передается система духовных ценностей (исторических, нравственных, эстетических), сама суть человеческих отношений. Воплощенная в ярких образах, народная игрушка связывает настоящее с культурным прошлым народа, воспроизводит ценностное отношение к жизни, народный образ мира, формирует у детей психологию человека творца и созидателя.

Проблема окружения ребенка и в частности предметная среда, - актуальная проблема времени. Человеческая личность, характер народа и края - подгоняется сегодня под единый мировой стандарт и тем настоятельнее становится потребность в живом разнообразии предметного окружения детей, которое бы сохраняло традиционные духовно-нравственные ценности нашей культуры.

2. Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981. 192 с.

3. Батухтина О.Г. Формирование элементов национальной культуры средствами народной игрушки: Автореф. дис. . канд. пед. наук, 1999. 21 с.

Читайте также: