Логопедические пятиминутки по теме игрушки

Обновлено: 04.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Логопедические пятиминутки по лексической теме «Детский сад. Профессии»

1. Артикуляционная гимнастика ТАНИНЫ ИГРУШКИ

Таня с куклою играет.

Кукла «ма‑ма» повторяет.

По слогам, широко открывая рот, несколько раз подряд произнести слово «ма‑ма».

Буратино улыбается,

Даже если удивляется,

А улыбка до ушей,

Хоть завязочки пришей.

Широко улыбнуться, обнажив два ряда сжатых зубов.

Вот воздушные шары.

Шары большие, надувные.

Надуть щеки и подержать их так несколько секунд.

Стала Танечка играть,

Куклам шарики кидать.

Буратино шар поймал,

Только носом шар порвал.

Надуть щеки, а затем стукнуть по ним кулачками так, чтобы воздух с шумом вырвался наружу.

Шарик лопнул: «Ой‑ой‑ой!»

Стал совсем‑совсем худой!

Из ротовой полости всосать в себя воздух и втянуть щеки внутрь.

Посадила Таня Буратино на лошадку.

Начал быстро он скакать –

Его лошадь не догнать.

Цокают копытца,

По паркету всадник мчится.

Цокать языком в разном темпе, то быстрее, то медленнее, а затем произнести губами: «Тпру».

Видишь, рядом на полу

Музыкальную юлу?

Юла пляшет и поет,

После на бок упадет.

Вращать указательным пальцем, изображая юлу.

Покажи‑ка, язычок,

Как кружится наш волчок.

Широко открыть рот и несколько раз подряд облизать губы заостренным кончиком языка по кругу.

Потом взяла Танюшка

На палочке вертушку.

На вертушку дует –

Та кружится, танцует.

Поднести к губам игрушку‑вертушку и подуть на нее так, чтобы вертушка пришла в движение. Дуть следует спокойно, не надувая щек. Если малыш все же надувает щеки, то ему следует предложить придержать щеки ладонями.

Часы пробили девять,

Пора идти в кровать.

Ну, что же тут поделать.

Пора Танюше спать.

Положить руки под щеку.

Таня спит: «Ч‑ч‑ч…»

Поднести указательный палец к губам,

А часы идут, идут…

Только с места не сойдут.

Лишь маятник спешит всегда:

Туда‑сюда, туда‑сюда.

2. Развитие речевого дыхания и силы голоса «Узнай, кто я» (шепотная речь)

3. Дать детям представления о труде людей, показать результаты труда, его общественную значимость. Расширить представления о труде работников детского сада.

Ввести в активный словарь:

— существительные: шофер, водитель, машинист по стирке белья, воспитатель, логопед, методист, повар, прачка, врач, медсестра, кладовщица; картофелечистка, электромясорубка, пылесос

— прилагательные: нужный, полезный, трудный, интересный, необходимый;

— глаголы: водить, управлять, воспитывать, учить, лечить, готовить, стирать, выдавать;;

— наречия: старательно, слаженно, умело, бережно.

4. Развитие мелкой моторики. Пальчиковые гимнастики «Встали пальчики», «Наша группа»

«Встали пальчики»

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик - прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише, тише, не шумите,

Пальчики не разбудите.

Встали пальчики –«Ура!»

В детский сад идти пора!

Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца.

Затем большим пальцем касаться всех остальных – «будить».

С восклицанием «Ура!» - кулачки разжать, широко расставив пальцы.

5. Координация речи с движением

Детский сад

Солнце скрылось за домами, («солнышко» над головой)

Покидаем детский сад. (шаги на месте)

Я рассказываю маме (показывают на себя, а потом на воображаемую маму)

Про себя и про ребят: (показывают на себя, а потом на других ребят)

Как мы хором песни пели, (далее движения по тексту)

Как играли в чехарду,

Что мы пили, что мы ели,

Что читали в детсаду.

В нашей группе все друзья.

(Дети ритмично стучат кулачками по столу.)

Самый младший — это я.

(Разжимают кулачки, начиная с мизинчика.)

«ДЕТСКИЙ САД. ПРОФЕССИИ»

Шепотная речь.

Работа над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи. «Повар» с использованием метода синхронизации речи с движениями рук

Работа над четкостью речи «Детский сад» с использованием стимульного материала

Работа над интонационной выразительностью

речи. «Логопед» с использованием метода синхронизации речи с движениями рук

Работа над ясной шепотной речью. «Дворник» с использованием метода синхронизации речи с движениями рук

Работа над интонационной выразительностью

речи. «Врач» с использованием метода синхронизации речи с движениями рук

Координация речи с движением. Мелкая моторика

Мелкая моторика. Работа в тетради в клетку. Учимся ориентироваться на листе бумаги. Нарисуй солнце в правом вернем углу, цветок в левом нижнем углу и т.д.

Слуховое внимание: «Угадай, кто тебя позвал?»

Работа со шнуровками

Слуховое внимание. «Кто лишний?» (профессии в детском саду)

Игра: «Звук. Слово. Предложение» (что я произнесла: звук, слово или предложение?)

Раскрась слова, начинающиеся со звука «У»

Составление предложений о профессиях в детском саду

Раскрась картинки, слова, начинающиеся со звука «А»

Сделай подарки Ане и Уле. (подбор картинок, начинающихся со звуков «А», «У».

Экскурсия по детскому саду.

Расширение словаря. Беседа

Образование однокоренных слов от слова сад.

Игра с мячом «Передай дальше»

Грамматический строй речи.

Игра с мячом: «Один – много – нет много»…

Связная речь. Рассказы о профессиях в детском саду (по мнемотаблице)

Грамматический строй речи.

«Кто чем пользуется?» (Твор. п. существительных с опорой на картинки)

Профилактика дисграфии «Допиши буквы»

«Сложи букву из палочек»

«Вылепи буквы из пластилина»

«Узнай буквы на ощупь»

Игра «Составь слоги».

Выкладывание и чтение


Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по химии в условиях реализации ФГОС ООО


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе


Курс повышения квалификации

Кубановедение: история, культура и традиции народов Кубани


«Формирование семейных ценностей у школьников на уроках литературы в условиях реализации ФГОС ООО»

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 918 606 материалов в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и предоставление туристских услуг»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности педагога-дефектолога: специальная педагогика и психология»
  • Курс повышения квалификации «Система работы учителя-дефектолога при обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями (ООП) в общеобразовательном учреждении»
  • Курс повышения квалификации «Современные методики логопедической ритмики с детьми с нарушениями речи»
  • Курс профессиональной переподготовки «Логопедия в дошкольных образовательных организациях и в начальной школе»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности логопеда в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Логопедия: организация обучения, воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с тяжелыми речевыми нарушениями»
  • Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»
  • Курс профессиональной переподготовки «Логопедия: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая логопедия»
  • Курс повышения квалификации «Логопедия: Организация обучения, воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с тяжелыми речевыми нарушениями в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Использование методики Гленна Домана в работе с неговорящими детьми при подготовке к обучению грамоте»
  • Курс повышения квалификации «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей дошкольного возраста»
  • Курс профессиональной переподготовки «Тифлопедагогика: теория и методика преподавания в образовательных организациях»

Оставьте свой комментарий

  • 25.08.2017 1040
  • DOCX 575.5 кбайт
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Большакова Елена Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

82 минуты

«Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

93 минуты

«Проектирование воспитательной работы по формированию культуры здорового образа жизни»

77 минут

«Особенности изучения математики с учащимися с ОВЗ»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Речевые пятиминутки- это одна из технологий преодоления речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций.

ВложениеРазмер
rechevye_pyatiminutki_po_leksicheskim_temam.docx 63.35 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека речевых пятиминуток

  1. Речевая пятиминутка по лексической теме Осень
  1. Речевая пятиминутка по лексической теме Грибы
  1. Речевая пятиминутка по лексической теме Перелетные и зимующие птицы
  1. Речевая пятиминутка по лексической теме Инструменты
  1. Речевая пятиминутка по лексической теме Насекомые
  1. Речевая пятиминутка по лексической теме 23 февраля. Защитники отечества
  1. Речевая пятиминутка по лексической теме Рыбы
  1. Речевая пятиминутка по лексической теме Фрукты
  1. Речевая пятиминутка по лексической теме Весна. Мамин праздник
  1. Речевая пятиминутка по лексической теме Домашние животные
  1. Речевая пятиминутка по лексической теме Дикие животные
  1. Речевая пятиминутка по лексической теме Транспорт
  1. Речевая пятиминутка по лексической теме Игрушки
  1. Речевая пятиминутка по лексической теме Одежда
  1. Речевая пятиминутка по лексической теме Посуда
  1. Речевая пятиминутка по лексической теме Новый год. Елка. Зимние забавы
  1. Речевая пятиминутка по лексической теме Семья
  1. Речевая пятиминутка по лексической теме Части тела и лица
  1. Речевая пятиминутка по лексической теме Продукты питания
  1. Речевая пятиминутка по лексической теме Мебель
  1. Речевая пятиминутка по лексической теме Овощи
  1. Речевая пятиминутка по лексической теме Обувь
  1. Речевая пятиминутка по лексической теме Профессии

Речевые пятиминутки – это одна из технологий преодоления речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций.

Речевые пятиминутки способствуют развитию всех компонентов речевой системы, а также неречевых психических функций. В играх и упражнениях

развивается импрессивная и экспрессивная речь: формируется, расширяется уточняется словарь; формируется и совершенствуется грамматический строй речи; развивается фонематическая и фонетическая системы речи, развивается понимание речи, формируется диалогическая речь, развивается речевое общение.

Подвижные игры и упражнения способствуют всестороннему полноценному развитию двигательных способностей детей, обогащают их двигательный опыт, развивают координацию движений, подражательность.

Речевые пятиминутки включают в себя игры и упражнения, каждое из которых имеет свою цель. Это:

  1. Артикуляционная гимнастика – это упражнения необходимые для того что бы:

— улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводи мость);

улучшить подвижность артикуляционных органов;

укрепить мышечную систему языка, губ, щѐк;

научить ребѐнка удерживать определѐнную артикуляционную позу;

увеличить амплитуду движений;

уменьшить спастичность (напряжѐнность) артикуляционных органов;

подготовить ребѐнка к правильному произношению звуков.

  1. Упражнения по развитию мелкой и общей моторики. Упражнения развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка. Упражнения способствуют развитию координации речи с движением, а так же улучшения мышечного тонуса, силы, ловкости, быстроты, точности движений, ритмичности, пластичности.
  1. Упражнения на дыхание. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Упражнения способствуют развитию

нижнего диафрагмального дыхания, плавного и длительного выдоха, не обходимого для правильного развития речи.

  1. Упражнения на развитие эмоций, направлены на развитие мимической мускулатуры лица.
  1. Упражнения на релаксацию способствуют расслаблению мышечного тонуса..
  1. Упражнение на развитие высоты и силы звучания голоса, просодического компонента речи.

Главный принцип эффективности в работе – это индивидуальный подход к каждому ребенку учитывая возрастные особенности и уровень развития ребенка.

Данный вид деятельности способствует положительной динамике в работе с детьми.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Речевые пятиминутки – это одна из технологий преодоления речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций.

Речевые пятиминутки способствуют развитию всех компонентов речевой системы, а также неречевых психических функций. В играх и упражнениях развивается импрессивная и экспрессивная речь: формируется, расширяется уточняется словарь; формируется и совершенствуется грамматический строй речи; развивается фонематическая и фонетическая системы речи, развивается понимание речи, формируется диалогическая речь, развивается речевое общение.

Подвижные игры и упражнения способствуют всестороннему полноценному развитию двигательных способностей детей, обогащают их двигательный опыт, развивают координацию движений, подражательность.

Речевые пятиминутки включают в себя игры и упражнения, каждое из которых имеет свою цель. Это:

1. Артикуляционная гимнастика – это упражнения необходимые для того что бы:

— улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводи­мость);

улучшить подвижность артикуляционных органов;

укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;

увеличить амплитуду движений;

уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;

подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.

2. Упражнения по развитию мелкой и общей моторики. Упражнения развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка. Упражнения способствуют развитию координации речи с движением, а так же улучшения мышечного тонуса, силы, ловкости, быстроты, точности движений, ритмичности, пластичности.

3. Упражнения на дыхание. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Упражнения способствуют развитию нижнего диафрагмального дыхания, плавного и длительного выдоха, не обходимого для правильного развития речи.

4. Упражнения на развитие эмоций, направлены на развитие мимической мускулатуры лица.

5. Упражнения на релаксацию способствуют расслаблению мышечного тонуса..

6. Упражнение на развитие высоты и силы звучания голоса, просодического компонента речи.

Главный принцип эффективности в работе – это индивидуальный подход к каждому ребенку учитывая возрастные особенности и уровень развития ребенка.

Данный вид деятельности способствует положительной динамике в работе с детьми.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- развитие ритмичности речи, модуляции голоса, интонационной выразительности речи в работе над звукоподражаниями, при рассказывании маленьких потешек, при выполнении подвижных упражнений с текстом.

IV нед.

Утро. Распевка «Музыкальная голосилка»


Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять,

(Загибают пальчики, начиная с большого.)

Будем листья собирать.

(Сжимают и разжимают кулачки.)

Листики дуба мы соберем,

(Загибают пальчики, начиная с большого.)

Маме осенний букет отнесем.

(«Шагают» по столу средним и указательным пальчиками.)

Игра на координацию речи с движением «Листья»

Листья осенние тихо

(Кружатся на цыпочках, руки в стороны.)

Листья нам под ноги

тихо ложатся (Приседают.)

И под ногами шуршат,

шелестят, (Движения руками вправо-влево.)

Будто опять закружиться

I нед.

Утро. Логопедическая распевка «Гуси»


Пальчиковая гимнастика «У Лариски – две редиски»

(По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого, на одной или обеих руках.)

Два зеленых огурца.

Да еще у Петьки

Две хвостатых редьки.

Вечер. Игра на координацию речи с движением «Урожай»

В огород пойдем,

(Идут по кругу, взявшись за руки.)

Мы морковки натаскаем

И картошки накопаем.

Срежем мы кочан капусты,

Круглый, сочный, очень вкусный,

(Показывают круг руками — 3 раза.)

Щавеля нарвем немножко

И вернемся по дорожке.

(Идут по кругу, взявшись за руки)

II нед.

Утро. Логопедическая распевка «Курочка»


Пальчиковая гимнастика «Компот»

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот:

(Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают».)

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

(Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

(Опять «варят» и «мешают».)

Вечер. Игра на координацию речи с движением «Ёжик и барабан»

С барабаном ходит ежик,

Целый день играет ежик,

(Маршируют по кругу, изображая игру на барабане.)

С барабаном за плечами,

Ежик в сад забрел случайно,

(Идут по кругу, спрятав руки за спину.)

Очень яблоки любил он,

(То одной, то другой рукой подносят ко рту воображаемое яблоко.)

Барабан в саду забыл он,

(Останавливаются, разводят руками.)

Ночью яблоки срывались,

(Руки на поясе, прыжки на месте.)

И удары раздавались,

Зайцы здорово струхнули,

Глаз до зорьки не сомкнули,

(Делают «ушки» из ладошек, медленно приседают, сидят, дрожат, закрывают глаза руками.)

III нед.

Утро. Логопедическая распевка «Заяц»


Пальчиковая гимнастика «За ягодами»

Раз, два, три, четыре, пять,

(Пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших.)

В лес идем мы погулять.

(Обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу.)

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

(Загибают пальчики, начиная с большого.)

Вечер. Игра на координацию речи с движением «Ягодка – малинка»

За малиной в лес пойдем, в лес пойдем.

(Идут в хороводе, взявшись за руки.)

Спелых ягод наберем, наберем.

(Идут по кругу, обеими руками собирая воображаемые ягоды.)

А в лесу тропинка.

(Встают лицом в круг, тянутся руками вверх; потом пальчиками достают «тропинку», сделав наклон.)

(Бегут по кругу, взявшись за руки.)

IV нед.

Утро. Логопедическая распевка «Пароход»


Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят:

(Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)

Два медведя, Буратино,

И веселый Чипполино,

И котенок, и слоненок.

(Загибают поочередно все пальчики.)

Раз, два, три, четыре, пять.

(Разгибают поочередно пальчики.)

Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать.

(Попеременно хлопают в ладоши стучат кулачками.)

Вечер. Игра на координацию речи с движением «Мячик»

Раз, два, прыгай, мячик.

(Взмахи правой ладонью, как бы удары по мячу.)

Раз, два, и мы поскачем.

Девочки и мальчики

Прыгают, как мячики.

(Ритмичные прыжки на носочках, руки на поясе.)

I нед.

Утро. Логопедическая распевка «Песня волка»


Пальчиковая гимнастика «Алёнка»

(Хлопок ладонями, удар кулаками друг о друга — 2 раза.)

(Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)

В охотку ей дело.

(Хлопок ладонями, удар кулаками друг о друга — 2 раза.)

Вечер. Игра на координацию речи с движением «Гномики – прачки»

Жили-были в домике

(Дети сжимают и разжимают кулачки.)

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики.

(Загибают пальчики, начиная с больших.)

Раз, два, три, четыре, пять,

(Разгибают пальчики, начиная с мизинцев.)

Стали гномики стирать:

(Трут кулачки друг о друга.)

Мики умница был,

Всем водичку носил.

(Загибают пальчики, начиная с больших.)

II нед.

Утро. Логопедическая распевка «Песня ослика Иа»


Пальчиковая гимнастика «Посчитаем в первый раз…»

Посчитаем в первый раз,

Сколько обуви у нас.

(Попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу.)

Туфли, тапочки, сапожки

Для Наташки и Сережки,

Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.

(На каждое название обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого.)

Вечер. Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире»

Раз, два, три, четыре,

(Загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках.)

Много мебели в квартире.

(Сжимают и разжимают кулачки.)

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом,

(Загибают пальчики, начиная с большого).

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире.

(Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками).

III нед.

Утро. Логопедическая распевка «Овечка»


Пальчиковая гимнастика «Помощники»

Раз, два, три, четыре,

(Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить.)

Мы посуду перемыли:

(Одна ладонь скользит по другой по кругу.)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

(Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)

Мы посуду перемыли,

(Одна ладонь скользит по другой.)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

(Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)

Так мы маме помогали.

(Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить.)

Вечер. Игра на координацию речи с движением «Посуда»

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник.

(Надули животик: одна рука на поясе,

другая изогнута, как носик).

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки.

(Присели, одна рука на поясе.)

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни — разобьются.

(Кружатся, рисуя руками круг.)

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке.

(Потянулись, руки сомкнули над головой.)

Вот пластмассовый поднос.

Он посуду нам принес.

(Легли на ковер, вытянулись.)

VI нед.

Утро. Логопедическая распевка «Колыбельная»


Пальчиковая гимнастика «Снежок»

Раз, два, три, четыре,

(Загибают пальчики, начиная с большого.)

Мы с тобой снежок слепили.

(«Лепят», меняя положение ладоней.)

(Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую.)

И совсем-совсем не сладкий.

(Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок.)

(Приседают, ловят воображаемый снежок.)

(Встают, роняют воображаемый снежок.)

Вечер. Игра на координацию речи с движением «Снежная баба»

Сегодня из снежного мокрого кома

Мы снежную бабу слепили у дома.

(Идут по кругу, катят перед собой воображаемый ком.)

Стоит наша баба у самых ворот.

(«Рисуют» руками три круга, начиная

Никто не проедет, никто не пройдет.

(Грозят указательным пальцем сначала

правой руки, потом левой.)

Знакома она уже всей детворе, А Жучка все лает:

(Идут по кругу, последние слова го-

ворит один ребенок — Жучка.)

Декабрь, январь, февраль

Цели: - продолжать формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох;

- вырабатывать навык мягкого голосоведения при произнесении гласных, их слияний, слов, начинающихся с гласных звуков в ударной позиции;

- воспитывать правильный умеренный темп речи (по подражанию педагогу);

- развивать ритмичность речи, модуляции голоса, интонационную выразительность речи в работе над звукоподражаниями, при рассказывании маленьких потешек, стишков, при выполнении подвижных упражнений с текстом;

- стимулировать употребление выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении.

Утро. Логопедическая распевка «Лошадки»


Пальчиковая гимнастика «Кормушка»

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем.

(Ритмично сжимают и разжимают кулачки.)

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

(На каждое название птицы загибают по одному пальчику.)

Всем хватило зернышек.

(Опять сжимают и разжимают кулачки.)

Вечер. Игра на координацию речи с движением «Снегири»

Вот на ветках, посмотри,

В красных майках снегири.

(По 4 хлопка руками по бокам и по 4 наклона головы на строку.)

Греются на солнышке.

(На первое слово каждой строки — частое потряхивание руками, на второе — один хлопок по бокам.)

(По 2 поворота головы на каждую строку.)

— Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью! За метелью!

(Дети разбегаются по группе, взмахивая руками, как крыльями.)

Утро. Логопедическая распевка «Музыкальная скороговорка»


Пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять,

(Загибают пальчики по одному.)

Мы во двор пришли гулять.

(«Идут» по столу указательным и средним пальчиками.)

Бабу снежную лепили,

(«Лепят» комочек двумя ладонями.)

(«Крошат хлебушек» всеми пальчиками.)

С горки мы потом

(Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.)

А еще в снегу валялись.

(Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной.)

Все в снегу домой

Съели суп и спать легли.

(Движения воображаемой ложкой; руки под щеку.)

Вечер. Игра на координацию речи с движением «Воробей»

Среди белых голубей

Скачет шустрый воробей.

(Дети идут по кругу, изображая голубей; в центре один ребенок — он скачет, как воробей.)

Вылетай-ка, не робей.

(Дети встают лицом в круг, идут приставным шагом. «Воробей» пытается «вылететь» из круга; «голуби», взявшись за руки, не пускают его.)

Утро. Логопедическая распевка «Песок»


Игра на координацию речи с движением «Снежная баба»

Сегодня из снежного мокрого кома

Мы снежную бабу слепили у дома.

(Идут по кругу, катят перед собой воображаемый ком.)

Стоит наша баба у самых ворот.

(«Рисуют» руками три круга, начиная

Никто не проедет, никто не пройдет.

(Грозят указательным пальцем сначала

правой руки, потом левой.)

Знакома она уже всей детворе, А Жучка все лает:

(Идут по кругу, последние слова говорит один ребенок — Жучка.)

И от этой мошкары

Стали белыми дворы.

Меня хлопали лопатой,

Меня сделали горбатой,

Меня били, колотили.

Ледяной водой облили,

И скатились все потом

С моего горба гуртом.

(Снежная горка)

Какой это мастер

На стекла нанес

И листья, и травы,

Кто бросает снег в лицо,

Наметает на крыльцо?

Кто в трубе печной завыл?

Кто ворота отворил?

Утро. Логопедическая распевка «Игра»


Пальчиковая гимнастика «Ёлочка»

Перед нами елочка:

(Пальцы рук переплетены, из больших пальцев — верхушка «елочки».)

(Кулачки, указательные пальчики выставлены.)

(«Шарики» из пальцев вверх, вниз.)

Зайчики и свечки,

(«Ушки» из указательного и среднего пальцев; обе ладони сложены, пальцы сжаты.)

(Ладони сложены, пальцы расправлены; средний и указательный пальцы стоят на столе.)

Утро. Логопедическая распевка «Лиса»


Пальчиковая гимнастика «Уточка»

Шла уточка бережочком,

Шла серая по крутому.

Вела детей за собою,

(«Идут» двумя пальчиками по столу, переваливаясь.)

И малого, и большого,

(Загибают безымянный палец; большой палец.)

И середнего, и меньшого,

(Загибают средний палец; мизинец.)

И самого любимого.

(Загибают указательный палец.)

Вечер. Игра на координацию речи с движением «Домашние птицы»

Наши уточки с утра —

(Идут по кругу вперевалочку, подражая походке уток.)

Наши гуси у пруда —

(Идут по кругу, вытянув шеи вперед и отставив руки-«крылья» назад.)

Наши курочки в окно —

встают лицом в круг, бьют руками по бокам.)

А как Петя-петушок

Нам споет: ку-ка-ре-ку!

(Встают спиной в круг, вытягивают шею вверх, поднимаются на цыпочки.)

Янв.
III

Утро. Логопедическая распевка «Коза»


Игра на координацию речи с движением, формирование темпа и ритма речи «Теленок»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подборка игр и упражнений для детей подготовительной группы ДОУ.

Просмотр содержимого документа
«"Логопедические пятиминутки" для детей 6 - 7 лет.»

Подготовительная группа

Сентябрь, октябрь, ноябрь

Цели: 1. Продолжить работу по развитию речевого дыхания.

2. Формировать правильное речевое дыхание.

3. Продолжить работу по формированию правильной голосоподачи и плавности речи. Соблюдать голосовой режим, не допускать форсирования голоса, крика.

4. Учить детей произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, громко, тихо, шепотом.

5. Развивать тембровую окраску голоса, высоту тона в играх со звукоподражаниями, в играх-драматизациях.

6. Учить детей говорить в спокойном темпе.

7. Продолжить работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи.

IV нед.

Утро: Логопедическая разминка «Звук [А].

-А! – со мною вместе пойте,

-А! – пошире рот откройте!

-А! – споем мы высоко,

-А! – протянем низко.

-А… - как будто далеко,

-А… - мы слышим – близко.

-А! – крикнем звонко,

Все теперь мы будем знать:

Вот как может [А] звучать!

Вечер: Пальчиковая гимнастика «Осень»:

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

(Плавные, волнообразные движения ладонями.)

Вот рябиновый резной,

Вот с березки — золотой,

(Загибают по одному пальчику на обеих руках.)

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

(Спокойно укладывают ладони на стол.)

Упражнение на координацию речи и движения

(Прыжки на одной ноге по кругу.)

В лужице — смотри, смотри! —

Он пускает пузыри.

(Дети стоят лицом в круг; ритмичные приседания.)

Стали мокрыми кусты,

(Руки вверх, потряхивания кистями.)

Стали мокрыми цветы.

(Наклон, руки к полу, потряхивания кистями.)

Мокрый серый воробей

Сушит перышки скорей.

(Встали, руки вдоль тела, потряхивания кистями.)

I нед.

Утро: Логопедическая разминка «Звук [У].

-У, - мы в дудочку дудим,

-У, - как поезд мы гудим.

-У, - вперед мы тянем губки,

В узенькую дуем трубку.

Слушай, слушай: У – гудит,

У – в начале слов звучит:

Утро, улей, умка, уголь,

Удочка, улитка, угорь,

Утка, узел, умница,

Ушки, угол, улица.

Вечер: Игра на координацию речи с движением «Капуста»

Педагог: Отгадайте загадку:

Она растет у вас на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли полмешка.

Педагог: Давайте, заготовим капусту на зиму.

Тук! Тук! Тук! Тук! Раздается в доме стук.

Мы капусту нарубили,

(Ритмичные удары ребром ладоней по столу.)

(Хватательные движения обеими руками.)

(Указательный и средний пальцы трутся о большой.)

И набили плотно в кадку.

(Удары обеими руками по столу.)

Все теперь у нас в порядке.

II нед.

Утро: Логопедическая разминка «Звук [О].

-О! – мы губы округляем.

-О, - мы плавно напеваем.

-О, - свободно голос льется.

-О! – так звонко раздается:

Обруч, орден, остров, омут,

Окунь, отмель, осы, овод!

Скороговорка:

Груша, девочка мала,

Грушу – дерево трясла.

С груши груши градом,

Груша грушам рада.

Пальчиковая гимнастика «Апельсин»

Мы делили апельсин.

(Дети разламывают воображаемый апельсин на дольки.)

(Показывают 10 пальцев.)

(Показывают 1 палец.)

Эта долька — для ежа.

(Загибают большой палец левой руки.)

Эта долька — для стрижа.

(Загибают указательный палец.)

Эта долька — для утят.

(Загибают средний палец.)

Эта долька — для котят.

(Загибают безымянный палец.)

Эта долька — для бобра.

А для волка — кожура.

(Бросательное движение правой рукой.)

Он сердит на нас — Беда.

(Сжимают кулаки и прижимают их к груди.)

Разбегайтесь — Кто куда!

(«Бегут» пальцами по столу.)

Игра на координацию речи с движением «Садовник»

Мы вчера в саду гуляли,

(Дети идут по кругу, взявшись за руки.)

Мы смородину сажали.

(Изображают, как выкапывают яму и сажают в нее куст.)

Яблони белили мы

(Движение правой рукой вверх-вниз.)

Починили мы забор,

(Имитируют удары молотком.)

Завели мы разговор: —

(Стоят лицом в круг, в центр выходит один ребенок.)

(На каждое название фруктов загибают по одному пальцу на правой руке.)

III нед.

Утро. Логопедическая разминка «Звук [Э].

«Э» произнести несложно:
Рот открыть немножко можно,

Кончик языка внизу.

-Э! – услышим гласный звук.

Эскимос, этаж, эстрада,

Этикетка, эльф, эскадра.

Скороговорки:

У осы – не усы, не усищи, а усики.

Жутко жуку жить на суку.

Золотистый, как из бронзы, жук кружится возле розы.

И жужжит: «Жу-жу, жу-жу!

Очень с розами дружу!

Игра на воспитание слухового внимания «Жуки».

Дети присели на корточки на ковер и говорят:

По сигналу педагога «жуки» летят на поляну и жужжат. По сигналу «Дождь» жуки летят в домики.

IV нед.

Утро. Логопедическая разминка «Звук [Ы].

Ы! – спинку языка – повыше,

Ы! – кончик – к нижним зубкам ближе.

Ы! – между языком и нёбом

Ты голос пропустить попробуй.

Вышка, дым, сады, плоды,

Дыня, крышка, мыс, коты.

Скороговорка: Летели лебеди с лебедятами.

Пальчиковая гимнастика «Птички».

Эта птичка — соловей,

Эта птичка — воробей,

Эта птичка — совушка,

Эта птичка — свиристель,

Эта птичка — коростель.

(Дети загибают по одному пальчику на обеих руках)

Ну а это — злой орлан.

(Машут сложенными накрест ладонями.)

Птички, птички, по домам.

(Машут обеими руками, как крыльями.)

I нед.

Утро. Логопедическая разминка «Звук [И].

И, - широко мы улыбнемся.

И, - кончик языка опустим,

Им изнутри зубов коснёмся

И голос петь свободно пустим.

Иголка, иволга, избушка,

Ирис, изюминка, игрушка.

Вечер. Пальчиковая гимнастика «Грибы».

Топ-топ — пять шагов,

(Дети «шагают» пальчиками по столу.)

В туесочке пять грибов.

(Переплели пальцы обеих рук — туе-

сочек, большие пальцы — ручка; показали 5 пальцев правой руки.)

А второй — лисичка,

Третий гриб — волнушка,

А четвертый гриб — сморчок,

Пятый гриб — белый,

(На каждое двустишие дети разгибают по одному пальчику, начиная с мизинца, на одной или обеих руках.)

Игра на координацию речи с движением «За грибами»

Все зверушки на опушке

Ищут грузди и волнушки.

(Дети идут в хороводе.)

(Скачут вприсядку, срывают воображаемые грибы.)

(Бегут, собирают воображаемые грибы.)

(Скачут стоя, «срывают» грибы.)

(Идут вразвалку, в конце строки топают правой ногой.)

II нед.

Утро. Логопедическая разминка «Звук [М].

М – нам губы звук смыкает!

Звуку голос помогает.

Если голос есть – мычанье,

Если нет – тогда… Молчанье!

Вечер. Игра на координацию речи с движением «Игра в стадо»

Мы вчера играли в стадо,

И рычать нам было надо.

(Дети идут по кругу, взявшись за руки.)

(Встали, сделали «коготки» из пальчиков.)

По-собачьи лаяли: «Гав! Гав!»

(Встали на четвереньки.)

Не слыхали замечаний Анны Николаевны.

(Опять идут по кругу.)

А она сказала строго:

— Что за шум такой у вас?

Я детей видала много —

Таких вижу в первый раз.

Мы сказали ей в ответ.

— Никаких детей тут нет!

(Поворачивают голову из стороны в сторону.)

Мы не Пети и не Вовы —

(Встают на четвереньки.)

Ладно, если вы коровы,

Я тогда — пастух.

И прошу иметь в виду:

Я коров домой веду.

(Слова логопеда. Дети идут по кругу друг за другом.)

Скороговорки:

Дядя Коля дочке Поле подарил щеночка колли.

Но щенок породы колли убежал от Поли в поле.

Три козы среди лозы схоронились от грозы.

Вот и кончилась гроза. Козы здесь, а где лоза?

III нед.

Утро. Логопедическая разминка. Звук [Н].

На десну наверх нажмем.

Н! – мы звонко произносим

(Звуку помогает носик!)

Нож, нора, наряд, насос,

Носорог, награда, нос.

Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом»

У лисы в лесу глухом

Есть нора — надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет там лапу.

(Дети загибают пальцы на обеих руках: по одному пальцу на каждое двустишие.)

Читайте также: