Логопедические игрушки для дыхания своими руками

Обновлено: 09.05.2024

Развитие речевого дыхания на логопедических занятиях. Игры на развитие речевого дыхания

Автор: Мельникова Анна Александровна, учитель-логопед МБДОУ "Колокольчик" г. Суровикино Волгоградской области

Описание: данная статья может использоваться педагогами как для выступления перед родителями на родительских собраниях так и для выступления перед коллегами на методических объединениях. Описанные ниже игры могут быть использованы на логопедических занятиях и в непосредственно образовательной деятельности проводимой воспитателями. Игры на развитие речевого дыхания предназначены для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Правильное речевое дыхание необходимо для развития речи, поскольку дыхательная система - это ни что иное как энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос.

Недостатки детского дыхания можно преодолеть:

1) развитием более глубокого вдоха и более длительного выдоха;

2) выработкой у детей умения правильно дышать в процессе речи.

Упражнения предъявляем ребенку только в игровой форме, не забываем, что рядом с нами находятся дошкольники и игра для них на первом месте.

При проведении игр направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо знать и помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют его и при этом могут вызвать головокружение. Поэтому игры должны ограничиваться по времени 3-5 минут с перерывами на отдых. Следует иметь в виду и то, что во всех играх, развивающих дыхание, строго соблюдается правило: вдох совпадает с расширением грудной клетки, выдох - с сужением ее. В процессе речи дети приучаются вдыхать только через рот, а не через нос, как это следует делать вне речевых актов [Логопедия: практическое пособие / авт.сост. В.И. Руденко - Ростов н/Д: 2008.]

Для развития дыхания ребенка используются множество дыхательных игр:

сдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки;

дуть на легкие шарики, карандаши, свечи;

Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе

дуть на плавающих в тазу уточек, корабликов, дуть на всевозможные вертушки и прочее;

надувать надувные игрушки, воздушные шары, пускать мыльные пузыри;

Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе

Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе

поддувать вверх пушинку, ватку и так далее.

В нашем детском саду игры на развитие дыхания проводятся не только на логопедических занятиях, но и активно используются в непосредственно образовательной деятельности проводимой воспитателями.

Вот описание некоторых игр применяемых на наших занятиях:

1. "Забей гол Дракоше"

Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе

Цель: развитие сильного непрерывного выдоха, развитие губных мышц.

Оборудование: легкий шарик от настольного тенниса (поролоновый шарик и другое), игрушка дракона.

Ход игры: Сегодня мы с тобой будем футболистами и тебе нужно забить как можно больше голов Дракоше.

Вытягиваем губы трубочкой и плавно дуем на шарик, загоняя его в ворота Дракоше. При этом педагог своей рукой может передвигать дракона тем самым создавая трудность в забивании гола.

Внимание! Следить, чтобы ребенок не надувал щеки. При необходимости их можно придерживать пальцами.

2. "Кто загонит мяч в ворота"

Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе

Цель: развитие сильного плавного выдоха.

Оборудование: шарик от настольного тенниса или ватный шарик, ворота из стаканчика из-под йогурта.

Ход игры: - Сегодня ребята, мы проводим соревнование кто загонит мяч в ворота. Итак, мы начинаем. Участники, улыбнитесь, положите широкий язык на нижнюю губу (упражнение "Лопаточка") и плавно, со звуком [Ф], дуем на шарик.

Вниманию! Следить за щеками ребенка и чтобы он произносил [Ф], а не [Х], то есть чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

3."Самый быстрый карандаш"

Цель: развитие длинного и плавного выдоха.

Оборудование: цветные карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.

Ход игры: перед ребенком сидящим за столом на расстоянии 20 см кладем карандаш. Сначала сами показываем ребенку как дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный край стола. Можно поиграть в эту игру вдвоем сидя друг напротив друга и перекатывать карандаш друг другу.

4. "Волшебные бабочки"

Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха.

Оборудование: искусственный цветок (бумажный цветок, нарисованный цветок) разноцветные (однотонные) бумажные бабочки.

Ход игры: - Посмотри какой у меня есть красивый, волшебный цветок. А ты знаешь, что на нем живут бабочки? Вот только беда злой волшебник заколдовал их и они разучились летать! Давай с тобой расколдуем их, чтобы они снова запорхали в небе. Посмотри, как это сделаю я (педагог дует на бабочек). А теперь твоя очередь!

5. "Бабочки порхают"

Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе

Цель: развитие длительного плавного выдоха.

Оборудование: коробка из под обуви оформленная в виде летней полянке, бумажные бабочки привязанные на нити.

Ход игры: - наступило прекрасное, теплое утро, солнышко взошло высоко в небо. Вот проснулись и запели птички, зайчики поскакали искать себе пищу. Ах, посмотрите в небе запорхали бабочки. Покажи, как?

6."Горячий чай"

Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе

Цель: развитие сильного плавного и продолжительного выдоха.

Оборудование: стаканчики из цветного картона.

Ход игры: - Здравствуйте, девчонки и мальчишки! Сегодня гости вы мои и горячим чаем всех я угощаю, а чтобы не обжечься вам - дуть я предлагаю!

7. "Снег кружится, летает, летает"

Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе

Цель: развитие сильного плавного выдоха.

Оборудование: коробка из - под обуви оформленная зимним мотивом, бумажные снежинки свисают вниз на нити.

Ход игры: Наступила зима и с неба посыпал снег. Ребенок дует на снежинки.

8. "Фокус"

Цель: развитие сильного целенаправленного выдоха.

Оборудование: маленький кусочек ваты.

Ход игры: Давай представим, что мы с тобой фокусники. Прежде чем показывать фокус своим родным нам с тобой надо потренироваться.

Открываем ротик. Делаем "чашечку" (боковые края языка прижаты к верхней губе, а посередине остается желобок). Кладем маленький кусочек ваты на нос. Делаем вдох через нос. Сильно дуем на ватку через рот так, чтобы она взлетела вверх.

Для занятий с детьми я также создала с помощью программы Microsoft Office PowerPoint альбом - поддувалочки, распечатала листы на картоне и получилось интересное пособие, где дети должны помочь ежу найти грибы под листьями, разбудить принцессу, сдунув с нее одеяло, накормить рыбку червячком, разогнать тучи, чтобы появилось солнышко, остудить чай для лисички и так далее.

Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе

Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе

Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе

Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе

Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе

Цель упражнений развитие сильного, продолжительного выдоха.

Итог: в копилке каждого логопеда, воспитателя есть игры для развития речевого дыхания и это очень важно. Эти игры способствуют: развитию дифференцированного дыхания; более длинному, плавному и ровному выдоху; активизируют губные мышцы, что помогает добиться хороших результатов в процессе исправления речи детей.

Речевое дыхание – это основа звучной речи, источник образования голосовых звуков. Хорошо поставленное дыхание, чёткое произношение звуков обеспечивает ясную дикцию и в разговорной речи, и в пении. Самодельным пособиям, тренажерам и играм своими руками на развитие правильного дыхания посвящен наш тематический раздел.

Игры на развитие дыхания

Содержится в разделах:

Включает в себя разделы:

Дидактическое пособие для дыхательной гимнастики «Волшебный зонт» Дидактическое пособие для дыхательной гимнастики «Волшебный зонт» Цели: - тренировать дыхательную систему. Научить детей правильно дышать через нос, рот, и при дыхании выполнять различные упражнения. - снимать эмоциональное напряжение - оздоровление организма. - тренировать.

Изготовление тренажера «Кит» для развития плавного длительного речевого выдоха

Изготовление тренажера «Кит» для развития плавного длительного речевого выдоха Подготовил: учитель-логопед М. А. Роттер Важнейшие условия правильной речи - это длительный выдох, чёткая и ненапряжённая артикуляция. Обычное дыхание существенно отличается от речевого. Жизненное дыхание непроизвольное. Вдох и выдох производятся через нос. Речевое дыхание -.

Дыхательная гимнастика. Самодельные игры и пособия - Пособие для развития речевого дыхания «Веселые картинки»

Мастер-класс по изготовлению игрушки для дыхания «Вертушка» в младшей группе

Мастер-класс по изготовлению игрушки для дыхания «Вертушка» в младшей группе Вертушка из бумаги на палочке (ветерок) – одна из самых популярных игрушек среди детей, которую можно сделать своими руками буквально за 5 минут. Лучше всего такая игрушка подходит для игры в теплое время года, когда малыши подолгу проводят время на улице. Существует большое.

Пособие на развитие дыхательного аппарата «Гостевые домики» Аннотация: Методическое пособие на развитие дыхательного аппарата «Гостевые домики» предназначено для детей 2-6 лет. Оно может быть использовано для индивидуальной работы с детьми, для занятий с группой детей, для самостоятельной игровой деятельности. Цель: Формировать навык.

Дыхательная гимнастика. Самодельные игры и пособия - Дидактическое пособие по дыхательной гимнастике «Волшебный лабиринт»

Дидактическое пособие по дыхательной гимнастике «Волшебный лабиринт»

Статья «Дидактическое пособие по дыхательной гимнастике «Волшебный. » Дидактическое пособие по дыхательной гимнастике «Волшебный лабиринт» Возраст детей 6-7 лет Введение. Дыхательная гимнастика как один из элементов здоровьесберегающих технологий имеет большое значение для развития еще несовершенной дыхательной системы ребенка и укрепления.

«Развитие речевого дыхания детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием нестандартного оборудования»

«Развитие речевого дыхания детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием нестандартного оборудования» Цель дыхательных упражнений – научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально плавно расходовать воздух на выдохе. Подготовительная работа, направленная на развитие речевого дыхания, состоит в том, чтобы научить детей производить быстрый вдох через рот и нос и.

Мастер-класс «Тренажер для дыхательных упражнений «Слоник»»

Мастер-класс «Тренажер для дыхательных упражнений «Слоник»» Цель мастер-класса: обучение изготовлению и применению тренажеров для дыхательной гимнастики. Задачи: -рассказать о необходимости регулярного проведения дыхательной гимнастики детей; -учить изготавливать тренажеры для дыхательной гимнастики. Развитие дыхания – является одной из.

Расскажите детям о правильном дыхании

Правильная и красивая речь тесно связана с правильным, ритмичным дыханием. Потому что для произнесения любых звуков требуется наличие сильной и направленной воздушной струи, возникающей у человека на выдохе.

Воздух при дыхании входит в организм человека через нос и через рот. Потом он через горло по дыхательным трубкам бежит в грудь, где расположены специальные дыхательные мешки – они называются лёгкие. Наши лёгкие похожи на воздушные шарики. Они то надуваются, то сдуваются. Лёгкие находятся в грудной клетке, которая защищает их от ударов. При вдохе и выдохе наша грудная клетка двигается, то растягивается как гармошка, то сжимается – когда воздух выходит из лёгких.

При каждом вдохе наш организм получает кислород, который каждому организму необходим для жизни. Ровное и ритмичное дыхание помогает сделать нашу речь красивой, правильной, звучной.

Развитие речевого дыхания имеет большое значение в коррекции речи. Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний.

Пособия-тренажеры для развития речевого дыхания, выполненные своими руками из бросового материала

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Хочу представить вам пособия - тренажеры, направленные на развитие правильного речевого дыхания у детей, выполненные своими руками.

Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха.

«Северное сияние» Выполнено следующим образом - картонный круг обматала пряжей различных цветов, затем на нити люрекс подвесила бусины и приклеила двух пингвинов, вырезанных из обложки тетради.




"Футбол» Изготовлено из крышки от обуви - это футбольное поле, пластиковой емкости разрезанной пополам - ворота.



«Рыбки» Кольцо из проволоки обмотала атласной тесьмой синего и фиолетового цвета. На кольцо прикрепила рыбок, выполненных из ракушек и гофрированной бумаги.


«Подуй на чай» Коробка от торта превратилась в интересное пособие.







«Кошечка беги» Кошечки сделаны из обычной бумаги, причем я использовала с напечатанным текстом.




«Буря в бутылке» В пластиковые бутылочки накрошила пенопласт и добавила пайетки. проделала отверстие в крышке для соломинки, крышку посадила на клей.


«Я подую - ты вертись» Различные картинки животных или сказочных героев прикрепить на шпажку и можно дуть на них они будут крутится на деревянной шпажке. Я использовала длинные шпажки для бутербродов с картинкой.



Игры получились яркими и очень нравятся детям. Они с удовольствием выполняют упражнения на дыхание.


Игры своими руками из бросового материала 1) Попугайчик – балансир Материалы: • белый картон или плотный лист бумаги; • ножницы; • фломастеры или карандаши; • кусочек пластилина;.

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия «Дед Мороз» для развития речевого дыхания

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия «Дед Мороз» для развития речевого дыхания Мастер-класс: Дидактическое пособие "Дед Мороз! " для развития речевого дыхания. Дидактическое пособие «Дед Мороз!», предназначено для развития.

Мастер-класс с родителями «Театр из бросового материала своими руками» Цель мастер-класса: Формирование у родителей интереса к театру и приобщение к совместной театральной деятельности. применении театрализованной.

Презентация «Дидактические пособия для формирования правильного речевого дыхания» Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным.

Методический проект «Развивающие игры своими руками из бросового и подручного материала»

Методический проект «Развивающие игры своими руками из бросового и подручного материала» Тип проекта: По доминирующему методу: практико-ориентированный. По характеру содержания: ребёнок и рукотворный мир. По характеру участия.

Мастер-класс по изготовлению поделки из бросового материала «Картина своими руками»

Мастер-класс по изготовлению поделки из бросового материала «Картина своими руками» Дать вторую жизнь вещам, на мой взгляд -всегда интересное и увлекательное занятие. Научить этому молодое поколение- значит показать, значимость.

Презентация «Тренажеры для развития речевого дыхания» Как известно, произношение звуков тесно связано с дыханием. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт.

Садовые фигурки своими руками из гипсовой штукатурки и бросового материала

Садовые фигурки своими руками из гипсовой штукатурки и бросового материала Садовые фигурки можно сделать своими руками быстро и красиво. Для этого нужно всего лишь бросовый материал и гипсовая штукатурка. Садовая.

Я хочу предложить вам дидактические пособия сделанные своими руками для развития речевого дыхания. Пособия используются мной в работе с детьми младшего возраста.

Что такое речевое дыхание?

Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вход и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Только правильное речевое дыхание позволяет человеку затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиваться максимального звука и плавности.

Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует, прежде всего, с развития дыхания. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Для чего это нужно? Правильное (физиологическое) дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки.

Упражнения дыхательной гимнастики проводятся ежедневно в течение 5—10 минут в хорошо проветриваемом помещении. Их можно использовать как физкультминутки в процессе занятия или как его часть, направленную на развитие речевого дыхания.

Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.

Упражнение «Тучка»

Оборудование: тучка с капельками дождя

Инструкция к проведению: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на капельки, чтобы пошел дождик»

Я тучка, тучка, тучка,

Большим дождем и ливнем

Я землю промочу!

Игровые пособия для развития речевого дыхания своими руками

"Горячий чай"

Цель: развитие сильного плавного и продолжительного выдоха.

Оборудование: чашки из цветного картона.

Ход игры: - Здравствуйте, девчонки и мальчишки! Сегодня гости вы мои и горячим чаем всех я угощаю, а чтобы не обжечься вам - дуть я предлагаю!



Игровые дидактические пособия своими руками для развития эмоциональной сферы дошкольников «Общительные игрушки»

Игровые дидактические пособия своими руками для развития эмоциональной сферы дошкольников «Общительные игрушки» Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,.

Дидактические игровые пособия для центра речевого развития детей второй младшей группы

Дидактические игровые пособия для центра речевого развития детей второй младшей группы Речь играет в жизни человека огромную роль. Она служит для общения, передачи информации и опыта, регуляции поведения и деятельности. В.

Дидактические пособия для развития речевого дыхания

Дидактические пособия для развития речевого дыхания Предлагаю вашему вниманию дидактические пособия направленные на развитие речевого дыхания. В последнее время много детей страдающих нарушением.

Дидактические пособия для развития речевого дыхания у дошкольников

Дидактические пособия для развития речевого дыхания у дошкольников Все знают, как важно развивать речевое дыхание детям с задержкой речевого развития, для освоения детьми правильного звукопроизношения. У.

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия «Дед Мороз» для развития речевого дыхания

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия «Дед Мороз» для развития речевого дыхания Мастер-класс: Дидактическое пособие "Дед Мороз! " для развития речевого дыхания. Дидактическое пособие «Дед Мороз!», предназначено для развития.

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для развития речевого дыхания

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для развития речевого дыхания Для того чтобы сформировать у ребенка правильное дыхание, следует сформировать правильный, плавный выдох. Данное дидактическое пособие позволит.

Пособия и игры для развития речевого дыхания

Пособия и игры для развития речевого дыхания Пособия и игры на развитие речевого дыхания Игры на развитие силы воздушной струи, равномерного вдоха и выдоха, силы голоса, эмоциональной.

Сказочные пособия для развития речевого дыхания

Сказочные пособия для развития речевого дыхания Пополнение и обновление предметно-пространственной среды в группах ДОУ -процесс, требующий творчества, выдумки, фантазии, и, конечно же,.

Автор: Черникова Наталья Валентиновна, воспитатель МБДОУ д/с №24 комбинированного вида «Полянка» г. Кстово Нижегородской области
Мастер – класс рассчитан на воспитателей, логопедов, родителей.
Назначение: для развития у детей речевого дыхания.


Цель: изготовление дидактического пособия для детского сада своими руками из CD дисков

Для дыхания он нужен,
С ветром, вьюгой очень дружен.
Окружает нас с тобой,
Не поймать его рукой.

(воздух)

Приступая к развитию у ребёнка физиологического дыхания, необходимо сформировать сильный плавный ротовой выдох. Дополнительно у ребёнка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении. Педагогу следует научить ребёнка набирать сильный вдох через нос или рот, затем делать плавный выдох. Следить, чтобы во время выдоха губы были сложены трубочкой, чтобы ребёнок не надувал щёки, чтобы выдох происходил не толчками, а плавно. Обратить внимание, что выдыхать следует до тех пор, пока не закончится воздух.

Цель использования пособия: формирование у детей плавного длительного выдоха
Для работы необходимо:
• Ножницы
• Простой карандаш
• Цветная самоклеящаяся бумага
• Цветная гофрированная бумага
• CD диски
• Пряжа или нитки
• Двусторонний скотч
• Цветная изолента



Пошаговый процесс выполнения работы:
1. Для изготовления пособия нам понадобятся шаблоны цветов, крыльев бабочки и серединки цветов.



2. Сначала будем делать основу пособия в виде цветка.
С помощью CD диска обводим на изнаночной стороне самоклеящейся бумаги 2 круга. Цвет бумаги выбираем любой. Я разложила бумагу и воспользовалась изолентой и ножницами, чтобы она не свернулась.






5.Берём изоленту любого цвета, по вашему желанию. И начинаем оформлять края основы нашего пособия.
Это мы делаем в целях безопасности, чтобы края CD диска не были доступны детям при использовании пособия, а также, чтобы пособие было красивым и эстетично выполненным.





6.Берём самоклеящуюся бумагу любого другого цвета. Обводим на ней с изнаночной стороны шаблон цветка № 2 дважды. Можно выбрать и шаблон цветка №1, по вашему желанию.






8. Теперь будем делать бабочку.
Берём шаблоны крыльев бабочки: большие крылья и маленькие крылья, заготовки из гофрированной бумаги разного цвета в виде прямоугольников по размеру равные шаблонам крыльев. Обводим шаблоны с помощью простого карандаша (можно использовать ручку).





9. Крылья, сложенные вместе, сворачиваем гармошкой по длинной стороне крыльев. Проглаживаем пальцами.





Отмеряем нить примерно 20-25 см, отрезаем. Длина нити может быть разной. Но не следует делать нить слишком короткой, иначе бабочку не возможно будет сдуть с цветка. А слишком длинная нить будет неудобна, так как бабочка на нити будет путаться.
Делаем из нити петлю.










12.Берём основу пособия в виде цветка с любой понравившейся стороны. Приклеиваем в середину кусочек двустороннего скотча в виде небольшого квадрата или прямоугольника.





Наклеиваем на середину основы. Таким образом, мы задекорируем кусочек скотча, закрепим концы нитей и оформим серединку цветку.



Готовый результат
Дидактическое пособие «Сдуй бабочку с цветка» готово к использованию в работе с детьми. Можно заниматься индивидуально.



А можно использовать в работе с группой детей. Для этого необходимо сделать несколько таких пособий - тренажёров для развития дыхания, используя шаблоны цветка, крыльев бабочки, серединки для цветка, а также разного цвета самоклеящейся и гофрированной бумаги.




Так выглядят сделанные пособия с обратной стороны. Серединку я не выделяла. А по желанию это можно сделать.

Читайте также: