Ломающиеся игрушки листья усеят пристрелянная винтовка

Обновлено: 15.05.2024

Сложности в определении гласной в страдательных причастиях прошедшего времени (выкачанный/выкаченный, развешанный/развешенный, замешанный - замешенный, пристреленный/пристрелянный и т.д.)

Будьте внимательны при определении инфинитива!

Ковры развешаны во дворе (развешать) – продукты в магазине развешены (развесить)
Обвешанные лентами (обвешать) – обвешенные продавцом (обвесить)
Замешанные в преступлении (замешать) – замешенное тесто (замесить)
Расстрелянные партизаны (расстрелять) – подстреленные охотниками (подстрелить)
Пристрелянное ружье (пристрелять) – пристреленный заяц (пристрелить)
Выкачанная из бака вода (выкачать) – выкаченная из подвала бочка (выкатить)

ВАРИАНТ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Больше половины мировых запасов пресной воды содержится в ледниках и айсбергах. (2)В такой воде в десять раз меньше растворенных веществ, чем в обычной водопроводной. (3). ученые рассматривают айсберги как альтернативный источник пресной воды для населения планеты.

Задание 1

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Половина мировых запасов пресной воды содержится в ледниках и айсбергах, и ученые рассматривают их как альтернативный источник пресной воды, тем более вода в них более чистая.
2) Так как вода в айсбергах содержит в 10 раз меньше растворенных веществ, ученые предлагают использовать ее как альтернативный источник пресной воды для населения.
3) Больше половины мировых запасов пресной воды содержится в ледниках и айсбергах, вот ученые и предлагают использовать айсберги и ледники как альтернативный источник пресной воды, более того, растворенных веществ в такой воде в десятки раз меньше, чем в водопроводной.
4) В воде, которая содержится в ледниках и айсбергах, в десять раз меньше растворенных веществ, чем в водопроводной, в связи с этим ученые рассматривают айсберги как альтернативный источник пресной воды.
5) Ученые рассматривают айсберги в качестве альтернативного источника пресной воды, так как в них содержится большая часть мировых запасов, а растворенных веществ в такой воде меньше в десять раз, чем в водопроводной.

Задание 2

Самостоятельно подберите наречие, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это наречие.

Задание 3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЗАПАС. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

1) То, что запасено, приготовлено, собрано для чего-н. Запас топлива. Продовольственные запасы. Неприкосновенный запас.
2) Природные ресурсы. Запасы нефти. Запасы полезных ископаемых.
3) перен., чего Наличие чего-л. в количестве, превышающем необходимое и обеспечивающем нормальную работу, функционирование чего-л. Запас прочности. Запас сил.
4) перен., чего Накопления интеллектуального характера, совокупность имеющихся у кого-л. знаний, способностей и т. п. Запас слов. Запас знаний.
5) В шитье, одежде: загнутый за шов излишек ткани для возможного припуска. Рукава с запасом.
6) Разряд военнообязанных, прошедших военную службу или освобождённых от неё (но годных к службе в военное время) и призываемых в армию при мобилизации. Запас вооружённых сил. Уволить в запас.

Задания 4 - 21

Задание 4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

кровоточАщий
вклЮчишь
крАлась
щавЕль
чЕрпать

Задание 5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

После ИНФОРМАТИВНОЙ беседы с научным руководителем студент написал отличную курсовую работу.
ФАКТИЧЕСКОЕ изложение материала – было его сильной стороной на конференции.
В нашей деревне много комаров, поскольку рядом протекает БОЛОТИСТАЯ речка
Когда мы принимали решение, то учитывали не только внешние характеристики машины, но и ВЫГОДНОСТЬ условий кредитования.
К Новому году по всему городу поставили замечательные ЛЕДЯНЫЕ скульптуры.

Задание 6

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, ИСКЛЮЧИВ лишнее слово. Выпишите это слово.

На прошлой неделе все мои коллеги по работе были приглашены на неофициальную встречу, на которой лейтмотивом звучала новая установка компании: все отчеты должны быть исправлены в соответствии с внесенными начальником коррективами.

Задание 7

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Около СЕМИСОТ участников
ЕЗДИ аккуратно
ОБГРЫЗЕННОЕ яблоко
Нет БРЕЛОКА
Не ПРОРОНЯЯ ни слова

Задание 8

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) Неправильное употребление предлога
Б) Нарушение в построении предложения с приложением.
В) Ошибка в построении предложения с однородными членами.
Г) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
Д) Ошибка в построении сложного предложения.
1. Вопреки недочетам в плане большинство поддержали наш проект.
2. Они вдвоём несли большой поднос с горшками молока, тарелками, ложками, сахаром, ягодами, хлебом.
3. В 1958 году в городе Тула был установлен памятник Вересаеву, а в 1992 году был открыт музей писателя.
4. Роман содержит критику сословных предрассудков, господствующих на родине писателя в прошлом веке.
5. Спустя два года после возвращения из Кавказа Лермонтова повезли в Москву и стали готовить к поступлению в университетский благородный пансион.
6. В прошлом году нашу школу окончил сорок один ученик.
7. Употребление этих выражений и оборотов может быть показано на наглядных примерах, взяв в качестве иллюстраций образцы художественной литературы.
8. Благодаря отцу, серьезно занимающемуся спортом, он любил футбол и плавать.
9. Преподаватель сказал мне то, что я не готов к занятию.

Задание 9

1) зам..рание, пос..делки, подн..маясь
2) подр..внять, притв..рить (дверь), оп..раясь
3) соч..тание, р..весник, ст..ральная (машина)
4) зап..рать, пром..кашка, прик..снуться
5) прил..гательное, пок..ситься, г..рдиться

Задание 10

1) правопр..емник, пр..умножить, пр..вращение
2) р..списание, нед..верчивый, пр..российский
3) вз..мать, по..скать, мед..нститут
4) двух..ярусный, ин..екция, ад..ютант
5) пр..образ, пр..славянский, пр..язык

Задание 11

1) Сгущ..нка, выкорч..вка
2) юрод..вый, гуттаперч..вый
3) продл..вать, выхухол..вый
4) болот..стый, обур..вать
5) дра..ть, раскашл..ться

Задание 12

1) брезж..щий, движ..щий
2) опостыл..ть, (он) высп..тся
3) пристрел..нное ружье, выровн..нная (тропинка)
4) обезлюд..ть (стать безлюдным), движ..мый
5) кле..вший, слыш..мый

Задание 13

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Сериал был настолько длинным и скучным, что Иван (НЕ) ДОСМОТРЕЛ его до конца.
Я слушал его и думал: неужели этот человек верен сам себе, говоря все эти (НЕ) ПОДОБАЮЩИЕ ему речи?
Вскоре все перестали слушать учителя, так как он говорил совсем (НЕ) ПОНЯТНО.
Мальчик мастерил что-то из ракушек, ничего (НЕ) ЗАМЕЧАЯ вокруг.
(НЕ) СПРАВЕДЛИВЫ разве меры, принятые для укрепления дисциплины?

Задание 14

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Враг (НА) ОТРЕЗ отказался идти (НА) МИРОВУЮ.
Он надел фуражку (НА) БОК и (БЕЗ) УМОЛКУ начал рассказывать анекдоты.
Мы (ВО) ВСЕ не ожидали, что текст будет написан (ПО) ЛАТЫНИ.
Партия была сыграна (В) НИЧЬЮ, хотя противник играл почти (В) СЛЕПУЮ
Ребята во ЧТО (БЫ) то ни стало решили одержать победу и играли так, КАК (БУДТО) от результатов зависела их жизнь.

Задание 15

Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

Незва(1)ый гость увидел заплака(2)ую невесту, растеря(3)о рассматривающую свое прида(4)ое: стари(5)ый кова(6)ый сундук с кухо(7)ой утварью и златотка(8)ое поноше(9)ое платье.

Задание 16

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) В углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро.
2) Ответьте телеграммой и сообщите дату выезда.
3) Всё спало крепким неподвижным сном.
4) Одни кузнечики дружно трещат и утомителен этот непрестанный звук.
5) В школе Саша стал учиться опять ни то ни сё.

Задание 17

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Пораженные поэзией Пушкина (1) гимназисты не просто читали стихи (2) а (3) желая их запомнить (4) выучивали наизусть, декламировали (5) участвуя в поэтических вечерах (6) и (7) сидя на лекциях (8) записывали их в свои тетрадки.

Задание 18

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Быть классиком – (1) значит (2) стоять на шкафу
Бессмысленным бюстом, топорща ключицы.
О (3) Гоголь (4) во сне ль это все, наяву?
Так чучело ставят: бекаса, сову.
Стоишь вместо птицы.

Он кутался в шарф, он любил мастерить
(5)Жилеты, камзолы.
Не то что раздеться - куска проглотить
Не мог при свидетелях - скульптором голый
Поставлен. Приятно ли классиком быть?

Быть классиком - в классе со шкафа смотреть
На школьников; им и запомнится Гоголь
Не странник, не праведник, даже не щеголь,
Не Гоголь, а Гоголя верхняя треть.

Как нос Ковалева . Последний урок:
Не надо выдумывать, жизнь фантастична!
О (6) юноши (7) пыль на лице как чулок!
Быть классиком страшно, почти неприлично.
Не слышат: им хочется под потолок.
(А. Кушнер)

Задание 19

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Он уверял (1) что черти любят курить (2) и пьянствовать (3) что они востроголовые (4) и среди них много хромых (5) потому (6) что они упали с неба.

Задание 20 Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Это был высокий бородатый человек в полушубке (1) который настолько замерз (2) что (3) когда я зажёг лампу и впустил его в дом (4) он не мог даже закрыть за собой дверь (5) и мне пришлось заварить ему горячего чая.

Задание 21 Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложении?.

(1)Уникальной достопримечательностью Кавказа являются дольмены. (2)По словам ученых, их возраст составляет около 9 тысячи лет. (3)Дольмен – древнее сооружение из камней, средний вес которого – 70 тонн (4)Более общее название этих построек – мегалиты, «большие камни». (5)Археологами установлено, что дольмены строились в эпоху бронзы. (6)Внутри дольменов исследователи находили черепки глиняной посуды, наконечники скифских стрел, обломки античных амфор, иногда они натыкались на древние захоронения.
(7)Некоторые исследователи считают, что дольмены – это могильники, но вовсе не во всех дольменах были обнаружены захоронения. (8)Другие исследователи подозревают, что дольмены – культовые сооружения. (9) Существуют и совсем экзотические версии, по которым дольмены – детища пришельцев из других миров, зародивших жизнь на нашей планете.

Задания 22 - 26: автор текста А.А. Генис

(1)— Я ненавижу настоящее, страшусь будущего и люблю прошлое, — говорил Оруэлл.
(2) Когда я наконец пошел в школу, мне не рассказывали про Оруэлла, но я сходился с ним в неприязни к настоящему. (3) Прошлого у меня практически не было, а в будущее я, начитавшись все тех же Стругацких, стремился всеми фибрами малолетней души.
(4) Теперь все поменялось. (5) Я не люблю своего прошлого и, когда никого нет рядом, тихонько вою, вспоминая нелепые глупости, которые сделал, сказал или написал. (6) Что касается будущего, то оно перестало меня волновать, и не только потому, что от него мало осталось. (7) Перемены, которых в школе я так ждал, теперь меня тревожат, грозя оставить не у дел. (8) Я знаю, что будет, понимаю, к чему идет, и меня не утешает даже перспектива жить вечно.
(9)— Согласны ли вы на бессмертие, — спрашивал Гессе, — если его разделит с вами мерзавец-начальник и шумный сосед?
(10) Разочаровавшись в прошлом и будущем, я живу наедине с настоящим, и самое трудное — его задержать. (11) Вместо светлого будущего меня слабо греет надежда на такое же, как сегодня.
(12)— Не надо лучше, — бормочу я под нос, — пусть как сейчас, не надо лишнего, пусть будет, что есть.
(13) Лучшие дни проходят так быстро, что я уподобляюсь нашим кошкам, не умеющим отличать вчера от завтра.
(14) Может, это оно и есть? (15) И тогда не надо ловить момент, а выбрать любой, когда не страшно, и назначить его счастливым. (16) Например — этот.
(17) Я сижу в любимом кресле, изрядно потрепанном когтями, возле елки, украшенной небьющимися — из-за тех же котов — игрушками. (18) За окном в раннем декабрьском закате светится выпавший ночью снег. (19) У локтя столетняя чашка английского фарфора с китайским чаем. (20) По радио еле слышный прохладный джаз. (21) Вечером будут гости, а потом — наполовину прочитанная книжка про Венецию. (22) Но пока я пишу, что хочу, о том, что люблю. (23) Пишу от руки, то вдоль, то поперек линованной страницы, не для себя, не для других, а потому, что никогда ни о чем другом не мечтал.
(24) Остановись мгновение, я выхожу. (Александр Александрович Генис)

1) Автор всегда ненавидел прошлое.
2) Автора тревожат перемены, он хочет, чтобы все оставалось, как сейчас.
3) Оруэлл страшился будущего, любил прошлое и ненавидел настоящее.
4) Автор любил творчество Стругацких, поэтому будущее его интересовало больше, чем прошлое.
5) Автор готов жить вечно, если рядом не будет шумного соседа.

1) В предложениях 14-16 представлено рассуждение
2) Предложение 10 является ответом на вопрос, поставленный в предложении 9.
3) В предложениях 17-20 содержится рассуждение
4) Предложения 5-6 поясняют, раскрывают смысл предложения 4.
5) Предложения 4-8 содержат повествование.

Задание 24 Из предложений 1-6 выпишите фразеологизм.

Задание 25 Среди предложений 10-22 найдите такое(ие), которое(ые) связано(ы) с предыдущим при помощи вводного слова и указательного местоимения. Напишите номер(а) этого(их) предложения(ий)

Задание 26 Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 21–24. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите последовательность в поле ответа без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

В предложенном для анализа тексте А. Генис показывает свое отношение к прошлому, настоящему и будущему в разные периоды жизни, поэтому ведущим лексическим средством являются А____ («вчера», «завтра» в предложении 13, «вдоль», «поперёк» в предложении 23, «ненавижу», «люблю» в предложении 1)
Чтобы придать рассуждениям образности, автор прибегает к использованию тропа Б____: «нелепые глупости», «прохладный джаз».
Также автор использует такие синтаксические средства, как В_____(в предложениях 15-16, 21-22) и Г______ в предложениях 1, 5, 8, чтобы выделить наиболее важные мысли и максимально точно их выразить.

Список терминов:

1) эпитет
2) ряды однородных членов
3) лексический повтор
4) антонимы
5) противопоставление
6) парцелляция
7) метафора
8) синтаксический параллелизм
9) эпифора

Комментарии

1. 45
2. поэтому
3. 2
4. включишь
5. фактичное
6. поработе
7. проронив
8. 53819
9. 14
10. 34
11. 15
12. 15
13. непонятно
14. набокбезумолку
15. 1468
16. 34
17. 2345678
18. 3467
19. 135
20. 1234
21. 35789
22. 234
23. 145
24. всемифибрамидуши
25. 14
26. 4162


Тип 10 № 320187

При артиллерийской стрельбе автоматическая система делает выстрел по цели. Если цель не уничтожена, то система делает повторный выстрел. Выстрелы повторяются до тех пор, пока цель не будет уничтожена. Вероятность уничтожения некоторой цели при первом выстреле равна 0,4, а при каждом последующем — 0,6. Сколько выстрелов потребуется для того, чтобы вероятность уничтожения цели была не менее 0,98?

В ответе укажите наименьшее необходимое количество выстрелов.

Найдем вероятность противоположного события, состоящего в том, что цель не будет уничтожена за n выстрелов. Вероятность промахнуться при первом выстреле равна 1 − 0,4 = 0,6, а при каждом следующем 1 − 0,6 = 0,4. Эти события независимые, вероятность их произведения равна произведению вероятности этих событий. Поэтому вероятность промахнуться при n выстрелах равна:

Осталось найти наименьшее натуральное решение неравенства

Последовательно проверяя значения n, равные 1, 2, 3 и т. д. находим, что искомым решением является Следовательно, необходимо сделать 5 выстрелов.

Можно решать задачу «по действиям», вычисляя вероятность уцелеть после ряда последовательных промахов:

Р(2) = Р(1)·0,4 = 0,24.

Р(3) = Р(2)·0,4 = 0,096.

Р(4) = Р(3)·0,4 = 0,0384;

Р(5) = Р(4)·0,4 = 0,01536.

Последняя вероятность меньше 0,02, поэтому достаточно пяти выстрелов по мишени.

Приведем другое решение.

Вероятность поразить мишень равна сумме вероятностей поразить ее при первом, втором, третьем и т. д. выстрелах. Поэтому задача сводится к нахождению наименьшего натурального решения неравенства

В нашем случае неравенство решается подбором, в общем случае понадобится формула суммы геометрической прогрессии, использование которой сведет задачу к простейшему логарифмическому неравенству.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прочитайте текст и выполните задания 1-3

Меня зовут Пётр Емельянов. В настоящее время я учусь в 11-м классе с углублённым изучением информатики. Хочу подать заявку на прохождение стажировки в Вашей ІТ-компании.

Выбор Вашей компании не случаен. Ваша компания — один из крупнейших центров по разработке новых технологий в России. Недавно прочитал о перспективных стратегических проектах компании. Очень хочу работать среди специалистов высочайшего уровня, какими являются сотрудники Вашей компании.

Мой интерес к компьютерным наукам возник, я ещё учился в младших классах и посещал кружок робототехники. В старших классах я серьёзно увлёкся электронными гаджетами и вскоре понял, что мне очень нравится работа, связанная с их созданием и программированием.

Тогда у меня появилась мечта — пройти стажировку в такой компании, как Ваша. Для осуществления своей мечты я прилагаю много усилий: посещаю семинары, участвую в олимпиадах, конкурсах. К письму я приложил копии следующих документов: выписку из личного дела с отметками, грамоты победителя российских и международных конкурсов, сертификаты об успешной разработке нескольких программ и приложений для смартфонов.

Я верю, что полученные во время стажировки в Вашей компании знания и опыт помогут мне в дальнейшем внести значительный вклад в разработку новых продуктов и технологий для современных гаджетов. Ведь гаджеты — это очень важный элемент нашей жизни, это то, что делает жизнь современного человека легче.

1) Цель автора текста — доказать необходимость применения гаджетов в жизни современного человека.

2) Автор письма хочет пройти стажировку в компании, которая разрабатывает новые технологии в России.

3) Композиционные особенности текста обусловлены целью пишущего — обосновать необходимость прохождения стажировки в компании: представление себя, обоснование выбора компании, личные достижения в той области деятельности, которой занимается компания, значение стажировки для личного роста автора письма с целью совершенствовать в дальнейшем технологию упомянутой в письме продукции.

4) В тексте отсутствуют личные местоимения и личные формы глаголов.

5) В автобиографии Петра Емельянова даны точные наименования учреждений, точно указаны даты и паспортные данные.

Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в восьмом (8) предложении текста. Запишите этот союз.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в четвёртом (4) абзаце. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

1) План деятельности, работ. П. действий. Социальная п. П.-максимум (общий, широкий план деятельности).

2) Изложение содержания и цели деятельности политической партии, организации или отдельного деятеля. П. партии.

3) Краткое изложение содержания учебного предмета. Школьная п. по истории.

4) Содержание концертных, цирковых представлений, радио- и телепередач; сами такие представления, зрелища, передачи. Новая цирковая п. Радиостанция начинает свои программы.

5) Книжечка или листок с краткими сведениями о спектакле, концерте, с перечнем исполнителей. Купить программу.

6) Описание алгоритма решения задачи на языке электронной вычислительной машины (спец.). П. для операционной системы.

4.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

5.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Радость от успеха, незаметно для него самого, переросла в ГОРДЫНЮ, слава вскружила голову.

Мне вспомнился город моего детства, ГЛИНЯНЫЕ свистульки, которыми торговали на базарах.

Любопытно, что особенно ДЕЙСТВЕННЫМ средством обработки внутренней поверхности обуви многие считают масло чайного дерева.

6.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Путь писателя к признанию и любви читающей публики зачастую усеян колючими терниями и полон соблазнов.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

8.Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А. ошибка в построении предложения с однородными членами

Б. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

В. нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

Г. неправильное построение сложного предложения

Д. нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

1) Павел Петрович года два потолкался ещё в Петербурге в надежде, что не наскочит ли на него тёпленькое статское место.

2) Все, кто знал великого писателя, отмечали его скромность и принципиальность.

3) Расположившись на земляной насыпи, зрителям был виден весь стадион.

4) В 1882 году Виктор Михайлович Васнецов встречается с художниками из славной плеяды передвижников: Репин, Поленов, Суриков, которые оказали большое влияние на творчество художников.

5) Многие, кто бывал в Переяславле, знают, что этот город моложе Ростова, но его история тоже уходит корнями в далёкое прошлое.

6) Шумел прибой, рвались снасти, взлетели ввысь обломки камыша.

7) На предсказания метеорологов ориентируется как городская хозяйственная, так и медицинская службы.

8) Замечу здесь лишь для себя: были, например, мгновения, по уходу Лизы, когда самые неожиданные мысли целой толпой приходили мне в голову, и я даже был ими очень доволен.

9) Расположившись на земляной насыпи, можно было наблюдать за ходом соревнований.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

1) примирение, оттереть, касатка

2) возгорание, неприкосновенность, прибирать

3) недопонимание, прилагательное, равноправие

4) пловчиха, приращение, затворить 5) сжимать, зарница, макать

1) пред..дущий, без..нициативный, с..знова

2) пр. сечь (разговоры), пр..сытиться, пр..возмочь

3) чере..строчный (пробел), неи..сякаемый, ра..щедриться

4) интерв..юировать, двух..ядерный, квартирос..ёмщик

5) запр..кинул, под..йти, р..списные (стены)

1) удоста..вать, изюм..нка

2) преодол..вать, податл..вый

3) заносч..вый, (электрики) обесточ..ли

4) магни..вый, диков..нный

5) дымч..тое (стекло), издавн..

1) невид..мый, муч..мый

2) почу..вший (опасность), припа..нный (к чайнику носик)

3) мел..щий (зерно), лет..т (журавли)

4) выкач..нный (из гаража автомобиль), (продавцы) назнач..т (цену)

5) вер..щий (в добро), (они) ма..тся (от жары)

13.Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Мы с приятелем встречались (НЕ)РЕДКО, а почти каждый день.

Избавляйтесь от привычки бросать дело, (НЕ)ДОВОДЯ его до конца.

Мы дошли до финала, но наша цель (НЕ)ДОСТИГНУТА.

(НЕ)ЗАВЕРШЁННАЯ игра перенесена на завтра и обязательно будет продолжена.

Река была далеко (НЕ)ШИРОКОЙ, всего около десяти метров.

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Но вот сосны стали (ПО)НЕМНОГУ редеть, и сквозь стволы (КОЕ)ГДЕ уже начала проглядывать равнина.

(В)ДАЛИ что-то блеснуло, но (НА)СТОЛЬКО неясно, что никак нельзя было рассмотреть, что это такое.

(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ целого дня дождь лил как из ведра, (ЗА)ТО ближе к вечеру ветер разогнал облака, и тогда мы продолжили путь.

ЧТО(БЫ) ни говорили, я уверен в том, что истина не вотчина, ЧТО(БЫ) владеть ею кому-то одному.

А. И. Герцену было лет двадцать пять, когда он начал писать ЧТО(ТО) (В)РОДЕ воспоминаний.

15.Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Тогда в комиссио(1)ом магазине купили всю эту лакирова(2)ую мебель, которая, видимо, стояла раньше в квартире присяжного повере(3)ого средней руки.

16.Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Пушистая белая шапочка обрамляла нежное лицо девушки.

2) И шимпанзе и гориллы постоянно кочуют по довольно большой территории.

3) В такой снегопад машины и лошади и люди тонули в снегу.

4) Поддержка русскому языку нужна как в России так и за её пределами.

5) Поднялся небольшой ветер и капля свежей утренней росы упала мне на ладонь.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Уставшая от разбирательства (1) мать потеряла всякий интерес к суду (2) желавшему признать её сына (3) совершившего преступление (4) виновным.

18.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мы входим в зал. Сияющие люстры (1) От напряженья (2) Кажется (3) дрожат! Звенит хрусталь И действует на чувства, Мы входим в зал Без всякого искусства, А здесь искусством ( 4) Видно (5) дорожат. (Н. М. Рубцов)

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В сознание людей начинает постепенно проникать мысль (1) о том (2) что добро заложено в природе (3) что человеческое существо (4) которое тоже создала природа (5) рождено для счастья и красоты.

20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Зрители замерли в ожидании (1) и (2) когда занавес медленно поднялся (3) и показались великолепные декорации (4) в зале послышались восхищённые возгласы.

21. Найдите предложения, в которых запятые ставятся в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Часть Астраханского биосферного заповедника, Лотосовые поля, находится в дельте Волги. (2)3десь сложилась уникальная природная экосистема, не повторяющаяся нигде в мире! (3)Цветущие водяные поля России самые большие на Земле: они простираются на 15 км в длину и 3 км в ширину. (4)Лотосовые «плантации» Каспийского моря и дельты Волги покрывают 5 тысяч гектаров земной поверхности. (5)Самые красивые и пышно цветущие поля лотоса раскинулись в 90-130 км от Астрахани, ниже по течению Волги, охватывая часть дельты реки и Каспийского взморья. (6)Учёные-медики утверждают: цветы лотоса — прекрасное средство от многих болезней. (7)Ещё в древности люди заметили, что стоит поместить это удивительное растение рядом с больным — и вскоре человек чувствует облегчение. (8)Именно он, лотос, снимает стресс, укрепляет иммунную и нервную системы, омолаживает организм.

Прочитайте текст и выполните задания 22-27.

(1)На Невском, у Литейного, постоянно толпились одни и те же компании ребят. (2)А на углу Садовой и Невского были уже другие компании. (З)Тогда не сидели в кафе, тогда топтались на Невском, гуляли по Невскому, шли «прошвырнуться», встречая знакомых, приятелей. (4)Я пытался вспомнить язык тех лет, и вдруг оказалось, что не так-то это просто. (5)Никто толком не записывал те словечки, и песни тех лет, и всякие истории и легенды, которые ходили по городу. (6)В песенном нашем репертуаре отражалось время, ещё взбаламученное, где всё переплелось, соседствовало — романтика Гражданской войны, блатное, пионерское и нэповское: «Юный барабанщик» и «Вот умру я, умру, и не станет меня», «Там вдали, за рекой, догорали огни» и «Кирпичики». (7)Распевали песни из первых звуковых фильмов: «Златые горы», «Встречный», «Путёвка в жизнь».

(8)Одна Лиговка чего стоила с её жаргоном, её героями. (9)Лиговка — обиталище гоп-компаний. (Ю)Обводный канал с его барахолками. (11)А первые танцзалы, первые Дворцы культуры — Выборгский, Нарвский. (12)В этом городе шла жизнь, не похожая на нынешнюю. (13)Носились мальчишки-газетчики с «Вечерней Красной газетой», на дачу уезжали в Сестрорецк или Тарховку. (14)Не было ни метро, ни троллейбусов. (15)Было много деревянных домов, которые в блокаду разбирали на дрова. (16)Нет, это был во многом другой город, черты его утрачены, а жаль, потому что всегда хочется иметь фотографии своей молодой жизни.

(17)Или возьмите мостовую, составленную из деревянных чёрных шашек-торцов. (18)Ими была вымощена Моховая улица, даже Невский проспект. (19)Ну как в музее передать звонко цокающий звук подков по сухой торцовке? (20)Как повторить смолисто-дегтярный запах, что курился в летнюю жару на улицах, выложенных просмолёнными шашками, запах, напоминающий мне лесосеки, где работал отец, смолокурни, добычу живицы1? (21)0сенью торцы становились осклизлыми, лошади шли по ним бесшумно. (22)Одни вещи исчезают вместе со своими названиями, поскольку названия не живут сами по себе, осиротелые. (23)Другие вещи отдают свои названия. (24)Холодильник был ещё во времена Пушкина — ведёрце со льдом, куда ставили бутылки вина. (25)И теперь в хороших ресторанах подают такое ведёрце. (26)Но его уже не называют холодильником. (27)Имя это отобрал себе электрический холодильник. (28)Что такое «пресс-папье»? (29)А то ещё — «клякспапир»2? (ЗО)Многие не знают этих слов, пресспапье не продаются, не употребляются, нет и названия такого. (31)Пресспапье сейчас ни к чему, ибо чернилами не пишут. (32)Раньше же повсюду имелись пресс-папье: на почте, в конторах, в институтах на всех письменных столах стояли десятки, наверное, даже сотни тысяч простеньких, дешёвых, массивных, дорогих, каменных, художественных, отделанных бронзой; все они полукруглые, снабжённые розовыми, белыми промокашками, ими сушили — промокали написанные бумаги.

(33)У моей мамы были щипцы для завивки волос. (34)Щипцы нагревали на огне, затем накручивали на них волосы. (35)Это было самое распространённое женское оборудование. (З6)Такое же, как позднее бигуди. (37)Эти щипцы стали электрощипцами. (38)А самовар стал электросамоваром, утюг — электроутюгом, лампа перешла от керосиновой к электрической.

(39)Город 30-х годов. (40)За ним последовал город войны, блокады, город 40-х годов, тоже чьё-то детство. (41)Недавний Ленинград уже кажется трогательным и наивным, расцвеченным колдовским туманом детских воспоминаний. (42)Какими предстанем там мы, взрослые и пожилые? (43)Как подсмотреть будущие воспоминания о Петербурге XXI века? (44)Его вещах, звуках, домах?

(45)Незаметно, украдкой детская память творит их из наших слов, наших улиц, из нас самих. (46)Они могут выплыть благодаря какой-нибудь ерунде — песенке, подстаканнику — в пыльной невнятице случайных находок, через десятки лет.

(47) 3еркала будущего отразят вещи нашего обихода с праздничной растроганностью.

(48) В музее отживших вещей наш потомок наткнётся на мотоцикл, сверкающий древним никелем, положит руки на рогатый руль. (49)Смутная грусть передастся ему от извечной невозможности понять ушедшее.

(50)Город 30-х годов сохраняется памятью бывших мальчишек и девчонок. (51)В этом заповеднике он акварельно обольстителен. (52)Там всегда сияет жёлтое солнце с толстыми лучами и идут демонстрации. (53)На самом деле этот город не был так хорош, но есть в нём черты узнаваемые, неповторимо пылкие. (54)Воодушевление и зов. (55)С тех пор прошло много лет. (56)Город стал куда красивей, богаче, поздоровел, раздался в плечах. (57)Почему же мы вновь и вновь вглядываемся в его облик, отыскивая в нём прежде всего то, совсем не такое уж благополучное и тем не менее счастливое, прошлое. (По Д. А. Гранину*) *

Даниил Александрович Гранин (1919-2017) — российский советский писатель, киносценарист, общественный деятель.

1) Слово «холодильник» в эпоху Пушкина называло тот же предмет, что и в наше время, в отличие от слова «пресс-папье», значение которого сейчас сильно изменилось.

2) По воспоминаниям рассказчика, Моховая улица и даже Невский проспект были вымощены деревянными чёрными шашками-торцами.

3) На смену Ленинграду 1930-х годов пришёл город войны, блокады.

4) Пресс-папье — это приспособление, предназначенное для сушки, промокания написанных бумаг и необходимое человеку как в прошлом, так и в настоящем.

5) Лиговка 1930-х годов запомнилась рассказчику тем, что по ней в летнюю жару распространялся запах, напоминающий лесосеки, где работал его отец.

1) Предложение 4 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 5.

2) В предложениях 19-21 присутствуют элементы описания.

3) Предложение 32 противопоставлено по содержанию предложению 31.

4) В предложениях 33,34 представлено рассуждение.

5) В предложениях 45,46 представлено повествование.

24.Из предложения 32 выпишите антонимы (анономическую пару).

25.Среди предложений 22-32 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи союза, указательного местоимения и форм слов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

26.«Стремясь отразить дух города 30-х годов, Д. А. Гранин одновременно обращается к разным пластам лексики, в частности, активно использует такое лексическое средство, как (А)_____ ("прошвырнуться" в предложении 3, "барахолками" в предложении 10, "ерунде" в предложении 46). В тексте читатель может без труда найти тропы: (Б)_____ ("колдовским туманом" в предложении 41, "смутная грусть" в предложении 49) и (В)_____(в предложениях 45 и 47). Эмоциональная взволнованность рассказчика передаётся с помощью такого приёма, как (Г)_____ (предложения 43—44, 53—54)».

Гласные «а», «я», «е» перед суф­фик­са­ми -нн- и -н- стра­да­тель­ных при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни выбе­рем в зави­си­мо­сти от осно­вы неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­ла.

Какая гласная буква пишется перед -нн- у причастий?

Часто воз­ни­ка­ет сомне­ние, какая глас­ная пишет­ся перед суф­фик­са­ми -нн- или -н- стра­да­тель­ных при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни::

  • заме́шанный, заме́шан или заме́шенный, заме́шен,
  • рас­к­ле́енный или рас­к­ле́янный, рас­к­ле́инный.

Гласные «а», «я», «е» обо­зна­ча­ют гла­голь­ный сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный суф­фикс, кото­рый чаще все­го явля­ет­ся без­удар­ным:

  • вы́слуш-а-ть — вы́слушанный,
  • наве́-я-ть — наве́янный,
  • вы́смотр-е-ть — вы́смотренный,

Вспомним, как обра­зу­ют­ся стра­да­тель­ные при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни.

С этой целью обра­ща­ем­ся к неопре­де­лен­ной фор­ме гла­го­ла и выде­ля­ем её осно­ву, отбро­сив окон­ча­ние -ть, -ти:

  • спи­лить — спи­ли-ть,
  • оби­деть — оби­де-ть,
  • при­не­сти — при­нес-ти,
  • собрать — собра-ть,
  • высме­ять — высмея-ть.

От осно­вы неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­ла с помо­щью суф­фик­са -нн- обра­зу­ем стра­да­тель­ные при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни, сохра­няя при этом конеч­ные глас­ные -а, -я, -е- осно­вы:

  • собра-ть — собр-а-нн-ый вовре­мя,
  • высмея-ть — высме-я-нн-ый порок,
  • увиде-ть — увид-е-нн-ый.

Если же гла­гол закан­чи­ва­ет­ся на -и-ть, -е-ть, или име­ет в осно­ве соглас­ный, то в фор­мо­об­ра­зо­ва­нии участ­ву­ет суф­фикс -енн-/ённ:

  • спил-и-ть — спил-енн-ый,
  • раскле-и-ть — раскле-енн-ый,
  • принес-ти — принес-ённ-ый,
  • при­в­лечь — привлеч-ённ-ый.

Сделаем вывод

Если гла­гол закан­чи­ва­ет­ся на -ать, -ять, то пишем «а», «я» перед суф­фик­сом -нн-(-н-) при­ча­стий.

Если гла­гол закан­чи­ва­ет­ся на -ить, -еть, то пишем бук­ву «е».

Гласные в краткой форме страдательных причастий

Краткие фор­мы стра­да­тель­ных при­ча­стий сохра­ня­ют глас­ный суф­фик­са пол­ной фор­мы, напри­мер:

  • навешанные порт­ре­ты — порт­ре­ты навешаны,
  • навешенная калит­ка — калит­ка навешена,
  • рас­к­леенные афи­ши — афи­ши рас­к­леены,
  • при­стреленный волк — волк при­стрелен,
  • взъерошенные воло­сы — воло­сы взъерошены вет­ром,
  • напоенный теле­нок — теле­нок напоен моло­ком,
  • посеянное семя — семя посеяно вовре­мя,
  • затеянная игра — игра затеяна за сто­лом.

Гласные перед суффиксом -нн- причастий в сложных случаях

В кон­тек­сте по смыс­лу раз­ли­ча­ем пары гла­го­лов:

  • замешать в исто­рию — замесить тесто, цемент, рас­твор,
  • выкачать воду, нефть, воз­дух — выкатить боч­ку, гла­за от испу­га,
  • навешать порт­ре­ты в два ряда — навесить калит­ку,
  • навешать рубаш­ки, поло­тен­ца, бельё — навесить фона­ри­ки у вхо­да,
  • помешать ложеч­кой чай — помесить тесто,
  • обвешать покуп­ка­ми — обвесить поку­па­те­ля,
  • вывалять рыбу — вывалить песок,
  • при­стрелять ружьё — при­стрелить вол­ка.

Правильно выбран­ная неопре­де­лен­ная фор­ма гла­го­ла помо­жет в напи­са­нии глас­ной в суф­фик­сах при­ча­стий. Сравним:

2. Найдите слово с буквой И

ненавид..т несгиба. мый приемл…мый се…т

3. В каком слове пишется Е?

разве…ть засе…ли увид…нный замет..в

4. В каком слове пишется Е?

увенч…ный наде…лся обид…в отмет…в

5. В каком слове пишется Е?

движ…мый замеш…нный в преступлении раска…вшийся замасл…нный

6.В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква И?

она леч…тся, выбира…мый, она кача..тся ты напиш…шь, она беседу..т, уважа…мый независ…мый, он не расслыш…т, он обид…т она успоко…тся, слага…мое, рассматрива…мый

7. В каком ряду на месте пропуска во всех словах пишется буква И?

промолв…вший, взлеле…вший, закашл…лась присво…ть, выстрел…вший, расчист…в повер…ла, огорош…вший, возненавид…в замет…вший, поразмысл…в, подерж…нный

8. В каком ряду во всех словах пишется буква Е?

отча…вшись, напо…нный, отта…в взлеле…ный, отутюж…ный, кле…вший завис..ли, умнож…нный, разнош…ный подерж….нный, раста…в, хоч…т

9. В каком ряду во всех словах пишется буква Е?

неоконч….нный, отча…ться, навьюч…вший выпрош…нный, завис…л, обид…вшись позолоч…нный, увид…вший, сдерж…нный задерж…нный, вылеч…л, проветр…вший

10.В каком ряду глаголы относятся к первому спряжению?

1.играть, догонять, оформлять, зависеть

2.сортировать, перевязать, таять, вертеть

3.учитывать, вычищать, гнать, лаять

4.брить, стелить, каяться, заверять

11. В каком ряду нет ошибок в образовании форм глагола?

мочь – могу, могешь, могла лечь – ляжешь, ляжь, ляжьте стричь – стригу, стригешь, стриги беречь – берегу, бережешь, берёг

12. В каком ряду все слова являются страдательными причастиями?

пронесший, разбуженный, похвалив, обидевшийся пожженный, накрытый, согревшийся, поглядывающий вставляемый, основанный, умоляющий,слышимый укрепляемый, уносимый, позволено, разбитый

13. В каком примере допущена ошибка в определении морфологических признаков слова?

мог – глагол прошедшего времени, мужского рода, единственного числа держась – деепричастие несовершенного вида растерявшись – действительное причасти е прошедшего времени пробираюсь – глагол изъявительного наклонения, 1 лица, ед. числа

14. Найдите слово с орфографической ошибкой.

клеивший колышатся дышим колеблются

15. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Ю?

мле…щий от тепла, они высад…тся лома…щиеся игрушки, рабочие наполн…т черне…щие дома, они очут…тся в лесу наде…щийся на понимание, угли тле…т

16. В каком слове пишется буква Е?

разнош…нный ове…ны отта…в вытесн…вший

17. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?

отча…вшись размеш…нный увид…лись выпрям…вший

18. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?

огорош…вший поразмысл…в удерж…ннный завис…ли от обстоятельств

19. В каком ряду в обоих словах пишется буква Я?

они провер…т, крас…щий пигмент пастухи гон…т, внемл…щий всему грешники ка…тся, люб…щий читать друзья дел…тся всем, мел….щий зерно

20. В каком ряду во всех словах пропущена буква Ю?

се…щий, они бор…тся испыту…щий взгляд, они стро…тся дорогосто…щий, они пропол…т ду…щий ветер, они очут…тся в лесу

Читайте также: