Марм с игрушкой что это

Обновлено: 17.05.2024

Очень мне нравится, как жители этой страны сохраняют свои традиции, передавая из поколения в поколение накопленные опыт и знания. Во время каждой поездки стараюсь узнать что-то новенькое о древней науке Аюрведе, привезти рецепты, полезные для здоровья и красоты.

А в этот раз даже не нужно было ехать за семь морей, потому что Индия сама посетила москвичей в лице доктора Ниила Венугопала, марма-терапевта индийского штата Керала, главного врача Аюрведического исследовательского центра Анжали в Каннуре. Когда я узнала, что он будет читать лекцию о марма-терапии, то, конечно же, с радостью и интересом приняла участие в этой встрече.

Марма-терапия является важнейшей частью аюрведической медицины. Это древняя наука о мармах — энергетически активных жизненных точках на теле человека, воздействием на которые можно улучшить свое самочувствие, избавиться от болей, активизировать кровообращение и т. д. На санскрите слово «марма» означает чувствительную или уязвимую точку на теле. В основе марма-терапии — мягкое и при этом глубокое воздействие на эти точки.

На протяжении веков марма-массаж оставался великим тайным знанием, доступным лишь избранным — царям и воинам, владевшим искусством традиционного индийского боя каларипаятту. Зная расположение «точек жизни» на теле человека, умея их активизировать, посвященные могли врачевать и восстанавливать свои силы.

Согласно Аюрведе, на теле человека есть 107 марма-точек: 22 — на ногах, 22 — на руках, 12 — на груди и животе, 14 — на спине, 37 — на голове и шее. Сто восьмой мармой считается разум.

Доктор Ниил наглядно продемонстрировал на желающих из числа участников встречи 6 точек-марм. И предупредил: «Воздействуя на ту или иную точку, мы воздействуем на определенный орган, и если этот орган у вас страдает, то точка во время работы с ней может быть весьма болезненной. Это будет служить сигналом того, что на орган нужно обратить внимание».

Расскажу о 6 марма-точках, о которых узнала от доктора Ниила.

«Кшипра»

Точка находится на стопе, у основания между большим и вторым пальцами ноги, а также на подошве — в углублении ближе к передней трети стопы (рис. 1). Надавливаем по 3 раза последовательно. Можно делать это на обеих ногах одновременно или сначала на одной ноге, затем на другой. Действие: снятие боли в спине, судорог в ногах.

«Комбелика»

Точка на внутренней поверхности голени. Чтобы определить ее положение, нужно приложить к голени 8 пальцев — от щиколотки кверху (то есть 4+4). И над пальцем, который окажется сверху, и будет находиться нужная точка. Это примерно середина голени (рис. 2). Иногда данная точка бывает очень болезненной, что свидетельствует о плохом прохождении энергии в области поясницы. Действие: снятие боли в спине.

«Пули муту»

Точка у основания ногтя большого пальца ноги. Внимание! Точка находится не на коже, а на самом ногте (рис. 3). Действие: снятие боли в спине, улучшение состояния при слабости, усталости, потере сознания.

«Адхипати»

Точка на голове, в области темени. Чтобы было легче определить ее местонахождение, положите ладонь на лоб, основанием на область бровей, а пальцы направьте вверх и как бы обхватите лоб — средний палец как раз и попадет на нужную нам точку «Адхипати» (рис. 4). Действие: работа с точкой улучшает сон, снимает напряжение, нормализует артериальное давление.

Массировать точку следует легко, без сильного надавливания. По часовой стрелке.10—15 движений. Можно нанести несколько капель успокаивающего эфирного масла (лавандовое и т. п.) и помассировать точку.

«Анса»

Находится посередине надплечий. Найти точку легко: правую руку положите на левое плечо (надплечье) ближе к основанию шеи, как будто обняли его. И средний палец как раз и ляжет на точку «Анса». Затем так же левую руку положите на правое плечо. Точка может быть болезненна (рис. 5). Действие: работа с точкой снимает напряжение и боль в затылке и шейном отделе, успокаивает, снимает стресс, улучшает работу сердца.

«Курчча»

Находится с внутренней стороны ладони у основания большого пальца на суставе (рис. 6). Действие: работа с точкой улучшает самочувствие, успокаивает нервную систему, восстанавливает силы при слабости, усталости.

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Мармы – точки пересечения биоэнергетических каналов нади


В нетрадиционной медицине немалой популярностью пользуется метод воздействия на определенные точки (биологически активные зоны): точечный массаж, акупунктура (к которой относятся иглоукалывание, игнипунктура).

В аюрведе тоже упоминаются подобные точки.

Их название “мармы” в переводе означает “скрытые”, “чувствительные”, “уязвимые”.

Мармы представляют собой некие энергетические центры, точки пересечения материи и сознания. Все они связаны друг с другом тонкими энергетическими каналами-потоками “нади“, которыми пронизано все тело, и по которым циркулирует прана (жизненный ветер).

Теория марм (мармавидья) существенно повлияла на развитие варма-ати (индийских боевых искусств), йоги, аюрведы, астрологии. Всего выделяют две основные ветви науки о мармах:

  1. Тамильская, основателем которой считается сиддха Агастьяра.
  2. Керальская – более известная, изначально отраженная в работах Сушруты. Она письменно зафиксирована в таких аюрведических трактатах, как “Сушрута-самхита”, “Марманиданам” и “Мармарахасьянгал”.

Эти точки занимают важное место в аюрведической медицине. Ежедневное воздействие на некоторые из них рекомендуется проводить посредством полного масляного самомассажа “абхьянга“. Применяемые в таком массаже мармы, улучшают общее состояние человека, способствуют долголетию и восстановлению.

Также некоторые точки могут использоваться в качестве специфического способа диагностики заболеваний или их лечения. Так, иногда некоторые из них начинают болезненно реагировать на пальпацию. Это случается из-за поражения органа, связанного с мармой, или наличия травмы в месте прохождения канала. Такая боль называется “отраженной”, она может помочь диагностировать проблему в организме.

Классификация марм и их значение


Аюрведическая медицина выделяет 107 марм (согласно классификации у Сушруты), наиболее важных из которых – 64. Эти 64 мармы делятся на три группы:

  1. Самые важные – кула мармы. При их повреждении могут быть очень серьезные последствия, вплоть до смерти. Знание о них было важно для воинов, чтобы защищать эти места, врачам для хирургического вмешательства или оказания помощи при травме. Методы нанесения ударов по данным точкам и их местонахождение в Индии строго охранялось. Это знание передавалось лишь проверенным ученикам, так как считалось опасным.
  2. Останавливающие – колу мармы. Воздействие на эти точки способно вызывать очень сильную, острую боль.
  3. Абхьяса мармы – наиболее часто применяемые, их повреждение не вызывает серьезных последствий.

Семь из 107 соответствуют семи чакрам (махамармы).

Мармы также делят по тому, на какую из дош они больше воздействуют, то есть на какой из пяти элементов: огонь, воду, землю, ветер или эфир. Точки пяти элементов называются ” панча бхутик мармас”. Перечислим основные из них:

  1. Вата-мармы:
    • адхипати (находится на макушке);
    • стхапани (так называемый “третий глаз”);
    • нила и манья (спереди на ее под ушами и сбоку от щитовидки);
    • набхи (сантиметров на пять ниже пупка);
    • басти (еще на 5 см ниже);
    • гуда (в самом низу копчика).
  2. Питта-мармы:
    • стхапани;
    • нила и манья;
    • хридайа (внизу грудины, под сердцем);
    • басти.
  3. Капха-мармы:
    • адхипати;
    • урви (средины бедер и плеч);
    • басти;
    • талахридайа (центр ладони с тыльной стороны);
    • кшипра (основание мизинца и большого пальца рук);
    • ани (точки над коленной чашечкой и над внутренней стороной локтевого сустава).




Марма-массаж при дисбалансе одной из дош, помогает привести ее в равновесие и избавится от болезней, связанных с этим нарушением баланса. В зависимости от того, какой из дош массаж делается, отличается методика его проведения и действие на организм:

  1. Массаж от дисбаланса ваты согревает, питает. Используется много масла, движения мягкие.
  2. Массаж для питты расслабляет и успокаивает. Используется охлаждающее масло, прикосновения последовательные, неспешные, глубокие.
  3. Для капхи массаж должен быть тонизирующим, согревающим и бодрящим, масла используется меньше всего или его вообще заменяют присыпкой, гороховой мукой. Прикосновения интенсивные, иногда резкие.

Марма-терапия практикуется как отдельно, так и с другими лечебными аюрведическими методами, например панчакармой.

Мармы в йоге

Воздействие на мармы нормализует связь между физическим и тонким телом. Это может использоваться, и используется, в йоге. Специальные асаны могут применяться для стимуляции и приведения в баланс определенных марм. И наоборот: можно усиливать действие асаны, воздействуя на конкретные мармы.

Использование этих точек концентрации праны, имеют место и в практике дыхательной йоги – пранаямы. В данном случае практикующий пранаяму направляет и усиливает поток праны по определенным каналам к мармам с целью исцеления.

В йогической практике Пратьяхара, с марм, которые накапливают напряжении и закупориваются, снимается блокада с помощью методик расслабления и релаксации. Это позволяет энергиям свободно циркулировать, а человеку психически и физически восстановится.

Применяются мармы и в медитациях, и в мантрах.

Ввиду того, что повреждение работы ключевых марм способно привести к серьёзным нарушениям, а в некоторых случаях и к летальному исходу, учение о мармах (марма видья) во многих школах боевых искусств считалось тайным и передавалось от мастера к ученику лишь после длительного испытательного срока, в течение которого претендент доказывал чистоту своих намерений.

Упоминания о мармах

В Дханур Веде (воинской науке ведических времён) огромное внимание уделялось обучению и созданию мантрической защиты марм, которая образовывала так называемый «мистический щит».

Для создания такой защиты применялись определенные мантры и последовательность их наложения на конкретные части тела.

В Махабхарате во многих местах можно встретить упоминания о том, что мантры использовались в качестве оружия для поражения марм неприятеля.

Остатки знаний о мармах используются и в наше время, правда, зачастую далеко не всегда в благих целях. Большое количество ритуалов чёрной магии базируется на использовании звука и заговоров для поражения жизненно важных точек. Помимо этого, созданы целые музыкальные стили и направления, которые определённым образом оказывают разрушительное влияние на психику слушателей.

Для того чтобы оградить себя от негативного воздействия окружающей среды, в наши дни важно знать расположение и функции основных марм, а также знать способы их защиты.

Аштанга хридая самхита в отношении марм говорит следующее:

Одним из способов, который был уже озвучен ранее, является использование мантр. Регулярно практикуйте мантру АУМ, и Ваши мармы будут всегда находиться под надёжной защитой.

Концентрация на определенных участках своего тела также помогает активизировать нужную марму.

И, пожалуй, самым «осязаемым» инструментом работы с мармами могут служить асаны хатха йоги.

Все позы в положении сидя и особенно падмасана помогают активизировать мармы ног и заблокировать на время ток апана вайю, направляя поток праны вверх по телу, тем самым, усиливая активность и защиту марм во время медитации.

Асаны, в которых осуществляется скручивающее воздействие (например, паривритта триконасана), упорядочивают движение праны по основным нади и активизируют мармы спины, шеи, ног и рук.

Такие позы как вирабхадрасана, падахастасана направлены на активизацию и расширение системы марм, осуществляя взаимосвязь с внешними источниками жизненной силы.

Асаны, в которых присутствует прогиб назад (дханурасана, урдхва дханурасана, уштрасана) «открывают» мармы, которые расположены в области грудной клетки, живота, бёдер и сильно стимулируют марма-энергию.

Позы с вытяжением грудной клетки (адхо мукха шванасана, макарасана) оптимизируют работу марм, находящихся в области груди.

Асаны с наклоном вперёд (джану ширшасана, пашчимоттанасана) направлены на улучшение работы марм задней поверхности ног и спины и оказывают успокаивающее воздействие.

Мула бандха, уддияна и джаландхара бандхи активизируют соответственно мармы у основания позвоночника, в области живота и шеи.

Кто такой Хагги Вагги

Хагги Вагги, или Хаги Ваги (англ. Huggy Wuggy), — персонаж компьютерной игры Poppy Playtime, первый эпизод которой компания MOB Games выпустила 12 октября 2021 года. Сейчас десятки младших школьников по всему миру играют в Poppy Playtime в новом режиме «Роблокса».

По сюжету игры Хагги Вагги — антагонист, который охотится за игроком, бывшим сотрудником фабрики игрушек Playtime Co. Лучше всего огромное антропоморфное существо с синим мехом умеет обниматься (отсюда и название Huggy — от англ. to hug, то есть «обнимать»). Причем сперва он был добродушен, но из-за катастрофы на фабрике стал монстром.


Игра, как и многие другие инди-хорроры (низкобюджетные игры в жанре ужасов. — Прим. ред.), быстро стала популярной у летсплееров и стримеров. Аудитории особенно понравился не сюжет хоррора, а сам монстр Хагги Вагги. В сети стали появляться арты и клипы с персонажем. Иногда в работах фанатов появляется женская версия Хагги Вагги с розовым мехом — Кисси Мисси. Хотя ее изображение и встречается в оригинальной игре, ее самой там нет. Впрочем, это не мешает поклонникам Poppy Playtime фантазировать на тему взаимоотношений Хагги Вагги и Кисси Мисси: в сообществе принято считать, что эти персонажи состоят в романтических отношениях.

«У нас пропал синий Хагги Вагги»

Хагги Вагги стал героем не только изображений и видео внутри сообщества, но и десятков мемов, включая один, который стал самым популярным. В его основу легла фраза «У нас пропал синий Хагги Вагги. О нет, Хагги Вагги, нет, брат, нет. Он сгорел, почернел».

Мем появился благодаря ютуберу Скорти, который опубликовал видео «Хагги Вагги умер и стал призраком». Блогер играл в мод, позволяющий загрузить в игру GTA V модель Хагги Вагги, к тому же разных цветов. Один из персонажей — классический синий Хагги Вагги — погиб на костре. Фраза, впоследствии превратившаяся в мем, была реакцией на эту смерть.

Неизвестный тиктокер обрезал оригинальное видео Скорти и исказил голос ютубера. В итоге звук приобрел популярность в отрыве от фэндома (фанатского сообщества. — Прим. ред.) Poppy Playtime — он выражает отчаяние и крайнюю степень огорчения.

Почему Хагги Вагги нравится детям

Хагги Вагги настолько популярен, что во всех мировых маркетплейсах тут же появились линейки игрушек разного качества, часто в комплекте с ними идут теряющие популярность поп-иты. Средняя цена на игрушку на Ozon сейчас около 500 рублей (но есть Хагги и по четыре тысячи!), а вместе с ними на рынок «полетели» чашки, рюкзаки с принтами, антистресс-сквиши и все остальное, что могут попросить школьники у родителей, когда у них появляется «герой сезона».


Поиск по релевантному запросу забит результатами формата «как сделать Хагги Вагги из носка», «как сделать Хагги Вагги из бумаги», «как сделать движущегося Хагги Вагги» и так далее (запросы выдают уже 5 миллионов результатов и более). Причем, если судить по «Гугл.Трендам», Россия идет не в ногу с мировым поиском: там интерес к Хагги уже угасает, а у нас, наоборот, пока постоянно растет (не будем спрашивать, при чем здесь тикток).

Подобная ситуация уже происходила с монстрами из другого хоррора, Five Nights at Freddy's, где главными антагонистами были жутковатые движущиеся куклы, похожие на животных. Популярность у детей стала причиной выхода многочисленных продолжений серии, сопровождающихся и появлением новых игрушек.


Стоит ли отказывать ребенку в покупке Хагги Вагги или другого подобного монстра? С точки зрения психологов, в детском интересе к «страшным» игрушкам нет ничего плохого.

Игровой терапевт и детский психолог Александр Покрышкин замечает: «Для детей любая выбранная игрушка — это форма выражения каких-то чувств. Например, родители задаются вопросом: нужно ли иметь в детском наборе такой предмет, как игрушечный унитаз? Я думаю, ничего плохого в этом нет. При помощи этой игрушки дети осваивают вопросы, связанные с гигиеной. Трехлетнему ребенку, который еще недавно пользовался горшком, трудно найти слова и выразить, допустим, свой страх провалиться в унитаз. И игра с кукольной сантехникой — это его возможность отрефлексировать свою тревогу. Так же и с негативными персонажами: ребенок таким образом проживает определенные чувства».

Марма-терапия — старинный индийский метод оздоровления, наполняющий энергией. Освоив технику точечного марма-массажа, подобрав эфирные масла и травяные настои в соответствии с типом доши, можно научиться помогать себе и своим близким.

Фото к статье: Марма-массаж: лечение по энергетическим точкам


Учение о мармах

Марма-терапия — один из древнейших методов аюрведического лечения, техника глубокого восстановления и энергетической перезагрузки организма. В ее основе — мягкое и при этом глубокое воздействие на мармы (в переводе с санскрита — «зоны жизни», «особо чувствительные точки») — биоэнергетические центры человеческого тела.

На протяжении тысячелетий марма-массаж оставался великим тайным знанием. В Индии оно было доступно только избранным — царям и воинам, владевшим искусством традиционного индийского боя Каларипаятту. Зная расположение «точек жизни» и «точек смерти» на теле человека, а также понимая как их активизировать, они могли врачевать, восстанавливать свои силы и поражать врага одним лишь прикосновением к мармам. По сей день, марма-терапия считается самой древней из известных ныне техник восполнения жизненной энергии (праны) и восстановления обмена веществ.

В Индии марма-терапия уже давно используется лучшими врачами в повседневной практике, эти знания бережно хранятся и передаются из поколения в поколение.

Согласно аюрведе, на нашем теле расположены 107 марма-точек: 22 на ногах, 22 на руках, 12 на груди и животе, 14 на спине, 37 на голове и шее. Сто восьмой мармой считается разум.

Мармы находятся в мышцах, венах, связках, сухожилиях, костях и суставах. Воздействие на них в процессе массажа или самомассажа восстанавливает функции тех или иных органов, возвращает силы и энергию, помогает расслабиться. С точки зрения марма-терапии главной причиной большинства болезней является нарушение распределения жизненной энергии, праны, в теле и сознании. Точечное воздействие на мармы снимает энергоблоки и восстанавливает нормальное течение праны.

Мармы в аюрведе описываются как перекрестки материи и сознания. Они располагаются близко к поверхности кожи и чрезвычайно чувствительны. Все эти точки связаны между собой невидимыми энергетическими каналами, нади, пронизывающими тело. Мармы играют ключевую роль в поддержании равновесия дош (ваты, питты и капхи) и в стимуляции трех циркулирующих систем — лимфатической, кровеносной и нервной.

Жизненно важные марма-зоны: ступни, голени, колени, бедра, живот, солнечное сплетение, грудная клетка, спина, кисти, предплечья, плечи, шея, затылок, челюсти, глаза, макушка.

Марма-терапию практикуют отдельно, а также в сочетании с традиционным индийским массажем и другими терапевтическими методами аюрведы, например панчакармой.

Как работает марма-терапия

Согласно науке о мармах, большая часть заболеваний связана с энергетическим дисбалансом в теле. Марма-массаж способствует устранению энергетических блоков и налаживанию естественного течения праны на уровне тела и ума.

Марма-терапия включается следующие методы:

* Применение лечебных масел и пасты (на основе травяных порошков, масел и специй).

Типы марма-массажа

Марма-массаж может выступать в качестве лечения или предупреждения любых заболеваний, связанных с дисбалансом праны в теле. В зависимости от физического и психического состояния пациента, его возраста, а также природы заболевания, применяются различные техники марма-массажа.

* Сукха тирумма. Этот вид массажа направлен на общее укрепление организма и используется в качестве профилактики болезней.

* Ракша тирумма. Этот массаж выполняется для лечения самых различных заболеваний, как соматической, так и психической природы.

* Кача тирумма. Такой массаж рекомендуют танцорам, спортсменам, тем, кто занимается любым видом борьбы — для улучшения гибкости и физической формы.

Преимущества марма-массажа

* Улучшает пищеварение, усиливает агни — «пищеварительный огонь».

* Снимает боли при артрите и боли в суставах.

* Ослабляет защемление нерва.

* Способствует глубокой релаксации.

Техника марма-массажа

Специалисты аюрведы уверяют, что при помощи марма-массажа поддаются лечению астма, мигрень, повышенное артериальное давление, ишиас, заболевания опорно-двигательного аппарата, а также другие болезни, которым особенно подвержены современные горожане. Научившись воздействовать на определенные точки, можно активизировать скрытые силы организма. «Самомассаж — это отправная точка и ключ к самоизлечению, — говорит Ниил Венугопал, бакалавр аюрведической медицины и хирургии, практикующий доктор аюрведы, марма-терапевт, специалист Центра аюрведы и йоги “Керала”. — Сейчас у многих людей есть проблемы, связанные с головной, поясничной, желудочной болью, и они все решаются с помощью марма-массажа».

На марму наносят небольшое количество смеси растительного и эфирного масел (их выбирают в зависимости от доминирующей доши, как именно — см. ниже). Массаж проводят большим пальцем. Начинают с мягких и плавных круговых движений малого радиуса по часовой стрелке. Каждый следующий круг делают шире предыдущего. Выполнив пять расширяющихся по спирали движений, круги сужают, медленно усиливая нажим. Цикл из пяти расширяющихся и пяти сужающихся кругов повторяют трижды. Мармы, находящиеся в дисбалансе, более чувствительны, при воздействии на них возможны болевые ощущения.

Техника марма-массажа определяется тем, какую именно дошу следует гармонизировать. Для этого нужно понять свою конституцию и установить, какая доша у вас доминирует, а какая находится в состоянии дисбаланса — в этом поможет наш тест.

Массаж при дисбалансе ваты

Признаки ваты: сухость, холодность неравномерность и шероховатость.

Основные вата-мармы: адхипати (макушка), стхапани (центр лба, третий глаз), нила и манья, (под ухом на передней стороне шеи и на боковой стороне щитовидной железы), набхи (точка на 5 см ниже пупка), басти (в нижней части брюшной полости, примерно на 10 см ниже пупка), гуда (конец копчика).

Особенности массажа: согревающий, плавный, питательный, с обилием теплого масла. Прикосновения должны быть мягкими, но уверенными. Резкие движения представителей данной доши выводят из равновесия. Излишки масла можно оставлять на коже, чтобы она ими пропиталась. Особенно важно обильно умастить маслом живот. После массажа вату нужно укрыть простыней или одеялом, а при местном массаже приложить грелку для сохранения тепла.

Массажные масла: любые базисные, но лучше всего кунжутное или лесных орехов с добавлением эфирных масел аира, базилика, ветивера, джатамамси (аралии индийской), имбиря, камфоры, кардамона, кориандра, лаванды, лемонграсса, ромашки, сандала, шалфея или эвкалипта. Смешивайте масла по формуле: 40 капель эфирного на 100 мл растительного.

Массаж при дисбалансе питты

Признаки питы: маслянистость, жар, напряженность и текучесть.

Основные питта-мармы: стхапани (центр лба, третий глаз), нила и манья (под ухом на передней стороне шеи и на боковой стороне щитовидной железы), хридайа (прямо под сердцем в нижней части грудины), басти (в нижней части брюшной полости, примерно на 10 см ниже пупка).

Особенности массажа: успокаивающий, расслабляющий, с умеренным количеством охлаждающего масла. Прикосновения глубокие, последовательные и медленные. Кожа питта-типа склонна к воспалениям и раздражению — при массаже особенно чувствительных зон следует соблюдать осторожность.

Массажные масла: охлаждающие растительные, вроде кокосового или оливкового, в миксе с эфирными маслами мяты, мелиссы, ветивера, жасмина, кориандра, кумина, лаванды, розы, сандала, тысячелистника или фенхеля. На 40 капель эфирного масла должно приходиться 100 мл базового.

Массаж при дисбалансе капхи

Признаки капхи: холодность, влажность, плотность, жирность.

Основные капха-мармы: адхипати (макушка), урви (середина плеча и середина бедра), басти (в нижней части брюшной полости, примерно на 10 см ниже пупка), талахридайа (точка в центре тыльной стороны ладони), кшипра (основание большого пальца руки, а также основание мизинца руки), ани (наружный верхний слой коленной чашечки, а также внутренняя поверхность плеча над локтевым суставом).

Особенности массажа: бодрящий, стимулирующий, с минимальным количеством теплого масла. Движения энергичные, быстрые, порой даже резкие. Капха нуждается в маслах меньше, чем другие доши. Поэтому массаж нередко делают со спиртом или присыпкой, иногда в шелковых перчатках.

Массажные масла: согревающие растительные, такие как миндальное, горчичное или рапсовое, в сочетании с эфирными маслами тысячелистника, шалфея, эвкалипта, апельсина, базилика, имбиря, камфоры, кардамона, корицы, мирры. Так как масла в данном случае требуется меньше, чем для массажа других типов дош, концентрацию эфирных масел можно увеличить: 60—80 капель эфирного на 100 мл растительного масла.

Аюрведическая медицина много внимания уделяет работе с жизненно важными точками, расположенными на теле человека. Эти точки называются «мармы» и находятся в местах концентрации жизненной энергии. Стимуляция марм входит в технику традиционного аюрведического массажа. В результате такого воздействия улучшается физическое и эмоциональное состояние, приходят в баланс доши и появляется возможность избавиться от некоторых заболеваний.


Также считается, что повреждение марм может привести к негативным последствиям для здоровья, а в некоторых случаях к серьёзным нарушениям в работе организма и даже смерти. На этой идее были основаны боевые искусства, позволявшие воинам без оружия поражать врагов, воздействуя на уязвимые участки тела.

Особую популярность знания о мармах получили на юге Индии, где древние мастера каларипаятту использовали чувствительные участки тела для того, чтобы нанести поражение или залечить раны. Эти знания получили дальнейшее развитие в «Дханурведе» (стрельба из лука), «Малла Пуране» (борьба) и «Ваджра-мушти» (бокс).

Знания о целительном и разрушающем потенциале этих точек оформились в науку марма-видья. Известные трактаты, которые легли в основу современных аюрведических знаний, отмечают важность использования марм для регулирования потока энергии в организме и обретения здоровья.

Так, Сушрута, живший во времена Будды, применял знания о мармах в хирургии и внёс существенный вклад в развитие марма-видьи. Результаты его исследований, изложенные в «Сушрута-самхите», включают виды хирургического вмешательства и методы лечения острых состояний. Кроме этого, Сушрута описал расположение марм и их влияние, заложив тем самым прочный фундамент для развития марма-видьи, которая распространялась с каждым последующим поколением практикующих.

Марма-терапия: энергетические точки йоги и аюрведы

Практикуя хатха-йогу, можно также воздействовать на мармы. Асаны йоги были разработаны в результате длительных наблюдений и исследований для того, чтобы облегчить состояние физического тела и уменьшить колебания ума, приносящие страдания. Асаны оказывают прямое влияние на мармы, вызывая сокращение и вытяжение мышц, кровеносных сосудов, суставов, позвоночника. Ритмичное движение, вибрация и давление активизируют энергетические каналы и внутренние органы. Плюс ко всему такое всестороннее воздействие способствует удалению токсинов.


Например, наклоны и прогибы стимулируют мармы, расположенные на груди, животе и спине. Скрутки стимулируют мармы позвоночника. Асаны, раскрывающие тазобедренные суставы, воздействуют на центры, отвечающие за работу мочеполовой системы. Если учесть, что мармы связаны с тонкими каналами, нади, и чакрами, формирующими тонкую нервную систему, то практика асан через различные положения тела стимулирует мармы и воздействует на физическое и тонкое тела, обеспечивает правильный обмен энергией, сохраняет здоровье и повышает уровень жизненной силы.

Марма-терапия и аюрведа разделяют три общих принципа: весь мир состоит из пяти элементов (панча махабхута), а важным аспектом здоровья является баланс трёх дош (тридоша) и свободное движение праны.

Мармы для аюрведы — важный диагностический инструмент. В этих энергетических точках скапливаются токсины, стресс и отрицательные эмоции, оставаясь там порой долгие годы. Ещё до того, как заболевание поражает орган или систему, мармы способны сообщить о возможных предстоящих ухудшениях. Точки стимулируются с помощью различных техник воздействия, и, по мере улучшения кровотока и энергии, улучшается состояние нервов, мышц, суставов и внутренних органов.

В организме человека насчитывается 108 марм (107 на теле и ещё одна — в уме):

  • 22 на нижних конечностях;
  • 22 на руках;
  • 12 на груди и животе;
  • 14 на спине;
  • 37 на голове и шее.

Основные точки соответствуют семи чакрам, остальные располагаются вдоль туловища и конечностей.


Эффекты марма-терапии

Работа с мармами приносит в жизнь человека серьёзные изменения. Подъём на эмоциональном, ментальном и духовном уровне объясняется тем, что марма-массаж восстанавливает связь с бессознательным. Это позволяет нивелировать страхи и запреты, изменить привычное мировоззрение и расширить горизонты познания. Марма-терапия способна привести в баланс доши и избавить человека от токсинов. В результате к человеку возвращается гибкость на умственном, физическом и духовном уровнях.

  • поддерживает иммунную систему;
  • регулирует функции внутренних органов;
  • стимулирует бессознательные процессы и эмоциональные реакции;
  • помогает высвободить негативные эмоции;
  • снимает психические блокировки подсознательного характера;
  • освобождает от зависимостей.

Разберём на примере работу марма-терапии. Надо учесть, что не существует универсального подхода для лечения всех форм психологических или физических расстройств. Каждое заболевание имеет свой путь развития и требует индивидуального метода лечения. Те, кто страдает бессонницей и испытывает проблемы с засыпанием из-за стресса, могут попробовать массаж головы и ушей.

При бессоннице полезно воздействие на стопы. Интересно, что к отклонениям может привести поражение марм. Так, если поражена марма рядом с кончиком пяточной кости (уппукути), это может спровоцировать расстройство сна или психические заболевания.


Аюрведический массаж лица: марма-точки на лице и шее

Знания аюрведы, которые сформировались за тысячи лет опыта, наблюдений и анализа, позволяют решить проблемы каждого человека, применяя индивидуальный подход. Аюрведический массаж лица не только устраняет сухость и различные недостатки, но и предотвращает увядание. Он позволяет восстановить чувство покоя и радости, которое пронизывает всё тело. Такой эффект возникает благодаря воздействию пальцами на мармы, расположенные на лице и шее.

Что конкретно стимулируют марма-точки на лице?

  • Центр подбородка – репродуктивную систему;
  • углы рта – обмен веществ;
  • между носом и верхней губой – мозговое кровообращение;
  • наружные уголки носа – пазухи носа;
  • центр скул – лёгкие;
  • нижние веки, чуть выше скул, – надпочечники;
  • нижняя часть надбровной дуги – печень и селезёнку;
  • виски – толстую кишку;
  • межбровье – аджна-чакру;
  • макушка – сахасрара-чакру.

Какую пользу приносит аюрведический массаж лица?

  • Снимает стресс и напряжение;
  • улучшает кровообращение: кровь доставляет большее количество питательных веществ в клетки, за счёт чего кожа сохраняет тонус и жизненную силу;
  • увеличивает лимфоотток;
  • улучшает движение праны, которая сохраняет свежесть кожи;
  • способствует лучшему впитыванию масел и кремов, которые питают клетки кожи и усиливают её гидратацию;
  • обеспечивает хороший сон, который восстанавливает организм и повышает иммунитет;
  • успокаивает нервы и снимает усталость;
  • помогает снять напряжение с глаз и предотвращает головные боли;
  • устраняет заложенность носа и очищает носовые проходы.

Аюрведический массаж лица — это не только дань красоте. Прикосновение к мармам улучшает интеллектуальную деятельность, память и концентрацию. Мы обретаем ясность, благодаря которой способны совершать правильные поступки.


Марма-массаж лица: техника выполнения для омоложения

Аюрведический марма-массаж лица может выполняться в любое время дня, что делает его бодрящей утренней процедурой и успокаивающим вечерним удовольствием. Уделите себе несколько минут, и энергетические точки помогут вам расцвести и засиять естественной красотой.

Перед процедурой очистите лицо, нанесите увлажняющий крем или масло, подходящее для вашей доша-конституции. Массаж нужно выполнять тёплыми пальцами, массируя каждую точку по часовой стрелке 15–30 секунд.

Может показаться, что точек слишком много, запомнить их непросто, а сам аюрведический массаж головы займёт слишком много времени. Начните осваивать эту процедуру постепенно, с 3–4 точек, добавляя каждый день по одной. Так уже через пару недель вы освоите «карту» своего лица и шеи и сможете ощутить позитивные изменения в состоянии здоровья и мировосприятии.

Марма-терапия может использоваться как часть повседневных действий или как составляющая сложных аюрведических процедур, как, например, панчакарма. Это хорошее дополнение к практике йоги и медитации, поскольку способствует раскрытию внутреннего потенциала.

Читайте также: